Антропоморфные изображения в наскальном искусстве Северной Азии: Эпоха энеолита-бронзы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.06, кандидат исторических наук Бутьян, Виталий Александрович

  • Бутьян, Виталий Александрович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2003, Кемерово
  • Специальность ВАК РФ07.00.06
  • Количество страниц 274
Бутьян, Виталий Александрович. Антропоморфные изображения в наскальном искусстве Северной Азии: Эпоха энеолита-бронзы: дис. кандидат исторических наук: 07.00.06 - Археология. Кемерово. 2003. 274 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Бутьян, Виталий Александрович

Введение.

Глава 1. История изучения антропоморфных наскальных изображений.?

Глава 2. Антропоморфные изображения на памятниках наскального искусства Северной Азии.

2.1. Антропоморфные изображения Ангары, Лены и сопредельных территорий.

2.2. Антропоморфные изображения Саяно-Алтайской зоны.

2.3. Антропоморфные изображения Байкала и Забайкалья.

2.4. Антропоморфные изображения Дальнего Востока.

Глава 3. Выделение физических параметров и хронология антропоморфных изображений эпохи энеолита-бронзы.

3.1. Выделение физических параметров антропоморфных изображений.

3.2. Проблемы хронологии антропоморфных изображений эпохи энеолита-бронзы.

Глава 4. Семантика антропоморфных изображений эпохи энеолита-бронзы.

4.1. Анализ атрибутов антропоморфных изображений и композиций с участием антропоморфных изображений.

4.2. Изображения, связанные с культом плодородия.

4.3. Изображения, связанные с шаманистским культом.

4.4. Изображения охотников, воинов, колесничих.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Антропоморфные изображения в наскальном искусстве Северной Азии: Эпоха энеолита-бронзы»

-Диссертация посвящена исследованию антропоморфных изображений эпохи энеолита-бронзы на памятниках наскального искусства Северной Азии.

Актуальность. В настоящее время в научный оборот введены материалы многочисленных памятников наскального искусства, открытых на территории Сибири и Дальнего Востока. На большинстве известных памятников присутствуют антропоморфные изображения. Они устойчиво существуют в наскальном искусстве различных эпох, причем антропоморфные изображения эпохи энеолита-бронзы являются одними из самых многочисленных. На них обращали внимание исследователи в связи с публикацией материалов петроглифических комплексов. Однако до сих пор нет обобщающей работы, посвященной антропоморфным изображениям Северной Азии эпохи энеолита-бронзы. В связи с этим многие вопросы, связанные с антропоморфными изображениями этого времени, практически не поднимались. В первую очередь это относится к выявлению физических параметров и атрибутов антропоморфных изображений. Без этого становится затруднителен как хронологический, так и семантический анализ изображений. Дальнейшего исследования требует сюжетный анализ композиций с участием антропоморфных изображений. Этот аспект открывает возможности для выявления сцен, связанных с мифологическими воззрениями, дает представление о повседневной жизни древнего населения. Комплексное рассмотрение этих вопросов дает возможность получить представление о мировоззрении населения, связанного с мирозданием, о магической связи человека с животными, природой и космосом. Изучение схожих образов и сюжетов позволяет выявить общую мировоззренческую основу населения всего североазиатского региона.

Целью настоящего исследования является комплексный анализ антропоморфных изображений эпохи энеолита-бронзы на памятниках наскального искусства Северной Азии.

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

- Систематизация памятников, содержащих антропоморфные изображения, с учетом характеристики географических и геологических особенностей даного региона, а также техники нанесения рисунков.

- Определение количества антропоморфных изображений и их процентного соотношения с остальными изображениями как в целом, так и в эпоху энеолита-бронзы.

- Выделение физических параметров антропоморфных изображений и сопутствующих им атрибутов.

- Проведение хронологического анализа для определения антропоморфных изображений эпохи энеолита-бронзы.

- Проведение семантического анализа антропоморфных изображений эпохи энеолита-бронзы.

Исходя из поставленных задач, были выбраны приемы н методы исследования. В диссертации использован сюжетно-композиционный метод анализа. В результате были выделены устойчивые сюжеты с участием антропоморфных изображений на памятниках Северной Азии. Кроме этого, в данной работе использовался метод сравнительно-исторического анализа. Все полученные статистические показатели, сведенные в таблицы, являются результатом настоящего исследования. При определении хронологии и семантики использовались данные археологии и этнографии.

Источники. Основными источниками послужили архивные и опубликованные материалы по антропоморфным изображениям на памятниках Северной Азии. Непосредственным объектом исследования явились 8016 антропоморфных изображений, выявленных в материалах 120 памятников Северной Азии. Из них около 600 изображений, использовавшихся при выделении физических параметров и атрибутов, а также для определения хронологии и семантики, опубликованы в приложении. В диссертации использованы архивные материалы основного и вспомогательного научных фондов музея-заповедника «Томская писаница».

Территория. Рассматриваемым регионом является Северная Азия. Границами Северной Азии с запада являются Уральские горы, с востока Берингово море и Тихий океан. С севера моря, относящиеся к системе Северного Ледовитого океана (Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море), а с юга государственные границы России с Казахстаном, Монголией, Китаем.

Эту территорию мы разделяем на четыре природно-исторические зоны: 1. Бассейны Ангары, Лены и сопредельные территории; 2. Саяно-Алтайская зона; 3. Байкал и Забайкалье; 4. Дальний Восток.

Хронологические рамки исследования. Исследование охватывает период Конца III - начала I тыс. до н. э. Выбор нижней даты связан с тем, что именно с этого времени антропоморфные изображения начинают в массовом порядке появляться на писаницах Северной Азии. Выбор верхней даты обусловлен тем, что антропоморфные изображения конца III - начала I тыс. до н. э. достаточно резко отличаются от антропоморфных изображений более поздней скифской эпохи. На значительной части территории Северной Азии к этому времени относится конец эпохи энеолита и эпоха бронзы, хотя на некоторых территориях эпоха бронзы значительно сдвинута по времени вплоть до I тыс. н. э., а иногда вместо нее отмечается эпоха пережиточного неолита, как, например, на Чукотке.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые 1) выделен, изучен и систематизирован материал с антропоморфными изображениями на памятниках наскального искусства Северной Азии с учетом территориальных особенностей и техники нанесения рисунков; 2) определены физические параметры антропоморфных изображений, а также сопутствующие им атрибуты 3) проведен хронологический и семантический анализ антропоморфных изображений эпохи энеолита-бронзы Северной Азии.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в курсах по первобытному и древнему искусству, а также в спецкурсах, связанных с историей древних верований и мифологии. Кроме этого, работа может являться частью более полного исследования образов наскального искусства, а также при построении музейных экспозиций.

Апробация и практическое внедрение результатов исследования. Материалы работы были представлены в докладах ряда научных конференций: Международная конференция по первобытному искусству в Кемерово, 3-8 августа, 1998 год; VI Всероссийская научная конференция студентов и аспирантов «Проблемы материальной и духовной культуры России и зарубежных стран» в Сыктывкаре, 25-27 марта 1999 года; XXXVII Международная научная студенческая конференция «Студент и научно-технический прогресс» в Новосибирске, апрель 1999 года; 5-th Annual meeting of European Association of Archaeologists. Bournemouth, United Kingdom, 14-19-th September, 1999.

Часть материалов по данному исследованию опубликована в тезисах докладов этих конференций, а две статьи находятся в печати.

Структура работы. Цель и задача исследования определили его структуру. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений, а также двух приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Археология», Бутьян, Виталий Александрович

Заключение

При изучении антропоморфных изображений эпохи энеолита-бронзы были проанализированы 8016 антропоморфных изображений со 120 памятников нскального искусства. Из них 3199 антропоморфных изображений относя гея к эпохе энеолита-бронзы, что составляет 39,9% от общего количества антропоморфных изображений. Такие изображения были выявлены на 88 памятниках из 120 изученных.

Количество антропоморфных изображений эпохи энеолита-бронзы на памятниках весьма разнообразно. Большая часть памятников, примерно 65%, содержит от 1 до 100 антропоморфных изображений. Около 27% памятников не содержат антропоморфных изображений эпохи энеолита-бронзы, и только на 9% памятников таких изображений более 100. При рассмотрении антропоморфных изображений эпохи энеолита-бронзы по территориям вырисовывается следующая картина: на памятниках Ангары, Лены и сопредельных территориях обнаружено 966 антропоморфных изображений с 42 памятников из 46, что составляет 34,72%) от общего количества антропоморфных изображений. В Сая-но-Алтае - 1316 изображений с 22 памятников из 26, что составляет 44,41 % от всех антропоморфных изображений. На Байкале и в Забайкалье - 138 изображений с 9 памятников из 22, что составляет 23,96%) от общего количества антропоморфных изображений. На Дальнем Востоке обнаружено 779 антропоморфных изображений с 15 памятников из 26, что составляет 45,96% от всех антропоморфных изображений на данной территории.

В исследовании проведен анализ антропоморфных изображений. По итогам этой работы были выделены все физические параметры антропоморфных изображений на памятниках наскального искусства Северной Азии. В результате было выделено девять групп антропоморфных изображений: с двумя ногами и двумя руками; с двумя ногами и одной рукой; с двумя ногами и без рук; с одной ногой и двумя руками; с одной ногой и одной рукой; без ног с двумя руками; без ног и рук; в виде столбика и антропоморфные личины. Кроме них были выделены 13 признаков, которые встречаются у различных групп антропоморфных изображений, а также подсчитаны их количественные показатели.

I) силуэтные изображения - 3428 (из них к эпохе энеолита-бронзы относятся 699); 2) антропоморфные изображения, выполненные в виде столбика - 1966 (1482); 3) контурные изображения (полностью или частично) - 919 (144); 4) изображения со ступнями или ступней - 832 (240); 5) фаллические изображения - 637 (104); 6) антропоморфные личины - 562 (404); 7) изображения в фертообразной позе — 367 (90); 8) перевернутые изображения — 246 (62); 9) изображения с пальцами - 207 (76); 10) изображения без головы - 188 (37);

II) изображения с лицом или в маске - 74 (31); 12) изображения с туловищем в «скелетном» стиле - 57 (39) и 13) изображения с грудями - 15(12).

Был произведен анализ атрибутов, сопутствующих антропоморфным изображениям, а также сцен, в которых они участвуют. В результате было выделено десять групп антропоморфных изображений: 1) изображения с оружием и ритуальными предметами - 676 изображений (из них 169 относятся к эпохе энеолита и бронзы); 2) на лыжах - 10 (9); 3) в головных уборах - 827 (452); 4) в одежде - 258 (71); 5) в лодках - 1986 (1525); 6) с животными - 1 157 (56); 7) с орнитоморфными и зооморфными признаками - 45 (31); 8) колесничие - 49 (49); 9) эротические сцены - 14 (14) и 10) изображения людей, взявшихся за руки («хороводы») - 132 (15).

Проведя хронологический анализ, из общей массы были выделены изображения, относящиеся к эпохе энеолита - бронзы, представленные тремя группами.

К первой группе относятся изображения конца III - начала II тыс. до н. э. В эту группу входят наиболее ранние изображения, обладающие зооморфными и орнитоморфными чертами, имеющие отношение к культу плодородия, а также ряд изображений, композиционно связанных с животными, в частности, с лосем. К ним относятся изображения в звериных шкурах с Ангары, Алдана, а также изображения с возбужденным фаллосом. Кроме них к этой группе относятся самые архаичные антропоморфные личины Нижнего Амура: овальной, яйцевидной и сердцевидной формы.

Вторая группа - это изображения ранней и развитой бронзы (окуневская и самуськая эпохи, начало II тыс. - XIII век до н. э.). К этой группе относятся основная масса антропоморфных личин и ряд сходных с ними фигур Саяно-Ал-тая, Ангары, Лены, Алдана, Нижнего Амура. Кроме них к изображениям этой группы относятся шаманские изображения в рогатых и грибовидных головных уборах, с хвостами, посохами, бубнами, а также изображения воинов и охотников в таких же головных уборах, изображения, выполненные в «скелетном» стиле, изображения с «шаманской» короной или лучами. В эту группу можно включить и изображения рожениц. К этой группе относится большая часть антропоморфных изображений эпохи бронзы.

Третья группа изображений отнесена к поздней бронзе (карасукская эпоха, XII - VIII вв. до н. э.). Среди антропоморфных изображений большую часть составляют изображения воинов и охотников. Впервые появляются изображения всадников и колесничих на боевых колесницах. Усиливается схематизм антропоморфных изображений.

Среди антропоморфных изображений эпохи энеолита-бронзы можно выделить три семантические группы, которые в то время являлись основными.

I. Изображения, связанные с культом плодородия. В эту группу входят фаллические изображения, сцены полового акта, а также изображения рожениц.

II. Изображения, связанные с шаманистским культом. К этой группе относятся:

1. Антропоморфные изображения в звериной шкуре и птичьем оперении, а также с зоо- и орнитоморфными чертами (трехпалые, с хвостами, рогами, птичьими клювами и т. д.);

2. Изображения в рогатых, грибовидных головных уборах, «лучистых» и «перьевых коронах», с посохами, булавами, луками и т. д.;

3. Антропоморфные изображения, выполненные в «скелетном» стиле;

4. Антропоморфные изображения в одежде с бахромой;

5. Антропоморфные изображения с бубнами;

6. Антропоморфные личины;

7. Изображения людей, взявшихся за руки («хороводы»), III. Изображения воинов, колесничих, охотников.

Таким образом, антропоморфные изображения встречаются среди наскальных изображений очень часто и играют большую роль в мифологических представлениях местных обитателей. В массовом порядке они появляются только в эпоху энеолита-бронзы и сразу же начинают играть на писаницах ведущие роли. Антропоморфные изображения участвуют во многих сценах, связанных с культом плодородия, шаманистскими культами, а также в охотничьих и воинских сценах. Без понимания сущности антропоморфных изображений наши знания о духовном мире древних обитателей Северной Азии были бы неполными.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Бутьян, Виталий Александрович, 2003 год

1. Неопубликованные источники1. Писаницы Ангары:

2. Томская писаница. Архив МЗТП, ОФ, Инв. №1844-1886. Новоромановские писаницы. Архив МЗТП, ОФ, Инв. № 1970-2003, 51195132.

3. Висящий камень. Архив МЗТП, ОФ, Инв. №1921-1933. Писаницы Байкала:

4. Опубликованные источники Писаницы Ангары:

5. Третий каменный остров. Окладников А. П., 1966, табл. 95-113, с. 239259.

6. Баля Озерная. Окладников А. П., 1966, табл. 119, с. 263. Баля Сухая. Окладников А. П., 1966, табл. 121-148, с. 264-291. Большая Када. Окладников А. П., 1966, табл. 149-165, с. 292-308.

7. Манзя. Окладников А. П., 1966, табл. 168-171, с. 3 11 -3 14. Каменка. Окладников А. П., 1966, табл. 172-176, с. 315-319. Оленный утес. Окладников А. П., 1966, табл. 177-178, с. 320-321. Писаницы Лены: Верхняя Лена:

8. Тинная. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 1-3, с. 107-109; Кочмар И. Н. 1994, табл. 94-99, с. 181-182.

9. Чиэрбэ. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 5-6, с. 111-112; Кочмар И. Н., 1994, табл. 100-103, с. 182-183.

10. Юедяй. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 7-1 1, с. 113117.

11. Ат-Дабан. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 12-19 (1), с. 118-125.

12. Сурухтах-Хая. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 19 (2,5) -27, с. 125-132.

13. Мархачан. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 28-33 (2). с. 133-137.

14. Ой-Муран. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 61, с. 165. Батык. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 62-63, с. 166167.

15. Чопчу-Бага. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 66-76, с. 170-180.

16. Синское. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 77-79 (1,2), с. 181-183.

17. Петровское. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 85-99 (13), с. 189-203.

18. Юрдюк-Хая. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 102-105, с. 206-209.

19. Тиит-Ары. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 106-113, с. 210-21.7.

20. Бланка. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 120-132, с. 224236.

21. Тойон-Ары. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 140-151, с. 243-254.

22. Сурухтах-Аан. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 1 52-156, с. 255-259.

23. Писаницы бассейна реки Алдан:

24. Балаганаах. Окладников А. П., Мазин А. И., 1979, табл. 5 (11-111), 7-9, с. 92, 94-96; Кочмар И. Н., 1994, табл. 188-190, с. 210. Бэс-Юрэх. Окладников А. П., Мазин А. И., 1979, табл. 12-22, с. 99-109; Кочмар И. Н., 1994, табл. 104-146, с. 185-197.

25. Илим-Орго-Юрэх. Окладников А. П., Мазин А. И., 1979, табл. 29-31, с. 116-118; Кочмар И. Н., 1994, табл. 195-202, с. 213-215. Юкаан. Окладников А. П., Мазин А. И., 1979, табл. 32-35, с. 119-122; Кочмар И. Н., 1994, табл. 203-211, с. 217.

26. Мая. Окладников А. П., Мазин А. И., 1979, табл. 38-58, с. 125-145.

27. Писаницы Бассейна реки Олекмы:

28. Олекма. Окладников А. П., Мазин А. И., 1976, табл. 12-13, с. 134-135. Басынай. Окладников А. П., Мазин А. И., 1976, табл. 18-19, 140-141; Кочмар И. Н., 1994, табл. 64-65, с. 171.

29. Устье реки Крестях. Окладников А. П., Мазин А. И., 1976, табл. 20-25, с. 142-147; Кочмар И. Н., 1994, табл. 68-83, с. 172-177. Чара. Окладников А. П., Мазин А. И., 1976, табл. 42-43, с. 164-165; Кочмар И. Н, 1994, табл. 25-29, с. 156-158.

30. Токко. Окладников А. П., Мазин А. И., 1976, табл. 27-41, с. 149-163; Кочмар И. Н., 1994, табл. 32-62, с. 160-170.1. Писаницы Притомья:

31. Томская писаница. Окладников А. П., Мартынов А. И., 1972, табл. 1-274, с. 23-125.

32. Новоромановские писаницы. Окладников А. П., Мартынов А. И., 1972. табл. 1-52, с. 126-142.

33. Тутальская писаница. Окладников А. П., Мартынов А. И., 1972, табл. 131, с. 143-163.

34. Висячий камень. Ковтун И. В., 1993, табл. 3-18, с. 69-84.1. Писаницы Тувы:

35. Мугур-Саргол. ДэвлетМ. А., 1980, табл. 1-76, с. 72-224. Алды-Мозага. ДэвлетМ. А., 1998, табл. 1-52, с. 81-141.

36. Писаницы Хакаско-Минусинской котловины:

37. Шалаболино. Пяткин Б. Н., Мартынов А. И., 1985, табл. 1-9, 39, с. 147155, 185.

38. Кунинская писаница. Вяткина К. В., 1961, эстампаж 1-51, с. 195-237. Тепсей. Blednova et al, 1995, planche 1-29. Усть-Туба. Blednova et al, 1995, planche 30-79. Оглахты. Sher et al, 1994, Oglakhty I-III.1. Писаницы Горного Алтая:1. Елангаш.

39. Саган-Заба. Окладников А. П., 1974, табл. 1-20, с. 126-145. Бухта Ая. Окладников А. П., 1974, табл. 21 -26, с. 146-151. Елгазур. Окладников А. П., 1974, табл. 33-41, с. 157-165.1. Писаницы Забайкалья:

40. Бага-Заря. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1969, табл. 15-32, с. 119-136.

41. Сарбадуй. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1969, табл. 52-58, с. 156-162.

42. Цаган-Усунская МТС. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1969, табл. 59, с. 163.

43. Боргой-Сельгир. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1969, табл. 60 (1,2), с. 164.

44. Селендума. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1969, табл. 61-65, с. 165-169.

45. Малый Алтан. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1969, табл. 74, с.178.

46. Большой Алтан. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1969, табл. 75, с.179.

47. Тэмээн-Шулуун. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1969, табл. 76 (2,4-7), с. 180.

48. Тамгата-Халуун. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1969, табл.77, с. 181.

49. Павлова гора. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1969, табл. 79-83, с. 183-187.

50. Хайсагар. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1969, табл. 96 (2-4), с. 200.

51. Кашкарга. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1969, табл. 96 (1) 97, с. 200-201.

52. Баин-Хара. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1969, табл. 98-1 1 1, с. 202-215.

53. Шара-Тала. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1970, табл. 5 (4)-8 (1,2). с. 177-180.

54. Наран-Хабсагай. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1970, табл. 8 (3,4)-9, с. 180-181.

55. Онохой. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1970, табл. 33-37, с. 204208.

56. Судунтуй. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1970, табл. 45-5 i, с. 216222.

57. Токтуй. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1970, табл. 52, с. 223. Кирочи. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1970, табл. 53, с. 224. Писаницы Приамурья: Средняя Нюкжа. Окладников А. П., Мазин А. И., 1976, табл. 1-10, с. 123132.

58. Могойтуй. Мазин, 1986, с. 59-60, с. 210, 212, табл. 48 (IV-VII), 50 (I-IV). Калашниково. Мазин, 1986, с. 60-61, с. 212-213, табл. 50(V, VI)-51(1-11). Малый Улистай. Мазин, 1986, с. 61-64, с. 212-214, табл. 50 (VII), 51 (III-IV), 52 (1,11).

59. Маргуцек. Мазин, 1986, с. 64-67, с. 214, 216-219, табл. 52 (III), 54-57 (I). Урулюнгуй. Мазин, 1986, с. 67-68, с. 219, 221-223, табл. 57(11), 59, 60 (ИДУ), 61.

60. Нортуй. Мазин, 1986, с. 68-71, с. 222, 224-225, табл. 60(1), 62-63. Казачий. Мазин, 1986, с. 71-72, с. 226-227, табл. 64-65.

61. Бырка. Мазин, 1986, с. 73-80, с. 228-240, табл. 66-70 (I), 71-78. Архара. Мазин, 1986, с. 82-95, с. 244-258, табл. 82-96. Писаницы Нижнего Амура:

62. Пегтымель. Диков, 1971, с. 75-91, с. 92-124, камень 1-Х1.1. Список литературы

63. Абрамова 3. А. Изображения человека в палеолитическом искусстве Евразии. M.-JL: Наука, 1966.

64. Авдеев А. Д. Маска (опыт типологической классификации по этнографическим материалам) // СМАЭ. Т. 17. - 1957.

65. Амайон Роберта Н. Традиионный сибирский охотничий шаманизм. Поиск «счастья»//Шаман и Вселеная.: Сп-Б., 1997, С. 111-123.

66. Бобров В. В. Некоторые аспекты смены археологических культур // Смены культур и миграции в Западной Сибири. Томск, 1987.

67. Бродянский Д. JL Антропоморфные мифологические образы в системе артефактов неолита и палеометалла Дальнего Востока // Антропоморфные изображения. Первобытное искусство. Новосибирск: Наука, 1987, С. 58-73.

68. Вадецкая Э. Б. Археологические памятники в степях Среднего Пппсея. Л.: Наука, 1986.

69. Вадецкая Э. Б. Древние идолы Енисея. Л., 1967.

70. Вадецкая Э. Б. Женские силуэты на плитах из окуневских могильников // Сибирь и ее соседи в древности. Новосибирск: Наука, 1970.

71. Вадецкая Э. Б. Изваяния окуневской культуры // Э. Б. Вадецкая, Н. В. Леонтьев, Т. А. Максименков. Памятники окуневской культуры. -Л.: Наука, 1980. С. 37-77.

72. Вадецкая Э. Б. О каменных стелах эпохи бронзы в Хакасско-Минусинской котловине // СА. №4. - 1965. - С. 211-219.

73. Вадецкая Э. Б. О сходстве самусьских и окуневских антропоморфных изображений. // СА. -№1. 1969. - С. 270-274.

74. Вайсброд Р. Л. Методы датировки наскального искусства // Современные проблемы изучения петроглифов. Кемерово.: Изд-во КемГУ, 1993. -С. 21-37.

75. Васильевский Р. С. Антропоморфные изображения и их интерпретация // Антропоморфные изображения. Первобытное искусство. Новосибирск: Наука. - 1987. - С. 19-28.

76. Вяткина К. В. Наскальные изображения Минусинской котловины // СМАЭ. 1961. -Т.20. - С. 188-237.

77. Вяткина К. В. Шалаболинские (тесинские) наскальные изображения // СМАЭ. Т. 17. - 1949. - С. 417-484

78. Глушков И. Г. Иконографические особенности некоторых самусьских изображений // Антропоморфные изображения. Первобытное искусство. Новосибрск: Наука. - 1987. - С. 89-96.

79. Грязнов М. П. Писаницы эпохи бронзы из д. Знаменка в Хакасии // КСИ-ИМК.-№80.- 1960.

80. Диков Н. Н. Наскальные загадки древней Чукотки. Петроглифы Пегты-меля. М.: Наука, 1971.

81. Диков Н. Н. Пегтымельские петроглифы уникальный археологический памятник Заполярной Чукотки // Наскальные рисунки Евразии. - Новосибирск: Наука, 1992. - С. 45-49.

82. Дэвлет Е. Г. О скелетном стиле в наскальном искусстве (азиатско-американские параллели) // Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. -Сп-Б., 1996.-С. 173-174.

83. Дэвлет М. А. Большая Боярская писаница. М.: Наука, 1976(а).

84. Дэвлет М. А. Генезис шаманизма по материалам наскальных изображений Сибири // Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Сп-Б., 1996. -С. 24-26.

85. Дэвлет М. А. Древнейшие антропоморфные изображения Южной Сибири и Центральной Азии // Наскальные рисунки Евразии. Новосибирск: Наука, 1992.-С. 29-43.

86. Дэвлет М. А. Листы Каменной книги Улуг-Хема. Кызыл, 1990.

87. Дэвлет М. А. Мугур-Саргол древнее святилище на Енисее // У истоков творчества. Первобытное искусство. — Новосибирск: Наука, 1978. -С. 164-173.

88. Дэвлет М. А. О головных уборах антропоморфных изображений эпохи бронзы на Верхнем Енисее // Вопросы археологии Хакасии. Абакан, 1980(6).-С. 53-64.

89. Дэвлет М. А. О наскальных изображениях быков в Туве // Современные проблемы изучения петроглифов. Кемерово.: Изд-во КемГУ, 1993. -С. 74-88.

90. Дэвлет М. А. О солярных знаках, «солнцерогих» и «солнцеголовых» 15 наскальном искусстве // Наскальное искусство Азии. Вып. 2. - Кемерово, 1997(6).-С. 11-17.

91. Дэвлет М. А. Окуневские антропоморфные личины в ряду наскальных изображений Северной и Центральной Азии // Окуневский сборник. -Сп-Б, 1997(а). С. 241-250.

92. Дэвлет М. А. Петроглифы Енисея. М., 1996.

93. Дэвлет М. А. Петроглифы Мугур-Саргола. М.: Наука, 1980(а).

94. Дэвлет М. А. Петроглифы на дне Саянского моря (гора Алды-Мозага). -М.: Памятники исторической мысли. 1998.

95. Дэвлет М. А. Петроглифы на Кочевой тропе. М.: Наука, 1982.

96. Дэвлет М. А. Петроглифы Улуг-Хема. -М.: Наука, 1976(6).

97. Кадырбаев М. К., Марьяшев А. Н. Каратаусские колесницы // Археологические исследования в Казахстане. Алма-Ата, 1973.

98. Кадырбаев М. К., Марьяшев А. Н. Наскальные изображения хребта Ка-ратау. Алма-Ата, 1977.

99. Килуновская М. Е. Наскальные изображения как элемент религиозно-мифологических представлений ранних кочевников Центральной Азии (по материалам из Тувы) // Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. -Сп-Б., 1996.-С. 149-154.

100. Киселев С. В. К изучению минусинских каменных изваяний // Историко-археологический сборник. А. В. Арциховскому к 60-летию. М., 1962.

101. Ковтун И. В. Петроглифы Висящего камня и хронология Томских писаниц.-Кемерово.: Кузбассвузиздат, 1993.

102. Кожин П. М. Гобийская квадрига // С А. №3. - 1968.

103. Косарев М. Ф. Древние культуры Томско-Нарымского Приобья. М., 1974.

104. Косарев М. Ф. Древняя история Западной Сибири: человек и природная среда. М.: Наука, 1991.

105. Косарев М. Ф. К вопросу об антропоморфных и солярных рисунках на самусьской керамике //С А. №1. - 1964. - С. 292-295.

106. Кочмар И. Н. Писаницы Якутии. Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1994.

107. Кубарев В. Д. Антропоморфные хвостатые существа алтайских гор // Антропоморфные изображения. Первобытное искусство. Новосибирск: Наука, 1987.-С. 150-170.

108. Кубарев В. Д. Датировка петроглифов по находкам из погребальных комплексов Алтая // Современные проблемы изучения петроглифов. -Кемерово.: Изд-во КемГУ, 1993. С. 104-113.

109. Кубарев В. Д. Древнейшие шаманские изображения Алтая // Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции. Якутск, 1992.

110. Кубарев В. Д. Древние росписи Каракола. Новосибирск: Наука, 1988.

111. Кубарев В. Д. О локальном варианте окуневской культуры на Алтае // Скифская эпоха Алтая. Барнаул, 1986.

112. Кубарев В. Д. Окуневско-каракольские памятники Хакасии и Алтая (Корреляция и хронология) // Международная конференция по первобытному искусству (тезисы докладов). Кемерово, 1998. - С. 58-60.

113. Кузьмина Е. Е. В стране Кавата и Афрасиаба. М., 1977.

114. Кузьмина Е. Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986.

115. Кулемзин В. М. Шаманство васюганских хантов // Из истории шаманства. Томск, 1976.

116. Леонтьев Н. В. Антропоморфные изображения окуневской культуры // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в древности. Неолит и эпоха металла. Новосибирск: Наука, 1978.

117. Леонтьев Н. В. Изображения животных и птиц на плитах могильника Черновая VIII // Сибирь и ее соседи в древности. Новосибирск: Наука, 1970, С. 265-270.

118. Леонтьев Н. В. Колесный транспорт эпохи бронзы на Енисее // Вопросы археологии Хакасии. Абакан, 1980. - С. 65-84.

119. Леонтьев Н. В. Кундусукские росписи // СА. №4. - 1969. - С. 245-248.

120. Леонтьев Н. В. Наскальные рисунки Коровьего лога // К вопросу о периодизации антропоморфных изображений окуневской культуры. Изв. Сиб. отд. АН СССР. - 1976. -№11.- Сер. Обществ. Наук. - вып. 3.

121. Липский А. Н. Американоиды на Енисее // Происхождение аборигенов Сибири и их языков. Томск, 1969.

122. Липский А. Н. К вопросу о семантике солнцеобразных личин Енисея // Сибирь и ее соседи в древности. Новосибирск: Наука, 1970. - С. 163173.

123. Липский А. Н. Новые данные по афанасьевской культуре // Вопросы истории Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука, 1961. - С. 269279.

124. Мазин А. И. Древние святилища Приамурья. Новосибирск: Наука, 1994.

125. Мазин А. И. Таежные писаницы Приамурья. Новосибирск: Наука, 1986.

126. Максименков Г. А. Могильник Черновая VIII эталонный памятник окуневской культуры // Э. Б. Вадецкая, Н. В. Леонтьев, Г. А. Максименков. Памятники окуневской культуры. - Л., 1980. - С. 3-24.

127. Максимова А. Г., Ермолаева А. С., Марьяшев А. И. Наскальные изображения урочища Тамгаллы. Алма-Ата, 1985.

128. Мартынов А. И. О датировке памятников наскального искусства Сибири // Наскальное искусство Азии. Вып. 2. - Кемерово, 1997. - С. 17-24.

129. Мартынов А. И. Петроглифы Сибири: анализ конкретных источников и «Всемирно-исторический масштаб» // Изв. Сиб. отдел. АН СССР. Сер. общ. наук.-№11.-Вып. 3.- 1971.-С. 103-118.

130. Мартынов А. И. Шаманизм и наскальное искусство Северной Азии // Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции. Якутск, 1992.

131. Мартынов А. И., Марьяшев А. Н., Абетеков. Наскальные изображения Саймалы-Таша. Алма-Ата, 1992.

132. Мартынова Г. С., Покровская А. Ф. Исследователи Томской писаницы. -Кемерово, 2000

133. Матющенко В. И. Древняя история населения лесного и лесостепного Приобья (неолит и бронзовый век). Ч. II. Самусьская культура. Томск.: Изд-во ТГУ, 1973.

134. Миллер.Г. Ф. История Сибири. -Т. 1 М.: Восточная литература PAI i, 1999.

135. Молодин В. И., Погожева А. П. Плита из Озерного (Горный Алтай) //СА.-№1.- 1990.-С. 167-177.

136. Мотов Ю. А. Нарты, «Берсеркры», «Бцри», шаманы (О мужчинах, пляшущих симд) \\ Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Сп-Б, 1996. -С. 32-36.

137. Новгородова Э. А. Мир петроглифов Монголии. М.: Наука, 1984.

138. Новоженов В. А., Смирнов Д. А., Шер Я. А. Компьютерный банк данных «Петроглифы Центральной и Средней Азии» (общая концепция и основные структуры) // Современные проблемы изучения -петроглифов. Кемерово.: Изд-во КемГУ, 1993. - С. 48-61.

139. Окладников А. П. Из истории этнических и культурных связей неолитических племен Среднего Енисея // СА. №1. - 1957.

140. Окладников А. П. Лики древнего Амура. Новосибирск: Наука, 1968.

141. Окладников А. П. Олень золотые рога. - М.-Л., 1964.

142. Окладников А. П. Петроглифы Ангары. М.-Л.: Наука, 1966.

143. Окладников А. П. Петроглифы Байкала памятники древней культуры народов Сибири. - Новосибирск: Наука, 1974.

144. Окладников А. П. Петроглифы Верхней Лены. Л: Наука, 1977.

145. Окладников А. П. Петроглифы Нижнего Амура. Л.: Наука, 1971.

146. Окладников А. П. Писаницы около поселка Свирского на Ангаре //КСИИМК.-Вып. 14. 1947. - С. 22-25.

147. Окладников А. П. Шишкинские писаницы. Иркутск, 1959.

148. Окладников А. П., Запорожская В. Д. Ленские писаницы. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1959.

149. Окладников А. П., Запорожская В. Д. Петроглифы Забайкалья. Ч. 1. -Л.: Наука, 1969.

150. Окладников А. П., Запорожская В. Д. Петроглифы Забайкалья. Ч. 2. -Л.: Наука, 1970.

151. Окладников А. П., Запорожская В. Д. Петроглифы Средней Лены. Л.: Наука, 1972.

152. Окладников А. П., Мазин А. И. Писаницы бассейна реки Алдан. Новосибирск: Наука, 1979.

153. Окладников А. П., Мазин А. И. Писаницы реки Олекмы и Верхнего Приамурья. -Новосибирск: Наука, 1976.

154. Окладников А. П., Мартынов А. И. Сокровища Томских писаниц. N4.: Искусство, 1972.

155. Окладников А. П., Окладникова Е. А. Древние рисунки Кызыл-Келя. -Новосибирск: Наука, 1985.

156. Окладников А. П., Худяков Ю. С. Образ воина на писаницах Монголии // Военное дело древних племен Сибири и Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1981. - С. 21-29.

157. Окладников А. П., Окладникова Е. А., Запорожская В. Д., Скорыни-на Э. А. Петроглифы Горного Алтая. Новосибирск: Наука, 1980.

158. Окладников А. П., Окладникова Е. А., Запорожская В. Д., Скорынина Э. А. Петроглифы долины реки Елангаш. Новосибирск: Наука.1979.

159. Окладников А. П., Окладникова Е. А., Запорожская В. Д., Скорынп-на Э. А. Петроглифы урочища Сары-Сатак. Новосибирск: Наука, 1982.

160. Окладников А. П., Окладникова Е. А., Запорожская В. Д., Скорыни-на Э. А. Петроглифы Чанкыр-Келя. Новосибирск: Наука, 1981.

161. Окладникова Е. А. Загадочные личины двух материков и петроглифы Урала // Древние культуры Алтая и западной Сибири. — Новосибирск: Наука, 1978.-С. 74-85.

162. Окладникова Е. А. Истоки шаманистических представлений: Не материалам наскального искусства Сибири // Шаман и Вселенная. -С.-Пб., 1997.-С. 82-88.

163. Окладникова Е. А. Образ человека в наскальном искусстве Центрального Алтая // Антропоморфные изображения. Новосибирск: Наука. 1987.-С. 170-181.

164. Окладникова Е. А. Петроглифы Куюса (долина р. Катуни, Алтай) // Археология Северной и Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1975. -С. 122-129.

165. Окладникова Е. А. Петроглифы Средней Катуни. Новосибирск: Наука. 1984(a).

166. Окладникова Е. А. Тропою Когульдея. Л.: Лениздат, 1990.

167. Окладникова Е. А. Шаманские петроглифы Сибири. // Этнография народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1984(6).-С. 131-135.

168. Юб.Пелих Г. И. О методе научной классификации сибирских петроглифов // СЭ. №3. - 1968. - С. 68-75.

169. Погожева А. П., Кадиков Б. X. Могильник эпохи бронзы у поселка Озерного на Алтае // Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока. -Новосибирск, 1979.

170. Подольский И. Л. О принципах датировки наскальных изображений // СА. №3. - 1973. - С. 265-275.

171. Подольский С. Л. Овладение бесконечностью (опыт типологической: подхода к окуневскому искусству) //Окуневский сборник. Сп-Б, 1997. -С. 168-201.

172. Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. Л., 1991.

173. Прокофьева Е. Д. Шаманские бубны // Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1961. - С. 435-493.

174. Прокофьева Е. Д. Шаманские костюмы народов Сибири. // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX начале XX вв //СМАЭ.-Т. 27.-Л., 1971.-С. 5-100.

175. Пяткин Б. Н., Мартынов А. И. Шалаболинские петроглифы. Красноярск.: Изд-во Красноярского университета, 1985.

176. Радлов В. В. Из Сибири. Страницы дневника. М.: Главная редакцт Восточной литературы, 1989.

177. Русакова И. Д. Петроглифический комплекс Бояры-Абакано-Перевоз г Хакасии и иго место в природно-историческом ландшафте. Диссертацш на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Кемерово 2001.

178. Савватеев Ю. А. Изображения людей в петроглифах Карелии // Проблемы археологии Урала и Сибири. М.: 1973. - С. 284-300.

179. Савватеев Ю. А. Петроглифы Карелии и наскальное искусство лесной полосы Евразии//СЭ.-№1.- 1969.-С. 87-101.

180. Савинов Д. Г. Изображения эпохи бронзы на плитах тагарских курганов юга Минусинской котловины // Современные проблемы изучения петроглифов. Кемерово, 1993. - С. 61-74.

181. Савинов Д. Г. Древние поселения Хакасии. Торгажак. Сп-Б., 1996.

182. Савинов Д. Г. К вопросу о формировании окуневской изобразительной традиции // Окуневский сборник. Сп-Б, 1997(a). - С. 202-212.

183. Савинов Д. Г. Новые материалы по истории сложного лука и некоторые вопросы его эволюции в Южной Сибири // Военное дело древних племен Сибири и Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1981. - С. 146-162.

184. Савинов Д. Г. Проблемы изучения окуневской культуры (в историографическом аспекте) // Окуневский сборник. Сп-Б, 1997(6). - с. 7-18.

185. Самашев 3. С. Наскальные изображения Верхнего Прииртышья. Алма-Ата: Гылгым, 1992.

186. Севастьянова Э. А. Петроглифы горы Тунчух // Вопросы археологии Хакасии. Абакан, 1980.

187. Семенов В. А. Окуневские памятники Тувы и Минусинской котловины (сравнительная характеристика и хронология) // Окуневский сборник. -Сп-Б., 1997.-С. 152-167.

188. Семенов Д. А. Неолит и бронзовый век Тувы. Сп-Б., 1992.

189. Советова О. С. К вопросу о вооружении тагарцев (по материалам сред-неенисейских петроглифов) // Проблемы археологических культур степей Евразии. Кемерово, 1987. - С. 52-61.

190. Советова О. С. Петроглифы горы Тепсей // Древнее искусство Азии Петроглифы. Кемерово, 1995. - С. 33-52.

191. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

192. Студзицкая С. В. Изображение человека в искусстве древнего населения Урало-Западносибирского региона (Эпоха бронзы) // Антропоморфные изображения. Первобытное искусство. Новосибирск: Наука, 1987 (а).-С. 73-89.

193. Студзицкая С. В. Изображение человека в искусстве Прибайкалья в эпоху неолита и ранней бронзы (мелкая пластика). // С А. №1. - 1970. -С. 19-33.

194. Студзицкая С. В. Искусство Восточного Урала и Западной Сибири в эпоху бронзы // Эпоха бронзы лесной полосы СССР (Археология СССР). -М.: Наука, 1987 (б). С. 318-327.

195. Студзицкая С. В. Тема космической охоты и образ фантастического зверя в изобразительных памятниках окуневской культуры // Окуневский сборник.-Сп-б, 1997.-С. 251-262.

196. Таксами Ч. М. Шаман и Вселенная // Шаман и Вселенная. Сп-Б., 1997. -С. 6-16.

197. Тиваненко А. В. Древние святилища Восточной Сибири в эпоху камня и бронзы. Новосибирск: Наука, 1989.

198. Формозов А. А. Новые книги о наскальных изображениях в СССР. (Обзор публикаций 1968-1972 гг.) // СА. №3. - 1973. - С. 257-265.

199. Формозов А. А. О наскальных изображениях эпохи камня и бронзы в Прибайкалье и на Енисее // СЭ. №3. - 1967. - С. 68-82.

200. Формозов А. А. Очерки по первобытному искусству. Наскальные изображения и каменные изваяния эпохи камня и бронзы на территории СССР.-М.: Наука, 1969.

201. Фролов Б. А. Палеолитическое искусство и мифология // У истЬкое творчества. Первобытное искусство. Новосибирск: Наука, 1978. С. 106-116.

202. Фролов Б. А. Персонаж с семью лучами в наскальном искусстве // Археология Северной и Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1975. -С. 58-62.

203. Хлобыстина М. Д. Древнейшие южно-сибирские мифы в памятниках окуневского искусства // Первобытное искусство. Новосибирск: Наука, 1971 (а).

204. Хлобыстина М. Д. Культовая символика петроглифических рисунков в культуре ранней бронзы Южной Сибири // СА. №2. - 1971(6). - С. 7381.

205. Хлобыстина М. Д. Могильник Черемушный Лог и эпоха раннего металла на Среднем Енисее // СА. №4. - 1971 (в). - С. 23-35.

206. Хлобыстина М. Д. Происхождение и развитие культуры ранней бронзы Южной Сибири//СА.-№1,- 1973.-С. 24-38.

207. Хлобыстина М. Д. Тотемно-космогонические образы в искусстве южно-сибирской бронзы // У истоков творчества. Первобытное искусство. -Новосибирск: Наука, 1978.-С. 155-164.

208. Хороших П. П. Писаницы Алтая (предварительное сообщение) // КСИ-ИМК. Вып. 14. - 1947. - С. 26-34.

209. Худяков Ю. С. Образ воина на петроглифах раннего железного века в Минусинской котловине // Наскальные рисунки Евразии. Новосибирск: Наука, 1992.-С. 108-122.

210. Чернецов В. Н. О приемах сопоставления наскальных изображений // СЭ. №4.- 1969.-С. 107-113.

211. Шер Я. А. Алгоритм распознавания стилистических типов в петроглифах (К теории стиля в первобытном искусстве) // Математические метод!,I в историко-экономических и историко-культурных исследованиях. М.: Наука, 1977.-С. 127-144.

212. Шер Я. А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука. 1980.

213. BlednovaN., Francfont H.-P., Legtchhilo N., Mantin L., Sacchi D., Sher Ja. A., Smirnov D., Soleilhavoup F., Vidal P. Repentaine des petroglyphes d'Asie Centrale. Siberie Du Sud 2: Tepsei I-III, Ust-Tuba I-VI, (Russie, Khakassiee). -Paris, 1995.-83p.

214. Kubarev V. D. et Jacobson E. Repentaine des petroglyphes d'Asie Centrale. Siberie Du Sud 3: Kalbak-Tash I (Republiqe De L'Altai). Paris. - T. V. 3. -1996.-45p, 662 pic.

215. Sher Ja. A., Blednova N., Legtchhilo N., Smirnov D. Repentaine des petroglyphes d'Asie Centrale. Siberie Du Sud 1: Oglakhty I-III (Russie, Khakassie). Paris. - 1994. - 3 8p.

216. Список используемых сокращений

217. АН СССР Академия Наук СССР

218. КСИИМК Краткие сообщения института истории материальной культуры1. СА Советская археология

219. СМАЭ Сборник музея антропологии и этнографии СЭ - Советская этнография

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.