Актерский метод Ф.И. Шаляпина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Чун Се Ик

  • Чун Се Ик
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 120
Чун Се Ик. Актерский метод Ф.И. Шаляпина: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 2008. 120 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Чун Се Ик

Введение.С. 3.

Глава первая.

Шаляпин и методы актерского творчества различных театральных систем.С. 9.

Глава вторая.

Актерская методология Ф.И. Шаляпина.С. 36.

Раздел первый.

Моделирование идеального образа.С. 37.

Раздел второй.

Воплощение идеального образа в образ сценический.С. 73.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Актерский метод Ф.И. Шаляпина»

Среди множества аспектов исследования оперного искусства анализ творчества Федора Ивановича Шаляпина занимает одно из важнейших направлений: творчество Шаляпина есть концентрированное выражение существа оперы как вида театра. Особый интерес представляет актерский метод Шаляпина — принципы создания им сценических образов воспринималась деятелями различных направлений театрального искусства эталонными для воплощения оперного героя. Способ существования Шаляпина на сцене в роли считали идеалом игры оперного артиста, с одной стороны, К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко, а с другой - их постоянный и принципиальный оппонент, В.Э. Мейерхольд. Такое положение дел, на первый взгляд, представляет собой нонсенс, на самом же деле подобное противоречие глубоко содержательно, оно заключает в себе существо противоречивого по своей природе процесса создания образа оперного героя.

Творчество Шаляпина имеет непреходящее мировое значение, оказывает и будет оказывать мощное влияние на развитие культуры различных народов и стран, особенно таких бурно и всесторонне развивающихся, как Корея, которая, не-теряя собственной самобытности, активно осваивает европейское классическое наследие. Вокальное искусство является таким же не требующим перевода международным языком общения, как и инструментальная музыка. Соединение классического оперного мирового наследия, ярчайшим выражением которого служит творчество Шаляпина, с национальной вокальной традицией может способствовать обогащению корейской культуры и даст новый толчок ее развитию.

0 творчестве Шаляпина существует огромная литература. Прежде всего - это труды самого Шаляпина, его воспоминания, письма, воспоминания современников о Шаляпине и другие материалы и документы, посвященные жизни и творчеству артиста. Публикаторы наследия Шаляпина справедливо стремятся ■ к максимальной документированности его жизненного и творческого пути. Важнейшие и фундаментальные издания — сборники, составленные, отредактированные и откомментированные Е.А. Грошевой1. Постоянно переиздаются важнейшие с точки зрения источниковедения шаляпинского творчества работы артиста - воспоминания «Страницы из моей жизни» и «Маска и душа»". Публикуются все новые и новые материалы и документы,

1 См.: Федор Иванович Шаляпин: [Сборник. В 2 т.] / Ред.-сост. и автор коммент. Е.А. Трошева. М., 1960. Т. 1. Литературное наследство. [Страницы из моей жизни; Маска и душа; Статьи]. Письма. И. Шаляпина. Воспоминания об отце. 767 е.; Т. 2. Статьи, высказывания и воспоминания о Ф.И. Шаляпине. [Статьи и высказывания о Ф.И. Шаляпине; Воспоминания о Ф.И. Шаляпине; Приложения; Дополнительные материалы]. 631 е.; Федор Иванович Шаляпин: [Сборник]. В 3 т. Изд. 3-е, испр. и доп. / Ред.-сост. Е.А. Трошева; Коммент. Е.А. Грошевой при участии И.Ф. Шаляпиной. М., 1976 - 1979. Т. 1. Литературное наследство. [Страницы из моей жизни; Маска и душа; Статьи и высказывания]. Письма. М., 1976. 760 е.; Т. 2. Воспоминания о Ф.И. Шаляпине. М., 1977. 600 е.; Т. 3. Статьи о Ф.И. Шаляпине. [Статьи о Ф.И. Шаляпине; Деятели искусства о Ф.И. Шаляпине; Ф.И. Шаляпин в художественных произведениях]. Приложения. М., 1979. 392 с.

2 См., напр.: Шаляпин Ф.И. Маска и душа: Мои сорок лет на театрах. М., 1989. 384 е.; Шаляпин Ф.И. Маска и душа: Мои сорок лет на театрах / Предисл. Б. Покровского; Коммент., послесл. Е. Дмитриевской. М., 1989. посвященные Шаляпину и различным сторонам его артистической деятельности1.

В исследовательской литературе о Шаляпине наличествуют работы самого разного характера. Широко распространены публикации популярные2 и научно-популярные3. Невозможно не упомянуть фундаментальные труды A.A. Гозенпуда, посвященные различным

317 е.; Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни. Киев, 1988. 325 е.; Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни; Маска и душа: Повести / Сост., вступ. ст., с. 5 - 24, коммент. Е. Дмитриевской, В. Дмитриевского. М., 1990. 462 с. (Попул. б-ка: Дневники. Мемуары. Свидетельства).; Шаляпин Ф.И. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах. М., 2005. 333 е.; и др. См., напр.: Шаляпин Ф.И. Маска и душа: Мои сорок лет на театрах. М., 1989. 384 е.; Шаляпин Ф.И. Маска и душа: Мои сорок лет на театрах / Предисл. Б. Покровского; Коммент., послесл. Е. Дмитриевской. М., 1989. 317 е.; Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни. Киев, 1988. 325 е.; Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни; Маска и душа: Повести / Сост., вступ. ст., с. 5 — 24, коммент. Е. Дмитриевской, В. Дмитриевского. М., 1990. 462 с. (Попул. б-ка: Дневники. Мемуары. Свидетельства).; Шаляпин Ф.И. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах. М., 2005. 333 е.; и др.

1 См., напр.: Федор Шаляпин: Воспоминания. Статьи / Сост., вступ. ст. и примеч. H.H. Соколова. М., 2004. 528 с. (Memoria).

2 См., напр.: Лесс A.JI. Рассказы о Шаляпине / Предисл. И. Бэлзы. М., 1973. 174 е.; и др. о

См., напр.: Янковский М.О. Шаляпин. Л., 1972. 374 с. (Серия «Жизнь в искусстве»).; Дмитриевский В.Н. Великий артист. Документальная повесть о жизни и творчестве Ф.И. Шаляпина: [К 100-летию со дня рождения]. 1873 - 1973. Л., 1973. 216 е.; и др. аспектам шаляпинского творчества: «Избранные статьи»1, «Русский оперный театр на рубеже XIX - XX веков и Ф.И. Шаляпин. 1890 - 1904»**, о

Русский оперный театр между двух революций. 1905 — 1917» и «Рихард Вагнер и русская культура»4. Множество публикаций представляют деятельность артиста по «географическому» принципу: Шаляпин в

5 6 7 8

Казани , в Москве , в Петербурге - Петрограде , в Японии и Китае . Последняя из указанных работ, «Федор Шаляпин в Японии и Китае», посвящена гастрольному турне артиста в городах Гонконг, Шанхай, Пекин, Тяньдзинь, Дайрен (Далянь), Синьцзин, Харбин, Нагасаки, Кобе, Осака, Нара, Нагоя, Сидзуока, Иокагама и Токио по пути из Европы в Америку в 1936 году. Данная книга написана журналистом-международником, корреспондентом ИТАР - ТАСС Н.И. Горбуновым, который проделал огромную источниковедческую работу по сбору материалов в архивах, изучал китайскую и японскую печать того времени,

1 См.: Гозенпуд A.A. Избранные статьи. JT., 1971. 240 с. " См.: Гозенпуд A.A. Русский оперный театр на рубеже XIX - XX веков и Ф.И. Шаляпин. 1890 - 1904. Л., 1974. 264 с. у

Гозенпуд A.A. Русский оперный театр между двух революций. 1905 - 1917. Л.: Музыка. Ленинградское отд-ние, 1975. 368 с.

4 См.: Гозенпуд A.A. Рихард Вагнер и русская культура: Исследование. Л., 1990. 287 с.

5 См.: Гольцман C.B. Ф.И. Шаляпин в Казани. Казань, 1986. 192 с.

6 См.: Дмитриевская Е.Р., Дмитриевский В.Н. Шаляпин в Москве. М., 1986. 238 с.

7 См.: Дмитриевский В., Катеринина Е. Шаляпин в Петербурге -Петрограде. Л., 1976. 263 с. встречался с очевидцами и сотрудниками Шаляпина в указанном турне, но с точки зрения собственно сценической специфики работы артиста и вопросов театральной теории изыскания И.Ф. Горбунова весьма уязвимы. Наконец, каждодневные детали и подробности жизни и творчества Шаляпина зафиксированы в соответствующей «Летописи.»1. Обзор литературы, посвященной деятельности артиста, далеко не исчерпан представленными трудами, но и без того очевидно, что среди них преобладают работы творческо-биографического характера, теоретические аспекты сценической деятельности Шаляпина изучены недостаточно.

К вопросам теории относятся и проблемы шаляпинской актерской методологии. Вопросам изучения способа существования артиста на оперной сцене непосредственно посвящены два исследования: «Шаляпин и русская оперная культура» М.О. Янковского" и «Природа таланта Шаляпина» В.Л. Дранкова3.

Книга М.О. Янковского является серьезным и глубоким трудом, в том числе и источниковедческим, ценность которого заключается в том, что ее автор был непосредственным очевидцем выступлений Шаляпина. Работа В.Л. Дранкова представляет собой опыт изучения природы шаляпинского таланта с точки зрения общехудожественных и общеэстетических принципов творчества. Анализ театральной специфики создания сценического образа здесь, конечно, осуществляется, но не является центром изучения. Указанные книги были написаны и изданы

1 См.: Летопись жизни и творчества Ф.И. Шаляпина: В 2 кн. / Сост.

Ю. Котляров, В. Гармаш. Кн. 1.Л.: М., 1984. 303 е.; Кн. 2. Л., 1985. 312 с. л много десятилетий назад. В настоящее время они нуждаются в существенных дополнениях и уточнениях, в ведении в контекст современных исследований, посвященных изучению соответствующих проблем музыкального и драматического театров. Частично восполнить этот пробел и должна диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Актерский метод Ф. И. Шаляпина».

Объектом исследования в диссертации является все творчество Шаляпина - особенности таланта и личности, обстоятельства жизни, особенности обучения, влияние различных людей на формирование артиста. В качестве материала исследования выступают наиболее значимые роли и особенности спектаклей, составной частью которых являлись данные сценические образы. Предмет исследования — актерская методология Шаляпина.

Диссертация состоит из Введения; двух глав - соответственно, Главы первой «Шаляпин и методы актерского творчества различных театральных систем» и Главы второй «Актерская методология Ф.И. Шаляпина» (последняя, в свою очередь, представлена двумя разделами — Разделом первым «Моделирование идеального образа» и Разделом вторым «Воплощение идеального образа в образ сценический»); Заключения и Списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Чун Се Ик

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного теоретического анализа творчества Шаляпина-актера и Шаляпина-режиссера была разработана модель шаляпинской актерской методологии, выявлены и сформулированы основные приемы и подходы к созданию оперного персонажа, который воспринимался Шаляпиным как полноценная роль, обнаружены и проанализированы средства актерской игры, позволяющие воплотить роль в художественно достоверного героя музыкально-драматического произведения.

Шаляпин ставил перед собой и другими оперными певцами, которые готовы были разделить его представление о феномене оперного актера, задачу играть на сцене музыкального театра так, как это делают актеры драматического театра. Или, пользуясь формулировками М.О. Янковского, Шаляпин хотел видеть в оперном исполнителе не играющего певца, сосредоточенного главным образом на воспроизведении вокальной партии и но преодолении ее трудностей, но поющего актера, владеющего собственно актерским мастерством и обширной палитрой средств и приемов воплощения сценического героя.

Анализ творческих созданий Шаляпина - таких его классических работ, как образы Ивана Грозного, Бориса Годунова, Варлаама, Мефистофеля, Демона, Олоферна, Сальери, Дон Базилио, Дон Кихота и других, изучение документов и материалов, связанных с артистической деятельностью Шаляпина, а также труды самого артиста, «Страницы из моей жизни» и, особенно, «Маска и душа. Мои сорок лет на театрах», -позволили утверждать, что Шаляпин действительно разработал оригинальную методологию актерского творчества, которая может быть сопоставлена с актерскими методиками, разработанными в рамках театральных систем К.С. Станиславского, В.Э, Мейерхольда и М.А. Чехова.

Проделав работу подобного рода, удалось выяснить, что актерская методология Шаляпина (как и очень близкая к шаляпинской методика актерского творчества Михаила Чехова) является актерской системой, занимающей промежуточное место между способами существования актера в системах К.С. Станиславского и В.Э. Мейерхольда.

Шаляпина-актера роднит с актером школы К.С. Станиславского аналитический подход к творчеству, установка на создание персонажа как целостного сценического характера и стремление выстроить на сцене логически выверенное поведение героя, соответствующее его душевному состоянию.

С актером мейерхольдовской школы оперного артиста Шаляпина объединяет восприятие процесса создания образа героя как созидание новой художественной реальности, сотворенной по законам не жизненной, но худоэюественной правды. Кроме того, игра Шаляпина-актера, как и исполнительская работа актера мейерхольдовского, во всех своих компонентах и слагаемых подчинялась единому ритму.

Методология актерского творчества, созданная Михаилом Чеховым, при всей ее специфики, имеет немало черт общности и сходства с системой приемов и подходов, применявшихся Шаляпиным при работе над вокальными партиями и превращавших их в сценические роли.

Сопоставляя, по аналогии, методики актерского творчества Шаляпина и Михаила Чехова, удалось выстроить целостное представление о процессе создания Шаляпиным роли как единой сценической структуры, выявить слагаемые этой театральной структуры и определить, каким способом сценический образ на театральных подмостках не только воплощается реальность, но и разворачивается во времени, проявляет себя в сценической протяженности.

В методике Шаляпина, как и в актерской системе Михаила Чехова, работа над ролью распадалась на два этапа — создание в актерском воображении первоначального идеального образа будущего персонажа, а затем - претворение идеального образа в образ сценический на основе имитации поведения изображаемого действующего лица в соответствии с воображаемым поведением идеального образа, порожденного артистической фантазией актера-творца и поверенного интуитивным ощущением соответствия или несоответствия художественной правде.

Первоначальный образ создавался на основе анализа музыкального материала. Шаляпин изучал оперные партитуры полностью, не ограничиваясь лишь собственной партией. Он вникал в существо характера каждого персонажа музыкально-драматического произведения, изучал взаимосвязи и взаимоотношения героев, обстоятельства их существования.

На этом фундаменте формировалась структура, которую можно назвать чувственно-эмоциональным комплексом, ведь музыка лучше всего передает именно движение эмоций, тончайшие перемены в нюансах и оттенках чувств. Но, как справедливо полагал Шаляпин, этого совершенно не достаточно для работы оперного исполнителя - поющего актера, который должен подавать на сцене своего героя как действующее лицо, обладающее устойчивым характером, определенным внешним обликом и выстроенной логикой поведения.

Для решения подобной задачи Шаляпин вникал во все детали литературной или исторической первоосновы оперного сюжета и соответствующего героя, изучал литературные, исторические и иконографические источники, имеющие отношение к разрабатываемым персонажам, прибегал к консультациям специалистов — музыкантов, художников, историков. При этом Шаляпин никогда не позволял себе становиться рабом найденных сведений и знаний, он использовал найденную информацию и связанные с ней впечатления для того, чтобы пробудить свою творческую фантазию, что обеспечивало работу воображения, складывавшего и переплавлявшего ощущения и впечатления в первоначальный прообраз героя - идеальный образ будущего сценического персонажа.

Критерием отбора тех или иных слагаемых первоначального образа Шаляпину служило интуитивное ощущение соответствия или несоответствия данной компоненты или детали художественному образу персонажа. Артистическая интуиция служила и средством для определения степени готовности идеального прообраза ко второй фазе актерского творчества — воплощению идеального образа в образ сценический.

Вторая стадия актерского творчества - работа артиста собственно на сцене - квалифицировалась Шаляпиным именно как работа, как игра актера, постоянно находящегося в состоянии раздвоенности. Одна ипостась играющего актера - это актер-творец, никогда не расстающийся с доводами рассудка и постоянно контролирующий действия другой ипостаси играющего актера — актера-исполнителя, воссоздающего на сцене идеальный образ посредством его имитации. Творимый в сценической реальности образ можно считать достоверным лишь в той степени, в какой он убеждал зрителя, насколько подлинным и живым он представлялся публике.

Шаляпин воплощал роль в сценическую реальность, в театральный персонаж посредством пения и пластической игры — грима и костюма, мимики и жеста, пластических поз и движений. Сценическое поведение шаляпинского героя и его внешний облик обуславливался тем душевным состоянием, в котором находился в данный момент действия сценический персонаж.

Развертывание Шаляпиным роли во времени представляло собой череду переходов от одного душевного состояния к другому. Душевное состояние - это система чувств и эмоций, обладающая устойчивостью, постоянством (хотя и временным) и целостностью. Это своего рода душевная маска. Устойчивые душевные состояния вовсе не исключают перемен в нюансах чувств, всплеска эмоций, которые накладываются на общее устойчивое, стабильное душевное состояние.

Внешний облик шаляпинского героя тоже представлял собой маску, тесно связанную с маской душевной и создаваемую прежде всего пластическими средствами. Маска внешнего облика, в свою очередь, совсем не означает запрета на видоизменения отдельных черт и выражений, на игру, как сказал бы В.Э. Мейерхольд, ракурсами маски -всплески мимики, перемены в характере жеста и движений могли придать целостному внешнему облику новые оттенки и профили. Переход от одного душевного состояния героя к другому сопровождался и видоизменениями в масочном облике героя за счет варьирования черт маски - игры ракурсами.

Для обеспечения такого построения сценического образа и такого процесса развертывания играемой роли во времени Шаляпин был вынужден вмешиваться в музыкальную партитуру, убыстряя и замедляя темпы, вставляя паузы, необходимые для перехода от одного душевного состояния к другому и соответствующего изменения внешнего облика и поведения героя - и т.д.

Разработанный Шаляпиным актерский метод открывает возможность для восприятии Шаляпина не только как выдающегося оперного певца, но и как художника, которого смело можно ставить в один ряд с авторами театральных систем, с такими создателями методологий актерского творчества, как К.С. Станиславского , В.Э. Мейерхольд, М.А. Чехов - и не только с ними.

В диссертации воспроизведена возможная модель творческого процесса Шаляпина-актера, позволяющая говорить о наличии у Шаляпина особого, самостоятельного творческого метода. Модель эта, естественно, не претендует стать единственной и не исчерпывает обозначенные в настоящем исследовании проблемы. Шаляпин, как всякий великий художник, вряд ли может быть «уложен» в какую-то одну теоретическую схему или только одну теоретическую систему идей и выкладок. Вместе с тем, предложенная в диссертации система координат в создании Шаляпиным оперного образа, призвана отразить основные черты методологии актерского творчества гениального артиста.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Чун Се Ик, 2008 год

1. Альмединген Б А. Головин и Шаляпин. Ночь под крышей Мариинского театра. 2-е изд. Л.: Художник РСФСР, 1975. 31 с.

2. Амфитеатров A.B. Маски Мельпомены. М., 1910. С. 115-129.

3. Асафьев Б.В. Избранные труды. В 5 т. М.: Музгиз, 1952-1957.

4. Асафьев Б.В. Шаляпин // Мысли и думы. М.: искусство, 1945. Сб. 4. С. 133-150.

5. Бахревский В.А. Савва Мамонтов. М.: Молодая гвардия, 2000. 513с.

6. Василенко С.Н. Страницы воспоминаний. М.; Л.: Музгиз, 1948.

7. Вертман Ю.Д. Театрально-педагогическая деятельность М.А. Чехова. Автореф. . кандидата искусствоведения. М., 1975.

8. Волков Н. Театральные вечера. М.: Искусства, 1966.

9. Гладков А.К. Мейерхольд говорит: Записи 1934 1939 годов. Об опере. Шаляпин. // Гладков А.К. Мейерхольд: В 2 т. М.: Союз театр, деятелей РСФСР, 1990. Т. 2. Пять лет с Мейерхольдом. Встречи с Пастернаком. С. 329-332.

10. Гозенпуд A.A. Избранные статьи. Л.: Советский композитор. Ленингр. отд-ние, 1971. 240 с.

11. Гозенпуд A.A. Русский оперный театр на рубеже XIX XX веков и Ф.И. Шаляпин. 1890 - 1904. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1974. 264 с.

12. Гозенпуд A.A. Русский оперный театр между двух революций. 1905 1917. Л.: Музыка. Ленинградское отд-ние, 1975. 368 с.

13. Гозенпуд A.A. Рихард Вагнер и русская культура: Исследование. Л.: Советский композитор. Ленингр. отд-ние, 1990. 287 с.

14. Головин А.Я. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине. M.; JL: Искусство, 1960. 389 с.

15. Гольцман C.B. Ф.И. Шаляпин в Казани. Казань: Татарское книжное изд-во, 1986. 192 с.

16. Горбунов Н.И. Федор Шаляпин в Японии и Китае. М.: ИМЛИ РАН, 2002. 395 с.

17. Горький М. Полное собрание сочинений. Худож. произведения. В 25 т. М.: Наука, 1971. Т. 12. Сказки. Рассказы. Автобиография Ф.И. Шаляпина. 1909 - 1917. 623 с.

18. Грабарь И.Э. Письма. 1891 1917. М.: Наука, 1974. 471 с.

19. Грабарь И.Э. Письма. 1917 1941. М.: Наука, 1977. 424 с.

20. Дмитриевская Е.Р., Дмитриевский В.Н. Шаляпин в Москве. М.: Московский рабочий, 1986. 238 с.

21. Дмитриевский В.Н. Великий артист. Документальная повесть о жизни и творчестве Ф.И. Шаляпина: К 100-летию со дня рождения. 1873- 1973. JI.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1973. 216 с.

22. Дмитриевский В.Н. Шаляпин и Горький: История взаимоотношений в контексте обществ, и лит.-худож. процесса конца XIX- первой трети XX в. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1981. 240 с.

23. Дмитриевский В., Катеринина Е. Шаляпин в Петербурге-Петрограде. Л.: Лениздат, 1976. 263 с.

24. Дранков В.Л. Природа таланта Шаляпина. Л.: Музыка. Ленингр. отделение, 1973. 215 с.

25. Занятия М.А. Чехова в Педагогическом Совете МХАТ 2. 1926 / 27 // РГАЛИ, ф. 2046, on. 1, ед. хр. 275.

26. Ипполитов-Иванов М.М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. М., 1934.

27. История оперы Зимина. 1903 — 1917 / Сост. В. Пронин, И. Илларионов. М.: Поколения, 2005. 322 с.

28. Каратыгин В.Г. Избранные статьи. Л., 1965.

29. Каратыгин В. Мусоргский Шаляпин. Пг.: Изд. Акад. театра оперы и балета, 1922.

30. Кириллов A.A. Театр Михаила Чехова // Русское актерское искусство XX века: Сборник научных трудов / РИИИ. СПб., 1992. С. 259308.

31. Кириллов Андрей. Театральная система Михаила Чехова // Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра XX в. / Ред.-сост. В.В. Иванов. М., 2004. Вып. 3. С. 495-516 (прим. 615-621).

32. Киселева Е.Г. Дом на Садовой. О доме С.И. Мамонтова. М.: Московский рабочий, 1986. 157 с.

33. Кнебель М.О. Процесс становления режиссера. Автореф. . доктора искусствоведения. М., 1966.

34. Кнебель М.О. Вся жизнь. М., 1967.

35. Кнебель М.О. Михаил Чехов об искусстве актера // Чехов Михаил. Литературное наследие: В 2 т. Изд-е 2. М., 1995. Т. 2. С. 5-30.

36. Коклен-старший Коклен Б.-К.. Искусство актера / Перевод, вступительная-статья (с. 3 18) и примечания А.Г. Мовшесона. Л.; М.: Государственное издательство «Искусство», 1937. 144 с.

37. Коллар В.А. 187 дней из жизни Шаляпина. 3-е изд., испр. Нижний Новгород: Волго-Вят. кн. изд-во, 1991. 253 с.

38. Константин Коровин вспоминает . / Авторы-составители И.С. Зильберштейн, В.А. Самков. 2-е изд., доп. М.: Изобразительное искусство, 1990. 608 с.

39. Копшицер М.И. Савва Мамонтов. М.: Искусство, 1972. 254 с.

40. Левик С.Ю. Записки оперного певца. Из истории русской оперной сцены. М.: Искусство, 1955. 476 с.

41. Левик С.Ю. Записки оперного певца. Из истории русской оперной сцены. М.: Искусство, 1962.

42. Лекции Рудольфа Штейнера о драматическом искусстве в изложении Михаила Чехова: Письма актера к В.А. Громову // Мнемозина: Исторический альманах. М., 2000. Вып. 2. С. 85-142.

43. Ленин М.Ф. Пятьдесят лет в театре. М., 1957.

44. Лесс А.Л. Рассказы о Шаляпине / Предисл. И. Бэлзы. М.: Советская Россия, 1973. 174 с.

45. Летопись жизни и творчества Ф.И. Шаляпина: В 2 кн. / Сост. Ю. Котляров, В. Гармаш. Кн. 1.Л.: Музыка, 1984. 303 е.; Кн. 2. Л.: Музыка, 1985.312 с.

46. Мамонтов С.И. Хроника нашего музыкального кружка. М., 1895.

47. В.Э. Мейерхольд. «Пиковая дама». Замысел. Воплощение. Судьба: Сб. документов и материалов / Сост. Г. Копытова. СПб.: Композитор, 1994. С. 74-75, 307.

48. Мейерхольд В.Э. К постановке «Тристана и Изольды» на Мариинском театре 30 октября 1909 года // Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. В 2 ч. М., 1968. Ч. 1. С. 143-161.

49. Нестеров М. Давние дни. М., 1959.

50. Петелин В.В. Восхождение. Докум. повествование о молодом Шаляпине / Предисл. И. Бэлзы. М.: Советский писатель, 1989. 558 с.

51. Петелин В.В. Триумф или Жизнь Шаляпина: 1903 1922. Биографический роман / Подбор и изготовлен, фотографий A.A. Задикяна. М.: Центрполиграф, 2000. 713 с.

52. Поленова Н.В. Абрамцево. Воспоминания. М., 1932.

53. Раскин А.Г. Шаляпин и русские художники / Вступ. ст. И.Ф. Шаляпиной. Л.; М.: Искусство, 1963. 163 с.

54. Репин И.Е. Далекое и близкое / Ред. и вступ. ст. К. Чуковского. 7-е изд. М.: Искусство, 1964. 512 с.

55. Репин И.Е. Письма к художникам и художественным деятелям / Примеч. Н.Г. Галкиной и М.Н. Григорьева. М.: Искусство, 1952. 408 с.

56. Розенфельд С.Е. Повесть о Шаляпине. JL: Лениздат, 1966. 278 с.

57. Салина Н.В. Жизнь и сцена. Воспоминания артистки Большого театра. Л.; М.: ВТО, 1941. 183 с.

58. Сахарова Е.В. Василий Дмитриевич Поленов. Письма, дневники, воспоминания / Общ. ред. и вступительн. ст. А. Леонова. Изд. 2-е. М.; Л.: Искусство, 1950. 520 с.

59. Станиславский К.С. Мое гражданское служение России: Воспоминания. Статьи. М.: Правда, 1990. 656 с.

60. Станиславский К.с. Собрание сочинений: В 8 т. М.: Искусство, 1958. Т. 5. Статьи. Речи. Заметки. Дневники. Воспоминания. 1877 1917. 687 с.

61. Старк Э. (Зигфрид). Шаляпин. Пг., 1915.

62. Старк Э. Петербургская сцена и ее мастера. Л.: Искусство, 1940.

63. Стасов В,В, Статьи о Шаляпине. М.: Музгиз, 1952. 22 с.

64. Теляковский В.А. Мой сослуживец Шаляпин /Под ред. Евг. Кузнецова. Л.: Academia, 1927.

65. Уроки Михаила Чехова в Государственном театре Литвы. 1932 год. М., 1989.

66. Ферман В.Э. Оперный театр: Статьи и исследования / Ред-сост. и авт. вступ. ст. Н.В. Туманина. М.: Музгиз, 1961. 359 с.

67. Чехов М.А. О системе Станиславского // Чехов Михаил. Литературное наследие: В 2 т. Изд-е 2. М., 1995. Т. 2. С. 31-47.

68. Чехов М.А. О работе актера над собой // Чехов Михаил. Литературное наследие: В 2 т. Изд-е 2. М., 1995. Т. 2. С. 47-58.

69. Чехов М.А. Загадка творчества // Чехов Михаил. Литературное наследие: В 2 т. Изд-е 2. М., 1995. Т. 2. С. 80-82.

70. Чехов М.А. <Размышления о Дон Кихоте> // Чехов Михаил. Литературное наследие: В 2 т. Изд-е 2. М., 1995. Т. 2. С. 82-84.

71. Чехов М.А. О театральных амплуа // Чехов Михаил. Литературное наследие: В 2 т. Изд-е 2. М., 1995. Т. 2. С. 84-85.

72. Чехов М.А. Постановка «Ревизора» в Театре имени В.Э. Мейерхольда // Чехов Михаил. Литературное наследие: В 2 т. Изд-е 2. М., 1995. Т. 2. С. 86-90.

73. Чехов М.А. Дневник о Дон Кихоте // Чехов Михаил. Литературное наследие: В 2 т. Изд-е 2. М., 1995. Т. 2. С. 99-111.

74. Чехов М.А. Путь актера // Чехов М.А. Путь актера: Сборник. М., 2006. С. 5-93.

75. Чехов М.А. О технике актера // Чехов М.А. Путь актера: Сборник. М., 2006. С. 343-463.

76. Чуковский К.И. Илья Репин. М.: Искусство, 1969. 144 с.

77. Чуковский К.И. Переписка: 1912 1969 / К.И. Чуковский; Вступ. ст. С.А. Лурье; Подгот. текста, публ. и коммент. Е.Ц. Чуковской, Ж.О. Хавкиной. М.: Новое литературное обозрение, 2003. 586 с.

78. Чуковский К.И. Современники. Портреты и этюды. Изд. 4-е, испр. и доп. М.: Молодая гвардия, 1967. 590 с.

79. Статьи о Ф.И. Шаляпине. Статьи о Ф.И. Шаляпине; Деятели искусства о Ф.И. Шаляпине; Ф.И. Шаляпин в художественных произведениях. Приложения. 1979. 392 с.

80. Ф.И. Шаляпин: Альбом. / Сост. Р.В. Саркисян; Авт. вступ. ст. и текста Е. Дмитриевская. М.: Музыка, 1986. 182 с. (Человек. События. Время).

81. Федор Иванович Шаляпин. Биография и сценические образы: (Сб. статей). М.: Изд. журнала «Рампа и жизнь», 1915. (Товарищество тип. А.И. Мамонтова). 99 с.

82. Федор Шаляпин: Воспоминания. Статьи / Сост., вступ. ст. и примеч. H.H. Соколова. М.: Наталис: Рипол Классик, 2004. 528 с. (Memoria).

83. Шаляпин Ф.И. Маска и душа: (Лит. Наследство). Алма-Ата: Онер, 1983. 423 с.

84. Шаляпин Ф.И. Маска и душа: Мои сорок лет на театрах. М.: Московский рабочий, 1989. 384 с.

85. Шаляпин Ф.И. Маска и душа: Мои сорок лет на театрах / Предисл. Б. Покровского; Коммент., послесл. Е. Дмитриевской. М.: В/О «Союзтеатр», 1989. 317 с.

86. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах. М.: ГЕЛЕОС, 2005. 333 с.

87. Шаляпин Ф.И. Повести о жизни: Страницы из моей жизни. Маска и душа. Пермь: Кн. изд-во, 1961. 240 с.

88. Шаляпин Ф.И. Повести о жизни: Страницы из моей жизни. Маска и душа. Пермь: Кн. изд-во, 1965. 400 с.

89. Шаляпин Ф.И. Повести о жизни: Страницы из моей жизни. Маска и душа. Пермь: Кн. изд-во, 1969. 372 с.

90. Шаляпин Ф.И. Повести о жизни: Страницы из моей жизни. Маска и душа. Пермь: Кн. изд-во, 1978. 429 с.

91. Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни. Киев: Гос. изд. изобраз. искусства и муз. лит., 1956. 217 с.

92. Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни. Киев: Изомузгиз, 1958.217 с.

93. Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни. Киев: Муз. Украина,1987. 328 с.

94. Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни. Киев: Муз. Украина,1988. 325 с.

95. Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни; Маска и душа: Повести / Сост., вступ. ст., с. 5 24, коммент. Е. Дмитриевской, В. Дмитриевского. М.: Кн. палата, 1990. 462 с. (Попул. б-ка: Дневники. Мемуары. Свидетельства).

96. Шаляпина Л.Ф. Глазами дочери: Воспоминания / Л.Ф. Шаляпина; Воспоминания собраны Т.Ф. Черновой-Шаляпиной; Подгот. к печати И. Дарским. Нью-Йорк, 1997. 169 с.

97. Шкафер В.П. Сорок лет на сцене русской оперы. Л., 1936.

98. Штейнер Рудольф. Очерк теории познания Гётевского мировоззрения, составленный, принимая во внимание Шиллера. М., 1993.

99. Штейнер Рудольф. От Иисуса ко Христу. Калуга, 1994.

100. Штейнер Рудольф. Философия свободы. Калуга, 1994.

101. Энгель Ю.Д. Глазами современника. Избранные статьи о русской музыке. 1898 1918. М.: Советский композитор, 1971. 526 с.

102. Юрьев Ю.М. Записки: В 2 т. М.: Искусство, 1963.

103. Янковский М.О. Шаляпин и русская оперная культура / М.О. Янковский; Под ред. Евг. Кузнецова; Гос. науч.-исслед. Ин-т театра и музыки. Л.; М.: Искусство, 1947. 223 с.

104. Янковский М.О. Шаляпин. Л.: Искусство. Ленингр. отделение, 1972. 374 с. (Серия «Жизнь в искусстве»).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.