Аксиология права в философии российского консерватизма: Л.А. Тихомиров, И.А. Ильин тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Шестопалов, Сергей Викторович

  • Шестопалов, Сергей Викторович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Тула
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 160
Шестопалов, Сергей Викторович. Аксиология права в философии российского консерватизма: Л.А. Тихомиров, И.А. Ильин: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Тула. 2009. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Шестопалов, Сергей Викторович

Введение.

Глава I. Идейные основания консервативного правопонимания.

§ 1. Мировоззренческие и методологические принципы философского обоснования права в идеологии русского консерватизма.

§2. Аксиология консерватизма и проблема правового нигилизма.

Глава II. Аксиологическая концепция социальной этики и права в научном консерватизме» JI.A. Тихомирова.

§1. Философия права и социальная этика.

§2. Консервативный персонализм и ценность права.

Глава III. Духовный нормативизм И.А. Ильина.

§1. Учение о духовной природе права и специфика юридической науки.

§2. Духовная перспектива правосознания.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Аксиология права в философии российского консерватизма: Л.А. Тихомиров, И.А. Ильин»

Актуальность исследования. Совершенствование отечественной правовой культуры предполагает постоянное философское осмысление системы правовых ценностей, правовых норм и правовых идеалов российского общества. Философские и правоведческие исследования права обретают научную плодотворность лишь опираясь на многовековой духовный опыт российского народа, сконцентрированный в его нравственных ценностях, правосознании, культурной традиции. Этот опыт нашел свое отражение в российской консервативной философии права, возрождение интереса к которой должно стать одним из необходимых факторов формирования правовой культуры современной России.

К числу наиболее актуальных проблем философских и юридических наук, глубоко осмысленных в трудах российских мыслителей консервативного направления, относится проблема ценности права. Вопрос о ценности права приобрел необычайную мировоззренческую остроту в отечественной философии, общественной мысли и юриспруденции уже в XIX - начале XX вв.

Поиски ответа на этот вопрос были тесно связаны с необходимостью осознания национально-культурной самобытности, места России в развитии мировой цивилизации, путей и перспектив дальнейшего развития страны. Освободить право от отвлеченных идеологем, согласовать его с абсолютными ценностями нравственного сознания личности, с национальной культурной традицией и практикой строительства государственности — таковы основные задачи, которые ставили перед собой крупнейшие российские консервативные философы и правоведы.

Несмотря на то, что основные черты отечественной юриспруденции второй половины XIX — начала XX в. сформировались под определяющим влиянием правового позитивизма, именно в России, культурная атмосфера которой не благоприятствовала фетишизации юридических норм, появились и яркие критики, ниспровергатели юридического позитивизма, противопоставившие ему идею духовной сущности права.

Именно разработка этой идеи стала одним из результатов эволюции философско-правовой доктрины российского консерватизма. Преодолев характерную для ранних идеологов консерватизма недооценку общественного и культурного значения права, крупнейшие представители этого движения JI.A. Тихомиров и И.А. Ильин создали целостную философско-правовую концепцию, в которой они видели основу как отечественного правопорядка, так и правосознания. Подчеркивая ценность национально-культурной традиции, они стремились осуществить определенный синтез классических консервативных идей с отдельными представлениями либерализма, усиливая тем самым персоналистические аспекты своей философско-правовой концепции.

Оригинальность философии права JI.A. Тихомирова и И.А. Ильина проявилась в том, что они попытался в рамках единой теории объяснить соотношение основных начал общественной жизни: обычаев, права, нравственности и религии. Они стремились создать теорию, сочетающую идею поиска духовного абсолюта, идею нравственного смысла человеческой жизни с вполне реалистической теорией права, которая могла бы стать методологической основой как профессиональной юриспруденции, так и общей теории права, рассматриваемого в связи с развитием человеческой культуры в целом. Попытка интеграции философско-правового и теоретико-правового дискурса, длительное время развивавшегося под влиянием западноевропейских социокультурных' установок, в русскую духовную традицию - одна из характерных особенностей творчества JLA. Тихомирова и И.А. Ильина, а также их заслуга перед отечественной наукой.

Решение этой задачи не снято с повестки дня и в наше время. В современной отечественной философии, включая этику и философию права, с одной стороны, и юриспруденцию, - с другой, уже наметились определенные тенденции к более глубокому осмыслению наследия мыслителей российских консерваторов. Выдвинутая и обоснованная ими аксиологическая концепция духовной природы права находит все больше сторонников среди современных философов и правоведов. Уже многие современные российские ученые сознательно относят себя к консерваторам, сознательно манифестируют приверженность к консервативно-традиционалистскому мировоззрению. Многие видят в распространении консервативно-традиционалистской идеологии гарантию устойчивого, стабильного развития страны. Идет постепенное создание оригинальной российской версии традиционализма, и осмысление философских достижений отечественных консерваторов должно существенно обогатить национальную правовую культуру.

Степень научной разработанности проблемы Отдельные аспекты аксиологической концепции права российского консерватизма получила определенное освещение в работах таких российских исследователей как Альбов А.П., Масленников Д.В., Сальников В.П., Жуков В.Н., Кузнецов Э.В., Козлихин И.Ю., Карцов А.С., Туманов В.А., Нерсесянц B.C., Тимошина Е.В., Медушевской Н.Ф., Уткина Г.Н., Полторацкий И.П., Поляков А.В., Гнатюк О.Л., Черникова М.В., Холодный В.И., Исаев И.А., Золотухтина Н.М., Евлампиев И.И., Кумыков A.M., Шашкин П.А.

Таким образом, философско-правовые идеи российских консерваторов получили самое общее освещение в отечественной юридической и философской литературе. Вместе с тем, следует признать, что в современной отечественной философской литературе исследования по аксиология права русского консерватизма, объединяющая его философские и юридические представления, практически отсутствуют. Поэтому проблематика аксиологии права российского консерватизма остается малоисследованной в современной философской науке.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает комплекс идей, взглядов, принципов, теоретических положений и эмпирических обобщений, связанных с рассмотрением права в идеологии и философии российского консерватизма.

Предметом исследования являются мировоззренческие основания, методологические принципы, теоретические положения и практические результаты разработанной .консервативными мыслителями аксиологии права, раскрывающей ценностные, духовные, религиозные, личностные и социокультурные аспекты права.

Цели и задачи исследования. Целью данной работы является анализ и реконструкция аксиологии права российского консерватизма в рамках русской этической и философско-правовой традиции, а также выявление специфики осмысления права и определения его места в общественной жизни представителями российского консерватизма

Реализация указанной цели потребовала постановки и решения ряда исследовательских задач:

1. Выявление исторических и социокультурных условий формирования правовой доктрины русского консерватизма;

2. Исследование мировоззренческих и методологических предпосылок осмысления права в философии российского консерватизма;

3. Определение идейно-теоретических оснований концептуализации правовых феноменов в философии русского консерватизма;

4. Анализ методологических оснований построения консервативной аксиологии права.

5. Выявление специфики эволюции философско-правовых представлений консерватизма.

6. Исследование аксиологических оснований консервативного решения проблемы соотношения права и социальной этики;

7. Раскрытие основных направлений критики российскими консерваторами либеральных и радикальных философско-правовых и теоретико-правовых концепций соотношения права и нравственности;

8. Анализ философ ско-антропологических оснований консервативного учения о правовом статусе личности;

9. Реконструкция философского обоснования права Л.А.Тихомировым и И.А. Ильиным;

10. Исследование специфики аксиологической концепции права в этическом консерватизме JI.A. Тихомирова;

11. Раскрытие основных направлений синтеза либеральных и консервативных философско-правовых идей в учениях JI.A. Тихомирова и И.А. Ильина;

12. Выявление философских принципов раскрытия духовной природы права и построения теоретических наук о праве в соответствии с основными положениями философии права И.А. Ильина;

13. Определение основных принципов анализа правосознания в философии И.А. Ильина и соотнесение этих принципов с отечественной этической, философско-правовой и теоретико-правовой традициями.

Теоретические источники исследования. Исследование проводшюсь на основе анализа и реконструкции оригинальных трудов представителей русского консерватизма, в которых раскрывается сущность их аксиологических концепций права, выявляется специфика соотношения права, нравственности и социальной этики, рассматриваются методологические и практические аспекты правопонимания.

Методология исследования Теоретической базой диссертационного исследования являются философско-этические и философско-правовые работы отечественных и зарубежных авторов. Были использованы работы по философии права Е.Д. Мелешко и Р.Н. Макарова, B.C. Нерсесянца, А.В. Полякова, Э. А. Позднякова, Ю.В. Тихонравова, и др., а также работы по общей теории морали А.А. Гусейнова, Р.Г. Апресяна, О.Г. Дробницкого, В.Н. Назарова. Разработанные ими представления о сущности, специфике и функциях права дают принципиальную возможность постановки и решения проблемы ценности права, соотношения права и нравственности в рамках философской концепции консерватизма. Большое значение для решения данной проблемы имеет разработка в отечественной философии системного подхода к праву.

В диссертационном исследовании использовались следующие методы: метод сравнительно-исторического анализа правовых концепций; метод философского анализа; культурологический подход, позволяющий выявить ценностное содержание философско-правового учения консерваторов, обосновать место права в системе культурных ценностей; метод системного категориального анализа.

В диссертации проводится целостное философское исследование аксиологии права российского консерватизма, выявляется ее мировоззренческое и методологическое значения для понимания сущности права и выявления его роли в общественной жизни.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В диссертации доказывается, что философско-правовая программа российского консерватизма характеризовалась следующими основными идеями: неприятием революций, критикой рационалистической философии и философско-правового априоризма; критикой индивидуалистических ценностей либерализма, идеей культурной и социально-политической самобытности России, идеей связи права с национально-культурной традицией.

2. В работе доказываются, что идеалы общества, государства и права обосновываются консерваторами с помощью ценностных суждений, поэтому правовая доктрина консерватизма имеет аксиологический характер, что отличает ее от рационального и естественноисторического обоснования права в либеральных и радикальных течениях общественной мысли.

3. В диссертации обосновывается, что фундаментальной ценностью-объектом консерватизма выступала социокультурная общность (народ, государство, религиозное сообщество), ведущей ценностью-идеей оказывалась «правда» как особое состояние, воплощающее истинный порядок мира. Для консервативной аксиологии характерно различение ценностей абсолютных и относительных, последовательный антирелятивизм, приоритет объективных ценностей над субъективной оценкой.

4. В диссертации доказывается, что для консервативной философии права характерна позиция аксиологического монизма, согласно которой целью государства является не защита совместных интересов, а защита общих ценностей.

5. В работе показывается, что аксиологическая концепция права консерватизма имеет иерархический характер, поскольку стремится к подчинению права высшим нормативным системам (прежде всего религии); право воспринимается компонентом традиционного социально-политического устройства.

6. В работе обосновывается, что гносеологическая и методологическая позиции консерватизма предполагают как нерефлексивную форму аксиологической позиции, когда ценности обосновывается бланкетным способом путем отсылки к авторитету нерефлексивных форм культуры: религии и национальной традиции, так и рефлексивную форму аксиологии как философии духа, концепции верующего разума и цельной личности, противопоставляемых рационалистической философии.

7. В диссертации обосновывается, что консервативная аксиология права представляет собой рефлексию консервативной правовой идеологии, которая характеризовалась стремлением противопоставить либеральной правовой идеологии концепцию идеализированной и даже мифологизированной национальной государственности. Философия права консерватизма как рефлексивное учение формируется через осмысление и «снятие» основных аксиологических оппозиций консервативного мышления (право и жизнь, право и совесть, право и правда и т.д.).

8. В работе делается вывод о том, что основная идея классического русского консерватизма была связана с поиском возможностей консолидации общества на основе этических, а не юридических, начал. Поскольку же социальная этика насыщена ценностными (иногда даже экстатическими и мистическими) составляющими своих предписаний, постольку трансформация такой этики в программу социального права имеет свои особенности. Эту трансформацию нельзя осуществить обычной формализацией этики в право, скорее само право должно быть существенно экзистенциализировано и одухотворено. В результате, в консервативной философии формируется концепция духовной природы права.

9. В диссертации доказывается, что философия права JI.A. Тихомирова представляет собой систематизированную концепцию монархической государственности, социальной этики и правосознания, полученную в результате рефлексивного осмысления выводов русской консервативной публицистики и исследования юридического сознания российской нации.

10. В работе доказывается, что философия права JI.A. Тихомирова представляет собой результат синтеза консервативной правовой идеологии с отдельными философско-правовыми идеями либерализма. Как консерватор, JI.A. Тихомиров доказывал, что юридический аспект общественной жизни и государственности подчинен этическому аспекту. Вместе с тем, этический аспект он объяснял на основе идеи естественного права и общественного договора.

12. В диссертации доказывается, что аксиология права JI.A. Тихомирова представляет собой концепцию консервативного персонализма, поскольку только в способности власти оценить личность человека, ее самобытность, ее естественное право проявляется степень этичности власти, ее способности к гуманитарному, культурному творчеству.

13. В работе обосновывается, что важнейшим аспектом формирования консервативной аксиологии права являлась эволюция антропологической доктрины консерватизма: от антииндивидуалистического социоцентризма к духовному персонализму;

14. В диссертации доказывается, что концепция духовного нормативизма И.А. Ильина была связана с переосмыслением им философско-правовых идей Гегеля в контексте феноменологической концепции очевидности. Философию права И.А. Ильин рассматривает как результат опыта, раскрытый мыслью в виде философского анализа-синтеза, выполненного над предметным содержанием опыта. Цель философии права И.А. Ильин видел в предметном осмыслении сущности права, морали, нравственности, добродетели и государства, в раскрытии их духовного значения и назначения, в определении их роли в процессе самоосвобождения духа.

15. В работе доказывается, что философия права И.А. Ильина представляет собой развитие гегелевских идей духовной природы права, однако предпринимаемое уже не в спекулятивно-метафизическом аспекте, а в теоретико-правовом и духовно-нравственном аспектах. И. А. Ильин выдвигает программу создания новой теории права, которая была бы в состоянии раскрыть идею духовного смысла права.

16. В диссертации показывается, что взгляды И.А. Ильина на право и юридическую науку претерпели определенную эволюцию: от пониманию юриспруденции как формальной, отвлеченной науки он переходит к пониманию юриспруденции как науке о «праве в нормальном правосознании», призванной раскрывать духовный смысл права.

Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы диссертации, использованные в ней подходы и полученные результаты, позволяют выявить характерные особенности трактовки права в аксиологической концепции русского консерватизма.

Результаты диссертационного исследования могут применяться в лекционных курсах по философии и социологии права, теории права, истории русской философии, истории русской социологии. Выводы данной работы также могут использоваться в психологии и педагогике, в теории социального управления при решении проблем формирования мировоззренческих установок личности, способствующих преодолению правового и нравственного. нигилизма.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования были апробированы при чтении курсов по философии и этики для студентов Тульского педагогического университета им. JI.H. Толстого. Основные положения исследования докладывались на научных конференциях

XX век: эпоха российских революций» (Тула, 2007), «Проблематизация человеческого бытия в современном мире» (Курск, 2008 г.), «Хомяковские чтения» (Тула, 2008).

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Шестопалов, Сергей Викторович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование идейной программы русского консерватизма было связано с трудами Н. М. Карамзина, в творчестве которого начинается преодоление русской мыслью интеллектуальной зависимости от европейского Просвещения. В этой программе были выдвинуты основные идеи консервативной философии: неприятие революции, критика рационалистической философии; критика индивидуалистических ценностей развивающейся капиталистической цивилизации, идея культурной самобытности России, оценка российского самодержавия как самобытного начало русской культуры, критика идеи априорного законотворчества и требование к законодателю опираться на историко-культурную традицию.

Дальнейшее развитие философско-правовой и этической программы консерватизма осуществлялось рядом течений русской мысли: славянофилами, почвенниками, «либеральными консерваторами» (П.А.Вяземский); консерваторами - «охранителями» (К.Л. Победоносцев, М.Н.Катков); ультраконсерваторами (К.Н. Леонтьев, В.Л.Мещерский); «консерваторами-революционерами» (Л.А. Тихомиров, И.А. Ильин) и т.д.

Исходные представления об идеале общества, государства и права обосновываются консерваторами с помощью ценностных суждений, поэтому философия права и этика приобретали черты аксиологии государства и права. Если либералы и радикалы стремились к рациональному и естественноисторическому обоснованию идеала права и государства, то консерваторы, прежде всего, стремились к выработке аксиологической позиции, обосновывая идеалы государства и права на основе представления о ценностях.

Фундаментальной ценностью-объектом консерватизма выступала какая-либо общность (народ, государство, религиозное сообщество), ведущей ценностью-идеей оказывалась «правда» как особое состояние действительности и души человека, воплощающее истинный порядок мира. Для консервативной аксиологии характерно различение ценностей абсолютных и относительных, последовательный антирелятивизм, приоритет объективных ценностей над субъективной оценкой. Консерватизм стоит на позициях аксиологического монизма, считая, что целью государства и нации является не столько защита совместных интересов, сколько защита общих ценностей. Идеологи консерватизма исходили из того, что поддержание общественной и национальной целостности немыслимо без почитания традиционных ценностей.

Аксиология русского консерватизма тесно связана с религиозным миросозерцанием, а одной из его тем стало аксиологическое противопоставление этнополитических целостностей — «России» и «Запада». Спиритуалистические мотивы в консерватизме тесно переплетены с идеями солидаризма. Право интерпретируется здесь не только в системе этических координат («справедливость», «нравственность», «добро»), но и в системе координат теологических. Консерваторы выступали против рационалистических представлений о возможности и необходимости построения универсальной философии права на априорных основаниях.

Обосновывая право, консерватизм апеллирует в основном к двум моментам. Во-первых, - это жесткое соподчинение права высшим нормативным системам (прежде всего религии). При отдалении человека от религии, утверждают консерваторы, разлагается не только мораль, но и деградирует правосознание. Секуляризованное государство, поощряя разрыв правосознания своих граждан с религиозным чувством, покровительствует не просто обмирщению, но «деморализации государственной формы».

Во-вторых, право воспринимается компонентом традиционного социально-политического устройства, «внешним» стражем порядка, «изнутри» охраняемого традицией. Консерватизм отрицает «пластичность» ценностей, их изменчивость применительно к тому или иному субъекту и той или иной исторической обстановке, но, наоборот, приписывает тому, что возводит в ранг ценности, бытие не только объективное, но и вневременное.

Поскольку исходные представления об идеале общества, государства и права обосновываются консерваторами с помощью ценностных суждений, постольку консервативное мышление прежде всего стремилось к выработке аксиологической позиции. Простейшей формой такой позиции является обоснование ценностей на основе нерефлексивных форм культуры: религии и национальной традиции. Некоторые консерваторы тяготели к мифологизации и идеализации ценностей, некоторые к определенной натурализации, когда ценностный аспект этих феноменов обосновывается единственно их фактичностью. Собственно консервативная философии должна подразумевать определенную рефлексию. Ее общая установка должна определяться не столько констатацией, сколько осмыслением, стремлением не столько идеализировать социокультурную традицию, сколько выделить ее духовный смысл. Концепция верующего разума и цельной личности, противопоставляемая И.В. Киреевским «раздвоенной образованности Запада», характеризует способ формулирования гносеологических предпочтений консерваторов. В методологическом отношении это выразилось в предпочтении интуитивизма, признание внеопытных путей постижения истины, установление положительной связи между силой веры в достоверность чего-либо и степенью этой достоверности.

Философия права и социальная этика русского консерватизма формировались в период кризиса господствующей идеологии, основу которой, по выражению П.И. Новгородцева, составляла «философия легального деспотизма». Одним из проявлений этого кризиса стал правовой нигилизм, ответственность за который зачастую возлагалась на консерваторов.

Для традиционалистского мировоззрения характерно повышенное внимание к проблеме ценностей и антиценностей. Поэтому консервативное правопонимание ни в коей мере не нигилистично. Напротив, видные консервативные мыслители никогда не переставали бороться с «чистым» правовым нигилизмом, присутствующим, например, в толстовстве или анархизме. Вместе с тем, мотив правового нигилизма может прослеживаться в характерном для консерваторов противопоставлении «права» и «жизни», права» и «справедливости», «права» и «народного чувства». Этот мотив может интерпретироваться как в аспекте недооценки права в пользу неправовых ценностных сфер культуры, так и в аспекте аксиологической критики того понимания права, которое было выработано либералами.

Оба эти мотивы присутствовали в правовой идеологии консерватизма. Будучи озабоченным соблюдением строгой субординации между отдельными ценностями с точки зрения соотношения «цель — средство», консерватизм болезненно реагирует на смешение ценностей абсолютных и ценностей относительных. «Право» как совокупность норм, обязательных к исполнению под страхом государственного принуждения - не более чем средство, конечная же цель — «правда». Абсолютизация инструментальной ценности (средства) может породить лишь антиценность.

Славянофилы пришли к выводу о том, что идея права, взятая в ее высшем значении, несовместима с обществом, основанным «единственно на личной пользе, огражденной договором», «Личная польза», по А.С. Хомякову, имеет только значение силы, а не права. Таким образом, славянофилы сомневались в оправданности употребления самого термина «право» применительно к модели личных прав, господствующей в западноевропейском обществе.

Таким образом, если на начальных этапах формирования правовая доктрина консерватизма зачастую отличалась определенным упрощением проблемы, стремлением противопоставить либеральной правовой идеологии концепцию идеализированной и даже мифологизированной национальной государственности, то позднее это противопоставление приобрело рефлексивный характер. Философия консерватизма формируется через осмысление и «снятие» основных аксиологических оппозиций консервативного мышления (право и жизнь, право и совесть, право и правда и т.д.). В результате намечаются признаки синтетической философско-правовой позиции, преодолевающей односторонность как априористской догматики либералов, так и черты мифологичности и апологетичности консерваторов.

Так, вслед за славянофилами консерваторы противопоставляли Россию, как «общину живую и органическую», «условным обществам Запада», представляющим собой величины сугубо юридического (а не нравственного) порядка. В этом выводе можно найти элементы идеализации реальной российской государственности, но не следует забывать и основную идею консерватизма, а именно, идею возможности консолидации общества на основе этических, а не юридических, начал. В целом же для консервативного мышления характерен примат социальной этики над правом. Причем сама социальная этика насыщена эмоциональными (иногда даже экстатическими и мистическими) составляющими своих предписаний, поэтому трансформация такой этики в программу социального права связана с трудностями. Эту трансформацию нельзя осуществить обычной формализацией этики в право, скорее само право должно быть существенно экзистенциализировано и одухотворено. Последнее характерно, например, для И.А. Ильина.

Вместе с тем, социальная этика консерваторов в целом была чужда идеализации природы человека, одновременно защищая идею «духовной перспективы» человеческого бытия. Антропология либерализма, в основе которой лежал тезис Ж.-Ж. Руссо о том, что «человек по природе добр», и объявляющая высшей ценностью совершенно автономную в своих решениях и действиях «суверенную личность», антропология радикализма с ее идеалом человека, бросающего вызов традиционным авторитетам - одинаково чужды консерватизму. Консерваторы никогда не объясняли человека, исходя из него самого же, но описывают человека как часть некоей - социальной или мистической - тотальности. Это - либо общность (народ, государство), либо то, что эту общность сплачивает воедино (религия, культурная традиция).

В силу этого обстоятельства сдержанное отношение консерваторов к идее прав человека, является следствием принципиальной философско-правовой позиции, а не показателем правового нигилизма. Таким образом, консерваторы не согласны видеть в индивиде человека вообще, который уже по одной своей принадлежности к «человечеству» должен быть наделен «правами человека».

Во-первых, за человеком как таковым здесь не признают абсолютной ценности. Во-вторых, считают, что субъект права — не абстрактное физическое лицо, но человек с вполне определенной национальной и корпоративной принадлежностью. В-третьих, полагают, что всякая конструкция личных прав -случайна и произвольна, если она не имеет субстанциональной основы в лице реальной общности, в которую индивид (субъект данных прав) интегрирован. Единство же «человечества» как некого планетарного целого консерваторам представлялось весьма и весьма эфемерным, ибо человечество не образует и не может образовать солидарной группы, не представляет — в мировом масштабе — аналог корпоративной или государственной общности. Вследствие чего у «человечества» отсутствуют имеющиеся у корпорации или государства правомочия устанавливать своим членам права и обязанности.

Антропологическая модель консерваторов задавала точно выверенную пропорцию между правами личности и ее обязанностями. Частное существование потребительской личности, жаждущей материальных благ и юридических гарантий, освобожденной от обязанности (и ответственности) перед обществом - «антиидеал» консерваторов. Поэтому консерватизму присуща жесткая субординация частных и общих интересов, а также возведение значимых для нее ценностей к некоему сверхчеловеческому абсолюту - коллективному (народ, нация) или предметному (государство, традиция).

В «Монархической государственности» JI.A. Тихомирова русская консервативная мысль предприняла попытку дать систематизированное изложение своего представления о монархии, государственности в целом и той нише, которую в жизни государства надлежит занять праву. Это исследование представляло собой также попытку моральной реабилитации монархии. Отсутствие научного исследования и философско-правового осмысления монархии, по мнению Л.А. Тихомирова, привело российское общественное сознание к отождествлению монархии с абсолютизмом и бюрократией, а европейское влияние, подтверждая, что царская власть есть не что иное, как абсолютизм, отрицало монархию в целом в пользу конституционализма.

Русская философско-правовая ,и политическая мысль, стремящаяся постичь специфику национальной государственности, по мнению Л.А. Тихомирова, всем обязана не государственной науке, которая прививала европейские идеи и понятия, а публицистике (славянофилы, Н. Данилевский, М. Н. Катков, К.Н. Леонтьев и др.). Таким образом, Л.А. Тихомиров ставит перед собой задачу создания философско-правовой концепции, которая бы в полной мере выражала бы специфику русского юридического сознания, а не представляла бы собой некритическое заимствование западноевропейской теоретико-правовой и государственно-правовой мысли. Лишь исследование юридического сознания нации, по мнению Л.А. Тихомирова, есть нормальный путь созидания государственного права.

Вполне в духе консерваторов Л.А. Тихомиров считал, что в представлениях русского народа о государственности юридический момент подчинен этическому в противоположность возникшей в Древнем Риме теоретической модели государства как чисто юридической конструкции. В отстаивании главенства этического содержания государственности над юридической формой и состоит «мировая миссия России».

Монархическая власть, утверждает Тихомиров, сама есть создание этического принципа, и через это в самой себе не может не сознавать государственного значения личности как носительницы этического начала. Демократия же рассматривается им как выражение всенародной воли, власть силы, а потому не связанную обязательно с этическим началом. Основополагающее условие жизнеспособности права Л.А. Тихомиров видит в его непротиворечивости «народным идеалам», т.е. согласии с тем, в чем народ видит абсолютную ценность.

Л.А. Тихомиров также воспринимает ряд идей, характерных для либеральной философии права и прежде отвергавшихся консерваторами - это идеи естественного права и общественного договора. Идею «общественного договора» мыслитель предлагает рассматривать не в буквально-юридическом ключе, но в ключе психологическом.

Указав, что естественное право («право нравственное») первично, что оно возникает задолго до государства, Л.А. Тихомиров психологизирует генезис естественного права, которое появляется («самородно», «само собой») в сознании отдельных лиц и является «результатом их внутреннего самоопределения». Пройдя через фазу «саморождения» в обществе с еще не установившейся государственностью, естественное право не исчезает и при появлении институтов публичной власти, но даже часто определяет содержание позитивных норм. При нормальном порядке вещей из «права нравственного» вырастает «право юридическое». Л.А. Тихомиров убежден, что обеспечение справедливых межчеловеческих отношений и обеспечение общества от преступлений связано не с законом, а с всенародной верой в правду.

Власть и свобода рассматриваются философом как различные проявления одного и того же факта, а именно - самостоятельности человеческой личности. Если бы человек не был существом, заключающим в себе некоторую самостоятельную силу, он не был бы способен ни к состоянию свободы, ни к состоянию власти. Гражданское состояние, напротив, все сплетено из взаимодействия, власти и подчинения, а в борьбе естественное состояние не есть свобода, но или власть, или подчинение.

О государстве Л.А. Тихомиров говорит как о политической аксиоме, которая гласит, что в государстве люди находят высшее орудие для охраны своей безопасности, права и свободы. Причем, в государстве мы осуществляем условия существования не корпоративного, не сословного, не какого-либо другого, замкнутого в своих частных или групповых целях, но условия существования общечеловеческого.

В государственной политике пренебрежение или враждебность к «личности», «индивидуальности», проявляется очень легко, потому что основные законы творчества государства и личности противоположны. Государство действует принудительно и общими мерами. Личность творит только свободно и индивидуально. Эта противоположность принципов существования и творчества, естественно, может приводить к столкновениям.

Таким образом, в связи с личностью в политике являются вопросы о свободе и праве, причем эти вопросы проявляются трояко: 1) в отношении личности человека, 2) в отношении члена социальных групп, 3) в отношении гражданина, то есть члена государства.

В способности оценить «личность человека», ее самобытность, ее естественное право, проявляется степень этичности верховной власти, ее способности к гуманитарному, культурному творчеству. От степени этой же способности зависит и способность данной верховной власти к государственной жизнедеятельности вообще.

Начиная с второй четверти XX века крупнейшим выразителем консервативного правопонимания выступает И.А. Ильин. Если интерес остальных идеологов консерватизма к правовой проблематике был во многом вторичен, а первоочередное внимание уделялось социально-политическим вопросам, то ни социальные взгляды И.А. Ильина, ни его представления в области философии культуры попросту невозможно понять без изучения его правовых воззрений.

Становление правовых взглядов И.А.Ильин проходило в рамках деятельности школы «возрожденного естественного права», поэтому он не мыслит правовую норму иначе как подчиненной высшим по отношению к ней ценностям, причем не только религиозно-этического, так и социально-политического плана. Центральным пунктом философии И.А. Ильина явилось учение об очевидности, в котором нашли отражение некоторые феноменологические установки. Очевидность есть нечто противоположное слепоте или ослепленности поверхностной видимостью. Очевидность всегда предметна. По мысли философа, опыт очевидности накапливается и осуществляется по-разному в разных областях культуры, но везде он требует дара созерцания, способности к вчуствованию, глубокого чувства ответственности, искусства творческого сомнения и вопрошания, упорной воли к окончательному удостоверению и живой любви к предмету.

Философию права Гегеля И.А. Ильин рассматривает как результат опыта, раскрытый мыслью в виде философского анализа-синтеза, выполненного над предметным содержанием опыта. Философия права, - излагает мысль Гегеля И.А. Ильин, - должна выполнить должна «предметно усвоить» сущность права, морали, нравственности, добродетели и государства, раскрыть их духовное значение и назначение и указать им их место в ряду самоосвобождения духа.

И.А. Ильин подчеркивает, что право для Гегеля особое состояние человеческого духа, значение которого определяется всегда тем, что оно есть состояние божественного Духа. В силу этого каждый правовой институт получает свое сверхюридическое значение и предстает как необходимый статус Духа, творящего свою свободу. Именно в этом абсолютном содержании права Гегель видит его сущность и поэтому низводит специфический предмет юриспруденции до простого «знака», до эмпирического «символа» Духа.

Философия И.А. Ильина представляет собой во многом развитие исходных гегелевских идей философии права, в частности идеи духовной природы права, однако предпринимаемое не столько в спекулятивно-метафизическом аспекте, сколько в аспекте теоретико-правовом. И. А. Ильин ставит своей целью создание новой теории права, которая была бы в состоянии раскрыть идею духовного смысла права. Он подвергает критике традиционный для теории права (как и для многих консервативных идеологов) подход, согласно которому право понимается как сила.

Понятие силы, по мнению И.А. Ильина, лежит всегда в реальном ряду, имеет всегда онтологическое значение, тогда как понятие права может и не находиться в реальном ряду, может не иметь в числе своих предикатов признака бытия. Устанавливая отрыв «юридического» анализа права от психологического, исторического и политического, И.А. Ильин не считает, что тем самым придает праву вневременную реальность. Он приходит к выводу о том, что центральной проблемой правовой науки является проблема правосознания.

Новая теория права, полагает И.А. Ильин, должна пересмотреть абстрактность, «пустую отвлеченность» стандартного подхода, объединив основные юридические понятия с правоощущающим духом для того, чтобы раскрыть объективные цели права и государства. В отличии от своей дореволюционной позиции И.А. Ильин утверждает, что юридическая наука должна строиться не просто как наука о «праве», но как наука о «праве в нормальном правосознании», поскольку абстрактное «чисто умственное» обхождение с правом имеет дело не с правом, а с его отвлеченными тенями, не с предметом, а с его праздными, возможными схемами, не с реальностью, а с произвольными комбинациями.

Идею духовности правосознания И.А. Ильин связывает с анализом своеобразия русской правовой культуры. Он упоминает про тяжелый груз исторического наследия, которым в русском человеке парализуется умение уважать право и закон, добровольно исполнять свои государственные обязанности и частные обязательства, строить жизнь, не совершая преступлений. Он также не склонен восторгаться чертами национальной психологии, затрудняющими усвоение и реализацию правовых норм. С чувством видимого сожаления он пишет, что русскому предпочтительней всего представляется «состояние полуанархии» и что русский «лишь с большим трудом приучается к правопорядку».

Исторический опыт России, по мнению философа, должен быть осмыслен как органическое крушение самодержавия и как разложение созданного им уклада духовной жизни. Сущность этого уклада И.А. Ильин и видел в систематическом отлучении «подданного» от власти и от государственного дела. И именно это отлучение в корне подрывает самую сущность государства и правосознания, поскольку политическая жизнь не только не исчерпывается пассивным подчинением чужой воле, но прямо исключает такое подчинение. Сущность политической жизни мыслитель видел в самоуправлении, при котором каждый гражданин осознает в законе присутствие своей воли и своего разумения. Отлучение же народа от власти ставит его во внеполитическое состояние.

Человек творит право и государство именно чувством, волею и сознанием, не «просто» внешними поступками, но длительными, устойчивыми и содержательно-верными напряжениями души и духа. Юристу, способному только к формальным анализам, и политику, стремящемуся к максимальному расширению публичных полномочий, конечно, может казаться, что сущность юриспруденции сводится лишь к поиску надежного механизма, регулирующего внешние возможности и поступки человека. Фактически же, такой подход приводит к тому, что дефекты правосознания принимаются как своего рода норма и право субъекта. А именно субъект права привлекает главное внимание мыслителя.

Настоящий, нефиктивный субъект права, по убеждению мыслителя, способен чувствовать, желать и мыслить предметную цель права и государства, он способен переносить духовные напряжение своей личности на право и государство. Человека нельзя заставить быть нормальным субъектом права -мысль, которую неоднократно повторял И.А. Ильин в своих философских и правоведческих трудах. Она звучит актуально и в наши дни. Действительно, нельзя заставить человека любить родину или желать государственной цели. Человек любит родину, потому что видит ее духовную красоту и утверждает ею самого себя, человек любит свое государство, если сам находит чувством, и мыслью, и созерцанием его единую, объективную цель.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шестопалов, Сергей Викторович, 2009 год

1. Азаркин Н. М. История юридической мысли России: Курс лекций. — М.,- 1999.

2. Алексеев Н. Н. Основы философии права. СПб., - 1998.

3. Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. М., - 1998.

4. Альбов А. П., Масленников Д. В., Сальников В. П. Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб., - 1997.

5. Аннерс Э. История европейского права М., -1996.

6. Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. V. Россия. Конец XIX XX в.-М.,- 1999.

7. Бачинин В.А. «Царь Эдип» мифопоэтическое введение в философию права и преступления // Правоведение. - 2000. - №3 (230).

8. Байтин М. И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). — Саратов, — 2001.

9. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М., - 1998.

10. Бенедиктов К. Консервативная революция и традиция // Традиция и русская цивилизация. — М., 2006.

11. Берк Э. Размышления о революции во Франции. — М., 1993.

12. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., - 1998.

13. Берман Г. Дж. Право и закон: примирение права и религии. М.,1999.

14. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX // Вопросы философии - 1991.- №8.

15. Варламова Н.В. Право и мораль как базовые социальные регуляторы: проблема соотношения // Наш трудный путь к праву. Материалы философско-правовых чтений памяти академика B.C. Нерсесянца. — М., 2006.

16. Величко А. М. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. СПб., - 1999.

17. Величко А. М. Христианство и социальный идеал. — М.; СПб.,2000.

18. Графский В.Г. Интегральная (синтезированная) юриспруденция: актуальный и все еще незавершенный проект // Правоведение. 2000. - №3 (230).

19. Графский В.Г. Интегральная (общая, синтезированная) юриспруденция как теоретическое и практическое задание // Наш трудный путь к праву. Материалы философско-правовых чтений памяти академика B.C. Нерсесянца. М., - 2006.

20. Гурвич Г.Д. Идея социального права // Философия социология права: Избранные сочинения. СПб., — 2004.

21. Гурвич Г.Д. Юридический опыт и плюралистическая философия права // Философия социология права: Избранные сочинения. СПб., — 2004.

22. Гурвич Г.Д. Социология права // Философия социология права: Избранные сочинения. — СПб., 2004.

23. Дефорж И. Философия права Л.И. Алексеева. Москва, Калуга,2006.

24. Дюги Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. -М., 1909.

25. Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. СПб., - 1998.

26. Еллинек Г. Социально-этическое значение права, неправды и наказания. М., - 1910.

27. Еллинек Г. Система субъективного публичного права. — М., — 1892.

28. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., - 1903.

29. Иеринг Р. Борьба за право. М., - 1991.

30. Ильин И. А. О сущности правосознания // Собр. соч. В 10 т. — Т. 4. -М., 1994.

31. Ильин И. А. Основные задачи правоведения в России // Собр. соч. в десяти тт. М., - 1999.

32. Ильин И.А. Понятия права и силы. (Опыт методологического анализа) // Собр. соч.- М., 1993. - Т.4.

33. Ильин И. А. Собрание сочинений в 10-ти томах. М., -1994.

34. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. М., - 1994.

35. Исаев И. А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX начало XX века).-М.,- 1991.

36. Исаев И.А. Топос и .номос: пространства правопорядка. М.,2007.

37. Исаев И.А. Власть и закон в контексте иррационального. М.,2006.

38. История русской правовой мысли. Биографии. Документы. Публикации. М., - 1998.

39. Карамзин Н. М Записка о древней и новой России. СПб., - 1914.

40. Карамзин Н. М Историческое похвальное слово Екатерине 11 // Ермашов Д. В., Ширинянц А. А. У истоков российского консерватизма: Н. М. Карамзин.-М.,- 1999.

41. Карамзин Н. М Избранные сочинения. В 2 т. М.; Л., 1964.

42. Карцов А.С. Правовая идеология русского консерватизма. М.,1999.

43. Керимов Д. А. Философские проблемы права. М., - 1997.

44. Кистяковский Б. А. Философия и социология права. СПб., - 1998.

45. Кистяковский, Б. А. Государство и личность // Власть и право: Из истории русской правовой мысли. Л., - 1994.

46. Коммуникативная концепция права: вопросы теории. Обсуждение монографии А. В. Полякова. СПб., - 2003.

47. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права // Русская философия права: Философия права и нравственности. СПб.,- 1997.

48. Коркунов Н. М. Общественное значение права. СПб., - 1890.

49. Котляревский С. А. Власть и право: Проблема правового государства. СПб., - 2001.

50. Кузнецов Э. В. Философия права в России. М., - 1989.

51. Лазарев В.В. Истоки интегративного понимания права // Наш трудный путь к праву. Материалы философско-правовых чтений памяти академика B.C. Нерсесянца. М., — 2006.

52. Лапаева В.В. Российская юриспруденция в поисках нового типа правопонимания // Наш трудный путь к праву. Материалы философско-правовых чтений памяти академика B.C. Нерсесянца. М., - 2006.

53. Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., - 2002.

54. Леонтьев К.Н. Чем и как либерализм наш вреден // Традиция и русская цивилизация. М., — 2006.

55. Ллойд Д. Идея права. Репрессивное зло или социальная необходимость. М., — 2002.

56. Мальцев Г.В. Нравственные основания права. М., - 2008.

57. Мальцев Г.В. Социальные основания права. М., - 2007.

58. Мальцев Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. М.,1999.

59. Мальцев К.Г., Мальцева А.В. «Философия свободы» и соблазн христианского государства: Н.А. Бердяев и И.А. Ильин. М., - 2001.

60. Мамут Л.С. Право никому не дается даром // Наш трудный путь к праву. Материалы философско-правовых чтений памяти академика B.C. Нерсесянца. М., — 2006.

61. Медушевская Н.Ф., Уткин Г.Н. Идея правды: сущность, содержание, роль в отечественной правовой культуре. М., - 2008.

62. Мелешко Е.Д., Макаров Р.Н. Идея синтеза морали и права в теории федерализма А.С. Ященко. Тула, Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2003.

63. Нерсесянц B.C. Философия права. М., - 1997.

64. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., - 1991.

65. Паунд Р.Социология права // Философия социология права: Избранные сочинения. СПб., - 2004.

66. Пашуканис Е. Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. — М., 1980.

67. Петражицкий JI. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. — СПб., — 2000.

68. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени //Традиция и русская цивилизация. — М., 2006.

69. Половинкина JI.M. О духовном своеобразии русского народа в религиозной философии И.А. Ильина // Православие и культура. Нижний Новгород, - 2002.

70. Поляков А. В. Русская политико-правовая мысль и идея правового государства // Власть и право: Из истории русской правовой мысли. Л., -1990.

71. Поляков А. В. К критике методологических основ школы возрожденного естественного права в России (П. И. Новгородцев) // Вестник ЛГУ. 1986. - Сер. 6.- Вып. 2.

72. Поляков А. В. Может ли право быть неправым? Некоторые аспекты дореволюционного российского правопонимания // Правоведение. 1997 - №4.

73. Поляков А. В. Общая теория права: феноменолого-коммуникативный подход: Курс лекций. СПб., — 2003.

74. Поляков А. В. Очарованный странник (Н. Н. Алексеев и идея государства) // Алексеев Н. Н. Идея государства. — СПб., — 2001.

75. Поляков А. В. Петербургская школа философии права и задачи современного правоведения // Правоведение — 2000. № 2.

76. Поляков А.В. Постклассическое правоведение и идея коммуникации // Правоведение. 2006. - №2.

77. Поляков А.В. Российская теоретико-правовая мысль: опыт прошлого и перспективы на будущее // Наш трудный путь к праву. Материалы философско-правовых чтений памяти академика B.C. Нерсесянца. М., - 2006.

78. Прибыткова Е.А. Право как «минимум Добра» (из истории одной метафоры) // Наш трудный путь к праву. Материалы философско-правовых чтений памяти академика B.C. Нерсесянца. М., - 2006.

79. Прокофьев А.В. Долженствование и возможность // Вопросы философии. 2003. - №6.

80. Пяткина С. А. Русская буржуазная правовая теория в России. М., -1980.

81. Райнах А. Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб., — 1997.

82. Соловьев В. С. Право и нравственность: Очерки из прикладной этики Вл. Соловьева. СПб., - 1897.

83. Соловьев B.C. Оправдание добра. -М., 1996.

84. Соловьев B.C. Предварительные замечания о праве вообще // Власть и право: Из истории русской правовой мысли / Сост. А.В. Поляков, И.Ю. Козлихин. Л., - 1990.

85. Соловьев Э. Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. -М.,- 1992.

86. Терре Ф. Магия и право // Философия социология права: Избранные сочинения. СПб., - 2004.

87. Тимашев Н.С. Сущность права: По поводу новой книги профессора Г.Д. Гурвича // Философия социология права: Избранные сочинения. — СПб., — 2004.

88. Томсинов В. А. Развитие научной юриспруденции // Развитие русского права во второй половине XIX — начале XX века. — М., — 1997.

89. Традиция и русская цивилизация. М., - 2006.

90. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. — М., — 2006.

91. Тихомиров Л.А. Социальные миражи современности // Традиция и русская цивилизация. М., - 2006.

92. Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. СПб., - 1998.

93. Туманов В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. — №8.

94. Франк С. JI. Духовные основы общества: введение в социальную философию // Русское зарубежье: из истории социальной и правовой мысли. -Д.,-1991.

95. Фролова Е. А. Новгородцев о праве и государстве. М., - 2001.

96. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативные действия. -СПб., 2000.

97. Хвостов В. М. Основные проблемы этики. М., - 1907.

98. Хомяков А. С. По поводу статьи И. В. Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» // Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. А.С. Хомяков и И.В. Киреевский. — М., 1995.

99. Честнов И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна. СПб., - 2002.

100. Честнов И.Л. Право как диалог: к формированию новой онтологии правовой реальности. СПб., - 2000.

101. Чичерин Б. Н. Философия права. -М., 1900.

102. Шашкин П.А. Волюнтаристическая метафизика власти и социально-политическая философия И.А. Ильина. М., - 2002.

103. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., - 1912.

104. Эвола Ю. Люди и руины. М., - 2007.

105. Ячменев Ю.В. Правда и закон. Из истории российского правоведения. СПб., — 2001.

106. Ященко А.С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб., — 1999.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.