Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX - 30-е гг. XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Мурыгина, Елена Анатольевна

  • Мурыгина, Елена Анатольевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2008, Хабаровск
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 203
Мурыгина, Елена Анатольевна. Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX - 30-е гг. XX вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Хабаровск. 2008. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Мурыгина, Елена Анатольевна

Введение.

Глава 1. Социально-политические и демографические условия формирования поликонфессиональной структуры Дальнего Востока России во второй половине XIX — 30-х гг. XX вв.

1.1. Государственная политика в отношении религиозных организаций на Дальнем Востоке во второй половине XIX — 30-х гг. XX вв.

1.2. Конфессиональная динамика в Приамурье, Приморье и Забайкалье во второй половине XIX — 30-х гг. XX вв.

Глава 2. Формирование и развитие баптистских общин на территории Дальнего Востока России во второй половине XIX — 30-х гг. XX вв.

2.1. Баптистские общины на территории Приамурья, Приморья и Забайкалья во второй половине XIX в. — 1917 г.

2.2. Деятельность баптистских общин на территории Приамурья, Приморья и

Забайкальяв 1917-1935 гг.

Глава 3. Взаимодействие баптистских церквей с другими христианскими конфессиями и обществом во второй половине XIX — 30-х гг. XX вв.

3.1. Отношения баптистских организаций с РПЦ, адвентистами и евангелистами.

3.2. Миссионерская деятельность ЕХБ среди населения края во второй половине XIX - 30-х гг. XX вв.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX - 30-е гг. XX вв.»

Актуальность исследования. Религиозная история России как многонационального и поликонфессионального государства привлекает внимание многих исследователей. Различные аспекты религиозных процессов рассматриваются религиоведами, историками, социологами, юристами, политиками, журналистами и др.

С середины 80-х гг. XX в. в государственно-церковных отношениях в России произошли радикальные перемены. Религиозные организации выходят из созданной многочисленными запретами изоляции. Процесс демократизации религиозной сферы социума позволил снять ранее существовавшие ограничения на культовую и иную деятельность вероисповедных объединений и участие в ней граждан. Это способствовало увеличению численности религиозных организаций и повлияло на характер государственно-конфессиональных отношений. В постсоветское время в условиях переориентации политики в области свободы совести, проявляется интерес к исследованиям раскрывающим взаимодействия государства и церкви, церкви и общества. Обобщение исторического опыта существования религиозных организаций в России имеет не только теоретическую ценность, но и практическое значение, так как помогает выработке определенной позиции на пути укрепления гражданского согласия в обществе. Исторические исследования религиозных аспектов жизни российского общества, в том числе и в региональном масштабе позволяют проследить взаимоотношения различных конфессий с государственной властью и обществом.

Новая модель государственного регулирования религиозной жизни невозможна без учета и осмысления истории конфессий, которые долгое время относили к «сектам» и преследовали за свои убеждения. Сегодня они являются неотъемлемой частью нашего общества, поэтому требуется объективное рассмотрение исторических событий, происходивших в различных регионах России для более полного анализа современных религиозных процессов.

Протестантские течения на Дальнем Востоке России играли заметную роль в религиозной жизни региона во второй половине XIX — 30-х гг. XX вв. Баптистские общины по численности своих приверженцев занимали второе место после православия и являлись неотъемлемой составной частью духовной культуры региона. В современной религиозной жизни Дальнего Востока России так же наблюдается увеличение численности протестантских конфессий и возрастает их социальная роль. Поэтому история формирования и развития баптистских религиозных организаций заслуживает изучения современными историками.

Степень научной разработанности темы. В отечественной историографии исследования этой проблемы можно выделить три периода: дореволюционный, советский и постсоветский. В основу такого разделения положена трансформация государственно-политического строя в России и, как следствие, изменения в отношениях между государством и церковью.

В дореволюционном периоде, в свою очередь, можно выделить работы общероссийского характера и исследования, относящиеся конкретно к дальневосточному региону.

Первая группа представлена трудами В. Д. Бонч-Бруевича1, в которых автор неоднократно высказывался об актуальности изучения христианских неправославных конфессий, акцентировал внимание на том, что различного рода «сектанты» «.„внесли свою лепту в дело строительства новых форм о русской общественной жизни» . По его мнению, историческая наука не могла проигнорировать такое крупное народное явление, которое долгое время определяло внутреннюю жизнь и устройство миллионных масс населения. Ценность его работ заключается в том, что автор стремился к достоверному описанию жизни общин старообрядцев, баптистов, ппундистов, молокан и др., исследуя хозяйственную, экономическую, обрядовую стороны их жизнедеятельности. Для этой цели им была составлена специальная «программа для исследования сектантства» , что позволило собрать много ценного фактического материала. Исследованием сектантства занимались А. К. Бороздин4, А. С. Пругавин5. Последний попытался представить все современные ему христианские учения, получившие развитие на территории России, в работе «Раскол сверху»6, раскрыл историю распространения евангельского учения в среде высшего сословия. Изучением вероисповедания духоборов молокан и ппундистов занимались П. Оболенский, С. Богданович, А. Рождественский . Цель их работ заключалась в создании пособий в помощь православным священникам для борьбы с инакомыслием, поэтому они не лишены конфессиональной субъективной оценки, но содержат информацию по вероучению ппундистов, молокан, духоборов. В обличительном стиле написаны труды И. Г. Айвазова и епископа Алексия (Дородницын А. Я.)8. Ряд статей и книг был написан руководителями баптизма для разъяснения вероучения9.

Вторая группа представлена работами, характеризующими переселенческое движение на Дальний Восток, в которых информация о ю религиозном пространстве региона отражалась кратко и неполно .

Большая часть исследований посвящена истории русской православной

11 19 церкви ' Труды А. В. Кириллова и К. Литвинцева раскрывают жизнь «духовных христиан» в Амурской области: молокан, духоборов.

В литературе дореволюционного периода освещаются общие процессы становления баптизма на территории центральной и южной России, рассматривается сущность их вероучения. Специальные работы по истории этой конфессии на территории Дальнего Востока России в дореволюционный период отсутствуют. Эпизодически информация встречается в периодических изданиях того времени, и, в основном, это отчеты православных

13 миссионеров. Отнести их можно скорее к источникам .

В советский период отношение к религии определялось политикой партии, ориентированной на преодоление религиозного влияния, основные положения которой были сформулированы в работах В. И. Ленина14 и закреплены в партийной программе (8 съезд РКПб). Политика государства по отношению к церкви была отражена в трудах А. В. Луначарского15 и продолжившего исследование религии в советское время В. Д. Бонч-Бруевича16" Марксистско-ленинская концепция была обязательна для всех исследователей. В ходе глубокой «перестройки» общественного сознания и искоренения влияния религии на общество с 1929 г. положение религиозных организаций в России ухудшилось, антирелигиозная пропаганда усилилась. В статьях и книгах, как правило, разоблачали негативную сущность религии и церкви. К таким трудам можно отнести работы М. Чудновцева, Н. К. Амосова, Б. Кандидова Б. Тихимирова и др.17

В годы Великой Отечественной войны лидеры религиозных конфессий осудили фашистскую агрессию, отношения между государством и церковью улучшились. Однако уже в 1954 г. ЦК КПСС принял ряд постановлений: «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения», «Об ошибках в проведении антирелигиозной пропаганды среди населения», которые определили программу развертывания научноатеистического воспитания. Со временем характер атеистической пропаганды становился корректным и научным. Это отразилось в работах известных

18 исследователей религии А. И. Клибанова и Л. Н. Митрохина . Конечно, их труды отражают влияние партийной идеологии и, как следствие, содержат ряд суждений и выводов, с которыми на современном этапе нельзя согласиться. Но, несмотря на эти недостатки, это солидные академические работы, содержащие богатый фактический, архивный материал важный для исследования. Критике баптизма посвящены труды Г. С. Лялиной19, в которых автор освещает кризисные процессы, происходившие в одной из крупных протестантских церквей (ЕХБ) в СССР, раскрывает причины раскола в этой организации. Статьи сборника «Вопросы истории советского

Дальнего Востока», так же отражают реакционную роль церкви на Дальнем

Востоке20. Об атеистическом воспитании и антирелигиозной работе в 20-е

21 годы в Дальневосточном крае писали Л. Д. Шеховцова, Л. И. Сачкова .

Критике сектантства в регионе посвящены работы А. Долотова,

22

И. В. Сосниной, А. Г. Евтушевской, В. С. Флерова .

Изучением молоканства, баптизма и адвентизма на юге Дальнего Востока

23 занималась Н. М. Балалаева . В докторской диссертации «История религиозного сектантства на Дальнем Востоке СССР (1856 - 1936)»24 проанализирована деятельность этих конфессий. В работе много внимания уделялось процессам зарождения сектантства на Дальнем Востоке, в частности молоканству, характеризовались экономические, хозяйственные процессы. Баптисты и адвентисты представлены как активная контрреволюционная сила, на которую делало ставку американское правительство в период гражданской войны с целью свержения Советской власти. Основной вывод диссертации отражал отношение к религии в то время: «причина загнивания и упадка сектантства к середине 30-х гг.

25 ^ заключается в победе социализма» . Конечно, работа не потеряла научной ценности и сегодня, так как содержит много фактического материала, но из-за насаждавшихся в советское время стереотипов о невозможности советскому человеку иметь религиозную идентификацию, автор не мог дать объективную оценку деятельности протестантских церквей.

Во второй половине 80 — 90-е гг. XX в. в связи с начавшимися политическими изменениями в стране и крушением идеологической парадигмы в историографии религиозных процессов начинается новый этап. Изменяются подходы к изучению религии, расширяется источниковая база, появляются конфессиональные трудыЛ раскрывающие историю своих церквей.

Примечательным событием стало опубликование в 1989 г. Всесоюзным советом евангельских христиан баптистов (ВСЕХБ) «Истории евангельских христиан-баптистов в СССР». Это издание явилось обобщающим трудом, раскрывающим возникновение и развитие евангельского движения России. Центральное место занимает история русско-украинского евангельско-баптистского братства, также описывается жизнь национальных общин: молдавской, эстонской, латвийской, литовской и белорусской; различных конфессий: христиан веры евангельской (пятидесятников), менонитов. В работе были использованы статьи и книги, брошюры и монографии, относящиеся к истории евангельских христиан-баптистов, написанные членами церквей ЕХБ, а также православными и светскими, отечественными и зарубежными авторами. Но в издании содержится минимальное количество информации по дальневосточным общинам ЕХБ.

В 1995 - 1996-х гг. Одесская богословская семинария выпустила ряд работ, посвященных истории ЕХБ в России" . В них авторы заостряют внимание на том, что русско-украинский баптизм после англо-американского и немецко-европейского является третьей разновидностью всемирного баптизма. Концепция «самобытности», отраженная в «Истории ЕХБ в

СССР», прослеживается и в этих изданиях.

История протестантских и католических церквей в России нашла

28 отражение и в трудах представителей русской православной церкви (РЦП) .

Для разработки новой государственной вероисповедательной концепции потребовались труды, раскрывающие историю взаимоотношений государства и конфессий в России. К исследователям, занимающимся этими вопросами, можно отнести В. А. Алексеева, Н. А. Трофимчука, Л. Н. Митрохина, М. И. Одинцова29 и др. Пересмотрев многие положения своих ранних работ,

30

Л. Н. Митрохин издал новый труд по истории баптизма , в котором объективно излагает события истории зарождения и развития этого движения, используя большое количество конфессиональных источников. Функционирование «Советской модели» государственной политики в

31 религиозном вопросе проанализирована в работах Ю. Н. Макарова . В них автор осуществил комплексный теоретический и конкретно-исторический анализ проблемы места и роли органов ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД СССР в процессе выработки и реализации общего курса религиозной политики советского государства.

Современная религиозная жизнь России рассматривается и в информационно-аналитическом издании московских ученых под редакцией

32

М. Бурдо и С. Филатова " В работе представлены сведения о существующих в стране религиозных организациях, их численности, конфессиональных заведениях, СМИ, благотворительной деятельности. Раскрыты основы вероучений, подходы к социально значимым проблемам, проанализированы идейные течения и конфликты внутри религиозных сообществ, их взаимоотношения с властью, кратко охарактеризована религиозная жизнь в регионах. Первый том посвящен православным церквям различных юрисдикций, католичеству. Во втором томе рассматриваются протестантские церкви.

Большое количество информации о религиозной жизни России (статьи, книги, доклады и пр.) содержится на сайге российского объединения " 33 исследователей религии .

На современном этапе возрос интерес ученных к исследованиям религиозных процессов на Дальнем Востоке. В зоне их внимания оказались вопросы, посвященные деятельности РЦП в регионе, церковному образованию, взаимоотношениям государства и религиозных конфессий в различные периоды времени34.

История старообрядчества освещена в работах Ю. В. Аргудяевой и

35

Ф. Ф. Болонева . В монографии Ю. В. Аргудяевой, посвященной рассмотрению основных процессов освоения русскими юга Дальнего Востока России во второй половине XIX — начале XX вв., освещаются особенности формирования крестьянского населения в регионе, анализируются

- „ чй этнический, хозяйственный и конфессиональный состав населения"".

Существенный вклад в исследование религиозных процессов на Дальнем Востоке внесла С. М. Дударенок. Ее монография посвящена истории и современным процессам формирования к развития нетрадиционных религий на Дальнем Востоке37.

Отдельно следует выделить научную работу, М. Б. Сердюк38 посвященную исследованию религиозной жизни Дальнего Востока (1858 —

1917 гг.). В ней автор раскрывает взаимоотношение государства и различных религиозных конфессий Приамурье и Приморье в дореволюционный период.

Проблемы духовной жизни дальневосточного края отражены в материалах международных и региональных конференциях39.

Вместе с тем в отечественной исторической науке постсоветского периода по истории протестантских конфессий на Дальнем Востоке, в частности баптизма, исследования не проводились, за исключением отдельных статей40.

На территории Забайкалья историю баптистских и адвентистских общин исследовал В. П. Сикерин41, большая часть его работ посвящена современному состоянию церквей.

Существенный вклад в исследование религиозной ситуации в Читинской области внесли группы ученых: Читинского областного краеведческого музея (ЧОКМ) имени Кузнецова; лаборатории социологических исследований Байкальской экономической академии. В 2003 г. они выпустили коллективный труд «Современная религиозная ситуация в восточном Забайкалье»42. В нем раскрываются процессы формирования системы религиозных конфессий и взаимоотношений в Читинской области и Агинском Бурятском Автономном Округе. Приведены данные об основных религиозных группах. Авторами отмечается, что для воссоздания целостной панорамы религиозной жизни необходимо разностороннее исследование вопросов в историческом, религиоведческом и социологическом направлениях.

ТЯ^НЛ.? лппаотс тжотоптхлтатттттрлэтх Оиатттл гтл^ооьтооат тттп ттратртПхТТЛлтк ш.\111М оири^иШ) пи 1 ри^х! 1Ч/и>1.игш шлшиги ¿Юпи^илиаи!} Д^/АX 1Ь протестантских церквей на Дальнем Востоке России в современных исследованиях отражена крайне слабо и эпизодически.

Цель диссертационной работы состоит в исследовании истории становления и развития баптистских общин на Дальнем Востоке России во второй половине XIX — 30-х гг. XX в. как важной части религиозной жизни региона.

Исходя из цели исследования, автор ставит перед собой следующие задачи:

-раскрыть политику государственной власти по отношению к протестантским конфессиям на Дальнем Востоке России во второй половине XIX - 30-х гг. XX в.; -рассмотреть процесс формирования поликонфессиональной структуры дальневосточного региона России во второй половине XIX - 30-х гг. XX в.; -показать изменения внутренней религиозной жизни общин после проведения региональных и общероссийских съездов баптистов; -осветить процесс формирования баптистских общин на территории Приамурья, Приморья, Забайкалья во второй половине XIX - 30-х гг. XX вв.;

-проанализировать отношения баптистов с другими религиозными конфессиями;

-исследовать развитие миссионерской деятельности баптистов в различные периоды существования общин.

Объектом исследования является религиозная политика государственной власти по отношению к протестантским конфессиям на Дальнем Востоке России во второй половине XIX - 30-х гг. XX в.

Предметом исследования являются баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX — 30-х г. XX в.

Под религиозной общиной понимается объединение в пределах определенной территории группы людей, являющихся приверженцами единого вероисповедания, для совместного исповедания веры и удовлетворения иных религиозных потребностей. Наряду с термином «община» в диссертациошгом исследовании используется термин «церковь», трактуемый в расширенном смысле как организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.

Хронологические рамки исследования: вторая половина XIX - 30-е гг. XX вв. Основанием выделения нижней хронологической границы явилось начало распространения баптистского вероучения на Дальнем Востоке. Верхняя граница выделена в связи с прекращением деятельности Союза баптистов в 30-х гг. XX в.

Географические рамки исследования охватывают территории, обозначенные в исторической литературе понятием «Дальний Восток России». Это современные административные границы Приморского, Хабаровского краев, Амурской, Еврейской автономной областей, Восточного Забайкалья. В дореволюционный период данные территории входили в состав Приамурского генерал-губернаторства. В диссертации для обозначения территории используется название «Дальний Восток России» (дальневосточный регион /край).

Исходными методологическими положениями в раскрытии темы исследования являются современные достижения отечественной исторической науки, рассматривающий исторический процесс как много факторный, включающий сложное переплетение экономического, политического, религиозного и других социокультурных факторов, при анализе которых представляется общая картина событий, происходивших в конкретный исторический период. Руководствуясь современным пониманием исторического процесса, религия рассматривается как важная составляющая духовной культуры общества. Баптистские общины на Дальнем Востоке России во второй половине XIX — 30-х гг. XX вв. показаны как часть поликонфессиональной структуры региона.

При работе над диссертационным исследованием автор применял принципы научного познания историзма и объективности. Принцип историзма предопределил изучение ситуации, сложившейся на Дальнем Востоке во второй половине XIX - 30-х гг. XX вв. в исторической динамике с выявлением основных тенденций и закономерностей развития. Принцип объективности дал возможность провести комплексный анализ исторических фактов применялся для выявления взаимосвязи процессов, происходивших на Дальнем Востоке, с социально-экономическими и политическими процессами, протекавшими в российском обществе в рассматриваемый период. В исследовании применялись конкретно-исторические методы: проблемно-хронологический метод позволил организовать исследование, выделить проблемы, структурировать проанализированные данные, рассматривая их с учетом временной компоненты; с помощью каузального, историко-генетического подходов удалось выявить комплекс причинно-следственных связей и особенностей в развитии баптизма на Дальнем Востоке России. Общенаучные методы представлены в работе анализом и синтезом, которые позволили проанализировать и обобщить фактический материал. Метод количественного анализа, позволил выявить и оформить в виде таблиц и графиков численные и количественные характеристики.

Источниковая база диссертационного исследования включает широкий круг опубликованных и неопубликованных источников, часть из которых вводится в научный оборот впервые. Все использованные материалы можно разделить по видовой принадлежности на несколько группг

К первой группе относятся различные законодательные акты, регулирующие религиозную деятельность церквей в дореволюционный период, представленные в «Сводах законов Российской империи», собрании распоряжений правительства, императорских указов, определяющих привилегированное положение РПЦ по отношению к другим конфессиям. Взаимодействия церкви и государства в период деятельности Советской власти также регламентировали различные законодательные акты. В первые месяцы деятельности советов был опубликован декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Далее последовало еще ряд постановлений, касающихся вопросов реализации декрета: «циркуляр Наркомюста от 13 июня 1919 г.», «Постановление ВЦИК от 1921 г.», инструкция по вопросам, связанным с проведением декрета от 1923 г. На пятом всероссийском съезде Советов была принята конституция РСФСР, в которой была закреплена «свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды». Все общероссийские постановления подтверждались законопроектами и указами на местном уровне. Но, наряду со свободой религиозной пропаганды, осуществлялась и свобода антирелигиозной пропаганды. В 1929 г. вышел ряд циркуляров ВЦСПС, направленных на усиление антирелигиозной пропаганды. Закон «о религиозных объединениях РСФСР» изменил толкование 4 статьи конституции РСФСР и поставил религиозные общины вне закона. Законодательные и правовые акты Советского государства: декреты, постановления, циркуляры, инструкции центральных органов власти опубликованы в «Собрании узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства», документах Дальневосточного революционного комитета. Ряд источников содержится в сборнике ГАХК «Религия и власть на Дальнем Востоке».

Вторую группу составляют делопроизводственные материалы: переписка с департаментом духовных дел, внутренние просительные документы, документы Переселенческого Управления, комитетов Сибирской железной дороги, Забайкальской железной дороги, по заселению Дальнего Востока, переписка с МВД Приамурского военного губернатора, военного губернатора Забайкальской области. Огромный пласт информации содержится в различного рода отчетах и обзорах. Эта документация представлена отчетами военных генерал-губернаторов, в которых представлено много статистических сведений, епархиальных священников, полицейских управлений, казачьих атаманов, Дальревкома, окружных и краевых союзов безбожников.

Наибольшую ценность для исследования представляют фонды Российского государственного исторического архива Дальнего Востока (РГИА ДВ): канцелярии приамурского генерал-губернатора (Ф. 702); канцелярии военного губернатора Амурской области (Ф. 704); Приморского областного правления (Ф. 1); главного управления Восточной Сибири (Ф. 701); Дальневосточного революционного комитета (Дальревком) (Ф. Р-2422); Дальневосточного краевого исполнительного комитета Советов депутатов трудящихся (Далькрайисполком) (Ф. Р-2413); Амурского окружного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов (Ф. Р-2638). В фондах советского периода собраны разъяснения центральных органов власти, Дальревкома, указания, инструкции, о проведении национализации имущества церкви, проведении антирелигиозной работы и т.п.

В Государственном архиве Приморского края (ГАПК) хранятся многочисленные документы по истории взаимоотношения церкви и государства. Протоколы, резолюции, постановления и решения, отчеты справки, информационные записки содержатся в различных фондах: исполнительного комитета Приморского областного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Ф. Р-25), Владивостокского городского Совета народных депутатов и его исполнительного комитет (Ф. Р-86), Приморского губернского комитета ВКП (б) (Ф. П-61), Никольско -Уссурийского уездного комитета РЛКСМ (Ф. П-32), Владивостокского окружного комитета ВЛКСМ (Ф. П-34), Владивостокского окружного комитета ВКПб (Ф. П-67), Исполнительного комитета калининского района совета рабочих крестьянских и красноармейских депутатов (Ф. 930), Приморского областного комитета ВКПб (Ф. П-1). Особая ценность партийных документов ГАПКа заключается в том, что многие документы недавно были рассекречены и впервые стали доступны широкому кругу исследователей.

В работе были использованы документы Государственного архива Хабаровского края (ГАХ К) из фондов: исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов (Ф. Р-137), Особого отдела полномочного представительства ОГПУ по Дальневосточной области (Ф. Р-424), в котором сосредоточены сведения о церковных группировках, их деятельности в Дальневосточном крае (ДВК), обзоры религиозной ситуации 1920-х годов. В партийных фондах: Хабаровского краевого комитета Российского Союза молодежи (Ф. П-617), Дальневосточного краевого Комитета ВКП (б) (Ф. П-2), Хабаровский краевой комитет КП РСФСР (Ф. П-35) содержатся документы по антирелигиозной работе в крае 1920 -30-е гг.

В Государственном архиве Амурской области (ГААО) использованы документы из фондов: Камчатской и Благовещенской духовной консистории (Ф. 4-И, Ф. 29-И), канцелярии военного губернатора (Ф. 15-И), Амурского обкома и губкома ВКП (б) (Ф. П-1, П-9), окружного исполкома Амурского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Ф. Р-376). Амурского Окрисполкома (Ф. 376); Амурского Губкома ВКП (Ф. 481).

В государственном архиве Читинской области (ГАЧО) были изучены фонды: Иркутской духовной консистории и Забайкальской духовной консистории (Ф. 282), Забайкальского областного управления (Ф. 1о), военного губернатора Забайкальской области (Ф. 13), Забайкальского статистического комитета (Ф. 19), Забайкальской духовной консистории святейшего правительственного Синода (Ф. 8)

Представленные в фондах документы позволили изучить и проанализировать позицию региональной власти по отношению к религиозным конфессиям, программные установки политических и общественных организаций, их роль в социальной жизни региона.

Третью группу источников составляют документы конфессионального характера, раскрывающие как внутреннюю жизнь религиозной общины, так и ее отношение и реакцию на внешние социальные и политические изменения. Это уставы, резолюции, доклады и постановления региональных и всероссийских съездов баптистов. Отдельно хотелось бы выделить электронный ресурс «История Евангельского движения в Евразии. Материалы и документы», составленные Евро-Азиатской Аккредитационной Ассоциацией, в котором содержится информация в виде книг, журналов, архивных документов, раскрывающих жизнь баптистских, пятидесятнических, меннонитских, адвентистских общин.

Четвертую группу составляют документы личного происхождения: мемуары, письма, воспоминания, фотографии. Значительная часть подобного материала хранится в личных архивах баптистских служителей, церквях, у потомков участников описываемых событий. Большую ценность представляет рукопись В. Т. Лебедева, дьякона церкви ЕХБ «Центральная» г. Хабаровска, который на протяжении 50 лет собирал исторические данные о баптистском движении на Дальнем Востоке. Сложность работы с таким материалом заключалась в отсутствии систематизации документов: часто личная информация раскрывает субъективное понимание происходящих событий. Поэтому, только сопоставив ряд источников, относящихся к тому или иному событию, можно было сделать определенные выводы.

К пятой выделенной нами группе относятся справочные издания, содержащие как общие сведения о дальневосточном регионе, так и конкретную информацию. Она представлена адрес-календарями, торгово-промышленными календарями, путеводителями и справочниками по областям.

Шестую группу представляет периодическая печать: центральные и региональные газеты и журналы. Местные издания: «Камчатские епархиальные ведомости» (1895, 1898 гг.), «Благовещенские епархиальные ведомости» (1899, 1900 —1916 гг.), «Забайкальские епархиальные ведомости» (1900, 1914, 1916 гг.), «Дальний Восток» (1908 - 1912 гг.), «Далекая окраина». Центральная периодическая печать: «Утро», «Церковные ведомости» (1891, 1913 гг.), «Безбожник» (1924 - 1926 гг.), «Антирелигиозник» (1926 г.). Особое место среди периодических изданий занимают конфессиональные газеты и журналы такие, как: «Баптист» (1907 -1927 гг.), «Братский вестник» (1945, 1957, 1993 гг.), «Голос христианской молодежи» (1918 г.), «Христианин» (1927 — 1928 гг.), «Слово истины» (1917 г.).

Комплексное рассмотрение всех представленных источников позволило проанализировать религиозную обстановку в регионе, проследить деятельность баптистских церквей, осветить поставленные задачи исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

-рассмотренна политика Советского государства по отношению к протестантским религиозным общинам в первые годы существования. Охарактеризовано изменение курса политики партии в отношении религии в конце 20-х - 30-х гг. XX в.; —впервые была проанализирована и обобщена деятельность баптистских общин в период наибольшей их активизации (во второй половине ХЕХ — 30-х гг. XX вв.) на территориях Приамурья, Приморья и Забайкалья; —раскрыта организационная структура местных баптистских общин; -предложена авторская периодизация истории баптистского движения на

Дальнем Востоке во второй половине ХГХ — 30-х гг. XX вв.; —показано влияние съездов Дальневосточного Союза Баптистов на внутреннюю жизнь общин; —раскрыта миссионерская деятельность баптистских общин на территории

Дальнего Востока во второй половине XIX — 30-х гг. XX вв.; -впервые в научный оборот введены малоизвестные документы, извлеченные из фондов архивов и материалы личных архивов, освещающих деятельность конфессий на территории Дальнего Востока России.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы могут быть использованы при дальнейшем изучении проблем становления и развития, протестантских конфессий на Дальнем Востоке России, и при подготовке спецкурсов по истории Дальнего Востока России в средних и высших учебных заведениях.

Апробация результатов исследования. Важнейшие положения диссертации были представлены в сообщениях на международных и региональных научных конференциях: региональной научно-практической конференции «Молодежь XXI века: шаг в будущее» в 2005 и 2007 гг. (Благовещенск); международной научно-практической конференции «Исторический опыт аграрных реформ в Сибири и на Дальнем Востоке». (Благовещенск, 2006); региональной научно-практической конференции «Приамурье форпост России на дальневосточных рубежах». (Благовещенск, 2006); международной научно-практической конференции Ш Муравьевские чтения «От диалога культур — к гражданскому обществу». (Благовещенск, 2006); Международной научно-практической конференции «Межконфессиональные отношения на рубеже тысячелетий». Улан-Удэ, 2007; Шестой международной конференции «Макарьевские чтения». (Горно-Алтайск, 2007); Съезде историков-архивистов «Сохранение и развитие историко-культурных ценностей на Дальнем Востоке» (Благовещенск, 2007); «Россия - Китай: взаимодействие двух культур, партнерство и сотрудничество». (Благовещенск, 2007). Опубликованы в сборниках материалов конференций и в региональных периодических научных изданиях. По теме диссертации опубликовано 11 научных статей, в том числе 2 работы в журналах перечня ВАК.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Мурыгина, Елена Анатольевна

Заключение

- Возникновение и развитие баптистских общин на Дальнем Востоке России неразрывно связано с процессами его освоения и заселения. Политика царской власти, проводимая во второй половине XIX — начале. XX вв., направленная на скорейшее заселение края, была терпима к «сектантам» как важному колонизационному элементу, имеющему положительные хозяйственные характеристики и способному в короткие сроки адаптироваться в условиях сурового края. Это привело к тому что, на Дальнем Востоке сложилась поликонфессиональная структура социума.

- При анализе конфессиональной динамики населения дальневосточного региона во второй половине XIX — 30-х гг. XX вв. отмечено, что сложившаяся религиозная структура к концу XIX в., сохранялась до 30-х гг. XX в. По количеству последователей на первом месте находилась РПЦ, далее следовали «сектанты», раскольники, католики и др. Несмотря на доминирующие позиции православия по численности «сектантов» Дальний Восток России в соотношении с другими регионами, занимал лидирующие положение. Религиозное инакомыслие было представлено различными течениями: молокане, духоборы, русские баптисты, евангелисты и др.

- В России до 1917 г. положение неправославных религиозных конфессий определялось отношением к ним русской православной церкви. Баптизм как учение, отклонявшееся от православия по основным догматическим вопросам (о крещении, спасении, таинствах, обрядности и др.) и «посягающее на паству» РПЦ в период деятельности обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева до 1905 г., находился в опале и у государственной власти, и у официальной религии. В центральных и южных районах страны представители баптистского вероучения подвергались репрессиям, исключение составляли территории

Дальнего Востока и Закавказья. Положение религиозных конфессий изменяется после опубликования указов 1905, 1906 гг., которые привнесли в общественную жизнь России новые элементы религиозной свободы. Одним из важных достижений стало то, что впервые был признан юридически возможным и ненаказуемым переход из православия в другую христианскую веру.

- Во взаимоотношениях баптистов с другими протестантскими конфессиями, евангельскими христианами и адвентистами можно выделить два основных момента. Во-первых, евангельские христиане, баптисты и адвентисты являлись конфессиями, основанными на идеях европейской Реформации. Поэтому их часто объединяли в один «лагерь» как конфессии, имевшие иностранное происхождение и выступавшие в качестве активной оппозиции РЦП. Во-вторых, несмотря на общую идеологическую основу в вероучениях существовали различия, которые часто приводили к возникновению сложностей в отношениях и мешали объединению. Тесные взаимоотношения наблюдались между баптистами и евангельскими христианами, которые участвовали в совместных проектах и преследовали общие цели: преобразовать духовную отсталость общества, распространяя евангельскую весть по всей России. С адвентистами у баптистов и евангельских христиан существовали серьезные расхождения в догматическом учении, поэтому последние относились к ним как противникам, распространяющим в их среде свое вероучение.

- В религиозном вопросе политика Советской власти была схожа с политикой царского правительства на Дальнем Востоке. До конца 20-х гг. XX в. ее можно охарактеризовать как веротерпимую. Однако причины такой политики центральных и местных властей различны. Терпимость в Советском государстве базировалась на декрете «Об отделении церкви от государства». Для многих преследуемых ранее вероучений этот закон явился большим достижением новой власти, так как все религиозные конфессии были уравнены в правах, и получили возможность беспрепятственно исповедовать свою веру.

- Изменение курса политики партии по отношению к религии произошло в конце 20-х гг. XX в., когда стало ясно, что антирелигиозная пропаганда, направленная на искоренение буржуазных пережитков, в частности религии, оказалась мало эффективной. От увещевательных и разъяснительных бесед среди населения перешли к административно-репрессивным методам борьбы. Были созданы специальные государственные органы контроля, которые следили за развитием конфессиональной жизни, и выявляли или создавали удобную почву для морального разложения верующих, стремясь как можно сильнее сократить их количество.

- В процессе формирования и развития баптистских общин на Дальнем Востоке можно выделить основные этапы: 1) 1889 — 1907 гг. — начало формирования баптистских общин в Приамурье, Приморье, Забайкалье; 2) 1908 — 1918 гг. - в этот период происходит официальная регистрация ряда баптистских общин органами юстиции, упорядочивается и систематизируется внутриобщинная деятельность, создается «Дальневосточный отдел Всероссийского Союза баптистов» в состав, которого входили церкви Дальнего Востока — Забайкальской, Амурской и Приморской области, а также общины Маньчжурии, проводились ежегодные съезды и совещания направленные на укрепление общинной деятельности; 3) 1919 — 1928 гг. — молено охарактеризовать как период расцвета баптистских общин на Дальнем Востоке. Число последователей баптистского вероучения по сравнению с началом века увеличивается почти в 4 раза; 4) 1929 — 1935 гг. — в этот период начинаются проводиться активные репрессивные мероприятия по сокращению религиозного элемента в связи усилением антирелигиозной политики. В результате баптистские общины прекращают свое легальное существование, большинство религиозных лидеров подвергаются арестам и ссылкам.

- Большое влияние на изменение внутренней религиозной жизни баптистских общин оказывали региональные и общероссийские съезды. На них решались как текущие рядовые вопросы, так и вопросы, касавшиеся догматов вероучения и взаимоотношения с гражданской властью. На съездах и совещаниях ежегодно отчитывались миссионеры, прорабатывалась дальнейшая стратегия проповеднической деятельности среди населения. Итоги таких мероприятий отражались в конфессиональной периодической печати, что позволяло информировать рядовых верующих о процессах происходящих в различных районах Дальнего Востока.

- Миссионерская деятельность евангельских христиан баптистов на Дальнем Востоке эволюционировала вместе с развитием общин. Первоначально в конце ХЕХ — начале XX вв. большая часть проповеднической работы совершалась рядовыми верующими, так как количество миссионеров из центра было крайне ограничено, и пребывание их на Дальнем Востоке носило временный характер. В 1910-х гг. создается первое миссионерское общество баптистов в Благовещенске. Появляются работники — миссионеры, как правило, работающие на добровольной основе, безвозмездно, так называемые «разъездные благовестники». Наибольший подъем религиозной активности ЕХБ отмечается в первые годы Советской власти. Положительные результаты деятельности баптистских миссионеров были обусловлены увеличившейся материальной и духовной поддержкой как из центральной России, так и иностранных государств Германии, Швеции, США и др.

- В результате проведенного исследования следует отметить, что баптистские общины являлись одной из основных составляющих поликонфессиональной структуры дальневосточного края во второй половине XIX — 30-х гг. XX вв. Длительное существование протестантских общин на Дальнем востоке во многом повлияло на формирование религиозной толерантности дальневосточников.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Мурыгина, Елена Анатольевна, 2008 год

1. Источники Неопубликованные

2. Государственный архив Амурской области (ГААО) г. Благовещенск Фонд 4-И. Камчатской духовной консистории. Оп. 1. ДД. 299, 276, 283. Фонд 15-И. Канцелярии военного губернатора Амурской области. Оп.1. ДД. 15,221, 215,261,266,163,136,261.

3. Фонд 29-И. Благовещенской духовной консистории. Оп.1. ДД. 19, 204; Оп.2, ДД. 19, 25,27, 34.

4. Фонд 376 Амурского Окрисполкома. Оп. 2. ДД. 16, 17, 18, 29, 34; Оп.1 Д. 11.

5. Фонд 481. Амурского Губкома ВКП(б) Оп. 3. ДД. 29, 89, 91.

6. Государственный архив Читинской Области (ГАЧО) г. Чита

7. Фонд 1общ. Забайкальского областного управления. Оп.1, ДД. 4281, 4248,17255, 9863, 4668, 4633, 17369, 17394, 10200, 5092, 1240.

8. Фонд 282. Церкви забайкальской области 1722 1934 гг. Оп. 1. ДД. 2493,2689.

9. Фонд 13. Военного губернатора Забайкальской области. Оп 1. ДД. 46, 93, 40. Фонд 19. Забайкальского областного статистического комитета. Оп 1. ДД. 90, 107, 133, 189, 360, 303, 342. Оп. 2, Д. 1.

10. Фонд П-1. Приморский областной комитет ВКП(б). Оп. 1. ДД. 442, 443, 689. Фонд П-61. Приморского Губернского комитета РКП(б). Оп. 1. ДД. 93, 97,106, 109, 305, 363, 685, 578.

11. Фонд Р-813. Оп. 6. ДД. 21. Фонд 85. Оп. 5. Д. 17.

12. Фонд Р-86. исполнительный комитет Владивостотского окружного совета рабочих крестьянских и красноармейских депутатов. Оп. 5. Д. 3. Фонд 930. исполнительного комитета калининского района совета рабочих крестьянских и красноармейских депутатов. Оп.З. Д.9.

13. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ) г. Владивосток:

14. Фонд 1 Приморского областного правления. Оп.1. ДД. 63, 170,358, 980, 1379; Оп. 2. ДД. 182, 337, 408, 1024, 1529, 2097, 2168, 2341;Оп.5, ДД. 1220, 1473, 1497, 1645; Оп.7. ДД.470, 746.

15. Фонд 701. Оп.1, ДД.59, 75, 95, 116, 117, 121; Оп.З, ДД. 26, 29. Фонд 702. канцелярия генерал-губернатора Приамурского края. Оп.1, ДД.540, 609,670, 2362; Оп.З, ДД. 7, 8, 55, 69, 99, 157, 266,413, 425. Оп. 4, ДД. 832, 820, 811,812.

16. Государственный архив Хабаровского края (ГАХК) г. Хабаровск

17. Фонд Р-137. исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов. Оп. 9, Д. 2; Оп. 10. Д. 236.

18. Фонд П-2. Дальневосточного крайкома ВКП(б), On. 1, ДД. 66, 243, 298,379, 1140, 1183; Оп. 2, Д. 168.

19. Фонд П-361, Приамурского областного комитета (ОБКОМ) РКП(б), Оп. 1,1. Д. 8.

20. Фонд Р-424, особого отдела полномочного представительства ОГПУ. по Дальневосточной области. Оп. 1, ДД. 6, 7, 8.

21. Личный архив Гадайчук М. Т., пресвитера общины ЕХБ г. Благовещенска: фотоматериалы, посвященные 100 летию Евангельской вести на Дальнем Востоке. // Братский вестник, воспоминания, различные христианские издания.

22. Личный архив Никитиной Н. Ф., внучки Шипкова Г. И., пастора церкви ЕХБ г. Благовещенска во второй пол. XIX — первой половине XX вв.:

23. Биографические материалы Шипкова Г. И., Копии материалов уголовного дела, фотоматериалы, письма, статьи.

24. Личный архив Стремецкого В, пастора церкви ЕХБ «Антиохия» г. Читы: биографии, книги, воспоминания.

25. Декрет Совета Народных Комисаров «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям». Религия и власть на Дальнем Востоке России: сборник документов государственного архива Хабаровского края. Хабаровск.: Частная коллекция, 2001. - 400 с.

26. Декрет Совета народных Комисаров «Об отделении церкви от от государства и школы». Религия и власть на Дальнем Востоке России: сборник документов государственного архива Хабаровского края. -Хабаровск, частная коллекция, 2001. 400 с.

27. Декреты Советской власти. Т.1. -М.: Политиздат, 1957.

28. Закон «О свободе совести» от 14 июля 1917 г. // Вестник Временного правительства. 1917. 20 июля.

29. Законы о раскольниках и сектантах. Издание второе, исправленное и дополненое по продолж. Са. Зак. 1902 г., а также положения комитета министров о штунде, с разъяснениями. — М. , издание М. Ф. Скорова. 1903.-230 с.

30. Конституция РСФСР 1918 г. //Известия. 1918. 3 июля.

31. Об отделении школы от церкви и упразднении должности законоучителей в учебных заведениях края: приказ № 33 Дальневосточного краевого комитета Советов и Самоуправлений. // Дальневосточные известия. 1918. 2 марта.

32. Постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» 20 марта 1917 г. // Вестник Временного правительства. 1917. 26 марта.

33. Постановление бюро Далькрайкома ВЛКМС «Об антирелигиозной работе». Религия и власть на Дальнем Востоке России: сборник документов государственного архива Хабаровского края. Хабаровск.частная коллекция, 2001. 400 с.

34. Ю.Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях». Религия и власть на Дальнем Востоке России: сборник документов государственного архива Хабаровского края. Хабаровск, частная коллекция, 2001. - 400 с.

35. Свод законов Российской империи, издания 1857 г. Т.1, ч.1. СПб., 1857.

36. Свод законов Российской империи, издания 1906 г. Т.1, 4.1. СПб., 1906.

37. Свод законов уголовных. Кн. 1. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. СПб., 1866.

38. Указ «Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 г. // Владивостокские епархиальные ведомости. 1905. -№12-13.-С. 269 -273.

39. Циркулярное письмо адмоотдела Далькрасполкома об отношении к сектантам (для окружных адмотделов). Религия и власть на Дальнем Востоке России: сборник документов государственного архива Хабаровского края. Хабаровск. Частная коллекция, 2001. - 400 с.

40. Делопроизводственные документы

41. Амурский переселенческий район 1914 г. Благовещенск, 1914.

42. Временник Центрального Статистического комитета Министерства внутренних дел. Главнейшие данные, по статистике населения Крайнего Востока Сибири. Приморская и Амурская области, остров Сахалин. -СПб., 1903.

43. Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора генерала от инфантерии Гродекова (1898 1900 гг.). - Хабаровск, 1901.

44. Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора, Духовского 1893 1895 гг. - СПб., 1896. - 163 с.

45. Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора, Духовского1896 1897 гг. - СПб., 1898. - 92с.

46. Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора, сенатора, инженер-генерала Унтербергера за 1906 и 1907 гг. Хабаровск, 1908.

47. Всеподданнейший отчет военного губернатора Приморской области генерал майора Флуга за 1907 г. Владивосток, 1908.

48. Годовой отчет Амурского казачьего войска за 1890 г. Благовещенск.: типограф, т-ва Д.О. Мокин и Ко, 1891.

49. Годовой отчет Амурского казачьего войска за 1915 г. Благовещенск.: электро-типография войскового правления Амурского казачьего войска, 1916 г.

50. Обзор Амурской области за 1886 г. — Благовещенск.: тип-я канцелярии гражданского управления Ам. Обл., 1887. — 45 с.

51. Обзор Амурской области за 1892 г. Благовещенск.: тип-я т-ва Д.О. Мокин и Ко. 1893. - 47с.

52. Обзор Амурской области за 1894 г. Благовещенск.: тип-я губернатора арендуемая «Амурской газетой», 1895. — 54 с.

53. Обзор Амурской области за 1900 г. Благовещенск.: тип -я «Амурская газета», 1901. - 37 с.

54. Обзор Амурской области за 1901 г. Благовещенск.: тип-я «Амурская газета», 1902. - 38 с.

55. Обзор Амурской области за 1906 г. Благовещенск.: тип-я т-ва Б. С. Залеский и Ко, 1908. - 58 с.

56. Обзор Амурской области за 1911 г. Благовещенск, 1912. - 39 с.

57. Обзор земледельческой колонизации Амурской области Благовещенск, 1913.-с.

58. Общий очерк Амурской области. Б.м., — 1912 г. 616 с.

59. Обзор Приморской области за 1890 г. Б.м., Б.г.

60. Обзор Приморской области за 1891 г. — Владивосток, 1892.

61. Обзор Приморской области за 1896 г. Владивосток, 1897.

62. Обзор Приморской области за 1897 г.- Владивосток, 1899.

63. Обзор Приморской области за 1900 г. Владивосток, Б.г.

64. Обзор Приморской области за 1901 1902 г. - Владивосток, Б.г.

65. Обзор Приморской области за 1905 г. Владивосток, 1906.

66. Обзор Приморской области за 1914 г. Владивосток, 1916.

67. Отчет Владивостокского епархиального комитета православного миссионерского общества за 1899 г.

68. Отчетные данные по Амурскому переселенческому району, за 1907 г. -СПб., 1908.

69. Отчет военного министра по поездке на Дальний Восток в 1903 г. (особое дополнение к первой части) СПб., военная типография. 1903 г.

70. ЗО.Отчет о состоянии Забайкальского казачьего войска за 1912 г. часть гражданская. Чита, 1913. - 182 с.

71. Отчет о состоянии Забайкальского казачьего войска за 1904 г. -Верхнеудинск, 1905. 182 с.

72. Переселение на Дальний Восток. Вып.28. СПб., 1906. — 120 с.

73. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1899 г. / изд. центрального статистического комитета МВД; под ред. Тройницкого. LXXII Амурская область. Тетрадь 1. 1899 г., Тетрадь 2, 1905 г.

74. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1899 г./ изд. центрального статистического комитета МВД под ред. Тройницкого. LXXI Приморская область. Тетрадь 3, 1904 г.

75. Переселение на Дальний Восток в 1907 г. Справочная книжка о переселении в Амурскую область. — Благовещенск, 1908. — 160 с.

76. Резолюция секретариата Далькрайкома ВКП(б) «О состоянии безбожной работы». Религия и власть на Дальнем Востоке России: сборник документов государственного архива Хабаровского края. Хабаровск. Частная коллекция, 2001. - 400 с.

77. Систематический сборник постановлений Владивостокской городской думы за 1901 1912 гг. - Владивосток, 1913.

78. Статистические сведения о сектантах к 1 января 1912 г. — СПб., 1912.

79. Унтербергер, П. Ф. Приамурский край 1906 1910 гг. очерк / П. Ф. Унтербергер - СПб., 1912.

80. Записки императорского русского географического общества по определению статистики. Т-ХШ / ред. В. В. Морочаевского. б.г. Временник центрального статистического комитета МВД № 52, 1903. 480 с.

81. Россия. Центральный статистический комитет. Главнейшие данные по статистике населения Крайнего Востока Сибири. Приморская и Амурская области и о. Сахалин. СПб., 1903

82. Главное управление генерального штаба Дальнего Востока. Том-3. военно статистический обзор. - СПб., 1911.43 .Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода (1867 1895 гг.)-СПб. 1896.

83. П.З Конфессиональные источники

84. Журналы 1-1Х съездов духовенства Владивостокской епархии, «Владивостокское печатное дело» Г.Ф. Ветовецкого. Владивосток, 1914. -400с.

85. Журналы IV съезда депутатов от духовенства Владивостокской епархии. Журнал № 10. // Владивостокские епархиальные ведомости. -Владивосток, 1910. № 11.

86. Изложение евангельской веры, или Вероучение евангельских христиан. / изд. 1-е И. С. Проханова. СПб., 1910. - 20 с.

87. Отчет баптистского миссионерского общества за 1907 — 1908 гг. — Одесса, 1909.

88. Отчет Благовещенского Православного Братства Пресвятой Богородицы за шестой год его деятельности. — Благовещенск, 1892.

89. Отчет Владивостокского епархиального комитета православного миссионерского общества за 1899 г. // Благовещенские епархиальные ведомости. — Благовещенск, 1900. — № 10.

90. Протоколы съездов русских баптистов за 1910 и 1911гг. // Баптист. 1910, №43.

91. Устав Дальневосточного Союза баптистов.- Благовещенск.: тип. «Амурская правда». 1926. 7 с.1..3.1 Электронный ресурс

92. Российское объединение исследователей религии. РОИР /http://www.rusoir.ru/114. Воспоминания

93. В котле России 1869 1933. Автобиография И. С. Проханова с изложение главных фактов движения Евангельских христиан в России. Издание первое ВСЕХ / И. С. Проханов - М.,1992. - 265 с.

94. Вине Г. П. Тропою верности. Второе издание переработанное и дополненное / Г. П. Вине. Киев, 1997. - 300 с.

95. Дженсен Б. Б. Огни в пути (биографическая повесть) / рукопись.

96. Путешествие В. Г. Павлова на Дальний Восток (1913 1914 гг.) // Братский вестник. - 1994. - .№ 4. - С.45 — 51.

97. Франчук В. И. Просила Россия дождя у Господа / В. И. Франчук; в 2-х томах. Киев, 2001.115. Периодические издания

98. Амурская Газета. Политический общественный и литературный орган.

99. Благовещенск, Приложение к Амурской газете. 12 октября 1899; 26 июля, 11 сентября, 23 ноября 1900.

100. Амурская Газета. Политический общественный и литературный орган. -№ 34. Благовещенск, 1900.

101. Амурская Газета. Политический общественный и литературный орган. -Благовещенск, 1902. -№ 120.

102. Баптист. Духовно-нравственный журнал / Орган русских баптистов 1908 г. №№ 8, 10, 11; 1909г. - №№ 3,7,8,9,10,11; 1910 - № 38; 1914 г. - №№ 13,14; 1925 г. -№№ 4,5; 1927 г.-№№ 9, 10 11,12.

103. Баптист Украины. 1927 г. №№ 3,7, 8.

104. Безбожник 1925 г. №№2, 6, 7, 17, 27, 44, 45, 49, 50; 1924 г. -№№ 2, 15;1926 г.-№38.

105. Благовещенские епархиальные ведомости. — Благовещенск, 1899. — №№2,3,10,11, 23, 24; 1900. -№ 10; 1902. -№ 7; 1903 -№№ 4, 9, 12, 21; 1908. -№ 8; 1910 №№ 6 - 7, 15 - 16, 19 - 20; 1915. -№№ 1 - 4, 7, 12 - 13, 21; 1916.-№№3, 23.

106. Братский вестник. М., 1945. - №№ 2-3; 1948 г. - № 4; 1957 - №№ 2-3;1958.-№2; 1993.-№№1-4.

107. Владивостокские епархиальные ведомости. Владивосток, 1903. - № 7;1905.-№№3,5, 15, 17, 20; 1916-№ 12-13.

108. Дальний Восток. Владивосток, 1908 -1912 гг.11 .Забайкальские епархиальные ведомости. Чита, 1900. -№ 15; 1914. -№ 1; 1916-№16.

109. Камчатские епархиальные ведомости. Благовещенск, 1895. - №№ 7-9, 11 - 13 , 17 - 19; 1898. -№№ 3, 7, 8,13,14, 20.

110. Приходской листок. 1916, 6 апреля.

111. Приамурье. Экстренный выпуск. 27 февраля 1915 г.

112. Приамурские ведомости. №121 от 21 апреля 1896 г.; № 224 от 12 апреля 1898 г.16. Слово истины. 1917. -№1.

113. Христианин. 1927. -№№ 2, 4, 6, 10,11; 1928.-Ms 1, 2, 4 11.

114. Церковные ведомости. Еженедельное издание с прибавлением. 1891. -№№ 3-5, 7-10, 29, 41, 45-52; 1913. -№ 3.1. П.б.Справочные издания

115. Памятная книжка Амурской области на 1903 г. Издание Амурскогообластного статистического комитета. — Благовещенск, 1903. — 198 с.

116. Памятная книжка Амурской области 1911 г. Издание Амурского областного статистического комитета. Благовещенск, 1911. -260 с.

117. Памятная книжка. Адрес календарь. Амурской области 1915 г. Издание Амурского областного статистического комитета. Благовещенск, 1915.

118. Кириллов А. В. Географическо-статистический словарь Амурской и Приморской областей с включением некоторых пунктов о крае / А. В. Кириллов. Благовещенск, 1891.1.I. Литература

119. I.1. Монографии, книги, брошюры

120. Азиатская Россия. Т. 1. Люди и порядки за Уралом «Религии и вероисповедательный состав населения Азиатской России» СПб., 1914.

121. Алексеев, В. А. Иллюзии и догмы: Взаимоотношения Советского государства и религии / В. А. Алексеев. — М., 1991.

122. Алексеева, Л. М. Инакомыслие в СССР — опыт статистического анализа. «СССР: Внутренние противоречия» / под ред. В. Чалидзе, Chalidze Publications, выпуск 8. Нью-Йорк, 1983. 557.

123. Амосов, Н. К. Октябрьская революция и церковь / Н. К. Амосов М. , 1939.

124. Аргудяева, Ю. В. Этническая и этнокультурная история русских на юге

125. Дальнего востока России / Ю. В. Аргудяева — Владивосток.:

126. Бакаев, Ю. Н. Политика Советского государства в отношении религии, церкви и верующих: опыт реализации и уроки (1917 1941 гг.) / Ю. Н. Бакаев - Хабаровск, 1992. - 84 с.

127. Библия. Книги Священного писания Ветхого и нового завета, канонические, с параллельными местами. М.: Изд. объединенных библейских обществ. 1992. - 300 с.

128. Болонев, Ф. Ф. Старообрядцы Забайкалья в ХУШ XX вв. / Ф.Ф. Болонев. -Новосибирск, 1994.-352 с.

129. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и допол. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. —1456 с.

130. Ю.Бонч-Бруевич, В. Д. Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола. Баптисты. Штундисты / В. Д. Бонч-Бруевич СПб., 1908.

131. П.Ващук, А. С. Этномиграционные процессы в Приморье в XX в. / А .С. Ващук, Е. Н. Чернолуцкая, В. А. Королева, Г. Б. Дудченко, Л. А. Герасимова. Владивосток.: ДВО РАН, 2002. - 228 с.

132. Грум-Гржимайло, Г. Е. Описание Амурской области / Г. Е. Грум-Гржимайло. СПб., 1894. - 639с;

133. Догуревич, Т. А. Распространение христианства в Сибири в связи с описанием быта, нравов, обычаев и религиозных верований инородцев этого края. СПб., 1897.

134. Забайкалье. Краткий исторический, географический и статистический очерк Забайкальской области. Иркутск, 1891 - 152 с.

135. Иннокентий Вениаминов. Нечто об Амуре: извлечение части текста книги «Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский». — М., 1883. -420 с.

136. Истории Библии на Востоке с обзором метода и условий, благоприятных и неблагоприятных, с переводом, и распространению с христианской церковью у разных народов. Т. 1. Китай, Япония, Корея и др. СПб.,1889.-334 с.

137. История баптизма. Сборник. Вып. 1. Одесская Богословская Семинария; сост. C.B. Санников. — Одесса: ОБС, «Богомыслие», 1996. 496 с.

138. История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма (ХУП в. февраль 1917 г.)./ под ред. Крушанова А. И. -М.: «Наука» 1991.- 470 с.

139. История евангельских христиан баптистов в СССР. Издательство ВСЕХБ. -М., 1989.-623 с.

140. История евангельского движения в Евразии. Одесса, 2002. - 400 с.

141. Кандидов, Б. Религиозная контрреволюция 1918 —1920 гг. и интервенция / Б. Кандидов. М., 1930. - 62 с.

142. Каретникова, М. С. Русское богоискательство. Национальные корни евангельско баптистского движения / М. С. Каретникова. - СПб.: изд-во «Библия для всех». 1997. - 489 с.

143. Кирилов, А. В. Амурские прыгуны или духовные христиане (краткий историко-этнографический очерк) / А. В. Кирилов. — Благовещенск, 1898. -71 с.

144. Клибанов, А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем /А. И. Клибанов М., 1973.

145. Клибанов, А. И. Кризисные явления в современном баптизме /А.И. Клибанов, Л. Н. Митрохин. М., 1967.

146. Клибанов, А. И Реформаторское движение в России в XIV в. и первой половине XVI в. / А. И. Клибанов М., 1960. - 411 с.

147. Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е годы ХЗХ в. 1917 г.) / А. И. Клибанов - М., 1965. - 348 с.

148. Клибанов, А. И. Религиозное сектантство: современность. /А. И. Клибанов. -М., 1969. -279 с.

149. Коваленко, А. И. Культура Дальневосточного казачества (вторая пол XLX- начало XX вв.) / А. И. Коваленко Благовещенск, 2002. - 160 с.

150. Константинова, А. В. История Забайкалья (с древнейших времен до 1917г.) / А. В. Константинова, Н. Н. Константинов. Чита: AHO «ЦНОП», изд)во ЗабГПУ, 2002. 248 с.

151. Ленин, В. И. Об отношении рабочей партии к религии. Полное собраниесочинений. Т. 17 / В. И. Ленин М., 1973.

152. Ленин, В. И. социализм и религия. Полное собрание сочинений Т. 12.1. В. И. Ленин-М., 1972

153. Литвинцев, К. Амурские сектанты: молокане и духоборы / К. Литвинцев1. СПб., 1888.- 165 с.

154. Луначарский, А. В. Интеллигенция и религия / А. В. Луначарский. -М., 1925.

155. Лялина, Г. С. Баптизм: иллюзии и реальность / Г. С. Лялина М., 1977. - 175 с.

156. Лялина, Г. С. Новые тенденции в идеологии баптизма / Г. С. Лялина. -М., 1979.

157. Маграт Алистер. Богословская мысль реформации / Маграт Алистер / пер. с англ. Одесса, 1994. - 316 с.

158. Митрохин, Л. Н. Баптизм. / Л. Н. Митрохин М.: Политиздат. 1966.

159. Митрохин, Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-логические очерки) / Л. Н. Митрохин СПб., 1997. — 470 с.

160. Оболенский, П. Критический разбор вероисповедания русских сектантов: духоборцев, молокан и штундистов / П. Оболенский. -Казань, 1900. 400 с.

161. Одинцов, М. И. Путь длиною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству (государственно-церковные отношения в истории советского общества). На пути к свободе совести. / М. И. Одинцов -М., 1989.

162. Одинцов, М. И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941 1945 гг. / М. И. Одинцов -М., 1995.

163. Основы религиоведения / под ред. И. Н. Яблокова — 4-е изданиепереработанное и дополненное. -М.: Высш. шк. 2005 — 507 с.

164. Проханов, И. С. Записки о правовом положении евангельских христиан, а так же баптистов и сродных им христиан / И. С. Проханов СПб., 1913.

165. Пругавин, А. С. О необходимости и способах всестороннего изучения сектантства / А. С. Пругавин. СПб., 1880.

166. Пругавин, А. С. Раскол сверху: Очерки религиозных исканий в привилегированной среде / A.C. Пругавин СПб., 1909.

167. Пругавин, А. С. Религиозные отщепенцы. Очерки современного сектантства / А. С. Пругавин. Выпуск 1. -М., 1906. 359с.

168. Религия и политика в пост коммунистической России /отв. ред. Л. М. Митрохин. -М., 1994.-385 с.

169. Сборник документов Государственного архива Хабаровского края. -Хабаровск, 2001. 400 с.

170. Сибирская Советская Энциклопедия. В 4-х т., Т. — 1 / под общей редакцией: М. К. Азадовского, A.A. Ансона, М.М. Басова и др. М., 1929.

171. Смирнов, Н. Н. Слово о забайкальских казаках / Н. Н. Смирнов -Волгоград, 1994. 608 с.

172. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания в 2-х т. /отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М., 2004.

173. Трофимчук, Н. А. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды /Н. А. Трофимчук. — М., 1991.

174. Трофимчук, Н .А. Экспансия / Н. А. Трофимчук, М. П. Свищев. М., 2000.

175. Философский энциклопедический словарь /под редакцией: Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова. -М., 1983.- 840 с.

176. Холкина, Т. А. Архитектурное наследие Благовещенска /серия «Благовещенск. Из века в век» / Т. А. Холкина, Л. А. Чаюн. -Благовещенск.: 2006. 112с.

177. Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 х. т. - М., 1993 - 1995 59.Чудновцев, М. Церковники и сектанты в борьбе против культурнойреволюции / М. Чудновцев. М., 1930.

178. Шиндялов, Н. А. Основатели Благовещенска. Очерки, документы, материалы / серия «Благовещенск. Из века в век» / Н. А. Шиндялов -Благовещенск.: ОАО «Амурская ярмарка», 2006. 184с.

179. Штундисты. Постники. Свободные христиане. Духовные скопцы. Старообрядцы. Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества. Выпуск третий. / под ред. Бонч-Бруевича В. Д. СПб., 1910-311 с.

180. Энциклопедия Забайкалья. В 4-х томах, Т. 1 общий очерк. /Гл. редактор.

181. Гениатулин Р. Ф. — Новосибирск, 2000. 302 с. бЗ.Эпов, Н.И. Забайкальское казачье войско / Н. И. Эпов. — Нерченск, 1889.

182. Южнорусский пггундизм. Исследование священника Арсения Рождественского. СПб., 1889. - 210 с.

183. Ядринцев, Н. М. Сибирь как колония. Современное положение Сибири. Ее нужды и потребности. Ее прошлое и будущее / Н. М. Ядринцев. СПб., 1889.-472 с.

184. I. 2. Авторефераты, диссертации.

185. Балалаева, Н. М. История религиозного сектантства на Дальнем Востоке СССР (1856-1936). Дисс. .докт. ист. наук/Н. М. Балалаева. -М., 1971.

186. Бакшеева, Е. Б. Политика советского государства по отношению к русской православной церкви на Дальнем Востоке России (октябрь 1922 — июнь 1941 гг.). Автореф. Дисс. .канд. ист. наук / Е. Б. Бакшеева Хабаровск, 2004.

187. Лынша, О. Б. История образования на Дальнем Востоке. Автореф. дисс. .канд. ист. наук/ О. Б. Лынша. -Владивосток, 1999.

188. Потапова, Н. В. Религиозная жизнь Сахалина (во второй половине XIX -начале XX вв.) Автореф. дисс. .канд. ист. наук. / Н. В. Потапова -Владивосток, 2004.

189. Сачкова, Л. И. Из истории атеистического воспитания трудящихся Дальнего Востока (1917 1925). Автореф. Дисс. . канд. ист. наук. /Л. И. Сачкова-М., 1969.

190. Кадола, И. В. Культурная среда Амурской деревни. Автореф. дисс. .канд. ист. наук./ И. А. Кадола. — Владивосток, 2002.

191. Капранова, Е. А. Развитие церковно-административного устройства и управления русской православной церкви на Дальнем востоке России (1840 1918 гг.) Дисс. .канд. ист. наук./ Е. А. Капранова -Благовещенск, 2003.

192. Ипатьева, А. А. Миссионерская деятельность Русской православной церкви на юге Дальнего Востока во второй половине XIX начале XX вв. Автореф. дисс. .канд. ист. наук. / А. А Ипатьева - Красноярск, 1999.

193. Ю.Макаров, Ю. Н. Советская государственная религиозная политика и органы ВЧК-ГПУ-ОГПУ-ШСВД СССР (окт 1917 конец 1930гг.) Автореф. дисс. .докт. ист. наук / Макаров Ю. Н. - Санкт - Петербург, 2007.

194. Сердюк, М.Б. Религиозная жизнь Дальнего Востока (1858 1917 гг.).

195. Дисс. . канд. ист. наук. /М. Б. Сердюк Владивосток, 1998. 12.Федирко, О. П. Православные образовательные учереждения Благовещенской епархии. Автореф. дисс. .канд. ист. наук. / О. П. Федирко - Благовещенск, 200 L1.I. 3. Статьи.

196. Аргудяева, Ю.В. Молокане в Приамурье. / Ю. В. Аргудяева // Традиционная культура Востока Азии: археология. Культурная антропология. Благовещенск, 1995.

197. Асташова, Н. М. Закон о религии и религиозных организаций в Амурской области (1918 2000 гг.) / Н. М. Асташова // Приамурье на рубеже веков. Тезисы докладов регионально-практической конференции. -Благовещенск, 2001. - С. 97 -102.

198. Бонч-Бруевич, В.Д. В.И. Ленин и религиозный вопрос / В.Д. Бонч-Бруевич //Антирелигиозник М., 1929 г. - №1. - С. 6 - 25.

199. Бакаев, Ю. Н. Секуляризация и духовная жизнь России (первая треть 20 в.) / Ю. Н. Бакаев // Духовная жизнь Дальнего Востока России. Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 2000-летию христианства Хабаровск, 2000. - С. 23 - 27.

200. Балалаева, Н. М. Контрреволюционная деятельность зарубежных христианских миссий на Дальнем Востоке (1917 1922 гг.) / Н. М. Балалаева // Дальний Восток № 10 1970. - С. 139 - 144.

201. Балалаева, Н. М. О борьбе религиозного сектантства против колхозного движения на Дальнем Востоке СССР / Н. М. Балалаева И Из историиборьбы за советскую власть и социалистическое строительство на Дальнем Востоке Хабаровск, 1965-С. 110-128.

202. Балалаева, Н. М. О переселении молокан в Амурскую область / Н. М. Балалаева // Ученые записки ХГПИ (серия историческая). Т. 16. -Хабаровск, 1968.

203. Балалаева, Н. М. Появление баптизма в Приамурье / Н. М. Балалаева // Ученые записки ХГПИ (серия историческая). Т. 21. Хабаровск, 1969 - С. 70 - 84.

204. Ю.Васильева, Т. Г. О заселении Забайкальской области в начале XX в. /

205. Т. Г. Васильева // Миграционные процессы на Дальнем Востоке (с древнейших времен до начала XX в.): Материалы международной научной конференции. Благовещенск.: изд-во БГПУ, 2004. - С. 68 - 72.

206. Дударенок, С. М. Религиозная ситуация на российском Дальнем Востоке: история и современность. / С. М. Дударенок // Россия и АТР. -Владивосток, 2004, № 2.

207. Дударёнок, С. М., Сердюк, М. Б. Очерк религиозной ситуации в Приморье. / С. М. Дударёнок М. Б. Сердюк // Христианство на Дальнем Востоке. Материалы международной научной конференции. Владивосток.: Издательство ДВГУ, 2000. - С.200 - 206.

208. А. И. Донченко. Благовещенск.: Издательство БГПУ, 2001. Выпуск 2. -С. 170.

209. Каргина, И.Г. О динамике развития христианских конфессий. / И. Г. Каргина // Социологические исследования. 1998. № 3. С. 111 -118.

210. Кирилов, А. В. Явление царя царей (страничка из жизни амурских прыгунов) / А. В. Кирилов // Камчатские епархиальные ведомости. 1895 г. -№1-5.

211. Кирилов, А. В. Материалы для истории христианской миссии на Амуре, со времен присоединения его к России до 1865 г. / А. В. Кирилов // Камчатские епархиальные ведомости. 1896 г. № 1, 3.

212. Кружевская, JI. В. Баптизм в Амурской области в 20 -30-е гг. // Амурский краевед 1995 г. №2 (11). - С. 73 - 80.л

213. Из истории церковной контрреволюции / П. К. Лобазов // Вопросы истории Советского Дальнего Востока. Выпуск 3. Советский Дальний Восток в период строительства социализма в СССР (1917 1958 гг.): (Тезисы докл. и сообщ.) - Владивосток, 1965. - С. 39 - 42.

214. Макаров, Ю.Н. Советская политическая цензура в СССР в 1920-е годы (на примере издательской деятельности религиозных организаций) / Ю. Н. Макаров // Вестник молодых ученых (серия исторические науки). 2006 г. -№2.-С. 131-161.

215. Макаров, Ю.Н. Религиозные и религиозно-политические организации молодежи, действовавшие на территории СССР (октябрь 1917 1930-е годы) / Ю.Н. Макаров // Клио: журнал для ученых - СПб., 2004 г. - № 3. -С. 134-154

216. Макаров, Ю. Н. Секуляризированные формы политической религии: пародоксы советского безбожия 1920 — 30-х гт. /Ю. Н. Макаров // История и историки в контексте времени: сб. науч. тр. Выпуск 3. Краснодар,2004. С.ЗО - 53

217. Макаров, Ю. Н. Ускорение процесса атеизации советского общества в условиях окончания НЭПа (конец 1920-х начало 1930-х гг.) / Ю.Н. Макаров // История и историки в контексте времени: сб. науч. тр. Выпуск 4. Краснодар, 2006. - С.50 - 69.

218. Митрохин, JI. Н. Раскол в современном баптизме / Л. Н. Митрохин // Вопросы научного атеизма. 1967 г. №3

219. Мурыгина, Е. А. Духовное наследие Г. И. Шипкова / Е. А. Мурыгина // III Муравьевские чтения. «От диалога культур к гражданскому обществу». Материалы международной научно- практической конференции. -Благовещенск, 2006. - С. 85 - 87.

220. Никитин, Г. В. Исторический опыт социальной адаптации русского населения Забайкалья в условиях региона / Г. В. Никитин // Демографическая ситуация в Приамурье: состояние и перспективы.

221. Материалы региональной научно-практической конференции. -Благовещенск, 2006. С. 84 - 89.

222. Окладников, А. П. Церковь в борьбе с революцией в Восточной Сибири / А. П. Окладников // Будущая Сибирь. 1932, № 4 6.

223. Осипов, Ю. Н. Крестьянство Дальнего Востока в период капитализма. / Ю. Н. Осипов // Исторический опыт освоения Дальнего Востока. Выпуск 3. Благовещенск, 2ООО.

224. Одинцов, М. И. Религиозный фактор и политический конфликт: в прошлом и настоящем России / М. И. Одинцов // Религия национальное согласие и возрождение России. -М., 1993. /http://www.rusoir.ru/

225. Одинцов, М. И. XX век Российской истории (государство, церковь, народ) статья вторая: На пути к Поместному собору (февраль август 1917 г.) / М. И. Одинцов // Религиоведение. 2001 г.- №2, - С. 9 - 30.

226. Павлов, В. Г. Правда о баптистах. Очерки истории, церковного устройства и принципов баптистских общин / В. Г. Павлов. // Баптист 1911 г. №№ 43 -47.

227. Попов, В. Христиане баптисты в России: история и современность. / В. Попов // Церковь евангельских христиан баптистов в России - Москва 130 - летие ЕХБ. - М., 1996. - С. 4 - 7.

228. Попов, В. Основоположники движения ЕХБ. Уроки духовного пробуждения. / В. Попов // Церковь евангельских христиан баптистов в России Москва 130 - легие ЕХБ. - М., 1996. - С. 8 - 9.

229. Прилуцкий, А. М., Погасий А. К. Понятие «секта»: основные значения и правомерность употребления / А. М. Прилуцкий, А. К. Погасий //Религиоведение Благовещенск, 2006 г. - № 1. - С. 164 - 170.

230. Рудакова, Ю. С. Сектанты в Амурской области (на примере судьбы Г.И. Шипкова) / Ю. С. Рудакова // Вестник АМГУ. Выпуск 10. -Благовещенск, 2000. С. 60 - 61.

231. Сердюк, М. Б. Религиозная ситуация в Приморье в 1894 и в 1994 гг. / М. Б. Сердюк // Третья Дальневосточная конференция молодых историков. Тезисы докладов. Владивосток, 1994. - С. 49 —51.

232. Сердюк, М. Б. Сектантство и старообрядчество в Приморье (1860 1917) / М. Б. Сердюк // Краеведческий вестник. Выпуск 3. - Владивосток, 1994. -С. 169-172.

233. Сердюк, М. Б. Адвентисты седьмого дня на российском Дальнем Востоке. Первые годы / М.Б. Сердюк // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Выпуск 3. -М., 2006. 569 с. /http://www.msoir.ru/

234. Смагин, А. Государство и церковь в процессе заселения юга Дальнего Востока / А. Смагин // Россия и АТР Владивосток, 2004. №4. - С. 90 -102.

235. На ниве Божьей. Съезд Дальневосточного отдела русских баптистов в г. Благовещенск на Амуре 25 декабря 1917г. / Г. И. Шипков // Слово истины. 1917г. -№1. -С. 16.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.