Аналитика семиозиса женщин-богинь в мировой культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Стерликова, Марина Сергеевна

  • Стерликова, Марина Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 194
Стерликова, Марина Сергеевна. Аналитика семиозиса женщин-богинь в мировой культуре: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Тамбов. 2012. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Стерликова, Марина Сергеевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Сущность и природа семиозиса Женщин-Богинь древности

1.1. Женское начало в системе ранних космогонических представлений древних египтян

1.2. Генезис культа Богини-Женщины в традиционных сообществах

1.3. Символ как эзотерическая ценность культуры

Глава 2. Преемственность семиозиса Женщин-Богинь древности в современности

2.1. Трансляция древнего культа Женщины-Богини в современном социуме

2.2. Семиозис женских культов в ритуальных практиках

2.3. Укоренение символики древнего культа Женщин-Богинь в современных мировых религиях

Заключение

Список использованной литературы

179

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Аналитика семиозиса женщин-богинь в мировой культуре»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования обусловлена стремлением человечества познать сущность человека и культуры через исследование культурного наследия, оставленного древнейшими цивилизациями. Одним из базовых в истории мировой культуры признан семиозис Женщины-Богини, существование которого археологически засвидетельствовано в эпоху верхнего палеолита, что совпадает с появлением в Европе Homo Sapiens (открытие культуры ориньяка). Семиотически закрепленный во всех культурах, он укоренил архетип Женщины-Богини, сложившийся за сотни культурогенетиче-ских тысячелетий. Богофеноменный семиозис понимается не как рождение и развитие фрагментарных явлений, но как культурная триада: форма, знак, норма, совокупность тысячекратных культурных и социальных актов в доистории и истории человечества, результаты которых сохранились в реликтовых пережитках, или трансформировались в иных вариациях в этнические и общемировые нормы современных социокультурных систем.

Аналитика древнейших культур показала, что символ Женщины-Богини играл центральную роль в ритуалах и народном сознании всех народов Земли, имея разные названия. Ее архетип выражен многочисленными образами и символами, в которые вложены наиболее значимые ценности и смыслы. Одновременное появление культов Женщины-Богини и космогонических мифов, отражающих ранние попытки объяснения мироустройства, обосновывает универсалию Женщины-Богини, выступающую в качестве основного космического миросозидательного начала. Совершенно очевидно, что со временем эти символы не исчезли, трансформировавшись, они присутствовали и присутствуют в ритуалах, мифах и символах всей истории человечества, более того, им удалось сохранить значительную часть воздействия на религиозные чувства людей.

Исследователи разных отраслей культуры отмечают существование знаков Женщины-Богини в сложной символической системе мифов, образов и

з

ритуалов, которые кодируют огромный пласт всеобъемлющего знания. Расшифровка этих знаний чрезвычайно важна для понимания путей развития человеческой мысли, искусства, обычаев, религии и мифологии, так как в них выражены отношения между вещами, явлениями и идеями, они таят в себе законы связи материального мира с сакральными знаниями. Изучение и использование их в науке, искусстве, религии и повседневной жизни направлено на наиболее эффективное развитие указанных отраслей человеческой мысли, каковые способны открыть перед человечеством сведения об устройстве Вселенной, природе самого человека, в том числе его психической и духовной составляющей. Это, в результате, может способствовать более гармоничному существованию человека в природе, его эффективной эволюции.

Значимость поставленной проблемы, ее недостаточная изученность и послужили основой для избрания ее в качестве предмета исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Одними из первых феномен существования женских религиозных культов в истории человечества начали изучать исследователи-эволюционисты XIX столетия в области культуры. Проблема поклонения женскому началу затронута в работах Э. Тайлора «Первобытная культура», «Антропология»; в трудах исследователя мифологии и религии Дж. Фрэзера «Золотая ветвь», «Культ природы», «Вера в бессмертие и культ умерших», «Фольклор в Ветхом завете», «Мифы о происхождении огня».

Идеи эволюционистов по поводу поклонения женскому началу нашли отражение в трудах Дж. Мак-Леннана «Первобытный брак», Дж. Лебока «Доисторические времена, или Первобытная эпоха человечества», Л. Моргана «Древнее общество», «Системы родства и свойства в человеческой семье», «Дома и домашняя жизнь американских туземцев»; Ш. Летурно «Социология по данным этнографии», «Эволюция морали», «Эволюция брака и семьи», «Религиозная революция», Т. Вайца «Антропология примитивных народов», Ю. Липперта «Всеобщая история жречества», «Христианство, народные верования и обычаи», «Культ душ в его отношении древнееврейской

4

религии», И. Бахофена «Материнское право» (1861), где собран богатейший материал матриархальных пережитков в Древней Греции, Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Они рассматривали первичное поклонение Богине и матриархальное устройство как одну из ступеней эволюции человеческого общества, которую проходят все народы на раннем этапе развития. Под матриархальным устройством предполагалось общее превосходство женщин, которое имитировалось и в религиозной сфере: семьей управляла мать, народом - царицы, а небесами - богини.

В несколько измененной форме это объяснение снова повторяется в теории отца У. Шмидта о происхождении религии. Он не был сторонником однолинейной культурной эволюции, а признавал несколько одновременно существующих примитивных культур собирателей и в основе их религии -Верховного Бога, или высшее существо. Из этого, согласно его теории, развиваются три первичные культуры: матриархально-сельскохозяйственная, патриархально-тотемическая и патриархально-кочевая. Поскольку выращиванием растений сначала занимались женщины, их значение в социальном обществе резко возросло, что, в свою очередь, возвысило культ Матери-Земли и лунную мифологию, ибо луна представлялась женщиной. Под влиянием этих факторов в «высшем существе люди видели женщину».1 Таким образом, отец У. Шмидт признавал в своей мультилинейной системе религиозной эволюции раннее появление Богини, но отводил ей второстепенную роль.

Работы эволюционистов послужили основанием для дальнейших исследований в области сравнительной мифологии и религии. Проблема поклонения женскому началу затронута в работах таких историков религии и мифологов как М. Элиаде «Энциклопедия религии», журналы «Журнал религии», «История религий»; Ж. Дюмезиль «Верховные боги индоевропейцев»; Дж. Кэмпбелл «Тысячеликий герой» (1949), «Маски Бога» (1954), «Полет дикого гуся» (1969), «Мифический образ» (1974), «Внутренние просторы Космоса:

1 Wihelm Schmidt, «Origin and Growth of Religion», Methuen, 1931, p. 287.

метафора как миф и как религия» (1986), «Исторический атлас всемирной мифологии» (1983,1989), «Сила мифа».

Следует отметить, что в вышеперечисленных трудах женские мифологические персонажи и поклонение женскому началу рассматриваются в контексте общей мифологии и истории религии.

В свою очередь, в зарубежной библиографии существует ряд крупных работ, в которых центральное место занимает проблема, связанная с изучением женских божественных персонажей. Р. Патай в «Иудейской богине» (1967) определяет место и роль Богини в традициях древних евреев, существование которой со временем отвергалось религиозными деятелями. Р. Грейвс в «Белой богине» (1948) анализирует средневековые поэмы, в которых пытается найти ключ к тайным магическим представлениям Средиземноморья и Северной Европы, связанными с архаическими ритуалами служителей Богини-Луны (кельтская, критская доахейская, праэллинская мифологии). М. Гимбутас в трудах «Боги и Богини Старой Европы» (1974), «Язык Богини» (1989), «Цивилизация Богини» (1991) восстанавливает картину матриархального доиндоевропейского общества Старой Европы, построенного на законах мира и равенства. В работах современного философа и символога Б. Уокер достаточно подробно исследована проблема женского символизма и его распространения в мировой культуре: «Старуха: женщина опыта, мудрости и силы», «Женская энциклопедия: символы, сакралии, таинства».

Широкое отражение проблема существования культа Богини и изучение причин поклонения женскому началу нашла в трудах психологов 3. Фрейда, Г. Юнга, Э. Нойманна, в которых показаны бессознательные основы мифологической символики и объясняется происхождение женских мифологических персонажей, выступающих в качестве архетипов (подсознательных образов).

Фрейдистское представление о Богине заключается в том, что она представляет ту стадию давнего развития человеческой индивидуальности, когда мать означает для ребенка всевластный источник одновременно и удовлетворении и лишения удовольствий. Согласно теории Фрейда, Богиня является

6

фигурой с универсальными чертами, в которой заключается материнская суть, проявляющаяся из бессознательных фантазий, свойственных всем народам с незапамятных времен, но ее первичным источником является детский разум.2

Аналитическая психология К. Г. Юнга представляет Великую Богиню как изначальный рабочий образ, или архетип, в мифах и творческих созданиях человечества. Труды богини-архетипа можно проследить в обрядах, мифах и символах на протяжении всей истории человечества так же, как в мечтах, фантазиях и творчестве современных людей. Архетипичной Женщине, определенной в качестве Великой Матери, поклонялись и ее изображали тысячи лет до возникновения этого термина. Ее окружало изобилие символов, и она сама появлялась во многих действах, и соединяла в себе позитивные и негативные черты.3

Идеи Э. Нойманна, по поводу поклонения женскому началу, отражены в его теории развития феминного и изложены в книге «Великая мать» (1955). В «Великой Матери» отражено как мифология посредством истории обнажает аспекты развития сознания, которые повторяются в индивидуальном сознании и обществе в целом. Позже Э. Нойманн развивал свои исследования фе-минных архетипов в трудах «Искусство и творческое бессознательное», «Страх феминного», «Любовь и душа».

Женский архетип представлен также в работах современных исследователей - К. П. Эстес «Бегущая с волками» и Р. Айслер «Чаша и Клинок».

В отечественной библиографии основательные обобщающие труды, направленные на изучение генезиса культа Женщины-Богини, существующего на протяжении всей истории мировой культуры, с глубоким анализом многочисленных женских мифологических образов и символов отсутствуют. Научные работы современных исследователей в области данной проблемы не отличаются системностью, обобщенностью и глубоким анализом исследуе-

2 Фрейд 3. Тотем и табу. - M: ООО Издательство ACT, 2004. - 253с.

3 Юнг К. Г. Человек и его символы. - M., 1998. - 368с.

мой проблемы с точки зрения масштабности ее явления в мировой культуре, а носят, скорее, локальный характер, представляющий собой решения частных научных проблем. Данный факт, наряду с актуальностью проблемы исследования, обусловили выбор темы диссертации и необходимость исследования поставленной проблемы.

Объект исследования - женские культы в традиционных культурах.

Предмет исследования - семиозис Женщин-Богинь в традиционных и современных культурах.

Целью данного диссертационного исследования аналитика семиозиса Женщин-Богинь в мировой традиционной и современной культуре.

Задачи исследования:

> Определение дефиниции женского начала в древнейших космогонических системах.

> Обследование генезиса культа Женщины-Богини в традиционных культурах.

> Выделение и аналитика символа как знака - носителя сакрального смысла.

> Выявление семантики древнейших символов Женщины-Богини как отражения универсального опыта человечества.

> Исследование концепта женской символики в ритуалах Древнего мира.

> Определение степени укоренения женской символики в традициях современных религиозных систем.

Методологическая основа исследования.

Проблема исследования семиозиса женских культов в мировой культуре предполагает междисциплинарный подход к ее изучению, который обобщает теоретические исследования в области антропологии, этнографии, мифологии и истории религии, философии, культурологии, психологии, семиотике.

В основу исследования положены принципы семиотического анализа,

изложенные в работах философов и лингвистов Ч. Пирса, Ч. Морриса, Ф. де

8

Соссюра, В. Н. Топорова, В. В. Иванова, В. Я. Проппа. Применение метода семиотического анализа в исследовании мировой культуры, который заключается в раскрытии знаково-символической природы культуры и механизмов ее трансляции, рассмотрено в работах Ю. М. Лотмана.

Семиотический анализ, примененный к изучению проблемы семиозиса Женщин-Богинь в мировой культуре, позволяет изучить культ как знаковую систему, выделить в нем характерные символические доминанты, выявить их смысловое содержание и функциональное назначение, представить эмоциональные состояния и настроения, которые они вызывали.

Методы исследования обусловлены содержанием и целью научной работы. В результате, в процессе изучения проблемы были применены следующие методы научного исследования: метод философской герменевтики, системный, синхронно-диахронный, структурно-функциональный, аксиологический, семиотический, темпаральный, типологический, компаративный методы.

Научная новизна исследования заключается:

> в исследовании семиозиса Женщин-Богинь в мировой культуре как семиотического механизма трансляции культуры;

> в установлении факта первоочередного появления образа Женщины-Богини в ранних мифах о творении, где все происходит из нее, или она являлась причиной творения в разных формах (из тела первичной Женщины-Богини явилось мировое яйцо (космический цветок лотоса, земля (гора, холм); первичная материя для создания Вселенной и т.д.); что, в целом, определяла значимость ее в человеческом сообществе и определяется антропогенной составляющей, заложенной в человека природой;

> в определении того, что женские мифологические персонажи соотносятся с элементами-стихиями - основами Вселенной - водой, воздухом, землей и огнем, выделенных в определенной последовательности из первичных вод хаоса;

> в определении функциональных аспектов женщин в традиционных коллективах, заключающихся в том, что: женщина рождала, кормила и заботилась о своих потомках, была основательницей целительского искусства, первых религиозных культов, и связанных с ними ритуалов, являлась изобретательницей первых ремесел, то есть женская деятельность послужила началом культурного становления и развития человечества;

> в выделении укоренения смыслового содержания культа Богини в кодах и символах традиционных культур, подразделенных по форме выражения (графические, предметные, аудиальные (звуковые) и жестовые), сгруппированных в три основные позиции символических форм: 1) мифы, 2) графические и предметные символы и 3) ритуалы.

> в установлении нескольких универсальных графических символов, которые сопровождали образ Богини-Женщины со времен первобытности и преемственно передаваемых всеми культурами мира со сходным значением;

> в выделении содержания женских культовых образов и, связанных с ними, мифологических версий как символов, отражающих универсальный опыт человечества и сакральные знания древних об устройстве мироздания. Они выведены в ритуальные действия, связанные с поклонением Женщине-Богине-Матери как серия сакральных символических действий динамизированной человеческой воли, влияющих посредством жеста, взгляда или слова на эволюцию живых сил природы;

> в определении доминанты женской культовой атрибутики и символики в сфере современных религиозных систем, в каковых с приходом патриархальных традиций сама суть религиозных представлений не меняется, а происходит лишь смена тендерных ролей, и, в связи с этим, древнейшие символические формы Богини (культовые мифы, объясняющие происхождение жизни; графические и предметные сакральные символы; магические ритуалы) не исчезают, а переходят, вместе со своим содержанием, в ведение мужских божественных сущностей.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и результаты диссертации могут послужить в качестве основы для дальнейшего теоретического исследования проблем, поставленных в работе. В частности, при выявлении сущности кулыурфилософской значимости культа Женщины-Богини для человечества, при раскрытии смыслового содержания символики, присутствующей в нем, так как последний заключает в себе глубинный смысл, несущий древнейшие знания о мироустройстве. Материалы диссертации могут быть использованы в процессе ведения культурологических дисциплин, в частности по истории культуры, мифологии, культурологии, антропологии, семиотике.

Положения, выносимые на защиту: 1. Анализ древнейших космогонических систем показал, что в основе ранних представлений древних о космогенезисе лежит женское начало. Космогонии, где каждый элемент-стихия представлен множеством женских мифологических образов (чаще всего это четыре элемента - вода, воздух, земля, огонь; в некоторых системах присутствует пятый элемент - эфир или дух), выделенный в определенной последовательности из первоначального хаоса, ведут происхождение из эпохи первобытности и хронологически древнее мужских элементальных мифологических персонажей. Эти космогонические представления обнаружены практически во всех известных древних культурах, где из тела первичной Богини явилось мировое яйцо, космический цветок лотоса, выделилась земля (гора, холм); или тело Богини послужило первичной материей, из которой была создана Вселенная и т.д. С появлением мужских элементальных персонажей, женские образы не исчезают из космо-гоний, а продолжают сосуществование с мужскими мифологическими персонажами.

2. Культ Женщины-Богини признан одним из древнейших в истории мировых религий. Он отражает матриархальные традиции и воссоздает картину социального устройства в древних традиционных сообществах, объясняет положение и функции женщины в древних человеческих коллективах.

11

В основе культа Женщины-Богини лежит концепт женщины - дарительницы жизни, где обозначена идея первичности и божественности женского начала и материнского рода, обоснованная сакральностью связи между матерью и ребенком, естественностью законов природы для человеческой культуры и, в связи с этим, целесообразностью материнского права в построении общества. Это объясняет первичность образа Богини-Женщины в человеческом сознании как прямое следствие первичности материи (матери) в личном опыте каждого человека, где потребность в поклонении Богине-Матери заложена самой природой, о чём свидетельствует повсеместное распространение культа в различных традиционных культурах, независимо от культурной и национальной принадлежности.

3. Культ Женщины-Богини выражен многочисленными образами и символами, заключающими в себе наиболее значимые ценности и смыслы. В сложной символической системе мифов, образов и ритуалов зашифрован огромный пласт всеобъемлющего знания, раскодирование которого чрезвычайно важно для понимания путей развития человеческой мысли, искусства, обычаев, религии и мифологии, объясняющих отношения между вещами, явлениями и идеями, они таят в себе законы связи материального мира со сверхъестественным. Декодирование древнейших символических форм представляет большой интерес для современной науки, могущий почерпнуть новые знания, как об устройстве Вселенной, так и о природе самого человека, в том числе его психической и духовной составляющей.

4. С древнейших времен творение Вселенной и законы бытия выражались посредством геометрических форм - круга, треугольника и четырехугольника. Лежащие в основе космогенезиса и природных процессов, они принадлежат к числу древнейших символов, созданных человечеством, что определяется их присутствием в культурах верхнего Палеолита, а в Неолите они достаточно широко распространены по всему миру. Поэтому они могут считаться характерными для Homo Sapiens (Человека Разумного). Весь окружающий мир мыслился им как единый живой организм Богини-Матери, а

12

универсальные формы, широко проявленные в природе, ассоциировались в сознании с формами и физиологическими особенностями женщины, каковые и стали использоваться для изображения женского начала, элементов-стихий и кодирования знаний об устройстве Вселенной.

5. В древних традиционных матриархальных сообществах все основные сакральные и повседневные работы выполнялись женщинами. Женщины были первыми жрицами и шаманами, именно они были создательницами первых религиозных культов и связанных с ними священных действий, которые принято называть ритуалами. Основной их чертой является культурный контекст (смысл), содержащийся в священных жестах, речах, одеяниях, позах. Все отношения между людьми и окружающим миром носили сакральный характер, воплощая сакральность и интимность отношений матери и ребенка, единство этой связи с Космосом, Вселенной, Природой. Последняя отождествлялась с Женщиной-Богиней и считалась единым живым организмом, в связи с этим, вся жизнь, связанная с окружающим миром, сопровождалась соответствующими ритуалами.

6. Генетическая укорененность поклонения Женщине-Богине стала неотъемлемой частью человеческой природы. Она продолжает существовать в ритуалах, мифах и символах, что проявлено во всей истории человечества. Претерпев трансформацию и тендерные изменения, Женщина-Богиня сохранила громадное влияние на религиозные чувства людей. Во всех современных религиях и религиозных ритуалах присутствуют женские персоналии -носительницы жизни, целительства, любви, доброты и всепрощения.

Апробация работы. Основные положения работы нашли отражение в 10 публикациях общим объёмом 6,4 п.л. Среди них 2 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Материалы и результаты исследования получили апробацию на конференциях всероссийского и международного уровня: Общероссийские научно-практические конференции «Х1У-ХУ1 Державинские чтения» 2009-2011 гг. - Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009-2011; Международная научно-практическая конференция «Культурология в простран-

13

стве гуманитарной коммуникации». - Киев: НПУ им. М.П. Драгоманова, 2010.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА СЕМИОЗИСА ЖЕНЩИН-БОГИНЬ ДРЕВНОСТИ.

Первая глава диссертации посвящена исследованию женских культов в исторической ретроспективе. Определяется место женского начала в традиционных культурах. Устанавливаются хронологические рамки появления культа Богини и причин его появления. Определяются основные символические формы закрепления образа Богини и, связанных с ним, представлений. Первая глава диссертации состоит из трех параграфов.

1.1. Женское начало в системе ранних космогонических представлений древних египтян.

В первом параграфе «Женское начало в системе ранних космогонических представлений древних египтян» производится исследование древнейших космогоний с целью определения места и значения женского начала в системе ранних религиозных представлений о космогенезисе. Изучение космогоний показало, что все ранние мифы о творении у разных народов мира начинаются с образа Богини: из тела первичной Богини явилось мировое яйцо или космический цветок лотоса, или выделилась земля (гора, холм); или тело Богини послужило первичной материей, из которой была создана Вселенная и т.д. В связи с этим, возникает необходимость исследования причин данного культурного явления. Данная проблема рассматривается на примере космогонии Древнего Египта, которая имеет древнейшую историю.

Космогонические представления древних египтян уходят своими корнями в первобытную эпоху. Согласно исследователям древних восточных культур, история застает Египет в неолитическом периоде Каменного века (88006800 гг. до нашей эры), уже с достаточно сформированной системой космогонических представлений [184; 229; 237]. Изучение мифологического материала показало, что космогония Древнего Египта насчитывает огромное количество имен и мифологических образов божеств, олицетворяющих стихии-

элементы, но подавляющее большинство из них являются женскими, что говорит об огромной популярности и повсеместном распространении женских культов на территории Египта (таблица 1).

Женские божества, связанные с космогоническими мифами Мужские божества, связанные с космогоническими мифами

Маа, Тему, Нуанет, Амаунет, Иусат, Тефнут, Нейт, Кебхут, Исида, Мефьер, Мут, Нут, Небет-хет, Нехбет, Хатор, Ихет, Рененутет, Меритсегер, Сехмет, Хекет, Уаджит, Шесемтет, Менкерот, Мент, Менхит, Рат-тауи, Небтуи, Мехит, Пахт, Матит, Меритсегер, Менхит, Мехента, Мафдет, Маат, Упес, Бает, Хесамут, Хаукет, Каукет. Нун, Атум, Пта, Амон, Геб, Гор, Акер, Ра, Ке-матеф, Сухое (Себек), Джехути (Тот), Хери-шеф, Хепри, Хнум, Хапи, Хонс, Хух, Кук, Шу.

Всего: 40 Всего: 19

Таблица 1. Количественное соотношение женских и мужских мифологических персонажей в космогонической системе Древнего Египта.

Следует отметить, что образы женских богинь, присутствующие в ранней системе космогонических мифов, несут в себе черты одного из самых ранних и простейших проявлений религии - тотемизма и предстают в зооморфном облике. Каждая стихия соотносится с теми живыми существами, которые органически с нею связаны. Со временем мифологические образы приобрели антропоморфный характер, но черты тотемизма так до конца и не исчезли.

Зооморфизм богинь является типичным признаком появления данного персонажа в мифологической системе в архаичные времена охотников и собирателей, когда охота являлась основой жизнеобеспечения племени. Видимо, именно в этот период складывался культ тотемических предков, то есть тех, кто дает жизнь в период максимального голода (засуха, зимний период). По мнению исследователей ранних культур, в данном случае, животное или растение, связанное с преодолением такого значимого для обеспечения племени периода, как голод, могло соотноситься с идеей спасителя, защитника,

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Стерликова, Марина Сергеевна, 2012 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Аверинцев С. С. Заметки к будущей классификации типов символа. Проблемы изучения культурного наследия. /Под ред. Г. В. Степанова. - М.: Наука, 1985. - 400с.

2. Авеста в русских переводах (1861 - 1996). - СПб, 1997.

3. Айванхов О, М. Наука Посвящения, - СПб: Институт метафизики, 2002. - 432с.

4, Айслер Р. Чаша и клинок (пер, с англ. Васильева Л,), - М: Издательство «Древо Жизни», 1993.

5, Акаба Л. X, У, У истоков религии абхазов, - Сухуми, 1979,

6. Антология исследований культуры: В 2 т. - СПб, 1997.

7, Арутюнова Н. Д. Образ, метафора, символ в контексте жизни и культуры // Res philologica. Филологические исследования. - М: Наука, 1990. - 468с.

8. Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. - СПб, 1914.

9, Бадж Э, А, У, Египетская книга мертвых, - СПб: Азбука, 2011, -528с.

10, Бадж Э, А. У, Амулеты и суеверия, - Издательство РЕФЛ-бук, 2001, -384с.

11, Барт Р, Мифологии, - М„ 1996.

12. Бауэр В. и др. Энциклопедия символов. - М.: Крон-пресс. - 1995. -512с.

13. Бейли Г. Потерянный язык символов. - М.: Золотой век, 1996. -348с.

14. Белицкий М. Забытый мир шумеров. - М., 1980.

15, Библия, Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета, - Издательство Российское библейское общество, 2010. - 1376с.

16, Бикерман Э. Хронология Древнего мира, - М„ 1975,

17, Бобров Ю, Г, Основы иконографии древнерусской живописи, -СПб: Аксиома, Мифрил, 1996. — 256 е., ил. (Малая история культуры),

18, Богородица: полная энциклопедия жизни и чудес. - М: Эксмо, 2010. - 368с.: ил, - (Мир Православия),

19, Бойе М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. - М., 1987.

20, Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Древняя Индия. Исторический очерк. - М., 1969.

21, Бреннер А, Бог евреев и его божественная супруга // Женщины в мифах и легендах. - М: Крон-пресс, 1998. - С. 72-93.

22, Брэстед Дж. История Египта с древнейших времен до персидского завоевания. — М., 1915.

23, Варакин А„ Зданович Л, Тайны исчезнувших цивилизаций, - М„ 2002.

24, Вейс Г, Всеобщая история мировой культуры, - М: Эксмо, 2007, -960с.: ил.

25, Велецкая Н, Н, Символы славянского язычества, - М,: Вече, 2009, -320с. - (Тайны Земли Русской).

26, Вуд Д, Кельтские богини: миф и мифология // Женщины в легендах и мифах. - М: Крон-пресс, 1998. - С. 161-184.

27, Геродот, История в девяти книгах / Перевод и комментарии Г. А. Стратановского. — М., 2002.

28, Гимбутас М, Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы (науч. ред. О. О. Чугай, рец. Антонова Е. М., пер. с англ. Неклюдовой М.С.). - Москва, РОССПЭН, 2006,

29, Голубцов А. Из истории изображения креста. Прибавления к изданию святых отцов. - Т. 56. Кн. 1. 1889. - с. 237-299.

30, Горбовский А. Колдуны, целители, пророки. - М.: Мысль, 1993. -398с.

31. Гордиенко А, Н, Энциклопедия символов, - М,; ЭКСМО, 2007,-304с.

32. Грантовский Э.А Ранняя история иранских племён Передней Азии, -М., 1970.

33. Грейвс Р. Белая Богиня: историческая грамматика поэтической мифологии. - Екатеринбург: «У-Фактория», 2007.

34. Грейвс Р. Мифы Древней Греции, В 2 т, М: Прогресс-Традиция, 1999.

35. Грейвс Р„ Патай Р, Иудейские мифы, - Екатеринбург: «У-Фактория», 2007.

36. Гудман Ф, Магические символы, — М: Золотой век, 1995, - 289с,

37. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - М: Терра, 1994. -с.421.

38. Гусева Н. Р., Потабенко С. И. Индия. Гоа. Древние храмы и золото пляжей, - М.: Вече, 2007, - 384с,: ил. - (Исторический путеводитель).

39. Гусева Н. Р. Индия в зеркале веков. - М., 2002.

40. Гусева Н. Р. Индуизм и мифы древней Индии. - М.: Вече, 2005. -480с, - (Тайны древних цивилизаций),

41. Гусева Н. Р. Джайнизм. - М., 1968.

42. Гусева Н, Р, Славяне и арьи. Путь богов и слов, - М„ 2002,

43. Гусева Н. Р. Русский Север - прародина индо-славов. - М., 2003.

44. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. 4-е изд., т. 1-4.-М., 1955.

45. Древние цивилизации. — М., 1989.

46. Древний Египет. Энциклопедия/ Составитель и научный редактор В, В, Солкин —М; «АРТ-РОДНИК», 2008,

47. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев (Серия «Исследования по фольклору и мифологии Востока»), — М.: Наука, 1986, — 234с.

48. Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. - Новосибирск, 1988.

49. Егоров Б. Ф. Жизнь и творчество Ю. М. Лотмана. - М., 1999.

50. Елизаренкова Т. Я. Древнейший памятник индийской культуры // Ригведа. Избранные гимны. - М., 1972.

51. Емельянов Ю. Н. Основы культурной антропологии. - СПб, 1994.

52. Ефименко П. П. Первобытное общество. - Киев, 1953.

53. Законы Ману / пер. с санскрита. - М., 1960.

54. Замятин С. Н. Очерки по палеолиту. - М., 1961.

55. Иванов В. В., Топоров В. Н. Санскрит. - М., 1960.

56. Иванов В. В. Проблемы этносемиотики // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. - Л., 1989.

57. Иконникова С. Н. История культурологических теорий. - СПб: Питер, 2005.-474с.: ил.

58. История Африки в древних и средневековых источниках. Хрестоматия.-М., 1990.

59. Каган М. С. Философия культуры. - СПб, 1996.

60. Казначеев В. П. Феномен человека: космические и земные истоки. -Новосибирск, 1991. - 125с.

61. Карнап Р. Значение и необходимость. - М., 1959.

62. Касидовский 3. Библейские сказания. - М., 1969.

63. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 1-3. - СПб: Университетская книга, 2001.

64. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. - М., 1998.

65. Кельтские мифы. - Екатеринбург: «У-Фактория», 2007.

66. Кельты. Ирландские сказания. - М: Энигма, 2000.

67. Керам К. Боги, гробницы, ученые. - М., 2004.

68. Керлот X. Э. Словарь символов. - М., 1994. - 376с.

69. Кинсли Д. Образы божественной женственности в Тантре. Десять махавидий. - СПб: Издательство «Академия исследований культуры». 2007. - 333с.

70. Клири Т., Азис С. Богиня сумерек. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2003. - 280с. - (Серия «Эра Водолея).

71. Кобищанов Ю. На заре цивилизации. - М., 1981.

72. Ковтун В. Тайна цилиндров фараона. Древние секреты исцеления. -Минск: Современное слово, 2005.

73. Кольцов И. Е. Взгляд в непознанное. -http://narod.ru/disk/4168531001/Kol.czov I.E. Vzglyad v nepoznannoe (2010).pdf. html

74. Коран / пер. И. Крачковский. - Издательство Феникс, 2011. - 544с.

75. Коростовцев М. Религия Древнего Египта. - М., 1976.

76. Косамби Д. Д. Культура и цивилизация Древней Индии. - М., 1968.

77. Котрелл JI. Во времена фараонов. — М., 1982.

78. Кох Р. Книга символов. Эмблемата. - М.: Золотой век, 1995. - 368с. - Серия «Символы».

79. Кочергина В. А. Санскритско-русский словарь. - М., 1978.

80. Крамер С. Н. История начинается в Шумере. - М., 1965.

81. Краузерс Ф., Лехнер Э. Символизм богов и богинь. - М: Золотой век, 1998. - 212с. - (Сер. «Символы»).

82. Кролл А. А. Египет первых фараонов. — М.: «Рудомино», 2005. — 216 с.

83. Культурология. XX век. Словарь. - СПб, 1997.

84. Культурология. XX век. Энциклопедия. - Т. 1-2. - М., 1998.

85. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. - Ташкент, 1996.

86. Купер Дж. Энциклопедия символов. - М: Правда, 1995.

87. Кэмпбелл Дж. Мономиф. — Пушкино: Грааль, 1996. — 58с.

88. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. — Киев: Рефл-бук, 1997.

89. Кэмпбелл Дж. Маски бога. Созидательная мифология. Том I. Кн.

1. — М.: Золотой Век, 1997. — 332с.

90. Кэмпбелл Дж. Маски бога. Созидательная мифология. Том I. Кн.

2. — М.: Золотой Век, 1998. — 412с.

91. Кэмпбелл Дж. Мифический образ. — М.: ACT, 2004.

92. Кэмпбелл Дж. Пути к блаженству. Мифология и трансформация личности. — М.: Открытый мир, 2006.

93. Ланд П. Ислам: Религия; Культура; История (пер. с англ. Бочкова И. А.). - Издательство ACT, 2003.

94. Липперт Ю. История культуры. - М., 2010.

95. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - 2-е изд., испр. - М.: Искусство, 1995. - 320с.

96. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991. - 534с.

97. Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. - Талин, 1992.

98. Лотман Ю. М. Символ в системе культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи в 3-х т. - Т. 1.: «Статьи по семиотике и типологии культуры». - Талин: Александра, 1992.- 480с.

99. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. - М., 1996.

100. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. - М., 1992.

101. Лошаков Р. А. Феномен и символ // Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии. - 2005. - № 6. - С. 73-84.

102. Лункер М. Египетский символизм. - М: «Золотой век», 1998.

103. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. - Москва: ДиректМедиа Паблишинг, 2007.

104. Маккей Э. Древнейшая культура долины Инда. - М: Наука, 1951.

105. Маркова В. Легенды и сказки Древней Японии. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - (Bibliotheca mythologica).

106. Махабхарата. Адипарва / Пер. с санскрита В. И. Кальянова. - М.-Л., 1950.

107. Махабхарата. Бхагавадгита / Пер. с санскрита Б. Л. Смирнова. -Ашхабад, 1956.

108. Махабхарата. Виратапарва / Пер. с санскрита В. И. Кальянова. - Л., 1967.

109. Махабхарата Мокшадхарма / Пер. с санскрита Б. Л. Смирнова. -Ашхабад, 1956.

110. Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства: Словарь-справочник: Книги 1-2. - СПб, 2003.

111. Мейе А. Сравнительный метод в историческом языкознании. - М., 1954.

112. Мелик-Пашаян К. Культ богини Анахит. - Ереван, 1963.

113. Мельхиседек Д. Древняя тайна Цветка Жизни. - М: ООО Издательство «София», 2008. Т. I, II.

114. Мельхиседек Д. Светоносная Змея: Движение Кундалини Земли и восход священной женственности. - М: ООО Издательство «София», 2008. - 352с.

115. Метц Б. Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы. - М., 2004.

116. Микерников Н. Г.Вселенная и жизнь. Неизвестное об известном. -М: Амрита-Русь, 2006. - 400с.

117. Милетинский Е. Поэтика мифа. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - (Bibliotheca mythologica).

118. Мифы древнего мира / сост. М. Б. Бурдыкина. - СПб, 1995.

119. Мифы народов мира /энциклопедия в двух томах/. М.: «Советская Энциклопедия», 1987. Т. I, II.

120. Михаловский К. Карнак. - Варшава, 1975.

121. Моррис Д. Голая женщина. - М: Эксмо, 2009. - 384с.: ил.

122. Морэ А. Цари и боги Египта. - М: «Алетейя», 2001.

123. Морэ А. Во времена фараонов. - М: «Алетейя», 1998.

124. Мышуста С. В. Древний Египет: Женщины-фараоны. Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 317с.

125. Мюррей М. Египетские храмы. Жилища таинственных богов. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. - 223с.

126. Наговицин А. Е. Трансформация тендерных ролей в мифологических системах. - М: МПСИ: Флинта, 2005. - 440с.

127. Невелева Л. И. Мифология древнеиндийского эпоса. М., 1975.

128. Нейхардт А. А. Происхождение креста. - М., 1275. - 56с.

129. Немировский А. И. Мифы и легенды Древнего Востока. - М: Ладо-мир, 1994.

130. Низовский А. Древний мир. - М., 2001.

131. Никитина М. И. Миф о Женщине-Солнце и её родителях и его «спутники» в ритуальной традиции древней Кореи и соседних стран / Составитель и редактор В. П. Никитин. - СПб: «Петербургское Востоковедение», 2001. - 560с. («Мифы, эпос, религии Востока, ВШНоШеса ишуегеаНа»).

132. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. — Минск: Книжный Дом. 2003. — 1280 с. — (Мир энциклопедий).

133. Овузу X. Символы Египта.- СПб: «Издательство «ДИЛЯ», 2006. -288с.

134. Овузу X. Символы инков, майя и ацтеков. - СПб: «Диля», 2006. -288с.

135. Овузу X. Символы Африки. - СПб: «Диля», 2006. - 320с.

136. Овузу X. Символы индейцев Северной Америки. - СПб: «Диля», 2006.-320с.

137. Орехов Д. Святые иконы России. - СПб: ИД «Невский проспект», 1999. - 192с., илл. (Сер. «Исцеление души»).

138. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. -М., 1994.

139. Патай Р. Иудейская богиня. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. -368с. - (ВШНо&еса туШо1о§юа).

140. Пирс Дж. Символы, сигналы, шумы. Закономерности и процессы передачи информации. - М., 1967.

141. Пирс Дж. Проблема знака и значения. - М., 1969.

142. Планеты и созвездия в легендах и мифах./ Сост. С. Ю. Афонькин. -ООО «СЗКЭО» «Кристалл», 2003. - 96с., ил.

43. Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 т. - М: Правда, 1987.

44. Постмодернизм: Энциклопедия / Минск: Книжный Дом, 2001. — 1040 с. — (Мир энциклопедий).

45. Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа. - М: Изд-во «Паломникъ», 2001.- 224 е.: ил.

46. Пропп В. Я. Морфология сказки. Л., 1928; 2-е изд. - М., 1969.

47. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963.

48. Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. -М., 1979.-388с.

49. Рамаяна. Литературное изложение В. Г. Эрмана, Э. Н. Темкина. -М, 1965.

50. Рамаяна / пер. с санскрита В. Потаповой. - М., 1974.

51. Рафаэль Катрин. Излучение кристаллов. - Изд-во «Ганеша», 1993. -86с.

52. Рафси Д. Луна и радуга. - М., 1978. - 134с.

53. Религия: Энциклопедия / сост. и общ. ред. А.А. Грицанов, Г.В. Синило.- Минск: Книжный Дом, 2007. - 960с. - (Мир энциклопедий).

54. Рерих Н. К. Избранное. - М., 1972.

55. Ригведа. Мандала I- IV. - М., 1989. (Издана Т. Я. Елизаренковой).

56. Ригведа. Мандала V-VIII. - М., 1995. (Издана Т. Я. Елизаренковой).

57. Ригведа. Мандала IX - X. - М., 1999. (Издана Т. Я. Елизаренковой).

58. Рошаль В. М. Энциклопедия символов. - СПб: Сова, 2007. - 1007, [1]с.: ил

59. Рубинштейн И. Мифы древнего Египта. - Л., 1959.

60. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М.. 1981.

61. Савицкая C.B. Символы: системность наложения. - М.: Амрита-Русь, 2008.

162. Carre X. Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура. - Центрполи-граф, 2004.

163. Самозванцев А. М. Мифология Востока. - М.: «Алетейа», 2000.

164. Самофалова Э. JI. Тайны Белой магии или чудодейственный ключ. -М., 1992.

165. СвасьянК. А. Проблема символа в современной философии: (Критика и анализ). - Ер: Изд-во АН АрмССР, 1980. - 226с.

166. Священная книга Тота: Великие Арканы Tapo. - Киев: София, 1993. - 150с. - (Абсолютные начала синтетической философии эзотериз-ма: опыт комментария Владимира Шмакова).

167. Секлитова JI. А., Стрельникова Л. Л. Сотворение форм или эксперименты Высшего Разума. - М.: Амрита-Русь, 2009.

168. Серов Н. В. Хроматизм мифа. - Л., 1990. - 352с.

169. Словарь Античности. - М: Наука, 1989.

170. Смит Б. Греция // Женщины в мифах и легендах. - М: Крон-пресс, 1998.-С. 93-141.

171. Соколов М. Старорусские солнечные боги и богини. - Симбирск, 1887.

172. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. - М., 1995.

173. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. - М., 1977.

174. Спенс Л. Таинства Египта. Обряды, традиции, ритуалы. - М.: ЗАО Центр-полиграф, 2007. - 222с.

175. Стайн Д. Основы психического целительства. - М: «София», 2007. -336с.

176. Стайн Д. Все женщины - целительницы. - М: «София», 2004.

177. Сычева С. Г. Проблема символа в философии. - Томск: Изд-во Томского университета, 2000. - 197с.

178. Тайлор Э. Первобытная культура. - М., 1989.

179. Тайлор Э. Миф и обряд в первобытной культуре. - М., 2000.

180. Тайлор Э. Антропология (введение к изучению человека и цивилизации).-М., 2011.

181. Творения Платона. - Прага, 1923.

182. Токарев С. А. История зарубежной этнографии. - М., 1978.

183. Томсинов В. А. Краткая история египтологии. - М.: Издательство «Зерцало»: Издательский дом «Вече», 2004.

184. Тураев Б. История Древнего Востока. - Мн.: Харвест, 2004. - 752с., 8 л. Ил. - (История культуры.).

185. Тураев Б. Древний Египет. - СПб, 2001.

186. Тэрнер В. Символ и ритуал. - М., 1983. - 275с.

187. Уайт Джон М. Боги и люди Древнего Египта. - М., 2004.

188. Уокер Б. Женская энциклопедия. Символы, сакралии, таинства. -М.: Астрель, 2005. - 638, [2] е.: ил.

189. Уоррен У. Ф. Найденный рай на Северном полюсе. - М., 2003.

190. Упанишады. / Пер. с санскрита. - М., 1967.

191. Усманова А. «Семиозис»// Постмодернизм. Энциклопедия (под ред. Грицанова A.A., Можейко М.А.) - Минск: Интерпрессервис: Книжный дом, 2001, С.710- 711.

192. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. T. I - IV. - М., 1965-1973.

193. Ферлонг А. Мифология Месопотамии // Женщины в легендах и мифах. - М: Крон-Пресс, 1998. - С. 15-39.

194. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. - М.: Вече, 1997. -512с.

195. Фоссе Ш. Ассирийская магия: Евразия. - СПб, 2001.

196. Фреге Г. Смысл и денотат // Семиотика и информатика. М., 1977. -Вып. 8.

197. Фреге Г. Понятие и вещь // Семиотика и информатика. М., 1978. -Вып. 10.

198. Фрейд 3. Тотем и табу. - М: ООО Издательство ACT, 2004. - 253, [3]с. - (Философия. Психология).

199. Фрейденберг О. Миф и литература древности. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - (Bibliotheca mythologica).

200. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1997. - 210с.

201. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1989. - 325с.

202. Фуко М. История сексуальности: В 3 т. - М., 1996-1998.

203. Хренов Л. С., Голуб И. Я. Время и календарь. - М: «Наука», 1989. -128с.

204. Хэнкок Г., Бьювэл Р. Загадка сфинкса. - М., 2000.

205. Циркин Ю. От Ханаана до Карфагена. - М., 2001.

206. Чародейство. Волшебство. Знахарство. Заклинания. Заговоры. - М: Терра, 1998.

207. Черч А. Введение в математическую логику. Т. 1. - М., 1960.

208. Чизхолм Дж., Миллард Э. Ранние цивилизации. - М., 1998.

209. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 398, [2] с.

210. Шафф А. Введение в семантику. М., 1963.

211. Шварц Ф., Пуассон А., Блаватская Е. П. Теория и символы алхимиков. - М., 1995.

212. Эзотеризм: Энциклопедия.— Минск: Книжный Дом, 2002.— 1040 с.— (Мир энциклопедий).

213. Эзотерический словарь: в 2 томах. / Сост. Б. Р. Корженьянц. - М.; Рига: Рус. Духовный Центр, 1993. - Т. 1: 224с.; Т.2: 459с.

214. Элфорд А. Когда боги спустились с Небес. - М.: Вече, 2008.

215. Элиаде М. Священное и профанное. - М., 1994.

216. Элиаде М. Аспекты мифа. - М., 1995.

217. Элиаде М. Шаманизм. - М: София, 1998.

218. Эммин Н. Очерк религии языческих армян. - М., 1864.

219. Энциклопедия буддизма. - Издательство «Институт метафизики», 2009.-928с.

220. Энциклопедия «История философии», под ред. A.A. Грицанова. -Минск: Книжный Дом, 2002.

221. Энциклопедия постмодернизма, под ред. А.А. Грицанова. - Минск: Книжный Дом, 2001.

222. Энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы», под ред. Телицына B.JI. - Москва: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005.

223. Энциклопедия эзотеризма, под ред. А.А. Грицанова. - Минск: Книжный Дом, 2002.

224. Эпос о Гильгамеше. Пер. И. Дьяконов. - Издательство «Наука». -сер. «Литературные источники», 2006. - 216с.

225. Эстес К. П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. - М: «София», 2011.

226. Юнг К.Г. Человек и его символы. - М., 1998. - 368с.

227. Языческие таинства. Мистерии восхождения. - М: ЭКСМО-пресс, 2000.

228. Ямвлих. Из жизни Пифагора // Вестник древней истории. М., 1948, №3. С. 235.

Иностранные источники литературы:

229. Abelard Miles R. Physicians of No Value: The Repressed Stoiy of Ecclesiastical Flummery. - Winter Park, FL: Reality Publications, 1979.

230. Agrippa Henry Cornelius. The Philosophy of Natural Magic. - Secaucus, NJ: University Books, 1974.

231. Albright W. F. From the Stone Age to Christianity. - Baltimore: John Hopkins Press, 1940, pp. 92, 98, and 318-319, note 5.

232. Albright W. F. Yahweh and the Gods of Canaan. - New York: Double-day, 1968.

233. Angus S. The Mystery-Religions. - New York: Dover, 1975.

234. Armesto Felipe Fernandez. Ideas that changed the world — New York: Dorling Kindersley limited, 2003. — P. 400, [2].

235. Avalon A. Shakti and Shakta. - New York: Dover, 1978.

236. Bachofen J. J. Myth, Religion and Mother Right. - Princeton, NJ Princeton University Press, 1967.

237. Barham L., Mitchell P. The First Africans: African Archaeology from the Earliest Tool Makers to Most Recenr Foragers. — «Cambridge UP», 2008. — (Cambridge World Archaeology).

238. Barnstone W. The Other Bible. - San Francisco, 1984.

239. Barret C. K. The New Testament Background. - New York, 1961.

240. Beltz W. God and Gods: Myths of the Bible. - England, 1983.

241. Bowness C. Romany Magic. New York, 1973.

242. Briffault R. The Mothers. 3 vols. - New York, 1927.

243. Bromberg W. From Shaman to Psychotherapist. Chicago, 1975.

244. Budge E. A. W. Gods of the Egyptians. 2 vols. New York, 1969.

245. Budge E. A. W. Dwellers on the Nail. New York, 1977.

246. Campbell J. The Historical Atlas of World Mythology. - New York, 1989.

247. Campbell J. The Inner Reaches of Outer Space: Metaphor as Myth and as Religion. - New York, 1986.

248. Cirlot J. E. A. Dictionary of Symbols. - New York, 1962.

249. Douglas Mary. Natural Symbols: Exploration in Cosmology. - New York, 1970.

250. Eggan D. The Personal Use of Myth in Dreams. JAF, 1955, v. 68, № 270, p. 452-455.

251. Encyclopedia of Archaeology / Editor-in-chief Deborah M. Pearsall. — «Elsevier Inc. », 2008.

252. Encyclopedia of Archaeology of Ancient Egypt / Edited by Kathiyn A. Bard. — «Routledge», 1999.

253. French M. Beyond Power: On Women, Men, and Morals. - New York, 1985.

254. Gimbutas Marija. The Civilization of the Goddess. - 1991.

255. Guthrie R. Dale. The Nature of Paleolithic Art. University Of Chicago Press, 2006.

256. Harding Elizabeth U. Kali: The Black Goddess of Dakshines War. -York Beach, ME: Nicholas-Hays, 1993.

257. Heidel A. The Babylonian Genesis, 1951.

258. Hyman E. The Ritual View of Myth and Mythic // Myth and Literature. Contemporary Theory and practice / Ed. by J. Vickery Lincoln, univ. of Nebrasska press, 1965, p. 52-57.

259. Larousse Encyclopedia of Mythology. - London, 1968.

260. McDermott Le Roy. Self-Representation in Upper Paleolithic Female Figurines. Current Anthropology, Vol. 37, No. 2, April., 1996. - pp. 227—275.

261. McClellan. Science and Technology in World History: An Introduction — Baltimore, Maryland: JHU Press, 2006. - P. 6-12.

262. Mcluhan M. Myth and Mass Media. «Daedalus», 1959, v. 88, p. 339345.

263. Narr Karl J. Prehistoric religion. Britannica online encyclopedia 2008.

264. Neumann, Erich. The Great Mother. - New York: Pantheon Books, Bollingen Series XLVII,1955. - p.12; cf. also pp. 3,11.

265. Pagels E. The Gnostic Gospels. - New York, 1979.

266. Pathou-Mathis M (2000). «Neanderthal subsistence behaviours in Europe». International Journal of Osteoarchaeology 10: 379-395.

267. Rawson P. Erotic Art of the East/ New York, 1968.

268. Schmidt Wilhelm. «Origin and Growth of Religion», Methuen, 1931, p. 287.

269. Seligmann K. Magic, Supernaturalism and Religion. - New York, 1948.

270. Shah, I. The Sufis. - London, 1964.

271. Stone Merlin. When God Was a Woman — Harcourt Brace Jovanovich, 1978.-P. 265.

272. The Prehistory of the Mind: The Cognitive Origins of Art, Religion and Science — Thames & Hudson, 1996.

273. Trachtenberg J. Jewish Magic and Superstilition A Study in Folk Religion. New York, 1984.

274. Ulimann S. Semantics. An Introduction to the Science of Meaning. Oxf, 1972.

275. Vendryes J. La Religion des Celtes // Les Religions de l'Europe ancienne. III. Paris, 1948. P. 276.

276. Von Hagen V. W. World of the Maya. New York, 1960.

277. Worts A. W. Myth and Ritual in Christianity. New York, 1954.

278. Zimmer H. Myth and Symbols in Indian Art and Civilization. - Princeton, NJ: Princeton University Press, 1946.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.