Базовые метафоры свободы в отечественной философии культуры XIX - XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Горшков Сергей Юрьевич

  • Горшков Сергей Юрьевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 182
Горшков Сергей Юрьевич. Базовые метафоры свободы в отечественной философии культуры XIX - XX вв.: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры». 2021. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Горшков Сергей Юрьевич

ВВЕДЕНИЕ............................................................................... С

Глава I. Феномен свободы как предмет культурно-философского дискурса

1.1 Основные понятийные альтернативы описания феномена свободы в европейской философской традиции............................................ С

1.2 Эволюция представлений о свободе в контексте отечественной философии культуры............................................................... С

1.3 Основания концептуализации базовых метафор свободы................. С

Глава II. Моделирование базовых метафор свободы в отечественной философии культуры

2.1 Базовая метафора свободы «Семя»..........................................................................................С

2.2 Базовая метафора свободы «Колокол»..................................................................................С

2.3 Базовая метафора свободы «Эхо»..............................................................................................С

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................... С

СПИСОК ИСПОЛЬЗАВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................ С

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Базовые метафоры свободы в отечественной философии культуры XIX - XX вв.»

ВВЕДЕНИЕ

В качестве «памяти» национальной культуры язык содержит метафоры, применяющиеся для описания представлений о свободе, но они мало освещены в научном дискурсе. В метаязыке категорий представления о свободе утрачивают семантическую насыщенность и связь с истоком культуры. Исправить ситуацию может смена стратегии описания, в частности, обоснование применения языка метафор. Базовая метафора - это операционально-необходимая репрезентация способа деятельности, характерного для данной культуры. Она сочетает в себе функции концептуальной и структурной метафоры, но не тождественна им. Язык базовых метафор открывает определённую эвристическую перспективу высвечивания скрытых в культуре смыслов. Базовые метафоры информационно насыщены, они преодолевают границы эпох, отсылают нас к языку культуры, они способны наполняться дополнительным семантическим содержанием, не изменяя формы. Структурная систематизация разрозненных знаний о свободе возможна на едином семиотическом основании.

Актуальность культурологического дискурса базовых метафор свободы аргументируется рядом обстоятельств:

Прежде всего, заимствованное либеральное представление о феномене свободы значимо для развития российского общества, но оно не соответствует универсальным принципам преемственности и самоорганизации культуры. Знание о феномене свободы в общественном сознании формируется аспектно без опоры на богатую отечественную философскую традицию, что формирует потребность создания языкового механизма отвечающего за сохранение и передачу информации о динамики представлений о данном феномене.

Далее, вследствие перехода к неклассической парадигме отечественная культура оказывается в ситуации неопределённости в выборе стратегии духовно-нравственного развития. Представления о свободе подвергаются расслоению. Если в культуре модерна свобода - это подлинная ценность и условие нравственного выбора, то в неклассической парадигме мы ошибочно принимаем

за свободу её растиражированные симуляции (деньги, автомобиль). В культуре постмодерна выбор подменяется симуляцией и реализуется в логике ложных ценностей.

Ныне существующий в культурологии понятийный тезаурус свободы не учитывает альтернативных стратегий описания. Идея свободы, описанная при помощи нашей семиотической опорной структуры из базовых метафор, не противопоставляется общепринятому понятию, а дополняет его до целостного конструкта. Через переосмысление репрезентативного содержания базовых метафор, отсылающего к символической реальности культуры, мы существенно способствуем разрешению проблемы культурной преемственности1.

Проблема свободы приобретает широкое освещение в трудах отечественных философов (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский и др.), но накопленное знание о свободе не структурируется и не получает концептуального развития в соответствии с динамикой языка культуры. Альтернативные способы описания идеи свободы, не отвечающие критериям рациональности, сегодня не берутся в расчёт. Обращаясь к языку базовых метафор, мы имеем возможность дополнить представление о свободе в качестве феномена культуры.

В целом нельзя приблизиться к целостному осмыслению феномена свободы без семиотической рефлексии. Попадая в культурологический дискурс, идея свободы «запускает» механизмы структурного обновления через переосмысление скрытых в языке культуры базовых метафор. Базовая метафора как форма закрепления знания о свободе в ткани культуры служит основой когнитивного процесса, но раскрытие этого знания с позиции языка метафор требует концептуализации и системного обобщения.

Степень изученности проблемы: в европейский философский дискурс проблема свободы входит в период Средних веков (Августин Аврелий, Фома Аквинский), наследуя ключевые её положения от Античности (Демокрит, Сократ,

1 Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии: (Критика и анализ). Ереван, 1980. 226 с.

л

Платон, Аристотель, Эпикур) . В европейской метафизике проблематика свободы дифференцируется на ряд сущностных аспектов (свобода действия, свобода выбора, свобода воли), порождая рассогласованность в воззрениях. Смена мировоззренческих установок влияет на формирование противоречивых философских представлений. Одни из приверженцев классической философской традиции настаивают на связи свободы с необходимостью (Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Локка, Г.В. Лейбниц и др.), другие - на их противопоставлении, объявляя волю высшим принципом бытия (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Многочисленные попытки раскрыть сущность свободы с позиции разума поддерживают в актуальном состоянии философский дискурс по теме свободы воли.

Весьма важным для нас является этическое направление, которое исследует свободу с точки зрения нравственности, соответственно, при раскрытии данного феномена мы уделяем особое внимание философским концепциям немецкого

^ 3

идеализма И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга, Ф. Шиллера, Г.В.Ф. Гегеля, .

Главным в экзистенциональном смысле остаётся религиозное направление, освещаемое в трудах известных отечественных философов: В.С. Соловьёва, Л.И. Шестова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева4. Труды указанных философов не только позволяют выявить своеобразие отечественной философской мысли, но и представляют питательную почву для согласования базовых метафор с мироощущением эпохи. Особый вклад в формирование воззрений о феномене человеческой свободы вносят представители западного экзистенциализма: Н. Аббаньяно, А. Камю, Ж.П. Сартр, К. Ясперс.

2

Антология средневековой мысли (теология и философия европейского Средневековья). Т. 1. СПб., 2001. 539 с.

"3

См.: Кант И. Критика практического разума // Сочинения. В 6 т. Т. 4. Ч. 1. М., 1965. 544 с.; Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Т. XLVII. СПб., 1992. 444 с.; Фихте И.Г. Сочинения : в 2 т. СПб., 1993. 1485 с.; Шеллинг Ф. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах // Сочинения. В 2 т. Т. 2. М., 1989. 636 с.; Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. М., 2018. 240 с.

4 См.: Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1996. 534 с.; Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. 602 с.; Соловьёв B.C. Сочинения. Т. 2. М., 1988. 822 с.; Шестов Л.И. Собрание сочинений. Париж, 1971. 302 с.

Советские философы делают акцент на проблеме сопряжённости свободы с необходимостью. Здесь мы можем назвать значимые для нас работы Г. Аптекера, В.Ф. Асмуса, Э.А. Баллера, И.В. Бычко, В.С. Голубенко, В.Е. Давидовича, Ю.Н. Давыдова, И.В. Ильенкова, С.М. Ковалёва, Р.И. Косолапова, В.Е. Маркова, Л.В. Николаевой, К.М. Никонова, Т.И. Ойзермана5. Вместе с тем, описание феномена свободы дополняют семиотические теории (Ч.С. Пирс, Ф. Соссюр, Г. Фреге).

Интерес отечественной философии к языку не угасает и в XX в. в логике анализа художественного текста, что, как известно, способствует созданию отечественной Тартуско-Московской школы Ю.М. Лотмана. С точки зрения теории метаязыка наиболее существенными для нас являются труды отечественных и зарубежных философов: М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, У. Эко, Р. Барта, К.А. Свасьяна, Ц. Тодорова, М.К. Мамардашвили, А.М. Пятигорского, Г.С. Кнабе, В.Б. Малышева6.

В современном научном дискурсе переосмысляется роль метафоры в познавательном процессе. Теория метафоры формируется относительно недавно, но получает широкое распространение в гуманитарном знании и психологической практике. Среди исследователей, занимающихся теорией базовых (фундаментальных) метафор культуры, можно отметить работы: В.П. Андрияновой-Перетц, Ф.Р. Анкерсмита, Х. Блюменберга, М. Джонсона, Г.Д. Гачева, С.С. Гусева, И.Т. Касавина, Дж. Лакоффа, Л. Мэмфорда,

5 См.: Аптекер Г. О сущности свободы. М., 1961. 56 с.; Баллер Э.А. Свобода. Какая? Для кого? М., 1977. 333 с.; Бычко И.В. В лабиринтах свободы. М., 1976. 159 с.; Голубенко В.П. Необходимость и свобода. М., 1974. 200 с.; Давидович В.Е. Грани свободы. М., 1969. 224 с.; Давыдов Ю.Н. Труд и свобода. М., 1962. 132 с.; Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. 464 с.; Ковалёв С.М. О человеке, его порабощении и освобождении. М., 1970; Косолапов Р.И. Свобода и ответственность. М., 1969; Николаева Л.В. Свобода - необходимый продукт исторического развития М., 1964; Никонов К.М. Свобода и её содержание // Свобода и её содержание. 1972; Ойзерман Т.И. Марксистско-ленинское понимание свободы. М., 1967.

6 См.: Бахтин М.М. Собрание сочинений : в 7 т. М., 1997. 732 с.; Тахо-Годи А.А. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб., 1999. 716 с.; Тодоров Ц. Теории символа. М., 1999. 408 с.; Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 2006. 544 с.; Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989. 616 с.; Кнабе Г.С. Воображение знака: медный всадник Фальконе и Пушкина. М., 1993. 18 с.; Малышев В.Б. Метафоры современности. Самара, 2012. 245 с.

Л.А. Микешиной, С.С. Неретиной, А.Н. Панченко, Р. Рорти, И.П. Смирнова,

0.А. Свирепо, О. Фрейденберг, М. Хоссе.

Из вышеизложенного становится очевидным, что с позиции теории метафоры свобода не получает должного раскрытия: в качестве семиотической системы культура накапливает представления о данном феномене, но не систематизирует их, а втягивание отечественной культуры в мировой мультикультурный процесс несёт в себе угрозу утраты её связи с национальными истоками.

Проблемная ситуация исследования обусловлена рядом накопленных противоречий:

1. отсутствием выбора между понятийным языком и языком метафор;

2. рациональной и иррациональной стратегиями описания свободы;

3. фундаментальным и ситуативным (аспектным) пониманием свободы;

4. расхождениями в представлениях о феномене свободы между западноевропейской и отечественной культурной традицией;

5. расхождением между когнитивной, интеракциональной и субституциональной теориями метафоры;

Существующие представления о свободе многообразны, но выработаны без учёта динамики языка русской культуры. Описания идеи свободы через язык категорий незамедлительно приводит к появлению бинарной оппозиции, Знание, получаемое путём возникающего противоречия, является неполным (формальным), так как не отсылает к изначальной структурной организации языка. С позиции метафизического рационализирования или психологизирования, трудно достичь понимания свободы в качестве семиотической модели, из-за чего оно утрачивает познавательную перспективу. Указанное обстоятельство требует смены стратегии описания идеи свободы. Метафоры свободы могут внести дополнительный информационный вклад в описание и понимание свободы, но они не получают должного освещения в современном культурно-философском дискурсе.

Проблема исследования заключается: в определении механизма использования языка метафор для понимания свободы в разные эпохи русской философской культуры.

Гипотеза исследования: применение модели базовых метафор к описанию свободы прояснит структурную логику смены представлений о данном феномене в контексте развития отечественной культурной традиции.

Объектом исследования выступает парадигма метафоры свободы в культуре.

Предмет исследования - базовые метафоры свободы в отечественной философии культуры XIX - XX вв.

Целью исследования является философско-культурологический анализ базовых метафор свободы, соответствующих текстам отечественной культуры.

Достижение поставленной цели потребовало решения комплекса исследовательских задач:

1. Представить картину генезиса философской категории свободы в европейской философской культуре от Античности до философии XX в.

2. Произвести критический анализ репрезентативных отечественных философских текстов на предмет семантической насыщенности представлений о свободе.

3. Применить семиотическую методологию и теорию метафор к отечественной философии культуры.

4. Концептуализировать по семиотическим основаниям избранные базовые метафоры свободы.

5. Разработать теоретические положения по корректировке представлений о феномене свободы с учётом кризиса современной культуры на основе идеи тернарного кода.

Научная новизна исследования заключается в следующем: - Выявлены противоречия в стратегиях описания свободы: европейская метафизическая традиция, опирающаяся на язык категорий, унифицирует представления о свободе, но удаляется от языка русской культуры.

- Подтверждена продуктивность семиотического подхода и теории метафоры в систематизации знаний о феномене свободы.

- Выявленные базовые метафоры свободы впервые явились предметом культурно-философского анализа.

- Определены семиотические основания для концептуализации базовых метафор свободы.

- Предложена модель свободы, отсылающая к структуре тернарного кода, согласующаяся с принципом саморазвития отечественной культуры.

- Установлена возможность трансценденции культурных смыслов свободы через механизм базовых метафор.

Теоретико-методологические основания исследования: ключевым подходом для исследования свободы в качестве явления культуры остаётся семиотический (Ч.С. Пирс, Ч.У. Моррис), позволяющий описать сущность свободы с позиции знаковых оснований. Методологическую базу исследования составляют работы Тартуско-Московской семиотической школы во главе с Ю.М. Лотманом, а также положения и теории отечественной философской школы (М.К. Мамардашвили, М.С. Каган, А.М. Пятигорский, К.А. Свасьян).

В основе исследования лежит когнитивная теория метафор, разрабатываемая в трудах Д. Бикертона, М. Бирдсли, М. Блэка, А. Вежбицкой,

H. Гудмена, Д. Дэвидсона, Э. Кассирера, Дж. Миллера, X. Ортега-и-Гассета, Э. Ортони, А. Ричардса, Ф. Уилрайта, Р. Якобсона.

Особое место занимают исследования в области современной лингвокультурологии: В.В. Воробьёва, Э.А. Гашимова, В.В. Красных, В.А. Масловой, В.В. Фрумкиной, А.Т. Хроленко. Методы когнитивной лингвистики заключаются в попытке совместить данные разных наук, систематизировать их и раскрыть концептуальный смысл объекта исследования. Положения, выносимые на защиту:

I. Европейская модель цивилизационного развития строится на идее свободы. Представления о свободе зарождаются в период Античности и наследуются

европейской метафизической традицией, преимущественно обретая статус проблемы свободы воли. Начиная с эпохи Возрождения знание о свободе рационализируется, методологически дифференцируется и удаляется от языка национальных культур.

2. В отечественной культуре, ориентированной на символический способ мышления, феномен свободы обретает оригинальную интерпретацию на основе языка христианских символов. В пределах отечественной религиозной философии, опирающейся на целостное мировосприятие, за свободой закрепляется статус духовного явления, не поддающегося рациональной категоризации. Знание о свободе, содержащееся в текстах культуры, обретает обратно-перспективную «семантическую плотность», отображающую логику и уровни развития коммуникативного опыта, синхронизируемого с метаязыком культуры.

3. Семиотический подход и когнитивная теория метафоры весьма продуктивны при анализе текстов культуры. Знание о свободе может быть систематизировано при помощи языка базовых метафор. Базовая метафора - это операционально-необходимая репрезентация способа деятельности, характерного для данной культуры, способная служить основой некой модели, теории или концепции. Каждая из базовых метафор свободы синхронизируется с логикой формирования отечественной семиосферы. Предлагаемая семиотическая модель из базовых метафор свободы концептуализируется по принципу триады Ч.С. Пирса («первичность», «вторичность», «третичность»). Эта модель является фундаментальным основанием для описания свободы в соответствии с метаязыком отечественной культуры. Если на синтактическом срезе базовые метафоры свободы комбинируются в логике трихотомии, то на семантическом срезе они дополняют друг друга до целостного концепта.

4. В соответствии с семиотической теорией Ч.С. Пирса базовая метафора «семя» на синтактическом уровне соответствует позиции «первичности». «Семя» - это одна из оригинальных метафор, применяющаяся для описания

опыта зарождения смыслов. Семантика «семени» формирует представление о стихийной семантике свободы. «Слово» и «семя» - это первичные информационные модели, свободно разворачивающие перед нами картину бытия. В метафорической форме «Слово» и «Семя» отсылают к истоку культуры. Метафора «Семя», концептуализируемая в поэтическом языке, продуктивна в понимании сущности поэтической свободы. Вскрытое семантическое сходство между семенем и поэтическим словом прослеживается в прагматике «засевания» новых смыслов. Уровень трансцендентальной прагматики представляет собой уровень семантического и синтактического согласования, который диагностирует состояние культурной эпохи; на данном уровне семантика семени проясняет понимание коммуникативной свободы в качестве подражания.

5. Метафора «Колокол» является вторично-опосредованной культурным опытом. В свете семантики мягкого механицизма метафора «Колокол» противостоит стихийной семантике семени. На синтактическом уровне описания базовая метафора «Колокол» соответствует «вторичности». Колокол в отечественной культуре персонифицируется. При корреляции колокольного звона с метафорой «голос» колокол символизирует борьбу за политическую свободу. Семантика колокольного звона весьма перспективна в метаязыковом описании коммуникативной свободы. Метафора «Колокол» репрезентирует феномен свободы в контексте семантики социального механизма. На уровне трансцендентальной прагматики семантика «колокольного звона» отсекает деструктивные взаимодействия (шум) в пользу конструктивных (диалог).

6. Третья базовая метафора «Эхо», на уровне знакового взаимодействия соответствует позиции «третичности» по отношению к предшествующим ей базовым метафорам. Она комплементарно замыкает возведённый знаковый комплекс, концептуально интегрируя метафоры в семиотическую модель, отсылающую к структуре тернарного кода. Выступая в качестве «интерпретанты», метафора «Эхо» концептуально обогащает представление

о коммуникативной свободе. На семантическом уровне метафора «эхо» совпадает в значении с остальными метафорами в области акустической семантике. На уровне трансцендентальной прагматики базовая метафора «Эхо» служит моделью описания разноуровневого процесса коммуникации и принципом организации культурного пространства. 7. В условиях кризиса отечественной культуры описание свободы через систему базовых метафор в качестве репрезентации тернарного кода позволяет прояснить механизм саморазвития культуры. Тернарный код свободы устойчив к модернизации и предполагает переход на новый уровень культурной интеграции на основе собственного языка культуры. Тернарный код свободы примиряет противоречия в понимании свободы, выполняет регулятивную и системообразующую функции и не нарушает логику самоорганизации культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

Феномен свободы выступает предметом исследования разных научных дисциплин, но ни одна из них не способна составить целостное представление о явлении. Имеющийся в диссертации материал позволяет систематизировать существующие знания о феномене свободы с позиции теории метафор. Результаты исследования способствуют решению актуальной проблемы восстановления традиций русской философской мысли. Раскрываются преимущества феноменологического и семиотического подходов в вопросе осмысления свободы как феномена культуры. Автором разрабатывается наглядная семиотическая модель, соответствующая языку культуры. Изложенные теоретические положения могут послужить основой для механизма формирования конструктивного представления о свободе. Материалы исследования содержат сведения, которые могут быть эффективно применены к составлению программ для студентов и аспирантов специальных курсов по культурологии и смежным с ней дисциплинам. Собранный материал может быть полезен также при составлении учебно-методических пособий.

Соответствие паспорту и специальности. Область и специфика диссертационного исследования соответствует номенклатуре специальности 24.00.01 - «Теория и история культуры», а именно: пунктам 1.9 - «Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов»; 1.25 - «Язык как феномен культуры, как проявление национального своеобразия и фактор межкультурного общения»; 2.1. - «Философия или теория культуры как специфический вид знания о культуре»; 2.11 - «Культурно-исторический процесс»; 2.25 - «Структуралистская и постструктуралистская философия культуры».

Степень достоверности и апробация результатов работы:

Достоверность полученных результатов подтверждается: обширной теоретической базой исследования, включающей в себя труды ведущих специалистов в области теории и истории культуры, философской антропологии, семиотики; применением феноменологического и семиотического подходов в сочетании с научными методами исследования; привлечением культурологического материала (философского и художественного текста).

Апробация исследования осуществляется в рамках следующих научных мероприятий: Международная научно-практическая конференция «Личность и общество: проблемы философии, психологии и социологии» (Пенза, 2010); Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития современного общества» (Курск, 2011); XIV Международная научно-практическая конференция «Современные концепции научных исследований» (Москва, 2015); XIV Международная научно-практическая конференция «Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия» (Новосибирск, 2015); Всероссийская научно-практическая конференция «Кинематограф и философия: в ознаменование года кино в России» (Самара, 2016).

Результаты диссертационного исследования изложены на заседаниях и методических семинарах кафедры философии при ФГБОУ ВО СамГТУ, в научных статьях, в том числе статьях, рецензируемых ВАК. Результаты

апробированы в Самарском филиале Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский государственный педагогический университет». Структура и объём диссертации:

Работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка литературы. Общий объём диссертации составляет 182 страниц. Библиография включает в себя 220 единиц наименования.

Глава I. Феномен свободы как предмет культурно-философского

дискурса

1.1 Основные понятийные альтернативы описания феномена свободы в

европейской философской традиции

Ввиду того, что понимание свободы выходит за параметры научного понятия, назревает потребность в обращении к дополнительным языковым стратегиям описания. Не только наука является источником новых сведений, но и культура в качестве семиотической системы способна прояснять (описывать) представление о свободе. По мнению Ю.М. Лотмана, «культура -сверхиндивидуальный интеллект - представляет собой механизм, восполняющий недостатки индивидуального сознания и в этом отношении представляющий неизбежное ему дополнение»7. Знание о свободе многогранно и противоречиво, оно содержится в текстах культуры и передаётся от поколения к поколению. Изменения в мировосприятии сопровождаются сменой высших инстанций свободы, таких как Природа, Бог, Разум, История. Отрицая зависимость от одной инстанции, субъект незамедлительно оказывается во власти другой. В силу указанного обстоятельства следует отметить, что из-за трансформации в мировосприятии нарушается преемственность в понимании свободы.

Начиная с периода античной философии, представления об идее свободы формируются в общественном сознании на основе мнений философских авторитетов, но сам язык философии долгое время находится вне области исследовательского внимания. Философы расходятся как в методологии, так и в стратегиях описания свободы, что приводит к проблематичности её понимания, более того, в XX столетии неклассическая философия ставит под сомнение саму возможность рационального определения свободы. Французский философ А. Бергсон, относя свободу к области сознания, оспаривает возможность применения к ней приёмов логического детерминизма. Согласно его позиции, нет

7 Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2010. С. 579.

Q

ни необходимости, ни свободы, а существует множество состояний сознания . В данном случае для А. Бергсона свобода - это не понятие, а комплекс переживаний.

Отечественный философ Н.А. Бердяев, создавая учение «о свободе духа» с опорой на христианские нарративы, настаивает на неприменимости к феномену рационально выверенных приёмов познания: «Нельзя выработать положительного логического понятия свободы, для которого тайна свободы стала бы вполне проницаемой. Положительные определения свободы рационализируют и умерщвляют её внутреннюю жизнь. Свобода есть жизнь, жизнь же постижима лишь в опыте жизни, она неуловима в своей внутренней таинственности для

9

категорий разума» .

Попытки зафиксировать представление о свободе в рационально выверенном определении противоречат её изначальной динамической сущности. Понятийная надстройка ограничивает восприятие и понимание явления и не обладает информационной ёмкостью. Знание о свободе накоплено в философских текстах, но оно разнородно. Вышеотмеченные обстоятельства констатируют затруднения исследования свободы с позиций рациональных категорий, ставя под сомнение продуктивность понятийного языка при прояснении сущности явления, но не доказывают отсутствия возможности его осмысления с позиции теории метафоры. Разрозненные сведения о концепте свободы можно структурировать при помощи применения семиотического подхода и когнитивной лингвистики.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Горшков Сергей Юрьевич, 2021 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗАВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов, М. А. Неопределённость свободы / М. А. Абрамов. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 1996. - № 10. - С. 58-70.

2. Августин, Аврелий. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского : [перевод с латинского] / Аврелий Августин ; издание подготовил А. А. Столяров. - Москва : Ренессанс, 1991. - 486, [2] с. : ил. - (Памятники религиозно-философской мысли. Западная патристика ; вып. 1). - Текст : непосредственный.

3. Александров, И. А. Свобода в России / И. А. Александров. - Текст : непосредственный // Труды членов Российского философского общества / РАН. - Москва, 2002. - Вып. 2. - С. 150-171.

4. Андреев, Д. Л. Роза Мира : метафилософия истории / Д. Л. Андреев. - Москва : Прометей, 1991. - 286, [1] с. - Текст : непосредственный.

5. Андреев, Л. Г. Жан-Поль Сартр: свободное сознание и XX век / Л. Г. Андреев. - Москва : Московский рабочий, 1994. - 333 с. - Текст : непосредственный.

6. Антология средневековой мысли : теология и философия европейского Средневековья : [в 2 томах] / Институт философии РАН, Русский христианский гуманитарный институт ; [научный редактор С. С. Неретина]. -Санкт-Петербург : РХГИ, 2001. - 2 т. - Текст : непосредственный.

7. Антонов, Д. А. Развитие свободы как основы идентичности личности в индустриальном обществе / Д. А. Антонов. - Текст : непосредственный // Дискуссия. - 2014. - № 6 (47). - С. 16-22.

8. Аптекер, Г. О. О сущности свободы / Г. О. Аптекер ; перевод с английского и предисловие В. Арсенина. - Москва : Изд-во иностранной литературы, 1961. -56 с. - Текст : непосредственный.

9. Аристотель. Метафизика / Аристотель; [перевод П.Д. Первова и В.В. Розанова]. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. -232 с. - Текст : непосредственный.

10.Аристотель. Политика / Аристотель ; [перевод С. А. Жебелева, М. Л. Гаспарова]. - Москва : АСТ, 2002. - 393, [2] с. - (Philosophy). - Текст : непосредственный.

11. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. - 3-е изд. - Москва : Высшая школа, 1999. - 400 с. : портр. - Текст : непосредственный.

12.Асмус, В. Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля / В. Ф. Асмус. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. -1995. - № 1. - С. 52-69.

13. Афанасьева, Г. В. Индивид и общество, герой и толпа / Г. В. Афанасьев. -Текст : непосредственный // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования / Академия общественных наук при ЦК КПСС, кафедра философии. - Москва : Изд-во АОН, 1995. - Вып. 15. - С. 3-4.

14.Ахутин, А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура») / А. В. Ахутин ; ответственные редакторы Н. Ф. Овчинников, И. Д. Рожанский ; АН СССР, Институт истории естествознания и техники. - Москва : Наука, 1988. - 205, [2] с. - Текст : непосредственный.

15.Ачильдиев, И. М. Нравственный приоритет свободы / И. М. Ачильдиев. -Текст : непосредственный // На пути к гражданскому обществу: нравственные оппозиции : материалы экспертного опроса / АН СССР, Сибирское отделение ; под редакцией В. И. Бакштановского. - Москва : Прометей, 1991. - С. 34-47.

16.Баев, В. Н. Два пути реализации свободы и ответственности / В. Н. Баев. -Текст : непосредственный // Проблема развития государственности и права : тезисы и материалы научной конференции, апрель 1999 г. / [редколлегия: А. П. Суханов (отв. ред.) и др.]. - Новосибирск, 1999. - С. 278-282.

17.Байкова, С. А. Метатекст / С. А. Байкова. - Текст : непосредственный // Энциклопедия гуманитарных наук. - 2010. - № 3. - С. 248-250.

18.Балашов, Л. Е. Либерализм и свобода / Л. Е. Балашов. - 2-е изд., расширенное. - Москва, 2011. - 69 с. - Текст : непосредственный.

19.Баллер, Э. А. Свобода. Какая? Для кого? / Э. А. Баллер. - 2-е изд., перераб. -Москва : Советская Россия, 1977. - 333 с. : ил. - (Социалистический образ жизни). - Текст : непосредственный.

20. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика : перевод с французского / Р. Барт ; составитель, общая редакция и вступительная статья Г. К. Косикова. -Москва : Прогресс : Универс, 1989. - 132 с. - Текст : непосредственный.

21. Баталов, Э. Социальное пространство свободной мысли: субъективные заметки об объективной ситуации / Э. Баталов. - Текст : непосредственный // Свободная мысль. - 1993. - № 10. - С. 3-16.

22. Бахтин, М. М. Собрание сочинений : [в 7 томах] / М. М. Бахтин ; Институт мировой литературы им. М. Горького РАН. - Москва : Русское слово, 1997. - 7 т. - Текст : непосредственный.

23.Безносов, В. Г. Пути свободы и смирения в духовной судьбе России / В. Г. Безносов. - Текст : непосредственный // Русская культура на межконфессиональных перекрестках : тезисы докладов и выступлений на международной конференции / [ответственный редактор Н. В. Скоробогатько].

- Москва, 1995. - С. 95-96.

24.Бенвенист, Э. Словарь индоевропейских социальных терминов / Э. Бенвенист.

- Москва : Прогресс-Универс, 1995. - 212 с. - Текст : непосредственный.

25. Бенедиктов, Н. А. Нация: свобода и ответственность / Н. А. Бенедиктов. -Текст : непосредственный // Свобода и справедливость : диалог мировоззрений : материалы симпозиума, 12-13 мая 1993 г. / [редактор Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский и др.]. - Нижний Новгород : Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1993. - С. 36-38.

26. Бергсон, А. Избранное : сознание и жизнь / А. Бергсон. - Москва : РОССПЭН, 2010. - 398, [1] с. - Текст : непосредственный.

27. Бердяев Н. А. Константин Леонтьев : очерк из истории русской религиозной мысли ; Алексей Степанович Хомяков / Н. А. Бердяев. - Москва : АСТ : Хранитель, 2007. - 445, [1] с. - Текст : непосредственный.

28. Бердяев, Н. А. О рабстве и свободе человека : опыт парадоксальной этики / Н. А. Бердяев. - Париж : Современные записки, 1931. - 320 с. - Текст : непосредственный.

29. Бердяев, Н. А. О человеке, его свободе и духовности : избранные труды / Н. А. Бердяев ; редакторы-составители Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская ; Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт. - Москва : Флинта, 1999. - 311 с. - Текст : непосредственный.

30.Бердяев, Н. А. Судьба России : книга статей / Н. А. Бердяев. - Москва : Эксмо, 2007. - 638, [1] с. : ил. - Текст : непосредственный.

31.Бердяев, Н. А. Творчество и объективация / Н. А. Бердяев. - Минск : Экономпресс, 2000. - 304 с. - Текст : непосредственный.

32.Бердяев, Н. А. Философия свободного духа : [сборник] / Н. А. Бердяев ; [вступительная статья А. Г. Мысливченко ; подготовка текста и примечания Р. К. Медведевой]. - Москва : Республика, 1994. - 479,[1] с. : ил. - Текст : непосредственный.

33.Бердяев, Н. А. Царство духа и царство кесаря / Н. А. Бердяев ; [составитель и послесловие П. В. Алексеева ; подготовка текста и примечания Р. К. Медведевой]. - Москва : Республика, 1995. - 382, [1] с. : ил. - Текст : непосредственный.

34.Берлин, И. Философия свободы : Европа / И. Берлин. - Москва : Новое литературное образование, 2001. - 440 с. - Текст : непосредственный.

35.Бибихин, В. В. Язык философии / В. В. Бибихин. - Москва : Прогресс, 2002. -416 с. - Текст : непосредственный.

36.Библия. - Москва : Изд-во РБО, 2007. - 1057 с. - Текст : непосредственный.

37.Бицилли, П. М. Избранные труды по филологии / П. М. Бицилли ; ответственный редактор В. Н. Ярцева. - Москва : Наследие, 1996. - 707, [2] с. : портр. - Текст : непосредственный.

38.Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляции / Ж. Бодрийяр ; [перевод с французского А. Качалова]. - Москва : Постум, 2015. - 238, [1] с. - Текст : непосредственный.

39. Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи / Н. П. Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил. -Текст : непосредственный.

40.Бородай, Ю. М. Цена беспредельной свободы : (как возможен категорический императив) / Ю. М. Бородай. - Текст : непосредственный // Этика: новые старые проблемы : к 60-летию А. А. Гусейнова : сборник научных трудов. -Москва : Гардарики, 1999. - С. 30-52.

41.Бубер, М. Проблема человека. Перспективы / М. Бубер. - Текст : непосредственный // Лабиринты одиночества : [сборник статей] : перевод с английского / составитель, общая редакция и предисловие Н. Е. Покровского. -Москва : Прогресс,1989. - С. 88-97.

42.Булгаков, С. Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. Т. 2 / С. Н. Булгаков. - Москва : Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1911. - 313 с. - Текст : непосредственный.

43.Бурдье, П. Практический смысл : [перевод с французского] / П. Бурдье ; общая редакция перевода и послесловия Н. А. Шматко. - Санкт-Петербург : Алетейя ; Москва : Институт экспериментальной социологии, 2001. - 562 с. : ил. - Текст : непосредственный.

44.Бутякова, И. И. Лексико-семантическое поле «Колокол» в поэзии XX в. / И. И. Бутякова. - Текст : непосредственный // Сборник материалов IV международной научной конференции. - Гомель: Республиканский институт высшей школы, 2009. - С. 61-63.

45.Бычко, И. В. В лабиринтах свободы / И. В. Бычко. - Москва : Политиздат, 1976. - 159 а - Текст : непосредственный.

46.Бычко, И. В. Познание и свобода / И. В. Бычко. - Москва : Политиздат, 1969. -216 с. - Текст : непосредственный.

47.Бязрова, Дж. Б. Прогресс. Человек. Свобода / Дж. Б. Бязрова. - Текст : непосредственный // Философия и общество. - 2001. - № 1. - С.76-86.

48.Вакулич, Н. Р. Рациональность и свобода личности : (историко-философский аспект) / Н. Р. Вакулич. - Текст : непосредственный // Разум и культура :

сборник научных трудов / под редакцией В. Б. Устьянцева. - Саратов : Изд-во Поволжского межрегионального учебного центра, 2001. - С. 210-214.

49. Васильева, В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем : синергетика и теория социальной самоорганизации / В. В. Васильева. - Санкт-Петербург : Лань, 1999. - 478, [1] с. : ил. - Текст : непосредственный.

50.Виролайнен, М. Н. Русский романтизм в проекции на европейскую романтическую литературу / М. Н. Виролайнен. - Текст : непосредственный // Мир русского слова. - 2015. - № 4. - С. 59 - 64

51.Волынская, Л. Б. Свобода и детерминизм в выборе смысла жизни / Л. Б. Волынская. - Текст : непосредственный // Филоские науки. - 2002. - № 3. - С. 17-31.

52. Вышеславцев, Б. П. Вечное в русской философии / Б. П. Вышеславцев. - Нью-Йорк : Изд-во им. Чехова, 1955. - 296, [1] с. - Текст : непосредственный.

53.Гаджиев, К. С. Размышление о свободе / К. С. Гаджиев. - Текст : непосредственный. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 1993.

- № 2. - С. 33-46.

54.Гаджиев, К. С. Эпоха демократии? / К. С. Гаджиев. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 1996. - № 9. - С. 3-22.

55.Гасилин, В. Н. Онтологические основания свободы в различных типах мировоззрения / В. Н. Гасилин. - Текст : непосредственный // Свобода и справедливость : диалог мировоззрений : материалы симпозиума, 12-13 мая 1993 г. / [редактор Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский и др.].

- Нижний Новгород : Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1993. - С. 1518.

56.Гегель, Г. В. Ф. Лекции по философии истории / Г. В. Ф. Гегель ; перевод А. М. Водена. - Санкт-Петербург : Наука : Санкт-Петербургская издательская фирма, 1993. - 477, [2] с. - Текст : непосредственный.

57.Гегель, Г. В. Ф. Система наук. Часть первая. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель ; перевод Г. Шпета. - Москва : Академический проект, 2008. - 767 с. -Текст : непосредственный.

58.Гертых, В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского / В. Гертых. -Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 1994. - № 1. - С. 87-101.

59.Голубенко, В. П. Необходимость и свобода / В. П. Голубенко ; АН СССР. -Москва : Наука, 1974. - 200 с. - Текст : непосредственный.

60. Гольбах, П. А. Избранные произведения : в 2 томах : [перевод с французского] / П. А. Гольбах ; [под общей редакцией Х. Н. Момджяна]. - Москва : Соцэкгиз, 1963. - 2 т. - Текст : непосредственный.

61.Гребенщиков, В. А. От логики свободы к принципам социализма / В. А. Гребенщиков. - Текст : непосредственный // Коммунист. - 1996. - № 1. - С. 52-56.

62.Грушин, Б. А. Возможность и перспективы свободы / Б. А. Грушин. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 1988. - № 5. - С. 3-18.

63. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольдт ; перевод с немецкого языка под редакцией и с предисловием Г. В. Рамишвили. - 2-е изд. -Москва : Прогресс, 2000. - 396, [1] с. : портр. - Текст : непосредственный.

64.Гуревич, П. С. Свободен ли человек? / П. С. Гуревич. - Текст : непосредственный // Философия и жизнь. - 1991. - № 10. - С. 15-21.

65.Давидович, В. Е. Грани свободы / В. Е. Давидович. - Москва : Молодая гвардия, 1969. - 224 с. - Текст : непосредственный.

66.Давыдов, Ю. Н. Труд и свобода / Ю. Н. Давыдов. - Москва : Высшая школа, 1962. - 132 с. - Текст : непосредственный.

67.Докучаев, И. И. Феноменология знака : избранные работы по семиотике и диалогике культуры / И. И. Докучаев. - Санкт-Петербург : Наука, 2010. - 411, [2] с., [1] л. портр. : ил. - Текст : непосредственный.

68. Достоевский, Ф. М. Бесы. / Ф.М. Достоевский. - М.: Азбука-классики, 2008. -389 с. - Текст : непосредственный.

69.Дьюи, Дж. Свобода и культура / Дж. Дьюи ; перевод Л. Машковского ; вступительная статья Р. Редлиха. - Лондон : Overseas publ. interchange, 1968. -195 с. - Текст : непосредственный.

70.Епископов, Г. Л. Гегель о свободе и социальной справедливости / Г. Л. Епископов. - Москва, 1995. - 39 с. - Текст : непосредственный.

71. Жукова, О. А. На пути к Русской Европе : интеллектуалы в борьбе за свободу и культуру в России / О. А. Жукова. - Москва : Фонд «Либеральная Миссия», 2013. - 203, [1] е., [6] л. портр. - Текст : непосредственный.

72.Замотин, И. И. Романтизм двадцатых годов XIX столетия в русской литературе. Т. 1-2 / И. И. Замотин. - 2-е изд., просмотр. и доп. - Санкт-Петербург ; Москва : Т-во М. О. Вольф, 1913. - 430 с. - Текст : непосредственный.

73.3еленов, Л. А. Границы свободы / Л. А. Зеленов. - Текст : непосредственный // Свобода и справедливость : диалог мировоззрений : материалы симпозиума, 12-13 мая 1993 г. / [редактор Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский и др.]. - Нижний Новгород : Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1993. - С. 27-28.

74.Ильенков, Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков ; [вступительная статья А. Г. Новохатько]. - Москва : Политиздат, 1991. - 462, [2] с. : ил. -Текст : непосредственный.

75. Ильин, И. А. Путь духовного обновления / И. А. Ильин. - Москва : Институт русской цивилизации, 2011. - 1208, [1] с. - Текст : непосредственный.

76.Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования : монография / [Н. Б. Кириллова, Л. Б. Зубанова, С. Б. Синецкий и др. ; ответственный редактор Н. Б. Кириллова]. - Екатеринбург : Уральское отделение НОКО, 2019. - 290 с. - Текст : непосредственный.

77.Ионесов, В. И. К типологии культурных изменений: трансформация культуры и манифестация перехода / В. И. Ионесов. - Текст : непосредственный // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психология педагогические науки. - 2007. - № 2 (8). - С. 42-48.

78.Исачкин, С. П. Место и роль Росси в мировой культуре / С. П. Исаичкин. -Текст : непосредственный // Омский научный вестник. - 2012. - № 5. - С. 229 -233.

79.История эстетик. В 5 томах. Т. 1. Античность. Средние века. Возрождение / редактор-составитель В. П. Шестаков. - Москва : Изд-во Академии художеств СССР, 1962. - 682 с., 8 л. ил. - Текст : непосредственный.

80.Камнев, С. В. Смерть как врата свободы / С. В. Камнев. - Текст : непосредственный // Вестник Гуманитарного института ДВГМА. -Владивосток, 2001. - Вып. 2. - С. 63-68.

81.Камю, А. Бунтующий человек : философия. Политика. Искусство : [сборник : перевод с французского] / А. Камю. - Москва. : Политиздат, 1990. - 414, [1] с. - Текст : непосредственный.

82.Камю, А. Творчество и свобода : статьи, эссе, записные книжки : перевод с французского / А. Камю ; [предисловие и составитель К. Долгова ; комментарии С. Зенкина]. - Москва : Радуга, 1990. - 602, [3] с. : портр. - Текст : непосредственный.

83.Кант, И. Критика практического разума / И. Кант. - Текст : непосредственный // Сочинения. В 6 томах. Т. 4, ч. 1 / [редактор А. В. Гулыга ; перевод Б. А. Фохта]. - Москва : Мысль, 1963. - С. 311 - 499.

84. Кант, И. Основы метафизики нравственности : критика практического разума. Метафизика нравов : [перевод] / И. Кант ; [вступительная статья Я. А. Слинина]. - Санкт-Петербург : Наука : Санкт-Петербургская издательская фирма, 1995. - 528 с., [1] л. портр. - Текст : непосредственный.

85.Кантор, В. К. Любовь к двойнику : миф и реальность русской культуры : очерки / В. К. Кантор ; Российский институт культурологии. - Москва : НПК, 2013. - 654 с. : ил. - Текст : непосредственный.

86. Кантор, В. К. Русская классика, или Бытие России / В. К. Кантор. - Москва : РОССПЭН, 2005. - 766, [1] с. - Текст : непосредственный.

87. Кибернетика, мышление, жизнь: [сборник статей] / [под редакцией А. И. Берга и др.]. - Москва : Мысль, 1964. - 511 с. : ил. - Текст : непосредственный.

88.Киссель, М. А. Дороги свободы Ж.-П. Сартра / М. А. Киссель. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 1994. - № 11 - С. 171-188.

89.Киссель, М. А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра / М. А. Киссель. -Ленинград : Лениздат, 1976. - 239 с. - Текст : непосредственный.

90.Кнабе, Г. С. Воображение знака: медный всадник Фальконе и Пушкина. -Москва : РГГУ, 1993. - 18 с. - (Чтения по истории и теории культуры ; вып. 3).

- Текст : непосредственный.

91.Ковалев, С. М. О человеке, его порабощении и освобождении / С. М. Ковалёв.

- Москва : Политиздат,1970. - 304 с. - Текст : непосредственный.

92.Коган, Л. А. Триединство свободы /Л. А. Коган. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 1997. - № 5. - С. 31-43.

93.Кожемякин, Е. А. Семиотические аспекты массовой культуры / Е. А. Кожемякин, Д. К. Манохин. - Текст : непосредственный // Культура и текст. -2013. - № 1 (14). - С. 115-132.

94.Коновалов, Ю. Х. Свобода воли и свобода / Ю. Х. Коновалов. - Текст : непосредственный // Философские исследования. - 1999. - № 2. - С. 222-238.

95.Коновалов, Ю. Х. Случайное как форма проявления необходимого свобода / Ю. Х. Коновалов. - Текст : непосредственный // Философские исследования. -1999. - № 1. - С. 179-194.

96.Констан, Б. О свободе у древних в её сравнении со свободой у современных людей / Б. Констан. - Текст : непосредственный // Полис. - 1993. - № 2 - С. 97-107.

97.Коробкова, Ю. Е. Проблема человека в философии Н. А. Бердяева / Ю. Е. Коробкова. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы социальной философии. - 1994. - С. 142-179.

98.Кортунов, С. В. Национальная идентичность : постижение смысла / С. В. Кортунов. - Москва : Аспект Пресс, 2009. - 591, [1] с. - Текст : непосредственный.

99.Косолапов, Р. И. Свобода и ответственность / Р. И. Косолапов, В. С. Марков. -Москва : Политиздат, 1969. - 96 с. - Текст : непосредственный.

100. Костомаров, В. Г. Язык и «язык культуры» в межкультурном общении / В. Г. Костомаров, Ю. Е. Прохоров. - Москва : Русский язык, 1998. - 128 с. -Текст : непосредственный.

101. Кудряшёв, И. А. Феномен коммуникативной свободы в устном и письменном дискурсе : автореферат дисссертации ... доктора филологических наук : 10.02.19 / И. А. Кудряшёв ; Ростовский государственный педагогический университет. - Ростов-на-Дону, 2005. - 43 с. - Текст : непосредственный.

102. Кузьмин, М. Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека / М. Н. Кузьмин. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 1997. - № 2. - С. 57- 70.

103. Кунц, Е. В. В. А. Жуковский и культурная ситуация в Европе и России на рубеже XVIII-XIX столетий / Е. В. Кунц. - Текст : непосредственный // Преподаватель XXI в. - 2009. - № 3, ч. 2. - С. 221-229.

104. Кутырев, В. А. Pro et contra инновационизма: за сохранение антропоморфной реализации возможных миров / В. А. Кутырев, А. С. Нилогов. - Текст : электронный // Философия и культура. - 2014. - № 2 (74). - С. 180189. - URL: https://www.nbpublish.com/librarv get pdf.php?id=27688 (дата обращения: 07.08.2020).

105. Лазутина Т. В. Колокольность как выражение национального своеобразия русской музыки / Т. В. Лазутина. - Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 314. - С. 68-70.

106. Лакофф, Д. Ж. Метафоры, которыми мы живем / Д. Ж. Лакофф, М. Джонсон. - Москва : Едиториал УРСС, 2004. - 256 с. - Текст : непосредственный.

107. Левицкий, С. А. Трагедия свободы : избранные произведения / С. А. Левицкий ; [вступительная статья, составитель, комментарии В. В. Сапова]. -Москва : Астрель, 2008. - 990 с., [1] л. портр. - Текст : непосредственный.

108. Либерализм в России : [сборник статей] / РАН, Институт философии ; [ответственные редакторы В. Ф. Пустарнаков, И. Ф. Худушина]. - Москва : ИФРАН, 1996. - 448, [3] с. - Текст : непосредственный.

109. Липич, Т. И. Свобода и ответственность личности - общечеловеческие ценности / Т. И. Липич. - Текст : непосредственный // Духовное возрождение : сборник научных и научно-прикладных трудов. - Белгород. - 2002. - Вып. 10.

- С. 145-151.

110. Лозинская, Е. В. Понятие «подражание» в ренессансных теориях поэзии и стиля. - Текст : непосредственный // Литературоведческий журнал. - 2008. - № 3. - С. 54-55.

111. Локк, Дж. Сочинения. В 3 томах. Т. 1 / [редакция и примечания: И. С. Нарский, А. Л. Субботин ; перевод с английского А. Н. Савина]. - Москва : Мысль. - 621, [1] с., [1] л. портр. - Текст : непосредственный.

112. Лосский, Н. О. Избранное / Н. О. Лосский. - Москва : Правда, 1991. - 623 с.

- Текст : непосредственный.

113. Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский ; [предисловие П. Б. Шалимова]. - Москва : Прогресс, 1994. - 456, [1] с. : портр. - Текст : непосредственный.

114. Лосский, Н. О. Свобода воли / Н. О. Лосский. - Париж : YMCA press, 1927.

- 180, [2] с. - Текст : непосредственный.

115. Лотман, Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. - Санкт-Петербург : Искусство-СПб, 2001. - 703 с. : ил. - Текст : непосредственный.

116. Лотман, Ю. М. Театр и театральность в строе культуры нач. XIX века / Ю. М. Лотман. - Текст : непосредственный // Избранные статьи. В 3 томах. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллинн : Александра, 1992. -479, [1] с. : портр. - Текст : непосредственный.

117. Лычагин, И. В. Идеальное государство Платона и роль личности в нем / И. В. Лычагин. - Текст : непосредственный // Духовная сфера деятельности человека. - Саратов : Изд-во Саратовского педагогического института, 1998. -Вып. 3. - С. 28-39.

118. Малышев, В. Б. Архитектоника воображаемого: фэнтези-проекции изначальных модальностей европейской культуры : монография. - Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2015. - 187 с. - Текст : непосредственный.

119. Малышев, В. Б. Архитектоника изначальных модальностей культуры в свете теории семиотической трансформации / В. Б. Малышев. - Текст : непосредственный // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. -2017. - Т. 19, № 6. - С. 75-78.

120. Малышев, В. Б. Архитектоника понятия природы в свете идей новейшей европейской философии / В. Б. Малышев. - Текст : непосредственный // Аспирантский вестник Поволжья. - 2015. - № 7-8. - С. 82-84.

121. Малышев, В. Б. Мартин Хайдеггер : архитектоника изначальных модальностей культуры / В. Б. Малышев. - Текст : непосредственный // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2015. - Т. 17, № 1-1. - С. 207-210.

122. Малышев, В. Б. Метафоры современности: монография / В. Б. Малышев. -Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2012. - 245 с. - Текст : непосредственный.

123. Малышев, В. Б. Мир, постигнутый как образ: о фундаментальном значении кинометафоры / В. Б. Малышев. - Текст : непосредственный // Вояджер: мир и человек. - 2018. - № 10. - С. 98-104.

124. Мамардашвили, М. К. Философия и свобода / М. К. Мамардашвили. - Текст : непосредственный // Как я понимаю философию : [сборник] / М. К. Мамардашвили. - 2-е изд., изм. и доп. - Москва : Прогресс : Культура, 1992. -С. 414

125. Марков, Б. В. Знаки бытия / Б. В. Марков. - Санкт-Петербург : Наука, 2001. - 566 с., [1] л. портр. - Текст : непосредственный.

126. Маслова, В. А. Духовный код с позиции лингвокультурологии / В. А. Маслова. - Текст : непосредственный // Метафизика. - 2016. - № 4 (22). - С. 78-96.

127. Материалисты древней Греции : собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура / [общая редакция и вступительная статья М. А. Дынника] ; АН СССР,

Институт философии. - Москва : Госполитиздат, 1955. - 239 с., 3 л. портр. -Текст : непосредственный.

128. Межуев, В. М. История, цивилизация, культура: опыт философского истолкования / В. М. Межуев. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2011. - 439 с. - Текст : непосредственный.

129. Мейдер, В. А. К вопросу о понятии свободы / В. А. Майдер. - Текст : непосредственный // Актуальные вопросы социальной философии. -Волгоград, 1995. - С. 3-6.

130. Милль, Д. С. О свободе / Д. С. Милль. - Текст : непосредственный // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли / ответственный редактор М. А. Абрамов. - Москва : Наука, 1995. - С. 288-392.

131. Минкина, К. Н. Свобода и справедливость в философии Н. А. Бердяева / К. Н. Минкина, Я. В. Филиппова. - Текст : непосредственный // Свобода и справедливость : диалог мировоззрений : материалы симпозиума, 12-13 мая 1993 г. / [редактор Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский и др.]. - Нижний Новгород : Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1993. - С. 116118.

132. Миронов, В. В. Трансформация культуры в пространстве глобальной коммуникации / В. В. Миронов. - Санкт-Петербург : СПб. ГУП, 2019. - 32 с. -Текст : непосредственный.

133. Митров, М. А. Культура общества потребления в России в период экономического кризиса в России : региональный аспект / М. А. Митров. -Текст : непосредственный // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1, Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2011. - № 2. - С. 150-157.

134. Мысливченко, А. Г. Проблема свободы в экзистенцианализме / А. Г. Мысливченко. - Текст : непосредственный // Философия марксизма и экзистенцианализма (очерки критики экзистенцианализма) : сборник статей /

под ред. И. С. Нарского, Т. И. Ойзермана. - Москва : Изд-во Московского университета, 1971. - 48 с. - Текст : непосредственный.

135. Мюллер, Г. Дж. О свободе / Г. Мюллер. - Текст : непосредственный // Америка. - 1964. - № 89. - С. 24-25.

136. Мясников, А. Г. О влиянии критической философии Канта на мировоззрение Льва Толстого. - Текст : непосредственный // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2011. - № 23. - С. 34-40.

137. Нагорная, Л. Понимание свободы в русском неохристианстве / Л. Нагорная.

- Текст : непосредственный // Русская идея. - Барнаул : Изд-во АГУ, 1992. - С. 107-121.

138. Нешатаев, И. Г. Развитие понятия свободы в философии Гегеля / И. Г. Нешатаев. - Текст : непосредственный // Вестник МГТУ. - 2000. - Т. 3, № 3. -С. 425-430.

139. Николаева, Н. В. Свобода необходимый продукт исторического развития / Н. В. Николаева. - Москва : Изд-во Московского университета, 1964. - 292 с. -Текст : непосредственный.

140. Никонов, К. М. Свобода и её содержание / К. М. Никонов // Свобода и её содержание : [сборник статей / ред. К. М. Никонов]. - Волгоград. 1972. - 140 с.

- Текст : непосредственный.

141. Ноговицын, О. М. Ступени свободы : логико-исторический анализ категории свободы / О. М. Ноговицын. - Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1990. - 188, [2] с. - Текст : непосредственный.

142. Ойзерман, Т. И. Марксистско-ленинское понимание свободы / Т. И. Ойзерман. - Москва : Знание, 1967. - 64 с. - Текст : непосредственный.

143. Оловянишников Н. И. История колоколов и колокольного искусства / Н. И. Оловянишникова. - Москва : Т-во ПИ Оловянишникова с-вей, 1912. - 435 с. -Текст : непосредственный.

144. Осипов, О. Д. Философия русского либерализма, XIX - начало XX в. / О. Д. Осипов. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 1996. - 193 с. - Текст : непосредственный.

145. Осипова, Н. О. Структурно-семиотический подход как аспект методологии гуманитарного знания / Н. О. Осипова. - Текст : электронный // Культурологический журнал : электронное периодическое рецензируемое научное издание. - 2011. - № 3/5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturno-semioticheskiy-podhod-kak-aspekt-metodologii- gumanitarno go-znaniya (дата обращения: 27.01.2020).

146. Панарин, А. С. Православная цивилизация / А. С. Панарин ; составитель и предисловие В. Н. Расторгуев. - Москва. : Институт русской цивилизации, 2014. - 566 с. - Текст : непосредственный.

147. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. - Москва : Аспект Пресс, 1998. - 270 с. - Текст : непосредственный.

148. Пархоменко, Р. Н. Идея свободы в эпоху Возрождения и Нового времени / Р. Н. Пархоменко. - Текст : электронный // Философия и культура. - 2014. - № 2. - С. 227-238. - URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=8107 (дата обращения: 07.08.2020).

149. Пархоменко, Р. Н. Понятие идеи свободы в Античной и Средневековой философии / Р. Н. Пархоменко. - Текст : электронный // Философия и культура. - 2013. - № 5. - 2013. - С. 701-708. - URL: https://www.nbpublish.com/library get pdf.php?id=24318 (дата обращения: 07.08.2020).

150. Пашкова, О. А. Проблема свободы в русской религиозной философии / О. А. Пашкова. - Текст : непосредственный // Научные ведомости. - 2013. - № 16 (159). - С. 268-270.

151. Пернацкий, В. И. К определению понятия «свобода» / В. Ф. Петренко. -Текст : непосредственный // Свобода и справедливость : диалог мировоззрений : материалы симпозиума, 12-13 мая 1993 г. / [редактор Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский и др.]. - Нижний Новгород : Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1993. - С. 42-43.

152. Петренко, В. Ф. Базовые метафоры психологических теорий / В. Ф. Петренко. - Текст : непосредственный // Вестник МГУ. Серия 14, Психология. - 2013. - № 1. - С. 4 - 22.

153. Пирс, Ч. С. Избранные произведения / Ч. С. Пирс ; перевод с английского К. Голубович, К. Чухрукидзе, Т. Дмитриева. - Москва : Логос, 2000. - 448 с. -Текст : непосредственный.

154. Пищик, А. М. О свободе человеческого бытия / А. М. Пищик. - Текст : непосредственный // Свобода и справедливость : диалог мировоззрений : материалы симпозиума, 12-13 мая 1993 г. / [редактор Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский и др.]. - Нижний Новгород : Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1993. - С. 85-86.

155. Платон. Диалоги / Платон ; [перевод с древнегреческого С. Я. Шейнман-Тонштейн]. - Москва : Мысль, 1986. - 605, [2] с. - Текст : непосредственный.

156. Платон. Сочинения. [Перевод с древнегреческого]. В 3 томах. Т. 3, ч. 1. Государство / Платон ; [под общей редакции А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса]. -Москва : Мысль, 1971. - 685, [2] с. - Текст : непосредственный.

157. Попова, О. В. Н. А. Бердяев и Ж.-П. Сартр : два полюса экзистенциальной философии. - Текст : электронный // Знание. Понимание. Умение. - 2010. - № 1. - URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/1 /Popova/ (дата обращения: 05.03.2020).

158. Потебня, А. А. Смысл и язык / А. А. Потебня. - Киев : СИНТО, 1993. - 192 с. - Текст : непосредственный.

159. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Проп. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996. - 336 с. - Текст : непосредственный.

160. Рикёр, П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение. Живая метафора / П. Рикёр. - Текст : непосредственный // Теория метафоры : [сборник] / перевод под редакцией Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. - Москва : Прогресс, 1990. - С. 416-455.

161. Розанов, В. В. Свобода и вера / В. В. Розанов. - Текст : непосредственный // Русский вестник. - 1894. - № 1. - С. 265-285.

162. Руссо Ж.Ж. Трактаты./ Ж.Ж. Руссо ; [перевод В. С.Алексеев-Попов, Ю.М. Лотман, Н. А.Полторацкий, А. Д.Хаютин] - М.: Наука, 1969. - 703 с. - Текст : непосредственный.

163. Русская религиозно-философская мысль XX века : сборник статей / под редакцией Н. П. Полторацкого. - Питтсбург, 1975. - 414 с. - Текст : непосредственный.

164. Сагоян, О. Духовная свобода личности / О. Сагоян, П.Н. Иванов. - Текст : непосредственный // Духовное становление личности : сборник научных статей / [научный редактор А. П. Горячев]. - Волгоград : Перемена, 1999. - С. 25-30.

165. Сартр, Ж.-П. Две грани экзистенционализма / Ж.-П. Сартр, А. Камю ; перевод с французского. - Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 352 с. - Текст : непосредственный.

166. Сартр, Ж.-П. Картезианская свобода / Ж.-П. Сартр. - Текст : непосредственный // Логос. - 1996. - № 8. - С. 17-31.

167. Свасьян, К. А. Проблема символа в современной философии : (критика и анализ) / К. А. Свасьян. - Ереван : АН АрмССР, 1980. - 226 с. - Текст : непосредственный.

168. Сен, А. Развитие как свобода / А. Сен ; [перевод с английского под редакцией Р. М. Нуреев]. - Москва : Новое изд-во, 2004. - 432 с. - Текст : непосредственный.

169. Сидорина, Т. Ю. Феномен свободы в условиях глобализации / Т. Ю. Сидорина, Т. Л. Полянников, В. П. Филатов. - Москва : РГГУ, 2008. - 410 с. -Текст : непосредственный.

170. Сильванович, А. Е. Концепция свободы в христианстве / А. Е. Сильванович. - Текст : непосредственный // Свобода и справедливость : диалог мировоззрений : материалы симпозиума, 12-13 мая 1993 г. / [редактор

Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский и др.]. - Нижний Новгород : Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1993. - С. 24-26.

171. Симбирцева, Н. А. «Код культуры» как культурологическая категория / Н. А. Симбирцева. - Текст : электронный // Проблемы культурологии. - 2016. - № 1. - C. 157-167. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kod-kultury-kak-kulturologicheskaya-kategoriya (дата обращения: 07.08.2020).

172. Славянские древности. Этнолингвистический словарь. В 5 томах. Т. 4 / РАН, Институт славяноведения и балканистики ; под общей редакцией Н. И. Толстого. - Москва : Международные отношения, 2009. - 649 с. : ил., карты. -Текст : непосредственный.

173. Соловьёв В. С. Право и нравственность / B. C. Соловьев. - Текст : непосредственный // Собрание сочинений В. С. Соловьева. Т. 8. - Фототипич. изд. со 2 изд. - Санкт-Петербург ; Брюссель : [б. и.], 1966. - C. 519 - 625. -Текст : непосредственный.

174. Соловьев, B. C. Сочинения. В 2 томах. Т. 2 / B. C. Соловьев ; составители и общая редакция А. В. Гулыги, А. Ф. Лосева. - Москва : Мысль, 1988. - 822, [2] с., [2] л. портр. - Текст : непосредственный.

175. Спиноза, Б. Этика / Б. Спиноза ; [перевод Я. М. Боровского, Н. А. Иванцова]. - Санкт-Петербург : Азбука, 2001. - 352 с. - Текст : непосредственный.

176. Столяров, А. А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания : (очерки истории: от Гомера до Лютера) / А. А. Столяров. - Москва : Греко-латинский кабинет, 1999. - 208 с. - Текст : непосредственный.

177. Структурализм за и против : [сборник статей] / перевод с английского, французского, немецкого, чешского, польского и болгарского языков ; под редакцией Е. Я. Басина и М. Я. Полякова. - Москва : Прогресс, 1975. - 468 с. -Текст : непосредственный.

178. Суворов, А. Отчуждение, человечество, личность / А. Суворов. - Текст : непосредственный // Свободная мысль. - 1993. - № 16. - С. 36-45.

179. Тайсина, Э. А. Философские вопросы семиотики / Э. А. Тайсина. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб: «Алетейя». 2014. - 208 с. - Текст : непосредственный.

180. Тайсина, Э. А. Язык не бывает нейтральным / Э. А. Тайсина. - Текст : непосредственный // Учёные записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - Т. 154, № 6. - С. 131-142.

181. Тахо-Годи, А. А. Греческая культура в мифах, символах и терминах / А. А. Тахо-Годи, А. Ф. Лосев. - Санкт-Петербург : Алетейя, 1999. - 716 с. - Текст : непосредственный.

182. Теория метафор : сборник : перевод с английского, французского, немецкого, испанского, польского языков / общая редакция Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. - Москва : Прогресс, 1990. - 512 с. - Текст : непосредственный.

183. Тихонов, Ж.А. О некоторых позитивных тенденциях в изменении ценностно-нормативной культуры российского общества / Ж. А. Тиханов. -Текст : непосредственный // Теория и практика общественного развития. -2010. - № 3 - С. 14 - 16.

184. Тихонова, Н. Е. Личность, общность, власть в российской социокультурной модели / Н. Е. Тихонова. - Текст : непосредственный // ОНС : Обществ, науки и современность. - 2001. - № 3. - С. 30-40.

185. Тодоров, Ц. Теории символа / Ц. Тодоров ; [перевод с французского Б. Нарумова] - Москва : Дом интеллектуальной книги : Русское феноменологическое общество, 1999. - 408 с. - Текст : непосредственный.

186. Толстой, Л. Н. В чём моя вера? / Л. Н. Толстой ; [вступительная статья, комментарии, составитель Б. Ф. Сушкова]. - Тула : Приокское книжное изд-во, 1989. - 303, [1] с. - Текст : непосредственный.

187. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений. [Юбилейное издание (18281928)]. В 90 томах. Т. 75-76 / Л. Н. Толстой ; под общей редакцией В. Г. Черткова. - [Доп. и испр. изд.]. - Москва : Художественная литература, 1956. -XXXI, [1], 286, [1], V, [3], 359, [1] е., [1] л. портр. - Текст : непосредственный.

188. Толстой, Л. Н. Путь жизни / Л. Н. Толстой. - Москва : Эксмо, 2009. - 443, [1] с. - (Золотой фонд эзотерики). - Текст : непосредственный.

189. Топоров, В. Н. О космологических источниках раннеисторических описаний / В. Н. Топоров. - Текст : непосредственный // Труды по знаковым системам-6 : сборник научных статей в честь М. М. Бахтина (к 75-летию со дня рождения) / ответственный редактор Ю. Лотман. - Тарту, 1973. - С. 106-150. -(Учен. зап. Тартуского гос. ун-та ; вып. 308).

190. Тульчинский, Г. Л. Философская культура и способы философствования / Г. Л. Тульчинский. - Текст : непосредственный // Философские науки. - 2011. -№ 11. - С. 65 - 76.

191. Усманова, А. Р. Код. - Текст : непосредственный // Постмодернизм : энциклопедия / составители и научные редакторы А. А. Грицанов, М. А. Можейко. - Минск, 2001. - С. 364.

192. Фаритов, В. Т. Идея вечного возвращения в русской поэзии XIX - начала XX веков / В. Т. Фаритов. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2018. - 290 с. - Текст : непосредственный.

193. Фаритов, В. Т. Основные концепты философии постмодернизма (дискурс и трансгрессия). - Текст : электронный // Universum: общественные науки : электронный научный журнал. - 2015. - № 12 (21). - URL: file:///C:/Users/User/Downloads/osnovn-e-kontsept-filosofii-postmodernizma-diskurs-i-transgressiya.pdf (дата обращения: 08.03.2020).

194. Фаритов, В. Т. Поэзия как воля к вечному возвращению : Пушкин и Тютчев / В. Т. Фаритов. - Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 214. - С. 151-160.

195. Фаритов, В. Т. Философские аспекты творчества М. М. Бахтина : онтология трансгрессии / В. Т. Фаритов. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2016. - № 12. - С. 140-149.

196. Федотов, Г. П. Судьба и грехи России. [В 2 томах]. Т. 2 / Г. П. Федотов ; [составитель, вступительная статья, примечания В. Ф. Бойкова]. - Санкт-Петербург : София, 1992. - 353 с. - Текст : непосредственный.

197. Федотова, Л. Г. Категория свободы как основа гуманистической философии Н. А. Бердяева / Л. Г. Федотова. - Текст : непосредственный // Человекознание: гуманистические и гуманитарные ориентиры в образовании. - Курск, 1994. -С. 227-228.

198. Фихте, И. Г. Сочинения : в 2 томах : [перевод] / И. Г. Фихте ; [составитель и примечания В. Волжского]. - Санкт-Петербург : Мифрил, 1993. - 2 т. - Текст : непосредственный.

199. Флиер, А. Я. Об исторической типологии российской цивилизации / А. Я. Флиер. - Текст : непосредственный // Цивилизации и культуры : научный альманах. - Вып. 1 : Россия и Восток: цивилизационные отношения / [гл. ред. Б. С. Ерасов]. - Москва : ИВ, 1994. - С. 94-115.

200. Флоровский, Г. В. Пути русского богословия / Г. В. Флоровский. - Вильнюс : Репринтное изд-во, 1991. - 602 с. - Текст : непосредственный.

201. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм ; перевод с английского П. С. Гуревича. - Москва : Прогресс, 1989. - 272 с. - Текст : непосредственный.

202. Фромм, Э. Духовная сущность человека : способность к добру и злу. Человек и его ценности. / Э. Фромм. - Москва : Новые книги, 1988. - 5662 с. -Текст : непосредственный.

203. Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге / М. Хайдеггер - М.: Высшая школа, 1991. - 192 с. - Текст : непосредственный.

204. Хараев, Ф. А. Философия духа / Ф. А. Хараев. - Нальчик : Эль-Фа, 1999. -105, [1] с. - Текст : непосредственный.

205. Царева, Е. А. Экзистенционализм о возрастании свободы в духовном поиске человека / Е. А. Царева. - Текст : непосредственный // Человекознание: гуманистические и гуманитарные ориентиры в образовании. - Курск, 1994. -С. 233-234.

206. Ципко, А. С. Драма перестройки : кризис национального самосознания / А. С. Ципко. - Текст : непосредственный // Экономика и общественная среда : научные записки и очерки / научный редактор О. Т. Богомолов. - Москва : Институт экономических стратегий, 2008. - С. 84-117.

207. Чаадаев, П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. 1. / П. Я. Чаадаев. - Москва : Наука, 1991. - 798 с. - Текст : непосредственный.

208. Чиркова, Л. Л. Свобода как субъективное отношение к миру / Л. Л. Чиркова. - Текст : непосредственный // Свобода и справедливость : диалог мировоззрений : материалы симпозиума, 12-13 мая 1993 г. / [редактор Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский и др.]. - Нижний Новгород : Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1993. - С. 83-85.

209. Шалютин, Б. С. Субъективность. Свобода. Пространство / Б. С. Шалютин. -Текст : непосредственный // Полигнозис. - 1998. - № 1. - С. 87-99.

210. Шеллинг, Ф. В. И. Философия искусства / Ф. В. И. Шеллинг ; перевод П. С. Попова; под общей редакцией М. Ф. Овсянникова; примечания А. В. Михайлова. - [Репр. изд.]. - Санкт-Петербург : Алетейя при участии фонда «Университетская книга», 1996. - 495, [1] с. : портр. - Текст : непосредственный.

211. Шеллинг, Ф. В. И. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах / Ф. В. И. Шеллинг. - Текст : непосредственный // Сочинения. В 2 томах. Т. 2. - С. 86 - 159.

212. Шестов, Л. И. Афины и Иерусалим / Л. И. Шестов. - Париж : YMCA-press, cop. 1951. - 277 с. - Текст : непосредственный.

213. Шестов, Л. И. Собрание сочинений. Т. 2. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше : философия и проповедь / Л. И. Шестов. - Париж : YMCA-press, сор. 1971. - XVI, 217 с. - Текст : непосредственный.

214. Шиллер, Ф. Письма об эстетическом воспитании человека : [перевод на русский язык Э. Л. Радлова] / Ф Шиллер. - М.: РИПОЛ классик, 2018. - 240, [1] с. - Текст : непосредственный

215. Шлайфер, Н. Е. Свобода личности и исторический детерминизм / Н. Е. Шлайфер. - Москва : Высшая школа, 1983. - 95 с. - Текст : непосредственный.

216. Шопенгауэр, А. О свободе воли : [перевод с немецкого] / А. Шопенгауэр ; [составители и научные редакторы П. П. Апрышко и А. П. Полякова]. -

Москва : Терра : Книжный клуб Книговек, cop. 2015. - 526, [1] с. - Текст : непосредственный.

217. Шрейдер, Ю. А. Свобода как творческая ориентация в мире / Ю. А. Шрейдер. - Текст : непосредственный // Вопросы Философии. - 1994. - № 1. -С. 85-86.

218. Штайнер, Р. Философия свободы : основные черты одного современного мировоззрения : результаты душевных наблюдений по естественнонаучному методу. - Ереван : Ной, 1993. - 228 с. : ил. - Текст : непосредственный.

219. Эко, У. Отсутствующая структура : введение в семиологию / У. Эко ; перевод с итальянского В. Резник и А. Погоняйло. - Санкт-Петербург : Symposium, 2006. - 538, [5] с. : ил. - Текст : непосредственный.

220. Якобс, В. Происхождение зла и человеческая свобода или трансцендентальная философия и метафизика / В. Якобс. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 1994. - № 1. - С. 102-110.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.