Барятинское собрание князей Горчаковых как явление культуры российской провинции: Вторая половина XIX - начало XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Зверева, Марина Владимировна

  • Зверева, Марина Владимировна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 523
Зверева, Марина Владимировна. Барятинское собрание князей Горчаковых как явление культуры российской провинции: Вторая половина XIX - начало XX века: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2004. 523 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Зверева, Марина Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. УСАДЕБНЫЕ СОБРАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

1.1. Особенности усадебной культуры в Калужской губернии

1.2. Усадебные собрания в культурном пространстве Калужского края

1.3. История усадьбы Барятино

ГЛАВА 2. БАРЯТИНСКОЕ СОБРАНИЕ КНЯЗЕЙ ГОРЧАКОВЫХ

2.1. Князь Д.С. Горчаков - основатель художественного собрания

2.2. Особенности формирования художественного собрания в усадьбе Барятино

2.3. Общественно-культурная и собирательская деятельность князя С.Д. Горчакова

ГЛАВА 3. СУДЬБА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОБРАНИЯ КНЯЗЕЙ ГОРЧАКОВЫХ В XX ВЕКЕ

3.1. Расформирование усадебной коллекции князей Горчаковых

3.2. Реконструкция барятинского собрания князей Горчаковых

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Барятинское собрание князей Горчаковых как явление культуры российской провинции: Вторая половина XIX - начало XX века»

Усадьба - неотъемлемая часть отечественного культурного наследия, один из компонентов российской социокультурной реальности. Исторически сложившиеся предпосылки возникновения и развития русской усадьбы обусловили ее роль в культуре российской провинции. По словам известного исследователя истории русской усадьбы Л.В. Ивановой, "созданная многовековой историей российского дворянства усадебная культура не ушла вместе с усадьбой, она оказалась сильнее превратностей судьбы, сохранила высокий духовный потенциал, требует осмысления, изучения и претендует на прочное место в народной памяти"1.

Как правило, выделяют три основных этапа усадебного строительства: "предусадьба" (до XVIII в.), усадьба раннего периода (XVIII - первая половина XIX в.), "поздняя" усадьба (вторая половина XIX — начало XX в.), К настоящему времени наиболее изученной оказалась культура усадьбы раннего периода, включавшая в себя культуру аристократических и дворянских кругов общества. Большая часть исследований посвящена царским и аристократическим усадьбам Подмосковья XVIII — первой половины XIX в., а также некоторым усадьбам крупнопоместного дворянства. Усадебная культура позднего периода, вмещающая в себя культуру аристократии, дворянства, крупной и средней буржуазии, творческой интеллигенции, обладает целым рядом отличительных осо

1 Иванова JI.B. Дворянская усадьба - исторический и культурный феномен // Дво рянское собрание. Историко-публицистический и литературно-художественный альманах. № 1. М., 1994. С. 150. бенностей. Исследование русской усадебной культуры второй половины XIX — начала XX в. имеет большое значение для осмысления общекультурных процессов, происходивших в российской провинции в эпоху крупных изменений после реформы 1861 года. Наряду с тем, что в по-слереформенной России меняется жизненный уклад обитателей усадеб, именно в этот период времени усадьба становится социально-экономическим и духовным центром. В недрах усадьбы возникает новая субкультура, представители которой тяготеют к иным ценностным ориентирам, нежели их предшественники. Круг интересов обитателей "дворянских гнезд" не ограничивается более охотой, псарней, балами и фейерверками, но в значительной степени включает в себя занятия наукой, литературой, искусством. Появляются владельцы нового типа: творческая интеллигенция, промышленники, разночинцы. Усадьба перестает быть "воплощением жизни господствующего сословия"2.

Формирование усадебных коллекций заслуживает отдельного рассмотрения. Именно в усадебных собраниях — художественных, библиотечных, естественнонаучных, архивных и других — в наибольшей степени проявляется личностное начало, выделяется роль коллекционера. Формируется историко-культурный тип просвещенного владельца — ценителя и знатока искусства (фр.: сопгшзБеиг) . Рассредоточенные ныне по различным государственным и частным собраниям, предметы из усадебных коллекций составляют ценнейший историко-художественный потенциал усадебной культуры.

2 Марасинова E.H., Каждая Т.П. Культура русской усадьбы. // Очерки русской культуры XIX в. М., 1998. С.275.

3 См.: Савинская Л.Ю. ".Циркуль зодчего, палитра и резец ученой прихоти твоей повиновались." // "Ученая прихоть". Коллекция князя Николая Борисовича Юсупова. В 2 т. / Под общей ред. В.А. Мишина. М., 2001. С.30.

Основной задачей данного исследования является изучение усадебной культуры российской провинции второй половины XIX - начала XX в. на примере барятинского собрания князей Горчаковых. Усадьба Барятино4 - один из наиболее значительных объектов культурного наследия Калужского региона. К началу XX в. здесь сложилось богатейшее художественное собрание, включавшее в свой состав коллекцию живописи, оригинальной и печатной графики отечественных и западноевропейских художников XVI - XIX вв., коллекцию портретных миниатюр; предметы декоративно-прикладного искусства: старинное серебро, фарфор, хрусталь, бронзу; мебель работы немецких мастеров XVIII в., старинное оружие западноевропейского, восточного и русского производства XVI - XIX вв. Помимо художественного собрания, имелась интересная коллекция минералов. Там же находилась библиотека, состоящая из художественной литературы, книг по искусству, истории, философии, археологии. Метод подбора художественных произведений, их оформление, наличие многочисленных владельческих помет, экслибрисов — все это обладает ярко выраженными индивидуальными чертами, характеризующими незаурядную личность основателя коллекции - князя Дмитрия Сергеевича Горчакова (1828 - 1907)5. Формирование художественного собрания в Барятине пришлось на эпо

4 Первоначальное название имения: Ильинское. Второе название появилось после того, как оно перешло от князей Барятинских к представителям рода Голицыных. До 1918 г. был принят традиционный орфографический вариант названия: Борятино. Подробнее об этом см.: Бессонов В.А. Из истории села Барятино // "Хозяева и гости усадьбы Вяземы". Материалы IV Голицынских чтений. Б.Вяземы. 1998. С.92-103.

5 Князь Дмитрий Сергеевич Горчаков (1828 - 1907) — представитель первой ветви князей Горчаковых, коллежский советник, шталмейстер. Участвовал в войне 18531855 гг. и в подавлении венгерского восстания. Награжден: орденами Св. Анны 2-ой, 3-й и 4-й степеней, Св. Владимира 4-й степени, Св. Станислава 2-ой степени и золовенного собрания в Барятине пришлось на эпоху значительных перемен в российской усадебной культуре, обусловленных целым рядом социально-исторических и политико-экономических причин.

Парадоксально, но именно барятинское художественное собрание, известное любителям искусства в начале двадцатого столетия, осталось совершенно неизученным. После революции 1917 года, в период национализации дворянских усадеб, предметы из этой коллекции были рассеяны по различным собраниям. Владельческие каталоги и описи были изъяты, произведения искусства оказались обезличенными, без самых элементарных сведений, нередко без упоминания о бывшем владельце.

Данная работа призвана восполнить этот пробел, явившись первым опытом комплексного исследования барятинского художественного собрания князей Горчаковых. Изучение вопросов, относящихся к проблеме барятинского собрания, и определение его роли в отечественном культурном наследии является важным не только для осмысления закономерностей процессов эволюции усадебной культуры, воссоздания "картины мира" ушедшей эпохи, но и для построения современной культурной среды.

Хронологические рамки исследования совпадают с периодом активной собирательской деятельности князей Горчаковых и охватывают период с 1860-х гг., когда в усадьбе Барятино было положено начало коллекции, по 1920-е гт. - время расформирования усадебного собрания.

Территориальные границы исследования определяются местонахождением произведений из барятинской коллекции. К настоящему времени более всего предметов из усадьбы Барятино хранится в музеях г. Калуги: Калужском областном художественном музее и Калужском той саблей с надписью "За храбрость". См.: Князья Горчаковы // Дворянские роды Российской империи. СПб., 1993. Т.1. С.131-132. областном краеведческом музее. Отдельные произведения выявлены в ряде музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Саратова, Кирова.

Объектом исследования является барятинское собрание князей Горчаковых: живописные и графические произведения русского и западноевропейского искусства XVI - XIX вв., скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства. Предмет исследования - усадебное собрание как явление культуры российской провинции второй половины XIX — начала XX в., о роли и значении барятинской коллекции и ее владельцах в культурных процессах данного периода.

Следует отметить, что интерес к отечественной усадебной культуре зародился во второй половине XIX века, когда начался процесс перехода дворянских имений в руки новых хозяев - купечества и промышленной буржуазии. В этот период времени появляется большое количество мемуаров6, переводной литературы7, а также ряд публикаций, посвященных, главным образом, подмосковным усадебным комплексам и о садово-парковым ансамблям . В них содержится информация преиму

6 Записки княгини Е.Р. Дашковой. 1859. Лондон. Репринтное воспроизведение. М., 1990;.3аписки графаМ.Д. Бутурлина// Русский архив, 1887; Вигель Ф.Ф. Записки Ф.Ф. Вигеля. M., 1892; Двенадцатый год в записках А.И. Золотухиной // Русская старина, 1899, и др.

7 Делиль Ж. Сады, или искусство украшать сельские виды. Изд. 1-е. М, 1804; изд. 2-е. М., 1816; Лефевр А. Парки и сады. СПб., 1871, и др. А

Забелин И.Е. Кунцево и древний Сетунский стан: Исторические воспоминания. М., 1873; Забелин И.Е. Московские сады в XVII столетии. Сведения о московских и подмосковных садах XVIII и XIX вв. Опыт изучения русских древностей и истории. 4.1-2. М., 1873; Звенов Н. Кусково и его окрестности. M., 1850; Корсаков А. Село Коломенское. М., 1870; Любецкий С. Окрестности Москвы в историческом отношении и в современном их виде для выбора дач и гулянья. Характеристика и быт московских жителей дедовских и наших времен. Гулянья, празднества, увеселения и другие замечательные события. Очерки земледелия и садов с древнейших времен. щественно описательного характера, не претендующая на комплексную оценку усадебной культуры. В конце XIX — начале XX в. известный исследователь дворянских усадеб С.Д. Шереметев опубликовал свои путевые заметки и впечатления в серии брошюр, где привел сведения о помещичьем быте некоторых подмосковных усадеб, в том числе малоизвестных9. В работах Шереметева содержится интересная информация о прошлом усадеб, однако, проблема художественных ценностей усадебной культуры практически не затронута.

На рубеже XIX - XX вв. появляются новые издания, в которых впервые публикуются сведения об усадебных собраниях. На страницах журналов "Столица и усадьба", "Старые годы", "Золотое руно", "Аполлон", "Художественные сокровища России", "Мир искусства", "Художественная жизнь", "Русский архив", "Экскурсионный вестник" печатались статьи А.Н. Бенуа, Н.Э. Грабаря, В .Я. Адарюкова, Е.Е. Лансере, П.П. Вейнера, H.H. Врангеля, В.Я. Курбатова, В.К. и Г.К. Лукомских, С.П. Яремича, П.Д. Эттингера, Д.А.Шмидта, А.И. Сомова и других историков искусства. За период с 1907 по 1917 гг. были опубликованы данные о 240 усадьбах из 47 губерний России10. В начале XX в. была предпринята попытка начать планомерное исследование усадеб, "главным образом, коренной России, любопытных в отношении художест

М., 1880; Мартынов А. Подмосковная старина. М., 1889; Регель А.Э. Изящное садоводство и художественные сады. СПб., 1896; Тонин Н. Подмосковное садоводство, его прошлое и настоящее // Русский справочный листок, 1889, № 7-8, и др.

9 Шереметев С.Д. Отголоски XVIII в.: Село Марково. М., 1896; Он же. Покровское. СПб., 1897; Он же. Кусково. М., 1898; Он же. Бобрики и Оленьково. СПб., 1889; Он же. Остафьево. СПб., 1889; Он же. Лотошино. М., 1899; Он же. Домашняя старина. М., 1900, и др.

10 См.: Русская усадьба на страницах журналов "Старые годы" и "Столица и усадьба". Библиографический указатель. М., 1994. венном, историческом и бытовом"11, с подробным их описанием, в специальном издании - "Русские усадьбы". В серии "Русские усадьбы" были изданы два выпуска, посвященные усадьбам Вяземы и Петровское12. Прекрасно изданные, книги содержали, в основном, историческую информацию. В тот же период вышли в свет монографии Ю.И. Шамурина13, В .Я. Курбатова14, Г.К. Лукомского15, в которых авторы приводят результаты изучения целого ряда усадеб российской провинции. Основное внимание исследователи уделяли описанию быта владельцев имений, интерьеров усадебных домов и их предметного наполнения, особенностей архитектурных ансамблей и окружающих ландшафтов. Эти работы включают, в частности, историко-культурную информацию об усадьбах конца XIX — начала XX в.; тем не менее, содержащиеся в них сведения позволяют получить лишь частичное представление об усадебной культуре рассматриваемого периода. Изучение памятников культуры в усадьбах проводилось вначале бессистемно, без комплексной оценки художественной культуры. Кроме того, основная масса усадеб оказалась вне поля зрения исследователей. В трудах деятелей "Мира искусства" русская усадебная культура второй половины XIX в. трактуется в целом как вырождающееся, отмирающее явление, которое не имеет будущего. Эта позиция прослеживается в трудах А.Н. Бенуа, И.Э. Грабаря, В.Я. Курбатова, Г.К. Яремича и др. Сторонни

11 Шереметев П. Из предисловия к кн.: Голицын М.М. Петровское. СПб., 1912. Вып.2.

12 Шереметев П. Вяземы. Град святого Петра, 1916. Вып.1; Голицын М.М. Петровское. СПб., 1912. Вып.2.

13 Шамурин Ю. Подмосковные. М., 1912.

14 Курбатов В.Я. Сады и парки. История и теория садового искусства. Пг., 1916.

15 Лукомский Г.К. Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства. Пг., 1916. ком данной точки зрения был и H.H. Врангель, перу которого принадлежит одна из наиболее интересных работ об усадьбах российской провинции - "Помещичья Россия"16, где Врангель делает обширный обзор российских усадеб. Автор дает крайне негативную оценку изменениям, происходившим в русской усадебной культуре после реформы 1861 года: "Освобождение крестьян было последним решающим моментом в гибели старой культуры и крепостного искусства. Естественно, что и приюты его — помещичьи усадьбы — скоро потеряли свой прежний смысл. Жизнь в деревне перестала быть жизнью на века, а лишь переходным этапом, летним отдохновением [.]. Одно за другим гибли при

17 городные имения, но еще худшее делалось в глухих углах." . Современные исследователи отмечают однобокость данного подхода к культуре послереформенной усадьбы, ложность тезиса об отмирании дворянской усадебной культуры XIX в., усматривая в позиции мирискусс-ников их увлечение русской художественной культурой эпохи классицизма, что обусловило неприятие искусства последующего времени18. Т.П. Каждан в монографии "Художественный мир русской усадьбы" обращает внимание на проблему недостаточной изученности усадебной культуры рассматриваемого времени.

После Октябрьской революции дальнейшие исследования в области изучения русской усадебной культуры стали чрезвычайно проблематичными, поскольку имения были национализированы и переданы раз

16 Врангель H.H. Помещичья Россия // Старые годы. Июль-сентябрь, 1910; Он же. Старые усадьбы. Очерки истории русской дворянской культуры. Санкт-Петербург, 1999.

17 Врангель H.H. Старые усадьбы. Очерки истории русской дворянской культуры. Санкт-Петербург, 1999. С. 143, 167-168.

См.: Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы. М., 1997. С. 16-17. личным хозяйственным структурам, а художественные собрания оказались распыленными по музейным хранилищам, навсегда лишив усадьбы их "овеществленного культурного содержания"19. В этот трудный период времени искусствоведом С.И. Битюцкой был собран обширный материал о частных коллекциях России на основе записей о поступивших в 1920-е годы в Национальный музейный фонд художественных ценностях из частных собраний и национализированных усадеб. Битюцкая была не только свидетелем этих событий, она являлась непосредственным участником так называемой "приемки" произведений искусства в хранилища музейного фонда. Стараясь по мере сил избежать полного обезличивания предметов, она выявляла бывших владельцев коллекций, внося их имена в описи и акты, составляя справочник частных собраний.

Впоследствии Битюцкой была подготовлена рукопись - "Материалы по 1 истории русского собирательства" . Несмотря на предельную сжатость изложения, собранный фактографический материал позволил не только зафиксировать художественные усадебные ценности, но и получить некоторое представление о наиболее значительных коллекциях, имевшихся в российской провинции к 1917 г.22.

В 1922 году было создано Общество изучения русской усадьбы (1922 - 1931), которое, в силу отсутствия финансирования, сосредоточи

19 Иванова Л. Вывоз из усадеб художественных ценностей // Памятники Отечества. Мир русской усадьбы. 1992. № 25. С.71. чл

Битюцкая Софья Иннокентьевна (1884-1980). См.: Научный архив ГТГ. Ф.104. Битюцкая С.И. Материалы по истории русского собирательства. Рукопись // Научный архив ГТГ. Ф.104. Д.67.

В настоящее время "Материалы" хранятся в научном архиве Государственной Третьяковской галереи (ф.104). ло свою работу в основном на подмосковных усадьбах23. С 1927 по 1930 гг. были обследованы почти все усадьбы Московской губернии, данные о них зафиксированы в картотеках и брошюрах, подготовлена усадебная карта Подмосковья, включавшая сведения о 296 усадьбах. Вместе с тем, большая часть провинциальных усадеб оказалась вне сферы деятельности ОИРУ. Так, в Калужской губернии была обследована только усадьба Белкино24, известная еще по запискам М.Д. Бутурлина25. Тем не менее, подвижническая деятельность ОИРУ в значительной степени способствовала популяризации усадебной культуры, а также разработке основных принципов изучения русской усадьбы26.

После прекращения деятельности ОИРУ изучение усадебной культуры на протяжении нескольких десятилетий проводилось главным образом в области исследований усадебной архитектуры и садово-парковых ансамблей второй половины XVIII — начала XIX в.27. Со вто

Иванова Л.В. Проблемы исследования усадьбы и воссоздание Общества изучения русской усадьбы // "Хозяева и гости усадьбы Вяземы". Материалы П Голицынских чтений. Большие Вяземы, 1995. С.6.

24 См.: О.И.Р.У. // Среди коллекционеров. Искусство русской усадьбы. МСМХХ1У.

Июль-август. С.8. Записки графа М.Д. Бутурлина // Русский архив. 1897. № 2,3.

26 См.: Сборники Общества изучения русской усадьбы. М., 1927-1928.

27 См.: Проблемы садово-парковой архитектуры. Под ред. М.П. Коржева, Л.Б. Лунц, и др. М., 1936; Соловьев К. Останкино. М., 1944; Палентреер С.Н. Приемы композиции подмосковных парков XVII - XVIII вв. Канд. дис. М., 1945; Торопов С. Подмосковные усадьбы. М., 1947; Пигарев К. Мураново. М., 1948; Рзянин М.И. Архитектурные ансамбли Москвы и Подмосковья Х1У-Х1Х вв. М., 1950; Подольский Р. Петровский (Лефортовский) дворец на Яузе // Архитектурное наследство. Вып. 1,1951; Чиняков А. Архитектурные памятники Измайлова // Архитектурное наследство. Вып.2, 1952; Бахрушин С., Богоявленский С. Подмосковные усадьбы XVIII в. // История Москвы. Т.1. М., 1952. С.523-533; Тихомиров Н. Архитектура подмосковных рой половины XX в. наблюдается повышение интереса к усадебной культуре; в свет выходит целый ряд трудов обобщающего характера, среди которых следует отметить работы М.А. Ильина, Т.В. Дубяго, О.С. Евангуловой, B.C. Турчина, В.И. Шередеги, Д.С. Лихачева, Е.И. Кириченко, А.П. Вергунова, В.А. Горохова, Т.П. Каждан . Вместе с тем, в этих публикациях исследуются лишь отдельные составляющие усадебной культуры (в основном, архитектура и садово-парковое искусство), в то время как проблема формирования художественных собраний не затронута.

Значительным событием современной историографии стала монография американской исследовательницы русских усадеб Присциллы Рузвельт , в которой она рассматривает русскую усадебную жизнь на протяжении всего периода ее существования. Автор выделяет три "формы жизни" российской усадьбы: 1) усадьба как аристократическая игрушка, арена восторга и фантазии; 2) усадьба как патриархальный, самодостаточный мир ритуализированных традиций и праздников; усадеб. М., 1955; Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры IV — XIX вв. Изд. 1-е, М, 1955; Изд.2-е. М., 1962, и др.

28 Ильин М.А. Архитектура русской усадьбы // История русского искусства. T.VIII. Кн.1. М., 1963. С.270-284; Дубяго Т.В. Русские регулярные сады и парки. Л., 1963; Евангулова О. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII века. М., 1969; .В окрестностях Москвы. Из истории усадебной культуры XVII - XIX веков. Текст B.C. Турчина и В.И. Шередеги. М., 1979; Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Л., 1982; Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. М, 1986; Вергунов А.П., Горохов В А. Русские сады и парки. М., 1988; Они же. Вертоград. Садово-парковое искусства (от истоков до начала XX века). М., 1996; Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы. М., 1997.

29 Roosevelt Priscilla. Life on the Russian Country Estate. A social and cultural history. Jale University, 1995.

3) усадьба — пасторальная сельская идиллия поэтов и художников. П. Рузвельт доказывает, что каждая из форм имела глубокие корни в истории русской культуры и воздействовала на ее дальнейшее развитие, для каждой свойственно специфическое понимание социальной и культурной роли землевладельца. Автор отмечает особенности русской усадьбы, обусловленные существованием в России крепостного права вплоть до второй половины XIX в. Исследовательница укладывает период развития российской усадьбы в промежуток немногим больше двух столетий, "от правления Петра Великого до большевистской революции", особенно выделяя в нем "время расцвета усадебной культуры" - с конца XVIII в. до 1861 г. Тем не менее, Рузвельт делает вывод, что культурное значение усадьбы в "период заката" (т.е. после 1861 г.) значительно возросло, поскольку в своих имениях помещики могли "игнорировать воздействие иерархических структур" и найти определенное "психологическое удовлетворение". В своем исследовании автор привлекает обширный и разнообразный материал, что позволяет рассмотреть русскую усадебную культуру под разными углами зрения. В книге П. Рузвельт отражены отдельные аспекты формирования в усадьбах культурно-художественной среды, однако, все приведенные примеры относятся к более раннему историческому периоду - XVIII в.30.

В книге "Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай"

1 *

Е.Е. Дмитриевой и О.Н. Купцовой авторы исследуют аспект взаимодействия литературы и театра с процессом формирования усадебного пространства, не затрагивая при этом проблемы сложения усадебных

30 Roosevelt Priscilla. Life on the Russian Country Estate. A social and cultural history. P.298-303.

31 Дмитриева E.E., Купцова О.Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. М., 2003. собраний, которые представляют собой целый пласт усадебной культуры. Работы B.C. Дедюхиной "Культура дворянской усадьбы"32 и О.С. Евангуловой "Художественная "Вселенная" русской усадьбы"33 целиком посвящены русской усадьбе второй половины XVIII - начала XIX в. и содержат очерки об усадебной культуре "золотой" классической поры. Вместе с тем, усадебная культура второй половины XIX — начала XX в. обладает целым рядом новых типологических качеств по сравнению с этим периодом времени и требует отдельного рассмотрения.

Большой вклад в выявление некоторых общих свойств русской художественной культуры конца XIX - начала XX в. внес

Ч А.

Г.Ю. Стернин , который рассматривал изобразительное творчество в связи со способами бытования искусства в общественной среде. И.В. Кондаков в диссертационном исследовании "Архитектоника русской культуры" представляет русскую культуру в виде динамической модели непрерывно развивающегося ценностно-смыслового единства, раскрывает внутреннюю взаимосвязь между статикой культуры ("феноменологической системностью") и ее динамикой ("социокультурным развитием"). Особую важность для нашего исследования представляет диссертация A.B. Лебедева "Художественный примитив в контексте культуры русской провинции. Вторая половина XVIII — первая половина XIX века", в которой автор рассматривает провинциальное искусство, в частности, художественный примитив, в сопоставлении с аналогичными

Дедюхина B.C. Культура дворянской усадьбы // Очерки русской культуры XVIII века. Т.4. М, 1985. С.220-251.

Евангулова О.С. Художественная "Вселенная" русской усадьбы. М., 2003.

34 Г.Ю. Стернин. Художественная жизнь России на рубеже XIX - XX веков. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 1972. явлениями в художественных школах других стран, выявляет типологию исследуемого явления, определяет его хронологические, социальные и бытовые рамки, воссоздает картину жизни примитива в культурном окружении. A.B. Лебедев исследует аспект взаимоотношения примитива с традиционным искусством, затрагивая при этом проблему "провинция -столица", изучает особенности провинциальных портретных галерей второй половины XVIII — первой половины XIX века.

Обзор и анализ литературы показывает, что исследователи в той или иной степени обращались к усадьбам Калужского региона35, однако, большинство статей посвящены выявлению исторической картины формирования отдельных усадебных комплексов и содержат главным обраЗА зом историко-биографические сведения и воспоминания . Первое упоминание об имении Барятино и его художественном собрании появилось в мемориальном издании С. Д. Шереметева, вышедшем в свет в 1907 г.

35 Записки графа М.Д. Бутурлина // Русский архив, 1887, № 5; 1897. № 2,3; Врангель H.H. Помещичья Россия // Старые годы. Июль - сентябрь, 1910; Средин А. Полотняный Завод // Там же; Трубников А. Княгиня Голицына в Марьине и Городне // Там же; Гончаров М. Авчурино // Столица и Усадьба. 1917. № 89 - 90. С. 1-4; Журова Г.М. Полотняный Завод - историко-мемориальный памятник. (Проблема музеефи-кации усадьбы) // Пушкинское наследие и русская усадебная культура. Большие Вя-земы, 1997. С.56-63; Голутва Г.В. Генеалогия голицынских усадеб в Тарусском уезде // "Хозяева и гости усадьбы Вяземы". Материалы V Голицынских чтений. Б.Вяземы. 1998. С.94-98; Днепровский A.C. Мои пенаты (О Е.Р. Дашковой). Обнинск, 1998; Жилина В. Полотняный Завод и его владельцы // Русская галерея. № 1-2.2000. С.95-97; Васильева З.В. Усадьба Белкино. Хозяева и гости // Русская усадьба. Сборник ОИРУ. Вып.7 (23). М., 2001. С.492-504.

36 Исключение составляет работа С.И. Личенко, в которой автор исследует "россику" из имения кн. Голицыных "Железники". См.: Личенко С.И. Старинные усадьбы Калужского края. Имение Железники. Калуга, 1993. 28 с.

Князь Дмитрий Сергеевич Горчаков. (Некролог)"37, - где автор дает характеристику основателю барятинского художественного собрания, приводит ряд сведений биографического характера, делится своими воспоминаниями. Эта небольшая работа важна для данного исследования в плане изучения истоков барятинской коллекции, определения роли кн. Д.С. Горчакова в ее формировании. В задачи Шереметева не входило всестороннее исследование барятинского художественного собрания, тем не менее, в своей работе он отмечает высокий художественный вкус собирателя, его умение находить требуемые произведения искусства "взглядом быстрым и опытным". Изданный в 1914 году иллюстрированный каталог В.И. Троицкого "Два Евангелия и старинное серебро из собрания князя С.Д. Горчакова в Калуге" дает представление о части коллекции старинного серебра из барятинского собрания, экспонированной на выставке Съезда членов Московского археологического института в мае 1913 г. В каталоге приведены краткие описания девяноста двух экспонатов, в числе которых девяносто серебряных изделий и два рукописчв ных Евангелия . В 1916 г. П.С. Шереметев в книге "Вяземы" делает следующую ремарку: "Здесь [в Барятине - М.З.] богатая усадьба со многими произведениями искусства, с любовию собранными [.] князем Дмитрием Сергеевичем и княгиней Верой Ивановной Горчаковыми"39.

После национализации усадьбы барятинская коллекция практически выпала из поля зрения исследователей. Причиной слабой изученно

37 Шереметев С.Д. [Г.С.Ш.] Князь Дмитрий Сергеевич Горчаков. (Некролог) М., 1908. С.1-14. чв

Троицкий В.И. Два Евангелия и старинное серебро из собрания князя С.Д. Горчакова в Калуге. М., 1914.

39 Шереметев П.С. Вяземы. С.97. сти данного усадебного собрания является прежде всего недостаток документальных сведений об источниках поступления художественных произведений в музейные фонды, а также недоступность ряда документов, хранящихся в российских архивах (в частности, это касается бесследно исчезнувших описей имущества князей Горчаковых, составленных Тарусской чрезвычайной комиссией в 1918 году). Указанные причины не позволили составить целостное представление о барятинском художественном собрании и его владельцах. Вышедшие в конце 1990 — начале 2000-х гт. публикации не носили обобщающего характера и затрагивали лишь отдельные аспекты данной темы, требующей комплексного культурологического изучения. Так, в статьях В.Г. Пуцко, базирующихся на приведенном выше каталоге В.И. Троицкого, исследователь рассматривал рукописное Евангелие из книжного собрания Горчаковых и часть барятинской коллекции декоративно-прикладного искусства, бесследно растворившейся в хранилищах государственного музейного фонда40, а в работах В.А. Бессонова был освещен ряд вопросов, связанных с выявлением предметов оружия в краеведческом музее г. Калуги41. Однако, не все аспекты данной проблемы получили должное

40 Пуцко В.Г. Коллекция художественного серебра князя С.Д. Горчакова в Калуге // Меценаты России. Материалы научной конференции "Сукачевские чтения - 1992". Иркутск, 1994. Вып.З. С.20-25; Он же. Пергаменное Евангелие из собрания кн. С.Д. Горчакова в Калуге // Обнинский краеведческий сборник. Обнинск, 1996. С.31-37.

41 Бессонов В.А. Из истории села Барятино./ "Хозяева и гости усадьбы Вяземы". Материалы IV Голицынских чтений. Б.Вяземы. 1998. С.92-103; Он же. Выявление предметов оружия из собрания усадьбы Барятино в фондах Калужского государственного объединенного краеведческого музея // Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья. Материалы X Региональной научной конференции. Калуга, 2003. С.447-453. освещение. Задача полного обобщающего исследования усадебного собрания кн. Горчаковых даже не ставилась. Воссоздание научно объективной истории усадебной культуры Калужского края в целом представляется нам чрезвычайно важным для осмысления общих процессов развития культуры российской провинции.

Целью работы является исследование усадебного собрания князей Горчаковых, определение его места, роли и значения в пространстве культуры российской провинции. Поставленная цель определила следующий ряд задач:

- выявление произведений из барятинского собрания князей Горчаковых, реконструкция его первоначального состава;

- определение роли личности собирателя в формировании коллекции;

- изучение особенностей формирования усадебного собрания;

- определение вклада барятинского собрания князей Горчаковых в социокультурное развитие российской провинции второй половины XIX - начала XX века.

Рассмотрение усадебного собрания в культурологическом аспекте позволит получить более полное представление о своеобразии формирования отдельных коллекций и их роли и месте в общенациональном социокультурном процессе.

Методика исследования строится на основе комплексного изучения усадебного собрания в контексте культуры российской провинции второй половины XIX — начала XX века.

Источниковая база исследования включает произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собраниях Калужского областного художественного музея и Калужского областного краеведческого музея, а также корпус документальных материалов в фондах Российского государственного архива древних актов (РГАДА), Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), архива Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), архива Государственного музея изобразительных искусств имени A.C. Пушкина, Отдела письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ), Отдела рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ), Государственного архива Калужской области (ГАКО), архивов Калужского областного художественного музея (КОХМ), Калужского областного краеведческого музея (КОКМ), Дирекции по охране, реставрации и использованию памятников и земель историко-культурного назначения Калужской области.

Фонд князей Горчаковых в ГАКО содержит сведения о хозяйственных и денежных делах владельцев усадьбы Барятино, деловую переписку 1862-1915 гг. (ф. 32, 62, 853), а также документы, относящиеся к периоду национализации усадьбы и изъятия ценностей (ф. Р-961). Документальные материалы о прохождении воинской службы членами семьи Горчаковых и об их служебной деятельности находятся в фондах ЦИАМ (ф. 4,119,277).

Другим интересным источником для освещения данной темы является комплекс материалов об имениях Тарусского уезда Калужской губернии, где хранятся документы, относящиеся к раннему периоду становления усадьбы Барятино (РГАДА, ф. 1355).

Особую ценность для получения информации об истории формирования художественной коллекции имеют документы, выявленные в "Остафьевском архиве" князей Вяземских (РГАЛИ, ф. 195). В указанном фонде хранится переписка на французском языке супруги князя

Д.С. Горчакова - Веры Ивановны Горчаковой (1841 - 1912)42 - с матерью, княгиней Марией Аркадьевной Вяземской, урожденной Столыпиной (1819 - 1889)43. В этом же фонде имеются письма кн. Д.С. и С.Д. Горчаковых44, фотоматериалы 1870-1880-х гг., а также бесценный документ эпохи — дневник княгини Марии Аркадьевны Вяземской.

Эти сведения дополняют материалы Отдела письменных источников РГБ, которые содержат письма гр. Комаровских (ф. 817) - родителей последней владелицы усадьбы Барятино — княгини А.Е. Горчаковой, урожденной Комаровской.

Данные, полученные из документов, хранящихся в ОПИ ГИМ (ф. 54, 134), архиве 1 11 (ф. 104), архиве ГМИИ имени А.С.Пушкина (ф. 5) и РГАЛИ (ф. 686) позволяют составить представление о путях расформирования художественной коллекции князей Горчаковых и истории бытования отдельных произведений из этого собрания. Важным источником информации по этой теме служат также письменные материалы из научных архивов Калужского областного художественного музея и Калужского областного краеведческого музея (ф. Р-2878).

42 Вера Ивановна Бек, в замужестве кн. Горчакова (1841 - 1912), - дочь поэта Ивана Александровича Бека и Марии Аркадьевны Бек, урожденной Столыпиной. См.: Шереметев С.Д. [Г.С.Ш.] Княгиня Вера Ивановна Горчакова. М., 1916.

43 Княгиня Мария Аркадьевна Вяземская (1819 - 1889), урожденная Столыпина, в первом браке Бек. Ее отец - граф Аркадий Алексеевич Столыпин (1778 - 1825), декабрист и литератор. Мария Аркадьевна воспитывалась в семье своего деда, графа Николая Семеновича Мордвинова (1754 - 1845), государственного деятеля и писателя.

44 Горчаков Сергей Дмитриевич (1861 - 1927) - сын кн. Д.С. Горчакова. См.: Калужские губернаторы. Биобиблиографические очерки. Сост.: Н.И. Андреева,

АД. Берестов и др. Калуга, 2001. С. 165-173.

Массив документов из архива Дирекции по охране, реставрации и использованию памятников и земель историко-культурного назначения Калужской области включает планы и чертежи усадебного комплекса, паспорта, учетные карточки, фотографии усадебных объектов.

Использованные для исследования источники содержат информацию, которая позволяет оценить особенности формирования художественного собрания князей Горчаковых, собрать данные о входивших в ее состав памятниках, получить сведения о художественных пристрастиях коллекционеров, наконец, создать более или менее полную картину культурно-художественной среды усадьбы Барятино.

Данная работа является первым опытом исследования национализированной барятинской коллекции князей Горчаковых. Впервые усадебное собрание становится объектом комплексного культурологического изучения. Подобный подход позволяет выявить особенности данного художественно-культурного комплекса, игравшего заметную роль в развитии культуры российской провинции.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Зверева, Марина Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Еще недавно аксиомой считалась идея об "оскудении" дворянской культуры, высказанная в 1880-х годах писателем Сергеем Атавой (С.Н. Терпигоревым)444, однако, в наши дни, когда начинает восстанавливаться фактическая история культуры дворянства, картина кардинально меняется. Уже нет однозначного тезиса о вырождении и умирании "благороднейшего сословия", поскольку дворянство, изменяясь в условиях капиталистического развития страны, продолжало оставаться наиболее образованным и культурно развитым сословием русского общества.

Рассматривая собрание князей Горчаковых из усадьбы Барятино Калужской губернии как явление культуры российской провинции второй половины XIX — начала XX в., мы убедились в том, насколько тесно усадебная культура взаимодействует с культурными процессами пореформенного времени. В культуре российской провинции данного периода многие процессы определяет усадебный стиль жизни, с присущей ему общественной направленностью, демократизмом отношений между людьми разных социальных слоев общества, с одной стороны, тяготением к индивидуализму и замкнутостью жизни в поместье — с другой стороны. Рассматриваемая эпоха характеризуется значительными переменами в общественно-культурной жизни России. Реформа 1861 года изменила основы социального и экономического устройства государства, и прежде всего это сказалось на судьбе усадьбы. Вместе с тем, новые философские идеи и художественные представления оказали глубокое влияние на усадебный мир: его быт, художественно-культурную среду,

444 См.: Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала XX века. М., 1985. С.24. способ ведения хозяйства, и т.д. Усадебная культура продолжала развиваться, приобретая новые черты в поместьях, принадлежащих владельцам нового типа - промышленникам, разночинцам, творческой интеллигенции. Старинные усадьбы оставались благоприятной средой обитания, притягивающей к себе внимание философов, литераторов, художников, музыкантов. В этот период формируется историко-культурный тип владельца, сочетающего в себе умение грамотно вести хозяйство с обширными познаниями в различных областях культуры.

Определение усадебного собрания как явления культуры позволяет исследовать его в качестве многофункционального образования, обладающего способностью сохранения и передачи социокультурного опыта от поколения к поколению (архивные собрания, портретные галереи), гносеологической функцией (художественные, естественнонаучные, библиотечные собрания), ценностной функцией (художественные собрания).

Обследованные в процессе работы разнообразные архивные материалы, относящиеся к периоду формирования усадьбы Барятино и касающиеся условий ее бытования, позволили выявить и всесторонне охарактеризовать как типичные черты усадебной культуры, так и особенности культуры Калужской губернии. Проведенный сравнительный анализ фактического материала о калужских усадьбах показал, что усадебное строительство в Калужском крае началось в XIV в., а закончилось в начале XX в., что, в целом, является характерным для центральной части России. На территории Калужской губернии было около тысячи имений, среди которых немало известных: усадьба Гончаровых в Полотняном заводе, Полторацких в Авчурине, Н.П.Голицыной в Городне, Е.Р. Дашковой в Троицком, П.Д. Еропкина в Грабцеве, и других. Значительная часть усадебных построек приходится на вторую половину

XVIII - начало XIX в. — "золотой век" русского усадебного строительства. В проектировании и строительстве зданий принимали участие известные архитекторы: Ф.А. Васильев, В.П. Стасов, Л. Пелли (Авчурино), А.Н. Воронихин (Городня). В истории калужских усадеб прослеживаются общие тенденции развития отечественной усадебной культуры. Если вначале поместья играли чисто утилитарную роль, где, по словам Ю.И. Шамурина, "эстетика совершенно подчинялась быту" (ярким примером тому может служить калужская усадьба Богимово конца XVIII в., сохранившиеся постройки которой напоминают казармы), то с течением времени усадьбы аристократии и крупнопоместного дворянства стали отвечать эстетическим и интеллектуальным потребностям владельцев (Авчурино, Городня, Троицкое, и др.). В усадьбах сформировалась своя культурная среда, включавшая пластические виды искусства (архитектура, изобразительное, декоративно-прикладное, садово-парковое искусства) и "зрелищные" (театр, музыка). Тенденция внешнего украшательства усадебных ансамблей постепенно сменяется стремлением создать "экстракт Вселенной всей". Эстетизация окружающего мира, характерная для конца XIX — начала XX в., нашла свое отражение и в художественной "вселенной" провинциальной усадьбы. Старинные усадебные постройки перестраиваются или строятся заново в стиле эклектики, допускающем произвольные сочетания разнородных стилевых элементов. Популярным становится так называемый псевдорусский стиль, преследующий цель добиться достоверности в подражании прошлому (например, главный усадебный дом в Барятине).

Становится совершенно очевидным, что культурное пространство усадьбы формируется под воздействием множества факторов, и особую нишу в нем занимает коллекционирование. Ничто так ярко не характеризует личность владельца усадьбы, как его коллекция, будь то собрание произведений искусства, редких книг или собрание минералов, инсек-тов, разного рода диковинок. В поместье коллекционер создает свой мир, уникальный и неповторимый, в соответствии со своим характером, уровнем образования, художественным вкусом и наклонностями. Каждая коллекция несет в себе отпечаток эпохи, являясь ярчайшим примером культурных процессов, происходящих в тот или иной хронологический отрезок. Так, для владельцев калужских усадеб второй половины XVIII - начала XIX в. характерен интерес к портретной живописи и графике. Среди усадебных коллекций указанного периода следует отметить портретные галереи в Троицком, Полотняном Заводе, Городне, Желез-никах, Нижних Прысках, книжные собрания Полторацких в Авчурине, Е.Р. Дашковой в Троицком.

Из усадебных собраний конца XIX - начала XX в. заслуживает внимания художественная коллекция в Степановском-Павлищеве, включавшая работы известного художника-передвижника H.A. Ярошенко, а также книжное собрание князя А.Н. Голицына (18301911) в Роще. Собрание кн. Горчаковых выделялось не только масштабом, но и качеством произведений, а также художественной ориентацией. Сравнительный анализ художественных коллекций показал, что ба-рятинское усадебное собрание являлось наиболее значительным художественным объектом Калужского региона начала XX в., включавшим не менее ста пятидесяти картин, а также произведения графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, старинное оружие западноевропейского, восточного и русского производства XVI - XIX вв., художественные предметы быта. В барятинской библиотеке было собрано около шести тысяч экземпляров книг, в том числе редкие рукописи и книги XVI-XIX вв.

В отличие от большинства других имений Калужской губернии, архитектурно-художественный ансамбль Барятина окончательно формируется во второй половине XIX в. Именно в это время сооружается церковь, перестраивается главный усадебный дом, происходит разбивка парка, частично - регулярного типа, частично — пейзажного. Стилизуются под древнерусские и готические усадебные сооружения. Тогда же в усадьбе складывается художественное собрание. Исходя из биографических данных о князе Д.С. Горчакове и сведений, содержащихся в архивных источниках (главным образом, эпистолярного наследия), можно сделать вывод, что художественные вкусы собирателя сформировались, главным образом, в результате изучения шедевров мирового искусства во время поездок в страны Западной Европы. Кроме того, немаловажными факторами явились семейные традиции и отмеченные современниками "художественные наклонности" коллекционера, его интерес к различным видам искусства. Характерно, что Горчаков придавал большое значение систематизации коллекций, значительную часть времени посвящая составлению каталогов. Так, к концу 1870-х гг. в Барятинеуже имелись каталоги гравюр и книжного собрания.

Определяя роль личности основателя коллекции, мы пришли к следующим выводам: князь Д.С. Горчаков был выдающимся коллекционером, знатоком искусства, который путем методичного поиска отбирал для своего собрания лучшие произведения, руководствуясь при этом специальными справочниками, изданиями по искусству, советами специалистов, а также личным чутьем и высоким художественным вкусом.

Изучая особенности сложения усадебного собрания Горчаковых, нами были выявлены комплексы архивных материалов, позволившие установить этапы формирования коллекции, которые можно условно разделить на четыре периода: 1860-е — начало 1870-х гг., 1870-е - 1890е гг., 1890-е - начало 1900-х гг., 1907-1918 гг. Период, связанный с наиболее активной собирательской деятельностью основателя коллекции кн. Д.С. Горчакова приходится на 1870-е — 1890-е гг. Следует отметить тот факт, что в рассматриваемый период в России наиболее популярным было французское искусство, что безусловно оказало влияние на выбор произведений для художественной коллекции. К особенностям формирования собрания можно отнести тщательный подбор художественных произведений по каталогам распродаж и справочным изданиям, использование специальной литературы по искусству, а также обмен информацией с другими коллекционерами. Основные приобретения были сделаны собирателем в странах Западной Европы. Князь С.Д. Горчаков явился достойным преемником семейных духовных традиций, продолжив формирование усадебного собрания. Он собрал обширную коллекцию минералов, значительно пополнил библиотеку художественной литературой и периодическими изданиями по искусству. Жена С.Д. Горчакова, урожденная графиня Комаровская, коллекционировала гравюры и художественные фотографии.

После революции 1917 г. усадьбу Барятино постигла участь большинства российских "дворянских гнезд": имение было национализировано и передано Губсовнархозу, каталоги и описи переданы в Калужскую губернскую чрезвычайную комиссию, а произведения из коллекции князей Горчаковых разошлись по различным собраниям. Наиболее значимая часть барятинского собрания в 1919 г. была вывезена в московское отделение Национального музейного фонда. В калужские музеи был направлен ряд произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, книги. В имении было проведено несколько обысков, в процессе которых сотрудниками Тарусской уездной чрезвычайной комиссии были изъяты фамильный архив Горчаковых и вся документация, включая каталоги коллекций. Таким образом, художественные произведения сразу оказались обезличенными, что хорошо видно на примере описи тех из них, которые были в январе 1919 г. отобраны для передачи в Национальный музейный фонд. В указанной описи наименования работ даны приблизительно, а фамилии авторов по большей части отсутствуют. К сожалению, владельческие каталоги бесследно растворились в недрах Калужской губернской чрезвычайной комиссии, куда были переданы все письменные материалы, хранившиеся ранее в усадьбе.

В период проведения кампании по изъятию ценностей в Антикварный экспортный фонд из Калужского областного художественного музея в числе прочих произведений искусства были сданы и предметы из бывшей коллекции кн. Горчаковых. Альбом гравюр итальянских мастеров шестнадцатого века поступил в 1933 г. в Государственный Эрмитаж, судьба остальных произведений неизвестна. Во время Великой Отечественной войны Калужский художественный музей лишился многих горчаковских произведений. Исчезла бесследно большая часть картин, числятся пропавшими триста пятьдесят пять старинных гравюр, утрачены десятки книг. За последующие годы значительных потерь в калужских музеях не было, однако, в 1959 г. ряд произведений из Калужского областного краеведческого музея был передан Государственному музею имени A.C. Пушкина. В их числе - два произведения графики из бывшего собрания Горчаковых. Вопрос о реконструкции барятинского художественного собрания не ставился.

К настоящему времени нам удалось выявить ряд произведений из барятинской коллекции князей Горчаковых в собраниях художественного и краеведческого музеев Калуги, в собрании Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусства имени A.C. Пушкина, музея-усадьбы "Мураново" имени Ф.И. Тютчева, Государственного музея имени A.C. Пушкина, Государственного Исторического музея, Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, Тверской областной картинной галереи, Кировского областного художественного музея имени В.М. и A.M. Васнецовых. Общее число выявленных предметов составило на настоящий момент три тысячи семьсот две единицы. Реконструкция первоначального состава художественного собрания была осуществлена с наиболее допустимой на сегодняшний день полнотой. К сожалению, остаются нерешенными вопросы, связанные с поиском художественных ценностей, переданных через Национальный музейный фонд в Антиквариат, Мосторг и Туркестанский университет; работа в этом направлении может быть продолжена в дальнейшем. Проведенная реконструкция барятинского собрания позволяет составить представление о его масштабах, художественной ценности и значимости для культуры российской провинции и всей страны в целом.

Исследование показало, что собрание князей Горчаковых обладает целым рядом типических черт, присущих русской культуре XIX в., и в то же время представляет собой уникальный культурно-исторический комплекс. Это самое крупное в Калужском регионе собрание, включавшее в себя практически все виды усадебных коллекций: мемориальную (фамильный архив, портретную галерею), художественную (собрание произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественные предметы быта), книжную (библиотеку), естественнонаучную (коллекцию редких растений, коллекцию минералов). Если рассматривать усадебное собрание князей Горчаковых с позиций сегодняшнего дня, то можно отметить, что это -многофункциональное явление, обладающее не только высоким аксиологическим уровнем входивших в него коллекций, но и информационной, познавательной и образовательной функциями.

В результате проведения исследования включен в научный оборот значительный материал, касающийся историко-культурной жизни калужских усадеб, при этом целый корпус архивных материалов рассматривался впервые. В целом изученный материал показывает, что произведения из барятинского собрания представляют собой общенациональное культурное достояние, продолжая свою жизнь в собраниях музеев России. Определение роли барятинского собрания в отечественном культурном наследии является одним из первых опытов историко-культурного анализа усадебной культуры данного периода и представляет определенную ценность для исследования усадебной культуры России в целом, а также для осмысления принципов и источников формирования музейных собраний.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Зверева, Марина Владимировна, 2004 год

1. Источники1. Опубликованные:

2. Записки графа Михаила Дмитриевича Бутурлина // Русский архив. 1887. №5; 1897. Вып. 2,3,4.

3. Кондаков Игорь Вадимович. Архитектоника русской культуры. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1998.

4. Лебедев Алексей Валентинович. Художественный примитив в контексте культуры русской провинции. Вторая половина XVIII — первая половина XIX века. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 1995.

5. Нащокина М.В. Античное наследие в русской архитектуре 30-50-х гг. XIX в., его изучение и творческая интерпретация. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. М., 1983.

6. Прокофьев В.Н. Теодор Жерико (К вопросу о формировании современного демократического реализма в искусстве Франции конца XVIII первой четверти XIX в.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1955.

7. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже Х1Х-ХХ веков. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 1972.

8. Яковлева Е.П. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха и проблема изучения художественного наследия русского зарубежья. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. СПб., 1998.1. Неопубликованные:

9. Дирекция по охране, реставрации и использованию памятников и земель историко-культурного назначения Департамента по культуре и искусству Калужской области, ф.Р-875, оп.6, Д.440; оп. 7,1. Д.ЗЗ.

10. Научный архив ГМИИ имени A.C. Пушкина, ф.5, оп.ХП, д.1,2, 5, 7, 8,9,10, И.

11. Научный архив Государственной Третьяковской галереи, ф. 8.IV, д. 2,21.1, 21.2,3,23; ф.104, д.67.

12. Научный архив Калужского областного краеведческого музея, ф. Р-2878, оп. 3, д. 1в, 17, 18,181,236,249.

13. Научный архив Калужского областного художественного музея

14. КОХМ), оп.1, д.1; инвентарная книга № 1 (1938 г.); инвентарная книга гравюр (1926 г.).

15. Отдел письменных источников Государственного Исторического музея, ф. 54, д.67,185,248,285, 293, 375, 377,494,734,735,741; ф.134, оп.1, д.185.

16. Российский государственный архив древних актов, ф. 1355, on. 1, д.39/491.

17. Отдел рукописей РГБ, ф.358, к.143.5; ф. 817.

18. Центральный исторический архив г. Москвы (ЦИАМ), ф. 4, оп.13, д.91, 179, 190, 196,281,282,304,430; ф.117, оп.1,д.Ю7, 119, 277.

19. КОХМ. Фонд живописи. Фонд графики. Фонд декоративно-прикладного искусства. Фонд фарфора. Фонд редкой книги и старопечатных изданий.

20. Список использованной литературы1. Опубликованная

21. А.Д. Чертков и его библиотека // Русский архив. 1863. № 1. С. 1 -19.

22. Александрова И.И., Борисовская H.A. Произведения русских и западноевропейских мастеров XVI — начала XX века из собрания И.С. Зильберштейна. Каталог. Государственный музей изобразительных искусств имени A.C. Пушкина. М., 1993.

23. Асварищ Б.И. Картинная галерея А.М. Горчакова. Каталог выставки к 200-летию со дня рождения Светлейшего князя, Государственного канцлера Александра Михайловича Горчакова. 1798-1883. ГЭ, СПб., 1998.

24. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990.

25. Бердяев H.A. Философия свободы: смысл творчества. М., 1989.

26. Бессонов В.А. Из истории села Барятино.// "Хозяева и гости усадьбы Вяземы". Материалы IV Голицынских чтений. Б.Вяземы. 1998. C.92-I03.

27. Благовещенский Н.М. Греческая пластика в веке диадохов. Пер-гамская школа // Вестник изящных искусств, издаваемый при Императорской Академии художеств. Т. II. 1884. Вып.1. С. 1-15.

28. Бобринский А., граф. Дворянские роды, внесенные в Общий гербовник Всероссийской империи. СПб., 1890. Ч. 1. Без пагинации.10. .В окрестностях Москвы. Из истории усадебной культуры XVII-XIX веков. Текст B.C. Турчина и В.И. Шередеги. М., 1979.

29. Васильева З.В. Усадьба Белкино. Хозяева и гости // Русская усадьба. Сборник ОИРУ. Вып.7 (23). М., 2001. С.492-504.

30. Веденин Ю.А. Русские дворянские усадьбы и их роль в возрождении культурного ландшафта России // Русская усадьба. Вып.1. М., 1994. С.29-35.

31. Великанова С.И. Новые факты творческой биографии К.К. Гампельна // Русская графика XVIII — первой половины XIX века. Новые материалы. JL, 1984.

32. Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки. М., 1988.

33. Вергунов А.П., Горохов В.А. Вертоград. Садово-парковое искусства (от истоков до начала XX века). М., 1996.

34. Вигель Ф.Ф. Записки Ф.Ф. Вигеля. М., 1892.

35. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985. С.32-58.

36. Волгина Ю. Русский графический портрет 1800-1860 годов // Искусство рисунка. Сб. статей и публикаций / Сост. Г.В. Елыпевская. М., 1990.

37. Врангель H.H. Помещичья Россия // Старые годы. Июль-сентябрь, 1910.

38. Врангель H.H. Старые усадьбы. Очерки истории русской дворянской культуры. Санкт-Петербург, 1999.

39. Голицын М.М. Петровское. Издание "Русские усадьбы". Вып.2. СПб., 1912.

40. Голутва Г.В. Генеалогия голицынских усадеб в Тарусском уезде // "Хозяева и гости усадьбы Вяземы". Материалы V Голицынских чтений. Б.Вяземы. 1998. С.93-103.

41. Голутва Г.В. Князь Александр Николаевич Голицын и Александр Дмитриевич Чертков // "Хозяева и гости усадьбы Вяземы". Материалы VI Голицынских чтений. С.213-224.

42. Гончаров М. Авчурино // Столица и Усадьба. 1917. № 89-90. С.1-4.

43. Государственный музей изобразительных искусств имени A.C. Пушкина. Каталог живописи. М., 1995.

44. Гостунский H.H. Таруса — древний город на Оке. М., 1965.

45. Греч А. Убранство Остафьевского дома // Среди коллекционеров. Искусство русской усадьбы. Июль-август. MCMXXIV. С.26.

46. Григорьев Р. Серия "Коллекция двенадцати гравированных картин." (1814-1815) и ее создатели (К 175-летию Отечественной войны 1812 года) // Сообщения Государственного Эрмитажа. LUI. Ленинград, 1988. С.20-23.

47. Дашкова Е.Р. Записки. СПб., 1907.

48. Дашкова Е.Р. Записки. Письма сестер М. и К. Вильмот из России. М., 1987.

49. Двенадцатый год в записках А.И. Золотухиной // Русская старина, 1899.

50. Дворянские гнезда России. История, культура, архитектура. Очерки. Под ред. М.В. Нащокиной. М., 2000.

51. Дворянские гнезда. Краткое описание дворянских усадеб, некогда существовавших или сохранившихся частично на калужской земле. Учебно-методическое пособие по краеведению. Автор-составитель С.И. Кривов. Калуга, 2003.

52. Дедюхина B.C. Культура дворянской усадьбы // Очерки русской культуры XVIII века. Т.4. М, 1985. С.220-251.

53. Делиль Ж. Сады, или искусство украшать сельские виды. Изд. 1-е. М., 1804; изд. 2-е. М., 1816.

54. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала XX века. М., 1985. С.24.

55. Дмитриева Е.Е., Купцова О.Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. М., ОГИ, 2003.

56. Днепровский A.C. Мои пенаты (О Е.Р. Дашковой). Обнинск, 1998.

57. Долгоруков И.М. Бытие сердца моего. М., 1817.

58. Дубяго Т.В. Русские регулярные сады и парки. JI., 1963.

59. Дунаев М.М., Разумовский Ф.В. В среднем течении Оки. М., 1982.

60. Евангулова О. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII века. М., 1969.

61. Евангулова О.С. Художественная "Вселенная" русской усадьбы. М., Прогресс-Традиция, 2003.

62. Жилина В. Полотняный Завод и его владельцы // Русская галерея.1.2. 2000. С.95-97.

63. Журова Г.М. Полотняный Завод историко-мемориальный памятник. (Проблема музее фикации усадьбы) // Пушкинское наследие и русская усадебная культура. Большие Вяземы, 1997. С.56-63.

64. Забелин И.Е. Кунцево и древний Сетунский стан: Исторические воспоминания. М., 1873.

65. Забелин И.Е. Московские сады в XVII столетии. Сведения о московских и подмосковных садах XVIII и XIX вв. Опыт изучения русских древностей и истории. 4.1-2. М., 1873.

66. Звенов Н. Кусково и его окрестности. M., 1850.

67. Западноевропейская графика XVI начала XIX века из фондов Калужского областного художественного музея. Каталог выставки / Сост. М.В. Зверева. Калуга, 1998.44 с.

68. Записки графа М.Д. Бутурлина // Русский архив, 1887. № 5; 1897, 1898. №№2,4, 5, 6, 7, 8.

69. Записки княгини Е.Р.Дашковой. 1859. Лондон. Репринтное воспроизведение. М., 1990.

70. Зеленов B.C., Кривов С.И. Примечательные места Калужского края. Калуга, 2002.

71. Иванова Л.В. Дворянская усадьба исторический и культурный феномен // Дворянское собрание. Историко-публицистический и литературно-художественный альманах. № 1. М., 1994. С. 149-165.

72. Иванова Л. Вывоз из усадеб художественных ценностей // Памятники Отечества. Мир русской усадьбы. 1992. № 25. С.71-75.

73. Иванова Л.В. Проблемы исследования усадьбы и воссоздание Общества изучения русской усадьбы // "Хозяева и гости усадьбы Вяземы". Материалы II Голицынских чтений. Большие Вяземы, 1995.56

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.