Апофатическая рациональность и ее трансформация в современной западной философии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Дробышев, Виталий Николаевич

  • Дробышев, Виталий Николаевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 338
Дробышев, Виталий Николаевич. Апофатическая рациональность и ее трансформация в современной западной философии: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Санкт-Петербург. 2016. 338 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Дробышев, Виталий Николаевич

Введение......................................................................................................................................................................................................................4

Глава I. Апофазис и негативная теология................................................................................................24

§1. Отрицание, небытие, различие..................................................................................................................................24

1.1. Пределы диалектической негативности..............................................................................26

1.1.1. «Третий вид»............................................................................................................................................28

1.1.2. Проблематичность диалектического небытия................................30

1.1.3. (Не)бытие «плана имманенции»............................................................................42

1.1.4. Деконструкция диалектики............................................................................................45

1.1.5. О нигитологии........................................................................................................................................52

1.1.6. Выводы..............................................................................................................................................................56

1.2. Апофазис и антитетика....................................................................................................................................56

§2. Гипотетическая сущность апофазиса............................................................................................................69

2.1. Предварительные замечания..................................................................................................................70

2.2. Система апофатических гипотез......................................................................................................80

2.3. Выводы........................................................................................................................................................................................93

§3. Дифференцирование негативного умозрения..................................................................................99

3.1. Тайновидение....................................................................................................................................................................99

3.2. Непостижимость и абсурдность........................................................................................................105

3.3. Пути к молчанию........................................................................................................................................................113

3.4. Способность веры......................................................................................................................................................122

3.5. Личность и Безличие............................................................................................................................................136

3.6. Критика апофатического разума......................................................................................................157

3.6.1. На пути унивокальности......................................................................................................158

3.6.2. Апофатический мыслитель..............................................................................................163

3.6.3. Апофатическое наставление..........................................................................................173

Глава II. Апофатическая парадигма западной философии......................................174

§ 1. Неоплатонизм и теологизация Единого....................................................................................................174

§2. Всеединство................................................................................................................................................................................................180

2

§3. Единое без трансцендентности..................................................................................................................................199

3.1. Единоголосие Различия....................................................................................................................................200

3.2. Нонсенс против абсурда..................................................................................................................................206

3.3. Три смысла трансцендентного............................................................................................................212

Глава III. Становление апофазы Иного........................................................................................................231

§1. «Вместительный простор» Ничто........................................................................................................................231

1.1. Экзистенциальная мотивация................................................................................................................231

1.2. Образ Иного........................................................................................................................................................................234

1.3. Мужественная вера..................................................................................................................................................238

§2. Хора вместо Единого..................................................................................................................................................................243

2.1. Другой платонизм......................................................................................................................................................243

2.2. «Вера без веры»............................................................................................................................................................256

§3. Апофатическое Иное и христианская теология............................................................................279

3.1. Апофазис и дистанция........................................................................................................................................280

3.2. Общение против синергии..........................................................................................................................297

Заключение..........................................................................................................................................................................................................314

Список литературы..............................................................................................................................................................................321

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Апофатическая рациональность и ее трансформация в современной западной философии»

Введение

Постановка проблемы и актуальность исследования

Апофатическое знание в наши дни перестало быть предметом одних только историко-философских или богословских изысканий. «Мы живем в эпоху, когда дискурс остро ощущает свойственные ему пределы и подавляется тем, что он не может высказать»1. Поводом для оживления апофатической мысли явилась критика гносеологического «тоталитаризма» в целом и его онто-теологического продукта в частности. Начиная с «Непостижимого» С.Л. Франка и хайдеггеровских «Вкладов в философию (о Событии)» отрицательное мышление стало если не основным, то одним из ведущих способов философствования, без которого не могли бы возникнуть многие современные концепты.

В наиболее общем плане это событие вписано в трансформацию западной духовности, обусловленную, с одной стороны, кризисом христианского мировоззрения и стремлением к преодолению разного рода тотализаций и унификаций (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр, М. Фуко, Ж. Делёз и др.), а, с другой, упадком просвещенной секулярности и гностическими по своей сути настроениями, нашедшими наиболее яркое выражение в экзистенциальной философии (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель)2. Видимо, сейчас, как и тогда, когда европейский дух искал выход

1 Franke W. A philosophy of the unsayable. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 2014. P. 1.

2 Jonas H. The gnostic religion: the message of the alien God and the beginnings of Christianity. Boston: Beacon Press, 2001. P. 320-340. Гностика «уловить» не легче, чем софиста, поэтому в настоящей работе гностицизм понимается широко (не в историческом, а в духовном плане) как апофатико-теологическая симуляция сокровенного знания, призванного высвободить экзистенцию для истинного бытия, которое было нарушено при творении мира. Сущностным признаком этой симуляции, отличающим ее от подлинной религии, является абстрактное трансцендирование мира в виду того, что человек ему несоизмерим и отчасти ему не принадлежит, что предполагает некий надлом в Первоначале, т.е становящийся Абсолют, движение которого опосредуется злом. Кроме того, принципом гносиса является его «самооткровенность», т.е. исключающая веру предпосылка о том, что спасительное знание уже содержится в человеке и требуется лишь его открыть. Но сложнее всего выявить то в гностицизме, что делает его псевдо-решением экзистенциального парадокса, с особой силой выраженного Паскалем (см.: Pascal B. Pensees. Indianapolis, Cambridge: Hackett Publishing Company, 2004. P. 21-22 - Injustice). Здесь встает вопрос о подлинности религиозной предметности, отчасти затронутый в настоящем исследовании.

из охватившего его скептицизма в «плюрализме откровений»1 и одновременно предвкушал появление Системы, способной ответить на вопрос о возможности и смысле абсолютного знания, созревают предпосылки для появления нового глобального синтеза, подобного неоплатонизму, с той только разницей, что шансы основателя Академии утвердить свое имя в названии нового всеохватного принципа уже не так велики, поскольку умы и сердца все больше и больше завоевываются Различием, противопоставляющим себя единому для всех Благу.

Осознание недостаточности субстанциалистского иерархически-диалектического понимания мира, приведшее к кризису репрезентативного мышления, обострило вопрос о предельном обосновании философского знания и повлекло за собой актуализацию темы Различия, в рамках которой произошло существенное, а иной раз и коренное изменение подходов к рассмотрению вопросов отрицания, небытия и негативного умозрения в целом2, которые изрядно фрагментировали мировоззрение, находившее опору в довлеющей себе тождественности мира. Пролиферация философских концептов пришла на смену философским системам, а место Истины заняла конкуренция философских дискурсов. Идея прогресса и усилия по трансцендированию бытия уступили место покорному скольжению по его мозаичной поверхности, а Различие и различение/описание сейчас активно противостоят диктату тождеств и агрессии синтеза3, покуда не возникло серьезных поводов обвинить их в тех же грехах. Основным мотивом этого противостояния является освобождение опыта сознания и жизни вообще от тирании трансцендентного, которое якобы узурпировало право на истину бытия. Страсть к Различию, наиболее ярко высказанная Ж. Делёзом и последователями деконструкции, и поиски нового или обновленного символа

1 Светлов Р.В. Гнозис и экзегетика. СПб.: РХГИ, 1998. С. 45.

2 См.: Михайлова М. Апофатика в постмодернизме / Международные чтения по теории, истории и философии культуры. 2000. Вып. 7. Символы, образы, стереотипы современной культуры. С. 166-179.

3 См., например: Молчанов В.И. Различение и опыт: феноменология неагрессивного сознания. М.: Модест Колеров, изд-во Три квадрата, 2004. Автор показывает, что различение является «субстанциальным» опытом сознания и коррелирует различенности, определяющей структурную основу мира.

веры (К. Барт, Д. Бонхёффер, Р. Бультман, П. Тиллих, Дж. Робинсон, Х. Кокс, представители теологий «родительного падежа», Х. Яннарас, Дж. Зизиулас и др.) не могли не привести к переосмыслению пределов постижения бытия и к появлению таких апофатических конфигураций, содержание которых позволяет говорить о возникновении новой для западной мысли апофатической парадигмы.

Традиционно проблематика апофатического знания определялась невозможностью рационального постижения Начала или Безначальности. Способ не-постижения и его результаты основывались на картине мира, которая рисовалась философствующему мыслителю, и служили ее завершению, в котором она оставалась разомкнутой для принятия всего, что могло бы в ней открыться апофатически просвещенному взору. Критика репрезентации, трансцендентализма и субъект-объектной гносеологии в целом не могла разрушить эту структуру, поскольку никакая философия не способна обойтись без своего апофатического горизонта. Видоизменились апофатические концепты, была до основания поколеблена философская трансцендентность, но все это оставило неподвижным сам этот горизонт, который в то же время перестал быть просто фоном философствования, определяющим границы рациональности, и сделался непосредственным «участником» концептуального творчества. Если в эпоху «метафизики» философские понятия вполне могли функционировать без их апофатического осмысления, то мысль, которая сегодня их отвергает, действует в первую очередь на пределе рациональности, без чего сама эта критика во многом не могла бы состояться.

Вытекающая отсюда актуальная проблематика апофазиса включает в себя вопросы о сущности новой апофатической парадигмы, причинах и путях ее появления, о ее связи с изменениями в религиозном сознании и месте в современной западной духовности в целом. Кроме того, трансформация апофазиса, обострив вопрос о соотношении философии и богословия, продемонстрировала несовпадение философской и теологической

6

негативности и поставила под апофатический удар не только современный гностицизм, но и религиозную веру, в результате чего возник призрак новой секулярности, «просвещенной относительно Просвещения» и скрывающейся за приставкой «пост-», которая актуализировала вопрос о собственных пределах апофазиса в ситуации прогрессирующего растворения богословия в философии.

В общекультурном плане актуальность исследования апофазиса определяется также его нацеленностью на рационализацию мистического опыта, призванную преодолеть гностическое брожение духа, возобновившееся теперь на фоне стремления человеческого мира к многополярности и разнообразию вкупе с ужесточением социально-политических унификаций и обострением религиозного фундаментализма. В этих условиях трудно переоценить медиальную значимость негативного умозрения в творческом диалоге религий и между религиозной и светской культурой, поскольку последняя в значительно степени определяется сегодня отсутствием, различием, пустотой и другими апофатическими концептами. В частности, имманентный интерес западной мысли к Другости1 и стремление ее «одомашнить»2 неизбежно ведет к апофатизму, который в этой связи приобретает почти «прикладное» значение или, как говорит Дж. Капуто, расширяется за область theologia negativa в направлении

-5

anthropologia negativa, ethica negativa, politica negativa .

Объект и предмет исследования

Настоящее исследование основано на различении философского апофазиса и негативной теологии, поэтому их единство вместе с дифференцирующим его соотношением негативного и экзистенциального

1 Certeau M. Heterologies: Discourse on the Other. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1986.

2 Gasché R. The Tain of the Mirror. Derrida and the Philosophy of Reflection. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1986. P. 101.

3 Caputo J.D. The Prayers and Tears of Jacques Derrida: Religion without Religion. Bloomington, IN: Indiana University Press, 1997. P. 56.

дискурсов, выраженное в релевантных проблеме философских текстах, составляет самый общий объект исследования, выступающий в нем под именем негативного или отрицательного умозрения.

Непосредственным предметом изучения служат основные положения неоплатонической апофатической парадигмы вместе с изменениями, происходившими в ней по мере ее де-теологизации вплоть до полного освобождения от теологической зависимости, а также апофатические конфигурации современной западной философии, взятые не столько в их разнообразии, сколько в объединяющей их тенденции к утверждению Различия и Имманентности в качестве принципов, определяющих бытие и отменяющих религиозный догматизм. Это означает, что предметом рассмотрения не будут многие весьма интересные и значимые параллели и различия в апофатических построениях отдельных мыслителей, если они не вносят существенных корректив в понимание неоплатонической парадигмы и выражают примерно одну и ту же степень ее теологизации.

Цель и задачи исследования

Исследование нацелено на то, чтобы проследить трансформацию апофатического умозрения в современной западной мысли и понять его философскую и общекультурную значимость. Для достижения этой цели были поставлены и решались следующие задачи.

1. Различить и охарактеризовать виды негативного постижения (дискурс, хвала, молчание).

2. Определить сущность негативного умозрения и его роль в философском и богословском дискурсах.

3. Выявить возможные типы апофатических полаганий и систематизировать историческую реальность апофатического опыта.

4. Проанализировать соотношение философской и богословской негативности и наметить критику апофатического разума.

5. Рассмотреть содержание и генезис идей современной западной философии, трансформировавших неоплатоническую апофатическую парадигму.

Источники и степень научной разработанности проблемы

Источники

Поскольку всякая подлинная философия имеет свой апофатический горизонт, любое философское наследие является источником апофатических воззрений. Но далеко не каждое философское творчество рефлексивно сосредотачивалось на этом горизонте и устанавливало или сколько-нибудь существенно корректировало основоположения реализованной им апофатической парадигмы. До недавнего времени в европейской мысли господствовала неоплатоническая парадигма, и она же служила образцом для негативно-теологических постижений в авраамических религиях. Главными источниками для изучения этой парадигмы является диалоги Платона (преимущественно «Парменид»1) «Эннеады» Плотина и сочинения неоплатоников, главным образом Прокла и Дамаския. Творчество выдающихся западных богословов от Мейстера Экхарта и Николая Кузанского до Ж.-Л. Мариона, как и российских мыслителей конца XIX - XX века, среди которых, прежде всего, следует назвать имена Н.А. Бердяева, Л.П. Карсавина, Л.И. Шестова, С.Л. Франка, А.Ф. Лосева, В.В. Бибихина также в гораздо большей степени принадлежит истории апофазиса, чем негативной теологии. Их труды послужили источниками настоящего исследования в той мере, в какой они развивали или изменяли господствующую апофатическую модель. Безусловно, настоящее исследование не могло пройти мимо апофатических достижений немецкой

1 Ссылки на диалоги Платона даются по изданию: Платон. Собр. Соч. в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1993. Т.

3. М.: Мысль, 1994.

классики, а также французской философии в лице Э. Левинаса и особенно Ж. Делёза и Ж.-Л. Мариона.

Преломление парадигмы Единого в теологических изысканиях нашло наиболее яркое воплощение в творениях великих каппадокийцев, Августина, Дионисия Ареопагита и других отцов церкви вплоть до Григория Паламы, а также «неопаламитов», прежде всего В.Н. Лосского и И. Мейендорфа.

Другую группу источников составляют сочинения западных философов, наметивших контуры новой апофатической парадигмы, -М. Хайдеггера1, Ж. Деррида2 и Дж.Д. Капуто3, а также А. Бадью4 и Ж.-Л. Нанси5.

Исследования

Абсолютное большинство исследований по негативному умозрению посвящено изложению апофатических или негативно-теологических конструкций и их сравнительным интерпретациям, реже - критике и совсем нечасто - систематизации. Мы можем назвать имена только двух исследователей - Д. Тёрнера6 и Л. Буве7, - аргументировано обосновывающих различение, сходное с тем, которое принято в настоящем

1 Heidegger M. Beiträge zur Philosophie (Vom Ereignis) / Heidegger M. Gesamtausgabe, Vol. 65. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1989. Хайдеггер М. Что такое метафизика? Введение к: «Что такое метафизика?» Послесловие к: «Что такое метафизика?» / Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.

2 Derrida J. Glas. Paris: Galilée, 1974. Деррида Ж. Кроме имени. Хора / Деррида Ж. Эссе об имени. М.: Ин-т экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1998. Деррида Ж. Различание / Деррида Ж. Письмо и различие. СПб.: Академический проект, 2000. С. 377-402. Деррида Ж. Как избежать разговора: денегации / Гурко Е. Деконструкция: тексты и интерпретация, Деррида Ж. Оставь это имя (Постскриптум), Как избежать разговора: денегации. Мн.: Эконом пресс, 2001. The Becoming Possible of the Impossible: An Interview with Jacques Derrida / A passion for the impossible: John D. Caputo in focus. Albany: State University of NY Press, 2003. P. 21-33.

3 Caputo J. D. The Prayers and Tears of Jacques Derrida: Religion Without Religion. Bloomington: Indiana University Press, 1997. Caputo J. D. The return of anti-religion. From radical atheism to radical theology // Journal for Cultural and Religious Theory. 2011. № 2, vol. 11. P. 32-125.

4 Бадью А. Манифест философии. СПб.: Machina, 2003.

5 Нанси Ж.-Л. Бытие единичное множественное. Мн.: Логвинов, 2004.

6 Turner D. The Art of Unknowing: Negative Theology in Late Medieval Mysticism // Modern Theology. 1998. № 14. P. 473-488. Turner D. The Darkness of God. Negativity in Christian Mysticism. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. Turner D. The Darkness of God and the Light of Christ: Negative Theology and Eucharistic Presence // Modern Theology. 1999. № 15. P. 143-158.

7 Boeve L. Postmodernism and Negative Theology. The A/theology of the «open narrative» // Bijdragen: Tijdschrift voor Filosofie en Theologie. 1997. № 58. P. 407-425. Boeve L. Negative Theology and Theological Hermeneutics: The Particularity of Naming God / Journal of Philosophy and Scripture. 2006, vol. 3, issue 2. P. 1-13.

исследовании в отношении апофазиса и негативной теологии, а также имя А.В. Ахутина1, сформулировавшего его в виде наброска. Что же касается систематизации и изучения апофатических гипотез Иного, то этим пока не занимался никто, несмотря на уже имеющиеся попытки их теологического присвоения, в том числе в рамках восточного богословия (Х. Яннарас, И. Зизиулас), а также на обилие исследований по буддизму, основанному на этой апофазе. Кроме того, среди многочисленных исследований, которые можно было бы поместить под рубрикой «Деррида и негативная теология», нет таких, в которых ставился бы вопрос о сущности той апофазы, которая фактически утверждается в деконструкции. Внимание, как правило, уделяется разного рода возражениям самому Деррида, который упорно отказывался от звания негативного теолога, и разбору его «чистого» апофатизма, послужившего основанием для «слабой теологии», либо вариациям на тему такого апофатизма. Поскольку неоплатоническая парадигма была изначально теологизирована, вся новизна деконструктивной апофазы, усматриваемая исследователями, сводится, в конечном счете, к этой «слабой теологичности», тогда как неоплатоническое Единое в своей апофатической сущности точно так же совершенно нейтрально в отношении любой религии и содержит в себе ту же самую опасность «философского бога», которая преследует новую апофатическую парадигму, как и любое чисто апофатическое воззрение.

И, наконец, в западной философии продолжает господствовать смешение философского апофазиса и негативной теологии. Несмотря на, или может быть по причине философской моды на «нейтральность» и «слабость», а-теологическая сущность апофазиса остается незамеченной. Вследствие этого то, что в настоящем исследовании именуется «апофатическим наставлением», с настойчивостью, достойной тоталитарной идеологии, утверждается на месте религиозного догматизма.

1 Ахутин А.В. Поворотные времена. СПб.: Наука, 2005. С. 49.

Таким образом, несмотря на чрезвычайное обилие литературы, степень изученности основного вопроса настоящего исследования ограничена трудами указанных выше авторов. Что же касается сущности и вариаций неоплатонической апофазы (так же, как апофазы буддизма, индуизма и даосизма), то эти вопросы изучены более чем основательно.

Количество отечественных исследований, касающихся теории и истории апофазиса, достаточно велико, но в основном они посвящены творчеству отдельных философов и богословов. Среди них особо выделяются труды А.Ф. Лосева, В.Н. Лосского и В.В. Бибихина, поскольку эти философы не только изучали негативное умозрение, но и были его творцами. Из работ, непосредственно касающихся этой темы, следует

1 2 3

назвать сочинения М.Н. Эпштейна, М.В Михайловой , Е.В. Бакеевой , М.Н. Евстропова4, а также особо отметить статью О.Е. Иванова5, специально посвященную критике апофазиса и следующую в русле унивокальности, уводящем к Гегелю и Дунсу Скоту. Историко-философские исследования, ставшие наиболее значимыми для настоящей работы, принадлежат перу И.В. Берестова, Г.В. Вдовиной, П.П. Гайденко, Б.Л. Губмана, И.И. Евлампиева, Л.Ю. Лукомского, С. В. Месяц, И.А. Протопоповой, М.Ю. Реутина, Ю.М. Романенко, Р.В. Светлова, Т.Г. Сидаша, Д.А. Узланера. Тема негативного умозрения непосредственно или в связи с философским осмыслением вопросов богословия, науки, логики, языкознания, поэзии, политики рассматривалась в исследованиях многих авторов, в частности Е.В. Борисова, В.В. Варравы, Е.М. Верещагина, А.М. Гагинского, М.А. Гарнцева, В.Д. Грачева, И.А. Карпенко, Н.Н. Карпицкого, Ю.Я. Коваль-Темиковского, И.Н.

1 Эпштейн М.Н. Пост-атеизм или бедная религия // Октябрь. 1996. № 9. С. 158-165. Эпштейн. М.Н. Постмодерн в России. Литература и теория. М.: Изд. Р. Элинина, 2000. Эпштейн М.Н. Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2001. Epstein M. Post-Atheism: from Apophatic Theology to «Minimal Religion» / Russian Postmodernism: New Perspectives on Post-Soviet Culture. NY, Oxford: Berghahn Books, 1999. P. 345393.

2 Михайлова М.В. Эстетика молчания: Молчание как апофатическая форма духовного опыта. М.: Никея, 2011.

3 Бакеева Е.В. Апофатическое мышление как элемент новой рациональности. Томск: ТГУ, 2004.

4 Евстропов М.Н. Опыты приближения к «иному»: Батай, Левинас, Бланшо. Томск: изд -во Том. унта, 2012.

5 Иванов О. Е. Об опасности онтологических потерь в апофатическом богословии // Начало. 2012. № 25. С. 4-21.

Лариной, В.В. Нечунаева, О.Н. Оплетаевой, М.Е. Соколовой, З.А. Сокулер, Е.А. Торчинова, Ю.А. Шичалина и других.

Отдельно следует упомянуть ряд трудов, являющихся источниками и исследованиями по негативности, тесно, а часто и напрямую, связанными с негативным умозрением. Это прежде всего работы А.Н. Чанышева1, М.С. Кагана2, В.А. Кутырёва3, П.А. Сапронова4, Н.М. Солодухо5, а также М.Н. Волковой, Д.В. Воробьева, А.В. Дронова, В.Н. Поруса, Ю.А. Разинова, Д.Л. Родзинского, Н.С. Розова, Н.Р. Саенко, А.В. Чечулиной, К.А. Шпека и авторов недавно вышедшего сборника статей, посвященных этой теме6.

В западной философии объем литературы, посвященной негативному

п

умозрению и апофатике в неоплатонической мысли, весьма велик . Среди

1 Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. 1990. № 10. С. 158-166.

2 Каган М.С. Метаморфозы бытия и небытия: онтология в системно-синергетическом осмыслении. СПб.: Logos, 2006.

3 Кутырёв В.А. Бытие или ничто. СПб.: Алетейя, 2010.

4 Сапронов П.А. О бытии ничто. СПб.: Изд-во РХГА, 2011.

5 Солодухо Н.М. Бытие и небытие как предельные основания мира // Вопросы философии. 2001. № 6. С. 176-184. Солодухо Н.М. Философия небытия. Казань: КГТУ (КАИ), 2002.

6 Онтология негативности: сборник научных трудов. М.: Канон+, 2015.

7 Укажем некоторые работы: Адо П. Апофатизм, или Негативная теология / Адо П. Духовные упражнения и античная философия. М.; СПб.: «Степной ветер»; ИД «Коло», 2005, с. 215-226. Рист Дж. М. Плотин: путь к реальности. СПб.: изд-во Олега Абышко, 2005. Ahlers R. Philosophical Not-Knowing, Negative Theology, and Non-Philosophy // Idealistic Studies. 1998. № 28 (3). P. 107-122. Armstrong A.H. Plotinus. NY.: Collier Books, 1962. Bradley A. Negative Theology and Modern French Philosophy. L., NY.: Routledge, 2004. Carabine D. The Unknown God: Negative Theology in the Platonic Tradition: Plato to Eriugena. Amsterdam: Eerdmans, 1995. Englebretsen G. The Logic of Negative Theology // New Scholasticism. 1973. № 47 (2). P. 228232. Flight of the Gods: Philosophical Perspectives on Negative Theology. NY.: Fordham University Press, 2000. Franke W. Apophasis and the Turn of Philosophy to Religion: From Neoplatonic Negative Theology to Postmodern Negation of Theology / Self and Other: Essays in Continental Philosophy of Religion. Dordrecht: Springer, 2007. P. 61-76. Franke W. The new apophatic universalism: deconstructive critical theories and open togetherness in European tradition // Parrhesia. 2014. № 21. P. 86-101. Gersh S. Being different: more Neoplatonism after Derrida. Leiden, Boston: Brill, 2014. Hankey W.J. Theoria Versus Poesis: Neoplatonism and Trinitarian Difference in Aquinas, John Milbank, Jean-Luc Marion and John Zizioulas // Modern Theology. 1999. № 15 (4). P. 387-415. Hochstaffl J. Negative Theologie. Ein Versuch zur Vermittlung des patristischen Begriffs. München: Kösel-Verlag, 1976. Krahe M.-J. Von der Wesensart negativer Theologie. Ein Beitrag zur Erhellung ihrer Struktur. München, 1976 (diss). Louth A. The Origins o f the Christian Mystical Tradition: From Plato to Denys. Oxford: Clarendon, 1980. McGinn B. The Foundations of Mysticism: Origins to the Twelfth Century, L.: SCM, 1991. Mortley R. From Word to Silence, vol. 2, The Way of Negation: Christian and Greek, Bonn: Hanstein, 1986. Milem B. Four Theories of Negative Theology // Heythrop Journal. 2007. № 48 (2). P. 187-204. Oelmüller W. Negative Theologie heute: die Lage der Menschen vor Gott. München: Fink, 1999. Sells M.A.: Mystical Languages of Unsaying, Chicago: University of Chicago Press, 1994. Stolina R. Niemand hat Gott je gesehen. Traktat über negative Theologie. Berlin, NY.: Walter de Gruyter, 2000. Peperzak A.T. Bonaventure's Contribution to the Twentieth Century Debate on Apophatic Theology // Faith and Philosophy. 1998. № 15 (2). P. 181-192. Striet M.: Offenbares Geheimnis. Zur Kritik der negativen Theologie. Regensburg: Verlag Friedrich Pustet, 2003. Theunissen M. Negative Theologie der Zeit. Frankfurt am Main : Suhrkamp, 1991. Theill-Wunder H. Die archaische Verborgenheit. Die philosophischen Wurzeln der negativen Theologie. München: Fink, 1970. Torini M.S. Apophatische Theologie und göttliches Nichts. Über Traditionen negativer Begrifflichkeit in der abendländischen und buddhistischen Mystik / Tradition und Translation. Zum Problem der interkulturellen Übersetzbarkeit religiöser Phänomene. Berlin: De Gruyter, 1994. Westerkamp D.: Via negativa. Sprache und Methode der negativen Theologie. München: Fink, 2005.

имен философов, исследования которых были наиболее важны для основной проблематики настоящего исследования, следует назвать Дж. Агамбена, С. Барнета, К. Бозеля, А. Брэдли, И.Н., Булхоф, Г. Варда, К.Дж. Ванхузера, Дж. Ваттимо, Э. Вишогрод, М. Вэстфэла, Г. де Ври, П.Г. Гельцеля, С. Герша, Д.Р. Гриффина, В. Десмонда, М. Джой, М. Дули, С. Жижека, С. Забала, К. Инсола, Д. Карабайна, Т.А. Карлсона, Л. тен Кейт, К. Келлер, Р. Кирни, Г. Коварда, С. Кричли, Ж.-И. Лакоста, Д.Р. Лоу, Дж. Ллювлена, М. Пага, А. Папаниколау, Р. Рорти, М. Серто, К.Б. Симпсона, Дж. Скрийверса, М.Дж. Скэнлона, М. Тениссена, М.К. Тэйлора, Г. Уорда, К. Уоткина, Э. Фарли, Т. Фоши, У. Франке, К. Харта, Й. Хохштаффля, Р. Хорнера, М. Хэгланда, Н. Эверита и других.

Особо следует отметить работы, помогающие понять апофатические горизонты философии И. Канта1, М. Хайдеггера2, Э. Левинаса3, М. Фуко4, Ж. Деррида5, Дж. Капуто1, Ж.-Л. Мариона2.

1 Cupitt D. Kant and the Negative Theology / The Philosophical Frontiers of Christian Theology. Cambridge: Cambridge University Press, 1982. P. 56-67.

2 Carlson T. A. Indiscretion: Finitude and the Naming of God. Chicago: University of Chicago Press, 1998. Kearney R. Heidegger et la question de Dieu, Paris: Grasset, 1980. Sikka S. Forms of Transcendence: Heidegger and Medieval Mystical Theology. NY.: SUNY, 1997. Law D.R. Negative theology in Heidegger's Beiträge zur Philosophie // International Journal for Philosophy of Religion. 2000. № 48. P. 139-156. Westphal M. Overcoming Ontotheology: Towards a Postmodern Christian Faith. NY.: Fordham University Press. 2001.

3 Fagenblat M. Levinas and Maimonides: From Metaphysics to Ethical Negative Theology // Journal of Jewish Thought and Philosophy. 2008. № 16. P. 95-147. Nientied M. Reden ohne Wissen. Apophatik bei Dionysius Areopagita, Moses Maimonides und Emmanuel Levinas. Regensburg: Pustet, 2010.

4 Bernauer J. W. Michel Foucault's Force of Right: Towards an Ethics for Thought. L.: Humanities, 1990. Caputo J. D. On Not Knowing Who We Are: Madness, Hermeneutics and the Night of Truth in Foucault / Foucault and the Critique of Institutions. Philadelphia: Pennsylvania University Press, 1993. Carrette J. Foucault and Religion: Spiritual Corporality and Political Spirituality. L., NY.: Routledge., 2000. Bradley A. Negative Theology and Modern French Philosophy. L., NY: Routledge, 2004 (Chapter 4).

5 Здесь мы можем привести лишь малую часть исследований: Derrida and Negative Theology. Albany: Albany: State University of NY Press, 1992. Klemm D.E. Open Secrets: Derrida and Negative Theology / Negation and Theology. Charlottesville: University of Virginia Press, 1992. P. 8-24. Dugdale A.L. Silent Prayers. Derridean negativity and negative theology. Montréal: Faculty of Religious Studies McGill University, 1993 (diss). Blans B. Negatieve Theologie En Deconstructie // Bijdragen: Tijdschrift voor Filosofie en Theologie. 1996. № 58. P. 2-19. Caputo J.D. The Prayers and Tears o f Jacques Derrida: Religion without Religion, Bloomington: Indiana University Press, 1997. De Vries H. Philosophy and the Turn to Religion. Baltimore, L.: The Johns Hopkins University Press, 1999. Thompson K. Hegelian Dialectic and the Quasi-Transcendental in Glas / Hegel after Derrida. L., NY.: Routledge, 1998. Almond I. Negative Theology, Derrida and the Critique of Presence: a Poststructuralist Reading // Heythrop Journal. 1999. № 40 (2). P. 150-165. De Vries H. The Theology of the Sign and the Sign of Theology: The Apophatics of Deconstruction / Flight of the Gods: Philosophical Perspectives on Negative Theology. NY.: Fordham University Press, 2000. P. 165-193. Bradley A. Without negative theology: Deconstruction and the politics of negative theology // Heythrop Journal. 2001. № 42. P. 133-147. Kearney R. Khora or God? / A passion for the impossible: John D. Caputo in focus. Albany: State University of NY Press, 2003. P. 107-122. Smith D.W. Deleuze and Derrida, Immanence and Transcendence: Two Directions in Recent French Thought / Between Deleuze and Derrida. L., NY.: Continuum, 2003. P. 46-66. Toth J. A Différance of Nothing: Sartre, Derrida and the Problem of Negative Theology // Sartre Studies International. 2007. № 13. P. 16-34. Rapaport H. Deregionalizing Ontology:

Вопрос о соотношении апофатического знания и веры в значительной мере производен от общей проблемы отношения веры и знания, но обладает значительной спецификой, позволяющей предпринять критику (в кантовском смысле) апофатической рациональности. В этом отношении особое значение для нас имели труды С. Кьеркегора, в которых практически нет апофатических и негативно-теологических размышлений3, но которые позволяют определить принципы их разграничения и взаимообусловленности.

Методология исследования

В качестве методологического основания исследования использовался комплексный подход, заданный спецификой проблемного поля. Существо апофатического сдвига в современной мысли невозможно понять без концептуализации самого апофазиса, что, в свою очередь, предполагает интерпретацию источников негативного умозрения. Применение интерпретации в настоящем исследовании следует правилу, сформулированному Ж.-Л. Марионом и состоящему в том, что оно должно

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дробышев, Виталий Николаевич, 2016 год

Список литературы

1. Августин А. О граде Божьем. Кн. 1-7 / Творешя блаженнаго Августина епископа Иппоншскаго. Ч. 3. Киев: тип. Г.Т. Корчакъ-Новицкаго, 1880.

2. Автономова Н.С. Познание и перевод. Опыты философии языка. М.: РОССПЭН, 2008.

3. Адо П. Духовные упражнения и античная философия. М.; СПб.: изд-во Степной ветер, ИД Коло, 2005.

4. Адо П. Философия как тринитарная ересь (по поводу книги Сергея Булгакова «Трагедия философии») // Вопросы философии. 2009. № 7. С. 158-170.

5. Анри М. Феноменология жизни // Логос. 2011. № 3. С. 172-185.

6. Св. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти // Богословские труды. 1973. Сб. 11. С. 129-161.

7. Ахутин А.В. Поворотные времена. СПб.: Наука, 2005.

8. Бадью А. Делёз. Шум бытия. М.: Прагматика культуры, Логос-альтера, 2004.

9. Бадью А. Манифест философии. СПб.: Machina, 2003.

10.Бакеева Е.В. Апофатическое мышление как элемент новой рациональности. Томск: ТГУ, 2004.

11.Бальтазар Х. У. фон. Сердце мира. М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.

12.Барт К. Очерк догматики. СПб.: Алетейя, 2000.

13.Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994.

14. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии / Бердяев Н.А Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995.

15.Берестов И.В. Необходима ли эманация? / Рист Дж. М. Плотин: путь к реальности. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2005. С. 289-318.

16.Бибихин В.В. Философия и религия // Вопросы философии. 1992. № 7. С. 34-44.

17.Бибихин В.В. Витгенштейн: смена аспекта. М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2005.

18.Бибихин В.В. Язык философии. СПб.: Наука, 2007.

19.Бибихин В.В. Энергия. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010.

20.Бибихин В.В. Хайдеггер: от «Бытия и времени» к «Beiträge» / Бибихин В.В. Ранний Хайдеггер. Материалы к семинару. М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2009. С. 493-519.

21.Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990.

22.Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000.

23.Брейе Э. Философия Плотина. СПб.: Владимир Даль, 2012.

24.Булгаков С.Н. Трагедия философии / С.Н. Булгаков. Соч. в 2-х т. Т. 1. М.: Наука, 1993. С. 311-518.

25.Бультман Р. Новый завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия / Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. Т. I - II. М.: РОССПЭН, 2004. С. 7-42.

26.Быховский Б.Э. Кьеркегор. М.: Мысль, 1972.

27.Вдовина Г.В. Метафизика Суареса в исследованиях последнего столетия. Сущее и реальность в метафизике Франсиско Суареса / Суарес Ф. Метафизические рассуждения. Рассуждения I-V. М.: Ин-т философии, теологии и истории Св. Фомы, 2007. С. 72-86; 87-217.

28.Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997.

29.Гайденко П.П. Метафизика конкретного всеединства, или Абсолютный реализм С.Л. Франка // Вопросы философии. № 5. 1999. С. 114-150.

30.Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

31.Гарнцев М. Дамаский о невыразимом // Логос. 1999. № 6 (16). С. 23-30.

32.Гегель Г.В.Ф. Наука логики. СПб.: Наука, 2002.

33.Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб.: Наука, 1992.

34.Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. М.: Мысль, 1977.

35.Грякалов А.А. Письмо и событие. Эстетическая топография современности. СПб.: Наука, 2004.

36.Губман Б.Л. Современная философия культуры. М.: РОССПЭН, 2005.

37.Гурвич А. Неэгологическая концепция сознания // Логос. 2003. № 2. С. 122-134.

38.Гурко Е. Деконструкция: тексты и интерпретация. Деррида Ж. Оставь это имя (Постскриптум), Как избежать разговора: денегации. Минск: Экономпресс, 2001.

39.Делёз Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М.: ПЕР СЭ, 2001.

40.Делёз Ж. Критика и клиника. СПб.: Machina, 2002.

41.Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб: Алетейя, 1998.

42.Делёз Ж. Различие и повторение. СПб.: Петрополис, 1998.

43.Делёз Ж. Логика смысла. Фуко М. Theatrum philosophicum. М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

44.Делёз Ж. Фуко. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998.

45.Делёз Ж. Пруст и знаки. СПб.: Алетейя, 1999.

46. Деррида Ж. Невоздержанное гегельянство / Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб.: Мифрил, 1994. С. 133-174.

47.Деррида Ж. Эссе об имени. М.: Ин-т экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1998.

48. Деррида Ж. Письмо и различие. СПб.: Академический проект, 2000.

49.Деррида Ж. Как избежать разговора: денегации / Гурко Е. Деконструкция: тексты и интерпретация, Деррида Ж. Оставь это имя (Постскриптум), Как избежать разговора: денегации. Минск: Эконом пресс, 2001. С. 251-315.

50.Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника. СПб.: Алетейя; Изд-во Олега Абышко, 2002.

51. Документы II Ватиканского Собора. М.: Паолине, 2004.

52.Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. СПб.: Наука, 1998.

53.Евлампиев И.И. Становление европейской неклассической философии во второй половине XIX - начале XX века. СПб.: изд-во СПбГУ, 2008.

54.Евстропов М.Н. Опыты приближения к «иному»: Батай, Левинас, Бланшо. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2012.

55.Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 1999.

56.Жижек С. К материалистической теологии // Логос. 2008. № 4 (67). С. 5566.

57.Зизиулас И. Общение и инаковость. Новые очерки о личности и церкви. М.: ББИ, 2012.

58.Иванов О.Е. Об опасности онтологических потерь в апофатическом богословии // Начало. 2012. № 25. С. 4-21.

59.Исаев С.А. Бог-инкогнито и Бог-аноним в теологии Сёрена Кьеркегора / Мир Кьеркегора. М.: Ad Marginem, 1994. С. 61-74.

60. Каган М.С. Метаморфозы бытия и небытия: онтология в системно -синергетическом осмыслении. СПб.: Logos, 2006.

61.Кант И. Критика чистого разума / Кант И. Собр. соч. в 8 т. Т. 3. М.: Чоро, 1994.

62.Кант И. Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога / Кант И. Собр. соч. в 8 т. Т. 1. М.: Чоро, 1994. С. 383-498.

63.Кант И. Критика способности суждения / Кант И. Собр. соч. в 8 т. Т.5. М.: Чоро. 1994.

64. Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII - XIII веках, преимущественно в Италии. Пг.: Научное дело, 1915.

65.Койре А. Аристотелизм и платонизм в средневековой философии / Койре А. Очерки истории философской мысли. М.: Прогресс, 1985. С. 51-73.

66. Колесников А.С. Мишель Фуко и его «Археология знания» / Фуко М. Археология знания. СПб.: ИЦ Гуманитарная академия; Университетская книга, 2004. С. 5-30.

67.Коцюба В.И. К вопросу об онтологическом доказательстве (С. Л. Франк -И.Кант) / Знание и традиция в истории мировой философии: Сборник статей. M., 2001. С. 397-412

68.Кравец А.С. Теория смысла Ж. Делёза: pro и contra // Логос. 2005. № 4 (49). С. 227-258.

69.Кузанский Н. Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1979; Т. 2. М.: Мысль, 1980.

70.Кутырёв В.А. Бытие или ничто. СПб.: Алетейя, 2010.

71.Кьеркегор С. Болезнь к смерти / Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. С. 251-350.

72.Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам». СПб.: изд-во СПбГУ, 2005.

73.Кьеркегор С. Философские крохи, или Крупицы мудрости. М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2009.

74.Кьеркегор С. Или - или. СПб.: изд-во РХГА; Амфора, 2011.

75.Лейбниц Г.В. Начала природы и благодати, основанные на разуме / Лейбниц Г.В. Соч. в 4 т. Т.1. М.: Мысль, 1982. С. 404-412.

76. Лосев А.Ф. Философия имени / Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Изд-во Правда, 1990. С. 11-192.

77.Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн. 2. Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000.

78. Лосев А.Ф. Вещь и имя / Лосев А.Ф. Вещь и имя. Самое само. СПб.: изд-во Олега Абышко, 2008. С. 25-187.

79.Лосский В.Н. Господство и Царство (Эсхатологический этюд) // Богословские труды. 1972. Сб. 8. С. 205-214.

80.Лосский В. Н. По образу и подобию. М.: Издание Свято-Владимирского Братства, 1995.

81.Лосский В.Н. Боговидение. М.: АСТ, 2003.

82.Лосский В.Н. Отрицательное богословие и познание Бога в учении Мейстера Экхарта (гл. 1-2) // Богословские труды. 2003. Сб. 38. С. 147236.

83.Лосский В.Н. Понятие «аналогий» у Псевдо-Дионисия Ареопагита // Богословские труды. 2009. Вып. 42. С. 110-136.

84.Лукомский Л.Ю. Примечания / Прокл. Комментарий к «Пармениду» Платона. СПб.: Мiръ, 2006. С. 722-853.

85.Лурье В.М. Комментарии / Мейендорф И. Жизнь и труды св. Григория Паламы: введение в изучение. СПб.: Византинороссика, 1997. С. 373-460.

86.Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.: Прогресс; Культура, 1993.

87.Мамардашвили М.К. Выступление на «Круглом столе» по теме: «Феноменология и ее роль в современной философии» // Вопросы философии. 1988. № 12. С. 55-59.

88.Марион Ж.-Л. Метафизика и феноменология - на смену теологии // Логос. 2011. № 3 (82). С. 124-143.

89.Марион Ж.-Л. Идол и дистанция // Символ. 2009. № 56. С. 5-291.

90.Марсель Г. Опыт конкретной философии. М.: Республика, 2004.

91. Мейстер Экхарт и св. Григорий Палама: актуальность духовного опыта // УегЬит. 2015. Вып. 17.

92.Месяц С.В. Сознание и личность в философии Плотина / ПААТОМКА /НТНМАТА. Исследования по истории платонизма. М.: Кругъ, 2013. С. 147-168.

93. Михайлова М. Апофатика в постмодернизме / Международные чтения по теории, истории и философии культуры. 2000. Вып. 7. Символы, образы, стереотипы современной культуры. С. 166-179.

94.Михайлова М.В. Эстетика молчания: Молчание как апофатическая форма духовного опыта. М: Никея, 2011.

95.Молчанов В.И. Различение и опыт: феноменология неагрессивного сознания. М.: Модест Колеров, изд-во Три квадрата, 2004.

96.Монтебелло П. Бергсон и Делёз, контр-феноменология // Логос. 2009. № 3 (71). С. 98-106.

97.Мотрошилова Н.В. Учение Гуссерля о вещи, восприятии и пространстве (по лекциям «О вещи и пространстве» 1907 г.) / Историко-философский ежегодник 98. М.: Наука, 2000. С. 301-329.

98.Нанси Ж.-Л. Бытие единичное множественное. Мн.: Логвинов, 2004.

99. О Даре: Дискуссия между Жаком Деррида и Жан-Люком Марионом // Логос. 2011. № 3 (82). С. 144-171.

100. Онтология негативности: сборник научных трудов. М.: Канон+, 2015.

101. Палама Г. Триады в защиту священно-безмолвствующих. СПб.: Наука, 2004.

102. Святитель Григорий Палама. Архиепископ Фессалоникийский. Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы. Часть вторая. Опровержение учения Варлаама и Акиндина (главы 64 - 150) // Богословские труды. 2004. Вып. 39. С. 5-60.

103. Платон. Собр. Соч. в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1993. Т. 3. М.: Мысль, 1994.

104. Плотин. Эннеады (I - VI). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2004 - 2005.

105. Польсков К.О. К вопросу о научном богословском методе // Вопросы философии. 2010. № 7. С. 93-101.

106. Порус В.Н. «Негативная онтология» Н.А. Бердяева и А.Н. Чанышева: социально-эпистемологическая ретроспекция // Вопросы философии. 2015. № 2. С. 106-117.

107. Прокл. Комментарий к «Пармениду» Платона. СПб.: Мiръ, 2006.

108. Протопопова И.А. Метафизика зазеркалья, или о двух материях у Плотина // Arbor mundi. 2006. Вып. 12. С. 9-45.

109. Протопопова И. А. Aoyo^ Z®ov: Платон и Деррида // Синий диван. 2007. № 10-11. С. 96-114.

110. Реутин М.Ю. Майстер Экхарт: в поисках «неведомого» Бога / Майстер Экхарт. Трактаты. Проповеди. М.: Наука, 2010. С. 255-350.

111. Рист Дж. М. Плотин: путь к реальности. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2005.

112. Родзинский Д.Л. Антропологические аспекты бытия и небытия. Автореф. дисс. д. филос. н. М., 2014. [Электронный ресурс] http://vak2.ed.gov.ru/catalogue/details/137428 (дата доступа 01.11.2013 г.).

113. Романенко Ю.М. Бытие и естество. Онтология и метафизика как типы философского знания. СПб.: Алетейя, 2003.

114. Сапронов П.А. Ничто и бытие // Начало. 2009. № 19. С. 19-48.

115. Сапронов П.А. О бытии ничто. СПб.: Изд-во РХГА, 2011.

116. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М. Республика, 2000.

117. Сартр Ж.-П. Трансцендентность эго. Набросок феноменологического описания // Логос. 2003. № 2. С. 86-121.

118. Светлов Р. В. Платонизм и происхождение «интеллектуализма» в понимании первоначала / AKADEMEIA: Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. I. СПб.: изд-во СПбГУ, 1997. С .11-33.

119. Светлов Р.В. Гнозис и экзегетика. СПб.: РХГИ, 1998.

120. Светлов Р.В. До Витгенштейна ли Дамаскию? // Вестник РХГА. 2010. Т. 11. № 4. С. 51-55.

121. Светлов Р.В. Сократ и «Спартанский мираж» // Мнемон. 2011. Вып. 10. С. 363-374.

122. Светлов Р.В. Сократ в спартанском камуфляже // Логос. 2012. № 6 (90). С. 16-28.

123. Светлов Р.В. Иов, Плотин, Платон // Вестник РХГА. 2015. Т. 16. №. 3. С. 137-147.

124. Свирский Я.И. Послесловие. Философствовать посреди / Делёз Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М.: ПЕР СЭ, 2001. С. 445-476.

125. Сидаш Т.Г. Антропологическая эннеада Плотина / Плотин. Первая эннеада. СПб, 2004. С. 40-70.

126. Сидаш Т.Г. Неоплатонизм и Христианство / Плотин. Шестая эннеада. Трактаты 1^. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2005. С. 368-474.

127. Солодухо Н.М. Бытие и небытие как предельные основания мира // Вопросы философии. 2001. № 6. С. 176-184.

128. Солодухо Н.М. Философия небытия. Казань: КГТУ (КАИ), 2002.

129. Спасский А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). Тринитарный вопрос (история учения о Св. Троице). Сергиев Посад, 1914.

130. Тантлевский И.Р. Оптимизм Экклесиаста // Вопросы философии. 2014. № 11. С. 137-148.

131. Узланер Д. Введение в постсекулярную философию // Логос. 2001. № 3 (82). С. 3-32.

132. Франк С.Л. Непостижимое / Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. С. 181-559.

133. Фуко М. ТЬеа1шш РЫ1оворЫсит / Делез Ж. Логика смысла. Фуко М. ТЬеа1:гит РИИоБорЫсит. М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. С. 441-473.

134. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Весь Мир, 2003.

135. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.

136. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Лё Мш^теш, 1997.

137. Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998.

138. Хайдеггер М. Положение об основании. СПб.: Алетейя, 2000.

139. Хайдеггер М. Очерки философии. О событии (пер. и примеч. Н.З. Бросовой) / Историко-философский ежегодник, 2000. М.: Наука, 2002. С. 432-452.

140. Хайдеггер М. Исток художественного творения. М.: Академический проект, 2008.

141. Хайдеггер М. Парменид. СПб.: Владимир Даль, 2009.

142. Хоружий С.С. Имяславие и культура Серебряного Века: феномен Московской Школы христианского неоплатонизма. [Электронный ресурс] http://syneгgia-isa.гu/?page_id=4301 (дата доступа 16.05.16).

143. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994.

144. Хоружий С.С. Неопатристический синтез и русская философия // Вопросы философии. 1994. № 5. С. 75-88.

145. Хюбнер Б. Смысл в бес-СМЫСЛЕННОЕ время: метафизические расчеты, просчеты и сведение счетов. Мн.: Экономпресс, 2006.

146. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2000. № 2. С. 3-13. (Вопросы философии. 1990. № 10. С. 158-165).

147. Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» и другие рассказы. М.: изд-во Сретенского монастыря; ОЛМА Медиа Групп, 2012.

148. Шеллинг Ф.В.Й. Философское исследование о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах / Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1989. С. 86-158.

149. Шестов Л.И. Киркегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). М.: Прогресс - Гнозис, 1992.

150. Шнелль А. Феноменолизирование феноменов. Основные черты феноменологической метафизики // Мысль. 2011. № 11. С. 7-19.

151. Шталь Х. «Единое» Платона - корень «неиного» Николая Кузанского? Статья Алексея Лосева о трактате «De li non aliud» // Вопросы философии. 2008. № 6. С. 112 - 113.

152. Прот. И. Экономцев. Исихазм и Восточноевропейское Возрождение // Богословские труды. 1989. Сб. 29. С. 59-73.

153. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения / Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. Бёме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. Киев: Ника-Центр, 1998.

154. Эпштейн М.Н. Пост-атеизм или бедная религия // Октябрь. 1996. № 9. С. 158-165.

155. Ямпольская А.В. Неохайдеггерианский синтез? Размышления над книгой Ж.-Л. Мариона «Идол и дистанция» // Вопросы философии. 2011. № 1. С. 173-180.

156. Ямпольский М. Ткач и визионер: Очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2007.

157. Ячин С.Е. Аналитика человеческого бытия: введение в опыт самопознания. М.: ИНФРА-М, 2014.

158. Agamben G. Absolute Immanence / Agamben G. Potentialities. Collected Essays in Philosophy. Stanford: Stanford University Press, 1999. P. 220-239.

159. Bochenski J.M. The Logic of Religion. NY.: New York University Press, 1965.

160. Boeve L. Postmodernism and Negative Theology. The A/theology of the «open narrative» // Bijdragen: Tijdschrift voor Filosofie en Theologie. 1997. № 58. P. 407-425.

161. Boeve L. Negative Theology and Theological Hermeneutics: The Particularity of Naming God / Journal of Philosophy and Scripture. 2006. Vol. 3, issue 2. P. 1-13.

162. Boeve L. Richard Kearney's Messianism: Between the Narrative Theology of Hermeneutics and the Negative Theology of Deconstructionism / Between philosophy and theology: contemporary interpretations of Christianity. Farnham: Ashgate, 2010. P. 7-17.

163. Bornemark J. Max Scheler and Edith Stein as Precursors to the «Turn to Religion» Within Phenomenology / Phenomenology and Religion: New Frontiers. Sodertorn philosophical studies 8. Stockholm: Sodertorn University, 2010. P. 45-65.

164. Bradley A. Negative Theology and Modern French Philosophy. L., NY: Routledge, 2004.

165. Bryant L. R. Difference and givenness: Deleuze's transcendental empiricism and the ontology of immanence. Illinois: Northwestern University Press, 2008.

166. Caputo J.D. Radical Hermeneutics. Repetition, Deconstruction, and the Hermeneutic Project. Bloomington: Indiana University Press, 1988.

167. Caputo J.D. The Prayers and Tears of Jacques Derrida. Religion without Religion. Bloomington: Indiana University Press, 1997.

168. Caputo J.D. Apostles of the Impossible: On God and the Gift in Derrida and Marion / God, the Gift, and Postmodernism. Bloomington: Indiana University Press, 1999. P. 185-222.

169. Caputo J.D., Scanlon M.J. Apology for the Impossible: Religion and Postmodernism / God, the Gift, and Postmodernism. Bloomington: Indiana University Press, 1999. P. 1-19.

170. Caputo J.D. On Religion. London, NY: Routledge, 2001.

171. Caputo J.D. How to Read Kierkegaard. NY, L.: W. W. Norton & Company, 2008.

172. Caputo J.D. The Sense of God: A Theology of the Event with Special Reference to Christianity / Between philosophy and theology: contemporary interpretations of Christianity. Farnham: Ashgate, 2010. P. 27-41.

173. Caputo J. D. The return of anti-religion. From radical atheism to radical theology // Journal for Cultural and Religious Theory. 2011. № 2. Vol. 11. P. 32-125.

174. Certeau M. de. Heterologies: Discourse on the Other. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1986.

175. Certeau M. de. The Mystic Fable: The Sixteenth and Seventeenth Centures. Vol. 1. Chicago, L.: University of Chicago Press, 1992.

176. Certeau M. de. The Weakness of Believing: From the Body to Writing, a Christian Transit / The Certeau Reader. Oxford: Blackwell Publishers, 2000. P. 214-243.

177. Davies O., Turner D. Introduction / Silence and the Word. Negative Theology and Incarnation. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. P. 1-10.

178. Deleuze G., Guattari F. Politique et psychanalyse. Alencon: Des mots perdus, 1977.

179. Derrida J. Glas. Paris: Galilée, 1974.

180. Derrida J. Plato's Pharmacy / Derrida J. Dissemination. L.: The Athlone Press, 1981. P. 61-171.

181. Derrida J. Of an Apocalyptic Tone Newly Adopted in Philosophy / Derrida and Negative Theology. Albany: State University of New York Press, 1992. P. 25-72.

182. Derrida J. How to Avoid Speaking: Denials / Derrida and Negative Theology. Albany: State University of New York Press, 1992. P. 73-142.

183. Derrida J. Post-Scriptum: Aporias, Ways and Voices / Derrida and Negative Theology. Albany: State University of New York Press, 1992. P. 283-323.

184. Desire of God: An Exchange. Jacques Derrida, John D. Caputo, and Richard Kearney / After God: Richard Kearney and the religious turn in continental philosophy. NY.: Fordham University Press, 2006. P. 301-308.

185. Dooley M. In Praise of Prophesy: Caputo on Rorty / A passion for the impossible: John D. Caputo in focus. Albany: State University of NY Press, 2003. P. 201-228.

186. Dreyfus H. L. Kierkegaard on the Self / Ethics, love, and faith in Kierkegaard: philosophical engagements. Bloomington & Indianapolis: Indiana University Press, 2008. P. 11-23.

187. Dugdale A.L. Silent Prayers. Derridean negativity and negative theology. Master's thesis. McGill University, Monreal, 1993.

188. Epstein M. Post-Atheism: From Apophatic Theology to «Minimal Religion» / Russian postmodernism: new perspectives on post-Soviet culture. NY: Berghahn Books, 1999. P. 345-393.

189. Figal G. Forgetfulness of God: Concerning the Center of Heidegger's Contributions to Philosophy / Companion to Heidegger's Contributions to Philosophy. Bloomington: Indiana University Press, 2001. P. 198-212.

190. Foshey T. Introduction: Denegation and Resentment / Derrida and Negative Theology. Albany: State University of NY Press. 1992. P. 1-24.

191. Franke W. Apophasis and the turn of philosophy to religion: From Neoplatonic negative theology to postmodern negation of theology / Self and Other: Essays in Continental Philosophy of Religion. Dordrecht: Springer, 2007. P. 61-76.

192. Franke W. The new apophatic universalism: deconstructive critical theories and open togetherness in European tradition // Parrhesia. 2014. № 21. P. 86101.

193. Franke W. A philosophy of the unsayable. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 2014.

194. Gasche R. The Tain of the Mirror. Derrida and the Philosophy of Reflection. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1986.

195. Gersh S. Neoplatonism after Derrida. Parallelograms. Leiden: Brill, 2006.

196. Hallward P. Out of this world. Deleuze and philosophy of creation. L., NY.: Verso, 2006.

197. Hart K. The Trespass of the Sign: Deconstruction, Theology and Philosophy. Cambridge: Cambridge University Press, 1989.

198. Heidegger M. Beiträge zur Philosophie (Vom Ereignis) (Heidegger M. Gesamtausgabe, Vol. 65). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1989.

199. Hochstaffl J. Negative Theologie. Ein Versuch zur Vermittlung des patristischen Begriffs. München: Kösel-Verlag GmbH & Co, 1976.

200. Hospitality, justice and responsibility: a dialogue with Jacques Derrida / Questioning ethics: debates in contemporary philosophy. NY.: Routledge, 2002. P. 65-83.

201. Horner R. Derrida and God: Opening a Conversation // Pacifica. 1999. № 12. P. 201-228.

202. Horner R. Jean-Luc Marion: A Theo-logical Introduction. Burlington: Ashgate, 2005.

203. Inoue K. Characteristics of Eastern Thought and the Philosophy of Kyoto School // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2013. № 6. P. 1407-1422.

204. Jonas H. The gnostic religion: the message of the alien God and the beginnings of Christianity. Boston: Beacon Press, 2001.

205. Kangas D. Kierkegaard, the Apophatic Theologian // Enrahonar: quaderns de filosofia. 1998 № 29. P. 119-123.

206. Kearney R. The God who may be: a hermeneutics of religion. Bloomington: Indiana University Press. 2001.

207. Kearney R. Khora or God? / A passion for the impossible: John D. Caputo in focus. Albany: State University of NY Press, 2003. P. 107-122.

208. Kearney R. Transfiguring God / The Blackwell Companion to Postmodern Theology. Malden: Blackwell Publishing, 2005. P. 369-393.

209. Kearney R. Anatheism (Return to God after God). NY: Columbia University Press, 2010.

210. Kimmerle H. On Derrida's Hegel Interpretation / Hegel after Derrida. London, NY: Routledge, 1998. P. 227-238.

211. Law D.R. Kierkegaard as Negative Theologian. NY: Oxford University Press, 1993.

212. Law D.R. Negative theology in Heidegger's Beiträge zur Philosophie // International Journal for Philosophy of Religion. 2000. № 48. P. 139-156.

213. Loy D. The Deconstruction of Buddhism / Derrida and Negative Theology. Albany: State University of New York Press, 1992. P. 227-253.

214. Marion J.-L. God without being: hors-texte. Chicago, L.: The University of Chicago Press, 1991.

215. Marion J.-L. Is the Ontological Argument Ontological? The Argument According to Anselm and Its Metaphysical Interpretation According to Kant / Flight of the Gods: Philosophical Perspectives on Negative Theology. NY: Fordham University Press, 2000. P. 78-99.

216. Marion J.-L. Being given: toward a phenomenology of givenness. Stanford: Stanford University Press, 2002.

217. Marion J.-L. The Impossible for Man - God / Transcendence and Beyond: A Postmodern Inquiry. Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press,

2007. P. 17-43.

218. Marion J.-L. The visible and the revealed. NY: Fordham University Press,

2008.

219. Mortley R. From Word to Silence. Vol. 2. The Way o f Negation: Christian and Greek. Bonn: Hanstein, 1986.

220. Neel J. Plato, Derrida and Writing. Carbondale: Southern Illinois University Press, 1988.

221. Nishida K. Intelligibility and the Philosophy of Nothingness. Three Philosophical Essays. Honolulu: East-West Center Press, 1958.

222. On the Power of the Powerless: Dialogue with John D. Caputo / After the Death of God. John D. Caputo and Gianni Vattimo. NY.: Columbia University Press, 2007. P. 114-162.

223. Papanikolaou A. Divine Energies or Divine Personhood: Vladimir Lossky and John Zizioulas on Conceiving the Transcendent and Immanent God // TEOLOGIA. 2009. № 2. P. 11-44.

224. Pascal B. Pensees. Indianapolis, Cambridge: Hackett Publishing Company, 2004.

225. Philipse H. Heidegger's Philosophy of Being. A Critical Interpretation. Princeton: Princeton University Press, 1998.

226. Pugh M. Deconstruction, Onto-Theology and Thomas's Via Negativa / The failure of modernism: the Cartesian legacy and contemporary pluralism. Mishawaka: American Maritain Association, 1999. P. 199-211.

227. Schrijvers J. Ontotheological Turnings? The decentering of the modern subject in recent French phenomenology. Albany: State University of New York Press, 2011.

228. Seidel G.J. Heidegger's Last Got and the Schelling Connection // Laval theologique et philosophique. 1999. Vol. 55. № 1. P. 85-98.

229. Simpson C.B. Deleuze and Theology. L., NY., New Delhi, Sidney: Bloomsbury T&T Clark, 2012.

230. Smith D.W. Deleuze and Derrida, Immanence and Transcendence: Two Directions in Recent French Thought / Between Deleuze and Derrida. L., NY: Continuum, 2003. P. 46-66.

231. Taylor M.C. nO nOt nO / Derrida and Negative Theology. Albany: State University of NY Press, 1992. P. 167-198.

232. The Becoming Possible of the Impossible: An Interview with Jacques Derrida / A passion for the impossible: John D. Caputo in focus. Albany: State University of NY Press, 2003. P. 21-33.

233. Thompson K. Hegelian Dialectic and the Quasi-Transcendental in Glas / Hegel after Derrida. L., NY.: Routledge, 1998. P. 239-259.

234. Turner D. The Darkness of God. Negativity in Christian Mysticism. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.

235. Vallega-Neu D. Heidegger's Contributions to Philosophy: an Introduction. Bloomington: Indiana University Press, 2003.

236. Vattimo G. Belief. Stanford: Stanford University Press, 1999.

237. Westphal M. Overcoming Onto-theology. Toward a Postmodern Christian Faith. New York: Fordham University Press, 2001.

238. Westphal M. Transfiguration as Saturated Phenomenon / Journal of Philosophy and Scripture. 2003. Vol. 1, issue 1. P. 26-35.

239. Wissink J. Two Forms of Negative Theology Explained Using Thomas Aquinas / Flight of the Gods: Philosophical Perspectives on Negative Theology. NY: Fordham University Press, 2000. P. 100-120.

240. Zachhuber J. Jean-Luc Marion and the Tradition of Negative Theology [Электронный ресурс] https://www.academia.edu/3074278/Jean-Luc_Marion_and_the_Tradition_of_Negative_Theology (дата доступа 16.05.16).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.