Аварские ковры и ковровые изделия конца XIX - начала XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Гусейнов, Камиль Магомедович

  • Гусейнов, Камиль Магомедович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2000, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 230
Гусейнов, Камиль Магомедович. Аварские ковры и ковровые изделия конца XIX - начала XX века: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Махачкала. 2000. 230 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Аварские ковры и ковровые изделия конца XIX - начала XX века»

Актуальность исследования

В центре пристального внимания современной исторической науки, особенно этнографии, истории искусства, постоянно находится народное прикладное искусство, в котором отразились эстетические и культурные понятия и воззрения народов и изучению которого как в теоретическом, так и в практическом аспекте придается большое значение.

Ковроделие, как одна из значительных отраслей народного прикладного искусства, являясь традиционной и высокоразвитой отраслью ремесленного производства многих народов мира, представляет для исследователей большой научный интерес, так как ковровые изделия издавна были тесно связаны с жизнью народа и его вековые традиции не утратили своего значения по сей день.

Исследование ковров и ковровых изделий дает возможность осветить историко-этнические связи народов, генезис отдельных ковровых орнаментов, связанных с мировоззрением человека, значение ковровых изделий в домашнем и хозяйственном быту, богатство многовекового народного опыта и знаний в области окрашивания ковровой пряжи растительными красителями, пути развития ковроткачества - от простейших ковровых изделий до их сложных видов, процесс перерастания ковроткачества из домашнего занятия в одну из важных отраслей ремесленного производства, влияние высокохудожественных традиций прошлого на современное искусство ковроткачества.

Народное ткачество, непосредственно относясь к сфере производства духовно-материальной жизни общества, имеет богатые многовековые традиции и является неотъемлемой составной частью национальной художественной культуры. На протяжении тысячелетий оно было органически связано с жизнью народа, с его бытовым укладом и повседневной деятельностью, его мировосприятием и пониманием прекрасного. 4

Способ производства материальных благ определяет не только общий характер- народного быта как общественного явления, но и его этнографическую специфику, на которую накладывают отпечаток исторически сложившиеся хозяйственно-культурные типы.

Как отмечает исследователь Г. А. Чачашвили1, хозяйственный быт отражает не только общие исторические закономерности развития культуры, но и ее этнические особенности. Поэтому комплексное изучение хозяйственного быта по его основным разделам признано одной из наиболее актуальных задач этнографии.

Предлагаемая работа посвящена части этой общей проблемы, рассмотрению истории развития народного ткачества аварцев конца XIX-начала XX веков.

Ковроделие как одно из старейших народных ремесел известно в Дагестане с давних пор, что подтверждается как письменными источниками, так и остатками материальной культуры. Однако до настоящего времени оно не являлось предметом серьезного исследования. В особенности это относится к ковроделию аварцев, которое практически не изучено. Этому вопросу посвящено лишь хранящееся в Рукописном фонде ДНЦ РАН исследование A.C. Иванова объемом в несколько страниц. Отдельных аспектов проблемы касался в рукописях, хранящихся в том же фонде, и исследователь П.М. Дебиров.

Если орнаментальные мотивы ворсовых ковров в той или иной степени рассматривались целым рядом исследователей, то аварские войлоки и двусторонне-гладкие ковры, представляющие наибольший интерес в силу их необычайной распространенности и традиционности и стоящие в поступательном развитии ковроткачества на более ранних этапах, чем ворсовые ковры, практически не освещены в какой-либо фундаментальной исследовательской работе. Именно в силу раннего возникновения, когда

1 Чачашвили Г. А. Народное ткачество Грузии: Автореф. дис. док. истор. наук. - Тбилиси, 1971. - С. 3. 5 духовный уровень народа определялся в контексте осознания человеком себя как неотделимого субъекта природы, создавались их орнаментальные мотивы, тяготевшие к масштабности во времени и пространстве и определявшиеся как вечные ценности.

Историко-этнографическое исследование, проведенное в данной работе, освещает проблему формирования и развития ковров и ковровых изделий аварцев конца XIX - начала XX веков.

Анализ собранного материала и его научно-практическое осмысление является актуальной задачей науки, так как аварское народное ткачество создало на протяжении своего многовекового существования самобытные художественные традиции, которым принадлежит значительное место в культурном наследии нашей страны.

Исследование проблемы представляет также и важный научно-теоретический интерес, поскольку ее отдельные конкретные области играют решающую роль в определении уровня общего развития культуры и быта народов, характера этнической специфики и их социально-экономического прогресса.

Изучение проблемы имеет большое историческое и практическое значение, так как в традиционном хозяйстве находят свое отражение многие важные стороны культурно-прогрессивного наследия народов.

Актуальность исследования определяется и тем, что в условиях научно-технического прогресса многие виды традиционного хозяйственного быта, в частности, такая его древнейшая отрасль, как ткачество, особенно ковроделие, все быстрее становятся достоянием истории. Поэтому важнейшие элементы, навыки этого промысла становятся все более недоступными для непосредственного историко-этнографического изучения.

В предлагаемой диссертационной работе сделана попытка выявить основные исторически обусловленные закономерности и этнически предопределенные особенности развития традиционного искусства аварцев на 6 материале ковров и ковровых изделий конца Х1Х-начала XX веков, осмыслить пути развития аварского ткачества рубежа двух веков. В ней на основе сопоставления письменных источников и археологических данных устанавливаются время и условия возникновения отрасли, показаны богатые эмпирические знания, производственный опыт и трудовые навыки аварского народа, определена роль ковроткачества в хозяйственной деятельности аварцев за весь исследуемый период, выявлены специфические черты этой области хозяйственной деятельности аварцев, основные закономерности их развития, место в бытовой культуре народа и роль в общественно-экономической жизни, найдены в них рациональные элементы, пригодные для современной практики ковроделия, имеющие немаловажное значение для возрождения некоторых заброшенных, но ныне вновь оживающих отраслей народного ткачества.

Задачи исследования:

1) классификация ковров и ковровых изделий аварцев XIX - начала XX веков в контексте определения их места в поступательном движении ковроткачества всего Дагестана, в свою очередь непосредственно связанного с общемировым процессом развития коврового искусства;

2) исследование социально-экономических причин развития домашнего производства ковров и ковровых изделий и этнокультурных факторов, обусловивших его специфику;

3) рассмотрение аварского ковроткачества как вида материальной культуры с точки зрения его функциональности и неразрывного единства утилитарности и высокой художественности;

4) установление преемственности художественных традиций, многовековых трудовых навыков, производственного опыта в технологии и технике прядения и ткачества;

5) раскрытие содержательных основ этого вида декоративно-прикладного искусства и семантики некоторых традиционных мотивов, в частности, краткое 7 описание наиболее общих традиционных моментов орнаментального коврового искусства аварцев, более подробное освещение наименее изученных сторон данного вопроса, то есть обоснование большого значения семантической основы того или иного вида орнамента, символов и солярных знаков, объяснение причины их возникновения и закрепления в ковровом орнаменте аварцев. Решение вопроса становится сложным в силу утраты первоначального смыслового значения многих символов и знаков, их поздней интерпретации в свете духовного и культурного уровней последующих времен, тесно связанных с социальной и материальной жизнью народа, находившейся в постоянной динамике. Многое утеряно, многое представляется спорным, но сохранить хотя бы то, что уцелело, тем более, когда народы стремятся к своему духовному возрождению, обобщить материал, дать по-возможности наиболее полный анализ собранного материала и смоделировать единую цельную схему коврового орнамента аварцев является нашей актуальной задачей.

Хронологические рамки исследования

Хронологические рамки исследования, проведенного в диссертации, охватывают период с конца XIX до середины XX веков, что определено рядом существенных причин. Прежде всего, освещение всех исторических этапов развития коврового ремесла аварцев не может уместиться в рамки одного диссертационного исследования. Немаловажной причиной является и сама возможность изучения практического материала обозначенного периода, ибо более древние экземпляры ковров и ковровых изделий аварцев, за редким исключением, практически не встречаются.

Существенной причиной данного выбора является также высокая художественность, функциональность, совершенство изделий, относящихся к этому периоду. 8

Научная новизна исследования

Как отмечалось выше, проблема исследования аварского коврового ткачества лишь в определенной степени являлась предметом внимания отдельных исследователей. До сих пор не предпринимались попытки систематизации и комплексного анализа материала, относящегося к данным хронологическим рамкам.

Диссертация представляет собой первое монографическое исследование одной из важнейших отраслей хозяйственной деятельности аварского народа. В работе подвергнуты всестороннему анализу ковры и ковровые изделия аварцев конца XIX - начала XX веков, впервые освещены связанные с ковроделием обычаи, обряды и верования, вытекающие из общих религиозных представлений аварцев. На основе имеющихся письменных и этнографических материалов рассмотрены социально-экономические аспекты развития ковроткачества.

В прилагаемом к работе альбоме отражен огромный полевой материал, представленный фотографиями ковров, ранее не описанных в письменных источниках и не встречавшихся в коллекциях, в том числе и в коллекциях Дагестанских музеев.

В связи с решением поставленных задач предмет исследования рассматривается в общем контексте народной культуры, в тесной связи с социально-экономическим укладом жизни дагестанцев, с обрядами, обычаями, мифологическими представлениями, со всем комплексом фольклорных памятников.

На основе анализа собранного материала аварского ковроделия сделана попытка раскрыть и обосновать такие общие особенности дагестанского народного искусства, как преемственность художественных традиций, специфика генезиса художественного ремесла, вопросы взаимосвязи фольклора и декоративно-прикладного искусства, а также возможности использования 9 богатых традиций искусства ковроткачества прошлого в развитии и обогащении современного коврового промысла.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что изложенный в ней фактический материал, суждения и выводы могут быть использованы при создании обобщающих трудов по хозяйственному быту и материальной культуре Дагестана. Основные положения диссертации могут быть использованы в музейной и научной практике, при сборе и систематизации памятников культуры и в практике ковровых артелей.

Практическую пользу принесло уже то, что в период многолетних выездов автора в отдаленные уголки аварских районов был собран огромный полевой материал, в частности, уникальные аварские ковры, в большей степени безворсовые, пополнившие фонд Дагестанского государственного объединенного историко-архитектурного музея и Музея изобразительных искусств, в которых они составляют основу коллекции и экспозиции данного вида прикладного искусства.

Методологической основой диссертации являются теоретические разработки ведущих ученых, историков, этнографов, искусствоведов. Исследование собранного материала опирается на принцип историзма (исторического детерминизма), который предполагает изучение исторических фактов и событий в причинно-следственной связи, их последовательном развитии и взаимосвязи. Использован и принцип комплексного подхода, предполагающий всестороннее изучение проблемы, выявление связи всех ее аспектов и вопросов в единой системной структуре с учетом принципа единства формы и содержания предмета исследования. Важное значение имело также проведение методологически объективного анализа исторических источников и литературы, которые требуют учета обстоятельств их создания, личностей авторов и поставленных ими целей.

10

Методологической основой диссертации являются также сформулированные в советской искусствоведческой науке методы изучения народного творчества и декоративно-прикладного искусства. Это, прежде всего, понимание народного искусства как живого, диалектически развивающегося явления, подверженного различного рода влияниям, неразрывно связанного с историческим и культурным развитием народа.

Источники.

В работе использованы печатные и рукописные источники (в основном этнографического, исторического, филологического, социально-экономического характера), а также археологические материалы, отражающие конкретные условия становления и первоначальную эволюцию культуры ткацкого производства в древнем Дагестане на фоне всеобщего исторического процесса развития культуры.

Основным источником данной работы является этнографический материал, собранный автором с 1991 по 1996 годы в различных районах Дагестана, в частности, в аварских районах: Тляратинском, Хунзахском, Гунибском, Казбековском. Сбор полевых материалов проводился путем опроса старожилов, занимавшихся в свое время исследуемой отраслью производства, непосредственного наблюдения и фиксации еще сохранившихся в памяти народа отдельных сторон ковроткачества. Материалом для разрабатываемой темы послужили также коллекции Дагестанского музея изобразительных искусств, Дагестанского государственного объединенного музея, частные коллекции и собрания.

Степень изученности

Как уже отмечалось, тема аварского ткачества в научной литературе до последнего времени не являлась предметом специального исследования, хотя, надо отметить, по отдельным аспектам этой проблемы имеется ряд интересных наблюдений, гипотез и соображений, которые в той или иной мере используются в соответствующих разделах монографии.

Литература по дагестанским коврам, опубликованная в дореволюционное время, в большинстве своем принадлежит сотрудникам Кавказского кустарного комитета. Особого внимания заслуживают работы A.C. Пиралова1.

Но все работы, опубликованные Кавказским кустарным комитетом, преследовали не научную, а практическую цель - уяснить роль того или иного кустарного промысла в хозяйстве населения, чтобы знать, какой категории кустарей следует помочь.

Из дореволюционных авторов также привлекают внимание работы И.Н.Березина2, А. Берже 3, Н. Вучетича4, JI. Загурского 5, О.В. Маркграфа6, Н.Львова7, К. Гана 8, Г.Г. Алибегова9, Е.И. Козубского10, А. Олеария11. Труды названных авторов имеют ценность как источники, содержащие значительный фактический материал, хотя они и носят фрагментарный и описательный характер и содержат лишь данные о бытовании ковровых изделий у различных народностей Дагестана.

1 Пиралов А. С. Краткий очерк кустарных промыслов Кавказа// Весь Кавказ: Сборник. - Баку, 1914.

2 Березин И. Я Путешествие по Дагестану и Закавказью: В 2 т. - 2-е изд. - Казань, 1850.

3 Берже А. Краткий обзор горских племен на Кавказе. - Тифлис, 1858.

4 Вучетич Н. Четыре месяца в Дагестане// Кавказ. 1864. № 76.

5 Загурский Л. Поездки г. Беккера по Южному Д.агестану // ССКГ. - Тифлис, 1876. - Вып. 9.

6 Маркграф О. В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства. - М., 1882.

7 Львов Н. Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского племени // ССКГ. Гл. 3. Этнографические очерки. - Тифлис, 1870.

8 Ган К. Известия древних греческих и римских писателей о Кавказе// СМОМПК. - Тифлис, 1884. - Вып. 4.

9 Алибегов Г.Г. О способах крашения шерсти и о мерах поднятия коврового производства на Кавказе // Труды I съезда деятелей по кустарной промышленности Кавказа. - Тифлис, 1902.

10 Козубский Е. И. Очерк кустарной промышленности в Дагестанской области// Труды первого съезда деятелей по кустарной промышленности Кавказа в г. Тифлисе. - Тифлис, 1902.

11 Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию обратно -СПб, 1906.

Изучение коврового искусства народов Кавказа, в частности Дагестана, проводилось и советскими исследователями. Это работы Л. Пасынкова1, Е. М. Шиллинга2, Р. Фатуева3, Н. Б. Салько4, А. С. Иванова5, Д. Трунова6, Э. В. Кильчевской7. о

Среди поздних работ необходимо отметить работы Д. Габиева, Э. Н. Ташлицкой9, С. Ш. Гаджиевой10, С. С. Агашириновой11, С. X. Асиятилова12, М. М. Ихилова13, В. Тройницкой14, Х.Х.Рамазанова15, Г. Н. Казилова16, М.Р. Гасанова17.

Исследователь Г. Н. Казилов посвящает свою работу изучению коврового орнамента Дагестана на примере ворсовых ковров. Он дает довольно разработанную концепцию наиболее общих узорных особенностей данного вида ковров, классификацию по орнаментальным особенностям, многие пункты которой правомерно отнести и к аварскому ковровому искусству, будь то ворсовые или же безворсовые ковры, войлоки или узорные циновки.

Отмечая большой вклад, внесенный авторами названных исследований в изучение ковров, необходимо отметить, что исследование истории ковроделия,

1 Пасынков Л. Дагестанские ковры. Очерк. 1926. РФ ИИЯЛ ДНЦ, ф.5, оп. 1, д.50.

2 Шиллинг Е. М. Ковроткачество Дагестана// Советская этнография 1936. № 4-6.

3 Фатуев Р. Дагестанские ковры// Революция и национальность. 1936. № 10.

4 Салько Н.Б. Ковры Южного Дагестана// Советская этнография 1951. № 2.

5 Иванов А. С. Аварские ковры РФ ИИЯЛ ДНЦ, ф.5, оп. 1, д. 52.

6 Трунов Д. Дагестанские умельцы. - М., 1959.

7 Кильчевская Э. И., Иванов А. С. Художественные промыслы Дагестана.- М., 1959.

8 Габиев Д. О художественных особенностях ворсовых ковров Дагестана// Кавказский этнографический сборник. - М., 1972. - Вып. 5.

9 Ташлицкая Э.Н. Безворсовые ковры Дагестана. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975.

10 Гаджиева С. Ш. Материальная культура кумыков XIX - XX вв. - Махачкала, 1968.

1' Агаширинова С. С. Материальная культура лезгин XIX - начало XX вв. - М.:Наука, 1978.

12 Асиятилов С. X. Историко-этнографические очерки хозяйства аварцев XIX - перв. пол. XX вв.- Махачкала, 1967.

13 Ихилов М. М., Агаширинова С.С., Исламмагомедов А.И, Агларов М. А Материальная культура аварцев,- Махачкала, 1967.

14 Трожщкая В. История ковроделия Дагестана - ковры и вышивки. РФ ДНЦ РАН. 1932, ф.5, оп.1, д.89.

15 Рамазанов XX Промышленность и сельское хозяйство Дагестана пореформенного периода. — Махачкала, 1972.

16 Казилов Г. Н. Ворсовые ковры Дагестана. - Махачкала, 1989.

17 Гасанов М.Р. Крестьянские промыслы Дагестана в период феодализации // Развитие феодальных отношений у народов Кавказа, - Махачкала, 1988.

13 особенно аварского, затрагивает только общие вопросы, ковровые изделия описываются попутно, лишь в контексте материальной культуры народа на каком-либо определенном историческом этапе. Лишь в работе A.C. Иванова "Аварские ковры" рассматриваются некоторые вопросы истории ковроделия, художественные особенности войлочных, ворсовых и безворсовых ковров. Он делает первую попытку классификации аварских ковров по видам, функциональности, художественным приемам. Однако автор затрагивает лишь малую часть богатейшего разнообразного материала аварского народного ткачества. В частности, им описывается два типа аварских безворсовых ковров "давагинов", наиболее распространенных у аварцев и составляющих сердцевину аварского ковроделия. Предлагаемая же работа знакомит читателей с более чем двумя десятками безворсовых ковров, ранее никогда не описанных и не исследованных. Таким образом, ковровое производство аварцев изучено недостаточно, оно до сих пор не было предметом специального историко-этнографического исследования и данная работа является попыткой восполнить этот пробел.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории культуры Дагестанского государственного университета и получила высокую оценку.

Основное содержание, выводы и результаты исследования изложены автором в нескольких статьях и тезисах докладов на научных сессиях и конференциях.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Гусейнов, Камиль Магомедович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное в настоящей работе на основе всестороннего анализа конкретного материала исследование, актуальной проблемы изучения, сохранения и в определенной степени возможности возрождения традиционных особенностей аварского ковроткачества, позволяет сделать ряд существенных выводов.

С научной точки зрения, в частности, этнографии, аварское ковроткачество предстает в виде исторически сложившегосяцельного комплекса, включающего в себя трудовые навыки, производственный опыт и эмпирические знания целых поколений, а также национально-бытовые традиции производства и потребления текстильных изделий. Оно состоит из множества компонентов, определяющих его самобытный характер: древнейших религиозных представлений, народных верований и культуры и др.

Аварское народное ткачество, уходящее своими корнями в глубокую древность и развивавшееся в тесном контакте и взаимодействии с культурой других народов, составляет одну из важнейших частей национального культурного наследия.

В генезисе и онтогенезе ковроткачества Дагестана, в том числе и исследуемого нами аварского, можно выделить целый ряд таких существенных факторов, как географическое положение и климатические условия, исторические судьбы народов Дагестана, экономические факторы: а) местная природно-географическая среда способствовала тому, что здесь основной отраслью хозяйства с древнейших времен было скотоводство. Специфика ведения натурального хозяйства диктовала изготовление различных предметов быта, отвечабщих интересам данной формы хозяйствования. Так скотоводство, достаточно обеспечивающее горцев шерстью, давало возможность изготовлять из нее различные изделия, требующиеся для хозяйства, а излишки шерсти привели к развитию войлочного и ткацкого

156 ремесла для удовлетворения собственных потребностей, которым стало заниматься с древних времен населений; б) обилие местных природных красителей - источниковая вода, алюминиевые квасцы, железный купорос, кислое молоко, моча крупного рогатого скота, стали существенной базой для выработки населением технологии добывания местных натуральных красителей, наличие которых в достаточном количестве, как и их превосходные качества, устойчивость, глубина цвета, сформировали многообразие цветовой гаммы, своеобразие колористических решений аварских ковров и способствовали, таким образом, высокому уровню развития этой отрасли; в) немаловажным фактором, повлиявшим на динамику аварского ковроделия, стало развитие ремесел и торговли, т. е. подъем производительных сил в период становления производящего хозяйства на территории Дагестана, что, в свою очередь, предопределило создание условий для развития новых отраслей производственной деятельности человека; г) на становление и развитие ковроткачества аварцев в контексте ковроткачества всего Дагестана оказали влияние и целый ряд исторических моментов, обуславливавших уровень развития всей материальной и духовной культуры населения Дагестана, в частности, существование на сопредельных с ней территориях мощных очагов древнейшей культуры, а также близость центров ковроделия к важным торгово-экономическим путям, связывающим народы стран Азии и Европы;

С самого начала аварское народное ткачество развивалось по законам внутренней эволюции в четыре этапа:

1-й этап - появление и развитие войлочных изделий и узорных войлоков;

2-й этап - появление во II - I тыс. до н. э. простейшего вида ручного ткачества, продуктом которого явилось домотканное полотно "сугур";

3-й этап - появление двусторонних безворсовых ковров, паласов и циновок;

157

4-й этап - появление ворсовых ковров и ковровых изделий, по своей технике сочетавших все вышеописанные виды ковроткачества;

Художественный уровень наиболее ранних из сохранившихся аварских ковров начала XVIII века позволяет утверждать, что становление художественных и технологических особенностей, а также традиций, в частности безворсового ковроделия аварцев, уходило вглубь веков и происходило задолго до этого периода;

В конце XIX-начале XX веков аварское ковроделие переживало определенный кризис, вызванный рядом факторов следующего характера -введением в цветовую гамму химических анилиновых красителей, переориентированием мастериц на рынок, отходом мастериц от традиционных композиционных, орнаментальных и колористических решений, что содержало в себе, кроме позитивных моментов таких, как приобщение к иным формам данного искусства, и негативные моменты такие, как определенная потеря наращенного веками эстетического и технологического опыта.

Классификация ковров и ковровых изделий аварцев имеет ряд четко выраженных направлений, предполагающих дифференциацию данной продукции на основании разных факторов:

I. На основании традиционных видов технологии изготовления или структуры ковровой ткани.

II. По функциональному назначению.

III. По основным приемам композиционного построения узора.

IV. По видам и народным деловым названиям главных элементов центрального поля.

V. По особенностям орнаментальных мотивов.

VI. По специфике колористических решений.

Основой для вышеуказанных предположений служит этнографический материал по исследуемой проблематике, который дает возможность проследить этапы развития технологии ковроткачества, орудий и форм организации труда,

158 путей реализации и т. д., представляющих большой интерес для освещения таких сторон истории аварского народа, как культура, быт, взаимодействие и взаимовлияние с художественными традициями других народов.

Изучение народного ткачества, помимо познавательного и культурно-исторического, имеет и значительное практическое значение. Богатый народный опыт и знания в области народного ткачества, прогрессивные народные традиции в этой области могут способствовать обогащению современного ковроткачества аварского народа, переживающего глубочайший кризис на современном этапе.

История аварского ковроделия расширяет представление об истории самого народа, его этнических и эстетических представлениях, о его месте в контексте искусства мира, подтверждает теоретический тезис о значимости взаимодействия общего и особенного в развитии общества.