Арт-практики хип-хоп музыки в контексте неопрагматистской эстетики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат наук Пырова Татьяна Леонидовна

  • Пырова Татьяна Леонидовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 140
Пырова Татьяна Леонидовна. Арт-практики хип-хоп музыки в контексте неопрагматистской эстетики: дис. кандидат наук: 09.00.04 - Эстетика. ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». 2022. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Пырова Татьяна Леонидовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I

ЭСТЕТИКА НЕОПРАГМАТИЗМА КАК ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

§1. Формирование прагматистской эстетики в трудах Дж. Дьюи

§2. Трансформация эстетического анализа в неопрагматизме

§3. Сомаэстетика: категория телесности в неопрагматизме

ГЛАВА

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ АФРОАМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

§1. Арт - практики движения «Черных искусств» и «Черная эстетика»

§ 2. Концепции афроамериканской идентичности

§ 3. Голоса угнетённых: афроамериканская музыка и политический протест

ГЛАВА

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХИП-ХОП МУЗЫКИ

§1. Хип-хоп культура: контекст возникновения

§2. Элементы арт - практик хип-хопа

§3. Развитие эстетики хип-хоп музыки

§4. Хип-хоп как феномен постмодерна

§5. Эстетика тела через выразительность формы в хип-хоп музыке

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Арт-практики хип-хоп музыки в контексте неопрагматистской эстетики»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Интерес к различным аспектам хип-хоп культуры, особенно к весьма характерной музыке соответствующего стиля, неуклонно возрастает во всем мире. В 2018 году хип-хоп был признан музыкой года за широкое распространение рэп - музыки по различным регионам мира (от Европы до Латинской Америки) и рекордное количество скачиваний с интернет - ресурсов1. Научный анализ хип-хоп культуры и музыки имеет уже довольно длительную традицию. Исследования хип-хопа, как отдельное направление в сфере эстетики и теории культуры, начинают развиваться в начале 2000-х годов2. В настоящий момент хип-хоп, помимо собственно философской проблематизации, изучается в контексте социологических, педагогических, музыковедческих дисциплин3.

Возникновение хип-хоп культуры принято относить к рубежу 1970 -1980-х годов. В данный период в США и других странах Запада оформилась единая волна субкультурного движения4. Субкультурные течения развивались как оппозиция доминирующим культурным образцам и зачастую артикулировали резко критическую позицию. В исследовательской литературе принято квалифицировать арт-практики хип-хопа как сугубо феномен субкультуры5. В настоящем исследовании мы обратимся к философско-эстетическим основаниям арт хип-хоп практик как многосоставного художественного явления, возникшего в результате взаимодействия синтеза различных музыкальных, поэтических, пластических

1 Tauberg MPopular Music in 2018 - Year in Review // The Startup: информационный ресурс. URL=https://medium.com/swlh/popular-music-in-2018-year-in-review-9f17b01126d6 (дата обращения: 06.04.2021).

2 Bynoe Y. Encyclopedia of Rap and Hip Hop Culture. - Westport: Greenwood Press, 2005. - 480 p.

3 Dyson E. Know What I Mean?: Reflections on Hip-Hop. - USA: Civitas Books, 2010. - 171 p.

4 Roszak T. The Making of a Counter Culture. - California.: University of California Press, 1995. - 352 p.

5 Ogbar J. Hip-Hop revolution: the Culture and Politics of Rap. - Kansas: University Press of Kansas, 2007. - 248 p.

искусств. Не претендуя на исчерпывающий анализ многообразных форм и проявлений хип-хоп арт-практик автор ориентирован показать продуктивность применения понятийного аппарата неопрагматизма для философско-эстетической анализа и интерпретации хип-хоп музыки как одного из ключевых элементов ландшафта преимущественно молодежной культуры рубежа столетий.

В 1960-1970-е гг. в связи с распадом колониальной системы и нарастанием внутренних проблем в так называемых «государствах благосостояния» зарождается целый ряд эстетических направлений, исследующих проблемы так или иначе дискриминированных меньшинств. Философско-эстетические теории 1970-1980-х гг. оформлялись параллельно политической борьбе за равенство прав. Эстетические проекты неотделимы от современных им социально-политических реалий. В этом случае хип-хоп в своем концептуальном измерении стоит в одном ряду с феминистской эстетикой6, квир-эстетикой7, «Черной эстетикой»8. Безусловно, понятия классической эстетической теории требуют определенной калибровки при анализе культурных явлений новейшего времени. Такая калибровка обеспечивается в работе путём соединения двух перспектив эстетического анализа: укоренённой в западной философской традиции неопрагматистской эстетики и протестной субкультурной эстетики. При этом первая обеспечивает интеграцию хип-хоп культуры в пространство философско-эстетического анализа, а вторая раскрывает его содержательное своеобразие. Границы понятийного поля, в котором происходит методологический синтез указанных направлений, задаются наложением неопрагматистского проекта сомаэстетики, с одной стороны, и программы «Черной эстетики» - с другой. Условием данного синтеза является производимое в диссертации раскрытие

6 Hooks B. Black Looks: Race and Representation. - Boston: South End Press, 1992. - 200 p.

7 Conway M. A Becoming Queer Aesthetic // Discourse, Vol. 26, No. 3, 2004. - P. 166-189.

8 Taylor P. The Black is Beautiful. A Philosophy of Black Aesthetics. - Hoboken: Wiley-Blackwell, 2016. - 216 p.

их общих теоретических предпосылок: скептицизм в отношении конвенциональных стратегий получения эстетического опыта, особое внимание к телесности и телесным практикам, признание самостоятельной ценности множественных трактовок субъекта и субъектности. Стоит также отметить то обстоятельство, что как неопрагматистская сомаэстетика, так и «Черная эстетика» принадлежат к континууму американского философского наследия. Таким образом, в диссертации реализуется принцип имманентности анализа, то есть использования для анализа культурных феноменов философских средств, разработанных в том же социокультурном контексте.

Интерес к арт-практикам хип-хоп культуры продиктован как стремлением выявить перспективы эстетического анализа важного феномена современной культуры, так и желанием поместить данное явление в контекст развития эстетической теории XXI века. До сих пор философы, историки искусства и художественные критики развивали концепцию эстетического опыта на основе исследований западноевропейской культуры. Апробация эстетических понятий на материале хип-хоп музыки позволит исследовать возможности эстетических концепций в контексте их применимости к анализу современной городской культуры. Философская рефлексия арт-практик хип-хоп музыки позволит внести вклад в исследование фундаментальных черт культурной ситуации глобального мира. Интерес к исследованию хип-хоп культуры в отечественном контексте продиктован также и тем, что хип-хоп в настоящее время широко популярен на постсоветском пространстве и в России9.

Состояние научной разработанности темы. В настоящее время исследования хип-хоп культуры в США представляют собой уже хорошо

9 Соцопрос: музыкальные предпочтения жителей России // URL: < https ://www. mazm. ru/article/a-2119.php> (дата обращения: 25.11.2021)

разработанную научную дисциплину. Работы Т. Роуз10, М. Дайсона11, П. Гилроя12, К. Уэста13, Э. Пинна14, Д. Чанга15, Н. Джорджа16, М. Нила17, М. Формана18 заложили фундамент для развития исследований хип-хопа в качестве самостоятельной научной отрасли. С течением времени появились специально связанные с хип-хопом труды американских и европейских философов, культурологов и социологов: Т. Лотта19, И. Максвелла20, А. Маккарена21, Т. Митчелла22, Р. Брамвелл23, М. Теркурафи 24, Р. Шустермана 25. Связь эстетических оснований хип-хоп культуры с наследием африканских философских традиций получила освещение в текстах Дж. Мурунди26, С. Межаме27, К. Агаву 28.

10 Rose T. Black Noise: Rap Music and Black Culture in Contemporary America (music/culture). - USA: Wesleyan University Press, 1994. - 257 p.

11 Dyson M. Reflecting Black: African-American Cultural Criticism (American Culture). - USA: University

of Minnesota Press, 1993. - 346 p.

12

Gilroy P. The Black Atlantic: Modernity and Double Consciousness. - Cambridge: Harvard University Press, 1993. - 280 p.

13 West C. Race Matters. - N.Y.: Vintage; Reprint edition, 1994. - 159 p.

14 Miller M., Pinn A. Religion in Hip Hop: Mapping the New Terrain in the US (Bloomsbury Studies in Religion and Popular Music). - N.Y.: Bloomsbury Academic, 2015. - 297 p.

15 Chang J. Can't Stop Won't Stop: A History of the Hip-Hop Generation. - London: Picador, 2005. - 546 p.

16 George N. Hip-Hop America., - N. Y.: Penguin Books, 1998. - 256 p.

17

Neal M. No Time for Fake Niggas: Hip-Hop Culture and the Authenticity Debates // That's The Joint! The Hip-Hop Studies. - NY: Routledge, 2004. - 628 p.

18 Forman M. Hip-Hop Ya Don't Stop: Hip-Hop History and Historiography // // That's The Joint! The HipHop Studies. - N. Y.: Routledge, 2004. - 628 p.

19 Lott T. Marooned in America: Black Urban Youth Culture and Social Pathology. - Philadelphia: Temple University Press, 1992. - 237 p.

20

20 Maxwell I. Phat Beats, Dope Rhymes: Hip Hop Down Under Comin'Upper. - Middletown: Wesleyan, 2003. - P. 320.

21

McCarren F. French Movies: The Cultural Politics of le Hip Hop. - N.Y.: Oxford University Press, 2013.

- P. 320.

22 Mitchell T. Global Noise: Rap and Hip Hop Outside the USA. - USA: Wesleyan University Press, 2002. -352 p.

23

BramwellR. UK Hip-Hop, Grime and the City: Aesrhetics and Ethics of London's Rap Scenes / Routledge,

New York, 2015. - P. 160.

24

Terkourafi M. The Languages of Global Hip Hop (Advances in Sociolinguistics) / Continum International

Publishing Group, London, 2010. - P. 335.

25

Shusterman R. Pragmatist Aesthetics, Living Beauty, Rethinking Art. - Boston: Rowman & Littlefield Publishers, 1992. - 366 p.

26 Murungi J. African Musical Aesthetics //

URL=<https://www.cambridgescholars.com/download/sample/57724>^aTa обращения: 05.12.2018).

27

Mejame C. African aesthetics and the problem of rhythm: mediocrity or excellence? // URL=<https://www.cavehill.uwi.edu/fhe/histphil/chips/2013/pdfs/mejame2013.aspx>^aTa обращения:

06.10.2018).

Научная рецепция проблематики расы, черной эстетики, связи идентичности и субкультур в искусстве представляется довольно обширной по временным и тематическим рамкам. Значительный вклад в неё внесли такие авторы, как Б. Хукс 29, С. Холл30, П. Тэйлор31, Т. Элис32, А. Гейл33, Ш. Паттон34, Д. Биндмэн35. Исследованию молодежных субкультур, в том числе музыкальных, посвящены работы Д. Миглтона36, Д. Хебриджа37, Р. Хоггарда38, К. Варнеду39, Д. Бушнел40. Эта линия исследований широко представлена и в трудах отечественных авторов: Г. Кнабе41, Е. Шапинской42, Т. Щепанской43, Е. Бажковой44, М. Лурье45, С. Левиковой 46. Среди работ по философии музыки, обращающихся к современным музыкальным течениям,

28

28 Agawu K. African Rhythm: A Northern Ewe Perspective. - Cambridge: Cambridge University Press,

1995. - 237 p.

29

Hooks B. Black Looks: Race and Representation. - Boston: South End Press, 1992. - 200 p.

30 Hall S. What Is This "Black" in Black Popular Culture? // Social Justice. - 1993. - Vol. 20, No 1/2(51-52).

- P. 104-114.

31

Taylor P. The Black is Beautiful. A Philosophy of Black Aesthetics. - Hoboken: Wiley-Blackwell, 2016. -

216 p.

32

Ellis T. The New Black Aesthetic Revisited // URL=< http://www.huffingtonpost.com/trey-ellis/whos-afraid-of-me_b_981005.html> (дата обращения: 06.07.2017).

33 The Black Aesthetic / Ed. by A. Gayle. Garden City, NY: Doubleday, 1971. 432 p.

34 Patton S. African - American Art (Oxford History of Art). - Oxford, N.Y.: Oxford University Press, 1998.

- 320 p.

35

Bindman D. Gates H. The Image of the Black in Western Art. The Twentietn Century: The Rise of Black Artists. - Cambridge: Belknap Press: An Imprint of Harvard University Press, 2014. - 320 p.

36 Muggleton D. Inside Subculture. The Postmodern Meaning of Style. - Oxford: Berg Publisher, 2000. -208 p.

37 Hebdige D. Subculture: The Meaning of Style. - N. Y.: Routledge, 1988. - 208 p.

38

38 Hoggart R. The Tyranny of Relativism: Culture and Politics in Contemporary English Society. - New

Jersey: Transaction Publishers, 1997. - 352 p.

39

Vardenoe K, GopnikA. High & Low: Modern Art and Popular Culture. - N. Y.: Museum of Modern Art, 1991. - 472 p.

40 Бушнел Д. Грамматика настенных надписей // Психологические особенности самодеятельных подростково-юношеских групп. М., 1990. С. 93 - 106.

41 Кнабе Г. Рок-музыка и рок-среда как форма контркультуры. Избранные труды. Теория и история

культуры. - М.-СПб.: Летний сад; М.: РОССПЭН, 2006. - С. 20 - 50.

42

Шапинская Е. Очерки популярной культуры. - М.: Академический проект, 2008. - 191 с.

43 Щепанская Е. Символика молодежной субкультуры: опыт этнографического исследования системы 1986 - 1989. - СПб.: Наука, 1993. - 340 с.

44 Бажкова Е. Лурье М. Шумов К. Городские граффити // Современный городской фольклор. Под. Ред. С.Ю. Неклюдов. М., 2003. - С. 430 - 450.

45 Лурье М. Слово и рисунок на городских схемах // Рисунки писателей / Сост. С.В. Денисенко. Под ред. С.Н. Фомичева. СПб., 2000. - C. 5 - 15.

46 Левикова С. Социальный феномен неформальной молодежной субкультуры (на примере субкультуры растафари: история, социокультурное значение) // Философская мысль. - 2015. - 5. - C. 32 - 123.

можно выделить тексты Р. Миддлтона47, П. Алперсона48, А. Мур49, С. Фрифа 50, М. Катц 51, а среди отечественных исследователей Г. Коломиец52. В последние годы хип-хоп культура стала предметом специального изучения российских философов и культурологов. Различные аспекты хип-хопа исследуются в текстах А. Коробова-Латынцева53, Е. Фроловой54, Р. Хестанова55, Л. Мельник56, А. Рондарева57. Вслед за мировым опытом интерес к хип-хоп культуре приобретает в России практико-ориентированные институциональные формы: такова, например, деятельность организации «Хип-хоп союз»58, реализующей направленные на музыкальное просвещение молодёжи образовательные программы.

Различные аспекты хип-хоп культуры в целом и хип-хоп музыки в частности начали привлекать внимание исследователей со второй половины XX века. Всплеск интереса к проблеме произошел на рубеже XX и XXI веков и был отчасти вызван ускорившейся коммерциализацией хип-хопа и его распространением по всему миру. До 1990-х гг. исследовательский интерес к хип-хопу институционально находился в пределах таких академических субдисциплин как африканские исследования (African studies) или изучение афроамериканской культуры (Black studies), которые появились в 1960-е гг. К

47

Middleton R. Studying Popular Music. - Philadelphia: Open University Press, 1990. - 336 p.

48

48 Alperson P. The Philosophy of Music: Formalism and Beyond // The Blackwell Guide to Aesthetics, pp. 254 - 275.

49 Analyzing Popular Music / A. Moore (ed.). Cambridge, MA: Cambridge University Press, 2003. - 131 p.

50 Frith S. Taking Popular Music Seriously: Selected Essays (Ashgate Contemporary Thinkers on Critical Musicology Series). - N. Y.: Routledge, 2007. - 360 p.

51 Katz M. Groove Music: the Art and Culture of the Hip-Hop DJ. - Oxford; N.Y.: Oxford University Press, 2012. - 352 p.

52 Коломиец Г. Ценность музыки: философский аспект [Электронный ресурс] : монография / Г. Г. Коломиец. - Москва : ИНФРА-М. - 2019.

53 Коробов-Латынцев А. Русский рэп. Философские очерки / М.: Изд. Реноме, 2016. с. - 264.

54 Фролова Е. Рэп как форма социально-политической рефлексии в современной российской культуре (2009-2013 гг.) // Философия и исследования культуры. - М.: Высшая школа экономики, 2015. - 52 с.

Хестанов Р. Хип-хоп: культура молодежной контрреволюции // Логос, №4, - М.: Изд. Институт Гайдара, 2016. С. 7 - 26.

56 Мельник Л.«Особенности молодежных субкультур на примере хип-хопа» // URL=< http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2007/Melnik_L_I_2007.pdf> (дата обращения: 27.01.2021).

57 Рондарев А. Интервью // The Village. URL= https://www.the-village.ru/village/city/2017/296122-

oxybog (дата обращения: 13.08.2021).

58

См., например: http://hiphopunion.ru

2000-м гг. исследования хип-хопа (ffip-Hop studies) складываются как отдельная научная область с своим предметом и объектом изучения, концептуальным аппаратом, методологией и исследователями. Исследования хип-хопа возникают на пересечении различных социально-гуманитарных дисциплин: социологии, культурологии, антропологии, теории музыки, эстетики, искусствоведения, образования. Каждая из названных дисциплин в разной мере соприкасалась с хип-хоп культурой. В 2002 году процесс институциализации хип-хопа закрепляется созданием Архива и исследовательского центра хип-хопа в Гарвардском университете59.

Термин «хип-хоп культура» возник постфактум для описания практик бытования урбанизированной культуры США рубежа 1970-1980-х гг. Этому предшествовало изменение ситуации в научной среде, когда ранее нацеленные на изучения незнакомых культур и цивилизаций антропологи и социологи обращаются к собственным культурам. Совершается поворот к местным культурным практикам, повышается интерес к городам как особым социокультурным пространствам и как следствие возникает новая область для исследовательских практик. Под исследовательский прицел попадают культурные явления, которые позже в 1980-е годы будут объединены под общим названием хип-хоп культура60. Несмотря на то, что хип-хоп культура имеет относительно недолгую историю, исследовательская литература, посвященная ее изучению, уже довольно обширна. Далее мы сосредоточимся на работах, имеющих особое значение для формирования исследовательского подхода, развиваемого в настоящей диссертации.

Краеугольным камнем для исследований хип-хопа становится работа Триша Роуз61 1994 года «Рэп музыка и черная культура в современной

59 См., например: https://hutchinscenter.fas.harvard.edu/institutes/hiphop-archive-research-institute (дата обращения: 29.11.2021).

60 Rhodes H. The Evolution of Rap Music in the United States / / The Minority Artist in America - 1993. - Vol. 4. - P. 52-65.

61 Rose T. Black Noise: Rap Music and Black Culture in Contemporary America (music/culture). - USA: Wesleyan University Press, 1994. - 257 p.

Америке». Используя этнографический подход, Роуз делает подробное описание эволюции хип-хоп культуры. Она анализирует влияние расового, гендерного и социального вопроса на протестный характер хип-хоп культуры. На основе интервью с исполнителями и слушателями хип-хопа Роуз проводит по-настоящему новаторскую работу. Другая пионерская исследовательская работа «Не могу остановиться. Не останавливаться»62 принадлежит перу Джефф Чанга. Основываясь на статистических данных о распространении хип-хопа по всему миру, анализе исторических корней хип-хоп музыки и этнографической составляющей, Чанг формулирует определение хип-хопа как «глобального движения, определяющего поколение»63. Он фокусируется на глобализации как действующей силе распространения хип-хоп культуры.

В череде имен исследователей хип-хопа стоит выделить афроамериканского философа Уэста Корнела. Хип-хоп культуру Корнел рассматривает как форму борьбы против существующего властного порядка. Корнел утверждает, что искусство всегда должно быть вписано в исторический процесс и существовать для преобразования жизненных условий угнетаемых групп64. Историк культуры Джеффри Огбар, автор книги «Хип-хоп революция: культура и политика рэпа»65 описывает историю становления хип-хоп культуры, встраивая ее в социально-политический контекст новейшей истории США. Он последовательно рассматривает развитие хип-хопа от культуры угнетенных и исключенных до успешных хип-хоп исполнителей, возглавляющих верхние строчки хит-парадов. Особый интерес представляет попытка автора рассмотреть хип-хоп через его социальные и политические корни. Таким образом, книга полезна не только как источник описания истории хип-хоп культуры, но и как краткий

Chang J. Can't Stop Won't Stop: A History of the Hip-Hop Generation. - London: Picador, 2005. - 546 p.

Там же.

West C. Race Matters. - N.Y.: Vintage; Reprint edition, 1994. - 159 p.

Ogbar J. Hip-Hop revolution: the Culture and Politics of Rap. - Kansas: University Press of Kansas, 248 p.

62

63

64

65

2007. -

исторический очерк афроамериканского движения за гражданские прав, от которого хип-хоп культура не отделима, и социально-политических проблем общества Америки второй половины XX-го века.

Анализируя хип-хоп культуру, философ-марксист Томми Лотт66 говорит о её политическом потенциале, а о представителях хип-хоп культуры как об отдельном классе, представляющем интересы афроамериканской городской молодежи. Прежде всего он отмечает оппозиционный заряд присущий хип-хоп культуре и ее преобразовательную социальную роль. Он убежден, что идентичность хип-хоп культуры сосредоточена на протестном ядре, а ее художественное своеобразие только следствие социально-политической повестки.

Основатель сомаэстетики Ричард Шустерман характеризует хип-хоп музыку следующим образом: «рэп - интенсивно развивающийся жанр популярной музыки, в большинстве случаев незаслуженно оклеветанный и преследуемый академической аудиторией» 67. Противопоставляя эстетические характеристики модерна и постмодерна, Шустерман предлагает последние для описания хип-хоп музыки. «...эклектическое смешение стилей, восторженное воспроизводство новых технологий и массовой культуры, что бросает вызов модернистским понятиям эстетической автономии и художественной чистоты, и подчеркивает скорее локальное и темпоральное, чем универсальное и вечное. Хотим мы или не хотим называть эти характеристики характеристиками постмодернистской эстетики, рэп не только молчаливо иллюстрирует их, но часто осознанно подчеркивает и тематизирует их»68. Шустерман продолжает критическую линию Дж. Дьюи, адресованную классической эстетической теории с ее укоренившейся

66 Lott T. Marooned in America: Black Urban Youth Culture and Social Pathology. - Philadelphia: Temple University Press, 1992. - 237 p.

67. Shusterman R. Pragmatist Aesthetics, Living Beauty, Rethinking Art. - Boston: Rowman & Littlefield Publishers, 1992. - 366 p.

68 Там же. - P. 288.

иерархией искусства. Он сравнивает хип-хоп музыку с лучшими образцами поэтического мастерства.

Целью нашего исследования является философско-эстетический анализ арт-практик хип-хоп музыки в контексте неопрагматизма и современные формы их проявления. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Представить динамику развития неопрагматизма от идей Дж. Дьюи до сомаэстетики Р. Шустермана.

2. Выявить эстетическое своеобразие афроамериканской культуры и арт-практики движения «Черных искусств».

3. Проанализировать структуру и характер художественного формообразования арт-практик хип-хоп музыки.

4. Показать методологическую плодотворность интеграции теоретического аппарата неопрагматической и «Черной эстетики» в анализе эстетических особенностей современных направлений хип-хоп музыки.

Объектом исследования является хип-хоп музыка в контексте неопрагматизма и «Черной эстетики». Предметом исследования являются специфика хип-хоп музыки как явления искусства, ее структура и художественно-эстетические особенности.

Источниковая база исследования. Основные источники нашего исследования можно разделить на несколько категорий:

1. Манифесты движения «Черные искусства»

2. Корпус художественных работ художников движения «Черные искусства»

3. Корпус текстов песен исполнителей фанк и хип-хоп музыки

4. Видео-клипы, снятые хип-хоп исполнителями США.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. В диссертационном исследовании впервые в отечественной литературе проведена реконструкция концептуальной генеалогии основных понятий эстетики неопрагматизма, функционирующих в академических работах по арт-практикам хип-хоп музыки. В процессе трактовки субъекта в «Черной эстетике», выявлена специфика телесности как чувствование другого во внешнем мире и как способ взаимодействия с другим через ритм музыки и танца. Существенным в этом контексте представляется телесность как доминантный изобразительно-выразительный язык коллективной игровой коммуникации.

2. В результате применения аналитического аппарата неопрагматической эстетики и концептов «Черной эстетики» автор приходит к выводу о необходимости плюралистической трактовки арт-практик хип-хопа. В этой связи продуктивным было обращение к трудам Л. Сенгора и его теории негритюда.

3. В процессе анализа различных арт-практик хип-хоп музыки выделены в качестве основных характеристик художественного своеобразия следующие элементы: динамичные и полифункциональные ритмические конструкции, несложные интонационно-мелодические обороты, полисемантичные тексты, импровизационные звуковые и речевые «вставки» (эдлибы). Эти выразительные элементы интегрируются в художественную целостность посредством современных компьютерных технологий.

4. В обосновании универсальности свойств арт-практик хип-хоп музыки и его широкой распространенности выделены его модификации: специфически эстетизированные национальные,

религиозные, политические, гендерные. На этом основании раскрывается жанровое многообразие хип-хоп музыки.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования главным образом определяется указанными положениями, выносимыми на защиту, их научной новизной. Применение методов визуального анализа, дискурс-анализа, этнографии позволило обеспечить интеграцию теоретического анализа с прикладными инструментами «полевой» работы. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебных курсах по эстетике, культурной антропологии, культурной этнографии, культурологии, истории искусств.

Методологическая основа исследования. В диссертационном исследовании используется ряд философско-эстетических и культурологических методов. Из эстетики прагматизма мы заимствуем метод контекстуализации, предполагающий связывание эстетического анализа с контекстом возникновения и бытования художественного произведения. В работе также применяется общефилософский генетический метод, предполагающий исследование возникновения и развития различных социальных и культурных явлений, а также дескриптивный метод.

В диссертации используется ряд специальных методов. При исследовании визуального материала использовался метод семиотического анализа изображений Г. Кресса и Т. ван Лейвена69. При изучении дискурсивных приемов хип-хоп музыки мы пользовались подходом метафорического анализа (Дж. Лакофф и М. Джонсон)70. Комплексный характер теоретических и методологических основ исследования обусловлен особенностями выбранной темы, различные аспекты которой требуют использования широкого спектра подходов, которые ориентированы исключительно на задачи эстетический анализа.

69 Kress G., Leeuwen T. Reading images: The Grammar of Visual Design. - N.Y.: Routledge, 2006. - 312 p.

70 Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. - Chicago: University of Chicago Press, 2003. - 242 p.

По итогам проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. Концептуальный аппарата эстетических направлений неопрагматизма и «Черной эстетики» конструируется вокруг понятий «тела» и «телесности» как основных каналов взаимодействия с окружающим миром и сообществом. Выявлена специфика телесности как доминантного начала в арт-практиках хип-хоп музыки.

2. Фундаментальное эстетическое отличие европейской классической эстетической теории от негро-африканской традиции и «Черной эстетики» заключается в специфическом плюралистическом понимании субъекта. Особый тип субъективности становится основополагающим для эстетики хип-хоп музыки.

3. Хип-хоп культура сформировалась на основе эстетических подходов, развивающих плюралистическое представление о субъекте, в которых акцентируется конститутивное значение совместных социальных практик.

4. Интеграция критической афроамериканской эстетики и эстетики неопрагматизма позволяет сформировать на основе выделенных характеристик арт-практик хип-хопа целостную теоретическую экспликацию его жанрового и стилистического многообразия.

Степень достоверности и апробация результатов исследования.

Степень достоверности результатов исследования определяется опорой на широкий круг источников, включающей как классические работы в области эстетики, так и разнообразную современную литературу по теме диссертации, а также методологией исследования, предполагающий всесторонний анализ источников и предмета исследования. В совокупности это позволяет получить в диссертации обоснованные выводы.

Основные положения и выводы исследования были изложены автором в 6 научных работах, в том числе в 4-х статьях, опубликованных в изданиях, отвечающих требованиям п. 2.3 Положения о присуждении ученых степеней в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова:

Публикации в изданиях, отвечающих требованиям п. 2.3 Положения о присуждении ученых степеней в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова

Публикации в рецензируемых изданиях, индексируемых в международных базах Web of Science, Scopus, RSCI:

1) Пырова Т.Л. Эксцесс настоящего: социальная история американского рэпа // Социология власти. - 2017. - №2. - С. 253-258 (RSCI, пятилетний импакт-фактор РИНЦ - 0,694).

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Пырова Татьяна Леонидовна, 2022 год

БИБЛИОГРАФИЯ

I. Источники:

1. Baraka A. The revolutionary theatre // The Making of African-American Identity: Vol. III: 1917-1968. URL http: //nationalhumanitiescenter. org/pds/maai3/protest/text 12/barakatheatre. p df (дата обращения: 08.01.2022).

2. Ellis T. The New Black Aesthetic Revisited // HUFFPOST, 2011. URL=http://www.huffingtonpost.com/trey-ellis/whos-afraid-of-me_b_981005.html (дата обращения: 06.01.2022).

3. Fuller C. Black Writing in Socio-Creative Art // Documents from Black Arts Movement.

URL=http: //www. english. illinois. edu/maps/blackarts/documents. htm (дата обращения: 15.01.2022).

4. Karenga R. Black Cultural Nationalosm / Documents from Black Arts Movement. URL= http: //www. english. illinois. edu/maps/blackarts/documents. htm (дата обращения: 05.01.2022).

5. Karenga R. On Black Art / Documents from Black Arts Movement. URL= http: //www. english. illinois. edu/maps/blackarts/documents. htm (дата обращения: 05.01.2022).

6. Neal L. The Black Arts Movement. Drama Review, summer 1968 // The Making of African-American Identity: Vol. III: 1917-1968. URL http: //nationalhumanitiescenter. org/pds/maai3/community/text8/blackartsmo vement.pdf (дата обращения: 08.01.2022).

II. Исследовательская литература:

1. Апресян Р. Прагматизм // Новая философская энциклопедия.

Электронная библиотека ИФ РАН. URL:

https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH 985c351499c04271945098 (дата обращения: 05.05.2021).

2. Ашкеров А. Soma и Prosopon // Традиция. Русская энциклопедия.

URL=http://traditio.wiki/ashkerov/soma.htm (дата обращения: 19.09.2021).

3. Бажкова Е. Лурье М. Шумов К. Городские граффити // Современный

городской фольклор. Под. Ред. С.Ю. Неклюдов. М., 2003. - С. 430 -450.

4. Батай Дж. Сакральная социология. - М.: «ЛАДОМИР», 2006. - 742 с.

5. Бауман З. Текучая современность. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.

6. Бенъямин В. Произведение искусства в эпоху его технической

воспроизводимости. - М.: «Медиум», 1996. - 240 с.

7. Блан С. Африканская перкуссия. URL=http://sundmms.m/эксклюзивно-

книга-африканская-перку/глава-3/(дата обращения: 03.05.2021).

8. Богданов А. Лингвокультурные характеристики афроамериканского

рэп-дискурса: диссертация кандидата филологических наук Московский городской педагогический университет, Москва, 2007.

9. Горохов А. Музпросвет. - М.: Ad Marginem, 2003. - 336 с.

10. Джеймс У. Прагматизм. - Спб. Изд. «Шиповникъ», 1910. - 244 с.

11. Джеймисон Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма // М.: Издательство Института Гайдара, 2019. - 808 с.

12. Дъюи Дж. Демократия и образование // М.: Педагогика-Пресс, 2000. -384 с.

13.Инишев И. «Иконический поворот» в теориях культуры и общества // Логос, №1, М.: Изд. Институт Гайдара, 2012. - С. 161-165.

14. Иноземцева А. Ранняя институциональная теория искусства Дж. Дики. Предпоссылки и источники возникновения // Артикульт, №10, - М 2013. - С. 141- 146.

15.Кнабе Г. Рок-музыка и рок-среда как форма контркультуры. Избранные труды. Теория и история культуры. - М.-СПб.: Летний сад; М.: РОССПЭН, 2006. - С. 20 — 50.

16. Коломиец Г. К вопросу о новых тенденциях прагматической эстетики

// Вестник ОГУ №7(168), 2014. - С. 168 — 173.

17. Коломиец Г. Свои и чужие в современной американской эстетике или вызов к дискуссии о легитимности поп-культуры//Диалог культур и партнерство цивилизаций: XIV Международные Лихачевские научные чтения, 15-20 мая 2014г. - СПб.: СПбГУП, 2014. - С. 397-398, 467-468.

18. Коломиец Г. Ценность музыки: философский аспект [Электронный ресурс] : монография / Г. Г. Коломиец. - Москва : ИНФРА-М. - 2019.

19. Коробов-Латынцев А. Русский рэп. Философские очерки / - М.: Изд. Реноме, 2016. с. - 264.

20. Левикова С. Социальный феномен неформальной молодежной субкультуры (на примере субкультуры растафари: история, социокультурное значение) // Философская мысль. - М.: Изд. НБ-Медиа,. №5, 2015. - С. 32 - 123.

21. Лурье М. Слово и рисунок на городских схемах // Рисунки писателей / Сост. С.В. Денисенко. Под ред. С.Н. Фомичева. СПб., 2000. - С. 5 — 15.

22. Мельник Л. Особенности молодежных субкультур на примере хип-хопа: диссертация кандидата философских наук Кубанский государственный университет, Ростов-на-Дону, 2007.

23. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. - М.: Наука, 1999. с. -608.

24. Обрист ХУ.Краткая история новой музыки / Пер. с англ. С. Кузнецовой. - М.: Ad Marginem, 2015. с. - 280.

25. Панова О. Негритянская литература США 18 - начала 20 века: проблема истории и интерпретации: диссертация доктора филологических наук Московский государственный университет, Москва, 2014.

26. Панова Ю. «Соединенноштатовец»: Уильям Карлос Уильямс в поисках «Американской реальности» // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Литературоведение. Журналистика, 2011. - № 2. - С. 69 — 77.

27. Пырова Т. Слово и образ: эстетические особенности русского религиозного хип-хопа // Философия и культура, - М.: Изд. НБ-Медиа, №7, 2017. С. 77-87.

28. Пырова Т. Формирование хип-хоп культуры: от социального контекста до академического феномена // Культура и искусство , - М.: Изд. НБ-Медиа, №12, 2017. - С. 92-97.

29. Пырова Т. «Art is method»: теория и практика Новой черной эстетики // Философская мысль, - М.: Изд. НБ-Медиа, №2, 2018. - С. 60-67.

30. Рондарев А. Другая философия музыки // Логос №4, - М.: Изд. Институт Гайдара, 2006. - С. 1- 6.

31. Рондарев А. Интервью // The Village. URL= https://www.the-village.ru/village/city/2017/296122-oxybog (дата обращения: 13.08.2021).

32. Рясов А. Арто и трагедия вдохновения // Независимый филологический журнал № 107, М.: НЛО, 2011. - С. 177 — 186.

33. Садыкова Д. Хип-хоп в пространстве современной культуры // Омский научный вестник, №5(122), - Омск: Изд. ОмГТУ, 2013. - С. 236 — 238.

34. Серанно Ш., Торесс А. Энциклопедия рэпа. Год за годом. - М.: Эксмо, 2019. - 204 с.

35. Симон М. Голос субалтернов: репрезентация инакости в музыкальных практиках «черной Антлантики» // Логос, №4, - М.: Изд. Институт Гайдара, 2016. - С. 63 — 94.

36. Соколова Н. В поисках «эстетической жизни»: Р. Рорти и Р. Шустерман // Вестник СамГУ. 2007. №5/2(55). - С. 5 — 14.

37. Соколова Н. Этическая проблематика в современных концепциях «эстетической жизни» // Этическая мысль, №6, - М.: ИФ РАН, 2005. -182 с.

38. Тахо-Годи А., Лосев А. Греческая культура в мифах, символах и терминах / СПб., Алетейя, 1999. - 710 с.

39. Туп Д. Рэп атака: от африканского рэпа до глобального хип-хопа. - М.: Альпина нон-фикшн, 2012. - 340 с.

40. Фишер М. Капиталистический реализм. Альтернативы нет? - М.: Ультракультура 2.0, 2010. - 150 с.

41. Фролова Е. Рэп как форма социально-политической рефлексии в современной российской культуре (2009-2013 гг.) // Философия и исследования культуры. - М.: Высшая школа экономики, 2015. - 52 с.

42. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы - М.: Аё Ма^теш, 2018. - 416 с.

43. Хаскинз К. Эстетика прагматизма // Коллаж-2. - М.: ИФ РАН, 1999. -С. 109 — 119.

44. Хестанов Р. Хип-хоп: культура молодежной контрреволюции // Логос, №4, - М.: Изд. Институт Гайдара, 2016. С. 7 — 26.

45. Шапинская Е. Очерки популярной культуры. - М.: Академический проект, 2008. - 191 с.

46. Шустерман Р. Прагматическая эстетика: живая красота, переосмысление искусства. Научная монография / Р. Шустерман. - М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2012. - 408 с.

47. Щепанская Е. Символика молодежной субкультуры: опыт этнографического исследования системы 1986 - 1989. - СПб.: Наука, 1993. - 340 с.

48. Agawu K. African Rhythm: A Northern Ewe Perspective. - Cambridge: Cambridge University Press, 1995. - 237 p.

49. Alexander T. Dewey's Philosophy of Art and Aesthetic Experience // Arts and Teaching Journal, Vol. 2, Iss. 1. - Illinois : OpenSIUC, 2016. - P. 5967.

50. Alperson P. The Philosophy of Music: Formalism and Beyond // The Blackwell Guide to Aesthetics. - Oxford : Blackwell Publishing, 2004. -P. 254-275.

51. Aldridge D. From civil rights to hip hop: toward a nexus of ideas // Journal of African American History 90(3). - Chicago : The University of Chicago Press, 2005. - P. 226-252.

52. Austin J. Taking the Train: How Graffiti Art Became an Urban Crisis in -

New York City. - N. Y.: Columbia University Press, 2002. - 400 p.

53. Baker H. Afro-American Poetics: Revisions of Harlem and the Black Aesthetic. - Madison: University of Wisconsin Press, 1988. - 212 p.

54. Bindman D. Gates H. The Image of the Black in Western Art. The Twentietn Century: The Rise of Black Artists. - Cambridge: Belknap Press: An Imprint of Harvard University Press, 2014. - 320 p.

55. Blair E. Commercialization of the Rap Music Youth Subculture // That's The Joint! The Hip-Hop Studies. - N. Y.: Routledge, 2004. - 628 p.

56. Brodsky J. How to «see» with the While Body // Visual Studies, Vol. 17. Published online, 2002. - P. 99-112.

57. Bramwell R. UK Hip-Hop, Grime and the City: Aesrhetics and Ethics of London's Rap Scenes. - N. Y.: Routledge, 2015. - 160 p.

58. Bunnin N., Jiyuan Y. The Blackwell Dictionary of Western Philosophy. -Hoboken: Wiley-Blackwell, 2009. - 766 p.

59. Bush J. Gil Scott-Heron // All Music. URL=https://www.allmusic.com/artist/gil-scott-heron-mn0000658346/biography (дата обращения: 15.10.2021).

60. Butterfield M. The Power of Anacrusis: Engendered Feeling in Groove -Based Musics // The Journal of the Society for Music Theory. August 2006. Vol. 12, № 4. P. 1-17.

61. Bynoe Y. Encyclopedia of Rap and Hip Hop Culture. - Westport: Greenwood Press, 2005. - 480 p.

62. Bynum L. The New Negro and Social Democracy during the Harlem Renaissance, 1917-37 // The Journal of the Gilded Age and Progressive Era. January 2011. Vol. 10, №1. P. 89-112. URL: http://journals.cambridge.org/action/displayAbstract?fromPage=online&aid =7970532 (дата обращения: 05.05.2021).

63. Carrick R. The Music of «Flow». The New York Times. URL:

https: //opinionator. blogs. nytimes. com/2013/04/19/the-music-of-flow/?module=ArrowsNav&contentCollection=Opinion&action=keypress& region=FixedLeft&pgtype=Blogs (дата обращения: 05.05.2021).

64. Castleman G. The Politics of Graffiti // That's The Joint! The Hip-Hop Studies. - NY: Routledge, 2004. - 628 p.

65. Chambers I. A Strategy for Living: Black Music and White Subculture // Resistance through Rituals: Youth Subculturres in Post-War Britain / S.Hall, T. Jefferson (eds). - N.Y.: Routledge, 1975. - 292 p.

66. Chang J. Can't Stop Won't Stop: A History of the Hip-Hop Generation. -London: Picador, 2005. - 546 p.

67. Clark L. KNOWLEDGE: The Fifth Element of Hip-Hop. - Charleston: CreateSpace Independent Publishing Platform, 2013. - 132 p.

68. Clarke J., Hall S. Jefferson T., Roberts B. Subcultures, Cultures and Class: A theoretical overview// Resistance through Rituals: Youth Subculturres in Post-War Britain / S.Hall, T. Jefferson (eds). - N.Y.: Routledge, 1975. -292 p.

69. Cohan A. John Dewey and his Evolving Perceptions of Race Issues in American Democracy // Faculty Works: Education, 24, 2017. - P. 16-22.

70. Cohn M. The Missin and Message of Music: Building Blicks to the Aesthetics of Music in our Time. - Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2010. - 315 p.

71. Collins L. New Thoughts on the Black Arts Movement. - New Brunswick: Rutgers University Press, 2006. - 406 p.

72. Conway M. A Becoming Queer Aesthetic // Discourse, Vol. 26, No. 3, 2004. - P. 166-189.

73. Cracyk T. Adorno, Jazz, and the Aesthetics of Popular Music // The Musical Quarterly, Vol. 76, No. 4, 1992. - P. 526-542.

74. Croce B. On the Aesthetics of Dewey // The Journal of Aesthetics and Art Criticism, 6, 1948. - P. 203-207.

75. Cromatie J. Black Social Movements Past and Present: A Comparative Analysis of the Black Arts Movement and the Hip Hop Movement // The Journal of Pan African Studies, Vol. 11, №6, 2018. - P. 77-148.

76. Dewey J. Art as Experience. - N. Y.: Tarcher Perigee, 1980. - 371 p.

77. Dewey J. Experience and Nature. - N. Y.: Dover Publications, 2000. - 480 p.

78. Dewey J. Psychology. - Whitefish, MT: Kessinger Publishing, 2007. - 440 p.

79. Dewey J. Religious Faith and Democratic Humanism. - New York: Columbia University Press, 1994. - 683 p.

80. Dewey J. Soul and Body // Biblioteca Sacra, 43. URL=https://brocku.ca/MeadProject/Dewey/Dewey_1886a.html (дата обращения: 12.10.2021).

81. Dewey J. Essays in Experimental Logic. - N. Y.: Dover Publications Inc., 1953. - 448 р.

82. Dimitrias G. Hip-Hop: From Live Performance to Mediated Narrative // // That's The Joint! The Hip-Hop Studies. - N. Y.: Routledge, 2004. - 628 p.

83. Donaldson J. AFRICORBA Manifesto? "Ten in Search of a Nation" //

Journal of Contemporary African Arts. - Durhame: Duke University Press, 2012. - P. 76 - 83.

84. Du Bois W.E.B. Criteria of Negro Art // The Crisis of October. - NY: NAACP, 1926. . - P. 290 - 297.

85. Du Bois W.E.B. The Souls of Black Folk. - USA: Tribeca Books, 2011. -148 p.

86. Dyson E. Know What I Mean?: Reflections on Hip-Hop. - USA: Civitas Books, 2010. - 171 p.

87. Dyson E. Know What I Mean?: Reflections on Hip-Hop. - USA: Civitas Books, 2010. - 171 p.

88. Edwards P. The Concise Guide to Hip - Hop Music. - Adelaide: Griffin, 2015. - 240 p.

89. Ehrlich D. Ehrlich G. Graffiti in Its Own Words // New York Magazine: американский еженедельный журнал, 2007. URL= http://nymag.com/guides/summer/17406/ (дата обращения: 09.08.2021).

90. Finnegan R. Oral literature in Africa. - Oxford: Oxford University Press, 1976. - 558 p.

91. Fluck W. Pragmatism and Aesthetic Experience // Real: The Yearbook of Research in English and American Literature, Vol. 3. - Berlin: De Gruyter, 1986. - 293 p.

92. Frith S. Taking Popular Music Seriously: Selected Essays (Ashgate Contemporary Thinkers on Critical Musicology Series). - N. Y.: Routledge, 2007. - 360 p.

93. Forman M. Hip-Hop Ya Don't Stop: Hip-Hop History and Historiography // // That's The Joint! The Hip-Hop Studies. - N. Y.: Routledge, 2004. - 628 p.

94. Forman M. The 'Hood Comes First: Race, Space, and Place in Rap and Hip-Hop (Music/Culture). - Middletown: Wesleyan University Press, 2002.

- 400 p.

95. Gayle. A. The Black Aesthetic. - NY: Doubleday, 1971. - 432 p.

96. George N. Hip-Hop America., - N. Y.: Penguin Books, 1998. - 256 p.

97. Gilroy P. The Black Atlantic: Modernity and Double Consciousness. -Cambridge: Harvard University Press, 1993. - 280 p.

98. Gladney, Marvin J. The Black Arts movement and hip-hop // African American Review, Vol. 29. - Terre Haute: Indiana State University, 1995. -P. 291-301.

99. Gordon-Hazzard K. Jookin': The Rise of Social Dance Formations in African-American Culture. - Philadelphia: Temple University Press, 1992.

- 248 p.

100. Gotshalk D. On Dewey's Aesthetics // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. -1964. - Vol. 23, № 1. - P. 131-138.

101. Green V. African-Derived Music of the Americas // American International Journal of Contemporary Research. - 2015. - Vol. 5, № 5. - P. 1-7.

102. Hall S. What Is This "Black" in Black Popular Culture? // Social Justice. - 1993. - Vol. 20, No 1/2(51-52). - P. 104-114.

103. Hanson M. Suppose James Brown Read Fanon: The Black Arts Movement, Cultural Nationalism and the Failure of Popular Musical Praxis // Popular Music. - 2008. - Vol. 27, № 3. - P. 341-365.

104. Harris L. The Harlem Renaissance and Plilosophy // A Companion to African - American Philosophy. -Malden: Blackwell Publishing, 2003, -488 p.

105. Hebdige D. Subculture: The Meaning of Style. - N. Y.: Routledge, 1988. - 208 p.

106. Hess M. Hip Hop in America: A Regional Guide. - Santa Barbara: Greenwood Press, 2010. - 734 p.

107. Hoch D. Towards a Hip-Hop Aesthetic: A Manifesto for the Hip-Hop Arts Movement // Hemispheric Institute, 2006. URL=http: //hemisphericinstitute. org/hemi/fr/component/docman/doc_down load/601-towards-a-hip-hop-aesthetic-a-manifesto-for-the-hip-hop-arts-movement (дата обращения: 24.12.2021).

108. Holt G. Inversion in Black Communication // Rappin' and stylin' Out: Communication in urban Black America. - Champaign: University of Illinois Press, 1972. - 424 p.

109. Hoggart R. The Tyranny of Relativism: Culture and Politics in Contemporary English Society. - New Jersey: Transaction Publishers, 1997. - 352 p.

110. Hooks B. Black Looks: Race and Representation. - Boston: South End Press, 1992. - 200 p.

111. Isenberg A. Analytical Philosophy and The Study of Art // The Journal of Aesthetics and Art Criticism, Special Issue: Analytic Aesthetics. - (originally 1950), 1987. - P. 125-136.

112. Jay M. Somaesthetics and Democracy: Dewey and Contemporary body Art // The Journal of Aesthetic Education. - 2002. - Vol. 36, № 4. - P. 55-69.

113. Judy R.A.T. On the Qustion of Nigga Authenticity // That's The Joint! The Hip-Hop Studies. - N. Y.: Routledge, 2004. - 628 p.

114. Katz M. Groove Music: the Art and Culture of the Hip-Hop DJ. -Oxford; N.Y.: Oxford University Press, 2012. - 352 p.

115. Kassabian A. Hearing Film: Tracking Identifications in Contemporary Hollywood Film Music. - N.Y.: Routledge, 2001. - 200 p.

116. Kitwana B. The Hip Hop Generation: Young Blacks and the Crisis in African - American Culture. - N.Y.: Basic Civitas Books, 2003. - 256 p.

117. Kress G., Leeuwen T. Reading images: The Grammar of Visual Design. - N.Y.: Routledge, 2006. - 312 p.

118. Krims A. Marxist music analysis without Adorno: popular music and urban geograhy // Analyzing Popular Music / A. Moore (ed.). Cambridge, MA: Cambridge University Press, 2003. - 270 p.

119. Lakoff, G., Johnson M. Metaphors We Live By. - Chicago: University of Chicago Press, 2003. - 242 p.

120. Lawson B. Microphone Commandos: Rap Music and Political Ideology // A Companion to African - American Philosophy. - Malden: Blackwell Publishing, 2003, - 488 p.

121. Leddy T. Dewey's Aesthetics // The Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL=https://plato. stanford.edu/entries/dewey-aesthetics/ (дата обращения: 05.05.2021).

122. LeRoi J. Blues People: The Negro Experience in White America and

the Music That Developed from it. - N.Y.: Harper Perennial, 1999. - 256 p.

123. Locke A. The New Negro. Voices of The Harlem Renaissance. -N.Y.: Simon&Shuster, 1992. - 452 p.

124. Lott T. Marooned in America: Black Urban Youth Culture and Social Pathology. - Philadelphia: Temple University Press, 1992. - 237 p.

125. Mailer N., Naar J. The Faith of Graffiti. It Books. - N.Y.: It Books, 2009. - 128 p.

126. Marshall W. Hip-Hop's Irrepressible Refashionability: Phases in the Cultural Production of Black Youth // The Cultural Matrix: Understanding Black Youth / O.Patterson, E. Fosse (eds). - Cambridge: Harvard University Press, 2016. - 688 p.

127. Maxwell I. Phat Beats, Dope Rhymes: Hip Hop Down Under Comin'Upper . - Middletown: Wesleyan University Press, 2003. - 320 p.

128. McCarren F. French Movies: The Cultural Politics of le Hip Hop. -N.Y.: Oxford University Press, 2013. - 240 p.

129. Miller J. Culture, Inequality, and Gender Relations among Urban Black Youth // The Cultural Matrix: Understanding Black Youth / O. Patterson, E. Fosse (eds). - Cambridge: Harvard University Press, 2016. -688 p.

130. Miller M., Pinn A. Religion in Hip Hop: Mapping the New Terrain in the US (Bloomsbury Studies in Religion and Popular Music). - N.Y.: Bloomsbury Academic, 2015. - 297 p.

131. Mejame C. African aesthetics and the problem of rhythm: mediocrity or excellence? / The University of The West Indies: сайт университета. URL=https: //www. cavehill. uwi. edu/fhe/histphil/chips/2013/pdfs/mej ame20 13.aspx (дата обращения: 06.10.2021).

132. Middleton R. Studying Popular Music. - Philadelphia: Open University Press, 1990. - 336 p.

133. Mitchell T. Global Noise: Rap and Hip Hop Outside the USA. -USA: Wesleyan University Press, 2002. - 352 p.

134. Molokov K., Zueva E. Rap Poetry and Postmodernism // Journal of History Culture and Art Research. - 2017. - Vol.6, № 4. - P. 1358 - 1364.

120

135. Motley C. The global hip-hop Diaspora: Understanding the culture // Journal of Business Research. - 2008. - Vol.61. - P. 243 - 253.

136. Muggleton D. Inside Subculture. The Postmodern Meaning of Style. -Oxford: Berg Publisher, 2000. - 208 p.

137. Murungi J. African Musical Aesthetics. - Newcastle: Cambridge Scholars Publishing, 2011. - 255 p.

138. Neal M. No Time for Fake Niggas: Hip-Hop Culture and the Authenticity Debates // That's The Joint! The Hip-Hop Studies. - NY: Routledge, 2004. - 628 p.

139. Ogbar J. Hip-Hop revolution: the Culture and Politics of Rap. -Kansas: University Press of Kansas, 2007. - 248 p.

140. Otten C. The Last Poets. - N.Y.: World Edition, 2016. - 512 p.

141. Patton S. African - American Art (Oxford History of Art). - Oxford, N.Y.: Oxford University Press, 1998. - 320 p.

142. Patterson O. The Socisl and Cultural Matrix of Black Youth // The Cultural Matrix: Understanding Black Youth / O.Patterson, E. Fosse (eds). - Cambridge: Harvard University Press, 2016. - 688 p.

143. Pepper S. Some Questions on Dewey's Aesthetics // The Philosophy of John Dewey. - Evanston: Northwestern University, 1939. - P. 369-390.

144. Peterson J. Hip-Hop is (not) postmodern // The Cambridge History of Postmodern Literature. - N.Y.: Cambridge University Press, 2016. - 552 p.

145. Puolakka K. Dewey and Everyday Aesthetics - A New Look // Contemporary Aesrhetics. - 2014. - Vol. 19, № 2. - P. 442-446.

146. Rhodes H. The Evolution of Rap Music in the United States // The Minority Artist in America - 1993. - Vol. 4. - P. 52-65.

147. Rose T. Black Noise: Rap Music and Black Culture in Contemporary

America (music/culture). - USA: Wesleyan University Press, 1994. - 257 p.

121

148. Rose T. The Hip Hop Wars: What We Talk About When We Talk About Hip Hop - And Why It Matters. - N.Y.: Basic Civitas, 2008. - 320 p.

149. Roszak T. The Making of a Counter Culture. - California.: University of California Press, 1995. - 352 p.

150. Samuels D. The Rap on Rap: The 'Black Music' that Isn't Either // That's The Joint! The Hip-Hop Studies. - New York: Routledge, 2004. -628 p.

151. Scaruffi P. History of Hip-Hop Music // The History of 20th Century Popular Music. URL= http://www.scaruffi.com/history/preface.html (дата обращения: 30.08.2021).

152. Senghor L. Anthologie de la nouvelle poésie nègre et malgache de

langue française. - Paris: Presses Universitaires de France, 1997. - 227 p.

153. Senghor L. L'esthetique negro-africaine. - Paris: Diogene, 1956. - 43 p.

154. Senghor L. Nation et voie africaine du socialism. - Paris: Présence Africaine, 1961. - 138 p.

155. Simpson L. Critical Theory, Aesthetics, and Black Modernity // A Companion to African - American Philosophy. - Malden: Blackwell Publishing, 2003, - 488 p.

156. Shusterman R. Aesthetic Experience and somaesthetics (Studies in Somaesthetics). - Leiden: Brill Academic Pub, 2018. - 220 p.

157. Shusterman R. Body consciousness: A philosophy of mindfulness and somaesthetics. - Cambridge: Cambridge University Press, 2008. - P. 258 p.

158. Shusterman, R. Dewey's Somatic Philosophy // Revue Internationale De Philosophe. - 2008. - Vol. 3. - P. 293-311.

159. Shusterman R. Pragmatism, Art, and Violence. The Case of Rap // Movements. - 2003. - Vol. 2, № 26. - P. 116 - 122.

160. Shusterman R. Pragmatist Aesthetics, Living Beauty, Rethinking Art. - Boston: Rowman & Littlefield Publishers, 1992. - 366 p.

161. Shusterman, R. Postmodern Aestheticisim: A New Moral Philosophy? // Theory, Culture&Society.- 1988. - Vol. 5. - P. 337 — 355.

162. Shusterman R. Rap Aesthetics: Violence and the Art of Keeping It Real // In Hip-Hop and Philosophy: Rhyme 2 Reason. - Chicago: Open Court, 2005. - 288 p.

163. Shusterman R. Somatic Style // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. - 2011. - Vol. 169, № 3. - P. 147 - 159.

164. Shusterman R. Somaesthetics and Care of the Self: The Case of Foucault. The Monist.- 2000. - Vol. 83, № 4. - P. 530 - 551.

165. Shusterman R. Somaesthetics: A Disciplinary Proposal / R. Shusterman // Journal of Aesthetics and Art Criticism. - 1999. - V. 57(2).

166. Shusterman R. Somaesthetics // The Encyclopedia of HumanComputer Interaction, 2nd Ed. URL=https://www.interaction-design.org/literature/book/the-encyclopedia-of-human-computer-interaction-2nd-ed/somaesthetics (дата обращения: 06.05.2021).

167. Shusterman, R. The End of Aesthetic Experience // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. - 1997. - Vol. 55, №1. - P. 29 - 41.

168. Shusterman R. Thinking through the Body: Essays in Aesthetics also view. - N.Y.: Cambridge University Press, 2012. - 384 p.

169. Spencer. J. M. The New Negroes and their music: The success of the Harlem Renaissance. - Tennessee: Univ of Tennessee Press, 1997. - 200 p.

170. Stewart R. Defining Black art in the age of Black Power // DW: информационный ресурс. URL=http://www.dw.com/en/defining-black-art-in-the-age-of-black-power/a-39652037 (дата обращения: 24.09.2021).

171. Stone R.M. Music in West Africa: experiencing music, expressing culture. - Oxford, N.Y.: Oxford University Press, 2005. - 112 p.

172. Tauberg M. Popular Music in 2018 - Year in Review // The Startup: информационный ресурс. URL=https://medium.com/swlh/popular-music-in-2018-year-in-review-9f17b01126d6 (дата обращения: 06.04.2021).

173. Taylor P. The Black is Beautiful. A Philosophy of Black Aesthetics. -Hoboken: Wiley-Blackwell, 2016. - 216 p.

174. Truitt W. Neo-Pragmatism and the New Aesthetic // Science, Mind and Art. - 1995. - Vol. 165. - P. 19 - 27.

175. Vardenoe K, Gopnik A. High & Low: Modern Art and Popular Culture. - N. Y.: Museum of Modern Art, 1991. - 472 p.

176. Vincent R. James Brown: Icon of Black Power // The Funk Era and Beyond: New Perspectives on Black Popular Culture. - N.Y.: Palgrave Macmillan, 2008. - 262 p.

177. Vincent R. Hip-Hop and Black Noise: Raising Hell // That's The Joint! The Hip-Hop Studies. - New York: Routledge, 2004. - 628 p.

178. Walser R. Popular music analysis; ten apothegms and four instances //

Analyzing Popular Music / A. Moore (ed.). Cambridge, MA: Cambridge University Press, 2003. - 270 p.

179. Washington Ba S. The Concept of Negritude in the Poetry of Leopold Sedar Sengor. - N. Y.: Princeton University Press, 2005. - 318 p.

180. Welburn R. The Black Aesthetic imperative // The Black Aesthetic. A Gayle (Ed.). - N. Y.: Anchor, 1971. - 432 p.

181. West C. Race Matters. - N.Y.: Vintage; Reprint edition, 1994. - 159 p.

182. Westbrook B. John Dewey and American Democracy. - Ithaca: Corell University Press, 1991. - 592 p.

183. Williams W. Dewey Americanism and Localism // The Dial. - 1920. - Vol. 68. - P. 684 -688.

184. Wooldridge R. Aesthetics as ethics: an analysis of the black aesthetic // ETD Collection for AUC Robert W. Woodruff Library, 1975. URL=http://digitalcommons.auctr.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=2061&c ontext=dissertations (дата обращения: 27.02.2021).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис. 1 Revolutionary Suit, 1968 год

Рис. 2 Wall of respect, 1968 год

Рис. 5 Афиша менестрель-шоу, 1900 год

Рис. 6 Цвета палитры Коо1-Л1ё

Рис. S

Рис. 9 Кадр из клипа «Apeshit»

Phc. 10 Sound system, 1970 rog

Phc. 12 «The Restraints: Open and Hidden»

Рис. 13 «The Restraints: Open and Hidden»

Рис. 14 «Мальчик с жуком» Гордона Паркса / кадр из клипа «ELEMENT» Кендрика Ламара

Рис. 15 «Мухаммед Али» Гордона Паркса / кадр из клипа «ELEMENT» Кендрика Ламара

Рис. 16 «Безымянный» Гордона Паркса / кадр из клипа «ELEMENT» Кендрика Ламара

[П 1 1 i

ь- г' ft

Рис. 16 «Черные мусульмане» Гордона Паркса / кадр из клипа «ELEMENT» Кендрика Ламара

Рис. 17 Панафриканский флаг

* /ШГЖ /*

Рис 18. Кадр из клипа «ЛревЫЪ)

Рис 19. Кадр из клипа «Apeshit»

Рис 20. Кадр из клипа «Apeshit»

Phc 22. Urban Wall Suit, 1969 rog

Рис. 23 Джим Кроу - популярный персонаж на уличных ярмарках XIX века

Рис. 24 кадр из клипа «This is America»

Избранные музыкальные материалы:

1. Arena Franklin. Respect

URL=https : //www. youtube.com/watch?v=6FOUqQt3Kg0

//

2. Roy Ayers Ubiquity. We live in Brooklyn Baby // URL=https://www.youtube.com/watch?v=D0VeQ0v204o

3. Roy Ayers Ubiquity. Red, Black and URL=https : //www. youtube.com/watch?v=oM4nI3yHpVs

Green

4. James Brown. Money Won't Change You URL=https: //www. youtube.com/watch?v=V-LHLRW7xpM

//

//

5. The Sugar Hill Gang. Rapper's Delight // URL=https: //www. youtube.com/watch?v=rKTUAESacQM

6. Run - DMC. Rock Box // URL=https: //www. youtube.com/watch?v=GND7sPNwWko

7. Run - DMC. Walk This Way // URL=https://www.youtube.com/watch?v=4B_UYYPb-Gk

8. Run - DMC. Sucker MC's // URL= https://www.youtube.com/watch?v=iOKMWSR2Aio

9. Stetsasonic. Talkin' All That Jazz // URL=https://www.youtube.com/watch?v=2kdQ4soLcac

10. Carters. Apeshit // URL= https: //www.youtube. com/watch?v=kbMqWXnpXcA

11.Jay-Z. The Story of O.J. // URL= https: //www.youtube. com/watch?v=RM7lw00vzq0

12.Bubba Sparxxx. Ugly // URL= https://www.youtube.com/watch?v=Trd49Da0gf0

13. The Last Poets. White Man Got a God Complex // URL= https://www.youtube.com/watch?v=_pU-392Pu5E

14. James Brawn. Said It Loud

URL=https: //www. youtube.com/watch?v=j 0A_N-wmiMo

//

15. Afrika Bambaataa and Family. Said It Loud // URL= https: //www.youtube. com/watch?v=XMlHWTLfQrY

16. Gil Scott-Heron. The Revolution Will Not Be Televised // URL= https: //www.youtube. com/watch?v=qGaoXAwl9kw

17. Gil Scott-Heron. Comment #1 // URL= https://www.youtube.com/watch?v=8B6DVdCzwy0

18. Gil Scott-Heron. Message to the Messangers// URL= https: //www.youtube. com/watch?v=f3hCQcrfg28

19. Kanye West. Lost in The World // URL= https: //www.youtube. com/watch?v=ofaRvNOV4SI

20. Kanye West. Who Will Survive in America // URL= https://www.youtube.com/watch?v=lGf-U1B8NFY

21. Amiri Baraka. Who Will Survive in America // URL= https: //www.youtube. com/watch?v=vJtlzcxBXBo

22. Grandmaster Flash & The Furious Five. The Message // URL= https: //www.youtube. com/watch?v=PobrSpMwKk4

23. Afrika Bambaataa. Renegades of Funk // URL= https: //www. youtube.com/watch?v=YkTyQ0kgmzs

24. Nas&Ruc. Real Niggaz https: //www. youtube.com/watch?v=CnkXSbIG6r4

25. Kendrick Lamar. For Free https: //www. youtube.com/watch?v=_ZTYgq4EoRo

26. Kendrick Lamar. Mortal Man https: //www. youtube.com/watch?v=Tsg8IXXkoGo

27. Kendrick Lamar. DNA https ://www. youtube.com/watch?v=NLZRYQMLDW4

28. Kendrick Lamar. ELEMENT // URL= https://www.youtube.com/watch?v=glaG64Ao7sM

29. A Tribe Called Quest. The Low End Theory // URL= https: //www. youtube.com/watch?v=L 1 Zqol7ARCk

// URL=

// URL=

// URL=

// URL=

30. Childish Gambino. This is America // URL=https://www.youtube.com/watch?v=mPr8ez7uQZY

31. Rick Ross. Hustlin' // URL=https: //www. youtube.com/watch?v=JU9TouRnO84

32. African Drums. Balafon Beginner Techniques // URL=https://www.youtube.com/watch?v=4o8v-YwxhXU

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.