Борьба М.К. Ганди против политики индусского коммунализма в Индии в 1918-1939 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Кашин, Валерий Петрович

  • Кашин, Валерий Петрович
  • 1984, Москва
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 202
Кашин, Валерий Петрович. Борьба М.К. Ганди против политики индусского коммунализма в Индии в 1918-1939 гг.: дис. : 00.00.00 - Другие cпециальности. Москва. 1984. 202 с.

Оглавление диссертации Кашин, Валерий Петрович

ВВЕДШИЕ. 3

Глава I. ИНДУССКИЙ ШШУНАЛИЗМ И РЕЛИГИОЗНО-ОБЩИННАЯ

ПРОБЛЕМА В ИНДИИ В 1918-1939 гг. . 28

§1. Обострение религиозно-общинных противоречий в Индии к началу общественно-политической деятельности М.К.Ганди . 28

§2. реология и политика организаций индусского коммунализма в 3918-3939 гг. ; 39

§3. Индусский коммунализм и его роль в британской колониальной политике "разделяй и властвуй".55

Глава П. БОРЬБА М.К.ГАНДИ ПРОШВ ПОЛИТИКИ ИНДУССЮГО КОММУНАЛИЗМА ЗА ДОСТИЖЕНИЕ ИНДУССКО-МУСУЛЬ-МАНСШГО ЕДИНСТВА В 3918-3939 гг. . . 67-Ш

§1. Борьба Ганди за установление индусско-му-сульманского единства накануне и в период первой кампании гравдансного неповиновения /1318-32 22гг./.68

§2. Деятельность Ганди по восстановлению единства индусов и мусульман в условиях общинных столкновений 1323-1928 гг. . 84

§3. Борьба Ганди против индусского коимунализма и межобщинные отношения в период конституционных маневров колониальных властей в 3928-3935 гг. 102

§4. Ганди и антимусульманская позиция индусско-. го номмунализма в 3935-3939 гг.121

Глава Ш. БОРЬБА Ы .К.ГАНДИ ПРОТИВ ИНДУССКОГО КОММУНАЛИЗМА И ПРОБЛЕМА НЕПРИКАСАЕМЫХ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ИНДИИ 1918-3939 гг. 132

§1. Борьба Ганди против дискриминации неприкасаемых в 3918-3928 гг. 132

§2. Антикоммуналистская деятельность Ганди и проблема неприкасаемых в период подготовки конституции Индии /3928-3935 гг./.144

§3. Защита Ганди прав харидкан в 3935-3939 гг. . 166-Г

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Борьба М.К. Ганди против политики индусского коммунализма в Индии в 1918-1939 гг.»

А. Постановка и актуальность проблемы

Всемирной истории национально-освободительного движения известно немало ярких и значительных побед. Одна из них - завоевание независимости Индией, самой большой колонией британского империализма.

Крушение оков колониализма на Индостане явилось результатом бурного революционного подъема, непосредственный толчок которому дала победа Великой Октябрьской социалистической революции, а также качественного изменения всей международной обстановки в пользу сил мира, общественного прогресса и социализма. В немалой степени успехи освободительного движения быви связаны с деятельностью Мохандаса йарамчанда Ганди /1869-1948/, общепризнанного вождя индийских патриотов, которого Дж.Неру с глубоким уважением назвал "отцом йации"*.

Учение Ганди оказало огромное влияние на многие поколения борцов против колониализма и расизма не только в Индии,но и многих странах Азии и Африки«Гандизму принадлежит значительная роль в идейном арсенале современного национально-освободительного движения.

Последовательно отстаивая идею единства борцов против колониализма, Ганди выступал как ревностный поборник союза индусов и мусульман. Он был решительным противником религиозной нетерпимости и кастовой дискриминации. На протяжении всей своей политической деятельности он вел упорную борьбу против британских коло -низаторов и реакционных религиозно-общинных деятелей,пытавшихся подорвать единство участников освободительного движения.

Fehru J. Foreword. - In: The collected works of Mahatma Gandhi. Ahmedabad, 1958, vol. 1, p. IX.

Ганди осуадал идеологию и политику коммунализма в любой его форме.Вместе с тем,он не без основания полагал, что наибольшую опасность антиколониальной борьбе представляет реакционная идеология самой большой в Индии религиозной общины - индусский ком -мунализм. Ганди воздерживался от ьфитических замечаний в адрес коммунализма неиндусских религиозных общин, полагая, что это может привести к углублению общинных противоречий. Но его оценка индусского коммунализма будет справедливой ко всем случаям общинного сепаратизма и использования религии и религиозной принадлежности в реакционных политических целях*

Борьба Ганди против индусского коммунализма носила многосторонний характер и распространялась на обширный круг проблем фи -лософского, социального, экономического,морально-этического и религиозного содержания. Объектом исследования настоящей диссер -тации являются политические аспекты этой борьбы Ганди,самая острая и драматическая сторона его антикоммунализма, которая стоила ему зрзни.

Актуальность темы. Исследование проблемы "Борьба Ганди против политики индусского коммунализма в Индии в 12I8-IS39гг."имеет научное и политическое значение. Гандистская критика коммунализма не утратила своей остроты и сегодня. Коьшунализы остается реальностью современной Индии. Он угрожает принципам демократии, секуляризма, государственной целостности страны, являясь идеологическим и политическим кредо правых партий. В последнее время они часто прибегают к авторитету учения Ганди, чтобы под его знаменем вести атаки на прогрессивные мероприятия, проводимые правительством Индиры Ганди, т.е. гандизмом спекулируют силы, против которых он был направлен. Изучение антикоммуналистской деятельности Ганди способствует раскрытию реакционной сущности политических доктрин реакционных индусских религиозно-общинных кругов. Борьба Ганди против индусского коммунализма способствовала укреплению и развитию национально-освободительного движения народов Индии, временному достижению союза ыеаду индусами и мусульманами Индостана, улучшению положения неприкасаемых и их участию в освободительной борьбе, проведению целого ряда антико-лшиальных кампаний. Исследование указанной темы помогает создать более полную картину освободительной борьбы в Индии рассматриваемого периода, а так$е выявить общие закономерности и особенности борьбы против внутренней реакции в колониальном прошлом ряда развивающихся стран*

Хронологические рамки исследования охватывают период с начала подъема массового освободительного движения в Индии, прихода М.Я.Ганди к его руководству и его борьбы против сепаратистской политической линии индусского коммунализма, до начала П мировой войны и развития антишммуналистской деятельности Ганди в новых условия*, т.е. период с В18 по ©39 г.

Дели д задачи диссертации;

I. Расгфыть сущность идеологии и политики ведущих организаций индусского коммунализма в 1918-1939 гг.

Е. Выяснить роль и место индусского коммунализма в британской колониальной политике "разделяй и властвуй".

3. Выявить предпосылки, особенности, приемы, методы и про -следить ход борьбы Ганди против политики индусского коммунализма за достижение индусско-мусульманского единства.

4. Рассмотреть политические аспекты антикоммуналистекой деятельности Ганди против кастовой дискриминации неприкасаемых.

5. Определить характер и значение антикоммунализма Ганди для национально-освободительного движения народов Индии.

Научная новизна и практическое значение исследования. Настоящая диссертация является первой в советской историографии попыткой комплексного исследования борьбы М.К.Ганди против политики индусского коммунализма в Индии. На основе широкого круга источников и прежде всего произведений самого Ганди в диссертации впервые в советской исторической науке раскрываются причины, характер,, ход и особенности его деятельности против реакционной политики индусских религиозно-общинных организаций по наиболее актуальным проблемам общественно-политической жизни Индии I9I8-I339 годов. При этом особое внимание уделяется Ганди с тс кой критике коммуналистской оппозиции в 30-е годы, когда отношения Ганди и лидеров Хинду Махасабхи приобрели характер политической конфронтации. В диссертации определяется место и историческая роль антикоммунализма Ганди как важного фактора сплочения всех отрядов национально-освободительного движения народов Индии и достижения политической независимости. Были обой -щены результаты исследований различных аспектов поставленной проблемы в марксистской историографии и дается критика буряуаз -ных концепций политической борьбы Ганди против индусского коммунализма.

Практическое значение диссертации состоит в том, что исследование указанной темы позволяет в значительно большей степени понять особенности общественно-политического развития Индии в рассматриваемый период. Анализ борьбы Ганди против индусского коммунализма способствует раскрытию рож Махатмы Ганди в нацио -нально-освободительном движении, а также сущности индусского коммунализма и его места в британской колониальной политике. Диссертация будет содействовать дальнейшей разработке истории Индии.Ее материалы представляют интерес для понимания политичесних док

- 7 трин многих современных партий и организаций Индии.

Методологической основой диссертации являются труды основоположников марксизма-ленинизма, в частности, марксисте ко-ленин -ское учение о национально-освободительном движении и национально-колониальном вопросе»

К.Mapко и Ф.Энгельс придавали большое значение национально-освободительному движению угнетенных народов Востока, отстаивая в нем интернациональные принципы. В статьях, посвященных индий -скому восстанию 1857-1859 гг., К.Маркс и Ф.Энгельс проанализировали его причины, движущие силы, сильные и слабые стороны, показали особенности антиколониальной борьбы в Индии. В работах"Бри-такс кое владычество в Индии", "Будущие результаты британского владычества в Индии", "Восстание в индийской армии", "Индийское восстание" и др. К.Маркс глубоко раскрыл грабительский характер деятельности британских колонизаторов в Индостане, формы и методы колониальной эксплуатации, а также приемы колониальной политики "разделяй и властвуй".

Теоретическое наследие Маркса и Ф.Энгельса получило дальнейшее развитие в трудах В.И.Ленина. В книге "Империализм, как высшая стадия капитализма", статьях "О праве наций на самоопре -деление", "Итоги дискуссии о самоопределении", "О карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме", докладах и речах на конгрессах Зйшинтерна, тезисах к ним и других работах В.й. Ленин определил историческую роль и перспективы развития нацио -нально-освободительного движения в эпоху империализма,его место в мировом революционном процессе, расстановку и классовый состав участников освободительной борьбы, ее характер, роль националь -ной буржуазии. На основе изучения демократических движений В.И. Ленин обосновал тактику временной поддержки пролетариатом выступлений национальной буржуазии угнетенных стран» "Поскольку буржуазия нации угнетенной борется с угнетающей, постольку мы всегда и во всяком случае и решительнее всех за, ибо мы самые смелые и последовательные враги угнетения"*. Ленинские положения и выводы имеют непреходящее значение при исследовании освободительного движения и политической борьбы в Индии.

В.И.Ленин дал высокую оценку общественно-политической деятельности М.К.Ганди. В Л.Ленин считал Ганди "вдохновителем и возедем массового движения"2,- пишет в "Мемуарах" МЛ.Рой,вспоминая свои встречи с Лениным.

Марксистско-ленинское учение о национально-освободительном движении и национально-колониальном вопросе получило конкретизацию в материалах меадународного коммунистического движения,документах НПСС и ЩИ. В них содержатся научно обоснованные выводы об общих закономерностях и специфических особенностях развития освободительной борьбы угнетенных народов.

Б. Обзор литературы.

При выборе темы исследования автор диссертации рукодство — вался тем обстоятельством, что изучение проблем борьбы M.S. Ганди против политики индусского коммунализма не являлось еще предметом специального монографического исследования ни в советской, ни в зарубежной марксистской и буржуазной научной литературе. Ее отдельные аспекты рассматривались либо в работах, посвященных жизненному пути Ганди и его учению, либо в контексте истории национально-освободительного и общественно-политического движения в Индии указанного периода.

1.Ленин В.И. Поли. собр. соч., т.25, с .275.

2. Roy М.Н". Memoirs. Bombay, 1964, p. 379.

Литература о Ганди и гандизме обширна и продолжает неуклонно расти. В диссертации сделана попытка проанализировать наибо -лее крупные и значительные исследования.

В своей работе диссертант опирался на достижения советской историографии в области изучения национально-освободительного движения и политической борьбы в Индии в период мещу мировыми войнами*.

О Мохандасе йарамчанде Ганди общественность России впервые услышала еще до первой мировой войны как о большом поклоннике таланта и философских исканий Л.Н.Толстого.

В первой половине 20-х гг. появилась серия работ,авторы которых пытались определить свое отношение к гандизму.При этом одни из них выступали с резкой критикой Ганди и его мировоззрение, другие - сделали попытку разобраться в гандистсних идеях и раскрыть секрет их популярности.

Первую группу составило большинство авторов: В.Гурко-1фя -жин, Б.Сейгель /псевдоним Б.Фрэйер/, Л.Геллер, Е.Штейнберг2 и др.Представителями второй были А.В.Луначарский и С.Вельтман.Подходя к рассмотрению концепции гандизма с объективных позиций,они отмечали огромную популярность Ганди как лидера общественного движения. В немалой степени этому, по мнению С.Вельтмана,способствовал аскетизм Ганди и его готовность к личному самопожертво -ванию. Одной из несомненных заслуг Ганди автор называл борьбу с о кастовыми предрассудками,в первую очередь неприкасаемостью0.

1.им.подроснее:йашин В.П.Советская историография об отношении М.К.Ганди к идеологии и политике индусского коммунализма.- В кн.:Проблемы внутренней и внешней политики Индии.М. В83.

2.Павлович М.,Гурко-1фянин В.,ВелыЕман С.Индия в борьбе за независимое ть.М.,Д925;Фрэйер Б.йонец гандизма.-КЬгшунистичес кий Интернационал,©25, н»1;Геллер Л.Национально-освободительное движение в Индии и рабочий кяасс.-Зфасный интернационал профсоюзов. 1325,Иг 2-3;Штейнберг Е.Индия.-Новая Москва, 1925,Ё 20.

3.Луначарский А.В.Индийский Толе той.-фасная Нива,В23,№ г,Вельт

- 3D

Серьезным препятствием на пути изучения гандизма в рассматриваемый период стал субъективизм. Часть историков догматически восприняла оценки И.В.Сталиным проблем национально-освободительного движения, места и роли в нем национальной буржуазии и учения Ганди.Эти оценки страдали упрощенчеством,а иногда и неверной трактовкой известных положений марксизма-ленинизма по национально-колониальному вопросу. Некоторые из оценок получили отражение в решениях Коминтерна. Так, Программа Коминтерна, принятая У1 конгрессом, называет гандизм "отбыто реакционной силой"1.

Вместе с тем, ведущие советские индологи, вопреки господствовавшему тогда нигилистическому подходу к деятельности и учению Ганди, неодно1фатно указывали на политическое лидерство Ганди и его тесную связь с народными массами. Такие выводы содержатся в трудах И.Рейснера, Р.Ульяновекого /писавшего под псевдонимом У.Рославлев/, в послевоенных работах А.Дьякова. Ими был высказан ряд интересных сужений о защите Ганди прав угнетенных классов,о его борьбе за индусско-мусульманское единство, о его веротерпи -мости, т.е. о составных компонентах гандистского антикоммунализ-ма.

Деятельность Ганди по достижению единства двух главных религиозных общин Индии - индусской и мусульманской - в довоенной советской историографии освещения не получила. Первые шаги в этом направлении были сделаны в конце 40-х гг. в связи с траги -ческой смертью Махатмы Ганди. Так, A.M.Дьяков отметил определенное значение усилий Ганди в пользу общинного союза, особенно в ман С. Силуэты Индии. - Тридцать дней, 1925, Й 9, с.89.

I.коммунистический Интернационал в документах: 3333-3332. М., 3333, с. 40. период халифатского движения, выделив факт избрания Ганди в ноябре 1£Ш г. председателем Халифатского комитета-1-. Важным орудием британской колониальной политики разжигания религиозно-общинной и кастовой розни он считал Хинду Махасабху, указав, что ее линия в этих вопросах "всецело отвечала интересам английских правящих кругов"2.

Р.Ульяновекий, И.Рейснер, А.Дьяков и др. отмечали неприми -римое отношение Ганди к институту неприкасаемости. Но поскольку усилия Ганди по искоренению неприкасаемости,считали исследователи, не отрицали существования кастового строя, они объявлялись фактом, не имевшим большого значения. "Ганди не может пойти против суеверий и предрассудков, он лишь подновляет, перекрашивает о их на буржуазный манер"0.

Таким образом, советская историография гандизма до середины 50-х гг. имела серьезные недостатки. Ганди объявлялся " врагом освободительного движения", а его тактика трактовалась как "средство дезорганизации масс"^.

Все эти ошибочные концепции были подвергнуты решительному осуждению на XX съезде КПСС.Вооруженные решениями съезда видные советские историки-востоковеды: А.А.Губер, Е.М. $уков,А.М.Дья -ков, И.М.Рейснер проанализировали допущенные ранее ошибки и дали подлинно объективную оценку гандизму. В результате проделанной работы отечественная историография обогатилась новыми моно

1.Дьяков А.М.Индия BI8-3339 годов.М.,1950,с.II.

3.Дьяков А.М.Национальный вопрос и английский империализм в Индии .М.,1348, с.238.

3.Рейснер И<М.Ганди,проршк индийской буржуазии.-Коммунистиче -ский Интернационал.1330, № 15, с.30.

4.Пронин А. Индия. М., В40, с.151. графияш и широким кругом статей, посвященных учению и деятель -ности М.К.Ганди. В ряду этих достижений можно назвать монографии Э.Н.Комарова и А.Д.Литмана "Мировоззрение Мрхандаса Карамчанда Ганди" и О.В.Мартышина "Политические взгляды Мохандаса Карамчанда Ганди"*, а также цикл работ Р .А. Ульянове кого2*.

Значительное внимание учению Ганди и его роли в освободи -тельном движении было уделено в обобщающих трудах по истории Индии: "Новейшая история Индии", "Новая история Индииа также в книге К.А.Антоновой,Г.М.Бонгард-Левина и Г.Г.Котовского "История Индии". Большой интерес в освещении гандизма представляют работы Л.Р.Гордон-Полонской, Т.Ф.Девяткиной, А.Д.Литмана, О.В.Мезенце -вой, О.Г. Парфенова, Н.Н.Сосиной, И.М.Хашимова, АЛ.Хейфеца3 и ДР.

Однако вопрос об отношении Ганди к идеологии и политике ин

1.Комаров ЭЛ., Литман А.Д. Мировоззрение Мохандаса Карамчанда Ганди. М.,1369; Мартышин О.В. Политические взгляды Мохандаса Карамчанда Ганди.М.,3370.

2.Ульяновский Р.А.Предисловие. - В кн,:Ганди М.К. Моя жизнь.М., 1369. Его ще. Социализм и освободившиеся страны. М., 1972, Б!го же. Политические портреты. М., 3380.

3.Гордон-Полонская Л.Р. Подготовка английским правительством нового акта об управлении Индией и позиидоя английских политиче -сних партий /1928-1933/. -Ученые записки /Институт востокове -дения/,3357, т.18;Девяткина Т.Ф. Влияние Октябрьской революции на национально-освободительное движение в Индии /3318-3322/.-В кн.:Beлиний Октябрь и народы Востока.-М.,3357; Литман А.Д. Секуляризм в Индии: мировоззренческие аспекты. - В кн.:Религия и общественная жизнь в Индии. - М., 3383; Мезенцева О.В.Элемен-ты реформации индуизма в мировоззрении.М.К.Ганди. - В кн.Религия и общественная мысль стран Востока. - М.,3374; Парфенов 0.Г.Проблема каст в социологичесш!х воззрениях М.К.Ганди. -Ученые записки /ЛГУ/,серия востоковедчесшх наук,3377,вып.20; Сосина Н.Н.Использование английскими колонизаторами кастовой системы. - В кн.:Касты в Индии. М.,3365;Хашимов И.М. М.К.Ганди об индусско-мусульманском единстве в национально-оввободи -тельном движении в Индии. В кн.: Очерки истории Индии.- Таш -кент,1977; Хейфец А.Н.Влияние Великой Октябрьской социалисти -ческой революции на угнетенные народы Востока. - В кн.:Вели -кий Октябрь и народы Востока. - М., 1357. дусского коммунализма и сегодня требует специального исследования. В последнее время появились статьи К.З.Ашрафян и А.Г.Вельского*, но они исследуют политику коммунализма в Индии после второй мировой войны.

Вопрос о защите Ганди индус с ко-мусульманс кого единства освещается в ряде работ советских индологов. Л.Р.Гордон-Полонская, Э.Н.Комаров, Г.Г.Котовский, А.Д.Литман, О.В.Мартышин, Р.А.Ульяновский, И.М.Хашимов и др. подчеркивают большое политическое значение усилий Ганди в этом вопросе. При этом Э.Н.Комаров,А.Д. Яитман и О.В.Мартышин указывают, что Ганди последовательно отвергал проповедуемую гаммуналистскими партиями теорию двух наций как и всякое установление национальных барьеров на основе религиозных различий. А.М.Дьяков и Т.Ф.Девяткина особо выделяют поддержку Ганди халифатского движения. Л.Р.Гордон-Полонская анализирует усилия Ганди по достижению общинного союза в ходе второй Конференции круглого стола, Г.Г.Котовский и О.В.Мартышин- во время общинных столкновений. Все советевие исследователи едино -душно отмечают, что, несмотря на широкий отклик масс на гандист-ские призывы к единству Махатме Ганди оказалось не по силам разрешение общинной проблемы. Причина этого заключалась в умышлен -ном разжигании колонизаторами розни между общинами, зрвучести религиозных традиций, а также реакционных действиях коммуналист-ских кругов.

Одншй из проблем изучения советской историографии стала борьба Ганди против индусской кастовой верхушки по вопросу о не

1.Ашра$ян религия и коммунализм в Индии. - Народы Азии и Африки. 1Э80,№4; Ее я§е .Не которые аспекты идеологии и практики коммунализма /конец 70-х - начало 80-х годов/.- В кн.:Религия и общественная адзнь в Индии.М.,1983;Бельскии А.Г.Концепция "истинного национализма" и ее реакционная сущность.- Народы Азии и Африки,1Эб6,№ 4, Его же. Опасное орудие индийской реакции .-Азия и Африка сегодня, 1383, № 10-II. прикасаемости. Осуждение гандизыом института неприкасаемости признано всеми исследователями. Однако даты начала этой борьбы ука -зываются различными. Согласно точке зрения А.М.Дьякова и И.М.Рей-снера, борьбу против неприкасаемости Ганди вел, начиная с 30-х годов*. Но большинство востоковедов утверждают, что ликвидация кастовой дискриминации являлась требованием его программы с первых шагов политической деятельности.

Взгляды Ганди на проблему неприкасаемости получили глубокий научный анализ в трудах Л.Р.Гордон-Полонсной,Э.Н.Комарова, Г.Г. йотовского, Т.Ф.фючковой, А.Д.Литмана, О.В.Мартышина, О.В.Мезенцевой, О.Г.Парфенова, НЛЬСосиной, Р. А. Ульянов с кого и др.

Таким образом, советская историография гандизма прошла большой путь развития. Она дала подлинно научную объективную оценку идеологии и общественно-политической деятельности вождя индийских патриотов М.К.Ганди.

Большой вклад в изучение гандизма внесла индийская марксистская историография. Преодолев ошибочные представления, вызванные лево-сектантскими оценками М.Н.Роя, индийские коммунисты убеди -тельно раскрыли роль М.К.Ганди как выдающегося руководителя национально-освободительного движения и одновременно показали социальную ограниченность его учения**.

Историки-коммунисты Индии рассматривают борьбу Ганди против коммунализма в неразрывном единстве с усилиями всех патриотиче ских сил по достижению политической независимости.Так,профессор

Х.Мукерджи воздает должное мужеству Ганди в борьбе против дис

1.Дьаков А.М.,Рейснер И.М.Роль Ганди в национально-освободительной борьбе народов Индии.- Советское востоковедение,1956, № 5,с.3а.

2 .Намбудирипад Е.М.Ш.Махатма Ганди и гандизм.М.,196©; шкегдее н. Gandhiji. A study. Hew Delhi, I960; Dange S.A. JSfehatma Gandhi and history. Hew Delhi, 1969. криминации неприкасаемых и отмечает большое общественное воздействие его личного примера на кастовых индусов*. Вместе с тем Мукердщ подчерннул, что прогрессивные устремления Ганди опира -лись на беспочвенную попытку решать политические проблемы путем нравственно-религиозных наставлений.

С.Дшпи и М.Сен^, отмечая несостоятельность усилий Ганди пш установлению и сохранению индусско-мусульманского единства, признают большое значение его борьбы против коммунализма. Как справедливо полагает М.Сен, "Главным результатом деятельности и проповеди Ганди стал частичный поворот пробудившихся индусских масс к секуляризму и национализму и их отход от коммунализма и кастеизма"^.

Уроки борьбы Ганди против индусского коммунализма являются актуальными и для современного политического развития Индии,где коммунализм остается политической реальностью и заявляет даке о своей приверженности ценностям гандизма, йак указывает коммунист Д.Бос, "БДП /Бхаратия Д^аната парти - В.Я./ и РСС /Раштрия сва -ям севак сангх - В.Я./ лицемерно провозглашают Махатму Ганди и гандизм источником своих взглядов, не вспоминая о том, что 30 января 1948 г. Ганди был убит пулей, выпущенной членом РСС"4.

При исследовании указанной темы была тщательно изучена диссертация индийского историка-коммуниста Ч.Гарги "Махатма Ганди и индуистские коммуналисты /ЗЭ18-1929/", выполненная в Москве на

1. Шкегдее H.U. Gandhi, Aiabedkar and the extirpation of untou-chability. Hew Delhi, 1982, p. 19.

2. Joshi S. Gandhiji against comrainalism. - New .Age, September 2, 1969.

3. Sen M. Revolution in India. Path and problems. New Delhi, . 1977, p. 82.

4. Bose D. Mahatma Gandhi: an evaluation. - Party life, 1983, . ' № 3, p. 28. английском языке в J975 г. Анти ко ммунал истекая деятельность Ганди рассматривается в ней под углом главным образом борьбы за ин-дусско-мусульманское единство.

В буржуазной историографии гандизма представляется целеео -образным выделение двух периодов: I/ до завоевания независимости Индией и 2/ после IS47 г.

Буржуазная историография гандизма до обретения Индией независимости не была такой представительной, какой она стала в послевоенные годы. В период жизни Ганди о нем и его учении не публиковалось многотомных трактатов и в основном преобладали работы критического характера. Главным объектом внимания историков являлась политическая сторона учения и деятельности Ганди, в освещении шторой западные и индийские авторы имели глубокие расхождения.

До юнца 40-х гг. в западной англо-язычной буржуазной историографии отношение к Ганди было определенно враждебным. Так, У.Черчилль называл его "фанатиком", "бунтующим факиром", подчеркнув, что "Ганди является символом и почти обожествленным защитником сил, выступающих за наше вытеснение из Индии"*.Западные авторы колониального периода преувеличивали радикализм политических воззрений Ганди, а его приверженность ненасилию, общинному единству и кастовому равенству считали отвлекающими маневрами "вероломного лидера", "пробучающего страсти недисциплинирован -ных миллионов"2.

Иной точки зрения придерживался зам.директора департамента внутренних дел Индии П.Я.Бамфорд, автор книги "История несотруд

I» Churchill W.S. India. Speeches and an introduction. L., 1931, p. 106.

2* Alexander H. Gandhi through Western eyes. Bombay, 1969, p. Ц. ничества и халифатского движения", впервые изданной в Индии в 1925 г. Он вынужден был признать, как ваяшейшую предпосылку кампании несотрудничества 1920-1922 гг. усилия Ганди по достижению индусско-мусульманс кого союза. "'Бамфорд справедливо связывал установление доверия между индусской и мусульманской общинами с поддержкой Ганди требований халифатистов. Причину разрыва общинного союза Бамфорд не без основания усматривал в возрастании активности коммуналистских партий, но не в политике колониальных властей-*-.

Индийская историография периода борьбы за независимость рассматривала учение Ганди в неразрывной связи с внутренними политическими проблемами Индии. Взяв на вооружение гаядизм, индийская буржуазия тогда отнюдь не идеализировала его.

В отношении политических воззрений и деятельности Ганди индийскими авторами было высказано немало интересных замечаний. Преда всего это относится к произведениям Дя.Неру "Автобиогра -фия" и "Открытие Индии"**. 0*5е книги были написаны им в тюрьме : первая - в 1934-1335 гг., вторая - в 1244 г. Он с глубоким уважением отзывается о политической роли Ганди, считая его "крупнейшим и наиболее выдающимся из индийсшх возсдей"3.

ДЧ. Неру приветствовал усилия Ганди во имя индусско-мусуль-мансгаго единства и искоренения неприкасаемости. Озабоченный не меньше Ганди ростом коммунализма и усилением общинных и кастовых противоречий, он, однако, не разделял гандистского решения этих проблем с позиций морализации и укорял Ганди за то,что тот

J. Bamford Р.С. Histories of the non-co-operation and Khilafat movements. Delhi, 1974, p. 210.

2.Hepy Дж.Автобиография,M.,1955; Его ^.Открытие Индии,М.,1955.

3.Hepу Дч. Открытие Индии, с.486. не стремится к изменению общественного строя, а "посвящает себя делу искоренения греха у отдельных лиц"*.

Видные участники индийского освободительного движения Р.Пра-сад и М.Десаи2 в своих воспоминаниях также уделяют большое внимание борьбе Ганди за союз между индусами и мусульманами и ликвидацию неприкасаемости. Представляет несомненный интерес работа Б.Паттабхи Ситарамайя3, которая показывает значительность вклада Ганди в формирование и развитие конгрессистской платформы по общинному и кастовому вопросам.

Аналогичной позиции придерживаются конгрессисты А.Мехта и А.Патвардхан, авторы кшги "НЬммуналистский треугольник в Индии". Этот "треугольник", по их мнению, был образован тремя политиче -сними силами - индусами, мусульманами и британцами. При этом последние, как справедливо отмечают авторы, составили его основу, умело разжигая общинную рознь в Индии4. В отличие от Дж.Неру,Ыех-та и Патвардхан объявляли моралистический подход Ганди наиболее приемлемым для решения задач "коммуналистсюго треугольника"^.

Пример остро критической оценки гандизма представляют произведения его противников. В 1941 г. в Индии была опубликована книга неизвестного автора под сенсационным названием "Сговор Ганди с мусульманами"^. В адрес Ганди в ней возводится обвинение якобы

Х.Неру Дж. Автобиография. М., 3361,с.534

Е.Прасад Р. Автобиография. М., 1361. Desai м. Gandhiji in Indian villages. Madras, 1927.

3. Pattabhi Sitarmayya B. The History of the Indian National Congress. Bombay, 1946, vol. 1.

4. Mahta A. Iktwardhan A. The communal triangle in India. Allahabad, 1942, p. 52.

5. Ibid., p. 230.

6. Gandhi - nrtslim conspiracy. Poona, 1941* в сговоре с мусульманекипи лидерами с целью способствования вторжению в Индию эмира Афганистана и установления на Индостане му -сульманского правления. Автор книги обращается к индусам с призывом отказаться от услуг "предателя" Ганди и считать единственным выразителем своих политических интересов -Хинду Махасабху*.

Враждебным гандизму подходом отличаются и произведения колониального периода одного из лидеров неприкасаемых Б.Р.Амбедка-ра. Впоследствии часть из них составила его сборник "Ганди и гандизм"^. В пылу полемики Амбедкар допускал немало преувеличе -ний. Он неоднократно именует Ганди "обманщиком", "удачливым мошенником", необоснованно пытается доказать, будто неприкасаемые были "жертвами политических интриг Ганди"3. Он бездоказательно обвиняет Ганди в росте напряженности в (отношениях между индусами и мусульманами^, Вместе с тем, Амбедкару принадлежат некоторые справедливые замечания, продиктованные знанием коренных нуззд хариджан, Он полагал, что подмена гандизмом каст системой варн не решит проблемы, а оставит неприкасаемых вечными уборщиками мусора.

Завоевание Индией независимости положило начало новому этапу буржуазной историографии гандизма. Он отмечен широким потоком публикаций, посвященных Ганди и его учению. Их главная особен -ность заключается в коренном пересмотре подхода к гандизму бур -жуазными авторами и близости его оценок исследователями Индии и Запада. Они восхищаются Ганди, объявляют его "великим индусом", "политиком среди святых и святым среди политиков".Основное вни

1. Gandhi - muslim conspiracy, p. 175.

2. Ambedkar В.R. Gandhi and gandhism. Jullundar, 1970.

3. Ibid., pp. 5, 6, 121 etc.

4. Ibid., p. 123. мание теперь обращается на морально-этическую и религиозную сторону гандизма, а такке на нравственные уроки жизненного пути Ганди.

Признание на Западе роли Ганди имеет несколько причин. В данной связи О.В.Мартышин указывает на: I/ реализм современных политиков; 2/ индивидуальные этические искания; 3/ предотвраще -ние с помощью гандизма революционного насилия; 4/ влияние прея -них концепций обожествления ГандиНе секрет, что объявляя гандизм близким европейскому либерализму, исследователи Запада стремятся доказать свою идеологическую близость с Индией.

Наиболее распространенной на Западе формой исследования гандизма являются биографии Ганди. Их авторы Г.i&Tдин,Л.Фишер,

Р.Рейнолдс, Г.Аше, Г.Александер, К.Кайтл, П.Мун, Р.Пейн,Г.Вуд р кок, В.Ширер, Ф.Раудинг^ и др. изображают Ганди религиозным реформатором и убежденным моралистом, которий якобы стоял над политической борьбой, но вынужден прибегать к ней из высших побуждений нравственности. Исключительно моральными убеждениями Махатмы Ганди они объясняют его критику европейской цивилизации, призыв к общинному союзу, сострадание беднякам и неприкасаемым, оппозицию индусскому коммунализму.

1.Мартышин О.В. Политические взгляды Мохандаса Карамчанда Ганди. М., 1370, с.В.

2. Catlin G. In the path of Mahatma Gandhi. P., 1948; Fischer L. The life of Mahatma Gandhi. L., x951; Reynolds R. The true Txook about Mahatma Gandhi. L., 1959; -Ashe G. Gandhi. U.Y., 1968; Alexander H. Op. cit.; Kytle C. Gandhi, soldier "of nonviolence. F.Y., 196 9; Moon P. Gandhi and modern India. F.Y. , 1969; Payne R. The life and death of Mahatma Gandhi. Ж.Y.,

196 9; Woodcock G. Gandhi. L., 1972; Sharer: w. Gandhi. A memoir. F.Y., 1979; Rawding F. Gandhi. Cambridge, 1980.

- 21

Примат в политической стороне учения Ганди находит Д.Бон-дьюрант. Она замечает, что Ганди быв "твердым борцом против разногласий, вызванных коммунализмом", в первую очередь в вопросах индусеко-мусульманских отношений и ликвидации неприкасаемости*, Это мнение не разделяет А.Эмбри. Он полагает,что основным содержанием миссии Ганди было сглаживание противоречий в "индийском национализме" путем моральных убеждений несогласных? Английский историк Ю.Браун, автор двух монрграфий о роли Ганди в политической жизни Индии 20-30-х гг., на богатом архивном материале доказывает, что его отношения с лидерами Хинду Махасаб-хи приобретали характер острой политической .борьбы3. В центре ее находились индусско-мусульманские противоречия, разрешению которых Ганди придавал исключительное значение.

В целом, современная буржуазная историография Запада склоняется к очевидному преуменьшению роли политичесшэго фактора в гандизме и действиях Ганди. Антикоммуналистекая деятельность Ганди рассматривается ео, как правило, вне связи с освободительным движением /Фишер, Пейн, Вудкок, Эмбри и др./. Западные буржуазные авторы и особенно английские категорически отрицают причастность британских колонизаторов к разжиганию религиозно-общинной и кастовой розни в Индии.

Идеи гандистского ненасилия в неменьшей степени устраивали и национальную буржуазию. При этом современные индийские буржу -азные авторы видят в Ганди не только признанного изеолога и руководителя, а нечто большее. Так, Г.Д.Бирла именует его "челове

•£• Bondurrant J. Conquest of violence. The Gandhian philosophy of conflict. Los Angeles, 1965» p. 152. 2* Embree A. The function of Gandhi in Indian nationalism. - The q meaning of Gandhi. Honolulu, 1971, pp. 59-78. о• Brown J. Gandhi's rise to power. Indian politics 1915-1922. Cambridge, 1972; Brown J. Gandhi and civil disobedience. The Mahatma in Indian politics 1928-1934. Cambridge, 1977.

- 22 ком бога"*, а И.К.Свами - "спасителем человечества,подобным Иисусу Христу и Гаутаме Будде"2.

Рассматривая роль Ганди в национально-освободительной борьбе, индийские авторы затрагивают его позицию в отношении комму -нализма. Они отмечают огромный вклад Махатмы Ганди в устранение религиозно-общинной розни и искоренение неприкасаемости, но его критика коммуналистских противников обыкновенно остается вне поля зрения индийсних буржуазных исследователей. У некоторых из них это обусловлено политическими соображениями. Но чаще такая особенность объясняется тей, что большинство индийских авторов игнорируют политические аспекты гандизма, либо изображают его политическую деятельность как плод морально-религиозных исканий /Я.Сантханам, Д.Г.Тендулкар, Г.Д.Бирла, Г. ЕЕьярелал, Г.Дхаван, Б.Р.йанда, А.М.Музумдар, С.А.Хусейн, К.П.1арунакаран, И.Исваран, о

Ч.Думар, М.Пури0 и др./. А 1.Дваркадас вообще приходит к абсурдному выводу, будто Ганди даже находился под влиянием индусских коммуналистов4. Шк справедливо указал индийский социолог А.Р. Десаи, ^Ганди являл собой классический тип националиста и поэто

X, Birla G.D. The Mahatma and his men, Calcutta, /196-/, p. 6.

2. Swamy E.K. Thy will be done. Madras, 1975, p. 2.

3. Santhanam K. The fight against untouchability. Hew Delhi,1949; Tendulkar D.G. Mahatma. Life of Mohandas Karamchand Gandhi. Bomb;ay, 1951-1954, vol. 1-5; Birla G.D. In the shadow of the Mahatma. B.omb.ay, 1953; Ityarelal q. Mahatma Gandhi. The last phase. Ahmedabad, 1956, vol. 1; Dhaman G. The political philosophy of Mahatma Gandhi. Ahmedabad, 1957; Nanda B.R. Mahatma Gahdhi. A biography. L., 1959; Mzzumdar A.M. Social welfare in India. Mahatma Gandhi^ contributions. N.Y., 1964; Husain S.A. Gandhiji and communal unity. Bombay, 1969; Karunakaran K. P. Indian politics from Dodabhai Naoroji to Gandhi. Delhi, 1975; Easwaran E. Gandhi the man. Petalima, 1978; Kumar C. Puri M. Mahatma Gandhi. His life and influence. L., 1982.

4. Dwarkadas K. India's fight for freedom 1915-1937. Eomfeay, 19665, p. 404.

My в равной степени и антикоммуналиста. Он считал мусульманский и индусский коммунализм антинациональным и антигуманным и боролся против них с неослабевающей энергией"*. Правоту заюгоче -ния Десаи убедительно доказывают исследования видных индийских историков Р.К.Маджумдара и Д.К.Гупты по истории освободительной борьбы в Индии2,

Несомненный интерес при изучении борьбы Ганди против политики индусского коммунализма представляет книга Д.Бандьяопадхьяя "Социальная и политическая мысль Ганди", Согласно мнению ее ав -тора, причинами роста коммунализма Ганди считал: I/ британскую колониальную политику; 2/ влияние городского уклада жкзни;3/ современное образование; 4/ отход от принципа ненасилия; 5/ рели -гиозную нетерпимость3, В ряду перечисленных факторов доминирую -щиш Бандьяопадхьяя закономерно называет британскую политику "разделяй и властвуй" и религиозную нерепимость^.В целом автор оправдывает нравственно-религиозный подход Ганди к современной ему политической действительности.

Некоторые индийские авторы пытаются сгладить остроту общинной ситуации в Индии в межвоенный период. Так, Р.Д.1аупшк, признав коммунализм "зловещей реальностью", все же приходит к выводу, что "проблема коммунализма в Индии была искусственной, нелогичной и надуманной"^.

I. Desai А.Н. Social background of Indian nationalism. Bombay, 1966, p. 348.

E. Majiimdar B.C. History of the freedom movement in India. Calcutta, 1963,v^l. 2-3. Gupta D.C. Indian national movement. Delhi, 1970.

3. Handy op adhy ay a J. Social and political thought of Gandhi. Eomhay, 1969, pp. 173-175.

4. Ibid., p. 178.

5. Ksushik P.D. The Congress ideology and programme 1920-1947 Bombay, 1964, p. 287.

- 24

Индийские ученые проделали огромную работу по сбору и систематизации материалов о жизни и деятельности Ганди. Но его борьба против индусского коммунализма не получила подлинно научного анализа в современной буржуазной историографии Индии. Это объясняется, прежде всего, особенностями самого подхода индийской буржуазной историографии к анализу гандизма, его идеа -лизацией, приданием ему надклассового характера, внеисторичес -ким анализом, игнорированием политических аспектов и абсолюти -зацией его нравственно-религиозных сторон.

Таким образом, хотя в трудах советских и зарубежных авто -ров затрагиваются отдельные аспекты борьбы М.К.Ганди против по-литиж индусского коммунализма в 3318-1333 гг. и имеется опре -деленная база для изучения этой темы, вместе с тем антикоммуна-листская деятельность Ганди в целом и его борьба против реакционных индусских религиозно-общинных 1фугов в индусакогтмусуль -манском и кастовом вопросах в частности, ее особенности, приемы и ход во многом продолжают оставаться неисследованными.

В. Обзор источников.

Главным источником исследования темы диссертации являются прежде всего произведения М.К.Ганди, Его наследие огромно и включает речи, статьи, письма, интервью, записи бесед и выска -зываний, а такще резолюции, заявления и петиции, автором кото -рых он был.

Наибольший интерес представляет фундаментальное издание трудов Ганди, осуществляемое с ЗЭ58 г. отделом публикаций министерства информации Индии*. Диссертантом были изучены презде всего т.т. 14г70 настоящего издания, которые содержат труды Ган

Gandhi U.K. The collected works of Mahatma Gandhi. Ahmedabad, 1958-1984. ди с октября BI7 по 30 ноября B3S г. Несомненный интерес вызывают приложения к ним, в которых приводятся тексты некоторых политических соглашений, документы партий, письма к Ганди видных общественных деятелей и т.д.

Особенно интересны статьи, выступления и переписка Ганди. Его статьи публиковались в редактировавшихся им изданиях. В разные периоды жизни он издавал 4 газеты: "Индиан Опинион" - в Южной Африке, "Янг Индиа", "Навадживан" и "Хариджан" - в Индии. Его статьи многократно переиздавались. Но чаще издаются сборники выдержек из статей Ганди, объединенные одной тематикой.

Важным источником антикоммунализма Ганди являются его речи. Он много выступал перед разными аудиториями. Но, к сожале -нию, большая часть выступлений Ганди до нас не дошла. Его речи, как правило, не стенографировались.

Видное место в собрании сочинений Ганди занимает его обширная корреспонденция. В письме Дж.Неру от I ноября ВЗЗ г.1, А.Гудари от 20 января 1939 г.2, Г.Г.Пхатук от 12 октября 19'ЗЭг.3 и др. им были проанализированы различные стороны политической деятельности Хинду Махасабхи.

Проследить становление гандизма и политических убеждений Ганди позволяет его "Автобиография". Работа над ней велась в течение пяти летг и была завершена в 1325 г. Ra русском языке книга выходила трижды - в 1934,1239 и В69 гг. под названием "Моя жизнь". Это - скрупулезное описание жизненного пути автора от рождения до принятия в декабре 1Э20 г. сессией ИНК в Нагпуре его программы ненасильственного несотрудничества. "Моя жизнь"

1. Gandhi М.К. The collected works., vol. 56, p. 167.

2. Ibid., vol. 6 8, p. 308.

3. Ibid. , vol. 70, p. 248. незаменимый источник для изучения начальной стадии антикоммуна-листской деятельности Ганди в вопросах достижения единства между индусами и мусульманами Индии.

Вторую группу источников представляют документы индийских политичесшх партий и организаций, материалы национально-осво -бодительного движения. Особым объектом внимания были документы, отражающие идеологию и политику индусского коммунализма: программные документы Хинду Махасабхи, резолюции ее сессий, речи индусских религиозно-общинных лидеров, материалы индусских конференций.

Важным источником при изучении темы являются материалы ИНК, печатные и устные выступления его руководителей. Автором неко -торых резолюций конгресса о несотрудничестве с колониальным правительством, индусско-мусульманском единстве, улучшении положения неприкасаемых, конструктивной программе и др.был Ганди. Многие из них разрабатывались при его участии. Эти источники публикуются в известных сборниках документов по истории индийского освободительного движения М.Гваера, А.Дппадораи* и Д.Шармы2, часто приводятся в многотомных исследованиях индий -ских историков Б.Паттабхи Ситарамайя3 и Р.Й.Маджумдара4.

Заслуживает внимания отчет А.В.Тхаккара, секретаря Харид -щан севак сангх" /"Общество служителей Хариджанам/ о деятельности общества за J93S-IS45 гг., полностью помещенный в книге

1. Gwyer м. Ар pad oral A. Speeches and documents on the Indian constitution 1921-1947. Bombay, 1957, vol. 1.

2. Sharma J.S. India's struggle for freedom. Select documents and sources. Delhi, 1962, vol. 1.

3. Pattabhi Sitaramayya В. Op. с it.

4. Majumdar R.C. Op. с it. й.Сантханама-*-.

Третья группа источников объединяет официальные документы британской колониальной администрации - материалы о конституционной реформе в Индии В© и 1Э35 ri^, материалы комиссии

О л

Саймона0 и Конференций круглого стола* и др. Они позволяют раскрыть механизм действий британской колониальной политики разжигания общинной и кастовой розни, в которой видная роль принад -лежала индусскому коммунализму.

Четвертую группу источников составляют мемуары деятелей освободительной борьбы или ее очевидцев, лично знавших Ганди. Это книги Дз^.Неру, А.Я.Азада, Б.Р.Амбедкара, Г.Д.Бирлы,М.Дееаи, РоПраеада, К.Сантханама, Д.Г.Тендулкара, а также Г.Александера, Л.Фишера и др. Б них рассказывается о встречах с Ганди,совместном с ним участии в политических кампаниях, в том числе, в пользу общинного союза и ликвидации неприкасаемости,даетея их оценка, излагается содержание бесед с Ганди, приводится переписка с ним, широко цитируются его произведения и высказывания.При этом некоторые авторы допускают излишний субъективизм,либо идеализируя Ганди /Бирла, Десаи, Прасад, Александер/, либо отказы -ваются видеть его заслуги перед освободительным движением как, например, один из лидеров неприкасаемых, Амбедкар.

И, наконец,пятую группу источников представляет пресса рассматриваемого периода: индийская - "Бомбей Хроникал","Тайме оф Индиа","Хинду" и западная - "Тайме","Нью-Йорк Тайме".

1. Santhanam К. Op. cit., pp. 83-105.

2. Gwyer М. Appadorai A. Op. cit.

3. Indian Statutory Commission. Report. L., 1930„vol. 1-2.

4e Indian Round Table Conference. 1st session. 1930-1931. Proceedings. L., 1931; Indian Round Table Conference. 2nd session. 1931. Proceedings. L., 1932; Indian Round Table Conference. 3rd session. 1932. Proceedings. L., 1933»

- 28

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Кашин, Валерий Петрович

- 177 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Имя Мохандаса Карамчанда Ганди, самоотверженного борца против колониализма, убевденного сторонника социальной сцравед-ливости и высокого гуманиста стало подлинным символом борьбы за независимость Индии. Возглавив национально-освободительное движение народов Индостана в нрвейший период мировой истории, открытый победой Великой Октябрьской социалистической революции, М.К.Ганди вел на протяжении всей своей политической деятельности упорную борьбу против сил внутренней реакции, пытавшихся подорвать единство и сплоченность индийских патриотов и, прежде всего, против коммунализма.

Г.Ганди решительно осуздал идеологию и политику коммуна -лизма"'во всех его разновидностях и проявлениях. При этом он справедливо считал, что наибольшую опасность освободительному движению представляет индусский коммунализм, реакционная идеология доминирующей религиозной общины Индии.

2. Главным проводником индусского коммунализма на полити -ческой арене колониальной Индии выступала Хинду Махасабха, а также Раштрия сваям-оевак сангх. Проповедуемые ими исключительность прав индусов и воинствующий религиозный шовинизм нашли отражение в доктринах хинду раштра и хинду радж. Политика индусского коммунализма способствовала дальнейшему углублению религиозно-общинных и кастовых противоречий, которые приводили к многочисленным индусеко-мусульманским столкновениям и росту кастовой нетерпимости.

Социальной опорой индусского коммунализма являлись феодаль-нот-помещичьи классы, крупная индусская буржуазия и средние слои города и деревни, мировоззрение которых во многом оставалось связанным с религией.

Индусский коммунализм был действенным орудием британской колониальной политики "разделяй и властвуй". Сторонники его отвлекали внимание индийцев от решения насущных национальных и социальных задач, направляя его в русло религиозного фанатизма.

Колониальные власти пытались использовать его антимусуль -ыанскую и брахманистскую направленность для нагнетения религи -озно-общинной и кастовой розни, раскола национально-освободи -тельного движения на враждебные общинные и кастовые группировки и укрепления, в конечном итоге, своего господства на Индостане.

4. Реакционная сущность индусского коммунализма и его использование колониальными властями против интересов освободи -тельного движения были очевидны Ганди. В то время, как Индий -с кий Национальный Конгресс, руководимый Ганди, выступал за полную независимость Индии, индусский коммунализм до конца ЗО-х гг. довольствовался статусом доминиона. Ни Хинду Махасабха, ни РСС не были способны подняться до антиколониальной борьбы. Позиции социальных слоев, на которые опирался коммунализм, тесно свя -зывали носителей его идеологии с британским господством в Индии,

5«Политическая борьба Ганди против индусского коммунализма велась по нескольким направлениям. Наибольшей остроты она достигла по вопросу достижения индусско-мусульманского единства, которое Ганди объявил главным делом своей жизни. Он придавал исключительно важное значение укреплению политического союза между индусами и мусульманами. В зависимости от решения этой задачи Ганди рассматривал достижение Индией свараджа.

- 179

Ганди последовательно осуждал антимусульманские политические доктрины воинствующего индуизма и религиозную нетерпимость индусской общинной верхушки. Он подвергал критике идеи хинду радж, хинду раштра, теорию двух наций, движений шуддхи и анти -мусульманский характер движения сангатхан, причастность индус -ских религиозно-общинных деятелей к индусско-мусульманским столкновениям^ непримиримую антимусульманскую позицию индусских коммуналистов на всеиндийских и региональных конференциях и переговорах.

Борьба Ганди против индусского коммунализма в общинном вопросе проводилась в рамках традиционных гандистских ненасильственных методов. Вместе с тем, она выражалась не только в благородных призывах,религиозно-нравственных наставлениях и голодовках, но и конкретных политических действиях - агитационно-про -пагандистских кампаний и мобилизации общественного мнения против коммунализма^ острых дебатах с индусскими коммуналистами по различным аспектам проблемы общинного союза, исключении религиозно-общинных лидеров из конгресса, создании корпуса волонтеров по поддержанию общинного мира и т.д.

6. Видное место в антикоммуналистской и общественно-политической деятельности Ганди принадлежало его борьбе за искоренение неприкасаемости, Ганди категорически отвергал отстаиваемые мно -гими индусскими коммуналистами принципы неприкасаемости и кастовой дискриминации, которые обрекали каждого пятого индийца на жалкое существование и политическое бесправие. Он осудил, как противоречавшие интересам национально-освободительного движения, политические маневры индусской общинной реакции,британеких колонизаторов и некоторых сепаратистски настроенных лидеров неприкасаемых вокруг проблемы хариджан, для ее решения Ганди выдвинул

- 180 программу борьбы против неприкасаемости,а с ВЗ&г.под его руководством проводилась широкая кампания искоренения неприкасаемости «Она являлась составной частью борьбы Ганди и всех патриотических сил Индии за национальное освобождение.

7. Борьба Ганди против индусского коммунализма по основным политическим проблемам Индии 33I8-JS33 гг.не достигла своей цели. Ее ирог вряд ли мог быть успешным в условиях британского колониального господства и колониальной политики разжигания религиозно-общинных , кастовых и др.противоречий индийской общественной структуры.

Вместе с тем,в антикоммуналис тс ких действиях Ганди в полной мере выявились такие слабости его подхода к решению политических проблем,как игнорирование их социально-экономических основ,боязнь радикальных социальных преобразований и объективный идеализм гандизма в целом.

8.Тем не менее,борьба Ганди против индусского коммунализма имела большое значение для развития национально-освободительного движения народов Индии,укрепляя его ряды и способствуя становлению как подлинно массового движения.Она носила антиимпериалистический .антиколониальный демократический характер и была отмечена личным мужеством и самоотверженностью Мохандаса Карамчанда Ганди.

9.Уроки борьбы Ганди против индусского коммунализма не потеряли политической значимости и сегодня.йоммунализм остается одной из важнейших проблем современной Индии.ХП съезд ИЛИ выразил серьезную озабоченность в связи с активизацией подрывной деятельности сил внутренней реакции в стране, наметившейся в последние годы. Съезд индийских коммунистов призвал трудшцихся с неос

- 181 лабевающей силой бороться против коммунализма, кастеизма и сепаратизма*. В этой справедливой борьбе народы Индии не одиноки. С ними все люди доброй воли, все, кому дороги мир, демократия и социальный прогресс.

I.Правда, 1363, 24 марта.

- 182

Список литературы диссертационного исследования Кашин, Валерий Петрович, 1984 год

1. Труды основоположников марксизма-ленинизма

2. Маркс Я. Британское владычество в Индии. Маркс К.,

3. Энгельс Ф* Соч., 2-е изд., т.Э, с.130-136.

4. Маркс К. Будущие результаты британского владычества в

5. Индии. Маркс К., Энгельс ф. Соч.,2-е изд., т.9,с.224-230.

6. Маркс К. Восстание в индийской армии. Маркс К.,

7. Энгельс ф. Соч.,2-е изд., т.12,с.240-243.

8. Маркс К. Индийское восстание. Маркс К., Энгельс Ф.

9. Соч.,2-е изд., т.32,с.270-273.

10. Маркс К. Хронологические выписки по истории Индии664.1858/. М.; Госполитиздат, 179 с.

11. Ленин В.И. Горючий материал в мировой политике. Полн.собр. соч., т.Г7, С.Г74-183.

12. Ленин В.И. Демократия и народничество в Китае. Полн.собр. соч., т.21, с.400-406.

13. Ленин В.И. Пробуждение Дзйи. -"Полн. собр. соч., т.23,с.145-146.

14. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. Полн. собр. соч., т.24, с.ПЗ-150.

15. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. Полн.собр. соч., т.25, с.255-320. I. П.Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма.

16. Полн. собр. соч.^ т.27, с.299-426. I.I2. Ленин В.И. Тетради по империализму. Полн. собр.соч.,т.28,с. 1-7330.- шъ

17. Ленин В.И. Итоги дискуссии о самоопределении. Полн.собр. соч., т.тЭ0, 17-58.

18. Ленин В.И. О карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме". Полн. собр. соч.,т.30, с.77-130.

19. Ленин В.И. Доклад на П Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока 22 ноября ISISr. Полн. собр. соч., т. 39,с.318-331.

20. Ленин В.И. Индийской революционной ассоциации. Полн.собр. соч., т.41, с. 122.

21. Ленин В.И. П конгресс Коммунистического Интернационала.

22. Первоначальный набросок тезисов по национальному и колониальному вопросам. Поля. собр. соч., т.41, с. 161-168.

23. Ленин В.И. П конгресс Коммунистического Интернационала.

24. Доклад комиссии по национальному и колониальному вопросам. Полн. собр. соч., т.41, с.241-247.

25. Ленин В.И. Лучше меньше, да лучше. Полн. собр. соч.,т.45, с.389-406.

26. П.Документы Ш1СС, ШШ, работы видных деятелей КПСС и международного коммунистического движения

27. Материалы ХХУ съезда ШСС. М.: Политиздат,1976,- 256с.

28. Материалы ХШ съезда ШСС. -М.: Политиздат,'3981,-223с.

29. Черненко К.У. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат,1984, 670 с.

30. XI съезд Коммунистической партии Индии. М.: Политиздат, Л379. - 332 с.

31. Ш. Источники Документы Коминтерна31. коммунистический Интернационал в документах. Решения,тезисы и воззвания конгрессов КОминтерна и пленумов ИКШ 3333-В32. М.: Партиздат, 3333. - Ю07 с.1. Документы МИ

32. Платформа действия Коммунистической партии Индии.

33. В кн.: Программные документы коммунистических партий Востока. H.s Партиздат, 1934, с.96-112.

34. Documents of the history of the Communist party of India. 1927, vol. 3 B. New Delhi: Peoples Publishing House, 1979. - 320 p.

35. Работы деятелей национально-освободительного движенияа/ на русском языке

36. Ганди М.К. Моя низнь . М.: Наука, 3269. - 612 с.

37. Азад А.К. Индия добивается свободы. М.:Изд.иностр.лит.,3361. 348 с.

38. Неру Дж. Автобиография. М*: Изд. иностр.лит.,1355.654 с.- 185

39. Неру Дж. Открытие Индии, М.:Изд.иностр.лит., 1955.-650с.

40. Праеад Р.Автобиография. М.:йзд.иностр.лит.,ЗЭ61.-624с.б/ на английском языке

41. Gandhi M.K. The collected works of Mahatma Gandhi. Ahmedabad: Publications division Ministry of Information and Broadcasting,1958-1977, vol. 1, 10, 13-70. 3.J0. Gandhi M.K. Young India. 1919-1922. Madras: Ganesan, 1922. - 1199 p.

42. Gandhi M.K. Young India. 1924-1926. Madras: Ganesan,1927. 135 2 p.3.12» Gandhi M.K. Gommun-aL unity. Ahmedabad: Uavajivan Rib-lishing House, 1949/- 1006 p.

43. Gandhi % religion. Ahmedabad: Navajivan Publishing House, 1955. 168 p.

44. Gandhi M.K. The removal of untouchability. Ahmedabad:

45. Uavajivan Publishing House, 1959. 275 p.3*15. Gandhi M.K. India of my dreams. Ahmedabad: Navajuvan Publishing House;, 1959. - 339 p.3.16* Gandhi M.K. The Hindu muslim unity. Bombay: Bharatiya Yidya Bhavan, 1965 . - 153 p.

46. Gandhi M.K. % varnashramadharma. Ahmedabad: Navajuvan

47. Publishing House, 1965. 131 p.

48. Bose S.C. The Indian struggle. 1920-1942. N.Y.: Asia

49. Biblishing House1, 1964. 476 p.- 186

50. З.ЗЭ. Desai М. Gandhiji in Indian villages. Madras: Ganesan, 1927. - 349 p.

51. Desai M. The story of my life. Oxford: Psrgamon press, 1979, vol. 1. - 306 p.3.2I« bajpat Rai LalaT Waitings and speeches. Delhi-Jullun-dur: University publishers, 1966, vol. 1. - 511 p.

52. Sehru J. Mahatma Gandhi. Bombay: Asia publ. house,1966. 171 p.

53. Roy MJT. Roy *s Lfemoirs. Bombay: Allied publ., 1964.627 p.

54. Официальные публикации, сборника документов

55. All parties conference 1928. Report of committee. Allahabad: Low Journal Press, 1928. 133 p.

56. The Indian Annual Register. 1935. Calcutta: Classicpress, /193-/, vol. I. 512 p.; vol. II - 504 p.3.26* Indian Statutory Commission. Report. L., 1930, vol. 1 -409 p.; vol. 2 - 420 p.

57. Indian Round Table Conference. 1st session. 1930-1931.

58. Proceedings. L., 1931. - 513 p.

59. Indian Round Table Conference. 2nd session. 1931. Proceedings. L., 1932. - 426 p.

60. Indian Round Table Conference. 3rd session. Proceedings.- L., 1933. 207 p.

61. Gwyer M., Appadorai A. Speeches and documents on the- 187 1.dian constitution. 1921-1947. Bombaya.o./: Oxford university press ,1957 vol .1 -433 p.

62. Sharma J.S. Ihdia,s struggle for freedom. Select documentsand sources. Delhi: S.Chand, 1962, vol. 1 - 897 p.

63. Периодическая печать Журналы

64. Азия и Африка сегодня. М./3369,3383-1984/.

65. Яоммунистичесвий Интернационал. М. /1925,1330/.334. фасный Интернационал Профсоюзов.- М. /1325/.

66. Народы Азии и Африки. М. /1366,1380-1984/.• ч, ■• М1. Газеты336. Правда М. /3982 - 1984/

67. Hew Agp New Delhi /19б'9, 1983-1984/.•ч

68. Party life New Delhi /1983-1984/.

69. The Bombay Chronicler Bombay/1919-1920,1924,1926 ,19321934, 1938-1939/.

70. The New York Times New York /1931/341. The Hindu Madras /1939/

71. The Times L. /1925-1926,1928,1930-1931,1934-1935, 19381939/.

72. The Times of „India ВютЬау /1931-1933, 1937-1939/.

73. Young India Ahmadabad /1922-1923, 1925-1926, 1928/.1. Справочные издания

74. Dalai С. Gandhi: 1915-1948. A detailed chronology. New

75. Delhi: Gandhi peace found, 1971. 209 p.

76. Dictionary of national biography. Calcutta, 1972-1974,

77. GhoshA., Gho&R. Indian political movement 1919-1971. asystematic bibliography. Calcutta: India book exchange:, 1976. - 500 p.

78. Indian year book. Bombay /1923-1925, 1931, 1934-1935,1938-1939/.

79. Mohandas Earamchand Gandhi. A bibliography. Calcutta:

80. Orient Longman, 1974. 379 p.

81. Satyaprakash. Gandhiana 1962-1976. New Delhi: Indiandocumentation service, 1977. 184 p.

82. Vir D. Gandhi bibliography. Chandigarh, 1967. - 575 p.1У. Исследования

83. Монографическая литература а/на русской языке

84. Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. М.: Мысль, 1979. - 608 с.

85. Ганковский В.В., Гордон-Полонская Л.Р. История Пакистана. М.: Изд. восточ.лит., 1961. - 382 с.

86. Гордон-Полонская Л.Р. Мусульманские' течения в общественной мысли Индии и Пакистана. М.:Изд.восточ.лит., 1963. - 326 с.

87. Датт П." Индия сегодня. М.: Гос.изд.иностр.дит.3948.-650с. Девяткина Т.Ф., Егорова M.H.j. Мельников A.M. Зарождениекоммунистического движения в Индии. М.:Наука, 1978- 336 с.

88. Дьяков A.M. Национальный вопрос и английский империализм в Индии. М.: Госполитиздат, 3948. - 328 с.- 189

89. Зарубежный Восток и современность. М.: Наука,1980,т.1 533 е., т.2 - 320 е., т. 3 - 528 с.

90. Комаров Э.Н., Литман А.Д. Мировоззрение Мохандаса Карамчанда Ганди. М.: Наука, 1969. - 235 с.

91. Кудрявцев М.К. Община и каста в'Хиндустане. М.:Наука,1971 283 с.

92. Ю.1Суценкдв А.А. Эволюция индийской касты. М.: Наука, 1983 - 324 с.

93. II.В.И.Ленин и национально-освободительное движение наррдов " " Востока. М.фаува, 3970 - 501 с.

94. Мартышин О.В. Политичеакие взгляды Мохандаса Карамчанда Ганди. М.;; Наука, 3970. - 300 с.413.йовая история Индии. М.: Изд.восточ.лит.,3961. - 834с.

95. Новейшая история Индии. М.:Изд.восточ.лит.,3359- 758 с. 4.3£.©черки по истории Востока в эпоху империализма.- М.-Л.,

96. Пробуждение угнетенных. М.: Наука, 3368. - 520 с. 4.20.Райков А.В.Пробуждение Индии. - М.: Наука, 3968.-152 с. 4.£1.Регинин А.И. Индийский Национальный конгресс. - М.:Наука,3378. 296 с.- 390

97. Роллан Р.Махатма Ганди. М.: Сеятель, 3924. - 134 с.

98. Рославлев В, Гандизм. М.-Л.: ОШВ, 3331. - 112 с.

99. Ульяновекий Р.А.Социализм и освободившиеся страны. М«: " " Наука, 1372. - 557 с.

100. Ульяновекий Р.А.Политические портреты. М.Политиздат, 1980. - Г76 е.

101. Ши$ман" А. Лев Толстой и Восток. М.: Изд. востоз.лит., 3960. - 480 с.

102. Намбудйрипад Е'.'М. Махатма Ганди и гандизм. М.: Изд.л.восточ.лит., 1360. 198 с.б/ на английском языке

103. Dange S.A. Mahatma Gandhi and history. Hew Delhi:

104. Peopleste publ. house, 1969. 28 p.429. ^be Mahatma. Marxist evaluation. New Delhi: Baoples'spubl. house;, 1977. 109 p.

105. Mahendra K.L. Defeat the RSS fascist designs. New Delhi: Peoples's publ. house, 1973. 76 p.

106. Mukerjee H.N. Gandhiji. A study. New Delhi: Iteoples'spubl. house, I960. 225 P.

107. Milcerjee H.N. Gandhi, Ambedkar and the extirpation of untouchability. -New Delhi: Peoples's publ. house, 1982. 55 p.

108. Sen M. Revolution in India. Ikth and problems. New

109. Delhi: Peoples *s publ. house, 1977. 164 p.

110. Alexander H. Gandhi through Western eyes. Bombay /a.o./:

111. Asia publ. house, 196 9. 21 8 p.- BI

112. Ambedkar B.R. Federation versus freedom. Bombay: Gokhale institute, 1939. 156 p.

113. Ambedkar B.R. Pakistan or the partition of India.

114. Bombay: Thacker, 1946. 481 p.

115. Ambedkar B.R. Gandhi and gandhism. Julltindur: Bheem Patrica, 1970. 160 p.

116. Ashe G. Gandhi. H.Y.: Stein, 1968. - 404 p.

117. Samford P.O. Histories of the non-co-operation and Khilafat. movements. Delhi: Deep publications, 1974. -270 p.

118. Bandyopadhyaya J. Social and political thought of Gandhi.- B;ombay: Allied1 Hiblishers, 1969. 415 p.

119. Baxter C. The Jana Sangh. Philadelphia: Bsnnsylvania1. Press, 1969. 352 p.

120. Birla G.D. In the shadow of the Mahatipa. * Bombay: Orient1.ngmans, 1953. 337 p.

121. Birla G.D. The Mahatma and his men. Calcutta: Chakrabarti, /196-/. 119 p.

122. Bondurant J.7. Conquest of violence. The Gandhian philosophy of conflict. Los Angeles: University of California Press, 1965. - 271 p.

123. Brown J.M. Gandhi' rise to power. Indian politics 19151922. Cambridge: University press, 1972. - 384 p.

124. Brown J.M. Gandhi and civil disobedience. The Mahatma in1.dian politics 1928-1934. Cambridge: University Press, 1977. - 414 p.

125. Catlin G. In the path of Mahatma Gandhi. L.: Macdonald,1948. 332 p.

126. Chakrabarti A. Birla. Calcutta, 1956. - 91 p.

127. Chaudhry K.C. Role of religion in Indian politics (19001925). Delhi; Sundeep Prakashan, 1978. - 347 p.

128. Ghoudhary S. Growth of nationalism in India. Hew Delhi:

129. Trimurti, 1973, vol. 1 640 p.; vol. 2. - 639 p.

130. Churchill W.&. India. Speeches and an introduction. L.:1. Thornton, 1931. 140 p.

131. Goupland R. Indian politics. 1936-1942. L.: Oxford university press, 1943» 344 p.

132. Goupland R. The Indian problem. 1833-1935. L.: Oxforduniversity press, 1943» I60 p.

133. Curran J.A. Militant hinduism in Indian politics. Astudy of the RSS. H.Y. r Institute of Pacific Relations ,1951. - 94 p.

134. Desai A.R. Social background of Indian nationalism.

135. Bombay: Popular Prakashan, 1966. 461 p.

136. Dhawan G. The political philosophy of Mahatma Gandi.

137. Ahraedabad: Navajivan publishing house, 1957. -363 p.

138. Dixit P. Communal ism a struggle for power. - Hew

139. Delhi: Orient Longman, 1974. 236 p.

140. Dwarkadas K. India's fight for freedom 1915-1937.

141. Bombay: Popular Prakashan, 1966. 48Э p.

142. Ghose: S. Political ideas and movements in India. B'ombay:1. Allied, 1975, 558 p.

143. Heimsath C.H. Indian Nationalism and Hindu Social Reform.- Princeton univ. press, 1964. 379 p.

144. Eusain S.A. Gandhiji and commnal unity. Bombay:

145. Orient Longmans, 196 9. 151 p.

146. Irwin. Indian problems. Speeches by lord Irwin. L.:

147. George Allen, 1932. 376 p.

148. Karunakaran K.p. Indian Politics from Dodabhai Naorojito Gandhi. New Delhi: Gitanjali Prakashan, 1975. -226 p.

149. Kaura U. Muslims and Indian nationalism. /New Delhi/: South Asia book, 1977. - 223 p.

150. Kamar C., Riri M. Sfohatma Gandhi. His life and influence.- L.: Heineman, 1982. 120 p.

151. Kytle C. Gandhi, soldier of nonviolence, N.Y.: Crossetand Dunlap, 1969. 194 p.

152. Jue^gensmeyer M. Religion as social vision. Berkeley:

153. University of California Press, 1982. 357 p.

154. Malgonkar M. The man who killed Gandhi. Delhi: M&cmillan, 1978. 184 p.

155. Malhotra S.L. Gandhi an experiment witti communal politics. Chandigarh: Panjab university publication, 1975, - 248 p.479. ifejamdar R.C. History of the freedom movement in India.

156. Calcutta: Mukhopadhyay, I9&3, vol. 2 562 p.; vol. 3 - 902 p.480. jfehta A., Patwardhan A. The communal triangle in India.

157. Allahabad: Kitahistan, 1942. 263 p.

158. Misra B.B. The Indian political parties. Delhi /a.o./:

159. Oxford univ. press, 1976. 665 p.

160. Moon P. Gandhi and modern India. ЖЛ.г Norton, 1969.312 p.

161. Moore R.J. The crisis of Indian Unity. 1917-1940. Delhia.o./: Oxford univ. press, 1974. 334 p.- 135 4Д84. Mi?!umdar A.M. Social welfare in India. Mahatma Gandhi *scontributions. N.Y.: Asia Publ. house, 1964. -179 p.

162. Natarajan S. A century of social reform in India. Bombay /а.o./: Asia Publ. house, 1959. 208 p.

163. Natarajan S, Indian parties and politics. Oxford: Oxford university press, 1947. 32 p.

164. Nanda B.R. Mahatma Gandhi. A biography. L.: George1. Allen, 1959. 542 p.

165. Niemeijer A.G. The Khilafat movement in India. 1919-1924.- S-Gravenhage : Verhandelingen, 1972. 263 p.

166. Pattabhi Sitaramayya B. The History of the Indian National

167. Congress. Bombay: Parma Publications, 1946, vol. 1 -690 p.

168. Payne R. The life and death of Mahatma Gandhi. N.Y.:1. Button, 1969. 70 3 p.

169. Ityarelal. Mahatma Gandhi. The last phase. Ahmedabad:

170. Navajivan Publishing House, 1956, vol. 1 750 p.

171. Raghuvanshi V.P. Indian nationalist movement and thought.- Agra: Lakshmi Narain, 1959. 335 P.

172. Rajkumar N.Y. Indian political parties. New Delhi.1948/. 139 p.

173. Ramana Mirthi V.V. Non-violence in politics. A study of

174. Gandhian Techniques and Thinking. Delhi: Prank Bros, 1958. - 246 p.

175. Rawding P.W. Gandhi. — Cambridge: Cambridge universitypress, 1980. 48 p.

176. Reynolds R. The true book about Mahatma Gandhi. L.:1. Muller, 1959. 144 p.- 136

177. Roots of communal politics. New Delhi: Heinemann,1976.-485 p.

178. Sahai G. A critical analysis of RSS. Delhi: Nay a Hindustan Press, /19—/. - 64 p.

179. Santhanam K. The fight against untouchability. New

180. Delhi; Hindustan Times, 1949. 114 p.4100. Shirer W.L. Gandhi. A Ifemoir. -N.Y.: Simon, 1979. 255 p.4101. Shri Guruji the man and his mission. - Delhi: Bhargava, 1956. 96 p.4102. Savarkar V.D. Hindutva. Who is a hindu? Bombay: Veer

181. Savarkar Prakashan, 1969. 141 p.4103. Savarkar V.P. The story of щу transportation for life.

182. Bombay: Sadbhakti Publications, 1950. 572 p.4104. Smith V.S. The Oxford history of India. Oxford: Clarendon press, 1964. 898 p.4105. Swamy E.K. Thy will be done. Madras: Scout, 1975. 70 p.4106. Tendulkar D.G. Mahatma. Life of Mohandas Karamchand

183. Gandhi.-Bombay:Jhaveri and Tendulkar,1951-1952, vol. 1-5.

184. Ю7. Thursby G.R. Hindu-moslim relations in British India. -Leiden: E.J.Brill, 1975. 194 p.

185. Африка сегодня, 3383, tt 3D-II. 4.118. Вельтман С.Силуэты Индии. Тридцать дней, 1325, fe 9. с.87-93.- 138

186. Gandhi, India and the world. Bombay. Nachiketa, 1970 , p. 175-196.у.диссертации

187. Бельский А.Г. Истинный национализм идеология современного индусского коммунализма. Дис. .канд.ист.наук,- М.;1369,-278 с.

188. Гарги Ч.Махатма Ганди и индуистские коммуналисты /13191929 гг./ Дисс.канд.ист.наук. - М.,1375. -161с.

189. Кедрова С.М.Ганди и индийское национально-освободительное движение. Дисс. .канд.ист.наук. - М.,1365.-282с.- 202

190. Мартышн о.в. Политические взгляды М.К.Ганди. -Дисс,. канд.юрид.наук.- М., 1362. 518 с.

191. Мезенцева О.В.Индуизм и идеологическая борьба в современной Индии /использование религии националистиче -скими и коммуналистскими течениями./ Дисс.Л*.*аанд. ист.наук. - М.,1381. - 156 с.

192. Парфенов 0J1.Индийский национальный конгресс и проблема неприкасаемости /ISX?-1233 гг./. Дисс. .канд.ист.наук. Л.,1374. - 222 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.