Активизация процесса освоения искусства рисунка пером и тушью как важного средства в системе подготовки художника-педагога тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Спирина, Маргарита Владимировна

  • Спирина, Маргарита Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 181
Спирина, Маргарита Владимировна. Активизация процесса освоения искусства рисунка пером и тушью как важного средства в системе подготовки художника-педагога: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2009. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Спирина, Маргарита Владимировна

Введение.

Глава I

Психологические особенности процессов восприятия и мышления, непосредственно связанных с изобразительной деятельностью

1.1. Психологические аспекты, касающиеся особенностей зрительного восприятия и мышления.

1.2. Теоретические основы развития творческих способностей.

Выводы по материалам I главы.

Глава П

Исторические аспекты развития графики и искусства рисунка пером

2.1. Исторические аспекты развития графики и рисунка пером.

2.2. Развитие знакового языка и письменности — пути формирования человеческого сознания.

2.3. Краткий анализ работ некоторых художников — графиков, работавших в технике тушь-перо.

2.4. Инструменты и материалы, применяемые в работе.

Выводы по материалам П главы.

Глава III

Экспериментальное исследование методов, активизирующих процесс освоения рисунка пером и тушью

3.1. Методика опытно-экспериментальной работы.

3.2. Констатирующий этап экспериментальной работы.

3.3. Исследование учебных рисунков и набросков, выполненных студентами ХГФ в ходе дальнейшей экспериментальной работы.

А). Поисковый эксперимент.

Б). Формирующий эксперимент.

Выводы по материалам П1 главы.

Методические рекомендации и упражнения для перового рисунка, разработанные нами в ходе экспериментальной работы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Активизация процесса освоения искусства рисунка пером и тушью как важного средства в системе подготовки художника-педагога»

Актуальность данного исследования определена современными требованиями в подготовке художника-педагога. С одной стороны он должен обладать знаниями, умениями и навыками в области изобразительного искусства, а с другой стороны он должен уметь передавать эти знания, то есть обладать профессиональными педагогическими навыками. На первом месте в подготовке студентов стоят методы обучения, основанные на рисовании с натуры. На основе представлений об идеальных формах (как это понималось в классике), существующих в нашем сознании, формируются образы. В руках художника масса различных материалов, которые можно использовать в зависимости от замысла. Для того чтобы воплотить замысел, нужно уметь пользоваться разнообразными графическими материалами, владеть различными приемами работы и обращения с ними, использовать в полной мере изобразительные средства.

Основой изобразительного искусства является рисунок. Владение основными графическими элементами, такими как линия, штрих, пятно, является главным в работе каждого художника. В данном исследовании эти изобразительные средства рассматриваются на примере материалов тушь, перо, а также так называемых сопутствующих материалов схожих по изобразительным свойствам: фломастеров, гелевых ручек, капиллярных и шариковых ручек, различных видов перьев. Особенности работы данными материалами предполагают работу определенного типа мышления и восприятия. Эти процессы рассматриваются в разделах специальной литературы по психологии в работах И.М.Сеченова, И.ПЛавлова, JI.C. Выготского, В.ИЗинченко, Д.Н. Узнадзе, И.С. Якиманской, Б.М. Теплова и др. Исследования в области рисунка пером и других графических материалов отражены в трудах H.H. Ростовцева, А.Е. Терентьева, B.C. Кузина, А.Барща, а также таких известных художников как И.Шйшкин, Н.С. Самокиш, A.M. Лаптев, Н.Н.Жуков и др.

Курс академического рисунка в художественных учебных заведениях направлен, прежде всего, на постижение студентами учебных задач, что является вполне логичным и правомерным. В то же время этот курс предполагает расширение творческого сознания будущего художника — педагога в постижении им новых материалов и техник, открывающих горизонты творческой и педагогической работы. Мы считаем важным, рассмотреть такие графические материалы как тушь, перо и другие подобные им (фломастер, гелевая ручка, маркер). Надо отметить, что эти материалы не так широко используются на занятиях академическим рисунком как, например, графитные карандаши и мягкие материалы (уголь, сепия и др.), но они в полной мере раскрывают перед начинающим художником важнейшие изобразительные средства - линию, штрих и пятно. Благодаря своей специфике тушь, чернила и перо дают возможность рисовальщику с первых прикосновений увидеть тонкую, «певучую» линию, которая может быть очень разнообразной, благодаря специфическим свойствам пера; лаконично трактовать натуру в виде силуэта, или отточить мастерство штрихования в тональных зарисовках с тончайшей светотеневой градацией: они как ничто другое дают возможность рисовальщику понять и почувствовать основные элементы рисунка — точку и линию.

Точка является основным составляющим элементом, т.к. множество точек дает линию. Линию, проведенную пером по плоскости бумаги, можно сравнить с графическими линиями, которыми сейчас пользуются многие современные художники и дизайнеры. Инструментом для них служит компьютер. На экране компьютера точка (пиксель) начальный элемент, цифровая единица, а множество таких элементов — точек (пикселей) дает нам возможность прочитать линию и изображение в целом, т.к. все они состоят из точек. При создании любого изображения к работе подключается не только зрение, но и мышление. Деятельность художника тесно связана с ним. Мышление строится на определенных процессах, связанных с восприятием окружающей действительности, предметов, явлений.

По мнению И.М.Сеченова основным чувственным знаком при восприятии предмета является контур, и «этот знак является разделительной гранью двух реальностей». Мы можем интерпретировать слова ученого относительно нашей темы. В руках художника бумага и перо, и как раз линия, проведенная по плоскости листа, уже является частью нового пространства. Несколько поставленных на листе точек можно отнести к их пространственному расположению. Здесь можно привести в пример расположение звезд на небе, а именно различное их сочетание дает нам возможность, наблюдая, прочитать созвездия (Большая и Малая Медведица, Рак, Дева и т.д.)

Это самые начальные элементы. Следующим элементом изобразительного языка является штрих. Штрих состоит из множества линий, либо упорядоченных в одном каком-либо направлении, либо хаотичных. Вообще ни линий, ни штрихов физически в природе нет. Например, на плоскости бумаги рисунок из тонких черных переплетающихся линий дает нам представление о кроне дерева на фоне неба и представляется предметно-пространственной средой за счет бинокулярности зрения. Линия является главным элементом перового рисунка. Как писал А.М.Лаптев: «Линия - это, условно выражаясь, точка в определенном движении — либо по прямой, либо по кривой. Органичное единство точки и линии очевидно». (73, с. 13)

Одним из важных моментов не только в рисунке, но и в живописи, является свойство контура, где касание формы с фоном на первом плане сильнее, ярче и контрастнее, чем касание на дальнем плане. Это возникает на основе нашего зрительного восприятия. Наш глаз различает отчетливость контура прямо пропорционально расстоянию от глаз до предмета, т.е. то, что находится дальше за счет наслоений и некой последовательности планов в глубину теряет отчетливость контуров (такое восприятие предметов по глубине дает рисовальщику ощущение пространства). Резкость очертаний предметов является примером передачи впечатления пространства, т.е. «воздушной перспективы».

Еще один важный момент, на который нужно обратить внимание - это взаимодействие белого фона бумаги и темного цвета туши (либо монохромных оттенков). И в графике, и в других видах изобразительного искусства большую роль играет плоскость, на которой строится будущее изображение. Само по себе это пространство, очерченное контуром, является частью картины, оно «работает» на замысел художника. В рисунке изображение строится на соотношениях и отклонениях от вертикалей и горизонталей. Важно увидеть и использовать это «незаполненное» пространство, включить его единое целое, связать с элементами изображения.

Исследование, непосредственно связанное с нашей темой (единственное до настоящего времени), было выполнено на базе Курского государственного университета в 2008 году Ольховиковой A.A. В диссертационной работе затрагивается проблема обучения изобразительной грамоте студентов 1-3 курсов средствами перового рисунка как одного из видов учебной деятельности в процессе обучения академическому рисунку. В исследовании рисунок пером рассматривается с точки зрения освоения чисто технических приемов работы на примере младших курсов, обучающихся в педагогическом вузе.

Принципиальное отличие нашей диссертационной работы состоит в том, что на примере рисунка пером и других похожих по графическим свойствам материалам, мы рассматриваем проблему активизации и развития определенного «беглого» типа восприятия и мышления в ходе выполнения набросков и быстрых зарисовок у студентов с 3 по 5 курс (на формирующем этапе эксперимента) в ходе работы над академическим рисунком, а также на занятиях в графической мастерской. Обосновано это тем, что когда студенты уже имеют определенную подготовку и не акцентируют свое внимание на технических приемах работы, они могут сосредоточиться на творческих аспектах работы над станковой композицией и в процессе иллюстрирования книги, использовать опыт на занятиях академическим рисунком. Также нами были изучены процессы, связанные с сознанием человека и формированием письменности и рисунка через слово и изображение.

Исходя из всего вышесказанного, нами была выбрана данная тема исследования, определены проблемы, цели, объект и предмет исследования.

Проблема исследования состоит в поиске эффективных и рациональных путей и методов активизации освоения техники рисунка пером, и как следствия развития определенного типа восприятия и мышления студентов ХГФ на занятиях академическим рисунком и графической композицией.

Цель исследования — на основе изучения процессов, связанных с мышлением, восприятием, непосредственно связанных с изобразительной деятельностью научно обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные пути и методы активизации освоения техники рисунка пером, тушью, чернилами и другими подобными материалами (фломастер, гелевая ручка, капиллярная ручка).

Объект исследования — процесс обучения студентов академическому рисунку (при выполнении набросков) и графической композиции (при выполнении иллюстраций и станковых листов) на ХГФ, а также самостоятельная работа студентов с применением графических средств таких как: перо, тушь, гелевые и капиллярные ручки, фломастеры, линеры и т.д.

Предмет исследования - содержание, формы и методы активизации освоения искусства рисунка пером и тушью студентов ХГФ на занятиях академическим рисунком и графической композицией, а также в самостоятельной работе студентов.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что если в процессе обучения студентов на занятиях академическим рисунком и графической композицией активизировать работу такими материалами как тушь, перо (и другими подобными по графическим свойствам), ставить конкретные задачи на выявление определенных качеств и свойств постановки, посредством применения различных изобразительных средств, то можно добиться развития определенных качеств, таких как, овладение приемами беглого рисования, оперативности, скорости восприятия, наблюдательности, особого чувства линии, выработке «смелости» в рисунке и развитию определенного типа мышления, которые являются важными в подготовке профессионального художника-педагога, поскольку эти навыки связаны с педагогическим рисунком. Предполагается, что активизация работы в данной технике способствуют более успешному постиженшо приемов работы при подготовке к печатной графике в технике «сухая игла», «офорт», «линогравюра» и т.п. Также способствует успешному постижению технических приемов работы данными материалами на занятиях по рисунку и графической композиции, а также расширяет творческие возможности в применении различных материалов в работе молодого художника.

В соответствии с указанной проблемой исследования, объектом и гипотезой были поставлены следующие задачи:

- изучить научно-теоретическую и учебно-методическую литературу, обобщить и систематизировать сведения, касающиеся рисунка пером и применения его в ходе обучения студентов ХГФ;

- изучить, проанализировать и обобщить опыт художников и педагогов, сложившийся в ходе исторического развития рисунка и графики для дальнейшего использования этого опыта при решении задач активизации работы студентов художественно — графических факультетов педвузов;

- выявить психолого-педагогические основы активизации работы студентов ХГФ в технике тушь-перо на занятиях по академическому рисунку и графической композиции. Исследовать структуру и закономерности мышления в процессе краткосрочного рисования пером и факторы, влияющие на его природу, определить его характерные особенности и сферу воздействия в ходе обучения рисунку, определить критерии уровня сформированности навыков работы студентов в технике тушь- перо;

- научно обосновать и экспериментально проверить методы, активизирующие работу студентов ХГФ в технике тушь-перо и других сопутствующих материалов (фломастер, гелевая и капиллярная ручка и т.п.) на занятиях по академическому рисунку в ходе выполнения набросков и подготовительных зарисовок, а также выполнения станковых композиций и иллюстрирования книг в графической мастерской.

Методологической основой явились исследования известных ученых, психологов, искусствоведов, наблюдения и опыт художников, работающих в технике тушь-перо, а также теоретические и методические разработки педагогов в области преподавания рисунка.

Для решения поставленных задач, проверки и подтверждения выдвигаемой гипотезы использовались следующие методы исследования: в изучение и анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по данной проблематике; ® анализ работ известных художников разных периодов в процессе исторического развития по данному направлению; ® анализ программ для ХГФ по рисунку и композиции (дисциплинам академического цикла); ® наблюдение за процессом учебной деятельности студентов на занятиях рисунком художественно-графических факультетов ведущих вузов, анализ их работ; наблюдение за художественно-творческой деятельностью студентов; в обобщение фактов собранных на основе собственной творческой и педагогической деятельности; « проведение бесед со студентами, преподавателями и профессиональными художниками; ® анкетирование студентов; экспериментальная педагогическая работа в университете на ХГФ.

Базой для исследования явился художественно-графический факультет Московского педагогического государственного университета, отдельные наблюдения по теме диссертации проводились в Московском городском педагогическом университете, Московском государственном университете печати, Российской академии живописи ваяния и зодчества, Санкт

Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.

Организация и этапы исследования

На первом этапе (2004 - 2005гг.) шло изучение и анализ научно-теоретических материалов, проводилась обработка собранных материалов по проблеме исследования. Определились структура диссертации, гипотеза, задачи, объект и предмет исследования, намечалась структура теоретической части и выстраивалась методика опытно-экспериментальной работы. Начался констатирующий эксперимент.

На втором этапе исследования (2005 — 2006 гг.) особое внимание было уделено поиску эффективных методов работы в данном направлении, проводился констатирующий и поисковый этапы эксперимента.

На третьем этапе (2006 - 2007 гг.) продолжился поисковый и начался формирующий эксперимент, осуществлялся анализ экспериментальных материалов, продолжался процесс описания диссертационного исследования.

На заключительном этапе (2007 - 2008 гг.) завершился формирующий этап эксперимента, производился анализ и обобщение экспериментальных исследований, вносились коррективы в окончательный текст диссертации.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Организация комплексного подхода к занятиям набросками, выполненных в технике тушь - перо в ходе работы над академическим рисунком и композицией. Данный вид работы способствует развитию у студентов ХГФ беглого восприятия увиденной натуры, с выявлением самого главного и характерного. Систематические занятия в данном направлении способствуют выработке лаконичной трактовки в передаче образа изображаемого объекта. Полученные навыки «беглой и смелой» манеры рисования (без предварительного построения) являются необходимыми при выполнении педагогического рисунка, что является особо важным в подготовке художника-педагога.

2. Методическая система по активизации освоения рисунка пером и тушью, включающая выполнение упражнений, специальных заданий, набросков и зарисовок. Работа в технике тушь-перо является эффективным средством в подготовке к созданию иллюстраций художественного произведения, станковых листов в технике «сухая игла», «офорт» и т.п., а также позволяет на более высоком уровне освоить приемы работы в данном направлении.

3. Гипотеза о том, что активизации и повышению уровня эффективности работы в технике тушь - перо способствуют следующие условия, приемы и виды учебной деятельности:

- знание теоретических основ изобразительного языка рисунка;

- применение комплексного подхода к занятиям набросками тушью и другими сопутствующими материалами (выполнение набросков и зарисовок в процессе академического рисунка до начала работы над постановкой, во время перерывов, на занятиях по композиции на 3 курсе, в пленэрной практике, домашние задания, выполнение тематических композиций по заданию преподавателя);

- проведение лекций по проблемам психологии ощущения, восприятия и мышления применительно к изобразительному искусству;

- анализ репродукций произведений мастеров и собственных работ, а также копирование работ известных художников;

- выполнение упражнений, развивающих быстроту линеарного рисования, гибкость движений кисти руки;

- использование ряда педагогических установок направленных на выявление главного при восприятии натуры в работе пером и тушью;

- выполнение заданий по памяти, по представлению и воображению.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в следующем: ® рассмотрены основные физиологические особенности органов чувств, посредством которых происходит восприятие окружающего мира в процессе изобразительной деятельности; исследована природа восприятия его взаимосвязь с представлениями о предметной среде, осмыслением и осознанием ее в ходе работы над рисунком; в проанализирован и обобщен опыт мастеров, художников и педагогов, работавших в направлении данной проблематики в плане использования этих материалов при активизации работы студентов в технике тушь — перо; в выявлены психолого-педагогические условия активизации работы студентов художественно-графических факультетов в технике тушь-перо; научно обоснованы разработанные нами формы и методы проведения занятий, которые включают в себя: систематические занятия набросками (в материалах: тушь-перо, фломастер, гелевая и капиллярная ручка и т.п.), дополнительные задания по памяти, представлению и воображению, с целью развития пространственных представлений, развития мышления и творческих способностей студентов; ® разработана экспериментальная программа, которая вписывается в программные требования обучения академическому рисунку и графической композиции с учетом тематики и курса;

Практическая значимость исследования заключается в разработке дополнительных заданий и упражнений, способствующих активизации и более успешному постижению студентами ХГФ приемов работы в технике тушь-перо. Полученные результаты исследования могут быть использованы для повышения эффективности работы. Разработана программа, которую можно внедрить в образовательный процесс на занятиях по академическому рисунку, а также серия заданий по композиции на 3 курсе, когда студенты осваивают иллюстрирование книги и печатную графику. Полученные данные могут быть использованы для усовершенствования учебных планов и программ по рисунку в педагогических учебных заведениях на художественно-графических факультетах, и могут служить материалом для дальнейшего научно-практического изучения.

Достоверность результатов исследования обеспечена: а) опорой на материалы современных исследователей в области философии, психологии, педагогике, методике преподавания, искусствоведения; б) выбранной методологией; в) экспериментальной проверкой и анализом полученных в ходе исследования результатов; г) длительностью и широтой педагогических экспериментов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась нами в ходе экспериментальной работы на художественно-графическом факультете Mill У. Промежуточные стадии эксперимента, основные положения и результаты исследования предоставлялись и обсуждались на заседаниях кафедры рисунка Mill У, на заседаниях Совета художественно- графического факультета.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В работу вошли диаграммы, рисунки, таблицы, отражающие результаты экспериментальной работы. В приложении размещены фотографии студенческих работ, выполненных на разных стадиях педагогического эксперимента.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Спирина, Маргарита Владимировна

Выводы по материалам III главы

Данные экспериментального обучения по всему комплексу рассматриваемых нами видов рисования таких как, наброски пером, рисунок пером по памяти, представлению и воображению, свидетельствуют об эффективности проведенной работы, достижении определенных положительных результатов в этой области, что подтверждает выдвигаемую нами гипотезу.

Результаты эксперимента показали, что занятия набросками в технике тушь-перо, которые проводились в аудитории во время занятий академическим рисунком, и занятия в графической мастерской на третьем курсе, показали более полное и успешное формирование качеств и навыков, необходимых для выполнения некоторых видов печатной графики, а также освоения навыков быстрого рисования набросков в данной технике.

Можно отметить, что на протяжении всего периода обучения в набросках у студентов экспериментальных групп отмечался постепенный рост и преобладание положительных качеств по сравнению со студентами контрольных групп, а также других параллельных групп, результаты которых мы могли наблюдать на итоговых просмотрах, при проведении зачетов и экзаменов. Это, конечно же касается качеств, важных для нашего исследования, а именно: лаконизм и «уместное» использование изобразительных средств перового рисунка, выразительные качества, умения и навыки работы данными графическими материалами, правдивость и эстетика изображенного.

В результате систематической работы у студентов экспериментальных групп выработались умения, навыки и качества, необходимые для выполнения лаконичных, беглых набросков с применением различных изобразительных средств в различных их сочетаниях. А эти качества, как известно, являются необходимыми в педагогической работе, при выполнении рисунка на доске во время показа, где нужно за короткое время минимальными средствами выявить и показать самое характерное.

Свою эффективность показали занятия перовыми набросками по памяти и представлению. Студенты экспериментальных групп, занимавшиеся данными видами рисунка систематически, показали более уверенную работу, четко изображали объекты, увиденные и изученные во время рисования с натуры. У большинства студентов на первых этапах экспериментальной работы сказывался недостаточный уровень тренированности зрительной памяти, слабые знания строения изображаемых объектов, а также отсутствие достаточных практических навыков работы данными графическими материалами. Но благодаря усиленной систематической работе и контролю уровень значительно повысился, о чем свидетельствуют данные экспериментального исследования.

Работа студентов контрольных групп проходила менее успешно. Особенно у средних по уровню подготовки студентов, рисунок пером и похожими по изобразительным свойствам материалам (гелиевые и капиллярные ручки, фломастеры и т.д.) наблюдались затруднения в работе, им требовалась подготовительная работа карандашом, возникали ошибки в пропорциональных соотношениях, из-за неуверенной работы терялась выразительность.

Примененная нами система обучения экспериментальных групп обеспечила необходимый уровень подготовки к выполнению работ по подготовке к печатной графике: сухая игла, линогравюра, гратаж.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем подтвердить правильность выбранной нами методики обучения, обоснованность примененной системы в целях более полной и качественной подготовки учителей изобразительного искусства в высшей школе.

Методические рекомендации и упражнения для перового рисунка. разработанные нами в ходе экспериментальной работы

Существует три вида рисунка: линейные, или линеарные (от слова линия), линейно-штриховые и силуэтные (пятновые, чаще выполняемые кистью, или плотной штриховкой).

На первый взгляд, рисунок, выполненный линией, кажется по выполнению легче и проще, но это не совсем так. Можно сказать, что этот вид рисунка является наиболее сложным из всех. От художника требуется добиться выразительности лаконичными средствами, а это довольно сложно, особенно для начинающего художника.

Судя по нашим наблюдениям, основанным на данных констатирующего и поискового эксперимента, наибольшую сложность представляет изображение фигуры человека, особенно в движении. Рисунки предметов быта и архитектурные зарисовки выполнялись более успешно.

На первом этапе при выполнении перового рисунка допускается сделать предварительный рисунок графитным карандашом. Главное при этом, чтобы перо в точности не повторяло его контур. Карандашная подготовка должна быть легкая и незаметная, она должна напоминать скорее разметку будущего изображения. Перовые линии нужно наносить уверенно и смело. Если даже появляются ошибки, то лучше начать новый рисунок. Всем студентам было дано задание, завести альбом для набросков, которые они выполняли перовой или гелевой ручкой. Сюжетом для набросков становились объекты окружающей действительности, архитектура, люди в транспорте и общественных местах и т.д. Перед этим студентам давались рекомендации для более эффективной работы. Речь шла о том, что глаз рисующего должен как будто очерчивать в воздухе зрительный контур или абрис предмета. Мысленно этот абрис нужно переносить на лист бумаги с помощью линий. Нужно отметить, что студентам, привыкшим в основном вычерчивать почти прямыми линиями, это давалось нелегко, но по мере тренировки уровень и качество выполняемой работы постепенно повышался.

В таких линейных набросках студенты учатся видеть и выделять самое главное, характерное. В быстрых набросках нет времени на прорисовку деталей и выявления объема с помощью штриховки. Иногда сами условия диктовали лаконичный подход, так как это были такие сюжеты как: в транспорте, на улице, в зоопарке, на прогулке и т.д. Главное было передать силуэт и основные характерные черты фигуры, движение и т.д. Несмотря на это и контурный рисунок может быть объемным и в некотором смысле пространственным. Достигается это за счет нажима на перо, что дает живую линию, толщина которой варьируется, в зависимости от нужного эффекта.

Наряду с линейными, студентам задавались линейно-штриховые наброски и зарисовки. Этот вид рисования более длительный по времени выполнения, но он дает возможность передать с помощью штрихов тон, выявить рельеф предметов и среду, в которой они находятся. Штрихи могут быть различной формы и в различных сочетаниях. (В приложении даны иллюстрации работ студентов).

Перекрестный штрих имеет множество вариантов, но при работе пером и тушью одну особенность нужно учитывать всем: на глянцевой бумаге, на еще сыроватый первый слой штриховки наносить второй не рекомендуется до полного высыхания предыдущего, так как могут возникнуть заплывы туши в местах пересечения штрихов. Конечно, четкой последовательности в работе можно не придерживаться, так как сам рисовальщик может придумать свой уникальный метод работы, для достижения нужного ему эффекта.

Стоит отметить, что наиболее часто встречается наклонный штрих, с постепенным наращиванием тона. Но выполнять равномерную штриховку большой площади не просто, в этом нужна тренировка. Для того, чтобы набрать тон необходима перекрестная штриховка. Видов штриховки может быть несколько: от четко выстроенных «рядов», до произвольного, так называемого живописного штрихования.

Например, штрих в виде сетки, где штрихи расположены почти под прямым углом друг к другу, равномерно расположенными по всей плоскости

128 объекта. В зависимости от поставленных задач, штрихи могут быть расположены под углом (например, под 45градусов). От расстояний между линиями их толщины зависит эффект фактурности поверхности. Но здесь, опять же, не может быть жестких рекомендаций, ведь творческий почерк, творческая манера и мысли художника являются важнее, что и делает художественное произведение неповторимым в своем звучании. Пластический характер, ритм, чередование и различные комбинации штрихов играют большую роль в восприятии перового рисунка.

Помимо творческих задач, полезно также решать и чисто технические задачи. В этом плане очень эффективно проводилась работа над перовым рисунком на примере несложных натюрмортов, где перед студентами ставились задачи выявления объема и освещенности.

Упражнения в технике тушь-перо могут быть различными по сложности (от коротких зарисовок в походном альбомчике до композиционных работ различного формата). Студентам такой вид работы выполнялся самостоятельно. В таких набросках основной задачей было выявление характера и «схватывание» силуэта. Глаз рисующего при этом настраивается только на то, чтобы уловить линии и контуры предмета, без передачи фактурности и липших деталей. Установки были сделаны на выделение основных характеристик изображаемого, беглого «абриса». По нашим наблюдениям удавалось это только после многократных «тренировочных» зарисовок в альбомах. В таких упражнениях особенно у начинающих художников вырабатывается своя особенная манера изображения, свой художественный почерк, а также быстрота в рисовании, определенная смелость, творческое начало. После того как студенты получили определенные навыки работы, решено было перейти на более сложные задания. Студентам было предложено выполнить наброски с движущейся модели: натурщик ходил по аудитории примерно по одной траектории движения, изображение человека, убирающего в аудитории, подметающего пол, стирающего и т.п. Такие задания оказались очень интересными и

129 эффективными в плане тренировки. Эти наброски выполнялись в аудитории, но их еще можно выполнять и дома, изображать гуляющих во дворе людей, детей, животных. Задача рисующего состоит в том, чтобы мгновенно запечатлеть увиденное, уловить движение, что сопряжено с определенными трудностями, но является интересным и довольно результативным видом занятий. Поэтому походный альбомчик и перьевую ручку рекомендуется вести каждому студенту.

Некоторые методические аспекты работы пером и тушью

Работая над набросками такими материалами как тушь, перо и другими им подобными, требуется определенная подготовка, т.к. работа выполняется быстро, а часто и без предварительного карандашного рисунка. Рисующие должны понимать задачи, специфику и методы работы, иметь основательную теоретическую и практическую подготовку, решать творческие задачи.

Для этого нужно знать строение и конструкцию объектов, уметь сравнивать, находить общие и различные черты. Так вот умение сравнивать важные характерные особенности изображаемых объектов играет существенную роль в быстром рисовании с натуры. За счет процессов сравнения, у рисующих формируется более четкое представление о форме предмета, его характерных особенностях, пропорциях.

Человеку, который занимается «быстрым» рисованием, нужно обладать очень развитым чувством в видении и соотношении пропорций частей и целого в рисунке, (т.е. хорошим глазомером.) Студентам, которым это дается с трудом, необходимо проверять свои наброски, больше тренироваться в выполнении быстрых зарисовок. Такие ориентиры как высота и ширина, расположение крупных элементов и деталей, своеобразие очертаний формы могут послужить подсказкой для рисующего.

В быстром рисовании, особенно линейных набросков играет роль цельность видения натуры. Рисующим следует прививать стремление

130 выражать общее впечатление от объекта, целостное видение. В учащихся надо стараться развивать умение смотреть на натуру таким образом, чтобы они видели предмет или группу предметов как единое целое (с его характерными особенностями) в общих очертаниях. А степень детальной проработки уже выполняется исходя из поставленных задач и замысла рисующего.

Работа пером требует от рисующего опыта, значительного количества тренировок. Для этого необходимы совершенствование определенного «беглого» типа мышления и восприятия, систематическая работа. Одним из упражнений, способствующих быстрому рисованию пером, может быть выполнение набросков с ограничением во времени 1-2 мин., тематику которых выбирает преподаватель в зависимости от курса и программы занятий. Работа над такими набросками активизирует изобразительную деятельность, является стимулирующим критерием в скорости восприятия и оперативной передачи изображаемого объекта, ускоряет процесс работы над набросками. Таким образом, это оказывает благоприятное воздействие на творческие способности начинающих художников.

Нужно отметить, что такую работу нужно проводить на подготовленной основе. Сначала все же желательно начинать тренировки с набросков средней длительности 5-10минут. Никогда не нужно опасаться возможной ошибки, ведь ее можно или исправить, или учтя ее, сделать новый рисунок.

В одних случаях, изображаемая натура вызывает потребность в передаче общей формы, в других ставит задачу передать объем и пространство, а иногда и фактуру. Эти усложненные задачи для передачи контура, фактуры, пространства могут быть другого рода. Например, передача движения, выразительности черт лица, фигуры.

Если, например, изображаемая натура требует от нас передачи, к примеру, движения, экспрессии и т.д. Это «требование» можно объяснить нашим восприятием. Так, изображая городскую оживленную улицу, в нашем восприятии возникает в первую очередь представление о движении, сильной

131 динамике. Это восприятие подталкивает художника к поиску таких приемов работы, такой композиции, чтобы передать жизнь городской улицы. Рисовальщик вместо подробного изображения пешеходов и автомобилей может ограничиться изображением мелькающих машин, общей массы людей движущейся в потоках. Также в рисовании портрета, что-то можно выделить, а что-то изобразить обобщенно и лаконично.

Отсюда следует вывод, что хороший рисунок является следствием большого опыта работы над техникой и развитого восприятия. Можно отметить, что развитие восприятия достигается путем постоянных наблюдений за окружающей жизнью, мысленным и практическим подбором соответствующих средств выражения, а технические навыки постоянной работы, ежедневным рисованием, постановкой «творческих» опытов. Тот рисовальщик, который найдя определенную «свою» манеру или прием ограничивается достигнутыми результатами, поступает не совсем правильно. Ведь если мы возьмем таких художников как В.Лебедева или Дейнека и др., то можно заметить, что они постоянно искали более совершенные способы передачи.

Они углубляют и обогащают новыми средствами выражения свою творческую сущность, при этом сохраняя индивидуальность. Здесь речь идет о продуманной работе, основанной на предыдущем опыте.

Если все вышесказанное применить к работе со студентами, то нужно учитывать в каждом отдельном случае задачи, не застывать на достигнутых результатах, обогащая технику новыми приемами.

Работать пером можно весьма разнообразно. Многое зависит от движения руки и поворота самого пера. Всем известно, что при письме пером вырабатывается определенный почерк, также происходит и при рисовании.

Например, если провести линию, держа перо прямо, а потом боковой частью, то в последнем случае линия получается тоньше. При постоянной работе пером в том или ином положении и определенным нажимом вырабатываются линии определенной толщины. Также линия может быть непрерывной,

132 штриховой, отрывистой. Некоторые рисовальщики выполняют рисунок сплошной линией без пропусков, утолщая ее лишь в теневых участках для передачи объема. Другие, напротив, рисуют отрывистыми штрихами, используя параллельные линии.

Для передачи различных фактур используются различные приемы: например, для передачи материи может использоваться перекрестная тонкая штриховка, пунктир; для передачи шероховатой поверхности можно работать обратной стороной пера, слегка прижимая его к бумаге. Рисовальщик, работая пером, должен постоянно развивать подвижность кисти, меняя ее движение, не допуская установившегося раз и навсегда приема.

Если обратиться к истории, то старые рисовальщики больше использовали штрих в сетку. Изображали они так и небо, и деревья, и людей. Очень точно передавался материал-бархат, шелк, мех.

На современном этапе рисовальщики, отойдя от этой манеры, ставят другие задачи. К этим задачам относятся лаконичность и выразительность рисунка, о которых упоминались выше, использование минимальных средств для получения яркого воздействия на зрителя, передавая свое восприятие.

Старые рисовальщики уделяли большое внимание детальной проработке натуры, а современные художники, признавая необходимость и целесообразность изображения некоторых деталей, все же в первую очередь пытаются выявить характер натуры. С этой целью сознательно изображаются, отдельно отобранные детали. Итак, рисунок с большими подробностями уступает место более лаконичному и «живому» рисунку, передающему формы и материал натуры, немного другими средствами.

Подводя итоги, можно сказать, что современная школа рисования, идя в ногу со временем - скоротечным и меняющимся, вобрала в себя все лучшие черты и опыт мастеров старой школы, произведения которых стали культурным достоянием всего человечества. Основываясь на опыте предыдущих поколений перед педагогом в высшей школе, стоит сложная и ответственная задача - воспитать последующее поколение педагогов и

133 художников по всем критериям, отвечающим качественному образованию, дать обширную основу для их дальнейшего творческого роста и педагогической работы.

Несколько слов о композиционном рисовании

Наброски и зарисовки пером и другими сопутствующими материалами являются первой подготовительной ступенью в работе художника. Конечной целью является композиция. Как уже говорилось выше, на занятиях в графической мастерской студенты осваивали приемы работы различными материалами, в том числе пером и тушью.

Ход работы шел следующим образом: разработка эскизов, отбор наиболее удачных вариантов, обсуждение деталей. В «чистовом» варианте после карандашного наброска необходимо оставить «свободу» для импровизации пером, чтобы рисунок оставался «живым», «певучим», а не затертым и «сухим», словно вычерченным по шаблону. После этого карандашные линии могут быть удалены с помощью ластика. Опять же четких указаний быть не может. Возможен вариант без предварительного карандашного рисунка. В любом случае возможно возникновение ошибок и помарок, поэтому рекомендуется сделать работу заново, будто на «одном дыхании». Любое исправление как бы незаметно оно выглядело, нарушает гармонию тонких линий, штрихов и выбивается из общего строя. Степень проработки деталей и тщательности зависит от изобразительных задач, которые ставит перед собой каждый художник, а они зависят лишь от его фантазии.

Плоскость листа уже изначально является пространством, ограниченным лишь по формату. Если говорить о пространстве, то вводится оно по вертикали в направлении сверху вниз - в пейзаже, например, это небо, и по направлению снизу вверх — это, к примеру, плоскость земли. От того сколько художник изначально заложит расстояния от края листа по этим направлениям, зависит будущее изображение. В горизонтальном направлении идет выход из плоскости листа влево и вправо.

Нужно также иметь в виду всем известные закономерности зрительного восприятия композиции, они не зависят от материалов и техники: - цельность

-симметрия и асимметрия (статика, динамика) -ритм и пластика -равновесие или диссонанс

Цельность - одно из самых основных качеств любой композиции и в графике и в живописи. Особенно в перовом рисунке, в отличие от рисунка, выполненного углем или карандашом, изображение выполняется начисто тонкими линиями и штрихами.

Симметрия - основной «закон природы», на котором строятся многие формы и объекты всего живого (бабочки, птицы, млекопитающие, рептилии, насекомые и человек и т.п.). Это также подтверждается исследованиями ученых в самых различных областях, начиная от искусства и до биологии, науках о строении вселенной. Что касается художественных специальностей, то здесь можно упомянуть труды таких ученых как Ю.А. Урманцев, Е.С.Федоров, И.И.Шафранский и др.

Симметрия и асимметрия — пересекающиеся понятия, которые дают художнику возможность выразить статику и динамику. Знание особенностей применения статичных и динамичных решений дает возможность построения композиции с преобладанием того или иного объекта. Симметрия, если говорить широко - это соразмерность, соразмерность частей и деталей, пятен и линий. А соразмерность организует композицию, соподчиняет и влияет на цельность произведения.

При изображении того или иного мотива в композиции, пером и тушью элементы выполняются сразу в «полную силу». Это обусловлено спецификой перового рисунка, ведь линия, проведенная тушью, не может быть серой, в отличие от карандашной. Она может лишь варьироваться по толщине из-за силы нажима на перо. Художник должен заранее продумывать тональность рисунка пером и сразу нагружать рисунок нужным количеством штрихов,

135 учитывая целостность изображения. А с помощью штрихов стараться выявить пластику и объем.

Заключение

Процесс подготовки учителей изобразительного искусства имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой их работы. Основным моментом здесь является наличие разнообразных видов наглядного материала и большой объем изобразительной деятельности, а именно выполнение педагогического рисунка на доске, подготовка различных пособий и т.д. Для выполнения этих условий учитель должен владеть навыками быстрого и уверенного рисования, уметь интересно и убедительно представить материал. Все это, конечно же, зависит от содержания подготовки будущих художников-педагогов. В связи с этим хочется отметить особую роль занятий набросками, рисованием по памяти и представлению. В нашей диссертации рассматривается проблема активизации выполнения рисунков и набросков пером, которые развивают выше названные качества. Все это было учтено нами при проведении экспериментальных занятий. По результатам проведенных экспериментов, студенты, прошедшие такое обучение более успешно справлялись с работой над набросками, более успешно выполняли подготовительные рисунки к различным видам печатной графики, более уверенно и свободно использовали тушь, перо и другие, похожие по графическим свойствам материалы в своей творческой работе.

Основной задачей явилось достижение характерного образа изображаемого объекта, освоение беглого, лаконичного подхода при создании наброска, который может служить основой для педагогического рисунка.

В результате экспериментальных занятий студенты научились обоснованно упрощать изображаемый материал, достигнув определенной степени лаконизма, выразительности и активности в применении изобразительных средств. Приобрели навыки уверенного выполнения набросков пером и тушью по памяти и представлению.

Следует отметить связь рисунка пером с занятиями академическим рисунком. Студенты, которые систематически выполняли задания в данной технике, выработали уверенность в работе карандашом, у них повысилось качество штриховки, они стали более цельно видеть тональное пятно, силуэт, границу светотени, научились сознательно применять изобразительные средства, повысились эстетические качества выполненных работ. Мы постарались выработать у учащихся рациональный подход в решении задач, которые возникают при выполнении набросков, сформировать и закрепить систему последовательных действий, связанных с процессами отбора и анализа в изображаемой натуре.

Что касается теоретической части нашего исследования, то на основе изучения и анализа научных источников по истории изобразительного искусства, по психологии механизмов восприятия и мышления, нами были выявлены и уточнены основные категории и понятия нашего исследования.

Процесс изображения сопряжен, прежде всего, с работой мышления. В работе мышления и восприятия окружающих объектов задействованы практически все органы чувств человека: зрение, осязание, слух и т.д. Мышление неразрывно связано с речью. В нашем мозге происходят сложные психические процессы, сопряженные с постоянными поисками чего-то нового, выявления существенного в ходе отражения и постижения реальности. Все эти процессы тесно связаны друг с другом.

Основной упор в нашей работе проводился не только на освоение технических приемов работы пером и тушью, но и на выявление связи речи и изобразительной деятельности. Как известно развитие моторики у детей тесно связано с развитием речевых отделов мозга.

Можно утверждать, что поскольку работа мозга это сложнейший механизм, синтезирующий различные раздражители, приходящие из внешней среды, то является логичным факт перехода мысли в изобразительный знак.

137

Поэтому в наших экспериментальных исследованиях мы проводили занятия, в которых сочетались элементы литературного языка и рисования. Студентам зачитывались отрывки из произведений известных авторов, для того чтобы прослеживалась взаимосвязь с образным мышлением, речью и моторикой, то есть словесный образ переходил в изображенный на бумаге.

Ценность подготовки современных учителей изобразительного искусства состоит в том, чтобы с учетом изменяющихся условий, с доказанным фактом более раннего развития детей, педагог мог бы оперативно применять свои знания, умения и навыки, уметь без заученных шаблонов лаконичными средствами показать то, что требуется в данный момент времени. Конкретно нельзя утверждать, что только рисунок пером и тушью полностью поможет разрешить проблему, но эта часть работы важна, так как отвечает за развитие определенных качеств и навыков в работе учителя изобразительного искусства, о которых уже было сказано выше. Проблема нашего исследования является важной в подготовке художника-педагога, так как именно в процессе занятий набросками должны решаться многие задачи, занимающие большое значение в деле освоения графических материалов, в частности пера и туши.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Спирина, Маргарита Владимировна, 2009 год

1. Агаев Джангир, Мохов В., Черепанов Ю. С фломастером вне регламента.- М.: Панорама, 1992.-95с.,ил.

2. Аксенов К.Н. Рисунок. (В помощь художнику — оформителю).- М.: Панорама, 1990,- 192с., ил.

3. Алексеев В.М. Китайская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях. М., 1966.- 260с.ил.

4. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. — М.: Изд-во АПН РСФСР, i960.- 486с.

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. -М., 1974.

6. Арнхейм Р.Новые очерки по психологии искусства. — М.: Прометей, 1994.-352с.: ил.

7. Бажанов Е.П. Китайская грамота.- М.: Восток-Запад, 2008.-74с.,ил.

8. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М.: Искусство, 1970.-166с.

9. Барышников А.П. Как применять правила перспективы при рисования с натуры. — М.: Искусство, 1952.- 91с.

10. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Владос,2002. -270с.:ил. Библиография

11. Болонский П.П. Память и мышление .- M.,URSS, 2007.- 206с.

12. Большая Советская Энциклопедия.

13. Ботвинников А. Д. Организация и методика педагогических исследований. М., 1981.

14. Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М., Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального института; МОДЭК,2003.- 407с.

15. Буквенный орнамент и искусство шрифта/ Авт. и сост. предисл. В.И. Ивановская.- М.: В. Шевчук, 2008.- 205с.,ил.

16. Вавилов С.И. Глаз и солнце. О свете, солнце и зрении. — М.: Наука, 1981.- 128с.

17. Вазари Д. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. -М.: Искусство,1966.-Т.1. 234с.

18. Ватагин В.А. Изображение животного.- М., 1999.

19. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970. — 591с.

20. Волков A.A. Язык и мышление. Мировая загадка. — M.:URSS, 2007.-238с.-ил.

21. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. — М.:, 1981.

22. Волков H.H. Мысли об искусстве. М.: Советский художник, 1973.-140с.

23. Выготский JI.C. Собрание сочинений в 6-и томах. Т 2 . проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1982.- 504с.

24. Выготский JI.C. Мышление и речь.- М.: Лабиринт, 1996.- 414с.,ил.

25. Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: 1968.

26. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. — М., 2000.- 317с.

27. Гончаров B.C. Типы мышления и учебная деятельность.- Свердловск: СГПИ, 1988.- 72с.

28. Горяев В.Н. Графические серии: Пушкин, Гоголь, Достоевский. — М. 1979.- 120с.ил.

29. Графические знаки: проблемы исследования, разработки, стандартизации: (доклад).-Киев, 1988.- 133с.ил.

30. Гращенков В.Н. Рисунок мастеров итальянского Возрождения. Очерки истории, теории и практики. — М., 1963.- 426с.

31. Дейнека A.A. Из моей рабочей практики. — М.: Изд-во Академии Художеств СССР, 1961.- 79 е., ил.

32. Дейнека A.A. Учитесь рисовать. М., 1961.

33. Декоративные шрифты для художественно-оформительских работ. Сост. Г.Ф. Кликушин.- М.: Архитектура-С, 2007.-287с.,ил.

34. Джардин Дон. Рисуем животных героев комиксов и мультфильмов. (Тушь, карандаш, анимация)/ Перевод с англ. А. Сидорова.- М.: ACT: Астрель, 2003.-31е., ил.

35. Джилл Р.Ч. Рисунок пером и тушью. М., 1983. - 344с.

36. Дмитриева H.A. Краткая история искусств. Вып. Ш. М.: Искусство, 1992.-361с.илл.

37. Древнерусское искусство: рукописные книги. — М., 1972.

38. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. -М.: Лабиринт,1999.-192с.

39. Ефимов Б.Е. Основы понимания карикатуры. М., 1961 .-71 с.

40. Жуйкова Р.Г. Портретные рисунки Пушкина.- СПб.: Дмитрий Буланин: Petropolis, 1996.- 426с., ил.

41. Жуков H.H. Давайте познакомимся. М. 1958. - 48с.

42. Жуков H.H. Из записных книжек. М., 1970.- 190с.

43. Жуков H.H. Счастье творчества. М., 1970.-190с.

44. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. — М., 1982.

45. Западноевропейская графика XV-XX веков: Сб. ст./Гос.Эрмитаж: Ред.: A.C. Кантор-Гуковская и др.-Л.: Искусство, 1985.-198с., ил.

46. Запорожец A.B. Развитие восприятия и деятельность. Хрестоматия. — М., 1975.

47. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей в процессе обучения рисунку: Учебное пособие. Ростов: PI НИ, 1987.- 68с.

48. Зинченко В.П., Величковский Б.М., Вучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1980.-272с.

49. Иванова Е.Ф. Психология мышления и памяти.: Уч.пособие.- Харьков: ХГУ, 1990.- 77с.

50. Игнатьев Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению. Сборник научных трудов. М,- 1954.

51. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.-М.:Учпедгиз, 1961.-223с.

52. Иллюстрация. М., 1988.- 412с.

53. Иллюстрированная книга. Синтез слова и изображения: Сб.статей и материалов: Учебное пособие.- М.: Изд-во МГУП, 2002.-159 с.

54. Иоффе M.JI. Десять очерков о художниках сатириках. - М., 1971.-296с.

55. История искусства зарубежных стран 17-18 веков: Учебник (под ред. Раздольской В.И.) -М.: Изобразительное искусство, 1988.-512с. ил.

56. Искусство книги Древней Руси XI- XVII вв. М., 1964.- 270с.

57. Искусство рукописной книги. Византия. Древняя Русь: Тезисы докладов международной конференции, Москва 17-19 ноября 1998г. Под ред. Э.Н. Добрыниной.- СПб: Дмитрий Буланин, 1998.- 47с.

58. Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, письма, статьи.- М.: Изд. Академии художеств СССР, 1960.-340с.

59. Кибрик Е.А. Искусство и художник. М.: Молодая гвардия, 1959.-121с.,ил.

60. Кибрик Е.А. Работа и мысли художника.- М., 1984.

61. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись.- М.: Высшая школа, 1992.-269 с.ил.

62. Книга как художественный предмет. Ч. I: Набор. Фактура. Ритм.-1988.-382с.

63. Коган М.С. Искусство и действительность. — М.: Просвещение, 1963.

64. Кокорин A.B. Англия, Шотландия и Ирландия. Альбом. М, 1972.- 94с.

65. Кокорин A.B. В Голландии. Путевой альбом. М., 1967.- 70с.

66. Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность.- М., 1997.-47с.ил.

67. Кузин B.C. Основы обучения изобразительного искусства в школе. М: Просвещение, 1977. - 207с.ил.

68. Кузин B.C. Психология живописи.- М.: Академия, 2004.

69. Кузин B.C. Психология.- М.: Высшая школа, 1982.-256с.

70. Кузин B.C. Рисунок. Наброски и зарисовки. М.: Академия, 2004.- 230с.

71. Кукрыниксы об искусстве: шаржи, карикатуры. Альбом. — М., 1981.-ЗЗс.ил.

72. Лаптев A.M. Как рисовать лошадь. М., 1953,- 155с.

73. Лаптев А.М. Рисунок пером. М., 1962.

74. Лебедко В.К. Формирование пространственных представлений на занятиях рисунком в начальной стадии обучения: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02.- М., 1985.- 231с.

75. Лебедко В.К. Формирование пространственных представлений у студентов 1 к. ХГФ при обучении рисунку. М111Й., М.,- 1983.

76. Леонардо да Винчи. Избранные произведения в 2-х томах.- М.-Л.: Академия, 1935.- т.2.,-491с.

77. Леонтьев А.Н. Проблемы психологии восприятия. М., 1976.

78. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. -М., 1959.

79. Луковенко Б.А. Рисунок пером. М.: Изобразительное искусство, 2000. - 87с. илл.

80. Лушников Б.В. Рисунок. Портрет. М: Владос, 2004. - 142 с. илл.

81. Мамаев К.Н. Письмо и речь. Екатеринбург: УрО РАН, 2000.-223с., ил.

82. Масленников Н.Н. Рисунок пером и кистью. Пособие для изо кружков и начинающих рисовальщиков. М., 1930.- 48с.

83. Мастера искусства об искусстве. Избр.отрывки. Т.1М., 1965.

84. Мастера искусства об искусстве. Т.4. М., 1937.

85. Материалы и техника рисунка. Под ред. В.А. Королева. 2-е изд.- М., 1984.- 95с.

86. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку.-М., 1986.- 158с.

87. Миронов А.Н. Сущностное восприятие слова.- С-Пб.: Экополис и культура, 2000.

88. Новоселов Ю.В. Рисунок, живопись, композиция. Методические рекомендации для слушателей подготовительных отделений.- М., 1985.- 46с.

89. Павлинов П.Я. Для тех, кто рисует. Советы художника.- М.,1965.- 71с.

90. Павлов И.П. Избранные труды. — М.,

91. Павлов И.П. Полное собрание сочинений., т.З, кн.2, Изд-во АН СССР, М.-Л.Д951.

92. Петухов В.В. Психология мышления: Уч.пособие.- М.: Изд-во МГУ,1987.- 83с.ил.

93. Променко Л.И. Каллиграфия. М. 1990.- 248с.

94. Психология мышления (Хрестоматия). Сургут: Изд-во СурГУ, 2000.-150с.ил.сх.

95. Пушкин A.C. в изобразительном искусстве. Л., 1937.- 212с.

96. Радлов Н. Рисование с натуры. Л., 1935. - 90с.

97. Рисунки писателей. -С-Пб., 2000.

98. Рисунок. Живопись. Композиция: хрестоматия. / Сост.Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов. М.: Просвещение, 1989.-205с.

99. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок.- М.: Просвещение, 1995.- 239с.

100. Ростовцев H.H. Учебный рисунок. М.: Просвещение. 1985.- 256с.

101. Ростовцев H.H., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987. - 176с.

102. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. Гиз, М.,1946.

103. Русский Архитектурный пейзаж в собрании Государственного исторического музея/ Сост.- М. Гуренок.- М.: Изобразительное искусство, 1988.

104. Русская графика 18- первой половины 19 в. Л., 1984.-285с.

105. Самокиш Н.С. Рисунок пером. М., 1959.- 23с.ил.

106. Сеченов И.М. Избранные произведения.( Под ред. В.М. Каганова).- М.: Учпедгиз, 1953.- 335с.ил.

107. Сеченов И.М. Собрание сочинений . Т 1-2. -М., 1907,

108. Сидоров A.A. Графика. М.-Л., 1949.-152с.

109. Сидоров A.A. Рисунки Н.Н.Жукова, A.B. Кокорина, М.В.Митурича. -М. 1951.-78с.

110. Сидоров A.A. Рисунки старых мастеров. Техника, теория, история. М.-Л., -1940.-277с.

111. Советы мастеров. Живопись и графика. — Л., 1973.- 366с.

112. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. -М.: Прсвещение, 1968.-248с.илл.

113. Соктоева И.И. Сапилов Цыренжап: этнографические зарисовки. (Из культурного наследия Бурятии). Новосибирск : Наука, 1995.

114. Старая Москва, Архитектурные пейзажи Э. Бернпггейна: альбом./ Сост. Т.И. Моргунова.- М.: Русская книга, 1997- 110с., ил.

115. Теплов Б.М. Вопросы психологии восприятия и мышления. Труды института психологии. М.- Л., 1948.

116. Терентьев А.Е. Активизация воздействия занятий некоторых видов рисования на процесс развития творческих способностей студентов. Сб.н.т. МГПИ., М.- 1980.

117. Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи: Учебно-методическое пособие для студентов-заочников худ.-граф. фак-тов пед.инст-тов.-2-ое изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1980.- 47 е., ил.

118. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства.-М.: Просвещение, 1981.-175с., ил.

119. Унковский A.A. Рисунки. Наброски: Учеб. пос. 2-ое изд. М.: Просвещение, 1982.-40с.

120. Уоллэйс Роберт. Мир Леонардо.1452-1519/ Пер. с англ. М. Карасевой. -М.: Терра, 192с., ил.

121. Фаворский В.А. О графике как основе книжного искусства. В кн.: Искусство книги. -М.: 1961.

122. Фаворский В.А. О рисунке. О композиции.- Фрунзе: Кыргызстан, 1966.-77с.

123. Федоренко. Японские записи.- М.: Советский писатель,1966.- 414с.

124. Флекель М.И. Великие мастера рисунка — Рембрандт, Гойя, Домье.- М., 1974.-274с.

125. Холодовская М.З. Рисунок и гравюра. Т.7.- М. 1961 .-364с.

126. Художник А. Дейнека делает книгу. Составитель Ю.Герчук—М.: Советский художник ,1982.-24с., ил.

127. Художник Н. Фаворский делает книгу./ Вступ. ст. и комментарии Г.В. Ельшевской. М.: Советский художник, 1989.-15с., ил.

128. Цюй Лэй Лэй. Искусство китайского рисунка кистью.- М.: Никола-Пресс, 2008.-128с., ил.

129. Чистяков П.П. Письма и записные книжки. М.: Искусство, 1953.

130. Чуйков С.А. Заметки художника. — М., 1986.

131. Шицгал Л.Г. Русский рисованный книжный шрифт советских художников. — М., 1953.- 96с.

132. Шорохов Е.В. Композиция: Учебник для студ. худож.-граф. факультетов пед.-инст.-2-ое изд., перераб. и дополн., -М.: Просвещение, 1986,-207с. илл.

133. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М. 1974.

134. Энгр об искусстве.- М., 1962.

135. Энциклопедия рисования: под ред. А.Смита и Д. Теччел.- М.: Росмен, 2005.- 128с., ил.

136. Юон К.Ф. Об искусстве. М. Советский художник, т.1- 1959.

137. Юон К.Ф., Кардовский Д.Н., Иогансон Б.В., Павлинов И.Н. Пособие по рисунку.

138. Якобсон П.М. Психология художественного творчества.- М.: Знание, 1971.- 48с.

139. Andersohn Udo. Musiktitel aus dem Jugendstil (1886-1918): Dortmund: Harenberg, 1981.-151c.

140. Gottlieb Christian Bernhard Heller und seine Musterbucher in der Universitätsbibliothek Jena/ Artur Liebig.- Jena, 1988. 141c.,ил.

141. О' Dell Ilse. Jost Ammans Buchschmuck-Holzschnitte für Sigmund Feyerabend.- Wiesbaden: In Kommis. Bei Harrassowits, 1993.-327c., ил.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.