Активизация читательского опыта старшеклассников на уроках по творчеству Н.М. Рубцова в 11 классе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Мовнар, Ирина Валентиновна

  • Мовнар, Ирина Валентиновна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 172
Мовнар, Ирина Валентиновна. Активизация читательского опыта старшеклассников на уроках по творчеству Н.М. Рубцова в 11 классе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2004. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мовнар, Ирина Валентиновна

Введение щ

Глава 1. Научно-методические проблемы активизации читательского опыта школьников на уроках литературы

§ 1.1. Проблема читательского опыта в современном литературоведении

§ 1.2. Активизация читательского опыта школьников: психолого-педагогический аспект

§ 1.3. Проблема активизации читательского опыта в методике преподавания литературы

§1.4. Анализ результатов констатирующего эксперимента

Глава 2. Пути активизации читательского опыта старшеклассников на уроках по творчеству Н.М.Рубцова в 11 классе

§ 2.1. Урок изучения биографии Н.М. Рубцова

§ 2.2. Урок анализа лирического стихотворения Н.М. Рубцова «Ночь на родине» в классе базового уровня

§ 2.3. Урок анализа лирического стихотворения Н.М. Рубцова «Поэзия» в профильном гуманитарном классе

§ 2.4. Использование читательского опыта на уроке развития речи по поэзии Н.М.Рубцова

§ 2.5. Обобщающий урок-семинар по творчеству

Н.М. Рубцова. Итоги обучающего эксперимента

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Активизация читательского опыта старшеклассников на уроках по творчеству Н.М. Рубцова в 11 классе»

Актуальность исследования. Обращение к проблеме активизации читательского опыта на уроке литературы необходимо, прежде всего, в целях определения общей стратегии современного литературного образования в изменившихся социокультурных условиях, решения принципиально важных для современной методики вопросов об обновлении содержания и методов обучения литературе. В современных социологических исследованиях [95], выступлениях ученых, писателей, учителей-словесников [67], [122 ] констатируется низкий уровень духовной культуры молодого поколения, что напрямую связывается с падением роли литературы в жизни общества, снижением интереса к чтению высокохудожественных произведений, невнимательным отношением учителя и учащихся к языку литературного произведения, постижением смысла произведения искусства без освоения эстетической семантики художественной формы, а также с разработкой методики урока литературы без учета типа читателя.

Современный читатель постоянно находится в общении с теле-, видео, компьютерными программами, что снижает интерес к чтению, так как восприятие словесного вида искусства требует больших затрат духовных и интеллектуальных сил, а также определенной общекультурной подготовки. Активизации читательского опыта, на наш взгляд, в данных условиях будет способствовать развитие операционной стороны работы с текстом, упрочение контактов читателей-школьников с профессиональными читателями.

Современной методической наукой проведены многоплановые исследования проблемы активизации читательской деятельности учащихся: формирование читательской культуры школьников, читательская самостоятельность, развитие читательских умений, формирование читательского интереса, активизация читательской деятельности, индивидуализация руководства чтением, взаимосвязь классного и внеклассного чтения (Г.И.Беленький [19], О.Ю.Богданова [27], А.В.Дановский [61], И.С.Збарский [74], М.Г.Качурин [90;91], В.Г.Маранцман [129], З.Я.Рез [183], Н.Н.Светловская [199], З.С.Смелкова [206], Л.В.Тодоров [212], В.Ф.Чертов [225; 226] и др.).

В исследованиях последних лет (С.А.Зинин [76 ], О.А.Иншакова [86], Е.А.Латкина [113], Г.В.Федорова [218], Т.Л.Шишигина[231] и др.) показаны пути формирования читательской квалификации с использованием возможностей приема сопоставления, герменевтики и диалогового подхода к изучению литературы, приема моделирования. Вместе с тем рассмотрение таких аспектов заявленной нами проблемы, как взаимодействие автора и читателя, профессиональных и непрофессиональных читателей в условиях индивидуализации руководства чтением старшеклассников, представляется по-прежнему актуальным.

Современное литературоведение (И.О.Шайтанов [197;], В.А.Чалмаев [224], Н.Н.Зуев [81], В.Н.Бараков [14], С.Ю.Баранов [15], Л.М.Аринина [167], Т.Н.Очирова [152] и др.) дает интересные образцы изучения поэтики Н:М.Рубцова, методическая наука предлагает различные подходы, способы и приемы ее рассмотрения (М.А.Бондаренко [33], В.А.Зайцев [70;71], Е.В.Иванова [83; 84], Л.Н.Овчинникова [151], С.А.Зинин [224] и др.).

Однако существует объективная необходимость проведения специального исследования, посвященного активизации читательского опыта старшеклассников на уроках изучения творчества Н.М.Рубцова в аспекте взаимодействия автора и читателя, профессиональных и непрофессиональных читателей с учетом современных достижений литературоведческой и методической науки.

Цель нашей работы — разработать методику постижения поэтического мира Н.МРубцова в 11 классе с учетом уровней обучения литературе (базовый и профильный гуманитарный), обосновать возможность и целесообразность различных типов заданий, основанных на взаимодействии писателя и читателя, профессиональных и непрофессиональных читателей, в решении проблемы исследования, проверить их учебно-воспитательную эффективность в условиях индивидуализации руководства чтением старшеклассников.

Объект исследования — процесс активизации читательского опыта учащихся 11 классов с использованием возможностей взаимодействия автора и профессиональных читателей с читателями-школьниками на уроках по творчеству Н.М.Рубцова.

Предмет исследования — изучение творчества Н.М.Рубцова с учетом читательского опыта учащихся 11 классов.

Гипотеза исследования.Читательский опыт используется на уроках литературы эффективно, если: читательский опыт измеряется не только начитанностью, но и способностью свободно общаться с писателем; дидактическое и методическое обеспечение уроков литературы осуществляется с учетом уровней обучения (базовый и профильный гуманитарный); изучение творчества Н.М.Рубцова организуется в условиях индивидуализации руководства чтением старшеклассников; различные типы заданий, предназначенные читателям- школьникам, разрабатываются с опорой на портрет «воображаемого читателя» и профессионально-читательские знания, умения и приемы работы с лирическим текстом.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить степень разработанности проблемы в литературоведении, психолого-педагогической и методической науке; провести системное познание объекта и предмета исследования.

2. Дать теоретическое обоснование содержания понятия «читательский опыт» применительно к школьному преподаванию литературы.

3. Определить литературоведческие и психолого-педагогические предпосылки активизации читательского опыта старшеклассников на уроках изучения творчества Н.М.Рубцова в 11 классе с учетом принципов взаимодействия автора и читателя, профессиональных и непрофессиональных читателей.

4. Разработать методику постижения поэтического мира Н.М.Рубцова на уроках литературы в 11 классе с опорой на ведущие составляющие опыта профессиональных читателей и принципы активизации читательского опыта.

5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности предло-¥' женной методики постижения поэтического мира Н.М.Рубцова с учетом читательского опыта школьников.

Методологической основой исследования являются концепции взаимодействия автора и читателя, сложившиеся в культуре общения с художественным текстом (А.П. Скафтымов [204], М.М. Бахтин [17; 18], Я. Мукаржов-ский [141], В.Ф. Асмус [13], А.А. Потебня [165], Н.А. Рубакин [188], Ю.И. щ Айхенвальд [6], Р. Барт [16], Ж. Деррида [63] и др.); «воображаемого» и реального читателя (В.Н. Волошинов [42], В.Е. Хализев [220], А.И. Белецкий [21], A.M. Левидов [114] и др. ); профессиональных и непрофессиональных читателей (Н.А. Добролюбов [65], Ф.М. Достоевский [66], И.Ф. Анненский [10] и др.).

Фундаментальное значение в диссертационном исследовании имеет понятие «читательский опыт» в литературоведческом, философском, психологическом и методическом аспектах.

Исследование велось под значительным влиянием теории развивающего обучения (В.В. Давыдов [60], JI.B. Занков [73], Д.Б. Эльконин [235], И.С. Якиманская [238]). В работе мы опирались на научные труды психологов, дидактов, методистов по проблемам психологии чтения и читателей, индивидуализации руководства чтением.

В соответствии с характером поставленных задач, предполагающих разработку проблемы на теоретическом и практическом уровнях, в работе использовали следующие методы исследования: теоретические методы: сравнительный анализ ведущих составляющих читательского опыта (знания, интуиция, умения) профессиональных и непрофессиональных читателей; индуктивный и дедуктивный методы для формулировки выводов и заключения. эмпирические методы: наблюдение, анализ научной и учебной литературы, имеющей прямое отношение к проблеме исследования, эксперименты (констатирующий, обучающий, контрольный ), опрос, анкетирование, анализ материалов письменных работ старшеклассников.

Научная новизна исследования: определены подходы к активизации читательского опыта старшеклассников на уроках по творчеству Н.М.Рубцова с учетом представлений об образе автора, запечатленном в художественном тексте (характерологических, мировоззренческих, читательских аспектах личности, идейно-эстетической позиции), и портрете «воображаемого читателя», т.е. своеобразной программе его общекультурной и литературной подготовки. теоретически обоснована и апробирована методика постижения учащимися 11 классов поэтического мира Н.М.Рубцова на разных уровнях обучения (базовом и профильном гуманитарном). намечены пути изучения творчества Н.М.Рубцова на уроках литературы в 11 классах (уроке изучения биографии поэта, уроках анализа стихотворений Н.М.Рубцова в классах базового и профильного гуманитарного уровня, уроке развития речи и обобщающем уроке-семинаре) с учетом типа читателя-школьника; опытно-экспериментальным путем обоснована роль индивидуализированных заданий, предназначенных не конкретному ученику, а конкретному типу читателя, в решении проблемы исследования. разработаны и апробированы различные типы заданий, направленные на активизацию читательского опыта учащихся 11 классов на уроках по творчеству Н.М.Рубцова с опорой на ведущие составляющие опыта профессиональных читателей.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что в ней сформулировано рабочее определение понятия «читательский опыт» и определены его составляющие, обоснованы типы заданий, направленные на активизацию читательского опыта старшеклассников в процессе анализа лирических произведений Н.М.Рубцова в 11 классах базового и профильного гуманитарного уровней обучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем представлена система уроков изучения творчества Н.М.Рубцова в 11 классе (урок изучения биографии поэта, уроки анализа лирических произведений Н.М.Рубцова в классах базового и профильного уровня, урок развития речи и обобщающий семинар «Творчество Н.М.Рубцова и русская поэзия»),даны рекомендации по дидактическому обеспечению уроков изучения лирических произведений Н.М.Рубцова в 11 классе, предложены различные типы индивидуализированных заданий.

Этапы исследования.

На первом этапе (1999-2001) проведен анализ научной литературы для определения содержания понятия « читательский опыт», выявлены теоретические основы активизации читательского опыта в аспекте взаимодействия автора и читателя, профессиональных и непрофессиональных читателей. На этом этапе были разработаны первичные показатели активного использования старшеклассниками читательского опыта, определено их место и роль в решении проблемы исследования.

На втором этапе (2001-2003) проводилась разработка методики изучения творчества Н.М.Рубцова в 11 классе и ее опытно- экспериментальная апробация.

На третьем этапе (2003-2004) осуществлялось активное внедрение методики изучения лирических произведений Н.М.Рубцова с учетом читательского опыта старшеклассников, подводились предварительные итоги опытно-экспериментальной работы. Уточнялись методологические и теоретические выводы, обобщались результаты экспериментального исследования, определялась логика изложения материала диссертации.

Достоверность результатов обеспечивалась обоснованностью исходных методологических положений, применением комплекса методов, адекватных объекту, целям и задачам исследования, длительным характером и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы, требованиями нормативных документов, регламентирующих преподавание литературы, анализом письменных работ учащихся в рамках констатирующего и обучающего экспериментов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе экспе-римента.Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета, лаборатории литературного образования Вологодского института развития образования, на курсах повышения квалификации учителей-словесников Вологодской области, региональной научно-практической конференции «Духовность как основа общения: образование и культура» (Вологда, 2002), методобъединениях учителей русского языка и литературы 25 районов Вологодской области, секции учителей-словесников на Всероссийских детских Рубцовских чтениях (Вологда,

1999).

Апробация разработанной методики постижения поэтического мира Н.М.Рубцова осуществлялась в средних школах № 5,12 города Вологды, Рос-тиловской средней школе Грязовецкого района Вологодской области.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Читательский опыт старшеклассников максимально активизируется в условиях детальной проработанности подходов к изучению творчества одного поэта с учетом представлений об образе автора, запечатленном в художественном тексте, портрете «воображаемого читателя», а также регуляторной основы взаимодействия профессиональных и непрофессиональных читателей: понятийной (знания литературного, литературоведческого, теоретико-литературного, культурологического, философского характера), эмоционально-ценностной (сформированность отношений читателя к окружающему миру, другим людям, культуре), операциональной (сформированность умений действовать, с опорой на профессионально-читательские приемы работы с художественным текстом).

2. Апробация методики постижения поэтического мира Н.М.Рубцова учащимися 11-х классов на разных уровнях обучения (базовом и профильном гуманитарном) свидетельствует об эффективности данного подхода в решении проблемы исследования.

3. Взаимодействие учащихся 11-х классов с профессиональными читателями посредством индивидуализированных заданий, предназначенных конкретному типу читателя, является важным и действенным условием активизации читательского опыта школьников, что подтверждено опытно-экспериментальным путем.

4. Использование в процессе изучения творчества Н.М.Рубцова типов заданий, направленных на формирование знаний (теоретико-литературных, ближайших и удаленных контекстов творчества поэта, историко-событийного, историко-литературного и культурного контекста, текста изучаемого произведения, произведений того же автора и других авторов, близких по времени возникновения, настроению, ключевым образам); осуществление читателями-школьниками различных сопоставлений (внутритекстовых, межтекстовых, интерпретационных); установление ассоциативных соотношений (соотнесение слова поэта с соответствующими ему значениями в контексте творчества данного автора, философском, культурном или историко-литературном контексте) создает условия для активизации читательского опыта учащихся 11 классов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Мовнар, Ирина Валентиновна

Выводы по 1 главе:

1 .Решение проблемы активизации читательского опыта старшеклассников связано с учетом особенностей взаимодействия автора и читателя.

Особого внимания требует формирование представлений об образе автора, запечатленном в художественном тексте (характерологических, мировоззренческих, читательских аспектах личности, идейно-эстетической позиции, и портрете «воображаемого читателя», т. е. своеобразной «программе» его общекультурного и литературного развития.

Содержащиеся в том или ином художественном произведении отсылки к другому конкретному тексту, явлению культуры дают огромный эффект в смысле расширения и углубления содержания «основного» произведения.

В связи с этим на одно из первых мест в подготовке квалифицированного читателя выдвигается идея организации повторного чтения «неосновных» художественных произведений, расширения ближайших контекстов творчества поэта и общекультурной подготовки читателя.

2.Понятие «читательский опыт» по-особому трактуется в разных литературоведческих школах. Если попытаться дифференцировать всю панораму литературоведческих концепций, то они распадаются на два больших русла, в которых доминирует рационалистическая либо интуитивист-ская ориентация, тенденция к констатации либо к интерпретации, приверженность точным методам либо оценочным.

В школьном анализе лирического произведения должно быть гармоничное соединение эмоционального и логического начала, изучение внутренней психологической стороны творчества, душевной жизни автора, и проникновение в структуру художественного мышления изнутри самого текста, моделирование разных смысловых уровней текста и их структурный анализ, выявление «остаточных смыслов» как признака «неисчерпаемости информации истинно художественного произведения».

Процесс формирования читательского опыта учащихся 11 классов должен строиться с учетом основных составляющих читательского опыта профессионалов: знания, интуиция, умения — а также путем овладения профессионально-читательскими способами действий с художественным текстом.

3. Приобретение учащимися компетенций (общекультурной литературной, ценностно-мировоззренческой, читательской, речевой) будет происходить эффективней в условиях взаимодействия профессиональных и непрофессиональных читателей. Регуляторной основой их взаимодействия будут следующие составляющие: понятийная основа (знания литературного, литературоведческого, теоретико-литературного, философского, культурологического характера); эмоционально - ценностная основа (отношение к окружающему миру, культуре, другим людям); операциональная основа (формирование умения действовать с опорой на профессионально - читательские приемы работы с литературным произведением).

4. Решение проблемы активизации читательского опыта требует учета историко-функциональных аспектов прочтения художественного произведения. Читатели-школьники в данном случае призваны будут понять реакции на художественный текст критиков, ученых, читателей-непрофессионалов, графиков и т. п. людей различных взглядов, вкусов, традиций, а это позволит сделать процесс рождения собственной интерпретации проблемным, дискуссионным, увидеть не только содержательную трактовку, но и метод работы с художественным произведением.

5. Развитие читательского опыта школьников должно основываться на принципах личностно-ориентированной системы обучения литературе. Особая роль должна отводиться индивидуализированным заданиям, предназначенным конкретному типу читателя, использованию эффективных форм уроков литературы и форм организации обучения (коллективно-творческая), дидактическому обеспечению уроков литературы.

Не менее важен учет критериев отбора литературного материала, предназначенного для достижения целей обучения (художественная ценность, естественный контекст, дающий возможность оценить произведение в сопоставлении с другими произведениями, связь произведения с другими разделами курса литературы).

6. Целесообразно использование в процессе изучения творчества Н.М.Рубцова различных типов заданий, направленных на сопоставление собственного восприятия лирического произведения с его восприятием читателями-профессионалами; ассоциативное соотнесение слова поэта (художественного образа) с соответствующими ему значениями в контексте творчества данного автора, философском, культурном или историко-литературном контексте; сопоставление поэтических ассоциаций, вызываемых художественными образами одного лирического произведения или его разных вариантов,представляется целесообразным

Глава 2. Пути активизации читательского опыта старшеклассников на уроках по творчеству Н. М. Рубцова в 11 классе

Во второй главе предлагается методика изучения творчества Н.М.Рубцова на уроках литературы разного типа: уроке изучения биографии писателя, уроке анализа лирического произведения (в классах базового и профильного уровня), уроке развития речи и обобщающем уроке-семинаре. Опытно-экспериментальным путем обосновывается эффективность ведущих типов заданий в решении проблемы исследования, принципов активизации читательского опыта на уроках литературы в старших классах, определяются наиболее эффективные формы организации обучения. Особое внимание уделяется выявлению роли взаимодействия автора и читателя, профессиональных и непрофессиональных читателей в условиях индивидуализации руководства чтением для активизации читательского опыта старшеклассников, анализируются результаты обучающего эксперимента.

§ 2.1. Урок изучения биографии Н. М. Рубцова.

В данном параграфе нами предлагается методика активизации читательского опыта на уроке изучения биографии поэта, приводятся результаты обучающего эксперимента, делаются выводы о степени результативности • предлагаемых нами путей активизации читательского опыта.

В методической науке уже давно сложились основные формы урока изучения биографии писателя: лекция учителя, сопровождаемая чтением отрывков из воспоминаний и дневниковых записей или последующим составлением плана, хронологической таблицы, урок-семинар с предварительной подготовкой учащихся, киноуроки, групповая или самостоятельная работа по учебнику, урок — литературная композиция и др.

Мы остановились на такой традиционной форме урока изучения-биографии, как литературная композиция, по следующим причинам:

1. Кабинетом филологии Вологодского института развития образования в 2002 г. проводился конкурс на лучшую методическую разработку урока по творчеству Н. М. Рубцова. На конкурс было представлено 95 работ. Из них 74 — это уроки-композиции. Анализ методических материалов показал, что литературные композиции имеют в основном репродуктивный характер, поверхностно решают задачу, связи биографических сведений с историей творческого роста писателя. Учителями не определяются приемы использования литературной композиции на уроке, место данной формы урока среди других, нет характеристики принципов отбора материалов для композиции, логики работы по ее составлению. Методика изучения биографии писателя и пути активизации читательского опыта учащихся с использованием возможностей литературной композиции рассматриваются слабо.

Вместе с тем интерес учителей словесников к данной, казалось бы, традиционной форме урока требует методического обоснования и опытно-эксперементальной проверки ее эффективности в изучении литературы.

2. Литературная композиция позволяет соединить эмоциональное и рациональное в знакомстве с личностью и творчеством поэта учесть возрастные особенности старшеклассников, воспитывать интерес к личности и творчеству писателя.

3. Литературная композиция, на наш взгляд, призвана преодолеть противоречие, которое выражается в отрыве ученика от писателя, а писателя (его личности) от произведения, соединить в сознании школьника часто не соединимые два понятия: личность (как носитель каких-либо качеств, свойств, убеждений, принципов) и писателя (как создателя конкретного произведения).

4. Литературная композиция позволяет сочетать различные приемы работы и виды деятельности учащихся, что особенно важно для решения проблемы активизации читательского опыта.

Исходя из данных соображений, мы поставили следующие задачи эксперимента на данном этапе:

1. Выделить ведущие принципы активизации читательского опыта на уроке изучения биографии поэта.

2. Определить наиболее эффективные пути изучения биографии Н. М. Рубцова. Выявить их возможности для активизации читательского опыта старшеклассников.

На первых этапах разработки методики урока изучения биографии писателя мы определили следующие положения:

1. Роль урока-композиции в активизаций читательского опыта учащихся.

2. Проблемы, встающие перед учителем при использовании урока-композиции.

3. Принципы и пути отбора материалов для литературной композиции.

4. Ход работы учителя с литературной композицией при составлении контекста урока.

5. Требования к описанию литературной композиции.

6. Требования к методике использования композиции на уроке изучения биографии писателя с целью активизации читательского опыта.

Назовем проблемы, встающие, на наш взгляд, перед учителем при использовании литературной композиции на уроке:

1. Проблема отбора материалов для композиции и оснащения кабинета, библиотек необходимой литературой, иллюстративным материалом и т. п.

2. Целесообразность использования литературной композиции.

При подготовке литературной композиции следует помнить о том, что она должна выполнять четкие дидактические задачи, максимально способствовать активизации читательского опыта учащихся, ориентироваться в процессе отбора материала на знания историко — литературного и биографического характера, необходимые читателю — профессионалу.

Поэтому учителю перед обращением к данной форме урока следует поставить перед собой ряд вопросов:

1. С какими учебными, воспитательными и развивающими целями привлекаются материалы литературной композиции? Как учитываются при ее подготовке ведущие составляющие знаний профессиональных читателей, а также характерологические, мировоззренческие, читательские аспекты личности поэта, запечатленные в художественных текстах?

2. Какова будет методика работы с материалами литературной композиции?

3. Как материалы литературной композиции будут использоваться на последующих уроках изучения творчества писателя с целью активизации читательского опыта.

4. Место литературной композиции на уроке.

Назовем спрогнозированные нами принципы отбора материалов для литературной композиции: качество содержания литературной композиции (художественная значимость достаточная информационность и др.); доступность материалов литературной композиции (связь с возрастными и индивидуальными особенностями читателей-старшеклассников); целесообразность (использование материалов литературной композиции только тогда, когда они дают эффект); тесная связь литературной композиции с логикой урока изучения биографии писателя, художественными произведениями, темами, проблемами, планируемыми для разбора на последующих уроках; постепенное усложнение характера материалов литературной композиции. На этапе подготовки эксперимента нами был определен ход работы учителя с литературной композицией при составлении конспекта урока:

1. Отбор (самостоятельный или творческой группой учащихся) материалов для композиции.

2. Предварительный просмотр литературной композиции.

3. Подбор (самостоятельно или совместно с творческой группой учащихся) оборудования к уроку изучения биографии поэта.

4. Планирование индивидуализированных заданий предварительного характера.

5. Разработка системы вопросов и заданий для обсуждения и выполнения на уроке после просмотра литературной композиции.

6. Планирование системы вопросов и заданий для обсуждения и выполнения на уроках изучения творчества поэта.

Мы определили требования к описанию литературной композиции, необходимые в плане преемственности, с тем чтобы учителя литературы могли воспользоваться данными рекомендациями, решить для себя вопрос о целесообразности использования литературной композиции в целях активизации читательского опыта. Наметилась определенная последовательность описания литературной композиции:

1. Название композиции.

2. Авторский коллектив (если есть).

3. Литературные, мемуарные, литературоведческие, критические и другие материалы, использованные в композиции.

4. Композиция сценария.

5. Начало и финал, их роль в композиции сценария.

6. Проблемы, поднимаемые в литературной композиции, и пути их разрешения.

7. Способы усиления эмоционального впечатления.

8. Связь материалов литературной композиции с материалом последующих уроков.

На этапе разработки методики изучения биографии Н. М. Рубцова нами было сделано следующее описание литературной композиции:

1. «Душа хранит». (по страницам жизни и творчества Н.М. Рубцова).

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мовнар, Ирина Валентиновна, 2004 год

1. Белков В. Жизнь Рубцова. — Вологда, 1993. Воспоминания о Николае Рубцове. — Вологда, 1994.

2. Оботуров В. Искреннее слово: Страницы жизни и поэтический мир Николая Рубцова. —М., 1987.

3. Бараков В.Н. О народности поэзии Рубцова //Литература в школе. — 1991. — №3.

4. Зуев Н. Николай Рубцов и национальная поэтическая традиция; Волков Б. Орфей: Поэтическая судьба Николая Рубцова // Литература в школе. — 1998. — № 1.3. Композиция сценария.1. Детские годы поэта.

5. Истоки народной песенной образности в лирике Н. Рубцова.

6. Пора скитаний и странствий. Путь в литературу.

7. Прижизненные поэтические книги Н. Рубцова.

8. Профессиональная и дружеская микросреда.

9. Николай Рубцов и русская классическая поэзия.

10. Ведущие темы, мотивы, образы лирических произведений поэта.

11. Функция вступления и финала.

12. Вступление: выразительное чтение стихотворения «Тихая моя родина». Цель: активизировать читательский опыт через «встречу» старшеклассников с уже известным произведением поэта, помочь почувствовать неповторимость личностного мироощущения поэта.

13. Финал композиции: обсуждение высказывания В. Кожинова, «приглашающее» читателей к более глубокому прочтению лирических произведений поэта.

14. Проблемы: традиция; народность.

15. Способы усиления эмоционального впечатления: выразительное чтение стихотворений поэта; включение в композицию интересных воспоминаний о Н. Рубцове; использование иллюстративного материала.

16. На подготовительном этапе нами были также обоснованы требования к методике использования композиции на уроке изучения биографии писателя с целью активизации читательского опыта:

17. Приступая к работе с литературной композицией, следует помнить о принципе установки. Это нужно для того, чтобы превратить ощущение в целенаправленное наблюдение, в восприятие, в процесс отбора фактов, их систематизацию и оценку.

18. Перед началом прослушивания композиции необходимо ясно и точно сформулировать цель. Не только назвать тему, но сказать, что именно должны делать учащиеся во время прослушивания литературной композиции.

19. Задача учителя на заключительном этапе урока — разнообразить формы закрепления материала литературной композиции о жизни и творчестве Н. Рубцова.

20. Прослушайте пересказ содержания композиции. Сделайте дополнение.

21. Выделите главное, опираясь на собранные вами материалы по плану предварительного задания.

22. Что нового вы узнали о жизни, личности, творчестве Н. Рубцова?

23. Познакомьтесь со статьей учебника о жизни и творчестве Н. Рубцова. Дополните свои записи. Прокомментируйте дополнения.

24. Исходя из данных организационных и методических предположений, нами был разработан план-конспект урока изучения биографии Н. М. Рубцова. Мы приводим краткое его описание.

25. Тема: «Душа хранит.» (по страницам жизни и творчества Н. М. Рубцова).

26. Конкретные цели, направленные на активизацию читательского опыта через решение следующих задач: овладение умением понимать своеобразие мировоззрения и художественного стиля поэта; устанавливать взаимосвязи личности и творчества поэта.

27. Воспитательные цели направлены на создание условий для формирования самостоятельной, мыслящей личности, способной обогащать себя духовно от общения с поэтом и его произведением.

28. Развивающие направлены на развитие умения видеть движение мыслипоэта от замысла произведения к художественному его воплощению.

29. Основные формы работы: литературная композиция, обрамленная. на вступительном и заключительном этапах урока беседой по вопросам и заданиям учителя.

30. Теоретическая подготовка: поэт, литературный процесс, творческая индивидуальность, традиция, новаторство.

31. История: характеристика 50—60-х г. XX века.

32. Внутрипредметные связи: Рубцов и русская классическая традиция.

33. Повторение: жизненный и творческий материал о писателе, изученный в 5—9 классах.

34. Урок начинается с постановки цели и беседы по вопросам предварительного домашнего задания.

35. Основная часть занятия начинается с установочного задания перед прослушиванием литературной композиции. На основании литературной композиции школьникам предлагается собрать следующие материалы:

36. Имя, дата, место рождения.2. Воспитание и образование.

37. Профессиональная и дружеская микросреда.

38. Общечеловеческая и гражданская позиция.

39. Основные этапы творчества, ведущие сборники, темы, мотивы, образы.

40. Литературные симпатии и следование традициям.

41. Особенности восприятия лирики Н. Рубцова читателямисовременниками.

42. В процессе прослушивания литературной композиции демонстрируются фотографии мемуарного характера и иллюстрации к стихотворениям Н. М. Рубцова.

43. На заключительном этапе урока школьникам предлагаются вопросы и задания обобщающего характера.

44. Покажем определенные качественные изменения в сравнительной таблице

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.