Жанровые и структурно-стилевые особенности очерка и рассказа в адыгейской литературе 60-90-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Васильева, Нафисет Схатбиевна

  • Васильева, Нафисет Схатбиевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 172
Васильева, Нафисет Схатбиевна. Жанровые и структурно-стилевые особенности очерка и рассказа в адыгейской литературе 60-90-х годов: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Майкоп. 2005. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Васильева, Нафисет Схатбиевна

Введение

Глава I. Формирование и развитие очерка в адыгейской литературе 60-х - 90-х годов

1.1. Природа жанра очерка. Его место в отечественной и адыгейской литературах

1.2. Особенности современного периода развития очерка

1.3. Очерк и рассказ. Система жанровых измерений очерка

1.4. Пути развития очерка в адыгейской литературе

1.5. Системный анализ адыгейского очерка последних десятилетий

1.5.1. Жанровые разновидности очерка памяти

1.5.2. Типология очерков на современную тему

1.6. Художественная публицистика писателей

Глава II. Типологические и структурно-стилевые особенности рассказа в адыгейской литературе

60-х — 90-х годов

2.1. Рассказ как жанр. Рассказ и новелла.

Своеобразие развития российского рассказа в XX веке

2.2. Структурно-типологическая классификация современного рассказа

2.3. Адыгейская проза 60-х - 90-х годов в художественных модификациях малого жанра. На подступах к лирической прозе: рассказы К.Жанэ

2.4. Типология лирического рассказа и новеллы Х.Ашинова 99 2.5 «Малая проза» П.Кошубаева и С.Панеша

2.6. Типологическая классификация малой художественной прозы Ю.Чуяко

2.7. Обзор рассказов Г.Немченко, А.Пренко и других современных писателей Адыгеи

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанровые и структурно-стилевые особенности очерка и рассказа в адыгейской литературе 60-90-х годов»

Современная адыгейская малая проза, в частности рассказ и очерк, имеют основательные литературные традиции, древние устно-поэтические корни, убедительную научную историю их исследования, насчитывающую более столетия.

В своем развитии адыгейский очерк и рассказ к настоящему времени прошел три этапа1:

1-й этап (20-е - вторая половина 30-х годов). Соответствующий ему структурно-типологический пласт - «проза исторического перелома»;

П-й этап (конец 30-х - середина 50-х годов) с характерным для него структурно-типологическим пластом, реализующим новую стилевую тенденцию «особой художественной концентрации»;

Ш-й этап (с 1956 года) - современная проза философско-нравственной проблематики, находящей выражение в «многообразии жанров и художественных форм», плодотворном развитии короткой повести.

Понятие «современная проза» в конце 80-х годов претерпело существенные изменения в смысле определения временных границ и у большинства литературоведов (П.Басинский, Г.Белая, Е.Добренко В.Бондаренко, А.Бочаров, В.Ерофеев, А.Михайлов. Б.Сарнов, М.Чудакова, К.Шаззо, У.Панеш и других) стало обозначать два-три последних десятилетия. С этим фактом необходимо согласиться, ибо, при сохранении проблематики и жанрового многообразия Ш-го этапа, укрепление идеолого-художественного направления, усложненность формы, новые публицистико

1 Типологическое членение адыгейской прозы принадлежит У.М.Панешу (см. его книгу: Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. -Майкоп, 1990. - С. 33), периодизация основана на общесоюзной классификации Ю.Суровцева (см.: Суровцев Ю.О. Советская литература// Краткая литературная энциклопедия. - М., 1971. - Т. 6. — Стлб. 1020), дополненной Ю.Боревым (Литературная газета. - 1988.-25 мая. -№ 21). стилевые тенденции утверждаются прежде всего в очерке и рассказе, осваивающих злободневно-острое содержание, которое возвращает этим малым жанрам в адыгейской литературе статус первопроходцев. «Активизация проблемного очерка, обращенного к разным сторонам жизни и ориентированного на анализ сложных человеческих взаимоотношений. становится характерной и для адыгейской литературы. Об этом свидетельствует художественно-публицистическая деятельность Т.Керашева л

А.Евтыха, Д.Костанова Ю.Тлюстена» . Эволюция их творчества, приход нового поколения писателей: Х.Ашинова, П.Кошубаева, Ю.Чуяко и других, начинавших с малой прозы и ставших мастерами рассказа и новеллы, дают право утверждать, что современная адыгейская малая проза — самостоятельный жанр национальной литературы, многими нитями связанный с другими жанрами, в особенности — повестью и романом3.

Если связь с повестью порой проявляется в сюжетно-композиционном плане, что прежде всего и отмечают исследователи, то связь с романом чаще всего рассматривается «генетически», когда малую прозу квалифицируют как «подступы» к большому эпосу, идейно-эстетическую «разведку» романной темы. Эти общеизвестные суждения стали литературоведческими постулатами уже к 60-м годам XX века. Далее научная и критическая мысль адыгейской и всей российской литературы сумела значительно расширить объем исследования жизни, беря ее во всей многомерности, для чего понадобились понятия пространства и времени в художественной литературе, взаимоотношения автора и героя, героя и рассказчика, особенности прозаического повествовательного ритма в отличие от лирического, стыки и расхождения между рассказом и новеллой, рассказом и очерком, влияния адыгейской новеллы на роман. Этим проблемам посвящены статьи и некоторые разделы монографий-персоналий адыгейских

2 Панеш У.М., Тхакушинов А.К. Адыгейская литература 50 - 80-х годов XX века// История адыгейской литературы в 3-х томах. - Майкоп: АРИГИ, 2002. - Т. II. - С. 23.

3 См. главы - персоналии адыгейских писателей: И.Цея, Т.Керашева, Ю.Тлюстена и др.// История адыгейской литературы в 3-х томах. - Майкоп: АРИГИ, 2002. - Т. I, II. писателей, поэтапные обзоры эволюции национальной прозы, исследования адыгских ученых Л.Бекизовой, Ю.Тхагазитова, Х.Бакова, А.Мусукаевой и других.

Жанровая представленность современной адыгейской прозы, ее анализ -предмет пристального внимания ведущих исследователей: М.Кунижева, А.Схаляхо, К.Шаззо, У.Панеша, Е.Шибинской, Ш.Хута, Т.Чамокова, М.Хачемизовой, Р.Мамия, А.Тхакушинова, Х.Тлепцерше, молодых ученых: С.Шхалаховой, Ф.Хуако, Ш.Шаззо и других.

Однако очерк и рассказ как самостоятельные жанры прозы еще не изучены системно монографически, хотя по проблемам рассказа и новеллы есть несколько концептуальных статей. Здесь необходимо назвать, в первую очередь, статью К.Шаззо «Современная адыгейская новелла»4, в которой автор останавливается на теоретических проблемах жанра новеллы, находит ее признаки в новелле Ю.Тлюстена 1938 года «Пщыук1» («Князеубийца»), признавая, однако, преждевременным утверждение о появлении адыгейской новеллы еще в 30-е годы. Она находилась еще на начальном этапе своего развития, преодолевая влияние очерка и газетной публицистики, поэтику устного народного сказа (как в произведениях Ю.Тлюстена). Прослеживая моменты оформления жанра новеллы, К.Шаззо подробно останавливается на новеллах Т.Керашева (глава «Новеллы о прошлом») и Х.Ашинова (глава «Новеллы о современности»). Мысль К.Шаззо об огромных возможностях новеллы в будущем нашла убедительное подтверждение в новеллистическом творчестве писателей 80-х годов. Однако доказательства отличия новеллы от рассказа не бесспорны.

Несколько позже К.Шаззо коснулся проблемы малых жанров адыгской прозы, выделив повесть и рассказ. Давая характеристики рассказам Х.Хавпачева, Х.Теунова, С.Кушхова, А.Охтова, Х.Гашокова, лирическим рассказам Х.Ашинова, А.Евтыха, П.Кошубаева, автор порой употребляет

4 Шаззо К. Современная адыгейская новелла// Сборник стаей по адыгейской литературе и фольклору. -Майкоп, 1975. термины «рассказ» и «новелла» как синонимы, считая, что «в черкесской прозе еще удерживает позиции рассказ эпический, проникнутый публицистическим пафосом». К.Шаззо видит новаторские завоевания лирического повествования в произведениях Ал.Шогенцукова, К.Эльгара, Х.Ашинова, отдавая предпочтение последнему: «Х.Ашинов стал подлинным творцом лирического рассказа и повести»5.

Как бы продолжая рассуждения на эту тему, Х.Тлепцерше в книге «На пути к зрелости»6 прослеживает этапы становления адыгейской повести, уделяет пристальное внимание современному периоду ее развития, не упуская из поля зрения рассказ и новеллу. В книге особенно важны мысли о стилеобразующей роли художественного конфликта и лирической прозе Х.Ашинова, П.Кошубаева, Ю.Чуяко. Ценны в книге Х.Тлепцерше наблюдения над документализмом ряда адыгейских повестей (А.Шеуджена, Ю.Тлюстена, И.Машбаша).

В книге Т.Чамокова «В ритме эпохи» (изд-во «Эльбрус», 1986) интересны наблюдения, касающиеся типологических связей адыгских и русской литератур. У.Панеш посвятил этой проблеме книгу , в которой изложил научное видение проблемы и анализ путей ее художественной реализации в современных литературах. Авторская концепция типологии применительно к адыгской прозе стала методологической основой для исследований молодых ученых (О.Ефремовой, А.Пшизовой), разрабатывающих типологические принципы подхода к адыгейской новелле и рассказу (50-х - 70-х годов).

Однако современный очерк и рассказ в адыгейской литературе последних десятилетий нуждаются в дальнейшем комплексном исследовании - как в проблемно-тематическом, так и в жанровом содержании. Благодаря

3 Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. — Тбилиси:

Мецниереба, 1978.-С. 129.

6 Тлепцерше X. На пути к зрелости (Адыгейская повесть: традиции и новаторство). — Краснодарское книжное издательство, 1991.

7 Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. - Майкоп, 1990. тому, что малая адыгейская проза представляет собой многожанровый развивающийся организм, чутко реагирующий на проблемы сегодняшнего дня, постоянно обогащающий большую прозу художественными достижениями авторов нескольких поколений, системное изучение очерка и рассказа является особо актуальным, что и обусловило выбор темы исследования, его цель, задачи и научную концепцию.

Объект исследования - Очерк и рассказ в современной адыгейской литературе последних десятилетий.

Предмет исследования - жанровые и структурно-стилевые особенности современного очерка и рассказа. Их типология.

Материалы исследования — малая проза в адыгейской литературе последних трех десятилетий: очерки М.Шебзухова, Х.Сиджаха, М.Беджанова, А.Куека, Е.Салова, Г.Чемсо, Р.Ачмиз-Кумук, Х.Баладжияна, Ю.Чуяко, Г.Немченко и других; рассказы и новеллы Т.Керашева, Ю.Тлюстена А.Евтыха, Х.Ашинова, К.Жанэ, П.Кошубаева, С.Панеша, Ю.Чуяко, Г.Немченко; труды отечественных и адыгейских ученых по проблемам жанров малой прозы, периодизации литературного процесса 60-х - 90-х годов XX века, его характерных особенностей в проекции на жанрово-стилистическую эволюцию прозы; другие теоретические, мемуарные, биографические источники целевого направления.

Цель исследования — анализ современных очерков и рассказов с позиции типологического подхода к их жанровым и структурно-стилевым разновидностям.

Задачи исследования:

S изучить теоретические основы и методологию жанровой дифференциации современной малой прозы; S выработать концепцию жанровых измерений для адыгейской малой прозы, ее внутрижанровых разновидностей, эволюции в процессе поступательного развития литературы;

•S произвести комплексный научный анализ современной очерковой и новеллистической литературы в рамках внутрижанровой типологии, сосредоточив особое внимание на структурно-• стилевых особенностях современных очерков и на лирической прозе (Х.Ашинов, П.Кошубаев, Ю.Чуяко). - .

Гипотеза исследования — выявление типологических качеств адыгейской малой прозы позволит определить ее место в современном литературном процессе, а анализ структурно-стилевых особенностей каждого жанра поможет увидеть своеобразные национальные краски на общей картине состояния современной литературы.

Методологической основой диссертационного исследования являются принципы теории познания, сравнительно-типологический и исторический подходы. В формировании научной концепции автора значительную роль сыграли труды Ив.Виноградова, Л.Тимофеева, Г.Поспелова, И.Крамова, М.Эпштейна, В.Сурганова, ю.Суровцева, А.Карягина, И.Жиги, Н.Глушкова, В.Канторовича, Е.Журбиной, В.Пескова, Г.Колосова, а так же теоретические положения в работах Л.Бекизовой, М.Кунижева, К.Шаззо, У.Панеша, Т.Чамокова, Е.Шибинской, Х.Тлепцерше, Л.Деминой.

Научная новизна диссертации состоит в разработке типологии современного адыгейского очерка и рассказа и в структурно-стилевом анализе ряда произведений малой прозы, впервые вводимых в научный оборот.

Практическая значимость исследования состоит в расширении представлений о типологии адыгейского очерка и рассказа, в обеспечении возможности использовать новый материал в вузовских курсах отечественной литературы и в школьном преподавании.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Наращивание художественных качеств малой прозы в современной адыгейской литературе — закономерный процесс, требующий типологического подхода к обнаружению этих качеств посредством изучения жанровых и структурно-стилевых особенностей очерка и рассказа в контексте отечественной и адыгской литератур.

2. Исследование современного адыгейского очерка в его жанровых модификациях позволило: а) ввести в научный оборот еще не исследованные, новые для адыгейской литературы жанровые формы; б) определить их типологические качества для обобщающего суждения о значении очерка в современной адыгейской литературе.

3. Типологический подход к анализу рассказов и новелл адыгейских авторов 70-х - 90-х годов дал возможность изучить жанровые и структурно-стилевые особенности и выстроить классификационную схему произведений малых жанров ведущих прозаиков (Х.Ашинов, П.Кошубаев, Ю.Чуяко), что позволило аргументировать мысль о самостоятельности жанра современного рассказа и его художественном влиянии на адыгейскую литературу в целом.

Достоверность результатов работы обусловлена использованием концептуальных трудов литературоведов и критиков, научным анализом опорного художественного и публицистического материала.

Апробация работы проходила на научных конференциях в Адыгейском государственном университете (2000 - 2005 гг.), на региональных конференциях в Майкопском государственном технологическом университете и Карачаевском государственном университете. Основные положения работы были заслушаны на заседаниях кафедры Отечественной литературы и журналистики (2003 - 2005 гг.).

Структура и объем диссертации определяются целью, задачами и логикой исследуемого материала. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Васильева, Нафисет Схатбиевна

Выводы

В порядке выводов по II главе считаем необходимым указать на несколько обстоятельств, помешавших четкой и конкретной классификации адыгейского рассказа.

Во-первых, самоназвание жанра как рассказа в творчестве писателей Х.Ашинова, К.Жанэ, П.Кошубаева, С.Панеша, Ю.Чуяко, Г.Немченко и других традиционно задерживало исследователей на жанровых признаках рассказа и тормозило преодоление традиции в тех случаях, где исследователь встречался с явными качествами новеллы или другой жанровой модификации. Особенно у Х.Ашинова и Ю.Чуяко.

Во-вторых, своеобразие исторической адыгейской новеллы пока не находит своего воплощения в прозе современных адыгейских писателей, кроме Т.Керашева. А жанровые параметры такой новеллы были эталоном адыгейской новеллы вообще вплоть до 70-х годов XX века, когда усилиями теоретиков и мастеров конкретного литературоведческого анализа У.Панеша и К.Шаззо наконец были проложены пути разграничения новеллы и рассказа.

Однако, в-третьих, при единстве взглядов адыгейских теоретиков на признаки новеллы, конкретный анализ ее в творчестве Х.Ашинова, например, не дал нужного единства литературоведов, и одни и те же произведения были отнесены и к новелле и к рассказу.

Тем не менее, после обсуждения названных здесь и других теоретических проблем в работе была сделана попытка анализа лирической прозы Х.Ашинова в контексте российской и адыгейской литератур. А так же разработана классификация новелл Х.Ашинова (по жанровой принадлежности, по типу конфликтной основы, по способу проявления художественного конфликта, по путям его разрешения).

Рассмотрение жанровых особенностей малой прозы П.Кошубаева и С.Панеша, с опорой на авторитет оценок У.Панеша, К.Шаззо и Х.Тлепцерше, позволил увидеть типологическую преемственность прозы П.Кошубаева с традициями А.Евтыха и Х.Ашинова. В то же время сделана попытка доказать различия в развитии и в исходе лирического конфликта, в типе лирического героя - более трезвого, активно не приемлющего зла, хотя и не утратившего поэтического восприятия жизни. Отсюда частое замещение в сходных ситуациях ашиновского юмора сатирой, увеличение количества персонажей в рассказах за счет типа антигероя. Однако к лирической прозе рассказы П.Кошубаева относятся благодаря искреннему исповедальному тону рассказчика.

Рассказ С.Панеша классифицирован следующим образом: сатирические миниатюры, анекдоты и фельетоны, сатирические рассказы и новеллы. Являясь индивидуальным художественным явлением, рассказы С.Панеша по типологическим качествам близки к некоторым новеллам Х.Ашинова.

В отдельный параграф выделен анализ малой прозы Ю.Чуяко, в частности произведений «Вернись, Титу, верни-ись!», «Незаконченный плетень», «Поездка к сыну», «Мелодия далеких гор», многих ранних рассказов и одного из последних - «Очаг моей жизни».

Автор работы представляет классификацию рассказов и новелл Ю.Чуяко: по жанровому своеобразию, по проблемно-тематическому признаку, по особенностям развития драматического конфликта. В малой прозе Ю.Чуяко явно преобладают лирические новеллы, драматизм в которых, в отличие от произведений Х.Ашинова и П.Кошубаева, не различается степенью остроты проявления, а разнится качествами постоянства и силой чувствования. Благодаря художественному рисунку их изображения Ю.Чуяко сумел совершенствовать психологическое содержание своей малой прозы, способствовать развитию адыгейской литературной новеллы.

Есть заслуга в ее стабилизации, особенно в лирическом аспекте, Гария Немченко, создавшего за последние десятилетия мастерские по форме, актуальные по современной проблематике новеллы и рассказы, среди которых ряд непосредственно связан в Адыгеей и национальной тематикой. В новеллах конкретизируются любопытные штрихи творческой истории некоторых произведений адыгейских авторов (П.Кошубаева, Ю.Чуяко), раскрываются точки зрения на международные и межнациональные проблемы представителей адыгейской и русской интеллигенции. Кроме того, созданы поэтические картины природы Адыгеи, запечатлены портреты ее писателей и художников.

Современный рассказ в адыгейской литературе - самостоятельный полнокровный жанр, представленный в многих жанровых разновидностях.

Заключение

Очерк и рассказ трех последних десятилетий в творчестве адыгейских писателей — самостоятельные жанры, убедительно доказавшие свою художественную состоятельность, жизнеспособность перед лицом все усложняющихся задач духовного оснащения формирующегося нового гражданского общества и занявшие достойное место в современном литературном движении.

Эти качества малой прозы получили импульс к своему развитию на первоначальном этапе новописьменной адыгейской литературы по ряду обстоятельств. Среди них — традиции народной новеллы, опыт писателей-публицистов XIX - начала XX века, публицистическая направленность стилевых и жанровых исканий русской литературы 20-х - 30-х годов XX века.

Первыми творческими опытами молодых писателей новописьменной адыгейской литературы стали газетный очерк, зарисовка, рассказ и небольшая повесть, сюжетное стихотворение и сказовая поэма, драмы, которые тоже были близки к публицистическому очерку. Именно публицистика открыла молодым писателям путь в большую художественную

148 литературу» . Этот тезис не трудно проиллюстрировать ссылками на первые шаги в национальную прозу на родном языке И.Цея, С.Сиюхова, Т.Керашева, А.Хаткова; затем нового поколения писателей — А.Евтыха, Д.Костанова, Ю.Тлюстена, К.Жанэ - вплоть до современных авторов -И.Машбаша, Н.Куека, Х.Ашинова, П.Кошубаева, С.Панеша, Ю.Чуяко и притока в литературу новых сил на рубеже XX и XXI веков.

Этапы вхождения в национальную прозу писателей подчас не совпадали, но для многих малые жанры, при всей их самостоятельности, были

148 Шаззо К., Тхакушинов А. Зарождение и становление новописьменной адыгейской литературы (20-е годы)// История адыгейской литературы в 2-х томах. T.I. - Майкоп: АРИГИ, 1999. - С. 203. разработкой дорогих сердцу писателя проблем, нашедших развернутое вглубь, основательное литературное воплощение в повестях и романах. Романную культуру и Т.Керашев, и Ю.Тлюстен, и А.Евтых вырабатывали, зачастую идя от очерка и рассказа, постигая художественные тайны адыгской новеллы. Типологическая «генеалогия» здесь касается и кабардинских, и черкесских прозаиков (А.Кешокова, А.Шортанова, М.Охтова и других). В этом плане методологически верные подходы к исследованию взаимосвязи малого и большого жанра, освоенные еще в 70-е — 80-е годы А.Схаляхо, М.Кунижевым. У.Панешем, Т.Чамоковым, К.Шаззо, Е.Шибинской, ныне придали новую глубину исследовательской мысли ученым следующих поколений - Р.Мамию, Х.Тлепцерше, А.Тхакушинову, М.Хачемизовой и другим.

Изучение взаимосвязи эпических жанров оказалось обоюдовыгодным как для рассказа и очерка, так и для романа, что убедительно выглядит в творческой истории «Дороги к счастью» Т.Керашева, исторических романов А.Евтыха и И.Машбаша.

При достаточно глубоком внимании и писателей, и литературоведов к малым повествовательным жанрам в адыгейской литературе, их значение настолько велико, что они требуют в каждый новый этап своего развития постоянного пристального внимания, как вполне самостоятельный объект исследования, особенно жанр современного очерка. Поэтому мы сочли уместным изучить его современные жанровые модификации (I глава) и обозначить некоторые новые методологические подходы к рассказу и новелле 70-х - 90-х годов XX века (II глава).

Впервые были введены в поле научного исследования книга историко-публицистических очерков М.Шебзухова «Сыны и дочери Адыгеи в Великой Отечественной войне», художественные очерки Р.Ачмиз-Кумук, объединенные в книге «Помните меня. Люди, судьбы, время», очерковая книга Х.Сиджаха «Адыгейский полк в боях за советскую Родину». Их типологический ряд объединен темой Памяти. Другие очерки - о современности - тоже впервые стали предметом научного анализа. Спектр их проблематики и жанровых форм достаточно велик. Это документально-художественная книга о Чернобыльской катастрофе Е.Салова («Адыгея -Чернобыль: космический транзит»), документально-очерковые книги М.Беджанова, Г.Чемсо Т.Афасижева, А.Куека на тему межнациональных отношений и государственного строительства, культуры и образования Адыгеи, проблемные очерки и статьи Б.Шекультирова, Р.Хунагова, Е.Салова, В.Шаханова и других публицистов. Близки к рассказам мемуарно-художественные книги Х.Баладжияна, художественная публицистика Ю.Чуяко, Г.Немченко, С.Чухо. Типологические особенности, внутрижанровая классификация современного адыгейского очерка даны в выводах по I главе настоящей работы.

Представленное в данной диссертационной работе исследование новелл и рассказов Х.Ашинова, П.Кошубаева и - в особенности - Ю.Чуяко оставило за скобками связь их малой прозы с большой - по элементарной причине: максимальной сосредоточенности автора работы на нерешенных проблемах дифференциации адыгейского очерка от рассказа и рассказа от новеллы. Эта дифференциация упирается в необходимость типологической систематики и рассмотрения связи художественного конфликта с жанрово-стилевыми параметрами рассказа или новеллы, или изучения зависимости типа очерка от соотношения в нем документализма и художественной типизации. Вместе с тем автор обращает внимание на закрепление в современной адыгейской прозе жанров синтетических, в которых диффузия авторских оценок в объективную повествовательную ткань, а документализма — в лирический план повествования породила жанры документальной повести, цикла лирических очерков, литературных портретов, исторических новелл и так далее.

Под художественной состоятельностью мы понимаем преодоление иллюстративности и риторики, плоскостного бесконфликтного решения порой чрезвычайно важных проблем бытия, отказ от сюжетных шаблонов и композиционных стандартов. Эти издержки молодой прозы 20-х годов стали особенно наглядными в сравнении с повестями и романами А.Евтыха, новеллами Т.Керашева, Х.Ашинова, прозой Н.Куека, Ю.Чуяко, И.Машбаша, П.Кошубаева.

Расширение поля видения жизненных проблем, смелость постановки социальных, политических, идеологических вопросов постоянно возрастает — не только в аспекте связи настоящего с прошлым, но и социально-философского осмысления грядущих перемен. Толчок к этому процессу дал не столько роман, сколько историческая новелла (Т.Керашев, А.Евтых), рассказ и повесть (Н.Куек, Ю.Чуяко).

Отмечая подъем лирического начала в отечественной прозе 60-х годов как следствие растущего интереса к внутреннему миру современника, следует сказать о тяготении к лиризму прежде всего в рассказах и новеллах Х.Ашинова, П.Кошубаева. Ю.Чуяко, в романах И.Машбаша. Их лирическая проза не помешала художественному укреплению в адыгейской литературе образа современника с его сложным комплексом мировоззренческих и этических проблем.

В других адыгских литературах развитие лирической новеллы было не столь интенсивным, но типологическим явлением (вторжение лирического начала в эпическое повествование, синтез лирики и эпоса) были повести и романы в творчестве Б.Карданова. А.Налоева, Х.Братова, И.Охтова.

Современные проблемы находят смелое решение в гибких и наполненных художественно-публицистическим содержанием жанрах и малой и романной прозы Ю.Чуяко. Н.Куека, Г.Немченко, П.Кошубаева, Е.Салова, С.Панеш и других адыгейских писателей.

Необходимо подчеркнуть также в пользу мысли о художественной самостоятельности адыгейского очерка и рассказа их влияние на формирование нового типа адыгейского литературоведения, успешно преодолевающего стандартно социологические оценки и формальную логику анализа литературного явления и закрепляющегося на эстетических позициях. Об этом свидетельствует «История адыгейской литературы» (Т. 1,2), монографии Р.Мамий, К.Шаззо, Х.Тлепцерше и других литературоведов.

Таким образом, развитие адыгейского очерка и рассказа составляют важный аспект современного единого литературного процесса с общими достоинствами и проблемами.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Васильева, Нафисет Схатбиевна, 2005 год

1. Агержанокова С.Р. Художественное осмысление жизни адыгов в творчестве адыгских просветителей конца 19 — начала 20 вв. — Майкоп, 2003. - 142 с.

2. Айтматов И. Все касается всех// Вопросы литературы. 1980. - №7.1. С. 7.

3. Алексеев В.А. Русский советский очерк. JL: Изд-во Ленинградского университета, 1980. - 119 с.

4. Андреев Ю. О природе документального повествования. В кн.: Волшебное зрение/ Специфика литературы в современном преломлении. — Л.: Советский писатель, 1989. -431 с.

5. Аутлев М. Нужная людям книга: О книге Г.Чемсо «Зов Родины»// Адыгэ макъ. 2000. - 29 января (на адыгейском языке).

6. Аутлева Ф.А. Общее и особенное в становлении идейно-художественных взглядов адыгейского писателя Аскера Евтыха// Всероссийская научная конференция «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии»: Материалы конференции. Майкоп, 2001. - С. 7 - 9.

7. Афасижев Т. Мой аул: вехи истории. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002.-382 с.

8. Ачмиз-Кумук Р. Помните меня/ Люди, судьбы, время. Майкоп: РИПО «Адыгея». - 2000. - 483 с.

9. Баков Х.И. Тембот Керашев и современная адыгская проза/ Ученые записки. Т. 18. Литература и фольклор. Майкоп: АНИИ, 1973. - С. 56 - 103.

10. Баладжиян X. Судьба человека сам человек// Это люди твои, Адыгея. - Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 1999. - 180 с.

11. Беджанов М.Б. На пути национального возрождения. Майкоп: Адыг. кн. изд., 1992. - 336 с.

12. Беджанов М.Б. Одной судьбой одной дорогой. — Краснодар: Советская Кубань, 1998.-224 с.

13. Бейлин А. Героическая летопись народной борьбы// Пути советского очерка. — JL: Советский писатель, 1958. — 368 с.

14. Бекизова JI.A. Эпическое время в контексте художественного мышления адыгов// Всероссийская научная конференция «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии»: Материалы конференции. -Майкоп, 2001. С. 25 - 26.

15. Беретарь Х.Я. Роль печати в развитии адыгейской литературы.// История адыгейской литературы в 2-х томах. Т. 1. Майкоп: АРИГИ, 1999. -523 с.

16. Беретарь Х.Я., Резников П.Е. Дочери аула: Очерки в стихах. -Майкоп: Адыг. кн. изд., 1961. 80 с.

17. Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур. Статьи. -JL: Художественная литература, 1981. 496 с.

18. Бешукова Ф.Б. К вопросу о диалектике типологического и национального в адыгейской литературе// Филологический вестник. Научный и образовательный журнал. Майкоп: изд-во АГУ. - 2003. - №5. - С. 74 - 79.

19. Бовыкина З.Ф. Киримизе Жанэ// Вопросы истории адыгейской советской литературы. Майкоп: АНИИ. - Кн. 2. - 120-130с.

20. Богданов В.У. У времени в строю. Художественная публицистика сегодня. М.: Советский писатель, 1977. - 238 с.

21. Бочаров А.Г. Бесконечность поиска. Художественные поиски современной советской прозы. М.: Советский писатель, 1982 . - 424 с.

22. Брантова М.Н. К вопросу формирования жанра рассказа в адыгейской литературе// Филологический вестник. Научный и образовательный журнал. Майкоп: изд-во АГУ. - 2002. - №4. - С. 77 - 79.

23. Брантова М.Н. Эволюция малых жанров и особенности военного рассказа в адыгейской прозе// Филологический вестник. Научный и образовательный журнал. Майкоп: изд-во АГУ. - 2003. - №5. - С. 87 - 90.

24. Бузаров К.И., Бузаров Аз.К. Сафербий Сиюхов адыгский просветитель. - Майкоп, 1991.

25. Виноградов И.А. Борьба за стиль. Л., 1937.

26. Воронов В. Художественная концепция. Из опыта советской прозы 60 80-х годов. - М., 1984. - 380 с.

27. Выжутович В., Никишин А., Черниченко А. Временщики и современники. М., 1988. - 285с.

28. Гадагатль A.M. Увиденное в соседней стране: Публицистический очерк// Дружба. 1975. - №3. - С. 59.

29. Гинзбург Л.О. О документальной литературе и принципах построения характера// Вопросы литературы. 1970. - №7.

30. Глушков Н.И. Очерковая проза. Ростов-на-Дону: Изд Ростовского ун-та, 1979.-216 с.

31. Горький М. Собрание сочинений в 30-ти томах. М.: Гослитиздат, 1949- 1956.-Т. 30.

32. Гуляев Н., Богданов А., Юдкевич Л. Теория литературы в связи с проблемами эстетики. М., 1970. - 379с.

33. Гусейнов И.Г. Формы общности советской многонациональной литературы. М.: Мысль, 1978. - 181 с.

34. Демина Л.И. Жанровые особенности публицистики военных лет. Сборник статей по литературе. Майкоп, 1998. -С. 12- 80.

35. Демина JI.И. Эволюция конфликта как идейно-эстетической категории в русской литературном процессе 50 60 годов. - М.: Прометей, 2001.-304 с.

36. Демина Л.И. Формирование эстетического содержания конфликта в послеоктябрьской литературе// Филологический вестник. Научный и образовательный журнал. Майкоп: Изд-во АГУ. - 2002. - №4. - С. 24 - 34.

37. Джусойты Н. Все начинается с размышления// Вопросы литературы.- 1976. №5.

38. Егорова Л.П., Чекалов П.К. Литературы Северного Кавказа: современное состояние и перспективы// Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру: Материалы симпозиума. Пятигорск, 1998.

39. Ершов Л.Ф. Основные тенденции развития современной русской прозы// Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов. Межвузовский сборник. Советская литература. Традиции и новаторство. Вып. 2. — Л.: Изд. Ленинградского ун-та, 1981. С. 3 — 21.

40. Ефремова О.В. Типологические особенности жанра рассказа в отечественной литературе послевоенного десятилетия (1945 1955 гг.). Автореф. дисс. . канд. филолог, наук. - Майкоп, 2003. - 23 с.

41. Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов. Межвузовский сборник. Советская литература. Традиции и новаторство. Вып. 2. Л.: Изд. Ленинградского ун-та, 1981. - 196 с.

42. Жига И.Ф. Очерки, статьи, воспоминания. М.: Гослитиздат, 1958. -237 с.

43. Золотусский И. Время синтеза: пути современного очерка// Вопросы литературы. 1964. - №12.

44. Идейное единство и художественное многообразие советской прозы.- М.: Мысль, 1974. 366 с.

45. История русской советской литературы/ Под ред. А.И.Метченко и С.М.Петрова. М., 1980. - 495с.

46. История адыгейской литературы в 3-х томах. Том 2. Майкоп: АРИГИ, 2000. - 523 с.

47. Казинцев А. Лицом к истории. М.: Современник, 1989. - 189с.

48. Канторович В .Я. Глазами литератора// Социологические очерки. -М.: Советский писатель, 1962. — 372 с.

49. Кардин В. История, документ, характер. В кн.: Точка пересечения// Литературно-критические очерки. — М.: Современник, 1984. 289с.

50. Керашев Т. Адыгея первая национальная: Очерк// Адыгейская правда. - 1930. - 7 ноября.

51. Керашев Т.М. Избранные произведения в 2-х томах. Майкоп: Адыг. респ. кн. изд., 2002. - 412 с.

52. Ковалев В. О периодизации истории русской советской литературы/ Проблемы русской советской литературы. 50-е 70-е годы. - М., 1976.

53. Константинов Ю. Облик дня (Современный очерк о советской деревне)// Пути советского очерка. Л.: Советский писатель, 1958. - 366 с.

54. Костанов Д.Г. Куда течет Шхагуаше: Очерк// Адыгейская правда. -1962. — 1 января.

55. Костанов Д.Г. След человека: Очерк. Майкоп: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд., 1980. - 22 с.

56. Костанов Д.Г. Мое Шовгенов. Майкоп, 1978. - 92с.

57. Костелянец Б. Традиции боевого жанра// Пути советского очерка. -Л.: Советский писатель, 1958. С. 3 - 98.

58. Кошев М.А. Люди, события, факты истории народов Северного Кавказа в очерках, иллюстрациях, документах (конец XIX XX вв.). -Майкоп: Качество, 1999. - 195 с.

59. Кошубаев П. Мои учителя: Очерк-воспоминание// Зэкъошныгъ (Дружба). 2001. - №4. - С. 128. ( На адыгейском языке).

60. Крамов И. В зеркале рассказа. М., 1986. - 206 с.

61. Кубов Б. Лошади Исхака: Очерк// Джэрнэджэжь (Эхо). 1994. -Июнь.-№ 14. - С. 3.

62. Куваева Г.Ш. Характеры и обстоятельства (Роман А.Евтыха «Улица во всю ее длину»)// Проблемы адыгейской литературы и фольклора. АНИИ. Вып. 5. Майкоп, 1985. - 148 с.

63. Куек А. Дубовые ветви, защищенные чинарой. Путевые заметки// Литературная Адыгея. 2004. - №1.

64. Кузнецов Ф.Ф. Избранное в 2-х томах. Т. 1. М.: Современник, 1981. -558 с.

65. Кузьменко Ю.Б. Советская литература: Закономерности становления и развития. — М.: Просвещение, 1986. 288 с.

66. Кунижев М. Истоки нашей литературы: Литературно-критические статьи. Майкоп: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд-ва, 1978. - 184 с. (На адыгейском языке).

67. Кунижев М.Ш. Мысли об адыгейской литературе. Майкоп: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд-ва, 1968. - 126 с. (На адыгейском языке).

68. Кунижев М.Ш. Формирование жанров адыгейской литературы. Автореф. дисс. . канд. филолог, наук. -М.: МГУ, 1971. — 20 с.

69. Кушхова С.Х. Жанровое своеобразие очерка в адыгейской литературе 60-х годов// Филологический вестник. Научный и образовательный журнал. Майкоп: изд-во АГУ. - 2002. - №4. - С. 73 - 77.

70. Кушхова С.Х. О некоторых тенденциях развития очеркового жанра в адыгейской литературе 60-х годов// Наука 2002. Мат-лы науч. конф. молодых ученых и аспирантов в АГУ. - АГУ: Из-во АГУ, 2002. - 374 с.

71. Лавров В. Человек. Время. Литература. Концепция личности в многонациональной советской литературе: Монография. Л.: Художественная литература, 1981. - 224 с.

72. Латышев О.Ю. Типологические особенности и межнациональные связи русской деревенской прозы 60-х годов 20 века. Автореф. дисс. . канд. филолог, наук. Майкоп, 2000. - 51 с.

73. Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.

74. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1989. - 238 с.

75. Ловпаче Н. Художник и время// Литературная Адыгея. 2000. - №4. -С. 140-143.

76. Локтев Н.Ф. Об эпической тенденции в современном русском рассказе// Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов. Межвуз. сборник. Советская литература: Традиции и новаторство. Вып. 2. — Л.: Изд. Ленинградского ун-та, 1981. С. 81 - 95.

77. Ломидзе Г.И. Единство и многообразие: вопросы национальной специфики советской литературы. М.: Советский писатель, 1957. - 291 с.

78. Ломидзе Г.И. Ленинизм и судьбы национальных литератур. М.: Современник, 1982. - 288 с.

79. Малышева Е.М. Испытание (Социум и власть: проблемы взаимодействия в годы Великой Отечественной войны. 1941 1945 гг.). — Майкоп, 2000.-432с.

80. Мамий Р.Г. Вровень с веком. Идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгейской прозы второй половины 20 века. — Майкоп: Качество, 2001. 340 с.

81. Мамий Р.Г. Современная адыгейская художественная культура (идейно-эстетические ориентиры)// Всероссийская научная конференция «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии»: Материалы конференции. Майкоп: АГУ, 2001. - С. 106.

82. Маслова Н.М. Путевой очерк: проблемы жанра. М., 1980. - 64с.

83. Молдавский Д. По краям далеким, но родным. (О жанре путевого очерка у писателей-ленинградцев)// Пути советского очерка. Л.: Советский писатель, 1958. - 367 с.

84. Мусукаева. А.Х. Ответственность перед временем. Нальчик, 1978.

85. Наурзов Б.Б. Годы испытаний: Биографический очерк. Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1991. - 80 с.

86. Немченко Г. Солдат войны Аскер Евтых и его печальные записки: (К творческой судьбе адыгейского писателя)// Российская Федерация. — 1998. -№7.-С. 46-47.

87. Немченко Г. Сон Пегаса в богатом стойле// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп: Газетно-издательский комплекс, 2001.- 184 с.

88. Новиченко Л. Стиль метод - жизнь// Литература и современность. Сб. № 9. Статьи о литературе. - М.: Советский писатель, 1968. - 487с.

89. Огнев А.В. Русский современный рассказ 50 70-х годов. - М.: Художественная литература, 1978. - 208с.

90. Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик: Эльбрус, 1968.-296 с.

91. Панеш У.М. XX век как литературная эпоха и особенности современной новописьменной литературы// Филологический вестник. -Майкоп: Из-во АТУ. 2002. - №4. - С. 15 - 24.

92. Панеш У.М. О системном подходе при изучении литературного наследия// Филологический вестник. Майкоп: Из-во АТУ. - 2000. - №2. -С. 43-46.

93. Панеш У.М. Время и новаторство представления: Вопросы литературы// Зэкъошныгъ. 1994. - №3. - С. 135 - 155. (На адыгейском языке).

94. Панеш У.М. Пшимаф Кошубаев// АНИИ. Вопросы истории адыгейской советской литературы. Кн. 2. Майкоп: Адыгоблполиграфобъединение, 1980.-С. 186-190.

95. Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп: РИПО «Адыгея», 1990.-275 с.

96. Панеш У.М. Характеры и конфликты (На материале адыгейской прозы 60-х годов)// Проблемы адыгейской литературы и фольклора. АНРШ. -Майкоп: Адыгоблполиграфобъединение, 1988. С. 117-131.

97. Панеш У.М., Шаззо К.Г. Молодые писатели// Вопросы истории адыгейской советской литературы. АНИИ. Кн. 2. Майкоп: Адыгоблполиграфобъединение, 1980.-С. 191-204.

98. Панеш У.М., Шибинская Е.П. Тембот Керашев// Вопросы истории адыгейской советской литературы. АНИИ. Кн. 2. Майкоп: Адыгоблполиграфобъединение, 1980. - С. 15-36.

99. Паранук К.Н. Добро и зло в творческой концепции Н.Куека (По повести «Черная гора»)// Филологический вестник. Майкоп: Из-во АГУ. -2001.-№3.-С. 35-40.

100. Паранук К.Н. Мифологические элементы в рассказе Н.Куека «Тлепш»// Всероссийская научная конференция «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии»: Материалы конференции. Майкоп: АГУ, 2001.-С. 135- 137.

101. Писатели Республики Адыгеи. Биографический справочник/ Сост. Х.Г.Тлепцерше. Майкоп: РИПО «Адыгея», 2000. - 128 с.

102. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1972.-271с.

103. Пути советского очерка. Сборник литературно-критических статей. JL: Советский писатель, 1958. - 367 с.

104. Пшибиев А.И. Публицистика А.П.Кешокова. Карачаевск: КЧГПУ, 2003.- 111 с.

105. Распутин В. Интеллигенция и патриотизм// Сибирские огни. 1991. - №6. - С. 26 - 39.

106. Рассказ-79/ Составитель и автор вступительной статьи В.Мирнев. -М.: Современник, 1980. 444 с.

107. Росляков В.П. Советский послевоенный очерк. М.: Советский писатель, 1956.-272 с.

108. Руденко-Десняк А. Комментарий к счастливой судьбе. М.: Сов. писатель, 1985. - 304 с.

109. Сагал Г. Двадцать пять интервью/ Так работают журналисты. -М, 1974.-285с.

110. Салов Е. Адыгея Чернобыль: космический транзит. - Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 1994. -215 с.

111. Салов Е. На Майкопском направлении/ Исторический очерк. -Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 1993. 61 с.

112. Сиджах X. Адыгейский полк в боях за Советскую Родину. -Майкоп: РИПО «Адыгея», 2000. 566 с.

113. Сиджах X. Подвиг комбата. Очерк// Литературная Адыгея. -2002.- №2.- С.10-15.

114. Сидоров Е.Ю. О стилевом многообразии современной советской прозы. М.: Знание, 1977. - 64 с.

115. Сильнее смерти: Литературно-художественное издание/ Ред.-сост. И.В.Иваненко. Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 1990. - 383 с.

116. Синенко B.C. Возможности художественного синтеза// Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов. Межвуз. сборник. Советская литература: Традиция и новаторство. Вып.2. — Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1981. С. 48 - 61.

117. Словарь литературоведческих терминов/ Ред.-сост.: Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

118. Советская литература: История и современность. Уч. пособие/ А.И.Хватов, С.И.Тимина, М.Ф.Пьяных и др.; Под ред. А.И.Хватова. -М.: Просвещение, 1984.- 256 с.

119. Современный литературный процесс и литературная критика/ Сост. Н.Владимиров. М.: Худож. лит., 1982. - 470 с.

120. Султанов К.К. Национальная идея и национальная литература// Нация. Личность. Литература. Вып. 1. — М., 1996.

121. Суровцев Ю.И. В 70-е и сегодня. Очерки теории и практики современного литературного процесса: Монография. М.: Сов. писатель, 1985.-576 с.

122. Суровцев Ю.И. Необходимость диалектики. (К методологии изучения интернационального единства советской литературы). М.: Худож. лит., 1982.-535 с.

123. Степанова Т.М. Жанрово-стилевое своеобразие лирико-биографической прозы. ИНИОН АН СССР. М., 1981. - №9.

124. Степанова Т.М. Публицистический текст сквозь призму теоретической поэтики// На старте тысячелетия. Материалы научно-практической конференции докторантов, аспирантов и соискателей. АГУ. -Майкоп, 2002. С. 276 - 283.

125. Степанова Т.М. Повесть временных лет (О художественном мире публицистики Адыгеи)// Литературная Адыгея. 2002. - №1.

126. Схаляхо А. А. Адыгейская лирическая проза// Проблемы адыгейской литературы и фольклора. АНИИ. Вып.2. Майкоп: Адыгоблполиграфобъединение, 1979. - С. 134 - 160. (На адыг. яз.)

127. Схаляхо А.А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы Майкоп: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд-ва, 1988. - 288 с.

128. Схаляхо А.А. На пути творческого поиска. Сборник статей, очерков, эссе и выступлений. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. -400 с.

129. Схаляхо А.А. Народный подвиг в Великой Отечественной войне и адыгейская литература// АНИИ. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып.5. Майкоп: Адыгоблполиграфобъединение, 1985.-С. 3 - 27.

130. Схаляхо А.А. О некоторых вопросах современной адыгейской литературы// Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып.2. АНИИ. Майкоп: Адыгоблполиграфобъединение, 1979. - С. 5 - 29.

131. Теракопян JI.A. Параллели и пересечения: Современная проза: герои, проблемы, конфликты. М.: Худож. лит., 1984. - 367 с.

132. Теунов X. Литература и писатели Кабарды. Нальчик: Кабард. кн. изд., 1955.- 186 с.

133. Тлепцерше Х.Г. На пути к зрелости. Адыгейская повесть: традиции и новаторство. Краснодар: Краснодар, кн. изд., 1991. - 176 с.

134. Тлюстен Ю. Счастье пришло: Очерк. (Об истории а. Кошехабль) -Краснодар: Кн. изд-во, 1957. 38 с.

135. Тлюстен Ю. Так рождалась: воспоминания об адыгейской литературе. Майкоп.: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд., 1979. - 200 с. (На адыг яз.).

136. Туркав Р. Люди земли Теучежской: Очерки, зарисовки. Майкоп: Адыгея, 2000. - 149 с.

137. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. -Нальчик, 1996.-214 с.

138. Тхакушинов А.К. Адыгейская литература 40 50-х годов и «теория» бесконфликтности творчества// История адыгейской литературы. Т.1. Адыг. респ. ин-т гуманитар, исслед. - Майкоп: Меоты, 1999.-С. 298-349.

139. Тхакушинов А.К. Концепция личности в революции с позиций гуманизма в советской литературе 20 30-х годов (социологич. взгляд)// Неделя науки МГТИ: Материалы науч.-практич. конф. - Майкоп, 2001, - Вып. 4. - С. 3 - 6.

140. Успенский Л. Дело популяризатора// Пути советского очерка. -Л.: Сов. писатель, 1958. 368 с.

141. Утехин Н.П. Черты неповторимого. М.: Современник, 1980.207 с.

142. Хапсироков З.Я. Малые жанры адыгских литератур. Очерк и рассказ// Автореф. . канд. филол. наук. М.: ИМЛИ им. А.М.Горького, 1971.- 16с.

143. Хапсироков Х.Х. О национальном своеобразии адыгских литератур. Черкесск, 1968. -240с.

144. Хачемизов Б. Добро возвращается к человеку: Очерк// Дружба. -1972. №1. - С. 72. (На адыг. яз.).

145. Хачемизов Б. Силен тот, кто не виновен: Очерк// Адыгэ макъ. -1991. 19 февр. (На адыг. яз.).

146. Хачемизова М.Н. Художественный мир Тембота Керашева (Художественно-эстетический аспект). Майкоп, 2005. - 275 с.

147. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Сов. писатель, 1975. - 408 с.

148. Хуажева Н.Х. Художественная концепция личности в прозе Аскера Евтыха: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Майкоп: АГУ, 1999. -23 с.

149. Хуако З.Р. Созидающие строки// Кубань. 1982. - №7. - С. 75 - 80.

150. Хуако С.А. Нравственно-эстетическая проблематика и художественные искания адыгейской прозы 60-70-х годов. (На материале творчества Т.Керашева, А.Евтыха, Х.Ашинова): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Майкоп: АГУ, 1996. - 19 с.

151. Хуако Ф.Х. Лебединая песня Аскера Евтыха// Литературная Адыгея. 2003. - №3 - С. 127 - 130.

152. Хуако Ф.Н. Лирические повести Пшимафа Кошубаева и влияние на его творчество Аскера Евтыха// Сборник статей по литературе. -Майкоп, 1998. С. 82- 100.

153. Хут Ш.Х. Национальные художественные истоки адыгейской литературы// История адыгейской литературы Т. 1. Адыг. респ. ин-т гуманитар, исслед. Майкоп: Меоты, 1999. - С. 47 - 127.

154. Хут Ш.Х. Художественный метод и герой народной прозы адыгов// Проблемы адыгейской литературы и фольклора/ АЛИИ. -Майкоп: Адыг. кн. изд., 1988. С. 147 - 171. -254с.

155. Цурикова Г. Очерк-портрет// Пути советского очерка. Л.: Сов. писатель, 1958. - С. 244 - 271.

156. Чалмаев В.А. Обновление перспективы. (Реализм современной русской литературы). М.: Современник, 1978. - 335 с.

157. Чамоков Т.Н. В созвездии сияющего братства. — М.: Современник, 1976.-253 с.

158. Чамоков Т.Н. О национальной специфике реализма в адыгской новописьменной прозе// Веер. науч. конф. «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии»: Материалы конф. Майкоп, 2001. -С. 196-197.

159. Чамоков Т.Н. Традиции и современность (К проблеме интернационализма в адыгейской литературе)// Проблемы адыгейской литературы и фольклора. АНИИ. Вып.7. Майкоп, 1990. - 137 с.

160. Чекалов П.К. Мотив возвращения в лирике М.Тлябичевой и К.Мцхе// Всерос. научн. конф. «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии»: Материалы конференции. Майкоп, 2001. - С. 198 - 199.

161. Чемсо Г. Возвращение: Исторический очерк. Майкоп: Адыгея, 2000. - 370 с.

162. Черепахов М. Проблема теории публицистики. М.: Мысль, 1973. - 168с.

163. Чуприиин С. Настающее настоящее/ Диалог о времени. М.: Современник, 1989.- 159с.

164. Чучвага JI.M. О некоторых особенностях современной адыгейской прозы о Великой Отечественной войне// АНИИ. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып.5. Майкоп: Адыгоблполиграфобъединение, 1985. - С. 43 - 59.

165. Чучвага JI.H. Факты, документы и художественный вымысел в современной адыгейской литературе// Проблемы адыгейской литературы и фольклора. АНИИ Майкоп, 1988. - С. 91 - 107.

166. Чуяко Дж.Б. На земле предков. М.: Сов. Россия, 1985. - 224 с.

167. Чуяко Ю.Г. Возвращение истории/ Беседу с писателем записал К.Меркицкий// Кошехабльские вести. 1994. - 8 окт.

168. Чуяко Ю.Г. Счастливая глава из сундучка скорбной адыгской истории// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. -Майкоп: Газетно-издат. комплекс, 2001. 184 с.

169. Шабанова Е.М. Современный адыгейский очерк// Адыгейская филология. Научные труды. Вып. 42. Краснодар, 1965. - С. 125 -140.

170. Шаззо К.Г. Адыгейская советская литература на современном этапе (1957-1978)// Вопросы истории адыгейской советской литературы. Кн.1. АНИИ. Майкоп: Адыгоблполиграфобъединение, 1985.-С. 138- 173.

171. Шаззо К.Г. Новые рубежи. (О некоторых тенденциях развития современной северокавказской прозы)// Проблемы адыгейской литературы и фольклора. АНИИ. Майкоп: Адыгоблполиграфобъединение, 1988. - С. 3 - 24.

172. Шаззо К.Г. По зову времени. Заметки о литературе. Майкоп: Адыг. отделение Краснодар, кн. изд., 1973. - 160 с.

173. Шаззо К.Г. Современная адыгейская новелла (Т.Керашев, Х.Ашинов)// АНИИ. Сборник статей по адыгейской литературе и фольклору. Майкоп, 1975. - С. 53 - 88.

174. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси: Мецниереба, 1978. - 238 с.

175. Шаззо К.Г., Тхакушинов А.К. Зарождение и становление новописьменной адыгейской литературы (20-е годы)// История адыгейской литературы. Вып.2. Адыг. респ. ин-т гуманитар, исслед. -Майкоп, 1999.- С. 183 -235.

176. Шаззо К.Г. XX век и духовные искания новописьменных литератур// Всерос. научн. конф. «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии»: Материалы конференции. Майкоп, 2001. - С. 213 - 214.

177. Шайтанов И.О. Как было и как вспомнилось. М.: Знание, 1981.

178. Шаханов В.Д. Что ждет тебя, моя Россия?// Литературная Адыгея. 2003. - №4 - С. 110 - 125.

179. Шебзухов М.Х. Сыны и дочери Адыгеи в Великой Отечественной войне. Майкоп: Меоты, 1995. - 406 с.

180. Шибинская Е.П. Становление жанра в младописьменной литературе. (Адыгейский роман). Автореф. диссерт. . канд. филол. наук. -Тбилиси: Ин-т истории груз, лит., 1968. - 23 с.

181. Шибинская Е.П. Новаторство формы и высокая традиция// Космос «Железного Волка» или Панцирь кузнечика. Майкоп: Газ.-изд. комплекс, 2001. - 184 с.

182. Шибинская Е.П. Традиция Т.Керашева и современный адыгейский роман// История адыгейской литературы. — Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 2002.-Т. 2.-С. 76- 105.

183. Шибинская Е.П. Хазрет Ашинов// АНИИ. Вопросы истории адыгейской советской литературы. Кн.2. Майкоп: Адыгоблполиграфобъединение, 1980. - С. 154 - 163.

184. Шишхова Н.М. О характере романтизма в художественном творчестве А.-Г.Кешева// Проблемы адыг. литературы и фольклора. АНИИ. -Майкоп, 1988.-254 с.

185. Шошин В.А. Проблемы взаимодействия советских национальных литератур. Д.: Наука, 1989. — 248 с.

186. Шубин Э.А. Современный русский рассказ. JL: Сов. писатель, 1974.- 182с.

187. Шхалахова С.С. Ереджиб Мамий// История адыгейской литературы в 3-х томах. Том 2. АРИГИ. Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во. - 2002. - С. 447 - 464.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.