Анализ проблемы идентичности в постмодернистском феминизме тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.01, кандидат социологических наук Агафонова, Елена Евгеньевна

  • Агафонова, Елена Евгеньевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.01
  • Количество страниц 170
Агафонова, Елена Евгеньевна. Анализ проблемы идентичности в постмодернистском феминизме: дис. кандидат социологических наук: 22.00.01 - Теория, методология и история социологии. Москва. 2010. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Агафонова, Елена Евгеньевна

Введение

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Междисциплинарный статус проблемы идентичности: характеристика основных понятий в современных социальных теориях.

1.1. Идентичность и самоидентификация как объект социологического анализа: модернистский подход.

1.1.1. Психологический подход к изучению идентичности.

1.1.2. Социологический подход к изучению идентичности.

1.2. Фиксированная женская идентичность в теориях классического феминизма.

1.3. Проблема идентичности в рамках постмодернистского подхода.

ГЛАВА 2. Реконтрукция понятия женской идентичности в теории постмодернистского феминизма.

2.1. Общая характеристика основных теорий посмтмодернистского феминизма.!.

2.2. Основные концепции идентичности в постмодернистском феминизме.

2.2.1. «Женское письмо» Э. Сиксу как способ выражения идентичности женщины.

2.2.2. Теория «полового различия» Я. Иригарэ.

2.2.3. Субъективность как символическая система в концепции Юлии Кристевой.

2.2.4. Теория «перформативной идентичности» Дж. Батлер.

2.2.5. Теория номадизма как способа обретения женской идентичности Рози Брайдотти.

2.3. Идентичность в постмодернистском феминизме: общая характеристика.

2.2.1. Влияние гендерных стереотипов на формирование идентичности.

2.2.2. Социологический анализ проблемы власти, телесности и поиск идентичности через реконструкцию сексуальности.

2.4. Проблема родительства в современной феминистской теории.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Анализ проблемы идентичности в постмодернистском феминизме»

Актуальность темы исследования

Совокупность изменений, происходящих сегодня во всех сферах общественной жизни, по-разному осмысливается современной социальной наукой. По мнению многих социологов, эти трансформации столь значимы и радикальны, что знаменуют собой новый этап в развитии общества. Среди теорий, описывающих и исследующих это общественное состояние, выделяются теории постмодернизма, в рамках которого осуществляется развернутая критика как сложившегося социального устройства, так и ранее получивших распространение подходов к анализу общества. В контексте оппозиции «модерн - постмодерн» сегодня осмысливаются многие социальные процессы и противоречия, даются совершенно новые интерпретации социальным явлениям.

Одним из противоречий, изучающихся в новом контексте, является приобретающее специфическое измерение противоречие между личностью и обществом, порождающее проблему идентичности человека и его самоидентификации. Речь идет о способах адаптации человека к постоянно изменяющемуся миру. Если раньше у индивида был устойчивый набор норм, ценностей, мотивов, определяющих структуру его идентичности, то сейчас социальные институты, отвечающие за формирование стабильной идентичности, трансформируются и не могут в' полной мере выполнять свои функции или даже вовсе распадаются. «Современное человечество переживает период трансформации в иное социальное состояние . Дело в радикальном изменении самих способов жизни людей, практик их коммуникации и социального дискурса. При любых концептуальных построениях очевидно то, что подобные ситуации характеризуются конфликтом ценностей, "ценностным политеизмом" (М. Вебер) или, иными словами, столкновением идентичностей. То, что в стабильной ситуации удерживается установившимся нормативным порядком, в ситуации перехода з рассыпается на конфликтующие части»1.

На современном этапе развития общества радикальнее всего изменился социально-политический и экономический статус женщины, что повлекло за собой кардинальные изменения в структуре ее идентичности и в процессах идентификации. Старые взгляды и представления о роли, статусе, положении женщин, привычные способы поведения, оценки оказываются непригодными в условиях общества нового типа - постмодерна. Модернистские представления о самоидентификации женщин исчерпали, как показывает постмодернизм, сами себя и теперь требуется новое осмысление этого важного процесса.

Изменение положения и роли женщины в обществе сопряжено с неопределенностью и двойственностью ее • существования, изменение характера её деятельности, множественная направленность её активности приводит к дестабилизации ранее устойчивой и определенной идентичности. Такого рода изменения фиксируются и осмысливаются в теориях постмодернизма, в рамках которых осуществляется последовательная критика модернистских представлений о личности.

На сегодняшний день очевиден возросший интерес исследователей к проблеме становления тендерной идентичности, поскольку уже не вызывает сомнений тот факт, что происходит радикальная трансформация патриархатных тендерных установок и стереотипов. Проблема идентичности и самоидентификации особым образом решается как в рамках теорий постмодернизма, так и в концепциях современного феминизма. Теоретики постмодернистского феминизма предлагают достаточно интересный и оригинальный проект пересмотра структуры женской / тендерной идентичности и процессов идентификации / самоидентификации женщин, который еще не получил детального анализа в отечественной социологической науке.

1 Минетов Г.Я. Проект идентичности в контексте образования: антропологическая перспектива // http://www.standre ws.ru/index-ea= 1 &In= 1 &chp=showpage&num=277

Осмысление понятия тендерной (в т.ч. женской или мужской) идентичности прошло долгий путь от биолого-эволюционного понимания природы пола через тендерную теорию до современной междисциплинарной теории тендерной идентичности, предложенной постмодернистским феминизмом. Однако эта эволюция еще не исследовалась российскими учеными в контексте дихотомии «модерн — постмодерн», позволяющей, с одной стороны, ярче высветить контуры этой эволюции, а с другой — выявить эвристическую ценность предложенного постмодернистским феминизмом подхода к исследованию идентичности женщины.

Степень научной разработанности проблемы

Исследование идентичности человека интересовало исследователей различных дисциплин — философов, социологов, психологов, культурологов и антропологов - и имеет длительную историю.

В рамках психоаналитической традиции, где было впервые сформулировано понятие идентичности, в работах 3. Фрейда, Э. Фромма,

•у

К. Хорни, К.-Г. Юнга рассматривалось формирование и содержание индивидуальной и личностной идентичности. Психологический подход к исследованию идентичности получил развитие в трудах А. Адлера, Р. Бернса, Дж. Марсиа, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерса, X. Тэджфела, Э. Эриксона и др3.

Большое влияние на понимание идентичности, ее структуры и динамики развития оказали представители социологической мысли. В рамках

2 Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого // Фрейд 3. Избранное. Кн. 1. М., 1990; Фрейд 3. Я и Оно // Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994; Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990; Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990; Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993; Хорни К. Самоанализ. М., 1993; Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 1991.

3 Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997; Берне Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М., 1986; Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999; Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Под ред. Г.А. Балла, А.Н. Леонтьева и др. М., 1999; Пиаже Ж Психология интеллекта. М., 1969; Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. СПб., 2003; Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994; Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. К., 1997; Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996; Marcia J. Identity in adolescence // Handbook of adolescence psychology. N.Y., 1980. символического интеракционизма (Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид)4 рассматривались способы построения идентичности и сам процесс идентификации на основе взаимодействия Я - Другой, анализировалась структура идентификации и ее связь с системой социальных взаимодействий. В драматургической теории И. Гофмана5 личность осмысливается как совокупность социальных ролей, а процессы формирования идентичности связываются с характером и уровнем их усвоения. Структурно-функциональный подход (Т. Парсонс, Р. Мертон)6 объясняет зависимость поведения и идентификации индивида от ценностно-нормативных ориентиров общества. В рамках феноменологического подхода п

А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман) приоритетное значение отводится изучению смыслов и значений, формирующихся в повседневной практике индивидов и определенных биографической ситуацией и жизненным миром человека.

Современные исследователи идентичности обращают особое внимание на трансформацию практик идентификации, связанную с ценностным плюрализмом, процессом глобализации, формированием общества знания и других происходящих сегодня процессов. С разных точек о зрения эта проблематика осмысливается П. Бурдье , который поднимает вопрос о социальных механизмах приписывания значений тем или иным идентичностям, Э. Гидденсом9; определяющим современные черты идентичности личности в эпоху глобализации. Ю. Хабермас исследует формирование «коммуникативной» личности, а 3. Бауман10 - идентичности

4 Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000; Мид Дж.Г. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль. М., 1996; Мид Дж.Г. От жеста к символу // Американская социологическая мысль. М., 1994; МидДж.Г. Избранное. М., 2009.

5 Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.

6 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. 1992. №3; Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

7 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995; Шютц А. Смысловая структура повседневного мира. М., 2003; Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2.

8 Бурдье П. Начала. М., 1994; Бурдье П. Социология политики. М., 1993; Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 1. 1998. № 2.

9 Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. СПб., 2004; Гидденс Э. Социология. М., 1999; Giddens A. Modernity and Self-Idenlity. Stanford (Cal.), 1991.

10 Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002; Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995; Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 1993. №4. эпохи индивидуализированного и пребывающего в состоянии неопределенности общества. Идеи этих мыслителей не укладываются в дихотомию «модерн — постмодерн», однако, весьма значимы, поскольку в них предлагаются различные варианты решения проблемы формирования идентичности в условиях современного трансформирующегося общества.

Большое значение для осмысления понятия идентичности имеют также работы отечественных исследователей. Например, в трудах В.А. Ядова, JI.M. Дробижевой11 предлагается ролевая теория, представляющая собой социологическую интерпретацию феномена идентичности. Большой интерес для теоретического анализа исследуемой в диссертации темы представляют также работы по исследованию личностной и социальной идентичности таких отечественных ученых как JI.C. Выготский, М.В. Заковоротная, Е.А. Здравомыслова, И.С. Кон, B.C. Мухина, C.JI. Рубинштейн. Анализ изменений подходов к исследованию идентичности современного человека, и, в частности, его социально-гендерной роли, содержится в работах Г.М. Андреевой, Г.А. Брандт, Л.Г. Куликовой, И.С. Куприяновой, Н.Я. Никишиной и др.12

В классическом феминизме женская идентичность рассматривалась в рамках либерального, марксистско-социалистического и радикального

11 Данилова Е.Н., Ядов В. А. Контуры социально-групповых идентификаций личности в современном российском обществе // Социальная идентификация личности. Кн.1. М., 1993; Дробижева JI.M. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003; Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. №3-4.

12 Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1989; Брандт Г.А. Философская антропология феминизма. Природа женщины: учебное пособие для вузов. СПб., 2006; Брандт Г.А. Современный феминизм: Переворот в историко-философской антропологической традиции Западной Европы // http://www.genderstudies.info/philos/philoson.php; Выготский JI.C. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. М., 1984; Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов-на-Дону, 1999; Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Анализ биографического нарративного интервью в исследовании идентичности // Социальная идентичность: способы концептуализации и измерения. Материалы Всероссийского научно-методического семинара / Под ред. О.А. Оберемко и Л.Н. Ожиговой. Краснодар, 2004; Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Анализ нарратива: возможности реконструкции сексуальной идентичности // В поисках сексуальности / Под ред. Е.А. Здравомысловой и А.А. Темкиной. СПб., 2002; Здравомыслова Е.А., Тёмкина А.А. Создание тендерной идентичности: методика анализа интервью // Тендерные исследования. 2000. № 5; Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984; Кон И.С. Социологическая психология. М.-Воронеж, 1999; Кон И.С. Социология личности. М., 1967; Мухина B.C. Возрастная психология. M., 1999; Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940. течений (М. Уоллстонкрафт, Б. Фридан, С. де Бовуар, К. Гиллиган, К. Миллет, С. Файерстоун, Г. Грир, Дж. Митчелл, А. Янг, 3. Айзенстайн)13.

Тендерная сторона формирования современной идентичности личности тщательно изучена зарубежными учеными (П. Бергером, П. Бурдье, Э. Гидденсом, М. Фуко), а также рядом отечественных исследователей: С.Г. Айвазовой, И.Л. Аристарховой, Г.А. Брандт, О.В. Ворониной, Е. Гаповой, М. Габриэлян, И.С. Клециной, Е.Ю. Мещеркиной, JI.H. Ожиговой, А.И. Посадской, H.JL Пушкаревой, О.А. Раковской, Н.М. Римашевской, Н.В. Рыбалкиной, И.Н. Тартаковской, С.А. Ушакиным, А.Р. Усмановой, З.А. Хоткиной14.

В постмодернизме фокус смещается на проблемы множественности и динамичности идентичности и особое внимание уделяется исследованию и анализу символических систем в формировании идентичности (Ж. Деррида,

13 Айзенстайн 3. Экспортный феминизм Севера и Запада // Тендерные исследования. Харьков, 1998. №1 \Дворкин А. Геноцид, или китайское бинтование ног // Антология тендерной теории. М., 2000; Бовуар С. де. Второй пол. М.-СПб., 1997; Гиллиган К. Иным голосом // Феминизм и тендерные исследования. Хрестоматия. Тверь, 1999; Митчелл Дж. Женская сексуальность. Жак Лакан и ecole freudienne. Введение // Введение в тендерные исследования. Ч.П: / Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков-СПб., 2001; Фридан Б. Загадка женственности. M.:, 1994; Уоллстонкрафт М. В защиту прав женщин // Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе. M., 1992; Firestone S. The dialectic of sex: The case for feminist revolution. N.Y., 1970; Greer G. The Female Eunuch. L., 1971; MillettK. Sexual Politics. N.Y., 1971; Young A. Socialist Feminism and the Limits of Dual Systems Theory // Socialist Review. 1980. 10. N. 2-3.

14 Айвазова С. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 1992. № 6; Аристархова И.Л. Концепция женской идентичности в современном французском психоанализе: Автореф. дис. . канд. филос. наук / Ин-т социологии РАН, 1998; Брандт Г.А. Природа женщины как проблема (концепции феминизма) // Общественные науки и современность. 1998. № 2; Воронина О.А. Основы тендерной теории и методологии // Теория и методология тендерных исследований / Под общ. ред. Ворониной О.А. М., 2001; Гапова Е. Тендерная проблематика в антропологии // Введение в тендерные исследования. Ч. I. / Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков-СПб., 2001; Габриэлян Н. М. Всплывающая Атлантида (медитация на тему феминизма) // Общественные науки и современность. 1993. № 6; Клецина И.С. Тендерная социализация. СПб., 1998; Мещеркина Е. «Зазеркалье» тендерных стереотипов // «ВЫ и МЫ». Диалог российских и американских женщин. The Women's Dialogue. Международный женский альманах. 1997. № 1(13).; Ожигова JI.H. Кризис тендерной идентичности и переживание смысла жизни и смерти как экзистенциальные проблемы личности // Психология личности и ее бытия: теория, исследования, практика / Под ред. З.И. Рябикиной, А.Н. Кимберга, С.Д. Некрасова. Краснодар, 2005; Ожигова JI.H. Исследование тендерной идентичности и тендерных стереотипов личности // Практикум по тендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной, СПб., 2003; Ожигова JI.H. Тендерная идентичность и бытие личности: мужчина и женщина в мире патриархатных ценностей // Личность и бытие: Теория и методология: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар, 2003; Пушкарева H.JI. Тендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы // Вопросы истории. 1998. № 6; Пушкарева H.JI. Как женщин сделали видимыми // Женщины в истории: Возможность быть увиденными. Минск, 2001; Тартаковская И. Социология пола и семьи. Самара, 1997; Усманова А. «Беззащитная Венера»: размышления о феминистской критике истории и теории искусства // ACRHE. 1999. №3; Усманова А. Тендерная проблематика в парадигме культурных исследований // Введение в тендерные исследования. Ч. I. / Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков-СПб., 2001; Ушакин С.А. Фокусируя Фуко: феминистские диску(р)сс»и // Тендерные исследования. М., 2000. №4.

Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ж. Бодрийяр, М. Фуко, Ж. Лакан)15. Анализ теорий постмодернистских авторов приведен в работах Л. Баткина, В. Велыпа, П.К. Гречко, И.П. Ильина, П. Козловски, А.С. Колесникова, Н.Б. Маньковской, Л.Ю. Мещеряковой, Н.Л. Поляковой, И. Хассана и др.16.

В 1980-90-х годах развивается специфический тип феминизма, который выбирает для исследования проблемы «инаковости», различия и связи языка и сексуальности, - постмодернистский феминизм. Следует назвать такие

1 1 1 й | Q имена, как Кристина Дельфи , Моника Плаза , Моника Виттиг , Торил Мой20, Алиса Жардин21, Анни Леклерк22, Сара Кофман23, Марсель Марини24 и многие другие. С появлением работ Люси Иригарэ25, Юлии Кристевой26,

Деррида Ж. Письмо и различие. СПб., 2000; Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997; Фуко М. Герменевтика субъекта. СПб., 2007; Лакан Ж. Семинары. M., 1999, Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М., 1995.

16 Боткин Л. О постмодернизме и «постмодернизме» // Октябрь. 1996. №10; Вельш В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. Международный философский журнал. M., 1992. № 1; Гречко П.К. Интеллектуальный импорт, или О периферийном постмодернизме // Общественные науки и современность. 2000. № 2; Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995; Гречко П.К. Философия постмодернизма // http://humanities.edu.ru/db/msg/8592; Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция одного научного мифа. М., 1998; Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996; Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М., 1997; Колесников А.С. Проблема субъективности в постструктурализме // Формы субъективности в философской культуре XX века. СПб., 2000; Маньковская Н.Б. Париж со змеями. Введение в эстетику постмодернизма. М., 1994; Мещерякова Л.Ю. Современный социальный дискурс: постмодернизм в контексте неклассических социологический теорий. М., 2005; Полякова Н.Л. XX век в социологических теориях общества. М., 2004; Полякова Н.Л. Западные социологические теории общества XX века: историко-социологический анализ: Дис. . д-ра социол. наук. М., 2004; Hassan /. The Dismemberment of Orpheus: Toward A Postmodern Literature. N.Y., 1971.

17 Delphy C. Close to Home. A Materialist Analysis of Women's Oppression, trans, and ed. Leonard D.L.: Hutchinson, 1984; Delphy C. The Main Enemy: A Materialist Analysis of Women's Oppression. L., 1977.

18 Plaza M. «Phallomorphic power» and the psychology of «woman» / Ideology and Consciousness. 1978. N.4. Autumn.

19 Виттиг M. Тендерная маркировка // Митин журнал <www.mitin.com>; Wittig М. One Is Not Born a Woman // The Straight Mind and Other Essays. Boston, 1992.

20 Мой Т. Сексуальная текстуальная политика. M., 2004; Moi Т. Feminism, Postmodernism and Style: Recent Feminist Criticism in the United States. Cultural Critique. N.9. 1988; Moi T. Representation of Patriarchy: Sexuality and Epistemology in Freud's «Dora» / Feminism Review. N.9. 1981. Autumn.

21 Jardine A. Gynesis. Configuration of Woman and Modernity. Ithaca, 1985; Jardine A. Opaque Texts and Transparent Contexts: The Political Difference of Julia Kristeva. The Poetics of Gender / Ed. Nancy K. Miller. N.Y., 1986; Shifting Scene: Interviews on Women, Writing, and Politics in post-68 France / Jardine A., Menke A. (eds.). N.Y., 1991; Jardine A. Pre-Texts for the Transatlantic Feminist / Yale French Studies, December 1982.

22 LeclercA. Parole de femme. P., 1974.

23 Kofman S. The Enigma of Woman: Woman in Freud's Writings. Ithaca, 1985.

24 Marini M. Territoires du feminine avec Marguerite Duras. P., 1977.

25 Иригари Л. Пол, который не единичен // Введение в тендерные исследования. Ч. II. / Под ред. C.B. Жеребкина. Харьков-СПб., 2001; IrigarayL. Between East and West: From Singularity to Comunity. N.Y., 2002; Irigaray L. Je, tu, nous: Toward a culture of difference. N.Y.-L., 1994; Irigaray L. What Method Have You Adopted for This Research? 11 Irigaray L. This Sex Which Is Not One. Ithaca, 1985.

26 Кристева Ю. Дискурс любви // Танатография Эроса. СПб., 1994; Кристева Ю. От одной идентичности к другой // От я к другому. Минск, 1997; Кристева Ю. Силы ужаса: Эссе об отвращении. СПб., 2003; Kristeva J. About Chinese Women. N.Y., 1974; Kristeva J. Desire in Languague: A Semiotic 9

ЛЯ

Элен Сиксу французский феминизм все чаще стали называть постмодернистским. Их работы лучше всего представляют основную направленность французской феминистской теории, раскрывающую проблемы женской самоидентификации через отношение к письму и языку. К этому направлению критики также относят американку Джудит Батлер28, англичанку Рози Брайдотти29 и некоторых других авторов. В работах представительниц постмодернистского толка сочетаются идеи радикального феминизма и постмодернизма. У данных исследовательниц нет единого методологического базиса, их объединяют, скорее, направления исследования (язык, власть, женская идентичность) и цели (борьба с патриархатной системой мышления). ■

Изучением рассматриваемой в диссертации феминистской мысли как в общем смысле, так и взглядов отдельных её представителей и представительниц занимались многие ученые, как например, С.Г. Айвазова, JI. Алькофф, И.Л. Аристархова, В. Брайсон, Е. Водопьянова, О.А. Воронина, Д. Гримшоу, Т. Гурко, Е.А. Здравомыслова, JI. Коуд, В.П. Култыгин, М. Линдхольм, Н. Менделл, Ш. Муфф, Е. Поттер, А.А. Темкина, Р. Тонг,

Approach to Literature and Art. N.Y., 1980; KristevaJ. La revolution du langage poetique: L'avantgarde a la fin du XDCe siecle: Lautreamont et Malarme. P., 1974; KristevaJ. Language the Unknown. An Initation into linguistics. N.Y., 1989; Kristeva J. Polylogue. P., 1977; Kristeva J. Soleil noire, depression et melancolie. P., 1987; Kristeva J. The New Maladies of the Soul. N.Y., 1995; Kristeva J. Women's Time // Women in Culture and Society. 1981. Vol.7. N. 1; Kristeva J. Woman Can Never Be Defined // New French Feminisms. N. Y., 1984.

27 Сиксу Э. Хохот Медузы // Введение в тендерные исследования. Харьков, 2001; Cixous Н. The Body and the Text // Helene Cixous, Reading, Writing and Teaching. N.Y.-L., 1990; Cixous H. The Laugh of Medusa // New French Feminisms / Eds. E. Marks and I. de Courtivron. N.Y., 1981; Cixous #., Clement C. The Newly Born Woman. Manchester, 1987.

28 Батлер Д. Тендерное беспокойство / Антология тендерной теории. Мн., 2000; Батлер Д. От пародии к политике // Введение в тендерные исследования. Ч. II. / Под ред. С.В. Жеребкина. Харьков-СПб., 2001; Батлер Д. Случайно сложившиеся основания: феминизм и вопрос о «постмодернизме» // Введение в тендерные исследования. Ч. II. / Под ред. C.B. Жеребкина. Харьков-СПб., 2001; Butler J. Bodies that Matter: On the Discursive Limits of «Sex». N.Y., 1993; Butler J. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. N.Y., 1990.

29 Брайдотти P. Женские исследования и политики различия // Введение в тендерные исследования. Ч. II. / Под ред. С.В. Жеребкина. Харьков-СПб., 2001; Брайдотти Р. Половое различие как политический проект номадизма // Хрестоматия феминистских текстов. Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб., 2000; Брайдотти Р. Путем номадизма // Введение в тендерные исследования. Ч. II. / Под ред. C.B. Жеребкина. Харьков-СПб., 2001; Брайдотти Р. Различие полов как политический проект номадизма // Женщина не существует: Современные исследования полового различия / Под. ред. И. Аристарховой. Сыктывкар, 1999; Брайдотти Р. Сексуальное различие как номадический политический проект // Тендерная теория и искусство. Антология: 1970—2000. M., 2005; Braidotti R. Nomadic Subjects: Embodiment and Sexual Difference in Contemporary Feminist Theory. N.Y., 1993; Braidotti R. Comment on Felski's «Doxa of Difference»: Working Through Sexual Difference Signs: Journal of Women in Culture and Society. 1997. Vol. 23. No. 1; Braidotti R. Patterns of Dissonance: A Study of Women in Contemporary Philosophy. N.Y., 1991.

JI. Тьюттл, М.М. Ферри, К. Хольмбег, П. Эллиот . Критическим и интерпретирующим анализом собственно постмодернистского феминизма занимались такие исследователи как И.Л. Аристархова, Ш. Банч, Г.А. Брандт, В.А. Гайденко, Э. Гросс, И.А. Жеребкина, Н.А. Зуева, Т.А. Ладыкина, Г. Макленнан, Л.Ю. Мещерякова, Т. Мой, К. Оливер, М. Рюткенен, А. Усманова, С.А. Ушакин, Д. Флэкс31:

Несмотря на большой спектр исследований проблемы идентичности в социальных и гуманитарных науках, в отечественной социологии

Айвазова С.Г. Независимое женское движение: попытка типологической характеристики // www.geocities\texts/aivazova2nr.htm; Аристархова И.Л. Генеалогия отношений российского и западного феминизма: в теории и на практике // Посиделки. 1999. №4(36); Брайсон В. Политическая теория феминизма. М., 2001; Водопьянова Е. Европейский феминизм: идеи и движение // Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993; Воронина О.А. Категории пол / тендер в философии феминизма // Философские исследования. 1995. № 4; Воронина О.А. Феминизм: либеральное, социалистическое и радикальное направления // Теория и методология тендерных исследований, М., 2001; Воронина О.А. Философия пола // Философия. Учебник под ред. В.Д. Губина, М., 1996; Гримшоу Д. Идея «женской этики» //Феминизм. Восток. Запад. Россия. М., 1993; Гурко Т. Развитие феминистской перспективы в социологии // Хрестоматия к курсу «Основы тендерных исследований». M., 2000; Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное конструирование тендера как феминистская теория // Женщина, тендер, культура. М.,1999; Култыгин В.П. Феминизм в современной социологической теории. M., 2005; Муфф Ш. Феминизм, гражданство и радикальная демократическая политика // Тендерные исследования. 1999. № 3; Ферри М.М. Феминизм и семейные исследования // Хрестоматия по курсу «Основы тендерных исследований». M., 2000; Хольмбег К., Линдхольм М. Феминистская теория // Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб., 1992; Эллиот П., Менделл Н. Теории феминизма // Хрестоматия по курсу «Основы тендерных исследований». М., 2000; AlcoffL., Potter Е., ed. Feminist Epistemologies. N.Y., 1993; Code L. What Can She Know? Feminist Theory and the Construction of Knowledge. Cornell University Press, 1991; Tong R. Feminist Thought. A comprehensive Introduction. Boulder-San Fransisco, 1989; Tuttle L. Encyclopedia of Feminism. N.Y.-Oxford, 1986.

31 Аристархова И.Л. «Этика полового различия» в концепции Люси Иригари // Социологический журнал. М., 1998. № 3/4; Банч Ш. Феминизм в 80-е годы: Мыслить глобально - действовать локально // Феминизм и тендерные исследования / Под общ. ред. В.И. Успенской. Тверь, 1999; Брандт Г.А. Современный феминизм: переворот в историко-философской антропологической традиции Западной Европы // Адам и Ева. Альманах тендерной истории. M., 2003; Брандт Г.А. «Почему вы не пишите? Пишите себя!» (Феминизм и постструктурализм о женском теле и женском письме) // Женщина, тендер, культура. M., 1999; Брандт Г.А. Природа женщины как проблема: концепции феминизма // Общественные науки и современность. 1998. № 2; Гайденко В.А. Феминистская эпистемология как постнеклассический феномен: Дне. канд. филос. наук / Сумский гос. педагогический ун-т им. А.С. Макаренко. Киев, 2000; Жеребкина И. А. «Прочти мое желание.» Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М., 2000; Жеребкина И.А. Феминистская теория 90-х годов: проблематизация женской субъективности // Введение в тендерные исследования. Ч. I. / Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков-СПб., 2001; Зуева Н.А. Тендер в свете постмодернистского дискурса: Дисс.канд. философ, наук. Воронеж, 2004; Ладыкина Т.А. Феминизм в культуре постмодерна. Омск, 2004; Макленнан Г. Феминизм, эпистемология и постмодернизм // РЖ: социология. 1996. №4; Мещерякова Л.Ю. Диалектика рационального и иррационального в постижении социальной реальности (социальная герменевтика Юлии Кристевой) // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2001. №1; Мой Т. Сексуальная текстуальная политика. М., 2004; Пулькинен Т. О перформативной теории пола. Проблематизация категории пола Юдит Батлер // Герменевтика и деконструкция / Под ред. В. Штегмайера, X. Франка, Б.В. Маркова. СПб., 1999; Рюткенен М. Тендер и литератрура: проблема «женского письма» и «женского чтения» // Филологические науки. 2000. №3; Усманова А. Женщины и искусство: Политики репрезентации // Тендерные исследования. СПб., 2001; Ушакин С.А. Фокусируя Фуко: феминистские диску(р)ссии // Тендерные исследования. №4 (1/2000). М., 2000; Flax J. Postmodernism and Gender Relations in Feminist Theory // Nicholson L.J. Feminism / Postmodernism. L.-N.Y., 1990; Grosz E. Space, Time and Perversion. Essays on the Politics of Bodies. N.Y.-Sydney, 1995; Oliver K. Julia Kristeva's Feminist Revolutions // Hypatia a journal of feminist philosophy. 8:3, summer 1993. практически не представлен анализ проблемы женской/гендерной идентичности в контексте современных социальных изменений, в частности, в контексте противопоставления модерна постмодерну. Рассмотрение проблемы идентичности в феминизме и его постмодернистской версии не получило распространения в российской социологии. В настоящее время существует потребность в научном осмыслении и анализе современной теории постмодернистского феминизма, акцентирующего свое внимание на динамическом характере женской идентичности и обосновывающем необходимость изучения проблем власти, телесности, анализа влияния стереотипов, важности проблемы родительства в формировании и развитии идентичности женщины.

Объектом диссертационного исследования выступает концептуальное содержание современных теорий идентичности.

Предметом диссертации является процесс трансформации женской/гендерной идентичности, осмысленный в теориях постмодернистского феминизма в 1970-2000-х гг.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является теоретический анализ проблемы женской идентичности в постмодернистском феминизме.

В соответствии с этой целью в диссертационном исследовании решаются следующие задачи:

• проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы идентичности в социологических и психологических теориях, охарактеризовать, что означает модернистское понимание идентичности человека;

• определить специфику понимания женской/гендерной идентичности в теориях классического феминизма;

• раскрыть постмодернистский взгляд на идентичность человека и значение теории постмодернизма для постфеминизма;

• выявить основные характеристики женской/гендерной идентичности в

12 постмодернистском феминизме;

• проанализировать представления об идентичности в работах наиболее известных представительниц постмодернистского феминизма: Э. Сиксу, Л. Иригарэ, Ю. Кристевой, Дж. Батлер, Р. Брайдотти;

• выявить основные направления исследований идентичности в постмодернистском феминизме: исследование влияния тендерных стереотипов на формирование идентичности в процессе социализации и анализ проблем власти, телесности и поиск идентичности через реконструкцию сексуальности;

• проанализировать взгляд постмодернистских феминисток на один из ключевых аспектов исследования женской идентичности — проблему родительства;

• критически осмыслить и показать значение рассмотрения идентичности в теориях постмодернистского феминизма для тендерных исследований.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. Базовым методом исследования является историко-социологический анализ и теоретическая реконструкция концепта идентичности. Сопоставление различных подходов к исследованию идентичности осуществляется с использованием сравнительного анализа.

Теоретико-методологической предпосылкой диссертации является тезис о замене модерна постмодерном и соответствующим изменением в парадигмальных основах социологического знания, фиксируемых теориями постмодернистского направления. Трансформации в социальных практиках и теоретических моделях тендерной идентичности рассматриваются в контексте противопоставления модернистского и" постмодернистского подходов к исследованию общества.

Выбор персоналий для исследования был предопределен необходимостью представить наиболее известные, яркие и отличающиеся друг от друга теории постмодернистского феминизма, в которых тендерная идентичность рассматривается под разными углами зрения. Это позволяет

13 охарактеризовать специфику постмодернистского феминизма в разных странах, выделив два отличающихся друг от друга теоретических направления: французскую концепцию женской самоидентификации вне дискурса патриархатной системы (у Э. Сиксу, Л. Иригарэ) и американскую концепцию женской самоидентификации «как телесной нормализации стратегий власти» (у Дж. Батлер). В диссертации представлены наиболее известные теоретические модели, соответствующие каждому из направлений: взгляды французских исследовательниц Л. Иригарэ, Э. Сиксу, полностью относящиеся в первому направлению, английской мыслительницы Р. Брайдотти, идеи которой также принято относить к данному направлению, и концепцию Дж. Батлер, полностью соответствующую американскому течению, т.е. второму типу. С некоторыми оговорками, к первому направлению можно отнести и многие идеи французского теоретика Ю. Кристевой, идеи которой также представлены в диссертации.

В диссертационном исследовании используется специфическая 1 терминология современной постмодернистской, феминистской и тендерной теорий, что делает необходимым предварительное определение некоторых базовых для работы понятий, которые в диссертации трактуются следующим образом: модерн — Новое время, этап в развитии общества, начавшийся в эпоху Возрождения, достигающий стадии своего наиболее полного развития в период расцвета капиталистических отношений и связанный с возникновением современных форм социальной организации на основе принципов Просвещения. Совокупность гносеологических подходов, сформированных в эпоху модерна и обосновывающих способность человеческого разума постичь и подчинить себе природу, а также связанный с этим антропологизм, стали объектом критики со стороны постмодернизма. постмодерн — этап в развитии общества, следующий за модерном и

32 Жеребкина И. «Прочти мое желание.». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. M., 2000. С. 14. отрицающий его основные принципы. Цостмодернизм — совокупность теорий в современной социальной науке, описывающих современное общество как достигшее стадии постмодерна; гендер — «система межличностного взаимодействия, посредством которого создается, утверждается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как базрвых категориях социального порядка»33; гендерная идентичность — базовая структура социальной идентичности, осознание себя связанным с социокультурными определениями женственности/мужественности или неопределенности своего тендерного (сексуального) статуса, субъективное переживание своей тендерной роли. В рамках теорий постмодернизма ставится знак равенства между понятиями «личность» и «субъект», потому ядро идентичности оказывается связанным с термином «субъективность»; патриархат (патриархатный, патриархальный) - эта система и процесс конструирования власти и мужского господства, при которых мужчинам принадлежит возможность контроля над женщинами во всех сферах жизни — от политики и экономики до межличностной и духовной сфер.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертационном исследовании проанализирована проблема женской / тендерной идентичности в постмодернистском феминизме, которая редко становилась предметом изучения в российской социологической науке. Представленная работа является, по сути, одним из первых в отечественной социологии исследований проблемы в контексте дихотомии «модерн — постмодерн». Анализ женской / тендерной идентичности в теориях постмодернистского феминизма был осуществлен через противопоставление взглядов на идентичность в модернистских и постмодернистских

33 Здравомыслова Е., Темкша А. Социальное конструирование тендера: феминистская теория // Введение в тендерные исследования. Ч. I. / Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков-СПб., 2001. С. 161. исследованиях, тем самым была представлена динамика изменения представлений об изучаемом предмете.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации:

• рассмотрены концепции идентичности, имеющиеся в современной науке, обоснована их принадлежность к модернистскому типу мышления и выявлены те их элементы, которые стали объектом критики со стороны постмодернизма в целом и постмодернистского феминизма, в частности;

• дана характеристика женской / тендерной идентичности в рамках классического феминизма;

• проанализирована проблема идентичности в рамках постмодернизма в качестве теоретического источника концепции постмодернистского феминизма;

• проанализированы основные теоретические взгляды представительниц постмодернистского феминизма на проблему идентичности женщины;

• исследовано влияние стереотипов на формирование и динамику процессов идентичности женщины в постмодернистской теории;

• осуществлена реконструкция проблем власти, телесности и поиска идентичности через сексуальность в рамках постмодернистского феминизма;

• проанализирована проблема родительства, рассматриваемая как одна из центральных в формировании идентичности женщины с позиции постмодернистского феминизма.

Положения, выносимые на защиту: • модернистская модель идентичности предполагает рассмотрение идентичности как «прозрачной», определенной, стабильной, связанной с представлениями о рациональном, целостном субъекте. Динамический характер идентичности в модернистском понимании учитывается не в

16 полной мере; несмотря на то, что в современной науке идентичность рассматривается как процесс, происходящий на протяжении всей жизни, плюрализм идентичности связывается исключительно с многообразием социальных групп, в которых представлен индивид и многообразием социальных ролей, в которых он задействован; в социальных науках на современном этапе развития наблюдается трансформация понятия «идентичность», включающая в себя ряд аспектов. Эта проблема детально рассматривается в постмодернистском феминизме, где делается вывод о том, что идентичность человека, в том числе женскую/гендерную идентичность, невозможно описать и охарактеризовать как что-то конкретное и зафиксированное. В рамках этого течения социальной мысли акцентируется динамический характер идентичности, решающее значение в процессе формирования личности придается дискурсивной практике; рассмотрение идентичности в контексте дихотомии «модерн — постмодерн» дает возможность выявить особенности эволюции представлений об идентичности, происходящей на современном этапе развития социальных наук; • главной целью постмодернистского феминизма и на его основе тендерных исследований является преодоление тендерных стереотипов мышления и патриархатных практик идентификации. Изучая влияние социальной системы в целом на передачу тендерных стереотипов, поддерживающую функционирование патриархатной системы, постмодернистский феминизм способствует пересмотру традиционной структуры идентичности, которая воспроизводит патриархатные бинарные оппозиции мужского/женского в культуре и обществе; в продолжение теорий социального конструирования тендера, постмодернистские феминистки выдвигают теорию социально сконструированного пола, на основе которой возможно изучение причин и механизмов воспроизводства тендерной иерархии;

• постмодернистский феминизм предлагает анализ систем власти как ключевого понятия для понимания функционирования систем тендерного порядка. Особое внимание исследовательницы этого направления уделяют влиянию властных систем не только на макро-уровне, но и на уровне процессов самоидентификации, обосновывая влияние социального контекста на формирование тендерной идентичности.

Научно-практическая значимость состоит в том, что основные положения и выводы диссертационного исследования могут выступать теоретической основой для дальнейших научных разработок и анализа проблемы идентичности в общем и женской/гендерной идентичности в частности в рамках социологических и междисциплинарных тендерных исследований.

Результаты исследования в части, касающейся описания трансформаций социальных практик современных женщин, могут представлять интерес для деятелей и организаций, связанных с вопросами социальной защиты женщин и формированием соответствующей социальной политики.

Результаты исследования могут быть использованы в преподавании общих учебных лекционных курсов и спецкурсов по теории и истории социологии, тендерной социологии, социологии семьи.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования и его выводы были представлены в ряде публикаций автора, а также в выступлениях на III Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России» (Москва, 2006), III Всероссийском социологическом конгрессе «Социология и общество: пути взаимодействия» (Москва, 2008), IX научной конференции молодых ученых «Диалог цивилизаций: Восток — Запад. Глобализация и мультикультурализм: Россия в современном мире» (Москва, 2009).

Структура диссертации соответствует основной цели и задачам проводимого в ее рамках исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методология и история социологии», Агафонова, Елена Евгеньевна

Иногда выводы постмодернистских исследовательниц основаны не только на биологическом, но и сексуальном редукционизме. Они игнорируют социальный контекст и тот факт, что мы ощущаем свое тело и несексуальным путем. Подвергаются сомнению и их утверждения о неизбежно ограниченном характере мужской сексуальности.

Как писала Джудит Батлер в «Гендерном беспокойстве», «существует. политическая проблема, с которой сталкивается"феминизм, когда предполагает, что понятие женщины обозначает некую коллективную идентичность. Вместо того, чтобы играть роль устойчивого означающего, которое обладает санкцией тех, кого оно претендует описывать и представлять, понятие женщины, даже взятое во множественном числе, само оказалось противоречивым термином, предметом споров, причиной пол беспокойства» . Отвечая на критику со стороны теоретиков феминизма, Батлер заявила, постфеминизм — феминизм XXI века - должен открыть все категории для пересмотра и переформулировки, учесть все недочеты и упущения, стать более самокритичным. Феминизм должен использовать постмодернистский проект не как чуждый и неудобный, но модный инструмент, но как критическую концепцию, способную дать феминизму свежий глоток, тем самым продвинув его вперед. «Поэтому, по словам Джудит Батлер, на сегодняшний день феминистская теория должна выступать не основой или методологией, но, скорее, поставленным, но неразрешенным вопросом. Хотя, по её мнению, «в современной феминистской теории существуют многочисленные противоречия и дебаты между феминизмом и постмодернистским феминизмом, однако в то же время I

284 Батлер Д. Тендерное беспокойство // Антология тендерной теории. Минск, 2000. С. 301. способность феминизма включать в теорию и практику концепцию «различия» означает возможность дальнейших теоретических и социальных изменений в феминизме, соответствующих политической и культурной ситуации XXI века»285.

Так или иначе, феминизм неуклонно вписывает себя в «систему знаний». Под системой знаний мы вслед за Мишелем Фуко должны подразумевать систему власти. Феминизм был предзадан той властной парадигмой, в которой он возник (пусть даже он возник как элемент сопротивления). Только на таких условиях включенности во властные отношения феминизм получает возможность «говорить» от имени всех тех угнетенных, которые на протяжении долгого времени не могли быть услышаны, потому что не имели права голоса286. Угнетение всегда ассоциируется с униженным молчанием, с невозможностью артикулировать свои интересы. Однако по точному замечанию Робин Лакофф, «лишенные

087 власти не могут выбирать позицию молчания» . А значит феминизм, говорящий от имени угнетенных, тем не менее вынужден говорить на языке угнетателей и артикулировать их интересы. Анализ этого положения вызвал к жизни постфеминизм, предложивший новое решение проблемы идентичности женщины. Несмотря на имеющиеся противоречия между описанными теориями постмодернистских феминисток, можно выделить общие для них моменты, что и позволяет говорить о наличии относительно целостной теории идентичности в постмодернистском феминизме. Среди них можно обозначить: критику модернистской подхода к определению идентичности, предполагающего «прозрачность» и стабильность личности и возможность определения и изучения идентичности; и, соответственно, на основе критики модернистской позиции, понимание идентичности как фрагментированной, неоднозначной, динамичной и постоянно меняющейся,

285 Жеребкина И. «Прочти мое желание.». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М., 2000. С. 236.

286 Спивак Г. Ч. Могут ли угнетенные говорить // Введение в тендерные исследования. Ч. И. / Под ред. С.В. Жеребкина. Харьков-СПб., 2001. С. 649-670.

287 Lakoff R. Т. The powerless cannot choose to be silence. Cries and Whispers // Gender articulated: language and the socially constructed self/ Ed. By Kira Hall and Mary Bucholtz. P. 25. множественной, проявляющейся в различных духовных и социальных практиках. Все без исключения феминистки постмодернистского толка обращают особое внимание на изучение влияния языка, дискурса и символической реальности на формирование идентичности, а также на осмысление власти, телесности как категорий, определяющих идентичность.

Теория феминизма является противоречивой и динамичной совокупностью концепций, любая из которых не является абсолютной истиной и может подвергаться сомнению. Хотя многие мыслители считали, что нашли реальное решение проблем, на. практике их рассуждения всегда подвергались сомнениям. «Возможно, мы стремимся к такому положению, когда можем одновременно определять структуры и процессы, противоречащие интересам женщин, но также понимать, что ни одна концепция не является ключевой для реальных перемен, поскольку все они 288 взаимосвязаны» . Конечно же, имеются реальные различия, и феминистки не всегда соглашаются относительно собственных целей, не говоря уже о способах их достижения.

Подведем основные итоги.

Одной из основных целей постмодернистского феминизма и на его основе тендерных исследований является «преодоление тендерных стереотипов мышления и патриархатных практик субъективной

ЛОП идентификации» . В частности, изучение влияния социальной системы в целом на передачу и поддержание тендерных стереотипов для функционирования патриархатной системы общества, а также пересмотр традиционной структуры идентичности, которая воспроизводит патриархатные бинарные оппозиции мужского/женского в культуре и обществе. По их мнению, необходимо уделить большое внимание изучению процесса социализации индивида, чтобы проследить механизм создания и

288 Брайсон В. Политическая теория феминизма. М., 2001. С. 13.

289 Жеребкина И. Субъективность и тендер: тендерная теория субъекта в современной философской антропологии. СПб., 2007. С. 45. функционирования системы стереотипов с тем, чтобы попытаться поменять существующую патриархатную систему. Таюке необходимо детальное изучение тендерных стереотипов и их влияния на различные сферы общественной жизни — постмодернистские феминистки представляют анализ стереотипов и способов их репрезентации в рекламе, СМИ, визуальном и текстуальном искусстве, политике и т.д.

Постмодернистские феминистки выдвигают теорию социально сконструированного пола в продолжение теорий социального конструирования реальности Бергера и Лукмана и социального конструирования тендера. На основе такой теории возможно изучение причин и механизмов возникновения тендерной иерархии, формирования и функционирования тендерных стереотипов и возможность их корректировки.

Постмодернистский феминизм предлагает анализ систем власти как ключевого понятия для понимания функционирования систем тендерного порядка. Особое внимание исследовательницы этого направления уделяют влиянию властных систем не только на макро-уровне, но и на уровне процессов самоидентификации, обосновывая влияние социального контекста на формирование тендерной идентичности.

Постмодернистский феминизм предложил тендерным исследованиям основу и наработки для построения теорий среднего уровня, а также новые методы междисциплинарных тендерных исследований: их социокультурное содержание интерпретируется и деконструируется с привлечением социального, культурного и политического контекста.

К безусловным достижениям постмодернистского феминизма следует отнести то, что он не только обратил внимание на бинарные оппозиции в структуре патриархатного мышления, но и предложил свои достаточно специфичные и оригинальные варианты его преодоления. Вслед за постмодернистской теорией феминистки исповедуют (а иногда - и абсолютизируют) принципы мультикультурализма и толерантности, указывают на множественность и неоднозначность мира, на присутствие в нем маргинальности, аномии, отклонений, ненормативности. Последнее особенно важно постольку, поскольку в своем стремлении объединиться общество иногда «не замечает» или даже исключает так называемых маргинальных или девиантных людей, конструируя «нормальность» как безусловную общественную ценность. Постмодернизм доказывает, что язык и субъективность социально сконструированы, тем самым подчеркивая конкретность и пристрастность любого опыта, становящегося предметом исследования в социальных науках. Постмодернизм также дает возможность бросить вызов законности и единственности мужской точки зрения и вскрыть ложность ее претензий на объективность и всеобщность; он также может показать, как посредством дискурса выстроена власть и как работает угнетение. То новое, что постмодернистский феминизм пытается поставить на повестку дня - это внимание к специфичности женщин не как к аномии и отклонению от нормы, а как к отличиям, которые имеют право на существование.

Как пишет И. Жеребкина, «женщина не должна быть отличающейся от, но различающейся для того, чтобы внести в культуру альтернативные ценности. Реабилитация сексуального различия . открывает. путь и для других различий в культуре: расы и этничности, класса, жизненного стиля, сексуальных предпочтений и т.п. Сексуальное различие должно утверждать позитивность множественности различий в противоположность

290 традиционной идее различия как неравенства» .

Доказывая множественность, нефиксируемость, динамичность, противоречивость, ускользаемость идентичности любого человека, представительницы постмодернистского феминизма, по сути, приходят к выводу, что не существует никакой однородно-детерминируемой сущности под названием «женщина», противостоящей другой под названием «мужчина». Существует огромное многообразие социальных отношений, в

290 Жеребкина И. «Прочти мое желание.». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М., 2000. С. 183. которых половые, тендерные и иные различия проявляются различными способами. Говоря иначе, «категория «женщины», так и категория «мужчины» являются сконструированными категориями, включающими в себя совокупность разных женщин или мужчин, а половая идентичность

291 изначально неустойчива, изменчива» .

Теоретики постмодернистского направления феминизма приходят к выводу, что в настоящее время актуальным становится изучение опыта различных социальных групп. При этом следует учитывать, что гендерное неравенство пересекается с неравенством классовым, расовым, этническим,

9Q9 неравенствами сексуального и возрастного характера . Соответственно, необходимо делать акцент на вариативности жизненных опытов.

Постмодернистские феминистки на современном этапе так и не сошлись во мнении, что же есть та самая «женская идентичность» - в противоположность мужской, По мнению Д. Батлер, «разногласия среди женщин по поводу содержания этого термина следовало бы беречь и ценить, ибо эти непрекращающиеся разногласия следовало бы провозгласить необоснованным основанием феминистской теории. Т.о. деконструкция субъекта феминизма означает не цензурирование его употребления, но наоборот, высвобождение его для будущего множественных сигнификаций, избавление его от онтологий про-материнских или про-расовых, за которыми он закреплен, введение его в игру как место, где могут возникнуть самые

293 непредвиденные значения» .

Постмодернистский феминизм как принципиально новая мировоззренческая позиция привносит в современный теоретический анализ общественного развития такие задачи, как открытие и научное исследование «запрещенных» или игнорируемых ранее тем (например, исследование материнства и телесности/сексуальности женщины как социально

291 Ладынина Т.А. Феминизм в культуре постмодерна. Омск, 2004. С. 59.

292 Рипп/ер Д. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб., 2002. С.401.

293 Батлер Д. Случайно сложившиеся основания: феминизм и вопрос о «постмодернизме» // Введение в тендерные исследования. Ч. II. / Под ред. С.В. Жеребкина. Харьков-СПб., 2001. С.251. сконструированных феноменов); пересмотр понятия женской идентичности, и, соответственно это потребовало и пересмотра понятия мужской в рамках тендерных исследований.

Теоретики постмодернистского феминизма не просто пытаются деконструировать модернистское понятие о самоидентификации субъекта и в частности женской самоидентификации, они акцентируют половые и тендерные дифференциации внутри субъективности, вводя в современную науку «понятие телесного различия» и «половой/сексуальной специфичности»294 субъектов общественной жизни.

Очень важно, что феминистки данного направления пытаются внести в теорию общественной мысли активный женский субъект как субъект знания, желания и действия. «При этом отказ от традиционных стратегий репрезентации в философии феминизма открыл новые дискурсивные возможности для поиска новых моделей субъективации в культуре (в том числе женской), которые требуют нового теоретического аппарата для описания структуры субъективности не в традиционных эссенциалистских терминах, а в терминах различия и трансформативных (политических) реализаций»295.

Феминистская теория постмодернистского направления обосновывает мультикультурализм как принцип различия, но при этом равноправия для всех без исключения практик и форм жизни, любых типов субъективности, способствуя «утверждению принципов открытости, динамичности и иерархичности в сфере общественной жизни и развитию демократических стратегий в сфере теоретического мышления»296. При этом в рамках постмодернистского феминизма и на его основе тендерных исследований разрабатываются методы конкретных исследований в области социальных

294 Жеребкин С. Гендерная проблематика в философии // Введение в тендерные исследования. Ч. I / Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков-СПб., 2001. С. 425.

295 Жеребкин С. Гендерная проблематика в философии // Введение в тендерные исследования. 4. I / Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков-СПб., 2001. С. 425.

296 Жеребкин С. Гендерная проблематика в философии // Введение в тендерные исследования. Ч. I / Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков-СПб., 2001. С. 426. наук.

Принципиальное отличие современного феминизма от ранних его видов в том, что сегодня феминизм совсем не воюет с мужчинами, он выступает против культуры маскулинного типа, которая мешает полноценно раскрыться как женщине, так и мужчине. Эта культура — патриархатного типа — искусственно конструирует образ как женщины, так и мужчины. Сегодня огромное количество мужчин страдает оттого, что они не соответствуют тому образу маскулинности, мужественности, которое принято в обществе как некий стандарт. И это нормально, если существует семья, где женщина в чём-то активнее, смелее мужчины, но зато он в другой сфере эффективнее, значимее и лучше. Современный феминизм утверждает принцип толерантности в сфере тендерной идентичности человека. «Современный феминизм бросает вызов устаревшим стереотипам мышления и традиционной политике с позиции силы и является одним из ведущих направлений в движении человечества к свободе»297.

Для тендерных исследований феминистская теория имеет огромное значение: в настоящее время они используют, в первую очередь, методологию феминистских исследований, а через неё и других критических современных дискурсов. Теоретиками феминизма был создан основной теоретический аппарат, понятия и методология анализа тендерных исследований. Однако следует также заметить, что тендерные исследования наследовали те же основные теоретические проблемы и противоречия феминистского дискурса.

297 Успенская. В.И. Феминизм: происхождение понятия и его современный смысл <http://www.tvergenderstudies.ru/cgi-bin/pagcntrl.cgi/docs/bk02arl7.rtC>

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В социальных науках на современном этапе развития наблюдается трансформация понятия «идентичность», переход от его модернистского понимания к постмодернистскому. Понимание идентичности в русле постмодернисткого направления феминизма было сформировано на основе анализа результатов модернистской науки, в большей степени именно социологической традиции понимания идентичности, взглядов представительниц классического феминизма либеральной, социальной и радикальной направленности, а также постулатов постмодернистского взгляда на природу субъективности.

Постмодернистский феминизм, продолжая основные принципы постмодернистской теории, критикует классическое модернистское понимание идентичности человека, которое используется и в классическом феминизме и предполагает его «прозрачность» и возможность фиксации и анализа в статическом состоянии, принятие универсальных понятий, таких как отчуждение, субъект, объективность, истина и «прозрачная» реальность, познаваемая с помощью разума. Основным и очень важным введением постмодернизма является признание того факта, что раз и навсегда сформированной, заданной или обретенной идентичности существовать не может. Постмодернистская теория выдвигает на первый план постулат неоднозначности идентичности — «размытости субъективности», согласно которому в процессе жизни и развития человека личностная идентичность не просто меняется, но имеет место принципиальная множественность идентичности, проявляющаяся в многообразных духовных и социальных практиках. В • постмодернистских теориях личность нестабильна, противоречива, постоянно находится в процессе становления, а ее идентичность - это скорее нечто фрагментированное и постоянно меняющееся. Такой подход к идентичности детально рассматривается в постмодернистском феминизме, где делается вывод о том, что идентичность человека, в том числе женскую/гендерную идентичность невозможно описать и охарактеризовать как что-то конкретное и зафиксированное. Признается динамический характер идентичности, решающее значение в процессе формирования личности придается дискурсивной практике. Идентичность человека включает в себя тендерные, классовые, этнические, сексуальные и религиозные параметры, без учета всех этих особенностей невозможно определить идентичность.

Постмодернистский феминизм разделяет те противоречия, которые имеются внутри постмодернистской теории в целом, например, сравнивая методику анализа Деррида и критику феминизма, Дж. Каллер обращает внимание на то, что «в обоих случаях имеется в виду трансцендентальный авторитет и точка отсчета: истина, разум, фаллос, «человек». Выступая против иерархических оппозиций фаллоцентризма, феминисты непосредственно сталкиваются с проблемой, присущей деконструкции: проблемой отношений между аргументами, выраженными в терминах логоцентризма, и попытками избежать системы логоцентризма»282. Отметим лишь некоторые противоречия, наиболее часто встречающиеся в литературе: концентрация (иногда выглядящая как «зацикленность») на двух проблемах — сексуальности и языке, что ограничивает возможности постмодернизма в применении его идей к анализу социальной реальности в целом; «фрагментарность», множественность как методологический и онтологический принцип, лишающая постмодернизм единой точки отсчета, системы координат, позволяющей создать достоверную научную теорию; «десубъективация» - выведение за рамки теории главного предмета анализа любой социальной науки — человека, который превращается в совокупность детерминирующих его факторов (языковых, социальных и биологических). Последнее обстоятельство вынуждает констатировать: лишаясь основного смысла, теория постмодернизма нередко превращается в конгломерат языковых игр, не имеющих реального отношения к социальной практике. И,

282 Culler J. On deconstruction: Theory and criticism after structuralism. L., 1983. P. 172. наконец, постмодернизм — «отрицательная» теория в контовском смысле слова, то есть тотально критикующая все общественное устройство. Это напрямую коррелирует с основными интенциями феминизма, который также представляет собой критику. Однако подобная односторонняя ориентация делает теорию ограниченной: критика имеет право на существование, но она должна быть конструктивной и предполагать возможные решения поставленных проблем, чего ни феминизм, ни постмодернизм в целом не предполагает.

Со стороны других направлений феминизма, постмодернистский феминизм также подвергается критике. Так, согласно концепциям постмодерна, феминизм должен отказаться от универсальных утверждений касательно тендера, патриархата и касательно женщин или «женщины». Для многих феминисток это значит отказ от слишком многого. Те феминистки, которые опираются на теории Сандры Хардинг, базирующейся на стандартной концепции женщины, или те, которые поддерживают точку зрения Кэрол Гиллиган относительно того, что женщине присущи особые способы мышления, активности или письма, находят, что их теория не слишком хорошо сочетается с постмодернистской критикой. поо

В своей критике постмодерна Кристина Ди Стефано приводит следующие претензии к постмодерну со стороны феминизма. Во-первых, постмодерн выражает взгляд и точку зрения белых мужчин промышленного Запада, опуская остальные слои и группы населения. Во-вторых, эта же группа становится и объектом их критического анализа. В-третьих, в работах большинства постмодернистских исследователей не учитываются тендерные проблемы.

Согласно концепции постмодернистских феминисток, существуют специфически женские способы мышления, которые противопоставляются ими мужским логическим формам мысли («фаллоцентрической») и основаны

283 Di Stefano С. Dilammas of Difference: Feminism? Modernity and Postmodernism // Nicholson L.J.

Feminism / Postmodernism. N.Y.-L., 1990. P. 66. на специфически женском способе сексуального удовольствия. Эта своего рода «женская логика» подробно описывается в теориях феминисток постмодернистского толка, но почему-то при этом используются все те же научные термины «фаллоцентрической» мысли. И если не в описании своих теорий, то где же применяются способы женского мышления?

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Агафонова, Елена Евгеньевна, 2010 год

1. Абубикирова Н. Что такое «гендер»? // Общественные науки и современность. 1996. № 6.

2. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.

3. Айвазова С. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 1992. № 6.

4. Айвазова С.Г. Независимое женское движение: попытка типологической характеристики // www.geocities\texts/aivazova2nr.htm

5. Айвазова С.Г. Неофеминизм // Словарь тендерных терминов // http://www.owl.ru/gender/124.htm

6. Айвазова С.Г. Равноправие женщин как проблема перераспределения власти // Айвазова С. Русские женщины в лабиринте равноправия. М., 1998.

7. Айзенстайн 3. Экспортный феминизм Севера и Запада // Тендерные исследования. Харьков, 1998. №1.

8. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1.

9. Аристархова ИЛ. Генеалогия отношений российского и западного феминизма: в теории и на практике // Посиделки. 1999. №4(36).

10. Аристархова И.Л. Концепция женской идентичности в современном французском психоанализе: Автореф. дис. . канд. филос. наук / Ин-т социологии РАН, 1998.

11. Аристархова И.Л. Ослепляющий взгляд теорий репрезентации // Женщина и визуальные знаки. / Под ред. А. Альчук. М., 2000.

12. Аристархова ИЛ. «Этика полового различия» в концепции Люси Иригари // Социологический журнал. М., 1998. № 3/4.

13. Баблоян 3., Булавина Т. Тендерная проблематика в психологии // Теория и история феминизма. Курс лекций. Харьковский центр тендерных исследований, 1996.

14. Банч Ш. Феминизм в 80-е годы: Мыслить глобально действовать локально // Феминизм и тендерные исследования / Под общ. ред. В.И. Успенской. Тверь, 1999.

15. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.

16. Барчунова Т.В. «Эгоистичный тендер», или Воспроизводство тендерной асимметрии в тендерных исследованиях // Общественные науки и современность. 2002. № 5.

17. Баткин Л. О постмодернизме и «постмодернизме» // Октябрь. 1996. №10.

18. Батлер Д. Гендерное беспокойство / Антология тендерной теории. Мн., 2000.

19. Батлер Д. Меланхолийный тендер / Отторгнутая идентичность // Тендерные исследования. 1998. №1. Харьков, 1998.

20. Батлер Д. От пародии к политике // Введение в тендерные исследования. Ч. II. / Под ред. С.В. Жеребкина. Харьков-СПб., 2001.

21. Батлер Д. Присвоение телом тендера: философский вклад Симоны де Бовуар // Женщины, познание и реальность: Исследования по феминистской философии / Пер. с англ. О.В. Дворкиной. М., 2005.

22. Батлер Д. Случайно сложившиеся основания: феминизм и вопрос о «постмодернизме» // Введение в тендерные исследования. Ч. II. / Под ред. С.В. Жеребкина. Харьков-СПб., 2001.

23. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002.

24. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

25. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. М., 1986.

26. Бир А., Пфефферкорн Р. Мужчины/женщины: Динамика идентичности // Журнал социологии и социальной антропологии. 1988. Том 1. № 1.

27. Благова Т. Феминизм в современном мире // Наука и религия. 1981. № 3.

28. Бовуар С. де. Второй пол. М., СПб., 1997.

29. Бок Г. История, история женщин, история полов // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. М., 1994. Выпуск 6.30

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.