Активные элементы композиции как фактор обновления кинодраматургии в авторском кинематографе второй половины XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Гусев, Алексей Олегович

  • Гусев, Алексей Олегович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 167
Гусев, Алексей Олегович. Активные элементы композиции как фактор обновления кинодраматургии в авторском кинематографе второй половины XX века: дис. кандидат наук: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 2017. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гусев, Алексей Олегович

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. АКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОМПОЗИЦИИ ФИЛЬМА

1.1. Особенности категорий фабулы и сюжета в кинодраматургии

1.2. Изменения в строении фильмов конца 1950-х - начала 1960-х годов. Понятие

активных элементов композиции

ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФАБУЛЫ, СЮЖЕТА И КОМПОЗИЦИИ В ФИЛЬМАХ КОНЦА 1950-х - НАЧАЛА 1960-х ГОДОВ

2.1. Композиционно-стилевые связи в фильме О.Иоселиани «Жил певчий дрозд»

Связующая роль активных элементов композиции

2.2. Особенности композиционных связей в эпизодической

структуре фильма Г.Н.Чухрая «Баллада о солдате»

2.3. «Расёмон» А.Куросавы. Функции активных элементов композиции

2.4. Создание замкнутой вариативной повествовательной структуры

в фильме А.Рене «В прошлом году в Мариенбаде»

ГЛАВА 3. АКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОМПОЗИЦИИ В АВТОРСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ 1970-х - 1980-х ГОДОВ. РОЛЬ АВТОРА-ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ

3.1. Особенности организации субъективного времени и пространства в

фильмах авторского кинематографа 1970-х - 1980-х годов

3.2. Субъективное время в фильме «Рим» Ф.Феллини

Ассоциации, воспоминания, ретроспекции

3.3. Субъективное условное пространство. Перечисление и игра как структурный приём в фильме «Контракт рисовальщика» П.Гринуэя

3.4. Взаимоотношения между внутренним и внешним действием

Синтез субъективного времени и субъективного пространства в «Сталкере»

А.Тарковского

ГЛАВА 4. ВАРИАЦИОННЫЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ В КИНЕМАТОГРАФЕ 1990-х - 2000-х ГОДОВ

4.1. Влияние СМК и СМИ на общекультурную ситуацию конца двадцатого века.

Гипертекстовые структуры в кино

4.2. Имитация структуры компьютерного текста в фильме

«Данте. Ад. Песни I—VIII» П.Гринуэя

4.3. Субъективность гиперпространства в фильме П.Гринуэя «Человек, Музыка,

Моцарт начинаются с М»

4.4. Вариативность фабулы как отрезка повествования

Имитация игры. «Беги Лола, беги!» Т.Тыквера

4.5. Особенности субъективного времени в кинематографе 2000-х

«Принцесса и воин» Т. Тыквера

4.6. Внутреннее и внешнее действие в фильме «Мертвец» Д.Джармуша

Субъективное время и пространство. Вариативность смыслов как

вариативность контекстов

4.7. Роль анимации в структуре фильма «Пес-призрак. Путь самурая» Д. Джармуша Видовая вариативность гипертекстовой структуры киноповествования

4.8. Гипертекстовые структуры в кинематографе конца двадцатого - начала двадцать

первого века

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Книги на русском языке

Книги на иностранных языках

Материалы из периодической печати

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Активные элементы композиции как фактор обновления кинодраматургии в авторском кинематографе второй половины XX века»

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая диссертация - это попытка рассмотреть и проанализировать ход процессов развития киноповествования в период с конца 1950-х годов до начала двадцать первого века.

Способ киноповествования, логика ведения действия, взаимоотношения композиции, фабулы и сюжета фильма, характеризуют тот или иной уровень развития кинематографа, являются актуальными и важными проблемами теории и практики кино и неоднократно подвергались серьезным изменениям в своей истории, поэтому разработка новых повествовательных типов, синтез разнообразных жанровых и видовых форм, эксперименты с построением нелинейных сюжетов, поиск стилистических приёмов, попытки разработки новых композиционных структур, активизировались именно в периоды таких изменений. Вопрос организации нелинейных форм повествования универсален, он затрагивает многочисленные аспекты практики и теории кинематографа.

Важнейшим аспектом изучения киноповествования является вопрос времени. Характер любого рассказа заключается в последовательном становлении во времени действия. Кинематографический рассказ также онтологически связан с построением времени и хронометражем фильма. При этом, в соответствии с логикой автора - создателя фильма, кино обладает возможностью объединять разнопространственные и разновременные события, объекты съемок

Время повествования в кино существует как условная длительность. В отличие от реальной длительности, оно зависит от взаимного соотношения эпизодов, сцен, кадров фильма, а также от внутрикадровых соотношений объектов съемки. Время повествования условно, в нём, как правило, присутствуют несколько слоёв или уровней.

В книге «Искусство экрана: проблемы выразительности» К.Э. Разлогов1 выделил основные формы времени киноповествования.

Нейтральным уровнем, по его мнению, следует считать полный временной параллелизм просмотра и действия - форму прямой последовательности. Наиболее распространенным типом прямой временной последовательности является эллиптическая форма. Принцип движения повествования от прошлого к будущему здесь сохраняется, но между событиями или их фазами возникают интервалы той или иной протяженности.

1 См. Разлогов К.Э. Искусство экрана: проблемы выразительности. / К.Э. Разлогов. - М.: Искусство, 1982. - 158 с.

Также выделяются: «вневременные интроспекции, последовательный показ одновременных событий, наконец, ретроспекции, то есть демонстрация событий, предшествовавших показанным ранее».2 К.Э. Разлогов отмечал, что наибольшая свобода временной организации характерна для таких структур, где фрагменты сополагаются по логике авторской мысли, а не саморазвития действия. В таких случаях связь между содержанием кадров во времени может и не задаваться. Это положение особенно важно для диссертанта, поскольку в данном исследовании рассматриваются именно такого рода произведения.

Наиболее показательно это, как правило, происходит в авторском кинематографе. Здесь киноповествование почти всегда подчинено ходу субъективного времени. Выстраивая рассказ в фильме, повествуя, автор создает особое время. При анализе фильмов, временным характеристикам происходящего на экране в работе уделено особое внимание. Это связано с тем, что данный аспект киноповествования может служить своего рода индикатором процессов развития нарративных форм в интересующий нас период.

Значительный опыт нелинейного повествования - был накоплен в эпоху немого кинематографа. Молодое искусство создавало свой особый, художественный выразительный язык, не связанный с театральной условностью и хронологической драматургией. Уже в двадцатые годы прошлого столетия стало ясно, что передача на экране мыслей, снов, ассоциаций и воспоминаний на экране требует особой структуры. Таким образом, на фоне динамичных культурных процессов двадцатого века линейная последовательность передачи действия на экране не могла оставаться единственно возможным или главенствующим нарративным способом.

Достаточно хорошо изученный немой кинематограф стал базой для дальнейших поисков новых видов киноповествования. Последующие научные исследования киноповествования не носили общего характера. Большинство работ тяготело или к рассмотрению стилистических характеристик (исследования неореализма), или к рассмотрению жанровых особенностей фильмов (оппозиция жанрового и авторского кино). В некоторых исследованиях специфическое киноповествование понималось исключительно как драматургия действия и отношений характеров персонажей. Проблема определения киноповествования существует до сих пор. По словам Л.Н. Березовчук: «Понятие «киноповествование» в киноведении употребляется повсеместно, но статуса термина до сих

пор не имеет. Это понятие в текстах киноведов и критиков применяется чаще всего на уровне здравого смысла, выступая синонимом весьма разнообразных вещей:

- некоей «истории», повествуемой любым фильмом, независимо от киноискусства;

- содержательно-смысловой стороны фильма;

- структурно-композиционных принципов фильма, обеспечивающих его формальную целостность и образное единство ....

- сценария как литературной основы фильма;

- основной задачи режиссера при создании фильма в подготовительный, съемочный и послесъемочный период;

- носителя художественных идей режиссера (режиссерской концепции фильма);

- фильма как произведения искусства вообще»3.

В данной работе, вслед за позицией К.Э. Разлогова, киноповествование понимается как сложный комплекс различных средств и приемов, структурно-композиционных принципов строения фильма, используемых авторами для передачи развития хода событий на экране и обеспечивающих его формальную целостность и образное единство. Понятие «киноповествование» диссертант связывает с кинодраматургией, с сюжетом фильма. Данное исследование посвящено драматургии фильмов, а не сценариев.

Особенно актуально рассматривать кинодраматургию, как систему сложных взаимодействий фабулы сюжета и композиции в фильме, а не только в сценарии, становится в настоящее время, когда многие видовые, жанровые, стилистические характеристики утратили свои жесткие границы. Существует множество фильмов, отличающихся взаимопроникновением и синтезом видов кино, жанров, стилей, а также сложным композиционным строением. Поэтому изучать повествование в таких произведениях только по одной из характеристик оказывается недостаточно.

Таким образом, кинематограф - живое, активно развивающееся искусство, периодически обновляющее арсенал своих повествовательных форм и приемов. С самого рождения кино тесно связано с технологией. Само возникновение кинематографа явилось следствием ряда технических изобретений. Постоянно пополняется и совершенствуется техническая составляющая производства фильмов. По этой причине, развитие киноповествования оказывается в сильной степени обусловлено развитием технологий. Появление звука, цвета, изобретение различного рода специальных эффектов в свое время

2 Разлогов К.Э. Искусство экрана: проблемы выразительности / К.Э. Разлогов. - М.: Искусство, 1982. - С.61.

обогатило повествовательные возможности киноискусства. В настоящее время художественно осваиваются цифровые электронные технологии.

Ни в каком другом искусстве повествователь не владеет таким арсеналом технических и художественных средств. Развитие технологий дает художнику новый ракурс взгляда на окружающий мир. Диссертант в данной работе прослеживает влияние этих процессов на рефлексию авторов в кино, поскольку, собственно повествование, можно рассматривать как особый вид познания. Отдельные, на первый взгляд не связанные события в процессе повествования упорядочиваются, приобретают форму, логически организуются в темпе, ритме и композиции, за счёт их соединения рождается смысл.

Изменение форм кинодраматургии во многом обусловлено общекультурным контекстом. Стремительное развитие технологий, мощные изменения в массовом сознании аудитории, общекультурные процессы не могли не оказать влияние на строение сюжетно-композиционных схем фильма. Фабулы многих произведений конца двадцатого - начала двадцать первого века затрагивают вопросы соотношения человека и электронных технологий4. В этой связи актуальными становятся проблемы отношений человека и альтернативной множественности иллюзорных миров, разграничения понятий реального и виртуального и многие другие5.

В потоке аудиовизуальной продукции конца двадцатого - начала двадцать первого века выделяется целый пласт произведений, где повествование стремится имитировать работу пользователя компьютера в пространстве гипертекста.

Цифровой гипертекст представляет собой особый способ организации и восприятия информации. Однако, в произведении искусства безграничный гипертекст ограничивается, его структура подчиняется идее, основным темам, стилю, ритму фильма, авторской логике и мироощущению.

Область диссертационного исследования относится к теории кинодраматургии.

Предметом данного исследования являются формы проявления активных элементов композиции в конкретных фильмах авторского кинематографа, приведшие к изменению кинодраматургических стандартов.

3 Березовчук Л.Н. Очерки теории кино. - СПб.: Российский институт истории искусств, 2014. - С.12

4 См. Хлыстунова С. В. Специальные эффекты в зарубежном кинематографе: Этапы истории. - СПБ.: РИИИ, 2012. - 288 с., ил.

5 См. Капрелова М.Б. Ирреальное на экране: от сновидений к виртуальности. - СПб.: СПбГУКиТ, 2014.- 272 с.

Период с конца 1950-х до начала 2000-х годов определяет хронологические рамки работы. В указанный период истории кино, в этой связи, автором выделяются три основных этапа:

- конец 1950-х - начало 1960-х годов,

- 1970-е -1980-е годы,

- последнее десятилетие двадцатого века.

Именно тогда, по мнению диссертанта, изменения в киноповествовании проявились особенно наглядно.

Автор солидарен с точкой зрения Л.Н. Березовчук о том, что: «...в ракурсе киноповествования может изучаться только конкретный фильм. Несколько фильмов одного или разных авторов, фильмов одного жанра (эстетического направления в кинопроцессе) могут сравниваться только по одним и тем же типологическим признакам киноповествования». 6 Поэтому, для каждого из рассматриваемых в диссертации исторических этапов кинематографа, представляется важным выделить основные повествовательные типы.

Объектом исследования являются фильмы так называемого «авторского кинематографа» созданные с 1950-х годов до начала 2000-х годов. Рассматривая авторский кинематограф, диссертант придерживается точки зрения С.А. Тугуши: «Модель авторского кино многогранна: в ней художественные средства отображения действительности используются как орудия мышления, такое кино ориентированно на новаторство формы, на оригинальность языка, внимание к стилистическим и формальным приемам; введение в структуру текста формальной и смысловой неоднозначности как позитивной категории. Здесь присутствует осознанное обращение к «проблематизации» самого языка кино, стремление нагрузить сложными комплексами значений любые элементы киноизобразительности (от движения камеры, ракурса съемки и монтажных ходов до световых, цветовых и звуковых решений); стремление к тотальному контролю над изображением: изгнание из кадра любых случайных элементов (или использование их в качестве детали или приема); стремление к интеллектуализму, к проблемам личности, её способности производить культурные ценности, к её взаимоотношениям с бытом и общественной реальностью (основной конфликт такого фильма - не в действии, а в мысли, в рефлексии). Отличительной особенностью этого вида кинематографа является безусловное выделение фигуры режиссера-автора,

6 Березовчук Л.Н. Очерки теории кино. - СПб.: Российский Институт Истории Искусств, 2014. - С. 62.

ответственного за всю конструкцию в целом; принципиальная вненациональность как способность переходить любые границы на интеллектуальных основаниях; способность фильма быть интересным зрителям разных стран не просто в качестве этнографического факта, а в качестве факта их собственной культуры. Нормой авторского кино становится постоянное расшатывание представлений о «возможном», существование в состоянии перехода границ, прежде всего, интеллектуальных, формальных».7

Предложенная автором типология фильмов, выбранных для анализа, определяется не столько общим контекстом этапов, обозначенных личностями конкретных режиссеров, сколько значимостью данных произведений для развития кинодраматургии и их роли в обновлении киноязыка. Многие общие тенденции того или иного этапа истории кино часто оказываются выражены в сжатом, концентрированном объеме незначительного количества фильмов. Именно такие картины привлекли внимание исследователя. Тип произведений, выбранных для анализа, связан:

- С ослабленной повествовательной ролью фабулы или сложным соотношением фабулы, сюжета и композиции.

- С индивидуализированным, авторским началом в композиции и в стиле киноповествования.

- С наглядностью изменений в драматургии фильмов в контексте рассматриваемых периодов.

- С новыми формами кинодраматургии, развившимися во второй половине двадцатого

века.

Акцент при изучении фильмов будет, в первую очередь, сделан на определении типа киноповествования, выделения его специфики, свойств и принципов строения фильмов. Особое внимание будет уделено характеру связей в сюжете между сценами и эпизодами, а также роли активных элементов композиции.

При анализе, для данного исследования представляется важным в первую очередь выделить в каждом случае сюжет и фабулу, а также композиционные принципы организации фильма. Затем определить повествовательные функции активных элементов композиции. И, на основе этого, выделить особенности того или иного типа киноповествования. При этом

7 Тугуши С.А. Иносказание в художественной структуре авторского фильма. На материале киноискусства второй половины XX века. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. - М.: ВГИК, 2016. - С.15 - 16.

важнейшим индикатором характера повествования диссертант считает способ передачи субъективного пространства и времени автором в фильме.

Фильмы, которые будут рассматриваться в диссертации, характеризуются тем, что в них ярко выделяются индивидуальные, присущие каждому конкретному режиссеру-автору способы организации киноповествования. Эти картины явились новаторскими для своего времени и оставили след в истории киноискусства. Их создатели расширили горизонты воплощения новых сюжетно-композиционных концепций. При анализе, представляется важным пронаблюдать, как в фильмах проявляются особенности авторских методов, и на основании ряда общих признаков выделить тип повествовательной структуры для каждого из произведений. Также, в некоторых случаях, любопытно будет рассмотреть трансформацию способов «рассказывания» в творчестве выбранных режиссеров.

Порядок разбора фильмов обусловлен порядком возрастания сложности их строения, чтобы сначала, на более простых примерах пронаблюдать работу активных элементов композиции.

В разных произведениях, в разные моменты, различные повествовательные приемы выходят на первый план. Однако, чаще всего, повествование на экране разворачивается с помощью целого комплекса средств. Поэтому основное внимание при анализе картин, уделяется не какой бы то ни было отдельной составляющей повествования, а системе выразительных приемов и средств, характерных для того или иного фильма. Главным образом тому, как эта система организована, и как в ней проявляется авторское повествовательное начало. Именно такой комплексный подход представляется оптимальным для выявления характера связей между частями композиции и определения специфики драматургической формы для каждого конкретного произведения.

Характер драматургии фильма зависит от различных факторов. Однако определяющими являются индивидуальные особенности авторов фильма и контекст, который в данном случае подразумевает влияние общекультурной ситуации.

Анализируя строение фильма, традиционно, его разделяют на более или менее законченные элементы и выделяют закономерности соотношения между ними. Каждый из элементов может, в свою очередь, дробиться на более мелкие составляющие: например кинофильм состоит из эпизодов, эпизод состоит из сцен, сцены из планов.

Понятия сюжета и композиции (в практике они, естественно, существуют слитно) не отождествляются. Многочисленные определения того, что есть фабула, сюжет, композиция,

широко известны, но в современном кинематографе сложно работать с этими многозначными категориями, анализируя всякий раз индивидуальное строение авторского фильма.

Определения фабулы и сюжета предложенные разными исследователями будут даны ниже, чтобы иметь возможность их сравнить и выделить оптимальные для данной работы.

Ряд факторов общекультурного и технологического характера заметно повлиял на строение многих фильмов конца двадцатого века. Ещё В.Я. Пропп в своей работе «Морфология сказки» отмечал, что важной особенностью композиции является то, что одна и та же композиция может лежать в основе разных сюжетов. В практике кинематографа конца двадцатого - начала двадцать первого века это положение находит новые подтверждения. Тогда появился ряд фильмов, где общая композиционная схема служит основой для различных сюжетных интерпретаций. Создателей многих произведений этого периода привлекают возможности рассказа о вариативном развитии событий, изображении на экране действия, разворачивающегося одновременно в сосуществующих альтернативных реальностях. Такая драматургическая возможность реализуется за счет фрагментарного, эпизодического строения общей композиции произведения, а главное, за счет особой системы связей между её частями.

Изучение процесса развития повествовательных структур принадлежит к числу значимых проблем общей теории кинематографа. Актуальность темы обусловлена тем, что в современном киноведении до сих пор остается мало изученной такая важная проблема, как изменения в драматургии авторского кинематографа во второй половине двадцатого века и как следствие новые взаимодействия фабулы и сюжета. К сожалению, и комплексу проблем, связанных с процессом обновления кинодраматургии, исследователи уделяют недостаточное внимание. Это послужило причиной слабой степени научной разработанности этого вопроса. Из этого вытекает нехватка необходимых сведений с последующим их анализом. В связи с динамичными общекультурными процессами начала двадцать первого века данная проблема требует особого изучения.

Состояние разработанности проблемы. Специальных отечественных теоретических исследований процессов, происходящих в современной кинодраматургии крайне мало.

Достаточно большой объём зарубежных научных трудов в этой области концентрируется главным образом либо на теории написания сценариев и практических руководствах для сценаристов: С. Филд8, Л. Сегер9, Р. Макки10, либо посвящен вопросам

8 Field, Syd. Screenplay: Foundations of Screenwriting. - New York: Random House, 2005. -320 p.

нарратологии: М. Бол11, Д. Бордвелл12, Х. Фултон13, Э. Браниган14, С. Чатман15, Я. Лоте16, А. Эспен17. Понятие «кинодраматургия» в этих работах рассматривается не применительно к фильму в целом, а, главным образом, относительно его литературной, сценарной основы.

В ряде работ отечественных исследователей затрагиваются отдельные проблемы современного повествования и кинодраматургии. Это статьи и монографии К.Э. Разлогова, А.Л. Казина, Р.Д. Копыловой, И.В. Евтеевой, Л.Н. Березовчук. Именно они стали основной теоретическо-методологической базой при написании диссертации.

В своей работе диссертант обращался к наиболее значительным достижениям отечественного киноведения в области изучения проблем повествования. Первыми отечественными исследователями вопросов киноповествования принято считать ученых ленинградской формальной школы Ю.Н. Тынянова, В.Б. Шкловского, Б.М. Эйхенбаума. Важные наблюдения в этой области принадлежат С.М. Эйзенштейну. Также, при подготовке материала диссертации использовались исследования В.П. Демина, В.И. Михалковича, М.Б. Ямпольского, В.И. Фомина, Л.Н. Нехорошева, И.В. Вайсфельда, Я.Б. Иоскевича, И.В. Сэпман, В.К. Туркина. Проблема повествования давно изучалась в других, смежных кинематографу искусствах, и имеет общеэстетическое значение, поэтому большую помощь в исследовании оказали работы А.Н. Веселовского, М.М. Бахтина, В.Я. Проппа, Б.А. Успенского, Д.С. Лихачева, В.В. Иванова, Е.М. Мелетинского, Ю.М. Лотмана.

Кроме того, внимание автора привлекли работы, где в контексте рассмотрения смежных тем, исследователи затрагивают отдельные аспекты кинодраматургии - статьи Н.И. Дворко, диссертации М.Е. Бойко, С.А. Тугуши.

Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования является осмысление структурно-композиционных принципов, лежащих в основе кинодраматургии ряда

9 Seger, Linda. Making a Good Script Great. Second Edition. - N.Y.: Samuel French Trade, 1994. - 242 p.

10 Макки Р. История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только: Пер. с англ. -М.: Альпина нон-фикшн, 2008. - 456 с.

11 Bal, Mieke Narratology. Introduction to the Theory of Narrative. - Toronto: UP of Toronto., 1997.- 286 p.

12 Bordwell, David Narration in the Fiction Film. - Madison: U of Wisconsin, 1985. - 384p.

13Fulton, Helen Film Narrative and Visual Cohesion. Narrative and Media. - Cambridge: Cambridge UP, 2005. - 329 p.

14 Branigen, Edward R. Narrative Comprehension and Film. - London: Routledge, 1992. - 325 p.

15 Chatman, Seymour. The Cinematic Narrator.- L. Braudy & M. Cohen (eds). Film Theory and Criticism: Introductory Readings. - New York: Oxford UP, 1999. - P. 473-486.

16 Lothe, Jakob Narrative in Fiction and Film. - Oxford: Oxford UP, 2000. - 253 p.

17

Espen Aarseth, Cybertext: Perspectives on Ergodic Literature. - Baltimore and London: The Johns Hopkins UP, 1997. - 203 p.

выдающихся произведений авторского кинематографа второй половины двадцатого века, и процесса их развития.

Задачей исследования является анализ определенных периодов, имеющих важное значение для изучения процессов изменения в кинодраматургии. Поэтому пространство используемого эмпирического материала намеренно ограничено. Это связано с тем, что в центре внимания будет не сколько сам поступательный процесс развития принципов киноповествования в его исторической последовательности, а исследование его наиболее напряженных, поворотных моментов. Именно в такие периоды киноязык получал импульс для своего обновления. И как раз в это время на первый план выходили различного рода сложные и нелинейные формы кинодраматургии. В диссертации определена их периодизация и отмечено то, с чем связаны процессы обновления повествования.

В последнее десятилетие двадцатого века получили новый импульс для развития многочисленные формы фрагментарного повествования. Представляется важным проследить, за счет чего в них соблюдается единство стиля и композиционного строения. Отдельное внимание в работе уделяется характеру связей между частями композиции в таких произведениях.

Проблемы, связанные с использованием нелинейного повествования, требуют непростого решения. Говоря о нелинейном или фрагментарном повествовании, нельзя забывать о том, что любой рассказ, даже сверхсложно построенный, излагается последовательно во времени. Для того чтобы смыслово и логически объединить различные фрагменты и пласты рассказа, авторы фильмов особым образом связывают, переплетают их между собой. Способ такого объединения является важным смыслообразующим фактором повествования, а также особенностью стиля в авторском кинематографе.

Исходя из этого, в диссертации рассматривается прежде всего то, каким образом режиссер - автор организует повествование в фильме, какими средствами он для этого пользуется в соответствии определенному социокультурному контексту.

Диссертант предлагает рассмотреть, как в указанный период меняется строение сцены, эпизода, основанного на микрособытии, и какую роль в этом играют связи между частями композиции фильма.

На защиту выносятся следующие положения и термины:

1. Существует общий признак для всех рассматриваемых форм драматургии- характер связи между частями повествования. Именно характер связи во многом определяет ряд значимых свойств того или иного фильма:

а) принцип связи элементов киноповествования проявляет позицию режиссера, и поэтому способ объединения частей между собой является выразителем основных идей фильма в авторском кинематографе в тот или иной период истории кино;

б) от принципов связи частей киноповествования зависит соотношение между фабулой, сюжетом и композицией произведения;

в) связи между частями фильма могут обладать повествовательной способностью, особой сюжетностью.

2. Микрособытие является единицей киноповествования как в сюжете, так и в строении фильма.

3. Узловые моменты, которые мы именуем активные элементы композиции, места связей между частями фильма, в которых соотносятся, сталкиваются или берут свое начало новые сюжетные линии, вводятся новые персонажи, несут на себе особый композиционный уровень конфликта и детонируют развитие повествования. Активные элементы композиции, даже в виде «фоновых» деталей, потенциально имеют заряд микрособытий и способны оказывать влияние на поведение персонажей, и в свою очередь, на драматургию (сюжет или фабулу).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гусев, Алексей Олегович, 2017 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

На русском языке

1. Акира Куросава [Текст] /Пер. с япон. М.Доли. - М.: Искусство, 1977. - 286 с.

2. Ален Рене [Текст] - М., Искусство, 1982. - 264 с.

3. Акутагава Рюноскэ. Новеллы [Текст] / Акутогава Рюноске; Пер. с япон. - М., Художественная литература, 1974. - 703 с.

4. Аристарко Г. История теорий кино [Текст] /Г. Аристарко. - М.: Искусство, 1966.

- 354 с.

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст] /Р. Арнхейм. - М., Прогресс, 1974. - 392 с.

6. Арнхейм Р. Кино как искусство [Текст] /Р. Арнхейм. - М.: Иностр. лит., 1960. -

206 с.

7. Базен А. Что такое кино?: Сборник статей [Текст] /А. Базен; Пер. с франц. - М.: Искусство, 1972. - 383 с.

8. Базен А. Эволюция киноязыка [Текст] /А.Базен; Пер. с фр. // Вопросы кинодраматургии. Вып. 5. Сюжет в кино. - М.,1965. - С.311-325.

9. Бахтин ММ. Работы 1920-х годов [Текст] /М.М. Бахтин. - Киев.: Next, 1994. -

384 с.

10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин; Сост. С. Г. Бочаров. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.

11. Бахтинология: Исследования. Переводы. Публикации [Текст]. - СПб.: Алетейя., 1995.- 376 с.

12. Белова Л. Сквозь время. Очерки истории советской кинодраматургии [Текст] /Л. Белова. - М.: Искусство, 1978. - 343 с.

13. Бейли К. Кино: Фильмы, ставшие событиями [Текст] / К. Бейли; Пер. с фр. В.Р. Кислов, Н.М. Фарфель. - СПб.: Академический проект., 1998. - 395с.

14. Богомолов Ю. У времени в гостях? [Текст] /Ю. Богомолов // Искусство кино.-1993. - №4. - С.17-21.

15. Божович В. Современные западные кинорежиссеры [Текст] /В. Божович. - М.: Наука, 1972. - 223 с.

16. Бойко М.Е. Типологические и структурные особенности фабулы кинопроизведений второй половины XX - начала XXI века [Текст]: Диссертация на ... кандидата искусствоведения: 17.00.03 / Бойко Михаил Евгеньевич; [Место защиты: Акад. медиаиндустрии]. - Москва, 2014. - 191 с.: ил.

17. Вайсфельд И. Композиция в киноискусстве [Текст] /И. Вайсфельд. - М.: ВГИК, 1974. - 83 с.

18. Вайсфельд И.В. Мастерство кинодраматурга [Текст] /И. Вайсфельд. - М.: Советский писатель, 1961. - 304 с.

19. Вайсфельд И. Сюжет и действительность. Вопросы кинодраматургии. Сюжет в кинодраматургии. Сюжет в кино [Текст]: Сборник статей /Сост. и ред. И. Вайсфельд. - М.: Искусство, 1965, 331 с.

20. Введение в литературоведение [Текст] /Ред. Г.Н. Поспелова. - М.: Высшая школа, 1976. - 422 с.

21. Вендерс В. Логика изображения [Текст]: Эссе, тексты, интервью /В. Вендерс; Пер. с немец. А. Марков; Ред. С. Панкова. - СПб.: Б&К, 2003. - 432 с.

22. Веселовский А.Н. Историческая поэтика [Текст] /А.Н. Веселовский; Под. ред. В.М. Жирмундского. - Л.: Художественная литература, 1940. - 648 с.

23. Веселовский А.Н. Собрание сочинений. Т.2. Вып.1. Поэтика сюжетов [Текст] /А.Н. Веселовский. - СПб.: Отделение русского языка и словесности Академии наук, 1913. -148 с.

24. Время сериала. Контуры нового телевидения [Текст] /Сост. и отв. Ред. Р.Д. Копылова. - СПб., РИИИ, 2001. - 208 с.

25. Проблемы киноповествования [Текст]: Сборник научных статей. Часть II /Российский институт истории искусств; Под. ред. Л.Н. Березовчук. - СПб.: [Б.и.], 2010. - 184 с. - (Вопросы истории и теории кино)

26. Гинзбург С.С. Очерки теории кино [Текст] /С.С. Гинзбург. - М.: Искусство, 1974. - 264 с.

27. Громов Е. Духовность экрана [Текст] /Е. Громов. - М.: Искусство, 1976. -255 с.

28. Гулыга А.В. Искусство в век науки [Текст] /А.В. Гулыга. - М.: Наука, 1978. -

182 с.

29. Гуревич С.Д. Ленинградское киноведение. Зубовский особняк 1925-1936 [Текст]: Историко-критический очерк /С.Д. Гуревич. - СПб.: РИИИ, 1998. - 156 с.

30. Гэлбрейт 4-й, Стюарт Ворота в мир [Текст] //Киносценарии.- 2002.- №3. -С.138 - 151.

31. Данте Алигьери. Божественная комедия [Текст] /Данте Алигьери; Пер. с итал. М Л. Лозинский - М.: Наука, 1967. - 627 с.

32. Демин В.П. Диалектика сюжета и фабулы в современной кинодраматургии [Текст]: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. /В.П. Демин.- М.: Институт Истории Искусств, 1973. - 24 с.

33. Демин В. Первое лицо. Художник и экранные искусства [Текст] /В.П. Демин.-. -М.: Искусство, 1977. - 287 с.

34. Демин В. Фильм без интриги [Текст] / В. Демин. - М.: Искусство, 1966.- 220 с.

35. Добротворский С. Кино на ощупь [Текст]: Статьи. Лекции, 1990/1997 /С. Добротворский. - СПб.: Сеанс, 2001. - 527 с.

36. Дробашенко С.В. Пространство экранного документа [Текст] /С.В. Дробашенко. - М.: Искусство, 1986. - 336 с.

37. Евтеева И. О взаимодействии киновидов [Текст]: Монография /И.В. Евтеева -СПб.: Российский Институт Истории Искусств, 2011. - 182 с.

38. Евтеева И.В. Документ, анимация и игровое кино. Точки пересечения [Текст] /И.В. Евтеева // Киноведческие записки.- 2003. - №65. - С. 26-44.

39. Евтеева И.В. Межвидовой синтез в контексте кинематографа [Текст] /И.В. Евтеева // Искусство и новые технологии: Сб. науч. тр. - СПб.: [Б.и.], 2001. - С.73-90. -(Методологические проблемы современного искусства. Вып. 7).

40. Евтеева И.В. Процесс жанрообразования в советской мультипликации 60-80 гг. От притчи - к полифоническим структурам [Текст]: Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения /И.В. Евтеева. - Л.: ЛГИТМиК, 1990. - 123 с.

41. Еремеев Л. Французский «новый роман» [Текст] /Л. Еремеев. - Киев: Наукова думка, 1974. - 224 с.

42. Жанры кино [Текст]. - М., Искусство, 1979. - 319 с.

43. «Жил певчий дрозд»: тогда и теперь [Текст] // Киноведческие записки. - 1991. -№11. - С.129-148.

44. Зак М. Андрей Тарковский: творческий портрет [Текст] /М. Зак. - М.: Союзинформкино, 1988. - 48 с.

45. Иванов В. Значение идей М.М. Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для современной семиотики [Текст] /В. Иванов // Труды по знаковым системам. Вып.6. Тарту, 1973. - С.5-44.

46. Земан И. Познание и информация. Гносеологические проблемы кибернетики [Текст] /И. Земан. - М.: Прогресс, 1966. - 254 с.

47. Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное [Текст]: Средства массовой информации и репродуцированное искусство /Н.М. Зоркая. - М.: Искусство, 1981. - 167 с.

48. Андрей Тарковский: начало, и пути [Текст]. Воспоминания, интервью, лекции, статьи. / Сост. и ред. М. Ростоцкая. - М.: ВГИК. 1994. - 208 с.

49. Ивасаки А. Современное японское кино [Текст] /А. Ивасаки; Пер. с японск. -М.: Искусство, 1962. - 522 с., ил.

50. Интерактивное повествование и режиссура мультимедиа [Текст]: Сб. научных трудов Центра образования и исследований в области интерактивных цифровых медиа. / Под ред. НИ. Дворко. - СПб.: СПбГУКиТ, 2010. - 161 с.

51. Иоскевич Я. Новые технологии и эволюция художественной культуры [Текст] /Я. Иоскевич. - СПб.: РИИИ; СПб гос. ун-т кино и телевидения; Алетейя, 2003. - 190 с.

52. Искусство в контексте информационной культуры [Текст] / Науч. ред. Ю.Н. Рагс, В.М. Петров. - М.: Смысл, 1997. - 205 с.

53. Казин А.Л. Философия искусства в русской и европейской духовной традиции [Текст] /А.Л. Казин. - СПб.: Алетейя, 2000. - 431с.

54. Казин А.Л. Лики России. Очерки русского философского кино [Текст] /А.Л. Казин. - СПб.: РИИИ; СПб гос. ун-т кино и телевидения, 1998. - 201с.

55. Капрелова М.Б. Ирреальное на экране: от сновидений к виртуальности [Текст] /МБ. Капрелова. - СПб.: СПбГУКиТ, 2014. - 272 с.

56. Капрелова М.Б. Типы художественной реальности в структуре кинообраза [Текст]: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения /М.Б. Капрелова. - СПб., 2005. - 23 с .

57. Кино и современная культура [Текст]: Сб. научных трудов. - Л.: ЛГИТМиК, 1988. - 149 с.

58. Колодяжная В., Трутко И. История зарубежного кино [Текст]. Т.2. /В. Колодяжная, И. Трутко. - М., Искусство, 1970. - 480 с.

59. Копылова Р.Д. Взгляд на телевидение: смена оптики [Текст] /Р.Д. Копылова // Современный экран. Теория, методология, процесс: Сб. науч. тр. Вып.2 / РИИИ. - СПб. [Б.и.], 2002. - С. 30-46.

60. Копылова Р.Д. «Малая» эпика (Ещё о многосерийности) [Текст] /Р.Д. Копылова // Вопросы истории и теории кино. Актуальные проблемы теории киножанров: Сборник научных трудов. Вып.5.- Л.: [Б.и.], 1982. - С.46 - 57.

61. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности [Текст] /З. Кракауэр; Пер. с немец.. - М.: Искусство, 1974. - 423 с.

62. Краткая философская энциклопедия [Текст]. - М., Прогресс, 1994. - 576 с.

63. Куросава А. Хасимото С. Расёмон [Текст] / А. Куросава, А. Хасимото; Пер. с яп. // Киносценарии. - 2002.- №3.- С.152 - 168.

64. Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы [Текст] /Д. Лихачев. - М.: Наука, 1979. - 359 с.

65. Лотман Ю. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров [Текст]. Статьи. Исследования. Заметки /Ю. Лотман. - СПб.: Искусство- СПб., 2000. - 703 с.

66. Лотман Ю. Об искусстве [Текст] /Ю. Лотман. - СПб.: Искусство-СПб., 1998. -

704 с.

67. Лотман Ю. Текст в тексте [Текст] /Ю. Лотман // Труды по знаковым системам. XIV. - Тарту: [Б.и.] 1981. - С.3-18. - (Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 567).

68. Лотман Ю. Цивьян Ю. Диалог с экраном [Текст] / Ю. Лотман, Ю. Цивьян. -Таллинн: Александра, 1994. - 216 с.

69. Макки Р. История на миллион долларов [Текст]: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только /Р. Макки; Пер. с англ. - М.: Альпина нон-фикшн, 2008. - 456 с.

70. МакЛин, Алик. Брунеллески и перспектива [Текст] /А. МакЛин //Искусство итальянского Ренессанса. Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок. / Под ред. Р. Томана.- Köln.: Könemann., 2000. - С.106.

71. Мартен М. Язык кино [Текст] /М. Мартен; Пер. с франц. - М.: Искусство, 1959. - 292 с.

72. Маяковский В.В. Кино [Текст]: Сценарии, статьи, письма, речи, стихи / В.В. Маяковский. - М.: Госкиноиздат, 1940. - 327 с.

73. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа [Текст] /Е.М. Мелетинский. - М.: Наука, 1986. - 320 с.

74. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа [Текст] /Е.М. Мелетинский; АН СССР, Институт мировой литературы им. А.М.Горького. - М.: Наука, 1976. - 407с.

75. Мелетинский Е.М. Структурная типология и фольклор [Текст] /Е.М. Мелетинский // Контекст. 1973. М., 1974. - С. 329-346.

76. Мир и фильмы Андрея Тарковского [Текст]: Размышления. Исследования. Воспоминания. Письма. - М.: Искусство, 1991. - 398 с.

77. Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации [Текст] /В.И. Михалкович. - М.: Наука, 1986. - 222 с.

78. Михалкович В. Андрей Тарковский [Текст] /В.М. Михалкович. - М.: Знание, 1989. - 55 с.

79. Михалкович В.И. Зритель перед телеэкраном [Текст] /В.М. Михалкович. - М.: Знание, 1983. - 48 с.

80. Многосерийный телефильм [Текст]: Истоки. Практика. Перспективы. - М.: Искусство, 1976. - 151 с.

81. Нехорошев Л.Н. Драматургия фильма [Текст] /Л.Н. Нехорошев. — М.: ВГИК, 2009. - 344 с.

82. Нехорошев Л.Н. Течение фильма. О кинематографическом сюжете [Текст] /Л.Н. Нехорошев. - М.: Искусство, 1971. - 134 с.

83. О Тарковском [Текст]: Воспоминания в двух книгах. - М.: Дедалус, 2002.- 559 с.

84. Павич М. Роман как держава [Текст] /М. Павич; Пер. с сербского Л. Савельева.

- М.: Зебра Е, 2004. - 253 с.

85. Пазолини П.П. Избранное [Текст] /П.П. Пазолини; Пер. с ит.. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 62 с.

86. Петров Л.В. Массовая коммуникация и искусство [Текст]: Спецкурс /Л.В. Петров. - Л.: ЛГИТМиК, 1976. - 159 с.

87. Погожева Л. Новые черты драматического конфликта в современном киноискусстве [Текст] /Л. Погожева // Вопросы киноискусства. Вып.6. - М., АН СССР, 1962.

- С. 23-48.

88. Поэтика кино [Текст]. - М., Л., : Кинопечать, 1927. - 192 с.

89. Поэтика кино. Перечитывая «Поэтику кино» [Текст]: Сборник.- 2-е изд. /Под ред. Р.Д.Копыловой. - СПб.: РИИИ, 2001. - 265 с.

90. Проблема времени в искусстве и кинематографе [Текст]: ВГИК, Труды, вып.4, -М.[ВГИК], 1972. - 142 с.

91. Пропп В.Я. Морфология сказки [Текст] /В.Я. Пропп. - М.: Наука, 1969. - 168 с.

92. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха [Текст] /В.Я. Пропп. - М.: Искусство, 1976. - 184 с.

93. Разлогов К.Э. Монтажный и антимонтажный принципы в искусстве экрана [Текст] /К.Э. Разлогов // Монтаж. - М., 1988. - С. 23-31. - (Литература. Искусство. Театр. Кино.).

94. Разлогов К.Э. Искусство экрана: проблемы выразительности [Текст] /К.Э. Разлогов. - М.: Искусство, 1982. - 158 с.

95. Разлогов К.Э. К проблеме структурирования в кино [Текст] /К.Э. Разлогов // Вопросы киноискусства. Вып.15. - М., 1974. - С.264-295.

96. Разлогов К.Э. Планета кино [Текст] /К.Э. Разлогов. - М.: Эксмо, 2015. - 408 с.

97. Роб-Грийе А. В прошлом году в Мариенбаде [Текст] /А. Роб-Грийе; Пер. с франц. В. Румянцевой. - М.: Музей кино, 1999. - 148 с.

98. Ромм М.И. Из педагогического наследия. Лекции по кинорежиссуре [Текст] / М. И. Ромм. - М.: ВГИК, 1973. - 95 с. - (Кафедра режиссуры художественного фильма).

99. Руднев В.П. Прочь от реальности [Текст] /В.П. Руднев. - М.: Аграф, 2000. - 432

с.

100. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века [Текст] /В.П. Руднев. - М.: Аграф, 1999.

- 384 с.

101. Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма [Текст] / Отв. ред. Г.Ф. Коваленко; Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. - М.: Наука, 2003. - 575 с.

102. Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана [Текст]: Сб. статей / Сост. К.Разлогов. - М.: Радуга, 1984. - 279 с.

103. Субботин М.М. Теория и практика нелинейного письма [Текст] /М.М. Субботин // Вопросы философии. - 1993.- № 3. - С. 36-45.

104. Тарковский А. О кинообразе [Текст] / А. Тарковский // Искусство кино. - 1979. -№3. - С.80-94.

105. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика [Текст] /Б. Томашевский. - 6-е изд. - М.-Л., ГИХЛ, 1931. - 244 с.

106. Труды по знаковым системам, т.6 [Текст]: Сборник науч. статей в честь М.М. Бахтина (к 75-летию со дня рож.). - Тарту, 1973, 572 с. - (Ученые записки Тартуского гос. унта Вып. 308).

107. Труды по знаковым системам. Т.7 [Текст]: Памяти П.Г. Богатырева. - Тарту,

1975. - 308 с. - (Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Вып. 365).

108. Трюффо Ф. Кинематограф по Хичкоку [Текст]/ Ф. Трюффо; Пер. С англ. Н.Циркун, М.Ямпольского. - М.: Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры, 1996. - 224 с.

109. Тугуши С.А. Иносказание в художественной структуре авторского фильма. На материале киноискусства второй половины XX века [Текст]: Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения Москва /С.А. Тугуши. - М., ВГИК, 2016. - 320 с.

110. Туркин В. К. Драматургия кино [Текст] /В.К. Туркин. - М.: ВГИК, 2007. - 320 с.

111. Туровская М.И. 7 1/2, или Фильмы Андрея Тарковского [Текст] /М.И. Туровская. - М.: Искусство, 1991. - 253 с.

112. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино [Текст] /Ю. Тынянов. - М.: Наука, 1977. - 574 с.

113. Тынянов Ю. Проблемы стихотворного языка. Статьи [Текст] /Ю. Тынянов. - М.: Советский писатель, 1965. - 301 с.

114. Успенский Б.А. Поэтика композиции [Текст] /Б.А. Успенский // Структура художественного текста и типология композиционной формы. - М.: Искусство, 1970. - 225 с.

115. Федерико Феллини Статьи. Интервью. Рецензии. Воспоминания [Текст] /Ф. Феллини; Пер. с итал. - М.: Искусство, 1968.- 288 с.

116. Феллини Ф. Феллини о Феллини. 8 1/2; Рим; Джинджер и Фред; Интервью: Сценарии [Текст] /Ф. Феллини; Пер. с итал. - М.: Радуга, 1988. - 477 с.

117. Фомин В.И. Пересечение параллельных [Текст] /В. И. Фомин. - М.: Искусство,

1976. - 359 с.

118. Фомин В.И. Все краски сюжета [Текст] /В.И. Фомин. - М.: Искусство, 1971.167 с.

119. Хлыстунова С. В. Специальные эффекты в зарубежном кинематографе [Текст]: Этапы истории /С.В. Хлыстунова. - СПб.: РИИИ, 2012. - 288 с.

120. Хлыстунова С.В. Специальные эффекты в художественном пространстве фильма. История, современное состояние, перспективы [Текст] : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения /С.В. Хлыстунова. - СПб., 2005. - 27 с.

121. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве [Текст] /Д. Холл; Пер. с англ. - М.: Крон-пресс, 1996. - 720 с.

122. Шкловский В. Поэзия и проза в кинематографии [Текст] /В. Шкловский // Поэтика кино. Перечитывая поэтику кино. - СПб.: РИИИ, 2001. - С.90.

123. Эйзенштейн С.М., Избранные произведения в 6-ти томах [Текст] /С.М. Эйзенштейн. - Т. 1.- М.: Искусство, 1964. - 695 с., Т.2 - М.: Искусство, 1964. - 567 с., Т.3 -М.: Искусство, 1964. - 671 с., Т.4 - М.: Искусство, 1966.- 790 с., Т.5.- М.: Искусство, 1968. -599 с.

124. Эйзенштейн С.М. Метод. Т.2: Тайны мастеров [Текст] /С.М. Эйзенштейн. - М.: Музей кино. Эйзенштейн-центр, 2002. - 688 с.

125. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию [Текст] /У. Эко; Пер. с итал. - СПб,: Петрополис, 1998. - 431 с.

126. Эко У. Маятник Фуко [Текст] /У. Эко; Пер. с ит. - СПб.: Симпозиум, 1999. - 764

с.

127. Элиаде М. Мефистофель и андрогин [Текст] /М. Элиаде; Пер. с франц. - СПб.: Алетейя, 1998. - 374 с.

128. Юренев Р. Кино Японии послевоенных лет [Текст] /Р. Юренев. - М., ВГИК, 1993. - 79 с.

129. Ямпольский М. Б. Из истории французской киномысли. Немое кино 1911-1933 [Текст] /М.Б. Ямпольский. - М.: Искусство, 1988. - 317 с.

130. Ямпольский М.Б. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф [Текст] /М.Б. Ямпольский. - М.: Культура, 1993. - 456 с.

131. Ямпольский М. Кино «тотальное» и «монтажное» [Текст] /М.Б. Ямпольский // Искусство кино. - 1982. - №7. - С.135-136.

На иностранных языках

132. Bal, Mieke Narratology. Introduction to the Theory of Narrative. - Toronto: U of Toronto P., 1997. - 264 p.

133. Bordwell, David Narration in the Fiction Film. - Madison: U of Wisconsin P., 1985. -

370 p.

134. Branigen, Edward R. Narrative Comprehension and Film. - London: Routledge, 1992.

- 325 p.

135. Chatman, Seymour The Cinematic Narrator. - L. Braudy & M. Cohen (eds). Film Theory and Criticism: Introductory Readings; New York: Oxford UP, 1999. - 958 p.

136. Espen Aarseth, Cybertext: Perspectives on Ergodic Literature. - Baltimore and London: The Johns Hopkins UP, 1997. - 203 p.

137. Field, Syd. Screenplay: Foundations of Screenwriting. - New York: Random House; Dell Publishing, 2005. -320 p.

138. Fulton, Helen Film Narrative and Visual Cohesion. H. F. et al. (eds). Narrative and Media. - Cambridge: Cambridge UP, 2005. - 329 p.

139. Landow G.P. Hypertext 2.0. The Convergence of Contemporary Critical Theory and Technology Text. - Baltimore: Johns Hopkins UP, 1997. - 368 p.

140. Laurel B. Computers as Theatre. Addison. -Wesley, Reading, Massachusetts, 1993. -

227 p.

141. Levy S. Hackers. Heroes of Computer Revolution. - London, Penguin Book, 1994. -

455 p.

142. Lothe, Jakob Narrative in Fiction and Film. - Oxford: Oxford UP, 2000. - 253 p.

143. Manovich L. The Language of New Media // MIT Press. 2001. - 354 p.

144. Mcluhan M. Powers B.R. The Global Village: Transformations in World Life and Media in the 21-st Century - New York: Oxford UP, 1989. - 190 p.

145. Motte, Warren F. Oulipo: A Primer of Potential Literature. - Jr.: University of Nebraska Press, 1986. - 221 p.

146. Seger, Linda. Making a Good Script. Great Second Edition. - N.Y.: Samuel French Trade, 1994. - 242 p.

147. Woolley B. Virtual Worlds. A Journey in a Hype and Hyperreality. - London, Penguin Book, 1993. - 275 p.

Материалы из периодической печати на русском языке

148. Абдуллаева З. Жизнь (кино) в Венеции [Текст] /З. Абдуллаева // Искусство кино. - 2001. - №2.- С.97 - 105.

149. Абдуллаева З. На ловца и зверь бежит [Текст] /З. Абдуллаева // Искусство кино. - 1997.- №1. - С.5 - 18.

150. Арабов Ю. «Теперь по поводу патриотов.» [Текст] /Ю. Арабов // Искусство кино. - 2013.- №12. - С.117-127.

151. Байен М. Длинная дистанция Тома Тыквера [Текст] /М. Байен; Пер. с фр. // Экран и сцена. - 2000. - №4 (февраль). - С.12.

152. Барр, Жак-Мар. Теория кинодраматургии вгиковский конспект [Электронный ресурс] // Режим доступа - https://www.proza.ru/2008/05/07/66 (дата обращения к ресурсу 12.11.2015).

153. Вендерс В. Сны, время и видео [Текст] /В. Вендерс; Инт. И. Кулик // Искусство кино. - 1994. - №2. - С.10-13.

154. Гульченко В. «Расёмон», Япония (1950) [Текст] /В. Гульченко // Искусство кино. - 1990.- №12. - С. 111.

155. Джармуш Дж. Сквозь зеркало воды [Текст] / Дж. Джармуш; Беседу ведет Джонатан Розенбаум // Искусство кино. 1997.- №1. - С.20 -27.

156. Жижек С. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия [Текст] /С. Жижек // Искусство кино. - 1998. - №1. - С.117-128; №2. - С. 119-128.

157. Жижек С. «Матрица», или Две стороны извращения [Текст] /С. Жижек // Искусство кино. - 2000. - №6. - С.89-99.

158. Иоселиани О. Сочинение фильма [Текст] /О. Иоселиани // Искусство кино. -1993.- №4. - С.41-42.

159. Кудрявцев С. Отправиться на Запад и умереть [Текст] /С. Кудрявцев // Искусство кино. - 1997.- №2. - С.78 - 79.

160. Кузнецов С. «Это конец, мой единственный друг» [Текст] /С. Кузнецов // Искусство кино. - 1997. - №2. - С.72 - 77.

161. Липатов А. Memento Mori, или искусство умирать правильно [Текст] /А. Липатов // Огонек. - 1996. - №34. - С.58 - 59.

162. Маевский Е. Интерактивное кино? Опыт эстетической прогностики [Текст] /Е. Маевский // Иностранная литература. - 1995. - №4. - С.230-239.

163. Медведев А. Сумма Гринуэя [Текст] /А. Медведев // Искусство кино. - 2003. -№9. - С.69-72

164. Ростоцкий С. Stranger Than Death [Текст] /С. Ростоцкий // Сеанс. - 1997. - №14.-С.70 - 73.

165. Самутина Н. Авторский интеллектуальный кинематограф как европейская идея [Текст] /Н. Самутина // Киноведческие записки. Вып. 60. - 2002. - С.25-42.

166. Слотердайк П. Кибернетическая ирония [Текст] /П. Слотердайк // Искусство кино. - 2000. - №6. - С. 102-103.

167. Соколов А. Природа полифильма [Текст] /А. Соколов // Искусство кино. - 1968.

- №12. - С. 105 - 108.

168. Сукманов И. Догоняйте «Лолу» [Текст] /И. Сукманов // Искусство кино. - 2000.

- №6. - С.26-29.

169. Эко У. От Интернета к Гутенбергу [Текст] /У. Эко; Пер. с ит. // Новое литературное обозрение. - 1998. - №32. - С.5-14

170. Эко У. Два типа интерпретации [Текст] /У. Эко; Пер. с ит. // Новое литературное обозрение. - 1996. - №21. С.10 - 21.

На иностранных языках

171. Lanier J., Biocca F. An Insider's View of the Future of Virtual Reality // Discourse. 1992. - №14.2. - P.222-234.

172. Misir, Timothy Greenaway's New Exhibit Dramatizes Russian Avant-Garde, Apr. 16 2014 [Электронный ресурс] //Режим доступа http://www.themoscowtimes.com/arts n ideas/article/greenaways-new-exhibit-dramatizes-russian-avant-garde/498176.html (дата обращения к ресурсу 23.11.2009).

173. Peter Greenaway [Электронный ресурс] //Режим доступа -http://www.petergreenawayevents.com/ petergreenaway.html (дата обращения: 10.01.2012).

174. Howard A. Rodman. Anatomy of a Wizard // American film. November/December 1991, no 10. - Р. 35-39

175. Michel, Remy Peter Greenaway, the arch-defenestrator A preface //?aru dans Cycnos, Volume 26 n°1, mis en ligne le 25 octobre 2010, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://revel.unice.fr/cycnos/index.html?id=6344.

176. Koeler, Robert Video Reviews: Breakthrough TV: A Thinking Person's Festival : AFI's 4-day program of videos, among them Peter Greenaway's imposing 'TV Dante,' expands the

art form. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://articles.latimes.com/1990-10-31/entertainment/ca-3239_1_tv-dante (дата обращения к ресурсу 13.12.2011)

177. Tom Tykwer spoke with Martin Blaney [Электронный ресурс]. - Режим доступа://www.german- cinema.de/magazine/2000/01/germdirect/tykwer.html. (дата обращения к ресурсу 15.11.2010).

178. Tykwer's Run By Tom Mes & Joep Vermaat [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.projecta.net/tykwer.html. (дата обращения к ресурсу 13.11.2010).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.