Автопортрет в интервью тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Янчева, Наталья Юрьевна

  • Янчева, Наталья Юрьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 200
Янчева, Наталья Юрьевна. Автопортрет в интервью: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Воронеж. 2011. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Янчева, Наталья Юрьевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1: ИНТЕРВЬЮ КАК МЕЖВИДОВАЯ ЖАНРОВАЯ ФОРМА ЖУРНАЛИСТИКИ И ТИП КОММУНИКАЦИИ

1.1. Интервью как межвидовая жанровая форма.

1.2. Интервью-портрет в системе интервью: особенности и возможности жанра.

1.3. Интерес к личности как фактор развития жанра интервью-портрета.

1.4. Процесс интервью как форма коммуникации.

1.5. Текст интервью как форма коммуникации.

Глава 2. МЕСТО АВТОПОРТРЕТА В ИНТЕРВЬЮ

2.1. Истоки и становление жанра.

2.2. Автопортрет как форма самопознания. Виды автопортрета. Феномен автопортретности.

2.3. Особенности самопознания в живописном, психотерапевтическом автопортретах и в интервью-портрете.

2.4. Автопортреты героев в современных интервью-портретах: индивидуальное и типическое.

2.5. Автопортрет интервьюируемого (на примере Юрия Шевчука).

2.6. Автопортреты журналистов.

Глава 3. СОЗДАНИЕ АВТОПОРТРЕТА ГЕРОЯ В ИНТЕРВЬЮ-ПОРТРЕТЕ

3.1. Типы собеседников. Помощники и ингибиторы общения. Мотивы участия в интервью. Поиск внутренних кризисов.

3.2. Методы создания автопортрета

3.2.1. Логические основы вопросов.

3.2.2. Проективные, ситуативные вопросы.

3.2.3. Выворот, провокационный вопрос.

3.3. Способы репрезентации интервью

3.3.1 Диалог и монолог: особенности и возможности.

3.3.2. Драматургия диалога.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Автопортрет в интервью»

Актуальность темы исследования.

С 80-х годов прошлого столетия интерес к жанру интервью в отечественной публицистике неуклонно растет, что обусловлено объективными процессами, происходящими в стране в целом и в медиапространстве в частности. Процессы демократизации общественной жизни, переход к рыночной экономике, а также появление новых информационных технологий (Интернет) кардинально видоизменили систему СМИ, существенно приблизив ее к потребителю.

Недостатки западной (некомментированной) модели журналистики, которая в первые постперестроечные годы казалась идеалом, в последнее время становятся все более заметными. Если в начале 1990-х мысль о том, что достаточно дать читателю (слушателю, зрителю) факты, а выводы он сделает сам, казалась наиболее перспективной, то в конце 2000-х стало очевидно, что сориентироваться в информационном хаосе способен не каждый. К тому же большие и неструктурированные потоки информации, под воздействием которых постоянно находится современный человек, нередко оказывают негативное давление на психику, затрудняют процесс принятия решений, способствуют возникновению так называемого синдрома «информационной усталости»1. Во многом поэтому, на наш взгляд, сейчас все большую популярность приобретают журналистские произведения, в которых действительность осмысляется с позиции реально существующего человека: проводится (пусть субъективная) ее структуризация, обозначается набор определенных ценностных установок, что значительно облегчает процесс усвоения информации. Этим обусловлено, в частности, бурное развитие колумнистики (как совокупности текстов, в которых сильно 1

1 Термин «синдром информационной усталости» ввел в 1996 году британский психолог, доктор Дэвид Льюис (David Lewis), автор доклада «Умирая от информации» («Dying of Information»), однако негативные особенности воздействия на сознание человека больших объемом информации отмечали и многие другие ученые. Например, Ричард Сол Вурман (Richard Saul Wurman) с ее книгами «Информационная тревога» и «Информационная тревога - 2» («Information Anxiety» , «Information Anxiety - 2»), Бергель (Berghel), Кенингер и Яновиц (Koninger & Janovitz). авторское начало), а также интервью, которое начиная с 90-х годов прошлого столетия серьезно потеснило «короля жанров» — портретный очерк — на ниве изображения человека.

О том, что интервью, по выражению Л.Е. Кройчика, захватило смысловые пространства очерка2 и все чаще применяется для создания образа героя, говорят все больше исследователей. Ученые отмечают также, что интервью не столько выполняет информационную функцию («дать мнение значимых людей» в формулировке В.М. Третьякова3), сколько являет собой процесс самопрезентации героя (и журналиста) в ходе диалога, индуцирующий дальнейший процесс самопознания у читателя, зрителя или слушателя. «Человеческая личность, познающая и осмысляющая мир и саму себя, выходит на первый план во всех типах телеинтервью, что позволяет включить телеинтервью в дискурс экзистенциальных ценностей»4.

В такой ситуации особенно острой становится проблема создания адекватного, но неоднозначного, многогранного образа героя. Реально существующая практика входит в противоречие с устоявшимися теоретическими взглядами на жанр. Принято считать, что портрет героя интервью пишет журналист и только от его профессионализма зависит успех интервью. Однако иногда и профессиональные интервьюеры неожиданно «стреляют вхолостую». Это можно было бы объяснить случайностью, но при более внимательном рассмотрении интервью становится очевидно, что неудачи интервьюеров, как правило, обусловлены нежеланием героя позировать, нежеланием раскрыться.

Интервью-портрет - едва ли не единственный жанр журналистики, который позволяет личности (герою) самой «рассказать о времени и о себе», на глазах у аудитории провести процессы познания и самопознания, написав свой автопортрет. Оговоримся сразу, что автопортрет, который «пишет»

2 Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров / Л. Е. Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста.-СПб., 2000.-С. 126.

3 Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом : Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики / В.Т.Третьяков. - М., 2004. - С. 623.

4 Попова Т.И. Телевизионное интервью : семантический и прагматический аспекты : дис. .доктора филол. наук / Попова Т.И.- СПб., 2004. - С. 299. интервьюируемый в интервью-портрете, не является в полной мере автопортретом в классическом понимании, однако сам термин «автопортрет», на наш взгляд, хорошо отражает ту мысль, что в основе образа героя в интервью-портрете лежит самораскрытие героя, пусть и инициированное журналистом.

Вместе с тем роль автора интервью как субъекта высказывания также возрастает. Зачастую для зрителей (читателей, слушателей) журналист становится даже более важным, чем герой. В связи с этим назрела необходимость пересмотра традиционных взглядов на роли журналиста и героя в интервью, что объясняет актуальность заявленной темы исследования.

Степень изученности проблемы представляется недостаточной. В советской теории журналистики концепция интервью разрабатывалась преимущественно с точки зрения метода. Едва ли не единственной солидной работой, посвященной жанру интервью, было исследование В.А. Тищенко «Интервью в газете: теория и практика развития жанра», написанное в 1980 году. Однако последующие три десятилетия характеризуются возросшим интересом ученых-лингвистов к интервью в различных его аспектах. Метод интервью привлекал внимание таких исследователей как Т.В. Шумилина, Г.В. Лазутина, С.А. Белановский, М.М. Лукина, М.И. Шостак, С.Н. Ильченко5. Определением места интервью в жанровой системе журналистики занимались В.Д. Пельт, М.С. Черепахов, В.В. Ученова, Е.И. Пронин, Л.Е. Кройчик, A.A. Тертычный, В.В. Сыченков6. С точки зрения

5 Шумилина Т.В. Не могли бы вы рассказать./ Т.В. Шумилина. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 137 е.; Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста / Г. В. Лазутина. - М. : Аспект-пресс, 2000. - 208 е.; Лазутина Г. В. Технология и методика журналистского творчества / Г. В. Лазутина. — М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1988.

- 79 е.; Белановский С.А. Индивидуальное глубокое интервью : учеб. пособие / С.А. Белановский. - М.: Никколо-Медиа, 2001. - 320 е.; Лукина М.М. Технология интервью : учеб. пособие для вузов / М.М. Лукина.

- M.: Аспект Пресс, 2003. - 191 е.; Шостак М.И. Журналист и его произведение : практическое пособие / М.И. Шостак - М.: Гендальф, 1998. - 96 е.; Ильченко С. II. Интервью в журналистском творчестве : учеб. пособие / С. Н. Ильченко. - СПб.: Санкт-Петербург, гос. ун-та, 2003. - 93 с.

6 Пельт В. Д. Дифференциация жанров газетной публицистики / В.Д. Пельт. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984.

- 47 е.; Черепахов М. С. Проблемы теории публицистики / М. С. Черепахов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Мысль, 1973. - 267 е.; Ученова В. В. У истоков публицистики / В. В. Ученова. - М.: Изд-во Моск. гос. унта, 1989. - 148 е.; Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики : учеб.-метод. пособие для студентов-заочников фак. и отд-ний журналистики гос. ун-тов / Е. И. Пронин. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 92 е.; структуры, семантики, прагматики, стилистки интервью исследовали H.A. п

Заигрина, А.П. Апалат, А.Н. Сак . Особенности интервью в разрезе каналов коммуникации изучали А.Ф. Архипов, JT.B. Ухова, Т.И. Попова, М.А. о

Стрельникова . Ряд исследователей — И.В. Талина, A.B. Шевчук, М.П. Чуриков, A.B. Капишникова, И.Ю. Капичникова, Е.Г. Ларина, К.В. Баранова, Н.К. Шуликин, Т.Ю.Мкртчан, Ю.В. Красноперова, O.A. Шевченко, С.А. Добрынин, Н.В. Яшина9 — посвятили свои работы отдельным разновидностям

Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров / Л.Е. Кройчик И Основы творческой деятельности журналиста. — СПб.: Знание, 2000. — С. 125-160.; Тертычный A.A. Жанры периодической печати : учебное пособие / Тертычный A.A. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 312 е.; Сыченков В.В. Интервью-портрет как тип коммуникации : дис. канд. филол. наук. / В.В. Сыченков. - Казань, 2007.-225 с.

7 Заигрина H.A. Лингвостилистические особенности печатного интервью как типа текста : (на материале англ.-амер. прессы): автореф. дис. канд. филол. наук / Заигрина H.A. - М., 1988.-21 е.; Апалат А.П. Структура, семантика и прагматика текстов-интервью : (на материале современной англоязычной прессы) : автореф. дне. канд. филол. наук / Апалат А.П. - Киев, 2003.- 20 е.; Сак А.Н. Лингво-прагматические аспекты испаноязычного газетно-журнального интервью : дис. канд. филол. наук /А.Н. Сак. - М., 2005. -195 с.

8 Архипов А.Ф. Синтаксические особенности речевого жанра радиоинтервыо : дис. канд. филол. наук / А.Ф. Архипов -М., 1974,- 161 е.; 115. Ухова Л. В. Речевые средства реализации авторского намерения в жанре телеинтервью : на материале программ К. Прошутинской "Мужчина и женщина" и А. Караулова "Момент истины" : дис. канд. филол. наук / Л. В. Ухова. - Ярославль, 2001. - 350 е.; Попова Т.И. Телевизионное интервью : семантический и прагматический аспекты : дис. доктора филол. наук./ Попова Т.И. - СПб., 2004. - 432 е.; Стрельникова М.А. Национальные особенности речевого жанра телеинтервью в российской и американской коммуникативных культурах / М.А. Стрельникова : дис. канд. филол. наук. -Воронеж, 2005. - 273 с.

9 Талина И.В. Тендерные маркеры речевого поведения политического деятеля (На материале политического интервью) : дис. канд. филол. наук / Талина И.В. - Ульяновск, 2003. - 175 е.; Шевчук A.B. Прагмалингвистические особенности построения политического дискурса (Сопоставительный анализ британских и русских информационных телеинтервью) : дис. канд. филол. наук / A.B. Шевчук. -Томск, 2004. - 173 е.; Чуриков М.П. Согласие, несогласие и уклонение в аспекте речевого общения : на материале текстов немецкнх политических интервью : дис. канд. филол. наук / М.П. Чуриков. - Ростов н/Д, 2005. -168 е.; Капишникова А. В. Лингвистические средства управления дискурсом : На материале американских радиопередач ток-шоу : дис. канд. филол. наук / А. В.Капишникова. - Москва, 1999. - 137 е.; Капичникова И.Ю. Модально-оценочная структура интервью в массово-информационном дискурсе в современном немецком языке : дис. канд. филол. наук/ И.Ю. Капичникова- Иркутск, 2003. - 143 е.; Ларина Е. Г. Лингвопрагматические особенности ток-шоу как жанра телевизионного дискурса (На материале американских телевизионных программ) : дис. канд. филол. наук / Е. Г. Ларина. - Волгоград, 2004. - 171 е.; Баранова К.В. Риторический анализ речевого поведения ведущих американских ток-шоу : дис. канд. филол. наук / К.В. Баранова. - СПб., 2006. - 186 е.; Шуликин Н. К. Прагмалингвистические и социолингвистические аспекты коммуникации в ситуации интервью (На материале англ. яз.): дис. канд. филол. наук / И. К.Шуликин. - Самара, 1993. - 108 е.; Мкртчан Т.Ю. Речевое поведение журналистов в политическом теле- и радиоинтервыо : автореф. дис. канд. фил. наук / Т.Ю.Мкртчан. - Ростов-на-Дону, 2004. — 19 е.; Красноперова Ю. В. Дискурсивные стратегии участников интервью : дис. канд. филол. наук / Ю. В. Красноперова. - Иркутск, 2005.-236 е.; Шевченко О. А. Когнитивная модель дискурса интервью (На материале современной англоязычной прессы) : дис. канд. филол. наук / O.A. Шевченко. - Тольятти, 2006. -210с.; Добрынин С. А. Взаимодействие автора с героем в процессе создания портретного фильма : этико-профессиональные особенности : автореф. дис. . канд. филол. наук / С.А. Добрынин. - М., 2008. - 29 е.; Яшина Н.В. Коммуникативные и интонационные особенности дискурса телеинтервью (на материале американского варианта английского языка): автореф. дис. . канд. филол. наук / Н.В. Яшина. - Иваново, 2007.-21 с. интервью, а также различным аспектам дискурса интервью, что свидетельствует о большом значении интервью в повседневной практике.

В развитии теоретической мысли отчетливо прослеживается изменение взглядов на интервью. Если до 90-х годов XX века большинство теоретиков относили интервью к информационному жанру, назначение которого - в трансляции информации «от первого лица», то впоследствии М.И. Шостак, JI.E. Кройчик, A.A. Тертычный, В.В. Сыченков отмечали, что интервью вбирает в себя признаки других жанров, подходит для создания аналитических материалов и обладает мощным изобразительно-выразительным потенциалом. В последнее время появились исследования, определяющие человеческую личность как основную жанровую доминанту интервью (Т.И. Попова, В.В. Сыченков).

Объект исследования - интервью-портрет как жанр журналистики, его функциональная и формально-содержательная специфика.

Предмет исследования — самопрезентация участников интервью в процессе коммуникации в интервью-портрете.

Материал исследования составили наиболее яркие интервью-портреты, опубликованные в газетах «Комсомольская правда», «Известия», «Коммерсантъ», «Московский комсомолец», «Мое» и «Молодой коммунар» (Воронежская область), «Сегодня.иа», журналах «Esquire», «Огонек», «Итоги», «Караван историй. Коллекция», «Атмосфера», «Воронежское обозрение», «Экс-journal», «Pulse-Воронеж» в период с 2001 по 2010 год, взятые методом случайной выборки, а также книги-сборники интервью-портретов, написанных известными журналистами Д. Быковым, М. Городовой, Н. Дардыкиной, О. Кучкиной, Д. Радбель (тексты интервью в свое время были опубликованы на страницах «Комсомольской правды», «Российской газеты», «Московского комсомольца», «Собеседник», журналов «Огонек», «Крестьянка», «Эгоист generation»).

Цель исследования - выявить особенности создания автопортрета героя и журналиста в жанре интервью-портрета.

Задачи:

1) выявить коммуникативные ресурсы интервью-портрета как публицистического жанра;

2) проследить эволюцию интервью как жанра от сообщения аудитории из первых уст сведений, представляющих общественный интерес, до выявления характерологических особенностей собеседника, который интересен интервьюеру сам по себе;

3) конкретизировать специфику интервью-портрета как текста, организующего особый характер взаимоотношений двух субъектов высказываний — адресата и адресанта в процессе коммуникативных отношений;

4) изучить специфику интервью-портрета как диалога двух сознаний, в процессе которого могут возникнуть (и возникают) два объекта исследования: автопортрет героя и автопортрет интервьюера (косвенно);

5) выявить " механизмы, с помощью которых происходит самопознание участников диалога, проследить их функционирование на страницах современной российской прессы.

Теоретико-методологическая база исследования формировалась под воздействием достижений отечественной и зарубежной науки. Ключевыми методами исследования стали историко-функциональный, сравнительно-типологический и текстологический методы, метод факторного анализа, эмпирические методы (в частности, наблюдение в ходе собственных интервью с героями).

Теоретическим фундаментом работы в области теории жанров послужили труды A.A. Тертычного, A.A. Грабельникова, Е.И. Пронина, Е.П. Прохорова, М.С. Черепахова, JI.E. Кройчика, В.В. Сыченкова, М.И. Шостак10, в области метода интервью - С.А. Белановского, М.М. Лукиной,

10 Тертычный A.A. Жанры периодической печати : учеб. пособие / A.A. Тертычный. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 312 е.; Грабельников A.A. Работа журналиста в прессе : учеб. пособие. / A.A. Грабельников. - М.: РИП-холдинг, 2003. — 274 е.; Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики : учеб.-метод. пособие для студентов-заочников фак. и отд-ний журналистики гос. ун-тов / Е. И. Пронин. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 92 е.; Прохоров Е.П. Искусство публицистики : размышления и разборы / Е. П. Прохоров. - М.: Сов. писатель, 9 а также работы специалистов по подбору персонала М.И. Ивановой, A.C. Слепцовой". Из современных работ по интервью, обозначающих личностную доминанту как основополагающий элемент интервью-портрета, - исследования В.В. Сыченкова, Т.И. Поповой12. При рассмотрении интервью как коммуникативного события мы основывались на трудах Г.Г. Почепцова, H.H. Евреинова, Ю.М. Лотмана13. В области изображения героя и автора в публицистике наиболее ценными оказались работы М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Л.Е. Кройчика, Н.С. Валгиной, М.И. Стюфляевой14, с точки зрения функционирования языка — Л.В. Щербы15. При исследовании интервью в аспекте самосознания личности мы основывались на положениях работ О.М. Фрейденберг, И.С. Кона, А .Я. Гуревича, A.M. Леонтьева, Э. Фромма, Э. Берна, М.С. Уварова16.

1984. - 357 е.; Черепахов М. С. Проблемы теории публицистики / М. С. Черепахов. - 2-е изд., перераб. и доп.-М. : Мысль, 1973.-267 е.; Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров/Л.Е. Кройчик//Основы творческой деятельности журналиста. — СПб. : Знание, 2000. — С. 125-160; Сыченков В.В. Интервью-портрет в системе современных публицистических жанров / В.В. Сыченков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. - 2000. — №2. — С. 108-114; Сыченков В.В. Интервью-портрет как тип коммуникации : дис. канд. филол. наук / В.В. Сыченков. — Казань, 2007. — 225 е.; Сыченков В.В. Техника психологического интервью / B.B. Сыченков // Тонус. Научно-публицистический альманах. — Казань : Полиграфкомбинат им. К. Якуба, 1997. - №1. - С. 63-67; Шостак М.И. Журналист и его произведение : Практическое пособие / М.И. Шостак - M. : Гендальф, 1998. - 96 с. Белановский С.А. Индивидуальное глубокое интервью : учеб. пособие / С.А. Белановский. - М. : Никколо-Медиа, 2001. - 320 е.; Лукина М.М. Технология интервью : учеб. пособие для вузов / M.M. Лукина. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 191с.; Иванова C.B. Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час / С. В. Иванова. - M. : Альпина Бизнес Букс, 2008. - 160 е.; Слепцова A.C. Подбор персонала. Как оценить человека за час /A.C. Слепцова. - М. : ACT : Астрель, 2007. - 320 с.

12 Сыченков В.В. Интервью-портрет как тип коммуникации : дис. канд. филол. наук / В.В. Сыченков. -Казань, 2007.-225 е.; Попова Т.И. Телевизионное интервью : семантический и прагматический аспекты : дис. .доктора филол. наук / Т.И. Попова. - СПб., 2004. - 432 с.

13 Почепцов Г.Г. Теории коммуникации / Г. Г. Почепцов. - M. : Рефл-бук, К. : Ваклер, 2001. - 656 с. ; Евреинов H. Н. Pro scena suo / H. H. Евреинов. - СПб. : Prometei, б/г. [1915]. - 101 с.; Евреинов H.H. Оригинал о портретистах / H.H. Евреинов. - M. : Совпадение , 2005. - 398 с. ; Лотман Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. - M. : Прогресс : Гнозис, 1992. -470 е.; Лотман Ю.М. Семиосфера : Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров : Ст., исслед., заметки : [(1968-1992)] / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство-СПБ, 2004. - 703 с.

14 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - M. : Искусство, 1986. - 2-е изд. - 444 с. ; Бахтин М.М. Философия поступка /М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. - М. : Наука, 1986. - С. 259-269.; Лихачев Д. С. Текстология : (на материале русской литературы X-XVII вв.) / Д. С. Лихачев, при участии А. А. Алексеева и А. Г. Боброва. - СПб. : Алетейя, 2001. - 759 е.; Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси / Д. С. Лихачев. - 2-е изд. - M : Наука, 1970 .— 180 е.; Кройчик Л.Е. Публицистический текст как нарратив/ Л.Е, Кройчик // Акценты : Новое в массовой коммуникации. - Воронеж. -2008. -№7-8. - С. 6-15; Волгина H. С. Теория текста : учеб. пособие для студентов вузов / Н. С. Волгина. - М. : Логос, 2004. - 278 е.; Стюфляева М.И. Человек в публицистике / М.И. Стюфляева. - Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. - 144 с.

15 Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку / Л .В. Щерба. - М. : Учпедгиз, 1957. - 186 с.

16 Фрейденберг О. М. Миф и литература древности / О. М. Фрейденберг; [сост., подгот. текста, коммент., указ. и послесл. Н. В. Брагинской]. - М. : Наука, Глав. ред. вост. лит., 1978. - 605 с.; Кон И. Открытие «Я» / И. Кон. - М. : Изд-во полит, лит., 1978. - 368 е.; Гуревич А.Я. Избранные труды. Средневековый мир /

Учитывались также положения, нашедшие отражение в трудах современных психологов, исследующих потенциал автопортрета в изучении особенностей личности, - С.А. Кравченко, Г.М. Назлояна, 'О.Ф. Потемкиной и Е.В.

17

Потемкиной . Философию процесса автопортертирования мы почерпнули из трудов О.З. Кандаурова, C.B. Крузе, Г.В. Елыпевской, С.П. Батраковой18. Положения, выносимые на защиту:

1. Современный этап развития отечественной публицистики характеризуется широкой представленностью интервью-портрета в прессе, объясняемой прежде всего общим процессом повышения интереса к личности.

2. Интервью-портрет — один из оптимальных способов изображения героя как психологически достоверной личности, как представителя определенного социума, как героя своего времени, как индивидуально-неповторимого субъекта исторического процесса.

3. Автопортрет - форма не только самопрезентации, но и самопознания. В связи с этим главными функциями интервью-портрета становятся функция межличностной коммуникации (интервью-портрет дает возможность читателю «пообщаться» с героем интервью) и смыслоформирующая (в процессе интервью новые смыслы и новое понимание героя открывается не только читателям и журналисту, но и самому герою).

А.Я.Гуревич. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 2009. - 560 е.; Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие для ВУЗов / А. Н. Леонтьев. — М. : Академия, 2005. - 346 е.; Фромм Э. Человек для самого себя /Э. Фромм. - М. : ACT : ACT МОСКВА, 2008. - 349 е.; Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. — М. : Эксмо, 2007. — 576 е.; Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова : науч. изд. / М.С. Уваров. - СПб. : Алетейя , 1998. - 243 с.

17 Кравченко С.А. Автопортрет в психотерапии / С. А. Кравченко // Маскотерапия : [сайт]. URL: http://www.skravchenko.ru/(дата обращения: 21.02.2008); Назлоян Г. М. Портретный метод в психотерапии / Г.М. Назлоян. - М. : ПЕР СЭ, 2001. - 144 е.; Назлоян Г. М. Концептуальная психотерапия : Портретный метод / Г.М. Назлоян. - М. : ПЕР СЭ, 2002. - 239 е.; Потемкина О.Ф. Психологический анализ рисунка и текста / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина. - М. : Речь, 2006. - 524 с.

18 Кандауров О. 3. Автопортрет как исповедальный жанр / О. 3. Кандауров // Красная книга культуры / под ред. В. Л. Рабиновича. - М. : Искусство, 1988. - С.88-112; Крузе С. В. Автопортрет как форма самопознания личности художника : дис. канд. филос. наук / C.B. Крузе. - Ростов н/Д, 2004. - 170 е.; Ельшевская Г. В. Портрет / Г.В. Ельшевская. - М. : АСТ-ПРЕСС, ГАЛАРТ, 2002. - 207 е.; Батракова С. П. Художник XX века и язык живописи. От Сезанна к Пикассо / С.П. Батракова. - М. : Наука, 1996. - 176 с.

4. Возможности самопрезентации личности в автопортрете определяются, с одной стороны, стремлением автора текста выявить сущностные признаки своего собеседника, а с другой стороны, его же стремлением сделать себя участником диалога.

5. Каждый из участников интервью-портрета (и журналист, и интервьюируемый) в большей или меньшей степени является и автором, и героем, а конечный, целостный образ возникает в сознании аудитории, которая из читателя превращается в соавтора.

Научная новизна исследования состоит в том, что процесс раскрытия человека в интервью впервые рассмотрен как результат полноценного сотворчества журналиста и героя. Конкретизирована специфика интервью-портрета как текста, организующего особый характер взаимоотношений адресата и адресанта в процессе общения. Проблема развития жанра интервью впервые исследована в разрезе развития интереса к личности, изучены возможности самопрезентации журналиста и героя, а также формы и способы создания автопортрета. Автопортретирование в целом исследовано в междисциплинарном аспекте, а также в контексте жанра интервью-портрета, формирующего как автопортрет героя, так и автопортрет интервьюера. Уточнены механизмы, с помощью которых происходит самопознание участников диалога, и способы их воплощения на страницах современной российской прессы. Также впервые интервью комплексно рассмотрено в рамках синтеза истории и теории журналистики, психологии, социологии, живописи, искусствоведения и драматургии.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе представлен комплексный анализ ресурсов современного интервью в аспекте автопортретирования, выявлены механизмы, по которым происходит самопознание человека в интервью-портрете. Обобщены особенности и изобразительно-выразительные возможности использования диалогической и монологической форм текста интервью. Результаты исследования могут послужить основой для расширения научных знаний об интервью в целом и об интервью-портрете в частности, а также могут быть использованы при изучении средств создания образа человека в публицистике.

Практическая значимость исследования определяется его проблематикой и полученными результатами. Поскольку в диссертации исследуются аспекты создания многогранного образа героя интервью, ее результаты могут применяться в работе журналистов периодических изданий, а также при обучении студентов-журналистов и смежных специальностей стратегиям ведения интервью и тактикам последующего его оформления в готовый текст. Автор исследования, будучи практикующим журналистом, широко применял собственные разработки в своей профессиональной деятельности.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на научно-практических конференциях в Воронежском госуниверситете, Самарском госуниверситете, Казанском госуниверситете им. В.И. Ульянова-Ленина, МГУ им. Ломоносова (20062010 гг.) и нашли отражение в шестнадцати научных публикациях. Практические результаты исследования получили применение в ходе профессиональной журналистской деятельности и в процессе преподавания на факультете журналистики Воронежского государственного университета.

Последовательность решения задач обусловила структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Структура работы

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

В первой главе «Интервью как межвидовая жанровая форма журналистики и тип коммуникации» анализируется положение интервью в жанровой системе современной журналистики, сопоставляются подходы к оценке жанра и возможности его отнесения к различным жанровым группам. Развитие жанра рассматривается в четкой корреляции с развитием интереса к человеческой личности. Уточняются подходы к созданию образа человека на различных этапах развития интервью в целом и портретного интервью в частности. Выявляются особенности интервью-процесса и интервью-текста как формы коммуникации.

Вторая глава «Место автопортрета в интервью» посвящена исследованию процесса автопортретирования как одного из ключевых элементов в образной системе интервью. В данной главе анализируются особенности самопознания и самопрезентации применительно к практике интервью, выявляются типические черты автопортретов героев современных интервью-портретов, исследуются ресурсы самопрезентации журналиста в тексте интервью.

В третьей главе «Создания автопортрета героя в интервью-портрете» основное внимание уделено технологии создания автопортрета героя, изучаются особенности и изобразительно-выразительные возможности диалогического и монологического представления интервью на страницах прессы.

В заключении приводятся результаты исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Янчева, Наталья Юрьевна

Основные выводы диссертационного исследования могут быть сформулированы следующим образом:

1. Современный этап развития отечественной публицистики характеризуется широкой представленностью интервью-портрета в прессе, объясняемой прежде всего общим процессом повышения интереса к личности. С того момента, как в обществе в целом и в журналистике в частности осуществился поворот внимания на нужды, ценности и устремления индивида, личность в журналистике сменила несколько ролей. Прошла через стадию «первоисточника информации», стадию «личность -предмет журналистского интереса», на которой познание и осмысления личности осуществляется журналистом (публицистом), и вышла на уровень самопознания и самоосмысления, когда личность может сама рассказать о времени и о себе (то есть написать свой автопортрет). На сегодняшний день разнообразие интервью (различные тексты интервью могут относиться информационной, аналитической и художественно-публицистической и полемической группам жанров) демонстрирует разносторонний интерес к человеку.

2. Интервью-портрет — один из оптимальных способов изображения героя как психологически достоверной личности, как представителя определенного социума, как героя своего времени, как индивидуально-неповторимого субъекта исторического процесса. Интервью-портрет — уникальный жанр, позволяющий герою интервью с одной стороны самому рассказывать о себе, с другой стороны - оставаться героем, а не превращаться в автора (ведь в этом случае ему придется сменить тему и говорить о себе «между делом», в первую очередь рассказывая о чем-то еще). Побуждая героя писать свой портрет, журналист действует в соответствии с требованиями, которые диктует современность: не претендует на истину в последней инстанции, избегает масштабных оценок героя (по ходу интервью журналист может комментировать, осуждать или одобрять какие-то слова и действия героя, однако сделать выводы о том, каким же человеком является интервьюируемый, предоставляется читателю), снимает проблему неправильной интерпретации мотивов и поступков героя.

3. Автопортрет — форма не только самопрезентации, но и самопознания. Главным инструментом самопознания личности является сравнение себя с другими людьми, оценка своих поступков и намерений с точки зрения добра и зла. Самопознание и самопрезентация героя в интервью-портрете происходит в процессе публичной коммуникации. Герой интервью-портрета - это личность, это звезда, «герой нашего времени», соответственно, портрет такого человека является также портретом времени, образом эпохи. Поэтому, приступая к созданию интервью-портрета, журналист ориентируется на выделение индивидуально-типического в образе героя. Он как бы пытается ответить на вопрос: какие личные, индивидуальные качества позволили человеку стать авторитетом, кумиром, объектом восхищения и подражания для миллионов людей, и почему именно этот конкретный человек стал выразителем настроений, чаяний, надежд или мыслей данного общества или какой-то его значительной части? Читатель интервью в процессе чтения и последующего осмысления текста сравнивает свою жизненную позицию, свои принципы с жизненной позицией и принципами героя. То есть начинает процесс самопознания и самооценки.

Таким образом, главными функциями интервью-портрета становятся функция межличностной коммуникации (интервью-портрет дает возможность читателю «пообщаться» с героем интервью) и смыслоформирующая (в процессе интервью новые смыслы и новое понимание героя открывается не только читателям и журналисту, но и самому герою).

Полученные выводы позвонили уточнить определение интервью-портрета: на наш взгляд, это — художественно-публицистический жанр журналистики, направленный на создание многогранного образа человека диалогическим методом и индуцирующий дальнейший процесс самопознания у читателя, зрителя или слушателя.

4. Возможности самопрезентации личности в автопортрете определяются, с одной стороны, стремлением автора текста выявить сущностные признаки своего собеседника, а с другой стороны, его же стремлением сделать себя участником диалога.

Специфика самопознания как особого рода человеческой деятельности такова, что оно возможно только при равенстве собеседников (в противном случае никакого самопознания просто не получится). Став равным герою, журналист не мог удовлетвориться ролью «бесплотного зеркала» или «психоаналитика». Журналист в интервью активно спорит, выражает свое мнение, делится подробностями личной жизни и фактами биографии, то есть по сути пишет свой автопортрет. И этот автопортрет автора зачастую становится таким же важным, как и портрет героя. Многие интервьюеры становятся звездами, и аудитория смотрит/читает/слушает интервью из-за журналиста.

5. В связи с этим в парадигме «автор-герой» в интервью-портрете наблюдаются любопытные изменения. Если в художественном произведении автор - этот тот, кто творит, а герой - тот, кто эстетически завершен, то в интервью-портрете получается сложная структура: каждый из его участников (и журналист, и интервьюируемый) в большей или меньше степени является и автором, и героем, а конечный, целостный образ возникает в сознании аудитории, которая из читателя (зрителя, слушателя) превращается в соавтора.

Степень авторского присутствия в интервью варьируется от роли полноценного второго героя в интервью-диалоге до «исчезновения» журналиста в интервью-монологе (где автор присутствует незримо, не отвлекая внимания аудитории на свою персону).

Монологическая форма интервью в современной прессе используется а) для репрезентации глубоко личностных интервью - «разговор героя с самим собой», б) для создания иллюзии прямого обращения героя к аудитории (так называемые «авторские монологи», «проза звезд» — рассказ выдающихся людей о каких-то событиях своей жизни от первого лица, либо же их «исповедь на заданную тему», например, монологи об эгоизме в журнале «Я эгоист»), в) для придания динамики интервью, вопросы в котором были невыразительны, «анкетны» (каждую новую мысль отделяют от предыдущей подзаголовками вроде «О первой любви», «О поражениях», «О победах» и т.п.).

Современные интервью-монологи так же, как и интервью-диалоги, строятся по драматургическим законам.

Интервью, в которых журналист выполняет функцию «говорящей головы», транслятора вопросов, хотя и составляют до сих пор основной массив текстов интервью в местной печати, в федеральных СМИ постепенно вытесняются либо интервью-монологами, либо онлайн-интервью или прямыми линиями.

Данное диссертационное исследование, бесспорно, не охватывает всех проблем функционирования интервью в целом и автопортетирования в интервью в частности, поэтому представляет большие возможности для дальнейшего изучения вопроса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный человек находится под постоянным воздействием различных информационных потоков. Информации чрезвычайно много, а ценность ее зачастую сомнительна, поэтому у людей возникает информационная усталость и, как следствие, снижение интереса к СМИ, которые работают в старой модели информирования и пропаганды (воздействия). Вместе с тем растет интерес к средствам массовой коммуникации (по этим термином в данном случае мы подразумеваем как СМИ, которые вывели на первый план коммуникативную функцию и максимизировали обратную связь с аудиторией, так и всевозможные социальные сети, блоги в интернете).

В современном мегаполисе человек куда более одинок, нежели в средневековой деревне, его сознание раздроблено, коммуникация с другими людьми ему нужна не в последнюю очередь для того, чтобы понять себя, осознать свое место в мире. Желание человека самостоятельно выбирать нужную информацию, а не быть объектом воздействия, и потребность в самоиндентификации и обеспечили, на наш взгляд, бурный рост популярности социальных сетей, блогов, онлайн-дневников, а также же личностных форм журналистики - колумнистики и интервью-портрета, который начиная с 90-х годов прошлого столетия стал массово использоваться для создания многогранного образа человека. В отличие от портретного очерка, который создается автором на основе своего понимания героя, интервью-портрет базируется также на понимании героем самого себя, то есть по сути на его автопортрете. Особенности и возможности автопортретирования героя в рамках интервью-портрета и журналиста (чей автопортрет также присутствует в интервью-портрете) мы попытались изучить в данном диссертационном исследовании.

Для этого в первой главе «Интервью как межвидовая жанровая форма журналистики и тип коммуникации» было рассмотрено положение жанра интервью в системе современной журналистики, который развивался в четкой корреляции с ростом интереса к человеческой личности, выявлены особенности интервью-процесса и интервью-текста как формы коммуникации.

Вторая глава «Место автопортрета в интервью» посвящена исследованию феномена автопортретности как одного из ключевых элементов в образной системе интервью. В данной главе изучаются особенности самопознания и самопрезентации применительно к практике интервью, выявляется базовая модель портретирования и автопортретирования в современных интервью-портретах, исследуются особенности интервью как диалога двух сознаний, а также возможности самопрезентации журналиста в тексте интервью,

В третьей главе «Создания автопортрета героя в интервью-портрете» основное внимание уделено технологии создания автопортрета героя. Рассматриваются типы собеседников, выявляются механизмы, помогающие журналисту погрузить героя в состояние рефлексии, прорабатывается теория вопросов, изучаются особенности и изобразительно-выразительные возможности диалогического и монологического представления интервью на страницах прессы, исследуется драматургическая природа жанра.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Янчева, Наталья Юрьевна, 2011 год

1. Антонова В. И. Трансформации типологической и жанровой систем в современной журналистике : (по материалам печатных изданий Поволжского региона) : дис. . д-ра филол. наук: / В. И. Антонова. -Саранск, 2006. - 248 с.

2. Апалат А. П. Структура, семантика и прагматика текстов -интервью : (на материале современной англоязычной прессы) : автореф. дис. . канд. филол. наук / А. П. Апалат. — Киев, 2003. 20 с.

3. Архипов А. Ф. Синтаксические особенности речевого жанра радиоинтервью : дис. . канд. филол. наук. / А. Ф. Архипов. М., 1974.- 161 с.

4. Баранова К. В. Риторический анализ речевого поведения ведущих американских ток-шоу : дис. . канд. филол. наук / К. В. Баранова. -СПб., 2006.- 186 с.

5. Батракова С. П. Художник XX века и язык живописи : от Сезанна к Пикассо /С. П. Батракова. — М. : Наука, 1996. 176 с.

6. Бахтин М. М. Философия поступка / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М., 1986. - С. 259-269.

7. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. Изд. 2. -М. : Искусство, 1986. - 444 с.

8. Белановский С. А. Индивидуальное глубокое интервью : учеб. пособие / С. А. Белановский. М. : Никколо-Медиа, 2001. - 320 с.

9. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. М. : Эксмо, 2007. - 576 с.

10. Ю.Богачев О. Арт-терапия в реабилитации наркозависимых / О. Богачев // Арт-терапия : сайт. URL: http://www.art-therapy.ru/publication/content/78.htm (дата обращения: 16.03.2008).

11. П.Богданов Н. Г. Справочник журналиста / Н. Г. Богданов, Б. А. Вяземский. Л. : Лениздат, 1971. - 687 с.

12. Быков Д. Л. И все-все-все : сб. интервью / Д. Л. Быков. М. : ПРОЗАиК, 2009. - Вып. 1.-336 с.

13. Бычков В. В. Эстетика : учебник / В. В. Бычков. — М. : Гардарики, 2004.-556 с.

14. М.Вакуров В. Н. Стилистика газетных жанров / В. Н. Вакуров, Н. Н. Кохтев, Г. Я. Солганик. М. : Высш. шк., 1978. - 183 с.

15. Валгина Н. С. Теория текста : учеб. пособие для студентов вузов / Н. С. Валгина. М. : Логос, 2004. - 278 с.

16. Васильева-Шляпина Г. Л. Автопортретный жанр в мировом изобразительном искусстве / Г. Л. Васильева-Шляпина // Вестник Краснодар, гос. ун-та. 2005. - №6. - С. 90-94.

17. Ворошилов В.В. Журналистика : учебник/ В.В. Ворошилов. 3-е изд.- СПб.: Михайлов В.А., 2001. 447 с.

18. Голанова Е. И. Публичный диалог вчера и сегодня : (коммуникативно-речевая эволюция жанра интервью) / Е. И. Голанова // Русский язык сегодня. М., 2000. - Вып. 1. - С. 250-258.

19. Голанова Е.И. Устный публичный диалог : жанр интервью / Е.И. Голанова // Русский язык конца XX столетия (1985—1995). М. : Языки русской культуры, 1996. С. 427-452.

20. Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе : учеб. пособие / А. А. Грабельников. М. : РИП-холдинг, 2003. - 274 с.

21. Гуревич А. Я. Избранные труды. Средневековый мир / А. Я. Гуревич.- СПб. : Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 2009. 560 с.

22. Добрынин С. А. Взаимодействие автора с героем в процессе создания портретного фильма : этико-профессиональные особенности : автореф. дис. . канд. филол. наук / С. А. Добрынин. М., 2008. - 29 с.

23. Дьякова Е.Г. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности : анализ основных теоретических подходов / Е. Г. Дьякова, А. Д. Трахтенберг. Екатеринбург : УрО РАН, 1999. - С. 117-118.

24. Евреинов Н. Н. Pro scena suo / Н. Н. Евреинов. — СПб. : Prometei, б/г. 1915.- 101 с.

25. Евреинов Н. Н. Оригинал о портретистах / Н. Н. Евреинов. М. : Совпадение, 2005. - 398 с.

26. Евреинов Н. Н. Театр для себя / Н. Н. Евреинов. СПб., 1915. - Ч. 1. — С. 119-121.

27. Елыпевская Г. В. Портрет / Г. В. Елыпевская. М. : АСТ-ПРЕСС, ГАЛАРТ, 2002.-207 с.

28. ЗО.Заигрина Н. А. Лингвостилистические особенности печатного интервью как типа текста : (на материале англ.-амер. прессы) : автореф. дис. . канд. филол. наук / Н. А. Заигрина H.A. М., 1988. — 21 с.

29. Зингер Л. С. Автопортрет в советской живописи / Л. С. Зингер. М. : Знание, 1986. — 56с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Искусство»; 3).

30. Иванова С. В. Искусство подбора персонала : Как оценить человека за час / С. В. Иванова. М. : Альпина Бизнес Букс, 2008. - 160 с.

31. Иващенко А. И. Архетипы в маркетинге / А. И. Иващенко // Медиапланирование : сайт. URL: http://www.advertology.ru/article25246.htm (дата обращения: 03.03.2006)

32. Ильченко С. Н. Интервью в журналистском творчестве : учеб. пособие / С. Н. Ильченко. — СПб. : Санкт-Петербург, гос. ун-та, 2003. -93 с.

33. Импрессионизм : сайт. URL: http://www.impressionism.ru/glossary.html (дата обращения: 21.09.2008)

34. Интервью и беседы с Львом Толстым / сост., вступ. ст. и коммент. В. Я. Лакшина. М. : Современник, 1986. - 525 с.

35. Каган М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. СПб. : ТОО ТК "Петрополис", 1997. - 205 с.

36. Кандауров О. 3. Автопортрет как исповедальный жанр / О. 3. Кандауров // Красная книга культуры / под ред. В. Л. Рабиновича. — М. : Искусство, 1988. С.88-112.

37. Капичникова И. Ю. Модально-оценочная структура интервью в массово-информационном дискурсе в современном немецком языке : дис. . канд. филол. наук / И. Ю. Капичников. Иркутск, 2003. - 143 с.

38. Клюева И. В. Саморепрезентация в автопортретах С. Эрьзи : миф и исповедь / И. В. Клюева // Метафизика исповеди : Пространство и время исповедального слова. СПб., 1997. - С. 104-109.

39. Ключевский В. О. Курс русской истории /О. В. Ключевский. М. : Альфа-Книга, 2009. - 1200 с.

40. Кон И. Открытие «Я» / И. Кон. М. : Изд-во полит, лит., 1978. - 368 с.

41. Кон И.С. В поисках себя : Личность и ее самосознание / И.С. Кон. -М. : Политиздат, 1984. 336 с.

42. Кравченко С.А. Автопортрет в психотерапии / С. А. Кравченко // Маскотерапия : сайт. URL: http://www.skravchenko.ru/ (дата обращения: 21.02.2008).

43. Красноперова Ю. В. Дискурсивные стратегии участников интервью : дис. . канд. филол. наук / Ю. В. Красноперова. — Иркутск, 2005. — 236 с.

44. Кройчик Л. Е. Публицистический текст как нарратив / Л. Е. Кройчик // Акценты : новое в массовой коммуникации. Воронеж, 2008. -№ 7/8.-С. 6-15.

45. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров / Л. Е. Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста. — СПб., 2000. — С. 125— 160.

46. Крузе С. В. Автопортрет как форма самопознания личности художника : дис. . канд. филос. наук / С. В. Крузе. Ростов н/Д, 2004. - 170 с.

47. Кузнецов Г. В. Журналист и собеседник / Г. В. Кузнецов // ТВ-журналист. М., 1980. - С. 82-85.

48. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста / Г. В. Лазутина. М. : Аспект-пресс, 2000. - 208 с.

49. Лазутина Г. В. Технология и методика журналистского творчества / Г. В. Лазутина. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1988. - 79 с.

50. Ларина Е. Г. Лингвопрагматические особенности ток-шоу как жанра телевизионного дискурса : (на материале американских телевизионных программ) : дис. . канд. филол. наук / Е. Г. Ларина. — Волгоград, 2004. - 171 с.

51. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие для ВУЗов / А. Н. Леонтьев. М. : Академия, 2005. - 346 с.

52. Лихачев Д. С. Текстология : (на материале русской литературы XXVII вв.) / Д. С. Лихачев, при участии А. А. Алексеева и А. Г. Боброва. СПб. : Алетейя, 2001. - 759 с.

53. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси / Д. С. Лихачев. -2-е изд. М : Наука, 1970 .— 180 с.

54. Лотман Ю.М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. М. : Прогресс; Гнозис, 1992. - 470 с.Лотман Ю. М. Семиосфера : Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров : Ст. Исслед. Заметки : (1968-1992). / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство-СПБ, 2004. - 703 с.

55. Лукина М. М. Технология интервью : учеб. пособие для вузов / М. М. Лукина. -М. : Аспект Пресс, 2003. 191с.

56. Ляшко А. В. «Миф художника» в новоевропейской культуре. Парадокс автопортрета / A.B. Ляшко // Смыслы мифа : мифология в истории и культуре. СПб., 2001. - С. 300-303.

57. Максимов А. М. Как разговорить собеседника, или ремесло общения / А. М. Максимов. М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. - 304 с.

58. Мансурова В.Д. СМИ как средство коммуникативной саморегуляции общества. // Тезисы науч-практ. конф. ф-та жур-ки СПбГУ: СМИ в современном мире. : СПбГУ : 2000. С. 41-42.

59. Марксизм / Большая Советская Энциклопедия. 2-е изд. Государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия». Главный редактор Б. А. Введенский, Т. 36, 1955.- С. 641.

60. Марксизм / Большая Советская Энциклопедия. 2-е изд. Государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия». Главный редактор Б. А. Введенский, Т. 36, 1955.- С. 641.

61. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб. : Питер, 2002. -478 с.

62. Мерло-Понти М. Око и дух / М. Мерло-Понти. М. : Искусство, 1992.-60 с.

63. Мифологизация // Википедия : сайт. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0

64. BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B 8%D 1 %8F

65. Михайлов С. А. Журналистика Соединенных Штатов Америки / С. А. Михайлов. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. - 448 с.

66. Мкртчан Т. Ю. Речевое поведение журналистов в политическом теле-и радиоинтервью : автореф. дис. . канд. филол. наук / Т. Ю. Мкртчан. Ростов-н/Д., 2004. - 19 с.

67. Мочалова О. Б. Арттерапия метод лечения и обучения / О. Б. Мочалова // Сборник статей по прикладной психологии. - М. : ВЦ РАН, 1999. - №4. - С.55-65.

68. Назлоян Г. М. Концептуальная психотерапия : портретный метод / Г. М. Назлоян. М.: ПЕР СЭ, 2002. - 239 с.

69. Назлоян Г. М. Маскотерапия : методика и техника / Г. М. Назлоян. -Симферополь : ДиАйПи, 2005. 341 с.

70. Назлоян Г. М. Портретный метод в психотерапии / Г. М. Назлоян. -М. :ПЕР СЭ, 2001.- 144 с.

71. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Изд. 4-е, доп. - М. : Азбуковник, 1997. - 943 с.

72. Орловская Е. В. Концепция творческой личности в изобразительном искусстве Алтая второй половины XX в. : дис. канд. искусст. наук / Е. В. Орловская. Барнаул, 2004. - 235 с.

73. Пави П. Словарь театра / П. Пави. М. : Прогресс, 1991. - 480 с.

74. Пельт В. Д. Дифференциация жанров газетной публицистики / В. Д. Пельт. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 47с.

75. Перспективы метафизики : Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков / под ред. Г. JI. Тульчинского, М. С. Уварова. СПб. : Алетейя, 2000. - 415 с.

76. Плешаков JI. Интервью : проход по минному полю / Л. Плешаков // Профессия журналист. - 2001. - № 3. - С. 45-48.

77. Поварнин С. И. Спор : О теории и практике спора / С. И. Поварнин. — 2-е изд., испр. и доп. М. : Флинта : Наука, 2002. - 120 с.

78. Попова Т. И. Телевизионное интервью: семантический и прагматический аспекты : дис. . д-ра филол. наук / Т. И. Попова. -СПб., 2004.-432 с.

79. Потемкина О. Ф. Психологический анализ рисунка и текста / О. Ф. Потемкина, Е. В. Потемкина. М. : Речь, 2006. — 524 с.

80. Почепцов Г. Г. Теории коммуникации / Г. Г. Почепцов. М. : Рефл-бук, 2001.-656 с.

81. Проблема / БСЭ, Издание 1969-1978 г.г. электронный доступ http://slovari.vandex.ru/dict/bse/article/00062/84400.htm

82. Пронин Е. И. Выразительные средства журналистики : учеб.-метод. пособие для студентов-заочников фак. и отд-ний журналистики гос. ун-тов / Е. И. Пронин. — М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1980. 92 с.

83. Прохоров Е.П. Искусство публицистики : размышления и разборы / Е. П. Прохоров. М.: Сов. писатель, 1984. - 357 с.93 .Пятигорский А. М. Избранные труды / А. М. Пятигорский; сост., общ. ред. и предисл. Г. Амелина. М. : Языки рус. культуры, 1996. - 590 с.

84. Радикализм и свободное искусство : сайт. URL http://www.freeradicalart.com/har.htm (дата обращения: 15.05.2009)

85. Резепова И. С. Неоязычество в культуре : История и современность : дис. . канд. филос. наук / И. С. Резепова. Ростов н/Д., 2005. — 153 с.

86. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии / Е.С. Романова. СПб. : Речь, 2001. - 416 с.

87. Савчук С. О. Об эволюции в системе жанров современной русской газеты / С. О. Савчук // Русский язык : исторические судьбы и современность. М., 2001. - С. 266-267.

88. Сак А. Н. Лингво-прагматические аспекты испаноязычного газетно-журнального интервью : дис. . канд. филол. наук / А. Н. Сак. М., 2005. - 195 с.

89. Самохвалов В. П. Психический мир будущего / В. П. Самохвалов. — Симферополь : КИТ, 1998. 400 с.

90. Сержантов В. Ф. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания / В. Ф. Сержантов, В. В. Гречаный. -Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. 216 с.

91. Слепцова А. С. Подбор персонала : Как оценить человека за час / А. С. Слепцова. М. : ACT: Астрель, 2007. - 320 с.

92. Социальная практика и журналистский текст / под ред. Я. Н. Засурского, Е. И. Пронина. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1990. 173 с.

93. Стрельникова М. А. Национальные особенности речевого жанра телеинтервью в российской и американской коммуникативных культурах : дис. . канд. филол. наук / М. А. Стрельникова. -Воронеж, 2005. — 273 с.

94. Стрельцов Б. В. Основы публицистики : жанры : учеб. пособие / Б. В. Стрельцов. Минск : Университетское, 1990. - 240 с.

95. Стюфляева М. И. Человек в публицистике / М. И. Стюфляева. Воронеж : Изд-во Воронежского универсиста, 1989 144 с.

96. Сыченков В. В. Интервью-портрет в системе современных публицистических жанров / В. В. Сыченков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистикаю. 2000. - № 2. - С. 108-114.

97. Сыченков В. В. Интервью-портрет как тип коммуникации : дис. . канд. филол. наук / В. В. Сыченков. — Казань, 2007. 225 с.

98. Сыченков В. В. Техника психологического интервью / В. В. Сыченков // Тонус : научно-публицистический альманах. Казань, 1997. -№1.- С. 63-67.

99. Талина И. В. Тендерные маркеры речевого поведения политического деятеля : (на материале политического интервью) : дис. канд. филол. наук / И. В. Талина. — Ульяновск, 2003. 175 с.

100. Теория и практика советской периодической печати / под ред. В. Д. Пельта. М. : Высш. шк., 1980. - 376 с.

101. Тертычный А. А. Жанры периодической печати : учеб. пособие / А. А. Тертычный. М. : Аспект Пресс, 2000. - 312 с.

102. Уваров М. С. Архитектоника исповедального слова / М. С. Уваров. СПб. : Алетейя , 1998. - 243с.

103. Ухова JI. В. Речевые средства реализации авторского намерения в жанре телеинтервью : на материале программ К. Прошутинской "Мужчина и женщина" и А. Караулова "Момент истины" : дис. . канд. филол. наук / Л. В. Ухова. Ярославль, 2001. - 350 с.

104. Ученова В. В. У истоков публицистики / В. В. Ученова. — М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1989. 148 с.

105. Ушакова Т.Н. Слово в действии : интент-анализ политического дискурса / Т. Н. Ушакова, Д. Н. Павлова. СПб. : Алетейя, 2000. -320 с.

106. Ферс Г. М. Тайный мир рисунка : исцеление через искусство / Г. М. Ферс. СПб. : Европ. дом, 2000. - 168 с.

107. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности / О. М. Фрейденберг; сост., подгот. текста, коммент., указ. и послесл. Н. В. Брагинской. М. : Наука, Глав. ред. вост. лит., 1978. - 605 с.

108. Фромм Э. Человек для самого себя / Э. Фромм. М. : ACT МОСКВА, 2008. - 349 с.

109. Цыбатова А. Е. Автопортрет в системе художественного образования дошкольников : дис. . канд.а пед. наук / А. Е. Цыбатова. СПб., 2003. - 260 с.

110. Чередниченко Т. Россия 1990-х в слоганах, рейтингах, имиджах : Актуальный лексикон истории культуры / Т. Чередниченко. М. : Новое лит. обозрение, 1999. - 416 с.

111. Черепахов М. С. Проблемы теории публицистики / М. С. Черепахов. 2-е изд., перераб. и доп. -М. : Мысль, 1973. - 267 с.

112. Чуриков М. П. Согласие, несогласие и уклонение в аспекте речевого общения : на материале текстов немецких политических интервью : дис. . канд. филол. наук / М. П. Чуриков. Ростов н/Д, 2005.- 168 с.

113. Шабалина Т. Диалог драматический / Т. Шабалина // Онлайн Энциклопедия «Кругосвет» : сайт. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/Icultura i obrazovanie/teatrikino/DIALOG DRAMATICHESKI.html (дата обращения: 12.04.2010)

114. Шевченко О. А. Когнитивная модель дискурса интервью : (на материале современной англоязычной прессы) : дис. . канд. филол. наук / О. А. Шевченко. Тольятти, 2006. - 210 с.

115. Шевчук А. В. Прагмалингвистические особенности построения политического дискурса : (сопоставительный анализ британских и русских информационных телеинтервью) : дис. . канд. филол. наук / А. В. Шевчук. Томск, 2004. 173 с.

116. Шестерина А. М. Полемика как явление культуры : генезис и традиции / А. М. Шестерина // Relga : электронный журнал. 2004. -№ 6. URL: www.relga.ru ( дата обращения: 21.07.2006).

117. Шестерина А. М. Полемический текст в современном медиапространстве : (функциональные, жанровые и структурные особенности печатной полемики) / А. М. Шестерина. Тамбов : Изд-во Тамбов, гос. ун-та им. Г. Р. Державина, 2003. - 302 с.

118. Шибаева JI. Жанры в теории и практике журналистики / Л. Шибаева // Журналистика : электронный журнал. 2003. - № 17 (47). URL: http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm (дата обращения: 8.09.2006).

119. Шостак М. И. Журналист и его произведение : практ. пособие / М. И. Шостак. М. : Гендальф, 1998. - 96 с.

120. Шуликин Н. К. Прагмалингвистические и социолингвистические аспекты коммуникации в ситуации интервью : (на материале англ. яз.) : дис. канд. филол. наук / Н. К. Шуликин. Самара, 1993. - 108 с.

121. Шумилина Т. В. Не могли бы вы рассказать. / Т. В. Шумилина. -М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1976. 137с.

122. Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку / Л. В. Щерба. -М. : Учпедгиз, 1957. 186 с.

123. Эфрос А. М. Мастера разных эпох / А. М. Эфрос. М. : Сов. художник, 1979. - 336 с.

124. Юденкова Т. В. Духовный автопортрет общества в русской живописи 1870-1880 гг. : И. Н. Крамской «Христос в пустыне», Е. И. Репин «Не ждали» : дис. . канд. искусствоведения / Т. В. Юденкова. -М., 1998.-226 с.

125. Яшина Н. В. Коммуникативные и интонационные особенности дискурса телеинтервью : (на материале американского варианта английского языка) : автореф. дис. . канд. филол. наук / Н. В. Яшина. Иваново, 2007. - 21 с.

126. Литература на иностранных языках:

127. Gorden L. R. Interviewing : Strategy, Techniques and Tactics / L. R. Gorden. Chicago : The Dorsey press, 1987. - 388 p.

128. Interview Quesqions // Media : сайт. URL: http://www.mediacollege.com/iournalism/interviews/questions.html (дата обращения: 6.12.2007 )

129. Kosloff S. Narrative Theory and Television / S. Kosloff // Channels of

130. Discourse : Reassembled. L., 1992. - P. 67-100.7 «

131. Stroke hemiplegia and specular image : lessons from self-portraits / Morin C., Pradat-Diehl P., Robain G., Bensalah Y., Perrigot M. // Int J Aging Hum Dev . 2003. - №56. - P. 1—41. Integrated sci.j.

132. Rogers T. Everything You Need to Know About Interviewing : The Equipment You'll Need, the Techniques to Use / T. Rogers // Journalism : сайт. URL:http://ioumalisiTi.about.com/od/reporling/tp/interviewingbasics.htm (дата обращения: 15.05.2007)

133. The lonely crowd : A study of the changing American character / D. Riesman e.a.. New Haven : Yale University press, 1950. — 386 p.

134. Tielsch A. H. Listen to them draw : screening children in primary care through the use of human figure drawings / A. H. Tielsch, P. J. Allen // Pediatr Nurs. 2005. - № 31(4). - P. 320-327.1. Источники

135. Бессон JI. «Фильм это два часа, которые помогают отдохнуть от мира, полного стресса» / Л. Бессон ; беседовала Л. Маслова // Коммерсантъ. — 2010. — 28 июня.

136. Быков Д. Л. Александр Гордон / Д. Быков // И все-все-все / Д. Быков. -М., 2009. Вып. 1. - С. 76-85.

137. Быков Д. Л. Алла Демидова / Д. Быков // И все-все-все / Д. Быков. -М., 2009.-Вып. 1.-С. 108-122.

138. Быков Д. Л. Василий Шандыбин / Д. Быков // И все-все-все / Д. Быков. М., 2009. - Вып. 1. - С. 284-297.

139. Быков Д. Л. Виктор Астафьев / Д. Быков // И все-все-все / Д. Быков. М., 2009. - Вып. 1. - С. 33-52.

140. Быков Д. Л. Владимир Войнович / Д. Быков // И все-все-все / Д. Быков. М., 2009. - Вып. 1. - С. 66-76.

141. Быков Д. Л. Евгений Гришковец / Д. Быков // И все-все-все / Д. Быков. М., 2009. - Вып. 1. - С. 96-107.

142. Быков Д. Л. Игорь Губерман / Д. Быков // И все-все-все / Д. Быков. М., 2009. - Вып. 1. - С. 86-95.

143. Быков Д. Л. Оксана Акинынина / Д. Быков // И все-все-все / Д. Быков. М., 2009. - Вып. 1. - С. 14-32.

144. Быков Д. Л. Федор Бондарчук / Д. Быков // И все-все-все / Д. Быков. М., 2009. - Вып. 1. - С. 53-65.

145. Быков Д. Л. Эдуард Успенский / Д. Быков // И все-все-все / Д. Быков. М., 2009. - Вып. 1. - С. 253-272.

146. Быков Д. Л. Юлия Латынина / Д. Быков // И все-все-все / Д. Быков. -М., 2009. Вып. 1. - С. 175-J96.

147. Городова М. Алла Пугачева с открытым забралом / М. Городова // Звезды как люди. Журналистское расследование о том, как они стали звездами / М. Городова. М., 2008. - С. 5-31.

148. Городова M. Горячие тайны холодной Лаймы / М. Городова // Звезды как люди. Журналистское расследование о том, как они стали звездами / М. Городова. М., 2008. - С. 112-133.

149. Городова М. Джигарханян в стране лилипутов / М. Городова // Звезды как люди. Журналистское расследование о том, как они стали звездами / М. Городова. М., 2008. - С. 203-223.

150. Городова М. Кристина Орбакайте: как растопить ледяное сердце / М. Городова // Звезды как люди. Журналистское расследование о том, как они стали звездами / М. Городова. — М., 2008. — С. 56-85.

151. Дардыкина Н. Дама с камелиями и кием. Элина Быстрицкая / Н. Дардыкина // Великие и ужасные / Н. Дардыкина. М., 2004. - С. 209-223.

152. Дардыкина Н. Желтый дьявол и поэт / Н. Дардыкина // Великие и ужасные / Н. Дардыкина. М., 2004. - С. 376-391.

153. Дардыкина Н. Ножками по потолку. Поэт Андрей Вознесенский / Н. Дардыкина // Великие и ужасные / Н. Дардыкина. М., 2004. - С. 363-376.

154. Дардыкина Н. Последний из могикан / Н. Дардыкина // Великие и ужасные / Н. Дардыкина. М., 2004. - С. 98-113.

155. Дардыкина Н. Природа любит обнаженных / Н. Дардыкина // Великие и ужасные / Н. Дардыкина. М., 2004. - С. 9-29.

156. Дардыкина Н. Сибирская Карменсита / Н. Дардыкина // Великие и ужасные / Н. Дардыкина. М., 2004. - С. 253-264.

157. Дардыкина Н. У любви веселое лицо / Н. Дардыкина // Великие и ужасные / Н. Дардыкина. М., 2004. - С. 291-303.

158. Диаз К. «Равенство обоюдоострый меч» / К. Диаз ; беседовал С. Рахлин // Огонек. - 2010. - № 25. - С. 44-45.

159. Евкуров Ю.-Б. «В моем возрасте некрасиво драться, но иногда хочется кое-кого хорошенько приложить» / Юнус-Бек Евкуров ; беседовал А. Гамов // Комсом. правда. -2010.-28 мая.

160. Жулин А. История моей любви / А. Жулин // Караван. Коллекция историй. 2010. - № 2 (апр.-май). - С. 40.

161. Загер М. Бред Питт. Правила жизни / М. Загер // Esquiere. 2007. - Октябрь. - С. 54-64.

162. Интервью и беседы с Львом Толстым / сост., вступ. ст. и коммент. В.Я.Лакшина. М. : Современник, 1986. — 525 с. URL: http://www.levtolstoy.org.ru/lib/al/book/1886 (дата обращения: 17.03.2011).

163. Кобзон И. «Отец разрешил мне сфотографироваться с медалями за взятие Берлина» / И. Кобзон // Комсом. правда. 2010. — 8 мая. — С. 8-9.

164. Коваленко Ю. Эрнст Известный / Ю. Коваленко // Известия. -2010.-9 апр.

165. Кочеткова Н. Обнять Метель / Н. Кочеткова // Известия. 2010. — 2 апр.

166. Кретова Е. Судьбе не раз шепну «мерси» / Е. Кретова // Известия. -2010.-15 янв.

167. Кучкина О. А. Александр Журбин. 8 часов 25 минут / О. А. Кучкина // Круг любви. История в лицах / О. А. Кучкина. М., 2009.-С. 188-203.

168. Кучкина О. А. Артемий Троицкий. Клубника с огурцом / О. А. Кучкина // Круг любви. История в лицах / О. А. Кучкина. — М., 2009.-С. 505-517.

169. Кучкина О. А. Борис Гребенщиков. Чистое небо / О. А. Кучкина // Круг любви. История в лицах / О. А. Кучкина. — М., 2009. С. 155— 163.

170. Кучкина О. А. Владимир Корнилов. Правило дроби/ О. А. Кучкина // Круг любви. История в лицах / О. А. Кучкина. М.,2009.-С. 61-78.

171. Кучкина О. А. Олег Табаков. Озоновый слой / О. А. Кучкина // Круг любви. История в лицах / О. А. Кучкина. — М., 2009. — С. 37-47.

172. Кучкина О. А. Юлий Ким. Чужая боль / О. А. Кучкина // Круг любви. История в лицах / О. А. Кучкина. М., 2009. - С. 146-154.

173. Макаревич А. Интервью «Интернет-радио 101» : текстовая версия. / А. Макаревич ; беседовала А. Новикова. URL: http://muslib.ru/groups/76/joumal/list24/ (дата обращения: 17.03.2007).

174. Николаев А. Рамонский гамбит, или Земельное рейдерство с политическим окрасом / А. Николаев // Воронеж, обозрение. 2008. -14 марта. - С. 1, 3.

175. Олег Табаков // Я эгоист? Монологи о себе / Д. С. Радбель. М., 2008.-С. 22-23.

176. Полупанов В. «В России наступает эпоха отстоя» / В. Полупанов // Аргументы и факты. 2000. - 12 дек.

177. Проклова Е. «Секрет моей молодости Малахов!» / Е. Проклова ; беседовала Н. Шульга // Комсом. правда. — 2010. — 21 мая. — С. 18.

178. Прянник Е. Куда приводят мечты / Е. Прянник // Атмосфера. —2010.-1 июня.

179. Радбель Д. С. Я эгоист? Монологи о себе / Д. С. Радбель. М. : Вагриус, 2008. - 273с.

180. Рамм В. Судьба Бондарчука / В. Рамм // Известия. 2009. - 23 дек.

181. Свинаренко И. Быт и битва Андрея Битова / И. Свинаренко // Известия. 2010. — 18 янв.

182. Сивакова Ю. Слово защите / Ю. Сивакова // Pulse-Воронеж. -2009. Июль-август. - С. 14-16.

183. Смирницкий Я. Журбин предупреждает: «Одумайтесь, люди! Московская чума-жара послана за грехи наши!» / Я. Смирницкий // Моск. комсомолец. — 2010. — 6 авг.

184. Черномырдин В. С. «Почему я употреблял крепкие выражения? Скажешь и этого хватало» / В. С. Черномырдин ; беседовал П. Арабов // Известия. — 2010. — 2 апр.

185. Шевчук Ю. «Быть гражданином в нашей стране стоит больших сил» / Ю. Шевчук /беседовал Е. Левкович // Новое время = The New Times. 2009. - 7 сент. URL: http://newtimes.ru/articles/print/4945 (дата обращения: 18.03.2011).

186. Шевчук Ю. «Важно думать своей башкой, а не ходить в стаде» / Ю. Шевчук ; беседовала А. Белоусова // Сегодня.иа. — 2008. 31 мая. URL: www.segodnya.ua/interview/10038620.html (дата обращения: 17.03.2009).

187. Шевчук Ю. Online-интервью / Ю. Шевчук // КоммерсантЪ-Online. 2010. - 24 марта. URL: http://www.kommersant.ru/Doc/1342234 (дата обращения: 24.03.2010).

188. Шевчук Ю. «Рок-тусовка давно раскололась на два лагеря» / Ю. Шевчук // Новый регион-Москва. 2008. - 5 марта. URL: http://www.nr2.ru/moskow/167449.html (дата обращения: 24.03.2010).

189. Шевчук Ю. «Сам удивляюсь, что меня не убили на дуэли» / Ю. Шевчук; беседовал М. Марголис // Известия. 2007. - 11 мая.

190. Шевчук Ю. «Я абсолютно не политический человек, у меня просто есть свое мнение» / Ю. Шевчук ; беседовала О. Ларионова // Итоги. 2007. - 14 мая.

191. Шевчук Ю. «Я был очень рад тому погружению в историю нашей церкви, которое я испытал» / Ю. Шевчук ; беседовал Ю. Клиценко //

192. Православие.ги. Гость сайта. URL:http://rusgau.narod.ru/poteme/Shevchuk/Shevchuk.htm (дата обращения: 24.03.2010).

193. Ямпольская Е. Храбрый Армен / Е. Ямпольская // Известия. -2010. 1 янв.

194. Янчева Н. Диалоги о налогах / Н. Янчева // Воронеж, обозрение. — 2008.-№ 1.-С. 14—16.

195. Янчева Н. Школьная пора Олега Мосолова / Н. Янчева // Твоя земля. 2010. - Март. - С. 3.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.