Анекдот в художественной и автобиографической прозе А.С. Пушкина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Шапошников, Юрий Сергеевич

  • Шапошников, Юрий Сергеевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 153
Шапошников, Юрий Сергеевич. Анекдот в художественной и автобиографической прозе А.С. Пушкина: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2005. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Шапошников, Юрий Сергеевич

Введение.

Глава I Жанр анекдота и его функции в истории русской культуры

XVIII - начала XIX веков; особенности поэтики жанра.

§1. Анекдот в XVIII веке.

§2. Анекдот в начале XIX века.

Глава II Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина» и «История села Горюхина» в аспекте многопланового функционирования анекдота в художественной ткани произведений.

§1. Основные научные подходы к анализу цикла А.С. Пушкина

Повести Белкина».

§2. Роль анекдота в организации художественного целого в повестях

Выстрел», «Метель», «Барышня-крестьянка».

§3. Проблема анекдотического героя в повестях «Станционный смотритель» и «Гробовщик».

§4. Функционирование анекдота в «Истории села Горюхина».

Глава III Роль анекдота в разножанровых произведениях А.С. Пушкина повесть, исторический роман, цикл «Table-talk»).

§1. Анекдот как элемент сюжетосложения повести «Пиковая дама» —

§2. Анекдот в исторической прозе Пушкина («Арап Петра Великого»,

Капитанская дочка»).

§3. Жанр анекдота в цикле «Table-talk».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Анекдот в художественной и автобиографической прозе А.С. Пушкина»

Настоящее исследование посвящено роли анекдота в художественной и автобиографической прозе А.С. Пушкина. Эта проблема не была ещё объектом специального научного рассмотрения. Актуальность исследования данной темы определяется потребностью во всестороннем, углублённом изучении художественной функции анекдота в пушкинской прозе. Избранная тема представляет интерес как с теоретической, так и с исторической точки зрения. Её разработка расширяет наше представление о возможностях творческого использования анекдота в пушкинских произведениях разных жанров.

Объектом исследования является художественная и автобиографическая проза Пушкина, в первую очередь те произведения, где анекдот составляет сюжетную основу или определяет их структуру, их поэтику.

Предметом исследования является выявление анекдотичности отдельных сюжетных ситуаций в пушкинских прозаических произведениях, содержательной и формальной функций анекдота в них.

Научная новизна диссертации состоит в том, что это одно из первых исследований, связанных с проблемами функционирования анекдота в творчестве Пушкина. В диссертации исследуются связи анекдота с другими жанрами (предание, фацеция и др.), вопросы происхождения анекдота как жанра и его роль в общественной жизни пушкинской эпохи.

Теоретической основой настоящего исследования явились труды В.Я. Проппа, Л.П. Гроссмана, Е. К. Никаноровой, В.И. Тюпы, А .Я. ЦДмелёвой, А.Д. Шмелёва, Е.Я. Курганова, В.З. Санникова (1).

Цель диссертации - выявить функции анекдота в художественной и автобиографической прозе А.С. Пушкина.

Цель определяет задачи диссертационной работы:

1. Рассмотреть жанр анекдота и его функции в истории русской культуры XVIII - начала XIX веков; выявить особенности поэтики жанра;

2. Исследовать цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина» и «Историю села Горюхина» в аспекте многопланового функционирования анекдота в художественной ткани произведений;

3. Определить роль анекдота в разных произведениях творчества А.С. Пушкина (повесть «Пиковая дама», исторический роман -«Арап Петра Великого», «Капитанская дочка», цикл «Table-talk»).

Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использовать материалы исследования в курсе «История русской литературы XIX века» на спецкурсах и спецсеминарах, посвященных творчеству Пушкина. Теоретический аспект исследования жанра анекдота может быть использован в курсах «Введение в литературоведение» и «Теория литературы».

Апробация работы. Основные положения статьи опубликованы в шести статьях и автореферате. По материалам диссертации были сделаны доклады на межвузовских конференциях «Виноградовские чтения» ГОУ МГПУ (март 2002, март 2003, март 2004), «Русское литературоведение в новом тысячелетии» (март 2002, апрель 2003); «Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых.», первой межвузовской конференции молодых учёных филологического факультета Mill У (14 - 15 ноября 2002 года); конференции «Студенты - Пушкину» в Государственном музее А.С. Пушкина (май 2002, май 2003, май 2004).

В работе над диссертацией были учтены следующие работы: Курганов Е.Я. Устный рассказ в системе русской культуры конца XVIII - начала XIX веков. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Тбилиси, 1986; Чиркова О.А. Поэтика современного народного анекдота. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. М., 1997; Бородин П. А. Вопросы происхождения современного народного анекдота. Автореферат на соискание учёной степени кандидата филологических наук. М., 2001. Поздеев В.А. Фольклор и литература в контексте «третьей культуры». Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук. М., 2002.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав и заключения. К работе приложен список использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Шапошников, Юрий Сергеевич

Заключение

Изучение творчества Пушкина с точки зрения функционирования анекдота открывает новые направления в пушкинистике. Наше исследование далеко не исчерпывает все возможности в изучении этой темы. Тем не менее, мы попытались наиболее полно охарактеризовать роль анекдота в художественной прозе и цикле «Table-talk».

Анекдот в эпоху Пушкина является продуктом долгой эволюции, начавшейся во времена античности. Здесь следует вспомнить и традицию античных анекдотов, использованных в исторических трудах (Геродот «История», Плутарх «Сравнительные жизнеописания»); жанр исторического анекдота складывается в раннем средневековье, в частности, у Прокопия Кесарийского в «Тайной истории». В эпоху Возрождения из анекдотов и новелл складываются целые произведения - «Декамерон» Дж. Боккаччо, произведения П. Браччолини.

Сам Пушкин испытал на себе влияние классической традиции исторических анекдотов XVIII века. В творчестве Пушкина анекдот широко использовался в контексте и сопредельных анекдоту «малых» жанров (новелла, легенда, предание), а также повести и романа. По-своему традиции анекдота вслед за Пушкиным продолжают П.А. Вяземский, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов.

Анекдот входит в состав сложного синтетического целого «Повестей Белкина» А.С. Пушкина, вступая в тесную связь с жанром идиллии, новеллы, включает в себя мелодраматические и притчевые сюжеты. К циклу «Повести Белкина» примыкает неоконченная «История села Горюхина», где в форме исторических анекдотов и преданий изложена история России.

Как элемент сюжетосложения анекдот выступает в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Несколько анекдотов в контексте произведения накладываются один на другой (анекдот Томского о трёх картах, история баснословных выигрышей Германна, любовная интрига, которая происходит между Германном и Лизаветой Ивановной). История Германна воплощает в себе волю случая (анекдота) в действии, судьбы других героев (Томского, Лизаветы Ивановны) также могут быть вписаны в анекдотические циклично повторяющиеся рамки. Здесь анекдот из факта вымышленного становится фактом жизни, перекраивая судьбы людей.

На основе исторических анекдотов XVIII века во многом выстраивается повествовательная канва романов А.С. Пушкина «Арап Петра Великого» и «Капитанская дочка». Стиль анекдота, лишённый дидактизма, помогает Пушкину выработать неповторимую лаконичную манеру исторического романа, отличную от манеры Н.М. Карамзина. Мотивы отдельных исторических анекдотов переходят и преобразуются художественным образом в прозаическом творчестве Пушкина.

Пушкин создаёт сборник «застольных бесед» - «Table-talk», в котором можно проследить переход от исторических анекдотов эпохи Петра и Екатерины к анекдотам пушкинской эпохи, истории, создаваемой в данный конкретный момент. В этом он продолжает западноевропейскую традицию, но наполняет иностранный жанр национальным содержанием.

Переспективными направлениями исследования могли бы стать изучение функций анекдота в других произведениях А.С. Пушкина.

В ранней поэзии Пушкина могли бы быть изучены персонажи и сюжеты античных анекдотов. В романе «Евгений Онегин» можно было бы попытаться восстановить и проанализировать «дней минувших анекдоты», которые помнил главный героя этого произведения.

Среди драматургического творчества Пушкина с точки зрения изучения анекдота перспективным представляется анализ исторических анекдотов, легших в основу трагедии «Борис Годунов». Функции анекдота могут быть исследованы в «Маленьких трагедиях» (анекдот об отравителе-Бомарше, рассказанный Моцартом, случай о каменном госте и т.п.).

Также не изучена на сегодняшний день роль анекдота в творчестве других писателей XIX века - Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова; возможен анализ поэтики циклов анекдотов - сопоставление сборников XVIII века (Штелин, Голиков, Нартов и др.) и опытов собраний анекдотов ХЗХ века (Пушкин, Вяземский).

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Шапошников, Юрий Сергеевич, 2005 год

1. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М., Л., 1937-1949. Т. I -XVI; Т. ХУЛ («Справочный»), 1959.П1. Тексты анекдотов

2. Английский афоризм/ Сост. Ливергант А .Я. М., 2003.

3. Беляев О.П. Дух Петра Великаго императора всероссийскаго и соперника его Карла XII короля шведскаго. СПб., 1798.

4. Болтин И.Н. Примечания на Историю древния и нынешния России гЛеклерка, сочиненныя Иваном Болтиным. СПб., 1788. Т. 1 2.

5. Браччолини П. Фацетии. М., 1996.

6. Записки Вебера о Петре Великом и его преобразованиях, в переводе с предисловием и примечаниями П.П. Барсова// Русский архив. М., 1872.

7. Вольтер. История Карла ХП. М., 1803 1804.

8. Вольтер. История Российской империи. М., 1809. Ч. 1 2.

9. Голиков И.И. Дополнение к Деяниям Петра Великаго, содержащее анекдоты касающиеся до сего великаго государя. М., 1796.

10. Ю.Голиков И.И. Анекдоты, касающиеся до государя императора, собранные Иваном Голиковым. М., 1798.

11. Голиков И.И. Деяния Петра Великаго, мудраго преобразителя России, собранныя из достоверных источников и расположенные по годам. М., 1788 1789.

12. Исторические анекдоты из русской жизни. Сост. Хемлин А. М., 2004.

13. Катифоро А. Житие Петра Великаго императора и самодержца всероссицскаго, отца отечества, собранное из разных книг. СПб., 1772.

14. Корб И.Г. Дневник путешествия в Московию (1698 и 1699 гг.). СПб., 1906.

15. Крекшин П.Н. Краткое описание блаженных дел великаго государя императора Петра Великаго. СПб., 1841.

16. Матушка-царица Екатерина II и её чудо-богатыри и сподвижники славного её царствования. СПб., 1873

17. Миллер Г.Ф. Воспитание государя императора Петра Великаго//Опыт трудов Вольнаго Российскаго собрания при императорском Московском университете. М., 1780.

18. Рассказы Нартова о Петре Великом// Сборник отделения русского языка и словесности императорской Академии наук. 1891. Т. 52. №8.

19. Петр Первый в русских народных преданиях, легендах, сказках и анекдотах. Сост. Райкова И.Н. М., 1993.

20. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1993.

21. Прокопий Кесарийский Тайная история// Прокопий Кесарийский. Исторя Юстиниана. Тайная история. М., 1996.

22. Про JI.JI. Дух Генриха IV, или Собрание весьма любопытных анекдотов. М., 1789.

23. Пыляев М.И. Замечательные чудаки и оригиналы. СПб., 2001.

24. Черты Екатерины Великой собранные Павлом Сумароковым. СПб., 1819.

25. Шамфор С. Р. Н. де. Характеры и анекдоты. СПб., 2000.

26. Штелин Я. Подлинные анекдоты Петра Великаго слышанные из уст знатных особ в Москве и Санктпетербурге. 2-е издание. М., 1787.

27. Щербатов М.О повреждении нравов в России// О повреждении нравов в России князя М. Щербатова и путешествие А. Радищева. Факсимильное издание. М., 1983.Ш1. Исследования

28. Анненков П.В. Материалы для биографии А.С. Пушкина. М., 1984.

29. Алпатова Т.А. Возвращение мотивов. «Капитанская дочка» в поэтическом мире А.С. Пушкина// Литература в школе. №7, М., 1997. С. 5-9

30. Алпатова Т.А. Лиризм романа Пушкина «Капитанская дочка»//Литература в школе. №2, М., 1998. С. 4 9

31. Ахматова А.А. О Пушкине: Статьи и заметки. 3-е изд. М., 1989.

32. Бахтин М.М. Автор и герой. СПб., 2000.

33. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.

34. Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб., 2000.

35. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9-ти томах. М., 1976 1985.

36. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. СПб., 2000.

37. Берковский Н.Я. О «Повестях Белкина»// О русском реализме XIX века и вопросах народности литературы. М. Л., 1960.

38. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. М., 1955.

39. Благой Д.Д. творческий путь Пушкина (1813 1826). М. - Л., 1950.

40. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826 1850) М., 1967.

41. Блюменфельд В. Художнические элементы в «Истории Пугачёва» Пушкина// Вопросы литературы, 1968, №1.

42. Бонди С.М. О Пушкине: Статьи и исследования. М., 1978.

43. Бородин П.А. Заметки о столетии изучения анекдота в России// «Живая старина», №4, 2001.

44. Бородин П. А. Вопросы происхождения и поэтики современного народного анекдота. М., 2001.

45. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.

46. Вацуро В.Э. Статьи о Пушкине. М., 2003.

47. Вацуро В.Э., Гиллельсон М.И. Сквозь «умственные» плотины. М., 1972.

48. Вересаев В.В. Статьи о Пушкине. М., 1929.

49. Вигель Ф.Ф. Записки. М., 2000.

50. Виноградов В.В. О стиле Пушкина// Литературное наследие, 1934.

51. Виноградов В.В. Язык Пушкина. М., 1935.

52. Винокур Г.О. Пушкин-прозаик//Винокур Г.О. Культура языка. 2-е изд. М., 1929.

53. Власова З.И. Скоморохи и фольклор. СПб., 2001.

54. Вольперт Л.И. Пушкин и психологическая традиция во французской литературе. Таллин, 1980.

55. Выскочков Л.В. Николай I. ЖЗЛ. М., 2003.

56. Вяземский П.А. Старая записная книжка. Под ред. Гинзбург Л.Я. 2-е изд. М., 2000.

57. Вяземский П.А. Старая записная книжка. 4-е изд. М., 2003.

58. Гаспаров М.Л. О русской поэзии. СПб., 2001.

59. Гей Н.К. Проза Пушкина: Поэтика повествования. М., 1989.

60. Гершензон М.О. Статьи о Пушкине. Л., 1926.

61. Гершензон М.О. Собрание сочинений в 3-х томах. Т. 3,2001.

62. Гиллельсон М.И. Молодой Пушкин и арзамасское братство. Л., 1962.

63. Гиппиус В.В. «Повести Белкина»// Литературный критик. 1937, №2.

64. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика. М., 1991.

65. Гроссман Л.П. Искусство анекдота у Пушкина// Гроссман Л.П. Собрание сочинений в 4-хтомах.Т. 1. Исследования и статьи. М., 1928.

66. ГротК.Я. Пушкинский лицей. СПб., 1998.

67. Гукасова А.Г. «Повести Белкина» А.С. Пушкина. М., 1949.

68. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. М. -Л., 1966.

69. Дарвин М.Н., Тюпа В.И. Циклизация в творчестве А.С. Пушкина: Опыт изучения поэтики конвергентного сознания. Новосибирск, 2001.

70. Джанумов С. А. Нравственно-этичесие проблемы в «Маленьких трагедиях» А.С. Пушкина: «Пир во время чумы»//Творчество А.С. Пушкина в контексте русской и мировой культуры; Современное прочтение и изучение в вузе и школе. Сб. статей. М., 2000.

71. Джанумов С.А. Традиции песенного и афористического фольклора в творчестве А.С. Пушкина. М., 1998.

72. Диккенс Ч. История Англии для юных. М., 2001.

73. Долинин (Искоз А.С.) Пушкин// Искоз А.С. Собрание сочинений. СПб., 1910. Т. IV.

74. Жихарев С.П. Записки современника. 3-е изд. М., 2004.

75. Золотусский И.П. Гоголь. М., 1984.

76. Иловайский Д.И. Начало Руси. М., 2003.

77. Иловайский Д.И. Становление Руси. М., 2003.

78. Иловайский Д.И. Собиратели Руси. М., 2003.

79. Иловайский Д.И. Царская Русь. М., 2003.

80. Иловайский Д.И. Новая династия. М., 2003.

81. Ирмшер Й. Словарь античности. М., 1992.

82. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1980 1991.

83. Карлейль Т. Французская революция. М., 1991.

84. Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М., 1993.

85. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. 3-е изд. М., 2004.

86. Кошелев В.А. «Сам съешь сам съел» (Об одном пушкинском литературном эксперименте) // Литературные мелочи прошлого тысячелетия. К 80-летию Г. В. Краснова. Сборник научных статей. Коломна, 2001.

87. Кравцов Н. И. Фольклор феодального общества//Русское народное поэтическое творчество. Под ред. проф. Кравцова Н. И. М., 1971.

88. Красухин Г.Г. Покой и воля: Некоторые проблемы пушкинского творчества. М., 1987.

89. Красухин Г.Г. Доверимся Пушкину. М., 1999.

90. Курганов Е.Я. «У нас была и есть устная литература.»// Русский литературный анекдот конца ХУШ-начала XIX века. М., 1990.

91. Курганов Е. Я. Литературный анекдот пушкинской поры. Хельсинки, 1995.

92. Курганов Е.Я. Анекдот как жанр. СПб., 1997.

93. Курганов Е.Я. Похвальное слово анекдоту. М., 2001.

94. Курганов Е.Я. Анекдот, символ, миф. М., 2002.

95. Кюстин А. де Россия в 1839. Смоленск, 2003.

96. Левкович Я.Л. Автобиографическая проза и письма Пушкина Л., 1988.

97. Ле Гофф Ж. Людовик IX. М., 2001.

98. Лежнев А.З. Проза Пушкина, Опыт стилевого исследования. 2-е изд. М., 1966.

99. Лесскис Г.А. Пушкинский путь в русской литературе. М., 1993.

100. Лихачёв Д.С. Великое наследие. М., 1975.

101. Лихачёв Д.С. О филологии. Сб. статей. М., 1989.

102. Лотман Ю.М. Идейная структура поэмы А.С. Пушкина «Анджело»//Пушкинский сборник. Псков, 1973.

103. Лотман Ю.М. Пушкин. М., 1996.

104. Ляшенко Л.М. Александр П. ЖЗЛ. М., 2003.

105. Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975.

106. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. М., 1981.

107. Макогоненко Г.П. Творчество Пушкина в 1830-е годы (1833 -1837). М., 1982.

108. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996.

109. Маркович В.М. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Л., 1989.

110. Михайлова М.В. Душа поэта//Чулков Г.И. Жизнь Пушкина. М., 1999. С. 3-21.

111. Мещерский В.П. Воспоминаня. 2-е изд. М., 2003.

112. Михайлова Н.И. Болдинские повести Пушкина и пародии Сенковского//Болдинские чтения. Вып.2, Горький, 1977.

113. Михайлова Н.И. «Витийства грозный дар.». А.С. Пушкин и русская ораторская культура его времени. М., 1999.

114. Митфорд Н. Франция. Король-солнце; Мадам де Помпадур// Придворная жизнь эпохи абсолютизма. Смоленск, 2003.

115. Михельсон М.И. Русская мысль и речь: Своё и чужое: Опыт русской фразеологии: Сборник образных слов и иносказаний /В 2-х томах. М., 1997.

116. Михельсон М.И. Ходячие и меткие слова. М., 1997.

117. Мосалева Г.В. Особенности повествования: От Пушкина к Лескову. Ижевск, Екатеринбург, 1999.

118. Невская В.А. Анекдот/Юнегинская энциклопедия. Т. 1. Под общей редакцией Михайловой Н.И. М., 1999. С. 53 54.

119. Непомнящий B.C. Поэзия и судьба. М., 1983.

120. Непомнящий B.C. Предполагаем жить/УПушкин: суждения и споры. М., 2000.

121. Николюкин А.Н. Анекдот; Застольная беседа//Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. Николюкина А.Н., Гаспарова M.JI. и др. М., 2003. С. 34 35, 276 - 277.

122. Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб., 2000.

123. Пельтцер А.П. Происхождение анекдотов в русской народной словесности// Сб. Харьковского историко-филологического общества. Т. П. 1899.

124. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина (Пути эволюции). Л., 1987.

125. Пропп В.Я. Сказка. Эпос. Песня. 2-е изд. М., 2001.

126. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. 2-е изд. М., 2002.

127. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. 2-е изд. М., 2002.

128. Проскурин О.А. Поэзия Пушкина, или Подвижный палимпсест.1. М., 1999.

129. Райкова И.Н. Анекдот в творчестве Пушкина// Творчество А.С. Пушкина в контексте русской и мировой культуры; Современное прочтение и изучение в вузе и школе. Сб. статей. М., 2000.

130. Рассадин Ст. Драматург Пушкин: Поэтика, идеи, эволюция. М., 1977.

131. Розанов В.В. О Гоголе//Розанов В.В. Мысли о литературе. М., 1989.

132. Саводник В. Краткая история русской словесности. С древнейших времён до конца ХУШ века. М., 1918.

133. Санников В.З. Русская языковая шутка: От Пушкина до наших дней. М., 2003.

134. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 2001.

135. Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., 2002.

136. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. В 20-ти томах. М., 2003.

137. Соловьёв С.М. Наблюдения над исторической жизнью народов. М., 2003.

138. Соловьёв С.М. Труды по истории России. М., 2003.

139. Степанов Н.JI. Проза Пушкина. М., 1962.

140. Томашевский Б.В. Пушкин. М., 1991.

141. Томсинов В.А. Аракчеев. ЖЗЛ. М., 2003.

142. Труайя А. Николай I. ЖЗЛ. М., 2002.

143. Тюпа В.И. Аналитика художественного: Введение в литературоведческий анализ. М., 2001.

144. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.

145. Узин B.C. О повестях Белкина. Из комментариев читателя. Петроград, 1924.

146. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб., 2000.

147. Утехин Н.П. Современность классики. М., 1986.

148. Фохт У.Р. Проза Пушкина в развитии русской литературы// Пушкин родоначальник новой русской литературы. Сб. статей. М., 1941.

149. Хализев В.Е., Шешунова С.В. Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина». М., 1989.

150. Чесноков Н.Г. «Приняли меня славно»: Уральская поездка А.С. Пушкина. Уральск, 2003.

151. Чулков Г.И. Жизнь Пушкина. М., 1999.

152. Чулков Г.И. Императоры. М., 2001.

153. Шварцбанд С.М. Жанровая природа «Повестей Белкина» А.С. Пушкина/ТВопросы сюжетосложения. Вып. 3, Рига, 1974.

154. Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1983.

155. Шмелёва Е.Я., Шмелёв А.Д. Русский анекдот: Текст и речевой жанр. М., 2002.

156. Шмид В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении: «Повести Белкина». СПб., 1996.

157. Эйхенбаум Б.М. О литературе. М., 1987.

158. Эйхенбаум Б.М. Сквозь литературу. JL, 1924.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.