Активизация творческого саморазвития студентов-бакалавров декоративно-прикладного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, доктор наук Шокорова Лариса Владимировна

  • Шокорова Лариса Владимировна
  • доктор наукдоктор наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 384
Шокорова Лариса Владимировна. Активизация творческого саморазвития студентов-бакалавров декоративно-прикладного искусства: дис. доктор наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2021. 384 с.

Оглавление диссертации доктор наук Шокорова Лариса Владимировна

Введение

Основная часть

Глава 1. Философско-психологические аспекты творческого

саморазвития

1.1. Саморазвитие личности как философско-психологическая категория

1.2. Личностные и профессионально-важные качества художника

1.3. Развитие и саморазвитие в декоративно-прикладной деятельности

Выводы по 1 главе

Глава 2. История педагогики декоративно-прикладного искусства

2.1. Исторические предпосылки обучения декоративно-прикладному искусству

в зарубежной педагогике

2.2. Становление и развитие теории и практики обучения декоративно-прикладному искусству в отечественной педагогике

2.3. Анализ концепций и современных подходов к творческому саморазвитию в

декоративно-прикладном искусстве

Выводы по 2 главе

Глава 3. Психолого-педагогические закономерности обучения декоративно-прикладному искусству

3.1. Процесс познания в декоративно-прикладном искусстве

3.2. Аналитические и технико-технологические особенности декоративно-прикладного искусства

3.3. Единство рациональных и творческих начал в декоративно-прикладном

искусстве

Выводы по 3 главе

Глава 4. Исследование типичных пробелов в обучении студентов-бакалавров декоративно-прикладного искусства в современной высшей художественной школе (констатирующий эксперимент)

4.1. Показатели декоративно-прикладного произведения как объекта искусства

4.2. Критерии решения учебных и творческих задач в декоративно-прикладном искусстве

4.3. Типичные пробелы в обучении декоративно-прикладному искусству

в современном художественном образовании

Выводы по 4 главе

Глава 5. Теоретическое обоснование активизации творческого саморазвития студентов-бакалавров декоративно-прикладного искусства

5.1. Совершенствование процесса формирования композиционно-образного замысла

5.2. Совершенствование процесса формирования практических навыков ....243-253 5.3 Педагогические условия творческого саморазвития студентов-бакалавров

декоративно-прикладного искусства

Выводы по 5 главе

Глава 6. Экспериментальная проверка эффективности творческого саморазвития студентов-бакалавров декоративно-прикладного искусства (формирующий эксперимент)

6.1. Методы формирования потребности в творческом саморазвитии на начальном этапе обучения декоративно-прикладному искусству (1курс)

6.2. Методы стимулирования творческого саморазвития на средних курсах обучения декоративно-прикладному искусству (2-3 курсы)

6.3. Пути активизации творческого саморазвития студентов на завершающем этапе

в системе бакалавриата (4 курс)

Выводы по 6 главе

Заключение

Список литературы

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Активизация творческого саморазвития студентов-бакалавров декоративно-прикладного искусства»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловливается тем, что в современных социально-культурных и экономических условиях одним из приоритетных направлений государственной политики является воспитание и развитие активной творческой личности, обладающей духовно-нравственным и мировоззренческим самосознанием, способной к самообразованию и самореализации в профессиональной деятельности. Такая установка вызвана нарастающим противостоянием меркантильно-материальной полезности и духовной сферы, формирующим прагматическое мировоззрение и стойкое сопротивление гуманистическим идеям и идеалам, приводя к снижению ценностных качеств личности, пониманию своего «Я» как единства сознания и центра принятия решения. Именно функциональная зависимость от социума, а не личностные духовные устремления сегодня являются определяющими путями саморазвития для юношеского возраста. Поэтому главным ориентиром сферы образования становится создание объективных условий для саморазвития молодого поколения, способных стимулировать формирование эмоционально-духовных и нравственных начал, творческих и профессиональных качеств. При этом особую значимость приобретает смысловая ориентация студентов на получение образования как на творческое самосозидание для полноценной профессиональной самореализации, требующей приобретение умений самостоятельно управлять процессом своего развития сообразно жизненным целям, являющегося предпосылкой успешности в новом социально-культурном пространстве.

Поэтому особую актуальность приобретает научное осмысление проблемы активизации творческого саморазвития студентов в процессе освоения декоративно-прикладного искусства, прежде всего на уровне бакалавриата, поскольку именно здесь закладываются эстетические и профессиональные компетенции, позволяющие успешно осваивать новые ступени художественного

образования. При выборе темы исследования мы акцентировали внимание на важности формирования активной творческой личности, способной к самостоятельной работе, связанной с поисками различных форм и способов самовыражения, нахождения собственного индивидуального стиля, авторского почерка, требующей мобилизации всех высших сущностных сил личности художника, а также недостаточной научной разработанности исследуемой нами области.

Вопросы подготовки художников достаточно широко освещены в научной литературе. Важнейшее значение для нашего исследования имеют научно-методические труды, посвященные различным проблемам обучения народному и декоративно-прикладному искусству (К. Ж. Амиргазин, В. С. Бадаев, В. Ф. Канев, Д. А. Кемешев, В. В. Корешков, М. В. Соколов, В. П. Строков, И. Н. Полынская, А. С. Хворостов и др.). Авторы этих фундаментальных работ, основываясь на общедидактических принципах художественного и эстетического освоения действительности в декоративно-прикладном искусстве, выявляют особенности развития чувственного восприятия и образного мышления, специфику формирования художественного мастерства, акцентируют внимание на единстве решения художественно-педагогических задач в процессе профессиональной подготовки студентов. Однако большинство этих исследований проводилось на основе других государственных образовательных стандартов, предусматривающих 5-ти и 6-летний срок обучения художника, достаточным аудиторным временем на выполнение учебно-творческих работ, проведение различных видов практик и итоговой аттестации. Поэтому возникает необходимость в осмыслении существующих методик в соответствии с требованиями современного государственного стандарта, ориентированного на развитие активной личности художника, способного к самостоятельной творческой деятельности.

Активизация творческого развития, его своеобразия на разных возрастных этапах исследовалась С. Е. Игнатьевым, В. С. Кузиным, С. П. Ломовым, Н. Н.

Ростовцевым, Н. М. Сокольниковой, Т. Я. Шпикаловой и др. Обоснованные в трудах ученых основные научные направления художественного образования, позволяют выявить различные возможности творческого саморазвития в декоративном искусстве, ориентированные на формирование успешного опыта самостоятельного освоения действительности.

Многими авторами (И. В. Алексеева, Е. Г. Вакуленко, Е. Н. Гузеватова, А. В. Казаков, С. В. Рябинова, Ю. Г. Савина, С. А. Сазонова и др.) исследуется проблема развития художественно-эстетической культуры и профессионального интереса в процессе обучения декоративно-прикладному искусству. Но данные исследования ориентированы на подготовку будущих преподавателей, и вопросы овладения студентами художественным мастерством рассматриваются в них в качестве вспомогательного материала.

Ряд исследований направлен на формирование профессиональных умений и навыков в конкретном виде декоративно-прикладного искусства (В. Ю. Борисова, С. Ю. Камнева, Е. Т. Кисимисов, В. Б. Криса, О. В. Павловский, В. В. Седых, М. С. Соколова, И. Н. Сизова, Е. А. Сысоева, М. Ю. Спирина, О. В. Федотова и др.). Авторы раскрывают различные аспекты многоплановой проблемы обучения декоративно-прикладному искусству, сосредотачиваясь на поисках решения внутренних и частных задач: на проблемах развития творческих способностей, пространственного мышления, специальных технических навыков. Имея разрозненный и фрагментарный характер, существующие методики обучения преимущественно ориентированы на подготовку моно-художника в области конкретного декоративного материала, что обусловливает зависимость от него и неизбежно сказывается на дальнейшей профессиональной деятельности выпускников вузов.

Таким образом, проведенный в диссертации анализ нормативной базы, теоретических положений, а также практики подготовки художников декоративно-прикладного искусства свидетельствует о том, что в существующих исследованиях наработан достаточно основательный научно-методический

материал, нацеленный на формирование профессиональных умений и навыков по обработке художественных материалов в условиях шестилетнего плана подготовки специалиста. Однако в существующих исследованиях не акцентируется внимание на специфике обучения декоративно-прикладному искусству в условиях дефицита учебного времени, отведенного бакалаврским образовательным стандартом на подготовку специалиста. Кроме того, в связи с большим разнообразием видов и типов декоративно-прикладного искусства и разноплановым видением формирования профессионального мастерства отсутствует и единый подход к их специальной подготовке.

Очевидно, что развитие художественного образования не может оставаться в стороне от изменений, происходящих в обществе в целом, формирующих огромное разнообразие взглядов на концептуальные основы обучения декоративно-прикладному искусству, внося новые требования и коррективы в организацию образовательного процесса. Поэтому пока остается нерешенной проблема поиска эффективных форм и методов творческого саморазвития, нахождения средств активизации студентов к творческо-преобразовательной деятельности, созиданию себя как личности и как профессионала. Не получила должного освещения важнейшая проблема гармоничного взаимодействия учебных и творческих задач в образовательном процессе, а также не выявлена специфика интегративно-междисциплинарного характера обучения, без чего невозможно в полной мере сформировать профессиональные качества художника.

Эти обстоятельства приводят к поверхностному ознакомлению студентов с будущей профессиональной деятельностью, недостаточно глубоко формируют у них базовые и профессиональные компетенции, а также не создают предпосылок для саморазвития. Соответственно, актуализируется поиск эффективных методов обучения декоративно-прикладному искусству, отвечающих вызовам времени, средств и технологий организации учебного процесса, инновационных подходов к решению традиционных задач, направленных на создание условий для эффективного творческого саморазвития в образовательном процессе вуза.

Вместе с тем в современной теории и практике обучения художника декоративно -прикладного искусства существует ряд противоречий.

- между объективной потребностью общества в развитии активной творческой личности, способной к самореализации в сфере декоративно-прикладного искусства, и традиционными подходами к подготовке художников-прикладников в образовательной среде вуза;

- между высокими требованиями государственных образовательных стандартов к качеству подготовки студентов и отсутствием научно-теоретических разработок профессионально-личностного развития специалиста в условиях сокращенных академических часов на профессиональные дисциплины;

- между необходимостью поиска новых форм и методов активизации творческого саморазвития студентов-бакалавров декоративно-прикладного искусства, направленного на дальнейшее самосовершенствование профессионального мастерства, и недостаточной разработанностью научно-теоретических положений и методико-педагогических условий управления этим процессом.

Разрешение указанных противоречий может состояться при условии разработки методики обучения декоративно-прикладному искусству, нацеленной на целостное развитие творческой личности художника. Таким образом, актуальность проблемы исследования подчеркивается необходимостью решения обозначенных противоречий, и позволяет обозначить проблему: как должен быть организован процесс воспитания и обучения, максимально активизирующий профессионально-творческое саморазвитие студентов-бакалавров декоративно-прикладного искусства, адекватного требованиям современной социально-культурной ситуации? Для решения этой проблемы требуется углубленный анализ, обобщение и систематизация отечественного и зарубежного историко-теоретического и практико-методического опыта обучения декоративно-прикладному искусству.

Объектом исследования выступает методика обучения декоративно -прикладному искусству.

Предмет исследования - методика обучения студентов-бакалавров декоративно-прикладному искусству, направленная на активизацию творческого саморазвития.

Целью исследования является научно-теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методики обучения декоративно-прикладному искусству, активизирующей мотивационную активность студентов к творческому саморазвитию в профессиональном мастерстве.

Гипотеза исследования основывается на предположении, что активизация творческого саморазвития студентов-бакалавров декоративно-прикладного искусства станет значительно эффективнее, если:

- будет предложена универсальная и эффективная методика обучения декоративно-прикладному искусству, основанная как на традиционных принципах подготовки художников-прикладников, так и на современных тенденциях научного познания и художественного преобразования мира;

- методика обучения декоративно-прикладному искусству будет базироваться на тесном взаимодействии рациональных и чувственных начал и реализовываться посредством поэтапного решения учебных и творческих задач;

- творческое саморазвитие студентов-бакалавров декоративно-прикладного искусства будет определено, как процесс непрерывного самосовершенствования творческих качеств личности, осуществляемый в активной познавательной и практической деятельности на основе личностного смысла и саморефлексии.

Для достижения поставленной цели в соответствии с гипотезой сформулированы задачи исследования:

1. Проанализировать философско-психологические аспекты творческого саморазвития личности как одной из важнейших форм художественного познания и преобразования себя и окружающего мира.

2. Обосновать психолого-педагогические закономерности художественно -образного познания в декоративно-прикладном искусстве.

3. Определить показатели декоративно-прикладного произведения как объекта искусства и на этой основе разработать критерии, позволяющие достаточно объективно оценить учебные работы студентов.

4. Выявить содержательные, образно-выразительные и технико-технологические аспекты обучения декоративно-прикладному искусству и на этой основе обосновать методические ключи активизации творческого саморазвития.

5. Определить типичные пробелы в обучении декоративно-прикладному искусству в контексте новой образовательной парадигмы высшей художественной школы Российской Федерации для выявления сформированности профессионального мастерства у студентов, определяющего их готовность к самостоятельной творческой работе.

6. Научно обосновать методику обучения декоративно-прикладному искусству с учетом требований бакалаврского образовательного стандарта к качеству подготовки выпускников вузов, позволяющей обеспечить эффективное формирование творческой личности художника.

7. Определить педагогические условия, способствующие формированию профессионального мастерства и активизирующие мотивацию студентов-бакалавров к творческому саморазвитию.

8. Экспериментально проверить результативность разработанной методики обучения декоративно-прикладному искусству студентов-бакалавров.

Методологическую основу исследования составили:

- Философско-психологические труды, раскрывающие творчество как эффективный способ саморазвития личности и профессионально-личностной самореализации (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, А. Н. Леонтьев, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, К. К. Платонов и др.); различные аспекты многогранной проблемы художественного

познания (Р. Арнхейм, А. Г. Асмолов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Н. Н. Волков, И. Кант, Г. Гегель, И. А. Ильин, М. С. Каган, В. С. Кузин, В. П. Зинченко, К. Маркс, С. Л. Рубинштейн, В. С. Соловьев, П. М. Якобсон и др.).

- Психологические исследования теории деятельности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Анциферова, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Б. Ф. Ломов, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов и др.); раскрытия внутренних механизмов усвоения знаний, умений и навыков (Е. В. Бондаревская, А. Маслоу, К. Р. Роджерс, В. В. Сериков и др.); активизации познавательной деятельности и мотивационной сферы (Д. Б. Богоявленская, А. В. Запорожец, А. М. Матюшкин и др.); процессов восприятия и представления (Р. Арнхейм, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, С. Л. Рубинштейн и др.); развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала личности (В. И. Андреев, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, Т. В. Кудрявцев, В. Ф. Паламарчук, Я. А. Пономарев, К. К. Платонов, Б. М. Теплов и др.).

- Исследования, подчеркивающие значимость воображения в конструировании реальности и обосновывающие ее как главную способность человека к саморазвитию (И. Кант, Ю. М. Бородай, В. Т. Кудрявцев и др.).

- Фундаментальные труды, посвященные конкретным проблемам теории и практики художественного образования (Г. В. Беда, В. П. Зинченко, Л. А. Ивахнова, С. Е. Игнатьев, В. В. Корешков, В. С. Кузин, В. К. Лебедко, С. П. Ломов, Л. Г. Медведев, И. Н. Полынская, Н. Н. Ростовцев, М. В. Соколов, А. С. Хворостов, Н. К. Шабанов, О. В. Шаляпин, Е. В. Шорохов и др.).

- Исследования, направленные на обоснование применения методов проблемного обучения (М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер и др.); личностно-ориентированного обучения (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.).

Методы исследования:

- изучение и анализ искусствоведческих, научно-методических и психолого-педагогических трудов по вопросам обучения декоративно-

прикладному искусству, а также государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ;

- изучение специфики обучения декоративно-прикладному искусству в художественно-промышленных институтах и академиях, институтах культуры и на художественных факультетах педагогических и гуманитарных вузов;

- методы эмпирического исследования: педагогическое наблюдение за процессом выполнения декоративно-прикладных изделий, анализ работ студентов, беседы с обучающимися и преподавателями;

- педагогический эксперимент и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.

Этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2009 по 2019 гг. и включало три этапа. Экспериментальная работа осуществлялась с 2011 по 2019 гг. на базе факультета искусств и дизайна Алтайского государственного университета и Алтайского государственного института культуры. В экспериментальной работе принимали участие студенты Новосибирского государственного педагогического университета, Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета им. В. М. Шукшина и Омского филиала высшей школы народных искусств (академия) 246 человек (1-4 курсы).

Первый этап (2009-2010 гг.) - анализировались материалы, посвященные развитию творческого потенциала личности художника, а также опыт работы ведущих педагогов в сфере художественного образования. Определялись исходные позиции проблемы, методологические основы исследования, обосновывалась концепция, формулировались гипотеза, цель и задачи научной работы, разрабатывалось содержание экспериментальных учебных программ и занятий.

Второй этап (2011-2013 гг.) - конкретизировались критерии оценки учебных работ студентов для выявления исходного состояния системы подготовки художников-прикладников. Проводился констатирующий эксперимент, позволивший определить типичные пробелы в обучении

декоративно-прикладному искусству. Осуществлялась теоретическая работа, направленная на научное обоснование методики саморазвития творческой личности художника. Уточнялось содержание аудиторной и самостоятельной работы, разрабатывались методы проведения занятий.

Третий этап (2014-2019 гг.) - проводился формирующий эксперимент, в ходе которого апробировалась методика обучения декоративно-прикладному искусству, уточнялись формы и методы активизации творческого саморазвития студентов в процессе освоения профессионального мастерства. Обобщались, анализировались и систематизировались результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы, подтверждающие гипотезу исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

Впервые в практике художественного образования дано научно -теоретическое обоснование методики обучения студентов-бакалавров декоративно-прикладному искусству в образовательной среде вуза. Принципиальная новизна предлагаемой методики состоит:

1. В целостном характере обучения декоративно-прикладному искусству, а не на примере его отдельных типов и видов.

2. Решена важная научная проблема активизации творческого саморазвития студентов-бакалавров в процессе освоения декоративно-прикладного искусства, основывающегося на современных тенденциях научного познания и художественного преобразования мира.

3. На новой концептуальной основе дана характеристика творческого саморазвития в декоративно-прикладном искусстве как сложного интегрального качества личности, формирующегося в процессе активной художественной деятельности на основе личностного смысла и саморефлексии.

4. Выявлена корреляция сознательного овладения палитрой технического ремесла от сформированности убедительного декоративного замысла, что обусловлено спецификой протекания мыслительных процессов,

наличием знаний выразительных художественных средств и конструктивно-пластических свойств материала и в связи с практическими действиями.

5. Установлена зависимость активности творческого саморазвития от единства развития и тесной взаимосвязи всех видов познания, определяющих целенаправленные действия на достижение личностных и профессионально-значимых целей.

6. Доказано, что показателем художественно-творческой активности студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству является преобразующее видение, целостное композиционное решение и качественное техническое исполнение.

7. Разработаны критерии оценивания декоративных работ студентов, позволяющие достаточно объективно оценить результативность методики обучения.

8. Научно обоснованы принципы развития творческой личности художника-прикладника на основе последовательного продвижения по уровням познания с постепенным усложнением решения образно-технических задач.

9. Определены педагогические условия, дающие возможность эффективно управлять процессом активизации творческого саморазвития студентов-бакалавров декоративно-прикладного искусства и мотивировать их к осознанному и целенаправленному овладению профессиональным мастерством.

Теоретическая значимость исследования определяется результативным вкладом настоящей работы в систему подготовки художников декоративно-прикладного искусства, что обусловлено следующим:

- обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт обучения декоративно-прикладного искусству в отечественной и зарубежной педагогике;

- на основе педагогического осмысления психологических и философских наработок в теории познания определены содержательные, художественно-образные и технико-аналитические аспекты декоративно-прикладного искусства, дана их содержательная характеристика;

- проанализирован и обобщен теоретический материал по философии, психологии и педагогике с учетом специфики обучения декоративно -прикладному искусству, что позволило существенно расширить и углубить методические воздействия на активизацию профессионально-творческого саморазвития будущих художников-прикладников;

- теоретически обоснованы принципы продуктивного развития целостной личности художника-прикладника, имеющие решающее значение в результативном повышении профессионального мастерства студентов;

- доказано активизирующее воздействие научно обоснованных педагогических условий на существенное увеличение мотивационной активности студентов к самостоятельной творческой работе и возможностей их самореализации в современном социально-культурном пространстве.

Практическая значимость исследования:

- в высшую школу внедрена универсальная методика обучения декоративно-прикладному искусству, в основе которой лежит переосмысление накопленного в образовании опыта, и с новых теоретико-методологических позиций и художественной практики обоснованы ее потенциальные возможности в активизации творческого саморазвития художника с учетом социального заказа и требований бакалаврского образовательного стандарта к качеству подготовки выпускников вузов;

- опубликованы дидактико-методические материалы, позволяющие преподавателям специальных дисциплин осмыслить существующие противоречия в современной системе художественного образования и на этой основе переконструировать собственную педагогическую деятельность;

- экспериментально подтвержденные результаты диссертационного исследования могут быть использованы в качестве научно-методических рекомендаций более углубленного формирования профессионального мастерства у студентов-бакалавров декоративно-прикладного искусства, что позволит значительно повысить качество подготовки выпускников вуза;

- разработаны учебные задания, ориентированные на комплексное развитие художественно-образного познания и формирование практических умений и навыков на примере отдельных видов декоративно-прикладного искусства (художественная обработка бересты, рогоза, соломки).

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Универсальная методика обучения студентов-бакалавров декоративно-прикладному искусству, направленная на активизацию их творческого саморазвития. Концептуальной основой методики является гармоничное взаимодействие образных, аналитических и технических начал, реализуемое посредством системного продвижения по уровням познания с последовательным, поэтапным усложнением решения учебно-творческих задач.

2. Характеристика своеобразия процесса саморазвития студентов-бакалавров декоративно-прикладного искусства. Творческое саморазвитие понимается нами как стремление к реализации высших сущностных сил художника, осуществляемое в процессе активной познавательной и практической деятельности на основе личностного смысла и саморефлексии. Успешному осуществлению этой деятельности способствует развитие комплекса общих и художественно-творческих способностей, а также эмоциональной и мотивационно-волевой сферы. Качественное проявление сформированной способности к творчеству выражается в умении создавать новые эстетически ценные декоративные произведения.

3. Ведущим вектором процесса саморазвития художника-прикладника выступает целенаправленное научное познание и художественное преображение окружающего мира на всех уровнях восприятия, представления, мышления,

воображения и интуиции, протекающих в зависимости от знаний выразительных художественных средств и свойств декоративного материала и в связи с практическими действиями, способствующих формированию убедительного композиционного замысла. Приведение в единство всех видов познания формирует профессиональное (декоративно-преобразовательное) видение и активизирует овладение палитрой технического ремесла, как необходимого условия творческой самореализации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор наук Шокорова Лариса Владимировна, 2021 год

- 80 с.

107. Калугина, Ю. Н. Развитие художественно-творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Калугина Юлия Николаевна. - Москва, 2000. -239 с.

108. Канев, В. Ф. Приобщение учащихся к этнической культуре народов Севера средствами прикладного искусства: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Канев Виктор Федорович. - Москва, 1995. - 290 с.

109. Кант, И. Собр. соч. : в 5 т. / И. Кант. - Москва : Соцэкгиз, 1940. - Т. 5. -318 с.

110. Канцедикас, А. С. Искусство и ремесло / А. С. Канцедикас. - Москва : Изобразительное искусство, 1977. - 86 с.

111. Канцедикас, А. С. Традиции народного искусства и современная культура / А. С. Канцедикас // Народные художественные промыслы: теория и практика. -Москва, 1982. - 32 с.

112. Кантор, К. Споры и художественная практика / К. Кантор // Декоративное искусство. - 1970. - № 10. - С. 32-34.

113. Камнева, С. Ю. Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки: дис. ... канд. пед. наук / С. Ю. Камнева. - Санкт-Петербург, 2013. - 233 с.

114. Кареллъ, И. К. Педагогический ручной труд по датской системе : указания для начинающих учителей : по соч. А. Микельсона / И. К. Карелль. - Санкт-Петербург, 1905. -79 с.

115. Кенжебеков, Б. Т. Методологические подходы к исследованию развития профессиональной компетентности специалиста / Б. Т. Кенжебеков // Профессиональное образование. - 2004. - № 5. - С. 177-182.

116. Кемешев, Д. А. Теоретические и методические основы специальной подготовки художника-педагога в высших учебных заведениях Казахстана (на примере изучения национального изобразительного искусства): дис. ... д-ра пед. наук / Кемешев Диллабай Анварович. - Москва, 2001. - 402 с.

117. Киреенко, В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности / В. И. Киреенко. - Москва : Изд-во АПН РСФСР, - 1959. - 142 с.

118. Ковешникова, Н. А. Из истории дизайн-образования: художественная подготовка в рамках средневекового ремесленного ученичества / Н. А. Ковешникова // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 5 (17). - С. 146153.

119. Конев, В. П. Художественная культура советского периода (1960-1980-е гг.) / В. П. Конев. - Новосибирск, 2001. - 226 с.

120. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - Москва : Просвещение, 1989. - 255 с.

121. Концепция непрерывного образования. Проект. - Москва : Гособразование СССР. 1988. - 56 с.

122. Комарова, Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников : монография / Т. С. Комарова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2013. - 144 с.

123. Котряхов, Н. В. Ручной труд в образовательных учреждениях России (1884 -1917 гг.) / Н. В. Котряхов // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 73-80.

124. Корешков, В. В. Художественно-эстетическая среда школы - фактор формирования личности / В. В. Корешков, Л. В. Новикова // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна. - Москва : ФГБОУ ВПО «НГПУ», 2015. - С. 273-277.

125. Корешков В. В. Роль образовательной области «Искусство» в воспитании молодежи / В. В. Корешков // Современные тенденции развития культуры, искусства и образования : кол. монография. - Москва : Перо, 2017. - С. 178-186.

126. Кошаев, В. Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятия, этапы развития / В. Б. Кошаев. - Москва : ВЛАДОС, 2010. -430 с.

127. Кузьмина, Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина. - Москва : Высшая школа, 1989. - 167 с.

128. Кузъмина, Н. Е. Социально-психологические аспекты креативности подростков / Н. Е. Кузьмина // Психология: итоги и перспективы. - Санкт-Петербург, 1996. - С. 178-186.

129. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе : учебник для сред. спец. учеб. заведений художеств / В. С. Кузин. - 3-е изд. - Москва, 1998. - 335 с.

130. Кудрявцев, В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В. Т. Кудрявцев. - Москва, 1991. - 79 с.

131. Кукушин, В. С. Этнопедагогика и этнопсихология / В. С. Кукушкин, Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. - 448 с.

132. Кравченко, К. А. Формирование декоративного восприятия на занятиях по рисунку у студентов художественного колледжа : дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 / Кравченко Ксения Алексеевна. - Омск, 2009. - 170 с.

133. Краля, Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся : учеб. пособие / Н. А. Краля ; под. ред. Ю. П. Дубенского. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.

134. Крамаренко, Л. Поэтика декоративных образов / Л. Крамаренко // Творчество. - 1976. - № 8. - С. 19-22.

135. Кривцун, О. А. Пластическое мышление в искусстве: линия влияния / О. А. Кривцун. - Артикульт. - 2018. - № 29. - С. 20-34.

136. Латышина, Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли) / Д. И Латышина. - Москва : Гардарики, 2005. - 603 с.

137. Лебедко, В. К. Николай Николаевич Ростовцев - основоположник и руководитель школы теории и методики обучения изобразительному искусству / В. К. Лебедко // Преподаватель XXI века. - 2011. - № 4. - С. 123-132.

138. Лебедко, В. К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Лебедко Валерий Константинович. - Москва, 1994. - 409 с.

139. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.

140. Лернер, И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей / И. Я. Лернер // Научное творчество / под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. - Москва : Наука, 1969. - С. 413-418.

141. Леонтъев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -Москва : Мысль, 1996. - 175 с.

142. Леонтъев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: психология эмоций / А. Н. Леонтьев ; под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - 2-е изд. -Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1993. - 304 с.

143. Липский, В. Н. Феномен формообразования в эстетической и художественной культуре /. В. Н. Липский // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 1. -С. 227-231.

144. Ломоносов, Р. Г. Декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки студентов ХГФ : дис. ... канд. пед. наук / Ломоносов Рюрик Георгиевич. - Москва, 1970. - 152 с.

145. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. - Москва : Наука, 1984. - 443 с.

146. Ломов, С. П. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Ломов Станислав Петрович. - Москва, 2000. - 403 с.

147. Ломов, С. П. Методология художественного образования : учеб. пособие / С. П. Ломов, С. А. Аманжолов. - Москва : Изд-во МПГУ, 2011. - 188 с.

148. Лотман, Ю. М. Несколько мыслей о типологии культур / Ю. М. Лотман // Языки культуры и проблемы современности : сборник. - Москва, 1987.

149. Лосский, Н. О. Мир как осуществление красоты / Н. О. Лосский. - Москва : Прогресс-Традиция, 1998. - 416 с.

150. Луначарский, А. В. Что такое образование? О воспитании и образовании / А. В. Луначарский. - Москва, 1976. - 357 с.

151. Луначарский, А. В. Об изобразительном искусстве / А. В. Луначарский. -Москва : Сов. художник, 1967. - Т. 2. - 403 с.

152. Лурия, А. Р. Ощущение и восприятие : материалы к курсу лекций по общей психологии / А. Р. Лурия. - Москва : Изд-во МГУ, 1975. - 110 с.

153. Макаренко, А. С. О воспитании в семье / А. С. Макаренко. - Москва, 1955. -124 с.

154. Максимович, В. Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования (на примере учебных заведений традиционного декоративно прикладного искусства): дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Максимович Валентина Федоровна. - Москва, 2000. - 294 с.

155. Максимов, Ю. В. Обучение приемам художественного ремесла в школе / Ю. В. Максимов // Основы художественного ремесла / под ред. В. А. Барадулина. - Москва : Просвещение, 1979. - 265 с.

156. Марков, М. Искусство как процесс / М. Марков. - Москва, 1970. - 240 с.

157. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - Москва : Знание, 1996. - 312 с.

158. Мамардашвили, М. К. Как я познаю философию / М. К. Мамардашвили. -Москва : Прогресс, 1992. - 307 с.

159. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Москва : Политиздат, 1957. -Т. 6. - 762 с.

160. Матюшкин, А. М. Концепция творческой одаренности / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 29-33.

161. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. - Москва : Педагогика, 1972. - 908 с.

162. Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. - Москва, 1982. - № 2 - С. 108-117.

163. Максяшин, А. С. Декоративно-прикладное и народное искусство: их сущность и содержание : учеб. пособие / А. С. Максяшин. - Екатеринбург, 2012. -44 с.

164. Махмутов, М. И. Постановка проблемных занятий с помощью ТСО / М. И. Махмутов, И. А. Рейнгард, С. М. Шейко // Психолого-педагогические основы активизации самостоятельной работы студентов по овладению будущей профессией. - Днепропетровск : ДГУ, 1990. - С. 51-57.

165. Махмутов, М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М. И. Махмутов. - Москва, 1975. - 368 с.

166. Медведев, Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку : учеб. пособие для студентов ХГФ пед. институтов / Л. Г. Медведев. - Москва : Просвещение, 1986. - 159 с.

167. Медведев, Л. Г. О состоянии художественного образования / Л. Г. Медведев // Профессиональное образование. - 2014. - № 8. - С. 14-16.

168. Медведев, Л. Г. Научно-методические проблемы обучения художников декоративно-прикладного искусства / Л. Г. Медведев // Культурно-художественное пространство декоративно-прикладного искусства в ХМАО-Югре : материалы регион. науч. конф. - Нижневартовск, 2009. - С. 3-6.

169. Медведев В. Ю. Стиль и мода в дизайне : учеб. пособие / В. Ю. Медведев.- 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : СПГУТД, 2005. - 256 с.

170. Медведевских, В. С. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Медведевских Валентина Степановна. - Оренбург, 2002. - 174 с.

171. Мелик-Пашаев, А. А. Психологические основы художественного творчества / А. А. Мелик-Пашаев // Основные современные концепции творчества и одаренности. - Москва : Молодая гвардия, 1997. - С. 349-360.

172. Мелик-Пашаев, А. А. Способность младших школьников к эстетическому обобщению / А. А. Мелик-Пашаев // Новые исследования в психологии. - 1990. -№ 2. - С. 48-52.

173. Методика ручного труда по системе Саломона, директора Нэсской учительский семинарии, изложенная В. Фармаковским. - Одесса, 1889. - 46 с.

174. Минюрова, С. А. Психология самопознания и саморазвития / С. А. Минюрова. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т. 2013. - 316 с.

175. Михайлова, Н. Г. Предметно-материальный мир традиционной народной культуры прошлого в условиях современности / Н. Г. Михайлова // Народная культура в современных условиях. - Москва : Наука, 2007. - С 67—92.

176. Моисеев, А. В. Профессиональная подготовка специалистов художественно-ремесленных профессий в нижнетагильском горнозаводском округе в XVIII веке / А. В. Моисеев // Методология художественно-педагогического образования в глобальном социокультурном образовательном пространстве. - Москва, 2014. - С. 512-518.

177. Молева, Н. М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века / Н. М. Молева, Э. М. Белютин. - Москва : Искусство, 1956. - 519 с.

178. Молева, Н. М. Школа Антона Ашбе: к вопросу о путях развития художественной педагогики на рубеже Х1Х-ХХ веков / Н. М. Молева, Э. М. Белютин. - Москва : Искусство, 1958. - 118 с.

179. Моррис, У. Искусство и жизнь : пер. с англ. / У. Моррис. - Москва : Искусство, 1973. - 295 с.

180. Морева, Н. А. Педагогика среднего профессионального образования : учеб. пособие : в 2 т. / Н. А. Морева. - Москва : Академия, 2008. - 432 с.

181. Наурызбаева, Р. Н. Педагогическая система эвристического обучения учащихся художественно-творческой деятельности средствами народного искусства : дис. ... докт. пед. наук : 13.00.01 / Наурызбаева Рахат Наурызбаевна. -Казань, 2009. - 508 с.

182. Неволина, В. В. Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивации в студенческом возрасте // Научное сообщество XXI столетия. Гуманитарные науки. - Новосибирск : Изд-во «СибАК», 2013. - С. 242-246.

183. Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры / М. А. Некрасова.

- Москва, 1983. - 345 с.

184. Неменский, Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать, творить / Б. М. Неменский. - Москва : Просвещение, 2012. - 240 с.

185. Неменский, Б. М. Мудрость красоты: о проблеме эстетического воспитания : кн. для учителя / Б. М. Неменский. - Москва : Просвещение, 1987. - 253 с.

186. Никитина, Н. Н. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности : метод. пособие / Н. Н. Никитина, В. Г. Балашова, Н. М. Новичкова. - Ульяновск : УлГПУ, 2006. - 312 с.

187. Никифорова, О. И. Исследования по психологии художественного творчества / О. И. Никифорова. - Москва, 1972. - 142 с.

188. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. -Москва : Культурная Революция, 2005. - 880 с.

189. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше. - Харьков : ЭКСМО-Пресс, 1999. - 1054 с.

190. Новиков, А. М. Культура как основание содержания образования / А. М. Новиков // Педагогика. - 2011. - № 6. - С. 23-31.

191. Новиков, А. М. Методология художественной деятельности / А. М. Новиков.

- Москва : Эгвес, 2008. - 72 с.

192. Оверин, Н. Г. Теоретические и методические основы обучения художественной обработке бересты (в системе дополнительного образования): дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Оверин Николай Геннадиевич. - Москва, 2002.

- 164 с.

193. Ожегов, С. И. Орфографический словарь русского языка / С. И. Ожегов, А. Б. Шапиров. - 3-е изд. - Москва, 1958. - 1260 с.

194. Орлов, С. Б. О глобализации и интернационализации научно-педагогических знаний / С. Б. Орлов // Педагогическое образование и наука. - 2006. - № 3 - С. 1618.

195. Орлова, Е. А. Университеты инновационного типа / Е. А. Орлова // Экономические науки. - 2008. - № 10. - С. 437-440.

196. Основные принципы Единой трудовой школы // Народное образование в СССР : сб. документов, 1917-1973 гг. - Москва, 1974. - С. 137-145.

197. Павловский, О. В. Формирование профессиональных умений и навыков по художественной обработке металла в процессе творческой деятельности у студентов педвузов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Павловский Олег Владимирович. - Омск, 2006. - 158 с.

198. Петров, А. В. Развивающее обучение: основные вопросы теории и практики / А. В. Петров. - Челябинск : Факел, 1997. - 160 с.

199. Педагогическая энциклопедия : в 4-х т. / гл. ред. А. И. Каиров и Ф. Н. Петров. - Москва : Советская энциклопедия, 1964.

200. Перова, М. В. Цеховая организация ремесленного населения России середины XIX века: функции, общественное значение и направления деятельности / М. В. Перова // Омский научный вестник. - 2009. - № 1. - С. 1318.

201. Пискунов, А. И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца ХУШ - начала XIX в. / А. И. Пискунов // Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. -198 с.

202. Пискунов, А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /А. И. Пискунов. - Москва : Просвещение, 2001. - 582 с.

203. Пиаже, Ж. О природе креативности / Ж. Пиаже // Вестник МГУ. Психология. - 1996. - С. 8-17.

204. Познанский, H. Конструктивное воспитание. Педагогические идеи А. Феррьера / Н. Познанский. - Саратов, 1928. - 125 с.

205. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. - Москва : ЮРАЙТ, 2011. -398 с.

206. Полуянов, Ю. А. Изобразительное искусство и художественный труд (Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова) : пособие для учителя / Ю. А. Полуянов. - Москва : Вита-Пресс, 2003. - 224 с.

207. Поливанова, К. Н. Стандарт образования: история разработки и итоги / К. Н. Поливанова, А. Г. Каспржак, О. Б. Логинова // Вопросы образования. 2004. -№ 3. - С. 24-43.

208. Полынская, И. Н. Преподавание изобразительного искусства в школе с учетом национально-регионального компонента : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Полынская Ирина Николаевна. - Москва, 2010. - 483 с.

209. Пономарев, Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. - Москва : Наука, 1976. - 303 с.

210. Поспелов, Н. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников / Н. Н. Поспелов, И. П. Поспелов. - Москва, 1989. - 152 с.

211. Платонов, К. К. Проблема способностей / К. К. Платонов. - Москва : Наука, 1972. - 312 с.

212. Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. - Москва : Наука, 1985. - 176 с.

213. Плахотников, А. Г. Применение методов развивающего обучения в подготовке студентов факультета художественного образования: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Плахотников Александр Григорьевич. - Курск, 2005. - 212 с.

214. Пронина, И. А. Декоративное искусство в Академии художеств: из истории Русской художественной школы XVIII - первой половины XIX века / И. А. Пронина. - Москва : Изобразительное искусство, 1983. - 312 с.

215. Проект общего нормального плана промышленного образования в России. -Санкт-Петербург, 1884. - 82 с.

216. Разина, Т. М. О профессионализме народного искусства (о специфике прикладного искусства) / Т. М. Разина. - Москва : Сов. художник, 1985. - 192 с.

217. Ровинский, Д. А. Академия художеств до времен императрицы Екатерины II / Д. А. Ровинский // Отечественные записки. - 1855. - № 10. - С. 59-60.

218. Роджерс, К. Становление личности: взгляд на психотерапию / К. Роджерс. -Москва : Эксмо-Пресс, 2001. - 416 с.

219. Рождественский, С. В. Эпоха преобразований Петра Великого и русская Школа нового времени / С. В. Рождественский. - Санкт-Петербург: Русская школа, 1903. - 212 с.

220. Рождественская, С. Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе / С. Б. Рождественская. - Москва : Наука, 1981. - 205 с.

221. Розенталь, Р. История прикладного искусства нового времени / Р. Розенталь, Х. Ратцка. - Москва : Искусство, 1971. - 224 с.

222. Ростовцев, Н. Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием : учеб. пособие / Н. Н. Ростовцев, А. Е. Терентьев. - Москва : Просвещение, 1987. - 176 с.

223. Рощин, С. П. Научное мировоззрение - важнейший фактор образования художника и педагога / С. П. Рощин // Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусств и дизайна. - 2017. - № 1. - С. 6-10.

224. Рубинштейн, С. Л. Избранные философско-психологические труды / С. Л. Рубинштейн. - Москва, 1997. - 462 с.

225. Рубцова, Е. В. Историчность парадигм искусства и проблема современной художественности : дис... канд. филос. наук : 09.00.04 / Рубцова Елена Валерьевна. - Екатеринбург, 2004. - 163 с.

226. Рунге, В. Ф. История дизайна, науки и техники / В. Ф. Рунге. - Москва : Архитектура-С, 2006. - 367 с.

227. Рыбаков, Б. А. Русское прикладное искусство Х-ХШ вв. / Б. А. Рыбаков. -Ленинград : Аврора, 1971. - 128 с.

228. Рябинова, С. В. Профессиональное становление будущих художников декоративно-прикладного искусства в условиях вуза : дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 / Рябинова Светлана Валентиновна. - Магнитогорск, 2009. - 214 с.

229. Савин, М. В. Становление историко-педагогической науки в России середины XIX - начала XX в. : учеб. пособие / М. В. Савин. - Волгоград : Политехник, 2001. - 128 с.

230. Савина, Ю. Г. Формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Савина Юлия Григорьевна. - Москва, 2006. - 245 с.

231. Савенкова, Л. Г. Человек в пространстве мира и культуры: интегрированный полихудожественный подход к преподаванию изобразительного искусства / Л. Г. Савенкова. - Москва : МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 360 с.

232. Сазонова, С. А. Формирование в вузе профессиональной культуры художника декоративно-прикладного искусства : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Сазонова Светлана Анатольевна. - Москва, 2011. - 188 с.

233. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. - Москва : Просвещение, 1982. - 208 с.

234. Салъдаева, О. В. Художественное образование студента как целостная педагогическая система : дис. ... д-ра пед. наук / Сальдаева Ольга Викторовна. -Оренбург, 2009. - 423 с.

235. Салтыков, А. Б. Избранные труды / А. Б. Салтыков. - Москва : Сов. художник, 1962. - 728 с.

236. Салтыков, А. Б. Проблема образа в прикладном искусстве // Некоторые вопросы теории изобразительного искусства. - Москва, 1957. - С. 99-126.

237. Самарин, Ю. А. Очерки психологии ума: особенности умственной деятельности школьников / Ю. А. Самарин; под ред. Г. А. Неценко, З. Г. Найденовой. - 2-е изд., испр. - Гатчина : Ленингр. обл. ин-т экономики и финансов, 2003. - 318 с.

238. Сенашенко, В. С. Современные проблемы и возможные пути развития высшего образования в российской федерации и зарубежных странах : учеб. пособие / В. С. Сенашенко. - Москва : Изд-во РУДН, 2008. - 252 с.

239. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. - Москва : Народное образование, 1998. - 256 с.

240. Сериков, В. В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. - Москва : Логос, 1999. - 272 с.

241. Сизова, И. Н. Роспись по дереву как средство развития художественно-творческих способностей студентов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Сизова Ирина Николаевна. - Москва, 2011. - 170 с.

242. Сокольникова, Н. М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания : дис. ... докт. пед. наук : 13.00.1, 13.00.02 / Сокольникова Наталья Михайловна. - Москва, 1997. - 472 с.

243. Сокольникова, Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства / Н. М. Сокольникова. - Москва : Академия, 2012. - 597 с.

244. Соколов, М. В. Современные народные промыслы России как составная часть общероссийской культуры / М. В. Соколова, М. С. Соколова. - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск : НГПУ, 2015. - 232 с.

245. Соколов, М. В. Профессиональная подготовка художника декоративного искусства на основе активизации проектной деятельности / М. В. Соколов // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 11. - С. 43-46.

246. Соколов, М. В. Профессиональная направленность будущих учителей на занятиях по декоративно-прикладному искусству: теория и практика формирования / М. В. Соколов. - Москва : Прометей, 2002. - 216 с.

247. Соколова, М. С. Современные подходы к подготовке бакалавров для художественного производства / М. С. Соколова // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. - 2016. - № 1 (9). - С. 62-65.

248. Сократ, Платон, Аристотель, Сенека. Библиографические очерки. - Москва : Республика, 1995. - 276 с.

249. Соловьев, В. С. Красота в природе. Смысл любви / В. С. Соловьев // Русский космизм: Антология философской мысли. - Москва, 1963. - 274 с.

250. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. - Москва : Политиздат, 1979. - 270 с.

251. Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин. - Москва : Педагогика, 1986. - 152 с.

252. Скворцов, К. А. Методические основы формирования творческого мастерства учителя трудового обучения на синтезе декоративно-прикладного искусства и технического творчества : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Скворцов Константин Алексеевич. - Москва, 1997. - 369 с.

253. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - Москва : Академия, 2002. - 576 с.

254. Слободчиков, В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. - 1986. - С. 14-23.

255. Спирина, М. Ю. Наука и образование в традиционном прикладном искусстве / М. Ю. Спирина. - Санкт-Петербург, 2012. - 227 с.

256. Столович, Л. Н. Жизнь - творчество - человек / Л. Н. Столович. - Москва : Политиздат, 1985. - 415 с.

257. Ступин, С. С. Искусство как мышление в материале. Экзистенциальные вариации пластического / С. С. Ступин. - Артикульт. - 2018. - № 31. - С. 6-15.

258. Строков, В. П. Система подготовки студентов художественно-графических факультетов по декоративно-прикладному искусству с учетом национально-регионального компонента: на примере Дальнего Востока : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Строков Вячеслав Петрович. - Москва, 2003 - 483 с.

259. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников : книга для учителя / Н. Ф. Талызина. - Москва : Просвещение, 1988. - 175 с.

260. Терехова, Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Терехова Галина Владимировна. - Екатеринбург, 2002. - 175 с.

261. Терентьев, А. Е. Роль и специфика курса композиции на художественно -графическом факультете педагогического института / А. Е. Терентьев // Вопросы истории, теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин : сб. статей. - Москва, 1967. - С.143-157.

262. Теплов, Б. М. Избранные труды : в 2-х т. / Б. М. Теплов. - Москва : Педагогика, 1985. - Т. 1. - 652 с.

263. Удалов, С. Р. Подготовка педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности / С. Р. Удалов. - Омск : Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 2005. -211 с.

264. Уласевич, Т. П. Организация самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплине «Народные художественные ремесла» / Т. П. Уласевич // Искусство и культура. - 2014. - № 3 (15). - С. 118123.

265. Узнадзе, Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д. Н. Узнадзе. - Тбилиси : Изд-во АН Груз. СССР, 1961. - 210 с.

266. Ушанева, Ю. С. Организация самостоятельной работы студентов как условие модернизации учебного процесса (на примере подготовки бакалавров на факультетах изобразительного искусства) / Ю. С. Ушанева // Культура. Наука. Интеграция. - 2013. - №2 (22). - С. 55-58.

267. Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании К. Д. Ушинский // Педагогические сочинения : в 6 т.- Москва, 1988. - Т. 1. - С. 195-256.

268. Фальке, Я. Отголоски восемнадцатого века / Я. Фальке. - Санкт-Петербург, 1897. - № 5. - С. 61-67.

269. Франкл, В. Человек в поисках смысла / под общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. - Москва : Прогресс, 1990. - 368 с.

270. Франк, С. Л. Смысл жизни / С. Л. Франк // Вопросы философии. - 1990. -№ 6. - С. 69-131.

271. Фейербах, Л. Избранные философские произведения : в 2-х т. / Л. Фейербах. - Москва : Мысль, 1995. - Т. 1. - 240 с.

272. Фрейд, З. Психология бессознательного: сб. произведений / сост. М. Г. Ярошевский. - Москва, 1990. - 180 с.

273. Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах : сб. трудов НИИ художественной промышленности / под ред. Н. В. Черкасовой. - Москва : Изд-во НИИХП, 1990. - 148 с.

274. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - Москва : Просвешение, 2009. - 59 с.

275. Фроловская, М. Н. Педагогика искусства - искусство педагогики / М. Н. Фроловская. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. - 144 с.

276. Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм. - Москва : Изд-во «В. П. Ильин», 1997. - 416 с.

277. Хакунова, Ф. П. Проблема организации самостоятельной работы студентов и школьников на современном этапе образования / Ф. П. Хакунова // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2012. - № 1. - С.153-158.

278. Харитонович, Д. Э. Ремесло и искусство (Социокультурный образ западноевропейского средневекового ремесленника) / Д. Э. Харитонович // Одиссей. Человек в истории. - Минск : Кругъ, 1994. - С. 35-37.

279. Хуторской, А. В. Компетентностный подход в обучении: научно-методическое пособие / А. В. Хуторской. - Москва : Эйдос, 2013. - 73 с.

280. Хворостов, А. С. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий ДПИ : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Хворостов Анатолий Семенович. - Москва, 1983. - 572 с.

281. Хворостов, А. С. Специфика рисунка в декоративно-прикладном искусстве / А. С. Хворостов // Ученые записки Орловского государственного университета, 2009. - № 1. - С. 336-339.

282. Хворостов, Д. А. Проектирование учебно-развивающей среды общеобразовательной школы / Д. А. Хворостов. - Орел : Орловский гос. университет им. И. С. Тургенева, 2017. - 201 с.

283. Цируль, К. Ю. Ручной труд в общеобразовательной школе. Педагогическое значение и польза ручного труда, его история, современное развитие и состояние, практическая постановка и литература / К. Ю. Цируль. - Сакт-Петербург : Картографическое заведение А. Ильина, 1894. - 246 с.

284. Цукерман, Г. А. Обучение, творчество и понимание как синонимы / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1999. - № 2 - С. 16-24.

285. Цукерман, Г.А. Развитие учебной самостоятельности / Г. А. Цукерман -Москва : ОИРО, 2010. - 432 с.

286. Частухина, В. А. Бакалавриат - составная часть многоуровневой системы высшего образования / В. А. Частухина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6 (1). - С. 76-77.

287. Черноухов, Э. А. Проблема учителя в горнозаводских школах Урала первой половины XIX в. / Э. А. Черноухов // Интеллигент в провинции. -Екатеринбург, 1997. - С. 160-172.

288. Шабанов, Н. К. Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в педвузе: дис... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Шабанов Николай Константинович. - Москва, 1995. -338 с.

289. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека : учеб. пособие / В. Д. Шадриков - 2-е изд. перераб. и доп. - Москва : Логос, 1996. -320 с.

290. Шаляпин, О. В. Проблемы современного образования / О. В. Шаляпин, А. И. Сухарев // Философия образования. - 2011. - № 2. - С. 188-195.

291. Шаляпин, О. В. О концепции развития непрерывного профессионального художественного образования / О. В. Шаляпин, Л. Г. Медведев // Профессиональное образование в современном мире. - 2012. - № 3 (6). - С. 75-82.

292. Шацкая, В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В. Н. Шацкая. - Москва, 1987. - 184 с.

293. Шачкова, Э. В. Творческий потенциал будущих художников декоративно-прикладного искусства в условиях самостоятельной работы / Э. В. Шачкова // Ученые записки Орловского гос. университета, 2017. - № 2 (75). - С. 384-387.

294. Шеллинг, Ф. В. Й. Об отношении реального и идеального в природе / Ф. В. Й. Шеллинг // Сочинения : в 2 т. - Москва, 1987. - Т. 2. - С. 34-51.

295. Штеренберг, Д. П. Отчет о деятельности Отдела Изобразительных искусств Наркомпроса / Д. П. Штеренберг. - Москва : Изобразительное искусство, 1919. -№ 1. - С. 50-81.

296. Шиллер, Ф. Письма об эстетическом воспитании человека / Ф. Шиллер // Собрание сочинений : в 7 т. - Москва, 1951. - Т. 6 : Статьи об эстетике. - С. 251359.

297. Широких, М. А. Комплекс педагогических задач учебного процесса высшей школы нового типа / М. А. Широких, Н. М. Никольская // Совет ректоров. - 2015. - № 4. - С. 37-43.

298. Шокорова, Л. В. Народное декоративно-прикладное искусство Алтая / Л. В. Шокорова. - Барнаул, 2012. - 112 с.

299. Шокорова, Л. В. Горная Колывань в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве / Л. В. Шокорова. - Барнаул, 2014. - 132 с.

300. Шокорова, Л. В. Обучение художественному ремеслу в Западной Сибири: история, проблемы, перспективы / Л. В. Шокорова. - Барнаул, 2016. - 121 с.

301. Шокорова, Л. В. Проблема профессионального образования в сфере народных художественных промыслов и ремесел / Л. В. Шокорова // Alma-mater = Вестник высшей школы. - 2014. - № 3. - С. 108-110.

302. Шокорова, Л. В. Этнические истоки народного искусства Алтая / Л. В. Шокорова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2014. -№ 3 (41). - С. 198-203.

303. Шокорова, Л. В. Специфика художественного образа плетеной куклы Алтая / Л. В. Шокорова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 1. -С. 313-317.

304. Шокорова, Л. В. Фольклорно-мифологические образы в народном декоративно-прикладном искусстве Алтая / Л. В. Шокорова // Дом Бурганова. Пространство культуры. - 2014. - № 1. - С. 188-196.

305. Шокорова, Л. В. Психолого-педагогические аспекты обучения народному декоративно-прикладному искусству / Л. В. Шокорова // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2 (51). - С. 148-150.

306. Шокорова, Л. В. Дидактические принципы обучения народному декоративно-прикладному искусству в условиях модернизации образования / Л. В. Шокорова // Человек и образование. - 2015. - № 1 (42). - С. 95-99.

307. Шокорова, Л. В. Народное декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования России / Л. В. Шокорова // Alma-mater = Вестник высшей школы. - 2015. - № 7. - С. 110-113.

308. Шокорова, Л. В. Народное декоративно-прикладное искусство в контексте развивающего обучения / Л. В. Шокорова // Мир науки, культуры, образования. -2015. - № 4 (53). - С. 87-90.

309. Шокорова, Л. В. Развитие творческих способностей средствами народного декоративно-прикладного искусства / Л. В. Шокорова // Человек и образование. -2015. - № 3 (44). - С. 112-118.

310. Шокорова, Л. В. Современные проблемы художественного образования в области народного декоративно-прикладного искусства / Л. В. Шокорова // Профессиональное образование в современном мире. - 2015. - № 4 (19). - С. 7686.

311. Шокорова, Л. В. Обучение художественному ремеслу в зарубежной педагогике XIX в. / Л. В. Шокорова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2015. - № 12. - Ч. 4. - С. 203-207.

312. Шокорова, Л. В. Дополнительное профессиональное образование в традиционном декоративно-прикладном искусстве / Л. В. Шокорова // Профессиональное образование в современном мире. - 2016. - № 1 (6). - С. 75-80.

313. Шокорова, Л. В. Художественное образование в области традиционного прикладного искусства в условиях глобализации / Л. В. Шокорова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2016. - № 6 (60). -С. 208-212.

314. Шокорова, Л. В. Характеристика реформ художественного образования / Л. В. Шокорова // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 2. - С. 135-135.

315. Шокорова, Л. В. Основные подходы к обучению народному декоративно-прикладному искусству в условиях модернизации образования / Л. В. Шокорова // Alma-mater = Вестник высшей школы. - 2016. - № 1. - С. 83-88.

316. Шокорова, Л. В. Формирование профессиональной компетентности у будущих художников декоративно-прикладного искусства / Л. В. Шокорова, Ю. В. Кирюшина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -Тамбов, 2017. - № 8 (74). - C. 199-202.

317. Шокорова, Л. В. Значение академического и декоративного рисунка в подготовке будущих художников народного декоративно-прикладного искусства / Л. В. Шокорова, Н. С. Мамырина // Мир науки, культуры, образования. - 2017. -№ 1. - С. 216-219.

318. Шокорова, Л. В. Проблема оценивания художественности декоративно-прикладных изделий в учебном процессе высшей школы / Л. В. Шокорова // Alma-mater = Вестник высшей школы. - 2018. - № 1. - С. 98-101.

319. Шорохов, Е. В. Современное состояние и перспективы художественно -педагогического образования / Е. В. Шорохов // Вестник МГОУ. Серия «Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству». - Москва : МГОУ, 2007. - № 2. - С. 3-7.

320. Шульгина, Е. Н. История Строгановского училища. 1825-1918. / Е. Н. Шульгина, И. А. Пронина. - Москва : Русское слово, 2002. - 124 с.

321. Школа диалога культур: основы программы / под общ. ред. В. С. Библера. -Кемерово : Алеф, 1992. - 96 с.

322. Шпикалова, Т. Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: дис... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Шпикалова Тамара Яковлевна. - Москва, 1988. - 315 с.

323. Щербаков, В. С. Изобразительное искусство: обучение и творчество / В. С. Щербаков. - Москва : Просвещение, 1969. - 169 с.

324. Щукина М. А. Психология саморазвития личности: субъектный подход: дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.13 / Щукина Мария Алексеевна. - Санкт-Петербург, 2015. - 355 с.

325. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. - Москва : Педагогика, 1989. - 515 с.

326. Юдин, Э. Г. Системный подход и принцип деятельности / Э. Г. Юдин. -Москва, 1978. - 392 с.

327. Юсов, Б. П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / Б. П. Юсов. - Луганск, 1990. - 175 с.

328. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. - Москва : Сентябрь, 1996. - 96 с.

329. Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия / П. М. Якобсон. -Москва : Искусство, 1964. - 84 с.

330. Якобсон, П. М. Психология художественного творчества / П. М. Якобсон. -Москва : Знание, 1971. - 48 с.

331. Якушева, М. С. Трансформация природного мотива в орнаментальную декоративную форму / М. С. Якушева. - Москва : Изд-во МГХПУ им. С. Г. Строганова, 2009. - 240 с.

332. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - Москва : Смысл, 2001. - 365 с.

333. Fiona MacCarthy. William Morris: A Life for Our Time. - Faber & Faber, 2015. -800 p.

334. Professional Competencies Formation by Means of Folk Arts and Crafts // Published Issues, Volume 11 Issue. - 10 (2016). - pp. 3394-3405.

335. ReadH. The Grass Roots of A rt. London, 1947. - 67 p.

336. Shokorova, L.V. The Problem of Synthesis of Traditions and Innovations in the Art of Woodwork / L.V. Shokorova, L.N. Turlyun L // World Applied Sciences Journal, 2013. - N 3. - pp. 408-412.

337. Shokorova, L.V. Shaping of Arts and Crafts Objects Using Computer Graphics / L.V. Shokorova, L.N. Turlyun // International Journal of Applied Engineering Research, 2016. - N 4. - pp. 2185-2190.

338. Shokorova, L.V. Professional and artistic education of future folk artists in the process of drawing training / L.V. Shokorova, N.S. Mamyrina // Man In India: Articles, 2016. - 96 (7). - pp. 2345-2356.

339. Shokorova, L.V. Students-Designers' Professional Competencies Formation by Means of Folk Arts and Crafts / L. V. Shokorova, S. M. Budkeev, J. V. Kiryushina // International journal of environmental & science education, 2016. - N. 10. - pp. 33943405.

340. Shokorova, L.V. Importance of Plein-Air Practice in Professional Art Education / L. V. Shokorova, N. V. Grechneva, V. I. Bochkovskay // International journal of environmental & science education, 2016. - N. 15. - pp. 8657-8668.

341. Shokorova, L.V. The Role of Pre-Teritiary Artistic Training in the Vocational Self-Determination of Enrollees / L. V. Shokorova, N. E. Kiseleva // International journal of environmental & science education, 2016. - N 15. - pp.8637-8648.

342. Shokorova, L. V. Revisiting the problem of teaching students to decorative and applied arts / L.V. Shokorova, L.G. Medvedev // Espacios, 2018. -N. 39 (25). - pp.1925.

343. Shokorova, L.V. National-Regional Component in the Training of Artists of Decorative-Applied Art / L. V. Shokorova, M. V. Sokolov, M. S. Sokolova // International Journal of Engineering & Technology, 2018. - N 7 (4.38). - pp. 519-522.

344. Student Hand Book 1998-2000. Kingsborough community college. The City University of New York, 2001 Oriental Boulevard. Printed in the United States of America. - 160 p.

345. Torrance Е. P. The nature of creativity as manifest in its testing / E. P. Torrance // The nature of creativity / ed. R. W. Sternberg. - New York : Cambridge University Press, 1988. - рр. 43-75.

346. Walter Crane. Tne claims of decorative art. Boston and New York. Houghton, Mifflin, а^ company. The riverside press, camridge, 1892. - 362 p.

Интернет-ресурсы

347. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. от 15.04.2014 г. № 295. - URL: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/4106 (дата обращения: 12.09.2017 г.)

348. ГОС ВПО по специальности 052300 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» от 11.07.1995 г. - URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/gos old/052300U.htm (дата обращения: 14.09.2017 г.)

349. ГОС ВПО по специальности 530500 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» от 14.03.2003 г. - URL: https://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list.plx?substr=052300&gr=0&st=all (дата обращения: 19.05.2017 г.)

350. ГОС ВПО по направлению подготовки 530500 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», квалификация/степень: «Магистр декоративно-прикладного искусства» от 10.04.2003 г. - URL: http: //eduscan.net/standart/070800 (дата обращения: 14.09.2017 г.)

351. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 г. - URL: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 06.11.2017 г.)

352. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 2008-2015 г. - URL: http://www.mcbs.ru/documents/3/117/ (дата обращения: 08.11.2017 г.)

353. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г, утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8 033c66928fa27e527/ (дата обращения: 17.02.2018 г.)

354. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 г. от 25.06.2015 г. - URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 (дата обращения: 17.02.2018 г.)

355. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. - URL: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: ???)

356. Общероссийский классификатор (ОКПДТР). 2017 г. - URL: https://classinform.ru/okpdtr.html (дата обращения: 02.05.2019 г.)

357. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов. от 22.01.2015 № ДЛ-01/05вн. - URL: http://fgosvo.ru/support/43/5/8/ (дата обращения: 02.05.2019 г.)

358. Приказ об утверждении стратегии развития народных художественных промыслов на период до 2020 г. - URL: http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/prikaz hudprom do2020.pdf (дата обращения: 06.03.2019 г.)

359. Профессиональный стандарт «Специалист по техническим процессам художественной деятельности». - URL: http://docplayer.ru/25795670-

Professionalnyy-standart-specialist-po-tehnicheskim-processam-hudozhestvennoy-deyatelnosti.html (дата обращения: 07.10.2019 г.)

360. Стратегия инновационного развития Российской Федедерации на период до 2020 г., утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.12.2011 г. № 2227-р. - URL: https://rg.ru/2012/01/03/innov-razvitie-site-dok.html (дата обращения: 05.11.2018 г.)

361. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3. - URL: кйр://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 24.10.2018 г.)

362. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг., утверждена постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 г. № 497. - URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/627520/ (дата обращения: 19.03.2018 г.)

363. ФГОС ВО по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» от 22.12.2009 г. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 97489/6d67120ca0f14e8fc3a0da6 d5063bdd55dd0686d/ (дата обращения: 27.11.2018 г.)

364. ФГОС ВО по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» от 12.01.2016 г. - URL: http://fgosvo.ru/news/21/1780 (дата обращения: 27.09.2018 г.)

Приложение

1. Шкатулка. Плетение из соломки

2. Панно «Цветы». Плетение из соломки

4. Панно «Лето». Плетение из соломки

5. Куклы. Плетение из рогоза

6. Кукла. Плетение из рогоза

8. Панно «Цветы». Плетение из рогоза . 9. Панно «Самовар». Плетение из рогоза

10. Панно «Цветочные фантазии». Плетение из рогоза

12. Куклы. Пластовая прорезная береста

13. Животные. Плетение из бересты

14. Шкатулка. Береста

16. Чайник и кружка. Береста

18. Сумка. Береста и рогоз

19. Сумка-сундук. Береста

20. Сумка-рюкзак. Береста

21. Чайный набор. Береста

22. Светильник. Береста

23. Туеса (набор). Береста

24. Дипломный проект «Соломенное чудо». Плетение из соломки

25. Дипломный проект «В ожидании лета». Рогоз, соломка

26. Дипломный проект «Дачный сезон». Плетение из рогоза

27. Дипломный проект «Алтайские травы». Прорезная береста

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.