Боевые искусства в системе военно-физической подготовки в Китае и Японии с древнейших времен до конца девятнадцатого столетия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.04, кандидат педагогических наук Трескин, Алексей Алексеевич

  • Трескин, Алексей Алексеевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.04
  • Количество страниц 138
Трескин, Алексей Алексеевич. Боевые искусства в системе военно-физической подготовки в Китае и Японии с древнейших времен до конца девятнадцатого столетия: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Москва. 1999. 138 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Трескин, Алексей Алексеевич

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ. —

1.1. Состояние проблемы исследования в отечественной и зарубежной литературе

1.2. Методологические подходы к изучению проблемы.

ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БОЕВЫХ ИСКУССТВ КИТАЯ И ЯПОНИИ, КАК ОСНОВЫ ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫ И ШКОЛЫ БОЕВЫХ ИСКУССТВ КИТАЯ И ЯПОНИИ

ГЛАВА 4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЯПОНИИ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРИОД ФЕОДАЛИЗМА —

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Боевые искусства в системе военно-физической подготовки в Китае и Японии с древнейших времен до конца девятнадцатого столетия»

Актуальность темы: Данное исследование приобретает особую актуальность в связи с тем, что в последние годы во всем мире постоянно возрастает интерес к истории физической культуры и спорта стран Востока. Это объясняется, прежде всего, естественным и вечным стремлением людей к физическому совершенствованию и познанию путей достижения гармонии физического и духовного начал в их неразрывной связи, поскольку вековые традиции боевых искусств в настоящее время становятся достоянием не только отдельных стран или регионов, но и всего человечества. Традиционные, присущие именно народам Востока системы физического воспитания, впитавшие и обобщившие тысячелетний опыт и традиции физической подготовки воинов, отличаются оригинальностью и самобытностью. Боевые искусства Востока - китайское ушу, корейское таэквандо, японские дзюдо, айкидо, карах^, сумо, национальные виды единоборств других народов Юго-Восточной Азии, представляют собой самобытный мир, имеющий глубокие исторические, культурные и философские корни.

Несмотря на возросший интерес к боевым искусствам Востока во всем мире, социально-педагогические аспекты боевых искусств недостаточно отражены в научных исследованиях. В связи с этим есть достаточные основания обратиться к истории систем военно-физической подготовки с целью осмысления моральных и и педагогических основ современных боевых искусств стран Востока в тесной взаимосвязи с историей всего региона.

Данное исследование посвящено проблемам возникновения и развития боевых искусств в Китае и Японии, поскольку именно в этих странах зародились восточные боевые искусства, ставшие в наше время популярными во многих странах мира и оказавшие воздействие на развитие боевых искусств многих стран Юго-Восточной Азии.

Китай явился колыбелью восточных боевых искусств и оказал значительное влияние на развитие боевых искусств государств региона, прежде всего, Японии. На примере научного исторического анализа становления и развития системы военно-физической подготовки в Китайской и Японской империях, в исследовании предпринята попытка изучить основные факторы, повлиявшие на развитие боевых искусств в Китае и Японии, характерных для большинства государств Юго-Восточной Азии, таких как Корея, Индия, Таиланд и т.д.

Само понятие воинских искусств наделялось на Востоке иным смыслом, чем на Западе. При общности главной цели, имеющей первостепенное значение - овладение искусством побеждать, не только победа над противником была единственной задачей. Столь же важной являлась победа над самим собой, преодоление собственных слабостей и недостатков, достижение внутренней гармонии и гармонии со всей Вселенной.

Боевые искусства существуют многие тысячелетия. Дошедшие до нас источники свидетельствуют о том, что элементы рукопашного боя, оригинальные приемы самозащиты и нападения были известны с незапамятных времен. Древнейшие наскальные изображения в Индии, Китае, Таиланде, Японии дают этому наглядное подтверждение. Интерес к истории и традициям стран Востока растет по мере того как люди приобщаются к богатейшему культурному наследию.

Для постижения смысла и содержания восточных искусств современному человеку следует опираться на исторический опыт прошлого и тщательно изучать его. Еще в глубокой древности сформулированы и изложены основы опыта военной стратегии и тактики, основанные на главных постулатах конфуцианства и даосизма. Высший природный закон, вытекающий из древнейшей натурфилософской концепции «инь-янь», стал именоваться Законом Неба и Законом Дао. Хранители секретов боевого искусства становились одновременно носителями глубинных знаний о мире, высших ценностях и идеалах культуры.

Перерастанием национальных границ и выходом к познанию некоего высшего закона , которому подчиняется все сущее, была обусловлена особая культурная значимость боевого искусства на Востоке.

Объект исследования: система военно-физической подготовки в Китае и Японии с древнейших времен до конца XIX столетия.

Предмет исследования: боевые искусства в системе военно-физической подготовки в Китае и Японии в указанный период.

Цель исследования: дать комплексный историко-педагогический анализ зарождения, развития и взаимовлияния систем и школ боевых искусств в Китае и Японии.

В соответствии с целью настоящего исследования определены следующие задачи:

1. Определить основные факторы возникновения и развития боевых искусств как основы военно-физической подготовки в Китае и Японии.

2. Дать характеристику основным системам и школам боевых искусств Китая и Японии.

3. Изучить особенности становления и развития боевых искусств в Китае и Японии.

4. Дать сравнительный анализ систем военно-физического подготовки военного дворянства Запада и Востока - «пути воина» средневекового рыцаря Западной Европы и самурая феодальной Японии.

В соответствии с задачами в диссертации сформулированы следующие рабочие гипотезы:

1. Военно-политическая обстановка в Китае и Японии значительное повлияла на становление и развитие систем национальных боевых искусств, которое в ходе исторического развития исследуемых государств не смогло остановить постоянное совершенствование видов вооружения. В течение длительного периода происходило постепенное осознание в обществе боевых искусств не только как важного фактора военно-физической подготовки, но и как уникального метода самосовершенствования и культуры. Эта тенденция характерна не только для периода феодализма, но и сохраняет актуальность вплоть до настоящего времени.

2. Особенности географического положения и социокультурного развития Японии привели к возникновению оригинальной системы военно-физической подготовки военного дворянства - «пути воина» - самурая феодальной Японии, ставшей неотъемлемой частью национальной культуры.

3. Процесс становления и развития систем военно-физической подготовки в странах Востока - Китае и Японии и феодальных государствах Европы, несмотря на специфические отличия, имел ряд значительных общих особенностей.

Хронологические рамки исследования определены тем, что именно в исследуемый период (с древнейших времен до конца XIX столетия) происходило становление и развитие систем боевых искусств, их распространение в мире, в результате которой не только в Азии, но и на других континентах планеты возникли традиционные школы боевых искусств.

Научная новизна: История физической культуры и спорта стран Запада весьма подробно освещена учеными, в то время как государства Востока до сих пор в этой области во многом остаются неисследованными исторической наукой, несмотря на обилие популярных книг, газетных и журнальных публикаций и специальной литературы по основам современных боевых искусств.

Именно поэтому основной целью данного исследования являлось восполнение значительного пробела в исторической науке. На основе исторического анализа и обобщения источников, периодический и специальной литературы на русском и иностранных языках дан научный обзор традиционных видов боевых искусств, характерных для феодальной Японии и объединенных общим названием «будзютцу», предпринята попытка выявить и охарактеризовать особенности становления и развития основных видов боевых искусств Китая и Японии. Поскольку Япония, обладающая признанными во всем мире традициями в боевых искусствах, является ныне их своеобразным символом на всех континентах, этой стране в исследовании уделено особое внимание.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые детально проанализированы основные факторы возникновения и развития боевых искусств как основы военно-физической подготовки в Китае и Японии и выявлена их роль в обществе на разных этапах исторического развития этих стран; изучены наиболее характерные особенности и общие закономерности становления боевых искусств в Китае и Японии; рассмотрены основные системы и школы боевых искусств; впервые в исторической науке проведен сравнительный анализ комплексных систем военно-физической подготовки - «пути воина» средневекового рыцаря Западной Европы и самурая феодальной Японии.

Практическая значимость: Обобщая результаты анализа истории формирования боевых искусств Китая и Японии, работа обогащает методологию познания китайской и японской истории и культуры. В научный оборот введены многие источники на русском и иностранных языках, ранее не использованные в исследованиях по аналогичным проблемам. Результаты исследования свидетельствуют о том, что проблема изучения становления и развития боевых искусств в Китае и Японии далеко не исчерпана. Они указывают направления возможного продолжения и углубления исследуемой темы, такие как: история возникновения боевых искусств на отдельных исторических этапах; специальное и углубленное изучение истории и философии отдельных школ восточных боевых искусств; продолжение сравнительного изучения систем военно-физической подготовки в Китае и Японии, Японии и Европы на разных исторических этапах.

В практическом смысле материалы и выводы по результатам исследования могут быть использованы в курсах по истории физической культуры и спорта для высших и средних специальных учебных заведений, при изучении курса единоборств, материалов по культурологии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Факторы, повлиявшие на возникновение и развитие боевых искусств, как основы военно-физической подготовки в Китае и Японии и определение их роли на различных этапах исторического развития этих стран;

2. Особенности становления и развития систем боевых искусств в Китае и Японии;

3. Результаты сравнительного анализа систем физического воспитания средневекового дворянства Востока и Запада - «пути воина» рыцаря Западной Ев ропы и самурая феодальной Японии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Трескин, Алексей Алексеевич

выводы

1. Теоретико-методологическое обоснование работ отечественных и зарубежных авторов, освящающих общие вопросы истории и культуры Китая и Японии, а также источники, отражающие общие вопросы развития боевых искусств в этих странах, позволили определить факторы, повлиявшие на процесс становления и развития боевых искусств:

1.1. Военно-политическая обстановка Китая и Японии.

Анализ общих закономерностей развития китайского и японского общества выявил ключевую роль военно-политической обстановки в становлении и развитии комплексных национальных систем боевых искусств. В связи с совершенствованием видов вооружения данный фактор постепенно утратил решающее значение. В обществе происходит постепенное осознание традиционных боевых искусств как особого метода самосовершенствования и неотъемлемой части национальной культуры, и это способствует их дальнейшему развитию.

1.2. Социокультурное развитие Китая и Японии.

Особенности социокультурного развития Китая и Японии привели к возникновению уникальных систем военно-физической подготовки, которые при многих схожих чертах и близкой по содержанию духовной основе значительно отличаются друг от друга. Хотя китайская культура повлияла на материальную и духовную жизнь японского народа, он сумел сформировать самобытную национальную культуру, в том числе и культуру боевых искусств.

1.3. Морально-этические и нравственные основы боевых искусств.

Морально-этический фактор оказал большое влияние на развитие боевых искусств в Японии, благодаря единому кодексу самурайской этики «бусидо».

Несмотря на то, что в Китае не сложилась единая морально-этическая система боевых искусств, многие крупные школы ушу имели собственные кодексы - «удэ», и это оказало существенное влияние на развитие боевых искусств на всей территории страны.

1.4. Внешняя политика и ее влияние на формирование боевых искусств.

Внешняя политика Китая нередко приводила к нападениям кочевников, что заставляло браться за оружие не только профессиональных воинов, но и простых жителей. Иноплеменники, оседавшие в Китае, китаизировались, но, тем не менее, оказывали заметное влияние на китайскую культуру.

Япония, стремясь на начальном этапе своего развития привлекать иммигрантов из Китая, не допускала слепого копирования «китайской модели», поскольку было очевидным постоянное стремление китайских правителей усилить вассальное положение Японии по отношению к Китаю. Европейская культура в силу ряда объективных причин практически не оказала влияния на развитие боевых искусств в Китае и Японии.

1.5. Географическое положение.

Географический фактор сыграл важное значение в развитии боевых искусств Китая и Японии, в частности, в связи с тем, что до конца феодальной эпохи Китай и Япония находились в относительной изоляции. 2. Основой педагогического аспекта данного диссертационного исследования стало изучение основных систем и школ боевых искусств Китая и Японии. Несмотря на многообразие стилей школ ушу, связанных прежде всего с географическими, историческими, социокультурными факторами, ушу представляет собой целостное комплексное явление.

Боевые искусства Японии включают в себя множество разновидностей, видов вооружений. Слово "будзюцу" охватывает не только боевые искусства профессионального японского воина, но и те их виды, которые получили развитие среди других классов и социальных групп японского общества. Специализация определялась словом "дзютцу" которое может быть переведено на русский язык как "метод", "искусство" или "техника" владения специфическим оружием или приемами ведения боя без него. Окончание "до" -"путь" выделяло педагогическую, этическую и образовательную основу и означало, в первую очередь, достижение духовных результатов.

3. Анализ работ отечественных и зарубежных историографов, посвященных боевым искусствам Китая и Японии, позволил нам выделить основные особенности становления и развития боевых искусств этих стран. Для Китая характерны следующие особенности:

• Развитие ушу происходило по двум основным направлениям: народному и аристократическому.

• Территориальные особенности Китая и ход исторического развития привели к искусственному разделению страны, и это оказало существенное влияние на формирование различных взглядов китайского населения севера и юга страны на общенациональную систему боевых искусств ушу.

• Ушу стало всенародным явлением, способствовавшим укреплению государственности.

В исследовании выявлены следующие особенности становления и развития боевых искусств Японии:

• Основная роль в развитии боевых искусств в Японии принадлежит военному сословию - самураям.

• Кодекс бусидо и семейные традиции стали доминирующими факторами в развитии боевых искусств Японии. Звание самурая передавалось по наследству, и фамильная честь традиционно ставилась самураями с самых юных лет превыше всего, в том числе и жизни.

4. Впервые проведен сравнительный анализ систем военно-физической подготовки Японии и Западной Европы в период феодализма - «пути воина» средневекового рыцаря Западной Европы и самурая феодальной Японии, определены следующие общие закономерности и различия:

Как в европейских странах, так и в Китае и Японии в период феодализма военное дворянство принадлежало к сословию светских феодалов. Японское феодальное рыцарство - самураи постепенно сформировалось как наследственное и привилегированное сословие, имевшее сложную иерархическую структуру и самобытную систему военно-физической подготовки. Самураи, как и рыцари Западной Европы, занимая особое положение в социальной структуре общества, считали главной добродетелью верность своему сюзерену, а основным занятием - военное дело. Японский самурай был жестко связан строгой дисциплиной, регламентирующей его поведение в боевой обстановке и в быту. У европейских рыцарей столь жесткой дисциплины не существовало. Военно-физическая подготовка, виды вооружения и отношение к нему, стратегия и тактика ведения боя, правила сражения с противником имели не только ряд общих черт, но и существенные отличия.

Культура и образование в системе воспитания рыцарей и самураев также имеют определенные сходства и отличия. Это объясняется смыслом основных заповедей, отношением к жизни и смерти, которые характерны для основных религий и философских учений Юго-Восточной Азии и Европы.

-120-ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования были определены и осмыслены основные факторы, повлиявшие на становление и развитие боевых искусств Китая и Японии. Мы исходили из того, что боевые искусства китайского и японского этноса на разных этапах его представляют собой неотъемлемую часть материальной и духовной жизни и становления и развития, их история тесно связана с такими факторами как географическое положение, общественный строй, государственное устройство, военно-политическая обстановка в странах Юго-Восточной Азии в исследуемый период, особенности стратегии и тактики ведения войны, характерные для феодального китайского и японского общества. Исследуемая тема рассматривается в соответствии с общепринятой в истории Китая и Японии хронологией исторических периодов.

Вехи становления и развития оригинальных боевых искусств Китая и Японии тесно взаимосвязаны с общественными отношениями на разных этапах феодального строя. В исследуемый период традиционные виды боевых искусств Китая и Японии окончательно оформились как оригинальные системы, обладавшие уникальными, даже по современным меркам, методами подготовки профессиональных воинов. Военно-политическая обстановка играла ключевую роль в становлении и развитии комплексных национальных систем боевых искусств.

Феномен боевых искусств, их глубинный смысл и внутреннее содержание как «науки жизни», проверенной на практике в течение многих столетий и доказал свою жизнеспособность и привлекательность не только для народов Юго-Восточной Азии, но и широко распространился на других континентах планеты.

Особенности географического положения и социокультурного развития Китая и Японии привели к возникновению в этих государствах уникальных систем военно-физической подготовки, которые при многих схожих чертах и близкой по содержанию духовной основе, являются, тем не менее оригинальными, и их отличие друг от друга весьма велико.

История японских самураев - военно-феодального дворянства средневековой Японии, представляет собой часть общей истории становления Японии как государства, которому было суждено сыграть выдающуюся роль в жизни Юго-Восточной Азии.

По мере возрастания социокультурного фактора, боевые искусства стали восприниматься в обществе как неотъемлемая часть национальной культуры Китая и Японии.

Культура и образование в системе воспитания рыцарей и самураев также имеет определенные сходства и отличия. Если японцы ориентировались в своем мировоззрении на доктрины синтоизма, конфуцианства и буддизма, европейцы исповедовали христианство. В связи с этим очевидны различия в основных заповедях, отношении к жизни и смерти, которые характерны для различных религий и философских учений. Кодекс чести самурая включал в себя положения, отражавшие влияние дзен-буддизма. Европейское рыцарство было фактически создано церковью, поэтому его история тесно связана со служением церкви и защитой ее интересов. Существуют кардинальные отличия и в восприятии жизни и смерти, в соответствии с религиозными учениями. В работе проанализированы основные факторы возникновения и развития боевых искусств как основы военно-физической подготовки Китая и Японии и выявлена их роль в обществе на разных этапах исторического развития. Впервые в исторической науке осуществлен сравнительный анализ основ комплексных систем военно-физической подготовки воинов высшего сословия Западной Европы и Японии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Трескин, Алексей Алексеевич, 1999 год

1. Абаев Н.В. Даосские истоки китайских ушу // Дао и Даосизм в Китае-М.: Наука, 1982.-С. 244-257.

2. Абаев Н.В. О некоторых философско-психологических основах чаньских (дзэнских) военно-прикладных искусств // Общество и государство в Китае.-М.: Наука, 1981.-е. 114-120.

3. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае.- Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1989. 271 с.

4. Абаев Н.В., Горбунов И.В. Сунь Лутан о философско-психологических основах внутренних школ ушу.- Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1992. -165 с.

5. Алексеев В.М. Китайская литература (историко-библиографический очерк) // Китай. История, экономика, культура, героическая борьба за национальную независимость.- М.-Л.: Изд. АН СССР, 1940.- С. 282-299.

6. Алексеев В.М. Китайская литература (историко-библиографический очерк) // Китай. История, экономика, культура, героическая борьба за национальную независимость. -М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1940. С. 282-299.

7. Антонов С.Г. Формирование выбора специализации в единоборствах. -СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. 147 с.

8. Арутюнов С.А., Светлов Г.Е. Старые и новые боги Японии.-М.: Политиздат, 1968.-200 с.

9. Бамбуковые страницы. Антология древнекитайской литературы. Пер. с древнекит.-М.: Восточная литература, 1994. 415 с.

10. Ю.Белозерова В.Г. Символика оружия в «Дао-дэ цзине» // Дао и даосизм в Ки-тае.-М.: Наука, 1982.- С. 31-38.11 .Бельц Э. О воинском духе японцев и их презрении к смерти.- Спб., 1906. -29 с.

11. Бобрицев А.А., Шин Ионг Боб. Проявление индивидуальных качеств спортсменов в восточные единоборствах // Вестник Балт. Акад. Выпуск 6.-М.гНаука, 1996. С. 70-72.

12. З.Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае.-М.:Наука, 1966. 242 с.

13. Вазюлин В.А. Логика истории. Вопросы теории и методологии.-М.: изд. МГУ, 1988.-327 с.

14. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т.-М.:Высш. Шк., 1993.-495 с.

15. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае.-М., 1970.-484 с.

16. П.Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства.-М.: Наука, 1983.326 с.

17. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета).-М.: Наука, 1989.- 309 с.

18. Военный энциклопедический словарь.-М.: Воениздат, 1986.-863 с.

19. Восточные единоборства мифы и реальность. Выпуск 1. /Научно-методический сборник -М.: Спортинформ, 1990. - С. 12-27.

20. Восточные единоборства мифы и реальность. Выпуск 2. /Научно-методический сборник -М.: Спортинформ, 1990. - С. 3-7.

21. Восточные единоборства мифы и реальность. Выпуск 3. /Научно-методический сборник -М.: Спортинформ, 1991. - С. 3-6.

22. Восточные единоборства мифы и реальность. Выпуск 4. /Научно-методический сборник -М.: Спортинформ, 1991. - 96 с.

23. Вэйсинь У. Тайцзицюань. -М.: МСП «Интерконтакт», 1990. 88 с.

24. Гильби Д. Секреты боевых искусств мира.- Рига: ЛАРО, 1991. 93 с.

25. Гильдберг Д.И. Япония в Ш-Х11 вв. История стран зарубежной Азии в средние века. -М., 1970.

26. Го Мо-жо. Философы древнего Китая / Пер. с кит.- М.: Изд-во иностр. Литры, 1961.-378 с.

27. Горевалов И.И. Боевые искусства мира.- Йошхар-Ола: Марийский полигра-фическо-издательский комбинат, 1994. 560 с.

28. Григорьева Л.П. Японская художественная традиция. -М., 1979.

29. Гуськов С.Н. Государство и спорт: о государственной политике зарубежных стран в области физического воспитания и спорта. М.: Государство и спорт, 1996. - 176 с.

30. Гуськов С.Н., Платонов В.Н. Олимпийский спорт. Учебник для студентов вузов физического воспитания и спорта. Киев: Олимпийская литература, 1994.-493 с.

31. Дайдодзи Ю. Будосесинсю. Книга самурая. -СПб.: Евразия, 1998. С. 11-74.

32. Данн Ч. Повседневная жизнь в старой Японии. М.: Изд. Дом «Муравей»,1997.-272 с.

33. Долин A.A., Маслов A.A. Истоки ушу.- М.: ФАИР, 1990. 240 с.

34. Долин A.A., Попов Г.В. Кэмпо-традиция воинских искусств.- М.: Наука, 1991.-429 с.

35. Долин A.A., Попов Г.В. Традиции ушу. -М.: Прометей, 1992.

36. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. М., 1972.-Т.1.-363 е.; Т.2.-384 с.

37. Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций. -М.: Аспект-пресс,1998.- 556 с.

38. Живая история Востока.- М.: Знание, 1998.- 365 с.

39. Жуйсян Г., Хуафэн В., Цзиньбяо Ч. Ураганный стиль ушу: пигуацюань. -Минск: Харвест, 1997. 320 с.

40. Жуков Е.М. Очерки методологических проблем истории.-М.: Наука, 1987. -254 с.

41. Джиу-джитсу // Сокол N6. -М.: Полиграфъ, 1911. С. 166.

42. Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире.- М.: Наука, 1977.-119 с.44.3дравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований.-М., 1969.-с. 148 с.

43. Иванов-Катанский С. Джиу-джитсу. Техника боевых приемов. -М.: ФАИР, 1996.-336 с.

44. Исаева М.В. Представление о мире и государстве в Китае в III-VI вв. (по данным «нормативных историописаний»). Автореф. дисс. . канд. ист. наук.- М., 1992.-22с.

45. История боевых искусств колыбель цивилизаций. -М.: Олимп, 1996. -480 с.

46. История китайской философии. Пер. с кит.- М., Прогресс, 1989.- 552 с.

47. История Китая с древнейших времен до наших дней.- М.: Наука, 1974.- 534с.

48. История Китая: Учебник. -М.: Изд-во МГУ, 1998. 736 с.

49. История народов Восточной и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней.-М.: Наука, 1986.- 583 с.

50. Калашников Ю.Б. Конфликтное взаимодействие таэквондистов при выполнении «степа» с атакующих тактико-технических структурах. Дис. к-та пед. наук. М., 1998. - 143 с.

51. Калмыков Е.В. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных единоборствах. М., 1996. - 131 с.

52. Калмыков Е.В. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных единоборствах. Автореферат дис. д-ра пед. наук. М.,1996. - 46 с.

53. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. -М.: Прогресс, 1987. 384 с.

54. Карпушина C.B., Карпушин В.А. История мировой культуры. М.: Изд. Дом "NotaBene", 1998.-536 с.

55. Кобзев А.И. Бин цзя // Китайская философия. Энциклопедический словарь.-М.: Мысль, 1994. С.23

56. Ковальченко И.Р. Методы исторического исследования. -М.: Мысль, 1987. -438 с.

57. Комиссаров С.А. Комплекс вооружения древнего Китая. Эпоха поздней бронзы. Новосибирск: Наука, 1988.- 120 с.

58. Кроль Ю.Л. О концепции «Китай-варвары» // Китай: общество и государство. -М., 1973.

59. Крюков М.В. Формы социальной организации древних китайцев.- М.: Наука, 1967.-201 с.

60. Крюков М.В., Малявин В.В. Софронов М.В. Этническая история китайцев на рубеже средних веков и нового времени. -М., 1984.

61. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос в средние века (VII-XIII).-М., 1984.

62. Крюков М.В., Софронов М.В., Чебоксаров H.H. Древние китайцы: проблемы этногенеза.- М.: Наука, 1984.- 342 с.

63. Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицын И.М. М. История Японии. -М.: Высшая школа, 1988.-432 с.

64. Культурология. История мировой культуры. -М.: Культура и спорт, 1998. -600 с.

65. Кучера С. Проблема преемственности китайской культурной традиции при династии Юань роль традиций в истории и культуре Китая. -М., 1972.

66. Лапшин С.А. Каратэ-до. Донецк: ИКФ Алекс, 1996. - 382 с.

67. Линдер И.Б., Оранский И.В. Боевые искусства Востока маленькие секреты больших школ. - М.: Каисса, 1992. - 224 с.

68. Линдер И.Б., Оранский И.В. Останови оружие. -М., 1991.

69. Лисевич И.С. Литературная мысль Китая. -М.: Наука, 1979,- 266 с.

70. Лукьянов А.К. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Ин-дия).-М.: ИНСАН, РМФК, 1992.- 208 с.

71. Максаковский В.П. Историческая география мира. М.: Экопрос, 1997. -584 с.

72. Малая энциклопедия айкидо. Тверь: Мартин Полина, 1995. - 224 с.

73. Малявин В. «Традиция «внутренних школ» ушу».- М.: Гиль-Эстель, 1993. -101 с.

74. Малявин В.В. Гунфу: действительность мифа (о китайской традиции ушу). -М., 1993.

75. Малявин В.В. Традиционная эстетика в странах Дальнего Востока. -М.: Знание, 1987.-62 с.

76. Мамот В. Мистическое искусство ниндзя. София, 1997. - 106 с.

77. Маслов A.A. «Гимнастика цигун: китайские традиции здоровья».-М.: Знание, 1992. -126 с.

78. Маслов A.A. Небесный путь боевых искусств: духовное развитие китайского ушу.- СПб.: ТЕКС, 1995. 491 с.81 .Маслов A.A. Ушу традиции духовного и физического воспитания Китая. -М.: Мол. Гвардия, 1990. - 78 с.

79. Маслов A.A. Социально-исторические и теоретические аспекты ушу и его роль в культурной традиции Китая / Автореф. дисс. докт. ист. наук.- М.: ВДВ РАН, 1995.-39 с.

80. Маслов A.A. Мистерия Дао: мир «Дао дэ цзина».-М.: Сфера, 1996. 509 с.

81. Миковский Е. Искусство спортивной борьбы Японии. -М.: Полымя, 1991.

82. Мисима Ю. Хагакурэ Н. Книга самурая. СПб.: Евразия, 1998. С. 224 - 308.

83. Нитобу И. Бусидо. -Киев: София, 1997. 112 с.

84. Нокамура Т. Восточная дыхательная техника. -София, 1997. 103 с. К*'

85. Пино Ж. Китайский кулак. Минск: Харвест, 1997. - 320 с.

86. Попов Г.В. Боевые единоборства народов мира. -М.: Международные отношения, 1993. -160 с.

87. Самураи рыцари дальнего Востока. -М.: Слово, 1997. - 48 с.

88. Севостьянов В.М., Бурцов Г.А., Пшеницин A.B. Рукопашный бой. История развития, техника и тактика. -М., 1991.

89. Сперанский А.Б. Самураи военное сословие Японии. -М., Наука, 1981. -168 с.

90. Столбов В.В. История физической культуры. Учебник для студентов педагогических институтов. -М.: Просвещение, 1989. 288 с.

91. Столяров В.И. Исторический метод познания в современной науке. М.: Знание, 1973.-63 с.

92. Сунь Цзы. Трактат о военном искусств. Перевод Сидоренко Е.И. М.: Воен-издат, 1955.

93. Таити С. Что такое Япония?.-М.: ИТАР-ТАСС, 1992. 334 с.

94. Тарасов А. Вечная гармония: гунфу, цикну, ушу.- Ставрополь: ИК Контракт,1990.- 80 с.

95. Тараторин В. История боевого фехтования. Минск: Харвест, 1998. - 384 с.

96. Трубников Б.Г. Восточные единоборства.-!!.: Нотабене, 1990. 88 с.

97. Уотс А. Путь Дзэн. София, 1997. - 215 с.

98. У-Цзин семь военных канонов древнего Китая. Евразия. -СПб.: Евразия, 1998.-336 с.

99. Фицджеральд С.П. «Китай. Краткая история культуры». СПб.: Евразия, 1998.-456 с.

100. Фомин В. Линдер И. Диалог о боевых искусствах Востока. -М.: Мол. Гвардия, 1990.-363 с.

101. Хаберзетцер Р. Искусство каратэ.- Алма-Ата: Казахстан, 1991.-157с.

102. Хаберзетцер Р. Кунг-фу. Техника китайского бокса. Подольск: Леке,1991.-96 с.

103. Хаберзетцер Р. Дзю-дзюцу. -М.: БУДО, 1996. 117 с.

104. Хроника человечества. -М.: Большая энциклопедия, 1996.

105. Цвелев С. «Путь Каратэ». -М.: Кобриз, 1992. Т. 1. - 288 с. - 363 е.; Т.2. -248 е.; Т.3.-216 с.

106. Цунэтомо Я. Хагакур|э. Книга самурая. -СПб.: Евразия, 1998. С. 75 -223.

107. Чань-Ми-Гун. Тренировка жизненной энергии «Ци» в буддистской традиции. -Л.: ГДОИФК им. Лесгафта, 1992. 30 с.

108. Чжань Ю. Сто вопросов по ушу. -Киев: София, 1996. 320 с.

109. Чу ев Н.И. «История формирования военно-теоретической мысли в древнем Китае». Дисс. канд. ист. наук. М., 1997. - 228 с.

110. ИЗ. Ши Найань. Речные заводи. -Рига: Полярис, 1992.

111. Шин Ионг. Педагогические и духовные традиции восточных единоборств и отношение к ним в России. Автореф. кадн. пед. наук. -Спб., 1998

112. Энциклопедический справочник. Боевые искусства.-Минск: Харвест, 1996.-639 с.

113. Энциклопедия Всемирная История. -М.: Аванта, 1997. Т.1 - 688 с.

114. Этика и ритуал в традиционном Китае. -М., 1988.

115. Японский милитаризм. -М.: Наука, 1972. 376 с.

116. Bodde D. Studies in Chines thought. -Chicago: Univers. of Chicago press, 1953.-317 c.

117. Ch'en Kenneth K.S. The Chinese transformation of Buddhism. -New Jersey, 1973.-345 c.

118. Ch'en Kennth K.S. Buddhism in China: A Historical Survey. -New Jersey: Princeton University Press, 1964. 560 c.

119. Cuyler P. Sumo: from rite to sport. New York; Tokyo: Weatherhill, 1991. — 230 c.

120. Deshimaru T. The zen way to the martial arts: a Japanese master reveals the secrets of the Samurai. -London: Century, 1962. 120 c.

121. Draeger D. Ninjutsu: The art of invisibility: Japan's feudal age espionage and assassination methods. -Tokyo: Yenbooks, 1989. 124 c.

122. Draeger D. Modern budjutsu. Japanese martial arts and principles. -New York, 1996.

123. Draeger D., Donn F. Smith W. Asian Fighting Arts. Kodansha. -New York, 1969.-C. 70-121.

124. Draeger D. Classical Bujutsu. -New York; Tokyo: Weatherhill, 1976. 109 c.

125. Draeger D., Smith R. Asian Martial Arts. -New York, 1969. C. 53-75.

126. Draeger D., Smith R. Comprehensive Asian Fighting Arts. -Tokyo: Kodansha International, 1980. C. 35-138.

127. Farkas, Emil J., Corcoran J. Martial Arts: Traditions, History, People. -New York: Smith Publications, 1983.

128. Farkas, Emil J., Corcoran J. The Overlook Martial Arts Dictionary. -New York: Overlook press, 1983. 305 c.

129. Fjarde Bandet. Nordisk Familjeboks. -Stockholm: Sportlexikon, 1941. -C.- 807-812.

130. Forgotten Martial Arts in Japan. -Tokyo, 1996.

131. Frederic L. A dictionary of the martial arts. -London: Athlone press, 1991. — 276 c.

132. Fundamental Kendo. -Tokyo: Japan publ., 1974. 179 c.

133. Gildbey J. The Way of the Warrior. North Atlantic Books. -California, 1982.

134. Habersetzer R. Kung Fu (We-shu): Les techniques de la boxe chifjaise. -Paris, 1986.-205 c.

135. Haines B. Karate's History and Traditions. -California: Rutland; Tokyo: Tuttle, 1974.-192 c.

136. Harrison E.J. The Fighting Spirit of Japan. -Woodstock: Overlook press, 1982. -250 c.

137. Hatsumi M. Nin-jitsu: History and Tradition. -Hollywood (Cal.): Unique publ., 1981.-239 c.

138. Herrigel E. Zen in the Art of Archery. London: Rontledge and Kegan Paul, 1968.- 107 c.

139. Hsu, Cho-yun. Ancient China in Transition: An analysis of social mobility. -Stanford: Stanford University, 1965. 238 c.

140. Inazo Nitobe. Bushido. The Soul of Japan. -London, 1905.

141. Jnuma H., DeProspero D., DeProspero J. Keudo: The Essence and Practice of Japanese Archery. -Tokyo: Kodansha, 1993. C. 23-99.

142. Kammer R. Zen and Confucius in the art of swordsmanship. -London: Reut-ledoe and Kegan Paul, 1978. -118 c.

143. Kano Jugaro. Judo. -Tokyo, 193^

144. Lafcadio Hearn. Exotics and Retrospectives. New York, 1986.

145. Maliszevsky M. Spiritual Dimensions of the Martial Arts. Charles E. -Tokyo: Tuttle Company, 1996. 173 c.

146. Morton Scott. The Japanese how they live and work. Charles E. -Tokyo: Tuttle Company, 1974. - 152 c.

147. Munsterberg O. Japanishe Kunstgeschichte. Bd. 1-3. -Braunschweig, 1984. -C. 68-102.

148. Nelson R. Martial Arts Reader. -New York: The Overlook Press., 1989.343 c.

149. Nelson R. The Martial Arts: An Annotated Bibliography. -New York: Garland, 1988.-436 c.

150. Ninsutzu Martial art of ancient Japan. -New York, 1976. - 115c.

151. Parker E. Secrets of Chinese Karate. -New Jersey: Prentice-Hall, 1963. -C. 23-45.

152. Payne P. Martial Arts: The Spiritual Dimension. -London: Thames, 1987. -96 c.

153. Pranin S. Encyclopaedia of Aikido. -Tokyo: Aiki news, 1991.-217c.

154. Ratti O., Westbrook A. Secrets of the samurai. The martial arts of feudal Japan. -Tokyo, Charles E. Tuttle company, 1996. 483 c.

155. Smith R. China's cultural heritage: the Ch'ing dynasty, 1644-1912. -Boulder (Colorado): Westerview press, 1983. 321 c.

156. Staples M. Tibetan Kung-Fu: The way of the monk. -Hollywood: Unique publ., 1982 80 c.

157. Stone G. A Glossary of the Construction, Decoration and Use of Arms and Armour. -New York: Jack Brüssel Publisher, 1961 C. 327-331.

158. Suzuki S. Zen mind, beginner's mind. -New York: Weatherhill, 1990. 138 c.

159. Wong, James I. A source Book in the Chinese Martial Arts: Medicine, Meditation, Military History. -California: Koinonia, 1982. C. 30-126.

160. АКТ ВНЕДРЕНИЯ в практику результатов исследования по теме 13.00.04 "Боевые искусства в системе военно-физической подготовки в Китае и Японии с древнейших времен до конца XIX столетия" Координационного плана НИР на 1997 -1998 гг.

161. Наименование предложения Где внедрено Эффект внедрения

162. Системы военно-физической подготовки в древнем мире и средние века Российская государственная академия физической культуры Повышение качества и эффективности учебного процесса по дисциплине «История физической культуры»1. Проректор по учебной

163. Зам. зав. кафедрой исто цивилизации, физической и спорта1. В.Н.ЧеремиШсШ1. Качулина H.H.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.