Агулы в XVIII - первой половине XIX вв.: Проблемы социально-экономического развития и политического устройства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Ибрагимов, Ибрагим Гаджиевич

  • Ибрагимов, Ибрагим Гаджиевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 1999, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 252
Ибрагимов, Ибрагим Гаджиевич. Агулы в XVIII - первой половине XIX вв.: Проблемы социально-экономического развития и политического устройства: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Махачкала. 1999. 252 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Ибрагимов, Ибрагим Гаджиевич

Введение. Научная разработка темы, литература и источники

Глава I. Политическая история агулов.

§1. Исторические сведения. 18

§2. Борьба агулов против татаро-монголов и Тимура.33

§3. Агулы в борьбе с персидскими завоевателями.56

§4. Агулы в период антиколониальной и антифеодальной борьбы горцев Дагестана.70

Глава II. Экономическое развитие агулов в XVIIIпервой половине XIX в.

§1. Земледелие.89

§2. Животноводство.105

§3. Изделия домашней промышленности .119

§4. Торговля и пути сообщения.135

Глава III. Социальные отношения и административное управление.

§ 1. К проблеме формирования крупных населенных пунктов (социальный аспект).146

§2. Формы земельной собственности.162

§3. Имущественное и социальное расслоение союзов сельских обществ агулов.186

§4. Крестьянские выступления в Агуле против ханов и беков в Х\Ш1-Х1Х веках.200

§5. Управление.208

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Агулы в XVIII - первой половине XIX вв.: Проблемы социально-экономического развития и политического устройства»

Агулы - одна из малочисленных народностей, сыгравшая наравне с другими этносами большую роль в политической истории Дагестана. Достаточно сказать, что на территории Агула зафиксированы первые сведения о монголо-татарских нашествиях, через нее проходила древняя магистраль, связывавшая Закавказье с Северным Кавказом и далее. Тем не менее социально-экономической и политической жизни агулов в истории Дагестана уделено мало места, т.е. они упоминаются как бы мимоходом в числе южнодагестанцев вообще. Не исследовав конкретную историю отдельных малочисленных народов, невозможно представить себе историю такой страны, как Дагестан, где проживали и проживают множество этносов. Лишь изучив ход исторических процессов отдельных народов, выявив общие и особенные черты их экономического и социального развития, можно достичь глубокого и правдивого освещения истории Дагестана.

Актуальность исследования данной проблемы определяется еще и необходимостью опровержения существующих в исторической литературе традиционных мнений, архаизирующих общественный строй горцев Дагестана, в том числе агулов. В методологическом аспекте тема диссертации актуальна для понимания общего и особенного в социально-экономическом и политическом развитии отдельных народов Дагестана.

Наконец, не последнее место имеет настоятельная потребность в формировании цельного подхода в рассмотрении проблемы уровня социального развития различных обществ.

В исторической науке имеются отдельные статьи, посвященные социально-экономическому развитию, материальной культуре агулов. Однако до сих пор мы не имеем цельного обобщающего исследования по истории такого народа, как агулы. Лишь тщательный исторический анализ всех аспектов изучаемого времени дает возможность показать полную картину социально-экономического развития и политического устройства агулов.

Одним из менее изученных периодов истории агулов является период

XVIII- пер. пол. XIX в. Существующие по этому периоду мнения в отношении социально-экономического развития агулов противоречивы. На наш взгляд, невозможно решать проблемы развития любого общества без учета как внутренних, так и внешних факторов.

Не раз был нарушен поступательный ход развития агулов от низшей к высшей ступеням своего длительного исторического периода. Это и оставило отпечаток социального порядка, который дал почву исследователям архаизировать общественный строй не только агулов, но и всех горцев Дагестана.

Изучение периода позднего средневековья в отрыве от ранних времен, на наш взгляд, является ошибочным. Дело в том, что на поступательный ход исторического развития агулов отрицательно повлияли иноземные нашествия (арабы, сельджуки, татаро-монголы, Тимур) и, особенно, ирано-турецкая экспансия. Изменения коснулись социальных отношений, игравших решающую роль в развитии агульского общества. Поэтому мы считаем, что без исследования прошлого невозможно рассматривать последующие этапы развития общества в целом.

Выбор для исследования проблемы истории агулов XVIII - первой половины XIX в. объясняется тем, что именно этот период является одним из важных в жизни народа и характеризуется дальнейшим развитием экономики и политического устройства. Как для остальных дагестанских народов, этот период для агулов ознаменовался событиями, повлиявшими на ход исторического развития - это активизация русско-дагестанских отношений, присоединение Дагестана к России, а также антиколониальная борьба горцев против царизма.

В силу вышесказанного, автор поставил перед собой следующую цель работы: на основе глубокого анализа и широкого использования разнообразных источников - археологических данных, сведений античных, армянских, грузинских, арабских, русских и западноевропейских авторов, архивного материала и полевых исследований, с учетом существующей по этой проблеме литературы, - дать возможно полную характеристику социально-экономическому развитию и политическому устройству агулов в XVIII - первой половине XIX в.

В рамках поставленной цели в работе определены следующие задачи.

В политической истории:

• показать борьбу агулов против иноземных завоевателей;

• охарактеризовать административно-политический строй агулов, показать его особенности;

• осветить взаимоотношения агулов с феодальными владениями Дагестана;

• раскрыть основные причины распада раннесредневековых политических объединений и образования союзов сельских обществ Кушандере, Агулдере, Курахдере;

В экономической:

• осветить основные занятия агулов (земледелие, животноводство, домашние промыслы и торговля), подчеркнуть роль и значение отдельных отраслей хозяйства в экономическом развитии агулов;

В социальной:

• раскрыть степень имущественной и социальной дифференциации агульских обществ;

• показать роль ислама в социальном развитии общества агулов;

• осветить социальную структуру в союзах сельских обществ, находившихся в зависимости от Казикумухского ханства и Табасаранского майсумства;

• показать совместную борьбу агулов и других народов против иноземных завоевателей, выявить экономические и политические связи, существовавшие длительный исторический период.

В работе автор придает важное значение методам исторического исследования источников, критическому их анализу. Делается попытка переоценить некоторые стереотипы, сложившиеся в историографии вокруг рассматриваемой проблемы, как то: недоразвитость производственных отношений, отсталость в экономическом развитии, наличие кочевого скотоводства и исходящие из них выводы о социальном развитии агулов в средневековье и новое время.

В диссертации раскрыто влияние феодальных владений, в частности Казикумухского ханства и Табасаранского майсумства на процессы, происходящие в агульском обществе. Исследуя общее и особенное в социальном развитии агулов, автор объясняет причины выбора горцами той или иной ориентации в политике великих держав (Россия, Турция, Иран).

Важное значение имеет также большой фактический материал документального и нарративного характера, выявленный автором в архивохранилищах страны, и историко-этнографические сведения, собранные в ходе полевых исследований.

Круг источников и историко-этнографической литературы, посвященный агулам, настолько узок, что исследователям социально-экономического развития и политического устройства Агула, их материальной и духовной культуры приходится собирать материал буквально по крупицам. Это объясняется тем, что хотя агулы и являются коренным населением, с древних времен проживающим на территории Южного Дагестана, тем не менее они, находясь в составе Кюринского ханства, были больше известны как кюринцы. Даже автор второй половины XIX в., по происхождению лезгин, известный ученый Г-Э. Алкадари почти всех южнодагестанцев считает кюринцами. Среди них он перечисляет и магалы Агул и Кушан, которые «разговаривают на своем особом языке».1

Исходя из этого, для освещения политической и социально-экономической истории агулов раннесредневековой эпохи нами использованы письменные источники, касающиеся вообще горцев лезгинской группы народностей.

Большое значение для раскрытия интересующих нас вопросов имеют археологические исследования, произведенные на территории агулов. Третьим

1 Алкадари Г-Э. Асари Дагестан. Махачкала, 1994. С. 35. отрядом Дагестанской археологической экспедиции в 1965 г. под руководством В.Г.Котовича1. здесь были обнаружены крупные городища позднеалбанского периода, материал которых во многом помогает определить социально-политическую историю населения Агула в раннем средневековье. Материал археологических исследований подтверждается сведениями арабоязычных источников, относящихся к 1Х-Х вв. Среди них для нас большое значение имеет историческое сочинение ал-Баладзори «Книга завоевания стран» (умер в 892г.). В одной из обстоятельных глав этого произведения под названием «Завоевание Азербайджана» дается подробное описание борьбы между арабскими войсками и народами Дагестана. Ал-Баладзори сообщает также о политических образованиях Дагестана, в частности о «царстве» Лакз, в состав которого входили и агулы; подтверждает факт существования в Дагестане раннесредневековых городищ и замков.

Большой интерес для нас представляет географическое сочинение Ибн о

Хордадбеха (около 820 - около 912 гг.) «Книга путей и стран». В нем приводятся отличающиеся высокой достоверностью сведения о раннефеодальных государственных образованиях Дагестана. Исключительно ценные сведения о походах арабов в Дагестан, о деятельности арабских полководцев, об арабо-хазарских войнах оставил нам Абу Мухаммад Ахмад Ибн А'сам ал-Куфи (умер в 926г.) в своем сочинении «Книга завоеваний».4 Здесь содержатся интересные сведения о «царствах» Дагестана, о маршрутах арабских завоевателей, которые помогают локализовать отдельные

1 Котович В.Г. Отчет о работе 3-го отряда ДАЭ в 1985г. // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. Оп.З. Д. 225. С. 40.

Баладзори Книга завоевания стран / Пер. с араб. проф. П.К.Жузе. Баку, 1927.

3 Ибн Хордахбех. Книга путей и стран / Пер. с араб., комментарии, исследования Н.Велихановой. Баку, 1986.

4 Ахмад Ибн А'сам ал-Куфи. Книга завоеваний / Пер. с араб. З.М. Буниятова. Баку, 1981. раннефеодальные государственные образования, в частности ал-Лакз.

Заслуживают серьезного внимания и сведения знаменитого арабского путешественника, историка и географа ал-Масуди (умер в 956г.). В его сочинении «Россыпи золота» («Мурудж ад-Дзахаб»)1 мы находим особо ценные для нашей темы сообщения о «царстве» Лакз, позволяющие нам в какой-то степени решить вопрос об исторической географии этого политического образования и его взаимоотношениях с соседним Ширваном в раннем средневековье.

Вышеназванные труды раннесредневековых авторов позволяют нам не только сделать выводы о локализации южнодагестанских народов, но и осветить проблемы арабских завоеваний и в целом начальный этап исламизации Дагестана.

Исключительно важное значение имеет так называемый «Ричинский список истории Абу Муслима», обнаруженный в сел. Рича Агульского района профессором А.Р.Шихсаидовым (и им же переведенный и изданный)2, где отражен начальный этап проникновения ислама в Южный Дагестан. Данный источник ценен тем, что здесь впервые конкретно указываются населенные пункты Агула, освещается ход исламизации агулов и строительства мечетей в Рича и Мака.

Неоценимыми источниками для разработки вопросов, связанных с религией и строительством культовых и других сооружений, являются многочисленные надписи, найденные на территории Агула крупными

1 Масуди Мурудж ад-Дзахаб / Пер. с араб. В.Ф.Минорского; Минорский В.Ф.

История Ширвана и Дербента Х-Х1 веков. М., 1963. С. 188-215. См.: Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993. С. 74. учеными-востоковедами Л.И.Лавровым1 и А.Р.Шихсаидовым2, относящиеся к Х-Х1Х векам. Особо важное значение имеют строительные надписи. По ним можно определить социальную структуру общества и взаимоотношения агулов с соседними народами, а именно взаимосвязь в области строительного дела.

Значение надписей, особенно ричинских, в изучении борьбы агулов против татаро-монголов огромно. Они помогают определить маршруты передвижения войск завоевателей.

Для освещения борьбы южнодагестанцев, в частности агулов, против монголов и полчищ Тимура огромное значение имеют известия авторов XIII-XV вв. Благодаря им мы узнаем не только о героической борьбе агулов против завоевателей, но получаем, хотя и фрагментарные, сведения об их социальном строе, материальной культуре того периода. Хотя в этих трудах и нет конкретного указания на участие агулов в борьбе против иноземных завоевателей, все же в них отражена борьба горцев Дагестана, в частности народностей лезгинской группы, через территорию которых проходили завоеватели. В этом плане особую ценность представляют труды современников тех событий. Среди них могут быть отмечены сочинения

1 Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Ч. 1. X-XVII вв. М., 1966; Ч. 2. Надписи

XVIII-XX вв. М., 1968; Ч. 3. Надписи Х-ХХ вв. М, 1980. Шихсаидов А.Р. Арабские строительные надписи Дагестана (X-XVII вв.) / УЗ.ИИЯЛ. Махачкала, 1964.; Он же. Надписи рассказывают. Махачкала, 1969; Он же. Несколько надписей из Южного Дагестана // Материалы по археологии Дагестана. Махачкала, 1973. Т. III.; Он же. Новые эпиграфические памятники Дагестана // Вопросы истории Дагестана (досоветский период). Махачкала, 1974. Вып. 1; Он же. Эпиграфические памятники Дагестана. М., 1984. арабских авторов: Ибн ал-Асира1, Рашид ад-Дина2; материалы, изданные В.Г.Тизенгаузеном3; армянских авторов: Кирокоса Гандзакеци4, Вардана Вардапета5, а также издания извлечений из армянских источников о монголах А.Галстяна.6 Борьба эта отражена и в западноевропейских источниках.7

Перечисленные выше письменные источники, памятники эпитафии послужили нам основой для освещения политической и социальной истории агулов в раннесредневековую эпоху.

Немаловажное значение для нас имеют извлечения из «Тарих Дагестан», приписываемого Мухамеду Рафи (XIV в.)8, где освещены вопросы социально-экономической и религиозной жизни средневекового Дагестана в целом. Здесь перечислены почти все общества и аулы Дагестана, обязанные платить харадж Казикумухским шамхалам. Однако, хотя с конца XIV века в состав шамхальства и были включены отдельные агульские аулы, в данном перечне они не названы среди данников Казикумуха, за исключением селения Буркихан.

1 Ибн ал-Асир. Тарих ал-Камиль / Пер. с араб. П.К.Жузе. Баку, 1940.

Рашид ад-Дин. Сборник летописей. M.-JL, 1962. T.I. Кн. 2.

3 Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М.-Л., 1941. TII.

4 Киракос Гандзакеци. История Армении / Пер. с древнеарм., предисловие и комментарии Л.А.Ханларяна. М., 1976.

5 Вардан Вардапет. Всеобщая история / Пер. Н.Эмина. М., 1861

6 Армянские источники о монголах: извлечения из рукописей XIII-XIV вв. / Пер. с древнеарм., предисловие и комментарии А.Галстяна. М., 1962.

См.: Матузова В.И. Английские средневековые источники. IX-XIII вв. М., 1979; Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов XIII-XVIII вв. / Сост. В.Г.Гаджиев. Махачкала, 1992. о

Извлечения из истории Дагестана, составленные Мухамедом Рафи / ССКГ. Тифлис, 1871. Вып. V.

Огромное значение имеет исследование выдающегося азербайджанского ученого А.К.Бакиханова «Гюлистан-Ирам».1 В работе содержатся интересные сообщения о социально-экономической истории народов Дагестана в целом и Южного - в частности, а также освещается история освободительной борьбы народов Ширвана и Дагестана с иранскими захватчиками. В исследовании имеется ценный фактический материал, касающийся темы нашей диссертации.

Интересующая нас проблема получила освещение и в труде крупного ученого - историка, философа и поэта Г.-Э.Алкадари «Асари Дагестан».2 В работе дается история дагестанских народов после исламизации края до заключения Гюлистанского мирного договора и представлен материал о дагестанцах - ученых и просвещенцах, т.е. о культурной жизни народов Дагестана.

Необходимо отметить исследование профессора Кембриджского о университета В.Ф.Минорского. В его работе имеются ценные материалы по раннесредневековой истории Дагестана в целом, где очерчиваются границы, освещается социально-экономический строй, этнический состав раннесредневековых государств («царств»). В монографии содержится разнообразный фактический материал, переведенный автором с арабского языка. Особую ценность представляют его научные комментарии. Материалы, содержащиеся в «Истории.» В.Ф.Минорского, хотя и относятся к раннему средневековью, вполне могут быть использованы и при написании истории народов Дагестана позднего средневековья.

Не менее интересны сведения, содержащиеся в трудах военных специалистов, путешественников, дипломатических работников,

1 Бакиханов А.К. Гюлистан-Ирам. Баку, 1991. Алкадари Г.-Э. Асари Дагестан / Вступительная статья, комментарии, примечания и общая редакция В.Г.Гаджиева. Махачкала, 1994.

Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента Х-Х1 веков. М., 1963. представителей русской интеллигенции и др., побывавших в свое время в Дагестане. Особо хочется отметить труд И.Гербера, участника Каспийского похода Петра I. В период своего семилетнего пребывания на Кавказе он оставил материал важного значения для характеристики социально-экономической и политической истории горцев Кавказа в целом. Хотя в работе И.Гербера и нет прямого указания на агулов, но в нем имеются сведения, касающиеся всех народов лезгинской группы, в большей части известных как кюринцы.1

Немаловажное значение для нас имеют сведения о владениях и их границах, народонаселении, торговле и торговых путях южнодагестанских народностей, оставленные генерал-майором Ф.Ф.Симоновичем.2 Нами использованы также сведения физико-географического характера о занятиях населения Южного Дагестана, в частности непосредственных соседей агулов — табасаранцев.3

Значительный интерес для написания нашей работы представляют архивные данные, использованные в трудах выдающихся русских историков П.Г.Буткова4, Н.Ф.Дубровина5, В.А.Потто6 и др.

Материалы по истории и социальным отношениям, касающиеся XIX

1 Гербер И.Г. Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря. 1728г. // История, география и этнография Дагестана. XVIII-XIX вв.: Архивные материалы / Под ред. М.О.Косвена и Х.М.Хашаева. М., 1958. (Далее - ИГЭД).

Симонович Ф.Ф. Описание Южного Дагестана. 1796г. //ИГЭД.

3 Колоколов П.Ф. Описание Табасарана. 1831г. // ИГЭД.

4 Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 гг. СПб., 1869. Ч. 1-Й.

3 Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб.,

1871-1888 гг. TI-IV.

6 Потто В.А. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. СПб. 1886. Т. I-III. века, имеются в «Актах, собранных Кавказской археографической комиссией» (далее - АКАК), а также в «Сборниках материалов для описания местностей и племен Кавказа» (СМОМПК); в «Кавказских календарях» (КК); в «Сборниках сведений о кавказских горцах» (ССКГ); в «Кавказских сборниках» (КС), изданных в Тифлисе во второй половине XIX - начале XX вв.

Некоторые сведения об агулах имеются также в сборниках материалов, где опубликованы документы из фондов центральных архивов, выявленные дагестанскими учеными. В них содержатся документы из Государственного Военно-исторического архива России (РГВИА); Центрального Государственного исторического архива Грузии (ЦГИА Грузии). Это: «Материалы по истории Дагестана и Чечни»1; «Движение горцев СевероВосточного Кавказа в 20-50 гг. XIX в.»2; «Русско-дагестанские отношения».3

Хотим подчеркнуть, что из-за скудости сведений письменных источников, относящихся конкретно к агулам и определяющих уровень их социально-экономического развития, нам пришлось широко использовать полевой историко-этнографический материал, собранный нами и другими исследователями: Ш.М.Ахмедовым, А.Г.Булатовой, А.И.Исламмагомедо-вым, А.Р.Шихсаидовым, Б.Г.Алиевым, М-С.К. Умахановым и т.д. При этом мы, естественно, отбирали те материалы, которые подтверждаются археологическими данными и сведениями письменных источников.

Как нами отмечено выше, исследуемая проблема до сих пор не стала предметом монографического изучения. Круг научных работ, затрагивающих вопросы нашей темы или имеющих к ней отношение, довольно узок.

В 50-х годах появляются первые статьи Б.Калоева, посвященные

Материалы по истории Дагестана и Чечни. (1801-1839). Махачкала, 1940.

2 Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20х-50х гг. XIX в.: Сб. документов / Составители: В.Г.Гаджиев, Х.Х.Рамазанов. Махачкала, 1959.

3 Русско-дагестанские отношения в XVIII - т-^аёа XIX в.: Сб. документов. / Составители: В.Г.Гаджиев, Д-М.С.Габиев, Н.А.Магомедов, Ф.З.Феодаева, Р.С.Шихсаидова. Ответ, редактор В.Г.Гаджиев. М., 1988. изучению хозяйства, материальной культуры, земельных отношений агулов.1 Позже на основе этих статей и новых материалов он издал первый солидный историко-этнографический очерк об агулах. Работа написана в основном на полевом историко-этнографическом материале. В ней имеются ценные сведения о хозяйстве, материальной культуре и общественном быте агулов. Отдавая должное исследованию Б.Калоева, хочется отметить, что отдельные выводы, касающиеся соотношения земледелия и скотоводства, на наш взгляд, не вполне обоснованы. Он считает, что главным и ведущим занятием агулов было скотоводство. Действительно, во всех горных аулах Дагестана, в том числе Агуле, во второй половине XIX века главным занятием было животноводство, которое являлось мерилом состоятельности и положения горца в обществе. На наш взгляд, к этому вопросу необходимо относиться также с учетом реальной политической обстановки в регионе, от чего зависело преобладание той или иной отрасли хозяйства. Необоснованны и выводы автора, касающиеся образования и исчезновения «вольных обществ» агулов. Мы имеем в виду причины и хронологические рамки этого процесса. Естественно, когда автор писал свою работу, он не располагал археологическими, эпиграфическими и другими материалами, благодаря которым сегодня можно по-новому осветить отдельные вопросы социально-экономической истории агулов.

Некоторые аспекты социально-экономической и политической истории агулов нашли отражение в монографии Х.Х.Рамазанова и А.Р.Шихсаидова ,

1 Калоев Б.А. Из истории земельных отношений у агулов в XIX - нач. XX в. // КСИЭ. 1954. Вып. XX; Он же. Поселения и жилища агулов // КСИЭ. 1955. Вып. XXIII.

2 Калоев Б.А. Агулы (историко-этнографический очерк) // Кавказский этнографический сборник. М.-Л., 1962. Вып. III.

Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Очерки истории Южного Дагестана. Махачкала, 1964. посвященной истории лезгинской группы народностей. Для нас большой интерес представляет период средневековой истории, в частности освещение таких вопросов, как арабские завоевания, процесс исламизации, борьба агулов против иноземных завоевателей (монголы, Тимур, Иран и др.) В исследовании затрагиваются вопросы экономического и социального развития агулов в позднем средневековье. Приведенный авторами материал во многом помогает разобраться в социальной структуре агулов в рассматриваемое время.

В 1967 г. вышла в свет монография М.М.Ихилова, посвященная этнографическому исследованию прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров и агулов.1 В ней содержится добротный материал, касающийся всех народностей лезгинской группы, за исключением агулов. Что касается агулов, автор ограничивается констатацией общих положений, не подкрепляя их фактическим материалом.

Хозяйство агулов, их материальная культура, история и социальные отношения получили наиболее полное и углубленное освещение в сборнике статей, подготовленном коллективом авторов. Хотя сведений об агулах в письменных источниках, относящихся к ХУШ-Х1Х вв., очень мало, авторы «Агулов» вышли из затруднительного положения, широко использовав полевые исследования во время многократных поездок в Агульский район. Собранный и обобщенный ими полевой материал по земельным вопросам, хозяйству, общественному быту, поселениям, жилищам и одежде сегодня ценен для нас еще и тем, что он был собран более тридцати лет назад опытными специалистами.

Мы широко пользовались материалами сборника при написании работы. Немаловажное значение для изучения нашей проблемы имеют наблюдения и выводы М.А.Агларова, изложенные им в статье «Очерк

1 Ихилов М.М. Народности лезгинской группы. Махачкала, 1967. 2

Агулы. Махачкала, 1975. этнографии земледелия Южного Дагестана».1 Данная работа ценна тем, что автор не ограничивается простым описанием земледелия, орудий труда и т.д., а дает подробный анализ в сравнительно-историческом плане и показывает общие и особенные черты развития земледелия горцев, живущих в адекватных условиях.

Важное значение для освещения борьбы агулов против иноземных завоевателей в средневековую эпоху имеют труды дагестанских и азербайджанских исследователей, где так или иначе отражена героическая борьба южнодагестанцев за свою независимость.2

Агларов М.А. Очерк этнографии земледелия Южного Дагестана // Дагестанский этнографический сборник. Махачкала, 1974. Вып. 1. Магомедов P.M. Завоевание арабами Дагестана в VIII-IX вв. Махачкала, 1940; Он же История Дагестана. Махачкала, 1961; Хашаев Х.М. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М., 1961; Али-заде. Социально-экономическая и политическая история Азербайджана в XIII-XIV вв. Баку, 1956; Буниятов З.М. Азербайджан в VII-XI вв. Баку, 1965; Гаджиева C.III. Кумыки. М., 1961; Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М., 1965; Он же. Разгром Надир-шаха в Дагестане. Махачкала, 1996; Малачиханов Б.К. К вопросу о хазарском Семендере в Дагестане / УЗ ИИЯЛ Даг. ФАН СССР. Махачкала, 1965. Т. XIX.; Лавров Л.И. Нашествие монголов на Северный Кавказ // История СССР. 1965. №5; Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII-XV вв.) Махачкала, 1969; Бабаян Л.О. Социально-экономическая история Армении в XIII-XIV вв. М., 1969; История Дагестана. М., 1967. Т. 1; Булатова А. Лакцы (XIX - нач. XX в.). Историко-этнографические очерки. Махачкала, 1971; Алиев Б.Г., Шихсаидова P.C. О маршруте похода Тимура в 1395-1396 гг. через Дагестан // УЗ ИИЯЛ. Махачкала, 1970. Т. 20; Умаханов М-С.К. Взаимоотношения феодальных владений и освободительная борьба народов Дагестана в XVII веке. Махачкала, 1973.; Алиев Б.Г. Каба-Дарго в XVIII-XIX вв. Махачкала, 1972;

Определенное значение в исследовании данной темы отводится языку. Без учета чего трудно решить такую важную и необходимую проблему, как этногенез того или другого народа. Показания языка, особенно при ограниченности других источников, имеют весьма важное значение для решения социально-экономических вопросов. Терминология социально-экономического и бытового характера помогает исследователям - историкам и этнографам более полно осветить вопросы общественного быта и хозяйства, а также реконструировать историческое прошлое народов. В свое время Усларом было отмечено, что «цельное изучение какого-либо народа без знания его языка немыслимо».1 Для нашей работы большую ценность представляют исследования по агульскому языку с учетом данных всех его основных диалектов.2 В них содержатся этимология названий отдельных населенных пунктов, этнонимов, топонимов, гидронимов и т.д.

В историко-этнографическом плане особую ценность для нашей работы представляет труд З.К.Тарланова, где имеется богатый материал по обрядам, суевериям и магии, связанным с хозяйственной деятельностью агулов. Однако

Гасанов М.Р. Из истории Табасарана XVIII- начала XIX в. Махачкала, 1978; Ашурбейли С. Государство Ширваншахов (VI-XVI вв.) Баку, 1983; Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII- нач. XIX в. М., 1988; Ичалов Г.Х. В глубь столетий. Народы Дагестана в борьбе за независимость в XIII-XV вв. Махачкала, 1988; Маршаев Р., Бутаев Б. История лакцев. Махачкала, 1992.

1 Услар П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. Чеченский язык. Тифлис, 1888. Т. И. С. 7.

2 Дирр А. Агульский язык // СМ ОМПК. Тифлис, 1907. Вып. 37; Магометов A.A. Агульский язык (исследования и тексты). Тбилиси, 1970; Тарланов З.К. Агулы: их язык и история. Петрозаводск, 1994; Сулейманов Н.Д. Сравнительно-историческое исследование диалектов агульского языка. Махачкала, 1993. считать диалектное различие результатом ограниченности общения между различными населенными пунктами1, думаем, ошибочно. Сельские общины агулов никогда не вели замкнутый образ жизни. Они, как это показывает археологический и историко-этнографический материал, еще с раннего средневековья вели оживленную торговлю. Кроме того, через их территорию проходила главная торговая магистраль, вольно или невольно вовлекая их в общественное русло. Диалектные различия характерны, например, андо-цезам, где даже лежащие друг от друга всего на расстоянии 1,5-2 км населенные пункты имели и имеют свои собственные языки, диалекты и говоры. По-иному объясняет вопрос диалектического разделения агулов Р.Шаумян. Он считает, что эндогамия послужила одним из факторов, способствовавших образованию у агулов четырех диалектов и многих говоров.2

Таков основной круг источников и литературы, на котором базируется наше исследование.

1 Тарланов З.К. Указ. Соч. С. 27. 2

Шаумян Р. Грамматический очерк агульского языка. М.-Л., 1941. С. 1.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Ибрагимов, Ибрагим Гаджиевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы проследили основные этапы политического и социально-экономического развития агулов в древности и в эпоху средневековья вплоть до XIX в. включительно.

Как показали археологические находки, агулы являлись древним и коренным населением данной территории. Об этом свидетельствует большое количество археологических материалов разных периодов, выявленных во время разведочных работ.

В IV в. до н.э. на территории Азербайджана и Дагестана образовалось государство Кавказская Албания. Имеющийся материал в полной мере свидетельствует о том, что агулы, как и южнодагестанцы, входили в состав Кавказской Албании.

В раннем средневековье агулы вошли в состав политического образования Лакз, которое в отношении военной мощи являлось одним из крупных объединений Дагестана. Начиная с 20-х гг. XIII в. народы Дагестана, в том числе и агулы, подверглись татаро-монгольскому нашествию. Агулы в первом и во втором походах оказали упорное сопротивление монголам и преградили им дорогу во внутренний Дагестан. Завоевателям не удалось подчинить горцев. Свидетельством тому памятники эпитафии, обнаруженные в сел. Рича, где описана героическая борьба агулов против татаро-монголов, а также сведения письменных источников, приведенных в нашей работе.

В конце XIV в. Дагестан становится ареной борьбы двух государств: Тимура и Золотой Орды. Разбив Тохтомыша, Тимур двинулся на покорение Дагестана. Захватив Акуша, карательные отряды были посланы в горные районы Дагестана. Отдельные отряды проникли в Агул, где захватили много скота и другой добычи.

В 20-х гг. XVIII в. Дагестан стал объектом политических притязаний России, Турции и Ирана. В июле 1724 г. был заключен договор между Россией и Турцией о разделе кавказской территории на сферы влияния. Согласно ему, за Россией были закреплены прикаспийские земли Дагестана. В первой половине XVIII века народы Дагестана оказались под угрозой иранского порабощения.

Летом 1734 г. войска Надир-шаха вторглись в Дагестан. Продвигаясь по территории агулов, они разрушили и разорили многие агульские селения, часть из которых впоследствии так и не возродилась. После сокрушительного поражения в Аварии, армия Надир-шаха, отступая, безжалостно разоряла аулы и захватывала в плен местное население. Эти события отражены в устной традиции агулов.

В начале XIX в. колонизаторская политика царизма в Дагестане заметно усиливается. Агул становится ареной борьбы между царским войском и Сурхай-ханом И, в которую были вовлечены и агулы. Тяжелый экономический гнет со стороны царизма, рост податей и повинностей, притеснение со стороны местных ханов и беков, а также другие факторы вызывали справедливое возмущение и протест в среде агулов.

Царские власти стремились укрепить свои опорные пункты в Агуле для недопущения всеобщего восстания в Южном Дагестане. С завершением боевых действий в Дагестане агулы вошли в состав Кюринского ханства и управлялись Курахским наибом.

Главнейшими отраслями хозяйства были земледелие и скотоводство. Имеющиеся в нашем распоряжении материалы позволяют установить, что ведущее место в экономике агулов на протяжении средневековья занимало животноводство. Продукция животноводства использовалась не только для внутреннего употребления, но и для обмена на продукты земледелия.

Земледелие и скотоводство агулов носило древний характер, о чем свидетельствует археологический материал, а также оригинальные земледельческие и животноводческие календари, которые отличаются своей детализированностью. В Агуле издревле была развита 2х -3 х -польная система земледелия. Традиционно возделываемыми культурами у агулов были полба, рожь, ячмень, голозерный ячмень, горох, лен, морковь и др.

Наиболее распространенной формой скотоводства у агулов были отгонная и стационарная, которая в свою очередь делилась на отгон мелкого рогатого скота на весенние пастбища и отгон на лето основной части скота на субальпийские и альпийские пастбища, расположенные высоко в горах.

Наряду с земледелием и скотоводством, важную роль в крестьянском хозяйстве агулов играли кустарные промыслы. Продукция из шерсти, в частности сукно, шло главным образом на удовлетворение личных потребностей и частично на рынок. Кроме сукна агулы производили ковры, сумахи и другие разновидности ковровых изделий. Традиционным и немаловажным промыслом у агулов являлась выделка овчины и кожи. Сыромятная кожа из шкур крупного рогатого скота шла на изготовление обуви (чарыки, сапоги и т.д.).

Несмотря на то, что территория агулов всегда была бедна лесом, обработкой дерева они занимались еще в средневековый период. Обработка дерева была многообразна, начиная от деревянных конструкций для дома и до производства деревянной посуды, утвари. Из дерева агулы производили ткацкие станки, сельхозинвентарь (соха, молотильные доски, лопаты, вилы). В целом, агулы в условиях малочисленности лесоматериала в регионе использовали его рационально и строго по назначению. Отдельные общества агулов приобретали лес у своих соседей табасаранцев.

Важное место в хозяйственной деятельности агулов занимала обработка металла. На основе привозного металла агульские мастера, которые были почти во всех селениях, изготавливали самые необходимые сельскохозяйственные и бытовые предметы. Основными изделиями агульских кузнецов были косы, серпы, топоры, мотыги, ножи и т.п.

Высокого совершенства достигла в Агуле строительная техника, имевшая многовековую историю, базировавшаяся на древнейших традициях. Наибольшее число памятников архитектуры ХШ-ХУ вв. сохранилось в селениях Рича, Буршаг, Тпиг, Арсуг с надписями, позволяющими выяснить имена мастеров-строителей. Совершенствуется камнерезное искусство, имевшее многовековую историю. В обработке камня агульские профессионалы достигли высокого мастерства.

Определенное развитие в хозяйстве агулов получило гончарное производство, центрами которого являлись Рича и Бедюк. В основном изготовляли большие сосуды для молока и молочных изделий, а также сыпучих веществ.

Большое значение в экономической жизни агулов имела торговля. Особое значение для развития торговли имела древняя торгово-стратегическая магистраль. Располагаясь на трассе р.Самур-Курах-Кумух-Чох-Хунзах-Ботлих-Чечня, агулы были вовлечены в межкавказские торговые связи еще с раннего средневековья.

Агулы вырабатывали значительное количество скотоводческих продуктов: мяса, масла, молока, сыра и шерсти. Часть этих продуктов использовали для удовлетворения внутренних потребностей. Излишки этих продуктов они реализовывали в торговых центрах Южного Дагестана. Через территорию Агула везли также свой товар во внутренние районы Дагестана, в частности Кумух, Акуша, Цудахар и дальше. В свою очередь, агулы принимали активное участие в торгах на базарах местного значения - Курах, Икра, Хив, Хучни, Кандик и Тпиг. В силу однотипности хозяйственного строя в Агуле не сложился единый внутренний рынок. Здесь, за исключением Тпига, отсутствовали торговые центры, как это было в других регионах Дагестана.

Большое значение для дальнейшего развития торгово-экономических отношений имели колесные дороги и мосты, построенные русскими войсками с помощью местного населения в первой половине Х1Хв. Были расширены горные перевальные пешеходные тропы, связывающие Агул с Касумкентом: 1) по р. Чирах-чай-Тпиг-Дулдуг-Гоа-Хоредж-Хив-Касумкент; 2) Рича-Усуг-Курах-Касумкент. Была улучшена дорога, ведущая в Ахты: Чираг-Шиназ-Рутул-Ахты.

С ростом торговли стали развиваться товарно-денежные отношения, способствовавшие втягиванию агулов в общее русло русского капиталистического рынка.

Как свидетельствуют данные археологии, материалы эпиграфики и этнографии, а также сведения средневековых письменных источников в горах Дагестана, в том числе на территории Агула, в ранне- и средневековую эпоху функционировали крупные укрепленные поселения типа городищ (Гугнецце, Тпиг, Рича и др.) и замков. Городища и замки феодальных владетелей были уничтожены в основном татаро-монголами и Тимуром (В.Г.Котович, Л.И.Лавров, А.Р.Шихсаидов, Ш.М.Ахмедов). Большую роль в ликвидации удельных владетелей и демократизации общества сыграла также внутренняя классовая борьба.

Приведенный в диссертации материал доказывает, что до иноземных завоевателей в Агуле существовало достаточно развитое классовое общество с присущими ему атрибутами. Однако поступательный ход исторического развития был приостановлен военными вторжениями. Все это привело к созданию в Агуле особого социального строя, возникшего в результате нивелировки общества, приведшей к демократизации общественных отношений и образованию союзов сельских обществ.

Господствующей формой земельной собственности у агулов в XVIII-XIX вв. была частная, известная под названием мюлък, с полным правом отчуждения и передачи по наследству, мечети и пр. Становление частной собственности у агулов, как и у других горцев Дагестана, своими корнями уходит в глубь веков. Это положение единодушно поддерживают дагестанские ученые - археологи, этнографы, историки и др. Казикумухские шамхалы, а позднее ханы, до второй половины XVIII в. не имели на территории Агула ни пастбищных, ни пахотных и сенокосных угодий. Однако в последующее время ханы и беки казикумухские, где силой оружия, где покупая, приобрели крупные пастбищные горы.

Таким образом, захват казикумухскими ханами агульских земель, начавшийся в конце второй половины XVIII века, продолжался и после присоединения Дагестана к России.

Возникновение вакуфа тесно связано с принятием ислама населением Дагестана. Источником формирования были как общинные, так и частные земли крестьян, переходившие в собственность мечети путем завещаний отдельными верующими. В эту категорию земельной собственности входили выгоны, пастбища, луга, сенокосы и леса.

Общественная собственность играла огромную роль в экономической и социальной жизни агулов. Свободные от пастьбы пастбища по решению джамаата сдавали в аренду, доход от которой распределялся между непосредственными членами общины. Распределение общинных пастбищ строго регулировалось общинным правом агулов.

В Агуле в рассматриваемое время шел усиленный процесс концентрации земельных массивов и овцепоголовья в руках сельской верхушки. Это привело к социальной дифференциации агульского общества. В результате неравномерного распределения движимого и недвижимого имущества внутри общины, часть агулов попала в зависимость от богатых односельчан и даже от сородичей.

В отличие от других сел агулов, в зависимых от хана населенных пунктах сложилась сложная социальная структура. Согласно архивным данным, жители сел. Буркихан делились на несколько социальных групп: беки, лично свободные крестьяне, уздени, чанки, райяты и рабы, приведенные сюда беками. Райяты обязаны были отбывать различного рода повинности, обрабатывать участки, убирать урожай и т.д. Такое положение обостряло отношения между жителями и беками. Еще больше оно усугубилось после присоединения Дагестана к России.

Тяжелое экономическое положение и низкий уровень жизни привели к развитию отходничества среди агульских крестьян. Отход для безземельных и безскотных семей был главным источником дохода. Процесс имущественной дифференциации как в области земледелия, так и в области скотоводства, обрекал значительную часть населения на нищенское существование. Усугубилось положение крестьян в связи с притязаниями казикумухских ханов к сел. Буркихан. В этот же период отдельные аулы Кушанского магала подпали под власть Южно-Табасаранского майсума.

Усиление эксплуатации зависимых сословий приводило к обострению антагонистических противоречий. Формы классовой борьбы были самыми разнообразными от пассивных до открытых вооруженных столкновений. Особенно резко обострилась борьба крестьян против феодальных владетелей после присоединения агулов к России.

В 1811 году после поражения Сурхая II Кунбутая Кюринское владение было отторгнуто с присоединением к Российской империи. Кюринским ханом был назначен Арслан-бек. Жители обязаны были ежегодно вносить в казну «по три тысячи червонцев и по три тысячи четвертей хлеба в год, в том числе пшеницы 2500 четвертей и ячменя 500 четвертей».1 Арслан-хан жестоко угнетал население ханства, деспотически расправлялся с ними.

Одной из форм проявления недовольства крестьян была подача жалоб, прошений. Жители сел. Буркихан написали прошение о своем бедственном положении прямо к императору Александру I. В нем они жалуются на Сурхай-хана, который без их согласия посадил своего племянника в сел. Буркихан, выдал ему пахотные земли, три зимних пастбища для зимовки овец.

В 1839 г. Кюринское и Казикумухское ханства были разделены. Кюринским ханством правил майор Гарун-бек, затем его брат генерал-майор Юсуф-бек, состоявший в этом звании около 20 лет. От Юсуф-хана страдали и агульские селения. Как уже отмечалось, Юсуф-хан и беки захватили у агулов обширные летние пастбища, сенокосы и пр. Так, бедюкцы неоднократно обращались к начальнику по гражданской части на Кавказе с просьбой вернуть им свою пастбищную гору. Однако их просьба не была удовлетворена. Эта тяжба длилась до 1901 г., т.е. 30 лет.

В 1864 г. жители сел. Буркихан обратились с просьбой освободить их

Казикумухские и Кюринские ханы // ССКГ. Тифлис, 1869. Вып.2. С. 19-20. от податей и повинностей. В 1902 г. 40 хозяйств общества Буркихан обратились в комиссию сословно-поземельного вопроса с просьбой освободить их от бекских повинностей. В том же году бедюкцы тоже обратились с прошением вернуть им пастбищную гору Сарфун-даг на правах собственности.

Таких жалоб за 42 года (1871-1913 гг.) было подано 9. Жалобы подавались в 1871 г. Александру II, в 1885 г. - главнокомандующему на Кавказе и т.д. Однако эти попытки восстановить справедливость не увенчались успехом.

В исследуемый период на территории агулов существовало 3 союза сельских обществ: Кушандеринский, куда входили аулы Буршаг, Арсуг, Худиг, Яркуг, Кураг, Фите, Цирхе; Курахдеринский - Рича, Бедюк, Хоредж, Усуг, Укуз, Гельхен, Кордал; а также Агульский - Тпиг, Гоа, Дулдуг, Дурштул, Хутхул, Миси, а также сел. Буркихан, которое во второй половине XIX века было включено в состав Казикумухского ханства.

Важной социальной ячейкой общества являлся тухум. Внутри тухума существовало имущественное и социальное неравенство, и не всегда отдельный тухум играл роль при избрании администрации села. Тухум имел право делегировать своего члена в состав старейшин.

Каждое селение, независимо от принципа расселения, делилось на кварталы, где проживало несколько родственных групп. Каждый квартал имел свое название: «варти» - верхний, «хьабай» - нижний.

Основной законодательной властью общины был народный сход, где решались вопросы войны и мира, заключения союзов, решение пограничных и других споров, а также хозяйственные и административные вопросы. На сходе избирался старшина, который занимался обыденными, повседневными делами сельской жизни. Старшины имели одного или нескольких помощников (чоуш, мангуш), которые также избирались обществом. В обязанности чоуша входило объявление и исполнение решений старшины. Обязанностью же мангуша было объявление приказаний и решений кадия. Духовную власть в обществе представляли кадии и муллы. Кадии имелись в главных селениях, где находились соборные мечети.

Во второй половине XIX века старшины выбирались только по рекомендации начальника округа. Поэтому они, естественно, защищали интересы власти, а не граждан общества, о чем свидетельствует приведенный в работе материал.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.