Башкиры Самарской области: Расселение, численность, особенности материальной и духовной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Кржижевский, Михаил Владиславович

  • Кржижевский, Михаил Владиславович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2000, УфаУфа
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 168
Кржижевский, Михаил Владиславович. Башкиры Самарской области: Расселение, численность, особенности материальной и духовной культуры: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Уфа. 2000. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Кржижевский, Михаил Владиславович

Введение.

Актуальность проблемы.

Цель и задачи диссертации.

Хронологические рамки.

Методологические и теоретические основы исследования.

Источники.

Историография.

Научная новизна.

Практическая значимость.

Апробация работы.

Структура работы.

Глава I. Самарские башкиры: процесс заселения края.

1. Природные условия края.

2. Народы края в древности и в средневековье.

3. Заселение башкирами территории Самарского края.

3.1. Башкирские кочевья на территории Самарского края.

3.2. Основание населенных пунктов.

3.3. Стационарные поселения башкир.

4. Башкирская топонимика края.

Глава II. Демография самарских башкир.

1. Динамика численности населения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Башкиры Самарской области: Расселение, численность, особенности материальной и духовной культуры»

Актуальность темы.

90-ые годы уходящего XX столетия ознаменовались широкой демократизацией общества и освобождением практически всех слоев населения от идеологических установок бывшего советского государства. Для многих народов России открылись широкие возможности для их всестороннего развития, резко повысился уровень этнической ориентации, этнической идентификации и сопричастности к истории и судьбе своего народа.

Эти глубинные процессы, как на личностном, так и этническом уровне коснулись так же практически всех народов обширной Волго-Уральской исто-рико-этнографической области (ИЭО), населенной самыми различными по языку и культуре народами - тюркскими (татары, башкиры, чуваши), финно-угорскими (мордва, мари, удмурты), восточно-славянскими (русские, украинцы, белорусы), а также немцами, казахами и другими.

В последние годы появилось немало этнологических работ, посвященных изучению не только сложившихся этносов, но и этническим, или этно-территориальным группам, оторванным от материнского этноса и расселенным вне основной этнической территории в полиэтничном окружении. Исследуются основные тенденции развития и функционирования таких групп.

Одной из таких этно-территориальных групп, живущих за пределами материнского этноса, являются башкиры Самарской области, компактно рассе5 ленные в двух ее районах: Большеглушицком и Болыиечерниговском. Основная масса башкир проживает в 9 основанных ими же деревнях: Таш-Кустьяново (Ташкускэн), ее еще называют Ташбулатово и Муратшино (Мо-ратша) в Большеглушицком районе. В Большечерниговском районе к башкирским деревням относятся Хасьяново (Хэсэн), Кинзягулово (Кинья Гол, Бишул), Имелеевка (Кыпсак), Утекеево (Борйэн), Кочкиновка (Каскын, Таллы), Денгиз-баево (Дингезбай), Иргиз. Башкиры также проживают в других деревнях области чересполосно вместе с другими народами - русскими, украинцами, татарами, казахами и другими.

В соседней Саратовской области башкиры также компактно проживают в двух районах: Пугачевском (дц.: Максютово (Бишаул), Бобров Гай (Йондозло)) и Перелюбском (дд.: Кунакбаево (Борйэн), Кузябаево (Кузебай), Юлдашбай (Ишембай), Кугушбетово (Катай), Байгундино (Сарыш). Все вышеперечисленные деревни расположены в верховьях Большого Иргиза и его притоков Каме-лик (Саратовская область) и Каралык (Самарская область), поэтому в историко-этнографической литературе их называют иргизо-камеликскими башкирами. Проведенное исследование касалось той части иргизо-камеликских башкир, которые проживают в бассейне реки Большой Иргиз на современной территории Самарской области. Под термином "самарские", или "башкиры Самарского Заволжья" автор в дальнейшем подразумевает именно эту группу башкир.

Общая численность башкирского населения в Самарской области по данным Всесоюзной переписи 1989 г. составила 7495 человек, а в Саратовской 6

- 4087 человек. В настоящее время башкиры составляют менее половины процента всего населения Самарской области.

Следует подчеркнуть, что это наиболее удаленная к западу от Южного Урала, основной этнической территории, этно-территориальная группа башкир. Возможно, это и ряд других причин способствовали относительно меньшей их изученности.

Башкиры других областей, непосредственно примыкающих к Башкортостану, как то: Оренбургской, Пермской, Курганской, Челябинской областей, представлены в историко-этнографической литературе значительно шире. Лишь после создания Башкирского филиала АН СССР в 1951 г. были предприняты академические экспедиции в Самарскую область Института истории, языка и литературы. Богатый полевой материал по одежде, жилищу был получен в 1963 г. в период работы этнографической экспедиции ИИЯЛ БФАН СССР в Самарской области. Однако, цельного описания истории расселения, этнического состава, особенностей быта, культуры народа до сих пор не предпринималось. В этом плане актуальным и своевременным в духе перемен переходного периода является разработанная и принятая правительством Республики Башкортостан Государственная программа "Возрождение и развитие башкирского народа", призванная стимулировать этот процесс во всех регионах, где проживают башкиры. Это послужило одной из причин, побудивших автора попытаться провести историко-этнографическое исследование самарских башкир.

Цель и задачи диссертации.

Цель настоящего исследования - дать историко-этно-демографическую характеристику, показать особенности современной культуры Самарских башкир

Исходя из поставленной цели решались следующие задачи:

• Выяснить историю расселения и окончательное обоснование башкир в степях Самарского края;

• рассмотреть их род о-племенной состав;

• проанализировать изменения в материальной и духовной культуре самарских башкир в последующие 2-3 столетия, выявить основные тенденции их этнокультурного развития.

• исследовать историко-этно-культурные связи башкир Самарской области с русским, татарским, казахским, чувашским населением Поволжья и ближайших регионов. Объектом исследования являются башкиры, расселенные в двух районах Самарской области - Больше-черниговском и Болыпеглушицком. Предметом исследования - особенности их этно-культурного развития в полиэтническом окружении, материальная и духовная культура. 8

Хронологические рамки.

В работе в основном рассматривается временной промежуток с конца XVIII - начала XIX века до наших дней. В главе, посвященной истории расселения башкир на территории Самарского края, при необходимости освещаются исторические события в крае с рубежа 1-П тыс. н.э. (проникновение ислама, зо-лотоордынский период, ногайская орда и др.).

Методологическая и теоретическая основа исследования.

В диссертационной работе автором использовались теоретико-методологические разработки ведущих отечественных и зарубежных этнологов по проблемам изучения истории, материальной и духовной культуры этноса и межкультурных связей.

Основной метод, применявшийся при написании работы - сравнительно-исторический, позволяющий раскрыть основные моменты процесса расселения башкир в Самарском Заволжье, показать некоторые особенности их материальной культуры по сравнению с башкирами других регионов, проследить эволюцию культуры самарских башкир.

В качестве полевых применялись методы непосредственного наблюдения и свободного собеседования.

Источники.

В работе использованы документы - как опубликованные, так и неопубликованные - последние были выявлены авторы в различных архивах. Рассмотрение процесса заселения башкирами степного Заволжья и формирование данной группы башкирского населения заставляет обратиться к источникам, возникшим в первой половине XIX века. Официальная политика властей раскрывается в деле, возникшем по докладу комиссии генерал-майора Черкасова и полковника Бутовского (1834-1839 гг.), который вызвал возражения со стороны В.А. Перовского в рапорте военному министру от 29 мая 1840г. с приложением особого «Мнения Оренбургского генерал-губернатора о заключении Комиссии, Высочайше утвержденной для размещения Саратовских башкир, Букеевских киргиз и Уральских казаков.». Данный документ хранится в фонде Помяловского отдела рукописей РоссийЬвойшЕыщвоншшарай: бибишргакзд^альских казаков в первой половине XIX в., а также об особенностях хозяйства башкир рассматриваемого региона повествуется в обращениях башкир уездному судье, хранящемся в Центральном архиве Республики Башкортостан.2

Определенный свет на изучение истории заселения башкирами степей самарского края проливают и документы, хранящиеся в Государственном архиве Саратовской области. В числе этих документов материалы Оренбургского губернского правления, Саратовской казенной палаты, а также прошения башкир.3

В Государственном архиве Оренбургской области находится сообщение Саратовского губернатора Белякова от 8 июля 1805 г., в котором говорится о

1 ОР. РНБ. Ф. 608. Помяловский. Д. 136 Л. 243 - 321 Об.

2ЦГА БАССР. Ф. 1 Оп. 1. Д. 432. Л. 31,210-212

3 ГАСО. Ф. 407. Д. 1299. Л. 3-5. противоречиях между башкирами и уральскими казаками, возникших из-за земельных угодьев.1

Интересные сведения о быте башкир Самарского Заволжья конца XIX содержится в работе И. Красноперова «Самарская Башкирия», хранящейся в Государственном архиве Самарской области.

Ряд источников по истории Самарских башкир опубликован в многотомном своде «Материалы по истории Башкирской АССР». В I томе данного издания, посвященном социально-экономическому положению башкир ХУП-ХУШ вв. и башкирским восстаниям указанного периода содержатся сведения о башкирских охотничьих угодьях в районе реки Большой Иргиз и о столкновениях башкир с калмыками.

В работе использованы также опубликованные статистические данные, позволяющие проследить изменения численности башкирского населения Самарского края в разные годы.4

Для всестороннего изучения этнической культуры самарских башкир необходимо обратиться к источникам, созданным представителями данной группы башкирского населения. К таким источникам относятся своеобразные произведения; называемые термином шежере. Большинство этих источников было создано в XVI - XIX вв. Историки XIX - XX вв. по разному переводили слово «шежере». Наиболее удачным обозначением данного слова является термин, предложенный Р.Г. Кузеевым - «генеалогическая летопись».5

Башкирские шежере по своей форме и содержанию не являются однородными. Одни из них состоят лишь из перечня имен представителей того или иного башкирского племени или рода, т. е. являются исключительно родословными, в то время как другие содержат сведения, что приближает их к летописям.

1 ГАОО. Ф. 6. Оп.2. Д. 1633. Л. 1-1 Об.

2 ГАСам О. Ф.558. Оп.1. Д. 234. Л. 1-22 Об.

3 Материалы по истории Башкирской АССР. Ч. 1. М - Л., 1936. С. 173, 204.

4 Список населенных мест Самарской губернии. Самара, 1910.; Справочник административно-территориального деления Куйбышевской области на 1 января 1959г. Куйбышев, 1959; Справочник администативно-территориального деления Самарской области на 1 февраля 1992г. Самара, 1992.

5 Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения. М., 1974. С.З.

Башкирские шежере - это прежде всего генеалогия родоплеменных вождей. Как правило, каждое башкирское племя составляет свое шежере. Корень родословного дерева уподобляется родоначальнику племени, разветвленные ветки и листья обозначали его многочисленных потомков.1

Позднее шежере стали составлять отдельные башкирские семьи. При составлении шежере использовались различные источники - кора-нические сказания, предания о родоначальниках племен, исторические сказания. Сюда нередко включали содержание официальных документов - ханских ярлыков, а позднее грамот русских царей, актов и т.д.2

Интерес к данному источнику российские исследователи начали проявлять уже в XVIII в.

Некоторые шежере были опубликованы учеными просветителями в конце XIX - начале XX в.

Начиная с 1950-х годов большую работу по выявлению, изучению и публикации шежере ведет Р.Г. Кузеев. В 1960 г. Им был опубликован большой сборник данных источников, в который вошло несколько десятков шежере разных башкирских племен.3

В 1985 г. вышел новый сборник башкирских шежере под редакцией Г.Б. Хусаинова.4

В настоящее время во многих местах проживания башкир возрождается традиция составления этих источников.

Следует, однако, отметить, что изучение шежере еще далеко не закончено. Значительная часть их хранится у частных лиц.

Ни в одном из опубликованных сборников башкирских шежере нет родословных, составленных самарскими башкирами, - а в данном регионе также существует традиция написания этих источников. Несколько шежере были обнаружены автором в башкирских деревнях Самарского края и использованы в данной работе.

1 Хусаинов Г.Б. Шежере как историко-литературный памятник. // Башкирские шежере. Уфа, 1985. С.З

2 Усманов А.Н. Присоединение Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1960. С. 11.

3 Башкирские шежере. Уфа, 1960.

4 Башкирские шежере. Уфа, 1985.

Кроме того, привлекаются также тексты шежере, (как опубликованных, так и обнаруженных автором во время экспедиций) составленных башкирами других регионов.

Подобные источники существуют у многих других народов мусульманского Востока и обозначаются сходными терминами - шеджере, шаджара, ша-жара и т.п.

Для рассмотрения особенностей культуры самарских башкир необходимо обратиться и непосредственно к фольклорным источникам. К ним относятся предания самарских башкир. Как известно, преданием является рассказ об исторических лицах и событиях, как правило, локального характера.1

Предания башкир называется риваятами. В народе они также обозначаются термином тарих - «история». Это подчеркивает то, что события, о которых повествуется в преданиях, имеют достоверный характер или выдаются за достоверное. В башкирских преданиях, передававшихся из поколения в поколение, освещена история народа, его быт, нравы, обычаи и традиции, а также проявляются его воззрения.2

Основное отличие предания от схожего фольклорного жанра - легенды в том, что в легенде в большей части присутствуют сюжеты религиозного характера, нередко фантастические. Однако в ряде случаев происходит смешение этих жанров - предание со временем приобретает фантастические элементы и превращается в легенду3.

Следует отметить, что часто такие фольклорные произведения создавались вскоре после исторических событий и сравнительно полно и верно отражали исторические факты.4

Значительное место среди башкирских преданий занимают рассказы, связанные с топонимикой края. Топонимические предания пользуются большой

1 Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Свод этнографических понятий и терминов. М., 1991.С.104

2 Башкирские предания и легенды. Уфа, 1985. С.4.

3 Золотая нить. Миасс в легендах и преданиях. Миасс, 1994. С.6.

4 Асфандияров А.3. Легенды и исторический факт. // Малоизученные источники по истории Башкирии. Уфа, 1986. С.72 популярностью у самарских башкир и по сей день. Некоторые предания рассказывают о борьбе самарских башкир с внешними врагами.

Это делает их весьма ценным источником при рассмотрении процесса заселения представителями данного народа территории нынешней Самарской области.

Ценность башкирских преданий историки осознали давно. Их использовали в своих исследованиях ученые XVIII в. П. И. Рынков, П. С. Паллас, И. И. Лепехин. В середине XIX в. башкирские предания изучал член литературно -этнографической экспедиции Михайлов.

Большое внимание уделяли им в том же столетии К. М. Кудряшев, В. И. Даль. В советский период изучением башкирских преданий занимался ряд этнографов: А. М. Сулейманов, Б. Г. Ахметшина, Л. Г. Бараг, М. X. Мингажетди-нов, М. М. Сагитов и др.1

Некоторые предания самарских башкир были записаны А. Н. Киреевым и опубликованы в сборнике «Башкирские предания и легенды»2, а позднее в многотомной серии «Башкирское народное творчество».3

Несколько преданий иргизо-камеликских башкир опубликовал в своей работе У. Ф. Надергулов.4

Во время полевых исследований автором записано немало преданий, до этого не опубликованных, а также иные варианты некоторых опубликованных фольклорных произведений. В работе использованы произведения такого фольклорного жанра, как быличка. Быличкой называется рассказ о сверхъестественных явлениях, якобы имевших место в действительности, или о встречах рассказчика, его знакомых, родственников со сверхъестественными существами.5

Некоторые былички, услышанные от башкир, были опубликованы С.И. Руденко.6

1 Бараг Л.Г., Надршина Ф.А. Предания и легенды башкир // БНТ. Т.П. Уфа, 1987. С. 10-11.

2 Башкирские предания и легенды.С.36,77.

3 БНТ. Т.П. С.78-79, 112

4 Надергулов У.Ф. Иргизо-камеликские башкиры. С.103-110.

5 Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975. С.28.

6 Руденко С.И. Башкирские сказки и поверья. // АЭБ. Т.У. Уфа, 1973. С.19-31.

Во время полевых исследований автор неоднократно встречался со стариками, которые утверждали, что видели то или иное фантастическое существо. Другие люди рассказывали о мифических существах, которых якобы видели их родители или знакомые. Былички являются ценным источником для изучения фольклора самарских башкир, выявление в нем реликтов древних верований, связей с фольклором других народов.

Значительное место в фольклоре башкирского народа занимают эпические произведения. Очень популярны в башкирской среде также эпические произведения, как кубаиры - песни - прославление тех или иных выдающихся личностей (батыров).

Существует еще один эпический жанр - хикаят - рассказ, означающий устное эпическое повествование о событиях, якобы произошедших в реальной действительности. Данный термин более всего соответствует русскому «сказанию». Есть также любовные произведения - кисса. В них, помимо любовных сюжетов, нередко содержатся сведения о хозяйстве башкир, об их взаимоотношениях с соседями и т.д.1

Творцами и хранителями башкирского эпоса издавна были народные сказители - сэсэны. С одной такой сказительницей автор встречался в деревне Таш-Кустьяново Болынеглушицкого района Самарской области. Несколько эпических произведений самарских башкир были опубликованы А. Н. Кирее-вым.2

Автор использовал в работе тексты эпических сказаний башкир других регионов для выяснения особенностей, присущих культуре башкирского народа в целом.

Итак, одним из основных видов источников при изучении особенностей этнической культуры самарских башкир являются фольклорные произведения. В целом по данной проблеме источников достаточно - исторические документы и фольклорные материалы позволяют проследить процесс заселения башки

1 Зарипов Н.Т., Сагитов М.М. Башкирский народный эпос. // БНТ. Т.1. Уфа, 1987. С.30

2 Киреев А.Н. Башкирский народный эпос. Уфа, 1970. С.201. рами территории Самарского Заволжья и выявить особенности их материальной и духовной культуры.

Историография.

Существует обширная литература, посвященная истории формирования, этническому составу, особенностям культуры башкирского населения разных регионов, однако, необходимо отметить, что самарские башкиры являются наименее изученной группой по сравнению с башкирами собственно Республики Башкортостан, а также Челябинской, Оренбургской, Курганской, Пермской областей. Есть несколько работ, посвященных башкирам Самарской области и сопредельных территорий - Саратовской и Оренбургской областей, но специальных работ, посвященных исключительно самарским башкирам нет. Поэтому автором были использованы работы общего характера, посвященные истории и культуре башкирского населения в целом. Башкиры привлекли внимание историков России уже в XVII в. Известный исследователь народов Сибири Г. Ф. Миллер упоминает о башкирах в связи с покорением Сибирского ханства.1

Сведения о культуре и быте башкир разных регионов содержатся в трудах известных ученых, участниках академических экспедиций 70-х годов XVIII столетия П.С. Палласа2 и И.И. Лепехина3

История заселения Самарского края Заволжья, а в связи с ней и история формирования самарских башкир в единую группу населения привлекали внимание историков XVIII - XIX вв. В трудах дореволюционных ученых В.М. Че-ремшанского4, В.Н. Витевского5, Г.И. Перетятковича6, П.И. Рычкова7, посвященных в основном описанию исторических событий, происходивших в Урало-Поволжском регионе, имеются сведения о башкирах в степях Самарского

1 Миллер Г.Ф. История Сибири T.I М.-Л. 1937; TII .М.-Л. 1941.

2 Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства. 4.II, Кн.1 СПб., 1786

3 Лепехин И.И. Дневные записки, путешествие по разны провинциям Российского государства. СПб., 1795

4 Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии. Уфа, 1959

5 Витевский В.Н. И.И. Неплюев и оренбургский край в прежнем его составе до 1758г. Казань, 1887

6 Перетяткович Г.И. Поволжье в XV-XVI веках. Его же Поволжье в XVII и начале XVIII в. Очерки из истории колонизации края. Одесса 1982.

7 Рычков П.И. История Оренбургская. Оренбург 1896.; Его же. Топография Оренбургской губернии. Оренбург, 1887. края. Несмотря на определенную тенденциозность описания, эти работы представляют огромный интерес для изучения процесса заселения башкирами территории современной самарской области, так как содержат анализ большого фактического материала - государственных актов и архивных документов.

В августе 1854 г. казачьим офицером и историком И.И. Железновым был написан очерк «Башкирцы». Данный очерк содержит ценные сведения о культуре и быте самарских башкир середины XIX столетия, а также об их земельных спорах с уральскими казаками, о которых автор хорошо знал по делам службы. Данная работа также отличается определенной тенденциозностью.

Желал бы я в заключении, сказать хоть что-нибудь хорошее про башкирцев, но, право, хорошего в них кроме терпения в нужде и лишениях я ничего не заметил» - пишет И.И. Железнов1

Однако, несмотря на такую несколько предвзятую оценку повседневного быта иргизо-камеликских башкир, работа Железнова дает представление об истории формирования и расселения при изучении самарской группы башкирского населения, а также особенностей культуры, их отношении к земле, территории и границах пастбищ.

В годы советской власти вышло в свет много работ, посвященных истории Башкирии, в которых содержатся сведения о башкирах самарского края. Так, в 1956г. вышел первый том «Очерков по истории башкирской АССР» под редакцией А.П. Смирнова, Н.В. Устюгова, А.И Харисова, Г.Ф. Шафикова, Р.Г. Кузеева2.

Много лет занимался проблемой присоединения Башкирии к Русскому государству А.Н. Усманов. Первая его монография, названная «Присоединение о

Башкирии к Московскому государству» была опубликована в 1949 году. В 1960г. была издана его новая книга4., которая в 1982 г. переиздалась с некоторыми дополнениями5. В монографиях А.Н. Усманова последовательно, на ос

1 Железнов И.И. Уральцы. Очерки быта уральских казаков. Полное собрание сочинений Т. 1. Изд. 2-е, посмертное с дополнениями и включениями неизданных статей. СПб., 1888г. с.256

2 Очерки по истории Башкирской АССР. Ч.1., Уфа, 1956г.

3 Усманов А.Н. Присоединение Башкирии к Московскому государству. Уфа, 1949

4 Усманов А.Н. Присоединение Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1960

5 Усманов А.Н. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1982 нове многочисленных документов и фактов вскрываются причины вхождения Башкирии в состав Русского государства. Подробно рассматривается положение башкирского народа в составе Казанского, Сибирского и Ногайского ханств. В плане нашего исследования особенно ценны сведения о взаимоотношениях южных и юго-восточных башкир с ногайскими мурзами, особенно, в процессе освоения заволжских степей.

О самарских башкирах упоминает в своей работе, посвященной социально-экономической истории Башкирии XVII-XVIII вв. У.Х. Рахматуллин1. Несколько книг, посвященных башкирским восстаниям XVII-XVIII вв. были написаны профессором И.Г. Акмановым. В этих работах содержатся сведения о массовых выступлениях башкир в Башкирии в XVII-XVIII вв., в частности о действиях башкирских повстанческих отрядов под Самарой. о

В работе использованы также работы археологов В.А. Иванова , H.A. Мажитова4, H.A. Султановой5 и других археологов, в которых помимо археологического материала имеются данные об особенностях духовной культуры башкир - верованиях, обычаях, обрядах. В этих работах упоминаются и башкиры Самарского края.

Среди трудов, посвященных этнической истории башкир, следует особо выделить работы профессора, члена-корреспондента РАН Р.Г. Кузеева, посвященные изучению практически всех этнографических групп башкирского народа - истории их формирования, этнонимии, структуре родо-племенного состава. В них содержатся ценные сведения и о самарских башкирах - их расселении и составе. Р.Г. Кузеев приходит к выводу, что значительная часть башкир в пределах Саратовской и Куйбышевской областей, несмотря на оторванность от основного этноса, отчетливо сохранила национальное самосознание,

1 Рахматуллин У.Х. Население Башкирии в XVII-XVIII вв. Уфа, 1988

2 Акманов И.Г. Башкирия в составе Российского государства в XVII - первой половине XVIII в. Свердловск, 1991; Его же. Башкирские восстания. Уфа, 1993г.

3 Иванов В.А. Откуда ты, мой предок?. Взгляд археолога на древнюю историю Южного Урала. СПб, 1994

4 Мажитов H.A. Южный Урал в VII-XIV вв. М, 1977

5 Мажитов H.A., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до конца XVI века. Уфа 1994 специфические особенности в культуре и быте и родословную принадлежность.1

В фундаментальной монографии Р.Г. Кузеева, изданной в 1974 году и посвященной этногенезу башкирского народа имеются данные и об этническом составе башкир Самарской и Саратовской областей.

В 1992г. вышла новая работа Р.Г. Кузеева, которая посвящена исследованию происхождения и исторического развития народов Волго-Уральской исто-рико-этнографической области (ИЭО). История и современность многочисленных народов исследуемой ИЭО рассматривается во взаимной связи, в одном этногенетическом ключе. В этой работе на широком историческом фоне рассматривается и процесс заселения башкирами территории нынешней Самарской области, а также даются сведения об этническом составе самарских башкир.3

Башкирской этнографии посвящены работы талантливого ученого-этнографа С.Н. Шитовой. В ее книгах, посвященных особенностям традиционных поселений и жилищ, одежде башкир, разных этнографических групп содержатся сведения и о жилищных постройках, одежде самарских башкир XIX-начала XX века.4 Материалы, собранные и опубликованные в 60-90-ые годы оказали неоценимую помощь при исследовании этнографии самарских башкир.

К настоящему времени практически исчезли исконно традиционные комплекты одежды, предметов быта жилищ, что объясняется отсутствием старшего поколения и общей малочисленностью иргизо-камеликских башкир.

Ценные исследования о хозяйстве башкир содержатся в иследованиях крупного ученого Республики Башкортостан, профессора БГУ Р.З.Янгузина, в частности, в его работе «Хозяйство башкир дореволюционной России», вышедшей в Уфе в 1989 г.

1 Кузеев Р.Г. Численность башкир и некоторые этнические процессы в Башкирии в XVI-XX вв. //АЭБ. Т. III. Уфа, 1968. С. 369.

2 Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения. М., 1974. С. 116, 162.

3 Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этногенетический взгляд на историю. М. 1992. С. 142,256-257.

4 Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир. М., 1984. С. 103, 110, 120, 147.

Материалы, повествующие о фольклоре башкир Самарского края, представлены в работах А.Н. Киреева,1 P.A. Султангареевой,2 A.M. Сулейманова.3

В 30-ые годы XX века выходили работы, посвященных иргизо-камеликским башкирам - башкирам, живущим на территории Самарской и Саратовской областей. Одна из них - статья П.Д. Степанова, в которой рассматривается этнический состав данной группы башкирского населения.4

В 1996г. увидела свет книга У.Ф. Надергулова, посвященная лингвистическим особенностям иргизо-камеликских башкир, где показаны особенности их языка, приводятся краткие сведения об истории этой группы башкир, некоторые фольклорные материалы.5

Статья Ю.Н. Смирнова посвящена процессу заселения башкирами Самарского Заволжья - в основном в ней рассматривается переселение башкир с Чижинских разливов и Большого и Малого Узеня на территорию нынешней Самарской области.6

Среди работ историков-краеведов необходимо выделить книгу П.Я. Ру-сяева, посвященную истории Болынеглушицкого района Самарской области, в которой говорится и о заселении башкирами этих мест, а также приводятся не

-у которые легенды местного башкирского населения.

При рассмотрении вопроса о башкирской топонимике Самарского края автор обратился к работам посвященным исследованию географических назвао ний Самарской области.

9 1 2

Статьи Т.А. Жданко , В.Н. Белицера , Ф.Ф. Илимбетова позволяют выделить ряд моментов, присущих как башкирской культуре, так и культуре других народов нашей страны.

1 Киреев А.Н. Башкирский народный эпос. Уфа, 1970.

2 Султангареева P.A. Башкирский свадебно-обрядовый фольклор. Уфа, 1994.

3 Сулейманов A.M. Башкирские народные бытовые сказки. М., 1994.

4 Степанов П.Д. Этнографическое изучение южной группы башкир в Саратовской и Куйбышевской областях. Итоги историко-этнографической экспедиции 1938г. // Советская этнография: Сборник статей. М. - Л., 1940.

5 Надергулов У.Ф. Иргизо - камеликские башкиры. Уфа, 1996.

6 Смирнов Ю.Н. Башкиры степного Заволжья в конце XVIII - первой половине XIX века.// Самарская область: этнос и культура № 2-3, 1997.

7 Русяев П.Я. Земля Глушицкая. Куйбышев, 1989.

8 Барашков В.Ф., Дубман Э.Л., Смирнов Ю.Н. Топонимика Самарской области. Самара, 1996.

9 Жданко Т.А. О близости некоторых исторических традиций у каракалпаков и башкир. // АЭБ. Т. IV. Уфа, 1971 С. 162-185.

Для выявления этнокультурных связей самарских башкир с другими народами автором использованы работы, посвященные особенностям культуры о других народов Поволжья и России.

Не смотря на обилие литературы общего характера необходимо отметить отсутствие публикаций, посвященных этнографии башкир Самарской области, а также недостаточное количество полевого материала, собранного исследователями у представителей данной группы башкирского населения.

Научная новизна.

Научная новизна работы заключается в том, что это первое самостоятельное исследование, посвященное истории расселения, демографии, особенностям некоторых сторон материальной и духовной культуры самарских башкир.

Полевые материалы автора в совокупности с другими источниками позволили осветить вопросы, связанные с религиозными и традиционными праздниками, обрядами. Сделана попытка показать функционирование этнической группы, оторванной от материнского этноса в условиях полиэтничного окружения. На примере этнографии Самарских башкир выявлены две тенденции этнического развития в подобных ситуациях: включение инноваций в хозяйственно-культурной деятельности от других народов с одной стороны, а с другой - консервация своих сугубо традиционных элементов культуры, то есть, показаны изменения в быту этой группы башкир в 90-ые годы XX века.

1 Белицер В.Н. Этнографические параллели в культуре башкир и мордвы. // АЭБ. Т. IV. Уфа, 1971 С. 186-189.

2 Илимбетов Ф.Ф. Культ волка у башкир (к этимологизации этнонима «башкорт») // АЭБ. Т. IV. Уфа, 1971 С. 224-228.

3 Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1968.; Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М., 1992

21

В научный оборот вводятся новые полевые материалы автора. Сделанная попытка описания этно-демографии, этнографии малочисленной группы самарских башкир позволяет надеяться привлечь внимание к более углубленному и всестороннему изучению этой самобытной части башкирского этноса.

Практическая значимость.

Проведенное исследование, материалы диссертации могут быть использованы при написании учебных пособий и программ по этнографии, этнической истории башкирского народа. Могут быть востребованы при разработке специальных курсов лекций в ВУЗах, посвященных этническим группам, живущим за пределами материнского этноса, особенностям их этно-культурного развития в составе неродственных народов.

Апробация работы.

Результаты диссертационного исследования докладывались на международной конференции «Взаимодействия человека и природы на границе Европы и Азии», 1996 г., г. Самара; на XXX Урало-Поволжской археолого-этнографической конференции Молодых ученых, 1998 г., г. Самара; на научно-методической конференции «Актуальные проблемы университетского технического образования», 1998 г., г. Самара. Результаты исследования отражены в 10 работах, опубликованных в открытой печати.

22

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Кржижевский, Михаил Владиславович

Заключение

Башкиры издавна являются многочисленным народом, занимающим обширную территорию, выходящую далеко за пределы нынешней Республики Башкортостан. Представители данного народа проживают группой и в юго -восточных районах Самарской области, являющейся одним из самых многонациональных регионов нашей страны.

Самарские башкиры, находясь несколько в стороне от места проживания основной массы представителей данного народа, сумели сохранить многие особенности своей традиционной культуры.

Автор в течении нескольких лет занимался этнографическим изучением этой группы. Результатом исследований и явилась данная работа.

Прежде чем рассмотреть особенности современной культуры самарских башкир, автор обратился к истории заселения этих мест представителями данного народа, к процессу складывания данной группы башкирского населения. Выяснилось, что привольные степи Самарского края, были известны башкирам издавна- об этом, свидетельствуют сочинения средневековых авторов, предания самих башкир, а также многочисленные географические названия края, имеющие башкирское происхождение. Иногда происхождение какого-то одного названия объясняет несколько отличающихся друг от друга легенд, одни легенды были созданы раньше, другие позднее. Это подчеркивает то обстоятельство, что название это появилось очень давно и разные поколения пытались отличить данное название по-разному. Не смотря на то, что территория нынеш

143 ней Самарской области была знакома башкирам издавна, до конца XVII в. постоянных башкирских поселений в крае не было - представители данного народа совершали сюда лишь регулярные наезды, использовали эти места в качестве кочевых и охотничьих угодий. В конце XVIII - начале XIX в. башкиры начинают оседать в этих местах, основывают постоянные поселения. Переселялись в степи самарского края из разных мест башкирами, в основном из юго-восточных районов. Этим объясняется пестрый родоплеменной состав самарских башкир - в каждой местной деревне проживают представители разных родов и племен.

Демографический анализ показывает, что численность населения в башкирских деревнях Самарского края постоянно менялась.

Если до революции численность самарских башкир увеличивалась, что было вызвано как естественным приростом, так и переселением новых групп башкир на территорию Самарского края, то в годы Советской власти произошло уменьшение башкирского населения данного региона, вызванное переселением представителей данного народа в другие места. В последние годы наблюдается небольшое увеличение численности населения Самарских башкир в результате возвращения нескольких семей на свою родину.

Анализируя современную материальную культуру башкир Самарского края, автором обнаружены значительные изменения, произошедшие в ней со времени окончательного поселения башкир на данной территории. Постепенно произошел переход к земледелию - этому, способствовало как сокращение па

144 стбищ для скота, так и интенсивные контакты с земледельческими народами Поволжья - русскими, украинцами, мордвой и т.д. Однако, животноводство и сегодня играет значительную роль в хозяйстве самарских башкир. Особенности жилищных строений данной группы башкирского населения. Дома здесь в основном строились из саманного кирпича и дерна, деревянные избы встречались редко - в настоящее время их также немного в башкирских деревнях. Некоторые саманные избы сохранились до наших дней, но все они имеют деревянную крышу. Большинство современных домов сложено из кирпича. В настоящее время элементы мужского костюма полностью утрачены самарскими башкирами (исключение составляет лишь головной убор тюбетейка, которая имеет специфическую башкирскую форму с плоским верхом). Этому способствовало более интенсивное общение мужчин с представителями других народов - башкиры часто обменивали продукты животноводства на готовую одежду. Женский костюм сохранился значительно лучше- некоторые пожилые женщины хранят у себя национальные платья, камзолы, сшитые из бархата и украшенные по краям монетами, нагрудные украшения из монет. Однако, в повседневной жизни женщины, как молодые, так и пожилые, носят современную одежду.

Значительное место в национальной кухне самарских башкир занимают мясные и молочные продукты. Любимыми национальными блюдами являются кумыс, бишбармак и др. Под влиянием других народов Поволжья башкиры научились печь хлеб, блины, пироги.

145

Значительная часть работы посвящена духовной культуре самарских башкир, в частности фольклора- неисчерпаемому источнику народной мудрости.

Ислам оказал значительное влияние на духовную культуру самарских башкир, в частности, на фольклор Некоторые святые (Хизрат - Али - двоюродный брат и зять пророка Мухаммада, старец Хызыр и др.), популярные на всем мусульманском Востоке, стали героями местных легенд и преданий.

В современном фольклоре самарских башкир отчетливо прослеживаются реликты древних , языческих верований: тотемизма (неприкосновенные животные - сурок, белая змея, журавль, лебедь, грач), фетишизм (культ отдельных возвышенностей, поверья о «дереве печали» - березе), анимизма (вера в в сверхъестественные существа - домовых, и т.) автор встречался с аксакалами, которые утверждали, что они видели эти сверхъестественные существа. В традиционных праздниках и обрядах данной группы башкирского населения также наблюдается смешение мусульманских и языческих традиций.

К сожалению, уходят из жизни старики - аксакалы - хранители народной мудрости, знатоки национальных обычаев. Однако, в последнее время молодежь проявляет все больший интерес к возрождению родных традиций, к изучению собственной культуры, к поиску исторических корней. Активизируют свою работу фольклорные коллективы. В д.Кочкиновка появились музыканты, играющие на курае - любимом всеми башкирами инструменте.

146

Данная работа, посвященная башкирам Самарского края, позволяет не только выделить особенности этнической культуры данной группы башкирского населения, но и проследить историю - истинно - культурные связи с башкирами других регионов и другими народами. Только с учетом этих связей процесс возрождения национальной культуры может быть плодотворным.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Кржижевский, Михаил Владиславович, 2000 год

1. Источники архивные и опубликованные.1.ГАОО. Ф.6. Оп.2. Д.1633.

2. ГАСамО. Ф.558. Оп.1. Д.234.2. ГАСО. Ф. 407. Д. 1299.

3. ОР РНБ. Ф.608. Помяловский. Д. 136.

4. СОМК. Ф.1. Оп.1. ед. хр. 147.

5. ЦГАБАССР. Ф.1. Оп.1. Д.432.

6. Материалы по истории Башкирской АССР. 4.1. М.-Л., 1936. С. 173, 204.

7. Отдел статистики. Памятная книжка Самарской губернии на 1914 год. Самара, 1914. С.5.

8. Письмо Батырши императрице Елизавете Петровне. Уфа, 1993. С.72.

9. Сборник статистических сведений по Самарской губернии. Т.6. Самара, 1889. С.798.

10. Ю.Список населенных мест Самарской губернии. Самара, 1910. С.263.

11. Справочник административно-территориального деления Куйбышевской области на 1 июля 1931 г. Куйбышев, 1931. С.10.

12. Справочник административно-территориального деления Куйбышевской области на 1959 г. Куйбышев, 1959. С.11.

13. Справочник административно-территориального деления Куйбышевской области на 1970 г. Куйбышев, 1970. С.11.

14. Справочник административно-территориального деления Куйбышевской области на 1975 г. Куйбышев, 1975. С.11.

15. Справочник административно-территориального деления Куйбышевской области на 1981 г. Куйбышев, 1981. С.11-12.157

16. Справочник административно-территориального деления Куйбышевской области на 1986 г. Куйбышев, 1986. С.11.

17. Справочник административно-территориального деления Куйбышевской области на 1989 г. Куйбышев, 1989. С.11.

18. Справочник административно-территориального деления Самарской области на 1 февраля 1992 г. Самара, 1992. С. 12.1. Фольклорные материалы

19. Авеста. Перев. И.Стеблин-Каменского. М., Наука, 1993. С.127.

20. Акбузат. Башкирский героический эпос. Уфа, 1976. 111 с.

21. Алдар и Зухра. Уфа, 1986. 250 с.

22. Башкирские предания и легенды. Уфа, 1985. 287 с.

23. Башкирские шежере. Сост. Р.Г.Кузеев. Уфа, 1960. С.165, 202.

24. Башкирские шежере. Сост. Г.Б.Хусаинов. Уфа, 1985. С. 10.

25. БНТ. T.I. Уфа, 1987.539 с.

26. БНТ. Т.П. Уфа, 1987. 572 с.

27. Былых времен сказания. Башкирский героический эпос. Уфа, 1979. 127 с.

28. Ю.Золотая нить: Миасс в легендах и преданиях. Миасс, 1994. С.6. И.Сказания о любви. Башкирский народный эпос. Уфа, 1983. 270 с.1581. ЛИТЕРАТУРА

29. Акманов И.Г. Башкирия в составе Российского государства в XVII -первой половине XVIII в. Свердловск, 1991. 151 с.

30. Акманов И.Г. Башкирские восстания. Уфа, 1993. С.91-101.

31. Акманов И.Г. За правдивое освещение истории народов. Замечания к книге В.Имамова "Запрятанная история татар". Уфа, 1995. С.З.

32. Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. Л., 1937. С. 169-170.

33. Анчабадзе Г.З. Эвлия Челеби о закубанских ногайцах.// Тюркологический сборник. 1976. М., 1978. С. 19-26.

34. Асфандияров А.З. Башкирская семья в прошлом. Уфа, 1997. С.5.

35. Асфандияров А.З. Легенды и исторический факт.//Малоизученные источники по истории Башкирии. Уфа, 1986. С.72.

36. Асфандияров А.З. Семья и брак у башкир в XVIII первой половине XIX в. Уфа, 1989. С. 10, 77-78.

37. Баишев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Ризы Фахретдинова. Уфа, 1996. С.5, 36-38.

38. Ю.Бакай Ф.С. Зори пестравских степей. Чапаевск, 1995. С.9.

39. П.Бараг Л.Г., Надршина Ф.А. Предания и легенды башкир.// БНТ. Т.П. Уфа, 1987. С.10-11.

40. Барашков В.Ф., Дубман Э.Л., Смирнов Ю.Н. Топонимика Самарской Луки. Самара, 1996. С.94.

41. Барашков В.Ф., Дубман Э.Л., Смирнов Ю.Н. Топонимика Самарской области. Самара, 1996. С.67.

42. Барашков В.Ф., Дубман Э.Л., Смирнов Ю.Н. Самарская топонимика. Самара, 1996. С.26.159

43. Белицер В.Н. Этнографические параллели в культуре башкир и мордвы.// АЭБ. Т.1У. Уфа, 1971. С. 184-192.

44. Бикбулатов Н.В. Башкиры // Народы Поволжья и Приуралья. Историко-зтнографические очерки. М., Наука, 1985. С.237-271.

45. Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир.XIX-XX вв. М, Наука, 1991. 190 с.

46. Бикбулатов Н.В. Башкиры: краткий этно-исторический справочник. Уфа, 1995. С.9.

47. Бирюков В.М. О тюркском происхождении названия Самара.// Тезисы XXX Урало-Поволжской археологической конференции молодых ученых. Самара, 1998. С.51.

48. Валеев Д.Ж. История нравственного сознания башкирского народа. Уфа, 1984. С.47.

49. Валеев Д.Ж. О философских идеях в башкирской культуре.// Духовное наследие этносов и проблемы национального возрождения. Межвузовский научный сборник. Уфа, 1994. С. 16-20.

50. Васильев И.Б. Древние и средневековые культуры Поволжья. Самара, 1996. С.2.

51. Васильев И.Б., Матвеев В.И. От покорения природы к гармонии с ней.// Проблемы взаимодействия природы и человека в Среднем Поволжье. Методы, задачи, перспективы. Самара, 1997. С.61.

52. Васильев И.Б., Матвеева Г.И. У истоков истории Самарского Поволжья. Куйбышев, 1986. С.3-6.

53. Васильев С.М. К вопросу о землепользовании пришлого нерусского населения в конце XVI начале XVIII вв.// 400-летие присоединения Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1957. С.127-141.

54. Ведерникова Т.И. Этнография Самарской Луки. Самара, 1996. С.7.

55. Витевский В.Н. И.И.Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г. Казань, 1887. С.899.

56. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. М., Наука, 1986. С.58.

57. Гумилев JI.H. Древние тюрки. М., 1993. С.23.

58. Давлетбаев Б.С. Большая Ока. Уфа, 1992. С.11.

59. Денисов П.В. Религиозные верования чувашей. Чебоксары, 1959. С.27,42.

60. Дубман Э.Л. Сказание о первых самарцах. Самара, 1991. С. 10,15.

61. Дубровский E.H. Журавль красавка в Самарской области.// Краеведческие записки. Вып. VIII. Самара, 1995. С.349.

62. Евсюков В.В. Мифы о вселенной. Новосибирск, 1988. С.157-166.

63. Жданко Т.А. О близости некоторых исторических традиций у каракалпаков и башкир.//АЭБ. T.IV. Уфа, 1971. С.42-45.

64. Железнов И.И. Уральцы. Очерки быта уральских казаков. Полн. собр. соч. T.I. СПб., 1888. С.250-256.

65. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. М., Наука, 1974. С.267-269.38.3арипов Н.Т., Сагитов М.М. Башкирский народный эпос.// БНТ. T.I. Уфа, 1987. С.201.

66. Иванов В.А. Откуда ты, мой предок? Взгляд археолога на древнюю историю Южного Урала. СПб., 1994. С.95.

67. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX в. Уфа,1997. С.226.

68. Илимбетов Ф.Ф. Культ волка у башкир: к этимологизации этнонима "башкорт".//АЭБ. T.IV. Уфа, 1971. С.244.

69. Кабузан В.М. Народы России в XVIII веке: численность и этнический состав. М., Наука, 1990. С. 194.161

70. Кабузан В.М. Народы России в первой половине XIX в.: численность и этнический состав. М., Наука, 1992. С.32.

71. Казанцев Н. Описание башкирцев. СПб., 1867. С.239.

72. Камалов A.A. Башкирская топонимия. Уфа, 1994. С.25,56,201.

73. Киреев А.Н. Башкирский народный эпос. Уфа, 1970. С.105-106.

74. Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М., Наука, 1964. С.105-106.

75. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956. С.27,130.

76. Котов О.В. "Осколки" этноса (проблема дефиниции).// Этнические и этнографические группы в СССР и их роль в современных этнокультурных процессах. Тезисы докладов. Уфа, 1989. С.51-55.

77. Кржижевский М.В. Влияние ислама на фольклор самарских башкир (по материалам полевых исследований).// Тезисы XXX Урало-Поволжской археологической конференции молодых ученых. Самара, 1998. С.166.

78. Кржижевский М.В. Жемчужины народной мудрости: очерки по эстетике и культуре башкир на материале фольклора. Самара, 1996. 24 с.

79. Кржижевский М.В. Женщина в башкирском героическом фольклоре.// Тезисы XXX Урало-Поволжской археологической конференции молодых ученых. Самара, 1998. С.165.

80. Кржижевский М.В. Общение с иностранными студентами как метод диалога культур.// Тезисы научно-методической конференции СамГТУ. Самара, 1998. С.61.

81. Кржижевский М.В. Предания о реке Иргиз.// Самарская область: этнос и культура. № 1., 1997 . С.26.162

82. Кржижевский M.B. Реликты древних верований в современном фольклоре самарских башкир.// Самарская область: этнос и культура. №3., 1996. С.19-21.

83. Кржижевский М.В. Современный фольклор самарских башкир: ислам и реликты древних верований.// Самарский исторический ежегодник. 1998. Самара, 1999. С.12-11.

84. Кржижевский М.В. Тотемистические представления в современном фольклоре башкир.// Взаимодействие человека и природы на границе Европы и Азии. Тезисы. Самара, 1996. С. 150.

85. Кржижевский М.В. Шежере самарских башкир.// Самарская область: этнос и культура. №2-3, 1997. С.22-23.

86. Кузеев Р.Г., Шитова С.Н. Башкиры. Уфа, 1970. 151 с.

87. Кузеев Р.Г. К этнической истории башкир в конце I начале II тысячелетия н.э.//АЭБ. Т.Ш. Уфа, 1966. С. 232-237.

88. Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа, 1978. 264 с.

89. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этногенети-ческий взгляд на историю. М., Наука, 1992. 347 с.

90. Кузеев Р.Г. О характере присоединения народов Волго-Уральского региона к Русскому государству и некоторые вопросы их средневековой истории.// Этнологические исследования в Башкортостане. Уфа, 1994. С.70.

91. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения. М., Наука, 1974. 571 с.

92. Кузеев Р.Г., Юлдашбаев Б.Х. 400 лет вместе с русским народом. Уфа, 1957. 115 с.163

93. Кузеев Р.Г. Этнографические группы башкир в XIX веке и история их формирования. Общая характеристика этнографических групп и принципы их выделения.// АЭБ. T.III. Уфа. 1968. С.371-373.

94. Кузеев Р.Г., Бабенко В.Я., Моисеев H.H. Этнографические и этнические группы в новое и новейшее время.// Этнические процессы в Башкирии в новое и новейшее время. Уфа, 1987. С. 12.

95. Кучумов И.В. Гора в традиционном мировоззрении башкир.// Этнологические исследования в Башкортостане. Уфа, 1994. С.106-107.

96. Кызласов JI.P. Древнейшая Хакасия. М., 1986. С.212-213.

97. Лепехин И.И. Дневные записки, путешествие по разным провинциям Российского государства. СПб., 1795. С.523.

98. Липец P.C. Завоеванная женщина в тюрко-монгольском эпосе.// Фольклор и историческая этнография. М., 1983. С.55-56.

99. Мажитов H.A., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до конца XVI века. Уфа, 1994. 360 с.

100. Мажитов H.A. Происхождение башкир. Историко-археологический анализ.//АЭБ. T.IV. Уфа, 1971. С.15.

101. Мажитов H.A. Южный Урал в VII XIV вв. М., 1977. 240 с.

102. Массэ А. Ислам: очерк истории. М., 1982. С.42.

103. Миллер Г.Ф. История Сибири. T.I. М.- Л., 1937 . С.250.

104. Миллер Г.Ф. История Сибири. T.II. М.- Л., 1941. С.137.

105. Мифологический словарь. М., 1990. С.28.

106. Мифы народов мира. T.II. М., 1980. С.258.

107. Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1968. 159 с.

108. Мурзаев Э.М. Топонимика и география. М., 1995. С.32.

109. Надергулов У.Ф. Иргизо-камеликские башкиры. Уфа, 1996. 128 с.

110. Надергулов У.Ф. Этнический состав иргизо-камеликских башкир.// Тезисы Всесоюзной конференции по итогам этнографических и антропологических экспедиций 1978 1979 гг. Уфа, 1980. С.77.

111. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Свод этнографических понятий и терминов. М., 1991. С. 104.

112. Наякшин К.Я. Очерки истории Куйбышевской области. Куйбышев, 1962. С.54-55.

113. Очерки истории Калмыцкой АССР. М., 1967. С.99.

114. Очерки по истории Башкирской АССР. 4.1. Уфа, 1956. 303 с.

115. Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства. Ч.П., Кн.1. СПб., 1786. С.97, 150-153, 316.

116. Перетяткович Г.И. Поволжье в XV XVI веках. М., 1877. С. 132-133.

117. Перетяткович Г.И. Поволжье в XVII и начале XVIII в. Очерки из истории колонизации края. Одесса, 1882. С.288-289.91 .Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII XV вв. М., 1977. С.39-40.

118. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М„ 1975. С.28.

119. Рахматуллин У.Х. Население Башкирии в XVII XVIII вв. Уфа, 1988. 188 с.

120. Рашид-Ад-Дин. Сборник летописей. Т.П. М.- Л., 1960. С.72.

121. Руденко С.И. Башкирские сказки и поверья.// АЭБ. Т.У. Уфа, 1973. С. 19-31.

122. Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. М.-Л., Наука, 1955. 294 с.

123. Русяев П.Я. Земля Глушицкая. Куйбышев, 1989. С.4, 15-17.

124. Рыбаков Б.А. Русские земли по карте Идриси 1154 г.// КСИИМК. Вып. ХЬШ. 1952. С.26-29.165

125. Рынков П.И. История Оренбургская. Оренбург, 1896. С.З.

126. Рынков П.И. Топография Оренбургской губернии. Оренбург, 1887. С.206-209.

127. Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. JL, 1984. С.31.

128. Самарская область. Самара, 1996. С.561,652.

129. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960. С.230.

130. Семенов-Тяныпанский В.Н. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. T.V. СПб., 1914. С.183.

131. Смирнов Ю.Н. Башкиры степного Заволжья в конце XVIII первой половине XIX в.// Самарская область: этнос и культура. №2-3, 1997. С.76-78.

132. Соколов Д.Н. О башкирских тамгах (с приложением таблицы башкирских тамг).// Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. T.XIII. Оренбург, 1904. С.26-27.

133. Соколова З.П. Культ животных в религиях. М., 1972. С.36.

134. Юб.Степанов П.Д. Этнографическое изучение южной группы башкир в Саратовской и Куйбышевской областях. Итоги историко-этнографической экспедиции 1939 г.// Советская этнография: сборник статей. М.- Л., 1940. С.212.

135. Сулейманов A.M. Башкирские народные бытовые сказки. М., Наука, 1994. С.15, 147.

136. Ю8.Султангареева P.A. Башкирский свадебно-обрядовый фольклор. Уфа, 1994. 242 с.

137. Толстой Л.Н. Повести и рассказы. Уфа, 1979. С.З 19.

138. Тукай Г. Избранное. М., 1974. С.258.166111 .Усманов A.H. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1982. С. 159-180.

139. Усманов А.Н. Присоединение Башкирии к Московскому государству. Уфа, 1949. С. 15.

140. Усманов А.Н. Присоединение Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1960. С.11.

141. Усманов Х.Ф. Размежевание башкирских дач между вотчинниками и припущенниками по правилам 1 февраля 1869 г. // Из истории сельского хозяйства Башкирии. Уфа, 1976. С.37-38.

142. Хара-Даван Э. Чингиз-хан как полководец и его наследие. Элиста, 1991. С.115.

143. Пб.Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа. Уфа, 1973. С. 177.

144. Хусаинов Г.Б. Шежере как историко-литературный памятник.// Башкирские шежере. Уфа, 1985. С.З.

145. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии. Уфа, 1959. С.130.

146. Шамаев А.Г. Кумыс. Уфа, 1995. 336 с.

147. Шитова С.Н. Народная одежда башкир. // Археология и этнография Башкирии. Т.Ш, С. 173-175. Уфа, 1967.

148. Шитова С.Н. Формирование и развитие башкирского народного костюма. Автореф.канд.дисс. Уфа, 1968. С.13.

149. Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир. М., 1984. 252 с.

150. Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. Уфа, 1995. 325 с.167

151. Шкаликов В.Ф. Очерки по истории жизни крестьян Самарской области: быт, культура, обычаи, традиции, обрядность. Болынечерниговский район, 1920-1940 годы. Джамбул, 1992. С.24.

152. Юнусова А.Б. Ислам в контексте российской истории.// Азия и Африка сегодня. №3., 1998. С.57-65.

153. Юсупов P.M. Краниология башкир. JL, 1989. 197 с.

154. ЯгафоваЕ.А. Самарские чуваши. Самара, 1998. 369 с.

155. Янбухтина А.Г. Народные традиции в убранстве башкирского дома. Уфа, 1993. 136 с.

156. Янгузин Р.З. Хозяйство башкир дореволюционной России. Уфа, 1989. 240 с.

157. Krzhizhevskii М. The family trees of Bashkirs.// Commission of urgent an-tropological research. Newsletter. №12. Wien, 1995-1997. P.27-28.

158. Rabbani IkramM.A comprehensive book of Pakistan studies. Lahore, 1992. P.55-56.1681. Условные сокращения

159. АЭБ Археология и этнография Башкирии.

160. БНТ Башкирское народное творчество.

161. ГАОО Государственный архив Оренбургской области.

162. ГАСамО Государственный архив Самарской области.

163. ГАСО Государственный архив Саратовской области.

164. КСИИМК Краткие сообщения Института истории материальной культуры.

165. ОР РНБ Отдел рукописей Российской национальной библиотеки.

166. СОМК Саратовский областной музей краеведения.

167. ЦГА Б АССР Центральный государственный архив Республики Башкортостан.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.