Археология в жизни и творчестве Н. К. Рериха тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.06, кандидат исторических наук Лазаревич, Ольга Вячеславовна

  • Лазаревич, Ольга Вячеславовна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 1999, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ07.00.06
  • Количество страниц 259
Лазаревич, Ольга Вячеславовна. Археология в жизни и творчестве Н. К. Рериха: дис. кандидат исторических наук: 07.00.06 - Археология. Новосибирск. 1999. 259 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Лазаревич, Ольга Вячеславовна

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Н.К. РЕРИХА

В РОССИИ

$ 1. Изучение памятников каменного века

$ 2. Изучение курганных могильников

$ 3, Изучение жальничных погребений

$ 4. Изучение городищ и поселений

$ 5. Археологические источники, принципы их изучения и

интерпретации

$ 6. Этнографическое исследование культуры русского

населения

ГЛАВА П. ИССЛЕДОВАНИЕ Н.К, РЕРИХОМ КУЛЬТУРЫ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

$ 1. Археологическое исследование культуры Центральной

Азии

$ 2. Этнографическое исследование культуры Центральной

Азии

$ 3. Деятельность Н.К. Рериха в рамках Института

«Урусвати»

ГЛАВА Ш. АРХЕОЛОГИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ

ТВОРЧЕСТВЕ Н.К.РЕРИХА

$ 1. Проблема соотношения науки и искусства

$ 2. Наука в художественном творчестве

♦ $ 3. Археология в поэтическом и театральном творчестве

ГЛАВА IV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н.К. РЕРИХА ПО ОХРАНЕ

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Археология в жизни и творчестве Н. К. Рериха»

ВВЕДЕНИЕ

Академик живописи Николай Константинович Рерих - выдающийся художник, создатель около семи тысяч картин, рисунков и эскизов декораций, философ-мыслитель, автор более двух десятков книг и сотен статей, ученый-исследователь, посветивший жизнь изучению истории, археологии, культуры, философии и религии народов Европы, Азии и Америки, талантливый педагог, активный общественный деятель, гуманист, внесший значительный вклад в дело охраны культурных ценностей, пропаганды достижений науки и культуры, распространения знаний.

Духовные устремления Н.К. Рериха, его философское мировоззрение, соединенные с даром художника и поэта, создали некое пространство, объединенное идеями Красоты, Мира, Культуры, Добра и Человечности, которое Леонид Андреев, по праву, назвал «Державой Рериха». В воззрениях Николая Константиновича было много общего со взглядами философов всеединства - B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, а также натурфилософов - А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского и К.Э. Циолковского [1]. Однако, гениальность Рериха как ученого заключается еще и в том, что у него сложился свой взгляд на мир, который основывался не только на последних достижениях развивающейся науки, но включал в себя весь богатейший опыт, выработанный в течение многих тысячелетий поколениями наших предков. Мировоззрение Рериха - это мировоззрение Синтеза. Необходимо отметить, что идея Единства, идея Взаимовлияния проходила сквозь все творчество Н.К. Рериха. Наиболее полно она выражена в знаке, предложенном им для Красного Креста Культуры, представляющем собой три едва соприкасающихся круга внутри окружности, что означает; «Прошлое, Настоящее и Будущее в кольце Вечности». Символ этот имел корни очень древние и был необычайно широко распространен в искусстве разных времен и народов начиная с эпохи каменного века [63]. В нем исследователь видел всю сконцентрированную мудрость человечества. К каким бы

проблемам ни обращался ученый, он рассматривал их сквозь эту призму триединства. Особенно большое внимание Н.К. Рерих уделял объединению, во благо всего человечества трех основных столпов, на которых, по его мнению, зиждется здание Культуры - искусства, науки и религии. Всем своим творчеством, с ранних его этапов, Рерих доказал возможность подобного соединения, сведения воедино в «их индивидуальной и совместной службе человечеству» [219, с. 46], раскрывая в Знаке еще одну, не менее важный семантический компонент - единение науки, искусства в религии в культурном пространстве. Только в объединении, считает Рерих, путь прогресса и окончательное овладение человека этой триадой будет «высшим уровнем спирали достижений» [219, с. 46].

Общность взглядов философов всеединства и Рериха выражалась также и в том смысле, который они вкладывали в такие фундаментальные понятия как «культура» и «цивилизация». Остановимся на них подробнее, ибо они являются основополагающими при рассмотрении научной деятельности Николая Константиновича, так как всестороннее изучение материальной и духовной культуры человечества на огромном пространстве трех континентов являлось делом всей его жизни. Обращаясь к проблеме «культура-цивилизация» Рерих пишет: «Культура есть почитание Света, Культура есть любовь к человеку, Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений... Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце» [122, с. 41]. Но, прежде всего, ученый определяет культуру как работу духа, явление вечное и неистребимое: «Где зародилась Культура, там ее уже нельзя умертвить. Можно убить цивилизацию. Но Культура как истинная духовная ценность бессмертна» [122, с. 41]. Опыт ученого-исследователя подсказывал Рериху, что «могут быть различные степени и методы ее (Культуры - О. Л.) выявления, но в существе своем она незыблема, и, прежде всего, живет в сердце человеческом» [123, с. 11]. Однако, изучение прошлого человечества приводит Н.К. Рериха к мысли, что несмотря на

прямую противоположность Культуры и цивилизации, они все же представляют собой целостную структуру, элементы которой находятся в тесной взаимосвязи, то гармонично переплетаясь, то сближаясь, то расходясь с основной характеристикой культуры какого-либо народа в целом.

Актуальности. Объективной потребностью археологической науки на сегодняшний момент, при наличии множества научно-исследовательских центров и археологических школ, является осмысление наследия ученых XIX-XX веков. В связи с этим, в 80-90 годах появляются обобщающие труды по истории отечественной археологии (A.A. Формозов [217, 218], В.Ф. Генинг [24], Г.С. Лебедев [59]). Однако, несмотря на то, что в них есть упоминание о деятельности Николая Константиновича как ученого-археолога, эти сведения далеко не в полной мере проливают свет на ту огромную роль, какую он, на самом деле, сыграл в отечественной науке. Кроме того, в настоящее время в археологии возрос интерес к научным разработкам данного периода на территории Сибири (A.B. Жук [34], В.И. Матющенко [66]), ибо многие идеи и методы исследования были введены в науку именно в XIX-нач. XX вв. Немалый вклад в исследования памятников археологии Южной Сибири был сделан и Н.К. Рерихом, но также не был отражен в работах данных авторов. Вследствие этого, появление нашей работы обусловлено идущим процессом переосмысления наследия отечественных археологов этого времени.

К настоящему времени накоплен огромный вещественный археологический материал, и с каждым годом его количество растет. В ряде случаев назрела необходимость приведения имеющихся археологических источников в систему. Несмотря на обилие методов, разработанных на сегодняшний день, и до сих пор вызывающих у ученых-археологов споры и дискуссии, эта проблема остается нерешенной. На этом фоне, очень важным, на наш взгляд, является обращение к творчеству Н.К. Рериха, обладавшего поистине энциклопедическими знаниями, позволявшими исследователю проводить параллели между древними культурами

различных территорий (порой даже различных континентов) и делать выводы об их контактах и взаимовлиянии.

Рассмотрение любой культуры - от каменного века до современности - Рерих основывал на своих философских и культурологических взглядах, что нашло свое отражение и в системе отбора археологических источников. Будучи скрупулезным, педантичным ученым, Николай Константинович считал, однако, что вещи сами по себе не могут выразить мысли и чувства людей, их создавших, то есть отразить культуру в широком смысле этого слова как работу духа, души В этой связи, на фоне теоретических споров, ведущихся учеными-археологами, о понятиях «культура», «археологическая культура», «цивилизация» и т.п., осмысление наследия Н.К. Рериха становится все более актуальным. Таким образом, данная работа не только позволит в определенной степени углубить источниковедческий анализ археологического материала, но и приблизиться к решению некоторых теоретических проблем археологической науки

Несомненную актуальность данное исследование представляет в плане аккумуляции и осмысления в сводной работе научного наследия Н.К. Рериха, связанного с археологией.

Научная новизна. Гений Рериха был настолько своеобразным, всеобъемлющим, цельным и гармоничным, что он, по замечанию Теодора Хеллина, не мог не оставить бессмертной печати на времени, в котором он жил, одновременно являясь «голосом эпохи», ее знаменем и совестью. Сегодня о Николае Константиновиче Рерихе написаны сотни книг, очерков, статей, посвященных различным аспектам его творчества - художественным, литературным, философским и научным. Однако, следует отметить объединяющую их особенность: весь разнообразный материал -описание находок, наблюдения, размышления, замечания, проблемы, поднимаемые выдающимся ученым-исследователем, - касающийся археологии, представлен авторами неполно и отрывочно. Биографии жизни и деятельности Н.К. Рериха,

созданные различными авторами, отдельные статьи и очерки современников и исследователей творчества художника, философа, писателя, лишь констатируют факты раскопок, обозначая только основные вехи пути становления Николая Константиновича как ученого-археолога. До сего дня по существу нет специальной обобщающей работы, посвященной роли археологии в жизни и творчестве Н.К. Рериха. Вследствие этого, научная новизна диссертации заключается в том, что нами впервые подготовлено специальное исследование, посвященное научной деятельности Н.К. Рериха в области археологии и смежных научных дисциплин, изучающих прошлое человечества, роли археологии, этнографии, эпосоведения в жизни и творчестве ученого.

Целью нашей работы является всестороннее изучение деятельности Николая Константиновича Рериха в области археологии, этнографии, исследовании эпоса и фольклора народов, населяющих изучаемые им территории, ознакомление с методикой его исследований памятников археологии, деятельности Рериха по охране культурных ценностей. Кроме того, исследуется живописное творчество великого художника, вдохновение для которого автор картин черпал, прежде всего, в историческом прошлом человечества.

Для осуществления данной цели мы решали следующие задачи: были систематизированы все доступные на сегодняшний день сведения об археологических исследованиях Н.К. Рериха на территории России, Финляндии, стран Балтики, а также Азиатского континента - российского Алтая, Монголии, Китая, Индии и великой горной страны Тибета. Кроме того, руководствуясь мультидисциплинарным подходом, осуществляемым ученым при изучении культуры любой территории, помимо археологических источников, полученных Рерихом, мы проанализировали данные этнографии, эпосо ведения и фольклора, собранные Николаем Константиновичем во время раскопок, экспедиций и поездок, а также художественные

произведения Рериха, относящиеся к «исторической живописи» мастера, то есть те, в основу которых положен археологический, этнографический или эпический материал.

Источники, Основными источниками для написания работы послужили археологические отчеты Н.К. Рериха о раскопках, представленные ученым в Археологическую Комиссию и Императорское Русское Археологическое общество [256, 257, 258, 259, 260, 261, 262, 263, 264, 265, 266, 267, 268, 269, 270, 271, 272, 275]; его выступления на заседаниях ИР АО с докладами об исследованиях [248, 249, 250, 251, 252, 253, 254, 255, 273, 274, 276]; архивные материалы по археологии фонда Н.К. Рериха в Отделе Рукописей Государственной Третьяковской галереи [239, 240, 241, 242, 243, 244, 245]; научные статьи Н.К Рериха, посвященные изучению различных типов археологических памятников на территории северо-западных областей России, входивших ранее в состав Санкт-Петербургской, Новгородской, Тверской губерний, являвшихся частями Древней Новгородской земли. Кроме того, нами были использованы публицистические и литературные произведения Николая Константиновича (статьи, эссе, очерки), дневники Н.К. Рериха [127, 128, 129], путевые дневники экспедиций, в которых ученый и его соратники отражали каждодневную работу ученого-археолога [87, 202], а также делопроизводственные документы (Открытые листы на право раскопок, материалы по организации археологических экспедиций и передаче раскопочных коллекций в музеи [237, 238, 246, 247]), личная переписка и обращения к международным организациям. Источником по освещению деятельности Н.К. Рериха по охране культурного наследия является текст «Пакта Рериха». Раскрытие вопроса о взаимосвязи в творчестве Рериха искусства и археологии основывалось на изучении художественных произведений ученого [74, 75, 234], в основу которых был положен археологический, этнографический или эпический материал: картин, рисунков, эскизов театральных декораций, а также лекций «Искусство и археология» и «Художественная техника в применении к археологии», прочитанных слушателям Санкт-Петербургского Археологического Института.

Помимо этого, правомерным, на наш взгляд, было включение в круг источников по исследованию археологического наследия Николая Константиновича произведений членов его семьи - сына: Юрия Николаевича и жены Елены Ивановны, которые, безусловно, были единомышленниками и ближайшими сподвижниками его в деле изучения культур древних насельников, проводимых ученым в различных уголках земного шара.

Историографический обзор Многогранность личности Рериха и широта его кругозора поистине удивительны, не случайно поэтому научное, философское и художественное наследие Николая Константиновича стало, особенно в последнее время, объектом пристального изучения искусствоведов, историков науки и востоковедов. К настоящему времени опубликован уже значительный объем литературы, освещающей всевозможные аспекты творчества НК. Рериха. Эти исследования различны по глубине освещения и характеру раскрываемых проблем. В нашей работе мы практически не затрагиваем изучение различными авторами философских и эстетических изысканий ученого, ибо глубина освещения их Рерихом столь велика, что должно являться темой отдельного специального исследования.

Наиболее глубокому изучению подверглось художественное творчество Николая Константиновича, исследование которого начали еще его современники [9, 10, 18, 25, 26, 61, 62, 226, 228]. Несмотря на то, что большинство из них было художниками, они не могли не увидеть, что всю живопись Рериха насквозь пронизывает великая тайна истории. «Рерих весь прошлое... - пишет в своей статье Александр Мантель, - Я убежден, что Рерих любит прошлое не как определенную полосу того или иного периода истории.., а просто далекое, где больше простора его фантазии... У Рериха нет определенного, облюбованного им исторического периода, в картинах его мы видим и каменный век, и половецкий стан, и Александра Невского, в его церковной живописи видим тяготение к византийскому стилю» [62, с. 45]. Историчность художественных произведений мастера отмечает в очерке «У истоков

творчества» Степан Яремич: «Из всех русских художников, стремившихся к разгадке древнего мифа, только у одного Рериха находим полное освещение предмета, только в его произведениях иллюзия достигает предельной силы и полна непререкаемой убедительности» [228, с. 76]. Но, продолжает он, «пусть не подумают, что источником вдохновения Рериха служит сухой археологизм... Для Рериха предметы, покоящиеся в земных недрах, священны как показатель реальной связи... настоящего момента с клокотанием и кипением прошедшего» [228, с. 76]. Своим искусством, считает Михаил Бабенчиков, Рерих как бы окунает зрителя в иной мир: «Он рассказывает о первых днях пребывания человека на земле... Он описывает нам быт и нравы наших предков... Он говорит языком очевидца: о татарском полоне, о жестоких набегах викингов, о степи...» [9, с. 121]. Интересно высказывание Александра Гидони в статье «В защиту искусства», характеризующего работу Рериха-археолога. «То обстоятельство, что Рерих в своей теоретической и практической работе, как археолог, был вполне самостоятелен., работал самоучкой, выработало в нем ценное свойство: верить только самому себе, принять в свою работу только то, что найдено личным трудом, личным ощущением, своей догадкой, потому что важно не только то, что было найдено, но и то, как нашлось» [2S, с. 83].

Впоследствии данная тема получила освещение в статьях и отдельных трудах искусствоведов, А.Д. Алехина [3]., Л.В. Короткиной [50], Г.И. Кальжановой [41] и других [220], рассматривавших вопросы эволюции и различные периоды его художественного творчества. Историками искусства изучается монументальная живопись Н.К. Рериха [72], идет поиск корней его художественного творчества [215]. Но, несомненно, все исследователи сходятся в одном мнении, что «археология стала одним из важнейших источников рериховского реализма» [42, с. 7].

Однако, видимо, не всем современникам глубина мышления, творчества Рериха была понятна и не всеми до конца принята. Так не менее известный художник Александр Бену а, говоря о своем взгляде на путь, пройденный Рерихом-художником

написал: «Рерих не сразу покорил меня... Проходили годы и годы, а меня все что-то в нем коробило. Не темы его или техническое несовершенство, а нечто, что... ныне мне представляется просто его художественной незрелостью...» [18, с. 54]. Но, несмотря на различное «отношение к истории человечества, к человеку, на органически разные миросозерцания» [18, с. 55], Бенуа все же приходит если не разделению его взглядов, то хотя бы к пониманию его творчества

Кроме того, ряд книг и статей посвящен изучению Николаем Константиновичем различных территорий и народов, в которых рассматриваются его методы исследования и вклад Рериха в изучение локальных территорий [12, 23, 30, 35, 199, 207].

Другой пласт литературы, освещающей изучаемые нами темы, представлен исследованиями биографического характера. Большой вклад в освещение жизни и творчества великого ученого и художника сделал П.Ф. Беликов [11, 13, 14, 15]. Его работы отличаются полнотой и глубиной изложения, чему, безусловно, способствовали непосредственные контакты Павла Федоровича с семьей Рерихов. Другие, наиболее известные из биографий - работы A.A. Ростиславова [198], Вс.Н. Иванова [40], Н.Д. Дмитриевой [31], П.Ф. Беликова и В .П. Князевой [16, 17], работа Е.И. Поляковой [82], В.П. Князевой [44, 45, 46]. В этих трудах, бесспорно, наиболее полно к настоящему моменту освещена разносторонняя деятельность Н.К. Рериха, но оценка дается, в основном, с позиции раскрытия личности Николая Константиновича через рассмотрение его деятельности в различных областях Среди биографических сведений авторы рассматривают следующие основные темы: этапы становления личности Рериха, первые самостоятельные научные исследования и формирование собственных научных пристрастий, Рерих и Россия, искусство и археология, деятельность Н К. Рериха в театре, экспедиции в Центральную Азию, общественная деятельность и охрана культурного наследия Все биографы Николая Константиновича, опираясь как на его собственные высказывания, так и на

свидетельства современников и архивные материалы, говорят о ранних пристрастиях Рериха к седой старине: «Рано привлекли внимание Рериха курганы. Уже 9-летним ребенком он начал раскапывать старинные захоронения в окрестностях имения своих родителей и задумываться над тайнами жизни древней Руси», а впоследствии он «много времени отдает славянской археологии» [45, с. 37, 40]. Было бы неправильно, отмечает A.A. Ростиславов, ограничивать деятельность Н.К. Рериха только художественным творчеством, ибо он еще и «археолог, исследователь курганов, коллекционер старинных картин и предметов каменного века, член художественных и ученых обществ...» [198, с. 7]. И хотя, считают авторы монографии «Рерих» П.Ф. Беликов и В.П. Князева, «трудно сказать, что доминировало в молодом Рерихе -влечение к искусству или к наукам, но несомненно... их союз предрешил быстрое развитие самотайной художнической индивидуальности» [17, с. 22].

Часть работ посвящена специально театральной деятельности художника [29, 214]. Наиболее всеобъемлющее исследование в этом плане представляет собой недавно вышедший труд Е. Яковлевой «Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха», которая интересна для нас тем, что автор не только рассматривает вехи деятельности Николая Константиновича в области декорационной живописи, но видит глубокую основу тем театральных декораций, лежащую в древности человечества [227].

Кроме того, ряд исследователей творчества Рериха (Р.Я. Рудзитис [200], Л.В. Шапошникова [225]) обращается к проблеме, разрабатываемой Н.К. Рерихом в течение жизни - проблеме соотношения понятий культуры и цивилизации. Р.Я. Рудзитис замечает, что «Рерих снова и снова призывает разграничить эти понятия. Культура для него гораздо более широкое, всеобъемлющее, утонченное, первичное понятие, -культура должна обосновывать и одухотворять цивилизацию как свою составную часть» [200, с. 177]. Л.В Шапошникова, изучая научное и философское наследие Н.К. Рериха, отдельную посвящает статью раскрытию в творчестве ученого вопроса о взаимодействии культур Востока и Запада, их корнях и взаимовлиянии [223].

Новым, очень важным, на наш взгляд, этапом в исследовании творчества художника, ученого, философа стала организация, начиная с 70-х годов, различными обществами Н.К. Рериха международных конференций и Рериховских чтений, на которых не только зачитывались научные доклады, рассматривающие деятельность Н.К. Рериха с различных точек зрения, но и происходил обмен мнениями, углубляя процесс познания личности великого мыслителя [6, 194, 195, 196]. В предисловии, предваряющем сборник материалов конференции «Рериховские чтения», посвященной 50-летию исследований Н.К. Рериха на Алтае, А.П. Окладников и В.Е. Ларичев выражают надежду, что было бы «желательно превратить «Рериховские чтения» в место традиционных встреч востоковедов, историков культуры и искусствоведов, интересы которых затрагивают темы, близкие сердцу великого сына России Н.К. Рериха» [77, с. 7], что впоследствии было воплощено в жизнь.

Немалый интерес для нас представляют также статьи, в которых рассматриваются исторические и эпосоведческие взгляды Николая Константиновича [49, 206], ибо археология, безусловно, является частью общеисторической науки. Однако, как и все предыдущие исследователи, авторов данных работ интересовала, прежде всего, не научная, а художественная сторона вопроса. «Понимание Рерихом истории как истории культуры, - отмечает А.Н. Сидоров, - и, прежде всего, культуры духовной, дает возможность соотнести эволюцию его мировоззрения и особенностей художественных средств, приемов, выбора тем и сюжетов для картин. Эту эволюцию можно определить как путь от «археологической» живописи, нацеленной на передачу духа материально-конкретной эпохи к живописи «мировоззренческой», задача которой... воссоздать духовный путь человечества в единстве Прошлого, Настоящего и Будущего» [206, с. 60].

Большое место Н.К. Рериху как ученому отводится в статьях В.Л. Мельникова -«Николай Рерих и Императорское Русское Археологическое Общество» [68], «Н.К. Рерих и петербургская палеоэтнологическая школа» [67] и других, где указываются

вехи деятельности археолога в рамках сотрудничества с ИР АО: выступления с докладами о древностях северо-запада России, отчеты о поездках по заданию Общества, выступления против бездарных реставраторов древних храмов, а также определяется место Рериха в научном сообществе.

Работа Николая Константиновича по защите культуры от посягательств разрушителей была настолько широка и всеобъемлюща, что невозможно было обойти вниманием исследователям и вопрос о деятельности Н.К. Рериха по сохранению мирового историко-культурного наследия. «Хранитель» назвал вступительную статью к сборнику «Берегите старину» Д. Попов [83]. Б этом слове наиболее полно отражено отношение Рериха к древностям, к тому, что в любой момент может бьггь разрушено по прихоти даже одного человека и не подлежит восстановлению. Слишком хрупка культура, слишком беззащитны памятники ушедших эпох, оставленные предками на наше попечение и поэтому основной своей задачей Н.К. Рерих видит охранение их, заботу о должном их поддержании, борьбу с бездарными поновлениями памятников прошлого. Наиболее полно деятельность ученого, художника, мыслителя на этом поприще рассмотрел М.М. Богуславский в своей монографии по международной охране культурных ценностей [20] и ряде статей [21, 22], где он не только описал основные этапы пути ученого в деле сохранения сокровищ культуры, но и будучи профессиональным юристом, исследовал правовые аспекты «Пакта Рериха», раскрывая первостепенную роль Николая Константиновича в мировом движении по защите исторического и культурного наследия предков, по праву, считая его родоначальником этого движения. Тема общественной значимости работы Рериха по охране памятников истории и культуры разрабатывалась также рядом других исследователей: Е. Александровым [2], П.Ф. Беликовым [13], Т.Г. Григорьевым [27], Л.В. Шапошниковой [224] и другими [52, 73]. «Борьба за охрану памятников архитектуры, - отмечает Д. Попов, - являлась для Рериха не самоцепью, а средством сохранения и развития в должном направлении той рукотворной среды, что создана творческим гением

поколений» [83, с. 5]. Качественно новым этапом в изучении этого пласта наследия Н.К. Рериха, по нашему мнению, является проведение конференций в защиту культуры, для которых знаменем служит утвержденный Рерихом Красный Крест Культуры.

Темой изучения некоторых ученых стала Центрально-Азиатская и Монгольская экспедиции, организованные Н.К. Рерихом с целью изучения истории и культуры азиатского региона [4]. Наиболее заметны, полны материала и богаты выводами статьи А.Н. Зелинского [36, 38], рассматривающего научные результаты, полученные Н.К. и Ю Н. Рерихами в процессе путешествий по просторам Азии: археологические, этнографические, а также эпические материалы и поднятые ими проблемы взаимодействия древних культур России и Востока.

Однако, исходя из целей и задач нашей работы, основной интерес, безусловно, представляют исследования творчества Н.К. Рериха профессиональными археологами. Как это не покажется парадоксальным, но мы вынуждены констатировать, что в настоящее время таких сведений опубликовано в литературе крайне мало. Обладая энциклопедическими знаниями и прозорливостью истинного ученого академик А.П. Окладников одним из первых подверг анализу деятельность Н.К. Рериха в области археологии [79]. В своей статье «Рерих и археология» он отмечает, что «в историю русской археологической науки прочно вошли полевые работы Н.К. Рериха по исследованию новгородских древностей, раскопки «жальников»... Его в равной мере интересовали древнерусские памятники и финно-угорские древности. На уровне археологической техники того времени его раскопки представляли передовое достижение и, как археолога, Н.К. Рериха по праву нужно числить в ряду крупных исследователей русской археологической науки» [78, с. 8]. Рассматривая научную деятельность Н.К. Рериха Алексей Павлович упоминает несколько тем, наиболее заинтересовавших ученого в его поездке по Азийскому континенту - исследование «звериного стиля» кочевников Азии, изучение проблемы наскальных изображений,

Похожие диссертационные работы по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Лазаревич, Ольга Вячеславовна, 1999 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулин В.Н. Философия всеединства. От B.C. Соловьева к П.А Флоренскому. -Новосибирск, 1990. - 158 С.

2. Александров Е. Пакт Рериха и международная охрана памятников истории и культуры. - София, 1978. - 34 С.

3. Алехин А.Д. Творческий метод Н.К. Рериха. // Н.К. Рерих. Жизнь и творчество. -М„ 1978.-С. 40-61.

4. Андреев А.И. Материалы о Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха в востоковедных архивах Лондона. // Рериховский вестник. - Извара-СПб, М., 1992. вып. 5. - С. 77-78.

5. Андросова Л. А "Урусвати" - СО АН СССР. // Рериховские чтения. К 50-летию исследований Н.К. Рериха на Алтае. - Новосибирск, 1976. - С. 112-116.

6. Алтай-Гималаи. Материалы международной научно-общественной конференции. - Новосибирск, 1992, - 225 с.

7. Антонов В. Милость богов: К биографии художника, археолога и писателя Н.К. Рериха. // "Смена". - М., 1991. № 5. - С. 58-65.

8. Аукцион собрания русских монет, принадлежащего Н.К. Рериху. - СПб, 1908.

9. Бабенчиков М. Мысли о Рерихе. // Держава Рериха. - М., 1994. - С. 114-133.

10. Балтрушайтис Ю. Внутренние приметы творчества Рериха. // Держава Рериха. -М., 1994. - С. 47-53.

И. Беликов П.Ф. Личное участие членов семьи Н.К. Рериха в работе Института "Урусвати". // Рериховские чтения. К 50-летию Института "Урусвати". -Новосибирск, 1980. -С. 291-301.

12. Беликов П.Ф. Николай Рерих в Индии. // «Страны и народы Востока». - М., 1972. вып. XIV.-С. 211-236.

13. Беликов П.Ф. Пакт Н.К. Рериха по охране культурных ценностей. // Н.К. Рерих. Жизнь и творчество. - М., 1978. - С. 186-191.

14. Беликов П.Ф. Последняя научно-исследовательская экспедиция Н.К. Рериха. И Рериховские чтения. К 50-летию исследований Н.К. Рериха на Алтае. -Новосибирск, 1976. - С. 94-97.

15. Беликов П.Ф. Рерих: опыт духовной биографии. - Таллинн, 1980. - 205 с.

16. Беликов П.Ф.. Князева В.П. Николай Константинович Рерих. - Самара, 1996. - 199 С.

17. Беликов П.Ф.. Князева В.П. Рерих. - М., 1972. - 256 с. (Жизнь замечательных людей).

18. Бенуа А. Путь Рериха. // Держава Рериха. - М., 1993. - С. 25-33. (Малая Рериховская библиотека).

19. Бердяев H.A. Смысл истории. - М., 1990. - 173 С.

20. Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. - М.} 1979. -191 С.

21. Богуславский М.М. Н.К. Рерих и международная охрана культурных ценностей. // Рериховские чтения. 1979 год. К 50-летию Института "Урусвати" Материалы конференции. -Новосибирск, 1980. - С, 183-187.

22. Богуславский М.М. Пакт Рериха. // Мир через культуру. - М., 1990. - С. 10-16.

23. Бондаренко В.. Бондаренко Е. Н.К. Рерих в Карелии: к 100-летию со дня рождения художника. П "Север", - Петрозаводск, 1974. № 10. - С. 126-128.

24. ГенингВ.Ф. Очерки по истории советской археологии. (У истоков формирования марксистских теоретических основ советской археологии. 20-е-первая половина 30-х гг.). - Киев, 1982.- 225 с.

25. Гидони А. В защиту искусства. // Держава Рериха. - М., 1994. - С. 81-90.

26. Голлербах Э. Искусство Рериха. И Держава Рериха. М., 1994. - с. 254-264.

27. Григорьев Т.Г. Наследие Н.К. Рериха и миротворческое движение сегодня. // Пути восхождения: Материалы междунар. обществ.-научн. конф. (1993-1994). - М., 1995.-С. 310-314.

28. Гумилев Л.Н. Страна Шамбала в легенде и в истории. // Гумилев Л.Н. Сочинения: Древний Тибет. - М., 1996. - С. 298-303. (Альманах «Мир Л.Н. Гумилева». Серия 1. Свод сочинений и документов; вып. 5).

29. Гутт И.Л. Рерих и драматургия Метерлинка. // Н.К. Рерих. Жизнь и творчество. -М., 1978. - С. 96-104.

30. Дико Н. Монголия в жизни и деятельности Н.К. Рериха и его семьи. И Культура Монголии в средние века и новое время (XVI-нач. XX в.). - Улан-Удэ, 1986. - С. 122-23.

31. ДмитриеваН.Д. Н.К. Рерих. -М., 1958.

32. Дубов И.В. Н.К. Рерих и его археологические изыскания в Ярославской губернии. // Дубов И.В. Великий Волжский путь. - Л, 1989. - С. 238-241.

33. Дювернуа Ж. Рерих. Фрагменты биографии. // Держава Рериха. - М., 1994. - С. 134-156.

34. Жук A.B. Организация археологических исследований в Западной Сибири. 1860-1920-е гг.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.06. / Алт. гос. ун-т. - Барнаул, 1995.-29 с.

35. Заятуев Г. Заметки Н.К. Рериха о бурятах. - Новосибирск, 1983. Препринт. - 6 с.

36. Зелинский А.Н. Россия, Рерих и Восток. И Проблемы взаимодействия художественных культур Запада и Востока в новое и новейшее время. - М., 1972. -С. 23-29.

37. Зелинский АН. Рыцарь культуры. // Рерих Ю.Н. Звериный стиль у кочевников Северного Тибета. - М, 1992. - С. 3-12.

38. Зелинский А.Н. Экспедиция Н.К. Рериха в Центральную Азию. К 110-летию со дня рождения Н.К. Рериха. // "Природа". - М„ 1974. № 10. - С. 2-13.

39. Зимина М.П. Неолит бассейна р. Меты (Публикация материалов). - М., 1981.

40. Иванов Вс.Н. Рерих (художник, мыслитель). // Мир через культуру. - М., 1990. - С. 195-246.

41. Кальжанова Г.И "Каменная летопись" Руси Н.К. Рериха. // Защитим Культуру. -М., 1996. - С. 106-126.

42. Кеменов B.C. Николаи Константинович Рерих. // Н.К. Рерих. Жизнь и творчество. -М., 1978. - С. 7-23.

43. Ключников С. Творящая легенда. // Сент-Илер Ж. Криптограммы Востока. - М., 1993. - С. 3-11. (Малая Рериховская библиотека).

44. Князева В.П. Н. Рерих. - М„ 1968. - 46 с.

45. Князева В.П. Н. Рерих. Летопись жизни и творчества. - СПб, 1994.

46. Князева В.П. Н.К. Рерих (1874-1947). - М.-Л, 1963. - 112 с.

47. Козин С. А. Гэсэриада. Сказание о милостивом Гесер мерген-хане - искоренителе десяти зол в десяти странах света. - М.-Л, 1935.

48. Комиссаров С.А. Ю.Н. Рерих и проблема тибетского "звериного стиля". // Рериховские чтения. К 110-летию Н.К. Рериха и 80-летию С.Н. Рериха. -Новосибирск, 1985. - С. 268-271.

49. Комиссарова Г.В. Аспекты историзма в мировоззрении Н.К. Рериха. // Рериховские чтения. К 110-летию Н.К. Рериха и 80-летию С.Н. Рериха. -Новосибирск, 1985. - С. 53-56.

50. Короткина Л.В. Рерих в Петербурге-Петрограде. - Л, 1985.

51. Кубарев В.Д. Н.К. Рерих и современная археология Горного Алтая. // Рериховские чтения. К 50-летию исследований Н.К. Рериха на Алтае. - Новосибирск, 1976. - С. 36-38.

52. Курныкина Г.И. Н.К. Рерих и проблема сохранения культурного наследия. // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Материалы научно-практической конференции, вып. VIII. - Барнаул, 1997. - С. 234-237.

53. Лазаревич О.В. Деятельность Н.К. Рериха по охране историко-культурного наследия. // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Материалы научно-практической конференции, вып. VIII. - Барнаул, 1997. - С.

237-240.

54. Лазаревич О.В. Керамика как исторический источник в трудах Н.К. Рериха. // Керамика как исторический источник. Тезисы докладов и материалы конференции, состоявшейся 16-18 апреля в Тобольском государственном педагогическом институте им. Д. Менделеева. - Тобольск, 1996. - С. 3-5.

55. Ларичев В.Е. Открытие наскальных изображений на территории Внутренней Монголии. В Синьцзяне и Цинхае. // Рериховские чтения. К 110-летию Н.К. Рериха и 80-летию С.Н. Рериха. - Новосибирск, 1985. - С. 149-167.

56. Ларичев В.Е. Рерих и сотоварищи в Сибири. // Ларичев В.Е.. Маточкин Е.П. Рерих и Сибирь. - Новосибирск, 1993. - С. 11-160.

57. Ларичев В.Е. У истоков верхнепалеолитических культур и искусства Сибири (к открытию в Кузнецком Алатау поселения Малая Сыя и скульптурного изображения черепахи). // Рериховские чтения. К 50-летию исследований Н.К. Рериха на Алтае. - Новосибирск, 1976. - С. 14-26.

58. Ларичева И.П. Проблемы археологии в изданиях Института "Урусвати". // Рериховские чтения. К 50-летию Института "Урусвати". - Новосибирск, 1980. - С. 41-47.

59. Лебедев Г.С. История отечественной археологии. - СПб, 1992. - С. 204-207.

60. Макаров А. А. Место и роль Востока в художественно-философском творчестве Н.К. Рериха. // Пути восхождения. - М., 1995. - с. 290-296.

61. Маковский С. Поэзия ранних замыслов. // Держава Рериха. - М., 1994. - С. 39-43.

62. Мантель А. [Весь тайна и весь прошлое...]. // Держава Рериха. М, 1994. - С. 44-46.

63. Маточкин Е.П. Знак знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К. Рериха. // "Мир Огненный". - М., 1997. № 4. - С. 74-83.

64. Маточкин Е.П. Каменный век в творчестве Н.К. Рериха. // Рериховские чтения. К 110-летию Н.К. Рериха и 80-легию С.Н. Рериха. - Новосибирск, 1985. - С. 30-39.

65. Маточкин Е.П. Русский космизм. // Сборник материалов научной конференции.

посвященной 120-летию со дня рождения Н.К. Рериха. - Нижний Новгород, 1994. - С. 3-25.

66. Матющенко В.И. История археологических исследований Сибири (до конца 1930-х годов). - Омск, 1992. - 138 С.

67. Мельников В. Л. Н.К. Рерих и петербургская палеоэтнологическая школа. И Традиции отечественной палеоэтнологии. Тезисы докладов Международной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Ф.К. Волкова (Вовка). -СПб, 1997.-С. 41-43.

68. Мельников В.Л. Николай Рерих и Императорское Русское Археологическое Общество. // "Санкт-Петербургский университет". - СПб, 1997 г № 3 (3437). - С. 19-23.

69. Молодин В.И., Лазаревич О.В. Археология в жизни и творчестве Н.К. Рериха. // В печати.

70. Молодин В. И., Лазаревич О.В, Археологическое исследование культуры кочевников Азии Центрально-Азиатской экспедицией под руководством Н.К. Рериха в 1924-28 гг. // Четвертые исторические чтения памяти М.П. Грязнова. -Омск, 1997.-С. 111-116.

71. Молодин В.И., Лазаревич О.В. Этнографическое исследование культуры кочевников Азии Центрально-Азиатской экспедицией под руководством Н.К. Рериха в 1924-28 гг. // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Материалы V Годовой итоговой сессии Института археологии и этнографии СО РАН. т. III. - Новосибирск, 1997. - С. 437-440.

72. Монументальная живопись Н.К. Рериха. Исследование и реставрация. - М., 1974. -56 С. --

73. Моргачев В.Б. Пакт Рериха и современная международно-правовая охрана культурного наследия. // Защитим культуру. - М., 1996. - С. 78-86.

74. Н. Рерих. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. Альбом. - М.,

1989. - 48 с.

75. Николай Рерих. Альбом. - СПб, 1994. - 160 с.

76. Окладников А.П. Институту "Урусвати" - 50 лет. // Рериховские чтения. К 50-летию Института "Урусвати". - Новосибирск, 1980. - С. 7-12.

77. Окладников А.П. Ларичев В.Е. Предисловие // Рериховские чтения. К 50-летию исследований Н.К. Рериха на Алтае. - Новосибирск, 1976. - С. 5-7.

78. Окладников А.П. Н.К. Рерих и археология. // Рериховские чтения. К 50-летию исследований Н.К. Рериха на Алтае. - Новосибирск, 1976. - С. 8-12.

79. Окладников А.П. Н.К. Рерих и его экспедиция. // Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. - М., 1974. - С. 277-293.

80. Окладников А.П.. Беликов П.Ф.. Маточкин Е.П. Рерих - исследователь Азии. // "Сибирские огни". - Новосибирск, 1974. J& 10. - С. 166-172.

81. Покровский H.H. Социально-утопическая легенда о Беловодье и Алтайская экспедиция Н.К. Рериха. // Рериховские чтения. К 50-летию исследований Н.К. Рериха на Алтае. - Новосибирск, 1976. - С. 42-43.

82. Полякова Е.И. Николай Рерих. -М., 1985, - 304 с. (Жизнь в искусстве).

83. Попов ДН. Хранитель. //Рерих Н.К. Берегите старину. - М., 1993. - С. 3-7. (Малая Рериховская библиотека).

84. Протокол заседания от 6 ноября 1899 года. Н ЗОРСА. том ХП. вып. 1-2. Новая серия. Труды Отделения русской и славянской археологии", книга 5. - СПб, 1901. - С. 383-384.

85. Рерих Н.К. Азия // Рерих Н.К. Листы дневника, т. П. - М., 1995. - С. 114. (Большая Рериховская библиотека).

86. Рерих Н.К. Археология. // Рерих Н.К. Листы дневника, т. II. - М., 1995. - С. 107. (Большая Рериховская библиотека).

87. Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. Путевой дневник. - М., 1929.

88. Рерих Н.К. Безымянное // Рерих Н.К. Нерушимое. - Новосибирск, 1992. - С. 127-

89. Рерих Н.К. Берегите старину. // Рерих Н.К. Берегите старину. - М., 1993. - С. 47-48.

90. Рерих Н.К. Богатая бедность // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. - М., 1994. - С. 95-99. (Малая Рериховская библиотека).

91. Рерих Н.К. Буддизм в Тибете // Рерих Н.К. Шамбала. - М., 1994. - С. 51-54. (Большая Рериховская библиотека).

92. Рерих Н.К. Великаны и карлики // Рерих Н.К. Листы дневника, т. I. - М., 1995. - С. 290-292. (Большая Рериховская библиотека).

93. Рерих Н.К. Великий Новгород // Рерих Н. К. Глаз добрый. - М. 1991. - С. 140-146.

94. Рерих Н.К. Великое наследие // Рерих Н.К. Восток-Запад. - М., 1994. - С. 95-97.

95. Рерих Н.К. Восстановления. Записные листки художника. XXV. // Рерих Н.К. Берегите старину. - М., 1993. - С. 20-21.

96. Рерих Н.К. Дархан Бейле // Рерих Н.К. Врата в будущее. - Рига, 1991. - С. 176-179.

97. Рерих Н.К. Дары Востока // Рерих Н.К. Химават. - Самара, 1995. - С. 34-38.

98. Рерих Н.К. Добрые вести. // Рерих Н.К. Листы дневника, т. I. - М., 1995. - С. 452-455. (Большая Рериховская библиотека).

99. Рерих Н.К. Договор. // Рерих Н.К. Листы дневника, т. П. - М., 1995. - С. 366-367. (Большая Рериховская библиотека).

100. Рерих Н.К. Друзьям Знамени Мира. // Рерих Н.К. О вечном. (Книга о воспитании). -М, 1991. -С. 159-160.

101. Рерих Н.К. Декада // Рерих Н.К. Твердыня пламенная. - Рига, 1991. - С. 199-211.

102. Рерих Н.К. Десятинная церковь в Киеве. // Рерих Н.К. Берегите старину. - М., 1993.-С. 30-32.

103. Рерих Н.К. Древнейшие финские храмы // Рерих Н.К. Глаз добрый. - М., 1991. - С. 114-123.

104. Рерих Н.К. Духовные сокровища. // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. - М.,

1994. - С. 44-46. (Малая Рериховская бибилиотека).

105. Рерих Н.К. Жальник, место сострадания // Рерих Н.К. Шамбала. - М., 1994. - С. 87-90. (Большая Рериховская бибилиотека).

106. Рерих Н.К. Закрытый глаз // Рерих Н.К. Твердыня пламенная. - Рига, 1991. - С. 35-39.

107. Рерих Н.К. Записные листки художника. XXIX. // Рерих Н.К. Берегите старину. -М., 1993.-С. 24-25.

108. Рерих Н.К. Земля обновленная. // Рерих Н.К. Глаз добрый. - М„ 1991. - С. 129-135.

109. Рерих Н.К. Зигфрид // Рерих Н.К. Листы дневника, т. I. - М., 1995. - С. 396-399. (Большая Рериховская библиотека).

110. Рерих Н.К. Знамя Мира. // Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. - Рига, 1992. - С. 68-70.

111. Рерих Н.К. Знамя Мира. // Рерих Н.К. Листы дневника, т. II. - М., 1995. - С. 206-207. (Большая Рериховская библиотека).

112. Рерих Н.К. Из прошлой и настоящей жизни русского искусства. // Рерих Н.К. Берегите старину. -М., 1993. - С. 10-16.

113. Рерих Н.К. Индийский путь // Рерих Н.К. Глаз добрый. - М., 1991. - С. 177-179.

114. Рерих Н.К. Искусство и археология. // "Искусство и художественная промышленность". - СПб, 1898/1899. № 3. - С. 185-194.

115; Рерих Н.К. Искусство и археология. // "Искусство и художественная промышленность". - СПб, 1898/1899. № 4-6. - С. 251-266.

116. Рерих Н.К. К древностям Валдайским и Водским. // "Известия Императорской Археологической комиссии", вып. 1. - СПб, 1901. - С. 60-68.

117. Рерих Н.К. Калган//Рерих Н.К. Врата в будущее. - Рига, 1991. - С. 84-87.

118. Рерих Н.К. Каменный век на озере Пирос. Отдельный оттиск. - СПб, 1905. - 11 с.

119. Рерих Н.К. Камень И Рерих Н.К. Химават. - Самара, 1995. - С. 21-23.

120. Рерих Н.К. Конференция в Брюгге. 1931 год. (Письмо г-ну К. Тюльпинку). //

Рерих H.K. Держава Света. Священный дозор. - Рига, 1992. - С. 70-72.

121. Рерих Н.К. Крылья//Рерих Н.К. Врата в будущее. - Рига, 1991.-С. 3-6.

122. Рерих Н.К. Культура - почитание Света // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. -М., 1994. - С. 41-42. (Малая Рериховская библиотека).

123. Рерих Н.К. Культура победительница. // Рерих Н.К. Нерушимое. - Новосибирск, 1992.-С. 10-13.

124. Рерих Н.К. Культурность. // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. - М., 1994. - С. 116-118. (Малая Рериховская библиотека).

125. Рерих Н.К. Латвия // Зажигайте сердца. - М., 1990. - С. 145.

126. Рерих Н.К. Лига Культуры. // Рерих Н.К. Листы дневника, т, III. - М., 1996. - С. 14-15. (Большая Рериховская библиотека).

127. Рерих Н.К. Листы дневника. - М., 1995. т. I. - 671 с. (Большая Рериховская библиотека).

128. Рерих Н.К. Листы дневника. - М., 1995. т. II. - 511 с. (Большая Рериховская библиотека).

129. Рерих Н.К. Листы дневника. - М., 1996. т. Ш. - 687 с. (Большая Рериховская библиотека).

130. Рерих Н.К. Международный договор по охране Художественных и Научных Учреждений, Миссий и Коллекций. // Знамя мира. - М., 1995. - С. 25-27. (Большая Рериховская библиотека).

131. Рерих Н.К. Меч Гессар-Хана (Лахуль) // Рерих Н.К. Твердыня пламенная. - Рига, 1991.-С. 178-185.

132. Рерих Н.К. На кургане (в Водской пятине [СПб. губ.]) И Рерих Н.К. Глаз добрый. -М., 1991.-С. 15-32.

133. Рерих Н.К. На страже мира. // Рерих Н.К. Листы дневника, т. II. - М., 1995. - С. 83-86. (Большая Рериховская библиотека).

134. Рерих Н.К. НаранОбо //Рерих Н.К. Врата в будущее. - Рига, 1991. - С. 166-170.

135. Рерих Н.К. Некоторые древности пятин Деревской и Бежецкой. // ЗОРСА. том V.

»

вып. 1. - СПб, 1903. - С. 14-43. Таблицы I-III.

136. Рерих Н.К. Некоторые древности Шелонекой пятины и Бежецкого конца. Отдельный выпуск . - СПб, 1899. - 31 с.

137. Рерих Н.К. Неотложное. // Рерих Н.К. Листы дневника, т. I. - М., 1995. - С. 191-194. (Большая Рериховская библиотека).

138. Рерих Н.К. Неповторимое. // Рерих Н.К. Нерушимое. - Новосибирск, 1992. - С. 17-20.

139. Рерих Н.К. Новгородские стены. - СПб, 1911. - 8 с. Отдельный оттиск доклада к 4-му Съезду Русских Зодчих.

140. Рерих Н.К. Нумизматика. Листы дневника. Моя жизнь (избранное). // Рерих Н.К. Из литературного наследия. - М., 1974. - С. 96.

141. Рерих Н.К. Обеднели мы. // Рерих Н.К. Глаз добрый. - М„ 1991. - С. 80-88.

142. Рерих Н.К. Обществу славянской культуры И Рерих Н.К. Восток-Запад. - М., 1994. -С. 81-83.

143. Рерих Н.К. Одичание. // Рерих Н.К. Листы дневника, т. I. - М„ 1995, - С. 236-238. (Большая Рериховская библиотека).

144. Рерих Н.К. Останки // Рерих Н.К. Листы дневника, т. I. - М., 1995. - С. 559-562. (Большая Рериховская библиотека).

145. Рерих Н.К. Охранение. // Рерих Н.К. Листы дневника, т. I. - М., 1995. - С. 150-153. (Большая Рериховская библиотека).

146. Рерих Н.К. Охранителям Культурных Сокровищ. // Рерих Н.К. О вечном. (Книга о воспитании).- М., 1991.-С. 151-152.

147. Рерих Н.К. Памятники. //Рерих Н.К. Берегите старину. - М., 1993. - С. 8-9.

148. РерихН.К. Печати//РерихН.К. Нерушимое. - Новосибирск, 1992. - С. 187-190.

149. Рерих Н.К. Письмена Азии//Рерих Н.К. Химават. - Самара, 1995. - С. 16-18.

150. Рерих Н.К. Письмо барону М.А. Таубе. // Знамя мира. - М„ 1995. - С. 209-211.

(Большая Рериховская библиотека).

151. Рерих Н.К. Письмо в редакцию. // Рерих Н.К. Берегите старину. - М., 1993. - С. 32-33.

152. РерихН.К. Подземная Русь//Рерих Н.К. Глаз добрый.-М., 1991.-С. 147-155.

153. Рерих Н.К. Подземные жители // Рерих Н.К. Восток-Запад. -М., 1994. - С. 60-66.

154. Рерих Н.К. Полвека. //Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. - М., 1995. - С. 148-149. (Большая Рериховская библиотека).

155. Рерих Н.К. По старине // Рерих Н.К. Глаз добрый. - М., 1991. - С. 53-66..

156. Рерих Н.К. Постоянная забота. // Рерих Н.К. Врата в будущее. - Рига, 1991. - С. 55-58.

157. Рерих Н.К. Почта. // Рерих Н.К. Листы дневника, т. Ï. - M., 1995. - С. 329-331. (Большая Рериховская библиотека).

158. Рерих Н.К. Привет Конференции Знамени Мира. // Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. - Рига, 1992. - С. 76-79.

159. Рерих Н.К. Пьяные вандалы. // Рерих Н.К. Листы дневника, т. I. - М., 1995. - С. 128-130. (Большая Рериховская библиотека).

160. Рерих Н.К. Радж-Раджесвари // Рерих Н.К. Химават. - Самара, 1995. - С. 74-79.

161. Рерих Н.К. Разрушение. // Рерих Н.К. Берегите старину. - М., 1993. - С. 22-23. (Малая Рериховская библиотека).

162. Рерих Н.К. Радость искусству. // Рерих НК. Глаз добрый. - М., 1991 г. - С. 88-114.

163. Рерих Н.К. Русскому Комитету в Париже. // Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. - Рига, 1992. - С. 227-229.

164. Рерих Н.К. Русскому Комитету Пакта Рериха в Харбине. // Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. - Рига, 1992. - С. 257-260.

165. Рерих Н.К. Свет пустыни (Листы экспедиции) // Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. - Рига, 1992. - С. 171-194.

166. Рерих Н.К. Сердце Азии. - Минск, 1991.

167. Рерих Н.К. Слово напутственное. Листы дневника. // Рерих в России. - М, 1993. -С. 36-41. (Малая Рериховская библиотека).

168. Рерих Н.К. Сознание Красоты спасет // Рерих Н.К. Листы дневника, т. П. - М., 1995. - С.47-49. (Большая Рериховская библиотека).

169. Рерих Н.К. Сокровище снегов // Рерих Н.К. Шамбала. - М., 1994. - С. 43-44. (Большая Рериховская библиотека).

170. Рерих Н.К. Странный музей. // Рерих Н.К. Глаз добрый. - М., 1991. - С. 78-79.

171. Рерих Н.К. Строительство. // Рерих Н.К. Берегите старину. - М., 1993. - С. 51-52.

172. Рерих Н.К. Тихие погромы. // Рерих Н.К. Глаз добрый. - М., 1991. - С. 123-129.

173. Рерих Н.К. Урусвати // Рерих Н.К. Урусвати. - М., 1992. - С. 77. (Малая Рериховская библиотека).

174. Рерих Н.К. Урусвати (Обращение Президента-Основателя по случаю трехлетия Гималайского Института научных исследований) // Рерих Н.К. Твердыня пламенная. - Рига, 1991.-С. 211-214.

175. Рерих Н.К. Фигурные поделки из кремня. // ЗОРСА. том VII. вып. 2. - СПб, 1907. -С. 242-243.

176. Рерих Н.К. Художественная техника в применении к археологии. Лекции, читанные в С.Петербургском Археологическом Институте в 1898/9 гг. Н.К. Рерихом. Литография Н.С. Егорова. - СПб.- 69 с.

177. Рерих Н.К. Художественная техника в применении к археологии. Типолитография И. Юделевича. - СПб. - 20 с.

178. Рерих Н.К. Царство Культуры // Химават. - Самара, 1995. - С. 176-178.

179. Рерих Н.К. Цветы Мории. - Минск, 1997.

180. Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути благославения. Сердце Азии. - Рига, 1992. - 261 с.

181. Рерих Н.К. Чаша//РерихН.К. Листы дневника, т. I. - М., 1995. - С. 332-334.

182. Рерих Н.К. Черта Мира.//Рерих Н.К. О вечном. (Книга о воспитании). - М., 1991. - С. 337.

183. Рерих Н.К. Шамбала сияющая // Рерих Н.К. Восток-Запад. - М., 1994. - С. 38-54. (Малая Рериховская библиотека).

184. Рерих Н.К. Экскурсия Археологического Института 1899 г. в связи с вопросом о финских погребениях С.-Петербургской губернии. Отдельный выпуск. - СПб, 1900. - 14 с.

185. Рерих Н.К. Эрдени Мори // Рерих Н.К. Врата в будущее. - Рига, 1991. - С. 91-94.

186. Рерих Н.К. Эрдени Мори // Рерих Н.К. Листы дневника, т. I. - М., 1995. - С. 298-301.

187. Рерих Н.К. Эрдени-Мори (монгольский эпос) // Рерих Н.К. Химават. - Самара, 1995. - С.26-34.

188. Рерих Н.К. Янтари каменного века. // ЗОРСА. Том VII. выпуск 2. - СПб, 1907. - С. 241-242.

189. Рерих Ю.Н. Звериный стиль у кочевников северного Тибета. - М., 1992. - 38 с. (Малая Рериховская библиотека).

190. Рерих Ю.Н. The Epic of King Kesar of Ling // Рерих Ю.Н. Избранные труды. - M., 1967.-С. 181-215.

191. Рерих Ю.Н. Письмо Е.И.Рерих. Из архива МЦР Н Рерих Н.К. Урусвати. - М., 1992. - С. 98. (Малая Рериховская библиотека).

192. Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. - М., 1995. - 496 с.

193. Рерих Ю Н. Предисловие. // Рерих Н.К. О вечном. (Книга о воспитании)». - М., 1991.-С. 8.

194. Рериховские чтения. К 50-летию исследований Н.К. Рериха на Алтае. Тезисы конференции. -Новосибирск, 1976.

195. Рериховские чтения. 1979 год. К 50-летию Инстшута "Урусвати". Материалы конференции. - Новосибирск, 1980.

196. Рериховские чтения. К 110-летию Н.К. Рериха и 80-летию С.Н. Рериха. -Новосибирск, 1985.

197. Рериховский вестник. 1989. Январь-июнь. - Ленинград-Извара. - 38 с.

198. Ростиславов A.A. Н.К. Рерих. - Калиниград, 1995. Репринт.

199. Рудзите Г.Р. Н.К. Рерих и Прибалтика. // Н.К. Рерих. Жизнь и творчество. - М., 1978.-С. 123-136.

200. Рудзитис Р.Я. Культура. // Держава Рериха. - М., 1994. - С. 177-192.

201. Рябинин Е.А. Н.К. Рерих и археология Ижорского плато (ретроспективные заметки). //Петербургский Рериховский сборник. - СПб, 1998. - С. 80-101.

202. Рябинин К.Н. Развенчанный Тибет: 1928. (Подлинные дневники экспедиции Н.К. Рериха). - Магнитогорск, 1996. - 730 с.

203. Седов В В. Восточные славяне в VI-ХШ вв. - М., 1982. - 327 с.

204. Седов В.В. Новгородские сопки. - М., 1970. - 57 с. (Археология СССР. Свод археологических источников). Вып. Е-1-8. С. 7,17,18.

205. Сент-Илер Ж. Криптограммы Востока. - М., 1993. - 78 с. (Малая Рериховская библиотека).

206. Сидоров А.Н. Формирование и развитие исторических взглядов Н.К. Рериха. // Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К. Рериха. - Нижний Новгород, 1994. - С. 55-60.

207. Сойни Е.Г. Н. Рерих и Север. - Петрозаводск, 1987.

208. Спицын A.A. Бологовская стоянка каменного века. - СПб, 1903. - 39 с.

209. Спицын A.A. Заметка о каменных крестах, преимущественно новгородских. -СПб, 1903. - 32 С.

210. Спицын A.A. Из собрания Н.К. Рериха. // ЗОРСА. Том VH. выпуск 2. - СПб, 1907. -С. 7-11.

211. Спицын A.A. Курганы С.-Петербургской губернии в раскопках Л.К. Ивановского. - СПб, 1896. - 123 с.

212. Спицын А.А Раскопки художника Н.К. Рериха в Петербургской губернии. // ЗОРСА. том XI. вып. 1-2. Новая серия. Труды Отделения русской и славянской

археологии", книга 4. - СПб, 1899. - С. 323-330. (Материалы по доисторической археологии России).

213. Спицын A.A. Сопки и жальники // ЗИРАО. т. XI. вып 1-2. - СПб, 1899. - С. 153-157.

214. Сыркина Ф.Я. Рерих и театр. // Н.К. Рерих. Жизнь и творчество. - М., 1978. - С. 78-95.

215. Тхакур, Манджу. Древняя Русь. Славянский цикл к творческом наследии Н.К. Рериха (до 1916 г.).: Автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. / Рос. Ун-т дружбы народов. - М„ 1996. - 20 С.

216. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. - М., 1987. - С. 34, 38, 40. (Археология СССР).

217. Формозов A.A. Очерки по истории русской археологии. - М., 1961. - С. 9.

218. Формозов A.A. Страницы истории русской археологии. - М., 1986. - 239 с.

219. Хеллин Т. Голос эпохи. // Держава Рериха. - М., 1993. - С. 42-54. (Малая Рериховская библиотека).

220. Цесюлевич Л.Р. Алтай в творчестве Н.К. Рериха. // Рериховские чтения. К 50-летию исследований Н.К. Рериха на Алтае. - Новосибирск, 1976. - С. 65-70.

221. Чагдуров С.Ш. Происхождение Гэсэриады. (Опыт сравнительно-исторического исследования древнего словарного фонда). - Новосибирск,- 1980.

222. Шапошникова Л.В. Беликов П.Ф. Вместо предисловия. Институт «Урусвати». // Рерих Н.К. Урусвати. - М, 1993. - С. 3-18. (Малая Рериховская библиотека).

223. Шапошникова Л.В. Магический мост синтеза. // Рерих Н.К. Восток-Запад. - М., 1994. - С. 3-22. (Малая Рериховская библиотека).

224. Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение культуры. // Защитим культуру. - М., 1996. - С. 78-86.

225. Шапошникова Л.В. Чаша Грааля космической эволюции. // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. - М., - 1994. с. 3-25. (Малая Рериховская библиотека).

226. Эрнст С. Н.К. Рерих. // Держава Рериха. - М, 1994. - С. 10-38.

227. Яковлева Е. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха. - Самара, 1996. -271 с.

228. Яремич С. У истоков творчества. И Держава Рериха. - М., 1994. - С. 68-80..

229. Annual Report of Urusvati Himalayan Research Institut of Roerich Museum (1929-1930). // Journal of Urusvati Himalayan Research Institut of Roerich Museum, vol. I. № I. Roerich Museum press. - New York, MCMXXXI. - P. 67-86.

230. Journal of Urusvati Himalayan Research Institut of Roerich Museum, vol. I. № 1. - New York, MCMXXXI. - 101 p.

231. Journal of Urusvati Himalayan Research Institut of Roerich Museum, vol. П. - New York, MCMXXXII. - 173 p.

232. Journal of Urusvati Himalayan Research Institut of Roerich Museum, vol. III. - New York, - МСМХХХ1П. - 228 p.

233. Lichtmann M.M. Nicholas Roerich and science. // "Art and archaeology", volume XXIX. number 5. May. 1930. p. 209-214.

АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

234. Альбом-каталог художественных произведений Н.К. Рериха, составленный В. Соколовским. Архив Сибирского Рериховского общества.

235. Записка Н.И. Веселовского и А. А. Спицына о производстве раскопок. Протокол заседания от 22.04.1899. РАИИМК. фонд 3. № 402.

236. Материалы для составления археологической карты Гдовского уезда Петербургской губернии. РАИИМК. ф. 37. 17. IV. 1900-3.XI.1902. - 150 л.

237. О выдаче Открытого листа Рериху Н.К. на раскопки 1900 г. в Петергофском уезде С.-Петербургской губернии. - переписка. РАИИМК. фонд 1. № 93/1900,

238. О пересыпке в дар Музею Общества древних монет и вещей: вещи из раскопок Н.К. Рериха на Сарском городище Ростовской губернии. РАИИМК. фонд 3. № 284.

239. ОР ГТГ. фонд 44. дело 22.

240. ОР ГТГ. фонд 44. дело 48.

241. ОР ГТГ. фонд 44. дело 49.

242. ОР ГТГ. фонд 44. дело 53.

243. ОР ГТГ. фонд 44. дело 55.

244. ОР ГТГ. фонд 44. дело 85.

245. ОР ГТГ. фонд 44. дело 203.

246. Переписка с Археологической комиссией о выдаче Открытого листа Н.К. Рериху на обследование городища Сарского близ Ростова, городища Ильинское близ Юрьева. Васильковское близ Суздаля. Добросельское близ Владимира. РАИИМК. фонд 3. Х2 274.

247. Пересланные в РАО из Археологической комиссии вещи из раскопок Н.К. Рериха в Крестецком и Боровичском уездах Новгородской губернии (с описью). РАИИМК. фонд 3. № 268.

248. Рерих Н.К. Демонстрация опыта скульптурных изображений погребений. РАИИМК. фонд 1. № 74/1894. - 51 л.

249. Рерих Н.К. Доклад о раскопках близ станции Вруда. РАИИМК. фонд 3. № 410.

250. Рерих Н.К. Из области каменного века России. РАИИМК. фонд 3. № 302. л. 13 об.

251. Рерих Н.К. К вопросу о типах погребения в курганах Водской пятины. РАИИМК. фонд 3. № 409. л. 191.191 об.

252. Рерих Н.К. Калитинский могильник (С.-Петербургской губернии. Сосницкой волости, в парке именья Калитино). РАИИМК. фонд 1. № 74/1894. л. 12-14.

253. Рерих Н.К. Находка в Новгородской губернии каменных фигурок, изображающих людей. РАИИМК. фонд 3. № 413. - л. 19 об.

254. Рерих Н.К. Некоторые места С.-Петербургской губернии, связанные с преданиями. РАИИМК. фонд 1. № 54/1897. - л. 15,15 об.

255. Рерих H.K. Описание холмов Петербургской губернии. РАИИМК. фонд 3. № 409. - л. 176 об.

256. Рерих Н.К. Отчет Н.К. Рериха о раскопках в Новгородской и Псковской губерниях. РАИИМК. фонд 3.№ 230. лл. 12-16.

257. Рерих Н.К. Отчет о командировке Рериха Н.К. 1899 г. для осмотра пещеры, открытой при деревне Дубня Порховского уезда Псковской губернии. РАИИМК. фонд 1. № 159/1899.

258. Рерих Н.К. Отчет о раскопках в Воронежской губернии. РАИИМК. фонд 1. № 45/1905.

259. Рерих Н.К. Отчет о раскопках в курганах Вотской пятины. РАИИМК. фонд I. №74/1894.-л. 43-50.

260. Рерих Н.К. Отчет о раскопках в Новгородской губернии. РАИИМК. фонд 1. № 233/1899.

261. Рерих Н.К. Отчет о раскопках в Новгородской губернии. РАИИМК. фонд 1. № 99/1902.

262. Рерих Н.К. Отчет о раскопках в Новгородской губернии. РАИИМК. фонд 1. № 62/1910.

263. Рерих Н.К. Отчет о раскопках в Петергофском уезде С.-Петербургской губернии. РАИИМК. фонд l.'Jfe 54/1897.

264. Рерих Н.К. Отчет о раскопках в Царскосельском уезде в 1897 г. РАИИМК. фонд 3. №409. 176 л.

265. Рерих Н.К. Отчет о раскопках в Ямбургском и Петергофском уездах С.-Петербургской губернии, произведенных Н.К. Рерихом. РАИИМК. фонд 1. № 56/1896.

266. Рерих Н.К. Отчет о раскопках В.Н. Глазова в Псковской губернии и Н.К. Рериха в Новгородской губернии. РАИИМК. фонд 3. № 268. 19 л.

267. Рерих Н.К. Отчет о раскопках во Владимирской и Ярославской губерниях.

РАИИМК. фонд !. № 86/1903.

268. Рерих Н.К. Отчет о раскопках Н.К. Рериха 1899 г. курганов Псковской губернии в деревне Булавиной и других местах. РАИИМК. фонд 1. № 107/1899.

269. Рерих Н.К. Отчет о раскопках Н.К. Рериха 1899 г. курганов Новгородской губернии. РАИИМК. фонд 1. № 107/1899.

270. Рерих Н.К. Отчет о раскопках Рериха Н.К. 1900 г. кургана близ станции Окуловки, в усадьбе Горы Николаевской железной дороги. РАИИМК. фонд 1. Л» 233/1899.

271. Рерих Н.К. Отчет о раскопках 1896 г. в Ямбургском и Петергофском уездах Петербургской губернии. РАИИМК. фонд 3. № 209. л. 49-50; № 409. л. 164 об.

272. Рерих Н.К. Отчет о раскопке, произведенной 16 мая 1899 г. членами и слушателями Археологического Института под руководством Профессора Н.И. Веселовского и художника Н.К. Рериха в пределах Петергофского уезда С.-Петербургской губернии близ деревни Пежовицы. РАИИМК. фонд 1. № 109/1899.

273. Рерих Н.К. Раскопки 1897 г. в курганах Петербургской губернии. Изварский могильник (Предполагаемые погребения древней Води) РАИИМК. фонд 1. № 54/1897.

274. Рерих Н.К. Раскопки 1903 "г. городища Сарского близ Ростова, городища Ильинское близ Юрьева, Васильковское близ Суздаля и Добросельское близ Владимира. РАИИМК. фонд 3. № 274. - л. 13-14.

275. Рерих Н.К. Раскопки Н.К. Рериха 1898 года в у д. Глумицы Царскосельского уезда и д. Торосово Петергофского уезда. РАИИМК. фонд 1. № 117/1898.

276. Рерих Н.К. Сообщение о каменном веке. РАИИМК. фонд 3. № 302. - л. 40.

277. Сведения о древностях по Гдовскому уезду Петербургской губернии, собранные С.-Петербургским Археологическим Институтом. РАИИМК. ф. 37. 1900-1901. 18 л.

278. Сведения о древностях по г. Гдову и Гдовскому уезду Петербургской губернии для составления археологической карты. РАИЙМК. ф. 37. 1900. 18 л.

279. Сведения о памятниках Лужского уезда Петербургской губернии для составления археологической карты губернии. РАИИМК. ф. 37. 1900-1901 гг.

280. Сведения об археологических памятниках Шлиссельбургского уезда Петербургской губернии для составления археологической карты губернии. РАИИМК. ф. 37. 7. VII. 1900-21.11.1902

»

СПИСОК СОКРАЩЕНИИ

ЗИРАО - Записки Императорского Русского Археологического общества ЗОРСА - Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского

Русского Археологического общества ИР АО - Императорское Русское Археологической общество ОР1 II - Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи РАИИМК- Рукописный архив Института Истории материальной культуры (г. Санкт-Петербург)

»

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

• Стр. Рис. 1 Янтарные привески, обнаруженные Н.К. Рерихом в курганах каменного

века у с. Кончанского.............................................................................. 232

Рис.2 Керамика из курганного могильника у с. Кончанское............................... 233

Рис.3 Вид окрестностей озера Пирос................................................................... 234

Рис.4 Антропоморфные фигурки из кремня со стоянок каменного века,

раскопанных Н.К. Рерихом на озере Метано............................................. 234

Рис.5 Внешний вид кургана из курганного могильника у с. Рогатино Санкт-

Петербургской губернии........................................................................... 235

Рис.6 Стратиграфический разрез кургана у с. Лисино С.-Петербургской

губернии...................................................................................................... 235

* Рис.7 Стратиграфический разрез кургана № 16 курганной группы у

с. Рабитицы Санкт-Петербургской губернии.............................................. 236

Рис.8 Стратиграфический разрез кургана № 1 курганного могильника у

д. Лисино Петергофского уезда.................................................................. 236

Рис.9 Стратиграфия жальника из Отчета Н.К. Рериха о раскопках 1896 г. в

Ямбургском и Петергофском уездах.......................................................... 236

Рис.10 Внешний вид кургана у д. Рогатицы Санкт-Петербургской

губернии.................................................................................. 237

Рис.11 Стратиграфический разрез кургана № 5 курганного могильника у д.

Лисино Петергофского уезда...................................................................... 237

Рис. 12 Внешний вид курганного могильника при мызе Извара......................... 238

Ф Рис.13 Тип кургана с погребением в насыпи (Введенская курганная группа.

Санкт-Петербургская губерния).................................................................. 239

Рис.14 Тип курганов, окруженных рвом (Санкт-Петербургская губерния).......... 239

229 Стр.

Рис. 15 Тип кургана с зольными прослойками над костяком (Санкт-

Петербургская губерния)........................................................................................................................................................240

Рис. 16. Стратиграфический разрез кургана, входившего в Воскресенский

могильник (Новгородская губерния)....................................................................................................................240

Рис. 17. Стратиграфический разрез жальничного погребения при мызе

Извара....................................................................................................................................................................................................................240

Рис. 18. План раскопа жальника при мызе Извара.........................................................................................241

Рис. 19. Жальник у с. Боркино Порховского уезда Новгородской губернии..................241

Рис. 20. Внешний вид жальника при д. Вышково Порховского уезда

Новгородской губернии............................................................................................................................................................242

Рис. 21. Каменный крест "новгородского типа" (СПб. губ.)................................................................242

Рис. 22. Каменный крест "новгородского типа" (СПб. губ.)....................................................243

Рис. 23. Изделие из кости. Находка Н.К. Рериха на Кафтинском городище....................244

Рис. 24. Колокольчик. Находка Н.К, Рериха на Кафтинском городище..................................244

Рис. 25. Обломок ножа. Находка Н.К. Рериха на Кафтинском городище..............................244

Рис. 26. Остатки раскопочных фундаментов пристройки у Княжой башни......................245

Рис. 27. Наконечники стрел из древних тибетских погребений: I, II, 1П -бронзовые; IV - медный; V, VI ~ железные. Из сборов экспедиции Н.К.

Рериха..................................................................................................................................................................................................................245

Рис. 28. Карта-схема маршрута экспедиции Н.К. Рериха по Центральной

Азии..........................................................................................................................................................................................................................246

Рис. 29. Засыпанные песком кромлехи в урочище Доринг............................................................................247

Рис. 30. Мегалитический памятник в урочище Доринг в области Великих озер

(Тибетское нагорье)..............................................................................................................................................247

Рис. 31. Изделия, выполненные в "тибетском зверином стиле". 1,2- Сумки для

огнива из области Хор (Северный Тибет)..........................................248

230 Стр.

Рис. 32. Изделия, выполненные в "тибетском зверином стиле". 1 - Бронзовая

#

пряжка из района Нам-ру (Северный Тибет); 2 - Сумка для огнива..., 249 Рис. 33. Изделия, выполненные в "тибетском зверином стиле". 1,2- Олень на

бронзовой амулетнице..............................................................................................................................................250

Рис. 34. Изделия, выполненные в "тибетском зверином стиле". Олень на

посеребренном железном пенале......................................................................................................................251

Рис. 35. Нагрудный знак, выполненный в "тибетском зверином стиле".

Бронзовая посеребренная пряжка с изображением льва..............................................251

Рис. 36. Н.К. Рерих в долине Кулу ( 1940-е годы)..............................................................................................252

Рис. 37. Н.К. Рерих. Идолы (1943 г.)....................................................................................................................................253

Рис. 38. Н.К. Рерих. Гонец. Восста род на род (1897 г.)..........................................................................252

Рис. 39. Н.К. Рерих. Волокут волоком (1915 г.)..................................................................................................254

Рис.40. Н.К. Рерих. Псков....................................................................................................................................................................254

Рис. 41. Н.К. Рерих. Борис и Глеб..............................................................................................................................................255

Рис. 42. Н.К. Рерих. Кришна-Лель (1935-36 гг.).................................................................................255

Рис. 43. Н.К. Рерих. Настасья Микулична....................................................................................................................256

Рис. 44. Н.К. Рерих. Камни Ладака..........................................................................................................................................256

Рис. 45. Н.К. Рерих. Конь счастья (Знаки Чинтамани) (1933 г.)..................................................257

Рис. 46. Н.К. Рерих. Песнь о Шамбале. Танг-Ла (1943 г.)....................................................................257

Рис. 47. Н.К. Рерих. Три меча..........................................................................................................................................................258

Рис.48. Н.К. Рерих. Черная Гоби.....................................................................................258

Рис.49. Н.К. Рерих. Доринг.............................................................................................259

Рис. 50. Н.К. Рерих. Ступа....................................................................................................................................................................260

АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Рис. 1 Янтарные привески, обнаруженные Н.К. Рерихом в курганах каменного века у с. Кончанского.

Рис. 2 Керамика из курганного могильника у с. Кончанское.

Рис. 4 Антропоморфные фигурки из кремня со стоянок каменного века, раскопанных Н.К. Рерихом на озере Мстино.

Рис. 5 Внешний вид кургана из курганного могильника у с. Рогатино Санкт-Петербургской губернии.

Рис. 6 Стратиграфический разрез кургана у с. Лисино Санкт-Петербугской губернии.

Рис. 7 Стратиграфический разрез кургана № 16 курганной группы у с. Рабитицы Санкт-Петербургской губернии.

Рис. 8 Стратиграфический разрез кургана № 1 курганного могильника у д. Лисиио Петергофского уезда.

Рис. 9 Стратиграфия жальника из Отчета Н.К. Рериха о раскопках 18% г. в Ямбургском и Петергофском уездах.

#

Рис. 10 Внешний вид кургана у д. Рогатицы Санкт-Петербургской губернии.

Рис. 11

Стратиграфический разрез кургана № 5 курганного могильника у д. Лисино Петергофского уезда.

н

тшш

»'¿А-*I

Рис. 12 Внешний вид курганного могильника при мызе Извара.

к> и> 00

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.