Библейское повествование в итальянской опере первой половины XIX века: "Моисей" Дж. Россини, "Навуходоносор" Дж. Верди тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Михайлова, Олеся Сергеевна

  • Михайлова, Олеся Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 191
Михайлова, Олеся Сергеевна. Библейское повествование в итальянской опере первой половины XIX века: "Моисей" Дж. Россини, "Навуходоносор" Дж. Верди: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Ростов-на-Дону. 2014. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Михайлова, Олеся Сергеевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. БИБЛЕЙСКАЯ ТЕМА В КОНТЕКСТЕ

ИСТОРИКО-СОЦИАЛЬНЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

ИСКАНИЙ ЭПОХИ

1.1. Священное Писание в западноевропейской культуре XIX века

1.2. Итальянское Рисорджименто и религиозная концепция

1.3. Принципы библейского историзма и рецептивная эстетика

1.4. Духовная оратория и оперы на библейский сюжет

ГЛАВА II. ВЕТХОЗАВЕТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ В ОПЕРЕ

ДЖ. РОССИНИ «МОИСЕЙ»

2.1. История создания

2.2. Библейская поэтика в либретто

2.3. Западноевропейские традиции и опера «Моисей»

2.4. Музыкально-драматургическая логика библейских сцен

ГЛАВА III. ДЖ. ВЕРДИ И ЕГО ОПЕРА «НАВУХОДОНОСОР»

3.1. История создания

3.2. Библейский замысел в творчестве

Маэстро итальянской революции

3.3. Принципы библейского историзма в либретто

3.4. Музыкально-драматургические особенности оперы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ. НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Библейское повествование в итальянской опере первой половины XIX века: "Моисей" Дж. Россини, "Навуходоносор" Дж. Верди»

Введение

Библия принадлежит всем, атеистам и верующим равно.

Это книга человечества.

Ф. М. Достоевский

Актуальность темы исследования. Библия — главная и древнейшая книга, в которой воплощены нравственные законы, определившие фундамент духовного и культурного состояния человечества во все времена его существования. Темы, идеи и образы Книги книг являлись и являются объектом философского и художественного осмысления. Вот уже несколько веков содержание ее страниц стало предметом исследования в различных областях наук (история, богословие, география, археология, филология). С течением времени такой масштабный интерес к Священному Писанию все более возрастает, ведь и на сегодняшний день Библия остается самой издаваемой книгой в мире.

Вера в истинность и нетленность законов бытия, запечатленных в повествовании Священного Писания, вдохновляла лучших художников и музыкантов, живописцев и скульпторов.

Мировую литературу на всех этапах ее существования невозможно представить без произведений, корни которых напрямую или опосредованно интерпретируют содержание сюжетов этой Богочеловеческой книги в самых различных жанрах - от камерной стихотворной лирики до новелл, романов историко-философского содержания. Среди них — «Божественная комедия» Данте, «Иосиф и его братья» Т. Манна, «Иуда Искариот» Л. Андреева, «Фауст» И. Гете, «Валтасар», «Таис» А. Франса, «Суламифь» А. Куприна, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, библейский стихотворный цикл в «Докторе Живаго» Б. Пастернака и еще бесчисленное множество прозаических, философских, исторических и поэтических опусов.

Библейской тематике посвящено едва ли не все творчество живописцев эпохи Возрождения. Без нее невозможно представить содержание полотен

Рембрандта, Джорджоне, Тициана, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. В русской живописи, помимо великих образцов иконописи Ф. Грека и А. Рублева, наиболее известными остаются полотна А. Иванова, И. Крамского, М. Нестерова, Н. Ге, И. Глазунова.

В музыке библейская тематика также нашла свое многогранное глубокое претворение. Многие композиторы прошлого и современности в своем творчестве воплотили содержание Книги книг.

История музыкального театра XIX века (как западноевропейского, так и отечественного) отмечена появлением ряда оперных концепций на сюжеты из Священного Писания. К таковым относятся сочинения Э. Меполя («Иосиф в Египте» 1807), Дж. Россини («Кир в Вавилоне» 1812; «Моисей в Египте» 1818 — 1819; «Моисей и Фараон или Переход через Красное море» 1827), Г. Доницетти («Потоп» 1830), Дж. Верди («Навуходоносор» 1841), К. Сен-Санса («Самсон и Далила» 1869 - 1876), Ж. Массне («Мария Магдалина» 1873; «Иродиада» 1881), А. Серова («Юдифь» 1863), А. Рубинштейна («Маккавеи» 1874; «Суламифь» 1882 - 1883 и др.)

Проникновение библейской тематики в оперный жанр обусловлено длительным художественно-историческим процессом, уходящим в Средневековье, к жанрам литургической драмы, миракля и мистерии, во многом послужившими источником для появления светской религиозно-философской трагедии. Ее принципы стали основополагающими для концептуально-драматургической поэтики музыкальных произведений культового содержания. В известном смысле, истоки оперы на библейский сюжет восходят к жанру григорианской мессы, в которой сформировались музыкально-риторические формулы, воссоздающие символику религиозного мира (напр. «Dies irae», «Tuba mirum»). К жанровым «прообразам» «библейской оперы» можно отнести реквием и католический гимн «Stabat Mater». Хоровые и сольные части заупокойной службы, с определенными оговорками, оказали влияние на формирование особого кантатно-ораториального пространства, получившего воплощение в оперных сценах культового содержания. И

конечно, непосредственными предшественниками «библейского оперного театра» XIX века стали оратории и пассионы И. С. Баха, Г. Генделя и И. Гайдна, содержащие признаки театральной драматургии.

При всем обилии музыковедческих исследований, посвященных воплощению библейской тематики в музыке, наименее изученными остаются оперы на ветхозаветные темы, в которых ярко проявились принципы взаимодействия различных типов драмы, усложненной религиозно-философской концепцией. Работы, касающиеся данного аспекта в итальянской опере первой половины XIX века, малочисленны, и в целом их классификация имеет одностороннюю направленность. Как отечественное, так и зарубежное музыковедение относит «библейские оперы» Дж. Россини и Дж. Верди к жанру народно-героической драмы, созвучной социально-политическим идеям Рисорджименто. Между тем, ни в одном из известных нам источников напрямую не зафиксировано мнение композиторов относительно «революционности» этих сочинений. Более того, в определении жанрового модуса своих произведений авторы подчеркивают библейскую направленность их замысла. Опера «Моисей» обозначена Дж. Россини как трагико-священное действие («Моисей и фараон» - священная опера). Не менее показательно и то, что Дж. Верди сознательно избирает для написания оперы либретто, от которого «веяло Библией» [140, с. 43]. Противоречие между музыковедческим взглядом на эти произведения возникает и в связи с тем немаловажным фактом, что в основу их содержания положены сюжеты из Священного Писания, и представляется не вполне корректным толкование опер на библейский сюжет автономно от религиозной концепции и вне контекста духовных установок эпохи, в которой они возникли. Вышеизложенное и определило актуальность исследования.

Степень изученности проблемы. Поскольку, как уже отмечалось, литература об операх «Моисей» и «Навуходоносор», равно как и анализ произведений, весьма ограничены, ответы на поставленные вопросы были найдены в работах, посвященных библейским текстам. Все многообразие

исследований по этому поводу можно условно разделить на несколько блоков, включающих как музыковедческие работы, так и труды смежных областей знаний. К ним относятся философские, теософские, эстетические, литературоведческие, театроведческие и исторические источники, так или иначе связанные с воплощением религиозной проблематики.

Первый блок исследований составляют труды, раскрывающие особенности историко-художественного контекста европейской культуры XIX века, проникнутой атмосферой возрождения интереса к содержанию Библии. Основополагающими среди них явились работы Ф. Шеллинга («Философия искусства»), А. Шлегеля («Чтения о драматической литературе и искусстве», «Идеи»), Н. Берковского («Романтизм в Германии»), А. Михайлова («Эстетические идеалы немецкого романтизма»), К. Зенкина («Романтизм в контексте христианской культуры»), диссертационное исследование О. Тарасовой («Традиции средневековой литературы в поэзии французских романтиков: В. Гюго, А. де Виньи, А. де Мюссе»). К ним примыкают масштабные труды, освещающие основные тенденции в литературе и драматургии эпохи романтизма: «История западноевропейского театра» (т.З) и «История всемирной литературы» (т. 6).

Данный блок дополняют исследования, посвященные итальянской культуре периода Рисорджименто, в контексте которой и сформировался жанр «романтической библейской оперы». Особенно ценным для понимания как исторического, так и художественного аспектов эпохи явился фундаментальный труд «История Италии» (т.2). Неоценимую роль в осмыслении основных тенденций музыкальной культуры этого времени сыграла «Философия музыки» видного деятеля Рисорджименто Дж. Мадзини. Отдельно выделим и статью И. Володиной «Заметки о восприятии творчества А. Мандзони в России (1820 -1960)», в которой освещается деятельность этого выдающегося итальянского писателя, отразившего основные взгляды эстетико-религиозной концепции своей эпохи.

Вторая группа исследований посвящена вопросам религиозной доктрины.

Данный блок во главе с основополагающим смысловым источником произведений — Библией и ее энциклопедическим «спутником» — составляет литература религиозно-исторического плана. Таковыми являются работы И. Флавия («Иудейские древности»), М. Штереншиса («История города Иерусалима»), И. Трибельского («Иерусалим: тайна трех тысячелетий»), И. Тантлевского («История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма»), проливающие свет на историко-религиозную суть библейского содержания событий, а также исследующие особенности ментальных, культурных и иных традиций и представлений еврейского народа. Особое значение приобрела книга И. Шифмана «Ветхий завет и его мир», которая позволила в полной мере понять и оценить многие аспекты Пятикнижия, а также проникнуть в особенности мировоззрения богоизбранного народа, о котором идет речь в изучаемых операх. К этой же группе относятся труды, посвященные концепции библейского историзма, на принципах которого и выстраивается проблематика опер Дж. Россини и Дж. Верди. Данный аспект раскрыт в диссертационном исследовании О. Хазанова «Феномен религиозного историзма: некоторые подходы к пониманию еврейской и индийской традиций», а также в статьях Й. Иерушалми («Историческая память в Писании и талмудической литературе»), В. Лимонова («О библейском историзме»), Е. Оберемок («Феномен древнееврейского религиозного историзма»), которые сыграли важную роль в формировании наших представлений о данном явлении.

Вместе с основополагающей для опер Дж. Россини и Дж. Верди концепцией библейского историзма возникла проблема его восприятия в различные эпохи. Для понимания вопросов, касающихся толкования этих произведений, в работе использованы принципы рецептивной эстетики, разработанной в диссертационном исследовании С. Козаногина («Художественная рецепция Ветхого Завета в русской литературе XIX - начала XX веков»), и статьях Н. Летиной («Теоретические основания рецепции в провинциальном искусстве»), Н. Левакина («Художественная рецепция как литературоведческое понятие (к вопросу понимания термина)»), Е.

Мельниковой («Понятие рецепции: современные исследовательские подходы к анализу текстов культуры»). Опора на теорию, изложенную в этих трудах, во многом прояснила понимание оперных замыслов и позволила дать более четкую жанровую характеристику произведений.

Третий блок исследований составляют музыковедческие труды о жизни и творчестве Дж. Россини и Дж. Верди. Круг литературы, посвященной этим композиторам и особенно изучению их опер на библейские сюжеты, весьма ограничен. Основополагающим источником для настоящей работы явилось эпистолярное наследие этих авторов, отражающее многие аспекты их жизненных и эстетических позиций. Несомненно, важную роль в формировании наших представлений сыграли труды Ф. Стендаля («Жизнь Россини»), Е. Бронфин («Дж. Россини. Жизнь и творчество в материалах и документах») и А. Фраккароли («Россини. Письма Россини, воспоминания»). Наиболее полно творческая и жизненная история Дж. Верди предстает в известной монографии Л. Соловцовой, которая содержит обширные и разнообразные сведения, важность которых трудно переоценить. Большой объем полезной информации содержат и работы Б. Асафьева, М. Друскина, Г. Лароша, М. Нюрнберга, Г. Орджоникидзе, А. Платонова, И. Соллертинского, В. Фермана. Из работ, затрагивающих вопросы библейской тематики в операх Дж. Россини и Дж. Верди, выделим труды А. Кенигсберг («Трактовка библейских сюжетов в итальянской и французской опере XIX века», «24 итальянские оперы первой половины XIX века») и М. Черкашиной («Нацюнально-патрютична тема в опершй творчост1 Росспп»). В них кратко освещены особенности воспроизведения библейских сюжетов, которые, по мнению авторов, не являются определяющими в замысле композиторов. Исследователи рассматривает оперные концепции лишь в русле героико-патриотической направленности.

Отдельный блок составляют переведенные нами исследования зарубежных авторов, которые содержат новую «прагматическую» точку зрения на оперное творчество Дж. Верди. Авторы ряда зарубежных работ о творчестве Верди: Э.

Арблестер («Verdi: the Liberal Patriot»), M. Смарт («How political were Verdi's operas? Metaphors of progress in the reception of I Lombardi alia prima crociata», «Italian Music and Italian Politics in the Parisian Salon», «Magical thinking: reason and emotion in some recent literature on Verdi and politics», «Verdi, Italian Romanticism, and the Risorgimento»), Ф. Госсетт («Giuseppe Verdi and the Italian Risorgimento»), П. Стаматов («Interpretive Activism and the Political Uses of Verdi's Operas in the 1840s») раскрывают новые сведения о характере некоторых эстетико-гражданских позиций композитора в контексте социальных аспектов, при этом, не затрагивая ряд вопросов, касающихся религиозной концепции в операх на библейский сюжет. Весьма ценным явилась диссертационная работа Ф. Гона («Le influenze su Rossini della musica di Haydn»), представляющая собой масштабное исследование стилевых истоков творчества Дж. Россини.

Сложность и неоднозначность воссоздания библейской истории в операх Дж. Россини и Дж. Верди заключается, прежде всего, в том, что авторы в своих произведениях соединяют глобальные проблемы Священного Писания с традиционными качествами итальянской лирико-романтической оперы, что способствует многоплановости, синтетичности драматургической логики этих сочинений. Для понимания принципов взаимодействия различных жанрово-типологических моделей, присутствующих в опере на библейский сюжет, нами изучены работы А. Аникста («Теория драмы на западе»), М. Черкашиной («Историческая опера эпохи романтизма»), И. Неясовой («О некоторых типологических чертах русской исторической оперы XIX века»), И. Деминой («Конфликт в лирической опере второй половины XIX века»). Эти исследования послужили теоретическим фундаментом для анализа различных качеств музыкально-драматургического целого. Существенную роль в наших рассуждениях сыграла теория мифа в оперном жанре, изложенная в работе Н. Бекетовой и Г. Калошиной «Опера и миф».

В данном контексте особо ценными стали труды, посвященные вопросам жанрового взаимодействия, поскольку «Моисей и фараон» и «Навуходоносор» написаны в жанре оперы-оратории. Работы О. Соколова («Морфологическая

система музыки и ее художественные жанры»), А. Сохора («Эстетическая природа жанра в музыке»), Л. Березовчук («Опера как синтетический жанр»), Г. Калошиной («Формирование оперы-оратории в 20-е годы XX века в творчестве А. Онеггера, И. Стравинского, А. Шенберга», «Традиции мистерии в творчестве французских композиторов XX века», «Христианская тематика и проблемы жанровой эволюции французской оперы и оратории: от истоков к XX веку»), посвященные проблемам жанрового синтеза подобного типа, сыграли существенную роль в воспроизведении библейского замысла исследуемых произведений.

Несмотря на большой объем исследований, сведения, касающиеся опер на библейский сюжет, даны фрагментарно и не отражают глубины религиозного замысла, вложенного в них авторами. Между тем, целостное исследование библейского концепта в этих произведениях позволяет говорить о формировании в итальянском оперном театре первой половины XIX века жанра историко-религиозной оперы на библейский сюжет.

Объектом изучения стали итальянские оперы на библейский сюжет.

Предметом исследования явилась ветхозаветная концепция и принципы ее воплощения на всех уровнях оперной архитектоники.

Материалом для исследования стали оперы «Моисей в Египте», «Моисей и фараон, или переход через Красное море» Дж. Россини и «Навуходоносор» Дж. Верди.

Цель исследования: выявить принципы воплощения библейского повествования как концептуально-драматургической основы опер Дж. Россини и Дж. Верди, определяющей их типологические качества.

Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

• раскрыть особенности воплощения библейского содержания в операх;

• исследовать феномен библейского историзма, основанного на Священной истории;

• выявить особенности трактовки библейского историзма на различных

уровнях оперной архитектоники;

• рассмотреть жанрово-типологическое содержание опер на основе теории рецептивной эстетики;

• исследовать специфику жанрового взаимодействия в религиозно-исторической драме.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые:

• проделан полный анализ текста опер «Моисей» Дж. Россини и «Навуходоносор» Дж. Верди;

• концептуально-драматургические принципы произведений рассматриваются сквозь призму библейского историзма, определяющего специфику образно-смысловой символики, драматургии, ее синтетичность и особенности композиционной и музыкально-тематической логики;

• теоретической базой для анализа опер стали принципы религиозного историзма, которые позволили сделать вывод о жанрово-типологической неоднозначности произведений, соединивших оперу, духовную ораторию и мистерию. В соответствии с этим коррелируется жанровое определение опер, представленных как религиозно-исторические драмы;

• жанровая специфика опер «Моисей» и «Навуходоносор» исследована в контексте традиций духовной оратории XVII - XVIII вв.

Теоретическая значимость исследования. Данное диссертационное исследование предлагает новый подход к изучению оперных произведений, имеющих в своей основе религиозный концепт. Кроме того, настоящая работа открывает возможности дальнейшего использования выдвинутых принципов анализа в произведениях подобного содержания.

Практическая значимость диссертации. Полученные результаты могут быть использованы в лекционных курсах по истории зарубежной музыки, оперной драматургии и анализу музыкальных произведений.

Методология работы. Цели и задачи работы определили необходимость комплексного исследования, сочетающего музыковедческий,

культурологический, историко-теоретический, сравнительный методы.

Источниковедческую базу диссертации составили труды, раскрывающие специфику исследования вопросов оперной и ораториальной драматургии (Б. Асафьев, И. Соллертинский, А. Сохор, О. Соколов, Т. Ливанова, М. Черкашина, И. Демина, Г. Калошина), рецептивной эстетики (С. Козаногин, Н. Левакин, Н. Летина, Е. Мельникова), религиозного историзма (М. Барг, О. Хазанов, В. Лимонов, Е. Оберемок).

Хронологические рамки исследования ограничены первой половиной XIX века.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории музыки Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова и была рекомендована к защите. Результаты исследования апробированы в докладах на международных научно-практических конференциях: «Музыка в современном мире» (Москва, РАМ им. Гнесиных, 2010), «Музыкальный театр: искусство, социум, бизнес» (Ростов-на-Дону, РГК (академия) им. С. В. Рахманинова, 2013), «Искусство глазами молодых» (Красноярск, КГАМиТ, 2013). Материалы диссертации использовались автором в лекциях и семинарских занятиях по курсу истории музыки в Алтайском государственном университете в 2012-2014 гг.

Структура и объем диссертации обусловлены логикой развертывания исследования: от социально-культурного и исторического контекста эпохи к рассмотрению религиозных концепций в операх Россини и Верди. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

ГЛАВА ПЕРВАЯ.

Библейская тема в контексте историко-соцнальных и художественных

исканий эпохи

1.1. Священное Писание в западноевропейской культуре XIX века

XIX век явился эпохой, в которой возник масштабный научный и художественный интерес к Библии. В известном смысле, этот период считается Ренессансом ее тематики. Одной из причин, обусловивших эту тенденцию, стало возрождение исследовательского интереса к истории и археологии Израиля, а вместе с ним, и к Священному Писанию. Темы и проблемы его содержания в разных формах получили многогранное воплощение в художественном пространстве романтической эпохи. С одной стороны, художественный библейский Ренессанс явился реакцией на открытия ветхозаветных памятников, вместе с которыми возродились образы, сюжеты, история, религия, веками жившие в мировом сознании. С другой, возрождение тем и идей Священного Писания стало своеобразным эстетико-философским противовесом рационализму Просвещения в его представлениях о религии.

Традиция изучения памятников и событий ветхозаветного периода возникла еще в трудах античных авторов. «Иудейские древности», «Иудейские войны» И. Флавия, «Ономастикон», «Хроника» Ев. Кессарийского, «О весах и мерах» Еп. Кипрского справедливо считаются первыми «историко-географическими сводами». Данная традиция показательна и для XV века. С началом эпохи великих географических открытий появляются и первые труды по так называемой «библейской географии» (описания путешественников Ф. Шмида (Фабри), Л. Раухвольфа, И. Коотвика, И. Зуалатра и др.). К XVII - XVIII вв. относятся первые крупные попытки фиксации «библейских памятников». В частности, было сделано описание древностей Ближнего Востока (П. Балле), Месопотамии (К. Нибур) и Палестины (А. Роланд). Этот период и принято считать зарождением библейской археологии.

Кульминацией научных исследований в «библейских странах» (Палестина, Египет, Ассирия, Вавилон) стал XIX век, который пробудил масштабное

стремление к воссозданию исторических реалий, нашедших отражение в Священном Писании1, и ввел в использование термин «библейская

л

археология». По определению Р. Снигирева, библейская археология является наукой, восстанавливающей «на основании археологических источников исторический фон событий священной истории» и подтверждающей «достоверность этих исторических событий» [135, с. 10]. То, что Снигирев называет «Священной историей», представляет собой видение исторического процесса как некоего священнодействия, основанного на вмешательстве Промысла Божьего в события мирового характера.

В XIX веке были сделаны первые работы по расшифровке ассиро-вавилонской клинописи и египетского иероглифического письма. Первой организацией, занявшейся активной научной деятельностью, стал Палестинский исследовательский фонд, основанный в 1865 году. Позже появились Американское общество исследования Палестины (1870), Германское Палестинское общество (1877), Российское Императорское Православное Палестинское общество (1882) и др. Ученые стали активно изучать историю и географию Священного Писания. Особое внимание привлекали события, описанные в Ветхом Завете — с каждой новой раскопкой древних городов они как бы подтверждали свою «правдивость». Возрождение географии Ветхого Завета (на картах появились древние названия гор, равнин) стало опорой в воспроизведении Священной истории. Таким образом, в XIX веке отчетливо проступают две взаимообусловленные тенденции. Первая связана с активной исследовательской деятельностью вышеперечисленных организаций, археологические открытия которых позволили воочию убедиться не только в подлинности библейских историй, но и сообщили культурному пространству импульс для художественного осмысления сюжетов Священного

1 Свидетельство этому находим в работах У. Джексона «Изучение Библии в свете археологии», Н. Мерперта «Очерки археологии библейских стран», М. Постникова «Критическое исследование хронологии древнего мира» и др.

2 Попутно отметим, что в настоящее время библейская археология стала самостоятельной ветвью археологии.

Писания в литературе, искусстве и музыке. Вторая тенденция представляется принципиально важной, поскольку она имеет давнюю традицию, уходящую в глубину веков. К эпохе романтизма в художественной мысли сложился устойчивый «библейский духовный фундамент», и ко второй половине XIX века в литературе и музыке отчетливо сформировалась романтическая библейская концепция, в основу которой положен взгляд на судьбу человечества сквозь призму Божественной доктрины. Таким образом, научный библейский Ренессанс, в известном смысле, можно воспринимать как следствие многовекового художественного осмысления событий Священного Писания.

Романтической культуре принадлежит особое место в воспроизведении тем и сюжетов Библии. Благодаря ей «наследие древности, средних веков, барокко и т.д. — это не мертвое бремя, оставшееся по ту сторону водораздела, а живое культурное наследие человечества. Это именно романтизм выработал такие формы переживания искусства, благодаря которым, по существу, впервые историческое наследие культуры стало неотъемлемой частью культуры настоящего» [105, с. 418].

Как уже сказано, интерес к возрождению библейской тематики XIX века во многом явился противопоставлением скептичным воззрениям эпохи Просвещения, провозгласившей безграничную веру в человеческий разум. Последний становится для XVIII столетия «объединяющим началом и центром - выражением всего того, чего оно страстно желает и стремится достичь, того, что является последней целью его усилий и его свершений» [70, с. 19]. Вместе с этим, «век разума» выдвигает критическое отношение к религиозным догмам: «полное отвержение веры как таковой, какую бы историческую форму она ни принимала, в какие бы одежды ни рядилась, и на какие бы основания ни опиралась, оказывается отныне единственным средством освободить человека от предрассудков и рабства и открыть ему дорогу к его истинному счастью» [Там же, с. 156]. Данная концепция стала результатом развития естественнонаучного мышления, которое привело к возникновению библейской критики (научное изучение текстов Библии с целью выявления их истории,

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Михайлова, Олеся Сергеевна, 2014 год

Библиографический список

1. Августин, А. Исповедь [Текст] / А. Августин ; пер. с лат. М. Е. Сергеенко. -М. : Ренессанс, 1991.-488 с.

2. Алеева, С. Г. Мистерия в музыке XX века: к вопросу интерпретации жанрового канона [Текст] / С. Г. Алеева // Астраханская консерватория : научная мысль и музыкально-педагогическая деятельность : сб. науч. ст. -Ростов-н/Д. : Фолиант, 2004. - С. 49-61.

3. Алеева, С. Г. Опера-мистерия в отечественной музыке последних десятилетий XX века : наблюдения над спецификой жанра [Текст] / С. Г. Алеева // Искусство и образование: журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. - 2011. - № 2 (70). - С.64-72.

4. Аникст, А. А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века. Эпоха романтизма [Текст] / А. А. Аникст. - М.: Наука, 1970. - 344 с.

5. Аристархова, Л. Ю. Австрийская ораториальная традиция XVIII века и оратории Йозефа Гайдна [Текст] / Л. Ю. Аристархова : автореф. ... дисс. канд. иск. : 17.00.02: защищена 24.10.06 / Л. Ю. Аристархова; Российская академия музыки имени Гнесиных. - М., 2006. - 26 с.

6. Асафьев, Б. В. Верди (краткий свод важнейших событий из его жизни) [Текст] / Б В. Асафьев // Избранные труды. - М. : АН СССР, 1955. - Т. 4. -С. 220-240.

7. Асафьев, Б. В. Избранные труды. [Текст] / Б. В. Асафьев. - М.: Изд-во АН СССР, 1952.-Т. 1.-397 с.

8. Асафьев, Б. В. Избранные труды [Текст] / Б. В. Асафьев. - М. : Изд-во АН СССР, 1954.-Т.2.-383 с.

. 9. Асафьев, Б. В. Об опере. Избранные статьи [Текст] / Б. В. Асафьев. - Л. : Музыка, 1985.-343 с.

10. Аскерова, Л. В. Формирование толерантности в религии и художественной культуре западноевропейского Просвещения и Романтизма : XVIII — нач.

XIX вв. [Текст]: автореф. ... дисс. канд. культурологи : 24.00.01 : защищена 13.09.06 / JI. В. Аскерова ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. — М., 2006. — 26 с.

11. Барг, М. Эпохи и идеи : становление историзма [Текст] / М Барг. — М. : Мысль, 1987. —348 с.

12. Бекетова, Н. В.; Калошина, Г. Е. Опера и миф [Текст] / Н.В. Бекетова; Г. Е. Калошина // Музыкальный театр XIX — XX вв. : вопросы эволюции. -Ростов н/Д.: Гефест, 1999. - С. 7 - 14.

13. Белла, Р. Н. Социология религии [Текст] / Р. Н. Белла // Американская социология : перспективы, проблемы, методы. - М. : Прогресс, 1972. - С. 265-281.

14. Бердяев, Н. А. Смысл истории [Текст] / Н. Бердяев - М.: Мысль, 1990. -174 с.

15. Березовчук, Л. Н. Опера как синтетический жанр [Текст] / Л. Н. Березовчук // Музыкальный театр: сб. науч. тр.; под ред А. Л. Порфирьевой. - СПб. : 1991.-С. 36-92.

16. Берковский, Н. Я. Романтизм в Германии [Текст] / Н. Я. Берковский. — СПб. : Азбука-классика, 2001. - 512 с.

17. Берченко, Р. Э. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире» [Текст] / Р. Э. Берченко. - М. : Классика-ХХ1, 2005. - 372 с.

18. Библейская энциклопедия [Текст] / Труд и издание Архимандрита Никифора. - М. : Терра, 1990. - 904 с. - (Репринтное издание).

19. Библейские имена : люди, мифы, история [Текст] : энциклопедический словарь / И. Н. Лосева [и др.]. - Ростов-н/Д. : Феникс, 1997. - 608 с.

20. Библейские образы в музыке [Текст] / ред.-сост. Т. А. Хопрова. - СПб. : Сударыня, 2004. - 236 с.

21. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета [Текст]. — М.: Триада, 2007. - 925 е.; 292 с.

22. Большая энциклопедия символов и знаков [Текст] / сост. А. Егазаров - М.: Астрель, 2007. - 723 с.

23. Бояджиев Г. Н. Театр эпохи становления и расцвета феодализма [Текст] / Г. Н. Бояджиев // История западноевропейского театра : в 8 т. - М. : Наука, 1955.-Т. I.e. 7-124.

24. Бронфин, Е. Ф. Великий оперный композитор [Текст] / Е. Ф. Бронфин // О музыке и музыкантах. - СПб. : Композитор, 1994. - С. 122 - 136.

25. Бронфин, Е. Ф. Дж. Россини [Текст] / Е. Ф. Бронфин // Популярная монография. - JI. : Музыка, 1986. - 2-е изд. — 96 с.

26. Бронфин, Е. Ф. Дж. Россини. Жизнь и творчество в материалах и документах [Текст] / Е. Ф. Бронфин. - М. : Советский композитор, 1973. -188 с.

27. Будянская, JI. А. Культурные контексты и антропологические смыслы европейской философии XVII-XVIII веков [Текст] : автореф. дисс. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : защищена 09.06.11 / JI. А. Будянская ; Белгородский государственный национальный исследовательский университет. - Белгород, 2011. - 23 с.

28. Верди, Дж. Избранные письма [Текст] / Дж. Верди ; сост., пер., вступ. ст. и примеч. А. Д. Бушен. - JI. : Музыка, 1973. — 352 с.

29. Волов, Д. И. Оратории Генделя на христианские сюжеты : жанровая природа и национальные традиции [Текст] : автореф. дисс. ... канд. иск. : 17.00.02 : защищена 01.03.12 / Д. И. Волов ; МГК им. П. И. Чайковского -М, 2010. -32 с.

30. Володина, И. П. Заметки о восприятии творчества А. Мандзони в России (1820-1960) [Текст] / И. П. Володина // Итальянская традиция сквозь века. Из истории итальянской литературы XVI— XX веков. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - С. 195-230.

31. Воронина, М. Образ главной героини в оратории Ж. Массне «Мария Магдалина» [Текст] / М. Воронина // Кшвське музикознавство : зб. ст. -

КиТв: Кшвський шститут музики iM. P.M. Ггиера, 2011. - Вип. 40. - С. 8390.

32. Галь, Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера - три мира [Текст] / Г. Галь. -М.: Радуга, 1986.-478 с.

33. Гегель, Г. Система искусств, взятых в отдельности. Третий отдел. Романтические искусства [Текст] / Г. Гегель // Сочинения: лекции по эстетике. Книга 3. - М. : ГСЭИ, 1958. - Т. 14. - 440 с.

34. Гегель, Г. Философия религии : в 2 т. [Текст] / Г. Гегель / отв. ред. А. В. Гулыга; пер. с нем. М. И. Левиной. - М. : Мысль, 1975. - Т. 1 - 532 с.

35. Гегель, Г. Философия религии : в 2 т. [Текст] / Г. Гегель / отв. ред. А. В. Гулыга; пер. с нем. П. П. Гайденко [и др.] - М. : Мысль, 1977. - Т. 2. - 573 с.

36. Гегель, Г. Эстетика : в 4 т. [Текст]. / Г. Гегель. - М. : Искусство, 1971. -Т.3.-621 с.

37. Гейне, Г. Романтическая школа [Текст] / Г. Гейне // Собр. соч. : в 10 т. - М. : Гослитиздат, 1958. - Т.6. - С. 143 - 277.

38. Гердер, И. Г. Идеи к философии истории человечества [Текст] / И. Г. Гердер - М.: Наука, 1977 - 703 с.

39. Гиллер, Ф. Беседы с Россини [Текст] / Ф. Гиллер // Россини. Письма Россини, Воспоминания / А. Фраккароли ; сост. И. Константиновой. - М. : Правда, 1990. - С. 446 - 472.

40. Гозенпуд, А. А. Оперный словарь [Текст] / А. А. Гозенпуд. - СПб. : Композитор, 2005. - 632 с.

41. Грищенко, С. М. ; Лебедева, Л. С. Культура и искусство Италии эпохи Рисорджименто [Текст] / С. М. Грищенко ; Л. С. Лебедева // История Италии (конец XVIII - начало XX вв.) / под ред. К. Ф. Мизиано [и др.] - М. : Наука, 1970. - С. 493 - 524.

42. Грубер, Р. И. Гендель [Текст] / Р. И. Грубер. - Л. : НИИИ, 1935. - 123 с.

43. Гуревич, А. Я. Средневековый мир : культура безмолвствующего большинства [Текст] / А. Я. Гуревич. - М. : Искусство, 1990. - 396 с.

44. Гуревич, А.Я. Избранные труды. Средневековый мир [Текст] / А. Я. Гуревич. - СПб. : Изд-во С-Петерб. ун-та, 2007. - 560 с.

45. Гюго, В. Предисловие к драме Кромвель [Текст] / В. Гюго // Полное собрание сочинений: в 10 т.- М. : Правда, 1972. - Т. 2. - 455 с.

46. Демина, И. К. Конфликт в лирической опере второй половины XIX века [Текст] : дис...канд. иск. : 17.00.02 : защищена 23.02.95 ; МГК им. П. И. Чайковского -М. : МГК, 1994. - 162 с.

47. Дживелегов, А. К. ; Бояджиев, Г. Н. История западноевропейского театра [Текст] / А. К. Дживелегов ; Г. Н. Бояджиев. - М. : Искусство, 1941.-614 с.

48. Друскин, М. С. Вопросы музыкальной драматургии оперы [Текст] / М. С. Друскин. - Л.: Музгиз, 1952. - 344 с.

49. Друскин, М. С. Иоганн Себастьян Бах [Текст] / М. С. Друскин. - М. : Музыка, 1982.-383 с.

50. Друскин, М. С. История зарубежной музыки. Вторая половина XIX века [Текст] / М. С. Друскин. - М. : Музыка, 1983. - Вып. 4. - 6-е изд. - 528 с.

51. Друскин, М. С. Оперные идеалы Верди [Текст] / М. С. Друскин // История и современность. Статьи о музыке. - Л. : Советский композитор, 1960. - С. 70-79.

52. Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем: в 16 т. [Текст] / под. общ. ред. д-ра А. Гаркави и д-ра Л. Каценельсона. - СПб. : издание Общества для Научных Еврейских Знаний и издательства Брокгауз-Ефрон, 1908-1913. - Т.2. - 494 с.

53. Жизнь религии в музыке [Текст] : сб. ст. / ред. - сост. Т. А. Хопрова. — СПб. : Сударыня, 2006. - 244 с.

54. Жизнь религии в музыке [Текст] : сб. ст. / ред. - сост. Т. А. Хопрова - СПб. : Сударыня, 2007. - 294 с.

55. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX - XX вв. : очерки [Текст] / отв. ред. М. Ю. Давыдова. - М. : РГГУ, 2001. - 436 с.

56. Зарубежная литература XIX века. Романтизм : хрестоматия историко-литературных материалов [Текст] / под ред. А. С. Дмитриева. — М. : 1990. — 367 с.

57. Захарова, О. И. Риторика и западноевропейская музыка XVII - первой — половины XVIII века [Текст] / О. И. Захарова. - М. : Музыка, 1983. - 76 с.

58. Зеленина, М. Е. Из истории зарубежной музыки [Текст] / М. Е. Зеленина. — М.: Книга, 1976. - 184 с.

59. Зенкин, К. В. Романтизм в контексте христианской культуры [Текст] / К. В. Зенкин // Музыкальная культура христианского мира: материалы междунар. науч. конф. - Ростов н/Д, 2001. - С. 83 - 94.

60. Иерушалми, Й. X. Историческая память в Писании и талмудической литературе [Текст] / Й. X. Иерушалми // Новая еврейская школа: педагогический альманах. - СПб. : Новая еврейская школа, 2000. - № 8. -С. 42-71.

о

61. Ирмшер, И.; Ионе Р. Словарь античности [Текст] / отв. ред. В. И. Кузищин ; пер. с нем. В. И. Горбушин [и др.]. - М. : Прогресс, 1989. - 704 с.

62. История всемирной литературы : в 9 т. [Текст] / отв. ред. И. А. Тертерян. -М. : Наука, 1989. - Т. 6. - 880 с.

63. История западноевропейского театра : в 8 т. [Текст] / под. ред. Н. Б. Поляковой [и др.] - М. : Искусство, 1963. - Т.З. - 688 с.

64. История Италии: в 3 т. / под ред. К. Ф. Мизиано [и др.] - М. : Наука, 1970. - Т. 2. - 604 с.

65. Калошина, Г. Е. Концепция религиозно-философской трагедии, ее особенности и разновидности в истории симфонии XIX — XX веков [Текст] / Г. Е. Калошина // Проблемы современной музыкальной культуры: тезисы докладов науч.-практ. конф. - Ростов н/Д. : РГК им. С. В. Рахманинова, 1992.-С. 20-23.

66. Калошина, Г. Е. Религиозно-философская символика в симфониях Рахманинова и его современников [Текст] / Г. Е. Калошина // С. В.

Рахманинов: от века минувшего к веку нынешнему. — Ростов н/Д. : РГК им. С. В Рахманинова, 1994. - С. 102 - 108.

67. Калошина, Г. Е. Традиции мистерии в творчестве французских композиторов XX века / Г. Е. Калошина // Старинная музыка сегодня: материалы науч.-практ. конф. - Ростов-н/Д. : РГК им. С.В.Рахманинова, 2004. - С.207-230.

68. Калошина, Г. Е. Формирование оперы-оратории в 20-е годы XX века в творчестве А. Онеггера, И. Стравинского, А. Шенберга / Г. Е. Калошина // Вестник Адыгейского государственного университета. - Майкоп, 2012. — № 3. - С. 351 -359.

69. Калошина, Г. Е. Христианская тематика и проблемы жанровой эволюции французской оперы и оратории : от истоков к XX веку [Текст] / Г. Е. Калошина // Музыкальная культура христианского мира: материалы междунар. науч. конф. - Ростов н/Д. : РГК им. С. В. Рахманинова, 2001. — С. 297-315.

70. Кассирер, Э. Философия просвещения [Текст] / Э. Кассирер; пер. с нем. В. Л. Махлина. - М.: РОССПЭН, 2004. - 400 с.

71. Кенигсберг, А. К. Верди и Вагнер : некоторые параллели [Текст] / А. К. Кенигсберг // Каприччио: сб. статей. - СПб. : СПГК, 2011. - С. 262 - 275.

72. Кенигсберг, А. К. Итальянская опера на рубеже XIX - XX в. : учебное пособие [Текст] / А. К. Кенигсберг. - СПб.: СПГК, 2009. - 97 с.

73. Кенигсберг, А. К. Музыка эпохи романтизма : К. Вебер, В. Беллини, Ф. Лист, Р. Вагнер, Д. Верди, И. Брамс, А. Дворжак [Текст] / А. К. Кенигсберг. - СПБ. : Композитор, 2007. - 85 с.

74. Кенигсберг, А. К. Россини, Беллини, Доницетти. 24 итальянские оперы первой половины XIX века : учебное пособие [Текст ] / А. К. Кенигсберг. -СПб.: Изд-во Политех, ун-та, 2012.-274 с.

75. Кенигсберг, А. К. Трактовка библейских сюжетов в итальянской и французской опере XIX века [Текст] / А. К. Кенигсберг // Библейские

образы в музыке: сб. ст. / ред. - сост. Т. А. Хопрова. - СПб. : СПГК, 2004. -С. 73 - 84.

76. Кириллина, JI. В. Оратории Г. Ф. Генделя [Текст] / JI. В. Кириллина // Учебное пособие по истории зарубежной музыки для преподавателей и студентов музыкальных вузов. - М. : МГК, 2008. — 56 с.

77. Коженова, И. В. К проблеме драматург - либреттист — композитор в творчестве Верди [Текст] / И. В. Коженова // Слово и музыка. - М. : МГК, 2002.-С. 170-179.

78. Козаногин, С. В. Художественная рецепция Ветхого Завета в русской литературе XIX - начала XX веков [Текст] : автореф. дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.01 : защищена 16.12.11 / С. В. Козаногин ; Волгоградский государственный социально-педагогический университет. - Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. социально-педагогического ун-та, 2011. - 26 с.

79. Комарницкая, О. В. О жанровой классификации оперы [Текст] / О. В. Комарницкая // Музыковедение. - 2008. - №5. — С. 10-16.

80. Конен, В. Д. Театр и симфония [Текст] / В. Д. Конен. - М. : Музыка, 1975. -376 с.

81. Консон, Г. Р. Трагический конфликт в ораториях Генделя [Текст]: автореф. ... дис. канд. искусствоведения : 17.00.02 : защищена 01.03.07 / Г. Р. Консон ; Российская академия музыки им. Гнесиных. - М, 2006. - 26 с.

82. Корганов, В. Д. Верди [Текст] / В. Д. Корганов. - М. : Изд. Юргенсона, 1897.-84 с.

83. Костин, А. Б. Принцип историзма и его роль в философии истории [Текст]: автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 ; защищена 25.02.05 / А. Б. Костин ; Воронежский государственный университет. — Воронеж, 2005. — 24 с.

84. Кремлев, Ю. А. Жюль Массне / Ю. А. Кремлев. — М. : Советский композитор, 1969. - 248 с.

85. Кремлев, Ю. А. Йозеф Гайдн [Текст] / Ю. А. Кремлев. - М. : Музыка, 1972. -320 с.

86. Кривушин, И. В. Ранневизантийская церковная историография [Текст] / И. В. Кривушин. - СПб. : Алетейя, 1998. - 255 с.

87. Кулыгина, Н. А. «Святой Франциск Ассизский» Оливье Мессиана : реализация модели духовной оперы [Текст] / Н. А. Кулыгина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - СПб., 2009. - № ЮЗ. - С. 176 - 182.

88. Кюналь, А. Специфика оперного либретто как текста: на примере опер на библейские сюжеты (Россия, вторая половина XIX века) [Текст] : дисс. докт. философии : защищена 10.01.13 / А. Кюналь ; Институт славянских языков и культур ; Таллинский университет. — Таллинн, 2012. - 234 с.

89. Ларош, Г. А. Джузеппе Верди [Текст] / Г. Ларош // Избранные статьи. — Л. : 1978. -Вып.5. — С. 185-187.

90. Левакин, Н. Н. Художественная рецепция как литературоведческое понятие (к вопросу понимания термина) [Текст] / Н. Н. Левакин // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2012. - № 27. - С. 308-310.

91. Летина, Н. Н. Теоретические основания рецепции в провинциальном искусстве [Текст] / Н. Н. Летина // Регионология, 2008. - № 3 (64). - С. 295 -302.

92. Ливанова, Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года [Текст] / Т. Н. Ливанова. - М. : Музыка, 1982. - Т.2. - 622 с.

93. Ливанова, Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. [Текст] / Т. Н. Ливанова. - М. : Музыка, 1983. - Т.1 - 2-е изд., перераб. и доп. - 696 с.

94. Лимонов, В. А. О библейском историзме [Текст] / В А. Лимонов // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2007. - №3. - С.59-64.

95. Луцкер, П. В. ; Сусидко, И. П. Итальянская опера XVIII века. Под знаком Аркадии [Текст] / П. В. Луцкер, И. П. Сусидко. - М., 1998. - Ч. 1. - 440 с.

96. Луцкер, П. В. ; Сусидко, И. П. Итальянская опера XVIII века. Эпоха Метастазио / П. В. Луцкер, И. П. Сусидко. - М. : Классика XXI, 2004. - Ч. 2. - 768 с.

97. Луцкер, П. В. Оперное творчество Моцарта в его отношениях к художественно-эстетическим принципам эпохи просвещения [Текст]: автореф. дис.... канд. иск. : 17.00.02 : защищена 27.09.90 / П. В. Луцкер ; ГМПИ им. Гнесиных. - 21 с.

98. Маццини, Дж. Томас Карлейль [Текст] / Дж. Маццини // Эстетика и критика. Избранные статьи. - М.: Искусство, 1975. - 479 с.

99. Маццини, Дж. Философия музыки [Текст] / Дж. Маццини // Эстетика и критика. Избранные статьи. - М.: Искусство, 1975. — С.229 - 264.

100. Мельникова, Е. Г. Понятие рецепции: современные исследовательские подходы к анализу текстов культуры [Текст] / Е. Г. Мельникова. -Ярославский педагогический вестник - 2012. — № 3. - Том I : гуманитарные науки. - С.. 239 - 242.

101.Мерперт, Н. Я. Очерки археологии библейских стран [Текст] / Н. Я. Мерперт. - М.: Изд-во ББИ св. апостола Андрея, 2010.-352 с.

102. Миссионерский путеводитель по Библии [Текст] / Диакон Иоанн Смолин. - Киев : ИИЦ УПЦ, 2001. - 208 с.

103. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. [Текст] / гл.ред. С. А. Токарев - М. :НИ Большая Российская энциклопедия. - 2000. - Т 1. - 672 с.

104. Михайлов, А. В. Музыка в истории культуры : избранные статьи [Текст] /

A. В. Михайлов. - М. : МГК, 1998. - 262 с.

105. Михайлов, А. В. Эстетические идеалы немецкого романтизма [Текст] /А.

B. Михайлов // Эстетика немецких романтиков. - СПб. : СПГУ, 2006. - С. 401-435.

106. Михайлова, О. С. Библейская тема в опере Дж. Россини «Моисей в Египте» [Текст] / О. С. Михайлова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. — № 10 - ч.2 - С. 122 -126.

107. Михайлова, О. С. Взаимодействие оперных и ораториальных принципов в «Моисее» Дж. Россини и «Навуходоносоре» Дж. Верди / О. С. Михайлова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота.-2013.-№ 11.-С. 120-124.

108. Михайлова, О. С. Принципы библейского историзма в опере Дж. Верди «Навуходоносор» [Текст] /О. С. Михайлова // Мир науки, культуры, образования. -2013. -№ 2 (39). - С. 166 - 169.

109. Михеева, JI. В. ; Розова, Т. Г. В мире оперы: популярные очерки [Текст] / JI. В. Михеева, Т. Г. Розова. - JI.: Советский композитор, 1989. - 168 с.

110. Мишотт, Э. Визит Рихарда Вагнера к Россини [Текст] / Э. Мишотт // Россини. Письма Россини, Воспоминания / А. Фраккароли; сост. И. Константиновой. - М.: Правда, 1990. - С. 477 - 514.

111. Мугинштейн, М. JI. Хроника мировой оперы. 1600 - 2000 [Текст] / М. Л. Мугинштейн. - Екатеринбург : У-Фактория, 2005. — Книга 1 :1600 - 1850. - 640 с.

112. Налетова, И. Н. Опера как целое: системный подход. [Текст] / И. Н. Налетова. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - Кн. 1. : Методология. - 185 с.

113. Невская, Н. Г. Претворение фаустовской темы в музыке XIX века: проблемы жанра [Текст]: дис. ... канд. иск. : 17.00.02 : защищена 22.12.11 / Н. Г. Невская ; РГК им. С. В. Рахманинова. - Ростов-н/Д., 2011. - 199 с.

114. Неясова, И. Ю. Русская историческая опера XIX века (к проблеме типологии жанра) [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск. : 17.00.02 : защищена 14.12.00 / И.Ю. Неясова ; Магнитогорская государственная консерватория. -Магнитогорск, 2000. - 20 с.

115. Нюрнберг, М. В. Дж.Верди. 1813 - 1901. Краткий очерк жизни и творчества. [Текст] / М. В. Нюрнберг. - Л.: Музыка, 1968. — 131 с.

116. Оберемок, Е. H. Феномен древнееврейского религиозного историзма [Текст] / Е. Н. Оберемок // Вестник Томского государственного университета, 2008. - История № 1 (2). - С. 72-87.

117. Овсянников, М. Ф. Эстетическая концепция Шеллинга и немецкий романтизм [Текст] / М. Ф. Овсянников //. Философия искусства / Ф. Шеллинг - М. : Мысль, 1966. - С. 19 - 43.

118. Орджоникидзе, Г. Ш. Оперы Верди на сюжеты Шекспира [Текст] / Г. Ш. Орджоникидзе. - М. : Музыка, 1967. - 326 с.

119. Памфил, Е. Церковная история [Текст] / Е. Памфил. - СПб. : Амфора, 2007.

— 491 с.

120. Панфилова, В. В. Духовная музыка Дж. Б. Перголези и неаполитанская традиция [Текст]: автореф. ... дисс. канд. иск. : 17.00.02 : защищена 15.06.10 / В. В. Панфилова ; Российская академия музыки им. Гнесиных. — М., 2010.-24 с.

121.Парин, А. В. Хождение в невидимый град. Парадигмы русской классической оперы [Текст] / А. В. Парин. - М. : Аграф, 1999. - 464 с.

122. Платонов, А. С. Оперы Верди 40-х годов. Путеводитель по операм Верди. [Текст] / А. С. Платонов. - Алма-Ата, 1998. - 140 с.

123. Постников, M. М. Критическое исследование хронологии древнего мира: в 3 т. [Текст] / M. М. Постников. - М. : Издательство «Крафт + Леан», 2000.

- Т. 1 : Античность ; Т. 2: Библия ; Т. 3: Восток и средневековье. - 1248 с.

124. Предоляк, А. А. Из истории жанра мистерии [Текст] / А. А. Предоляк // Старинная музыка сегодня: материалы науч.-практ. конф. - Ростов - на/Д. : РГК им. C.B. Рахманинова, 2004. - С. 167 - 173.

125. Предоляк, А. А. Средневековая и «новая» мистерия (о некоторых параметрах синтеза в гепталогии «Свет» К. Штокхаузена) [Текст] / А. А. Предоляк // Современные аспекты художественного синтеза в музыкальном искусстве: сб. статей. - Ростов н/Д. : РГК им. C.B. Рахманинова, 2009. - С. 278 - 287.

126. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней [Текст] / Д. Реале, Д. Антисери. - СПб. : Петрополис, 1997. - ТА : От романтизма до наших дней. - 880 с.

127. Розенберг, Р. М. Библейские образы в творчестве русских композиторов-классиков XIX века [Текст] / Р. М. Розенберг // Библейские образы в музыке. - СПб. : СПГК, 2004. - С. 108 - 119.

128. Роллан, Р. Гендель [Текст] / Р. Роллан - М. : Музыка, 1984. - 260 с.

129. Роллан, Р. Музыкально-историческое наследие: в 8-ми вып. / Р. Роллан // Опера в XVII в. в Италии, Франции, Германии и Англии. Гендель. — Вып. 2. - М. : Музыка, 1987. - 393 с.

130. Росс, Ф., Хиллс, Т. Великие религии человечества [Текст] / Ф. Росс, Т. Хиллс. - Ростов н/Д., 1999. - 316 с.

131. Российский энциклопедический словарь: в 2 кн. / гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — Кн. 1: А-Н.; Кн. 2: Н-Я. -2015 с.

132. Россини, Дж. Избранные письма. Высказывания. Воспоминания. [Текст] / Дж. Россини ; под ред. Е. Ф. Бронфин. - JI. : Музыка, 1968. - 232 с.

133. Серов, А. Н. Критические статьи [Текст] / А. Н. Серов. - СПб., 1895. - Т. 3. -С. 1213-1578.

134. Симонова, Э. Р. Певческий голос в западной культуре: от раннего литургического пения к bel canto [Текст]: автореф. дисс. ... доктора иск. : 17.00.02 : защищена 22.02.07 / Э. Р. Симонова ; МГК им. П. И. Чайковского -М., 2006. -41 с.

135. Снигирев, Р. Библейская археология: учебное пособие для духовных школ [Текст] / Р. Снигирев - М. : Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2007. - 576 с.

136. Соколов, О. В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры [Текст] / О. В. Соколов. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. унта, 1994.-214 с.

137. Соллертинский, И. И. Джузеппе Верди [Текст] / И. И. Соллертинский // Музыкально-исторические этюды. — Л.: Музгиз, 1956. - С. 199 - 209.

138. Соллертинский, И. И. Драматургия оперного либретто [Текст] / И. И. Соллертинский. // Критические статьи. — Л. : Музгиз, 1963. - С. 91 - 106.

139. Соллертинский, И. И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика [Текст] / И. И. Соллертинский // Музыкально-исторические этюды. - Л. : Музгиз, 1963.-360 с.

140. Соловцова, Л. А. Дж. Верди: монография [Текст] / Л. А. Соловцова - М. : Музыка, 1986. - 4-е изд. - 399 с.

141. Сохор, А. Н. Эстетическая природа жанра в музыке [Текст] / А. Н. Сохор. — М.: Музыка, 1968. - 103 с.

142. Стендаль, Ф. Жизнь Россини [Текст] / Ф. Стендаль // Собр. соч. : в 15 т. — М. : Правда, 1935. - Том 8 : Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио. - С. 259 - 647.

143. Тантлевский, И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения первого храма [Текст] / И. Р. Тантлевский. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 402 с.

144. Тарасова, О. М. Традиции средневековой литературы в поэзии французских романтиков (В. Гюго, А. де Виньи, А. де Мюссе) [Текст] : автореф. дис... канд. филол. наук: 10.01.03 : защищена 12.11.07 / О. М. Тарасова ; Нижегородский государственный педагогический университет. -М., 2007.-17 с.

145. Тароцци, Д. Верди [Текст] / Д. Тароцци. - М. : Молодая Гвардия, 1984 -351 с.

146. Трибельский, И. Иерусалим. Тайна трех тысячелетий [Текст] / И. Трибельский. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007. - 432 с.

147. Федосеев, И. С. Объективное и субъективное в произведениях Баха и Генделя на библейскую тему [Текст] / И. С. Федосеев // Библейские образы в музыке. - СПб.: СПГК, 2004. - С. 43 - 54.

148. Ферман, В. Э. Оперный театр Верди. Статьи и исследования [Текст] / В. Ферман. - М. : Музгиз, 1961. - 359 с.

149. Флавий, И. Иудейские древности [Текст] / И. Флавий // Полное собрание сочинений в одном томе. - М. : Альфа-книга, 2008. - С. 5-858.

150. Флавий, И. Против Апиона. О древности иудейского народа [Текст] / И. Флавий // Полное собрание сочинений в одном томе. - М. : Альфа-книга, 2008.-С. 1211-1275.

151. Фраккароли, А. Гаэтано Доницетти [Текст] / А. Фраккароли; пер. с ит. И. Г. Константиновой. — СПб. : Сад искусств, 2003. - 333 с.

152. Фраккароли, А. Россини [Текст] / А. Фраккароли; пер. с ит. И. Г. Константиновой. — М. : Молодая гвардия, 1987. - 352 с.

153. Фраккароли, А. Россини. Письма Россини. Воспоминания [Текст] / А. Фраккароли; сост. И. Константиновой. — М. : Правда, 1990. - 544 с.

154. Хазанов, О. В. Феномен религиозного историзма: некоторые подходы к пониманию еврейской и индийской традиций [Текст]: автореф. дисс. ... канд. ист. наук : 07.00.09 : защищена 17.01.03 / О. В. Хазанов ; Томский государственный университет. — Томск, 2002. — 26 с.

155. Хоффманн, А. Е. Феномен бельканто первой половины XIX века: композиторское творчество, исполнительское искусство и вокальная педагогика : автореф. дис. канд. иск. : 17.00.02 : защищена 17.06.08 / А. Е. Хофман ; Российская академия музыки им. Гнесиных. - М., 2008. - 26 с.

156. Хохловкина, А. А. Западноевропейская опера. Конец XVIII - первая половина XIX века: очерки [Текст] / А. А. Хохловкина. - М. : Музгиз, 1962.-368 с.

157. Черкашина, М. Р. Историческая опера эпохи романтизма [Текст] / М. Р. Черкашина. - Киев: Музична Украша, 1986. - 150 с.

158. Черкашина, М. Р. Размышления о феномене оперы [Текст] / М. Р. Черкашина // Музыкальная академия, 2005. - №1 - С. 53 - 60.

159. Шапарчук, О. В. Музыкальный театр Арриго Бойто [Текст] : дис.....канд.

иск. : 17.00.02 : защищена 11.11.04 / О. В. Шапарчук ; РГК им. С. В. Рахманинова. - Ростов-н/Д., 2004. - 203 с.

160. Шеллинг, Ф. Философия искусства [Текст] /Ф. Шеллинг — М. : Мысль, 1966.-496 с.

161. Шифман, И. Ш. Ветхий Завет и его мир [Текст] / И. Ш. Шифман. - СПб. : изд-во С. — Петербург, ун-та, 2007. - 216 с.

162. Шлегель, А. Чтения о драматической литературе и искусстве [Текст] / А. Шлегель // Литературная теория немецкого романтизма. - Л., 1934. - С. 213-268.

163. Шлегель, Ф. Идеи [Текст] / Ф. Шлегель // Литературные манифесты западноевропейских романтиков; под ред. А. С. Дмитриева. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 639 с.

164. Штереншис, М. История города Иерусалима [Текст] / М. Штереншис — Герцлия : Исрадон, 2006. — 400 с.

165. Штереншис, М. Многоликий иудаизм [Текст] / М. Штереншис. - Герцлия : Исрадон, 2002. - 272 с.

166. Щербинкина, Н. Л. Бельканто в творчестве Россини, Беллини, Доницетти [Текст] / Н. Л. Щербинкина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. - № 5 (31): в 2-х ч. - Ч. I. - С. 203-207.

167. Щербинкина, Н. Л. Реформаторские принципы Глюка и их влияние на развитие бельканто [Текст] / Н. Л. Щербинкина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов : Грамота, 2013. -№ 4 (30): в 3-х ч. - Ч. И. - С. 213-216.

168. Эстетика Гегеля и современность [Текст] / ред. М. А. Лифшиц. - М. : Изобразительное искусство, 1984. - 272 с.

169. Эстетика немецких романтиков [Текст] / ред. С. Я Левит. - СПб. : СПГУ, 2006. - 575 с.

170. Эстетика раннего французского романтизма [Текст] / сост., вст. ст. и коммент. В. А. Мильчиной; пер. с фр. - М.: Искусство, 1982. - 480 с.

171. Albright, W. F. The Archaeology of Palestine [Текст] / W. F. Albright. -Revised edition, Harmondsworth, Middlesex : Pelican Books, 1960. - 271 p.

172. Arblaster, A. Viva La Liberta! Politics in Opera [Текст] / A. Arblaster. -London : Verso Books, 1992. - 340 p.

173. Arblaster, A.Verdi: the Liberal Patriot [Текст] / A. Arblaster // Viva La Liberta! Politics in Opera. - London : Verso Books, 1992. - P. 91 - 145.

174. Gon, F. Le influenze su Rossini della musica di Haydn [Электронный ресурс]: Tesi di dottorato / F. Gon ; Universitä degli Studi di Padova, 2013. - Режим доступа : http://paduaresearch.cab.unipd.it/5350/2/federico_gon_tesi.pdf, свободный, (дата обращения : 15.04.14).

175. Gossett, P. Giuseppe Verdi and the Italian Risorgimento [Текст] / P. Gossett // Proceedings of the American Philosophical Society. — Vol. 156. - No. 3 -September 2012. - P. 271 - 282.

176. Gradenwitz, P. Musik zwischen Orient und Okzident (Kulturgeschichte der Wechselbeziehungen) [Текст] / P. Gradenwitz. - Hamburg : Wilhelmshaven, 1977.-480 s.

177.1 libretti per il "Mose" di Rossini dal racconto biblico al palco scenico musicale [Электронный ресурс]. - Режим доступа :

http://www.openstarts.units.it/dspace/bitstream/10077/4546/l/QuazzoloScrittori ItalianiBibbia.pdf, свободный, (дата обращения : 15.03.13).

178. Parker, R. «Va pensiero» and the insidious mastery of song [Текст] / P. Parker // Last Act: Essays in Verdian Discourse. - Princeton, New Jersey : Princeton University Press, 1997. - P. 20 - 41.

179. Parker, R. Leonora's Last Act: Essays in Verdian Discourse [Текст] / P. Parker. - Princeton, New Jersey : Princeton University Press, 1997. - 187 p.

180. Smart, M. A. How political were Verdi's operas? Metaphors of progress in the reception of I Lombardi alia prima crociata [Текст] / M. A. Smart. - Journal of Modern Italian Studies. - 18:2. - 2013. - P. 190 - 204.

181. Smart, M. A. Italian Music and Italian Politics in the Parisian Salon [Текст] / M. A. Smart // 19th-century Music. - University of California Press. - Vol. 34. -No. 1 (Summer 2010) - P. 39 - 60.

182. Smart, M. A. Magical thinking: reason and emotion in some recent literature on Verdi and politics [Текст] / M. A. Smart // Journal of Modern Italian Studies. -17(4).-2012.-P. 437-447.

183. Smart, M. A. Verdi, Italian Romanticism, and the Risorgimento [Текст] / M. A. Smart // Cambridge Companion to Verdi ; Scott Balthazar, ed. - Cambridge University Press. - 2004. - P. 29 - 45.

184. Smither, H. E. A History of the Oratorio [Текст] / H. E Smither. -. Oxford, 1987. - V. Ill: The Oratorio in the Classical Era. - 742 p.

185. Stamatov, P. «Interpretive Activism and the Political Uses of Verdi's Operas in the 1840s» [Текст] / P. Stamatov //American Sociological Review. - 67 (3). -June 2002.-P. 345-366.

186. Черкашша, M. P. Нацюнально-патрютична тема в опершй творчост1 Poccim [Текст] / М. Р. Черкашша // Укра'шське музикознавство. - К., 1981. -Вип. 16.-С. 129-141.

187. Gendel G. Izrail in Agipten [Ноты] : / G. Gendel. - Partitur. - [19- -?] - 279 p.

188. Rossini G. II Moise [Ноты] : opera en quatre actes / G. Rossini - [19- -?] — 551

P-

189. Rossini G. И Mose in Egitto [Ноты] : opera seria in Tre Atti / G. Rossini - [?] -213 p.

190. Verdi G. Nabucco [Ноты] : opera in quattro atti / G. Verdi - [19- -?] - 240 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.