Антропологические идеи К. Г. Юнга и современное образование тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Петрикеева, Ирина Алексеевна

  • Петрикеева, Ирина Алексеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 161
Петрикеева, Ирина Алексеевна. Антропологические идеи К. Г. Юнга и современное образование: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Екатеринбург. 1999. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Петрикеева, Ирина Алексеевна

Оглавление

Введение

Глава 1. Образование в XX веке: диалог социокультурного и антропологического подходов

1.1. Понятие образования

1.2.Критика классической (традиционной) модели образования

1.3.Тенденции и черты современного образования

Глава 2. К. Г. Юнг: смена антропологических оснований

образования

2.1. Бессознательное - основа новых возможностей человека

2.2. Индивидуация - становление самостного человеческого существа. Этапы Индивидуации. Образование взрослых

2.3. Архетипы как переживание целостности человеческого существа и бога, человека и природы. Образование как придание целостности разрозненным бразам мира

2.4. Образование с точки зрения антропологии

К.Г. Юнга

Заключение

Библиографический список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Антропологические идеи К. Г. Юнга и современное образование»

Введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время растет интерес исследователей к концепциям человека, разрабатываемым современным психоанализом, аналитической психологией, различными направлениями гуманистической психотерапии. Одной из ключевых фигур, оказавших влияние на создание основ новой антропологии, явился, без сомнения, К.Г. Юнг.

Его своеобразное учение о бессознательном как источнике символических форм, с одной стороны, поддерживает направления философии, исследующие символический характер человеческой природы и творчества1, с другой стороны, демонстрирует бессознательные мотивы человеческих действий, побуждений и поступков, исследуя источник жизненной, эстетической, любой другой креативности человека, оставаясь в этом отношении, в русле тем и проблематики постфрейдистской психологии и психотерапии.

В антропологии Юнга, человек - становящееся, развивающееся существо, проходящее в течение жизни определенные «уроки», усваивая которые он, наконец, получает возможность стать самим собой, обретая собственную индивидуальность.

Понимание человека как открытого, становящегося существа, призванного реализовать собственную уникальность в согласии с собственной родовой природой - антропологическое учение, задающее ориентиры современному пониманию человека и

1 См.: Кассирер Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы// Культурология. XX век: Антология. М., 1995. С.163-212; Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Логика символа// Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С.21-186, 247-274

возможностям его поведения в современной ему открытой и кризисной ситуации мира.

Кризис человечества, получивший на его нынешнем этапе название глобального, имеет в качестве одной из своих составляющих кризис современного человека, основанный, по мнению многих исследователей, на кризисе образования. Образование потеряло ориентиры желаемого общества и желаемого человека, развиваясь в стороне от исследований социальных вопросов и вопросов человеческой природы. Кризис образования можно увидеть в отсутствии «науки педагогики»1, отставании образования от жизни социальности и воспроизведении им отживших или отживающих социальных форм (критика так называемой индустриальной модели образования2), отсутствии Новой парадигмы образования3, социальной незащищенности системы и еще во многом другом. Главным же, по моему мнению, является потеря смысла человеческого существования, растущая неудовлетворенность человека самим собой и своей жизнью - то, что Мартин Хайдеггер назвал в начале века «забвением бытия».

С позиций Юнга, ответственным за это может быть лишь образование, не дающее человеку в современных условиях ориентиров относительно него самого, его внутренней сущности и предназначения.

1 Педагогика и логика. М., 1993. С.9

2 Библер B.C. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. М., 1997. С.337-347; Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М., 1995.; Пинский Ан.А. К Новой Парадигме в образовании. М.,1996. С.8-27; Розин В.М. Предмет и статус философии образования// Философия образования. М., 1996. С.13-16

3 Пинский Ан.А. К Новой Парадигме в образовании. С. 41-43

Юнговское учение о человеке может стать новой основой в понимании задач и сущности образования, предлагая ключевые ориентиры образовательной и педагогической деятельности в согласии с современным пониманием человека, развитием современной социальности и современного мира в целом. Понимание человека, его образования и перспектив его развития с точки зрения антропологических идей К.Г. Юнга является целью данного исследования.

С другой стороны, проблема человека и его образования получает актуальное звучание в аспекте становления информационного (постиндустриального) и постинформационного обществ, в которых главным социальным и экономическим ресурсом становится человек, степень его творческости, образованности и самореализации. Психические характеристики человека и «дальние пределы» его природы становятся непосредственными факторами будущего, более того, самой его возможностью1. Социальные исследования предоставляют необходимый контекст для понимания современности и современного образования в юнгианской перспективе.

Степень разработанности проблемы. Исследование различных аспектов юнговского учения и исследование проблематики современного образования представляют собой огромные пласты исследований, независимые друг от друга. Корпус юнгианских текстов представляют собой труды Юнга, его последователей и учеников, имеющих как узко-клиническую

1 Тема нового понимания человека и его образованности в перспективе становления нового общества блестяще раскрыта в последней работе А. Маслоу Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997

проблематику - Э Барц, Роберт А. Джонсон, А. Гуггенбюль-Крейг, Дж. Хендерсон, Дж. Хиллман, Дж. А. Холл, Дж. Уайли, У. Штейнберг, так и общекультурное значение - работы по мифологии, волшебной сказке, символизму Дж. Кэмпбелла, М. Элиаде, Т. Родерика, К. Кереньи, М.-Л. фон Франц, И. Якоби, И. Яффе, психологический анализ культурных установок Дж. Хендерсона.

Огромный практический резонанс получило учение Юнга о психологических типах, имеющее, наряду с представителями классической школы - К. Брэдвэй, У. Детлоф, П. Хайменн, М. Лумис, Дж. Сингер, С. Майер, М. Уозни, Р. Метцнер, Э. Плот, Е. Уилрайт, Д. Шарп, относительно самостоятельные ответвления в американском типоеедении - К. Бриггс, И. Бриггс-Майерс, О. Крегер, Дж. М. Тьюсон и русской соционике - А. Аугустинавичуте, В.В. Гуленко, Г. Рейнин, Р.К. Седых, О.Б. Слинько, В.П. Тыщенко, Е.С. Филатова, Е. Шепетько и др.

Наряду с конкретными тематическими исследованиями существуют обобщающие работы, представляющие учение и его «школы» целостно - Адлер Г., Голденберг Н., Лафлин Т., Кэмпбелл Дж., Сэмьюэлс Э., Фордхам М., Фрей-Рон Л. Делаются попытки осмысления творчества Юнга в контексте западной - Джэрет Й., Лэмберт К., Элленберг X. и восточной - Р. Моаканин, Д. Роузен, философии и культуры.

В отечественной литературе исследование теоретического наследия Юнга возрождается после длительного перерыва: переводятся и издаются его тексты, терминологически оформляются понятия, складывается традиция интерпретации. Продолжается работа, начатая в 20-е годы издательством «Мусагет» под руководством Э. Метнера - одного из первых русских интерпретаторов учения Юнга. Тогда же, в 20-е годы, было

выпущено первое 4-х томное издание произведений Юнга на русском языке.

В настоящее время ряд исследователей активно популяризируют учение Юнга, привлекая к нему внимание гуманитарной общественности (философов, психиатров, психологов) - это работы Аверинцева С.С., Бакусева В., Бондаренко Л.И., Зеленского В.В., Лейбина В.М., Мершавки В., Ожиганова Э.Н., Руткевича A.M., Тиглина С.А., Хегая Л.. Во многом, внимание к учению Юнга определяется возрождением отечественной психотерапии и психоанализа как особых гуманитарных исследований и практики. Одновременно, в отечественных исследованиях рассматриваются антропологические аспекты юнговского учения и более широкий, чем психологический или психиатрический, контекст его учения. Место Юнга осмыслено как мыслителя, ставящего и разрешающего глобальные проблемы современного человечества и его развития.

Интерес к теории Юнга в связи с вопросами образования обусловлен несколькими факторами. Во-первых, работами Юнга 30-х годов, посвященными проблемам воспитания. Во-вторых, рассмотрением Юнгом и его последователями тем, имеющих непосредственное отношение к становлению и созреванию человеческой души - особенностей «стадий жизни», индивидуации, значении второй половины жизни, необходимости непрерывного образования. В-третьих, созданием в 30-е годы М. Фордхамом направления детского анализа в рамках аналитической психологии. В-четвертых, возможностями применения юнговской

психотипологии в обучении и образовании1. Кроме того, по глубокому убеждению автора, не столько эти - частные аспекты юнговского учения имеют отношение к возможности переосмысления места, значения и смысла образования в современном мире, сколько глубинные идеи самого учения относительно значения и понимания бессознательных возможностей психики (юнговское понимание бессознательного как источника творчества (творения символических форм), позволило Дж. Хиллману и последовавшим за ним исследователям отказаться от «бессознательного» в пользу «воображения» и «воображаемого», совсем не погрешив против духа юнговского учения), архетипической структуры бессознательного, врожденной коллективной души (коллективного бессознательного) и ее взаимодействии с личными содержаниями бессознательного и с сознанием.

Одной из работ по применению учения Юнга (его психотипологии) в образовании явилась работа русских исследователей В.В. Гуленко и В.П. Тыщенко2.

Поток публикаций по проблемам образования огромен. Это монографии, журналы мировых научных сообществ, журнальные и газетные публикации, проекты программ преобразования национальных образовательных систем. Причина «образовательного

1 Это направление развивается американской школой типоведения: Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес М., 1995 и соционикой: Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика - межвозрастной педагогике: Учебно-методическое пособие. Новосибирск, М., 1997

2 Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика - межвозрастной педагогике: Учебно-методическое пособие. Новосибирск, М., 1997

бума» - растущее осознание мировой общественностью значения образования в становлении гуманного общества, каковым является современное общество.

Растет понимание того, что решение проблем образования - на пересечении результатов различных дисциплин, в интеграции этих результатов в обобщающих исследованиях. Не случайно в последние годы активизировалось направление философии образования, задающее фундаментальные ориентиры в понимании и постановке проблем образования. Это направление, берущее свои истоки в трудах философов начала века О.Ф. Больнова, Дж. Дьюи, Г.-Х. Гадамера, П. Наторпа, Г. Мюнстерберга, H.A. Бердяева, С.И. Гессена, в настоящее время представлено работами философов Андрюхиной JT.M., Буевой Л.П., Ворониной Т.П., Девятовой C.B., Куликова В.Б., Купцова В.И., Пинского Ан.А., Розина В.М., Томко Т.В., Турченко В., методологов Н.Г. Алексеева, Ю. Громыко, В. Лефевра, А. Москаевой, Н.И. Непомнящей, Н. Патиной, C.B. Попова, Г.П. Щедровицкого, П.Г. Щедровицкого, культурологов Библера B.C., Берлянд И.Е., Курганова С.Ю. и др. Результатами социокультурного исследования образования стали: исчерпывающий анализ и критика традиционной системы образования, определение черт современного образования, выделение двух фундаментальных подходов к образованию.

Эти исследования удачно дополнили традиционно развиваемые в России направления педагогической психологии - Выготский Л.С., Габай Т.В., Гальперин П.Я., Занков Л.В., Давыдов В.В., Леонтьев А.Н., Петровский A.B., Талызина Н.Ф., Эльконин Д.Б., социологии образования - И.В. Бестужев-Лада, Л.Г. Борисова, Г.Е. Зборовский, А.Ф. Зотов, Л.Ф. Колесников, В.Я. Нечаев, В.Н. Турченко, Ф.Р. Филиппов, исследования проблем воспитания - Ш.А. Амонашвили,

\ , •

Л.Д. Беляева, О.С. Газман, А.Б. Добрович, В.А. Кан-Калик, A.A. \ /

v ^

Леонтьев, A.B. Мудрик, В.Д. Семенов.

Теоретические и методологические основания исследования.

При многообразии подходов к постановке и решению проблем образования трудно говорить о едином понимании или целостной концепции современного образования. Одной из причин подобного положения вещей является наличие и необходимость в исследовании образования двух фундаментально противоположных и, одновременно, дополнительных подходов, вытекающих из двойственности образования как феномена, существующего в противоречивых модусах индивидуального и социального, и требующего четкого методологического различения феноменов образования как социального явления и феноменов образования как индивидуализации.

Следуя традиции социально-философских исследований, признающих двойственность социальных феноменов (Г.Ф. Гегель, К. Маркс, Т. Лукман, П. Бергер, Веллмер А., Карпович В.Н., Качанов О.Л., Кемеров В.Е. и др.) как фундаментальное их свойство и требующих удержания этой двойственности; а также наметившейся в исследовании вопросов образования тенденции к выделению двух фундаментальных подходов к пониманию и трактовке образования, автор выделяет, вслед за рядом исследователей1, два основных подхода к образованию - социокультурный и антропологический.

1 Пинский Ан.А. К новой Парадигме в образовании. М., 1996. С.6-7; Томко Т.В. Цель современного образования: к постановке проблемы (философско-культурологический аспект)// Культура - традиции - образование: Ежегодник. М., 1993. С. 8; Щедровицкий П.Г. Выступление на открытии конференции// Тьюторство: идея и идеология. Материалы 1-ой Межрегиональной тьюторской конференции. Томск, 1996. С.5-6

Первый, проблематике которого посвящена первая глава, позволяет поставить проблему образования с точки зрения тенденций развития социальности, оценить существующие в настоящее время в большинстве стран и в России системы образования с позиции исторического развития, выявить факторы социальности, задающие ориентиры развития образования.

Антропологический подход выводит проблемы образования из глубин человеческого бытия, определяя тенденции развития образования целостностью человека.

Многообразие позиций исследователей в рамках основных подходов отражает реальную многоаспектность феномена. Возможно ли единое описание образования при сохранении специфики различных подходов к нему? Современные концепции развития общества и учение К.Г.Юнга о бессознательном, индивидуации и архетипах предлагают пути решения данной проблемы.

Цель исследования - проанализировать значение антропологических идей К.Г.Юнга в понимании образования как пути становления и развития индивидуальности, способной нести ответственность за свои действия и поступки в современном -динамичном и кризисном - мире. Показать, что такое понимание образования совпадает с результатами социокультурных исследований тенденций развития общества, подтверждающих закономерное смещение ценностей образования с задач социализации (с ее акцентом на освоение и усвоение) на требование творческой и ответственной индивидуализации.

Цель исследования реализуется в постановке и решении следующих задач:

- проанализировать различные подходы к образованию с целью определения возможных путей их синтеза;

выявить основные признаки современного кризиса образования;

- охарактеризовать основные тенденции и черты современного образования;

- выявить антропологические аспекты учения К.Г. Юнга, связанные с современным образованием;

проанализировать возможности целостного подхода к образованию на основе антропологического учения К.Г. Юнга.

Реализация цели и задач исследования подводит к защите следующих положений:

1. Понимание образования с точки зрения антропологических идей К.Г. Юнга позволяет интегрировать результаты социокультурного и антропологического подходов в видении образования как противоречиво-двойственного пути становления индивидуальности из универсальной родовой природы человека;

2. Современный кризис образования связан с реализацией существующими системами образования ценностей индустриального общества, приведшего к забвению человека и его бытия;

3. Современное, т.е. реализующее ценности становящегося современного общества, образование характеризуется гуманизмом или человечностью; стремлением к проявлению индивидуальности; динамичностью; непрерывностью; использованием активных методов обучения и информационных технологий; опорой на современное знание и принципы современного мышления.

4. Основные аспекты юнговского учения, а именно, учение о коллективном бессознательном, индивидуации и архетипах,

подводят к пониманию человека как существа, реализующего собственную уникальность в единстве противоположностей родового и индивидуального, природного и символического, социального и культурного, и предполагают изменение понимания ценностей образования, его целей, функций, проблем профессиональной компетентности взрослых, занятых в образовании.

5.Юнговское учение представляет собой основу для объединения результатов социокультурного и антропологического подходов в понимании современного образования, позволяет выявить антропологические основания перспективных характеристик и черт современного образования.

Научная новизна исследования заключается в использовании антропологических выводов К.Г. Юнга в решении проблем современного образования; анализе основных антропологических аспектов юнгианства; введении в отечественную философскую традицию методологии К.Г.Юнга. Проанализирована связь современного образования с концепциями информационного общества и основными характеристиками современного мышления, дана критика традиционного образования с точки зрения социального контекста его возникновения, его содержания, метода и методики, порождаемой им ментальности. Проанализированы подходы к понятию образования и возможные пути их синтеза. Рассматривается значение понятия бессознательного для образования, понятие индивидуации, архетипы образования и образование как архетип.

Научно-практическая значимость исследования. Осуществленный теоретико-методологический анализ понятия образования, позволяет последовательно провести позицию

исследования и практики в образовании без смещения проблематики различных аспектов, что создает возможность дальнейшего плодотворного синтеза позиций. Анализ ценностей традиционного и современного образования, переосмысленный с антропологических позиций Юнга, задает критерии оценки конкретных образовательных достижений и проектов, предполагает новое понимание задач и функций образования с точки зрения современности, требует изменения подготовки учителей, способных работать в современной образовательной ситуации. Анализ юнговского учения о бессознательном позволяет ввести в образование результаты исследований глубинной психологии, ориентируя практиков и теоретиков образования на глубинный анализ образовательной ситуации и мотиваций, прививая элементарную грамотность в вопросах самопознания и рефлексии. Проблема индивидуации ставит задачу непрерывного профессионального образования и личностного роста участников образования как необходимое условие их компетентности. Архетипический анализ ситуации образования раскрывает особое место образования в судьбе человека, выявляет его глубинные культурные смыслы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Петрикеева, Ирина Алексеевна

Заключение

В диссертации рассмотрены фундаментальные подходы к образованию: социокультурный и антропологический, подчеркнута их противоположность и, одновременно, прослежена возможность их синтеза. Эта возможность обусловлена, по крайней мере, двумя факторами: особенностями развития современной социальности, а именно, возрастанием в ней значения человеческой составляющей, и тенденциями развития отдельных антропологических течений. В данной работе рассмотрены антропологические идеи К.Г. Юнга как возможность создания антропологии, «снимающей» в себе противоречия социальности/индивидуальности, коллективности /атомарности.

В первой главе рассматриваются возможности противоположных подходов к образованию в определении понятия образования, анализе существующей системы образования, оценке перспектив развития образования. Отмечается удивительное совпадение результатов различных подходов в оценках классической (традиционной) и современной моделей образования.

Дается юнгианское понимание образования как деятельности и/или самодеятельности становления индивидуальным человеческим существом, реализующим собственную природу и индивидуальность через соотнесение с родовым опытом бессознательного, в котором снимается противоположность универсалистских и индивидуалистских определений образования.

Подобное понимание дополняет понятие образования как авторской позиции в культуре (культурологический подход) аспектом первичного или психологического творчества как творения себя и своей жизни. Одновременно, обращаясь к глубинному коллективному слою бессознательного в процессе индивидуации, человек проникает к социальным условиям своего существования, опыту рода, осуществляя таким образом путь социализации (1социокультурный подход). С точки зрения существования в современном мире, образование, понимаемое таким образом, становится фундаментом социальности и личностной самореализации.

Анализируется классическая модель образования, пока еще господствующая в большинстве образовательных учреждений различных стран. Анализ подводит к выводу, что с точки зрения современного мышления, современного общества и человека традиционное образование не выдерживает критики. Социально оно связано с индустриальным обществом, уходящим с исторической сцены, организационно воспроизводит отмирающий сектор экономики и производства, структурно (субъективно) транслирует уходящую ментальность Нового времени, содержательно воспроизводит структуру «старой» науки и знания XV11-XIX столетий, антропологически исходит из представлений о человеке и его предназначении эпохи «до Фрейда». Традиционное образование построено на принципах классической рациональности и обращено к Разуму или сознанию своих участников. Вследствие этого, оно не учитывает бессознательные стороны человеческой души и жизни, оставаясь принципиально не целостным, продолжая порождать проблемы, с которыми человечество столкнулось в XX веке.

С позиции антропологии Юнга, эпоха, фиксирующая одну из противоположностей - в данном случае, сознательную субъективную мощь человека - неизбежно подспудно накапливает «заряд» противоположной силы, подготавливая «взрыв». XX столетие демонстрирует серию «взрывов», затрагивающих все жизненно важные сферы человека - экономику, политику, духовность. Большинство современных исследователей считает, что на смену традиционному должно прийти образование, воплощающее в себе устремления современного общества и современное понимание человека. Основными чертами современного образования, выявляемыми социокультурным и антропологическим подходами являются: гуманизация и гуманитаризация образования; индивидуализация; динамичность (способность к вариативности организационных форм и содержания); непрерывность; использование активных методов обучения и информационных технологий; ориентация на современное знание и принципы современного мышления.

Юнговское учение о человеке вносит дополнительные аспекты в понимание и смысл современного образования, раскрывая значение бессознательных факторов в образовании, место и значение индивидуации - становления и расширения сознания в образовании, значение коллективных образов во взаимодействии взрослого и ученика, значение становления личности в процессе образования взрослых. Эти аспекты создают возможность интеграции результатов социокультурного и антропологического подходов в целостное видение современного образования. Этим аспектам антропологического учения Юнга и их связи с современным образованием посвящена вторая глава диссертации.

Антропологическое учение Юнга несет в себе возможность целостного взгляда на проблемы образования, раскрывающиеся через аспекты целостного видения человека, его развития и образования.

Целостность человека определяется возвращением ему утерянных и забытых его характеристик: бессознательного содержания его души, а вместе с ним духовной и божественной составляющих его жизни; целостности его души, духа и тела, мышления и чувств, интуиции и ощущения; единства его коллективных и индивидуальных качеств, универсального и индивидуального в каждой личности; его глубинной связи с родовым опытом человечества; его символической природы; его изначального единства с миром. Юнговское понимание бессознательного меняет представление о происхождении бессознательного в человеческой жизни, его значении, месте и функциях. Юнг расширяет понятие бессознательного как вытесненного и «утерянного» до его полного значения - того, что никогда не терялось и не может быть утеряно (без потери самой личности и человеческой формы), что через века сохраняет единство человека в его роде - человечестве. Бессознательное определяется как жизненная сила, влечение, позволяющее человеку реализовываться во всей его полноте, тончайшими нитями связанной с природой и историей человеческого рода. В силу этого, бессознательное теряет характер запретного, блокируемого и блокирующего, приданный ему Фрейдом, принимая характер вечно бьющего творческого жизненного источника, из соприкосновения с которым рождается творчество жизни, человеческой личности и культуры.

Целостность развития человека проявляется в прохождении им закономерных стадий роста, результатом которого выступает образование индивидуальности - отдельного, целостного существа, раскрывшего все многообразие возможностей своей личности (в юнгианском языке, содержание всех основных психических функций), пришедшего в итоге своего пути к единству социального и индивидуального в освоении образов коллективного бессознательного. В этом синтезе коллективного и индивидуального - сильнейшая сторона юнговского учения, предлагающего особое видение и решение проблемы единства и целостности человека, его развития и образования.

Целостное видение образования позволяет представить его в единстве его задач социализации и индивидуализации, расширения и тренировки сознательной деятельности и установления диалога с бессознательным, единства познания и самопознания, образования и самообразования, знаниевой, когнитивной деятельности и деятельности по образованию личности. Наличие пластов бессознательного знания и личностного знания позволяет подойти целостно к добыванию знания, задействующего не только разум, но душу и дух ребенка. Грамотная работа с архетипами позволяет удерживать целостность образовательной ситуации и управлять ей.

Методология Юнга, осуществляющая движение к такой целостности, представляет собой систему принципов, ведущих исследователя от выявления противоположностей к анализу законов их взаимодействия и установлению принципов их единства или гармонии. К этим принципам можно отнести принцип дополнительности сознательной и бессознательной установки, принцип гармонии (удержания равновесия) или энантиодромии, принцип нормальности различий (вариативности), принцип целостности или поиск возможностей единства противоположностей. В работах Юнга эти принципы нашли широкое применение в исследованиях комплексов, методике ассоциативного эксперимента, исследованиях символической природы человеческой души. Следование им в образовании позволяет снять проблему внутренней разорванности последнего, искать пути целостного видения ситуации, предмета, ученика; формирует холистичный подход к пониманию целей, ценностей и задач образования.

Юнговское учение проникнуто глубинным пафосом и вниманием к человеку. Личность и индивидуальность в его учении есть то, от чего зависит многое в современном мире. Возможно, от этого зависит судьба человечества. Его постановка проблемы индивидуальности имеет особенный характер и необычные перспективы. В привычном для нашего века противостоянии массы и индивидуальности, Юнг увидел проблему человеческой души, несущей противоречие коллективного и индивидуального внутри себя как неотъемлемую часть своей природы. В ситуации такого -внутреннего - противостояния решение проблемы как массовости, так и индивидуальности может быть только на пути диалога или усвоения «уроков» каждой из сторон противоречия.

Юнговское учение о человеке открывает новые перспективы перед образованием. Если образование есть путь становления динамичной и творческой индивидуальности в многообразии ее различных проявлений, это меняет сам дух и задание образования, изменяя, тем самым, социальные формы его существования. Социальные формы образования, построенного на принципах индивидуальности, должны отходить от привычного единообразия, иметь хороший запас динамичности. Юнговское учение, в данной ситуации, может служить, своего рода, обозначением цели, средства достижения которой рождаются по ходу пути.

Личностный путь в образовании описан и представлен Юнгом подробно. В диссертации рассмотрены участки этого пути: значение диалога с бессознательным для личностной самореализации и успешной деятельности в образовании; необходимость становления сознания и его расширения за счет ассимилирования содержаний бессознательного - архаических (недифференцированных) психических функций и архетипических фигур бессознательного. Подробнее были рассмотрены архетипы Тени, Персоны, Анимы как бессознательной души и Возрождения как наиболее актуальные в ситуации образования.

Исследование архетипов Анимы, Анимуса, Великой Матери и Самости еще ждет своего воплощения. Они обозначают собой сферы развития становящейся зрелой личности, разрешающей задачу половой идентификации и конструктивного взаимодействия с противоположным полом и задачу обретения полноты или самодостаточности, характеризующейся возможностями вариативного поведения, определяющегося характером ситуации, характером действующих лиц, задачами индивидуума и/или коллективности, которую он представляет. Полнота, индивидуальность и способность к вариативности как творчеству в ситуации, характеризуют, на деле, свободную личность, способную действовать не предзаданно, т.е. самостоятельно и свободно, что возможно, конечно, как результат долгого и упорного пути к этому.

Дальнейшее исследование пути индивидуации, по Юнгу, как установления «взаимоотношений» с перечисленными выше архетипическими фигурами, позволит глубже разобраться с проблемой свободы индивидуальности, ее ответственности, в целом, с проблемой новой этики - нравственности, характерной для противоречивой современной эпохи.

Учение Юнга дает такую возможность - думать над вечными проблемами, исходя из конкретной точки времени и места, каковой является наша современность, разрешая их здесь и сейчас, давая возможность применить их решения конкретным ныне живущим людям. В этом состоит аспект юнговского учения быть практической философией современности.

Думаю, изучение творчества интереснейшего мыслителя современности только начинается, результаты его опыта и его исследований будут важны и значимы не только для профессионалов - философов, педагогов и психологов, но и «рядовых» взрослых, занимающимся воспитанием себя и своих детей. Каждый человек, если он захочет, сможет найти что-то очень личное, свое, написанное только для него, замечательным мыслителем К.Г. Юнгом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Петрикеева, Ирина Алексеевна, 1999 год

Библиографический список использованной литературы

1.Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь/ Пер. с англ. Под ред. С.А. Ерофеева. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1997. - 420 с.

2.Аверинцев С.С. Архетипы// Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. /Гл. Ред. С.А. Токарев. - М.: Рос. Энциклопедия. 1997. - Т. 1. А-К. - С. 110-111

3. Аверинцев С.С. Чудо// ФЭ: в 5 т. - Т. 5. - С. 491-492

4. Аналитическая психология К.Г. Юнга: рационализм или иррационализм? (по материалам современных дискуссий) (обзор)// Рациональное и иррациональное в современном буржуазном сознании. - Реферативный сборник. - М.: ИНИОН АН СССР, 1978. -С. 150-167

5. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее/ К.Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк. Сост. В.В. Зеленский, A.M. Руткевич. - М.: Мартис, 1995. - 320 с. - (Классики зарубежной психологии).

6. Андрюхина Л.М. Культура и стиль: Педагогические тональности. -Екатеринбург: ИРРО, 1995. - 188 с.

7.Аргуэльес X. Майянский фактор (Фактор Майя). Внетехнологический путь. Пер. с англ. - К.: «София», Ltd., 1996. -272с.

8. Архетип. Философский психоаналитический журнал. - 1996. -N 3-4

9. Аугустинавичуте А. Дуальная природа человека. Очерк по соционике. - Вильнюс, 1994. - 54 с.

Ю.Бакусев В. В земле человеческой: проблема культуры и творчество К.Г. Юнга// Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке (Собр. соч. - Т. 15). - М.: «Ренессанс», 1992. - С. 229-270

П.Бакусев В. Карл Густав Юнг: парадоксы жизни и творчества// Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного/ Пер. с нем. - М.: Канон, 1994. - С. 6-24

12.Белл Д. Социальные рамки информационного общества// Новая технократическая волна на Западе/ Сост. и вст. статья П.С. Гуревича. - М.: Прогресс,1986. - С.330-342

13.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: «Медиум», 1995. -323с.

14.Бергсон А. Собр. соч. - СПб, 1914. - Т.5. - 210 с.

15.Бессознательное. Сборник статей. - Т. 1 -Новочеркасск: Агентство САГУНА, 1994. - 223 с.

16.Бессознательное: Природа, функции, методы исследования: в 4-х т. - Тбилиси: Мецниереба, 1985.

17.Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. - М.: Наука, 1993. - 240 с.

18.Библер В. Школа диалога культур// Частная школа. - 1993. - 1. - С. 17-31

19.Библер B.C. Культура и образование (Размышление в семи тезисах)// Библер B.C. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. - М.: Русское феноменологическое общество, 1997. - С. 337-347

20.Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. - М.: Издательство Прогресс, Гнозис, 1991. - 176 с. (На путях к гуманитарному разуму).

21.Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990 - 413 с.

22.Бутенко И.А. Социальное познание и мир повседневности. Горизонты и тупики феноменологической социологии. - М.: Наука,

1987. - 144 с.

23.Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. 2-е, испр. и доп. изд. - Т. 2. -М.: «Мысль», 1978. - 575 с. (АН СССР Ин-т философии. Филос. наследие).

24.Веллмер А. Модели свободы в современном мире// Социо-Логос. - М.: Прогресс, 1991. - С.11-38

25.Визгин В.П. «Генеалогия знания» Мишеля Фуко как программа анализа научного знания// Исследовательские программы в современной науке. - Новосибирск: Наука, 1987. -С.267-284

26.Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия: Пер. с нем./ Ин-т философии. - М.: Наука, 1993. - 105 с.

27.Выдающиеся педагоги: Паулу Фрейре// Перспективы. Вопросы образования. - 1987. - 1. - С. 125-138

28.Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем./ Общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. - М.: Прогресс,

1988. - 704 с.

29.Гартман Э. К понятию бессознательного// Новые идеи в философии. - СПб, 1914. - 15. - С.

30.Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое: Пер. с нем. - М.: Наука. Гл. ред. физ. -мат. лит., 1989. - 400 с.

31.Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: «Школа-Пресс», 1995. - 448 с.

32.Гирц К. Влияние концепции культуры на концепцию человека// Культурология XX век. Дайджест. - Проблемно-тематический сборник 1. - М.: ИНИОН РАН, 1997. - С. 139- 166

33.Глотова Г.А. Психология: наука и бизнес. - Екатеринбург: «УНИПО», 1996. - 63 с.

34.Григорьева Т.П. Дао и Логос (встреча культур). - М.: Главная ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1992. - 424 с.

35.Грот Н. Понятие души и психической энергии в психологии// Вопр. философии и психологии. - 1897. - Т. 37-38 - С.

36.Гуггенбюль-Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине. Перевод с нем. С.С. Панкова. Научная редакция В.В. Зеленского.- СПб.: Б.С.К., 1997. - 117с.

37.Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика -межвозрастной педагогике: Учебно-методическое пособие. - 2-е изд. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. - 270с.

38.Гуссерль Э. Амстердамские доклады. Феноменологическая психология// Логос. - М.: Гнозис, 1992. - С. 62-80

39.Гуссерль Э. Феноменология. Статья в Британской энциклопедии// Логос. - М.: Гнозис, 1991. - 1. - С. 12-21

40.Джонсон Р. Сновидения и фантазии. Анализ и использование. Пер. с англ. - М.: REFL- book, К.: Ваклер, 1996. - 288с. (Серия «Актуальная психология»)

41.Джонсон P.A. Он. Глубинные аспекты мужской психологии./ Пер. с англ. - Харьков: «Фолио», М.: Институт общегуманитарных исследований, 1996.- 186 с.

42.Джонсон P.A. Она. Глубинные аспекты женской психологии. /Пер. с англ. - Харьков: «Фолио», М.: Институт общегуманитарных исследований, 1996. - 124 с.

43.Дильтей В. Сущность философии// Философия в систематическом изложении. - СПб, 1909. - С. 3-32

44.Дудина М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. - Екатеринбург: «Наука», Уральское отделение, 1998 - 312 с.

45.Дэвид Роузен. Дао Юнга. Путь целостности/ Перев. с англ. -К.: «София», Ltd., 1997. - 256 с.

46.Зборовский Г.Е. Социология образования: В 2 ч. 4.1: Социология допрофессионального образования: Учеб. пособие. -Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993. - 152 с.

47.Зеленский В.В. Аналитическая психология. Словарь (с английскими и немецкими эквивалентами). - СПб.: Б.С.К.,1996. -324 с.

48.3инченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. - М.: Тривола, 1995. - 64 с.

49.Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991. - 464 с. (Мыслители XX века)

50.Иное образование: региональные практики. Материалы научно-практической конференции «Образование и региональная политика (Екатеринбург, 6-7 апреля 1994 г.). 4.11. - Екатеринбург: УрО РАН, ИнКОТ, 1996. - 270 с.

51.Какабадзе B.JI. Теоретические проблемы глубинной психологии. - Тбилиси: Мецниереба,1983

52.Калина Н.Ф., Тимощук И.Г. Основы юнгианского анализа сновидений. - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. - 304 с. - (Серия «Актуальная психология»)

53.Канетти Э. Масса и власть/ Пер. с нем. и предисл. Леонида Ионина. - М.: AdMarginem, 1997.- 528 с.

54.Каира Ф. Дао физики. Исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока. - СПб.: «Орис», «ЯНА-ПРИНТ», 1994.- 304 с.

55.Капра Ф. Уроки мудрости. Пер. с англ. В.И. Аршинова, М. П. Папуша, В.В. Самойлова и В.Н. Цапкина. - М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. - 318 с.

56.Карпович В.Н. Соотношение холизма и индивидуализма как методологических позиций в марксистском объяснении практики// Концептуализация и смысл. Сборник науч. трудов. - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1990. - С.174-185

57.Кассирер Э Философия символических форм: Введение и постановка проблемы// Культурология. XX век: Антология. - М.: Юрист, 1995. - С. 163-212. - (Лики культуры).

58.Кастанеда К. Учение дона Хуана. Отдельная реальность. Путешествие в Икстлан. Пер. с англ.- К.: «София», Ltd., 1992 -736с.

59.Качанов О.Л. Резервы и тупики марксистской социологии: целостность и тоталицизм// Социо-Логос. - М.: Прогресс, 1991. -С.125-140

60.Кемеров В.В. Введение в социальную философию. Учебное пособие для гуманитарных вузов. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 215 с.

61.Кирилюк A.C. Архетипы и категории предельных оснований (КПО)// Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия. - Сб. науч. тр./ АН УССР. Ин-т философии, Республ. Бюро методол. семинаров/ Отв. ред. Б.А. Парахонский. - Киев: Наук. Думка, 1990. - С. 109-119

62.Кислов А.Г. Социокультурный смысл детства. - Екатеринбург: Банк Культурной информации, 1998. - 152 с. - (Серия «Философия образования»; Вып. 2)

63.Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры, дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с.

64.Колодин А. Не ради аппаратной суеты (интервью В. Нестерова)// Народное образование. - 1995. - 10. - С.8-13

65.Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей. 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим. Пер. с англ. -М.: Персей, Вече, ACT, 1995. - 544с. («Self-Help»)

66.Куликов В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. - Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та,1988. -192 с.

67.Культура - традиции - образование: Ежегодник. - М., Российский институт культурологии. -1993. - 216 с.

68.Кэмпбелл Д. Герой с тысячью лицами. Пер с англ. - К.: «София», 1997. - 336 с.

69.Кэмпбелл Д. Маски бога: Созидательная мифология. - Т.1. -Кн. 1 - Пер. с англ.- М.: Изд-во АДЕ «Золотой век», 1997. - 332 с.

70.Лакан Ж. Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда. Пер. с фр./ Перевод А.К. Черноглазова, М.А. Титовой (Значение фаллоса). - М.: «Русское феноменологическое общество», изд-во «Логос», 1997. - 184с.

71 .Латинско-русский словарь. Около 50000 слов. Изд. 2-е, переработ, и доп. - М.: «Русский язык», 1976 - 1096 с.

72.Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 608 с. - (Серия: «Психология: Классические труды»),

73.Леви-Стросс К. Миф, ритуал и генетика// Природа. - 1978. - 1 . - с. 90-105

74.Леви-Стросс Л. Структурная антропология. - М.: Наука, 1985. - 536 с.

75.Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М.: Политиздат, 1990. - 397 с.

76.Лейбин В.М. К.-Г. Юнг: человек - архетипное и самостное существо// Буржуазная философская антропология XX века. - М.: Наука, 1986. - с.246-249

77.Лесков Л.В. Космическое будущее чнловечества. - М.: ИТАР-ТАСС, 1996. - 160 с.

78.Лобок А. Антропология мифа. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. - 688 с. - (Библиотека философа: Философский андеграунд Урала).

79.Лобок А. Вероятностное образование: екатеринбургский вариант // Школьные технологии. - 1996. - 3. - С. 27-35

80.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991 - 525 с. - (Мыслители XX века)

81.Малявин В.В. Карл Юнг о духовном совершенствовании в даосизме // Восхождение к Дао /Сост. В.В. Малявин. - М.: Наталис, 1997. - (Серия «De vita spirituali»). - С.270-275

82.Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеал рациональности. - Тбилиси: «Мецниереба», 1984. - 82 с.

83.Мамардашвили М.К. Проблемы анализа сознания. Свердловск, 1990.- 176 с.

84.Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии// Философия в современном мире. Философия и наука. Критические очерки буржуазной философии. - М.: Наука, 1972. - С.28-94

85.Мартишина Н.И. Когнитивные основания паранауки: Автореф. дис. док. филос. наук. - Екатеринбург, 1997. - 43с.

86.Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики/ Пер. с англ. A.M. Татлыдаевой; Научн. ред., вступ. статья и коммент. H.H. Акулиной. - Спб.: Издат. группа «Евразия», 1997. - 430 с.

87.Мастере Р. Нейроречь. Пер. с англ. - К.: «София», 1997. - 112

с.

88.Межкультурное образование: подход Совета Европы. - М.: ИНПОД995. - 180 с.

89.Мелетинский Е.М. О происхождении литературно-мифологических сюжетных архетипов// Мировое древо. - 1993. -вып. 2. - С.9-62

90.Менжулин В. Аналитическая психология: ее теория на практике// Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. - Киев: СИНТО, 1995. - С. 1-Y11

91.Мершавка В. Иван-Дурак и Король-Рыбак// Роберт А. Джонсон. Он. Глубинные аспекты мужской психологии. Пер. с англ. - Харьков: «Фолио»; М.: Институт общегуманитарных исследований, 1996. - С. 119-185

92.Мещеряков Б.Г. Утопические размышления о гуманитарном образовании// Человек. - 1996. - 6. - с.52-58

93.Мысль изреченная.../ Сборник научных статей. Отв. ред. В.А. Кругликов. - М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1991. - 196 с.

94.Налимов В.В. В поисках иных смыслов. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. - 280 с.

95.Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. - М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. Ленина, 1989. - 287 с.

96.Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Реальность нереального. Вероятностная модель бессознательного. - М.: Издательство «МИР ИДЕЙ», АО АКРОН, 1995. - 432 с. с илл.

97.Наранхо К. Песни просвещения. Пер. с английского К. Бутырина под общей редакцией В.В. Зеленского. - СПб.: «Б.С.К.», 1997. - 266 е., с ил.

98.Нестеров В. Принципиальные соображения по поводу управления образованием// Народное образование. - 1995. - 10. - С. 37-39

99.Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. - М.: ИННОВАТОР - BENNET COLLEGE, 1997. - 248 с.

100.Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. - М.: РФФИ-ИПИ, 1995. - 113 с.

101.Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. Пер. с англ. - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1998. - 464 с. - (Серия «Созвездия мудрости»),

102.Нэсбит Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: Год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы.

- М., 1992. - 415 с.

ЮЗ.Нэсбит Дж. Мегатенденция: десять новых направлений, преобразующих наши жизни. - Нью-Йорк, 1982.

104.Образование// Краткая философская энциклопедия. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Энциклопедия», 1994. - С.311

105.Образование// Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп.

- М.: АЗЪ. 1994 - 928 с.

106.Образование// Современный философский словарь / Под ред. д.ф.н., проф. В.Е. Кемерова. - М., Бишкек, Екатеринбург: Publisher ODISSEI, 1996. - С.331-337

Ю7.0жиганов Э.Н. Психология и социология коллективного бессознательного// Психологическое обозрение. - 1(2). - М.: (Рос. психол. Общество) «Русский двор», 1996. - С. 6-13

Ю8.0ртега-и-Гассет X. Избранные труды: Пер. с исп./ Сост., предисл. и общ. ред. А. М. Руткевича. - М.: Издательство «Весь Мир», 1997. - 704 с.

109.Орфеев Ю.В., Панченко А.И. Парапсихология: наука или магия?// Вопр. философ. - 1986. - N 12. - С. 116-128

110.Отто Ранк. Миф о рождении героя. Пер. с англ. - М.: «Рефл-бук»; К.: «Ваклер», 1997. - 252 с. - (Серия «Актуальная психология»)

Ш.Паули В. Влияние символических форм на формирование естественнонаучных теорий у Кеплера// Физические очерки. Сборник статей. - М.: Наука, 1975. - С.131-175

112.Педагогика и логика. - М.: КАСТАЛЬ, 1993. - 414 с.

ПЗ.Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. Пер. с англ.// Под ред. A.B. Беляевой, В.В. Леонаса. - М.: Педагогика, 1989. - 224 с.

114.Пинский Ан.А. К Новой Парадигме в образовании. - М.: «Парсифаль» (Издательство Московского Центра вальдорфской педагогики), 1996. - 88 с.

115.Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.1/ Общ. ред. А.Ф. Лосева и др. - М.: Мысль, 1990. - С. 575-612

116.Пропп В. Морфология сказки. - Ленинград: «ACADEMIA», 1928.- 152 с.

117.Психоанализ и науки о человеке/ Сост. Е.В. Филиппова, М. Шуаре . - М.: Прогресс- Культура, 1996. - 416 с.

118.Рациональное и иррациональное в современном буржуазном сознании. - Реферативный сборник. - М.: ИНИОН АН СССР, 1979. -Вып. 2.- 276 с.

119.Региональный компонент образования: от унификации к разнообразию// Народное образование. - 1995. - 10. - С. 14-16

120.Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре// Культурология. XX век: Антология. - М.: Юрист, 1995. - С. 69-103. (Лики культуры)

121.Руткевич А. Предисловие// Аналитическая психология: Прошлое и настоящее/ К.Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк; Сост. В.В. Зеленский, A.M. Руткевич. - М.: Мартис, 1995. -С. 7-41. - (Классики зарубежной психологии).

122.Руткевич A.M. Жизнь и воззрения К.Г. Юнга// Юнг К.Г. Архетип и символ/ Сост. и вступ. ст. A.M. Руткевича. - М.: Ренессанс, 1991. - С. 5-22

123.Руткевич A.M. К.Г. Юнг // Знание-сила. - 1989. - Февраль. -С. 67-73

124.Руткевич A.M. К.Г. Юнг об архетипах коллективного бессознательного // Вопр. философии. - 1988. - 1. - С. 124-133

125.Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру. Критический очерк экзистенциального психоанализа. - М.: Политиздат, 1985. - 175 с. -(Социальный прогресс и буржуазная философия).

126.Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа. Пер. с англ. - М.: ЧеРо, 1997. - 416 с. : ил.

127.Сандомирский М., Гуленко В. Соционическая модель личности и возможности ее применения в психотерапии// Этюды о новой психотерапии/ Под. Ред В.В. Козлова. - Мн., 1995. - 192 с.

128.Седляк В. Homo elektronicus // Культурология XX век. Дайджест. Проблемно-тематический сборник. - 1 . - М.: ИНИОН РАН, 1997. - С. 5-12

129.Седых Р.К. Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология. - М.: «Менатеп-Траст», 1994. - 256с.

130.Сендерович С. Ревизия юнговой теории архетипа // Логос. -1995. - N 6. - М.: «Гнозис», 1994. - С. 144-163

131 .Современная западная философия: Словарь /Сост.: Малахов B.C., Филатов В.П. - М.: Политиздат, 1991 - 414 с

132.Современная наука: познание человека/ Отв. ред. И.Н. Смирнов. - М.: Наука, 1988. - 203 с.

133.Сознание и физический мир. Сборник статей. Выпуск 1. Под редакцией А.Е. Акимова. Межотраслевой научно-технический центр венчурных нетрадиционных технологий (МНТЦ ВЕНТ). - М.: Издательство Агентства «Яхтсмен», 1995. - 146с.

134.Сознание и физический мир. Сборник статей. Выпуск 2. Под редакцией А.Е. Акимова. Международный институт теоретической и прикладной физики Российской Академии Естественных Наук (МИТПФ РАЕН). - М.: Издательство «Фолиум», 1997. - 143 с.

135.Солсо Р.Л. Когнитивная психология. Пер. с англ. - М.: Тривола, 1996. - 600 е.: ил.

136.Социо-Логос: Пер. с англ., нем., фр./ Сост., общ. ред. и предисл. В.В. Виноградова, А.Ф. Филиппова. - М.: Прогресс, 1991. - 480 с.

137.Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. - М.: МНПП «ЭСИ», 1994. -183 с.

138.Тимоти Родерик. Мистерии Темной Луны. Пер. с англ. - К.: «София», 1997. - 256 с.

139.Тойч Дж. М., Тойч Ч.К. Второе рождение или искусство познать и изменить себя. - М.: Центр психологии и психотерапии, Международный Исследовательский Центр Человека «Санрэй»,

1995.-

140.Тоффлер А. Футурошок. - СПб.: Лань, 1997. - 464 с.

141 .Тьюторство: идея и идеология. Материалы 1-ой Межрегиональной тьюторской конференции. - Томск,1996. - 130 с.

142.Тэрнер В. Символ и ритуал. Сост. В.А. Бейлис. - М.: Главная ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1986. - 234 с. ( «Исследования по фольклору и мифологии Востока»)

143.Уайли Дж. В поисках фаллоса: Приап и инфляция Мужского. Пер. с англ. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Б.С.К., 1996. - 128с., илл.

144.Уваров М.С. Бинарный архетип. Эволюция идеи антиномизма в истории философии и культуры. - СПб.: БГТУ, 1996. - 213

145.Уилсон P.A. Квантовая психология. Перевод с англ. под ред. Я. Невструева. - К.: «Янус», 1998. - 224 с.

146.Философия образования. - М.: Фонд «Новое тысячелетие»,

1996. - 288 с.

147.Философско-психологические предположения Школы диалога культур/ Под общей редакцией B.C. Библера. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998 -216с.

148.Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции/ Авторы очерка о Фрейде Ф.В. Басин и М.Г. Ярошевский. - М.: Наука, 1989 - 456с. (Серия «Классики науки»)

149.Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук/ Пер. с фр. В.П. Визгина, Н.С. Автономовой. Вст. ст. Н.С. Автономовой. - СПб: A-cad, 1994. - 406 с.

150.Хайдеггер M. Бытие и время. Перевод с нем. В.В. Бибихина. - M.: AD MARGINEM, 1997. - 451 с.

151.Хендерсон Дж. Психологический анализ культурных установок. Перевод с англ. - М.: «Добросвет», 1997. - 219 с. (Серия «К.Г. Юнг и современный психоанализ»)

152.Хиллман Дж. Архетипическая психология. Пер. с англ. Ю. Донца и В. Зеленского. - СПб.: Б.С.К., 1996. - 157с.

153.Холл Дж. А. Юнгианское толкование сновидений. Практическое руководство. Пер. с англ. В. Зеленского. - СПб.: Б.С.К., 1996. - 168с.

154.Хрестоматия по глубинной психологии. Выпуск 2. Пер. с англ. - М.: «Добросвет», 1997. - 350 с.

155.Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике/ Редактор-составитель В.Ю. Баскаков. 2-е изд. - М.: Смысл,1997. - 159 с.

156.Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. (Психологические основы развивающего обучения). - М.: АО «Столетие», 1995. - 192 с.

157.Шарп Д. Типы личности: Юнговская типологическая модель. Пер. с англ. - Воронеж: НПО «Модек», 1994. - 128с.

158.Шварц Е.Л. Пьесы. - JL: «Сов. писатель» Ленингр. отд-ие, 1982. - 584 с.

159.Шепетько Е. Метод простой классификации// Мост. - 1996. -2. - С. 16-18

160.Штокмайер/ Р. Штайнер. Материалы к учебным программам вальдорфских школ/ Пер. с нем. И. Маханькова, под ред. Д. Виноградова. - М.: Парсифаль, 1995. - 416 с.

161.Шуклин В.В. Мифы русского народа/ Ред. В. Мылов. - Екатеринбург: Банк Культурной Информации, 1995.-336с. (Мифы народов мира)

162.Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1993. - 154 с.

163.Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. - Санкт-Петербург: МЕДУЗА, 1993. - 463 с.

164.Юнг и современный психоанализ. Хрестоматия по глубинной психологии. Редактор-составитель Л.А. Хегай. - Выпуск 1. - М.: ЧеРо, 1996. - 248 с.

165.Юнг К.Г. Aion. Пер. с англ., лат. - М.: «Рефл-бук»; К.: «Ваклер», 1997. - 336 с. - (Серия «Актуальная психология»)

166.Юнг К.Г. Mysterium Coniunctionis/ Пер. с англ., лат. - М.: «Рефл-бук»; К.: «Ваклер», 1997. - 688 с. (Серия «Актуальная психология»)

167.Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Записано и отредактировано Аниэлой Яффе: Пер. с нем. - Киев: AirLand, 1994. - 405 с.

168.Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. - М.-К.: ЗАО «Совершенство» - «Port-Royal», 1997. - 384 с. - (Бестселлеры психологии)

169.Юнг К.Г. Избранные труды по аналитической психологии. Авторизованное изд. под общ. ред. Э. Метнера. - Т. 1-3. - Цюрих: «Мусагет», 1939. - ТЗ. - Опыт изложения психологической теории. Диагностическое исследование ассоциаций. Структура и бессознательное / и др. / 1939. - Y111. - 644 с.

170.Юнг К.Г. Комментарий к немецкому переводу даосских трактатов «Секрет Золотого Цветка» и «Книга Прозрения и Судьбы». Перевод с нем. В.В. Малявина// Восхождение к Дао/ Сост. В.В. Малявин. - М.: Наталис, 1997. - С. 276-306

171.Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. - Санкт-Петербург: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. -416 с. (Библиотека психоаналитической литературы)

172.Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. -М.: «МЕДИУМ», 1994. - 254 с.

173.Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем./ Предисл. A.B. Брушлинского. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1996. - 336 с. - (Б-ка зарубежной психологии)

174.Юнг К.Г. Психологические типы/ Под общ. ред. В. Зеленского. - Санкт-Петербург: «Ювента», М.: «Прогресс-Универс», 1995. - 716 с.

175.Юнг К.Г. Психология и алхимия. Пер. с англ., лат. - М.: «Рефл-бук»; К.: «Ваклер», 1997. - 592 с. - (Серия «Актуальная психология»)

176.Юнг К.Г. Синхронистичность. Сборник. Пер с англ. - М.: «Рефл-бук»; К.: «Ваклер», 1997. - 320 с. - ( Серия «Актуальная психология»)

177.Юнг К.Г. Собрание сочинений. Дух Меркурий/ Пер. с нем. -М.: Канон, 1996. - 384 с. - (История психологии в памятниках)

178.Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души/ Пер. с нем. - М.: Канон, 1994. - 336 с. - (История психологии в памятниках)

179.Юнг К.Г. Собрание сочинений. Ответ Иову/ Пер. с нем. - М.: Канон, 1995. - 352 с. - (История психологии в памятниках)

180.Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного/ Пер. с нем. - М.: Канон, 1994. - 320 с. - (История психологии в памятниках)

181.Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации - М.: Наука, 1996. - 269 с. (Памятники психологической мысли)

182.Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика/ Составл., предисл. и перевод с англ. В. Менжулина. - Киев: СИНТО, 1995. - VII, 236 с.

183.Юнг К.Г. Человек и его символы/ Под общ. редакцией С.Н. Сиренко. - М.: Серебряные нити, 1997. - 368 е., илл.

184.Якоби М. Встреча с аналитиком. Феномен переноса и человеческие отношения. Пер. с англ. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 1996. - 177с.

185.Adler G. Basic Concepts of Analitical Psychology . - L.,1974. -Guild lecture 174. - April. Bell D. Resolving the contradictions of modernity and modernism // Society . - N.Y. , 1990 . - Vol. 27. 3. - P. 43 - 50; 4. -P. 66-75

186.Botkin J. W., Elmandra M., Malitza M. No limits to learning. -Oxford, 1979

187.Cohen E.D. C.G. Jung and the scientific attitude/ Ed. by D. Cohen. - N.Y.,1975. - XI1. - 167 p. (Philos. Librery). - Bibliog.: P.161-162

188.Coleman H. The constructive typology. - N.Y.,1968

189.ELLenberger H. F. The discovery of Unconscious. - N.Y.,1970

190.Frey-Wehrlin C.T. Reflections on C.G. Jung's concept of synchronicity. - «J. of analytical psychology». -L.,1976. - Vol. 21. - N 1. - P. 37-48

191.Gordon R. The symbolic experience as bridge between the personal and the collective // «J. of analytical psychology». - L.,1977. -Vol. 22. - N 4. - p. 331-342

192.Jung C.G. // Psychology and Education. - 1969. - N 4 - P.

193.Jung C.G. Grundwerk in neun Baenden. Bd. 6. Walter-Verlag Ölten und Freiburg im Breisgau, 1985

194.On the margin of the visible: Sociology, the esoteric and the occult/ Ed. By Tiryakian E.A. - N.Y.e.a..l974. - XV. - 364 p. -(Contemporary religious movements: a Wiley- interscience ser. ). -Bibliog.: P.351-357.

195.Otto R. The Idea of the Holy. - L.: Penguin, 1959

196.Portable Jung / Ed. J. Campbell . - N.Y., 1971

197.Progoff I. The death and rebirth of psychology. An integrative evaluation of Freud, Adler, Jung and Rank and the impact of their culminating insights on modern man. - N.Y.: Julian press, 1956. - IX. -275 p.

198.Schroeder R. Cyberculture, cyborg post-modernism and the sociology of virtual reality technologies: Surfing the soul in the information age// Futures. - Guildford, 1994. - Vol. 26. - 5. - P. 519 -528

199.Societies as organized power networks// Mann M. The sources of social power. - Cambridge Univ. press, 1988. - Vol. 1: A history of power from the beginning to A.D. 1760. - p. 1 - 70

200.Storr A. The Integrity of the Personality. - L.,1960

201.Toffler Al. Powershift: Knowledge, wealth, a. Violence at the edge 21st century. - N.Y.; L.: Bantam books, 1990. - 551 p.

202.Whyte L.L. The unconscious before Freud. - L., 1962

203. Wollman B.B. The unconscious mind. The meaning of freudian psycology. -New Jersey, Prentic. Hall, 1968. - 244 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.