Ассоциативные связи видов искусства как принцип музыкально-педагогической подготовки учителя тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Жирова, Надежда Анатольевна

  • Жирова, Надежда Анатольевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 319
Жирова, Надежда Анатольевна. Ассоциативные связи видов искусства как принцип музыкально-педагогической подготовки учителя: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2003. 319 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Жирова, Надежда Анатольевна

Введение.

Глава I. Теоретические предпосылки исследования ассоциативных связей видов искусства как принципа музыкально-педагогической подготовки учителя.

1.1. Анализ теории и практики музыкально-педагогической подготовки q учителя.

1.2. Принцип как категория общей и художественной педагогики.

1.3. Методологическое обоснование ассоциативных связей видов искусства.

Выводы по первой главе.

Глава II. Теоретико-практические основы принципа ассоциативных связей видов искусства.

II. 1. Психолого-педагогическое обоснование ассоциативных связей видов искусства.

11.2. Сущность принципа ассоциативных связей видов искусства и его реализация в музыкально-педагогической подготовке.

11.3. Анализ результатов эксперимента.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ассоциативные связи видов искусства как принцип музыкально-педагогической подготовки учителя»

Актуальность исследования. В период становления новой образовательной парадигмы особую значимость на всех ступенях системы образования приобретает теоретическое осмысление накопленного педагогами практического опыта работы. Именно поэтому одним из приоритетных направлений развития отечественного образования становится его фундаментализация, связанная с формированием методологических и теоретических основ будущей профессиональной деятельности и проявляющаяся, в первую очередь, в сфере базового образования.

Важность развития теоретического мышления - основы творческой деятельности учителя - подчеркивается в работах таких отечественных и зарубежных педагогов, как П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский, Ю.К. Ба-банский, A.A. Вербицкий, М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, И. Марев, Ч. Куписевич, Я Скалкова и др.

Особую роль названный аспект приобретает в подготовке учителя музыки — учителя искусства, для которого педагогическая деятельность неотделима от творческой, на что обращали внимание Б.В. Асафьев, В.Н. Шацкая, Д.Б. Кабалевский.

Вместе с тем, анализ исследований, посвященных процессу музыкально-педагогической подготовки учителя (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, O.A. Апраксина, Т.Л. Беркман и К.С. Грищенко, Л.В. Дмитрюкова, И.Е. Молоствова, В.И. Муцмахер, И.Н. Немыкина, В.Я. Новоблаговещенский, И.А. Перфильева, Л.А. Рапацкая, Л.А. Смирнова, P.A. Тельчарова, Б.М. Целковников, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр, А.И. Щербакова и др.), позволяет отметить, что в поле зрения авторов, оказываются формирование содержания, методика преподавания отдельных дисциплин, а также отдельные аспекты подготовки специалиста. Работ, в которых процесс музыкально-педагогической подготовки учителя рассматривается целостно и всесторонне, насчитывается очень мало (Л.Г. Арчажникова, H.H. Гришанович, JI.Б. Жигалова, Т.В. Челышева). Однако, в исследованиях названных авторов принципы музыкально-педагогической подготовки учителя не являются предметом специального рассмотрения.

Данный факт говорит о недостаточной научной разработанности теоретических основ музыкально-педагогической подготовки учителя и, в частности, такой важной их составляющей, как принципы. Между тем, именно принципы имеют особую значимость для профессиональной деятельности педагога (P.A. Тельчарова).

Анализ понятия "принцип" как категории общей и художественной педагогики позволяет выделить такие его особенности, как универсальность, обобщенность, диалектическая природа, выражающаяся в тесной взаимосвязи со спецификой той предметной области, в которой данный принцип призван действовать. В художественной педагогике такая взаимосвязь обусловлена, в свою очередь, своеобразием искусства, его полифункциональностью, дающей возможность целостного постижения мира.

Очевидно, что музыкально-педагогическая подготовка учителя не может опираться только на принципы общей дидактики. Она нуждается также в системе принципов, связанных с природой предметов искусства. Отсутствие такой системы не позволяет осуществлять подготовку специалиста в контексте культуры, что находит выражение в рассогласованности между потребностью человека в целостной картине мира как конечном результате образовательного процесса и невозможностью ее обретения из-за разрозненного, мозаичного построения содержания образования; между постижением в образовании культуры как дискретного явления и бытованием ее в качестве единого непрерывного процесса; между изучением музыки вне связи с другими видами искусства и необходимостью выявлять эти взаимосвязи в контексте собственной профессиональной деятельности; между традиционной подготовкой учителя, основанной на репродуктивном подходе, и объективной для него необходимостью работать творчески.

Данная рассогласованность обусловлена тем, что традиционный вариант музыкально-педагогической подготовки учителя базируется на постепенном накоплении знаний, умений и навыков по ряду отдельных учебных дисциплин. При этом важные для практической работы учителя взаимосвязи между ними зачастую оказываются невостребованными. В результате возникает несоответствие характера музыкально-педагогической подготовки учителя специфике его профессиональной деятельности, выражающееся, помимо отмеченного выше, в неприятии актуальных для современного человека экзистенциальных категорий и ценностей, не находящих места в традиционном варианте образования, но признанных основополагающими в трудах таких педагогов, как П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, O.A. Апраксина, В.Н. Шацкая и др.

Таким образом, формирование системы принципов музыкально-педагогической подготовки учителя должно основываться не только на закономерностях общей дидактики, но и на закономерностях самого искусства, лежащих в основе художественно-педагогического творчества специалиста. О

Анализ литературы по психологии творчества (Ярошевский М.Г., Симонов П.В., Шумилин А.Т., Салиев А., Кругликов Р.И., Пономарев Я.А., Ротен-берг B.C., Калошина И.П., Ананьев Б.Г. и др.) показал, что основой продуктивности творческого процесса является образование ассоциаций и ассоциативных связей. Психологи, занимающиеся изучением художественного творчества и восприятия (Арнхейм Р., Блок В.Б., Вайман С.Т., Дранков В.Л., Кечхуашвили Г.Н., Кондаков И.В., Костюк А.Г., Ротенберг B.C., Слободова В.Л. и др.), а также исследованием художественной одаренности (Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.Н., Лейтес Н.С., Старчеус Н.С., Юркевич B.C. и др.) подчеркивают, что здесь особенно важны ассоциативные связи, объединяющие несколько видов искусства. В работах этих ученых отмечается, что в сознании автора художественный образ, как правило, симультанно представлен в нескольких чувственных модальностях, т.е., по сути дела, в сфере сразу нескольких видов искусства. И эта симультанность прочитывается реципиентом в процессе восприятия художественного произведения.

Значимость данного явления подтверждается исследованиями искусствоведов (Бергер Л.Г., Ванслов В.В., Волков H.H., Дмитриева H.A., Медушев-ский В.В., Мейлах Б.С., Назайкинский Е.В., Черемисина Н.В. и др.). Имеется также большое количество свидетельств авторов художественных произведений, в которых они подтверждают, что включаются в творческий процесс другого вида искусства, чтобы создать музыкальный, литературный, кинематографический или сценический образ (режиссеры С. Эйзенштейн, A.B. Эфрос, Г.А. Товстоногов; композиторы C.B. Василенко, Н. А. Римский-Корсаков; писатели Е.И. Замятин, А. Белый и др.). Изначально все виды искусства, как известно, пребывали в состоянии синкретического единства. Очевидно, что актуализирующиеся сегодня в процессе художественного творчества ассоциативные связи видов искусства представляют собой современную модификацию первобытного синкретизма.

Проблема ассоциаций (ассоциативных связей) имеет определенную степень разработанности в общей (И.Ф. Гербарт, Г. Нойнер, В. Калвейт, X. Клейн и др, а также К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, П.А. Шеварев, Ю.А. Самарин, И.М. Фейнберг, В.И. Андреев и др.) и художественной педагогике (Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, Л.В. Горюнова, Б.М. Неменский, О.С. Нечаева, Ю.А. Солодовников, В.Г. Ражников, H.A. Терентьева, Г.М. Цыпин и пр.).

Исследовательский интерес к ассоциативным связям, обеспечивающим взаимопроникновение видов искусства, присутствует также в работах авторов, занимающихся процессом музыкально-педагогической подготовки учителя (Арчажникова Л.Г., Бейрюмова Л.Г., Дмитрюкова Л.В., Муцмахер В.И. и др.).

Перечисленные положения обусловливают противоречие между объективным существованием ассоциативных связей видов искусства как закономерности художественного творчества, мышления и восприятия и теоретической неразработанностью этого явления в музыкально-педагогической подготовке учителя.

Данное противоречие позволило определить проблему настоящего исследования, которая заключается в выявлении феномена ассоциативных связей видов искусства и теоретическом обосновании включения его в процесс музыкально-педагогической подготовки учителя на уровне принципа.

В связи с этим была определена цель исследования: теоретически обосновать ассоциативные связи видов искусства в качестве принципа музыкально-педагогической подготовки учителя.

Объект исследования: процесс музыкально-педагогической подготовки учителя.

Предмет исследования: ассоциативные связи видов искусства как принцип музыкально-педагогической подготовки.

Гипотезу исследования составляют следующие предположения:

• являясь закономерностью художественного восприятия, мышления и творчества, ассоциативные связи видов искусства также представляют собой принцип музыкально-педагогической подготовки учителя;

• данный принцип оказывает влияние на все составляющие дидактической системы;

• опора на принцип ассоциативных связей видов искусства создает возможность подготовки учителя в контексте культуры;

• подготовка специалиста в контексте культуры обеспечивается созданием необходимого для реализации принципа ассоциативных связей видов искусства образовательного пространства, характеризующегося комплексом определенных психолого-педагогических условий.

Задачи исследования:

1) проанализировать связанную с проблемой исследования философскую, искусствоведческую, педагогическую и психологическую литературу с целью выявления феномена ассоциативных связей видов искусства;

2) дать методологическое и психолого-педагогическое обоснование ассоциативных связей видов искусства;

3) теоретически обосновать ассоциативные связи видов искусства как принцип музыкально-педагогической подготовки учителя;

4) выявить комплекс психолого-педагогических условий, характеризую* щих образовательное пространство, необходимое для реализации принципа ассоциативных связей видов искусства в процессе музыкально-педагогической подготовки учителя;

5) экспериментально проверить результативность принципа ассоциативных связей видов искусства в образовательной практике, разработав и апробировав основанные на данном принципе образовательные программы для сферы базовой музыкально-педагогической подготовки учителя и процесса повышения его квалификации.

Теоретико-методологическими основаниями исследования являются экзистенциальная философия (М. Бубер, О.Ф. Больнов, А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс); философия диалога М.М. Бахтина; теория самоактуализации личности А.Г. Маслоу; положения о симультанности прообраза и образа в психологии художественного творчества и восприятия (Назайкинский Е.В., Блок В.Б., Вайман С.Т. и др.); концепция эпистемологии искусства Л.Г. Бергер; положения о единстве языка искусства и культуры (Ванслов В.В., Ме-душевский В.В.); концепции фазности художественного восприятия (Ручьев-ская Е.А., Холопова В.Н. и др.), положения отечественной и зарубежной дидактики (Бабанский Ю.К., Вербицкий A.A., Данилов М.А., Загвязинский В.И., Краевский В.В., Лернер И.Я., Сорокин H.A., Скаткин М.Н. и др., Оконь В., Ку-писевич Ч. и пр.); ведущие положения теории музыкального воспитания (Апраксина O.A., Асафьев Б.В., Кабалевский Д.Б., Горюнова Л.В., Школяр Л.В. и Др.).

Методы исследования: анализ философских, искусствоведческих, педагогических исследований, связанных с темой диссертации; анализ и синтез философских и педагогических концепций; педагогический эксперимент, включающий создание и апробацию авторских программ для педагогического училища (колледжа) и системы повышения квалификации педагога; анкетирование; педагогическое наблюдение. Этапы исследования: первый этап (1995-1997 г.г.) — проведение пилотажного исследования на базе Трубчевского педагогического училища; накопление и анализ теоретического и практического материала, послужившего основой диссертации; второй этап (1997-2001 г.г.) - теоретическое осмысление проблемы, формирование научного аппарата исследования; теоретическое обоснование ассоциативных связей видов искусства как принципа музыкально-педагогической подготовки учителя; разработка и апробация авторских программ музыкально-педагогической подготовки учителя в сфере его базового образования, авторских учебных курсов для системы ПК педагога художественного профиля; проведение констатирующего и формирующего эксперимента; третий этап (2001-2002 г.г.) — анализ и обобщение теоретических и практических материалов исследования; подведение итогов исследования; определение его результатов и оформление текста диссертации. Научная новизна исследования заключается:

• в выявлении феномена ассоциативных связей видов искусства;

• в методологическом и психолого-педагогическом обосновании данного феномена;

• в выдвижении ассоциативных связей видов искусства в качестве принципа музыкально-педагогической подготовки;

• в выявлении комплекса психолого-педагогических условий, предопределяющих успешную реализацию принципа ассоциативных связей видов искусства в процессе музыкально-педагогической подготовки учителя.

Теоретическую значимость исследования составляет теоретическое обоснование ассоциативных связей видов искусства как принципа музыкально-педагогической подготовки учителя. Данное обоснование включает: понимание ассоциативных связей видов искусства как закономерности не только художественного творчества, восприятия и мышления, но и дидактического процесса музыкально-педагогической подготовки, что составляет сущность предлагаемого нами принципа, выявление педагогической эффективности ассоциативных связей видов искусства, а также психолого-педагогических условий реализации принципа ассоциативных связей видов искусства в образовательной практике.

Практическая значимость исследования состоит в возможности внедрения в образовательную практику ассоциативных связей видов искусства в качестве принципа музыкально-педагогической подготовки учителя. Данный принцип лег в основу ряда учебных курсов, разработанных для базовой подготовки и системы повышения квалификации учителя.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается соответствием избранных теоретико-методологических оснований и методов исследования его цели, задачам, объекту и предмету; репрезентативностью эмпирических данных, полученных в ходе эксперимента.

Положения, выносимые на защиту.

1. Ассоциативные связи видов искусства представляют собой объективно существующую закономерность, характеризующуюся такими качествами, как обобщенность, универсальность, диалектическая природа, что позволяет расценивать их как принцип. Данный принцип позволяет создать базу для подготовки специалиста в контексте культуры, снимая несоответствие между характером музыкально-педагогической подготовки учителя и спецификой его профессиональной деятельности.

2. Являясь закономерностью художественного творчества, восприятия и мышления, ассоциативные связи видов искусства оказывают влияние на все составляющие дидактической системы музыкально-педагогической подготовки учителя, требуя изменения ее цели и задач, содержания, методов и форм его реализации, форм контроля, психолого-педагогических условий, в которых протекает образовательный процесс. Это позволяет расценивать ассоциативные связи видов искусства как принцип музыкально-педагогической подго-О товки учителя.

3. Реализация принципа ассоциативных связей видов искусства в процессе музыкально-педагогической подготовки учителя требует создания особого образовательного пространства, характеризующегося комплексом определенных психолого-педагогических условий, а именно:

• максимальным "охудожествлением " образовательной среды;

• включением в творческую деятельность другого вида искусства в процессе восприятия музыки;

• выстраиванием педагогического процесса как модели экзистенциального сообщества на основе экзистенциальной коммуникации. ф

Апробация и внедрение теоретических и практических результатов исследования осуществлялись в ходе 2-й Всероссийской научно-практической конференции "Эстетическое воспитание в контексте экологии культуры XXI века" в Коломенском государственном педагогическом институте (2000 г.); на научно-практических конференциях АПК и ПРО "Аспирантские чтения" (2001 и 2002 г.г.); на заседаниях дискуссионного клуба "Искусство и мы" кафедры художественного образования АПК и ПРО (2001-2002 г.г.); а также в Трубчев-ском педагогическом училище (ныне — колледж) Брянской области (1995-2001 ^ г.г.); в институте языков и культур им. Л.Н. Толстого (г. Москва; 2001-2002 г.г.); на курсах ПК и переподготовки в АПК и ПРО (г. Москва; 2000-2002 г.г.), Брянском городском информационно-методическом центре (ГИМЦ; 2001 г.), Московском институте открытого образования (МИОО; 2002 г.); на занятиях по предметам "Музыка" и МХК с детьми в Теплостанской средней школе пос. Мосрентген Московской обл., в средней школе №4 г. Москвы (1999-2002 г.г.).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений, составляющих отдельную часть. Общий объем работы — 320 страниц. .

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Жирова, Надежда Анатольевна

Результаты исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу, согласно которой включение данного принципа в контекст музыкально-педагогической подготовки учителя способствует осуществлению подготовки специалиста в контексте культуры.

Данные констатирующего и формирующего этапов эксперимента позволили установить, что подготовка специалиста в контексте культуры обеспечивается созданием необходимого для реализации принципа ассоциативных связей видов искусства образовательного пространства, характеризующегося комплексом таких психолого-педагогических условий, как максимальное "охудожествление" образовательной среды, включение в творческую деятельность другого вида искусства в процессе восприятия музыки, выстраивание педагогического процесса как модели экзистенциального сообщества на основе экзистенциальной коммуникации.

Результаты проведенного эксперимента также показали, что принцип ассоциативных связей видов искусства может найти более широкое применение в образовательной практике и стать одним из принципов художественной педагогики в целом.

Поэтому перспективы исследования данной проблемы связаны с применением названного принципа не только в сфере музыкально-педагогической подготовки учителя, но и в школьном образовании, в процессе повышения квалификации учителя, в контексте изучения других видов искусства.

Заключение

Проведенное исследование показало, что теоретические основы музыкально-педагогической подготовки учителя, в особенности такое основополагающее звено любой дидактической системы, как принципы, отличаются недостаточной научной разработанностью. Это обусловлено тем, что интересы исследователей в данной области ограничиваются сферой отбора содержания обучения, а также форм и методов его воплощения в жизнь. Работ, посвященных целостному рассмотрению процесса музыкально-педагогической подготовки, насчитывается чрезвычайно мало. В то же время не подлежит сомнению, что именно принципы способствуют теоретическому осмыслению накопленного педагогом опыта практической деятельности.

Анализ категории принципа в общей и художественной педагогике позволил обозначить следующие ее качества: универсальность, обобщенность, взаимосвязанность со всеми составляющими дидактической системы, диалектическая природа, выражающаяся в тесной взаимообусловленности со спецификой той образовательной области, в которой данный принцип призван действовать.

Опираясь на авторитет такого дидакта, как Ч. Куписевич, мы понимаем принципы как объективные дидактические закономерности, а также, согласно трактовке Л.В. Горюновой, как закономерности, лежащие в основе развития процессов, явлений, а значит, и человеческого мышления. В этой связи становится очевидным, что принципы музыкально-педагогической подготовки учителя должны быть взаимосвязаны с принципами художественной педагогики в целом.

В настоящем исследовании выявлен феномен ассоциативных связей видов искусства, представляющий собой закономерность художественного творчества, мышления и восприятия. Ассоциативные связи видов искусства составляют основу единого непрерывного процесса культуры, единого языка искусства. Благодаря названному феномену как содержание художественного произведения, так и его восприятие отличаются симультанностью, т.е. одновременной представленностью в нескольких чувственных модальностях. Ассоциативные связи видов искусства имеют филогенетически обусловленную природу, восходящую к прото-образным репрезентациям, сформировавшимся на заре человеческой культуры. Это позволяет расценивать данный феномен как современную модификацию первобытного синкретизма искусства и культуры в целом и констатировать органичное единение в нем двух составляющих: сознательной и подсознательной, интуитивной. В силу этого психологические условия возникновения ассоциативных связей вообще и ассоциативных связей видов искусства в частности, в отличие от их физиологической основы, являются недостаточно изученными, что позволяет лишь зафиксировать момент актуализации ассоциативной связи, субъективно переживаемый как инсайт.

Проблема ассоциативных связей видов искусства играет большую роль в художественной педагогике, но, в то же время, отличается теоретической неразработанностью. В настоящем диссертационном исследовании дано методологическое и психолого-педагогическое обоснование ассоциативных связей видов искусства, показана их педагогическая эффективность, а также сформулировано теоретическое обоснование включения этого феномена в процесс музыкально-педагогической подготовки учителя на уровне принципа.

В ходе проведенного нами исследования была выявлена сущность принципа ассоциативных связей видов искусства, которую составляют следующие положения. Являясь закономерностью художественного мышления, восприятия и творчества, ассоциативные связи видов искусства представляют собой также одну из объективных дидактических закономерностей, так как введение их в процесс музыкально-педагогической подготовки учителя оказывает влияние на все составляющие дидактической системы: цель, задачи, содержание, методы и формы обучения, формы контроля и психолого-педагогические условия. Данный феномен обладает теми же характеристиками, что и категория принципа (универсальность, обобщенность, диалектическая природа). Это позволяет расценивать ассоциативные связи видов искусства как принцип музыкально-педагогической подготовки учителя. Названный принцип находится в тесной связи с другими принципами художественной педагогики (целостность, образность, интонационность) и общей дидактики. Он означает осознанную актуализацию ассоциативных связей видов искусства в образовательном процессе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Жирова, Надежда Анатольевна, 2003 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Учебное пособие для преподавателей, читающих спецкурс, аспирантов, слушателей ФПК,- М.: Изд-во "Прометей МПГУ им. В.И. Ленина, 1990,- 188 с.

2. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки: Научно-методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации институтов усовершенствования учителей по предмету "Музыка".- М.1 МИРОС, 1992.- 72 с.

3. Абдуллин Э.Б., Тарасов Г.С. Музыка в начальной школе: Пособие для учителя/ Под ред. Д.Б. Кабалевского М., НИИ школ МП РСФСР, 1979.-164 с.

4. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя М.: Просвещение, 1983 - 112 с.

5. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Уч. пос. Для студентов вузов.- М.: Изд. центр "Академия"; Раритет, 1997 704 с.

6. Алиев Ю.М.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Дисс. доктора пед. наук: 13.00.01-М., 1987.-417 с.

7. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения/1982. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1982. - 286 е.- С. 234-245.

8. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, I960 - 486 с.

9. Анохин П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения /1983.-Л.: Наука, Ле-нингр. отд., 1983.-279 е.-С.261-263.

10. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2119 "Музыка и пение".- М.: Просвещение, 1983- 224 с.

11. Апраксина O.A. Современные требования к школьному учителю-музыканту // Музыкальное воспитание в школе: Сборник статей: Вып. 15/ Сост. О. Апраксина.-М.: Музыка, 1982.

12. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства: Пер. с англ.- М.: Прометей, 1994.-352 с.

13. Арискин И.Т. Принципы обучения в советской дидактике (из курса лекций по педагогике).- Ростов-на-Дону, 1966 20 с.

14. Артемьева И.В., Белова Г.В., Блинова М.П., Каменский В.В., Лопатина Е.Е., Шереметьева Н.М., Яковлева Н.Д. Методика музыкального воспитания школьников I—IV классов. Пособие для учителей пения М.-Л.: Просвещение, 1965.-268 с.

15. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Кн. для учителя - М.: Просвещение, 1984 - 111 с.

16. Арчажникова Л.Г. Сущность профессионально-педагогического мастерства учителя музыки // Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете Свердловск, 1991.- 128 е.- С.7-9.

17. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дисс. . доктора пед. наук: 13.00.01 — М., 1986.-37 с.

18. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Дисс. . доктора пед. наук: 13.00.01- М., 1986442 с.

19. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабан-ский,- М.: Педагогика, 1989,- 560 с.

20. Барсова И.А. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / 1984 Л.: Издательство "Наука", Ленингр. отд., 1986 - 261 е.- С.99-116.

21. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности М.: Наука, 1989,-272 с.

22. Баткин Л.М. Неуютность культуры // МетрОполь: Литературный альманах.-М.: Текст, 1991.- 607 е.- С.590-598.

23. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / Сост. С. Бочаров и В. Ко-жинов.-М.: Худож. лит., 1986 543 с.

24. М.М. Бахтин как философ / С.С. Аверинцев, Ю.Н. Давыдов, В.Н. Турбин и др.- М.: Наука, 1992.- 256 с.

25. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.- 2-е изд.- М.: Худож. лит., 1990 543 с.

26. Бейрюмова Л.Г. Взаимодействие видов искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства) в системе эстетической подготовки учителя начальных классов в педагогическом училище / Автореф. дисс. . к.п.н. М., 1998,- 27 с.

27. Бергер Л.Г. Эпистемология искусства.- М.: Информационно-издательское агентство "Русский мир", 1997.-432 с.

28. Беркман Т.Д., Грищенко К.С. Музыкальное образование учителя.- М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956 172 с.

29. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление?- М., 1993 196 с.

30. Бибихин В.В. Новый ренессанс- М.: МАИК "Наука", "Прогресс-Традиция", 1998.-496 с.

31. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. (Философские раздумья о жизненных проблемах) // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения / Редкол.: A.A. Гусейнов и др.- М.: Политиздат, 1990,- 480 е.- С. 16-57.

32. Блок В.Б. Сопереживание и сотворчество (диалектика и взаимообусловленность)// Художественное творчество и психология.- М.: Наука, 1991.- 192 с.-С.31-55.

33. Блок В.Б. Художественная условность как эстетико-психологическая проблема // Искусствознание и психология художественного творчества — М.: Наука, 1988 352 е.- С.133-153.

34. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т.1 / Под ред. A.B. Петровского М.: Педагогика, 1979.- 304 с.

35. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма СПб.: Издательство "Лань", 1999,- 224 с.

36. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания: Учеб. пособие для творческих учеб. заведений, фак. Педагогики и психологии- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 192 с.

37. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем.- М.: Республика, 1995.- 464 с.

38. Вайман С.Т. Диалектика творческого процесса // Художественное творчество и психология. -М.: Наука, 1991.-192 е.- С.3-31.

39. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Изд. 2-е, доп.- Л.: Художник РСФСР, 1983,- 400 с.

40. Вахнянская И.Л. Эмоционально-эстетическое развитие младших школьников в учебной деятельности.- Москва — Ижевск: Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, Республиканский Центр развития образования MHO УР, 1999.- 116 с.

41. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения / Сост. Л.Н. Литвин, Н.Т. Бритаева-М.: Педагогика, 1987.-400 с.

42. Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х ч. 4.2 / Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др.- М.: Политиздат, 1989.- 639 С.

43. Вейн A.M., Молдовану И.В. Специфика межполушарного взаимодействия в процессах творчества. Принцип метафоры // Интуиция, логика, творчество.-М.: Наука, 1987.- 176 е.- С.54-64.

44. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие М.: Высш. шк., 1991 - 207 с.

45. Вербицкий A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / Монография.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999 75 с.

46. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе: Межвузовский сборник научных трудов.- Л., 1989.— 156 с.

47. Волков H.H. Восприятие произведений живописи и скульптуры // Художественное восприятие. Сборник I. Под ред. Б.С. Мейлаха.- Л.: Издательство "Наука", Ленингр. отд., 1971.- 387 е.- С. 283-298.

48. Вопросы музыки в школе: Сборник статей под ред. Игоря Глебова- Л.: Издательство Брокгауз-Ефрон, 1926.-284 с.

49. Вопросы психологии восприятия и мышления. Труды института психологии. Отв. Ред. Б.М. Теплов М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.

50. Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигаре-ва.-М.: Просвещение, 1991.-205 с.

51. Выготский Л.С. Психология искусства Мн.: Современное Слово, 1998.480 с.

52. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1999. - 144 с.

53. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века.- М.: Республика, 1997.-495 с.

54. Галинская И.Л. Из современной зарубежной литературы по психологии творчества // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / 1982,-Л.: Наука, Ленингр. отд., 1982.-286 е.-С. 216-233.

55. Игорь Глебов. Музыкальная форма как процесс М.: Государственное издательство. Музыкальный сектор, 1930.- 191 с.

56. Горюнова Л.В. Говорить языком самого предмета. Теоретические основы учебника "Музыка". Пособие для учителя М.: Прометей, 1989 - 143 с.

57. Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе, 1988, №2 С.7-17.

58. Горюнова Л.В. Теория и практика формирования музыкальной культуры младшего школьника / Автореф. дисс. . доктора пед. наук М., 1991.- 38 с.

59. М.А. Данилов и Б.П. Есипов. Дидактика / Под общ. ред. Б.П. Есипова.- М.: Издательство Академии педагогических наук, 1957 518 с.

60. Морис Дерибере. Цвет в деятельности человека / Сокр. Перевод с фр. A.M. Григорьева М.: Изд-во литер, по строительству, 1964,- 183 с.

61. Диалог истории и искусства / Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ; Редкол. . A.A. Стригалев (ред.-сост.) и др,-СПб: Изд-во "Дмитрий Буланин", 1999.- 220 с.

62. Дидактика / Ред. Г. Штройтер. Пер. с нем. Т.Ф. Яркиной, М.И. Желновой и М.К. Боброва-Смирнова М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959.-480 с.

63. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.05.00 "Муз. воспитание", 03.07.00 "Преподавание в начальных классах общеобразоват. шк.".- М.: Просвещение, 1989.- 207 с.

64. Дмитриева H.A. Вопросы эстетического воспитания М.: Государственное издательство "Искусство", 1956.-208 с.

65. Дмитриева Н.А. Опыты самопознания // Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве XX века / Отв. ред. Б.И. Зингерман-М.: Наука, 1984.-216 е.- С.6-50.

66. Дмитрюкова Л.В. Формирование профессионально-педагогического воображения будущего учителя музыки в процессе специальной подготовки / Ав-тореф. дисс. к.п.н.-М., 1997.-23 с.

67. Дмитрюкова Л.В. Формирование профессионально-педагогического воображения будущего учителя музыки в процессе специальной подготовки: Дисс. . канд. пед. наук: 13.00.02-М., 1997- 146 с.

68. Дранков В.Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / 1983.-Л.: Наука, Ленингр. отд., 1983.-279 е.-С.123-139.

69. Духовная культура: идеи, ценности, язык М - Амстердам, 1996.- 47 с.

70. Жигалова Л.Б. Модель контекстного обучения целостной педагогической деятельности: (На материале подготовки учителя музыки): Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01.-М., 1998.- 168 с.

71. Журавлев А.П. Звук и смысл: 2-е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 1991.-160 с.

72. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.-160 с.

73. Замятин Е.И. Закулисы // Художественное творчество и психология М.: Наука, 1991.- 192 е.-С. 162-170.

74. Замятин Е.И. Психология творчества // Художественное творчество и психология. -М.: Наука, 1991.- 192 е.-С.158-162.

75. Занков Л.В. Избранные педагогические труды М.:Педагогика,1990.-424 с.

76. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999- 67 с.

77. Зинченко В. Психология доверия // Педология 2000. - №2 .- С.7-14.

78. Зыбайлов Л. Постмодернизм // Юный художник 1996 - №9.- С.47.

79. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. O.A. Апраксина- М.: Просвещение, 1990 207 с.

80. Интуиция, логика, творчество.- М.: Наука, 1987- 176 с.

81. Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика: Хрестоматия. Выпуск I. Часть вторая. Сост. Абдуллин Э.Б., Целковни-ков Б.М.- М.: Изд-во "Прометей" МПГУ им. В.И. Ленина, 1991.- 194 с.

82. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя: Из опыта работы / А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня и др.- М.: Просвещение, 1991 128 с.

83. Искусствознание и психология художественного творчества.- М.: Наука, 1988.-352 с.

84. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя / Сост. В.И. Викторов-М.: Просвещение, 1981.— 192 с.

85. Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание. (Статьи и выступления разных лет).- М.: Знание, 1984- 64 с.

86. Кабалевский Д.Б. "Ровесники": Беседы о музыке для юношества. Переизд.-М.: Музыка, 1987- 126 с.

87. Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Ч. I, II, III.-Л.: Искусство, 1972.- 440 с.

88. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход).—М.: Издательство Московского университета, 1983168 с.

89. Камю А. Миф о Сизифе; Бунтарь / Пер. с фр. О.И. Скуратович,- Мн.: ООО "Попурри", 1998.- 544 с.

90. Кандинский В. О духовном в искусстве (живопись).—Л., 1990.- 66 с.

91. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Ар-сеньева,- М.: Педагогика, 1982.- 704 с.

92. Кечхуашвили Г.Н. Из опыта экспериментального исследования внемузы-кальных представлений при восприятии музыки // Художественное восприятие. Сборник I. Под ред. Б.С. Мейлаха-Л.: Издательство "Наука", Ленингр. отд., 1971,- 387 е.- С.348-351.

93. Кириллова Г., Яковлева Е. Синтез искусств основа содержания предметов эстетического цикла // Искусство в школе.- 2000 - №3- С.66-68.

94. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1983- 302 с.

95. Кондаков И.В. Цвет в природе и в искусстве. (Методология вопроса) // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / 1984-Л.: Издательство "Наука", Ленингр. отд., 1986.-261 е.- 100-103.

96. Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия.-М.: Высш. шк., 1971.

97. Костюк А.Г. Культура музыкального восприятия // Художественное восприятие. Сборник I. Под ред. Б.С. Мейлаха.- Л.: Издательство "Наука", Ленингр. отд., 1971 -387 е.-С.342-348.

98. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк-М.: Прогресс, 1977.

99. Красильников И. Интонационная концепция музыкальности и модель дополнительного музыкального образования // Искусство в школе.- 2000.- № 1.-С.З-7.

100. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики: Пер. с англ./ Под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна М.: Мир, 1995 - 335 с.

101. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского М.: Политиздат, 1985.- 431 с.

102. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства М.: Издательство "Институт психологии РАН", 1999 - 240 с.

103. Кузнецова В.В. Педагог как субъект культуры // Педагогическое училище сегодня / Коллективная монография. В 2-х частях. Часть I. Методология, теория, практика. Составитель и научный редактор Т.В. Челышева.— М.,

104. Академия повышения квалификации и ПРО, Трубчевское педагогическое училище, 1998.-115 е.-С. 16-19.

105. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения.- М.: Просвещение, 1981,- 96 с.

106. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. Редактор A.A. Радугин М.: Центр, 2000 - 304 с.

107. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О.В. Долженко-М.: Высш. шк., 1986.-386 с.

108. Курицын В. Русский литературный постмодернизм.-М.: ОГК, 2000.-288 с.

109. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр./ Общ. ред. Ю.Л. Бессмертного- М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.-376 с.

110. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности М.: Знание, 198096 с.

111. ПЗ.Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Сост. И.Н. Реше-тень М.: Педагогика, 1988.- 400 с.

112. Линдблад Я. Человек ты, я и первозданний: Пер. со швед./ послесл. Г.И. Анохина - М.: Прогресс, 1991.- 264 с.

113. Литературный энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1987.-751 с.

114. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. Учеб.-методич. пособие.- М.: Издательство Московского университета, 1987.- 82 с.

115. Лосева О.В. Музыка и глаз. (О роли зрительного фактора в музыке XX века) // На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве XX века.- М.: Наука, 1994.-272 е.-С.140-158.

116. Лук А.Н. Мышление и творчество М.: Издательство политической литературы, 1976 - 144 с.

117. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской Изд-во Моск. ун-та, 1979.-320 с.

118. Ляудис В.Я. Память в процессе развития.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976-253 с.

119. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Кн. для учителя,-М.: Просвещение, 1984,- 143 с.

120. Мартынов В.Ф. Философия красоты,- Мн.: Тетра Системе, 1999 336 с.

121. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. A.M. Татлыбаевой-СПб.: Евразия, 1999.-432 с.

122. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки.- М.: Музыка, 1976.- 254 с.

123. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы / Предисл. Б. Кедрова М.: Искусство, 1985 - 318с.

124. Мейлах Б.С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования.// Психология процессов художественного творчества.- JI.: Наука, Ленингр. отд., 1980.-285 е.- С.5-23.

125. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности.- М.: Знание, 1981.-96 с.

126. Мелик-Пашаев A.A. Психологические основы художественного творчества // Основные современные концепции творчества и одаренности. Под ред. доктора психол. наук Д.Б. Богоявленской М.: Молодая гвардия, 1997,- 416 е., с.349-360.

127. Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции,- М., 1999.- 118 с.

128. Мирецкая Н.В. Сопряжение: Комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы М.: Просвещение, 1989206 с.

129. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д.

130. Критская и др.; Под ред. Л.В. Школяр М.: Издательский центр "Академия", 2001.- 232 с.

131. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. I-IV классы: Программы общеобразовательных учреждений / Автор-сост. H.A. Терентьева.- М. Просвещение, 1994 78 с.

132. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 1988.- 159 с.

133. Муцмахер В.И. О развитии профессионально значимых качеств личности учителя-музыканта // Музыка в школе.- 1989.- №4,- С.24-27.

134. Муцмахер В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки.- М.: Издательство "Прометей" МГПИ им. В.И. Ленина, 1988.-64 с.

135. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества / Перевод с английского.- Львов: Инициатива; Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2001 г.- 128 с.

136. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки.- М.: Музыка, 1988 254 с.

137. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия М.: Музыка, 1972.-383 с.

138. Научная мысль как планетное явление / В.И. Вернадский М.: Наука, 1991.-271 с.

139. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О пробл. Эстет. Воспитания: Кн. для учителя.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1987.-255 с.

140. Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х начала 90-х годов XX века: Учебное пособие дляя студентов филологических факультетов вузов- Мн.: НПЖ "Финансы, учет, аудит", "Экономпресс", 1997.- 231 с.

141. Нечаева О.С. Программа "Музыка". Интегративный курс для младших школьников Серпухов, 1996 - 320 с. В 2 частях.

142. Огородников Ю.А. Литература как искусство. Учебное пособие. М.: Институт социальной и экономической интеграции, 1998- 108 с.

143. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. Л.Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина М.: Высш. шк., 1990 - 382 с.

144. Ортега-и-Гассет X. Новые симптомы // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова,- М.: Прогресс, 1988,- 552 е., с. 202-206.

145. Основные современные концепции творчества и одаренности. Под ред. доктора психол. наук Д.Б. Богоявленской.-М.: Молодая гвардия, 1997.-416 с.

146. Основы дидактики. Под ред. доктора педагогических наук проф. Б.П. Еси-пова.-М.: Просвещение, 1967.-472 с.

147. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентство, 1995.- 638 с.

148. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 "Педагогика и методика начального обучения"/ С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин и др.; Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина 2-е изд., доп.- М.: Просвещение, 1986 - 336 с.

149. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю.К. Ба-банского.-М.: Просвещение, 1983.-608 с.

150. Пинский A.A. Пайдейя: работы 1986-96 годов М.: Частная школа, 1997.368 с.

151. Пономарев Я.А. Психология творчества М.: Наука, 1976 - 303 с.

152. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.- М.: Педагогика, 1976.-280 с.

153. Прибрам К. Языки мозга: Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии / Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1975 464 с.

154. Проблема цвета в психологии Ш.: Наука, 1993.

155. Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова М.: Прогресс, 1988 - 552 с.

156. Программа музыкально-педагогической подготовки учителя начальных классов музыки / Т.В. Челышева, A.B. Осиновская, Л.И. Лисовская, И.В. Лифиц, С.С. Балашова, А.П. Быков; Научн. Рук. и сост. Т.В. Челышева,- М., 1993,- 123 с.

157. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР М.: Педагогика, 1983 - 448 с.

158. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса М.: Издательский центр "Академия", 1996.-416 с.

159. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сель-ченок Мн.: Харвест, 1999 - 752 с.

160. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики.-М.: Знание, 1980.- 96 с.

161. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки-М.: Прометей, 1991.- 193 с.

162. Ротенберг B.C. Две стороны одного мозга и творчество // Интуиция, логика, творчество М.: Наука, 1987- 176 с - С.36-54.

163. Ротенберг B.C. Психологические аспекты изучения творчества // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / 1982 Л.: Наука, Ленингр. отд., 1982 - 286 е.- С.53-72.

164. Ротенберг B.C. Сновидения, гипноз и деятельность мозга.- М.: ООО "Центр гуманитарной литературы "РОН", В. Секачев, 2001.- 256 с.

165. Рубан Т.Г. Развитие музыкального восприятия у дошкольников на занятиях по слушанию музыки в условиях взаимодействия искусств / Автореф. дис. . канд. пед. наук.-М., 1998.-25 с.

166. Ручьевская Е.А. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание: Сб. статей. Вып.3.-Л.: Музыка, 1987.-256 е.- С.69-96.

167. Салиев А. Человеческая психология и искусство Фрунзе: Кыргызстан, 1980.- 308 с.

168. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума: Особенности умственной деятельности школьников,- М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1962,- 504 с.

169. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова.- М.: Прогресс, 1988.- 552 е.- С.207-228.

170. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов / Сост. И общ. ред. A.A. Яковлева: Перевод.- М.: Политиздат, 1989,- 398 е., с.319-344.-С.

171. Свиблова O.JI. Метафоризация как способ репрезентации художественной картины мира // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / 1984.- Л.: Издательство "Наука", Ленингр. отд., 1986 261 е.- С. 178183.

172. Сизова Л.С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе. Учебное пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений.-М.: Институт практической психологии, 1997.- 104 с.

173. Словарь физиологических терминов / Отв. ред. акад. О.Г. Газенко М.: Наука, 1987.-447 с.

174. Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. A.A. Мелик-Пашаев М.: Олимп: ООО "Издательство ACT".- 2000.-816 с.

175. Содружество наук и тайны творчества. Под ред. Б.С. Мейлаха,- М.: Искусство, 1968.-450 с.

176. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. Пособие для учащихся.-М.: Интерпакс, 1994.-272 с.

177. Солодовников Ю.А. Аксиолого-типологическая модель интегративной учебной программы (на материале художественной культуры): Дисс. . канд. пед. наук.-М., 1996.-215 с.

178. Сорокин H.A. Дидактика. Учеб. пособие для студентов пед. инзтов.- М.: Просвещение, 1974 222 с.

179. Столович Л.Н. Жизнь творчество - человек: Функции художественной деятельности,-М.: Политиздат, 1985.-415 с.

180. Стравинский И.Ф. О музыкальном феномене (фрагменты)// Искусство в школе,- 2001,-№ 1.-С.43-45.

181. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.2/ Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль.-М.: Педагогика, 1980.-384 с.

182. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования: Учебное пособие по курсу "Педагогика" / ГМПИ им. Гнесиных,- М., 1986 48 с.

183. Тельчарова P.A. Уроки музыкальной культуры: Кн. для учителя: Из опыта работы-М.: Просвещение, 1991.- 158 с.

184. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера; Науч.-исслед. ин-т общей педагогики АПН СССР- М.: Педагогика, 1989 -320 с.

185. Терентьева H.A. Концепция высшего музыкально-педагогического образования. Экспериментальный учебный план.-Л., 1991.- 60 с.

186. Тойнби А.Дж. Постижение истории М.: Прогресс, 1991 - 736 с.

187. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.5/ Сост. С.Ф. Егоров-М.: Педагогика, 1990.- 528 с.

188. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Учеб. пособие.-Л., 1983.- 88 с.

189. Фейгенберг И.М. Видеть предвидеть - действовать.- М.: Знание, 1986160 с.

190. Финченко Е.А. Установление внутренних связей между предметами художественно-гуманитарного цикла (литературой и музыкой) в общеобразовательной школе: Учебное пособие Владимир, 1990 - 85 с.

191. Философия культуры. Становление и развитие.- СПб.: Издательство "Лань", 1998.-448 с.

192. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова.- 5-е изд.- М.: Политиздат, 1987.-590 с.

193. Формирование профессиональных качеств учителя музыки в системе высшего заочного педагогического образования: Сборник научных трудов,-М.: МГЗПИ, 1983,- 117 с.

194. Хайдеггер М. Мысли. Постулаты. Афоризмы. Философские интерпретации. Тезисы / Пер. с нем. С. А. Бронштейна,- Мн.: Современное Слово, 1998,-384 с.

195. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии: Переводы /Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова-М.: Прогресс, 1988.-552 е.-314-356.

196. Хрестоматия к программе экспериментального курса "Методологическая подготовка учителя музыки для слушателей курсов повышения квалификации институтов усовершенствования учителей".- М.: МИРОС, 1992.- 60 с.

197. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2119 "Музыка"/ Сост. O.A. Апраксина-М.: Просвещение, 1987- 272 с.

198. Художественное творчество и психология.- М.: Наука, 1991 192 с.

199. Художественный тип человека. Комплексные исследования.- М., 1994.

200. Целковников Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта: В поисках смысла. Исследование./ Отв. ред. Э.Б. Абдуллин М., 1999,- 231 с.

201. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся,- М.: Интерпакс, 1994- 384 с.

202. Челышева Т.В. Теоретические основы музыкально-педагогической подготовки учителя начальных классов-музыки в условиях педагогических училищ: Дисс. . канд. пед. наук.-М., 1991.-354 с.

203. Челышева Т.В., Янике Ю.В. Основы художественной культуры. Мировая художественная культура: Тестовые задания / Под ред. H.A. Селезневой, В.П. Беспалько. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 208 с.

204. Чередниченко T.B. Музыка в истории культуры. Курс лекций для студентов-немузыкантов, а также для всех, кто интересуется музыкальным искусством. Вып. второй-М.: Долгопрудный Аллегро-пресс, 1994 175 с.

205. Черемисина Н.В. Гармония композиции и глубинный смысл произведения словесного искусства // Наука и Школа 2000,- №3.- С.5-13.

206. Чернявская Г.К. Трудный путь к самому себе: Очерки саморазвития личности-СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1994- 120 с.

207. Шацкая В.Н. Музыка в школе. Художественное воспитание средствами музыкального искусства- М.: Издательство Академии пед. наук РСФСР, 1950,- 175 с.

208. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества.-М.: Педагогика, 1975 200 с.

209. Шацкий Е. Утопия и традиция: Пер. с польск./ Общ. ред. и послесл. В.А. Чаликовой М.: Прогресс, 1990 - 456 с.

210. Шеварев П.А. Теория обобщенных ассоциаций в психологии / Под ред. Т.А. Ратановой и Б.Б.Коссова- М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1998.- 608 с.

211. Школа диалога культур. Основы программы. Под общ. редакцией B.C. Библера.- Кемерово: "АЛЕФ" Гуманитарный Центр, 1992.- 96 с.

212. Школяр Л.В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (в системе развивающего обучения): Дисс. . доктора пед. наук.- М., 1999.-348 с.

213. Штейнер Р. Методика и дидактика.- М.: Парсифаль, 1996,- 176 с.

214. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества: Монография М.: Высш. шк., 1989.-143 с.

215. Щербакова А.И. Основные тенденции современного музыкально-педагогического образования // Образование 2001 - №2,- С.24-30.

216. Щербакова А.И. Открывая пути в мир новых музыкальных ценностей // Педагогическое образование и наука.- 2001.- №1- С.62-67.

217. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя / Сост. Г.С. Лабковская.-М.: Просвещение, 1983.-304 с.

218. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия,- М.: Искусство, 1964.

219. Dissanayake, Ellen. What is art for? Seattle: University of Washington Press, 1988,- 249 p.

220. Rosenberg, Helane S. Creative drama and imagination: transforming ideas into action New York: Holt, Rinehart, and Winston, 1987 - 350 p.б-/-- Од /3 Ш / 7

221. Академия повышения квалификации и переподготовки работников ^ образования1. С7Ч1. На правах рукописи

222. Жирова Надежда Анатольевна

223. Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Челышева Т.В.1. Москва 20031. Оглавление Часть первая1. Введение.3

224. Глава I. Теоретические предпосылки исследования ассоциативных связей видов искусства как принципа музыкально-педагогической подготовки учителя.13

225. Анализ теории и практики музыкально-педагогической подготовки учителя. 13

226. Принцип как категория общей и художественной педагогики.29

227. Методологическое обоснование ассоциативных связей видовискусства.521. Выводы по первой главе.78

228. Глава II. Теоретико-практические основы принципа ассоциативных связей видов искусства.79

229. Психолого-педагогическое обоснование ассоциативных связейвидов искусства.79

230. Сущность принципа ассоциативных связей видов искусстваи его реализация в музыкально-педагогической подготовке.110

231. Н.З. Анализ результатов эксперимента.143

232. Выводы по второй главе.1751. Заключение.1771. Библиография.1801. Часть вторая

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.