Адаптирование младшего школьника к окружающему миру средствами искусства и культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Тараскина, Галина Степановна

  • Тараскина, Галина Степановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1997, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 221
Тараскина, Галина Степановна. Адаптирование младшего школьника к окружающему миру средствами искусства и культуры: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 1997. 221 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Тараскина, Галина Степановна

Введение.

Глава 1.Теоретические основы изучения адаптирования младшего школьника к социуму;средствами культуры и искусства

§ 1. Научные основы изучения педагогической проблемы социокультурной адаптации личности школьника

§ 2. Искусство в системе культурного развития и нравственно-эстетического воспитания как источник социально-ценных моделей человека и его отношений к миру

§ 3. Психолого-педагогические особенности общения с искусством учеников младших классов

§ 4. Изучение состояния адаптирования младшего школьника к окружающей социокультурной среде в теории и практике образовательно-воспитательного процесса

Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение возможностей обращения к искусству в педагогическом процессе в целях социокультурного адаптирования учеников младшего возраста.

§ 1. Педагогическая модель адаптирования учащихся начальной школы на основе искусства к социокультурной среде

§ 2. Опыт формирования социокультурной адаптированности школьников 1-3 классов средствами искусства на уроке и во внеурочное время.

§ 3. Результаты экспериментального изучения общения с искусством учеников начальной школы как условия социокультурного адаптирования личности ребенка

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Адаптирование младшего школьника к окружающему миру средствами искусства и культуры»

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется качественными переменами, сменой приоритетов и ценностей в общественном сознании, в педагогической науке и образовании, инновационными процессами в деятельности школы.

Шесте с тем, социально-экономическая и политическая нестабильность в стране отражается на состоянии сферы культуры и образования, в частности, затрудняя адаптацию молодого поколения в социуме.

Особую тревогу вызывает неготовность молодежи, в том числе учащихся, к восприятию общечеловеческих и национальных духовно-нравственных ценностей, традиций народов России,

Мы отмечаем отсутствие теоретико-методических исследований социокультурной адаптации детей к новым для них реалиям жизни, культурным и эстетическим ценностям в процессе воспитания и образования.

Характер социального познания в современном социуме существенно изменился /культурная и образовательная сферы/, приняты такие позитивные качественные характеристики как диалоговость, проблем-ность, вариативность. При этом в подготовке новых педагогических кадров социального профиля /социальный педагог, социальный работник со специфическими функциями/ не преодолена профессиональная некомпетентность в решении задач адаптации детей, наблюдается их отчужденность от внутреннего мира ученика. Они не получают достаточного уровня готовности в области осуществления нравственно-эстетического, художественного воспитания и развития детей. Мы констатируем обострение противоречий между социальным заказом общества к воспитанию духовных и культурных ориентаций школьников и недостаточной теоретико-методической разработкой проблемы; между требованиями к уровню общей и эстетической культуры педагога и неудовлетворенностью системы его подготовки; противоречий между задачами* которые стоят перед преподавателями художественно-эстетического цикла и отношением к этим предметам в школьной практике. Выявление этих противоречий позволило сформулировать основную проблему как определение условий гармонизации в построении процесса социальной адаптации школьников средствами культуры и искусства.

Теоретическими основами ее решения выступают положения об отношении к человеку как высшей ценности для социума, к искусству и культуре как источникам духовного развития личности; о взаимосвязи личности и общества; о признании развивающего потенциала эстетического идеала, эстетического сознания личности и его отношений с действительностью. Методологически важным является обращение к подходам современных философов, теоретиков педагогики, психологии, ориентированным на духовное развитие личности, ее сознания, деятельности, общения, ценностных и мировоззренческих ориентаций /К.А.Абульхаяова-Славская, Н.Л.Аринина, А.А.Бодалев, Л.П.Буева,

A.Г.Здравомыслов, Э.В.Ильенков, Н.И.Киященко, Р.М.Рогова/.

В философских и социальных науках накоплены концепции воспитательного потенциала общества и его духовной культуры, влияющей на подрастающее поколение /И.Б.Бестужев-Лада, Б.М.Бим-Бад, А.И.Буров, И.И.Ильясов, И.О.Кон, Н.А.Французова, В.А.Ядов/; определены специфика социализации личности, интеграции воспитательных сил общества, ведется поиск решения проблемы социокультурной адаптации школьника /А.Г.Аганбегян,Р.Г.Гурова, Б.С.Ерасов, Т.И.Заславская, И.С.Кон, А.В.Мудрик, Р.М.Рогова, В.Г.Харчев, В.Й.Шепель и др./.

Проблема личностной психологической адаптации и рассмотрению ее механизмов посвящены работы А.Г.Асмолова, А.А.Бодалева, А.В.Петровского; проблема неадаптивной активности ребенка исследуется

B.А.Петровским. Ими выявлены сложные взаимодействия личности с социальной средой, процессы приспособления, приобщения и частичного слияния с ней, а также преобразования и подчинения последней»

Проблемы культуры и искусства в контексте наук, занимающихся социальными особенностями личности, исследовали С.С.Аверинцев,

A.И.Арнольдов, И.В.Вайсфельд, Б.С. Ерасов, Т,А.Козлова, Б. Д.Критский, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, С.А.Мамонтов, В.В.Медушевский» Г.И.Фролова.

Мы также обращались к трудам зарубежных авторов /Д.Верч,П.Натори, А.Тойнби, О.Шпенглер/, которые затрагивали проблемы отношения общества и личности к культуре»

Воспитательные возможности социальной среды содействуют школьникам в решении и освоении духовного опыта предшествующих поколений, в самовыражении личности школьника, его социальной и познавательной активности. Опора на работы Г.М.Андреевой, В.И.Шепеля,

B.А.Ядова помогает определить факторы, влияющие на особенности социализации личности и ее воспитание. Процессы подготовки социального педагога исследуются В.Г.Бочаровой, Р.Г.Гуровой, А.©Лобовой, Т.В.Мальковской, А.В.Мудриком, В.Е.Фирсовым.

Искусство как часть духовной культуры приобщает личность к социуму /М.М.Бахтин, К.А.Бодина, Л.С.Выготский, К.В.Кулаев, Б.Т.Лихачев, Л.С.Лихачев, Б.М.Йеменекий, Ю.У.Фохт-Бабушкин, Б.П.Юсов и другие/.

Нам наиболее близки позиции ученых, касающихся педагогической проблемы ориентации школьника на социально значимые ценности, учитывающих как логику саморазвития личности школьника, так и систему деятельности педагога, to также исходили из того, что в своем восхождении к ценностям общества ребенок успешно развивается, если при этом ведущим условием выступает субъектная позиция личности /Б.Г.Ананьев, В.П.Зинченко, В.А.Кан-Калик, А.В.Петровский, Н.М.Та-ланчук и др./. В трудах зарубежных авторов В.Лоуэнфельда, М.ЭДид,

Г.Рида культура и мир детства охарактеризованы во взаимосвязях, воспитание искусством рассматривается как "лечение", условие творческого развития личности.

В исследовании влияния духовного потенциала искусства и культуры на личность мы опирались на труды А.И.Бурова, Е.В.Волковой, В.И.Глейзера, Е.В.Квятковского, В.П.Крупника, Б.ТЛихачева, A.A. Мелик-Пашаева, Т.В.Морозовой, З.Н.Новлянской, В.С.Собкина, Ю.УА Фохт-Бабушкина и др.; ориентировались на анализ специфики творческого воздействия искусства и его видов на личность школьника в исследованиях ученых, работающих в области художественно-эстетической педагогики / А.С.Арсеньев, Н.А.Ветлугина, Ü.H.Григорьев, Н.В. Гросул, А.П.Ершова, Т.С.Комарова, Е.И.Коротеева, Б.М.Неменский, I.П.Печкой Ю.Н.Протопопов, А.В.Толстых, E.M.Toршилова, Н.Н.Фомина, М.С.Чернявская, Л.В.Школяр, Ю.Н.Усов, Б.П.Юсов и др./.

Социально-педагогическим аспектам воспитательного воздействия искусства на личность школьника посвящены диссертации Ю.С.Поршневой, Н.Д.Соколовой, С.К.Чернявского, но они не затрагивают проблему адаптащш в социуме младшего школьника, В исследованиях Ж.П.Ди-ченской, В.Н.Кардашова, В.В.Немирова и других рассматривается развитие отдельных черт личности младшего школьника в процессе восприятия искусств, однако не рассматриваются связи социального и педагогического факторов в личностном развитии школьника. Йроцессы адаптирования младшего школьника к окружающему миру средствами культуры и искусства в диссертационных исследованиях изучены недостаточно.

На основе анализа теоретических положений, развиваемых психологами, педагогами, социологами, культурологами, эстетиками, искусствоведами, мы определили основные идеи нашего исследования.

Моделирование успешного вхождения личности ребенка в окружающий мир через взаимодействие ее с искусством рассматривается на основе единого комплексного механизма влияния культуры и искусства; вместе с тем это взаимодействие выступает как поликультурное, интегрированное средство социального адаптирования младшего школьника через установление социокультурных ориентаций на основе гармэ-нического развития его эстетического сознания. При этом искусство выступает как ядро культуры, то есть сложной системы отношений /ценностных, эстетических, нравственных/, связывающей все стороны жизнедеятельности человека в социуме ЛХБ.Бореэв,Е.В.Волкова, А.Ф. Еремеев, Ю.У.Фохт-БабушкинЛ оказывает универсальное влияние на социокультурное и эстетическое развитие школьника.

Разработка моделей воспитания с учетом новых реалий жизни позволяет сформировать у учащихся адаптированность к окружающему миру, содействует преодолению ряда трудности и противоречий, требует многостороннего научного обоснования, проведения теоретико-экспе-риментального исследования»

Все изложенное выше определило выбор темы исследования: "Адаптирование младшего школьника к окружающему миру средствами культуры и искусства и.

Объект исследования - приобщение младших школьников к социокультурному опыту через освоение духовно-эстетических ценностей.

Предмет исследования - процесс адаптирования младшего школьника к окружающему миру средствами полифункционального комплекса объектов и ценностей «ультуры и искусства в образовательно-воспитательной деятельности.

Цель исследования - определение и научное обоснование возможностей обращения к художественной и эстетической культуре в педагогическом процессе для достижения адаптированности учащихся младших классов к окружающему миру.

Соответственно целям, объекту и предмету исследования были намечены следующие задачи исследования:

1. На основе изучения научной литературы определить теоретическую платформу для анализа возможностей социокультурного адаптирования младшего школьника как педагогической проблемы; выявить особенности искусства как источника с социально-ценных моделей человека,его отношения к миру и как педагогического средства культурного и нравственного, эстетического воспитания ребенка»

2. Обосновать педагогические модели адаптирования к социальной среде учащихся начальных классов средствами комплекса ценностей и объектов культуры и искусства.

3. Провести опытно-экспериментальное изучение возможностей обращения к искусству как оптимальному средству социокультурной адаптации учащихся начальной школы; на основе анализа результатов теоретического и экспериментального изучения проблемы разработать методические рекомендации для педагогов и воспитателей начальной школы по социокультурному адаптированию младшего школьника средствами духовно-эстетических ценностей•

Гипотеза исследования - процесс социокультурной адаптации младших школьников обусловлен общими психологическими особенностями и педагогическими условиями их развития, а также спецификой освоения ребенком, духовной, нравственной и эстетической культуры /искусства, в особенности/. Исходя из необходимости непрерывного развития личности в социуме, мы предположили, что именно искусство в качестве ядра педагогически ориентированной культурной среды поможет младшему школьнику адаптироваться в социуме оптимальным образом, сблизким природе ребенка, при следующих условиях: а/ приобщение ребенка в образовательно-развивающем процессе к доступному для нго освоения комплексу компонентов духовной среды, отвечая нравственным, гуманистическим критериям, актуальным в современной жизни, должно удовлетворять ожидания ученика начальной школы; б/ полифункциональный комплекс средств культура и искусства включает общечеловеческие ценности, произведения искусства, национальную культуру, прогрессивные народные традиции. Этот комплекс выступает в качестве основы построения образовательно-воспитаФ®ль-ного процесса; в/ включение младших школьников в активную творческую познавательную, художественную, трудовую и другие виды деятельности содействуют восприятию искусства как одной из главных ценностей социокультурной среда; г/ осуществление личностно-ориентированного подхода к каждому школьнику реализуется через модели создания гуманистической, культурной микросреды для самовыражения личности. ПРи этом среда рассматривается нами как педагогическое единство содержания, условий и форм педагогического процесса, создаваемое определенной организацией и конкретными условиями ее места, времени, средствами культуры и искусства; в ее функционировании доброжелательная педагогическая атмосфера содействует активизации эстетического сознания, эмоционально-нравственных ориентаций и деятельности детей м педагогов.

Методологической основой исследования явились разработанные в современной философии, социологии, психологии положения о взаимосвязи социальной среда и личности; о развитии личности в процессе ее активной деятельности по освоению общечеловеческих и национальных ценностей. В исследовании мы опирались на концепции деятельнос-тного подхода к искусству с позиций освоения духовной культуры, необходимости обогащения культурной среды школьника как субъекта духовного развития и саморазвития.

Методы« применявшиеся в данном исследовании: теоретический анализ философской-эстетической, психологической, педагогической, культурологической, искусствоведческой литературы по теме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта; социологические методы - беседы, опросы; анализ педагогической документации, изучение результатов практической деятельности и творческих работ учащихся; опытно-экспериментальное изучение проблемы; статистическая обработка полученных данных; ретроспективный анализ собственного педагогического оныта в качестве преподавателя и заместителя директора школы по эстетическому воспитанию /в течение 20 лет/.

Исследование проводилось в три этапа:

1-й этап - теоретико-поисковый /1993-1995гг./: осуществлялся теоретический анализ литературы по проблеме иссядбвания и изучения состояния проблемы в практике работы школы и внешкольных учреждений; обосновывалась модель адаптирования к социокультурной среде учащихся начальной школы на омнове комплекса искусств объектов и ценностей культуры и искусства.

Зй£ фЕ&п - опытно-экспериментальный /1994-1996гг./: исследовались условия реализации разработанной модели адаптирования к социокультурной среде детей младшего школьного возраста при опоре на возможности искусства; выявлялись новые эффективные формы и методы, активизирующие процесс социокультурного адаптирования учащихся в общеобразовательной школе.

3-й этап - аналитический /1895-1997гг»/: посвящен анализу и обобщению результатоа экспериментального изучения, формулированию выводов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в разработке новой совокупности современных принципов педагогического процесса социокультурного адаптирования младшего школьника /освоение мира в единстве чувственного и рационального; раскрытие мировоззренческих и культурно-исторических аспектов учебного материала при обеспечении личностно-ориентированного образовательного процесса адаптирования школьника на основе типа нервной системы, склонностей и способностей/; в определений ведущих условий социокультурного адаптирования младшего школьника /использование полифункционального комплекса средств культуры и искусства как единого механизма компонентов духовной среды, включающей общечеловеческие ценности, произведения искусства, национальной культуры, традиций/ в качестве основы построения образовательно-воспитательного процесса; усиление социокультурной ориентации учащихся начальных классов через организацию эстетически активной творческой познавательной, художественной, трудовой и других видов деятельности, развитие творческой готовности школьника к восприятию новых ситуаций и оценки евоего возможного участия в них и изменения посредством активизации восприятия в сочетании с развитием "внутреннего слуха", интереса к эмоционально-образному содержанию художественного произведения и к сфере культуры; организация систематической культурно-эстетической деятельности младшего школьника на основе социокультурно ориентированных, интегрированных занятий /блоки "Учение", "Искусство", "Досуг", "Познай себя"/ как обобщенных типов отношений ребенка к миру.

Разработаны теоретико-методические авторские модели адаптирования младшего школьника к окружающему миру: а/ выявление начального опыта восприятия социума как самодвижения ребенка и подготовка его к адаптации /модель № 1/; б/ модель $ 2, характеризующая содержание и структуру процесса реализации социокультурного адаптирования младшего школьника; в/ модель Л 3 - индивидуально-дифференцированного подхода к младшим школьникам с разным начальным уровнем адаптирования, включающего изменение позиций взрослого и ребенка с целью активизации его деятельности.

Выявлены критерии и показатели адаптированности младшего школьника:

1. сформированиесть элементарного культурно-эстетического сознания /эмоционально-вкусовые предпочтения художественного произведения; осознание важности произведения йcкyccтвa¿ выраженное в его нравственно-эстетической оценке; появление новых интересов и потребностей в художественно-творческой деятельности/;

2. сфоршрованность отношения к труду /умение распределять время, внимание, последовательность действий; контролировать себя/

3. социальная и познавательная активность личности /сформированность эмоционально-волевой сферы» устойчивый-интерес к искусству, практические умения жизнедеятельности в микросоциуме и стремление к его преобразованию/«

Среди характерных особенностей младшего школьника выделены специфические в социокультурном аспекте освоения искусства: а/ способность художественного освоения окружающего мира на основе искусства, синтеза образного мышления, обобщения и анализа; б/ потребность в нравственно-эстетических знаниях, в новых художественных впечатлениях; в/ усиление произвольности и способности в саморегуляции /эм-патическая отзывчивость, гибкость воображения, сотворческое восприятие искусства, развитие элементарного культурно-эстетического сознания школьников.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методической системы организации социокультурного адаптирования, рассматриваемого в качестве педагогического процесса. Совершенствование этого процесса проходит черех полифункциональный комплекс искусств; использование искусства как источника социально-ценных моделей с нравственно-эстетической направленностью; педагогическую организацию общения и совместной творческой деятельности в целостном контексте социализации; в разработке конкретных путей формирования базовой культуры младших школьников, в том числе включающих элементы знаний и доступных ребенку материалов из области практической этики, эстетики, этнопедагогики и народной культуры и искусства; через оптимизацию межличностных отношений школьников в микросоциумах,

В соответствии с данными направлениями по адаптации школьника к окружающему миру средствами культуры и искусства разработаны и оформлены рекомендации для учителей школ, социальных педагогов, социальных работников, преподавателей ИУУ и педвузов.

Таким образом, в современную педагогику и практику вводятся новые представления о социокультурной адаптации младших школьников средствами культуры и искусства.

Достоверность исследования обеспечена методологическим подходом к решению проблемы; применением совокупности методов исследования, адекватных его направлениям, задачам, логике изучения проблемы; результатами опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов 'осуществлялись в школах Мурманской области, в выступлениях на семинарах ИПК РАО /1993-1996гг./, на конференции в г.Самаре /1996г./, на заседаниях лаборатории Исследовательского центра эстетического воспитания РАО /1993-199?гг./. Подготовлены и обоснованы программы курсов для учителей начальной школы: "Основы театрального творчества", "Кукловедение", "Музыкальное народное творчество", "Народная словесность", "Прикладное творчество народов Севера", Разработанный пакет документов по реализации программ апробирован и внедрен в школах России - ЛИ 1, 2,3,8 г.Полярного и № 268 г.Снежногорска Мурманской области.

Положения, выносимые на зашиту:

1. Адаптирование младшего школьника к окружающему миру представляет собой процесс усвоения им социальных норм, форм и средств деятельности и установления взаимоприемлемого сотрудничества в социуме /при педагогическом ориентировании школьника на объёкты культуры и искусства/.

2. Б состав полифункционального комплекса объектов культуры и искусства как единого механизма их влияния входят компоненты духовной среды: общечеловеческие ценности, социально-ценные модели личности и ее отношений к миру, произведения искусства, национальная культура, прогрессивные народные традиции.

3. Становление социокультурной адаптированности младшего школьника осуществляется в целостном, поэтапно организованном процессе педагогической подготовки учащихся к участию в новой социальной среде на основе формирования положительно-эмоционального отношения к ней /мод. В 1/, реализации ее в образовательно-воспитательной деятельности гуманистической направленности в микросоциумах /мод. Л 2/ и осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода к группам с разными уровнями адаптированности /мод. № 3/.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Тараскина, Галина Степановна

Выводы по 2 главе

На основе выявленных специфических особенностей младших школьников, влияющих на формирование их адаптированности к окружающему миру средствами культуры и искусства была разработана модель педагогически-ориентированного его социокультурного адаптирования.

Теоретическая модель социокультурного адаптирования учащихся начальной школы на основе искусства построена на философских, социологических, этико-эстетических и психолого педагогических основах, рассмотренных в главе 1.

Сущность модели в раскрытии самодвижения ребенка в триединстве процессов порождения себя как субъекта, отражения и снова порождения себя. Этот процесс педагогический, так как в младнем школьном возрасте он невозможен без помощи взрослого.

Целостность этого процесса требует, чтобы он осуществлялся в учебной, внеклассной и внешкольной работе, в семье, в микро- и макро- социумах и включал в себя поэтапность, постановку цели, содержания, позициями участников, особенностями их совместной деятельности. Целостность заключается и в том,что он опирается на единый комплексный механизм влияния культуры и искусства как полифункциональное интегрированное средство адаптирования младших школьников к окружающему миру; обладает совокупностью характеристик: дидактической, развивающей, социально-психологической, каждая из которых имеет свои конкретные параметры.

Исследование показало, что главной задачей реализации этой педагогической модели является воспитание элементарного культурно-эстетического сознания младшего школьника, которое определяется как осознанное эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное б совокупности эстетических оценок, суждений, идеалов и эмоциональных переживаний.

В соответствии с гипотезой исследования осуществлено построение опытно-экспериментального формирования адаптированности младших школьников к окружающему миру средствами культуры и искусства. Оно проходило в несколько этапов:

1 этап /подготовительный/ выявлял начальный уровень подготовки учащихся и учителей; создавал положительно-эмоциональное отношение к искусству, к деятельности в социуме и к людям, сотрудничающими с детьми.

Педагогическое воздействие на И этапе /основном/ заключалось в организации систематической образовательно-познавательной деятельности на уроке, в широком спектре внеклассных занятий по культуре и искусству, а также в освоении учащимися различных форм деятельности в социуме.

На Ш /заключительном/ этапе особое внимание уделялось художественно-ориентированной деятельности в социуме, где школьникам .предоставлялись возможности, для участия в различных видах общественно значимой деятельности со специфическим содержанием, формами и методами их организации с учетом дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем их адаптированности к окружающему миру.

Анализ результатов эксперимента подтвердил правомерность критериев и показателей адаптированности младших школьников: а/ приобщение к культуре /знание, понимание и освоение общечеловеческих и национальных культурных ценностей/; б/ гармония с окружающим миром /осознание ценностей социокультурной среды и принятие их, овладение способами деятельности и об-шения/; в/ личностный /психологический/ комфорт /преобладание положительных эмоций от участия в жизни социума.

Б результате опытного изучения получили подтверждение правомерность выделения трех групп учащихся и особого педагогического воздействия в каждой из них. Так, высокий уровень адаптированнос-ти младшего школьника характеризуют устойчивый интерес к искусству, особая эстетическая восприимчивость, активно заинтересованное отношение к школе, развитие умений переносись художественные знания в новые ситуации.

Общий итог опытной деятельности выявил: а/ продуктивность обращения к полифункциональному комплексу средств, культуры и искусства в процессе адаптации к социуму младшего школьника; б/ осуществление активного участия в разных видах искусства в социуме; в/■значимость создания педагогами атмофферы, направленной на обогащение гуманистической ориентации и активизации эстетического сознания в совместной деятельности детей и педагогов.

Опытное изучение позволило разработать методические рекомендации по адаптированию младшего школьника к окружающему миру средствами культуры и искусства, включающими в содержание деятельности тематические блоки интегрированных уроков "Учение", "Искусство", "Семья", "Общение", "Познай себя", а также внеурочные занятия с элементами знаний и доступных ребенку материалов из области практической этики, эстетики, этнопедагогики и народной культуры и искзгсства; методы "диалога культур", "художественной терапии", сюжетно-ролевой игры, детского творчества.

На основе вышеизложенного подготовлены рекомендации для учителей общеобразовательной школы, а также для системы ИУУ и педагогических институтов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная социокультурная ситуация в России затрудняет адаптацию молодежи в социуме и требует поисков путей влияния как на саму ситуацию, так и на развитие социального творчества а активности подрастающего поколения.

Особую тревогу вызывает состояние духовно-нравственной воспитанности школьников, неготовность молодежи, в том числе учащихся к восприятию общечеловеческих, национальных ценностей, традиций народов России.

Адаптация детей к новым социальным реалиям зависит от таких факторов как семья, школа, внешкольные учреждения и другие институты образования и общественного воспитания. Важными факторами, оптимально способствующими социальной адаптации школьника,являются совершенствование преподавания гуманитарных предметов, особое построение воспитательной работы, межличностное общение педагогов и учащихся, отношения в семье. Особым средством этого явлияния становятся объекты культуры и искусства, которые рассматриваются как полифункциональный культурно-художественный комплекс, как единый механизм, в который входят: общечеловеческие ценности, социально-ценные модели личности, и ее отношений к миру, произведения искусства, национальная культура, прогрессивные традиции.

В массовой практике проблема социокультурной адаптации личности решается поверхностно или просто не решается. Неправомерно затушевывается национальный аспект воспитания; значимость высого искусства заменяется поделками антикультуры. В семье ребенок часто лишен духовного и психологического комфорта.

Общая обстановка характеризуется низким уровнем социальной защищенности ребенка; возросшим количеством асоциальных групп; неподготовленностью школы к решению проблемы адаптирования детей в экстремальных условиях; неопределенностью новых социально-экономических явлений в современном обществе.

Нестабильность экономической и социальной жизни увеличивает количество нерешенных педагогических проблем: не созданы новые детские организационные структуры, которые могли бы энергично противостоять формализму в работе школы; проявляется, некомпетентность в решении проблемы адаптации со стороны учителей и воспитателей.

Мы констатируем обострение противоречий между социальным заказом общества:.к воспитанию духовной и культурной ориентации, школьников и недостаточной теоретико-методической разработкой проблемы; между требованиями к уровню общей и эстетической культуры педагога и неудовлетворенностью системы его подготовки, противоречий между задачами, которые стоят перед преподавателями художественно-эстетического цикла и отношениям к этим процессам в школьной практике.

Противоречия в жизни современного социума требуют поиска новых решений, в которых заинтересовано общество и его социальные институты.

Одним из главных путей преодоления этих противоречий - создание системы воспитания, позволяющей сформировать у учащихся адапти-рованность к окружающему миру.

Характер социального познания в современном социуме существенно изменился /культурная и образовательная сферы/ приняты такие позитивные качественные характеристики как диалоговость, проблемность, вариативность. Появились новые инновационные згчреждения образования, комплексы, где организованы условия построения процесса социальной адаптации школьников.

Проведенное теоретико-методическое исследование воздействия > комплекса объектов культуры и искусства на младшего школьника в образовательно-воспитательном процессе позволило нам рассматривать культуру, и искусство в системе культурного развития и нравственно-эстетического воспитания как источники социально-ценных моделей человека и его отношений к окружающей действительности.

Теоретическая модель исследования опиралась на научные основы изучения педагогической проблемы адаптирования школьника, включающие философский, этико-эстетический и психологический аспекты; в том числе положения об отношении к человеку как высшей ценности со циума, к искусству и культуре как источникам духовного развития личности; о взаимосвязи личности и общества; о признании развивающего потенциала эстетического сознания личности и его отношений с действительностью.

На основе изучения возможностей обращения к искусству в педаго гическом процессе нами была разработана и проверена в опытно-экспе риментальном исследовании педагогически ориентированная полифункци ональная модель адаптирования младшего школьника к окружающему миру средствами культуры и искусства.

Моделирование успешного вхождения в окружающий мир личности ре бенка через взаимодействие ее с искусством рассматривается на осно ве единого комплексного механизма влияния культуры и искусства; вместе с тем это взаимодействие выступает как поликультурное, интегрированное средство социального адаптирования младшего школьника на основе гармонического развития его эстетического сознания. При этом искусство выступает как ядро культуры, то есть сложной системы отношений /ценностных, эстетических, нравственных/, связывающей все стороны жизни и деятельности человека и помогающей его адаптации в социуме. Освоение школьником культуры и ценностных объ ектов искусства во веем его разнообразии становятся источниками социально-ценных моделей человека и его отношений к миру.

Процесс формирования младшего школьника к окружающему миру включал в себя следующие этапы: создание положительно-эмоционального отношения к искусству и деятельности в социуме; организацию систематической образовательно-познавательной деятельности на предметах гуманитарного цикла, развивающей интерес к искусству и предоставляющей возможности для художественного творчества детей; и, наконец, организацию этой деятельности таким образом, чтобы она формировала элементарное художественноэстетическое сознание младшего школьника, стимулировала его дальнейшее творчество.

Как показало исследование, реализация такой модели происходит при следующих педагогических условиях: усилении внимания к предметам гуманитарного и художественного циклов, формирующих гуманистическое отношение к жизни; структурирования инвариантных дисциплин по блокам с единой стержневой темой; поэтапной организации процесса социокультурной адаптации младших школьников с учетом специфики развития их интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их личности.

Процесс адаптирования младшего школьника к социуму выступает в виде динамической педагогической модели.-Эта--данамичность--ошраетея-на возрастные изменения, а также на движения этого процесса в целом, а именно:

- способности ученика к ориентированию в мире духовных ценностей;

- выбором им тех или иных ценностных ориентиров, которые необходимы его сегодняшнему жизненному опыту, его эмоциональным предпочтениям;

- систематическое участие в тех видах художественной деятельности, в которых реализуются его эстетические потребности;

- организацию практики включения младшего школьника в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений в социуме;

- развитие способностей художественного освоения мира на основе синтеза образного мышления, обобщений и анализа; формирование элементарного художественного-эстетического сознания младшего школьника.

Общим в подходе к преподаванию предметов художественно-эстетического цикла является развитие "внутреннего" слуха, эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира, организации диалога культур и творческой практики ребенка, формирование элементарного культурно-эстетического сознания /эстетических чувств, эмо ций, идеалов/.

В образовательно-воспитательном процессе не исчерпываются все возможности художественного развития учащихся, резерв их расширения в использовании потенциала семьи и социума, где происходит включение их в активную творческую, художественно-познавательную, , трудовую и другие виды деятельности, существующие в социуме и содействующие восприятию искусства как одной из главных ценностей -социокультурной среды.

Педагогическое воздействие на процесс адаптации младшего школь ника в окружающем мире показывает оптимальный результат при следующих условиях; при доступности освоения школьником комплекса компонентов духовной среды и удовлетворении его ожиданий; при введении в качестве основы построения образовательно-воспитательного процес са полифункционального комплекса средств культуры и искусства при включении младшего школьника в активную творческую деятельность об шественно значимого характера в новой социальной среде /которая рассматривается как педагогическое единство содержания, условий, форм педагогического процесса, создаваемое определенной организаци ей и конкретными условиями ее места, времени, средствами культуры и искусства.

Именно в такой деятельности формируется готовность школьника к восприятию новых ситуаций и оценки своего возможного участия в них и изменения посредством активизации восприятия в сочетании в развитием "внутреннего слуха", интереса к эмоционально-образному содержанию художественного произведения и к сфере культуры; организации систематической культурно-эстетической деятельности младшего школьника на основе социокультурного ориентирования, интегрированных занятий /блоки "Учение", "Искусство", "Досуг", "Познай себя" как обобщенных типов отношений ребенка к миру/.

Такое содержание педагогически ориентированного воздействия на адаптацию младшего школьника позволило нам представить его в. виде моделей: а/ модель № 1 - выявления начального опыта восприятия социума как самодвижения ребенка к нему и педагогической подготовки младшего школьника к адаптации; б/ модель № 2, характеризующая содержание и структуру процесса реализации социокультурного адаптирования младшего школьника; в/ модель № 3 - индивидуально-ориентированного подхода к младшим школьникам с разным начальным уровнем адаптирования, включающего изменение позиций взрослого и ребенка с целью активизации его деятельности.

Таким образом, гипотеза доказана совокупностью полученных данных и выводов нашего исследования.

Наша работа является лишь отдельным звеном в разработке исследуемой проблемы. Мы считаем, что в дальнейшем заслуживает внимания более углубленная разработка проблемы преемственности преподавания предметов художественно-эстетического цикла в среднем звене общеобразовательной школы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Тараскина, Галина Степановна, 1997 год

1. Баженова Л»М» Использование комплекса искусств ф формированиихудожественных взглядов подростков»»И»Д991.

2. Бахтин М»М» Эстетическое наследие и современность.^» »1992»

3. Бахтин М.М» Эстетика словесного творчества:вопросы культуры и эстбтики»«4Й» :йскусство»1986»21«лБезкжубенко С.Д. Природа искусства в свете практической и духовной деятельности.-М. Шолитиздат,1987.

4. Белинский В.Г. Избранные статьи об искусстве.-М.,1974.23, Бердяев H.A. Русская идея.«!., 1990.2 т

5. Бим-Бад Б.М.Дедагогические течения в начале XX века.-М.:Р0У, 1994.-412 с*

6. Елонский П.П. йзбр.пед.и психолог, произв. в 2-х тт.-М.,1979.

7. Бодалев A.A. Личность и общение.~М.¡Педагогика,1983.

8. Бодалев А.А.Психология о личности. -М.:МГУ, 1988.

9. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки./Автореф. . .докт.пед. наук.-1992.

10. Божович Л.И.Формирование личности в школьном возрасте.-4!.,1988.

11. Божович Л.й. Избр.психол.труды.-М. Международная педагогическая академия,1995.-212 с.

12. Борев Ю.Б. Эстетика.~М.:Политиздат,1988.-496 с.

13. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.~М.,1994.

14. Введение в практическую социальную психологию / Под ред.Ю.М.ЖуковаД»АЛетровекой,0.В.Соловьевой.«*2»в исправл.изд.*ДО.:Смысл, *4996.«*373 с.

15. Верб М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности. -Л.:Знание,1981.

16. Воаков Г.Н. Педагогика жизни,<*Чебоксары»1989.50» Волков Г.Н. Программа по народной педагогике-.-41.,1992.

17. Волков ИЛ, Цель одна- дорог много: проектирование процессовобучения. ~М,¡Просвещение,1990.-159 с. 52*.Волкова Е.Б. Произведения искусства в мире художественной куль-туры.-М.:ИскусствоД988.«240 с.

18. Вульф В.В. Эстетическое воспитание во внеклассной работе,

19. Киев: Рад.школа,1981.- 120 с.

20. Выготский Л.С. Педагогическая психология.-М.:Педагогика,1991,-480 с,

21. Выготский Л.С, Психология искусства.¡Педагогика.-1991.

22. Вяземский П.А. Эстетика и литературная критика*-М,,1984.

23. Гавриловен К,В.,Казимирекая И.И, Нравственно-эстетическое воспитание школьников .«Мн.:Нар,асвета,1988.-128 с.

24. Газмам О.С. Содержание деятельности и опыт работы классного руководителя / классного воспитателя/.Метод.реком.-М,,1992.

25. Гальперин П.Я#,Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания.«М. ¡МГУ,1974.60.^Гачев Г.Д. Образ в художественной щгльтуре.~М.,1981.

26. Гегель Г.В.-Ф. эстетика.Собр.соч. в 4-х тт.,т.1»~М»Д968.

27. Герцен А,И. Соч. в 2-х тт.,т.2.<4И.Д986.63.«/Гласс Д.,Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии, »1976.

28. Гольдентрихт С,С. О природе эстетического творчества.-М.,1977«

29. Гоноболиж Ф,Н» 0 некоторых психических качествах личности учителя //вопр.психологии 1975,«Л 1,

30. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности.-М.¡Педагогика,1986.-128 с.6?. .»Гостев А.А. Образная сфера челов®ка.*М.,1992.

31. ДЪряева Н.А. Первые шаги в мире искусства.-^. ¡Просвещение, 1991.-159 с.

32. Гуревич П.С. Культурология.«^. ¡Знание,1996.-288 с.

33. Гуревич П.С. Философия культуры,-М. ,1994,

34. Гурова Р,Г, Социологические проблемы воспитания,-М. ¡Педагогика, 1981.«. 176 с.

35. Джемс У «Психология /Йод ред. Л .А .Петровской. <*М. ¡Педагогика, 1991.— 368 с.78.^Джонсон Д.Индивидуализация обучения /Новые ценности образовав ния:десять концепций и эссе.«М.:Инноватор,1995.

36. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Йод ред. И.В. Дубровиной. *4Я.,1987.

37. Дивненко 0.В,Эстетика.«М.:изд.центр "АЭ"Д995.

38. Дидактика средней школы /Йод ред. М.Н.Скаткина»изд.2«*е,~ М»,1989.

39. Добрович А.Б.Воспитателю о психологии и психогигиене общения.~ М.,1987.

40. Духовная 1?ультура и этническое самосознание.-М.:Просвещение,1990.- 192 с.

41. Егоров А.Г. Социология и культурно«^стетическое развитие общества // Социолог.исслед.-1990.*»$ 2.

42. Емельянов Ю.Н. Активное социально-педагогическое обучение.»1. М. ,1.986.

43. Ерасов Б.С.Социальная культурология. «М. ¡Аспект Пресс,1996.**591 с87.^Еремеев А.Ф. Принципы искусства.Социологическая сущность художественного творчества.««М* .'Искусство, 1887.

44. Е^шов П.М.Технология актерского искусства.-М. ,1992.

45. Ершова А.П. Упражнения для театральных занятий в начальной шко-ле//Йроблеш преподавания худ.дисциплин в школе.~М.,1990.

46. Ершова АЛ.»Булатов В.М. Режисеура урока,общения и поведения учителя.-М.:изд-во" Институт практической психологии"»Воронеж: НПО "МОДЭК",1995.-272 с.

47. Живой мир искусства /Сб.статей.-Мурманск,1995.

48. Журавлев В.Й.Педагогика в системе наук о человеке. Д990, 95* Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи.-М.:

49. Просвещение,1988. 96. Загвязинекий В.И.,Гильманов С.А, Творчество в управлении школой.«М,,1992. 9У. Закон РФ "О6 образовании" /1992 /.«М.»1992.98.^3анков Л.В. Дидактика и жизнь.Избр.-труды.-М., 1990,

50. Зись А.Я.В поисках художественного смысла.-М, »1991. ЮЗ.^/Зись А.Я. На подступах к общей теории искусства.-М.:Гитис,1995.

51. Зинченко В.П. От классической к органической психологии.«1. М.»1996.-80 с.

52. Ивин A.A. Искусство правильно мыслить.»М.,1986.

53. Ильенков Э.В.Философия и культура.<*М. Д991.

54. Ильин B.C. Формирование личности школьника целостный процесс.* М.Д994.

55. Ш.^Ингенкамп К. Педагогическая диагностика.-М.»1991. 112.7Искусство в жизни детей: опыт художественных занятий с младшими школьниками.*М.:ПросвещениеД991.-118 с.

56. Искусство в системе культуры.-*!. ,1987.

57. Искусство и дети:эстетическое воспитание за рубежом.Искус-ствоД969.

58. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке Шросве-щениеД989.

59. JКаган М.С. Взаимодействие искусства в педагогическом процессе. «Л.,1989.

60. Каган М.С. Мир общения.-М.,1990.118.^ Каган М.С. Социальные функции искусства*-М.Д987.

61. Камкова Е.П.»Савенкова Л.Г.»Сухова Т.И.»Юсов Б.П. Живой мир61.t^искусства.-Муртнск,1995 »

62. Киященко Н.И.,1ейзеров Н.Л» Эстетическое творчество.-М,:3на*»ниеД984„

63. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания.Пособие для препо» давателей. -М. " :Интерпракс,1994.08 с,134.'Комплексная программа "Социальная педагогика".-М,, 1993,

64. Кон И.С. Ребенок и общества.-М#Д988«136.'Конвенция о правах ребенка /Сов.педагогика.-М., 1991.-Л 10.

65. Кондаков И.В, Введение в историю русской куль туры.-М. ,1994.

66. Конституция /Основной закон/Российской Федерации.-М.,1993.

67. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе.-М*,1990.

68. Корнилова А»Г»Педагогические основы социального воспитания,-М.,1991.

69. Коротов В.М. Концепция воспитания творческой самодеятельной личности школьника /Опыт разработки концепций воспитания.-Ростов*.на-Дону ,1993.~ч.2,с.46*52.

70. Коул М.,Скрибнер С, Культура и мышление.-М.:ПрогрессД977.-262с.143."Краевский В.В.Методология педагогического исследования:пособиедля пе дагога-иссл едователя.-Самара: из д*»во СамЕПИД994.-165 с,

71. Красильникова М.С. Интонация как основа музыкальной педагогики //Проблемы преподавания художественных дисциплин в школе.-М.,1990.

72. Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры.-i.,1984.

73. Кудина Г.Н,,Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла:Методические разработки:! кл. М.,1990.

74. Культурология: Словарь .«*М. ,1994.

75. Куписевич Ч. Основы общей дидактики.^. ,1986.

76. Кэмпбелл Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии.-М., 1980.

77. S.^ieBH A.B. Нестандартный ребенок.-М.Д993.154. ''Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем.-М#: Лайда Д 994. «192 с.

78. Гейзеров Н.Л. Образность в искусстве.-М»:Наука»1974.

79. Леонтьев A.A. Педагогическое общение.-М.,1979.

80. Лики культуры: культурологический альманах.-М.,1994.

81. Лифшиц В. В мире эстетики.~М.Д995«

82. Лифшиц М.А. Мифология древняя и современнаЯ.-М.:ИскусствоД979.-■ — 582 с.

83. Лихачев Б.Т. Книга беспокойств.«М.Д991.161."Лихачев Б.Т. Педагогика.Курс лекций.Учеб.пособие.-41. Д993.

84. Лихачев Д.И.,Панченко A.M. ,Понырко Н.В.Смеховой мир Древней Руси.-Л. Д984.163. ^Лосев А.Ф. Философия »Мифология. Куль тура.-М. Д991.164.'Лосский Н.О. Характер русского народа,-М.Д990.

85. Лотман Ю.М. Избр. статьи.-Таллинн,1992.г 166. Лотман Ю.М. Культура и взрыв,-М.:Гнозис»Прогресс»1992.

86. Лубенко В.В. Система стержневой истины.«Л.Судостроение»1990.168.vЛуначарский A.B. Диалог об искусстве //Собр.соч.-М.Д967,т.7.

87. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: из опыта работы.-М.:Просвещение,1992.-224 с.в.'Маймине И» Искусство мыслит образами.«М.Шросвещение,1987.«- 144 с.

88. Мамонтов С.П. Основы культурологии.-И.:Р0У»- 1996.-272 с.

89. Маркова А.К. Психология труда учителя.-М.:Просвещение,1993,- 192 с.

90. Маркс К.Энгельс Ф. Об искусстве.-в 2-х тт.-М.,196?.

91. Маслова Л.П. Восприятие произведений искусства на уроках музыки //Проблемы преподавания художественных дисциплин в школе.1. М.,1990.173.^Медушевский В. Интонационная форма адузыки.«М»¡Композитор,1993.

92. Мелик-Пашаев A.A. Гуманитаризация образования р начальной школе.-М.: Педагогика,1991.

93. Мид М. 1§гльтура и мир детства.«М.,1988.

94. Мир едкая Н.В. Сопряжение комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе.-М.:Просвещение,1989.«206 с.

95. Михалев ВЛ.Видовая специфика и синтез искусств.-Киев:Наукова думка,1984.178." Морозова Т.В.»Торшилова Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет.~М.:ИЦЭВ РАО,1994.

96. Мудрик А.В.Введение в социальную педагогику.-Пенза,1994.

97. Музыка,культура,человек.-Свердяовск:изд-во Урал.ун-та,1988.

98. Налчаджан A.A. Социально-психологическая адаптация личности.-Ереван,1988.

99. Нечаев В.Я. Социология образования.-^.,.1992.

100. Ницше Ф. Соч. в 2-х тт.,т.2.«М.,1990.-742 с.

101. Новикова Л.И. Школа и среда.-М.,1985.187." Новицкая М.Ю. Человек и природа в народной культурв.-М.,1994.188. "Новлянская З.Н, ,Кудина Г.Н.,Мелик-Пашаев A.A. Как развить художественное восприятие у школьников.~М.,1988.

102. Основы педагогического мастерства /Под ред. И.В.Зязюна.-Киев: Вища школа, 1987.-206 с.193.° Основы эстетического воспитания /Ю.Б.Алиев,Г.Т.Ардаширова, Л.П.Барышникова и др.,под ред. Н.А.Кушаева.-М.'Просвещение ,1986.-240 с.

103. Опыт совместной работы учреждений народного образования и культуры по эстетическому воспитанию учащихся //Сб. науч.трудов.« М. :НИИ ХВ АПН СССР,-1991.

104. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста /Под ред. Д.Д.Эльконина,А.Л.Венгера.«М.,1988. л ,

105. Павловский А.Ф.Вхожу в мир искусства.-М. ,1997.

106. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого.-М.:Рос.пед.агентсво, 1995.

107. Педагогика искусства в творческих поисках.-М.-Самара:1996.--287 с.

108. Пеня Т.Г. Театральное искусство и дети / Искусство в жизни детей:опыт художественных занятий с младшими школьниками.-М.:Просвещение ,1991.

109. Петров Ю.А. Методологические проблемы теоретического познания.-М.,1990.-19$ с.

110. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. -Казань: изд-во Казанского ун-таД976.«200 с.

111. Петровская Л.А. Компетентность в общении.^.,1989•

112. Петровский A.B. Популярные беседы о психологии.-М.Д982.

113. Победоносцев Г.А. Совершенствуем систему воспитания школьников. -М.просвещение,1989.-174 с.

114. JПолифункциональная модель образования.Школа В.Лубенко.^П.,1990,

115. Популярная психология для родителей/- под рвд.А.А.Бодалева.- 10 1Л6

116. М,¡Педагогика,1988.-256 с.

117. Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе:сб.науч.трудов Мод ред.Л.П.Печко.-М. ¡АПН СССР,1991.-109 с.

118. Приоритетные проблемы эстетического воспитания школьников:Сб. науч. трудов /Под ред. Л.П.Печко.^М.¡НИИ ХВ АПН СССР,1990.-136 с.

119. Протопопов Ю.Н. Восприятие искусства и личность старшего школьника// В сб. науч.трудов Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством .«М.,1981.

120. Розанов В.В. Сумерки просвещения.«М.Д990.

121. Розелли Н. Социальная работа.Уч.пособ.для школ социальной работы.-М.Д994.

122. Российская педагогическая энциклопедия.Т.1.-М.,1993.

123. Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.Д990.

124. Русская словесность в вопросах и заданиях /О.И.Бычкова, Л.Л. Иванова,Н.П.Клюева,Л.Т.Пантелеева.-Мурманск,1995.«168 с.222.^Рябов В.Социальная природа искусства:К спорам о предмете искусства.-Л. Д982.

125. Савенкова Л. Изобразительное искусство ж среда.-М.,1995.

126. Саймон Б. Общество и образование.*^.,1989.

127. Сакулин П#Н. Филология и культурология.*^. »1990.

128. Сатир В. Как строить себя и свою семью.-М.:Педагогика«Пресс, 1992.192 о.227.,/Сафронов Б.В.Эстетическое сознание и духовный мир личности.-М. .'Знание Д984.

129. Сборник программ интегрированных курсов "Искусство*.«!.Д995.

130. Сильвестров В.В.Философское обоснование теории и истории культуры.-М. ,1990.

131. Система эстетического воспитания школьников.*М. ¡Педагогика» 1983.231* Скаткин М.Н.Методологня и методика пед.исследований.-М. »1986. 232. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения.-М.:Педаго-гика,1971.-125 с.

132. Сластенин В.А. Дамарин В.Э# Методологическая культура учителя //Сов.педагогика.-1990.«*$ 7.

133. Смелзер Н. Социология.~М.,1994.

134. Смирнов ИЛ» Формирование творческой личности.-М.:Мысль ,1987.

135. Собкин B.C. Социокультурный анализ образовательной ступени ситуации в мегаполисе,«М. ,1992.

136. Собкин В.С.,Писарский П.С. Российская школа на рубеже 90-х: социологический анализ ,1992,

137. Современная западная социология:словарь.-М.,1990.

138. Современные подходы к обучению и воспитанию детей и молодежив системе непрерывного образования.-М.,1994.

139. Сорока» Росивский В.Н. Пед» соч.«М. ,1991.

140. Сохор A.M. Социология и »музыкальная культура.-4Д. ,1975.

141. Социодинамика культуры:социокультурная дифференцация.-М.,1993. 243*vСоциокультурная адаптация индивида средствами комплекса искусств.-M.:PA0t 1994.

142. Социология: словарь-справочник.«^.,1990.-T.l-^*

143. Социология:Хрестоматия.~С«Пб.Д993.

144. Социальная педагогика.Теория»методика,опыт исследования.-Свердловск,изд-во Урал.ун-та,1989.

145. Социальная психология /Йод ред.А.В.Петровского.-М. просвещение* ~1987.*324 с.

146. Социальная психология /Йод ред.Г.П.Предвечного и Ю.А.Шерковина. «4!.,1975.«319 с.

147. Социальная философия:Уч. пособие,-М.:Инст.молод ежи,1995.

148. Справочник зам.директора школы по учеб.«воспит.работе:Сб.документов и норматив.актов /Сост.Н.А.Ермолаева.~М.:Просвещенив,1989.«224

149. С.Т.Шацкий:работа для будущего :Докум. повествование :Кн.для учи» теля /Сост.В.И.Малинин,Ф.А,Фрадкин.«М. :Пр свещение,1989.-223 с.

150. Становление гуманистического мировоззрения личности*«!!. »1994.

151. Стоуне Э. Психологическая теория ж практика обучения.-!!.,1984.

152. Стрельцова Л.Е.Искусство слова и младший школьник./ Искусство в жизни детей:опыт художественных занятий с младшими школьниками.^» М. :Просвещение»1991.

153. Строганова Т.В. Экология духовности /Размышления о роли и месте искусства и художественной педагогики в современном мире в свете биоэнергоинформатики.«Пенза#1993.

154. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива.«М. Шросвеще-ние,1991.prit

155. Сухошшнский В.А.Сто советов учителю //Избр.произв.в 5~и тт. -т.2.-5Б9 с»

156. Суна У.Ф. »Петров В. М.Социология эстетической культуры.-Рига, Зинанте»н1985.

157. Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику.-М. У АПН ассоциация проф. образован. ,«»1991 .«*182 с.

158. Таланчук Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспи^а* ния.-Казань»1991.

159. Творческий процесс и художественное восприятие.¡Наука,1978,

160. Тельчарова Р.А.Музыка и культура.«*М. ,1985.

161. Тельчарова P.A. Уроки мужыкадьной культуры.~М. ¡Просвещение, -1991.-158 с.

162. Теоретическая и прикладная социальная психология. ~М.: Мы ель, 1988.-336 с,

163. Теория и практика социальной работы¡отечественный и зарубежный опыт.-Тула: 1993.-т.1.

164. Тойнби А. Постижение истории,-М.,1976.

165. Торшилова Е.М.Эстетическое воспитание в семье,-М.¡Искусство» -198^.

166. Торшилова Е.М.»Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей лет. «М.,1994.

167. Управление развитием школы:Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред.М.М.Поташника и В.С.Лазарева.

168. М.¡Новая школа»1995.-464 с.

169. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития.«М. »1990.

170. Урунтаева Г.А.,Афонькина Ю.А# Как я расту:Советы психологародителям.-4/1.¡Просвещение,АО "Учеб. лит-ра,1996.»111 с.

171. Учитель и эстетическая • куль тура./Сост. ЛЛ.Печко »A .Ф.Павловский. «М.,1994.

172. Ушинский К.Д.Йзбр.пед.соч.-М.,1988.

173. Фейнберг Е.Л.Две культуры ¡интуиция и логика в искусстве и науке.-М.,1992.

174. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности.-М.,1994.276.^Фомина H.H. Народные праздники -/Программа.-М.»1990.-60 с.

175. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой.«М.»1986.

176. Фохт-Бабушкин Ю.У.Искусство и духовный мир человека.~М.:Знание ,1982.

177. Фохт-Бабушкин Ю.У .Художественная культура ¡Проблемы изученияи управления.-М, ,1986.280, Философско-психологические проблемы развития образования,-^»: Педагогика,1981,281, Франк И*3анимательная культурология,-М» ,1991.

178. Франк С, Духовные основы общества. ~М. Д992.

179. Фролова Г. И «Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. .-Просвещение,1986.«»169 с.284» Фрумин И.Д. ,Эльконин Б.Д. Возраст и проблема содержания об-разования /Сб.В поисках нового содержания образования.-Красноярск, 1993.

180. Фрумин И.Д., Эль конин Б.Д, Образовательное пространство как пространство развития Лкшр.психологии.-1993.1.

181. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме /Проблемы человека в западной философии.-М.,1988.«356 с.

182. Харчев А.Г.Социология воспитания.-М.,1990. Хрестоматия по педагогической психологии.-М,:Ш10,1995.

183. Хрестоматия по социальной психологии.-М.:МПА,1995.-222 с.

184. Художественная культура и развитие личности /Сост. Л.Н. Дорого-ва.-М. :НаукаД987.

185. Художественная культура и развитие личности.Проблемы долгосрочного планирования /Под ред. Ю.У.Фохт-Бабушкина.-М. :Наука,1987.

186. Цветков Э.А.В поисках утраченного НЯ*практическое пособие.-М.,1992.«.78 с.292/Дукерман Г.А. Виды общения в обучении.-Томск:Пеленг, 1993.

187. Цирульников А.И.Из тайных архивов русской школы.-М.:Педагоги-ка-Лресс,1992,-128 с. .

188. Человек и культура:индивидуальность в истории культуры.-М. Д99С295. »Человек и социокультурная среда.-М. Д992.«Вып.1»2.

189. Чернявская М.С. Изобразительное искусство и младший школьник, /Искусство в жизни детей:опыт художественных занятий с младшими школьниками. «41.:Просвещение,1991.-с.49*82.

190. Шакуров Р.Х.Социально-психологические основы управления:руководитель и педагогический коллектив.-ДО.:Просвещение,1990.-208 с.

191. Шацкий С.Т.Бодрая жизнь /Пед.соч.в 4-х тт.«4$.,1962,т.1.

192. Швейцер А. Благоговение перед жизнью.-М.,1992.300.3Шевченко С.Д.Школьный урок:как научить каждого.-М.: Проев еще-ни®Д991.-175 с.

193. Шопенгауэр А* Афоризмы.-М.:Сов.писатель,1990.

194. Шпенглер 0.Закат Европы.~1й.Д923.

195. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки.-М.Шарфифаль,1992,-40 с.

196. Щукина Г.И.Активизация познавательной деятельности уч-ся*-М.,197'309.vЩукина Г.Й.Роль деятельности в учебном процессе.-М.Д986. 310* Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел.~М.:ПросвещениеД993.

197. Щуркова Н.Е. "Философия жизни" в школе:Метод.штер.к уч.курсу человекБведения.-М.:Новая школа,-1994.-48 е.

198. Эльконин Д.Б* Избр.психол*труды.-М.,1989*

199. Энциклопедия практического самопознания.<*М.,1994*

200. Эстетическое воспитание в школе искусств /Сост.П.В*Халабузарь.

201. Эстетическая культура и эстетическое воспитание /Сост*Г.С*Лаб-ковская.-М.:Просвещение,1983.«304 с*

202. Эстетическое сознание и процесс его формирования.~М*:Искусство, 1981.-255 с.321.wK)cob Б.П* Современное состояние вопроса.Научная гипотеза./Сб* Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. -Луганск,1990. -С .11«*51.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.