Антропологические и аксиологические основы педагогических воззрений В.В. Зеньковского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Смирнова, Наталия Борисовна

  • Смирнова, Наталия Борисовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 159
Смирнова, Наталия Борисовна. Антропологические и аксиологические основы педагогических воззрений В.В. Зеньковского: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2011. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Смирнова, Наталия Борисовна

ВВЕДЕНИЕ .стр.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРУДАХ В.В.ЗЕНЬКОВСКОГО.стр.

1.1 Духовные основы жизни человека.стр.

1.2 Становление человека как личности.стр.

1.3 Социальные константы человеческого бытия.стр.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В.В. ЗЕНЬКОВСКОГО: АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.стр.

2.1 Нравственное становление человека.стр.

2.2 Психологические императивы становления личности. стр.

2.3 Воспитание человека как члена общества.стр.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Антропологические и аксиологические основы педагогических воззрений В.В. Зеньковского»

Актуальность темы исследования. Образование - социальный институт, осуществляющий передачу значимого социокультурного опыта от поколения к поколению, и, тем самым, обеспечивающий единство человеческого рода. Эффективность функционирования и развития образования зависит от множества факторов. Среди них особое место занимает фактор исторической преемственности, гарантирующий органическую связь между сложившимися и приходящими им на смену инновационными формами учебной и воспитательной деятельности.

Современное отечественное образование находится, по мнению многих видных ученых и общественных деятелей, в сложной, по существу критической, ситуации. [6, 12, 16, 22, 30, 43, 97, 98, 128, 140, 151] Кризис, охвативший отечественное образование, в немалой степени усугубляется тем, что реализуемые с конца 80-х годов прошлого столетия по сегодняшний день программы развития образования не в должной мере учитывают тот богатейший потенциал педагогического осмысления закономерностей человекосообразного образования, который накоплен в течение многих веков русской педагогической мыслью.

Не способствует быстрому выходу образования из кризиса и широкое распространение постмодернистских настроений в педагогике. Постмодернистская педагогика с ее отрицанием общезначимых ценностей, идейной фиксацией на субъективистских, иррациональных и релятивистских началах человеческого бытия не позволяет консолидировать усилия научного педагогического сообщества, направленные на разработку проектов гуманистического обновления образования, базирующихся на незыблемых ценностях Истины, Добра и Красоты. В разрез с такой целью идет и предлагаемая постмодернистской педагогикой трактовка воспитания и социализации как процессов формирования человека, происходящих под знаком потребления информационных продуктов. Артикулируя относительность этического, постмодернистская педагогическая мысль подрывает саму возможность приобщения человека к неподвластным времени нравственным ценностям. Мозаичность сознания многих современных молодых людей, отсутствие у них жестких нравственных мировоззренческих ориентиров, выступает одним из следствий распространенности постмодернистских установок в педагогической среде.

Сегодня, как никогда ранее, стало ясным, что выход из кризисного состояния образования невозможен без фундаментального пересмотра реализующихся в образовании подходов, методов, способов обучению и воспитания молодых поколений. Несомненным является- то, что образование должно выработать такую стратегию выхода из кризиса, которая позволит избежать усугубления негативных явлений в- сфере просвещения и будет способствовать формированию у обучающихся необходимого для жизни в динамично изменяющемся мире багажа знаний и твердых нравственных представлений об ответственном за свою и чужую жизнь поведении.

В панораме отечественной философско-педагогической мысли В.В. Зеньковскому (1881-1962) принадлежит особое место. В своих философских и научных трудах В.В. Зеньковский предложил педагогические решения многих проблем, которые только в конце XX — начале XXI вв. стали осознаваться как особо значимые для мира образования — уникальной сферы жизни человека, задающей горизонты развитию культуры. В настоящее время процесс восстановления истинного научного облика В.В. Зеньковского - одного из самобытных отечественных мыслителей по существу только начинается. Решение философско-мировоззренческих, психолого-педагогических проблем, стоящих сегодня перед находящемся в кризисном состоянии образованием, требует непредвзятого прочтения, всестороннего изучения трудов В.В. Зеньковского, содержащих оригинальные философско-педагогические, дидактические идеи построения образования на антропологической и аксиологической основе, открывающей горизонты нравственного возвышения учащегося.

Все вышесказанное и обусловило выбор темы диссертационного исследования «Антропологические и аксиологические основы педагогических воззрений В.В. Зеньковского».

Степень разработанности проблемы. Богословское, философское, психологическое и педагогическое наследие:В.В. Зеньковского неоднократно становилось предметом пристального научного внимания.

Философские и богословские труды В ;В. Зеньковского анализировались и комментировались, представителями русского зарубежья (Н.О. Лосский, С.И. Гессен, К.А; Ельчанинов, К.Я. Андроников, Л:А. Зандер, С.С. Верховской, Б.В. Яковенко и др.).: [95, 96, 35, 44, 50, 28, 155] В центре их внимания неизменно оказывались вопросы, касающиеся религиозно-богословской антропологии и пастырской деятельности В.В. Зеньковского. В работах этих исследователей мировоззрение В.В- Зеньковского оценивалось как «версия* религиозного спиритуализма», «религиозный иерархический спиритуализм», «религиозно-иерархический реализм» (Б.Я. Яковенко) [155], как синтез идей платонизма и креационизма (Н.О: Лосский)[95]. В поле внимания представителей русского зарубежья оказывались и взгляды В.В. Зеньковского на образование и воспитание. Педагогические воззрения В.В.Зеньковского были ими проинтерпретированы как носящие преимущественно религиозный характер. «Это не только религиозная педагогика и даже не только вероисповедальная, она - церковная педагогика» — заключал С.И. Гессен [35] - один из столпов отечественной педагогики, мыслитель неоконтианского толка.

Философская и педагогическая научная общественность СССР обратилась к изучению творчества В.В. Зеньковского лишь в 50-60-х гг. прошлого века (Н.Г. Тараканов, И.Я. Щипанов, В.А. Малинин).[143,102,100]

В работах этих ученых нашли осмысление вопросы, связанные с историческим контекстом написания В.В. Зеньковским религиозно-философских трудов, со становлением его гуманистических взглядов, с противоречивостью ряда его мировоззренческих установок.

Осмысление наследия В.В. Зеньковского, начатое в СССР в 50~х-60-х годах, было продолжено российскими учеными (A.B. Поляков, М.А. Маслин, В.Н. Жуков, A.JI. Андреев, В.В. Сапов, E.H. Горбач и др.) в 90-х гг. XX века. [122, 106, 107, 49, 40, 41, 135, 42] Именно тогда в стране стали переиздаваться произведения В.В. Зеньковского. Книги с сочинениями мыслителя включали в себя качественные комментарии, предисловия и послесловия, не содержащие идеологических оценок. В.В. Зеньковский был представлен читателю как богослов, философ и ученый, внесший значительный вклад в развитие отечественной и мировой культуры. Особое место в предисловиях и послесловиях к трудам В.В.Зеньковского было отведено взвешенному анализу творческого пути мыслителя, его взглядов на ход развития отечественной религиозно-философской мысли, на будущее человечества. Ударение в работах сделано на раскрытии христианских основ мировоззренческой позиции В.В. Зеньковского (A.JI. Андреев, М.А. Маслин, В.В. Сапов). [107,135]

В зарубежной литературе труды В.В. Зеньковского были проанализированы И. Берлином (Berlin I.), Ф. Коплстоном (Copleston F.), г

Т. Шпидликом (Spidlik Th.), Т.Масариком (Masaryk Th.), и др. [11, 85, 105, 156,] В их работах охарактеризован общий строй мировоззрения В.В. Зеньковского, раскрыто содержание его религиозно-философских взглядов, проинтерпретировано отношение мыслителя к направлениям философской и религиозной мысли, развиваемым в начале XX столетия в России и на Западе.

Педагогические и психологические воззрения В.В. Зеньковского в конце XX - начале XXI века были рассмотрены в научных работах Б.М. Бим-Бада, A.A. и П.А. Гагаевых, Т.А. Гололобовой, Б.В. Емельянова, Е.Г. и O.E. Осовских, В.М. Кларина, В.М. Петрова, М.В. Богуславского. [13, 14, 33, 39, 45, 112-116, 83, 84, 142, 17, 18] В этот период раскрытию ряда сторон педагогических и психологических взглядов В.В. Зеньковского были посвящены диссертационные исследования В.М. Летцева, Е.В. Кирдяшовой, Т.Н. Любан, Е.П. Петровой, Е.А. Глущенко, Л.А. Романовой, О.В. Поповой, Т.Н. Зверевой, A.B. Антоневича. [89, 90, 82, 99, 100, 118, 119, 36, 37, 133, 134, 123, 124, 51, 4, 5] В этих исследованиях были описаны этапы педагогической деятельности В.В. Зеньковского [82,100], проинтерпретированы педагогические идеи мыслителя, касающиеся вопросов организации учебного процесса в школе [37, 51, 124, 134], становления личности учащегося [82, 90, 119, 134], его воспитания, развития у него способностей к творческому решению образовательных и жизненных задач. [5, 37, 51, 134, 100] Однако, вопросы, связанные с антропологическим и аксиологическим содержанием педагогических воззрений* В.В. Зеньковского так и остались недостаточно исследованными, что и определило выбор темы настоящей диссертационной работы.

Объект исследования. Философско-педагогическое наследие В.В. Зеньковского.

Предмет исследования. Антропологические и аксиологические основы педагогических воззрений В.В. Зеньковского.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что историко-педагогическое и историко-философское изучение трудов В.В. Зеньковского, а также критических работ, посвященных анализу его творчества, позволит: 1) выявить антропологические и аксиологические основания педагогических взглядов отечественного мыслителя;

2) реконструировать систему взглядов В.В. Зеньковского на образование, его сущность, роль и место в культурной жизни человека;

3) продемонстрировать актуальность звучания научно-педагогических построений выдающегося ученого для современного образования.

Цель и задачи исследования.

Основной целью диссертационной работы является историко-философский, историко-педагогический, методологический анализ взглядов В.В. Зеньковского на образование, рассмотрение антропологической и аксиологической составляющих педагогических воззрений отечественного мыслителя, выявление педагогического потенциала и современного звучания его педагогических идей.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:

• осуществить реконструкцию философско-педагогических воззрений В .В. Зеньковского и раскрыть их содержание;

• выявить и проинтерпретировать антропологические основы педагогических воззрений В.В. Зеньковского;

• выявить и охарактеризовать аксиологические основы педагогических воззрений В.В. Зеньковского;

• проанализировать взгляды В.В. Зеньковского на образование в контексте взаимосвязи культурологических, социологических, психологических и педагогических компонентов;

• рассмотреть педагогическое кредо В.В. Зеньковского сквозь призму современных представлений о сущности образовательного процесса, о роли учителя в становлении личности учащегося, о факторах формирования ответственного нравственного поведения ученика;

• обосновать актуальность педагогических воззрений В.В. Зеньковского в ситуации философско-методологического кризиса современного образования.

Источниками для написания данной диссертации послужили созданные в разное время научные, религиозно-философские и публицистические труды В.В. Зеньковского, в которых представлены* его взгляды на человека, на воспитание и образование. Источниковая база также включила в себя труды: предшественников В.В. Зеньковского, тех мыслителей-педагогов, произведения которых положили начало разработке антропологического направления в отечественной педагогике; современников В.В. Зеньковского, изучавших закономерности образовательной деятельности и написавших работы, посвященные проблемам обучения и воспитания; авторов, критически осмысливших педагогические взгляды В.В. Зеньковского; ученых, раскрывающих с философско-педагогических позиций своеобразие образовательной ситуации начала 3-его тысячелетия.

Теоретико-методологические основы исследования. Выбор методов определялся спецификой объекта и предмета исследования, характером поставленных задач, а также источниковой базой работы. В диссертации применено сочетание портретно-биографического и проблемно-тематического изложения материала, которые позволяют проследить формирование взглядов мыслителя на педагогику и образование. В работе также использован сравнительно-исторический метод для выявления антропологических и аксиологических оснований педагогических взглядов В.В. Зеньковского. В процессе исследования осуществлялась опора на методы историко-педагогического анализа, позволяющие раскрыть и проинтерпретировать педагогическое наследие мыслителя.

Научная новизна исследования. В работе впервые в научно-педагогическом ключе проведено исследование антропологических и аксиологических оснований педагогических воззрений В.В. Зеньковского.

В работе:

• представлен историко-педагогический анализ формирования и развития взглядов В.В. Зеньковского на специфику духовно-нравственного становления учащегося в контексте образовательного процесса;

• описаны и прокомментированы взгляды В.В. Зеньковского на сущность процесса раскрытия личностного начала учащегося в ходе образовательной деятельности и обретения им личностной самоидентичности;

• выявлены и охарактеризованы взгляды В.В. Зеньковского на особенности учета социальных императивов человеческого бытия в педагогическом процессе;

• определены роль и место антропологических воззрений В.В. Зеньковского в системе его педагогических взглядов;

• раскрыты и проинтерпретированы аксиологические взгляды В.В. Зеньковского, составляющие фундамент его педагогического мировоззрения;

• обоснована актуальность, теоретическая и практическая значимость педагогических идей В.В. Зеньковского для разработки отвечающих требованиям сегодняшнего дня проектов, программ и концепций нравственного воспитания учащихся.

Научно-практическая значимость исследования. Данные диссертационного исследования и опубликованные на его основе материалы могут быть использованы при подготовке курса лекций, семинаров по проблемам, связанным с актуальными историко-педагогическими, теоретикометодологическими и прикладными вопросами современного отечественного образования.

Обоснованность и достоверность результатов и выводов диссертационного исследования определяется тем, что его принципиальные положения соответствуют требованиям философско-педагогического, историко-педагогического, теоретико-методологического и культурологического анализа. Теоретические результаты и выводы исследования получены методами, адекватными его цели и задачам. Они подтверждены анализом, систематизацией и обобщением теоретического материала, заключенного в широком круге разнообразных источников по тематике диссертации.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Динамика становления философско-педагогических воззрений В.В. Зеньковского характеризуется рядом последовательно сменяющих друг друга этапов.

2. Философско-педагогические воззрения В.В. Зеньковского, несмотря на то, что они претерпели изменения в контексте творческой научной деятельности мыслителя, имеют один смысловой центр: обращенность к духовно-нравственным вопросам становления обучающегося человека.

3. Разработка В.В. Зеньковским теоретических положений нравственно возвышающего человека образования базируется на фундаменте его антропологических и аксиологических воззрений и взглядов на воспитание и обучение как на основу развития культуры.

4. Предложенное В.В. Зеньковским теоретическое осмысление феномена образования неразрывно связано с его пониманием смысла человеческой жизни как состоящего в следовании неизменному духовному закону, начертанному в душе каждого человека.

5. Философско-педагогические взгляды В.В. Зеньковского представляют собой органичный синтез веры и научного знания, что обусловлено его мировоззренческими установками.

6. В.В. Зеньковский внес существенный вклад в теорию социального воспитания, обосновав необходимость построения процесса социального воспитания на основе представлений об общественной жизни как соборном (едином в духовно-нравственном отношении) бытии.

7. Воззрения В.В. Зеньковского на образование имеют сегодня актуальное звучание и могут быть использованы в контексте разработки концепций обновления и развития отечественного образования.

Апробация диссертации. Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии МГМСУ, на заседаниях кафедры педагогики НОУ ВПО МПСИ, на заседаниях отдела философии образования и методологии педагогики УРАО «Институт теории и истории педагогики».

Материалы диссертации были представлены на 13-м Симпозиуме «Психологические проблемы смысла жизни и акме» (2008), на ежегодных учебно-методических конференциях «Педагогические чтения на Долгоруковской» в 2009, 2010, 2011 годах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Смирнова, Наталия Борисовна

Основные выводы проведенного исследования:

• В.В. Зеньковский - видный представитель отечественной педагогической антропологии, предложивший самобытный вариант воспитания и обучения людей, базирующийся на учете антропологических констант бытия человека.

• В.В. Зеньковский - мыслитель, чьи- педагогические взгляды носят синтетический характер, объединяя достижения теологической мысли в сфере духовного просвещения человека и достижения научной (философской, социологической; психологической, педагогической и др.) мысли в области человекознания.

• В.В. Зеньковский - ученый-педагог, разработавший оригинальную концепцию воспитания, и обучения- человека, выстраивающуюся на ценностных основаниях - идеалах Истины, Добра и Красоты.

• В.В. Зеньковским была предложена самобытная трактовка» понятия «личность», учитывающая- многомерность человека, его божественную природу, иерархичность склада его , внутреннего мира,, трихотомию телесного, психического и духовного в нем, главенствующую роль «сердца» в его бытии. По убеждению мыслителя именно такое понимание личности и должно выступать фундаментом человекосоразмерного обучения и воспитания, приобщающего обучающегося и к последним достижениям науки, и к нравственным императивам ответственной и осознанной жизни.

• В.В. Зеньковский внес существенный вклад в теорию воспитания, обосновав идею педагогической поддержки нравственных усилий ребенка, направленных на преодоление раздвоенности внутреннего мира, на укрепление духовных сил стремления к Добру и сил противостояния злу.

• В.В. Зеньковский обогатил теорию социального воспитания, внеся в нее ряд положений, объясняющих и характеризующих механизм вхождения ребенка в общественную жизнь. Отталкиваясь от софиологической традиции отечественной социально-философской мысли, В.В. Зеньковский обосновал необходимость использования понятия «соборность» для описания феноменов социального становления ребенка и для раскрытия существа процесса обретения им социальных качеств.

• В.В. Зеньковский развил святоотеческое учение о последовательном нравственном восхождении человека по лестнице добродетелей и положил его в основание своего видения организации воспитательного процесса в школе.

• В.В. Зеньковский как психолог, исследовавший закономерности развития субъективного мира ребенка, выявил те особенности его внутренней жизни (этапность духовно-нравственного становления, связь эмоционального и волевого начал с нравственным совершенствованием, взаимообусловленность духовных и душевных сил), которые с необходимостью должны учитываться в деле построения эффективного образовательного процесса.

• В.В. Зеньковский в своих научно-педагогических трудах раскрыл существо процесса воспитания человека как члена общества - процесса, построенного не на индивидуалистических и прагматических основаниях, а на фундаменте идей соборного сосуществования людей и их нравственного совершенствования.

• В.В. Зеньковский оставил богатое философско-педагогическое наследие, которое продолжает оставаться актуальным и значимым для современного образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Смирнова, Наталия Борисовна, 2011 год

1. Агапов-Таганский, М.В. Педагогические основы скаутизма» /М.В. Агапов-Таганский // Православные вестник, 2006. № 5 - С. 45 — 47.

2. Альманах Научного архива Психологического института РАО. Челпановские чтения 2008. Вып.2. М.: ПИ РАО, МГППУ. - 2008. -229 с.

3. Андриади, И.П. Объективные и субъективные факторы формирования авторитета педагога / Андриади И.П. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. М.: 1998. - Т. 3. -С. 104-111.

4. Антоневич, A.B. Религиозно-философская антропология В.В. Зеньковского и Киприана (Керна) : автореф. дис. канд. философ, наук : защищена 11.12.2009 / A.B. Антоневич. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - 22 с.

5. Антоневич, A.B. Религиозно-философская антропология В.В. Зеньковского и Киприана (Керна) : дис. . канд. философ, наук : защищена 11.12.2009 / A.B. Антоневич. СПб. : Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2009. - 154 с.

6. Антропологическая катастрофа в России и проблемы ее преодоления: сб. ст. /под ред. М. : Преображенское содружество малых православных братств, 2001. - 64 с.

7. Асмус, В.Ф. Философия в Киевском университете в 1914-1920 годах: (Из воспоминаний студента) / В.Ф. Асмус // Вопр. философии. М. -1990.-№ 8.-С. 90-108.

8. Бабина, В.Н. «Метафизика сердца» в русской философии А jdoh половины XIX века: П.Д. Юркевич : дис. . канд. филос. ы^^^ защищена 2005/ В.Н. Бабина. М., 2005. - 180 с.

9. Баландин, P.K. В.В. Зеньковский / Р.К. Баландин. //Самые знамеи^»-^1. J. ыефилософы России : сб. ст.- М. : Вече, 2001. С. 421-424.

10. Ю.Бердяев, Н. О назначении человека. / Н. Бердяев. Пар»:^-^ Современные записки , 1931. - 320 с.

11. Берлин, И. История свободы. Россия / Иссая Берлин // Предисхз-хс>вие А. Эткинда. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 544 С.

12. Бим-Бад, Б.М. Антропологическое основание теории и npaiej.^ современного образования: Очерк проблем и методов их репхе;^;1а;я ^ Б.М. Бим-Бад. М. : издательство?, 1994. - 37 с.

13. Бим-Бад, Б.М. Идеи педагогической антропологии в России / í> М Бим-Бад // Советская педагогика. 1990. - № 9. - С. 102-108.

14. Бим-Бад, Б.М. Педагогическая Антропология: учебное пособие / U jyj Бим-Бад. М. : Изд-во УРАО, 1998. - 576 с.

15. Богуславский, М.В. Творческий поиск российских школ начала 0 ^ека / М.В. Богуславский // Свободное воспитание. М. - 1993. - Вып. q 54.

16. Богуславский, М.В. Значение изучения истории Р^оского педагогического зарубежья для развития современного образо ^ М.В. Богуславский // Образование и педагогика Росс:и:йского зарубежья: сб. ст. и материалов. М. - 1995. - С. 78-85.

17. Богуславский, M.B. Новая философия образования в трактовке мыслителей русского зарубежья (1920-50-е гг.) / М.В. Богуславский // Образование и педагогическая мысль Российского зарубежья, 20-50-е годы XX века. : сб. ст. Саранск. - 1997. - С.7-10.

18. Богуславский, М.В. Ценности образования в наследии философов русского зарубежья (1920-е -" 50-е гг.) / М.В. Богуславский // Российское зарубежье: образование, педагогика, культура, 20-50-е годы XX века: сб. ст. Саранск - 1998. - С. 22-42.

19. Богуславский, М.В. Авторитарная педагогика педагогика авторитета / М.В. Богуславский //Журн. Директор школы. - 2002. - № 5. - С. 25-28.

20. Братство Святой Софии: материалы и документы 1923-1939/ Сост. H.A. Струве. -М.: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2000. 336с.

21. Братусь, Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. 1998. - №4. - С. 71-79.

22. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. 1997. - №5. - С. 3-19.

23. Братусь, Б.С. Психология и духовный опыт / Б.С. Братусь // Журн. Московский психотерапевтический журнал. 2009. - № 3. - С19-49.

24. Булгаков, С.Н. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения / С.Н. Булгаков. —М.: Республика, 1994. — 415 с.

25. Булгаков, С.Н. Агнец Божий / С.Н. Булгаков. М.: Общедоступный Православный Ун-т, 2000. — 464 с.

26. Варшавский, B.C. Незамеченное поколение /сост., '^"■^-^»мент O.A. Коростелева, М.А.Васильевой. М.: Дом русского зар^з—=^ч5ежья имени Александра Солженицына: Русский путь, 2010, - 544с.: ил:

27. Вентцель, К.Н. В.В. Зеньковский. «Принцип индивидуалы*«.психологии и педагогике» (рецензия) / К.Н. Вентцель // Сво< воспитание М.,1912. - №9. - С.29-46.•одное

28. Верховской, С.С. Памяти ушедших. О. Василий Зеньков."С^п^сий / С.С. Верховской // Новый журнал. Нью-Йорк, 1962. - №70, — 271285.

29. Владыкина, В.А. Российская эмиграция: вопросы воспиз:^^Гтаиия молодёжи /В.А. Владыкина // Педагогика. 1996. - № 6. - С.76-71

30. Вышеславцев, Б.П. Значение сердца в религии / Б.П. Вышеслвг::^^^^ ц Путь. Орган русской религиозной мысли. Книга 1 (I-VI): Рег11Е^>^1нтное издание. - М., Информ-Прогресс, 1992. - С.65-80.

31. Вышеславцев, Б.П. Этика преображенного Эроса / Б.П. Выш< // сост. В.В. Сапов. - М.:, Республика, 1994. - 368 с.ггавцев

32. Гагаев, П.А. История философско-педагогических исканий в л— -<^>ссии в XVIII-XX веках / П.А. Гагаев // Саран, епарх. ведомости. 1998.-№ 3/4.-С.77-101.

33. Гессен, С.И. Дисциплина, свобода, личность. Цель нравственного образования / С.И. Гессен // Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы. М.: Просвещение, 1993.- 144 С.

34. Гессен, С.И. Русская педагогика в XX в. / С.И. Гессен // Педагогические сочинения. Саранск, 2001. - С. 473-475.

35. Глущенко, Е.А. Концепция воспитания целостного человека в наследии В.В. Зеньковского: автореф. дис. . канд. пед. наук: защищена 15.10.09 / Е.А. Глущенко. Хабаровск : Изд-во ДГУ, 2009. -23 с.

36. Глущенко, Е.А. Концепция воспитания целостного человека в наследии В.В. Зеньковского: дис. . канд. пед. наук: защищена 15.10.09 / Е.А. Глущенко. Хабаровск : Дальневосточный гос. гуманит. ун-т, 2009. - 204 с.

37. Горбач, E.H. Историко-философские исследования В.В. Зеньковского : автореф. дис. . канд. философ, наук : 09.00.03 / E.H. Горбач. М.: Инт философии, 1997. - 18 с.

38. Горбач, E.H. Историко-философские исследования B.B. Зеньковского : дис. . канд. философ, наук : 09.00.03 / E.H. Горбач. М.: Ин-т философии, 1997. - 128 с.

39. Григорьев, Д. О. Василий Зеньковский/Д. Григорьев // Русская религиозно-философская мысль XX века: сб. ст./ под ред. Н.П. Полторацкого. Питтсбург, 1975. - С.231-239.

40. Додонов, В.И. Духовность. - высшее проявление человеческой сущности в воззрениях отечественных философов-гуманистов конца

41. XIX начала XX вв. / В.И. Додонов / Проблемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике: тез. докл. на

42. XX сессии Научного Совета по проблемам истории образования и пед. мысли 24-25 апр. 2000г. М., 2000. - С. 17-22.

43. Ельчанинов, К.А. Отец Василий как философ / К.А. Ельчанинов // Памяти о. Василия Зеньковского: сб. ст. Париж : РСХД, 1984. - С. 6770.

44. Емельянов, Б.В. Очерки педагогической антропологии в России./ Б.В. Емельянов, Т.А. Петрунина. Екатеринбург, 1997. - 124 с.

45. Еременко, Л.И. Русская эмиграция как социально-культурное явление/ Л.И. Еременко // Обновление культуры: проблемы и перспективы: сб. ст. -М., 1993. С. 74-90;

46. Ермишин, О.Т. Научное наследие В.В. Зеньковского (заметки о чтениях в Обществе историков русской философии)/ О.Т. Ермишин // Журн. Вопросы философии -М.,2006.- №2. С. 170-174.

47. Ефремов, И. И. Проблема авторитета в социальной философии/ И.И. Ефремов // Журн. Философия и общество. 2004. - № 3. - С. 60—70.

48. Жуков, В.Н. В.В. Зеньковский о России, русской философии и культуре / В.Н. Жуков, М.А. Маслин //пред. к Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997. - С.3-8.

49. Зандер, Л.А. Отец Василий как общественный деятель / Л.А. Зандер // Вестник РСХД. - 1962. - № 66-67. - С.24-27.

50. Зверева, Т.И. Теоретические основы педагогической системы В.В. Зеньковского: дис. . канд. пед. наук 13.00.01./Т.И. Зверева. — М. : Институт общего образования, 2000. — 120 с.

51. Зеньковский В.В. Антология гуманной педагогики: сб. ст. // сост. и комент. В.М. Кларин, В.М. Петров, М.А. Комлева. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. - 224с.

52. Зеньковский, В. Демократизация высшей школы /В.В. Зеньковский // Русская свобода. 1917. - №22/23. - С.27-31.

53. Зеньковский, В. Из моей жизни / В.В. Зеньковский // Вестник 3?1Х!Д. -1964.- №72/73. С.84-85.

54. Зеньковский, В.В. История русской философии: в 2. т./ В.В. Зеньковский. Ростов-на-Дону: «Феникс»,2004 . - 544с.

55. Зеньковский, В.В. Коренная проблема современной педагогики /В.В. Зеньковский // Русская школа. 1935. - №2-3- С. 11-18.

56. Зеньковский, В.В. Наша эпоха / В.В. Зеньковский. Париж: 1952. -47с.

57. Зеньковский, В.В. На пороге зрелости / В.В. Зеньковский. Париж:: 1955. - 85с.

58. Зеньковский, В. В. Нужно ли педагогу иметь мировоззрение / В.В. Зеньковский // Вестник РСХД. 1959. - № 54. - С.57.

59. Зеньковский, В. В. О национальном воспитании / В.В. Зеньковский // Париж : Бюллетень Религиозно-Педагогического Кабинета, 1929. № 8. С.1-2.

60. Зеньковский, В.В. Основы православной педагогики / В.В. Зеньковский// Вопросы православной педагогики.- М.-1992. Вып. I. С. 4.

61. Зеньковский, В.В. Основы христианской философии/ В.В. Зеньковский. М.: Канон+, 1997.- 560 с.

62. Зеньковский, В.В. Очерк моей философской системы / В.В. Зеньковский // Вестник РСХД. 1962. - С.37-39.

63. Зеньковский, В.В. Педагогика /В.В. Зеньковский. Клин : Фонд «Христианская жизнь», 2002. - 164 с.

64. Зеньковский, В.В. Принцип индивидуальности в педагогике и психологии/ В.В. Зеньковский // Вопросы философии и психологии. -1991.-Кн.108 С.369-393.

65. Зеньковский, В. Принципы православной антропологии / В.В. Зеньковский // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси: сб. ст. М. - 1991. - С.115-148.

66. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В.В. Зеньковский. М.: Издательство Свято-Владимирского Братства, 1993. — 224с.

67. Зеньковский, В. В. Психология детства./ В.В. Зеньковский. -Екатеринбург: Деловая книга, 1995. 347с.

68. Зеньковский, В.В. Пять месяцев у власти (15-мая-19 октября 1918 г.) Воспоминания./ В.В. Зеньковский. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1995. - 240 с.

69. Зеньковский, В.В. Смысл православной культуры./Сост. и предисл.

70. B.В. Шленова. М: Изд-во Сретенского монастыря, 2007, С.272

71. Зеньковский, В.В. Собрание сочинений в 2т./Сост., подгот. текста, вступ. ст.,и прим О.Т. Ермишина. -М.: Русский путь, 2008.- 448, 528 с.

72. Зеньковский, В.В. Страничка из истории русской педагогики (С.И. Гессен) /В.В. Зеньковский // Вестник РСХД. 1959. - № 3 (52).1. C. 59-60.

73. Зеньковский, В.В. Христианская философия / Сост. и отв. ред. O.A. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2010. - 1072 с.

74. Зеньковский, В.В. Христианское учение о познании / В.В. Зеньковский. М.: Грааль , 2001. - 137.

75. Зеньковский, В.В. Церковь и школа/ В.В. Зеньковский //Вопросы религиозного воспитания и образования. 1927. - Вып.1. - С.28-50. (1898-1980.)

76. Зернов, Н.М. Русское религиозное возрождение XX века : Пер. с англ. / Н.М. Зернов .- Paris : YMCA-press , 1974. 382 с.

77. Ильин, И. А. Путь к очевидности: сб. ст. /И.А. Ильин. М.: Республика, 1993. - 431 с.

78. Ильяшенко, Е. Г. Становление педагогической антропологии в России: этапы развития, особенности современных подходов : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 /Е.Г. Ильяшенко. М.: 2003. - 172 с.

79. Каптерев, П.Ф. История педагогики: Курс лекций./ П.Ф. Каптерев. -Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1996. 185 с.

80. Кирдяшева, Е.В. Вопросы социального воспитания в творчестве В.В. Зеньковского/ Е.В. Кирдяшева // Вестник Мордовского университета. 1996. - №2. - С.6-7.

81. Кирдяшева, Е.В. В.В. Зеньковский и С.И. Гессен в диалоге педагогических культур/ Е.В. Кирдяшева // Современные проблемы психолого-педагогических наук: сб. ст. под ред. Е.Г. Осовского. -Саранск, 1997. Вып.9. - С.5-7.

82. Кларин, В. М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов 19-20 веков./ В.М. Кларин, В. М., Петров -1996. 123 с.

83. Кларин, В.М. Пути духовного восхождения личности /В.М. Кларин, В.М. Петров // Зеньковский. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000. -С. 5-19.

84. Коплстон, Ф. История философии: Contemporary philosophy : XX век : / Ф. Коплстон. М. : Центрополиграф , 2002. - 267с.

85. Корольков, A.A. Антропология и кризис духовности /A.A. Корольков // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. -2002. №2. - С. 58-65.

86. Корольков, A.A. Духовная антропология и тенденции современного образования /A.A. Корольков // Антропологический синтез: религия, философия, образование: сб. ст. СПб.: РХГИ, 2001. - С. 3-12.

87. Куликова, 3. М. Зеньковский Василий Васильевич / З.М. Куликова //Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь под общ. ред.

88. B.В. Шелохаева. М.: РОССПЭН, 1997 - 742с.илл. С. 251-253

89. Летцев, В.М. Зеньковский В.В.: Психология в русле православной антропологии // Журнал практикующего психолога. 2000. - №6.1. C. 40-44.

90. Летцев, В.М. Изучение наследия В.В. Зеньковского в России и Украине: критический обзор источников / В.М. Летцев // Альманах Научного архива Психологического института: Челпановские чтения 2006/2007. М.:БФ «Твердислов», 2007. - С. 215-251.

91. Летцев, В.М. Личность как средоточие мировоззренческих исканий

92. B.В. Зеньковского./ В.М. Летцев // Вопросы философии. 2003.- №12.1. C.140-146.

93. Лихачев, А.Е. Система православной педагогики в трудах В.В. Зеньковского: дис. . канд. богословия. -, 1995/ А.Е. Лихачев. -М.: Троице-Сергиева Лавра, 1995.

94. Лихачев, А.Е. Система православной педагогики протопресвитера В.В. Зеньковского / А.Е. Лихачев // Культура. Образование.

95. Православие : сб. ст. материалы региональной научно-практической конф. Ярославль, 1996. - С.54-58.

96. Лихачев, А.Е. Возвращение к В.В. Зеньковскому / А.Е. Лихачев // Педагогика. 1998. - №7. - С.88-92.

97. Лосский, Н.О. История русской философии./Н.О. Лосский. М.: Высш. шк. - 1991. - 559 с.

98. Лукацкий, М. А. Методологические ориентиры современной педагогики / М. А. Лукацкий. М. : РАО Ин-т теории и истории педагогики , 2008. - 270 с

99. Лукацкий, М.А. Философия образования: история становления и болезни роста / М.А. Лукацкий // Образование и общество. 2004. -№2.

100. Любан, Т.Н. Христианско-педагогическая антропология В.В. Зеньковского в современном контексте: автореф. дис. . канд. пед. наук. 13.00.01/ Т.Н. Любан. М.: НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, 1999.- 14 с.

101. Любан, Т.Н. Христианско-педагогическая антропология В.В. Зеньковского в современном контексте: дис. . канд. пед. наук. 13.00.01/ Т.Н. Любан. М. : НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, 1999.- 142 с.

102. Любан, Т.П. В.В. Зеньковский о смысле и целях воспитания/ Т.П. Любан// Педагогика. 2008 - №2. - С.90-98.

103. Малинин, В. А. Против современных буржуазных фальсификаторов истории русской философии / В. Малинин, Н. Тараканов, И. Щипанов // Коммунист. 1955. - №10. - С. 62-77.

104. Мальцева, В.М. В.В. Зеньковский о духовно-нравственном развитии личности / В.М. Мальцева // Педагогика. 1994. - № 4. — С. 96-98.

105. Масарик, Т. Г. Россия и Европа / Т.Г. Масарик. СПб. : Изд-во Рус. Христиан, гуманит. ин-та , 2000. - 446 с.

106. Маслин, М. А. В. В. Зеньковский как историк русской философии и культуры / М.А. Маслин, В.Н. Жуков // Философия и общество. 1997. - №4. - С. 76-92.

107. Маслин, М.А. О русской идее. Мыслители русского зарубежья о России и русской философской культуре/ М.А. Маслин, А.Л. Андреев // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. - С. 5-42.

108. Несмелов, В.И. Наука о человеке/ В.И. Несмелов //Соб. соч.: в 2 т.-Казань, 1889.-С. 19

109. Наумов, Н.Д. Русские педагоги : хорошо забытое старое / Н. Д. Наумов. Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та , 2007 - 292с.

110. Обращения педагогов эмиграции к молодежи России //Вестник Р.С.Х.Д. 1957 - III -№46.

111. Осовский, Е.Г. Заглядывая в глубины детской души / Е.Г. Осовский // В.В. Зеньковский, Педагогические сочинения. -Саранск: Красный октябрь, 2002. С.5-30.

112. Осовский, Е.Г. К вопросу об эволюции педагогических взглядов В.В.Зеньковского / Е.Г. Осовский // История обравзования: наука и учебный предмет: материалы федеральной научной конференции: сб. ст. Н.Новгород, 1996. - С.43-46.

113. Осовский, Е.Г. Образование и педагогическая мысль Российского зарубежья / Е.Г. Осовский // Педагогика. 1995. - № 3. - С. 41-47.

114. Очерки истории образования и педагогической мысли Российского зарубежья (20 50-е гг. XX в.): сб. ст. / под ред. O.E. Осовского. - Саранск: Изд-во Мордовского гос. пед. ин-та, 2000. -182 с.

115. Памяти отца Василия Зеньковского: сб.ст. / Р.С.Х.Д/A.C.E.R. -Paris, 1984. 124 с.

116. Петрова, Е.В. Проблема человека в философско-педагогической антропологии В.В. Зеньковского: социально-философский анализ: дис. . канд. филос. Наук: защищена 14.01.06 / Е.В.Петрова. -Архангельск: Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2006. 171 с.

117. Пирогов, Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н.И. Пирогов // Собр.соч., сост. А.И. Алексюк, Г.Г. Савенок. М.: Педагогика, 1985. -496 с.

118. Пирогов, Н.И. О цели образования / Н.И. Пирогов //Журн. Русская религиозная мысль 1910. - №3. - С. 4

119. Поляков, A.B. Зеньковский В.В./ A.B. Поляков// Философская энциклопедия. М. - 1962. - Т.2. - С. 174.

120. Попова, О.В. Философия образования В.В. Зеньковского: автореф. дис. . канд. философ, наук: защищена 2005/ О.В. Попова. -М.: Изд-во МГУ,2005. 24 с.

121. Попова, O.B. Философия образования B.B. Зеньковского: дио канд. философ, наук: защищена 2005/ О.В. Попова. М.: МГУ Щм. М.В. Ломоносова, 2005. - 150 с.

122. Проблемы русского религиозного сознания: сб. ст. / HS.п. Вышеславцев, H.A. Бердяев, Л. П. Карсавин, В.В. Зеньковский, <Ш2.л. Франк, Н.О. Лосский, Н.С. Арсеньев. Берлин: YMCA-p>zrr^ss, Американское издательство. - 1924.-390 с.

123. Пряникова, В.Г. Антрополого-гуманистическое направлением в отечественной педагогике / В.Г. Пряникова // Педагогика. 1995. - 2. - С. 68 - 94.

124. Пряникова, В.Г. История образования и педагогической мысли / В.Г. Пряникова, З.И. Равкин. М.: Новая школа, 1994. - с. 94.

125. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры / З.И. Равкин // Педагогика. 1995. - №5. - С.87-90.

126. Рачинский, С.А. Сельская школа /С.А. Рачинский. М, 19S> IL т\ -175с.

127. Рахлевская, Л. К. Антропологический подход в области педагогики и образования / Л.К. Рахлевская // Молодежь. Куль.тз^ра Духовность: Материалы международного симпозиума (27-28 марта., г. Новосибирск): сб. ст. Томск, Новосибирск, 2002. - С. 87-93.

128. Рахлевская, Л. К. О вечном существовании антропологии / П.К. Рахлевская //Универсальная антропология как оехзетова профессионального образования : материалы X Всерос. науч.-гг|р>а.кт> семин. (21-24 июня 2002 г.): сб. ст. Томск, 2002.- С. 159-166.

129. Романова, Л.А. Православная педагогика русского Зарубежья. В.В. Зеньковский / Л.А. Романова // Православная педагогика в России: учеб. пособие Владимир: Владимирский гос. пед. ун-т, 1998. - С. 170198.

130. Романова, Л.А. Цели и средства духовного воспитания личности в педагогической концепции В.В.Зеньковского: автореф. дис. . канд. пед. наук 13.00.01/Л.А.Романова. Владимир: Владимирский гос. пед. ун-т, 1996. - 19 с.

131. Романова, Л.А. Цели и средства духовного воспитания личности в педагогической концепции В.В. Зеньковского: дис. . канд. пед. наук 13.00.01/Л.А. Романова. Владимир, 1996. - 175 с.

132. Сапов, В.В. В.В. Зеньковский / В.В. Сапов // Русская философия. Словарь под общ ред . М.А. Маслина. М.: Республика, 1995. - С. 161-163.

133. Сто русских философов: биографический словарь. / Сост. и ред. А.Д. Сухов; М.: Мирта, 1995.

134. Сиземская, И.Н., Новикова, Л.И. Проблемы современного воспитания в философском контексте/ И.Н. Сиземская, Л.И. Новикова; Педагогика. - 1998. - № 7. - С. 14 - 20.

135. Сикорский, И. А. Сборник научно-литературных статей по вопросам общественной психологии, воспитания и нервно-психической гигиены/ И. А. Сикорский // Киев — Харьков. - Т.1—5. - 1899—1900.

136. Сикорский, И. А. Психологические основы воспитания/ И.А. Сикорский И. А // Вестник нервно-психической медицины (ВНПМ). -1905.- №4.- С. 608-622.

137. Слободчиков, В.И. Духовные проблемы человека в современном мире / В.И. Слободчиков // Педагогика. 2008. - №9. - С.33-40.

138. Сухов, А. Д. Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы / А.Д. Сухов. М.: ИФРАН, 1995. - 156 с.

139. Таинственнее, чем мир. : О духовности личности: Отр. из произведений отеч. религ. мыслителей конца XIX нач. XX в. : сб. ст. / Под. ред. В.М. Кларина, В.М. Петрова. - М.: Знание, 199. - 79 с.

140. Тараканов, Н. Фальсификаторы истории русской философской мысли / Н.Г. Тараканов // Вопросы философии. 1955. - №3. - С.73- 86.

141. Тард, Г. Законы подражания./ Г. Тард СПб.: 1892. - 149с.; - М.: Академический Проект, 2011. —304 с.

142. Тимашков, Н.В. Принципы христианской антропологии В.В. Зеньковского / Н.В. Тимашков // Национальные лики педагогических универсалий: сб. ст. Владимир, 2005. - С. 173-187.

143. Трубецкой, С.Н. Сочинения / С.Н. Трубецкой. М.: Мысль, 1994. -816с.

144. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский // Педагогические сочинения: в 6 т. сост. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990. - Т. 5, 6 -528 с.

145. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский // Собр. соч. : в 2 т. — М. — 1990 — Т. 1 (II). — 823 с.

146. Щипанов, И.Я. Некоторые принципиальные вопросы истории русской философии. К симпозиуму по ист. философии/ И.Я.Щипанов. -М.: Изд-во МГУ, 1967. 71 с.

147. Юркевич, П. Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия Труды Киевской Духовной Академии, 1860;

148. Юркевич, П. Д. Чтения о воспитании/ П.Д. Юркевич М., 1865. -257 с.

149. Юркевич, П. Д. Курс общей педагогики с приложениями / П.Д. Юркевич. — М., 1869. 403 с.

150. Яковенко, Б. В. Тридцать лет русской философии / Б.В. Яковенко // Философские науки. 1991.- №10.- С. 61-96.1. V ч/

151. Spidlík, Т. Marii mistici ru§i / Tomás Spidlík // Trad, dupä originalul ital. de Nicolae D. Necula. Gala^i : Ed. Episcopiei Dunärii de Jos , 1997. -344c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.