Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Фомина, Татьяна Николаевна

  • Фомина, Татьяна Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Омск
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 134
Фомина, Татьяна Николаевна. Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Омск. 2011. 134 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Фомина, Татьяна Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ 14 КЛАССОВ

1.1 Психолого-педагогические аспекты творческой деятельности учащихся начальных классов.

1.2 Педагогические условия развития творческой деятельности учащихся начальных классов.

1.3 Критерии оценки творческой деятельности младших школьников.

Глава 2 ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

2.1 Типичные проблемы обучения изобразительному искусству младших школьников (констатирующий эксперимент)

2.2 Инновационные технологии как средство активизации творческой деятельности учащихся начальных классов.

2.3 Динамика творческой деятельности младших школьников на занятиях по ИЗО (формирующий эксперимент).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству»

На современном этапе реформирования системы школьного и высшего профессионального образования ведется поиск новых форм и методов обучения. Общественный прогресс выступает, прежде всего, как процесс активного усвоения и приумножения человеком культурных ценностей, а так же возрождения гуманизаци общества. Важную роль в решении, этих проблем играет изобразительное искусство и, особенно в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы мировоззрения- и миропонимания детей.

Обучение изобразительному искусству детей начальных классов всегда требует поиска средств и приемов активизации их творческой деятельности учащихся на всех этапах развития общеобразовательной школы.

Теоретический анализ методов преподавания изобразительного искусства в современной школе позволяет выявить проблемный характер целого ряда учебно-методических и воспитательных явлений.

Психологи* рассматривают творчество как создание человеком объективно* и субъективно нового продукта деятельности. Именно субъективная новизна составляет результата творческой деятельности, детей младшего школьного возраста. Когда младший рисует, лепит, вырезает и наклеивает, он все время открывает что-то новое для себя.

Большой потенциал для активизации детского творчества содержится в изобразительной деятельности младшего школьника. В последнее время в теории и практике в образовании начальной школы наметилось довольно много подходов к проблеме изобразительного творчества учащихся. Это обусловлено, прежде всего, сложностью данного явления, скрытостью механизма процесса творчества [64, 93].

К настоящему времени накоплен достаточно обширный материал, позволяющий строить различные концепции активизации творческой деятельности младших школьников посредством изобразительной деятельности. Значительный вклад в исследование развития творческой з личности внесли H.A. Ветлугина, Т.С. Комарова, В.С.Кузин, П.П. Пидкасистый, И.Я. Ларнер, Н.П. Сакулина, Е.А Флерина. Они научно обосновали некоторые методические аспекты руководства изобразительной деятельностью младшего школьника.

Социально экономические изменения, произошедшие в обществе, привели к смене ценностной ориентации в образовании. Ведущей; целью образования становится не объем полученный* знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, способствующее реализации уникальных возможностей* человека, подготовка ребенка1- к жизни, его психологическая и социальная? адаптация. Задача школы - создать такие условия обучениями воспитания каждого ребенка; при которых исчезла бы сама возможность диспропорции?, между интеллектуально -теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным и эмоциональным развитиемшичности-[42].

Активизация творческой:деятельности учащихся — одна из актуальных проблем: на; современном, этапе развития педагогической теории; и практики. Это закономерно, так как учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед- школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к труду, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе.

Общеизвестно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. В чем же состоит т эта активность? Ученые определяют творческую познавательную активность, как качество деятельности ученика; которое проявляется в> его отношении к содержанию hv процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.

Но одного определения не достаточно, чтобы дать характеристику этого качества личности для той или* иной возрастной группы детей.

Необходимо знать конкретные признаки творческой активности. В этом, как показало изучение опыта, многие учителя затрудняются. Поэтому действуют интуитивно, принимая хорошую учебу детей за высокий уровень их познавательной и творческой активности, что не всегда отвечает действительности (успеваемость всего лишь один из признаков познавательной активности, но не единственный). Бывает так, что младший школьник хорошо учится, а уровень его как познавательной, так и творческой активности невысок. Все зависит от того, какие внутренние мотивы побуждают его к познанию (стремление узнать что-то новое, интерес к чему-то).

Внешняя активность младшего школьника на уроке (вмешательство в ответы товарищей, беспредельное желание отвечать и т.д.) так же не всегда свидетельствует о направленности его мысли. Следует учитывать, что для поведения детей этого возраста характерна подвижность, импульсивность, преобладание процесса возбуждения над-торможением.

Сегодня, в связи со стремлением педагогов повышать качество обучения, все настойчивей звучит призыв к переходу на педагогические технологии. Любая технология обладает свойствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

Педагогическим коллективам учебных заведений дана возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.

На сегодняшний день изменилась роль ребенка в учебном процессе. Если в традиционной педагогике ему отводилась роль объекта, то в современной педагогике к ребенку обращаются как к субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и к самореализации [105].

Известно, что изобразительное искусство является доминантным видом искусства для младших школьников, приносящим наиболее развивающий 5 и воспитательный эффект. Оно является важным звеном в системе общего эстетического воспитания, одним из видов и средств художественного образования школьников.

Н.С. Боголюбов, JI.C. Выготский, JI.A. Григорович, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, Л.П. Сухомлинский, Л.Г. Дирксен и др. исследовали психологические и педагогические аспекты рассматриваемой проблемы. Они определили искусство как основу творческой деятельности учащихся.

Изучение учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах показывает, что характер обучения и воспитания средствами изобразительного искусства отмечен недостатками в художественном образовании. Большинство педагогов испытывают трудности в осуществлении поиска организационных форм на уроках изобразительной деятельности для повышения эффективности усвоения знаний и умений, низкий уровень которых не создает условий для активизации творческой деятельности учащихся начальной школы.

На уроках изобразительного искусства программой предлагается много тем, направленных на творческое развитие ребенка. Но, как показывает многолетняя практика- в организации таких уроков; практически не используется врожденный творческий потенциал ребенка.

В условиях школы младший школьник, изучая изобразительное искусство на протяжении четырех лет, при переходе в среднее звено в большинстве своем заявляет, что не умеет рисовать, что не знает изобразительной грамоты. В общеобразовательную школу ходят совершенно разные по уровню ребята^ одаренных учащихся единицы, а развить творчески учитель должен всех. Поэтому и формы методической организации работы на уроке должны быть разные, с учетом возрастных и индивидуальных способностей младшего школьника.

Таким образом, возникают противоречия между объективной необходимостью организации учебного процесса на уроках изобразительного искусства в начальной школе по активизации творческой деятельности учащихся и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории.

Преодоление противоречия между учебным процессом и теорией, и выявление педагогических условий, которые могут исправить существенные недочеты, сложившиеся в педагогической практике, обусловили выбор темы исследования.

Разрешение противоречия и выявление педагогических условий для-методики организации уроков изобразительного искусства с использованием» инновационных технологий как средство активизации творческой деятельности младшего школьника составляют проблему нашего исследования.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке структуры организации уроков изобразительного искусства в начальной школе с использованием инновационных технологий по активизации творческой деятельности учащихся.

Объект исследования - процесс обучения младших школьников изобразительному искусству.

Предмет исследования - методика обучения изобразительному искусству через инновационные технологии для развития творческих способностей младшего школьника и активизации его творческой деятельности.

Гипотеза исследования заключает в себе предположение о том, что разработав, методику с использованием инновационных технологий, включающих в себя весь процесс* творчества младшего школьника от организационного образного мышления до развития определенных умений изобразительной деятельности, можно значительно активизировать творческую деятельность младших школьников на занятиях по изобразительному искусству.

В соответствии с целью и гипотезой исследования« были определены задачи исследования:

1. уточнить сущность влияния инновационных технологий на развитие и активизацию творческой деятельности младших школьников;

2. обосновать педагогические условия, активизирующие творческую деятельность учащихся начальной школы;

3. выявить возможности активизации творческой деятельности школьников - начальных классов посредством. использования. инновационных технологий;

4. разработать методику системного подхода, к обучению изобразительному искусству с использованием инновационных технологий:

Ведущая: идея: Научно обоснованная- методика обучения изобразительному искусству, использующая инновационные технологии способствует активизации творческой деятельности учащихся начальных классов; обеспечивает повышение качественного1' результата процесса обучения и сохранение их природного творческого потенциала.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции известных ученых по важнейшим проблемам культурно-исторического развития (Л.С. Выготский), личностно-развивающего обучения, (В.В. Давыдов, Б.Д. Эльконин), психолого — педагогическая концепция игры (Л'.С. Выготский, Б.П. Никитин, A.C. Спиваковский, Л. Кэрролл, Д.Б. Эльконин), исследования психологов и педагогов, об особенностях развития детской изобразительной деятельности (H.A. Ветлугина, Е.С. Лыкова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина), основополагающие идеи, раскрывающие сущность творческих способностей и креативности личности (Д.Б. Богоявлинская, Д. Гилфорд, В.Н: Дружинин, И1Я. Лернер, Я.А. Понаморев, А.И. Савенков), теория об интеграции в художественной педагогике (Л.Г. Савенковой, В.И. Левин), теория критического мышления (Муштавинская И.В., Загашев И.О., Клустер Д., Коржуев A.B., Попков В.А., Рязанова Е.Л.).

Источники исследования: труды философов, психологов, художников,

Концепция развития образования Республики Казахстан (2004-2005гг.), программа по изобразительному искусству общеобразовательных школ (2003г.), учебники по изобразительному искусству для начальных классов, передовой педагогический опыт учителей - новаторов, методистов, а также опытно-экспериментальная работа автора.

Этапы и методика исследования:

На первом этапе (1996-1999гг.) проводилось изучение состояния условий развития-творческих способностей ребёнка, анализ литературы по проблемам художественного обучения учащихся, определение методологической базы исследования; гипотезы и организации исследования. Ведущими на данном этапе- стали методы теоретического анализа философской, психолого-педагогической литературы, учебных и творческих работ учащихся, анализ эмпирического наблюдения и личного опыта, методы сравнения и моделирования обучающего процесса путём анализа материалов философской и педагогической литературы, наблюдаемого и организуемого процесса художественного обучения и воспитания. Начало исследовательской работы положено в школе-саду №35 г. Павлодара.

На втором этапе (2000-2004 г) — проводилось уточнение заложенных в гипотезе условий, обеспечивающих успешность развития творческих способностей детей, разработка методики экспериментальной работы по развитию творческих способностей учащихся с развитием и сохранением их творческого потенциала. Использования методов анкетирования; бесед, оценочных суждений, наблюдения; самооценки, отработки экспериментальных оценок и определенных заданий.

На третьем этапе (2007-2008гг.) - проводилась опытно-экспериментальная работа по теме исследования, проводилось обобщение экспериментальной работы, анализ полученных результатов исследования, вносились необходимые корректировки и исправления, формулировались 9 выводы, разрабатывались научно-методические рекомендации по изобразительной грамоте. Мы использовали методы сравнения и обобщения.

База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе с/ш №21, 27 г. Павлодара, в параллелях с первых по четвёртые классы, в эксперименте участвовало по 25 человек из каждого класса общей численностью 400 человек.

Теоретическая* значимость и научная новизна исследования заключается в следующем:

- теоретически уточнена сущность понятий «творческая деятельность», «инновационные технологии»;

- на научно-теоретической основе определены роль и задачи художественного обучения и воспитания в формировании творческих способностей учащихся начальных классов;

- определены и экспериментально обоснованы педагогические условия I организации и проведения» уроков изобразительного искусства по активизации творческой/ деятельности* учащихся начальных классов при использовании, инновационных технологий;

- обоснованы показатели по активизации творческой' деятельности учащихся в содержании' учебных предметов изобразительного искусства в начальных классах; определена методологическая система организации уроков изобразительного искусства в начальных классах с использованием инновационных технологий.

Практическая значимость, исследования состоит в разработанных научно-методических и практических выводах, в методике организации урока изобразительного искусства с использованием инновационных технологий обучения для активизации творческой деятельности учеников начальной школы.

На защиту выносятся следующие положения: 1. уточнение сущности понятия «творческая деятельность»;

2. обоснование педагогических условий для развития и систематизации методики организации уроков изобразительного искусства с использованием инновационных педагогических технологий для активизации творческой деятельности учащихся начальной школы;

3. теоретико-экспериментальное подтверждение методики обучения изобразительному искусству по активизации творческой деятельности младших школьников;

4. теоретическое и практическое совершенствование активизации творческой деятельности младших школьников с использованием инновационных технологий.

Достоверность научных результатов подтверждаются методологической обоснованностью проведенного исследования, логичностью научного аппарата, целью и задачами исследования, опытной проверкой, теоретических положений в ходе эксперимента; использованием апробированных методов исследования и обработки полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путём:

-публикации методических разработок по теме исследования;

-подготовки и обсуждение докладов, на международных научно-практических конференциях: «Наука и образование в 21 веке: динамика развития в Евразийском пространстве» (Павлодар, 2006), «Актуальные проблемы педагогического образования» (Шымкент, 2006), «Предпринимательство, конкурентоспособность и качество жизни: проблемы и перспективы их обеспечения в современных условиях», (Павлодар, 2007), «Новое в искусстве и дизайне» (Павлодар, 2006), «Цивилизация и глобализация духовных ценностей* Средней Азии и Казахстана» (Шымкент, «Отырар», 2007), Международной научно - практической конференции (Шымкент, Ясави, 2007), «Инновационные технологии в системе педагогического образования» (Шымкент 2007), «Управление высшими и учебными заведениями в свете реализации приоритетного национального проекта «Образование» (Пенза 2007), «Инновации в педагогическом образовании» (Новосибирск 2007), «Социально-гуманитарное направление в парадигме современного образования» (Павлодар, 2007), «Инновационные технологии в системе педагогического образования» (Шымкент, 2007); «Инновации в педагогическом образовании» (Омск, 2008), «Образование и наука: опыт и перспективы сотрудничества, Казахстана и России» (Семипалатинск 2008), « Современные технологии, в российской системе образования» (Пенза 2008); «Университеты XXI века: инновационные и новые технологии (Алматы,2009), «Forming perception of piece of art by junior pupils at fine art classes» Материалы международной научно-практической конференции «Приоритетные направления науки, технологии и техники» (European journal of natural history.-2009.-№l.-C.90-93), «Университетское образование» (Пенза 2011).

Структура диссертации определена, логикой и последовательностью поставленных задач. Диссертация состоит из введения; двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Фомина, Татьяна Николаевна

Заключение

Решение проблемы активизации творческой деятельности и формирования творческих способностей детей в учебно-воспитательном процессе имеет большое значение особенно сейчас, в условиях духовного возрождения. «Именно в детстве формируется или яркая человеческая индивидуальность, или безликая, бескрылая стереотипность. Именно в детстве закладывается путь к собственному счастью1 или несчастью. Смысл воспитания человека - неповторимость. Две грани подлинного счастья -счастье человеческого общения и счастье творческого пути — мы можем и должны дать им». Эти слова, Л.С. Выготского подчеркивают особенную значимость поиска.путей активизации творческой деятельности учащихся в общении с искусством. Такая, проблема может быть решена при условии организации целенаправленного процесса, включающего разнообразные формы классных занятий, сориентированных на постижение духовно-содержательных аспектов изобразительного искусства в единстве восприятия* и созидательной деятельности на основе общения, сотворчества.

В данном исследовании мы рассматривали аспекты активизации творческой деятельности ребенка» в процессе художественного обучения и воспитания в системе формирования методикой организации уроков изобразительного искусства через использование инновационных технологий.

В соответствии с целью, задачами исследования были выявлены теоретические основы поисков путей активизации творческой деятельности младшего школьника, познания внутреннего мира человека, его духовное становление и творческое самосовершенствование. Мы выяснили, что данная проблема недостаточно разработана в педагогике и методике преподавания изобразительного искусства в младшем школьном звене образования — на уроках рисования в школе, где должна осуществляться методология организационных форм, влияющих на активизацию творческой деятельности. Это потребовало как уточнения понятия системообразующего компонента данного исследования - категории творческой личности, так и рассмотрения мировоззренческой и воспитательной роли изобразительного искусства при активизации его творческой деятельности. В ходе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы были выявлены оптимальные и достаточные педагогические условия активизации творческой деятельности личности учащихся средствами изобразительного искусства обучения.

Итоги проведенного исследования сводятся к следующему:

1) Педагогическая проблема формирования творческой личности-учащихся и* активизация их творческой деятельности, решается средствами организации уроков изобразительного искусства в развитии творческих способностей и развитии творческого мышления детей младших классов при обучении изобразительному искусству в общеобразовательной школе.

2)«Опытно-экспериментальная работа на основе модели - «Активизация развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства» в развитии творческих способностей детей начальной школы через предмет «Изобразительное искусство» подтвердила, что сложившаяся традиционная! система, художественного обучения и воспитания в общеобразовательной школе по многим критериям и показателям не на должном уровне активизирует творческую деятельность младшего школьника.

3) Современное состояние общества требует такой системы художественного обучения и воспитания; которая- способствовала бы, стремлениям личности к творческому поиску и творческому конечному результату. Поэтому необходима качественная перестройка содержания обучения и воспитания на занятиях изобразительного искусства в начальной школе. Целенаправленно организованный процесс обучения и воспитания через предмет «Изобразительное искусство» активно участвует в развитии творческих способностей детей и должен стимулировать непрерывный внутренний процесс формирования творческой личности и её способностей.

122

4) Необходимость модернизации художественного образования в общеобразовательной школе требует изменения и усовершенствования самих подходов, углубления и расширения форм, методов обучения и воспитания, средств и приемов педагогического воздействия.

5) Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили нашу гипотезу о том, что если разработать целостную методологическую систему организации и проведения уроков изобразительного, искусства в начальной школе с использованием инновационных* технологий, в нашем случае — технологии критического мышления^ то всё это позволит обеспечить активизацию творческой деятельности развитие творческих способностей учащихся.

Результаты эксперимента1 выявили основополагающую роль предмета «Изобразительного искусства» в общеобразовательной школе как стартовой площадки в системе формирования творческой личности учащихся развивая творческие способности и активизации их творческой деятельности.

7) Опытно-экспериментальная работа поставила высокие требования к уровню профессионально-компетентного педагогического взаимодействия с учащимися в учебно-воспитательном процессе.

8) Результаты опытно-экспериментальной работы, аналитические показатели подтверждают достоверность теоретических предположений: гипотезу, определение содержания, подходов, типа деятельности; форм, средств и методов проведенного исследования.

9) Дальнейшее исследование проблемы имеет такие, возможные направления:

- анализ и возможную корректировку структуры программ, планов предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе;

-дальнейшее качественное дополнение содержания художественного обучения и воспитания;

- поиск новых форм, методов, приемов педагогического воздействия; совершенствование методики индивидуально-ориентированной

123 системы как источника энергетического потенциала в активизации творческой деятельности детей разновозрастного уровня.

10) Методические рекомендации, дидактические и учебно-методические средства определены автором исследования в научных публикациях, выступлениях на научно-практических международных конференциях.

Таким образом, осуществление методики как системы проведения занятий по изобразительному искусству в активизации развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста и активизации творческой деятельности средствами изобразительного искусства, обучения и воспитания должно стать одним из ведущих принципов учебно-воспитательного процесса на уроках творчества в начальной школе. Задачи формирования творческой личности учащихся художественно-педагогическими средствами можно решать в рамках среднего общего образования путем создания целостной системы художественного обучения и воспитания с целью развития творческих способностей младшего школьника и активизации творческой деятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Фомина, Татьяна Николаевна, 2011 год

1. Аронова C.B. Обучение изобразительному искусству, модернизация общего образования. СПб.: Каро, 2004. - 170 с.

2. Абрамов М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. М.: Владос, 2004. - 121 с.

3. Арнхейм Р. Визуальное мышление: Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М., 1981- С.98.

4. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. М.: Издательство «Ось-89», 2003. — 200 с.

5. Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности. М., 1972. 168 с.

6. Айдарова З.Ш. Изобразительное искусство. Алматы: Атамура / Мысль 2006- 110 с.

7. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. -М.: Просвещение, 1995. 24 с.

8. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М.: Педагогика,s1997.- 125 с.

9. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. М., 1925. -С. 30

10. Бакушинский A.B. Исследования и статьи. М.:Советский художник, 1981-51 с.

11. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.,1989.- 75 с.

12. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. СПб.:изд-во Буковского, 1994: — 200 с.

13. Боголюбов Н.С. Принципы индивидуального подхода к развитию творческих способностей средствами изобразительного искусства М.:ПЕдагогика, 221. 24 с.

14. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М., 1981. - 140 с.

15. Бордовский Г.А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии — М.: Педагогика. 1993 - №5.

16. Брюшинкин В.Н., Маркин В.И. Критическое мышление, логика, аргументация. Калининград; Изд-во Калинингр.гос.ун-та. 2003. 173 с.

17. Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация. / Критическое мышление, логика, аргументация. Калининград. Изд-во Калинингр.гос.ун-та. 2003. - С.29-34.

18. Бутенко A.B., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002. - 240 с.

19. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 2000. - 85с.

20. Варшавер О. Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ, 2005. - 77 с.У

21. Вертлугина H.A. Ребёнок и изобразительное творчество. М.: б.и., 1987. -168 с.

22. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусств М.: Изобразительное искусство, 1985- С.23-27.

23. Выготский Л.С.Детская психология // Собр. соч.: в 6т -М.-Т.4.-Педагогика, АПН, 1984 (под редакцией Д.Б. Эльконина), 432 с.

24. Выгодский Л.С. «Психология искусства» М., 1968г.- 328 с.

25. Высоцкая Л. Применение поэтического образа на уроках ИЗО в начальной школе. //Искусство-в начальной школе, 1998 №1.

26. Выходцева Л.А. Автореферат на соискание уч. ст. канд. пед. Наук Формирование у подростков способности к художественному изображению .//природы М., 1997- 25 с.

27. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. — М., 1985. — 254 с.

28. Гин С.И. Мир фантазии (Методическое пособие для учителей начальных классов). Гомель, 2003.

29. Горяева H.A. Первые шаги в мире искусства для детей 5-9 лет. М.: Рольф. 2000. - 120 с.

30. Горяева H.A., Неменская Л.А., Питерских А.Л. Искусство вокруг нас //126учебник для 3 класса начальной школы./ Под редакцией Неменского Б.М. -М.: Просвещение, 2004, 140 с.

31. Горяева H.A., Неменская JI.A., Питерских A.JI. Искусство вокруг нас: учебник для 3 класса начальной школы./ Под редакцией Неменского Б.М. -М.: Просвещение, 2006. 140 с.

32. Григорович JI.A. Развитие творческого потенциала как актуальная педагогическая проблема.-Челябинск, 2006. 153 с.

33. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества по изобразительной деятельности. // Дошкольное воспитание. — 1989. № 2. — 364 с.

34. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 239 с.

35. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М: Народное образование, 2000. — 80с.

36. Гусарова И.Л. Руководство рисунком по замыслу детей. М.: Просвещение, 1965. - 56 с.

37. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М: Народное образование. 2000. - 86 с.

38. Дарханов H.A. Автореферат дисс. к.п.н./.Педагогические условия активизации познавательной деятельности учащихся (на примере школ для одаренных детей). Алматы, 2000 — 24 с.

39. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. - 82 с.

40. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.-122 с.

41. Джардина М.Ж. Вопросы повышения качества школьного образования. Материалы МНПК Среднее образование в XXI веке. Состояния и перспективы развития. Астана, 2002.- 15 с.

42. Дирксен Л.Г. Творчеству, как и любой деятельности, можно учиться. Вестник Евразийского гуманитарного института, Астана, 2004, №1 - С. 136142.

43. Дирксен Л.Г.Развитие творческой деятельности учащихся через национальное искусство. В сборнике «Современные образовательные технологии в системе непрерывного образования». // Международная научно-практическая конференция. Астана, 2004,- С. 77-84.

44. Дрезнина М. Игры на листе бумаги. М.гИскатель, 1998. - 80 с.

45. Дубровская Н.В. Игры с цветом. СПб.:Детство-пресс, 2005. - 48 с.

46. Евдокимова М. Игры на листе бумаги. М.: Школьная пресса, 2003. -72с.

47. Ермолаева-Томина Л.Б. Развитие креативности на занятиях изобразительным искусством. / в Сб. научно-методических трудов. Совершенствование методики преподавания художественно-творческих дисциплин. М.: Прометей, 2002.

48. Ершова А.П., Захарова Е.А. и др. М.: Просвещение, 1991. - 128 с.

49. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения.- М., 1967- С. 13.

50. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб: Альянс-Дельта, 2003.-284 с.

51. Загашев И.О.' Как решить эту проблему. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. -63 с.

52. Ибрагимов У.Ш., Болатбаев К.К., Алмухамбетов Б.А., Айдарова З.Ш. Изобразительное искусство: Учебник для 2 класса общеобразовательное школы. Алматы: Атамура, 2002 — 144*с.

53. Ибрагимов У.Ш., Болатбаев К.К., Алмухамбетов Б.А., Айдарова З.Ш. Изобразительное искусство: Учебник для 3 класса общеобразовательное школы. Алматы: Атамура; 1999 136 с .

54. Ивахнова Л.А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства: учебное пособие. — Омск. 2003, 128 с.

55. Игнатьев. Е.И. Психологические особенности изобразительной деятельности младшего школьника // Психология младшего школьника/ под редакцией Е. И. Игнатьева. М.: издательство АПНРСФСР, 1960-С. 283-303.

56. Калыбекова A.A. Система эстетического воспитания школьников на128казахских народных традициях // В сб. трудов конференции «Проблемы и перспективы этнопедагогического образования в Казахстане». — Алматы, 1999. -С.299-302.

57. Карнилова С., Галанов А. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет. М.::Рольф, 2000.-90 с.58.- Кершенштецнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. М.,1924. 187 с.

58. Кэрролл JI. Логическая игра. — М., 19911 65 с.

59. Кларин* М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига-Москва: Эксперимент, 1998. - 87 с.

60. Кларин М.В. Педагогическая технология. М., 1989. - 213 с.

61. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.: б.и., 1996. — 68 с.

62. КсензоваГ.Ю. Перспективные школьные технологии. М.,2001. — 350 с. 64! Кулюткин Ю.П., Сухобская Т.С. Развитие творческого мышления школьников: Д., 1968. - 98 с.

63. Кларин М.В. Технология обучения. Рига, 1999. - 67 с.

64. Кларин М.В. Инновационные модели обучения, в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 190 с.

65. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига:Эксперимент, 1999:-462 с.

66. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995. — 378с.

67. Клустер Д. Что такое критическое мышление? / Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ, 2005. - С. 5-13.

68. Коржуев A.B., Попков В.А.,.Рязанова Е.Л. Как формировать критическое мышщление? // Высшее образование в России. 2001. - №5. - С. 59-61.

69. Конева В.С.Формирование критичности как условия овладения младшими школьниками творческой деятельностью // Младший шщкольник: формирование и развитие его личности. СПб, 2002. - С.59-68.

70. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. / Текст. А.К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2001. - 368 с.129

71. Колоколова О.Е. Художественное воспитание и развитие личности: учебное пособие,- Омск: БОУДПО «ИРООО», 2009. 80 с.

72. Косминская В.Б.Особенности изобразительного искусства и методика, руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение, 1987.- 248 с.

73. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.: Просвещение, 1991. - 92 с.

74. Коротеева Е.И. Искусство и ты: учебник для 2 класса /под, редакцией Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2005.-140 с.

75. Кукушин B.C. Педагогика начального образования. М.: ИКЦ «МарТ»5 2005. - 378 с.

76. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- М.: Высшая школа, 2000.- 271 с.

77. Кузин B.C. Психология.- М.: Высшая школа, 1982- 156 с.

78. Кузин B.C. Повышение эффективности уроков изобразительного искусства /под редакцией В.С Кузина. М.: Просвещение, 1975-150 с.

79. Лапин Н.И., Пригожий А.И. и др. Нововедения в организациях. -М.,1991.- 178 с.

80. Левин В.И. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1993. - 224 с.

81. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст- М.: Педагогика, 197154 с.

82. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика, №2, 1996.

83. Лыкова Е.С. Декоративность в изобразительной деятельности младших школьников: учебное пособие, Омск, 2002 - 127 с.

84. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М: Просвещение, 1990. - 164 с.

85. Маслов С И Развитие творческих возможностей и ценностного отношения к технической деятельности у младших школьников. Тула, 1998.-151 с.

86. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку.- М.: Просвещение, 1986.-159 с.

87. Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет», Ярославль, 2002, 125 с.

88. Минкина Ф.Ф. Дис.Канд.Пед.наук Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования. -. Казань 2000. 146 с.

89. Москвина Г. Развитие воображения и творчества на уроках композиции Искусством школе.- 1995. №1 - С.38-43.

90. Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности.- МГПИ, 2002. С.67.

91. Муштавинская И.В. Технология развития критического мыщления: научно-методическое осмысление // Методист. 2002. №2. - С.30-35.

92. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., 1990. 184 с.

93. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус.яз., 1986

94. Нурмагамбетова В.А. Учителю об одаренности: учебное пособие. -Павлодар, 2004 56 с.

95. Пантелеева Л.В. Развитие чувства цвета у детей 5-7 лет.: Автореферат на соискание уч. ст. канд. пед. Наук М., 1986- 25с

96. Плюхин В. Главное — творчество. // Искусство в школе, 1998- №3.

97. Полуянов Ю. Общее и индивидуальное на занятиях изобразительным искусством в 1 классе. // Искусство в школе,1997- №5; 1998,- №1- С. 8-15.

98. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс (система Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова): Пособие для учителя начальной школы. — М.: Вита, 2003. 218 с.

99. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 2 класс (система Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова: Пособие для учителя начальной школы. М.: Вита, 2004. - 250 с.

100. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 3 класс (система Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова): Пособие для учителя начальной школы. М.: Вита, 2005. — 214 с.

101. Программы «Изобразительное искусство» для 1-4 классов общеобразовательной школы с русским языком обучения. ТОО «РОНД» -Алматы, 2003. - 374 с.

102. Ростовцев H.H. Методика преподавания, изобразительного искусства в школе. М.: изд. «Агар», 1998. - 224 с.

103. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: Рус. И сов.школа> рисунка: Учеб. Пособие для студентов худож. граф. Фак. Пед.ин-тов. М.: Просвещение, 1982: - 240 с.

104. Ростовцев Н. Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учеб. Пособие. М.: Изобраз. Искусство, 1983. 288 с - 193 ил.

105. Раппорт С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд.,доп.-М.: Музыка, 2001 —168 с.

106. Савлучинская, Наталья Владимировна Активизация творческой деятельности студентов дошкольного факультета на занятиях по изобразительному искусству: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02 Омск, 2002. - 128 с.

107. Саккулина Н.П. Воспитание творческой инициативы //Дошкольное воспитание.-1990.-№1. С.82-89.

108. Самохин В.Н. Искусство и психология: Крит. Анализ некоторых буржуазных концепций искусства.—М.: Знание, 1977.- 63 с.

109. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. — М.: Народное образование, 1996. 80 с.

110. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. -М., 1998.-128 с.

111. ПЗ.Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем. // Школьные технологии, 1996- №3.

112. Н.Семина JI.И. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания / под общ.ред. Л.И. Семиной. М.: Бонфи.2002 -(Толерантность: объединяем усилия) - Т. 1./ Сост. Е.А.Генике,Е.А.Трифонова.-239 с.

113. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность М, 1997.

114. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах», М., 2002, - 368 с.

115. Соловьёва КВ. Художественно-творческая деятельность детей как фактор развития одарённости: Дис. канд. нед. наук. Магнитогорск,2000.

116. СпиваковскийА.С. Игра это серьезно. - М., 1981. - 64 с.

117. Танирбергенов М.Ж.Педагогический взгляд на формирование эстетического мировоззрения при помощи изобразительного искусства. // Ташкентский Государственный педагогический университет им. Низами. — Т.1 -2005.-С.96-103.

118. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Проблемы индивидуального развития.- М., 1961.-33 с.

119. Толеубаев А.Т. Пережитки магии в традиционной детской обрядности. — Алматы, 2000. 67 сг

120. Фелтон М.К. Подходы к аргументации при обучении критическому мышлению // Перемена. 2005. №4. - С.6-13.

121. Фишелева А.И. Развитие творческой активности младших школьников во внеклассных занятиях по курсу «Художественная культура Урала»: Автореф.канд.пед.наук. Екатеринбург, 2001. -24 с.

122. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. -М.: б.и., 1986.-211с.

123. Флёрина Е.А. Детский рисунок. М., 1924. - С.37, 56.

124. Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства. М.: Просвещение, 1087. - 73 с.

125. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. -503 с.

126. Шакирова Д.М., Плотнткоова Н.Ф. Интеграция умений критически мыслить и работать в команде при обучении студентов ВУЗа// Инновации в образовании, №3, 2006.

127. Шишлянникова, Н. Проблемы целостности в педагогике, искусства. Искусство в школе,- М., 1999. 123 с.

128. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология, (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников) М., 1992. — 234'с.

129. Эдварде Бетти. «Откройте в себе художника», Минск, 2000. — 240 с. 136.Эльконин Д.Б., Психическое развитие в детских возрастах /под редакцией Д.И. Фельдштейна - Москва-Воронеж, 2001,- С.55. 137.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1979.

130. Юсупбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М.,1999. - 82 с: 139:Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников: Дне: доктора пед. наук.- М., 1984. - 256 с.

131. Юсов Б.П. Изобразительное искусство в начальных классах / Под ред. Б.П! Юсова, Н.Д. Минц. Минск: Народная асвета, 1986. -167 с.

132. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. — М.,1974.- 180 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.