Антонио Мария Валенсия (1902-1952) - колумбийский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Чижова, Татьяна Ивановна

  • Чижова, Татьяна Ивановна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 202
Чижова, Татьяна Ивановна. Антонио Мария Валенсия (1902-1952) - колумбийский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2008. 202 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Антонио Мария Валенсия (1902-1952) - колумбийский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель»

Антонио Мария Валенсия>(1902-1952) занимает одно из центральных мест в истории музыкальной культуры Колумбии первой половины XX века. Творческий путь Валенсии - это путь создания национального искусства на основе взаимодействия музыки Колумбии с европейскими музыкальными традициями. Его творчество с полным правом можно сравнить с наследием таких композиторов, как К. Чавес (Мексика), Э. Вила-Лобос (Бразилия), А. Хинастера (Аргентина).

Приступая к исследованию жизни и творчества. А.М:Валенсии, изучая существующие материалы о композиторе, приходится констатировать, что они не дают полной картины его личности и деятельности. Литература о композиторе на испанском, языке ограничена двумя работами. Первое исследование было предпринято. А.Пардо Тобаром (1911-1972), известным музыковедом' и музыкальным^ критиком,, основоположником музыковедения в Колумбии. Его труд «Музыкальная культура Колумбии», результат многолетних исследований, до сих пор считается' фундаментальным в данной1 области. А.Пардо> Тобар был учеником Антонио Марии Валенсии, а со. временем стал его близким другом1 и-соратником. В. его-работе «Антонио Мария Валенсия, полный-образ артиста» [80] наиболее важным-является стремление дать краткую характеристику не только творчества, но и музыкально-просветительской деятельности композитора. В частности, достаточно подробно рассматривается- работа А.М.Валенсии «Краткие заметки о музыкальном образовании в Колумбии» [96]. Несмотря на небольшой объем - всего 40 страниц - исследование А.Пардо Тобара является ценным источником для дальнейших музыковедческих изысканий.

Вторым исследованием, посвященным .А.М.Валенсии, является двухтомный труд, принадлежащий перу Марио Гомеса-Виньеса, одного из ведущих в современной Колумбии композиторов, музыковедов и педагогов.1 В работе М.Гомеса-Виньеса «Жизнь и творчество А.М.Валенсии» [60] подробно освещается творческий путь композитора, содержится обширный документальный материал, приводится краткая характеристика произведений, а также восстановленная и уточненная ученым хронология творческого процесса. Во втором томе исследования опубликованы все произведения А.М.Валенсии под редакцией М.Гомеса-Виньеса, за исключением сарсуэлы «En Virlandia» («В ирландия») и обработок произведений других композиторов. Этот научный труд был удостоен американской премии «Роберт Стивенсон» в /области музыкознания (CIDEM - О.Е.А., Washington; 1993), памятных медалей Института искусств города Кали (1994) и мэрии Кали (1994).

Имя Антонио Марии Валенсии практически неизвестно в России* его музыка здесь не исполняется. Работы, специально посвященные А.М.Валенсии, отсутствуют в русском музыкознании, хотя его творчество упоминается в историческом очерке П. А. Струйского «Национальная музыкальная культура» [20].

Настоящая! диссертация задумана как комплексное исследование жизненного и творческого пути А.М.Валенсии. Поэтому одной из ее задач было установление периодизации творчества композитора,, в; рамках

1 М. Гомес-Виньес родился в 1936 году в Сантьяго де Чили (Чили), с I960 года живет и работает в Колумбии. -Является автором многих инструментальных произведений, среди которых «Фантазия и фуга» для ф-но (1963), Concerto Grosso для струнного оркестра (1965), «Симфонические метаморфозы» (1968), Кантата Breve «Эпизод и Элегия» для смешанного хора a cappella (1970), «Шесть шестых на шесть» для гитары (1976), Концерт для клавесина, гитары и струнного оркестра (1992). Один из ведущих музыкальных критиков и публицистов (более 150 статей и рецензий), преподаватель гармонии, анализа и истории музыки в ведущих университетах Колумбии. С 1981 по 1986 год работал директором консерватории им. А.М.Валенсии в Кали. которой рассматриваются жизненные аспекты и характеризуются различные стороны его творческой и организаторской деятельности. Сама многосоставная сущность культуры континента дает возможность латиноамериканцу ощущать себя наследником огромного количества самобытных этнокультурных и музыкальных традиций. Именно это чувство творческой свободы позволяет Валенсии естественно обращаться к художественным явлениям различных уровней - индейскому фольклору, к отдаленным эпохам в истории мировой музыкальной культуры, к традициям и к современным течениям европейской музыки. В диалоге с этими явлениями А.М.Валенсия опередил многих соотечественников. В частности, его обращение к жанрам духовной музыки, интерес к искусству хоровой полифонии, к строгому стилю можно объяснить его способностью «предслышать» новую тенденцию - тенденцию* осмысления европейских ренессансных традиций, внимание к которым в музыке Латинской Америки определится только в 60-х годах XX века (имеется в виду возрождение музыкальных жанров католической литургии и, прежде всего католической мессы в творчестве латиноамериканских композиторов).

С разной степенью подробности в диссертации, исследуются произведения А.М.Валенсии, в зависимости от того, чем показательны они для его творчества или мировоззрения, от их исторического значения. А.М.Валенсия считал композиторскую» деятельность наиболее важным делом своей жизни. Его творческие устремления были направлены на создание национальной композиторской школы. Среди его учеников известные колумбийские композиторы, такие как С.В.Льянос, А.Р.Сьерра, Л.К.Фигероа. На первом месте стоят Л.К.Эспиноса, музыка которого отличается особой тонкостью письма и поэтичностью, и А.П.Тобар, значение деятельности которого в исследовании музыкального фольклора Колумбии трудно переоценить. Однако современники ставили на первое место исполнительское искусство Валенсии. Поэтому в диссертации также уделено значительное внимание пианизму А.М.Валенсии. Ввиду отсутствия записей исполнительская деятельность А.М.Валенсии была рассмотрена только по отражениям этой игры в различных источниках. Прежде всего, это критические статьи, хроника, письма, в том числе и письма А.М.Валенсии к матери.

Архив композитора в настоящее время находится в консерватории им. А.М.Валенсии Института искусств города Кали. Он был приобретен в 1969 году у матери композитора представителями региональных властей департамента дель-Валье для создания музея композитора в Кали. Но эта идея, к сожалению, не получила дальнейшего развития. Архив содержит личную нотную библиотеку; рукописи, черновики и наброски произведений; копии рукописей, сделанные неизвестными лицами, и фотокопии рукописей; грамоты и награды, полученные Валенсией в различные годы. Консерватории были переданы и некоторые личные вещи Валенсии, в том числе рояль Эрар, подаренный композитору его дедом.

Значительную часть архива составляет эпистолярное наследие Валенсии, содержащее важнейший фактологический материал. Письма, в основном относящиеся к периоду обучения во Франции (около 450-ти страниц) и адресованные матери композитора, дают возможность проследить изо дня в день за его пребыванием в Париже. В них освещены многие аспекты жизни композитора, содержатся данные о его концертной деятельности, о замыслах произведений. К сожалению, неизвестными лицами (по-видимому, в целях завладения почтовыми марками и печатями) были вырезаны целые куски текстов некоторых писем.

В архиве хранятся статьи Валенсии, опубликованные в различных газетах и журналах. Здесь же находятся документы, по которым можно судить о музыкально-общественной деятельности композитора: деловые письма, распоряжения, проекты уставов калийской консерватории. В архиве собраны материалы, связанные с концертной деятельностью

Валенсии - телеграммы, интервью, программы сольных концертов, и, также, большое количество рецензий (в том числе из Франции), статей о концертной и педагогической деятельности композитора. Они дошли до нас в виде вырезок из газет, которые собирались в течение многих лет матерью композитора, его родными. Поэтому почти везде отсутствует дата и название печатного органа. Ценными документами эпохи являются фотографии и рисунки, собранные в архиве.

В 1952 году Общество Усовершенствования социальных условий жизни населения города Кали (Sociedad de Mejoras publicas) и Академия Истории дель-Валье (Academia de Historia del Valle) выступили инициаторами интересного и важного проекта. Он предполагал полное издание сочинений Валенсии. По чисто бюрократическим причинам этот проект не был осуществлен. Известно, что часть своих рукописей Валенсия распределил по четырем тетрадям. По предложению М. Гомеса-Виньеса-они были обозначены литерами: тетрадь А содержит вокальные сочинения, тетрадь В - камерную музыку, тетрадь С - духовную и светскую хоровую музыку и тетрадь D - сочинения для фортепиано. В отдельной тетради, не обозначенной буквой, находятся 12 народных мелодий (в том числе народные мелодии Перу и Эквадора), записанных Валенсией в 1935 году, во время работы над вокальным циклом «Индейские песни».

В архиве композитора сохранилась копия, переложения для фортепиано сарсуэлы «Вирландия», написанной композитором в 1919 году. Неизвестно, кем было сделано это переложение; сама же рукопись утеряна.

Примерно к 1937 году, по мнению М. Гомеса-Виньеса, относятся наброски двух произведений для арфы и симфонического оркестра: Концерт B-dur (сохранилось четыре такта партитуры) и «Вступление и danza» A-dur (сохранился сорок один такт партитуры). К этому периоду относятся и черновые наброски Эклоги e-moll для фортепиано и оркестра.

Эти произведения остались незавершенными, их черновики находятся в архиве.

Гомес-Виньес также взял на себя работу по восстановлению некоторых произведений, используя черновики или сохранившееся инструментальные партии. Так по черновикам были восстановлены: «Рыбак» для смешанного хора, «Мазурка», «Облако» и «Элегия» для фортепиано, «Патриотическая песня» для голоса и фортепиано. По сохранившимся партиям флейты, кларнета, трубы и скрипки была восстановлена партия фортепиано в «Интермеццо» №1. Gloria и Credo из Большой Мессы для мужского хора, солистов*, и органа воссозданы по сохранившимся фрагментам. Также по сохранившимся фрагментам инструментальных партий восстановлена пьеса «Гавот и гайта» для« камерного оркестра. По сохранившейся скрипичной партии «Колумбийского танца» восстановлена партия фортепиано.

Валенсия в своем творчестве часто возвращался ^ уже завершенным произведениям. Чаще всего он редактировал нотный материал, иногда уточнял темпы и характер произведения. Поэтому почти все' сохранившиеся сочинения имеют одну или две авторские копии. На основе имеющихся сведений М. Гомес-Виньес составил каталог произведений Валенсии, включив в него установленные даты и опусные номера.

Автором- диссертации были сделаны попытки собрать сведения о А.М:Валенсии у лиц, близко знавших композитора. Интересные факты, дополняющие сведения из других источников, были приведены его учеником, Луисом Карлосом Фигероа. г Валенсия не был композитором-экспериментатором, одним из тех, кто привнес в музыкальное мышление черты новой композиторской техники. Его новаторство заключается в самой сущности его творчества, которое позволило расширить понимание колумбийского национального начала в музыке. Для того чтобы исследовать эволюцию композиторского стиля, необходимо изучить не только закономерности развития музыкальной культуры страны в определенную эпоху, но и то, что послужило почвой, на которой выросли произведения этого композитора. Поэтому представляется важной попытка исследования проблемы национального своеобразия музыки А.М.Валенсии в ее связях с музыкальным фольклором Колумбии.

Такое исследование представляет собой значительные трудности. Несмотря на то, что в русской музыковедческой латиноамериканистике существуют обширные исследования по фольклору (труды П.А.Пичугина, В.Доценко, В.Б.Земскова, В.Д.Конен, В.Кутейщикова), в которых собран достаточно большой фактологический материал, характеристики и описания фольклорной музыки Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Кубы, Мексики, Чили, Эквадора - Колумбия остается «белым» пятном. На-русском языке о музыкальном фольклоре Колумбии изданы уже упомянутый исторический очерк П.А.Струйского, опубликованный в сборнике «Культура Колумбии» [20] и неполный перевод исследования «История музыки в Колумбии» известного колумбийского музыковеда и историка Х.И.Пердомо Эскобара, опубликованный в 1983 году в сборнике «Музыка стран Латинской Америки» [22]. В работе П.А.Струйского дана краткая характеристика музыкального фольклора индейцев, основных жанров народной креольской музыки, а также краткая история профессионального творчества Колумбии XVI-XIX веков и описание современной музыкальной жизни страны.

В самой Колумбии интерес к изучению фольклора начал проявляться в конце XIX века, как следствие и, одновременно, как основа роста национальной композиторской' школы. Первым обратился к характеристике фольклора композитор Хуан Кристосомо Осорио-и-Рикаурте (1836-1887), который опубликовал в 1879 году небольшой, но весьма ценный очерк [78]. В XX веке появляются новые исследования в области колумбийского музыкального фольклора, принадлежащие Э.-де-Лима [51], Ф.-де-Игуалада [62], А.Пардо Тобару [80-83], Д.Самудио [100], Х.И. Пердомо Эскобару [84-86], С. Фрейдман [58-59], Г. Абадии [34-38] и другим авторам2. Впервые открылось удивительное многообразие национального фольклора, была показана необходимость сохранения и изучения народных музыкальных традиций. Это послужило своеобразным о толчком к созданию центров изучения фольклора , открытию кафедр по изучению народной музыки в высших учебных заведениях, появлению новых публикаций. Но,.несмотря на важную роль, которую сыграли эти работы в развитии музыкознания в Колумбии, нельзя не отметить и присущие им недостатки. Речь идет об использовании вторичных источников при почти полном отсутствии фольклорных экспедиций, об устаревших методах анализа, критериев и подходов, когда исследование ограничивается только сбором и описанием данных, без теоретических выводов.

Существенную роль в развитии музыковедения'и этномузыкологии в. Колумбии сыграли появившиеся в начале 1960-х годов исследования, в-, области общественных наук (антропологии, социологии, лингвистики), в» комплексной' проблематике которых затрагивались как индейская, так и афро-колумбийская музыкальные культуры. В этом случае собираются не отдельные образцы музыкального фольклора, а изучается культурная-традиция- во всей ее многоаспектности. Примером таких исследований

2 В.одной из программ к концерту (22 января 1930 года, Попайан), где прозвучала «Чиримия и бамбуко сотареньо» А.М.Валенсия указывает, что народные мелодии и ритмы, которые он использовал в этом произведении, были записаны Франсиском Диагой у индейцев Новирао и Сотара. Ф.Диаго (1867-1945), уроженец города Попайана, был адвокатом и поэтом. Это свидетельствует о том, что интерес к фольклору проявляли не только профессиональные музыканты.

3 Цетр изучения музыки и фольклора (CEDEFIM) при Национальной консерватории, Богота, 1959 г., Народный институт культуры (PC), Кали, 1947 г., Народная школа искусств (ЕРА), Медельин, 1969 г., ICBA, Тунха, 1975 г., и др. являются работы Б.Льепеса [99] и С.И.Кармона Майя [48] об индейских культурах гуахибо4 и куна5.

Первые контакты между национальными музыковедами, фольклористами и антропологами в плане изучения народной музыкальной культуры наметились уже в конце XIX века, но, по мнению музыковеда, профессора-: колумбийского Национального университета К.Миньяна Бласко, говорить о ■ существовании в Колумбии этномузыклогии как науки еще рано [73;. 14-18]. Тем не менее, ученый называет ряд работ как иностранных,, так и: национальных музыковедов, все более приближающихся^ к должному научному уровню. Это исследования Д.Коорна [63, 64], Г. Листа [66, 67], Э.Бермудеса [41, 42, 45] и других авторов: Монография Дика Коорна (PhD, университет Индиана, штат Вашингтон) «Музыка" древних Анд» [63] была опубликована в 1977 году в США. Работа основана5, на! результатах фольклорных экспедиций: в Колумбии, в областях Белее, Гуавата, Барбоса, Боливар и Сантандер и посвящена^ распространенным в, этих регионах , песенно-танцевальным жанрам гвабины и торбелино. Монография Георга Листа (1983 г., университет Индиана, Блюмингтон) была переведена на испанский язык и опубликована в Колумбии в 1994 году под названием «Поэзия и музыка одного; колумбийского города» [67]. В исследовании Листа на примере музыкальных традиций! небольшого' населенного- пункта на. северном: побережье1 Колумбии (Эвитар) рассматриваются v важнейшие,, до некоторой-степени определяющие, проблемы изучения колумбийского фольклора: какая из трех составных культур (испанская^ индейская, африканская)1 обладает большей способностью к «самовыживанию»* и до какой степени превалирующая культура способна выдержать присутствие других

4 Индейцы племени гуахибо (Gwah Хи—boh) живут в бассейне реки Амазонки.

5 Индейцы племени куна (кипа) живут в пограничных районах с Панамой. Отличаются крайним консерватизмом, бережно сохраняют архаичные социально-культурные традиции. традиций. Огромный интерес представляет научно-исследовательская деятельность профессора колумбийского Национального университета Эгберта Бермудеса. В своих первых работах он высказывает критические взгляды на состояние музыковедения в Колумбии. В последующих публикациях он предлагает новые,- более современные пути изучения: народных традиций: Его. интересуют различные: вопросы и направления, такие как музыкальная, культура колониальной эпохи, происхождение креольского фольклора, этнические культуры (афроколумбийские; индейские) [41-43].

К сожалению, необходимо признать,., что в настоящее время- в Колумбии нет самостоятельной^ комплексной программы, в которой сочетались бы научно-теоретическое, исполнительское и педагогическое направления; в области этномузыкологии. Требуется гораздо больше глубоких профессиональных исследований- - как локальных,, так и региональных. Остро стоит проблема, связанная с необходимостью! издания собранных материалов, введения их в научный обиход,.и шире - в культурное; пространство:, концертную? практику, просветительские и учебные программы,, предназначенные для; разных уровней образования, так как национальные учебные заведения пока, не имеют возможности готовить специалистов; деятельность, которых связана с изучением, освоением и-сохранением народной музыкальной культуры.

В связи! с; изложенным выше,. следует отметить, что недостаточная; изученность* самих фольклорных материалов не позволяет на современном этапе со всей полнотой осветить вопрос о фольклорных истоках музыки А.М.Валенсии; В настоящей работе предпринята попытка постановки этой важнейшей- проблемы - проблемы, которая, безусловно, требует дальнейшего изучения.

Объективная оценка вклада-А.М.Валенсии в развитие музыкальной культуры Колумбии невозможна без освещения целого комплекса вопросов социокультурного характера. История их изучения корнями уходит в XIX век. Важнейшую роль в этом процессе сыграли культурологические труды известных писателей и публицистов, преподавателей кафедры истории Национального университета в Боготе Х.М.Сампера (1828-1888) и Х.М.Вергары-и-Вергары (1831-1872). «Размышления о политических революциях и социальных условиях испано-американских республик» Х.М.Сампера [91] были опубликованы в Париже в 1861 году. В 1867 году Х.М.Вергара-и-Вергара публикует в Боготе «Историю литературы в Новой Гранаде» [98]. В «Размышлениях.» автор впервые поднимает вопрос о возникновении и путях развития новой нации, состоящей из трех рас: испанской, индейской и африканской, показывает важность их смешения, «местизации»6 в процессе формирования новой культуры, особо отмечает большую роль африканских традиций в формировании нации. Вергара-и-Вергара в «Истории литературы в Новой Гранаде» ясно демонстрирует проблему существования в колумбийском обществе двух культур: элитарной' и «популярной», народной. Ученый делает акцент на неразрывной связи устных народно-поэтических традиций с музыкой и, танцем, впервые приводит характеристику музыкальных традиций различных регионов Колумбии. Конечные выводы этих работ, вопросы, поставленные в них (связанные с определением музыкальной культуры как одной из национальных характеристик), а также высказанные в них идеологические позиции (демократичная*- у Сампера и «элитарная» у Вергары) послужили основой развития национальной гуманитарной науки, в том числе и национального музыковедения:

Последующие публикации Х.К.Осорио-и-Рикаурте (1879), С.Сифуэнтеса (1916) и А.Мартинеса Монтольи (1932) [78, 93, 74], собранные в них биографические данные о национальных композиторах и

6 Местизация - этноисторический термин, означающий смешение, скрещивание. музыкантах составили важный источник информации для Х.И.Пердомо Эскобара во время работы над монографией «История музыки в Колумбии», опубликованной в 1938 году [85]. Фундаментальное исследование Пердомо Эскобара состоит из 27 глав, в которых представлена широкая историческая панорама развития музыкальной культуры, в- Колумбии: от описания древнеиндейских музыкальных культур, которые развивались, на территории Колумбии до прихода испанцев, и до конца XIX века. Известный-колумбийский поэт, публицист и музыкальный' критик Отто-де-Грейф в статье «Музыкальные комментарии», опубликованной в столичной газете «Время» в 1950 году, писал о труде Пердомо Эскобара: «. Это больше, чем история. С точки зрения музыковедения, это хроника нашей музыкальной жизни. Очень важной является, проведенная1 автором работа с архивными источниками, позволяющая приблизиться к еще неисследованным истокам нашей культуры, какими являются эпоха колонии и начало построения республики». Bi монографии Пердомо Эскобара, впервые в, музыковедческой литературе, А.М.Валенсии посвящена отдельная глава в разделе «Композиторы конца XIX века», где автор с небольшими сокращениями воспроизводит первую (биографическую) часть очерка А.Пардо Тобара «Антонио' Мария Валенсия, полный образ, артиста». Несмотря на заслуги исследователя, его монографии, присущи серьезные недостатки. В целом она носит популярный характер. Пердомо Эскобар не ставил своей задачей'анализ проблематики творческого пути композитора. Это имеет отношение не только к Валенсии, но и к другим музыкальным деятелям, о которых говорится, в еп> монографии. Однако перечисление интересных и малоизвестных фактов- из жизни композиторов,- не может заменить монографического исследования, для создания которого в

Колумбии еще не сложились предпосылки. Несмотря на изыскания Курта

7 8

Ланге о творчестве Г.Урибе Ольгина , опубликованные в четвертом выпуске «Бюллетеня латиноамериканской музыки» за 1938 год, первая монография колумбийского музыковеда Элианы Дуке о композиторской деятельности того же Г.Урибе Ольгина была издана только в 1980 году [53]. Заметим, что и М.Гомес-Виньес приступил к исследованию «Жизнь и творчество А.М.Валенсии» в 1985 году.

Как уже было сказано выше, основателем национального музыковедения как науки считается А.Пардо Тобар (см.стр.1). Труд Пардо Тобара «Музыкальная культура Колумбии» [81] кардинально отличается от предшествующих изысканий. Главная заслуга автора состоит в том, что он смог придать музыковедческому исследованию новый ракурс, обращаясь к тщательному изучению-и анализу первоисточников, как музыкальных, так и документальных, тогда как предшествующие работы носили историко-описательный характер. Организатор' Центра исследований фольклора и музыки. (GEDEFIM), руководитель фольклорных экспедиций, Пардо Тобар много времени уделял изучению народных музыкальных традиций. После 60-х годов, он расширяет поле исследовательской деятельности, начинает работать над темами из области музыкальной социологии [82, 83], предлагает различные стратегии, которые помогли бы формированию специалистов1 в области музыковедения; в том числе, выдвигает проблемы создания музыкально-образовательных учереждений высокого уровня для подготовки музыковедов, исследователей, критиков. В- этом отношении

7 Курт Ланге (1903-1997) - уругвайский музыковед, основоположник теории «музыкального американизма», объединяющего творческие силы Южной, Центральной и Северной Америки, автор многочисленных исследований латиноамериканской музыки (около 256 работ). Один из первых музыкальных деятелей, который начал пропагандировать в Латинской Америке . современные методы и концепции исследования в музыкознании.

8Гильермо Урибе Ольгин (1880-1971) - композитор и педагог, директор Национальной консерватории (1910-1935), один из наиболее влиятельных колумбийских музыкальных деятелей начала XX века.

Пардо Тобар является продолжателем идей своего учителя -А.М.Валенсии, который в 1932 году, в «Кратких заметках о музыкальном образовании в Колумбии» [96] говорил о необходимости изучения национальной музыкальной культуры.

Удивительным образом один из самых выдающихся композиторов Колумбии, занимающий центральное место в истории музыкальной культуры страны, взгляды которого могли помочь в решении многих вопросов национального музыкального образования, остался почти без внимания музыковедов: Помимо очерка А.Пардо Тобара- имя А.М.Валенсии появляется на страницах работ современных музыковедов, но всегда в определенном контексте. Например, в недавно опубликованной^ монографии Э.Бермудеса «Национальный университет и музыкальные исследования в Колумбии: три момента» [43], ясно излагаются причины сложных отношений композитора с Урибе Ольгиным, основателем и ректором Национальной консерватории. В статьях и очерках других авторов дается только биографическая справка.

На основании обзора проблематики существующих исследований можно сделать вывод о том, что до настоящего' времени целый ряд важнейших вопросов, связанных с творческой4 деятельностью А.М.Валенсии, либо изучен в недостаточной степени, либо остался вообще вне поля; зрения-исследователей. Так, недостаточно «ясным представляется, осмысление эволюции стиля А.М.Валенсии, характер преломления, им национальных традиций, его отношение к колумбийскому фольклору. Отсутствует подробная характеристика вершинного в творчестве композитора позднего периода.

Многосторонняя творческая жизнь А.М.Валенсии не может быть плодотворно освещена без исследования его музыкально-общественной деятельности, его эстетических взглядов и условий его формирования как художника.

Научная новизна и практическая значимость. Научное значение и новизна настоящей работы состоят в том, что в ней впервые представлено комплексное исследование жизни и творчества крупнейшего колумбийского композитора XX века А.М.Валенсии, дана научнообоснованная периодизация творчества. Обозначена своеобразная динамика творческой эволюции композитора, обусловленная общим контекстом культурного развития колумбийского общества. Творчество Валенсии исследуется в аспекте взаимоотношения колумбийских и европейских музыкальных традиций. Автором предпринята попытка рассмотреть музыкально-созидательную деятельность Валенсии на, общем фоне музыкальной жизни Колумбии. В ходе предложенного исследования появилась возможность поставить ряд вопросов: о предвосхищении Валенсией некоторых тенденций латиноамериканского композиторского творчества конца XX века, о перспективности фольклорных изысканий композитора.

Данная работа может послужить основанием для дальнейших исследований. Положения и выводьг диссертации могут быть использованы в вузовских учебных курсах истории музыки.

Актуальность темы. Антонио Мария Валенсия является ключевой^ фигурой в истории развития колумбийской профессиональной музыки, его творчество представляет ярчайший, пример своеобразия': колумбийской* музыкальной культуры, в основе которой лежит уникальный синтез трех древнейших традиций. Мировое сообщество не так, давно отметило пятисотлетие открытия Латинской Америки, события, которое стало одним из поворотных моментов в истории мировой' культуры. В Латинской Америке смешалось множество рас, языков и народных традиций. Процесс взаимовлияния и взаимообогащения древнеиндейской, европейской и африканской культур заслуживает особого внимания исследователей.

Актуальность темы диссертации определяется мировоззренческим характером проблемы национального в музыке. С этой точки зрения творчество А.М.Валенсии сыграло огромную роль в формировании национальной композиторской школы. Данная работа дает объективную оценку многосторонней творческой и организаторской деятельности А.М.Валенсии; деятельности, которая является существенным вкладом в латиноамериканскую и мировую музыкальную культуру.

Изучение культурных процессов в странах Латинской Америки сквозь призму творчества наиболее крупных художников особенно актуально на современном этапе развития общества. В эпоху глобализации мир становится все более единым, вырабатываются общие ценности, ищутся оптимальные соотношения между национальным и универсальным.

Основной целью диссертации стало исследование творческого пути А.М.Валенсии и оценка значения его- наследия в колумбийской музыкальной культуре XX века. Для этого, как представляется, необходимо поставить следующие задачи: охарактеризовать условия формирования А.М.Валенсии как художника; проследить основные этапы эволюции его творчества; охарактеризовать основные жанры и проанализировать важнейшие произведения А.М.Валенсии; исследовать эстетические взгляды композитора; показать его организаторскую и музыкально-общественную деятельность.

Более частные задачи автор видит в создании краткой 1 характеристики народного колумбийского музыкального творчества и описании основных тенденций развития профессиональной музыки в Колумбии. Понимая, что осмысление, хотя бы и относительно полное, всего пласта музыкального фольклора - задача предельно трудная, автор рассматривает только те жанры, которые сыграли определенную роль в t творчестве композитора.

Источниковедческой базой исследования послужили: архив А.М.Валенсии в городе Кали, Колумбия;

- материалы периодики, документальные фильмы, записи, конференций;

- сбор данных осуществлялся также в библиотеках: Biblioteca Luis Angel Arango, Banco de la Republica, Bogota, Colombia; Biblioteca de la Universidad del Valle, Cali, Colombia; Biblioteca Departamental, Cali, Colombia; Biblioteca, Alvaro Ramirez Sierra, Instituto Departamental de Bellas Artes; библиотека Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова; Российская национальная, библиотека, Ленинградская, областная универсальная научная библиотека.

Методология исследования связана с комплексным подходом к изучению творчества композитора. В разработке темы основополагающее значение имели: v

- музыковедческая литература (работы М.Гомеса-Виньеса, А.Пардо Тобара, Э.Бермудеса, Миньяна Бласко, Г.Листа, П.Эскобара, Р.Стевенсона, М.Друскина, Г.Филенко, Ю.Крейна, П.Пичугина и других авторов);

- труды по философии и истории (В.Земсков, Д.Федосов, С.Семенов, А.Мельников, Е.Амелина и другие ученые);

- труды российских и зарубежных ученых по истории музыкальной культуры Колумбии; исследования колумбийских, российских и зарубежных ученых, посвященных истории Колумбии; исследования колумбийских музыковедов, связанные с музыкальным фольклором Колумбии; работы российских музыковедов и ученых, освещающих проблематику развития национальных школ.

Структура диссертации. Представленная к защите работа состоит из Введения, трех Глав и Заключения. Первая глава отражает в общем плане историческую панораму развития колумбийской музыкальной культуры и краткую характеристику национального музыкального фольклора. В двух последующих главах исследуются- жизненный путь и творческое наследие композитора. Работа включает приложения: библиографию, примечания, нотные примеры.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Чижова, Татьяна Ивановна

Заключение.

XX век в истории латиноамериканской музыки - это время бурного развития профессионального композиторского творчества, направленного на создание национального искусства.

Антонио Мария Валенсия является одной из самых ярких фигур в музыкальной культуре Колумбии первой половины XX века. Его творчество принадлежит к самым значительным страницам колумбийской, музыки, а просветительская и организаторская деятельность сыграла важнейшую роль в становлении системы' музыкального образования не только на родине, но и в других странах Латинской Америки.

Чем многообразнее деятельность художника, тем сложнее бывает оценить ее отдельные стороны. В своих произведениях Валенсия сознательно и целенаправленно обращался к фольклорному материалу. Музыка Валенсии - это ярчайший образец национального композиторского стиля. Любое из его сочинений отличается органичностью синтеза композиторского и фольклорного, который становится индивидуальным стилем автора.

В то же время, техника работы с фольклорным материалом, изменения стилистики и метода тесно связано с эволюцией идейно-образного содержания творчества. Композиторский стиль Валенсии сформировался на основе городской песенно-танцевальной и инструментальной музыки, как части народного творчества, но не ограничился сферой музыки «popular». В процессе его становления существенную роль сыграла огромная внутренняя работа композитора, направленная на осмысление индейского и негритянского музыкального фольклора Колумбии, открытие и восприятие древних пластов народного искусства. Но речь идет не только о национальном фольклоре, но и о народных традициях других стран - Боливии, Эквадора, Перу. В то же время, освоение направлений западноевропейской музыки - полифонии строгого стиля и барокко, позднеромантических и импрессионистских традиций - способствовало поиску собственных средств музыкального выражения. Думается, что сама сущность латиноамериканской культуры, сформировавшейся в результате взаимодействия нескольких культур, определила абсолютно естественное и гармоничное взаимопроникновение различных тенденций в творчестве композитора.

Для А.М.Валенсии оказались чрезвычайно важными все сферы деятельности: композиторская, педагогическая, исполнительская, организаторская. Трудно представить себе, что это все делал один человек!

Валенсия не был теоретиком музыкального образования, но он прекрасно понимал необходимость формирования профессионального музыкального1 обучения. Понимая невозможность проведения реформ в Национальной консерватории в Боготе, он показал профессиональную зрелость и дальновидность, развернув в 30-е годы деятельность по созданию консерватории в Кали. Так же как и в композиторском творчестве, Валенсия понимал важнейшее значение европейского музыкального опыта для построения национальной музыкальной культуры. Благодаря феноменальной трудоспособности и ясности поставленной задачи, ему удалось создать систему профессионального музыкального образования в Колумбии.

Каждая эпоха диктует художнику свои эстетические и идеологические законы. Жизнь Валенсии совпала с периодом высочайшего подъема во всех сферах общества, который наблюдался в Колумбии в ЗОх годах XX века. В то же время, в области музыкальной культуры, идея национальной идентичности вызывала большое количество споров и дискуссий внутри страны. Поэтому особую значимость приобретает бескомпромиссное стремление композитора к воплощению идеалов серьезного, духовно богатого искусства. Его музыка всегда обращена к человеческой душе. Поэтичность - одна из ее главных характеристик. Тем не менее, произведения Валенсии далеко не всегда носят созерцательный характер. В его сочинениях, особенно последнего периода творчества, с поразительной t глубиной и драматизмом воплощается тема одиночества человека в современном мире. Валенсия-художник видит спасение в красоте, в искусстве, которое поддерживает и укрепляет человека, помогает выполнить поставленный им нравственный долг.

За пределами диссертации остались многие вопросы, так или иначе связанные с творчеством Валенсии, а также касающиеся личности художника.

Большой интерес представляет тема колумбийского музыкального фольклора, недостаточно исследованная на настоящий момент. Это не позволяет полностью осветить вопрос о фольклорных истоках творчества Валенсии.

Самостоятельную сферу, достойную специального изучения, представляют явление «народного католицизма» и проблемы взаимоотношения «религиозной» и «художественной» картины мира в творчестве Валенсии.

Необъясненной остается судьба творческого наследия композитора: его произведения исполняются очень редко, и, практически, неизвестны широкому кругу слушателей.

Это перспективные темы, важные для осмысления процессов развития колумбийской музыки.

Хотя сам Валенсия никогда не стремился к известности, его идеалом была постоянная работа во имя искусства, прошедшее время заставляет нас по-новому услышать его музыку, заново открыть ее особенности, понять и оценить место композитора в перспективе развития музыкальной культуры Колумбии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Чижова, Татьяна Ивановна, 2008 год

1. Андронова, В.П. Колумбия: церковь и общество / В.П. Андронова.1. М.: Наука, 1970.-232 с.

2. Амелина, Е.М. Понятие «цивилизация» вчера и сегодня /

3. Е.М. Амелина // Общественные науки и современность. 1992. -№2.-С. 94-102.

4. Варунц, В.П. Музыкальный неоклассицизм: Исторические очерки /

5. В.П. Варунц. М.: Музыка, 1988. - 80 с.

6. Гладкова О.И. Народные истоки стиля Мануэля де Фальи: автореф.дис. . канд. иск. /О.И. Гладкова// СПб.: СПбГК, 1992. 25 с.

7. Головинский, Г.Л. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров XIX- XX веков. Очерки / Г.Л. Головинский. М.: Музыка, 1981. - 279 с.

8. Государство и культура в капиталистических странах Латинской

9. Америки: коллективная монография / отв. ред. В.А. Кузьмищев. -М.: АН СССР, ИЛА, 1995. 202 с.

10. Григорьева, Т.И. И Восток, и Запад / Т.И. Григорьева //

11. Общественные науки и современность. 1992. - № 2. - С. 169170.

12. Гумилев, Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории /

13. Л.Н. Гумилев. М.: Айрис-пресс, 2005. - 320 с.

14. Друскин, М.С. Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды /

15. М.С. Друскин. Л.: Сов. композитор, 1979. - 230 с.

16. Жизнь религии в музыке: сб. ст. / ред.-сост. Т.А. Хопрова. СПб:1. Сударыня, 2006. 244 с.

17. Земцовский, И.И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды орусской советской музыке / И.И. Земцовский. Л.: Сов. композитор, 1978. - 174 с.

18. Земсков, В.Б. Латинская Америка и Россия (Проблема культурногосинтеза в пограничных цивилизациях). / В.Б. Земсков // Общественные науки и современность. 2000. - № 5. - С. 96-103.

19. Земсков, В.Б. Конкиста, полемика XVI в. о Новом Свете и истокилатиноамериканской гуманистической традиции. /В.Б. Земсков // Латинская Америка. 1984. - № 11. - С. 31-48; № 12. - С. 46-59.

20. Земсков, В.Б. Габриэль Гарсиа Маркес: Очерк творчества. /

21. В.Б. Земсков. М.: Худ. литература, 1986. - 224 с.

22. История и культура Латинской Америки, (от доколумбовыхцивилизаций до 1918 года): учеб.пособие для студентов вузов / Н.Н.Марчук и другие.; под ред. Н.Н. Марчука М.: Высш. шк., 2005.-495 с.

23. Карпентьер, А. Латинская Америка в музыке. / А. Карпентьер //

24. Музыка стран Латинской Америки: сб.ст. / ред.-сост. П.А. Пичугин. М.: Музыка, 1983. - С. 5-20.

25. Конен, В.Д. Рождение джаза. / В.Д. Конен. М.: Сов. композитор,1990.-320 с.

26. Конен, В.Д. Пути американской музыки. Очерки по историимузыкальной культуры США. / В.Д. Конен. М.: Сов. композитор, 1977.-446 с.

27. Крейн, Ю.Г. Мануэль де Фалья. / Ю.Т. Крейн. М.: Музгиз, 1960.95 с.

28. Культура Колумбии: сб.ст. / ред.-сост. В.А. Кузьмищев. М.:1. Наука, 1973.-335 с.

29. Мельников, А.С. Диалог культур: все ли равно, на каком языке? /

30. A.С. Мельников // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2004. - Т.2. № 3. - С. 100-109.

31. Музыка стран Латинской Америки: сб.ст. / ред.-сост. П.А. Пичугин.- М.: Музыка, 1983. 389 с.

32. Пердомо Эскобар, Х.И. Музыкальный фольклор Колумбии /•

33. Х.И. Пердомо Эскобар // Музыка стран Латинской Америки: сб.ст. / ред.-сост. П.А.Пичугин. М.: Музыка, 1983. - С. 248-267.

34. Пичугин, П.А. Музыкальная культура андских народов /

35. П.А. Пичугин. М.: Наука, 1979. - 86 с.

36. Пушкин, А.С. Джон Теннер / А.С. Пушкин // Собрание сочинений:в 10 т. Т. 6 / под общей ред. Д.Д. Благого, С.М. Бонди,

37. B.В. Виноградова, Ю.Г. Оксмана. М.: Гослитиздат, 1961. - С. 165-190.

38. Роллан, Р. Музыкально-историческое наследие: Вып. 4: Стендаль имузыка / Р. Роллан. М.: Музыка, 1989. - 201 с.

39. Семенов, С.И. Идея гуманизма в ибероамериканских культурах:история и современность / С.И. Семенов // Общественные науки и современность. 1995. - № 4. - С. 163-173.

40. Федосов, Д.Г. Андские страны в колониальную эпоху. Религиознаяи художественная картина мира / Д.Г. Федосов. М.: УРСС, 2005. -248 с.

41. Филенко, Г.Т. Французская музыка первой половины XX века /

42. Г.Т. Филенко. Л.: Музыка, 1983. - 231 с.

43. Французская музыка второй половины XIX века: сб. переводныхработ / подбор материалов, вступ. ст., ред. М.С. Друскина. М.: Искусство, 1938.-252 с.

44. Холопов, Ю.Н. Новые парадигмы музыкальной эстетики XX века /

45. Ю.Н. Холопов // Онлайновая библиотека Электронный ресурс. -Электрон. жур. 2003. - Режим доступа: http://www.kholopov.ru/prdgm.html

46. Шаров, К.С. Музыка как инструмент национализма / К.С. Шаров //

47. Вестник Московского университета Электронный ресурс. — Электрон, жур. 2005. - Серия 7. Философия. №1. - С. 59-80. -Режим доступа: htth://www.philos.msu.ru

48. Шемякин, Я.Г. Латинская Америка: традиции и современность /

49. Я.Г. Шемякин. М.: Наука, 1987. - 190 с.

50. Abadia Morales, G. ABC del folklore colombiano / G. Abadia Morales.- Bogota: Editorial Panamericana, 1996. 202 p.

51. Abadia Morales, G. La Musica Folclorica Colombiana / G. Abadia

52. Morales // Universidad Nacional: Boletin de Programas de la Radiodifusora Nacional de Colombia, Bogota. 1973. - 158 p.

53. Abadia Morales, G. Estado actual de la investigacion folklorica en

54. Colombia / G. Abadia Morales // Boletin del Instituto de Antropologia, Universidad del Cauca, Popayan. 1970. - № 13. - P. 6-11.

55. Abadia Morales, G. Comprendio General del Folklore Colombiano /

56. G. Abadia Morales. Bogota: Colcultura. - 1977. - 557 p.

57. Abadia Morales, G. Glosas para tres danzas tipicas colombianas: elbambuco, el galeron у la cumbia / G. Abadia Morales // Hojas de Cultura Popular Colombiana, Bogota.: Presidencia de la Republica, Instituto Саго у Cuervo. 1952. - № 18. - P. 16-28.

58. Bermudez, E. Los instrumentos musicales en Colombia / E. Bermudez.

59. Bogota: Universidad Nacional de Colombia, 1985. 53 p.

60. Bermudez, E. Historia de la musica vs. Historia de los musicos /

61. E. Bermudez // Revista Universidad Nacional de Colombia, Bogota. -1985.-№3.-P. 5-17.

62. Bermudez, E. La musica en el arte colonial en Colombia / E. Bermudez.- Bogota: Fundacion De Musica, 1994. 100 p.

63. Bermudez, E. 150 anos de la abolition de la esclavitud en Colombia.

64. Desde la marginalidad a la construction de la nation / E. Bermudez // Memorias VI Catedra Anual de Historia Ernesto Restrepo Tirado, Bogota: Ministerio de Cultura. 2003. - P. 706-725.

65. Bermudez, E. La Universidad Nacional у la investigacion musical en

66. Colombia: tres momentos / E. Bermudez // Miradas a la Universidad, Bogota: Universidad Nacional de Colombia. 2006. - № 3. - P. 7-83.

67. Bermudez, E. Antonio Maria Valencia / E. Bermudez // Compositorescolombianos, Bogota: Banco de la Republica. 1989. - № 2. - P. 1215. •

68. Bermudez, E. Musica indigena colombiana / E. Bermudez // Maguare,

69. Bogota: Dep. De antropologia Universidad Nacional. 1987. - № 5. -P. 85-98.

70. Behague, G. La problematica de la position socio-politica delcompositor en la musica nueva en Latinoamerica / G. Behague // Latin

71. American Music Review Spring/Summer 2006. - Vol. 27, № 1. - P. 47-56.

72. Behague, G. Music in Latin America: an Introduction / G. Behague.

73. New Jersey: Englewood Cliffs. 1979. - P. 162-163.

74. Carmona Maya, S. I. La musica, un fenomeno cosmogonico en la cultura

75. Kuna / S. I. Carmona Maya. Medellin: Universidad de Antioquia. -1989.-281 p.

76. Davidson, H.C. Diccionario Folklorico de Colombia. Musica,1.strumentos у Danzas / H.C. Davidson. Bogota: Banco de la Republica. - 1970. - Vol. I, II, III.

77. De Greiff, 0. Antonio Maria Valencia / 0. De Greiff // Arte, Cali:

78. Talleres tipograficos Carvajal. 1953. - № 3. - P. 4-5.

79. De Lima, E. Folklore Colombiano / E. De Lima. Barranquilla:

80. Editorial Pielroja. 1942. - 210. p.

81. Duarte, J.; Rodriguez, M. / La Sociedad Filarmonica у la cultura musicalen Santa Fe a mediados del siglo XIX / J. Duarte, M. Rodriguez // Boletin Cultural у Bibliografico, Bogota: Banco de la Republica. 1991.-№31.-P. 1-7.

82. Duque, E. Guillermo Uribe Holguin у sus 300 trozos en el sentimientopopular / E. Duque. Bogota: Ediciones del Centenario de Guillermo Uribe Holguin. - 1980. - 103 p.

83. Duque, E. La cultura musical en Colombia, siglos XIX у XX / E. Duque

84. Gran Enciclopedia de Colombia, Santafe de Bogota: Editorial Circulo de Lectores. 1993. - Vol. 6. - P. 217-234.

85. Escobar, L.A. La musica en Santa Fe de Bogota / L.A. Escobar.

86. Bogota: Empresa de Licores de Cundinamarca. 1987. - 76. p.

87. Escobar L. A. La musica precolombina / L.A. Escobar. Bogota:

88. Talleres Intergraficas Ltda. 1985. - 163. p.

89. Fray Pedro Simon. Noticias Historiales de las conquistas del Nuevo

90. Friedemann, Nina S.de. San Basilio en el universo Kilombo-Africa у

91. Palenque-America / Nina S. de. Friedemann. // Los afrocolombianos. Geografia humana de Colombia, Bogok 1998. - Vol. VI. - P. 79102.

92. Gomez-Vignes, M. Imagen у obra de Antonio Maria Valencia /

93. M. Gomez-Vignes. Cali: Formas Precisas. - 1991. - Vol. I. - 494. p. ; Vol. П-513. p.

94. Gonzales Melo. Caminos Reales de Colombia / Gonzales Melo.

95. Bogota: Fondo Fen. 1988. - 68. p.

96. Igualada, F.de. Musicologia Indigena de la Amazonia Colombiana /

97. F. de Igualada // Bogota: Boletin Latinoamericano de Musica. 1938. -Vol. 4.-P. 675-708.

98. Koorn, D. Folk music of the Colombian Andes / D. Koorn. University

99. Microfilms Int., University of Washington, Thesis Ph.D., Ann Arbor. -1982.-310. p.

100. Koorn, D. La guabina velena / D. Koorn // Revista Inidef, Caracas.1977-1978.-№3.-P.14-18.

101. Lazo, R. Historia de la literatura hispanoamericana / R. Lazo. Mexico:

102. El siglo XXI editores 2a ed. - 1970. - 370. p.

103. List, G. A Comparison of certain aspects of Colombian and Spanish

104. Folklore / G. List // Yearbook of the IFMC, Canada. 1963. - Vol. V. -P. 184-195.

105. List, G. Musica у poesia en un pueblo colombiano / G. List. Bogota:

106. Publicaciones del Colegio Maximo de las Academias Colombianas; Patronato Colombiano de Artes у Ciencias. 1994. - 114. p.

107. Lozada Ortiz, A. Folclor Colombiano / A. Lozada Ortiz. Bogota:

108. Ediciones S.E.M. Ltda. 2005. - 170. p.

109. Marulanda Morales, O. Folclore del Litoral Pacifico de Colombia /

110. O. Marulanda Morales. Bogota: Instituto Colombiano de Cultura. -1979.-32. p.

111. Marulanda Morales, O. El folclor de Colombia. Practica de la identidadcultural / O. Marulanda Morales. Bogota: Artestudio Editores. -1984.-307. p.

112. Mazuera, M.; Lubin, E. Origenes Historicos del Bambuco / M. Mazuera,

113. E. Lubin. Cali: Imprenta departamental. - 1957. - P. 137-138.

114. Merino Montero, L. Francisco Curt Lange (1903-1997): tributo a unamericanista de excepcion / L. Merino Montero // Revista musical chilena. 1998. - № 189, Vol. 52. - P. 9-36.

115. Minana Blasco, C. Entre el folklore у la etnomusicologia. 60 anos deestudios sobre la musica popular tradicional en Colombia / C. Minana Blasco // Revista A Contratiempo. Revista en musica en la cultura, Bogota. 2000. - Vol. 11. - P. 36-49.

116. Montoya, Andres M. Resena Historica sobre la Musica en Colombia /

117. Andres M. Montoya // Anuario de la Academia de Bellas Artes, Bogota. 1932. -Vol. I. - 13. p.

118. Ocampo Lopez, J. El folclor у los bailes tipicos colombianos /

119. J. Ocampo Lopez. Manizales: Imprenta Departamental. - 1981. -190. p.

120. Ocampo Lopez, J. Las fiestas у el folclor de Colombia / J. Ocampo1.pez. Bogota: Panamericana Editorial. - 2006. - 273. p.

121. Ocampo Lopez, J. Folclor, costumbres у tradiciones colombianas /

122. J. Ocampo Lopez. Bogota: Plaza & Janes Editores, Colombia S.A. -2006.-205. p.

123. Ocorio у Ricaurte, J.C. Apuntes sobre la historia de la musicacolombiana / J.C. Ocorio у Ricaurte // Repertorio Colombiano, Bogota. 1879. - Vol. IV. - P. 161-168.

124. Ortiz, Alvaro L. Folclor colombiano / Alvaro L. Ortiz. Bogota:

125. Ediciones S.E.M. Ltda. 2005. - 181. p.

126. Pardo Tovar, A. Antonio Maria Valencia artista integral / A. Pardo

127. Tovar. Cali: Imprenta del departamento. - 1958. - 40. p.

128. Pardo Tovar, A. La cultura musical en Colombia / A. Pardo Tovar.

129. Bogota: Lerner. 1968. - 183. p.

130. Pardo Tovar, A. El problema de la comunicacion en el mundo de lamusica actual / A. Pardo Tovar // Boletin Interamericano de Musica. -1961.-№25-P. 3-8.

131. Pardo Tovar, A. Esteticas у tecnicas en la Musica Contemporanea. / .

132. A. Pardo Tovar // Boletin Interamericano de Musica. 1965 - № 46-7. -P. 3-9.

133. Paz, J.C. Musica brasilena de vanguardia. Hans-Joachim Koellreutter уel Grupo Musica Viva / J.C. Paz // Revista Latitud, Buenos Aires. . 1945. - № 4. - P.16-17.

134. Perdomo Escobar, J.I. Historia de la musica en Colombia / J.I. Perdomo

135. Escobar. Bogota: Editorial ABC. - 1963. - 296. p.

136. Perdomo Escobar, J. I. Esbozo historico sobre la musica en Colombia

137. Bogota / J.I. Perdomo Escobar // Boletin Latinoamericano de Musica. -1938. Vol. IV. - P. 721-732.

138. Pinilla Aguilar, J.I. Cultores de la Musica Colombiana / J.I. Pinilla

139. Aguilar. Bogota: Editorial Ariana. - 1980. - 67. p.

140. Price, Jorge W. Datos Sobre la Historia de la Musica en Colombia /

141. Jorge W. Price // Boletin de Historia у Antiguedades, Bogota. 1935. -Vol. ХХП.-Р. 2-16.

142. Reichel-Dolmatoff, G. El Chaman у el Jaguar / G. Reichel-Dolmatoff.

143. Mexico: Siglo XXI Editores. 1978. - 49. p.

144. Rothlisberger, E. El Dorado Electronic resource. / E. Rothlisberger.

145. Bogota: Editorial Presencia. 1993. - Mode acess: http://www.lablaa.org/blaavirtual/historia/eldorado/indice.htm

146. Samper, J.M. Apuntamientos para la historia politica у social de la

147. Nueva Granada Electronic resource. / J.M. Samper. Bogota:1.prenta del Neo-Granadino. 1853. - Mode acess: http://www.lablaa.org/blaavirtual/historia/apunta/indice.htm

148. Santos Cifuentes. La musica en Colombia / Cifuentes Santos // Correo

149. Nacional Sudamericano. 1915. - P. 4-10.

150. Santos, G. De la Musica en Colombia / G. Santos // Cultura. 1916.

151. Vol. II. № 12.-P. 241-422.

152. Stevenson, R. La musica colonial en Colombia / R. Stevenson. Cali:

153. Publicaciones del Instituto popular de la Cultura de Cali. Departamento de investigaciones folcloricas. 1964. - 62. p.

154. Valencia, A.M. Breves apuntes sobre la educacion musical en Colombia

155. A.M. Valencia. Bogota: Editorial AJ.Posse. - 1932. - 31. p.

156. Vargas, Jose M. Historia de la Iglesia en el Ecuador durante el Patronato

157. Espanol / Jose M. Vargas. Quito: Edit. Santo Domingo. - 1962. -235. p.

158. Vergara у Vergara, Jose-M. Historia de la literature en la Nueva Granada1867) / Jose M. Vergara. у Vergara. Bogota: Biblioteca Banco Popular. - 1974. - 320. p.

159. Yepes, B. La musica de los guahibo (sikuani-cuiba) / B. Yepes.

160. Bogota Banco de la Republica. 1984.-48. p.

161. Zamudio, D. El Folklore Musical en Colombia / D. Zamudio // Bogota:

162. Revista de Indias. 1950. - № 14. - 30. p.

163. Zapata Cuencar, H. Compositores colombianos / H. Zapata Cuencar.

164. Medellin: Editorial Carpal. 1962. - 56. p.

165. Аудио- и видео- материалы;

166. Ospina, L. Musica de camara: Antonio Maria Valencia. Видеозапись. Cali, Colombia. 1987. - 85 min.

167. INTERDIS Galina Likosova. Claroscuro. La tragedia de un gran musico. Видеозапись. Universidad Nacional de Colombia, sede Medellin. -2005. - 53"35 min.

168. Gomez-Vignes M. Aspecto de la vida у obra de A.M.Valencia. Звукозапись. Conferencia ilustrada, Cali, Colombia. Conservatorio A.M.Valencia del Instituto dep.de Bellas Artes. 1997.