Берлинские салоны как способ интеграции еврейских женщин в прусское общество на рубеже XVIII – XIX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат наук Третьякова Мария Сергеевна

  • Третьякова Мария Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 192
Третьякова Мария Сергеевна. Берлинские салоны как способ интеграции еврейских женщин в прусское общество на рубеже XVIII – XIX вв.: дис. кандидат наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет». 2021. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Третьякова Мария Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛИ ХАСКАЛЫ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ ПРОСВЕЩЕНИЯ

§ 1. Еврейский вопрос в дискурсе Просвещения

§ 2. Общественно-правовой статус прусских евреев во второй половине XVIII

в

§ 3. Хаскала: между традицией и духом Просвещения

ГЛАВА 2. ЕВРЕЙСКОЕ ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ПРУССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХУШ в

§ 1. Женский вопрос в дискурсе европейского Просвещения

§ 2. Система женского образования в Пруссии

§ 3. Еврейское женское образование в Берлине

ГЛАВА 3. ЕВРЕЙСКИЕ САЛОНЫ В ФОКУСЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ БЕРЛИНА НА РУБЕЖЕ XVIII - XIX вв.

§ 1. Общественная коммуникация и интеллектуальная культура Берлина

§ 2. Еврейские женщины в светской жизни Берлина: самопрезентация и взгляд современников

§ 3. Берлинский салон как форма коммуникации

§ 4. Еврейские женщины и христианство: динамика новообращений в Берлине на рубеже XVIII - XIX вв

ГЛАВА 4. ЕВРЕЙСКИЕ ЖЕНЩИНЫ В МИРЕ НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РУБЕЖЕ XVIII - XIX вв.

§ 1. Литературный рынок и «читательская лихорадка» в Германии

§ 2. Женское творчество в Германии

§ 3. Еврейские женщины-авторы Берлина

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Берлинские салоны как способ интеграции еврейских женщин в прусское общество на рубеже XVIII – XIX вв.»

ВВЕДЕНИЕ

Эпоха Просвещения знаменовала собой культурный поворот в истории Европы. Просвещенная идеология формировала новые типы общественной коммуникации, объединявшие любителей знаний и истины1. Формами социабельности, отвечавшими интересам интеллектуальной публики, являлись тайные общества, читательские собрания, клубы и салоны.

Ю. Хабермас концептуализировал представление о салонах как о способах коммуникации «политически непродуктивной» аристократии и интеллектуалов незнатного происхождения, альтернативных практикам социабельности придворного общества2. Салон - интеллектуальное пространство на стыке частной, ограниченной семейным кругом, и публичной сфер, обусловившее интеграцию «широких слоев буржуазии» в публичное поле3. В структуре публичной сферы Хабермас выделил «буржуазную публичность» - сферу профессиональной и интеллектуальной реализации частных лиц, лишенных доступа к публичной, т. е. государственной власти4.

Салонная культура, с присущими ей аристократичностью и вежеством, зародилась во Франции в XVII в. Салон маркизы де Рамбуйе, по выражению М. С. Неклюдовой, являлся нейтральной территорией, где обходительность и умение поддержать беседу, а не происхождение и положение в обществе, были главными критериями для подбора гостей5. Парижский салон XVII в. -это «пространство интеллектуальной культуры, где свое мнение высказывали профаны»6. Атмосфера «частной публичности», выводившая женщину за

1 Чудинов А. В. Французская революция: история и мифы. М., 2007. С. 155.

2 Хабермас Ю. Структурное изменение публичной сферы. Исследования относительно буржуазного дворянства. М., 2016. С. 82.

3 Там же. С. 105.

4 Там же. С. 81.

5 Неклюдова М. С. Искусство частной жизни: Век Людовика XIV. М., 2008. С. 25.

6 Стогова А. В. Салонная культура XVII века и женское творчество // Идеи и люди. Интеллектуальная культура Европы в Новое время. М., 2014. С. 155.

пределы семейного круга, позволяла ей стать равноправной участницей

7

диалога7.

В XVIII в. влияние салонов на общественно-политическую жизнь Франции выросло. Салон Луизы д'Эпине становится прибежищем энциклопедистов. К великосветским дамам - мадам Граммон и мадам Рошфор - стекалась политическая элита для обсуждения государственных дел, а в гостях у супруги министра финансов Франции Жака Неккера накануне революции бывали Кондорсе, Талейран и Сийес. Дочь супругов Неккер, Анн-Луиз, известная как Луиза Жермена де Сталь, держала салон, который посещали те же Сийес и Талейран в годы правления Директории8.

Немецкая придворная элита ориентировалась на куртуазную эстетику французских салонов. Еще в годы правления Фридриха Вильгельма I его супруга, София Доротея, собирала вокруг себя ценителей искусства в своем дворце Монбижу9. Позже сестра Фридриха II, известного галломана, Амалия прослыла большой поклонницей Баха. Открытый ею в Берлине кружок почитателей творчества композитора принято считать предтечей музыкальных салонов10. Резиденция герцогини Анны Амалии в Веймаре, покровительствовавшей науке и искусству, стала центром притяжения выдающихся ученых и литераторов.

Представители бюргерского11 сословия Германии - коммерсанты,

литераторы, педагоги - активно впитывали в себя идеи французских и

7

Неклюдова М. С. Искусство частной жизни... С. 69-70.

о

Lund H. Die ganze Welt auf ihrem Sopha. Frauen in europäischen Salons. Berlin, 2004. S. 62.

9 Wilhelmy-Dollinger P. Die Berliner Salons. Mit kulturhistorischen Spaziergängen. Berlin, New York, 2000. S. 46.

10 Wilhelmy-Dollinger P. Die Berliner Salons... S. 47.

11 Необходимо обратиться к семантическому компоненту лексемы «бюргер». В своем «Словаре немецкого языка» 1807 г. И. Кампе отмечал, что бюргер - представитель «третьего сословия», закрытого для иных социальных общностей - дворян, духовенства и крестьянства. См.: Campe J. H. Wörterbuch der deutschen Sprache. Braunschweig, 1807. Bd. 1. S. 651. Термин «бюргер» имел широкое хождение в публицистике в немецкоязычном пространстве второй половины XVIII в. Немецкие просветители - Вильгельм фон Дом, Мозес Мендельсон - призывали к «bürgerliche Verbesserung» (букв. «гражданское усовершенствование») евреев, т.е. воспитанию в них духа гражданственности. Ю. Кокка отмечает, что в просветительском дискурсе конца XVIII в. понятие «гражданское

английских просветителей. Увеличение количества книгопечатной продукции стимулировало возникновение и развитие читательских обществ, открытых для книголюбов всех мастей. Образованная немецкая публика закладывала основы гражданского общества, размывавшего сословные и конфессиональные барьеры12.

Начало культурной трансформации в среде берлинских евреев

13

пришлось на вторую половину XVIII в. Тесное экономическое сотрудничество прусской короны и придворных евреев, занимавшихся военными подрядами и кредитованием казны в годы Семилетней войны, способствовало постепенному сближению прусской и еврейской элит. В это же время Берлин становится центром культурной жизни восточноевропейских евреев. Здесь возникло движение Хаскала -объединение еврейских интеллектуалов, пропагандировавших среди единоверцев идеи Просвещения и аккультурации14.

Актуальность и научная проблема. История еврейско-немецкого сосуществования является одной из самых драматичных страниц в мировой истории. Катастрофа немецкого еврейства XX в. продолжает вызывать к жизни дискуссии о предпосылках зарождения идеологии антисемитизма.

В конце XVIII в. в немецкоязычной публицистике раздавались призывы к «гражданскому усовершенствованию» евреев. Прусский дипломат Х. В. фон Дом писал о том, что только «всеобщее просвещение» представителей народа Израиля могло превратить их в «полезных граждан»15. Посещение ими немецких школ и университетов, приобщение к ремесленной и

общество» (bürgerliche Gesellschaft») обозначало желаемый общественный-политический порядок, характерными чертами которого станут стремление к преодолению абсолютизма, сословности и клерикализма. См.: Kocka J. Bürgertum im 19. Jahrhundert:

Einheit und Vielfalt Europas. Göttingen, 1995. Bd. 1. S. 23.

12

Данн О. Нации и национализм в Германии. 1770-1990. СПб., 2003. С. 59.

13

Lowenstein S. M. The Berlin Jewish Community: Enlightenment, Family and Crisis, 1770-1830.New York, Oxford, 1994. P. 4-5.

14 Feiner S., Naimark-Goldberg N. Cultural Revolution in Berlin. Jews in the Age of Enlightenment. Oxford, 2011. P. 29.

15 Dohm C. W. Über die bürgerliche Verbesserung der Juden. Berlin, Stettin, 1783. S. 28.

сельскохозяйственной деятельности должны были, по мысли Дома, способствовать искоренению пороков и замкнутости евреев, мешавших им стать полноценными членами гражданского общества. В марте 1782 г. австрийский император Иосиф II, в рамках проводимой им религиозной политики, издал «Эдикт о терпимости», направленный на ликвидацию общинной автономии австрийских евреев. Эдикт, наделивший еврейских поданных императора широким спектром прав и свобод, декларировал необходимость «просвещения» молодого поколения евреев, заключавшегося в усвоении ими образа жизни немецкоязычного большинства16.

В фокусе темы диссертационного исследования решается проблема интеграции евреев в прусское общество на рубеже XVIII - XIX вв. Интеграция евреев в указанный период - процесс обретения гражданского равенства посредством усвоения норм и практик немецкой культуры. Еврейские салоны, являющиеся объектом настоящей диссертационной работы, представляют большой исследовательский интерес как институты интеграции евреев в прусское общество на рубеже XVIII - XIX вв. Во второй половине XVIII в. коммуникация еврейских интеллектуалов и представителей культурной элиты Берлина обрела регулярный характер. Площадками интеркультурного диалога становились читательские общества, клубы, салоны. В 1778 г. в прусской столице появился первый салон, хозяйкой которого была женщина из среды просвещенных евреев.

Одним из аспектов, подчеркнувшим научную значимость темы настоящего диссертационного исследования, является вопрос о влиянии салонов на процесс включения еврейских женщин в публичную сферу, предполагавший рецепцию ими ценностей и норм прусского общества. Равноправный диалог участников коммуникации являлся главным условием инклюзии женщин в актуальную социальную и культурную повестку. Актуальность данного аспекта обусловлена тем, что гендерная ассиметрия,

16 Joseph II. Toleranzedikt vom 02.01.1782. [Электронный ресурс]. Wien, 1782. URL: https://reader.digitale-sammlungen.de/de/fs1/object/display/bsb10495061_00008.html (дата обращения: 20.02.2019).

выраженная в неравномерном распределении возможностей, по сей день остается насущной проблемой современного общества.

Обзор историографии по теме диссертационной работы построен по проблемно-хронологическому принципу и включает в себя работы общего и специального характера. В числе исследований общего характера - сборники статей и монографии, посвященные истории евреев в Германии, деятельности приверженцев Хаскалы, проблемам еврейского образования в Пруссии, читательской культуре в Германии в изучаемый период и др.

Первый блок зарубежной историографии включает в себя работы по истории евреев в Германии. История евреев в Пруссии в 1750 - 1820 гг. стала предметом исследования 1991 г. немецкого историка А. Бруэра, посвятившего одноименную монографию политике прусских монархов в отношении евреев, вопросам рецепции идей Просвещения деятелями Хаскалы, социально-экономическому положению еврейских общин Пруссии

17

в данный период . Коллективы авторов сборников «Немецко-еврейская

18

история Нового времени» под редакцией М. Мейера и «Евреи в Германии» под редакцией Х. Либешютца рассматривают вопросы секуляризации еврейского образования в Пруссии во второй половине XVIII в., формирования прослойки еврейской буржуазии и др.19 Сборник «Мозес Мендельсон, Просвещение и истоки немецко-еврейской буржуазии», вышедший в 2006 г. под редакцией Ю. Шепса, содержит статьи,

посвященные страницам еврейско-немецкой истории, личности просветителя

20

Мозеса Мендельсона, формам еврейско-немецкой социабельности и т. д.

17 Bruer A. Geschichte der Juden in Preussen...

18

Deutsch-jüdische Geschichte in der Neuzeit. Emanzipation und Akkulturation. 1780-1871 / Hrsg. von M. A. Meyer unter Mitw. von M. Brenner. München, 1996. Bd. 2.

19 Das Judentum in der Deutschen Umwelt 1800-1850 Studien zur Fruhgeschichte der Emanzipation / Hrsg. von H. Liebeschütz und A. Paucker. Tübingen, 1977.

20 Moses Mendelssohn, die Aufklärung und die Anfänge des deutsch-jüdischen Bürgertums / Menora. Jahrbuch für deutsch-jüdische Geschichte 2005/2006. Hamburg, 2006. Bd. 16.

Истории эмансипации немецких евреев посвящена монография «Как

21

евреи стали немцами» Д. Хертц, увидевшая свет в 2009 г. . Исследовательница рассматривает способы интеграции евреев - обращение в христианство, браки с немецкими гражданами, выявляя динамику роста крещений в XVIII - XIX вв. Вопросы аккультурации берлинских евреев на рубеже XVIII - XIX вв., влияния литературной и музыкальной эстетики Берлина на художественные вкусы еврейской элиты, отражены в статьях, представленных в сборнике «Музыка и эстетика Берлина эпохи Мозеса

99

Мендельсона» 1999 г. под редакцией А. Герхарда .

Второй блок работ посвящен жизни и деятельности представителей еврейского Просвещения. Израильские историки Ш. Фейнер и Н. Наймарк-Голдберг посвятили работу «Культурная революция в Берлине», изданную в 2011 г., трансформации интеллектуальной жизни берлинских евреев на

23

рубеже XVIII - XIX вв. Исследователи показали роль деятелей Хаскалы в секуляризации еврейского образования и становлении движения за реформу иудаизма. Профессор А. Сатклифф, автор многочисленных работ по истории Хаскалы, рассмотрел особенности возникновения и распространения интеллектуальных традиций Просвещения в контексте коммуникации

24

европейских и еврейских интеллектуалов . В фокусе внимания исследователя - традиции изучения и интерпретации еврейских религиозных текстов, роли каббалистических практик в формировании представлений христианских гебраистов об «исторической обособленности» иудаизма и пр. Профессор Потсдамского университета К. Шульте исследует особенности течений внутри Хаскалы - умеренного и радикального, делает вывод о

21

Hertz D. How Jews became Germans. The History of Conversion and Assimilation in Berlin.

New Haven, London, 2007.

22

Musik und Ästhetik im Berlin Moses Mendelssohns / Hrsg. von A. Gerhard. Tübingen, 1999.

23

Feiner S., Naimark-Goldberg N. Cultural Revolution in Berlin. Chicago, 2011.

24 Sutcliffe A. Judaism and Enlightenment. Cambridge, 2003.

влиянии рациональной философии Канта на сторонников всесторонней интеграции евреев в немецкое общество25.

Работы биографического характера также составляют значительную часть использованной литературы. Жизненному пути лидера еврейского Просвещения - Мозеса Мендельсона, его месту в духовной жизни Германии и вкладу в становление идей культурной интеграции евреев посвящены монографии А. Альтмана26, Ш. Фейнера27. Автор ряда работ по истории берлинской Хаскалы У. Ломан посвятила комплексное биографическое исследование Давиду Фридлендеру - сподвижнику Мендельсона,

боровшемуся за улучшение социально-правового положения берлинских

28

евреев, претворявшему в жизнь образовательные проекты Хаскалы . М. Дэвис посвятил монографию Маркусу Герцу - ученику Канта,

-29

находившемуся в тени других видных еврейских просветителей .

Большой пласт литературы, привлеченной к данной работе, посвящен проблемам еврейского образования на рубеже XVIII - XIX вв. Автор монографии «Мозес Мендельсон и трансформация еврейского образования в Берлине» Б. Бeм предлагает рассматривать образовательную реформу

30

маскилим как ключевое направление деятельности еврейского

31

Просвещения . В монографии «Еврейское образование в Германии в эпоху Просвещения и эмансипации» израильского историка М. Элиава, впервые изданной в 1960 г., показан механизм заимствования еврейскими просветителями идей немецких филантропистов, представлена полемика

25

Schulte C. Die jüdische Aufklärung. Philosophie, Religion, Geschichte. München, 2002.

26 Altmann A. Moses Mendelssohn. A biographical Study. London, Portland, Oregon, 1998.

27

Feiner S. Moses Mendelssohn. Ein jüdischer Denker in der Zeit der Aufklärung. Göttingen,

2009.

28

Lohmann U. David Friedländer. Reformpolitik im Zeichen von Aufklärung und Emanzipation. Hannover, 2013.

29

Davies M. Identity or History? Marcus Herz and the End of the Enlightment. Detroit, 1996.

30

Максилим (ивр.) - приверженцы Хаскалы. См.: Электронная еврейская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://eleven.co.il/jewish-history/haskalah/15289/ (Дата обращения: 10.09.2020).

31 Behm B. Moses Mendelssohn und die Transformation der jüdischen Erziehung in Berlin. Münster, New York, München, Berlin, 2002. S. 14.

ревнителей традиционного еврейского образования и новаторов, выявлены особенности образовательного процесса в первых еврейских светских

32

школах . Статья М. Элиава, опубликованная в сборнике «К истории еврейской женщины в Германии» 1993 г., посвящена трансформации еврейского женского образования в Пруссии на рубеже XVIII - XIX вв.. Автор представил весьма критичное видение процессов модернизации еврейского образования, констатировав, что учебная программа для еврейских девочек не учитывала особенности социального состава учениц и

33

их потребности .

Третий историографический блок включает работы по истории культурного развития Германии изучаемого периода. Особенностям культурного развития немецкого общества в эпоху Просвещения посвящен сборник «Немецкое Просвещение» 1980 г. под редакцией Р. Гриммингера34. Авторы сборника «Просвещение в Берлине» концентрируют внимание на вопросах, касающихся генезиса идей, составивших основу программы берлинского Просвещения, и трансфере интеллектуального наследия

35

французских просветителей .

К настоящему исследованию также привлечены работы, посвященные читательской культуре и особенностям литературного рынка в Германии XVIII в. С. Барт рассматривает женские читательские стратегии в контексте феномена «читательской лихорадки», анализирует особенности их отражения в морализаторском дискурсе конца XVIII в.36 Американский исследователь Д. Мелтон выявляет предпосылки подъема культурной жизни Европы в

32 Eliav M. Jüdische Erziehung in Deutschland im Zeitalter der Aufklärung und der Emanzipation // Jüdische Bildungsgeschichte in Deutschland. Münster, New York, München, Berlin, 2000. Bd. 2.

33 Eliav M. Die Mädchenerziehung im Zeitalter der Aufklärung und der Emanzipation // Zur Geschichte der jüdischen Frau in Deutschland. Berlin, 1993. S. 104.

34 Deutsche Aufklärung bis zur Französischen Revolution 1680-1789 / Hrsg. von R. Grimminger. München, 1980.

35

Aufklärung in Berlin / Hrsg. von W. Förster. Berlin, 1989.

36 Barth S. Mädchenlektüren: Lesediskurse im 18. und 19. Jahrhundert. Frankfurt am Main, New York, 2002.

XVIII в., выделяет роль печатной культуры в росте уровня грамотности, характеризует типичные читательские практики эпохи «читательской»

37

революции . Профессор У. Векель рассматривает контекст появления первых авторов-женщин, писавших для женской аудитории, особенности

38

женского творчества в Германии в конце XVIII в. . Профессор Р. Виттман в монографии 1991 г. представил обзор более чем 500-летней истории

39

книжного дела в Германии . Отечественный историк немецкой литературы А. С. Бакалов посвятил небольшую статью альманаху - книжному формату, завоевавшему литературный рынок Германии в конце XVIII - начале XIX вв.40 В монографии «Под вымышленными именами» Б. Хан анализирует главную авторскую стратегию женщин-авторов XVIII - XIX вв. -

41

анонимность .

Трансферу интеллектуальных традиций в Европе XVIII в. посвящены работы А. Джонс42, К. Майер43, Д. Виллинберг44. А. Джонс подчеркивает значительную роль английских женщин-авторов в немецко-британском культурном взаимодействии во второй половине XVIII - первой трети XIX в.45 К. Майер отмечает особую роль трансфера педагогических концепций в формировании дидактического дискурса в немецкоязычном пространстве во второй половине XVIII в.46 Фундаментальная работа Д. Виллинберг,

37

Melton J. The rise of the public in Enlightenment Europe. Cambridge, 2004.

38

Weckel U. Zwischen Häuslichkeit und Öffentlichkeit: die ersten deutschen Frauenzeitschriften im späten 18. Jahrhundert und ihr Publikum. Tübingen, 1998.

39

Wittmann R. Geschichte des deutschen Buchhandels. Ein Uberblick. München, 1991.

40 Бакалов А. С. Литературные альманахи в культурном пространстве Германии классико-романтической эпохи // Русская германистика. Ежегодник Российского союза германистов. М., 2008. Т. 4. С. 116-124.

41 Hahn B. Unter falschem Nahmen. Von der schwierigen Autorschaft der Frauen. Frankfurt am Main, 1991.

42

Johns A. Bluestocking Feminism and British-German Cultural Transfer, 1750-1837. East Lancing, 2014.

43 Mayer C. Female education and a cultural transfer of pedagogical knowledge in the eighteenth century // Paedagogica Historica. International Journal of the History of education. Vol. 40. Routledge, 2012. № 4. P. 511-526.

44 Willenberg J. Distribution und Ubersetzung englischen Schrifttums in Deutschland des 18. Jahrhunderts. München, 2008.

45 Johns A. Bluestocking Feminism and British-German Cultural Transfer. P. 5.

46 Mayer Ch. Female education and a cultural transfer of pedagogical knowledge. P. 511.

посвященная дистрибуции и переводам англоязычной литературы в Германии в XVIII в., выделяет англоманию как важнейший фактор

47

культурной рецепции47.

Четвертый блок представлен работами по истории женского образования в Германии. Ю. Якоби посвятила свое фундаментальное

48

исследование истории развития женского образования в Европе48. Исследовательница рассматривает педагогические концепции европейских гуманистов и просветителей, влиявших на становление образовательных институций для женщин, подчеркивает роль общественных дискуссий об образовательных правах женщин в зарождении эмансипационных тенденций. К. Реентс и К. Мельхиор, посвятившие свою коллективную монографию традициям изучения религиозной литературы в учебных учреждениях Европы в период позднего Средневековья до наших дней, рассматривают по касательной вопрос женского религиозного образования49. К. Леш представил работу, посвященную особенностям преподавания в католических ученых заведениях50.

Наличие многочисленных работ по теме диссертационного исследования позволяет сделать вывод о довольно высокой степени изученности темы настоящего диссертационного исследования в зарубежной историографии.

Первый блок работ по теме диссертационного исследования представлен монографиями и статьями, посвященными рассмотрению берлинских салонов как площадок еврейско-немецкого диалога. Интерес к данному вопросу в немецкой исторической науке возник во второй половине XIX в. Еврейско-немецкие историки данного периода демонстрировали консервативность взглядов. Так, Г. Грец критиковал «нравственное гниение»

47 Willenberg J. Distribution und Übersetzung englischen Schrifttums. S. 320.

48 Jacobi J. Mädchen- und Frauenbildung in Europa. Von 1500 bis zur Gegenwart. Frankfurt am Main, New York, 2013.

49 Reents Ch., Melchior Ch. Die Geschichte der Kinder- und Schulbibel evangelisch- katolisch-jüdisch. Göttingen, 2011.

50 Lesch K. J. Zur Geschichte katholischen Schulwesen. Köln, 1992.

в еврейских кругах эпохи первой эмансипации (1789-1815 гг.), вызванное желанием еврейских женщин отказаться от религии отцов ради статуса жены

51 52

христианина . Схожесть взглядов выражал и М. Кайзерлинг . Л. Гейгер, поддерживавший реформистские тенденции в иудаизме, приветствовал еврейско-немецкий диалог и отмечал значительную роль еврейских салонов в

53

истории культуры . Однако результат этого диалога - массовое крещение евреев в целях улучшения социального положения - критиковался им столь же нещадно54. С. М. Дубнов, знаток еврейской истории дореволюционной эпохи, отвел еврейской салонной культуре Пруссии пару страниц в «Новейшей истории еврейского народа». Еврейские салоны, по его мнению -попытка еврейской элиты сблизиться с немецкой аристократией55. «Дочери Израиля» являлись «главной приманкой» салонов, т.к. были готовы променять еврейство на титул немецкой баронессы56.

На рубеже XIX - XX вв. получила распространение «романтическая» концепция еврейских салонов Берлина. Она нашла свое отражение в работах Э. Брандеса57, Э. Граф58, Д. Д. Робертсона59, М. Харгрейв60. Ключевой идеей данной концепции является представление о том, что еврейские салоны Берлина являлись центрами распространения романтической культуры Германии изучаемого периода. Авторами закрепляется представление о весомой роли еврейских женщин в развитии культуры Германии61.

51 Грец Г. История евреев от древнейших времен до настоящего. Одесса, 1908. Т. 12. С. 153.

52

Kayserling M. Die Jüdischen Frauen in der Geschichte Literatur und Kunst. Leipzig, 1879. S. 191.

53

Geiger L. Geschichte der Juden in Berlin. Berlin, 1871. S. 105.

54 Ibid. S. 116.

55 Дубнов С. М. Новейшая история еврейского народа от французской революции до наших дней. Эпоха первой эмансипации (1789-1815). М., 2002. Т. 1. С. 19.

56 Там же. С. 20.

57

Brandes G. Rahel, Bettina und Charlotte Stieglitz. Leipzig, 1896.

58

Graf E. Rahel Varnhagen und die Romantik. Erfurt, 1901.

59 Robertson J. J. A history of German literature. New York, 1902.

60 Hargrave M. Some German women and their salons. New York, 1912.

Трагические события 1930-40-х гг., итогом которых стала гибель миллионов европейских евреев, способствовали переосмыслению истории еврейско-немецкого сосуществования. Французский историк Л. В. Поляков, автор «Истории антисемитизма», оценивал деятельность М. Мендельсона и его последователей как начало поворота евреев против самих себя62. О разрушительном воздействии еврейских салонов на еврейскую самоидентификацию писали Я. Кац63 и М. Мейер64.

На современном этапе в немецкой и американской историографии появилось множество работ, посвященных различным аспектам темы настоящего исследования. Немецкий историк П. Зайберт предложил рассматривать институции культурного ландшафта Берлина - театры, концертные залы, издательства - в качестве важных компонентов коммуникативной сети берлинских салонов рубежа XVIII - XIX вв.65 «Литературизация» общественного дискурса, по мнению Зайберта, предопределила доминирование литературных кружков над другими разновидностями салонов, в частности, над музыкальными кружками66.

Классическими комплексными монографиями являются труды Д. Хертц67, П. Вильгельми-Доллингер68 и Н. Наймарк-Голдберг69. В фокусе внимания исследовательниц - контекст зарождения еврейской салонной культуры в Берлине, особенности еврейско-немецкой коммуникации в рамках салонов, динамика перехода евреек в христианство и заключения еврейско-немецких браков, особенности литературного творчества еврейских женщин-авторов. Исследовательницами также рассматриваются различные

62 Поляков Л. История Антисемитизма. Эпоха знаний. М., Иерусалим, 1998. С. 83.

63 Кац Я. Исход из гетто. Социальный контекст эмансипации евреев, 1770-1870. М., 2007. С. 144.

64 Meyer M. Rationalism and Romanticism two Roads to Conversion // The Origins of the Modern Jews Jewish identity and European Culture in Germany. Detroit, 1967. P. 85-114.

65 Seibert P. Der literarische salon: Literatur und Geselligkeit zwischen Aufklärung und Vormärz. Stuttgart, Weimar: Metzler, 1993. S. 5.

66 Seibert P. Der literarische salon... S. 7.

67 Hertz D. Jewish High Society in Old Regime Berlin. Syracuse, New York. 2005.

68 Wilhelmy-Dollinger P. Die Berliner Salons. Berlin, New-York, 2000.

69 Naimark-Goldberg N. Jewish Women in Enlightenment Berlin. Oxford, 2012.

виды берлинских салонов в изучаемый период - аристократические,

70

бюргеские, еврейские, выделяются их типические черты . Значительным упущением, однако, является отсутствие полноценного сравнительного анализа указанных видов салонов между собой.

Б. Хан и Х. Лунд, также ведущие специалисты в области салонной культуры Германии, развивают концепцию, разрушающую легенду о «блестящих еврейских салонах» эпохи Старого порядка. Лунд подвергает сомнению эмансипационный потенциал диалога еврейской элиты и немецкой

71

аристократии в рамках салонного общения . Аргументируя свою позицию, Лунд обращает внимание на юный возраст и отсутствие особых заслуг у посетителей еврейских салонов, которые, по ее мнению, не могли способствовать престижности досуга в компании еврейских женщин. Б. Хан выдвигает тезис о том, что берлинские салоны - миф, сконструированный в мемуарах Генриетты Герц и многочисленных воспоминаниях Карла Фарнхагена фон Энзе, заинтересованных в сохранении памяти о «старых

72

добрых временах» . Хан также приходит к выводу о том, что еврейские салоны не могли составить конкуренции формам досуга, предпочтительным

73

в среде высшей аристократии - «вечерам», баллам и маскарадам .

Однако представляется, что концепция Х. Лунд и Б. Хан не учитывает некоторые особенности еврейских салонов как форм социабельности. Берлинские салоны рубежа XVIII - XIX вв. являлись органичной частью интеллектуальной культуры, зарождавшейся в бюргерской среде Германии в указанный период. По этой причине, сравнение еврейских салонов, ориентированных на запросы средней прослойки городского населения, и типичных форм досуга придворной аристократии представляется

70 Wilhelmy-Dollinger P. Die Berliner Salons. S. 50.

71 Lund H. Sie schenkte mir drei Tassen Spruch. Wilhelm von Humboldt und die Anfänge der deutsch-jüdischen Geselligkeit in den Briefen der Berliner Salongesellschaft // Zeitschrift für Religions- und Geistesgeschichte. Vol. 62 (3). 2010. S. 227.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Третьякова Мария Сергеевна, 2021 год

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

I. Источники

Архивные материалы

Тайный государственный архив прусского культурного наследия

Geheimes Staatsarchiv Preussischer Kulturbesitz

1. II HA. Generaldirektorium. Abt. 3. Generaldepartement. Tit. 57. № 7.

2. II. HA. Generaldirektorium. Abt. 3. Generaldepartement. Tit. 57. № 12.

3. II. НА. Generaldirektorium. Abt. 3. Generaldepartement. Tit. 67. №. 7.

4. II. HA. Generaldirektorium. Abt. 2. Westpreussen und Netzedistrikt Materien.

Tit. 66. № 12.

Публикации документов официального происхождения

5. Friedrich II. Königlich-preussisches General-Land-Schul-Reglement, wie solches in allen Landen Seiner Königlichen Majestät von Preussen durchgehend zu beobachten. - Berlin: Henning, 1763. - 20 S.

6. Friedrich Wilhelm III. Edikt betreffend die bürgerlichen Verhältnissen der Juden in dem Preussischen Staate // Gesetz-Sammlung für die Königlich Preussischen Staaten. 1812. - Berlin: Georg Decker, 1812. - S. 17-22.

7. Friedrich Wilhelm III. Vollständige Verordnung über die Organisation der Landwehr vom 17. März 1813 // Gesetz-Sammlung für die Königlich Preussischen Staaten. 1812. - Berlin: Georg Decker, 1812. - S. 109-112.

8. Joseph II. Toleranzedikt vom 02.01.1782. [Электронный ресурс]. Wien, 1782. URL: https://reader.digitale-sammlungen. de/de/fs 1/obj ect/display/bsb 10495061_00008. html

Сборники документов: законодательные акты, инструкции и записки,

деловая переписка

9. Chevrat Chinuch Nearim. Die Jüdische Freischule in Berlin 1778-1825 im Umfeld preussischer Bildungspolitik und jüdischer Kultursreform / Hrsg. von I. Lohmann. - Münster, New York: Waxmann, 2001. - Bd. 1. 1480 S.

10. Der Preussische Staat und die Juden. Die Zeit Friedrichs des Grossen / Hrsg. von S. Stern. - Tübingen: Mohr, 1971. - 1615 S.

11. Die Emanzipation der Juden in Preussen unter besonderer Berücksichtigung des Gesetzes von 11. März 1812 / Hrsg. von I. Freund. Urkunden. - Berlin: Poppelauer, 1912. - Bd. 2. 524 S.

12. Dokumente zur deutschen Verfassungsgeschichte / Hrsg. von E. R. Huber. -Stuttgart: Kohlhammer, 1978. - Bd. 1. 640 S.

Материалы публицистики и труды современников

13. Фенелон Ф. О воспитании девиц // Педагогическая библиотека. Вып. 10. - М.: тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1896. - 113 c.

14. Astell M. A Serious Proposal to the Ladies for the Advancement of their True and Greater Interest. - London: Source Book Press, 1701. - 162 p.

15. Bergk J. A. Die Kunst, Bücher zu lesen. - Jena: Hempel, 1799. - 416 S.

16. Berlepsch E. Über einige zum Glück der Ehe nothwendige Eigenschaften und Grundsätze // Neuer Teutscher Merkur. - Weimar: Verlag von Gesellschaft, 1791. - Bd. 2. S. 63-102.

17. Brandes E. Betrachtungen über das weibliche Geschlecht und dessen Ausbildung in dem geselligen Leben. 1. Teil. - Hannover: Gebrüder Hahn, 1802. - 413 S.

18. Brandes E. Über die Weiber. - Leipzig Weidmanns Erben und Reich, 1787. -298 S.

19. Campe J. H. Allgemeine Revision des gesammten Schul- und Erziehungswesens. - Wien, Wolfenbuettel: R. Graesser und Schulbuchhandlung, 1787. - 492 S.

20. Campe J. H. Väterlicher Rat für meine Tochter. Ein Gegenstück zum Theophron. Der erwachsenen weiblichen Jugend gewidmet. - Frankfurt am Main, Leipzig, 1790. - 510 S.

21. Condorcet M. J. On the admission of Women to the Rights of Citizenship. -Letchworth: Garden City Press, 1912. - P. 5-14.

22. De Gouges O. Les Droits de la Femme a la Reine. 1791. 24 p.

23. Dohm C. W. Über die bürgerliche Verbesserung der Juden. - Berlin, Stettin: Friedrich Nicolai, 1783. - Bd. 2. 210 S.

24. Eisenmenger I. Entdecktes Judentum. - Königsberg, 1711. - Bd. 1. 1108 S.

25. Euchel I. Nachal HaBesor // Isaak Euchel. Zum Nutzen der Aufklärung. Schriften zur Haskala. Aufl. 1. - Düsseldorf: Parerga, 2001. - S. 7-27.

26. Euchel I. Plan zur Einrichtung eines jüdischen Erziehungs-Instituts in Kiel // Chevrat Chinuch Nearim. Die jüdische Freischule in Berlin. - Münster: Waxmann Verlag. - Bd. 1. S. 239.

27. Fichte I. G. Beitrag zur Berichtigung der Urteile des Publicums über die Französische Revolution. - Zürich, 1793. - 435 S.

28. Fichte I. G. Die Anweisungen zum seeligen Leben oder auch die Religionslehre. - Berlin: Realschulbuchhandlung, 1806. - 392 S.

29. Friedländer D. Abriss von dem politischen Zustande der sämtlichen Jüdischen Kolonien in den Preussischen Staaten, mit Ausschluss des Schlesien, Westpreussen und Ostfriessland // David Friedländer. Ausgewählte Werke / Hrsg. von U. Lohmann. - Köln, Weimar, Wien: Boehlau, 2013. - S. 71-84.

30. Friedländer D. Sendschreiben an Seine Hochwürden, Herrn Oberconsistorialrat und Probst Teller zu Berlin von einigen Hausvätern jüdischer Religion / D. Friedländer. 3. Aufl. - Berlin: Mylius, 1799. - 86 S.

31. Fränkel D. Über die religiöse Bildung der Frauenzimmer jüdischen Glaubens // Sulamith. Eine Zeitschrift zur Beförderung der Kultur und Humanität unter jüdischen Nation. - Leipzig: Frankel, 1806. - Bd. 1. S. 473-488.

32. Frankel D. Vorläufige Bemerkungen über die zweckmässigsten Mittel zur Beförderung der Kultur und Humanität unter der jüdischen Nation // Sulamith. Eine Zeitschrift zur Beförderung der Kultur und Humanität unter jüdischen Nation. - Leipzig: Fränkel, 1806. - Bd. 1. S. 12-40.

33. Gad E. Einige Ässerungen über Hrn. Kampe'ns Behauptungen, die weibliche Gelehrsamkeit betreffend // Der Kosmopolit. Eine Monathsschrift zur Beförderung wahrer und allgemeiner Humanität. - Halle: Regnerschen Buchhandlung, 1798. - Bd. 3. S. 577-590.

34. Grattenauer C. W. F. Über die physische und moralische Verfassung der heutigen Juden. - Leipzig: Germanien, 1791. - 132 S.

35. Grattenauer C. W. F. Wider die Juden. - Berlin: J. W. Schmidt, 1803. - 101 S.

36. Gödike F. Geheime Gesellschaften. Der Herrn Hofrat Zimmermann // Berlinische Monatsschrift. - Leipzig: Reclam, 1986. - S. 203-209.

37. Heinzmann J. G. Über die Pest der deutschen Literatur. - Bern: J. Heinzmann, 1795. - 546 S.

38. Hoche J. G. Vertraute Briefe über die jetzige abentheurliche Lesesucht und über den Einfluss derselben auf die Verminderung des häuslichen und öffentlichen Glücks. - Hannover Chr. Ritscher, 1794. - 148 S.

39. Humboldt W. Über die männliche und weibliche Form // Die Horen. 3. Stück. - Tübingen: J. G. Cotta, 1795. - S. 80-103.

40. Hutten J. G. Vorrede // Moralische Erzählungen der Frau Verfasserin der Pomona. 1. Samml. - Speyer: Enderes, 1783. - S. VII-XII.

41. Le Prince de Beaumont J.-M. Vorbericht der Verfasserin // Magazin für junge Leute, besonders junges Frauenzimmer. 3. Aufl. - Leipzig: J. T. Edlen von Trattnern, 1766. - S. III-XVI.

42. Mendelssohn M. Jerusalem oder über religiöse Macht und Judentum / M. Mendelssohn. - Berlin: Mauer, 1783. - 141 S.

43. Mendelssohn M. Morgenstunden oder Vorlesungen über das Dasein Gottes. -Frankfurt, Leipzig, 1792. - 330 S.

44. Mendelssohn M. Schreiben an Johann Caspar Lavater // Briefe von Herrn Moses Mendelssohn und Johann Caspar Lavater. - 1770. - S 11-38.

45. Mendelssohn M. Vorrede zur Rettung der Juden / M. Mendelssohn // Moses Mendelssohn's sämmtliche Werke. Nach der original Aussage. - Ofen: Burian, 1825. - Bd. 12. S. 5-59.

46. Mendelssohn M. Über die Frage: was heisst aufklären? // Berlinische Monatsschrift / Hrsg. von F. Gedike, J. E. Biester. - Berlin: Haude, Spener, 1784. - Bd. 4. S. 193-200.

47. Michaelis I. D. Mosaisches Recht. - Reutlingen: J. Grözinger, 1785. - 308 S.

48. Pestalozzi I. J. Wie Gertrud ihre Kinder lehrt, ein Versuch den Müttern Anleitung zu geben, ihre Kinder selbst zu unterrichten. - Bern, Zürich: Gessner, 1801. - 390 S.

49. Recke E. Nachricht von des berüchtigen Caliostro Aufenthalte in Mittau. -Berlin und Stettin: F. Nicolai, 1787. - 168 S.

50. Richter J. A. Einige Ideen über Erziehung und öffentlichen Unterricht // Sulamith. Eine Zeitschrift zur Beförderung der Kultur und Humanität unter jüdischen Nation. - Leipzig: Fränkel, 1806. - Bd. 1. S. 40-71.

51. Ritualgesetze der Juden, betreffend Erbschaften, Vormundschaften, Testamente und Ehesachen // Moses Mendelssohn's sämmtliche Werke. -Ofen, Gross-Wardein: Burian, 1819. - Bd. 7. 192 S.

52. Saint-Lambert J.-F. Versuch über den Luxus. - Königsberg: Kanter, 1767. -78 S.

53. Salzmann C. G. Moralisches Elementarbuch. Aufl. 2. - Wien: Rehms, 1803. -342 S.

54. Stael L. Über Deutschland. - Reutlingen: Maecken, 1815. - Bd. 1. 276 S.

55. Schiller F. Briefe über die ästhetische Erziehung des Menschen / Hrsg. von A. Jung. - Leipzig: Tübner, 1875. - 374 S.

56. Schiller F. Über naive und sentimentale Dichtung // Friedrich von Schiller's sämmtliche Werke. - Augsburg: Bölling, 1827. - Bd. 60. 204 S.

57. Schlegel F. Philosophische Vorlesungen aus den Jahren 1804 bis 1806. Nebst Fragmenten vorzüglich philosophisch theologischen Inhalts / Hrsg. von C. J. H. Windischmann. - Bonn: E. Weber, 1846. - Bd. 2. 512 S.

58. Schleiermacher F. Kathechismus für Vernunft der edlen Frauen // Kritische Gesamtausgabe. Schriften aus der Berliner Zeit. - Berlin, New York: Gruyter, 1984. - Bd. 2. S. 154.

59. Schleiermacher F. Letters on the Ocasion of the Political-Theological Task and the Open Letter of Jewish Householders // David Friedländer, Friedrich Schleiermacher, Wilhelm Abraham Teller. A Debate on Jewish Emancipation and Christian Theology in Old Berlin / F. Schleiermacher, ed. by R. Crouter, J. Klassen. - Indianapolis, Cambridge: Hackett Publishing Company, 2004. -P. 80-112.

60. Schleiermacher F. Versuch einer Theorie des geselligen Betragens. - Berlin, New York: Gruyter, 1984. - S. 163-184.

61. Schleiermacher F. Vertraute Briefe über Lucinde. - Berlin: Bohn, 1800. - 152 S.

62. Schwaben J. J. Vorrede des deutschen Herausgebers // Magazin für junge Leute, besonders junges Frauenzimmer. 3. Aufl. - Leipzig: Weidmann, 1766. - S. XVII-XXI.

63. Teller W. A. Beantwortung des Sendschreibens einiger Hausväter jüdischer Religion an mich, den Probst Teller. - Berlin: Mylius, 1799. - 60 S.

64. Toland J. Reasons for naturalizing the Jews in Great Britain and Ireland. -London: Roberts, 1714. - 58 P.

65. Wollf S. J. Freymüthige Gedanken über die vorgeschlagene Verbesserung der Juden in den Preussischen Staaten. - Halle: Gebauer, 1792. - 56 S.

66. Wollstonecraft M. A vindication of the rights of woman with structures on political and moral subjects. - Boston: Peter Edes, 1792. - 340 p.

Источники личного происхождения

67. И.-В. Гете, Ф. Шиллер. Переписка. В 2-х т. / пер. и коммент. И. Е. Бабанова. - М.: Искусство, 1988. - Т. 1. 540 с.

68. И.-В. Гете, Ф. Шиллер. Переписка. В 2-х т. / пер. и коммент. И. Е. Бабанова. - М.: Искусство, 1988. - Т. 2. 587 с.

69. Шлегель Ф. К Доротее // Фридрих Шлегель. Философия. Эстетика. Критика. - М.: Искусство, 1983. - Т. 1. С. 336-357.

70. Aus Rahel's Herzenleben. Briefe und Tagebuchblätter / Hrsg. von L. Assing.

- Leipzig: Brockhaus, 1877. - 256 S.

71. Aus Schleiermacher's Leben. In Briefen. - Berlin: Verlag von Georg Reimer, 1860. - Bd. 1. 513 S.

72. Baranius A. W. Versuch einer Biographie der Frau Gräfin von Lichtenau, einer berühmten Dame des vorigen Jahrhunderts. - Zürich und Lindau, 1800.

- 2. Aufl. 94 S.

73. Böttiger K. W. Karl August Böttiger. Eine biographische Skizze. - Leipzig: Brockhaus, 1837. - 156 S.

74. Briefe an eine Freundin. Rahel Varnhagen an Rebecca Friedländer / Hrsg. von Deborah Hertz. - Köln: Kieppenheuer und Witsch, 1988. - 292 S.

75. Briefe von und an Friedrich von Gentz. - München: Forgotten books, 2018. -Bd. 1. 382 S.

76. Briefwechsel zwischen Rahel und David Veit / Hrsg. von K. Varnhagen von Ense. - Leipzig: Brockhaus, 1861. - Bd. 1. 266 S.

77. Caroline. Briefe / Hrsg. von G. Waitz. - Leipzig: Verlag von Hirzel, 1871. -Bd. 1. 384 S.

78. Denkwürdigkeiten aus dem Leben von Jean Paul Friedrich Richter / Hrsg. von E. Foerster. München Fleischmann's Buchhandlung, 1863. Bd. 3. - S. 248.

79. Die Briefe Garlieb Helwig Merkels an Carl August Böttiger / Hrsg. von B. Maurach. - Wien, Frankfurt am Main: Peter Lang, 1987. - 335 S.

80. Die Briefe Johann Daniel Sanders an Carl August Böttiger / Hrsg. von B. Maurach. - Bern: Peter Lang, 1990. - Bd. 1. 328 S.

81. Die Grenzboten. Die Zeitschrift für Politik und Literatur. - Leipzig: Friedrich Ludwig Herbig, 1846. - Bd. 2. 580 S.

82. Dorothea v. Schlegel geb. Mendelssohn und deren Söhne Johannes und Philipp Veit. Briefwechsel / Hrsg. von J. M. Raich. - Mainz: F. Kirchheim, 1881. - Bd. 1. 508 S.

83. Galerie von Bildnissen aus Rahel's Umgand und Briefwechsel / Hrsg. von K. Varnhagen von Ense. - Leipzig: Brockhaus, 1836. - Bd. 1. 260 S.

84. Georg Forster's sämmtliche Schriften / Hrsg. von dessen Tochter. - Leipzig: Brockhaus, 1843. - Bd. 7. 404 S.

85. Georg Forster in Mainz. 1788 bis 1793 / Hrsg. von K. Klein. - Gotha: Verlag von Friedrich Andreas Perthes, 1863. - 484 S.

86. Göthe's Briefwechsel mit den Gebrüdern von Humboldt (1795-1832) / Hrsg. von Ch. Bratranek. 3. Teil. - Leipzig: Brockhaus, 1876. - 443 S.

87. Hameln G. Denkwürdigkeiten der Glückel von Hameln / Hrsg. von A. Feilchenfeld. - Berlin: Jüdischer Verlag, 1920. - 328 S.

88. Henriette Herz in Erinnerungen, Briefen und Zeugnissen / Hrsg. von R. Schmitz. - Berlin: Die Andere Bibliothek, 2013. - 400 S.

89. Herz H. Ihr Leben. Ihre Erinnerungen / Hrsg. von J. Fuerst. - Berlin: W. Hertz, 1858. - 343 S.

90. Heyse P. Jugenderinnerungen und Bekenntnisse. - Berlin: Hertz, 1900. - 383 S.

91. Hippel T. G. Über die bürgerliche Verbesserung der Weiber. - Vaduz, Liechtenstein: Topos Verlag AG, 1981. - 266 S.

92. Humboldt W. Briefe an meine Freunde. - Altenmünster: Jazzybee Verlag, 2012. - 527 S.

93. Moses Mendelsohn. Briefwechsel der letzten Lebensjahre / Moses Mendelssohn. Gesammelte Schriften. - Stuttgart-Bad Cannstatt: Frommann, 1979. - Bd. 3. 342 S.

94. Moses Mendelsohn. Briefwechsel (1761-1785) / Moses Mendelssohn. Gesammelte Schriften. - Stuttgart, Bad-Cannstatt: Frommann-Holzboog, 1994. - Bd. 20. 468 S.

95. Nicolai F. Über meine gelehrte Bildung. Über meine Kenntnis der kritischen Philosophie. - Berlin, Stettin: von F. Nicolai, 1799. - 266 S.

96. Radziwill L. Fünfundvierzig Jahre aus meinem Leben: 1770-1815. -Braunschweig: G. Westermann, 1912. - 384 S.

97. Rahel. Ein Buch des Andenkens für ihre Freunde. - Berlin: Duncker und Humblot, 1834. - Bd. 1. 588 S.

98. Rahel. Ein Buch des Andenkens für ihre Freunde / Hrsg. von K. Varnhagen von Ense. Berlin: Duncker und Humblot, 1834. Bd. 2. 620 S.

99. Rahel Levin Varnhagen. Briefwechsel mit Pauline Wiesel / Hrsg. von B. Hahn, U. Isselstein und and. München: Beck, 1997. 767 S.

100. Rahel Levin. Familienbriefe / Hrsg. von R. Buzzo Margari Barovero. -München: Verlag C. H. Beck, 2009. - 1547 S.

101. Recke E. Tagebücher und Selbstzeugnisse / Hrsg. von C. Träger. - München Beck, 1984. - 474 S.

102. Schleiermacher F. Kritische Gesamtausgabe. Briefwechsel 1800 / Hrsg. von H. Fischer [und and.]. - Berlin, New York: Gruyter, 1994. - Bd. 4. 574 S.

103. Varnhagen von Ense K. Denkwürdigkeiten und Vermischte Schriften. -Leipzig: Brockhaus, 1859. - Bd. 8. 820 S.

104. Varnhagen K. Denkwürdigkeiten und vermischte Schriften. - Leipzig: Brockhaus, 1843. - Bd. 4. 660 S.

105. Varnhagen von Ense K. A. Denkwürdigkeiten des eigenen Lebens. - Leipzig: Brockhaus, 1871. - Bd. 2. 498 S.

106. Varnhagen von Ense K. A. Über die Rahels Religiosität. - Leipzig: Reichenbach, 1836. - 79 S.

Художественная литература

107. Лессинг Г. Э. Натан Мудрый // Г. Э. Лессинг. Избранное. - М.: Худ. лит., 1980. - 574 с.

108. Мольер Ж.-Б. Смешные жеманницы // Ж.-Б. Мольер. Собрание сочинений в 2-х т. / Пер. под ред. Н. М. Любимова и С. С. Мокульского.

- М.: Худ. лит., 1957. - Т.1. С. 237-262.

109. Мольер Ж.- Б. Ученые женщины // Ж.-Б. Мольер. Собрание сочинений в 2-х т. / Пер. под ред. Н. М. Любимова и С. С. Мокульского. - М.: Худ. лит., 1957. - Т. 2. С. 527-614.

110. Руссо Ж.-Ж. Исповедь. - М.: Захаров, 2004. - 699 с.

111. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании / Под ред. Г. Н. Джибланзе. - М.: Педагогика, 1981. - Т. 1. 656 с.

112. Brachmann L. Die Rettung. Idylle // Musen-Almanach / Hrsg. von F. Schiller.

- Tübingen: Cotta, 1799. - S. 77-85.

113. Brachmann L. Guidos Aurora // Musen-Almanach / Hrsg. von F. Schiller. -Tübingen: Cotta, 1798. - S. 186-187.

114. Frohberg R. Schmerz der Liebe. 2. Aufl. - Wien: Pichler, 1815. - 204 S.

115. Gad E. Briefe während meines Aufenthalts in England und Portugal. -Hamburg: Campe, 1802. - 407 S.

116. La Roche S. Briefe an Lina als Mädchen. Ein Buch für junge Frauenzimmer die ihr Herz und ihren Verstand bilden wollen. - Leipzig: Graff, 1797. - Bd. 1. 266 S.

117. La Roche S. Journal einer Reise durch Frankreich von der Verfasserinen von Rosaliens Briefen. - Altenburg: Klotz, 1787. - 590 S.

118. La Roche S. Pomona für Teutschlands Töchter / Hrsg. von S. La Roche. -Speyer, 1783. - Bd. 4. 622 S.

119. Lessing G. E. Die Erziehung der Menschengeschecht // Lessings Werke. -Berlin, Leipzig, Wien, Stuttgart Bong und Co, 1780. - Bd. 6. S. 61-83.

120. Nicolai F. Vertraute Briefe von Adelheid B. an ihre Freundin Julie S. -Berlin, Stettin: F. Nicolai, 1799. - 242 S.

121. Schlegel D. Florentin / Hrsg. von F. Schlegel. - Lübeck, Leipzig: Bohn, 1801. - Bd. 1. 388 S.

122. Schlegel F. Lucinde. 1. Aufl. - Berlin: Frölich, 1799.

Религиозная литература

123. Маймон М. Знания // Маймон М. Мишне Тора. Кн. 1. URL: https: //www. mo shiach.ru/rambam?number=3 0

124. Mendelssohn M. Moralische Erzählungen aus dem Talmud // Lesebuch für jüdische Kinder. Berlin, 1779. S. 24-25.

II. Литература:

125. Арендт Х. Просвещение и еврейский вопрос // Арендт Х. Скрытая традиция. - М.: Текст, 2008. - С. 139-164.

126. Бакалов А. С. Литературные альманахи в культурном пространстве Германии классико-романтической эпохи / А. С. Бакалов // Русская германистика. Ежегодник Российского союза германистов. - М.: СамГПУ, 2008. - Т. 4. С. 116-124.

127. История понятий, история дискурса, история метафор / Сборник статей под ред. Г. Э. Бедекера. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 328 с.

128. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 320 с.

129. Вербилович О. Теория коммуникативного действия: ключевые категории и познавательный потенциал / О. Вербилович // Публичная

сфера: теория, методология, кейс стадии. Библиотека журнала исследований социальной политики. - М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2013. - С. 35-55.

130. Гайм Р. Вильгельм фон Гумбольдт. Описание его жизни и характеристика / Р. Гайм. - М.: УРСС, 2004. - 529 с.

131. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах / Э. Гидденс. - СПб: Питер, 2004. -208 с.

132. Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации / Э. Гидденс. - М.: Академический проект, 2003. - 525 с.

133. Грец Г. История евреев от древнейших времен до настоящего: в 12 т. / Г. Грец. - Одесса, 1908. - Т. 12. С. 153.

134. Данн О. Нации и национализм в Германии. 1770-1990 / О. Данн. - СПб.: Наука, 2003. - 470 с.

135. Дарнтон Р. Великое кошачье побоище или другие эпизоды из истории французской культуры / Р. Дарнтон. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 384 с.

136. Дубнов С. М. Новейшая история еврейского народа от французской революции до наших дней. Эпоха первой эмансипации (1789-1815) / С. М. Дубнов. - М.: Мосты культуры, 2002. - Т. 1. 488 с.

137. Дюлон К. От беседы к творчеству // История женщин на Западе. Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения. В 5 т. / под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро. - СПб.: Алетейя, 2008. - Т. 3. С. 407-434.

138. Зомбарт В. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь / В. Зомбарт. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 624 с.

139. Ионкис Г. Э. Литературные салоны Берлина и их законодательницы / Г. Э. Ионкис // Евреи и немцы в контексте истории и культуры. - СПб: Алетейя, 2006. - С. 170-191.

140. Кац Я. Исход из гетто. Социальный контекст эмансипации евреев, 17701870 / Я. Кац. - М., Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2007. - 262 с.

141. Ковалева М. С. (Третьякова М. С.). Берлинский салон Генриетты Герц в фокусе культурной интеграции евреев на рубеже XVIII - XIX вв. / М. С. Ковалева // Преподаватель XXI век. № 4-2. - М.: МПГУ, 2016. - С. 408416.

142. Корзун В. П., Колеватов Д. М. На первый-второй рассчитайсь: человек второго плана как исследовательский проект // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории / Глав. ред. - Л. П. Репина. Вып. 28. - М.: Красанд, 2009. - С. 342-357.

143. Кром М. М. Введение в историческую компаративистику / М. М. Кром. - СПб.: Изд-во Европейского университета, 2015. - 248 с.

144. Лотман Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи, исследования, заметки / Ю. М. Лотман. - СПб.: Искусство-СПб, 2010. - 704 с.

145. Людтке А. История повседневности в Германии. Новые подходы к изучению труда, войны и власти / А. Людтке. - М.: РОССПЭН, 2010. -336 с.

146. Неклюдова М. С. Искусство частной жизни: Век Людовика XIV / М. С. Неклюдова. - М.: ОГИ, 2008. - 440 с.

147. Репина Л. П. Гендерная история: итоги и перспективы / Л. П. Репина // Историческая наука на рубеже XX - XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. - М.: Кругъ, 2011. - С. 503-546.

148. Репина Л. П. От «истории одной жизни» к «персональной истории» // История через личность: Историческая биография сегодня / Под. ред. Л. П. Репиной. 2-е изд. - М.: Квадрига, 2010. - С. 55-74.

149. Репина Л. П. «Персональная история»: биография как средство исторического познания / Л. П. Репина // Историческая наука на рубеже

ХХ-ХХ1 в.: социальные теории и историографическая практика. - М.: Кругъ, 2011. - С. 278-324.

150. Ростиславлева Н. В. Александр фон Гумбольдт: судьбы наследия в России в XIX - начале XX в. / Н. В. Ростиславлева // История и архивы.

- М.: РГГУ, 2019. - № 4. С. 112-121.

151. Ростиславлева Н. В. Историографическая рефлексия наследия В. фон Гумбольдта / Н. В. Ростиславлева // Вестник РГГУ. Серия «Исторические науки. Историография, источниковедение, методы исторических исследований». - М.: РГГУ, 2009. - № 4. С. 79-90.

152. Ростиславлева Н. В. Формы государственной власти в германской раннелиберальной доктрине / Н. В. Ростиславлева // Вестник РГГУ. Серия «Исторические науки. Всеобщая история». - М.: РГГУ, 2013. - № 13 (114). С. 170-179.

153. Поляков Л. История Антисемитизма. Эпоха знаний / Л. Поляков. - М., Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 1998. - Кн. 1. 446 с.

154. Пушкарева Н. Л. Гендерная теория и историческое знание / Н. Л. Пушкарева. - М.: Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 2007. - 495 с.

155. Пушкарева Н. Л. Зачем он нужен, этот «гендер»? (новая проблематика, новые концепции, новые методы анализа прошлого) / Н. Л. Пушкарева // Социальная история. Ежегодник. 1998/1999. - М.: РОССПЭН, 1999. - С. 155-176.

156. Стерхов Д. В. Поражение как религиозное испытание. Отражение военно-политического кризиса Пруссии 1806-1807 гг. в патриотической проповеди / Д. В. Стерхов // Вестник ТГУ. Вып. 10. - Томск: ТГУ, 2011.

- С. 272-277.

157. Стогова А. В. Салонная культура XVII века и женское творчество // Идеи и люди. Интеллектуальная культура Европы в Новое время / под ред. Л. П. Репиной. - М.: Аквилон, 2014. - С. 151-211.

158. Стогова А. В. «Умные женщины» во Франции второй половины XVII в.: Мадлен де Скюдери и проблемы идентичности // Адам и Ева. Альманах гендерной истории / под ред. А. Ю. Серегиной. - М.: ИВИ РАН, 2006. -№ 12. С. 171-218.

159. Таньшина Н. П. Герцогиня Доротея Дино - alter ego князя Талейрана // Новая и Новейшая история / под ред. В. В. Согрина. - М.: РАН, 2015. -С. 177-196.

160. Третьякова М. С. Еврейские салоны Берлина в зеркале интеллектуальной жизни Пруссии на рубеже XVIII-XIX вв. / М. С. Третьякова // Тирош. Труды по иудаике, славистике, ориенталистике. -М: СЕФЕР, 2018. - № 18. С. 95-109.

161. Третьякова М. С. Салон Рахели Фарнхаген фон Энзе в контексте социокультурной жизни прусского общества в первой трети XIX в. / М. С. Третьякова // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». - М.: РГГУ, 2017. - № 10-1 (31). С. 109116.

162. Третьякова М. С. Еврейские салоны в фокусе аккультурации евреев Пруссии на рубеже XVIII - XIX вв. / М. С. Третьякова // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». - М.: РГГУ, 2018. - № 10 (43). С. 86-95.

163. Третьякова М. С. Еврейские salonnieres Берлина глазами авторов-христиан на рубеже XVIII-XIX вв. / М. С. Третьякова // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. - М.: ИВИ РАН, 2020. - Вып. 28. С. 109126.

164. Третьякова М. С., Ростиславлева Н. В. Деятели Хаскалы о еврейском женском образовании в Пруссии во второй половине XVIII в. / М. С. Третьякова, Н. В. Ростиславлева // История и архивы. - М.: РГГУ, 2019. - № 4. С. 88-96.

165. Тэн И. Происхождение современной Франции / И. Тэн. - СПб.: Типография П. Ф. Пантелеева, 1907. - Т. 1. 228 с.

166. Успенская В. И. Женские салоны в Европе XVII-XVIII вв. [Электронный ресурс]. URL: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/articles/uspenskaya-zhenskie-salony.htm

167. Чавчанидзе Д. Л. Рахель Фарнхаген и две тенденции времени / Д. Л. Чавчанидзе // Русская германистика. Ежегодник Российского союза германистов. - М.: Языки славянских культур, 2011. - С. 37-45.

168. Чавчанидзе Д. Л. Рахель Фарнхаген и культура ее времени / Д. Л. Чавчанидзе // Studia Litterarum. № 4. - М., 2017. - Т. 2. С. 82-113.

169. Чудинов А. В. Французская революция. История и мифы / А. В. Чудинов. - М.: Наука, 2007. - 310 с.

170. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. - СПб.: Наука, 2001. - 377 с.

171. Хабермас Ю. Структурная трансформация публичной сферы: исследования касательно категории буржуазного общества / Ю. Хабермас. - М.: Весь мир, 2017. 342 с.

172. Элиас Н. Придворное общество: Исследования по социологии короля и придворной аристократии / Н. Элиас. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 368 с.

173. Aufklärung in Berlin / Hrsg. von W. Förster. - Berlin: Akademie Verlag, 1989. - 412 S.

174. Altmann A. Moses Mendelsohn. A biographical Study / A. Altmann. -London, Portland, Oregon Littman: Library of Jewish Civilization, 1998. -914 p.

175. Arendt H. Rahel Varnhagen. Lebensgeschichte einer deutschen Jüdin aus der Romantik / H. Arendt. - München, Berlin, Zürich: Piper, 2016. - 135 S.

176. Barth S. Mädchenlektüren: Lesediskurse im 18. und 19. Jahrhundert / S. Barth. - Frankfurt am Main, New York Campus Verlag, 2002. - 312 S.

177. Behm B. Moses Mendelssohn und die Transformation der jüdischen Erziehung in Berlin. Eine bildungsgeschichtliche Analyse zur jüdischen Aufklärung im 18. Jahrhundert / B. Behm // Jüdische Bildungsgeschichte in

Deutschland. - Münster, New York, München, Berlin: Waxmann, 2002. - Bd. 4. 309 S.

178. Bringmann W. Friedrich der Grosse. Ein Porträt / W. Bringmann. -München: Utz, 2006. - 834 S.

179. Bruer A. A. Geschichte der Juden in Preussen (1750-1820) / A. A. Bruer. -Frankfurt am Main, New York: Campus Verlag, 1991. - 531 S.

180. Davies M. Identity or History? Marcus Herz and the End of the Enlightenment / M. Davies. - Detroit: Wayne State University Press, 1996. -360 p.

181. Das Judentum in der Deutschen Umwelt 1800-1850 Studien zur Frühgeschichte der Emanzipation / Hrsg. von H. Liebeschütz und A. Paucker. - Tübingen: Mohr Siebeck, 1977. - 445 S.

182. Deiulio L. The Voice of the «schöne Seele»: Rahel Levin Varnhagen and Pauline Wiesel as Readers of Weimar Classicism // Challenging separate Spheres Female Bildung in Eighteenth- and Nineteenth- Century Germany / Ed. by M. Gooze. Vol. 40. - Oxford, Bern, Berlin, Bruxelles: Peter Lang, 2007. - P. 93-108.

183. Deutsche Aufklärung bis zur Französischen Revolution 1680-1789 / Hrsg. von R. Grimminger. - München: DTV, 1980. - 1099 S.

184. Deutsch-jüdische Geschichte in der Neuzeit. Emanzipation und Akkulturation. 1780-1871 / Hrsg. von M. A. Meyer unter Mitw. von M. Brenner. - München: C. H. Beck, 1996. - Bd. 2. 402 S.

185. Drewitz I. Berliner Salons. Gesellschaft und Literatur zwieschen Aufklärung und Industriezeitalter / I. Drewitz. - Berlin: Haude und Spener, 1965. - 112 S.

186. Epple A. Empfindsame Geschichtsschreibung eine Geschlechtsgeschichte der Historiographie zwischen Aufklärung und Historismus / A. Epple. - Köln, Weimar, Wien: Böhlau, 2003. - 444 S.

187. Erlin M. Necessary Luxuries. Books, Literature, and the Culture of Consumption in Germany 1770-1815 / M. Erlin. - Ithaca, New York: Cornell University Press, 2014. - 264 p.

188. Eliav M. Jüdische Erziehung in Deutschland im Zeitalter der Aufklärung und der Emanzipation / M. Eliav // Jüdische Bildungsgeschichte in Deutschland. -Münster, New York, München, Berlin: Waxmann, 2000. - Bd. 2. 488 S.

189. Eliav M. Die Mädchenerziehung im Zeitalter der Aufklärung und der Emanzipation / M. Eliav // Zur Geschichte der jüdischen Frau in Deutschland. - Berlin: Metropol-Verlag, 1993. - 268 S.

190. Feiner S. Moses Mendelsohn. Ein jüdischer Denker in der Zeit der Aufklärung / S. Feiner. - Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 2009. - 222 S.

191. Feiner S., Naimark-Goldberg N. Cultural Revolution in Berlin: Jews in the Age of Enlightenment / S. Feiner N., Naimark-Goldberg. - Chicago: Bodleian Library, 2011. - 104 p.

192. Fetting F. «Ich fand in mir eine Welt». Eine sozial- und literaturgeschichtliche Untersuchung zur deutschen Romanschriftstellerin um 1800: Charlotte von Kalb, Caroline von Wolzogen, Sophie Mereau-Brentano, Johanna Schopenhauer / F. Fetting. - München: W. Fink, 1992. - 158 S.

193. Fuchs R. «Soll ein Weib wohl Bücher schreiben oder soll sie' s lassen bleiben?»: The immediate Reception of Rahel Levin Varnhagen as a Public Figure / R. Fuchs // Neophilologus. Vol. 98. - 2014. - P. 303-324.

194. Gatter N. Rosa Maria Assing (1783-1840). «Was doch der Assing und der August für vortreffliche Frauen haben!» Heines Freundin Rosa Maria // Vom Salon zur Barrikade. Frauen der Heinezeit / Hrsg. von I. Hundt. - Stuttgart, Weimar: Metzler, 2002. - S. 91-110.

195. Geiger L. Geschichte der Juden in Berlin / L. Geiger. - Berlin: Guttentag, 1871. - 207 S.

196. Goodman D. Enlightment salons: the Convergence of Female and Philosophic Ambitions // Eighteenth-century studies. Vol. 22. [Электронный pecypc].URL:http://links.jstor.org/sici?sici=00132586%28198921%2922%3 A3%3C329%3AESTC0F%3E2.0.C0%3B2-J.

197. Gooze, M. Geist und Schönheit der alternden Salonniere / M. Gooze // Geschlecht - Generation - Alter(n). - Berlin: Lit verlag 2011. - P. 36-58.

198. Gooze M. Posing for Posterity: The Representations and Portrayals of Henriette Herz as «Beautiful Jewess» / M. Gooze // Body Dialects in the Age of Goethe. - Amsterdam - New York: Rodopi, 2003. - P. 67-95.

199. Grätz H. The Measfim and the judaeo-christian Salon // History of the Jews. From the Chmielnicki Persecution of the Jews in Poland to the present time. -Philadelphia: The Jewish Publication Society of America, 1895. - Vol. 5. P. 395-428.

200. Hahn B. A dream of living together: Jewish women in Berlin around 1800 / B. Hahn // Jewish women and their salons. The Power of Conversation / Ed. by E. D. Bilsky, E. Braun. - New York: Jewish Museum under the auspices of the Jewish Theological Seminary of America, 2005. - P. 149-157.

201. Hahn B. Unter falschem Nahmen. Von der schwierigen Autorschaft der Frauen / B. Hahn. - Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1991. - 146 S.

202. Haug C. Weibliche Geselligkeit und literarische Konspiration im Vorfeld der Französischen Revolution. Über das Projekt zur Gründung einer Frauengesellschaft in Giesen 1789/1790 / C. Haug // Soziäteten, Netzwerke, Kommunikation. Neue Forschungen zur Vergesellschaftung der Aufklärung. - Tübingen: Niemeyer, 2013. - S. 177-192.

203. Hargrave M. Henriette Herz / M. Hargrave // Hargrave M. Some German women and their salons. - New York: Brentano's, 1912. - P. 51-154.

204. Hartlieb E. Geschlechterdifferenz im Denken Friedrich Schleiermachers / E. Hartlieb. - Berlin, New York: Gruyter, 2012. - 390 S.

205. Hertz D. Die jüdischen Salons im alten Berlin / D. Hertz. - Berlin: PHILO, 1998. - 349 S.

206. Hertz D. Henriette Herz as a Jew, Henriette Herz as a Christian -Relationships, Conversions, Antisemitism / D. Hertz // Die Kommunikations-, Wissens- und Handlungsräume der Henriette Herz. - Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 2017. - S. 117-140.

207. Hertz D. How Jews became Germans. The History of Conversion and Assimilation in Berlin / D. Hertz. - New Haven: Yale University Press, 2009. - 276 p.

208. Hoffmann A. Schule und Akkulturation / A. Hoffmann. - Münster, New York, München, Berlin: Waxmann, 2001. - Bd. 3. 210 S.

209. Huber E. R. Deutsche Verfassungsgeschichte seit 1789. Reform und Restauration. 1789 bis 1830 / E. R. Huber. - Stuttgart, Berlin, Köln, Mainz: Kohlhammer, 1991. - 8 Bde. Bd. 1. 820 S.

210. Jacobi J. Mädchen- und Frauenbildung in Europa. Von 1500 bis zur Gegenwart / J. Jacobi. - Frankfurt am Main, New York: Campus Verlag,

2013. - 509 S.

211. Jahnke S. «Wie können Sie nur so grausam sein, selbst sprechend schweigsam zu bleiben?» - Sprechen und Schweigen in der Korrespondenz von Henriette Herz und Immanuel Bekker / S. Jahnke // Die Kommunikations-, Wissens- und Handlungsräume der Henriette Herz. -Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 2017. - S. 171-186.

212. Johns A. Bluestocking Feminism and British-German Cultural Transfer, 1750-1837 / A. Johns. - East Lancing: the University of Michigan Press,

2014. - 227 p.

213. Jones E., Pittman T. Toward a General Theory of Strategic Self-Presentation // Psychological Perspectives on the Self / Ed. by J. Suis. Vol. 1. - Hillsdale, New Jersey, London: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1982. - P. 231-262.

214. Kasper-Holtkotte C. Juden in Aufbruch: zur Sozialgeschichte einer Minderheit im Saar-Mosel-Raum um 1800 / C. Kasper-Holtkotte. -Hannover: Hahn, 1996. - 488 S.

215. Kayserling M. Die Jüdischen Frauen in der Geschichte Literatur und Kunst / M. Kayserling. - Leipzig: Brockhaus, 1879. - 375 S.

216. Key E. Rahel Varnhagen von Ense / E. Key // E. Key. Studien und Skizzen. -Altenmünster: Jazzybee Verlag, 1907. - S. 175-363.

217. Kocka J. Bürgertum im 19. Jahrhundert. Einheit und Vielfalt Europas / J. Kocka. - Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1995. - Bd. 1. 252 S.

218. Koselleck R. Begriffsgeschichten. Studien zur Semantik und Pragmatik der politischen und sozialen Sprache / R. Koselleck. - Frankfurt am Main Suhrkamp 2006. - 569 S.

219. Koselleck R. Preussen zwischen Reform und Revolution. Allgemeines Landesrecht, Verwaltung und soziale Bewegung von 1791 bis 1848 / R. Koselleck. - München: Klett-Cotta, 1975. - 739 S.

220. Kramer E. M. Cultural Fusion and the Defense of difference // Sociocultural Conflict between African and Korean Americans / Ed. by M. K. Asante, E. Min. - New York University Press of America, 2000. - P. 181-228.

221. Kramer E. M. Gaiatsu and Cultural Judo / E. M. Kramer // The Emerging Monoculture: Assimilation and the «model Minority». - Westport, Connecticut, London: Praeger, 2003. - P. 1-32.

222. Langewiesche D. Europa zwischen Restauration und Revolution 1815 - 1849 / D. Langewiesche // Oldenbourg Grundrisse der Geschichte. - Oldenbourg, München: Gruyter, 2007. - Bd. 13. 261 S.

223. Langewiesche D. Nation, Nationalismus, Nationalstaat. In Deutschland und Europa / D. Langewiesche. - München: Beck, 2000. Bd. 1399. - 267 S.

224. Lesekulturen im 18. Jahrhundert / Hrsg. von H. E. Bödeker - Hamburg: F. Meiner, 1992. - 149 S.

225. Lewis M., Neighbors C. Self-Determination and the Use of Self-Presentation Strategies / M. Lewis, C. Neighbors // The Journal of Social Psychology. Vol. 145. - 2010. - P. 469-489.

226. Lezzi E. «Ewig rein wie die heilige Jungfrau». Zur Enthüllung des Jüdischen in der Rezeption von deutschsprachigen Romanen um 1800 / E. Lezzi // Juden und Judentum in der deutschsprachigen Literatur. Wiesbaden: Harrassowitz, 2006. - S. 61-86.

227. Lohmann U. David Friedländer. Reformpolitik im Zeichen von Aufklärung und Emanzipation: Kontexte des preussischen Judenedikt vom 11. März 1812 / U. Lohmann. - Hannover: Wehrmann, 2013. - 575 S.

228. Lowenstein S. M. The Berlin Jewish Community: Enlightenment, Family and Crisis, 1770-1830 / S. M. Lowenstein. - New York, Oxford: Oxford University Press, 1994. - 320 p.

229. Lund H. Der Jüdische Salon als Ort der Emanzipation? Die Berliner Salons um 1800 und die bürgerliche Verbesserung / H. Lund // Moses Mendelssohn die Aufklärung und die Anfänge des deutsch-jüdischen Bürgertums. Menora. Jahrbuch für deutsch-jüdische Geschichte 2005/2006. - Hamburg: Philo, 2006. - Bd. 16. S. 149-170.

230. Lund H. Die ganze Welt auf ihrem Sopha. Frauen in europäischen Salons / H. Lund. - Berlin: Trafo verlag, 2004. - 198 S.

231. Lund H. Sie schenkte mir drei Tassen Spruch Wilhelm von Humboldt und die Anfänge der deutsch-jüdischen Geselligkeit in den Briefen der Berliner Salongesellschaft / H. Lund // Zeitschrift für Religions- und Geistesgeschichte. Vol. 62 (3). - 2010. - S. 227-247.

232. Mayer C. Female education and a cultural transfer of pedagogical knowledge in the eighteenth century / C. Mayer // Paedagogica Historica. Vol. 48 (4). -2012. - S. 1-16.

233. Meise H. Lesen als kulturelle Praktik von Frauen (16.-18. Jahrhundert) / H. Meise // Internationales Archiv für Sozialgeschichte der deutschen Literatur. -Berlin, Boston: Gruyter, 2014. - Bd. 39 (1). S. 166-183.

234. Melton J. The rise of the public in Enlightenment Europe / J. Melton. -Cambridge: Cambridge University Press, 2004. - 284 p.

235. Musik und Ästhetik im Berlin Moses Mendelssohns / Hrsg. von A. Gerhard. -Tübingen: Niemayer, 1999. - 263 S.

236. Nathaus K. Organisierte Geselligkeit. Deutsche und britische Vereine im 19. und 20. Jahrhundert / K. Nathaus. - Göttingen: Vandenhoeck, Ruprecht, 2009. - 328 S.

237. Reents C., Melchior C. Die Geschichte der Kinder- und Schulbibel evangelisch- katolisch- jüdisch / C. Reents, C. Melchior. - Göttingen: VR Unipress, 2011. - 700 S.

238. Schindel C. W. O. Die deutschen Schriftstellerinnen des neunzehnten Jahrhunderts / C. W. O. Schindel. - Leipzig: Brockhaus, 1823. - Bd. 1. 384 S.

239. Schindler V. Rahel Varnhagen von Ense (1771-1833). «Eine Sevigne prussienne?» Französische Echos auf Rahel Varnhagens Briefwerke // Vom Salon zur Barrikade. Frauen der Heinezeit / Hrsg. von I. Hundt. - Stuttgart, Weimar: Metzler 2002. - S. 17-46.

240. Schulte C. Die jüdische Aufklärung. Philosophie, Religion, Geschichte / C. Schulte. - München: Beck Verlag, 2002. - 279 S.

241. Scott J. Gender a Useful Category of Historical Analysis / J. Scott // American Historical Review. Vol. 91. - Oxford: Oxford University Press, 1986. - № 5. P. 1053-1075.

242. Seibert P. Der literarische salon: Literatur und Geselligkeit zwischen Aufklärung und Vormärz / P. Seibert. - Stuttgart, Weimar: Metzler, 1993. -477 S.

243. Sutcliffe A. Judaism and Enlightenment / A. Sutcliffe. - Cambridge: University Press, 2003. - 338 p.

244. Tewarson H. T. Jüdinsein um 1800. Bemerkungen zum Selbstverständnis der ersten Generation assimilierter Berliner Jüdinnen / H. T. Tewarson // Von einer Welt in die andere. Jüdinnen im 19. und 20. Jahrhundert. - Wien: Verlag Christian Brandstätter, 1993. - S. 47-70.

245. Tewarson H. T. Rahel Levin Varnhagen: the Life and Work of a German Jewish intellectual / H. T. Tewarson. - Lincoln, London: University of Nebraska Press, 1998. - 262 p.

246. Bürger und Bürgerlichkeit im Zeitalter Aufklärung / Hrsg. von R. Vierhaus. -Heidelberg: Schneider, 1981. - 221 S.

247. Vierhaus R. Deutschland im Zeitalter Absolutismus (1648 - 1763) / R. Vierhaus. 2. Aufl. - Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1984. - 234 S.

248. Weckel U. Zwischen Häuslichkeit und Öffentlichkeit: die ersten deutschen Frauenzeitschriften im späten 18. Jahrhundert und ihr Publikum / U. Weckel.

- Tübingen Niemeyer, 1998. - 700 S.

249. Wehler H.-U. Deutsche Gesellschaftsgeschichte / H.- U. Weller. - München: Beck, 1996. - 5 Bde. Bd. 1. S. 268-331.

250. Weissberg L. Weibliche Körpersprachen / L. Weissberg // Von einer Welt in die andere. Jüdinnen im 19. und 20. Jahrhundert. - Wien: Verlag Christian Brandstätter, 1993. - S. 71-92.

251. Wicklund R., Gollwitzer P. Symbolic Self-Completion Attempted Influence and Self-Deprecation / R. Wicklund, P. Gollwitzer // Basic and applied social Psychology, Vol. 2. - Texas, 1981. - № 2. Р. 89-114.

252. Wilhelmy-Dollinger P. Die Berliner Salons / P. Wilhelmy-Dollinger. - Berlin, New-York: de Gruyter, 2000. - 429 S.

253. Willenberg J. Distribution und Übersetzung englischen Schrifttums im Deutschland des 18. Jahrhunderts / J. Willenberg. - München: Gruyter, 2008.

- 380 S.

254. Wittmann R. Geschichte des deutschen Buchhandels. Ein Überblick / R. Wittman. - München: Beck, 1991. - 495 S.

255. Wyrwa U. Juden in der Toskana und in Preussen im Vergleich / U. Wyrwa. -Tübingen: Mohr Siebeck, 2003. - 491 S.

256. Zemon N. Women on the Margins. Three seventeeth-century Lives / N. Zemon. - Cambridge, Massachusetts, London: Belknap Press, 1995. - 400 p.

257. Zur Geschichte des katholischen Schulwesens / Hrsg. von C. Kron-Abel. -Köln: Bachem, 1992. - 6 Bde. Bd. 3. 363 S.

Справочные издания:

258. Электронная еврейская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://eleven.co.il/ (дата обращения: 22.02.2020).

259. Campe J. H. Wörterbuch der deutschen Sprache / J. H. Campe. -Braunschweig: Schulbuchhandlung, 1807. - Bd. 1. 1032 S.

260. Campe J. H. Wörterbuch zur Erklärung und Verdeutschung der unseser Sprache aufgedrungenen fremden Ausdrücke / J. H. Campe. - Grätz: F. X. Miller, 1808. - Bd. 1. 300 S.

261. Encyclopaedia Britannica [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/ (дата обращения: 20.02.2020).

262. Nicolai F. Beschreibung der königlichen Residenzstädte Berlin und Potsdam und daselbst befindliche Merkwürdigkeiten / F. Nicolai. - Berlin: Nicolai, 1769. - 622 S.

263. Nicolai F. Beschreibung der königlichen Residenzstädte Berlin und Potsdam und daselbst befindliche Merkwürdigkeiten / F. Nicolai. - Berlin: Nicolai, 1779. - Bd. 2. 448 S.

264. Quellen zur Geschichte der Juden in den Archiven der neuen Bundesländern / Hrsg. von S. Jersch-Wenzel. - Berlin: De Gruyter, 2001. - Bd. 2. 948 S.

265. Wilhelmy-Dollinger P. Berlin salons: Late Eighteenth to Early Twentieth Century / P. Wilhelmy-Dollinger // Jewish Women: A Comprehensive Historical Encyclopedia. 2009. Jewish Women's Archive. [Электронный ресурс]. URL: http://jwa. org/encyclopedia/article/berlin-salons-late-eighteenth-to-early-twentieth-century. (дата обращения: 24.02.2020).

Диссертационные исследования

266. Стерхов Д. В. Национально-патриотические идеи немецкого протестантского духовенства в годы наполеоновских войн (1806-1815 гг.) / Д. В. Стерхов // Дисс. канд. ист. наук - Место защиты: МГУ. М., 2012. - 237 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.