Античный лектон: стратегии концептуализации и эвристический смысл тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Винюкова, Анна Кареновна

  • Винюкова, Анна Кареновна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 172
Винюкова, Анна Кареновна. Античный лектон: стратегии концептуализации и эвристический смысл: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Санкт-Петербург. 2014. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Винюкова, Анна Кареновна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Предисловие

Глава I. Концепт «лектон» в пространстве античной философии

1.1. Предпосылки возникновения лектон в учениях античных философов

1.2. Стоический «лектон» в свете парадигм бытия и небытия, телесного и бестелесного

1.2.1. Лектон как «пустая предметность»

1.2.2.Лектон и понятие

1.3. Лектон и логос. Феномен «убывания» и «возрождения» логоса

1.4. Лектон и эйдос

Глава II.Явные и латентные формы лектон в философии

Средневековья и Возрождения

2.1. Развертывание смысла в условиях средневекового

словоцентризма

2.1.1. Вопрос о природе слова

2.1.3. Идея логосности бытия в византийской философии

2.1.4. Учение Августина об imago и spesies

2.2. Проблема универсалий

2.3. Эквивокация и обнаружение смысла

2.4. Субъективация смысла в эпоху Возрождения

Глава III. Смысл в интерпретациях Современности

3.1. Актуализация лектон

3.2 Поиски смысла в XX - XXI веках

3.2.1. Интерпретация лектон в постановке Ж. Делеза

3.3. Лектон и симулякр

3.4. Лектон и имидж

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Античный лектон: стратегии концептуализации и эвристический смысл»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

Настоящее исследование посвящено анализу античного концепта «лектон» (смысл), стратегиям формирования его смысловых доминант в истории философской мысли и его эвристической роли.

Актуальность исследования обусловлена не только высоким интересом современной философии к проблеме языка, а вместе с тем и языкового смысла. Первостепенное значение приобретает задача исследования фундаментальных понятий античной философии, таковым и является не только не устаревшее, но приобретшее в условиях современности новую актуальность понятие «смысл». Столь важная в настоящее время в общефилософском плане проблема стратегий смысла может быть продуктивно решена только при ретроспективном подходе, который позволит прояснить сам процесс становления понятия в историко-философском измерении от идеи к концепту. Восстановление логики мысли предшествовавших эпох, касающейся осмысления такого феномена как концепт лектон (смысл) в его отношении к категории понимания представляется актуальной задачей.1

Возникший в середине XX века в мировой науке интерес к экспликации самих процедур смыслопорождения как таковых был связан с востребованностью когнитивной лингвистики и логики, а также детерминирован открытием стоической теории бестелесного в

1 С. С. Неретина указывает на первоначальную нерасчлененность «понимания» и «понятия», прежде, чем появилось собственное терминологическое выражение (концепт). См.: Неретина С. С. Возможности понимания // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья. Т.1. СПб.: РХГИ, 2001, с. 18.

целом, задачей определения статуса «лектон» в частности. В первую очередь сам концепт «лектон» (смысл) по-прежнему требует прояснения, как со стороны его онтологического статуса, так и в методологическом плане, связанном с его объяснением и истолкованием. Особенно возрастает значимость термина в связи с современными теориями предметности. Кроме того, разработка философских стратегий, направленных на конституирование новых форм субъективности требует внимательного отношения именно к фундаментальному концепту, имеющему значение бестелесного смысл а-события.

В условиях формирования рациональности неклассического типа возникает новое понимание смысла, приобретающее транссемантический характер, происходит явление семантической трансгрессии термина, размытость его границ, что требует истолкования. Особую значимость тема смысла в контексте парадигмы «телесного—бестелесного» приобретает в связи с социокультурной детерминацией проблем сознания и познания на разных этапах историко-философского процесса проявлявшихся по-разному, но приобретших остроту в условиях современности. Такие явления как виртуализация и визуализация общественного сознания, сопровождающиеся явлением экспансии виртуальных технологий, требуют внимательного отношения к теме смысла.

Степень разработанности проблемы

За рубежом исследование стоического наследия связано с именами Э.

Целлера, К. Прантля, М. Поленца, Л. Эделынтейна, Б. Инвуда, А. Лонга, М.

Фреде, Э. Брейе, М. Боери и др. В отечественной научной традиции

значительное внимание содержанию античного понятия «лектон»,

возникшего в лоне стоической философии, после И. М.Тройского

5

уделил А. Ф. Лосев, писавший об иррелевантном характере лектон в связи со стоической эстетикой. Данное понятие, наряду с другими упоминалось в обзорной работе А. А. Столярова «Стоя и стоицизм». Помимо этого, смысл стоического лектон в разных его аспектах изучался А. С. Степановой. Тема лектон у стоиков лаконично представлена в диссертации Е. Ф. Гордюхина, некоторые аспекты лектон в связи с раннестоическим понятием «безразличного» затрагивались А. А. Санженаковым, данное понятие отмечено в статье В. Н. Дробышева.

Значительно больше работ в отечественной науке посвящено родственному «лектон» понятию «логос». В ряду исследователей понятия «логос» и связанных с ним сюжетов следует назвать С. Н. Трубецкого, П. А. Флоренского, А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, С. С. Аверинцева, А. В. Ахутина, В. В. Бибихина, А. А. Грякалова, Р. В. Светлова, А. С. Степанову, О. И. Кулиева.

Начиная с XX века проблеме смысла уделяется особое внимание. В отечественной науке ряд вопросов, связанных с проблемой смысла в философско-лингвистическом плане затрагивался А. А. Потебней, Г. П. Щедровицким, Ф. Ф. Фортунатовым, И. А. Бодуэном де Куртенэ и др. В культурологическом, литературоведческом, семиотическом и феноменологическом аспекте концепт смысла исследовался М. М. Бахтиным, Ю. М. Лотманом, Ю. С. Степановым, Г. Шпетом; семиотической интерпретации текста посвящены работы А. М. Пятигорского, вопросам семантики Р. И. Павилениса, Н. Д. Арутюновой, семиологии культуры А. Вежбицкой. В психологии проблема смысла разрабатывалась Л. С. Выготским, А. Г. Лурия, А. Н. Леонтьевым, Д. А. Леонтьевым, Н. И. Жинкиным и др.

В лингвофилософском и культурологическом аспекте проблема смысла рассматривалась В. В. Колесовым, тема динамики понятий в контексте истории философии исследовалась М. К. Петровым. Следует отметить также работы по философии культуры (античной и эпохи Возрождения) таких авторов, как С. С. Аверинцев, А. В. Ахутин, В. В. Бибихин, Л. М. Баткин, А. Л. Берлинский. При рассмотрении вопроса о логосе и парадигме смысла у византийских авторов Внимание в диссертации уделено трудам Г. Флоровского, И. Мейендорфа, комментариям Г. И. Беневича, переводам Г. М. Прохорова (Дионисий Ареопагит), Д. А. Черноглазова и А. М. Шуфрина (Максим Исповедник), а также работам Д. С. Курдыбайло.

На сегодняшний день существует значительное число исследований, посвященных проблеме смысла, но их выводы требуют систематизации и философских обобщений. Это работы Слюсаревой Н. А. (1963), В. А. Звегинцева (1973), А. В. Бондарко (1978), Э. Д. Сулейменовой (1989), Г. А. Чупиной (1994), Д. А. Леонтьева (1999), А. И. Новикова (1999), А. С. Кравец (2005), Е. М. Иванова (2007) и др. В 1999 году вышел сборник «Событие и смысл (Синергетический опыт языка)», где представлены работы нескольких современных авторов (Ф. Гиренок, А.В.Родин, Я. Свирский, П. Тищенко и др.). В 2010 вышла монография Н. А. Трофимовой «Мозаика смысла: элементы и операторы их порождения».

В зарубежной философской мысли разработка проблемы смысла связана с такими фигурами, как Г. Фреге, А. Черч, Р. Карнап, У. Куайн, Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Дж. Остин, Дж. Серль, Ч. Пирс, Ч. Моррис, Р. Барт, А. Бадью, М. Боери, Э. Брейе, М. Вебер, X. Г. Гадамер, Э. Гуссерль, М. Фуко, М. Хайдеггер, К. Айдукевич, Ж. Делез, К. Ажеж и др.

Объект исследования

Варианты концептуализации античного «лектон» в историко-философском измерении, его рецепция и модификациив пространстве современной философской рефлексии.

Предмет исследования

Античный лектон, стратегии его концептуализации и эвристический смысл.

Рабочая гипотеза основывается на тезисе о том, что лектон играет роль онтологически и аксиологически значимого концепта, отражающего многообразие рефлексивных практик (от античности до современности).

Цель исследования состоит в выявлении особенностей стадиального развития концепта «лектон» с точки зрения его внутренней структуры и исторических форм, реконструкция вектора его концептуализации от античности до современности и выявление эвристического потенциала.

Задачи:

Определить место лектон в пространстве античного

знания;

Проследить генезис античного лектон и вектор его развертывания во времени, объяснить причины его исторических метаморфоз в разные эпохи;

Проследить связь категории смысла с фактором субъективации;

Рассмотреть истоки формирования лектон, а также родственные ему и сопутствующие понятия в античности;

Рассмотреть современные стратегии концептуализации

лектон, раскрыть его связь с такими понятиями как «симулякр» и

«имидж».

Методологические основы исследования

В настоящем исследовании апробирован метод историко-философской реконструкции, имеющей целью воссоздание смысла концепта лектон, наращивания его содержания в процессе становления. Реконструкция используется как общий метод, направленный на выявление философских проблем, решением которых занимались философы, так или иначе, использующие сам концепт «лектон» или родственные ему понятия. Такая процедура реконструкции предполагает движение двоякого рода — от итогового комплекса смыслов к изначальному проекту, к истории формирования лектон и поэтому основывается на ретроспективном анализе идей, понятий и терминов, что предполагает встречное движение мысли исследователя от корневого и формообразующего понятия «логос» и далее — к лектон в его исторических формах.

Исследование предполагает освоение значительного объема доксографического материала на основе герменевтического подхода к интерпретации концепта «лектон» и родственного ему концепта «логос», а также семантического анализа модификаций терминологической пары «логос — лектон».

Источниковедческой базой исследования, с ориентацией на

сверку терминов, послужили тексты стоиков в издании И. фон

Арнима и их перевод, выполненный А. А. Столяровым, тексты

досократиков, изданные Дильсом, диалог «Софист» Платона и его

фр. перевод (изд. А.Dies), «Метафизика» Аристотеля (изд.W.Christ),

«Эннеады» Плотина (изд. и пер. Э. Брейе), трактаты Августина «О

свободе воли» (изд. F.Capitani), «Дидаскалион. Обучение чтению»

Гуго Сен Викторского (изд.СИ. Buttimer), «Глоссы к Категориям

9

Аристотеля» П. Абеляра (изд. М. ОгаЬтапп).

Заявленная тема требует проведения сопоставительного анализа текстов и терминологии, сопровождающегося элементами его обобщения в соответствии с принципом единства исторического и логического. Данное исследование в качестве историко-философского может быть продуктивным только с учетом такого фактора как история идей.

Научная новизна исследования

• Впервые всесторонне с учетом ретроспективного и перспективного анализа его генезиса исследован античный концепт лектон;

• Рассмотрение формирования концепта «лектон» осуществлено в понятийно-терминологическом контексте античной эпохи;

• Произведен сопоставительный анализ лектон с фундаментальным концептом «логос»;

• Предложена модель стоического учения о лектон;

• Исследование лектон проведено с учетом изменения мировоззренческих парадигм в рамках исторических эпох;

• Выявлено доминирующее значение фактора субъективности в процессе концептуализации лектон;

• Раскрывается связь лектон с такими концептами современности как «симулякр» и «имидж»;

• Проанализировано участие лектон в формировании современного понятия «смысл»;

• Осуществлена интерпретация эвристического смысла концепта лектон в историко-философском измерении и в его

отношении к категории понимания.

Основные результаты отражены в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Корни античного лектон обнаруживаются в учениях досократиков, в которых формировались такие мысленные конструкты как апейрон, логос, эйдос. Становление античного лектон происходило в актуальной соотнесенности с понятием бытия. К моменту появления концепта лектон, понятие логос утрачивает свой традиционный онтологический статус, выражавший значение объективации сущего, и эволюционирует в направлении гносеологически значимого концепта, постепенно обретая черты субъективности.

2. Важнейшим признаком, определяющим природу лектон, является его бестелесностъ. При рассмотрении лектон в ряду других понятий, связанных с категорией бестелесного, обнаруживается его генетическая связь с понятием пустоты. Исходя из наличия качества бестелесности, лектон постулируется как «пустая предметность», а концепция стоиков квалифицируется как «негативная онтология».

3. Установлено наличие в концепции Стой некоторой связи лектон и общих понятий (еул/огои), суть которой до конца не ясна. Статус форм мысли четко не прописан, существуют противоречивые фрагменты, в которых понятие постулируется и как бестелесное, и как выходящее за пределы оппозиции телесности/бестелесности. Предложено интерпретировать объцие понятия как телесные сугц-ности.

4. Трактовка теории именования, как в западной традиции, так и у

византийцев, представлена как актуализация новой функции логоса в условиях

Средневековья. Она была связана с феноменом имени и заключалась в

11

разграничении звуковой (телесной) и смысловой (бестелесной) сторон, что впоследствии привело у византийцев к более или менее устойчивому употреблению термина «логос», который выступает как бестелесный феномен, то есть, смысл. Важно отметить, что при обозначении этой функции логоса учитывался фактор индивидуализации, отчетливо заявивший о себе в эпоху Возрождения.

5. Модификации античного лектон в эпоху Средневековья в связи с феноменом образа и категорией понимания обосновываются на примере учения Августина. Так понятие формы (species) или сущности вещи, взятой вне существования, есть уже не просто абстрактная форма, но форма, принимающая в себя нечто конкретно-субъективное. Именно поэтому можно оперировать этой формой в уме, так как она уже не чужая форма предмета (species), но собственность сознания (imago), элемент памяти. Между понятиями species и imago Августина нельзя поставить знак равенства, они не идентичны, imago, как образ, не есть дословное повторение сущности предмета, но это всегда ее интеллектуальная интерпретация.

6. Стратегии концептуализации лектон в историко-философском процессе определены его значительным эвристическим потенциалом. Рецепция концепта смысл средневековой мыслью имела важные следствия и для сферы образования, когда смысл, ставший терминологически оформленным понятием, впервые осознанный как ценность, вместе с категорией понимания использовался при создании такого фундаментального и актуального до сих пор принципа эвристического обучения как «упорядоченное понимание».

7. Стоический концепт лектон является предшественником современного

понятия «смысл», но существуют и различия. Так, смысл обнаруживает себя

уже не как эффект действия, что имело место у стоиков, а приобретает

непосредственно деятельностный аспект. В современной теории смысла

доминирующую роль играет понимание и актуализируется фактор

12

субъективности. Концепт лектон как «пустая предметность» обнаруживает связь с такими актуальными понятиями современности как «симулякр» и «имидж». С симулякром его связывает способность выдавать отсутствие за присутствие. Связь с имиджем устанавливается с помощью симулякра, родственного имиджу понятия.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования вытекает из ее рассмотренной выше актуальности и научной новизны. Комплексное использование ретроспективного и перспективного анализа текстов может быть полезным для исследований в области не только античной, но и современной философии. Автором обоснован и осуществлен собственный теоретический подход к критическому прочтению совокупного историко-философского текста, основанному на сравнительном изучении истории философии, на анализе фактора концептуализации ряда наиболее древних и фундаментальных идей, концептов и понятий в истории философских учений разных периодов. Введенные в оборот материалы, в том числе источниковедческого характера, а также терминология могут быть использованы в качестве источников для изучения философского наследия античности и средневековья.

Практическая значимость результатов диссертационного

исследования обусловлена междисциплинарным характером

исследования, позволяющим наиболее полно использовать

материалы и выводы диссертации в педагогической практике - в

учебных курсах по истории философии, философии языка, логике,

истории и философии науки, когнитивной лингвистике и

семасиологии, педагогической антропологии. Значительный

потенциал концепта лектон, его значимость в истории философской

13

и научной рефлексии могут быть учтены при разработке дидактических и методических приемов, нацеленных на эвристическое обучение, при написании учебных и методических пособий.

Апробация исследования

Основные результаты диссертационного исследования были представлены в виде докладов диссертанта на различных научных конференциях: Платоновских чтениях (2012 - 2014 гг., СПб), Международной конференции «Рациональность и вера как основания русской философии (к 130-летнему юбилею П. А. Флоренского и дню рождения И. А. Ильина)» (29 - 30 марта 2012 г. в СПбГИЭУ), на XIV Свято-Троицких ежегодных международных академических чтениях в Санкт-Петербурге к 25-летию РХГА (28 - 31 мая 2014 г., СПб.), на международной конференции «Ребенок в современном мире» (21 -23 апр. 2014 г.).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философской антропологии и истории философии РГГ1У им. А. И. Герцена 5 декабря 2014 г.

Содержание диссертации отражено в публикациях:

1. Виьпокова А. К. Платоновское имя и лектон\ «правильность» и «безразличие» // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки» / А. К. Винюкова. -Архангельск: издательство Северного (Арктического) федерального университета. - 2014. - № 1- С. 32 - 36. (Из списка ВАК).

2. Винюкова А. К. Убывание логоса: от Гераклита к Аристотелю // Вестник Русской христианской гуманитарной академии / А. К. Винюкова. - СПб. : Издательство РХГА. -

2013. - № 4. - С. 139 - 144. (Из списка ВАК)

3. Степанова А. С., Винюкова А. К. К вопросу об античных философских предпосылках идеи, концептов и принципов педагогической эвристики // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters) : электронный научный журнал) / А. К. Винюкова. - Январь - 2015. - ART 2309. - СПб. -URL: http://www.emissia.org/offline-/2015/2309.htm, ISSN 1997 - 8588,- (Из списка ВАК).

4. Винюкова А. К. Концептуализация смысла (lekton) в средневековой философии // Вестник Ленинградского государственного университета имени A.C. Пушкина. Научный журнал / А. К. Винюкова. СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина -

2014. - № 4. - С. 21 - 28. - (Из списка ВАК).

5. Винюкова А. К. // Смысл и ценность: от стоиков к А. Ф. Лосеву // Генеалогия ценностей в русской философии Серебряного века: сб. науч. Тр. / под. Ред. М. И. Панфиловой, Е. А. Трофимовой. - СПб. : СПбГЭУ, 2013. - С. 47 - 51.

6. Винюкова А. К. Словесный смысл и истина // Истина и диалог: сб. материалов XIV Свято-Троицких ежегодных академических чтений в Санкт-Петербурге (28-31 мая 2014г.) -СПб.: РХГА, 2014. - С. 97.

7. Винюкова А. К. Философские концепты античной

пайдейи и современность (эвристический аспект)// Аксиология

массовой культуры: сб. материалов XXI Международной

конференции «Ребенок в современном мире. Детство и

15

массовая культура» (21-23 апреля 2014г.) - СПб. : СПбПУ, 2014. - С. 250 - 252.

8. Винюкова А. К. Иллюзия имиджа // Вестник Международного Института управления / А. К. Винюкова. -Архангельск: Издательство Международного Института управления. - 2014. - №3-4. - С. 106 - 110. Структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Объем работы составляет 172 страницы. Список литературы включает 14Наименование, в т. ч. 12 на иностранных языках.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Возникновение смысла является одним из самых загадочных моментов в

истории человеческой мысли. Известно, что понятие, которое сегодня

озвучивается как «смысл» впервые промелькнуло много веков назад в учении о

лектон ранних стоиков. Именно эта точка на карте истории философии

является предметом настоящего исследования. Подступая к античной мысли со

стороны современности, мы обязательно сталкиваемся с определенными

«идолами», факторами, стоящими на пути к адекватному постижению.

Серьезные помехи исследованию лектон создают: время, культура, язык,

фрагментарность материала, отсутствие единой интерпретации среди

авторитетов и собственные предрассудки.

Дотрагиваясь до античности нельзя не учитывать временной промежуток

в двадцать с лишним веков. Мышление человека за этот период претерпело

огромные изменения, поэтому, пытаясь проникнуть в античную мысль, мы

будем оставаться в рамках современности. «Дословная» реконструкция любого

явления прошлого, по сути, невозможна. Разговор о прошлом всегда ведется в

16

настоящем, поэтому никакая реставрация стоического «лектон», не может претендовать на буквальное воспроизведение оригинала. Здесь сложно не согласиться с мыслью Х.-Г. Гадамера: «...Восстановление изначальных обстоятельств, как и всякая реставрация, - это наивное и бессильное начинание перед лицом историчности нашего бытия. Восстановленная, возвращенная из отчуждения жизнь не тождественна жизни изначальной».2

Следующий важный момент - культурный разрыв. Современное культурное пространство бесконечно отличается от греческой античной культуры, это абсолютно иное «видение» мира, поэтому необходимо учитывать, что взгляд на лектон будет осуществляться именно с этой позиции.

Еще одно серьезное препятствие - язык. Несмотря на родство языков, между древнегреческим текстом и его русским переводом невозможно поставить знак равенства.

Следующий фактор - фрагментарность материала. В связи с тем, что от стоической мысли остались одни обломки, не существует стройного изложения учения о лектон. Многочисленные фрагменты, дошедшие до нас в интерпретациях разных авторов, не лишены противоречий. Помимо этого следует учесть отсутствие единой линии толкования стоических понятий в кругу авторитетных исследований, а также наше собственное «нечистое» сознание.

Лектон уже оброс слоями пониманий, поэтому необходимо иметь в виду, что любая дополнительная интерпретация соприкасается только с поверхностью. В этом месте, когда сама плоть феномена становится недоступна, сложно говорить об истинности или ложности интерпретации, скорее речь может идти о ее продуктивности или непродуктивности. Если

определенное понимание добавляет в контекст уже существующего нечто новое и актуальное - оно продуктивно, если это очередная трансляция уже известного - нет.

Любое понимание - это одновременно и непонимание, в акте понимания всегда добавляется нечто, поэтому настоящее исследование направлено не на воспроизведение оригинала, но его реконструкцию, в смысле «ере-конструкции. Все, что не является оригиналом, является его подделкой, поэтому речь будет идти об очередной «подделке» лектон. При таком подходе, задача исследования сводится к созданию такой интерпретации лектон, которая была бы востребована на рынке современной философской мысли. Следовательно, анализ концепта «лектон» должен быть направлен на поиск его участия в настоящем, на обнаружение в нем тех сюжетов, которые смогут поместить его в диалог со значимыми понятиями современности, такими как «смысл», «симулякр», «имидж».

Следует заранее оговорить еще один момент, касающийся употребления слова «концепт» и связанного с ним понятия «концептуализация». Известно, что термин «концепт» является основным рабочим инструментом когнитивной лингвистики.3 Несмотря на это границы данного термина до конца не определены, его смысловое поле не обладает стабильностью и «существенно варьирует в концепциях разных научных школ и отдельных ученых».43а

'Впервые в отечественной науке термин концепт был употреблен С. А. Аскольдовым-Алексеевым в 1928 г. Ученый определил концепт как «мысленное образование, которое замещает в процессе мысли неопределенное множество предметов, действий, мыслительных функций одного и того же рода (концепты: растение, справедливость,математические концепты)».[Попова Э. Д., Стернин И. А., Когнитивная Лингвистика, 2007. с. 2Г|.

4Попова Э. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика : учебное издание. -М. : ACT : «Восток - Запад», 2007, с. 21

неимением жесткого понятийного ядра, термин «концепт» приобретает свойства чудесной линейки, с постоянно меняющимися единицами измерения.

Не будем вдаваться во все тонкости полемики, существующей в когнитивной лингвистике вокруг этого термина. До сих пор не проведена четкая грань между концептом, понятием, значением и смыслом. В. А. Маслова, указывая на тот факт, что слово «концепт» представляет собой кальку с латинского сопсерШэ «понятие» от глагола «зачинать», акцентирует внимание на нетождественности терминов. Так, понятие, по мнению В. А. Масловой, является более простой единицей - это «совокупность познанных существенных признаков объекта». Концепт считается шире понятия, его объем выходит за рамки мышления в пространство сознания и языка, это «ментальное национально-специфическое образование, планом содержания которого является вся совокупность знаний о данном объекте, а планом выражения -совокупность языковых средств...».5 В. А. Маслова предлагает своеобразную интеллектуальную химеру: концепт есть «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, который сопровождает слово и выражаемое им понятие».6 Ю. С. Степанов полагает, что «концепт» и «понятие» принадлежат к терминологическим словарям разных наук, а А. 17. Бабушкин

■у

«считает термины «концепт» и «понятие» тождественными». В. А. Маслова

«вербализованное понятие, отрефлектированное в категориях культуры» (Фрумкина Р. М.); «оперативная содержательная единица памяти ментального лексикона, концептуальной системы мозга (Нг^уате^аНз), всей картины мира, отраженной в человеческой психике» (Кубрякова Е. С.). [Маслова В. А. Когнитивная лингвистика: учеб. Пособие / В. А. Маслова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Минск : Тетра Системе, 2008, с. 49, с. 47]

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Винюкова, Анна Кареновна, 2014 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

1. Абеляр П. Логика для начинающих // Абеляр П. Теологические трактаты : Пер. с лат. / Вступ. ст. Неретиной С. С. - М. : Прогресс, Гнозис, 1995

2. Августин Аврелий. О троице : в пятнадцати книгах против ариан. / Перевод, вступ. статья и примечания А. А. Тащиана. -Краснодар : Глагол, 2004.

3. Аврелий Марк. Наедине с собой. Размышления / Пер. с греч. С. Роговина. - СПб. : Азбука-Аттику с, 2012.

4. Античные теории языка и стиля / Под. Общ. ред. О. М. Фрейденберг. - Ленинград, ОГИЗ, 1949.

5. Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В. 2-х т. Т. 1 / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. - М; СПб. - «Никея» РХГА, 2009.

6. Антология мировой философии в четырех томах. Т. 1. Философия древности и средневековья. Часть 1. - М. : Издательство социально-экономической литературы «Мысль», 1969.

7. Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья. Т. 1. СПб. : РХГИ, 2001.

8. Аристотель. Метафизика // Сочинения в четырех томах. Т. 1. / Ред. В. Ф. Асмус. - М. : Мысль, 1976

9. Аристотель. О душе / Сочинения в четырех томах. Т. 1. Ред. В. Ф. Асмус. - М. : Мысль, 1976.

10. Боэций. Комментарий к Порфирию //«Утешение философией» и другие трактаты / Отв. Ред. Г. Г. Майоров. - М. : Наука, 1990.

11. Боэций. Против Евтихия и Нестория // Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. / Ред. Г. Г. Майоров. - М. : Наука, 1990.

12. Василий Великий. Творения. Ч. 3. -М. : Паломник, 1993.

13. Горгий. Похвала Елене // Ораторы Греции : пер. с древнегреч. / Сост. и науч. подгот. Текстов М. Гаспарова; вступ. ст. В. Боруховича; коммент. И. Ковалевой и О. Левинской. -М. : Худож. Лит., 1985

14. Григорий Нисский. Опровержеше Евном1я. // Творешя святаго Григор1я Нисскаго. Часть шестая. — М. : Типограф1я В. Готье, 1864.

15. Гуго Сен-Викторский. Семь книг назидательного обучения или Дидаскалион // Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья В 2 т. Т. 1 / Под ред С. С. Неретиной; сост. С. С. Неретиной, Л. В. Бурлака. - Спб. : РХГИ, 2001., Кн.1

16. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М. Л. Гаспарова. - М. : Мысль, 1986.

17. Дионисий Ареопагит. О божественных именах // Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника. — Спб. : Алетейя; Издательство Олега Абышко, 2002.

18. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры // Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания / Ред. В. П. Лега. - М. : Индрик, 2002.

19. Максим Исповедник. Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия // Творения преподобного Максима Исповедника / Перевод, вступ. статья и комментарии А. И. Сидорова. -М. : Мартис, 1993.

20. Максим Исповедник. Главы о богословии и

домостроительстве воплощения Сына Божия // Творения преподобного

160

Максима Исповедника / Перевод, вступ. статья и комментарии А. И. Сидорова. -М. : Мартис, 1993.

21. Оккам У. Избранное / Пер. с лат. А. В. Апполонова и М. А. Гарнцева под общ. ред. А. В. Апполонова. - М. : Едиториал УРСС, 2002.

22. Ориген. О началах. Против Цельса. - Спб. : Библиополис, 2008. - 792с.

23. Платон, Федр / Пер. А. Н. Егунова. М. : Прогресс

24. Платон. Государство // Собрание сочинений в 4 т. Т. 3 / Общ.ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. - М. : Мысль, 1994

25. Платон. Парменид // Собрание сочинений в 4 т. Т. 2 / Общ.ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. -М. : Мысль, 1993

26. Платон. Тимей // Собрание сочинений в 4 т. Т. 3 / Общ.ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. - М. : Мысль, 1994.

27. Плотин. Сочинения / Сост. М. А. Солопова. СПб. : Алетейя,

1995.

28. Прп. Максим Исповедник. Богословско-полемические сочинения / Пер. Д. А. Черноглазова и А. М. Шуфрина, Предисл. и коммент. Г. И. Беневича. - СПб.: РХГА.

29. Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах / Общ.ред. А. Ф.Лосева. Пер. с древнегреч. Т. 2. - М. : Мысль, 1976, -421с.

30. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. / Ред. М. Л. Гаспаров. - М. : Наука, 1977.

31. Сочинения. Плотин в русских переводах. - СПб. : Алетейя; М. : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1995, с. 146.

32. Фома Аквинский. Сумма теологии // Фома Аквинский.

Онтология и теория познания: фрагменты сочинений. -М., 2001.

161

33. Фрагменты ранних греческих философов / Под.ред. А. В. Лебедева. - М. : Наука, 1989

34. Фрагменты ранних стоиков / Пер. и комментарии А. А. Столярова. — М. : «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 1999. - Т. 2. Ч. 1.

35. Фрагменты ранних стоиков / Пер. и комментарии А. А. Столярова. - М. : «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 2002. - Т.

2. Ч. 2.

36. Фрагменты ранних стоиков / Пер. и комментарии А. А. Столярова. - М. : «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина,2010. - Т.

3. Ч. 2.

37. Цицерон. Философские трактаты / Пер. с лаг. М. И. Рижского; отв. Ред. Г. Г. Майоров. - М. : Наука, 1985.

38. Aristotelis. Metaphysica III 4. 430а 20 / Recogn. W. Christ. Lipsiae, 1886.

39. Arnim I. Stoicorum veterum fragmenta. Lipsiae, 1903.

40. Augustini, S. Aurelii. Principia dialectica // Patrologiae cursus completus: Sériés Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris. 1857. T. 32.

41. Hugonis de Sancto Victore. De Studio Legendi / Ed. Ch. Buttimer, Washington: D.C., 1939.

42. Petrus Abaelardus. Logica. Glosses. // Peter Abaelards.

Philosophische Schriften. Bertrage zur Geschichte der Philosophie und theologie des Mittelalters. Texte und Untersuchungen / Hrsg. Von M. Grabmann. T. 21. Munster, 1933.

43. Plato. Le sophiste // Plato. Oeuvres complètes/ Etabli et traduit A. Diès. Т.З. P.3. Paris: LesbellesLettres, 1925.

44.Plotinos. Ennéades VI. Texte établie et traduit par E. Bréhier, Paris, 1936.

Исследования

45. Аверинцев С. Собрание сочинений под ред. Н. П. Аверинцевой и К. Б. Сигова. София - Логос. Словарь. - Киев. : Дух и литера, 2006.

46. Асмус В. Ф. Античная философия : учеб.пособие. Изд. 2-е, доп. М., « Высш. школа», 1976.

47. Бадью А. Истина тел и языков // Кризис сознания : сборник работ по «философии кризиса». -М. : Алгоритм, 2009. - 272 с.

48. Бессонов Б. Герменевтика. История и современность // Гадам ер Х.-Г. Истина и метод : Основы философской герменевтики : Пер. с нем. / Общ. Ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. - М. : Прогресс, 1988.

49. Бибихин В. В. Язык философии . - 3-е изд., стер. - СПб. : Наука, 2007. - 389 с.

50. Богомолов А. С. Античная философия : учебник / А. С. Богомолов. - 2-е изд. -М. : Высш. Шк., 2006.

51. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция [Текст] / - Перевод О. А. Печенкина. - Тула, 2013.

52. Бондарко А. В. Грамматическое значение и смысл. -Ленинград : Наука, 1978.

53. Булгаков С. Кратил Платона // Первообраз и образ : сочинения в двух томах. Т. 2. Философия имени. Икона и иконопочитание. Приложения. / Сост. подр. текста, ввод, заметка И. Б. Роднянской, коммент. Н. К. Бонецкой и И. Б. Роднянской. - Спб. : ООО «ИНАПРЕСС», Москва : Искусство, 1999.

54. Булгаков С. Первообраз и образ : сочинения в двух томах. Т. 1. Свет невечерний. // Подг. Текста, вступ. статья И. Б. Роднянской,

коммент. В. В. Сапова и И. Б. Роднянской. - Спб. : ООО «ИНАПРЕСС», Москва : Искусство, 1999.

55. Бэкон Ф. Новый органон / Антология мировой философии в четырех томах. Т. 2. Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения. Часть 1. - М. : Издательство социально-экономической литературы «Мысль», 1970.

56. Вебер А. из книги Общественный процесс, процесс цивилизации и движение культуры // Кризис сознания : сборник работ по «философии кризиса». -М. : Алгоритм, 2009. - 272 с.

57. Вольский А. Герменевтика поэтического текста // Понимание и существование. Минск: Пропилеи, 2000. С. 125

58. Вольф М. Н. Философский поиск : Гераклит и Парменид. -СПб. : Издательство РХГА, 2012.-382.

59. Выготский Л. С. Мышление и речь / Под ред. В. Колбановского. - Москва 6 Государственное социально-экономическое издательство, 1934.

60. Гадамер Х.-Г. Истина и метод : Основы философской герменевтики : Пер. с нем. / Общ. Ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. - М. : Прогресс, 1988.

61. Гаджикурбанова П. А. Стоическое учение о бестелесном в интерпретации Э. Брейе, А. Ф. Лосева, Ж. Делеза [Электронный ресурс].

62. Гайденко В. П. Об исходных понятиях доктрины Фомы Аквинского // Фома Аквинский. Онтология и теория познания: фрагменты сочинений. -М., 2001.

63. Гиренок Ф. Археография события // Событие и смысл (Синергетический опыт языка). - М., 1999, -279 с.

64. Гордюхин Е.Ф. Стоическая трагедия, или этика мима // Человек. М.: Наука. №, 2010.

65. Грякалов А. А. Письмо и субъективность: опыт В. В. Розанова // Мысль / Ред. Д. Н. Разеев. - Вып. 14. - Спб : СПбГУ, 2013, с. 18 - 24.

66. Гумбольдт В. фон. Лаций и Эллада // Избранные труды по языкознанию : Пер. с нем. / Общ.ред. Г. В. Рамишвили; послесл. А. В. Гулыги и В. А. Звегинцева. - М. : ОАО ИГ «Прогресс», 2000

67. Гуссерль Э. Избранные работы / Сост. В. А. Куренной. - М. : Издательский дом «Территория будущего», 2005.

68. Делёз Ж. Логика смысла / Пер. с фр. Я. И. Свирского. - М. : Академический Проект, 2011.

69. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и реформации. М. - Иерусалим : Университетская книга, 2000. С. 11.

70. Душин О. Э. Проблема имени Бога в христианском неоплатонизме: Дионисий Ареопагит, Ансельм Кентерберийский и русское имяславие // Вестник РХГА СПб. - 2011. Т. 12. Вып. 4.

71. Е. М. Иванов Онтология субъективного. Исправленная и дополненная электронная версия издания: // Иванов Е.М. Онтология субъективного. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2007,

72. Жильсон Э. Дух средневековой философии. / Пер. с французского Г. В. Вдовиной. - М. : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2011.

73. Звегинцев В. А. История языкознания XIX - XX веков в очерках и извлечениях. Часть 1. — М. : Просвещение, 1964.

74. История философии: Запад - Россия - Восток (книга первая: Философия древности и средневековья). 3-е изд. - М. : «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 2000. - 480 с.

75. Карасик В. И. Введение в когнитивную лингвистику, 2004.

76. Кессиди Ф. От мифа к логосу. Становление греческой философии. -СПб. : Алетейя, 2003.

77. Кравец А. С. Теория смысла Ж. Делеза :рго и contra // Логос. -4 (49). -2005.

78. Кравец. А. С. Деятельностная парадигма смысла // Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. 2003. -№ 1.

79. Крысин Л. П. Слово о современных текстах и словарях : Очерки о русской лексике и лексикографии. - М. : Знак, 2008.

80. Курдыбайло Д. С. О понятии символа в библейской экзегезе прп. Максима Исповедника (на материале вопросоответов к Фалассию) // Библеистика и гебраистика. Материалы и исследования, 2014.

81. Курдыбайло Д. С. Ономатология А. Ф. Лосева // Соловьёвские исследования. 2014. Вып. 3(43). - С. 185.

82. Лапатин В. А. Исследование фона: абсурд как средство выражения смысла // Вестник ЛГУ. - № 3. Т. 2. Философия. - С. 39 - 49.

83. Леонтьев А. А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). - М. : Смысл, 2001. - 392 с.

84. Лескин Д. Метафизика слова и имени в русской религиозно-философской мысли. - СПб, 2008.

85. Лосев А. Ф. Имя, избранные работы. - СПб., 1997. - С. 75

86. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика / Худож.-оформ. Б. Ф. Бублик. - Харьков : Фолио; М. : ООО «Издательство АСТ», 2000.

87. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2 кн. Кн. 2 / Худож.-оформитель Б. Ф. Бублик. - Харьков: Фолио; М. : ООО «Издательство АСТ», 2000. - 688с.

88. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. / Худож.-оформ. Б. Ф. Бублик. - Харьков : Фолио; М. : ООО «Издательство ACT», 2000.

89. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии / Сост. А. А. Тахо-Годи. Общ. Ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. -М. : Мысль, 1993.

90. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2 кн. Кн 2 / Худож.-оформитель Б. Ф. Бублик. - Харьков : Фолио; М. : ООО «Издательство ACT», 2000.

91. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм / Худож.-офор. Б. Ф. Бублик. - Харьков : Фолио ; М. : ООО «Издательство ACT», 2000.

92. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм / Худож.-офор. Б. Ф. Бублик. - Харьков : Фолио ; М. : ООО «Издательство ACT», 2000.

93. Лотман Ю. М. Культура и взрыв // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб. : Искусство-СПб,2001.

94. Лурье В.М. История византийской философии. Формативный период. - СПб, 2006.

95. Майоров Г. Г. Судьба и дело Боэция // Боэций. «Утешение фидософией» и другие трактаты / Отв. Ред. Г. Г. Майоров. - М. : Наука, 1990.

96. Макаров А. И. Сновидение и память: проблема образа в античной философии сознания // Мир психологии. - 2008. - № 4. Асмус В. Ф. Античная философия : учеб. пособие. Изд. 2-е, доп. М., « Высш. школа», 1976.

97. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика : учеб.пособие / В. А. Маслова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Минск : Тетра Системс, 2008. - 272 с.

98. Мочалова И. Н. От Ксенократа к Аристотелю: формирование физики как теоретической науки в Академии Платона // Вестник ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Научный журнал. № 3. Т. 2. Философия. -Спб., 2012.

99. Неретина С. С. Абеляр и особенности средневекового философствования // Абеляр П. Тео-логические трактаты : пер.с лат. / Вступ. ст., сост. Неретиной С. С. - М . : Прогресс, Гнозис, 1995. - 413с

100. Новиков А. И. Смысл : семь дихотомических признаков [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://tenete.rinet.ru/rus/ne/novikov_smysl-sem.html

101. Новиков А. И. Смысл как особый способ членения мира в сознании [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.Uing-ran.ru/library/psylingva/sborniki/Book-2000/html_204/l-4.html

102. Осипов В. И. Мировоззрение естествоиспытателей XIX века и философия: Монография / В. И. Осипов. - Архангельск : Поморский университет, 2004. - 654с.

103. Павиленис Р. И. Проблема смысла. Современный логико-философский анализ языка. -М. : Мысль, 1983.

104. Печенкина О. А. Эра тотальной симуляции, или искусственное воскрешение реальности //Симулякры и симуляция [Текст] / - Перевод О. А. Печенкина. - Тула, 2013.

105. Попов П. С., Стяжкин Н. И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения /

106. Попова Э. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика :

учебное издание. - М. : ACT : «Восток - Запад», 2007.

168

107. Потебня А. А. Мысль и язык / А. А. Потебня. - М. : Лабиринт,

2007.

108. Рамишвили В. Г. Вильгельм фон Гумбольдт -основоположник теоретического языкознания // Избранные труды по языкознанию : Пер. с нем. / Общ. ред. Г. В. Рамишвили; послесл. А. В. Гулыги и В. А. Звегинцева. - М. : ОАО ИГ «Прогресс», 2000.

109. Реале Дж, Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность / Дж. Реале, Д. Антисери. - Спб. : Петрополис, 1997.

110. Светлов Р.В., Галанин Р. Б. Мегарский диалог «Теэтет» и платоновские стратегии определения знания // Вестник РХГА. СПб. — 2011. Т. 12. Вып.4.

111. Сериков А. Е. Проблема происхождения смысла и современный генеративизм // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». - 2007. - № 2.

112. Симонова И. Ф. Педагогика имиджа [Электронный ресурс]. -Режим доступа : simmerk.ru./files/lib/page03.htm/

113. Современная западная философия : словарь / Сост. : В. С. Малахов, В. П. Филатов. — М. : Издательство политической литературы, 1991.

114. Степанова A.C. Герменевтический характер диалектики (Платон и Гадамер) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2013. Т. 14. Вып. 3.

115. Степанова А. С. К истолкованию замысла диалога «Федр» Платона // Вестник РХГА. - 2012. Т. 12. Вып. 4.

116. Степанова А. С. Метаморфозы культурных смыслов: об

истории концептов «логос» и «лектон» // Коллективная монография:

Фундаментальные проблемы культурологии. Теория и методология

169

современной культурологии. Т. V. М. - СПб. : Новый хронограф - Эйдос, 2010.

117. Степанова А. С. Философия Стой как проект античного романтизма. Сравнительное исследование. Saarbrücken: Lambert, 2011 С. 89 со ссылкой на: Шлегель Фр. Трансцендентальная философия // Эстетика. Философия. Риторика. М. : Искусство, 1983. С. 434-435

118. Степанова А. С. Философия Стой как феномен эллинистическо-римской культуры. - Спб. : Петрополис, 2012, - с. 400.

119. Столяров А. А. Стоя и стоицизм / А. А. Столяров. - М. : АО «КамиГруп», 1995.-448 с.

120. Тальберг Н. Д. История христианской церкви. - М., 2000.

121. Тищенко П. «Смерть: Событие и Смысл (наброски)»// Событие и смысл (Синергетический опыт языка). - М., 1999,

122. Ткаченко И. Г. Корреляция понятий значение - смысл -концепт [Текст] // Актуальные вопросы филологических наук :материалы междунар. науч. конф. - Чита : Издательство «Молодой ученый», 2011. -С. 131-134.

123. Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества. Том 2. Первые философы / Пер. с англ. В. М. Закладной и С. Д. Комарова, общ. ред. А. Ф. Лосева. - М. : Издательство иностранной литературы, 1959.

124. Трофимовой Н. А. «Мозаика смысла: элементы и операторы их порождения» / Н. А. Трофимова. - СПбИВЭСЭП, 2010.

125. Троцкий И. Проблемы языка в античной науке // Античные теории языка и стиля / Под. Общ.ред. О. М. Фрейденберг. - Ленинград, ОГИЗ, 1949.

126. Трубецкой С. Н. Учение о логосЪ въ его исторш / Философско-историческое изследоваше. Томъ первый. - Москва. : Типограф ¡я Г. Лисснера и А. Гешеля, 1900.

127. Тхагапсоев X. Г. Кавказская культура. Особенности генезиса и тенденции развития. - СПб. : Астерион, 2008.

128. Флоренский П. А. Наброски и материалы // Философия культа (опыт православной антроподицеи). - М., 2004.

129. Флоренский П. А., священник / Сочинения в 4т. Т.З (2) - М. : Мысль, 2000.

130. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник: пер. с англ. и нем. / общ.ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вступ. ст. Д. А. Леонтьева. - М. : Прогресс, 1990.

131. Фреге Г. Логические исследования// Логико-философские труды/ Готлоб Фреге; пер. с англ, нем., франц., В. А. Суровцева. -Новосибирск : Сиб. Унив. Изд-во, 2008

132. Фрейденберг О. М. Античные теории языка и стиля / Сборник под общ.ред. Фрейденберг О. М. - Ленинград, ОГИЗ, 1936.

133. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Пер. с. Фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой. Вступ. ст. Н. С. Автономовой. -СПб., А-саё, 1994.

134. Хайдеггер Мартин. Гераклит / Пер. с немецкого А. П. Шурбелева. - Спб. : Владимир Даль, 2011

135. Целлер Э. Очерк истории греческой философии / Под.ред. Ф. Лорцинга, пер. с нем. С. Л. Франка. - СПб. : Алетейя, 1996.

136. Шагалова Е. Н. Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века : ок 1500 слов / Е. Н. Шагалова. - М. : Астрель, 2011.

137. Boeri Marcelo D. The Stoics on bodies and incorporeals // The review of metaphysics. A philosophical quarterly, June 2001. Vol. LIV, N. 4. 989 p.

138. Bréhier E. La Théorie des incorporels dans l'ancien stoïcisme // Bréhier E. Études de philosophie antique. P., 1970.

139. Lexicon Gregorianum. Worterbuch zu den Schriften Gregors von Nyssa. Band VI / Bearb. v. F. Mann u. V. H. Drecoll. - Leiden, Boston: Brill, 2007.

140. Pearson A. C. The fragments of Zeno and Kleanthes. London: C. J. Clay and Sons, 1981.

141. Pohlenz M. Die Stoa. Göttingen : Vandenhoek, 1959.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.