Благотворительность в культурно-досуговой сфере как средство самореализации личности предпринимателя тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Агафонова, В. В.

  • Агафонова, В. В.
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1995, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 183
Агафонова, В. В.. Благотворительность в культурно-досуговой сфере как средство самореализации личности предпринимателя: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Санкт-Петербург. 1995. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Агафонова, В. В.

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Благотворительность в духовной жизни общества

§ I. Нравственно-философские и духовно-религиозные основы благотворительной деятельности

§ 2. Исторический опыт российской благотворительности

§ 3. Идеология и сферы благотворительной деятельности за рубежом.

§ 4. Культурно-исторические предпосылки формирования благотворительной мотивации

§ 5. Культурно-досуговая сфера как объект благотворительной деятельности

Глава П. Социально-культурные и психолого-педагогические условия самореализации личности предпринимателя в сфере благотворительности

§ I. Духовные истоки благотворительности российского предпринимательства.

§ 2. Социально-психологический портрет современного предпринимателя как субъекта благотворительной деятельности в сфере культуры $ 3. Мотивация меценатской деятельности современного предпринимательства

§ 4. Общественные объединения и клубы предпринимателей в формировании культуры благотворительной деятельности . ♦

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Благотворительность в культурно-досуговой сфере как средство самореализации личности предпринимателя»

Актуальность проблемы. Успешность осуществляемых в России экономических реформ требует решения целого комплекса проблем, в том числе и социально-культурного характера. С одной стороны, переход к свободным рыночным отношениям актуализирует потребность в новом типе предпринимателя - социально ответственном субъекте и граданине своей страны, относящемся к своей деятельности как способу проявления творческих способностей, средству самореализации, с другой - общественное сознание должно принять предпринимательство как органичную составляющую российской действительности.

Складывающаяся сегодня идеология предпринимательства вступает в противоречие с психологическими стереотипами поведения, опосредованными традиционными ценностями, нормами, представлениями, которые вырабатывались в результате длительного существования народа в общей культурной атмосфере, обусловленной сначала православным мировоззрением, а затем - коммунистической идеологией.

Преобладание духовно-нравственного начала над материальным, утилитарным, ориентация в идеальную сферу, обращенность в будущее как специфические черты российской ментаяьности являются сегодня социально-культурными и психологическими факторами, сдерживающими становление рыночных отношений, востребувдах иной, рацконально-экстравертированный тип личности.

Негативные последствия конфликта между идеологией предпринимательства и традиционными ценностями национальной культуры проявляются на нескольких уровнях: во-первых, усиливается социальная напряженность в обществе» вызванная понижением жизненного уровня большой массы населения, что провоцирует его сопротивление реформам, стимулирует проявление отрицательных черт национальной социальной психология » реанимирует консервативные и тоталитарные ориентации в о<&цественном сознании, во-вторад:, формируется негативный имидж предпринимателе!, который нередко поддерживается их открытой ориентацией на западные ценности, воспринимаемые обществом как чужеродные, привнесенные извне, а значит деструктивные. В результате идеология и этика предпринимательства же становятся фактором трансформации общественного создания. В~третьих, несоответствие мезду формирующими социахьно-аовк о-логическим типом предпринимателя ж традиционными ценностями российского общества является основным препятствием на пути позитивной самореализации личности современного предаришпяатедя, стимулирует противоправные и аморальные формы предпринимательской деятельности.

Поиск национальной и культурно обусловленной стратегии развития общества ветает перед проблемой адаптации и совместимости традиционных: ценностей российского менталитета ж этики рыночник отношений. Вкход из сегодняшнего хризиоа на мировоззренческом уровне видится в разработке модели предпринимательского поведения, максимально соответствующей специфике и традициям российской культура и история, интегрировании такого тина личности и образа предпринимательского поведения, который непротиворечиво объединил бы, с одной сторона, ценности демократического устройства общественной жизни и рыночной экономики, а с другой стороны идеалы социальной справедливости ж коллективизма, уходящие в глубины российской истории.

Общественная практика предлагает адаптационный социально-культурный механизм, дозволяющий сгладить ценностно-идеологичеокие и психологические противоречия и интегрировать модель предпринимательского поведения, совмещающую традиционные и инновационные для нашей культуры ценности - это благотворительность, которая на этапе становления рыночных отношений выполняет в обществе компенсаторные функции 2 в то же время является одним из способов позитивной самореализации личности предпринимателя. Предприниматель, вписанный в контекст традиционной российской духовной культуры - это обязательно благотворитель. Внедрение в общественное сознание образа современного предпринимателя - рационально мыслящей и патриотически ориентированной личности, берущей на себя социальную ответственность за возроядение страны и ее культуры, обладающей соответствующими нозологическими ж этическими качествами - это одна из актуальнейших культурологических проблем, которая на уровне деятельности воспитательных, просветительных и культурно-досуговых институтов модифицируется в педагогическую задачу и требует соответствующего теоретического и методического обеспечения.

Совокупность обозначенных выше проблем обусловила актуальность исследования, цель которого - изучить благотворительную деятельность как средство самореализации личности предпринимателя и определить социаяьно^-культурные и пскхологсн-педагогические предпосылки и условия, способствующие усилению благотворительной мотивации.

Объект исследования - благотворительность как социально-культурное явление.

Предает исследования - социально-культурные и психологические характеристики современного предпринимателя как субъекта благотворительности в культурно-досуговой сфере.

База исследования - клубы предпринимателей Санкт-Петербурга

Меценат-клуб, Ротари-клуб "Санкт-Петербург-Нева*, Лайояс-клуб "Северная Пальшра", Союз Хрисгнанокях предпринимателей и др.) • Экспериментальной базой апробирования теоретических выводов и методических рекомендаций стал Санкт-Петербургский Деловой клуб.

Цель исследования потребовала решения следующих задач:

1. Теоретически рассмотреть благотворительность как феномен > духовной жизни общества и способ самореализации личности, выявить его нравственно-философские, религиозные основы и педагогическую значимость;

2. Дать классификацию сфер и форм благотворительной деятельности, выявить специфику культурно-досуговой сферы как одного из объектов благотворительной деятельности;

3. Раскрыть духовные истоки и мотивы благотворительной деятельности российского предпринимательства ХХХ-начала И века. Определить взаимосвязь культурно-исторических и социально-психологических предпосылок формирования благотворительной мотивации;

4. Выявить диспозиционную систему и структуру мотивации меценатской деятельности современных предпринимателей Петербурга, а также психологические признаки готовности включения их в благотворительную деятельность в культурно-досуговой сфере;

5. Обосновать социально-культурные и дсшсолого-педагогические условия стимулирования благотворительной и меценатской деятельности как средства личностной самореализации предпринимателей и разработать на этой основе рекомендации коммерческим структурам и клубам предпринимателей г. Санкт-Петербурга по совершенствованию организации благотворительной деятельности.

Предварительный анализ теоретических и практических аспектов изучаемого вопроса позволил сформулировать исходную гшотезу, состоящую из следующих предположений:

1. Благотворительность как социально-культурная деятельность является средством самореализации личности предпринимателя.

2. На начальном этапе развития предпринимательства в обществе с низкой значимостью ценностей рыночной экономики благотворительность выполняет, преимущественно, адаптивно-компенсаторные функции, позволяя ее субъекту отождествить себя с традициями национальной культуры, "вписаться" в существующую ценностно-культурную среду, скорректировать общественное мнение в сторону более позитивного.к себе отношения, усилить общественную значимость и личностную успешность деятельности предпринимателя;

3. Положенная в основу модели социокультурного поведения предпринимателя, благотворительность сможет оказать педагогическое воздействие как на ее субъекта, позволяя предпринимателю реализовать личностный потенциал, так и на общественное сознание в целом, снижая противодействие реформам и способствуя переходу к рыночным отношениям, подготавливая общество к восприятию нового класса предпринимателей как субъекта национальной культуры.

4. Основным условием активизации благотворительной деятельности как средства самореализации личности является утверждение в предпринимательской среде образа личности "делового человека", на ценностном, психологическом и поведенческом уровне соответствующего специфике национальной культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретической основой исследования, философского и культурологического обоснования понятия "благотворительность" были труды российских и зарубежных философов и писателей: О.Конта, Н.ОЛосского, В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, Л.Н.Толстого, В.О.Ключевского, Н. А .Кропоткина. Разработка духовных и социально-психологических аспектов предпринимательства была предпринята М.Вебером, Г.П.Федотовым,

Й.Шумпетером, Ф. фон Хайеком, А.И.Агеевым, Р.Апресян, Г.Глове-ли, В.Радаевым, А.Соболевской, Ю.Ольсевич, Л.Горичевой.

Теоретический анализ феномена благотворительности как соци- \/ ально-экономического и социально-культурного явления предпринят отечественными дореволюционными исследователями (Д«Г.Мижуев, С.К.Гогель, И.Й.Янжул, В.А.Поссе, Е.Никитин, М.К.Соколовский, Т.Ф.Шмолер, О.Бобошко), в работах зарубежных авторов по теории благотворительности (П.Лафарг, АЛСарнеги, Б*Хопкинс, С.Мор).

Историко-культурные, правовые и экономические вопросы благотворительности и меценатства исследуются в работах Е.Л.Катасо-новой, И. А .Хижняк, З.А.Жирухина, С.В.Воронина, Г .А. Мироновой, В.Нильсен, А.Н.Боханова, П.Власова, Н.Г.Думовой, И.В.Толстико-вой, Т.М.КазовскоЙ.

Теоретической основой исследования социально-психологических проблем предпринимательства и благотворительности послужила диспозиционная концепция В.А.Адова и его работы по социологии, теория мотивации помощи, в изложении X .Хекхаузена, выводы современных ученых по мотивации поведения личности (В.ГДсеева, Б.Д. Парыгина, ГД.Тульчинского), по самореализации личности (Л.Н.Ко-гала, В.П.Лаврентьева).

В разработке психолого-педагогического аспекта темы автор опирался на выводы современных культурологов, педагогов и философов: М.А.Ариарского, Г.М.Биркенюка, Л.Г.Брылевой, А.П.Маркова, А.И.Новикова, В.Е.Триодина, В.А.Щученко.

В основу методологии исследования легла концепция взаимосоответствия национальной культуры как сложной и многоуровневой системы и многообразия составляющих ее элементов; идея зависимости осуществляемых социальных реформ от их органичной взаимосвязи с духовно-ценностной основой общества (М.Вебер).

Цель исследования и характер решаемых задач обусловили комплексность подхода, объединение инструментария и методик исследования различных наук гуманитарного профиля. В исследовании использованы методы теоретического анализа, невключенного наблюдения, экспертных оценок, анкетирование, интервьюирование, тестирование. Основной методикой дал изучения психологических характеристик предпринимателей послужил Шее тнадцатифакторный личностный опросник Р.Кэттела (16ФД0). Разработанная автором "Анкета мецената1* использовалась для выявления социально-культурных ори-ентаций предпринимателей, мотивов их включения в благотворительную деятельность в сфере культуры.

Исследование осуществлялось в несколько этапов:

На ПЕРВОМ ЭТАПЕ изучалась теория и история вопроса, был сделан анализ благотворительности как феномена духовной жизни общества и способа самореализации личности предпринимателя. На основе анализа информационно-статистических и архивных материалов бьши выявлены общие тенденции развития благотворительности, сферы ее приложения и система организации в дореволюционной и современной России.

На ВТОРОМ ЭТАПЕ проведено эмпирическое исследование с целью изучения ценностных ориентация, мотивов участия и психологических характеристик современного предпринимателя как субъекта благотворительности в культу рно-досу говой сфере.

На ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ был осуществлен педагогический эксперимент, суть которого заключалась в апробации разработанных методических рекомендаций клубам деловых людей.

Научная новизна исследования заключается в многоуровневом анализе благотворительности как социально-культурного явления; в характеристике культурологического, психологического и этикопедагогического аспектов феномена благотворительности в сфере культуры, что позволило расширить понимание этого социально-культурного явления, обеспечить идейную основу повышения его социальной и личностной значимости.

Теоретически обоснованы самореализационная и адаптивно-компенсаторная функции благотворительности, раскрыты психологические механизмы включения современного предпринимателя в меценатскую деятельность, выявлены и клаосифщшрованы социальные и психологические факторы, влияющие на мотивацию благотворительности предпринимательства, систему его диспозиционных установок и готовности к меценатской деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в разра- V ботке социально-педагогического аспекта феномена благотворительности, социально-культурных и психологических механизмов осуществления благотворительной деятельности в культу рно-досуговой сфере; в постановке воспитательно-просветительных задач, направленных на внедрение в общественное сознание национального стиля и образа предпринимательского поведения, сочетающего традиции отечественной духовной культуры и лучшие психологические личностные качества современного предпринимателя-мецената; в определении соответствующих психолого^педагогических условий стимулирования благотворительной деятельности как средства самореализации личности; в формулировке методических рекомендаций для бизнес-клубов как институтов организации предпринимательской благотворительности.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в подготовке специалистов социально-культурной сферы, педагогов досуга, менеджеров культуры, лидеров благотворительных организаций, вступающих в контакты с коммерческими структурами и предпринимателями, а также в деятельности организаторов культурник программ и культурно-досуговых мероприятий.

Апробация работы. Выводы исследования обсуддались на научных конференциях и семинарах; "Политика как теория и практика", "Третий ректор в Санкт-Петербурге", "Благотворительность и средства массовой информации", методические рекомендации использовались в организации постоянно действующей культурной миссии "Русский меценат" Санкт-Петербургским Деловым клубом.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Агафонова, В. В.

ВЫВОДЫ ПО П ГЛАВЕ

1. "Дух предпринимательства" на Западе был порожден духовной культурой протестантского типа, становлением рационалистического мышления. Реформация на Западе приспособила религию к нуждам промышленного производства, через изменнние духовной традиции и внедрение рационалистического мышления повлияла на стереотипы экономического поведения людей. Протестантизм, требовавший всеобщей грамотности своих приверженцев, стал в странах своего влияния главным фактором народного просвещения. Это определило и характер благотворительной деятельности европейских и американских предпринимателей, которые щедро жертвовали средства на университеты, колледжи, библиотеки, стимулируя таким образом один из важнейших факторов экономического лидерства и демократического развития страны - образование.

2. Российское православное купечество, не имеющее, в отличие от западного предпринимателя-протестанта;"религиозных санкций" для своей деятельности, жертвовало "на благотворительность" из религиозных побуждений, вызванных внутренним психологическим конфликтом религиозного сознания и профессиональной деятельности, вдзей любви к ближнему, соборности, бескорыстия - в сознании и накоплением капитала, жестокой эксплуатацией работников - в житейской практике. Раскол активизировал такие личностные качества, необходимые в предпринимательстве, как инициативность, познавательную активность, умение брать на себя ответственность.Однако,главное отличие русского раскола от европейского протестантизма-направлен-ность познавательной активности старообрядчества,замыкавшейся иоожь чительно на вопросах веры.Именно поэтому российская купеческая благотворительность дслюе врачя носила почти исключительно церковный и филантропический характер, забывал о просвещении.

3. Благотворительная деятельность представителей последующих поколений купеческих династий носила более светский, гражданский характер, что определялось новым духовным и культурным обликом предпринимательства конца XIX - начала XX века. Их меценатство было мотивировано идеей бескорыстного служения общественным интересам, любовью к искусству, потребностью реализовать свои лучшие человеческие качества, а также желанием расширить круг общения, творчески обогатить свой досуг, личного самосовершенствования. К началу XX века крупнейшие жертвователи и меценаты начинают выполнять важные функции созидателей культурной среды, их деятельность носит выраженный просветительный и педагогический характер. Поскольку политическое и классовое самосознание русской буржуазии значительно отставало от ее культурного роста, благотворительность и меценатство становятся сферой реализации ее возрастающего культурного потенциала.

4. Идейной основой благотворительной деятельности современного предпринимательства является концепция социальной ответственности, которая вступает в противоречие с фактором прибыльности бизнеса, часто игнорирующим общественные интересы. Необходимость гармоничного сочетания частнокапиталистических и общественных интересов вызвала к жизни постановку проблемы социально-этической ответственности бизнеса перед обществом, где основным регулятором становится общественное мнение, в котором утверждаются принципы и образцы социально ответственного предпринимательства.

5. Разрешение этой проблемы на мировоззренческом уровне предполагает интегрирование такого социального идеала, который объединил бы ценности демократического устройства жизни и рыночной экономики, а с другой стороны - идеалы социальной справедливости, уходящие корнями в православную и коммунистическую идеологию. Благотворительность и меценатство современного российского предпринимательства представляется одним из социальных и духовных феноменов способных выполнять эту функцию.

6. Утвердившийся в российской духовной традиции приоритет общественных интересов над личными высоко поднимает этическую план ку требований к отечественному предпринимательству, однако на этапе формирования рыночных отношений частный бизнес поставлен в ситуацию выживания, что актуализирует мотивацию самосохранения и не способствует альтруистическому поведению. Поэтог^у благотворительность предпринимательства носит стихийный случайный характер, мотивируется необходимостью адаптации к социуму.

7. Современный предприниматель обладает такидалсихологически-ми характеристиками, как склонность к лидированию, реалистичность, рациональность, зрелость, уверенность в себе, открытость, коммуникативность , эмоциональная устойчивость, организованность, высокий самоконтроль поведения, он дисциплинирован, заботится об общественной рецутации, энергичен, экстравертивен, предприимчив, внутренне склонен к компромиссу, конформен, хотя социально и поведенчески независим. Конформность современного предпринимателя в сочетании со зрелостью, моральной устойчивостью.- и заботой об общественной репутации позволяет предполагать, что психологически он склонен отвечать предъявляемым к нему со стороны общества требованиям и принимать на себя моральную ответственность за решение социальных проблем, заботясь о собственном имидже.

8. Благотворительность современными российскими предпринимателями рассматривается как способ реализации основных альтруистических ценностных установок, однако чувство социальной ответственности не определяет в целом мотивацию их благотворительной деятельности - преобладают мотивы адаптационно-компенсаторного и утилитарно-рационального характера. Мотив самореализации в благотворительности выражен слабо, отчасти в силу того, что основные самореализационные потребности реализуются в профессиональной деятельности, но и условия современной социокультурной ситуации не способствуют самореализации предпринимательства в сфере бла-* готворительности.

9. С социально-психологической точки зрения благотворительная деятельность предпринимательства может рассматриваться как адаптивный механизм, позволяющий новому социальному классу вписаться в формирующуюся общественную структуру. С точки зрения культурологии благотворительность современных отечественных бизнесменов есть форма реализации личностного потенциала делового человека и способ его приобщения к культурному социуму. Центральная дилемма мотивации социально-ответственного поведения предстает в виде морального выбора между свободой и ответственностью, индивидуализмом и. солидарностью, но в конечном итоге принятие на себя социальной ответственности или ее отрицание происходит на личностном уровне и определяется системой диспозиций личности и ее психологическими качествами.

10. Этические регулятивы бизнеса не могут обеспечиваться лишь в сфере законодательства, они формируются институтами общественного мнения, воспитательными и культурно-просветительными методами, в том числе вырабатываются в самой предпринимательской среде - в профессиональных и общественных объединениях, клубах. Клуб может взять на себя роль социального посредника между субъектом и объектом благотворительного действия, выполняя при этом многостороннюю воспитательную функцию стимулирования благотворительной деятельности предпринимательства, формирования самореализационной мотивации благотворительности и "образа личности" современного делсвсго человека, обладающего гражданской зрелостью, чувствам долга перед обществом, умением брать на себя ответственность.

II. Деятельность клубов предпринимателей, выполняющих эту социально-педагогическую функцию, нуждается в научном и методическом обеспечении, в создании социально-культурных, психолого-педагогических и организационных условий, способствующих формированию отношения предпринимателя к благотворительности как средству личностной самореализации, культуры благотворительной деятельности. 165 ЗАКШЯЕНИЕ

Одной из актуальных социально-культурных проблем развития современного российского общества является адаптация и совместимость традиционных ценностей российского менталитета итрыночных от ношений. Становление рыночной экономики связано не только с пере менада стереотипов экономического поведения и стиля хозяйственной деятельности, но и с корреляцией элементов нормативно-ценностной структуры общественного сознания и образа мышления.

На мировоззренческом уровне решение этой проблемы предполагает утверждение в общественном сознании образа предпринимателя, максимально соответствующего спе1щ<|юке и традициям российской ку льтуры, несущего в себе социально и личностно значимые ценности

В основу исследования была положена идея о том, что благотворительность является социально-культурным феноменом, способным сгладить ценностно-идеологические и психологические противоречия интегрировать модель предпринимательского поведения, совмещающую традиционные и инновационные для нашей культуры ценности.

В этой связи цель исследования заключалась в изучении благотворительности как средства самореализации личности предпринимателя, а его задачи - выявление нравственно-философских основ благотворительности как феномена духовной жизни общества; изучение специфики культурно-досуговой сферы как объекта благотворительности; определение взаимосвязи культурно-исторических и со-циально-психологических предпосылок и условий формирования благотворительной мотивации, структуры мотивов меценатской деятельности современных предпринимателей и психологических признаков готовности включения их в благотворительную деятельность в куль-турно-досуговой сфере; определение и обоснование социально-культурных и психолого-педагогических условий формирования самореализационной благотворительной мотивации современного предпринимательства и роли клубов деловых людей в стимулировании благотворительной и меценатской деятельности; разработка методики» позволяющей клубам успешно выполнять функцию институтов формирования самореализационной мотивации и культуры благотворительной деятельности .

Решая эти задачи, мы предполагали, что при определенных социально-культурных и психолого-педагогических условиях благотворительность может рассматриваться предпринимателем в качестве средства личностной самореализации. Основные положения гипотезы нашли подтверждение в ходе исследования - положенная в основу модели социокультурного поведения предпринимателя благотворительность оказывает педагогическое воздействие как на ее субъекта, позволяя предпринимателю реализовать свой личностный потенциал, так и на общественное сознание в целом, подготавливая общество к восприятию нового класса как субъекта национальной культуры.

Однако на начальном этапе становления рыночных отношений, когда для предпринимательства как социального слоя более актуальны потребности "выживания" и адаптации к социуму» благотворительность выполняет, преимущественно, адаптивно-компенсаторные функции, позволяя предпринимателю отождествить себя с традициями национальной культуры, "вписаться" в существующую ценностно-культурную среду.

Исследование показало, что активизация благотворительности предпринимательства зависит от многоуровневой системы социально-культурных, психолого-педагогических и организационных условий, способствующих усилению самореализационной мотивации предпринима-телей'.,*- которые частично могут быть созданы на базе клубов деловых людей, выполняющих функцию формирования культуры благотворительной деятельности предпринимательства. Необходимость научного и методического обеспечения деятельности клубов деловых людей по формированию самореализационной мотивации и культуры благотворительности предпринимательства подтверждается общими реузльтатами исследования и его педагогической эффективностью.

На защиту выносятся: I. Положения о том, что а) Благотворительность как социально-культурное явление имеет глубокие исторические и духовные традиции в российской национальной культуре. Как социально ориентированная, добровольная, бескорыстная деятельность, содержащая в своей основе нравственные ценности альтруизма, коллективизма, любви к ближнему и признания прав человека, благотворительность является эффективным средством воспитания и самореализации личности. б) Культура как широчайшая сфера жизнедеятельности человека может быть объектом и благотворительной, и коммерческой деятельности, меценатства и спонсорства, критерий дифференциации которых очень подвижен, т.к. затрагивает этико-психологическую сферу личности, лежит в области психологической мотивации. Особенность благотворительности в культурно-досуговой сфере состоит в наличии специфической структуры мотивации участия в этой деятельности. Культурно-досуговая сфера предоставляет наиболее широкий выбор объектов и видов благотворительной деятельности, позволяя ее субъекту удовлетворить высшие духовные потребности в социальных контактах, признании, самоуважении, самореализации. в) Для современного российского предпринимателя благотворительность в культурно-досуговой сфере выполняет адаптивно-компенсатор-ную и самореализационную функции. На этапе становления рыночной экономики адаптивно-компенсаторная функция преобладает -благотворительность используется предпринимателями для поднятия своего социального статуса, сглаживания обострившихся социальных и межличностных отношений. Однако наибольшей педагогической значимостью обладает благотворительная деятельность, выполняющая функцию личностной самореализации которая при стабилизации общественных отношений станет преобладаю щей. г) Мотивация благотворительной деятельности в культурно-досу говой сфере детерминирована категориями социальной ответственности, социальной адаптации и самореализации. Преобладание тех или иных мотивов определяется характером социокультурной ситуации, системой диспозиций и психологическими особенностями личности. В современных условиях институт благотворительности как сфера социально-культурной деятельности предпринимательства еще не сложился и мотивы меценатсткой деятельности российского предпринимательства имеют в основном внешний, адаптивно-компенсаторный или утилитарно-рациональный характер.

П. Социально-культурные и психолого-педагогические условия стимулирования благотворительной и меценатской деятельности как средства личностной самореализации предпринимателя включают в себя: а) Становление в общественном сознании понимания благотворительности предпринимательства как важной социально-культурной деятельности, способствующей развитию культуры, общества и человека. б) Утверждение в предпринимательской среде образа личности "делового человека":

- соответствующего духовногэтическим доминантам российской культуры, обладающего чувством долга, солидарности, социальной от вет ст венн ос ти;

- воспринимающего благотворительность как гуманную обществен но и личностно значимую деятельность, средство позитивной самореализации и необходимый компонент ©тики современного делового человека;

- обладающего психологическими характеристиками личности с высокой самореализационной установкой на благотворительность, типичными чертами которой являются гражданская зрелость, уверенноет в себе, открытость, высокий самоконтроль, доминантность, реалистичность, рациональность, стремление к лидированию; в) Педагогическую, информационно-просветительную и организационную деятельность клубов деловых людей по стимулированию благотворительной и меценатской активности предпринимателей путем формирования отношения к благотворительности как способу реализации личностного потенциала, отбора адекватных форм и £фер благотворительной деятельности.

В целом результаты исследования позволили сделать вывод о том, что создаваемая на базе клуба деловых людей система стимулирования благотворительного поведения способствует становлению в общественном сознании понимания благотворительности как социально и личностно значимой деятельности, утверждает в среде, предпринимателей образ личности "делового человека", соответствующий духовно-этическим основам российской культуры, формирует отношение предпринимателя к благотворительности как средств самореализации личности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Агафонова, В. В., 1995 год

1. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М.: Наука, 1991.- 108 с.

2. Абросимова Е.А. О благотворительных организациях в СССР// Советское государство и право,- 1992.- №1.- С.135.

3. Апресян Р.Г. Добро и польза//Этическая мысль.- М.: Республика, 1992.- С.14.

4. Апресян Р.Г. Ценностные контроверзы предпринимательства// Общественные науки и современность.- 1993.- № 2.- С.19.

5. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.4,- М.: Мысль, 1983.-830 с.

6. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций / СПбГАК.- СПб., 1994.- 224 с.

7. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.-М.: Мысль, 1976.- 160 с.

8. Астафьев П.Е. Общественное благо в роли верховного начала нравственной жизни.- М., 1892.- 38 с.

9. Афанасьев Ъ. О некоторых православных принципах формирования рыночной экономики// Вопросы экономики.- 1993.- № 8.- С.54.

10. Балабанов С. С., Воронин Г. Л., Француз о ва Л.Я. Имидж предпринимателя у педагогов и учащихся// Социологические исследования.- 1993.- № 2.- С.8.

11. Баторова Е.В. О роли нравственных мотивов в поведении личности// Стратегия ускорения и совершенствования социалитиче-ских нравственных отношений.- М., 1986.- С.251.

12. Бахрушин A.A. Основатель театрального музея.- М., 1969.-10 с.

13. Бенуа А.Н. Мои воспоминания: В 5 кн.Т.2.Кн.4-5.- М.:1. Наука, 1980.- 743 с.

14. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.-222 с.

15. Еирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ.- СПб.: СПбГИК: МТШ "Импульс": Иннов с

16. Благотворительные организации Санкт-Петербурга: Справочник.- СПб., 1994.- 40 с.

17. Благотворительные учреждения.- СПб., 1899.- 24 с.

18. Благотворительные учреждения Российской империи. В 3 т.-СПб., 1900.

19. Благотворительные учреждения России.- СПб., 19X2.- 257с.

20. Бобошко 0. Долой филантропов и их учреждения.- Николаев, 1912.-. 15 с.

21. Бойко В.П. К вопросу о социальной психологии крупной российской буржуазии второй половины XIX века // Из истории буржуазной России,- Томск, 1982.- С.45.

22. Боткина А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и в искусстве.- М.: Искусство, 1993.- 374 с.

23. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России.- М.: Наука, 1989.-192 с.

24. Бурышкин П.А. Москва купеческая.- М.: Высшая школа, 1991.-352 с.

25. Вызов 1., Гузанова А., Ладенков Н. Благотворительность; реальность и перспективы//Век XX и мир.- 1990.№ 10.- С.20

26. ВеберМакс. Избранные произведения.-М., "Прогресс", 1990.- 804 с.

27. Вестник благотворительных учревдений.- СПб., 1906.16. Благотворительность

28. Вестник благотворительности. /Московский Дом Милосердия; Благотворительный фонд "Сопричастность".-M., 1994.

29. Вирениус A.C. Значение учебно-воспитательных заведений ) в деле нравственного воспитания.- СПб., 1899.- 26 с.

30. Власов П. Обитель милосердия.- М.: Московский рабочий, 1991.- 303 с.V

31. Воронин C.B. Благотворительные фонды США (мифы и действительность)Л: ЛГУ, 1973.- 208 с.

32. Воронин C.B. "Благотворительные" фонды в системе социально-экономических отношений современного капитализма; Автореф. дис.докт.окон.наук.- Л., 1974.- 40 с.

33. Воронин C.B. Теории "филантропии".- М: Мысль, 1981.-200 с.

34. Воспитательные дома в России/ТВестник Европы.- 1890.-№ 6.- С.485.

35. Воспоминания о Василии Федуловиче Громове, СПб., 1870.37 с.

36. Всероссийский съезд шобщественному призрению. В 2 т.-СПб., 1914.

37. Георгиевский П.И. Организация частной благотворительности в России.- СПб., 1897.- 16 с.

38. Глаголев А. Экономическая философия великих русских меценатов конца XIX-начала XX вв.//Вопросы экономики.- 1994.-№ 7.- С.109.

39. Гловели Г. Цивилизационный опыт России: необходимость уточнения//Вопросы экономики.- 1993.- № 8.- C.II3.

40. Гогель С.К. Объединение и взаимодействие частной и общественной благотворительности.- СПб., 1908.- 92 с.

41. Голосовкер Я.Э. Логика мифа.- М.: Наука, 1987.- 218 с.

42. Горячева Л. Экономические проблемы и национальное самосознание/вопросы экономики.- 1993.- № 8.- С.44.

43. Доброхотного дателя любит.бог. .Слово Иоанна Кронштад-ского.- СПб., 19X4.- 4 с.

44. W. Думова Н.Г. Московские меценаты.- М.: Молодая гвардия,1992.- 333 с.5Х Жирухин Э.А. филантропические фонды США в системе власти монополий.- М.: Наука, 1978.- 184 с.

45. Задорожная Е.И. Спонсорство в культуре: европейский опыт/Дультура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Ин-формкультура. Вып.б/РГБ.- М., 1994. С.25.

46. Зайцева Л. Источники финансирования социально-культурной сферы и роль промышленного меценат с тва//Вопросы экономики.1993.- № 4.- С.83.

47. Зенбицкая Т. Где вы, Мамонтовы и Бахрушины?//Встреча.-1992.- № 3.- С.20.

48. Зилоти В.П. В доме Третьякова. М.: Высшая школа, 1992.-253 с.5Ф. Знаточество, коллекционирование, меценатство.- СПб., 1992.- 87 с.

49. Из истории российского предпринимательства: династия Кокоревых. Научно-аналитический обзор.-М. ,3991.

50. Иконникова С.Н. Диалог о культуре.- Л.: Лениздат, 1987.-203 с.5$. Ильинский В. Благотворительность в России (История и современность). СПб., 1908.- 32 с.

51. JB0. Исаченко В.Г. Нардные дома Петербурга//Блокнот агитатора.- 1987,- № 9.- С.53.

52. Кинг М.Л. Паломничество к ненасилию/этическая мысль.-М.: Республика, 1992.- С.168.

53. Кордонский С.Советский человек как объект сострадания// Век XX и мир.- 1990.- № 10.- С.28.7*3. Кропоткин П.А. Взаимная помощь как фактор эволюции.-СПб., 1907.-351 с.

54. Кудрявцев А.И. Исторический очерк христианской благотворительности,- Одесса, 1883.- 34 с.

55. Кузьмичев А., Петров Р. Русские миллионщики. Семейные хроники.- М.: Владос, 1993.- 128 с.

56. Культура на перепутье/ Соет.Б.Ю.Сорочкина, Л.М.Зайцева. М.: НОС. НИЦ, 1994.- 248 с.

57. Лабутин А. Характер христианской благотворительности.-СПб., 1899.- 123 с.

58. Лафарг П. Благотворительность: Пер.с нем.- Одесса, 1905.40 с.

59. Лафарг П. Благотворительность и право на труд.- Пр., 1918.- 40 с.

60. Мескон М., Альберт М., Хедоури ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М.: Дело, 1992.- 701 с.

61. Мижуев П.Г. Очерки благотворительности в Америке.- СПб. 1902.- 45 с.8§. Мидуев П.Г. Приемы рациональной филантропии в Америке.-СПб.: Гос.тип., 1904.- 88 с.

62. Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках.- Л.: Художник, 1959.- 357 с.

63. Миронова Г.А. Альтруизм и нравственное самоутверждение личности// Великий Октябрь и нравственные ценности человечества. М., 1988.- С.48.

64. Миронова Г.А, Принцип альтруизма в социалистической морали// Стратегия ускорения и совершенствования социалистических нравственных отношений.- М., 1986.- С.253.

65. Миронова Г.А. Принцип альтруизма в истории нравственности: Автореф.дис.канд.филос.наук.- М., 1988.- 22 с.9£. Митрофан, архимандрит. Христианская благотворительность как залог общественного преуспеяния.- Астрахань, 1909.- 15 с.

66. Мозойро А. Частное предпринимательство и общественное служение в русской экономической мысли второй половины XIX века/ Вопросы экономики.- 1994.- № 7,- С.98.

67. Моль А. Социодинамика культуры; Пер.с франц./Ред. Б. В. Би рюкова, Р.Х.Заринова, С.Н.Плотникова.- М.: Прогресс, 1973.-406 с

68. М.П.Беляев и основанное им музыкальное дело: Краткий очерк.- СПб., 1910.- 24 с.

69. Никитин Е. Христианская благотворительность.- М.; 1907.30 с.

70. Нильсен В. Крупнейшие американские фонды: Пер.с англ.-' М.: Прогресс, 1976.- 400 с.

71. Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству: Соч. в 2 т. Т.2.- М.: Мысль, 1990.- 830 с.

72. ТОО. Общественная и частная благотворительность в России: Ежемесячный информационный листок.- СПб., 1912.- № I.

73. ХОЗ. Призрение и благотворительность в России.- СПб., 1913.1. I.

74. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.: русский язык, 1988.- с.44.

75. Ольсевич Ю. Хозяйственная система и этнос//Вопросы экономики.- 1993.- № 8.- С.7

76. ЮЙ. Олсон М. Роль нравственности и побудительных мотивов в обществе/ Вопросы экономики.- 1993.- № 8.- С.28.

77. О милосердии и благотворительности.- Киев, 1882.- 16 с.

78. Очерк частной благотворительности в России.- СПб., 1897.

79. Попов H.A. Очерки религиозной и национальной благотворительности на Востоке и .среди славян.- СПб., 1871.- 140 с.

80. Поссе В.А. Благотворительность и взаимопомощь.- Пг., 1918,- 8 с.

81. Ш. Преображенский В. О благотворительности.- Красноярск, 1898,- 58 с.1.& Проект Закона о некоммерческой и благотворительной деятельности в Российской Федерации.- М.: Центр политико-правовых исследований "Интерлигал", 1992.- 23 с.

82. Проект Закона РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"/Благотворительное общества "Невский ангел".- СПб., 1991.- 15 с.

83. Ц& Проскуровская JD. Московские благотворители//Деловой мир.- 1991.- № 41

84. Психология. Словарь/ Под общ.ред.А.Б.Петровского, М.Г. Ярошевского.- 2-е изд.- М.: Политиздат, 1990.- 494 с.

85. Радаев В. Внеэкономические мотивы предпринимательской деятельности // Вопросы экономики.- 1994.- № 7.- С.85.1.®. Родословная рода Демидовых. Их благотворительная деятельность и медали в память их рода,- Житомир, 1910.- 64 с.

86. Рождественский P.A. Страницы жизни.- М.: Современник, 1974.- 464 с.

87. Русская идея.- М.: Республика, 1992.- 496 с.

88. Рыбаков ф.ф. Культура и рыночные отношения//Российский экономический журнал.- 1992.- № 12.- С.68.12*3. Рыцари милоеердия//Санкт-Петербургекие ведомости.- 1992.-16 мая.

89. Сборник сведений о благотворительности в России с краткими очерками благотворительных учреждений в Санкт-Петербурге и

90. Москве.- СПб., 1899.- 1207 с.

91. Сборник статей в честь П.С.Уваровой.- М., 1916.- 405 с.

92. Свинцов В.И. Люди и крысы//Вопросы философии.- 1992.-| Я 8,- С.184.

93. С.Дягилев и русское искусство: В 2 т.- М.: Изобразительное искусство, 1982.12©. Соколов Э.В. "Душа народа" и общественный уклад жизни// Патриотические традиции русской культуры: Сб.научных трудов/ СПбГАК; СПб.Фонд им.М.В.Ломоносова.- СПб., 1993.- С.9.

94. Соколов Э.В. Культура и личность.- Л.: Наука, 1972.-228 с.

95. Соколовский М.К. Благотворительность в древней Руси.-СПб., 1901.- 26 с.

96. Соколовский М.К. К вопросу о благотворительности в России в ХУШ веке.- СПб., 1903.- 25 с.

97. A Соколовский М.К. Черты благотворительности по некоторым древне-русским памятникам литературы и миниатюры/Дристианекое чтение. Т.ССШ.- СПб., 1902.-С.564.

98. Соколовский М.К. Черты масонской благотворительности.-СПб., 1905.- 27 с.13 7. Соловьев B.C. Русская идея.- СПб.: София, 1991.- 89 с.

99. Si. Сорокин П.А. Человек: Цивилизация. Общество.-ДО., 1992.542 с.

100. Сперанский C.B. б проекте реформы общественного призрения в России.- СПб., 1895.

101. Справочник о благотворительных учреждениях, действующих в Петербурге.- СПб., 19X3.- 63 с.

102. Т. Справочник "Благотворительные организации России" / Юнайтед уэй.- М.: Панорама, 1992.- 191 с.

103. Триодин В.Е. Клуб и свободное время.- М.: Профиздат, 1982.- 136 с.

104. ТрУДЫ первого съезда русских деятелей по общественному и частному призрению, 8-ХЗ марта 1910 года.- СПб., I9IÛ.- 37 с.15з» Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. О философии поступка.- Л.: ЛГУ., 1990.- 2X5 с.

105. Уроки милосердия: Книга для чтения / Сост.Воронцова В.Г., Титова И.М.- СПб.: СПбГУШ, 1992.- 58 с.

106. Хижняк И.А. Проблемы социального регулирования сфера культуры США 60-80-х годов XX столетия: Автореф.дис. .доктор, экон.наук.- Киев, 1990.- 29 с.

107. Цуканов А. Стяжание предпринимательского духа//

108. Предпринимательство.- 1993.- F 3.- С.24.

109. Шаповалов В.Ф. Откуда придет "дух капитализма?" (о ду-ховно-культурных предпосылках рациональных рыночных отношений)// Социологические исследования.- 1994.- № 2.- С.23.

110. Шкабельников Г.З., Петров П.И. Знаки благотворительных обществ и правила награждения ими лиц за оказнную помощь делами благотворения.- СПб.» 1902.- 160 с.

111. Шмелев И. Душа Москвы//Предпринимательство.-1994.- № 3.1. С.6.

112. Шмоллер Г. Происхождение, сущность и значение современной благотворительности: Пер.с нем.- М., 1903.- 24 с.

113. Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат. Т.6.- М., I9II.- 580 с.

114. Ядов В.А. Социологические методы исследования клубной работы.- М., 1986.- 95 с.1?1. Янжул К.И. Миллионы и что с ними надо делать, филантропический план американского миллионера.- М., 1899.- 44 с.

115. General principles for Good Practice in Arts Sponsor-ship in Europe.Londonilssue CEKBG,1993.-17p»

116. The Identifikation and Assesment of the competencies jof Enterpreneurs.-New-York,1988,-?4p,

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.