А.И. Южин - руководитель Малого театра: 1909-1927 тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат искусствоведения Гончаренко, Алексей Николаевич

  • Гончаренко, Алексей Николаевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 140
Гончаренко, Алексей Николаевич. А.И. Южин - руководитель Малого театра: 1909-1927: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.01 - Театральное искусство. Москва. 2005. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Гончаренко, Алексей Николаевич

Введение

Глава 1. А.И.Южин и Малый театр.

1.2. Первый «южинский сезон»

Глава 2. Малый театр до 1917 года

Глава 3. Малый театр после 1917 года

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «А.И. Южин - руководитель Малого театра: 1909-1927»

Актуальность исследования. Интерес к фигуре Александра Ивановича Сумбатова-Южина, актера, драматурга, театрального деятеля в настоящее время растет. Замечательный актер и драматург всегда оказывался в тени своих великих коллег. Рассуждая о Малом театре рубежа XIX-XX вв., исследователи в первую очередь справедливо пишут о М.Н.Ермоловой, Г.Н.Федотовой, А.П.Ленском. Пьесы князя Сумбатова не выделяют отдельной главой в учебнике по истории русского театра, небезосновательно причисляя их к репертуарной драме. Безусловно, драмы и комедии Сумбатова нельзя ставить в один ряд с чеховскими и горьковскими, но и сегодня они читаются с интересом, хотя современный театр к ним практически не обращается.

Почти все роли А.И.Южина описаны и осмыслены, как современниками актера, так и театроведами. Лучшие пьесы А.И.Сумбатова переиздавались и ставились на протяжении всего XX века. Только деятельность А.И.Сумбатова-Южина в качестве руководителя театра упоминалась лишь в дополнение к его творческим талантам. Однако достаточно внимательнее рассмотреть его действия в должности управляющего труппой, а впоследствии и директора, чтобы понять: чем бы ни занимался А.Ю.Южин, играл ли он на сцене, писал ли, решал организационные вопросы или составлял смету — все это делалось с единственной целью — сохранения традиций Малого театра.

Не последнюю роль в повышении интереса к личности А.И.Сумбатова-Южина играет и ожидаемое в 2006 году празднование 250-летия русского театра. Историк заметит странное несовпадение: в 1924 году торжественно был отмечен столетний юбилей Малого театра, в 2004 году строгие афиши анонсируют 249-й сезон. Причина разногласия кроется, конечно же, в точке отсчета славной истории Малого театра (с момента появления первой труппы или же открытия здания на Театральной площади, построенного по проекту архитектора О.Бове).

Готовясь к этому событию, официальный сайт Малого театра в Интернете стал регулярно помещать одну за другой известные статьи

A.И.Южина о театре, некоторые документы, связанные с его творческой и административной деятельностью (например, известные и опубликованные докладные записки), воспоминания, основные статьи. Редакторы сайта вспомнили и юбилейную книгу, посвященную столетию Малого театра, редактором которой в 1924 году был сам А.ИЛОжин, опубликовав оттуда основные тексты.

Исследователи часто обращаются в своих научных работах к периоду начала XX века, недаром получившего название «серебряного века»: возникают новые течения в искусстве, складывается новая театральная профессия режиссера. Литература, живопись, музыка, театр переживают подъем, связанный с новыми именами талантливых творцов.

Хорошо изучена деятельность К.С.Станиславского,

B.И.Немировича-Данченко, крупных актеров Московского Художественного театра. Не только в России, но и за рубежом, чрезвычайный интерес для исследователей представляет сложная фигура Вс.Мейерхольда. Хотя и там многие ученые видят «белые

• пятна», крупные научные секторы по изучению наследия вышеперечисленных театральных деятелей в соответственно школе-студии МХТ и НИИ искусствознания продолжают свою работу, которую невозможно переоценить.

Малый же театр первой четверти XX века уходит в тень своих молодых «коллег». В его работе не было ярких событий, спорных спектаклей, противоречивых личностей, не было никаких открытий, V нуждающихся в искусствоведческом осмыслении. Вся жизнь старейшего московского театра того времени интересна, прежде всего, своим театральным бытом, повседневной работой по сохранению своих традиций. Но любое новаторство невозможно без знания традиций, основы, азбуки своего дела.

Делая выводы по завершению первого «века режиссуры» стоит не только отметить его продуктивные итоги, но и понять причины современного кризиса профессии, о котором так много говорят современные СМИ. Ответы на некоторые вопросы о роли режиссера в театре XXI века может дать Малый театр, который продолжал на протяжении последнего столетия существовать в стороне от новых театральных направлений и спорных тенденций, часто при этом сотрудничая с интереснейшими представителями режиссерского цеха.

Не последнюю роль в том, что на Малый театр, вновь обратила внимания современная критика и театроведение, стали недавние у премьеры театра в постановке А.В.Коршунова и С.В.Женовача. Спектакли «Трудовой хлеб», «Горе от ума» и «Правда хорошо, а счастье — лучше» в последние годы привлекли внимание зрителей и профессионалов, были выдвинуты и получили престижные премии (в том числе спектакль С.В.Женовача по комедии А.Н.Островского стал лауреатом Национальной театральной премии «Золотая Маска» и лауреатом Государственной премии Российской Федерации).

Вышеперечисленные спектакли дали повод задуматься о традициях Малого театра, о его актерской школе и отношениях с режиссурой. Сцена старейшего театра Москвы, по мнению критиков, оставалась все эти годы верна себе. «Возьмем для вящей наглядности императорского» собрата Малого - петербургскую Александринку. — пишет театральный обозреватель газеты «Известия» Марина Давыдова, - Яд сценического вольнодумства, впрыснутый сюда Мейерхольдом, до сих пор не испарился из ее пропитанных и напитанных актерской традицией стен (недавно сюда нагрянул с «Ревизором» Валерий Фокин и сразу пришелся ко двору). У Малого на режиссерский яд всегда находилось мощное противоядие. Этот оплот вдохновенного лицедейства не возьмешь, казалось, ни приступом, ни обманом. Не запугаешь и не обольстишь. Ученик Петра Фоменко (во всех смыслах первый из его учеников) обольстил. Сцена «оплота» отдалась ему по любви. Женовач мало того, что не разит наповал радикальными концепциями, он - и это куда важнее -умирает в актерах так, как нужно умирать в стенах Малого. Не грузя психологизмом, не призывая «зазерняться», не мешая свободному актерскому волеизъявлению и предпочитая жизни человеческого духа жизнь духа сценического»1. С М.Давыдовой согласились многие ее коллеги.

Но с ведущим обозревателем центральной газеты можно было бы и поспорить. «У Малого на режиссерский яд всегда находилось мощное противоядие», - реплика, не находящая себе достаточного подтверждения в истории прославленного коллектива. В противоположность Александринскому театру в Малом в XX веке работали лучшие режиссеры страны. И.Я.Судаков, Е.Р.Симонов, Б. А. Львов-Анохин, П.Н.Фоменко, Б.А.Ровенских, Л.Е.Хейфец, Б.А.Морозов, уже упомянутый выше С.В.Женовач и другие, приглашали в Малый и А.В.Эфроса, чей спектакль не состоялся по независящим от театра причинам. Вряд ли можно найти равнозначные режиссерские имена в истории ленинградского академического театра драма имени А.С.Пушкина. Причем И.Я.Судаков прошел школу К.С.Станиславского, Б.А.Ровенских — В.Э.Мейерхольда, Е.Р.Симонов - Е.Б.Вахтангова, и т.д. Очевидно, что Малый театр в XX веке, впрочем, как и на протяжении всей своей жизни, внимательно следит за современным театральным процессом и приглашает для совместной работы лучших представителей разнообразных театральных «верований». И не только актеры Малого театра получают новый опыт от работы и общения с приглашенными режиссерами, но и «намоленные», торжественно-красивые стены Малого театра диктуют пришедшему постановщику свои правила работы в этом доме. Отношение стиля театра и его помещения — плодотворная тема различных исследований.

Мысль о том, что все рубежи веков сходны между собой, что люди переживают сходные чувства, входя в новую эпоху, заявленную определенным количеством нолей в дате, не нова, но по-прежнему популярна. Мысли о театре А.И.Южина начала XX века могут быть близка театру начала века XXI, когда вновь возрождаются дискуссии о месте режиссера в современном театре, а многие ведущие российские коллективы (МХТ имени А.П.Чехова, БДТ, имени Евг.Вахтангова, «Сатирикон» и др.) возглавляют актеры (соответственно О.Табаков, К.Лавров, М.Ульянов, К.Райкин — люди, строящие свой театр не на пустом месте), которые задаются теми же вопросами, что и сто лет назад интересовали А.И.Южина, и, может быть, не подразумевая об этом, приходят к сходным выводам и ответам.

Цели и задачи исследования. Одна из основных тем данной диссертационной работы - соотношение традиции и эксперимента. Подлинное новаторство невозможно без отличного знания традиций и их бережного сохранения другими художниками. Главное слово начала XX века - идея. Имея собственную идею театра, несколько часов просиживают в «Славянском базаре» К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко. Драматизм жизни театра, возникшего и существующего без исходного идейного и эстетического задания, без миссии; фабула и проблема существования театра в «век режиссуры», базирующегося не на личности лидера и не на творческом самоосуществлении режиссера со своими темами и постулатами в искусстве — вот те существенные вопросы, которые заинтересовали нас в первую очередь при работе над выбранной темой.

Начало XX века - счастливое для искусства время сосуществования многих стилей. Определение театральной эклектики как оригинального театрального стиля, а не случайного совмещения элементов — еще одна цель данной работы.

Наравне с теоретическими выводами всегда важно разобраться в театральном быте исследуемой эпохи. Узнать интересные, ранее не выясненные подробности из повседневной жизни Малого театра первой четверти XX века, понять мельчайшую мотивировку тех или иных административных, а вслед за этим, разумеется, и творческих, шагов А.И.Южина - вот еще одна немаловажная задача, которая стояла перед автором работы.

Объект исследования. Основной акцент в изучении принципов руководства театра А.И.Южиным будет в дальнейшем сделан не на экономическом аспекте, подробно разработанным в своих трудах Ю.М.Орловым, а на аспекте творческом. Фигура А.И.Южина, говоря современным языком, в данной работе будет рассматриваться в роли не исполнительного директора, а художественного руководителя. Это до сих пор мало изученная область деятельности А.И.Южина, иногда лишь только заявляемая исследователями, как одна из граней его многочисленных талантов и обязанностей.

Пытаясь понять тот исторический человеческий тип, к которому принадлежал А.И.Южин, его природные и приобретенные данные для принимаемой в 1909 году должности, его психологические задачи и проблемы в работе с труппой Малого театра, можно написать портрет не только руководителя Малого театра, но и руководителя театра вообще.

Формирование труппы и репертуара, контакты с властью и связи с общественностью — все эти прямые обязанности продолжают беспокоить каждого художественного руководителя. Как решал эти проблемы А.И.Южин, его планы творческой жизни Малого театра и степень их воплощения - основной объект исследования данной работы.

Предмет исследования. Представляемая на защиту диссертационная работа была выполнена на кафедре истории театра России, но экономические аспекты управления театром не могли быть нами проигнорированы. Виза А.И.Южина, особенно после его перехода на директорскую должность, стоит и на сметах, и на счетах, но оценка этих, безусловно, важных документов не входила в первоочередные задачи данной диссертационной работы.

Организационные вопросы Малого театра рассматривались с точки зрения их способствования творческому процессу. Время и количество репетиций того или иного спектакля, перестройка здания Малого театра с возможностью открытия малой сцены, изменение условий контракта с целью улучшения условий жизни артистического состава, пересмотр актерских тарифных ставок, распределение обязанностей режиссеров и их помощников при выборе новой пьесы для постановки в следующем сезоне и т.п. - вот первостепенные положения, которые будут рассмотрены в основной части диссертации.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды отечественных театроведов, посвященные как исследуемому периоду, так и другим историческим эпохам в развитии русского театра. В первую очередь стоит упомянуть работы И.Н.Соловьевой, Б.Н.Любимова, А.М.Смелянского, О.М.Фельдмана, Ю.М.Орлова, И.Н.Виноградской, О.А.Радищевой, внесшие огромный вклад в развитие методологии современного театроведения. В работе были использованы следующие методы: изучение и анализ историко-театральной, критической, искусствоведческой литературы и архивных документов, методы сравнения и аналогий, обобщения и др.

Информационная база исследования. Основной материал, используемой диссертантом в работе, представлен в библиографическом списке. Его составляют монографии о А.И.Южине и Малом театре, мемуары видных деятелей искусства — современников А.И.Южина, статьи из периодических изданий 1909 -1927 гг., научные статьи в сборниках, посвященных театральной ситуации первой четверти XX века и творческим и организационным вопросам руководства театром. А также работы по истории архитектуры, послужившие методологической основой для попытки определения стиля театральной эклектики. Не следует недооценивать и роль новых технологий в работе над темой. Например, уже упомянутый выше официальный сайт академического Малого театра России в Интернете позволил обнаружить многочисленные ссылки на публикации южинских текстов в различных изданиях.

Важнейшую роль в работе над диссертацией сыграли архивные документы и материалы, ранее не публиковавшиеся и не использовавшиеся в качестве цитат или ссылок в известных нам научных исследованиях и статьях. Основной массив южинского архива находится в Российском государственном архиве литературы и искусства (личный фонд А.И.Южина в РГАЛИ - №878), хотя документы по теме «А.И.Южин — руководитель Малого театра» также со всем основанием относятся к фонду Императорских театров (фонд №659) и фонду Государственного Малого театра (фонд №649). Немногочисленные документы находятся в музее Малого театра и рукописном отделе ГЦТМ им. А.А.Бахрушина, самыми интересными из которых являются письма А.И.Южина В.А.Теляковскому начала 20-х гг. прошлого века. В работе над параграфом, посвященном художникам Малого театра, были использованы эскизы из коллекции декорационного отдела ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.

Научная новизна исследования. В данном исследовании автор стремится рассмотреть жизнь театра и его руководителя в эпоху перемен, когда их общей целью - и лидера, и труппы - является сохранение наработанных и проверенных традиций. Развивая ранее известное более всего по архитектуре определение стиля эклектики, мы постарались расширить его и в сторону театра, причем не только как стиля актерской игры или написания пьес, но более всего как стиля всей творческой жизни Малого театра, способствующей здоровому консерватизму, который ничего общего не имеет с застоем и ретроградством. В данном случае, и мы попытаемся это доказать, эти слова не являются синонимами. Большая часть цитируемых в диссертационной работе архивных документов публикутся впервые.

Практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке курса лекций по истории русского театра и организации театрального дела в России начала XX века. Многие деятели искусства, упомянутые в работе (актеры Малого театра, популярные драматурги своего времени и т.п.), безусловно, достойны более детального рассмотрения, а может быть даже и отдельной монографии, на что указывают различные факты, приведенные в диссертации и требующие развития и переосмысления также и под другим углом. Некоторые принципы, используемые А.И.Южиным в качестве руководителя театра, не утратили актуальности по сей день, их осмысление может помочь сформулировать дальнейшие пути развития театров, которыми в наши дни все чаще руководят не режиссеры, а актеры.

Апробация результатов исследования. По теме диссертации состоялось два выступления на научных конференциях. В ноябре 2003 года на Всероссийской научно-теоретической конференции аспирантов «Методология современного театроведения» был прочитан доклад на тему «Столетие Малого театра. А.И.Южин в 1924 году». В ноябре 2004 года на научно-практической конференции в ГЦТМ им. А.А.Бахрушина «Музей имени А.А.Бахрушина и российская театральная культура» состоялось сообщение на тему «А.И.Южин и В.А.Теляковский. От служебных отчетов к личной переписке». По теме диссертации в сборнике научных статей Российской академии театрального искусства будет опубликована статья «Первый южинский сезон» (1 а.л.), представляющая собой вариант первой главы диссертации, также подготовлены к публикации тезисы выступлений на вышеперечисленных научных конференциях. В декабре 2004 года по материалам диссертационного исследования в издательстве «ГИТИС» вышла брошюра «А.И.Южин - руководитель Малого театра. Последнее десятилетие (1917 — 1927)» (1,5 а.л.).

Диссертация состоит из введения, основной части, представленной тремя главами, заключения, приложения («Список труппы Малого театра в начале сезона 1909/1910 гг., взятый на основе

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Театральное искусство», Гончаренко, Алексей Николаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разумеется, такая тема, как «А.И.Южин - руководитель Малого театра», не может быть исчерпана даже в диссертационном исследовании. Во-первых, временные рамки рассматриваемого периода — 18 лет (1909 - 1927 гг.) - стол широки, что подробное рассмотрение жизненных и творческих событий в жизни А.И.Южина и Малого театра потребовало бы, при меньшей избирательности, большего объема. Тем более, что и уже опубликованные, и только подобранные в архивах материалы позволяют это сделать.

Мы не рассматривали подробно каждый так называемый «южинский сезон», а только пытались понять логику управления, используя выборочные факты, документы, предположения в доказательство тех или иных утверждений об организационных талантах А.И.Сумбатова-Южина. Особняком был выделен первый сезон 1909/1910 годов как наиболее показательный и дающий подробную дальнейшую перспективу творческой работы Малого театра первой четверти XX века, ее победы и поражения, причины и последствия успехов и кризисов.

Как показала работа над темой, не только актерские и писательские таланты А.И.Южина помогли ему достойно руководить Малым театром, но и напротив, темы и проблемы, возникающие перед А.И.Южиным - управляющим труппой, А.И.Южиным-директором по-новому освещают его актерские работы 1909-1926 гг., а также основные положения его публицистических и критических статей и речей, посвященных театру.

Что такое традиционный и консервативный театр, построенный не по существенному принципу для культуры XX века - не театр идеи - вне моды и важных новаций. Почему жизненная сила служения искусству без идеи оказывается зачастую сильнее авторского театра. Как получается вести огромный организм через все препятствия со стороны более прогрессивных коллег и чиновников, а также внутренние «подводные рифы». Как выбрать лучшее из всего многообразия драматургии вокруг: современной и классической, зарубежной и русской. Что такое профессия режиссера и ее роль в истории Малого театра. Как собрать хорошую цельную труппу национального государственного театра. Ответы на эти вопросы старался дать А.И.Южин, приняв должность управляющего труппой, а впоследствии и директора Малого театра. В данной работе мы постарались осмыслить его ответы.

А.И.Южин стал во главе театра, будучи актером. Сегодня многие крупные театры управляются актерами, и сравнение театральной ситуации Малого театра начала XX века и некоторых современных проблем руководства театрами может оказаться крайне полезным для попытки разрешения многочисленных сложных вопросов сегодняшнего дня на опыте прошедших лет. Во время написания работы у автора часто возникали параллели с поступками и высказываниями многих современных руководителей больших театров.

Пытаясь понять тот исторический человеческий тип, к которому принадлежал А.И.Южин, его природные и приобретенные данные для принимаемой в 1909 году должности, его психологические задачи в работе с труппой, можно написать не только о руководителе Малого театра, но и его коллегах, практически руководящих театрами. О схожести и разности проблем художественного руководства театров в разное время, в различных исторических и экономических условиях.

Большое исследование о жизни князя А.И.Сумбаташвили позволяет рассказать и о жизни людей, входящих в его круг общения, и его современниках. Среди них не только прославленные мастера Малого театра, но и их незаслуженно забытые коллеги (мы, например, к сожалению, крайне мало знаем о жизни и работе в Малом театре замечательной актрисы В.А.Шухминой и т.п.). Рядом с А.И.Южиным часто возникает фигура Вл.И.Немировича-Данченко - это была дружба на всю жизнь. Их парный портрет — интереснейшая тема для русского искусства.

Таким образом, раскрытая в диссертации тема, позволяет пристальнее рассмотреть несколько немаловажных вопросов в истории русского театра начала XX века, связанных непосредственно с личностью А.И.Южина и творческими принципами Малого театра.

Теоретическая часть работы, рассматривающая эклектику как большой стиль, включающий в себя не только архитектуру, но и театр, на наш взгляд, позволила по-новому увидеть повседневную жизнь старейшего российского театра с его кажущимися будничными мелочами, на которые редко обращают внимание, тогда как они выстраиваются в логичную цепочку действий с единой и важной целью. Общедоступность, многосоставность, консерватизм при свободе выбора, связь с романтизмом - основные принципы жизни Малого театра «южинских сезонов», позволившие ему выжить, не растеряв в тяжелейших условиях своих богатейших традиций.

Эпоха, когда директорами становились люди не творческие, а чиновничьи, была бедной на события. Только актер-директор Малому театру наиболее подходит. Традиция, к сожалению, прерванная на десять лет после А.И.Южина, сегодня сохраняется. Мы перечислили во введении основных творческих лидеров на протяжении прошлого столетия. В наши дни директор Малого театра - В.И.Коршунов — не только исполняет все обязанности руководителя театра, но и является его ведущим актером. А художественный руководитель Ю.М.Соломин замечательно играет Фамусова - если можно так выразиться, роль-обязательство всех подлинных лидеров Малого театра.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Гончаренко, Алексей Николаевич, 2005 год

1. А.Б.В. Новые академики. // Кулисы. 1917, №14-15.

2. Айхенвальд Ю. Александр Иванович Сумбатов-Южин. М.,1987.

3. Актеры и режиссеры. Театральная Россия. М.,1928.

4. Алпатова И.Л. Театральная эстетика и практика Ф.Ф.Комиссаржевского. 1907-1919 гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М.,1997.

5. Алперс Б. Актерское искусство в России. М.-Л.Д945. Т.1.

6. Амфитеатров А.В. Жизнь человека, неудобного для себя и для многих. В 2 тт. М.,2004.

7. Амфитеатров А.В. Маски Мельпомены. М.,1910.

8. Андреева М.Ф. Переписка. Воспоминания. Статьи. Документы. М.,1963.

9. Апфельбаум С., Игнатьева Е. Связи с общественностью в сфере исполнительских искусств. М.,2003.

10. Асеев Б.Н. История русского драматического театра первой половины XIX века. М.,1987.

11. Бартошевич А.В. «Мирозданью современный». Шекспир в театре XX века. М.,2002.

12. Бартошевич А.В. Федор Комиссаржевский: Чехов и Шекспир. // Диалог культур. Проблемы взаимодействия русского и мирового театра XX века. СПб., 1997.

13. Бахрушин Ю.А. Воспоминания. М.,1994.

14. Бескин Э. А.И.Южин-Сумбатов. М.-Л.,1936.

15. Бирман С.Г. Путь актрисы. М.,1959.12.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.