Архитектурно-градостроительный модуль Джона Нэша тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, кандидат архитектуры Ларионова, Екатерина Олеговна

  • Ларионова, Екатерина Олеговна
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ18.00.01
  • Количество страниц 240
Ларионова, Екатерина Олеговна. Архитектурно-градостроительный модуль Джона Нэша: дис. кандидат архитектуры: 18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Москва. 2009. 240 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Ларионова, Екатерина Олеговна

Введение.

Глава I. Исторические вехи.

I.1. Этапы развития Лондона.

1.1.1. Иниго Джон.

1.1.2. Пожар 1666 года. Кристофер Рен.

1.2. Предпосылки к возникновению новой урбанистики.

Глава П. Джон Нэш - королевский архитектор.

II.1. 1752-1792 годы.

11.2. 1792-1811 годы.

11.3. 1811-1820 годы.

11.4. 1820-1835 годы.

Глава Ш. Главный декоратор города.

III. 1. Архитектурно-градостроительный модуль Джона Нэша.

III.2. Городские парки.

III.2. 1. Риджентс-парк.

III.2. 2. Типология домов-террас.

111.2. 3. Схема расположения террас в парке.

111.3 Королевские улицы.

111.3. 1. Риджент-стрит.

111.4 Площади и скверы.

111.5 Становление нового урбанизма.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Архитектурно-градостроительный модуль Джона Нэша»

Данная работа является результатом продолжительного исследования, посвященного личности выдающегося британского архитектора-девелопера1 Джона Нэша, человека во многом опередившего современников и повлиявшего на мировоззрение людей XIX века, автора проекта остроумной и рациональной системы организации Лондона, в последствие перекликавшейся с различными урбанистическими подходами к развитию и реконструкции европейских имперских столиц.

Уже в XVIII веке многие философы, мыслители, архитекторы создавали и описывали модели идеальных городов, в которых они стремились учесть все насущные бытовые и эстетические потребности современного им общества, прогнозируя динамику их развития на много лет вперед2.

Нэш оказался создателем универсального городского пространства -мастером, умудрившимся практически ответить всем нуждам Лондона благодаря элегантному новаторскому подходу в рамках классического стиля и послужить прототипом для подражания будущим градостроителям.

Чтобы представить наиболее полную картину жизни и творчества архитектора, необходимо выявить стечение социальных, политических, экономических и культурных особенностей времени конца XVIII - первой половины XIX столетий в единое целое, на фоне которого произошло становление новой урбанистики.

Подробное изучение графических и литературных материалов, архивных источников наряду с натурным исследованием позволило составить перечень сохранившихся до нашего времени зданий и сооружений, построенных по проектам Нэша. Если нанести их на карту Великобритании, то выделятся семь наиболее застроенных мастером районов — Лондон, Суррей, Суссекс, остров Уайт, Глостершир, Кардиганшир и Кармартеншир,

1 Developer (англ.) - застройщик

2 большой популярностью пользовалась книга «Год 2440», автор: Луи-Себастьен Мерсье относящиеся к графству Уэльс. Попытка систематизировать по функциональному назначению объекты, находящиеся, в обозначенных территориальных границах, показала, что на Юге Англии расположены, в основном, здания, построенные для принца-регента; графства Уэльс и Глостершир хранят множество коттеджей, частных загородных резиденций и несколько общественных зданий, относящихся, к периоду становления архитектора и его сотрудничества с Хэмфри Рэптоном; на острове Уайт, где жил и работал в свободное время Нэш, сохранились маленькая гостиница и две церкви, в одной из них он похоронен вместе с женой. Здания, построенные по проекту Нэша, разбросаны по всей Британии и представляют интерес для профессионального изучения.

Безусловным достижением является живописный и вместе с тем рациональный проект застройки лондонского Вест-энда, развернутый с северо-запада' на юго-восток, охвативший территории Риджентс-парка, Риджент-стрит, Оксфорд-стрит, Блумсбери, Пикадилли, Ватерлоо-плейс, Чэринг-кросс, Вест-стрэнд, Сен-Мартинз-плейс, Трафальгар-сквер, Сен-Джеймс-парка и Букингемского дворца.

Новый облик Лондона по праву можно считать основным детищем Джона Нэша. Работе по застройке и развитию1 центральной части города архитектор отдал практически всю свою жизнь. В наши дни сохранились и продолжают функционировать дома-террасы, городские виллы, церкви, дворцы, театры, жилые дома, задуманные и осуществленные Нэшем.

Многие произведения Джона Нэша сохранились до наших дней и представляют интерес для профессионального изучения.

Актуальность исследования.

Долгое время в историко-архитектурной науке работы выдающегося градостроителя Джона Нэша оставались освещены фрагментарно. Публиковались отдельные статьи о его работе над проектом развития Лондона, но нет монографии на русском языке о его творчестве в целом и об авторском методе, рассмотренном на примере многочисленных построек, разбросанных по всей Британии. В литературе отсутствуют работы, выявляющие вклад Джона Нэша в становление урбанистики как важной ч градостроительной дисциплины, в контексте истории развития крупных европейских столиц. Ни среди русских, ни среди зарубежных источников не обнаружено исследований, специально посвященных изучению творческого метода архитектора.

Диссертация посвящена творчеству Джона Нэша, а также проекту развития и трансформации Лондона, сыгравшему важную роль в европейской градостроительной практике первой трети ХГХ столетия. Анализ новаторства Нэша приобретает особое значение для отработки инструментария необходимой реконструкции застройки в исторических центрах городов.

Время, на которое пришелся проект преобразования лондонского Вест-энда, связано с регентством Георга IV. В этот период происходит усиление роли столицы Британской империи, стремление освободиться от чувства вторичности по отношению к Парижу. Джон Нэш был вынужден решать в кратчайшие сроки невиданную по масштабам задачу реорганизации ядра средневекового Лондона, отчасти возрожденного после пожара 1666 г., но задыхавшегося в кольце трущоб бедных районов.

Опираясь на опыт предшественников, соревнуясь с роскошью первых парижских бульваров, используя профессиональный опыт собственной частной практики ландшафтного проектировщика, Нэш создал авторский архитектурный язык — элегантный и рациональный архитектурно-градостроительный модуль. Применение собственной модульной системы позволило эффективно решать- вопросы как украшения города, так и разумной организации взаимосвязи районов разного достатка. При этом Нэпг выступал в роли архитектора, девелопера и инженера в одном лице, и таким образом распределил застройку новых улиц и парков, что аренда принесла значительный доход королевской казне.

Объекты исследования - задуманные и воплощенные проекты архитектора Джона Нэша. Общественные здания, дворцы, частные резиденции, павильоны, проекты реконструкции Лондона, существующие улицы, площади, городские парки и жилая застройка.

• Предмет исследования - архитектурно-градостроительная модульная система Джона Нэша как инструмент пространственной организации городской среды.

Цель исследования - изучение творчества Джона Нэша в контексте работ его предшественников! и последователей, выявление основных принципов и приемов его авторского метода проектирования в архитектуре и вклада в становлении новой урбанистики. Границы исследования.

Жизненный и творческий путь архитектора с 1752 по 1835 год в контексте развития- урбанистики на протяжении' ХУ1-ХУП вв. и второй половины ХЕХ в.

Географическими границами исследования является западная часть Лондона, остров Уайт, графства Южной Англии и Уэльса - Суррей, Суссекс, Глостершир, Кардиганшир, Кармартеншир. Задачи исследования:

• систематизировать и обобщить фотодокументы, графический и текстовый материал литературных и архивных источников; провести натурный анализ сохранившихся объектов;

• проследить этапы творческого пути архитектора Джона Нэша;

• выявить работы предшественников по застройке города;

• обозначить предпосылки к возникновению и становлению новой урбанистики;

• сопоставить первоначальные и реализованные проекты, изучить их связь с существующей застройкой;

• выявить характерные композиционные приемы и особенности объемно-пространственных и декоративных решений в градостроительных и архитектурных работах Нэша;

• определить основные новации, характеризующие профессиональный подход Джона Нэша к градостроительному проектированию;

• охарактеризовать особенности творческого- метода Джона Нэша в сравнении с градостроительными приемами Жоржа Османа и Ильдефонсо Серда.

Степень изученности вопроса.

Известный английский историк, сэр* Джон Саммерсон (1904-1992), знаток британского классического наследия, в особенности георгианского периода, куратор лондонского музея Джона Соуна, опубликовал множество книг и статей, посвященных архитектуре XVIII века, работам Иниго Джонса и истории трансформации Лондона. Среди его многочисленных трудов на английском языке есть обзорная книга о творчестве Джона Нэша, архитектора короля Георга IV, изданная в 1949 году, где рассматриваются избранные постройки Нэша, расположенные в разных графствах Британии. Там же дан краткий очерк времени застройки Вест-энда.

Последователь Саммерсона - Майкл Менсбридж издал в 1991 г. ив 2004 г. переиздал обширный каталог с аннотациями, планами и фотографиями практически всех реализованных и нереализованных проектов Нэша. В предисловии к книге автор приводит краткую биографию архитектора.

Более подробным изучением творчества Джона Нэша занимались английские историки Теренс Девис, Ричард Саджет и профессор Дж. Мордант Крук.

Освещением эволюции Лондона в сравнении с другими европейскими столицами занимались Н. Певзнер, X. Флетчер, Дж. Флемминг, С. Малколм, Ч. Бриджет, Н. Аккерман, М. Жирар и многие другие.

Важными документами для изучения наследия Нэша послужили «Личные дневники архитектора за 1832-1835» опубликованные Майклом Пинхорном и «Альбом рисунков и проектов Джорджа Рэптона», опубликованный Найджелом Темплом в 1993 г., хранящиеся в библиотеке RIBA в Лондоне.

Среди отечественных исследователей A.B. Иконников и В.Л. Воронихина в своих путеводителях по Европе и в отдельных статьях о Лондоне описывали общую картину эволюции британской столицы и обобщенно упоминали о роли Нэша в трансформации облика городских улиц, парков и площадей.

Т.Ф. Саваренская и Д.О. Швидковский осветили основные достижения градостроительства Англии XVII-XVIII веков.

О вопросе возникновения и развития урбанистики пишет В.Л. Глазычев в книгах «Урбанистика» и «Энциклопедия архитектуры».

Однако, несмотря на интерес к фигуре Джона Нэша и истории Лондона, до сих пор не было создано обобщающего труда на русском языке, связанного с оценкой творчества выдающегося британского градостроителя, изучением особенностей авторского профессионального архитектурного языка и соотнесением с историческим контекстом и вопросом становления новой урбанистики. В этой связи необходимо вновь обратиться к наследию архитектора, проанализировать его творческий путь с привлечением ранее неопубликованных в России материалов, находящихся в архивах RIBA и англоязычных монографиях.

Методика исследования основана на натурном и сравнительном графическом анализе. В ходе работы было проведено изучение объектов по фотодокументам, архивным данным и литературным источникам, а также осуществлен перевод с английского языка трудов британских коллег, посвященных творчеству Джона Нэша, которые ранее в России не публиковались. В-исследовании использовались материалы, хранящиеся в библиотеке ШВА в Лондоне.

На защиту выносятся следующие положения:

• результаты исследования творческого метода Джона Нэша;

• авторские приемы Джона Нэша, примененные им на всех стадиях градостроительного процесса от планировочных решений до окончательной реализации, включая продажу домов;

• результаты анализа становления урбанистики как междисциплинарной профессиональной науки.

Научная новизна.

В работе впервые осуществлен всесторонний анализ архитектурного и градостроительного творчества Джона Нэша, рассмотрены характерные черты творческого метода мастера, особенности его пространственного, композиционного и стилистического мышления. Это позволило определить его практический вклад в становление новой урбанистики как профессиональной науки конца XVIII - первой трети XIX вв. и проанализировать его> творчество в контексте работ предшественников и последователей. В научный обиход впервые вводятся не публиковавшиеся в России материалы из собрания ИВА, а также большое число непереведенных ранее письменных и графических материалов из монографий британских коллег. Самостоятельно проведенное автором натурное исследование построек архитектора, анализ названных источников и сравнительная систематизация объектов позволили выявить архитектурно-градостроительный модуль Джона Нэша, как универсальный композиционный и девелоперский прием.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Ларионова, Екатерина Олеговна

Основные выводы и результаты исследования:

В проделанном исследовании впервые определены специфические черты и эволюция авторских приемов на фоне пристального внимания к экономическим, политическим, психологическим и социальным аспектам развития Лондона второй половины XVIII - начала XIX вв.

В результате исследования составлен перечень и типология характерных элементов «архитектурно-градостроительного модуля» Джона Нэша.

В ходе работы изучены труды зарубежных коллег, проанализированы и систематизированы материалы, ранее не известные в отечественной литературе.

Важным результатом проведенного анализа творческого метода мастера служит выявление закономерной связи между социальным заказом -«спросом», включающим в себя бытовые и культурно-коммерческие потребности города, и авторским подходом к его реализации -«предложением», явленным архитектурно-девелоперским умением главного королевского архитектора. Соотнесение авторского метода архитектора-девелопера Нэша с работами его предшественников и последователей позволяет выявить значение его авторского архитектурно-градостроительного модуля для становления нового урбанизма.

Исследование дало возможность на основе обобщения известных и большого количества полученных автором новых данных воссоздать достоверную картину творческого пути мастера, изученного до настоящего времени лишь фрагментарно.

Впервые осуществлен всесторонний анализ творчества Джона Нэша, проанализирован проект рациональной системы реорганизации Лондона в сопоставлении с различными урбанистическими подходами к развитию и реконструкции европейских имперских столиц.

Выявлен архитектурно-градостроительный модуль Джона Нэша, как универсальный творческий метод и индивидуальный предпринимательский подход в рамках единого градостроительного проекта перепланировки Вест-энда.

Представлено умение главного королевского архитектора сочетать на практике изобретательную пластичность в оформлении фасадов, живописность ландшафтно-парковых решений, традиционные черты английской городской архитектуры, итальянское и греческое ордерное наследие с принятыми в то время романтизмом и классицизмом.

Прослежен путь главного королевского архитектора от ландшафтного проектировщика до предприимчивого' девелопера, действовавшего в собственных практических интересах ради усиления значения Королевского Лондона на мировой арене.

Определен принцип неразрывной средовой связи архитектуры и ландшафта в работах Джона Нэша, где видимое внешнее единообразие при внутреннем многовариантном содержании образуют авторскую формулу, позволившую развить единую застройку Лондона в заданной логике, существенно сократив расходы и сроки проектирования и реализации.

Установлено, что Джон Нэш является «функционалистом» в сегодняшнем понимании данного термина, благодаря неординарному урбанистическому, архитектурному и одновременно предпринимательскому подходу к проектированию, основанному на сбалансированном соотнесении реорганизации инфраструктуры, создания новой системы управления, обеспечения больших доходов в казну и способности в минимальные сроки с максимальной красотой изменить облик города.

Заключение.

Данный труд позволяет наиболее полно оценить многогранный вклад творчества Джона Нэша в* становление новой урбанистики и в развитие архитектурного профессионализма в целом.

В проделанном исследовании впервые определены специфические черты и внутренняя эволюция* авторского приема на фоне пристального внимания к экономическим, политическим, психологическим и социальным аспектам развития Лондона второй половины XVIII — начала ХГХ вв. В результате исследования в научный обиход вводится понятие «архитектурно-градостроительный модуль» Джона Нэша, составляется перечень и типология характерных градообразующих элементов.

В ходе работы изучены труды зарубежных коллег, проанализированы и систематизированы материалы, ранее не известные в отечественной литературе.

Главным результатом проведенного анализа творческого метода мастера, несомненно, служит выявление закономерной связи между «спросом» - социально-бытовыми, культурно-коммерческими потребностями города и «предложением» - талантливым архитектурно-девелоперским умением главного королевского архитектора. При этом прослеживается преемственная связь в градостроительном подходе к развитию и трансформации исторической среды крупнейших европейских столиц Лондона, Парижа и Барселоны в работах Иниго Джонса, Кристофера Рена, Джона Нэша, Жоржа Османа и Ильдефонса Серда в контексте формирования урбанистики как науки и универсального практического метода.

Обобщение всех видов отечественных и зарубежных материалов, авторские переводы иностранных литературных источников, натурный анализ и научно-исследовательская разработка проблемы привели автора данной диссертации к следующим основным выводам:

• В Англии успех нового дела возможен лишь в том случае, если есть человек, верящий в него, упрямый и способный настоять на своем. Таким был архитектор Джон Нэш, преобразивший и качественно изменивший облик Лондона, вопреки многочисленным препятствиям, и заслуживший звание the Director General of Embellishment69. Он избрал путь профессионализма, позволивший избежать заурядности и создать принципиально новое устройство городской среды. Основной конфликт, привлекавший множество критиков и завистников, влиял на всю его творческую жизнь и заключался в том, что он умел забегать вперед своего времени, будучи превосходным архитектором, предпринимателем, режиссером и авантюристом.

Во всех его проектах соединялись городской размах, разнообразие и эффект неожиданности, проявляющийся в изгибах и поворотах улиц с четко обозначенными акцентами, в сочетании величественных террас с роскошными парками, в живописных коттеджах.

Проект остроумной и рациональной системы организации Лондона, созданный и воплощенный Нэшем, перекликался с различными

69 Главный «украшатель» города. урбанистическими подходами к развитию и реконструкции европейских имперских столиц. Существенным отличием служат изобретательная пластичность в оформлении фасадов и живописность ландшафтных решений в рамках сохранения традиционных черт английской городской и парковой архитектуры, а также умение, следуя веяниям моды и вкусу заказчиков, сохранять индивидуальный подход.

Оформляя фасады частных резиденции, королевских павильонов или столичных домов-террасс Нэш комбинировал традиционные декоративные элементы «палладианства» с собственного изобретения объемно-пространственными модулями, отвечая тем самым на вопрос о модном в его времена «украшательстве». Однако в отличие от Иниго Джонса его декорации были гораздо более строгими и классичными.

Создавая генеральный план реконструкции Лондона, Джон Нэш, в отличие от Рена, не занимался реформой структуры города. Его куда более интересовал общий сценарий, функциональная взаимосвязь разных концов столицы, с разным уровнем и ритмом жизни, а также живописность городских парков.

Все эти факторы вместе сильно повлияли на новый облик Лондона и, как следствие, на экономику имперской столицы середины XIX века, задавая тон всей Европе.

Проект перепланировки Вест-энда превратил ландшафтного частного архитектора в предприимчивого дев ел опер а, действовавшего в собственных практических интересах и ради усиления значения Королевского Лондона на мировой арене.

Работа над застройкой Вест-энда потребовала от Джона Нэша глубоких познаний не только в области эстетики, архитектуры, экономики, и политики, но и инженерии. По его проекту в начале ХЕК века Лондон приобрел удобную и эффективную систему водоснабжения и канализации, действующую и в наши дни.

Однако в сравнении с Жоржем Османом и Ильдэфонсо Серда - Нэш непременно оставался архитектором во всем, начиная от проектирования генерального плана, включая привлечение арендаторов и застройщиков и выполнения административных функций организатора, и заканчивая разработкой оград городских парков.

После реконструкции Парижа Осман сам себя называл «художником-разрушителем». В то время как Джона Нэша по праву можно назвать «художником-созидателем».

Традиционализм играет особую роль в Великобритании. Нигде значение традиций не подчеркивается столь настойчиво, а архитектура ушедших эпох не содержится под постоянным должным надзором. Разновременная застройка Лондона образует архитектурную среду, где старое сосуществует в единстве с новым.

Джону Нэшу в совершенстве удалось соединить итальянское и греческое ордерное наследие с пуританским британским рационализмом. Неразрывная связь с окружающей природой и городской средой, видимое внешнее однообразие при внутреннем многовариантном содержании — нешевская формула, позволившая развить единую застройку в заданной логике, существенно сократив расходы на проектирование и поиск.

В конечном счете, мы увидели в Джоне Нэше «функционалиста» в сегодняшнем понимании данного термина. Тем более, что в странах Запада ограниченность только функционального подхода почти и не обсуждалась, поскольку правовой характер городской жизни полагают там естественным и самоочевидным, а рыночный характер экономики задавал и задает свои ограничения.

В наши дни практически все жилые и общественные здания, за редким исключением, задуманные и реализованные по проектам Джона Нэша, сохранены в своем изначальном виде. Дома-террасы по-прежнему окружают парки, утопая в зарослях высоких деревьев, скрывающих фасады и создающих впечатление камерности, в отличие от тех, что изображены на гравюрах конца ХЕК века, где те же самые здания выглядят намного более величественными и высокими.

Риджент-стрит, не сохранившая своего облика времени архитектора, значительно выросла вверх, создав впечатление каменного коридора внутри города, направляющего прохожего от парка к площади. Городские улицы, задуманные Джоном Нэшем, как удобный и короткий путь для передвижения по городу, сегодня так же осуществляют свою функцию, позволяя транспорту и пешеходам легко и быстро достигать нужной части города. Как и во времена Нэша, современная жилая застройка в центре Лондона в основном не превышает пяти этажей. В уровень цокольного этажа все так же опускаются маленькие уличные винтовые лестницы, каждая квартира имеет свой независимый вход прямо с улицы.

Фигура Джона Нэша в истории мировой архитектуры представляется нам теперь незаменимой, а его профессиональный вклад — фундаментальным.

В современной литературе почти совсем отсутствует оценка, урбанистического архитектурного и одновременно предпринимательского подход к проектированию Джона Нэша, при котором в рамках существующего плотно застроенного крупного города была задана эффективная циркулирующая направленность градостроительного развития исторического центра и вновь присоединенных пригородных территорий.

В результате исследования следует констатировать, что «архитектурно-градостроительный модуль» Джона Нэша в контексте разумной реконструкции и развития столицы, благодаря универсальной пропорции умения реорганизовать инфраструктуру, создать новую систему управления, обеспечить большие доходы в казну, в минимальные сроки с максимальной красотой изменить облик столичных улиц, площадей и парков - сегодня также актуален и вполне может служить отправной моделью в проектировании на всех этапах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Ларионова, Екатерина Олеговна, 2009 год

1. Воронихина B.J1. Лондон. Л. Искусство. 1969

2. Ветчинкина К.Д. Проект реконструкции и расширения Барселоны Ильдефонсо Серда-и-Суниер. Предпосылки, концепция, структура, развитие. Магистерская диссертация. МАрхИ. 2008

3. Глазычев В.Л. Урбанистика. М.: Издательство «Европа». 2008.

4. Глазычев В.Л. Энциклопедия. Архитектура. М. Дизайн, информация, картография. Астрель. ACT. 2002

5. Иконников А.В. Лондон. Л. Стройиздат. 1972

6. Парамонова Ю.А. Реконструкция Парижа, предпринятая в период правления второй империи (1852-1870) под руководством префекта Жоржа Османа. Концепция и ее реализация. Дипломный проект. МАрхИ. 2004.

7. Певзнер Н. Английское в английском искусстве. С-Пб. Азбука-классика. 2004

8. Посвянская Е.П. Дипломный проект. Архитектура эпохи просвещения: принципы обращения к исторической традиции. МАрхИ. 2003

9. Саваренская Т. Ф., Швидковский Д.О.Градостроительство Англии XVII-XVIII веков. Город и природа. Издательство: Едиториал УРСС 2001.

10. Ackermann N. The Microcosm of London or London in Miniature. Vol 1-3. London printed for R. Ackermann by T. Bensley. 1808-1809

11. An Inventory of the Historical Monuments in London. Vol 2-5. Lnd. His Majesty's Stationary Office. 1925

12. Crook J. Mordaunt. London's Arcadia: John Nash & the planning of Regent's Park. The Annual Soane Lecture 2000.Lnd. Sir John Soane's Museum. 2001.

13. Davis Terence. John Nash. The Prince Regent's Architect. David & Charles. Newton Abbot. 1973

14. Flemming J, Pevsner N. A Dictionary of Architecture. N-Y. 1977

15. Fletcher Hanslip. Changing London. London, Wood. 1933

16. Giurouard Marck Cities & People.Yale University Press, New Haven &London, 1985

17. Jardine Lisa. On a Grander Scale: The Outstanding Career of Sir Christopher Wren. HarperCollins. 2002

18. Jessica M.F. Rutherford. The Royal Pavilion. The palace of George IV. Brighton & Hove. Prag & M. 1994

19. Malcolm C. Salaman, Charles Holme. London. Past and Present. London-Paris-New York. The Studio. 1916

20. Michael Mansbridge. John Nash. A complete catalogue 1725-1835. N-Y. Rizzoli. 1991

21. Olsen Donald J. The City as a Work of Art. London Paris - Vienna. Yale University Press. 1986

22. Pevsner Nicolaus & Cherry Bridget. The Buildings of England. London. Vol 1-3. London. Pinguin Books. 1957

23. Sitwell, Sacheverell. British Architects and Craftsmen. A survey of Taste, Design and Style During Three Centuries 1600 tol830. London. Batsford. 1945

24. Sugget Richard. John Nash. Architect in Wales. Lnd. 1995

25. Summerson John. John Nash, architect to King George IV. London, Athlen & Onwin.1949

26. Summerson John. Georgian London. London. Pleiades Books. 1945

27. Summerson John. Architecture in Britain 1530-1830. London. Penguin Books. 1958

28. Summerson John. The Life and Work of John Nash Architect. London. George Allen & Unwin. Boston, Sydney. 1980

29. Summerson John. Inigo Jones. Yale University Press. New Haven & London. 2000

30. Temple Nigel. George'Repton's Pavilion Notebook. A Catalogue Raisonne. GB BAS Printers Limited. Over Wallop, Stockbridge, Hants. 1993

31. The Diaries of John Nash architect 1832-1835. In Two Parts. Introduced by John Summerson.

32. Toy Sidney. Castles. Their Construction and History. Dover Publications, INC.N-Y.1985

33. Woodward Christopher. The building of Bath. Museum. 20071171. Избранные биографин:1. Британская школа.1. Адам Роберт (1728-1792)

34. К числу его работ относятся: поместья Хауард-Хаус (1699-1712), Бленхэм (1705 1724), Ситон-Делаваль.

35. Вуд Джон (старший) (1704-1754)

36. Георг Ш Вильям Фредерик (1738-1820)

37. Король Великобритании, курфюрст и король Ганновера, король Корсики.

38. Английский архитектор, дизайнер и театральный художник, который стоял у истоков британской архитектурной традиции.

39. Автор проектов: Куинс-хаус в Гринвиче, Банкетинг-хаус в Уайт-холле, капелла Сен-Джеймского дворца.1. Рен Кристофер (1632-1723)

40. Английский математик и архитектор. Профессор математики в Оксфорде и один из основателей и деятельных членов лондонского Королевского общества.

41. Автор проектов: собор св. Павла (1663), Чельдонский театр в Оксфорде, Пемброкский колледж в Лондоне, «Лондонский монумент», Мальборо-хаус и церковь св. Стефана в Уолбруке, королевский и епископский дворцы в

42. Рэптон Хэмпфри (1752-1818)

43. Английский архитектор-неоклассицист, учившийся у Джона Соуна и работавший помощником Джона Нэша. Автор здания Британского Музея в Лондоне (1827), Главного Почтамта (разобран в 1913) и театра Ковент-Гарден (1808-1809), сгоревшего в 1856.i

44. В Оксфорде основал Институт имени Тейлора, при котором согласно его завещанию впоследствии открыли школу современных языков.

45. Тернер Джозеф Мэллорд Уильям. (1775 -1851)

46. Английский живописец. Крупнейший представитель английского романтического пейзажа. Учился в академии

47. Радикальное крыло английской политической партии Вигов в XVIII веке, основанное Фоксом и Шериданом.

48. Фокс Чарльз Джеймс (1749-1806)

49. Английский парламентарий и политический деятель, убеждённый оппонент короля Георга 1П, идеолог британского либерализма. Внук герцога Ричмондского. Первый в истории Англии министр иностранных дел.

50. Шеридан Ричард Бринсли (1751-1816)

51. Английский драматург, театральный деятель. Сын актера с юридическим образованием. Автор комедии "Школа злословия". Творчество Шеридана завершает собой историю развития английской демократической комедии эпохи Просвещения.125

52. Хоксмур Николас (1661-1736)

53. Вольтер Франсуа-Мари Аруэ. (1694-1778)

54. Один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, прозаик, историк, публицист, правозащитник.1. Делорм Флибер (1515-1570)

55. Жейо Алексис Юбер (1632 -1712)

56. Один из наиболее известных французских картографов XVII в. Сотрудничал с Николасом Сесоном, переиздав и заново выгравировав множество карт, составленных его отцом. В основном работал на территории Амстердама и Парижа. Автор карты Америки (1671).ч

57. Леду Клод Николя (1736-1806)

58. Французский живописец, рисовальщик и гравер. Учился в Риме с 1613. жил в Риме с 1627. Создал вариант величественного классицистического «идеальногопейзажа»; использовал эффекты рассеянного света, стремился запечатлеть различные состояния природы.

59. Наполеон III Шарль Луи Наполеон Бонапарт (1808-1873)

60. Осман Жорж Эжен (1809-1891)

61. В ходе реализации проекта ему удалось при поддержке императора Наполеона III осуществить ряд административных манипуляций и передать проект «расчистки» и реорганизации города в руки профессиональных инженеров, закончивших школу «Мостов и дорог».

62. Шаброль де Вольвик Жильбер (1773-1843)

63. Префект Парижа с 1812 по 1830 гг.1. Немецкая школа.1. Пюклер-Мускау (1785-1871)

64. Герман-Людвиг-Генрих, князь фон Пюклер-Мускау. Немецкий писатель и садовод,

65. Инженер дорожного строительства, каналов и гаваней, политик, автор проекта развития Барселоны и района Эшампле.

66. Один из первых выпускников «Школы гражданских инженеров» в Мадриде.

67. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

68. МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ (Государственная академия)04 20.0 9 1 1 370" На правах рукописи1. УДК 711.1;72.03.035

69. ЛАРИОНОВА Екатерина Олеговна Архитектурно-градостроительный модуль Джона Нэша.1800.01 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

70. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры1. Том II1. Научный руководитель:доктор искусствоведения профессор В.Л. Глазычев1. Москва 20091. Том II1. СОДЕРЖАНИЕ

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.