Брасс-квинтет в контексте ансамблевого исполнительства на медных духовых инструментах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Васнин Петр Алексеевич

  • Васнин Петр Алексеевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова»
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 198
Васнин Петр Алексеевич. Брасс-квинтет в контексте ансамблевого исполнительства на медных духовых инструментах: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова». 2017. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Васнин Петр Алексеевич

Введение

Глава I. Развитие классического брасс-квинтета в музыкально-исполнительском творчестве

1.1. Ансамблевое музицирование на медных духовых инструментах от эпохи Древнего мира до конца ХУШ века

1.2. Развитие ансамблевого исполнительства на медных духовых инструментах в XIX - первой половине XX веков

1.2.1. У истоков французской школы брасс-ансамбля

1.2.2. Русская школа брасс-ансамбля

1.2.3. Брасс-ансамблевое исполнительство в первой половине

ХХ века

1.3. Эпоха классического брасс-квинтета (вторая половина ХХ века)

1.3.1. Развитие профессионального брасс-квинтетного исполнительства в США и Европе

1.3.2. Развитие брасс-квинтета в России во второй половине

ХХ века

Глава II. Основные проблемы исполнительства в брасс-квинтете

2.1. Музыкальное мышление исполнителя-духовика

2.2. Мастерство игры в ансамбле

2.3. Основы организации и управления исполнительским процессом

ансамблистов-духовиков

Глава III. Эволюция репертуара классического брасс-квинтета

3.1. Транскрипции для брасс-квинтета, анализ исторического репертуара ансамбля духовых инструментов с воронкообразным мундштуком и проблема его интерпретации

3.2. Стилистические направления брасс-квинтетной музыки второй половины ХХ века

Заключение

Библиографический список

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Брасс-квинтет в контексте ансамблевого исполнительства на медных духовых инструментах»

Введение

Актуальность темы исследования. Исполнительство на духовых инструментах прошло многовековой путь развития. В ходе исторической эволюции сформировались три основных вида деятельности музыканта-духовика: сольная, ансамблевая и оркестровая. По своей востребованности они неравнозначны. Основу творческой деятельности исполнителя на духовых инструментах в современном исполнительском искусстве составляет коллективное музицирование - оркестровое и ансамблевое. При этом навыки, приобретенные в камерном ансамбле, являются важнейшей квалификационной характеристикой профессионального исполнителя.

Современное ансамблевое исполнительство на медных духовых инструментах отличается огромным разнообразием творческих мини-коллективов, которые широко варьируются и по количественному, и по инструментальному составу. Особое место среди них занимает брасс-квинтет, возникший в середине ХХ века как результат многовекового развития инструментария и поиска наиболее оптимального состава ансамбля. За относительно короткий срок брасс-квинтет стал заметным явлением исполнительской культуры ХХ века.

На сегодняшний день большинство отечественных научных изысканий посвящено вопросам сольного исполнительства на духовых инструментах. В этой области исследователям удалось выйти на качественно новый уровень, ими достигнуты существенные успехи в познании основ мастерства. Значительно менее изучено ансамблевое и оркестровое исполнительство. Вместе с тем, существенные успехи, достигнутые в области теории исполнительства на духовых инструментах, а также в сфере оркестрово-ансамблевой практики, позволяют сегодня обратиться к ансамблевому исполнительству с применением новых знаний.

Развитие профессиональных качеств артиста оркестра направлено на достижение им высокого мастерства в рамках общих принципов ансамблевого исполнительства. Процесс игры в брасс-квинтете - одна из форм коллективного творчества музыкантов-

духовиков, целью которого является концентрация индивидуальной энергии и личностных способностей каждого музыканта на выполнении конкретной задачи. В наши дни многие играющие на медных духовых инструментах достаточно хорошо владеют основами сольного исполнительства. Однако, поскольку большинство музыкантов данных специальностей впоследствии станут артистами оркестра, постольку привитие им навыков ансамблевой игры должно быть одной из главных, если не первой целью современного образовательного процесса.

Однако, в сфере теории и истории ансамблевого исполнительства на медных духовых инструментах (и, прежде всего, брасс-квинтета) имеется немало «белых пятен». Отсюда очевидно, что назрела настоятельная необходимость в изучении этого сложного и многообразного процесса, коим является брасс-квинтетное исполнительство, в рамках комплексного искусствоведческого исследования, чем и обусловлена актуальность исследования.

Степень разработанности проблемы. Ансамблевое инструментальное исполнительство получило освещение в ряде работ отечественных и зарубежных исследователей 20-го столетия. Одним из первых обратился к этой проблематике Л. Н. Раабен [67]. В своей работе «Вопросы квартетного исполнительства» он, основываясь на эмпирических знаниях и личном опыте, впервые обосновал теорию игры в струнном квартете и выявил закономерности ансамблевого музицирования. Освоение специфики камерного жанра, по определению Л. Н. Раабена, означает выработку целого ряда навыков ансамблевого исполнения, в числе которых - умение слышать ансамбль в целом и свою партию в этом ансамблевом звучании, приравнивать свою звучность к общему звучанию, достигать ансамблевой гибкости, полной согласованности своих действий с другими участниками ансамбля, воспитывать в себе качества солиста и аккомпаниатора и умения быстро, полно переключаться с выполнения одной функции на другую.

Л. Раабен в своей теории квартетного музицирования определяет значение ансамбля, как понятие, обозначающее своеобразное единство индивидуальностей,

5

включающее единство действия, замысла, выражения. По его мнению, понятие коллектива подразумевает органическое слияние индивидуальностей, особую «коллективную индивидуальность», благодаря которой один ансамбль отличается от другого [67, 6]. Л. Раабеном одним из первых была рассмотрена и изучена организация квартетной работы как сложного технического и психологического процесса.

В новом ракурсе в искусствоведении второй половины ХХ века проблема влияния психологических факторов на процесс ансамблевого музицирования в струнном квартете была рассмотрена Р. Давидяном, в работе «Квартетное искусство: проблемы исполнительства, теоретические основы, практический опыт» (1994) [31], выделившим в своем исследовании особую «психологическую структуру» ансамбля. Она представляет собой сочетание индивидуальностей, которое в силу особенностей камерного жанра дает возможность раскрытия индивидуальности каждого артиста и в то же время в процессе исполнения образует нечто качественно новое - совместный творческий акт, именуемый ансамблевой игрой [31, 195].

Вопросы ансамблевого исполнительства на медных духовых инструментах отражены в отдельных исследованиях российских исполнителей-духовиков. Одной из первых отечественных методических разработок в этом направлении является «Практическое пособие для ансамблевой игры на медных духовых инструментах» Б. Анисимова в трех тетрадях, изданное в 1972 году Ценность данной работы в значительной степени определяется тем, что наряду с учебным нотным материалом для дуэта медных духовых инструментов, автором дан ряд методических рекомендаций, предназначенных для приобретения музыкантами-духовиками навыков ансамблевого исполнительства [2, 3-6]. В данном пособии представлен обобщенный материал, который может быть отнесен к любому виду совместного музицирования на медных духовых инструментах.

Теоретические основы исполнительства в ансамбле духовых инструментов широко освещены в диссертации К. А. Гигова «Основные проблемы исполнительства

на духовых инструментах в камерном ансамбле (на примере духового квинтета:

6

флейта, гобой, гларнет, валторна и фагот)», защищенной в 1977 году [28]. В данной работе рассмотрены исполнительские проблемы музыканта-духовика при игре в ансамбле на примере классического квинтета деревянных духовых инструментов. Автор анализирует исполнительский процесс в ансамбле духовых инструментов, опираясь на акустические законы. Исследователем рассматриваются ансамбли, состоящие из духовых инструментов с различным излучателем колебаний. На основе акустических особенностей звучания классического деревянного квинтета, К. Гиговым обобщены исполнительские проблемы в данном коллективе и обоснованы теоретические аспекты ансамблевого исполнительства на духовых инструментах.

Одной из первых попыток научного обоснования теории оркестрово-ансамблевого исполнительства на медных духовых инструментах стала диссертация Р. Лаптева «Искусство оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне», защищенная в 2005 году [47]. В ней автор подробно изложил историю тромбонового ансамбля и особенности применения тромбона в симфоническом оркестре. На основе акустических знаний о принципе звукообразования на медных духовых инструментах, исследователь теоретизировал ряд исполнительских принципов при игре на тромбоне в ансамбле и оркестре. По его мнению, основой для приобретения важнейших исполнительских навыков современного тромбониста является оркестровая и ансамблевая игровая практика.

Анализ современных проблем при игре в ансамбле духовых инструментов дан в «Школе игры в ансамбле духовых инструментов» В. Леонова, созданной в 2014 году [52]. Автором освещены вопросы синхронности звучания, интонирования и громкостной динамики в духовом ансамбле (дуэте), даны практические рекомендации духовикам-ансамблистам с учетом современных достижений психологии и нейрофизиологии. Данное пособие сопровождается компакт-диском с аудиозаписями нотных примеров, дающих возможность более детального анализа обучающимися предлагаемого автором музыкального материала.

Проблемы исполнительства в классическом брасс-квинтете получили научное

7

обоснование, в основном, в зарубежных научных исследованиях. Одной из первых иностранных работ, являющейся по сути комплексным исследованием эволюции репертуара брасс-ансамбля, стала диссертация американского исследователя Артура Свифта «Музыка для брасс-ансамбля в ХХ веке и анализ наиболее известных произведений», защищенная в 1969 году [155]. В ней отражена история брасс-ансамблевого исполнительства, проанализирован репертуар брасс-ансамбля в период примерно с 1500 по 1969 гг., выявлены и проанализированы основные факторы, способствовавшие созданию произведений для брасс-ансамбля, в том числе для брасс-квинтета.

Творчество композиторов русской школы брасс-ансамбля рассматривается в диссертации Дэвида Рида «Виктор Эвальд и русская школа брасс-ансамбля», защищенная в 1979 году [147]. В своем исследовании Д. Рид подробно описывает жизнь и творчество композиторов, проживавших в XIX в. в Санкт-Петербурге и создававших оригинальные произведения для ансамблей медных духовых инструментов различных составов. Особое внимание автор уделяет творчеству В. Эвальда. В диссертации приводится подробный анализ трех его квинтетов.

Исполнительским проблемам брасс-квинтета и анализу его репертуара, в частности, произведений, созданных в 1990-е гг., посвящена диссертация Уильяма Джонса «Брасс-квинтет: исторический и стилистический анализ», защищенная в 1998 году [125]. Это одно из наиболее полных комплексных исследований о брасс-квинтетном исполнительстве. Вместе с тем, это и одна из первых научных работ, в котором затронуты вопросы стилистики брасс-квинтетного репертуара и особенностей исполнения произведений разных музыкальных направлений.

Систематизация брасс-квинтетного репертуара лежит в основе работы

американского тромбониста и музыкального издателя - Роберта Дэвиса Кинга,

создавшего в 1986 году первое Руководство для исполнителей на медных духовых

инструментах [109]. Данная работа включает в себя большое количество изданных

произведений соответствующего жанра, рекомендованных автором к изучению в

8

классах камерного ансамбля учебных заведений различного типа. Вместе с тем, в Руководстве Кинга отсутствуют практические рекомендации, адресованные преподавателям и включающие комментарии о целесообразности использования того или иного произведения в практике обучения игре в ансамбле медных духовых инструментов.

Более подробным и детальным исследованием брасс-квинтетного репертуара с попыткой создания его классификации по степени трудности стала диссертация Даниеля Уэйна Кайзера [Daniel Wayne Kiser] Музыкальная и педагогическая классификация из отобранных произведений для брасс-квинтета, защищенная в 1987 году [128]. Опираясь на опыт вышеназванной работы Р. Кинга, Д. Кайзер, посредством детального анализа произведений, осуществляет отбор учебного репертуара. В основу методики и критериев для отбора произведений лег принцип музыкально-теоретического анализа американского специалиста в области музыкознания Фрэнсиса Райана. Данная методика подразумевает детальный анализ гармонии, мелодии, ритма, метра и других фактурных элементов музыкального материала.

Кайзер делит брасс-квинтетный репертуар по степени трудности на четыре педагогические категории. Для детального анализа Д. Кайзером произведений были отобраны восемь сочинений, среди которых четыре произведения крупной формы и четыре - малой (пять оригинальных сочинений и три переложения). Основным достоинством данной работы является то, что автору удалось систематизировать и обобщить произведения различной стилистической и жанровой направленности, используя два подхода - музыкально-теоретический и исполнительский. Недостатком на наш взгляд, является то, что наряду с подробным анализом, данная работа включает достаточно небольшое количество произведений, большую часть из которых составляют переложения, а не оригинальные сочинения.

Одной из наиболее полных работ в области классификации репертуара брасс-квинтета, доступных для современных исполнителей и исследователей, является Путеводителъ по репертуару брасс-квинтета (1993), созданный по инициативе

9

музыкантов The Annapolis Brass Quintet [159]. В этом коллективном труде использован эмпирический опыт наиболее известных ансамблей Западной Европы и США. В Путеводителе создана классификация по степени трудности как оригинальных сочинений, так и переложений для брасс-квинтета; сформирован алфавитный список композиторов.

Одним из достоинств Путеводителя является то, что его авторами собран практически весь изданный репертуар брасс-квинтета (с 1954 по 1993 гг.). Причем, в работе указаны произведения, созданные не только для классического состава, но и сочинения для брасс-квинтета с нетрадиционным инструментарием (составы, включающие только инструменты конической формы; исключающие тубу или валторну и др.). Вместе с тем, в данном исследовании, основанной только на личном исполнительском опыте, отсутствует научно-теоретическое обоснование данного метода категоризации сочинений для классического брасс-квинтета.

В отечественном музыкознании проблема оригинального репертуара квинтета медных духовых инструментов до сих пор не стала предметом специального исследования. Актуальность исследования данной проблемы на сегодняшний день обусловлена также слабым знанием оригинальной музыки для ансамблей медных духовых инструментов самими музыкантами. К сожалению, в современном духовом исполнительском искусстве бытует мнение, что репертуар брасс-квинтета достаточно беден за отсутствием оригинальных сочинений, написанных специально для него. Это ошибочное мнение зачастую приводит к репертуарному и творческому обеднению коллектива. Необходимо отметить, что изучение репертуара классического квинтета медных духовых инструментов является актуальной проблемой как для отечественного музыкознания в целом, так и для исполнительской практики.

Определение брасс-квинтета имеет преимущественно два значения. Так, в

Новом музыкальном словаре Гроува под редакцией Стэнли Сэди, данный термин

определяется как: 1) исполнительский состав, включающий две трубы, валторну,

тромбон и тубу; 2) музыкальное произведение, написанное для подобного

10

исполнительского состава1.

Таким образом, очевидно, что проблемы ансамблевого исполнительства на духовых инструментах весьма скудно отражены в отечественной научной и методической литературе. Не является исключением и жанр брасс-квинтета. Здесь отсутствует и история развития данного вида исполнительства, и освещение основных исполнительских проблем, возникающих при игре ансамбле подобного состава.

Объектом исследования является инструментальное ансамблевое музицирование.

Предмет изучения - исполнительство в классическом брасс-квинтете.

Гипотеза исследования - брасс-квинтетное исполнительство является самостоятельным художественно ценным видом музицирования, регулируемым совокупностью специфических творческих принципов и закономерностей, связанных с особенностями музыкального мышления духовика и его исполнительской техникой.

Цель работы - создание целостного представления о типизированном исполнительском составе брасс-квинтета, выявление основных трудностей, возникающих в ансамбле медных духовых инструментов и поиск оптимальных действий при решении исполнительских проблем.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- воссоздать историю развития классического брасс-квинтета в контексте формирования видов ансамблевого исполнительства на духовых инструментах;

- выявить и обобщить основные проблемы игры в брасс-квинтете, в том числе такие, как формирование музыкального мышления и развитие исполнительского мастерства;

- рассмотреть главные направления в эволюции репертуара брасс-квинтета, а также вопросы исполнительской интерпретации оригинальных произведений и транскрипций;

- обобщить исполнительский опыт выдающихся отечественных и зарубежных

1 The New Grove Dictionary of Music and Musicians. - Oxford University Press, 2001. - P. 254.

11

брасс-квинтетов.

В целом, решение данных задач направлено на познание и обогащение исполнительской практики знаниями в областях теории и истории музицирования в ансамбле медных духовых инструментов.

Методологическую основу исследования составили:

а) научно-теоретические труды и методические разработки российских музыкантов-духовиков М. Беговатовой, В. Березина, Л. Богданова, А. Бучнева, Н. Волкова, Ю. Гриценко, Б. Дикова, Т. Докшицера, В. Иванова, К. Квашнина, С. Кириллова, Р. Лаптева, В. Леонова, А. Паутова, В. Попова, И. Пушечникова, В. Сумеркина, Ю. Усова, А. Федотова и т.д.;

б) исследования зарубежных авторов, посвященные ансамблевому исполнительству на медных духовых инструментах: Д. Бухарта, У. Джонса, О. Меткэлфа, П. Неимисто, Д. Рида, А. Смита и др.;

в) работы отечественных музыкантов-исследователей, изучающих проблему ансамблевого исполнительства на других инструментах: О. Блоха, О. Бычкова, А. Готлиба, Р. Давидяна, Л. Раабена, Е. Лукьяновой и пр.

В историческом и теоретическом плане мы опираемся на следующие методы исследования: исторический анализ, наблюдение, сопоставление, классификация. В целом, в основе работы лежит концепция комплексного искусствоведческого исследования, применяемая в современном музыкознании.

В диссертации проанализированы исполнительская деятельность ведущих отечественных и зарубежных коллективов, творчество композиторов в области брасс-квинтетной музыки, основные произведения, входящие в репертуар профессиональных и студенческих брасс-квинтетов. Исследовательское направление работы сосредоточено на распространении идей, подходов, концепций, выведенных из творческого опыта двух поколений брасс-ансамблевых коллективов. Существенное внимание уделяется актуализации музыкально-исполнительской практики в ансамбле

медных духовых инструментов.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые в отечественном музыкознании:

- рассмотрена история искусства ансамблевой игры на медных духовых инструментах в Европе и США;

- освещена история развития и формирования русской школы ансамблевого музицирования на медных духовых инструментах;

- проведено комплексное исследование исполнительского процесса в брасс-квинтете;

- выявлены проблемы ансамблевой техники в исполнительском коллективе;

- представлен анализ репертуара классического брасс-квинтета. Практическая и теоретическая значимость исследования заключается в

использовании полученных результатов для улучшения исполнительской и педагогической деятельности по направлению духового оркестрово-ансамблевого исполнительства. Материалы, выводы и положения работы могут дополнить курс истории исполнительства на духовых инструментах, обогатить новыми сведениями методику обучения игре на духовых инструментах.

Предложенная методология исследования может быть использована для изучения ансамблевого исполнительства на других инструментах. Данная работа сможет открыть перспективы для последующих научных исследований, прежде всего, в области искусства ансамблевой игры на медных духовых инструментах.

На защиту выносятся следующие положения:

- исполнительство в брасс-квинтете является самостоятельным художественно ценным видом музицирования;

- формирование брасс-квинтетного состава осуществлялось в течение многих веков и завершилось появлением классического брасс-квинтета во второй половине ХХ века. Сочетание двух труб, валторны, тромбона и тубы оказалось

более универсальным, чем любое другое сочетание медных духовых инструментов;

- брасс-квинтетное искусство стало феноменом музыкальной культуры второй половины ХХ века, что выражалось в появлении большого количества ансамблей медных духовых инструментов, наличии среди них ряда высокопрофессиональных концертных коллективов мирового уровня и создании обширного репертуара из оригинальных произведений и транскрипций;

- репертуар классического брасс-квинтета включает большое количество произведений, которые достаточно редко исполняются отечественными коллективами. Вместе с тем, ввиду своей высокой художественной ценности данные сочинения могут широко использоваться в исполнительской и педагогической практике.

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на научные источники, связанные с разработкой вопросов теории и практики искусства игры в ансамбле духовых инструментов и, в частности, в классическом брасс-квинтете; на методологию педагогики и психологии оркестрово-ансамблевого исполнительства на медных духовых инструментах; на результаты научных исследований в области духового исполнительского искусства и педагогики. Проанализированы произведения, предназначенные для практики в соответствующих типизированных музыкальных коллективах и ставшие «знаковыми» образцами композиторского творчества.

Апробация диссертации. Работа обсуждена на заседании кафедры инструментов военных оркестров военного института (военных дирижеров) Военного университета. По теме исследования опубликовано пять статей в различных изданиях, четыре из которых включены в перечень рецензируемых научных журналов ВАК Министерства образования и науки РФ. Полученные данные применяются в процессе проведения занятий с брасс-квинтетами и духовыми оркестрами курсантов ВИ (ВД) ВУ, а также при проведении индивидуальных занятий с курсантами в классе трубы.

14

Основные положения работы изложены в докладах: 1) «К истории русской школы брасс-ансамбля второй половины XIX - начала XX вв.» на Международной научной конференции «Наука. Исследование. Практика» (ГНИИ «Нацразвитие», 26 февраля 2017 г.); 2) «Стилистические особенности репертуара классического брасс-квинтета в контексте его исторического развития» на Х Международной научной конференции для студентов и аспирантов (РАМ им. Гнесиных, 12 апреля 2017 г.).

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников (161 наименование на русском и иностранном языках), а также приложения.

Глава I. Развитие классического брасс-квинтета в музыкально-исполнительском

творчестве.

1.1. Ансамблевое музицирование на медных духовых инструментах от Древнего

мира до конца ХУШ века

Практика совместного музицирования на духовых инструментах с воронкообразным мундштуком берет свое начало с глубокой древности. В многочисленных источниках [17, 23, 29, 49, 88, 91 и др.] содержатся упоминания об инструментальных ансамблях, участвовавших в церемониях и ритуалах различных народов Древнего мира. Ансамбли духовых инструментов Древнего мира могли достигать достаточно большого состава. В Древней Палестине, к примеру, в церемонии освящения иерусалимского Храма Соломона, участвовало 120 священников с трубами. Небывалая грандиозность культовых церемоний Древней Палестины, безусловно, стала причиной сильного преувеличения в свидетельстве Иосифа Флавия (I в. до н. э.), повествовавшего о торжестве, в котором принимали участие в общей сложности, около полумиллиона музыкантов, в том числе 200 000 трубачей [49, 12].

Инструментальные ансамбли получили распространение и в Древней Греции. В эпоху эллинизма (последние три-четыре века до н. э. и первые века н. э.) в стремлении к пышности и декоративности создавались огромные оркестры, включавшие в себя едва ли не все известные тогда музыкальные инструменты. Для таких инструментальных ансамблей строились специальные концертные залы — одеоны. Инструментальная музыка, вместе с тем, глубоко входила и в быт Древней Греции. Так, игрой на духовых инструментах сопровождалось любое событие общественного и личного плана: свадьба, похороны, сбор винограда, возношение молитв, совершение культовых возлияний, возвращение домой победителя состязаний; ритмические движения гребцов и гимнастов, поддержание боевого духа в битве — все это поводы для применения музыки при обязательном участии инструментов [29, 320].

Расцвет Римской империи (II в. до н. э.) совпал с эпохой эллинистической

культуры Греции, древнегреческие традиции стали образцом для римской музыки, в

16

том числе и в применении духовых ансамблей. В частности, во время боя гладиаторов в столице империи, например, играл ансамбль из трубы, рогов и водяного органа [49, 32].

Ансамблевое исполнительство на медных духовых инструментах (в современном понимании этого термина) берет свое начало с эпохи Средневековья, предположительно с XI века. В отличие от совместного музицирования исполнителей на духовых инструментах Древнего мира, выполнявших сигнальные функции2 , основной задачей средневекового духового ансамбля, по мнению Ю. Фортунатова [91], становилось, главным образом, взаимодействие голосов. Полифоническая музыка средневековья, так или иначе, требовала ясности ведения каждого голоса, обладавшего законченным мелодическим выражением. Взаимодействие нескольких мелодических элементов было главной задачей. Второй задачей в этом случае становилась проблема сопровождения. Всякая мелодия могла исполняться с каким-то сопровождением, которое давало этой мелодии ладовую базу и основу метроритмической пульсации [91, 19].

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Васнин Петр Алексеевич, 2017 год

Библиографический список

1. Альбрехт Е. Прошлое и настоящее оркестра. - СПб., 1868. - 262 с.

2. Анисимов Б. Практическое пособие для ансамблевой игры на медных духовых инструментах. - Л.: Музыка, 1972. - 176 с.

3. Анисимов М. Исполнительское мастерство как интегральное индивидуально-творческое качество музыканта-духовика // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - М., 2015. - С. 271.

4. Анисимов М. Исполнительское мастерство как проблема теории и практики исполнительства на духовых инструментах: Дис. ... кандидата искусствоведения. - М., 2016. - 175 с.

5. Анохин П. К. Избранные труды. - М.: Наука, 1978. - 399 с.

6. Арановский М. Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. - М.: Музыка, 1974. - С. 90 - 128. М., 1959. -Т.1. 446 с.

7. Архив ГЦММК им. М. Глинки, ф. 166, дд. №№ 1-18. Эвальд Виктор Владимирович. Л. 18

8. Архив СПбГК. д. № 318. Личное дело Большиянова Ю.А. Л. 57

9. Архив СПбГК. д. Венгловского В. Ф. о присвоении ученого звания профессора 1991 г. Л. 59.

10.Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: в 2-х кн. Кн. II. Интонация. -Л.: Музыка, 1971. - 376 с.

11.Баранцев А. Карелия-брасс // Советская музыка. Москва, 1990. № 7. - С. 124.

12.Барсова И. Из истории партитурной нотации // История и современность. Сборник статей под ред. А. Климовицкого, Л. Ковнацкой, М. Сабининой. - Л.: Советский композитор, 1981. - С. 6-33.

13.Беленов Л.Д. Валторна. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. - 320 с.

14.Березин В. В. Музыканты королей Франции. М.: Современная музыка, - 2013. -384 с.

15.Березин В. В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма: дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.02 / Березин Валерий Владимирович; Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. - М., 2000. -388 с.

16.Берлянчик М. М. Теоретические основы формирования исполнительского мастерства скрипача: дисс. доктора искусствоведения. - М., 1995. - 431с.

17.Благодатов Г. История симфонического оркестра. — Л.: Музыка, 1969. - 312 с.

18.Блауберг И. В., Юдин З. Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973. - 171-178.

19.Бородавкин С. Ансамблевое мышление в музыкальной теории и практике // Музыкальный журнал Израиль XXI. - № 49 (январь 2015).

20.Бычков О.В. Формирование ансамблевой техники музыканта-исполнителя: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Бычков Олег Валерьевич; Санкт-Петербургский государственный институт искусств. - СПб., 2006. - 188 с.

21.Вертков К. А. Русская роговая музыка. - Л.; М.: Музгиз, 1948. - 84 с.

22.Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. — Л.: Музыка, 1975. - 277 с.

23.Военная музыка России. - М.: Воениздат. 2007. - 248 с.

24.Волков Н. В. Проблемы развития творческого мышления музыканта // Вестник МГУКИ. 4. - М., 2006. - С. 168-170.

25.Волков Н. В. Теория и практика игры на духовых инструментах. - М.: Альма Матер, 2008. - 399 с.

26.Воскресенская Т.В. Особенности жанровой эволюции фортепианного ансамбля в России первой половины XIX века / Т.В. Воскресенская // Камерно - ансамблевая музыка в творчестве русских композиторов. - СПб., 1993.-С. 71-90.

27.Всероссийский музыкальный конкурс 2016 // Сайт muzkonkurs.ru: «Ансамбли духовых инструментов». URL: http://muzkonkurs.ru/specialties/ansambli-duxovyx-instrumentov/ (дата обращения: 06 декабря 2016 года)

28.Гигов К.А. Основные проблемы исполнительства на духовых инструментах в камерном ансамбле (на примере духового квинтета: флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна): Дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Гигов Красимир Асенов; Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. - М., 1977. -198 с.

29.Грубер Р.И. История музыкальной культуры. Ч.1. - М.: Музгиз, 1960. - 488 с.

30.Гурьев Л. К истории российской школы корнета // Оркестр. М.: МГИК, 2015. № 3-4. - С. 31-37.

31.Давидян Р. Р. Квартетное искусство: проблемы исполнительства, теоретические основы, практический опыт. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Музыка, 1994. -316 с.

32.Диков Б. А. Методика обучения игре на кларнете. - М.: Музыка, 1983. - 192 с.

33.Диков Б. Проблемы теории и практики исполнительства на кларнете системы Т. Бёма: Автореф. дис. ... доктора искусствоведения. - М., 1985. - 45 с.

34.Диков Б., Богданов В. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. - М., 1959. - 92 с.

35.Докшицер Т. Путь к творчеству. - М.: ИД «Муравей», 1999. - 216 с.

36.Ермоленко А. Л. Эволюция инструментовки в отечественной духовой музыке до 70-х годов XIX в.: дисс. канд. иск.: 17.00.02 / Ермоленко Александр Леонидович; Московская военная консерватория. - М., 1999. - 172 с.

37.Иванов В. Д. Основные проблемы теории и практики игры на саксофоне в военном оркестре: дис. канд. искусствоведения. - Л., 1988. - 247 с.

38.Иванов В. Д. Словарь музыканта-духовика. - М.: Музыка, 2016. - 166 с.

39.Инструменты военного оркестра. Теория и исполнительская практика. - М.: Воениздат, 1990. - 248 с.

40.Интернет-сайт «cyclowiki.org» // Опера «Начальное управление Олега» // URL: http://cyclowiki.org/wiki (дата обращения: 05.12.2015).

41.Кандлер Г. Немецкие военные марши // Хрестоматия по истории зарубежной военной музыке / сост. М. Черток. - М., 2013. - 452 с.

42.Карс А. История оркестровки. — М.: Музыка, 1989. - 304 с.

43.Квашнин К.А. Перспективы использования обратных слуховых связей при обучении игре на духовых инструментах. Диса кандидата искусствоведения. -М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1989. - 200 с.

44.Квитко Н. Дирижёр и вопросы исполнительского мастерства военного оркестра: Дис. ... канд. искусствоведения. - М.,1952. - 446 с.

45.Кириллов С. Техника игры на саксофоне и проблемы интерпретации оригинальных произведений: Дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Кириллов Сергей Владимирович; военный институт (военных дирижеров) Военного университета. - Ростов-на-Дону, 2010. - 166 с.

46.Коваленко А.Н. Альтгорн в духовом исполнительском искусстве. Дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Коваленко Александр Николаевич; Магнитогорская государственная консерватория. - Магнитогорск, 2001. - 209 с.

47.Лаптев Р.Г. Искусство оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне: Дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Лаптев Роман Геннадьевич; Московская военная консерватория. -СПб, 2005. - 175 с.

48.Лебедева А. Опыт реконструкции кантаты на закладку в 1773 году Большого Кремлевского дворца по проекту В. И. Баженова // Музыкальная культура средневековья: тезисы и доклады конференции / сост. Т. Владышевская - М.: МГК, 1992. Вып. 2. - С. 93-95.

49.Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Ч. II. - Л.: Музыка, 1973. - 191 c.

50.Леонид Егорович Чумов // Сайт mosconsv.ru: «Московская консерватория им. П. И. Чайковского». URL: http://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=8756 (дата обращения: 06 сентября 2016 года)

51.Леонов В. А. Основы теории исполнительства и методики обучения игре на духовых инструментах. - Ростов-на-Дону: РГК им. С. В. Рахманинова, 2010. -345 с.

52.Леонов В.А. Школа игры в ансамбле духовых инструментов: Учебное пособие. Выпуск I: Дуэты. Часть I. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2014. - 64 с.

53.Летописец Нестор. Повесть временных лет. М.: Эксмо, 2011. - 125 с.

54.Матвеев В. Русский военный оркестр. Л.: Музыка, 1965 - 100 с.

55.Матвейчук В. Флотские оркестры // Оркестр. М., 2010. № 3-4. - С. 15-16.

56.Мозговенко И. О выразительности штрихов кларнетиста // Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1964. - Вып. 1. - С. 79-106.

57.Музыкальная энциклопедия / ред. Ю. Келдыш. - М.: Сов. энциклопедия, 1974. Т. 2. - М.:, 1974. - 958 с.

58.Музыкальная энциклопедия / ред. Ю. Келдыш - М.: Сов. энциклопедия, 1978. Т. 3. - 1104 с.

59.Музыкальная энциклопедия / ред. Ю. Келдыш - М.: Сов. энциклопедия, 1981. Т. 5. - 1056 с.

60.Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. 4-е изд. М.: Музыка, 1982. -240 с.

61.Неф К. История западно-европейской музыки (Пер. Б. Асафьева). - М.: Музгиз, 1938. - 304 с.

62.Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Сов. энциклопедия, 1973. Изд. 10-е. -С. 313.

63.Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1958. - 47 с.

64.Проскурин С. Г. Проблемы исполнительства на трубе музыки эпохи барокко: инструментарий, репертуар, исполнительские традиции: дисс. канд. иск.: 17.00.02 / Проскурин Сергей Георгиевич; Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова. - Ростов-на-Дону, 2005. - 173 с.

65.Проскурин С. Г. Проблемы исполнительства на трубе музыки эпохи барокко: инструментарий, репертуар, традиции. - Курск: КГУ, 2007. - 240 с.

66.Пушечников И. Искусство игры на гобое. - СПб.: Композитор, 2005. - 312 с.

67.Раабен Л. Вопросы квартетного исполнительства. - М.: Музгиз, 1956. - 109 с.

68.Раабен Л. Инструментальный ансамбль в русской музыке. М.: Музгиз, 1961. -474 с.

69.Раабен Л. Камерная инструментальная музыка первой половины XX века: Страны Европы и Америки. Л.: Сов. композитор, 1986. - 197 с.

70.Рапацкая Л. А. История русской музыки. М.: Владос, 2001. - 383 с.

71.Рем Муртазович Гехт // Сайт gudi1991.ru: «Государственное училище (колледж) духового искусства». URL: http://gudi1991.ru/index/0-147 (дата обращения: 06 сентября 2016 года)

72.Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. 9-е изд. М., 1982. -440 с.

73.Розенберг А. А. Музыка охотничьих фанфар в России XVIII века // Сборник статей ГМПИ им. Гнесиных. Вып. XXI. - М., 1975. - С. 187-194.

74.Сабанеев Л. Симон // Энциклопедический обзор камерной музыки, 2-е изд. Лондон, 1963. С. 421.

75.Сайт «Новые знания» / Вильгельм Випрехт / URL: http://ru.knowledgr.com/01170009/ (дата обращения: 30.09.2015).

76.Сайт «Русские Народные Музыкальные Инструменты» / Пастушеский рожок / URL: http:// www.spacenation.info/pastusheskii.html/ (дата обращения: 14.10.2015).

77.Селезнев В. Имени выдающегося музыканта России // Российский брасс-вестник. Москва, 1993. № 3-4. - С. 24.

78.Селянин А.Д. Звук трубы, говорившей со мною. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2012. - 104 с.

79.Смирнов Б. Ф. Дирижёрско-симфоническое искусство. - СПб, 2012. - 295 с.

80.Сохор А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления // Проблемы музыкального мышления / Сост. М. Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974. - С. 5974.

81.Стравинский И. Ф. Диалоги: Воспоминания. Размышления. Комментарии / И. Ф. Стравинский; пер. с англ. В. А. Линник. - Л.: Музыка, 1971. - 414 с.

82.Сумеркин В. Методика обучения игре на тромбоне. - М.: Музыка, 1987. - 176 с.

83.Теплов М. Психология музыкальных способностей. - М. / Л., 1947. - 355 c.

84.Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. - М: Русский язык, 1998. -846 c.

85.Тутунов В. История военной музыки России. М.: Музыка, 2005. - 489 c.

86.Указ № 2319 / / Полн. собр. законов Российской империи. СПб., 1839. Т. 1-4. -С. 590.

87.Усов Ю.А. Методика обучения игре на трубе - М.: Музыка, 1984. - 216 с.

88.Усов Ю.А. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах: Учебное пособие. - 2-е изд., доп. - М.: Музыка, 1989. - 207 c.

89.Федорков О.В. Украинский ансамбль тромбонов в контексте мирового музыкального искусства. Автореферат дисс. канд. искусствоведения. Харьков, 2008. - 18 с.

90.Федотов А. Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1975. - 159 с.

91.Фортунатов Ю. А. Лекции по истории оркестровых стилей. - М., 2004. - 384 с.

92.Холопов Ю.Н. Введение в музыкальную форму. - М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2006. - 432 с.

93.Холопов Ю.Н. Кто изобрел двенадцатитоновую технику // Сборник трудов ГМПИ им Гнесиных. Вып. 70. - М., 1983 - С. 34-57.

94.Цыпин Г. М. Исполнитель и техника. - М.: Академия, 1999. - 183 с.

95.Чумов Л. Очерки о трубе и трубачах в России. М., 2008. - 130 с.

96.Чумов Л. Программа «Ансамбли медных духовых инструментов» для Сеульского филиала Московской консерватории в Южной Корее. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1996.

97.Чумов Л. Программа «Ансамбль духовых и ударных инструментов» для музыкальных вузов по специальности «Оркестровые духовые инструменты» // Методический кабинет по учебным заведениям. - М.: 1987.

98.Чумов Л. Программа «класс ансамбля» для музыкальных училищ и училищ искусств по специальности № 2103 «Духовые и ударные инструменты» // Методический кабинет по учебным заведениям. - М.: 1987.

99.Чумов Л. Чувство согласия // Российский брасс-вестник. Москва, 1992. № 1. -С. 8-9.

100. Шмелев С. Ю. Виктор Эвальд - основатель современного брасс-квинтета // Тезисы докладов международной научной конференции «История, теория и практика исполнительства на духовых и ударных инструментах» в РГК им. С.В. Рахманинова. Ростов-на-Дону: РГК им. С.В. Рахманинова, 1997. - 160 с.

101. Шульпяков О. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. - Л.: Музыка, 1986. - 124 с.

102. Энциклопедия музыкальных инструментов / Под ред. М. В. Есиповой. - М.: Дека-ВС, 2008. - 786 с.

103. Юзефович В. Обогащение душ // Советская музыка. Москва, 1989. № 10. -С. 3.

104. «Carulli (Gustave)», Imago Mundi, http://www.cosmovisions.com/Carulli.htm (дата обращения: 08.10.2016).

105. Altenburg D. Zum Repertoire der Türmer, Stadtpfeifer und Ratsmusiker im 17. und 18. Jahrhundert. - Alta Musica VI, 1980, S. 9-32.

106. Altenburg D. Versuch einer Anleitung zur heroisch-musikalischen Trompeterund Pauker-Kunst. - Halle, 1795; [Eng. trans. by Edward H. Tarr. - Nashville, 1974].

107. Arnold Sobering, Geschichte der Musik In Beispielen (Leipzig: Breitkopf E Hirtel, 1931).No. 81, p. 77.

108. Baron, S. Reminiscences of a Golden Age: New York City (1946-1951), Instrumentalist 42, no. 5, 1987. P. 19-24.

109. Brass Players Guide. North Easton, Mass.: Robert King Music Sales, Inc., 1986.

110. Buhart D. Actes du colloque Paris : un laboratoire d'idées, facture et répertoire des cuivres entre 1840 et 1930 Cité de la Musique / Historié Brass Society, 29 juin/1er juillet 2007, P. 1-15.

111. Charles Robert Turner, Jr, «Six trios pour deux cornets a pistons et ophicleide basse ou cornet a pistons (1846), Opus 104, by Jean Baptiste Schiltz: a performance edition» DMA diss., The University of North Carolina at Greensboro, 2000

112. Chumov L. History of Russian Brass Ensembles, ITG Journal 19/1, September 1994, P. 23-43.

113. Cobbett, Walter, ed. Cycolpedic Survey of Chamber Music. 2nd edition. London: Oxford University Press, 1963. 660 p.

114. Decker, Charles. "Beginning a Brass Quintet." The Instrumentalist 32, no. 8 (1978): 92-95.

115. Donnington, Robert. The Interpretation of Early Music. (New York: St. Martin's Press, 1974): 781.63 D717. 766 p.

116. Dudgeon, Ralph T. «Keyed bugle», Grove Music Online, Oxford Music Online, http://www.oxfordmusiconline.com.ezproxy.libraries.claremont.edu/subscriber /article/grove/music/14949 (дата обращения 03.10.2016).

117. Elias, Joel. "Nurturing A Brass Quintet." NA (WPI Journal 39, no. 4 (1991): 4-8.

118. Falkner, Maurice. "The Brass Choir," Music Educators Journal XXV/3 (Dec. 1938). 70-71.

119. Farmer, Military Music, op, cit., 17. See Schering, op. cit., No. 109. p. 107.

120. Fitzgerald, B. The Small Brass Ensemble, The Instrumentalist 6, no. 2, 1951. Р. 22-25.

121. Frederick Neumann, Ornamentation in Baroque and Post-Baroque Music. (Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1983): 630 p.

122. Gunther, Herbert. Glasunov // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Edited by Friedrich Blume. Vol. 5. Kassel: Bärenreiter, 1960. P. 243.

123. Henri Blanchard. La Revue et Gazette Musicale de Paris, n°19, 13 mag. 1855.

124. Hiller, Albert Music for trumpets from three centuries (Cologne: Wolfgang G. Haas Musikverlag, 1993), P. 202-212.

125. Jones, W.L. The brass quintet: an historical and stylistic survey: D.M.A. dissertation. The University of Kentucky, Eastman School of Music, 1998. 258 p.

126. Kinney, Guy. "Brass Quintet is an Educator's Horn of Plenty." Music Educator's Journal 67, no. 4 (1980): 39-41.

127. Kircher A. Musurgia universalis, sive ars magna consoni et dissoni etc. — Roma. 1650.

128. Kiser D.W. A musical and pedagogical classification of selected brass quintet literature: D.M.A. dissertation. The University of Illinois at Urbana-Champaign, 1987, 106 p.

129. Kurt Stone and Michael Meckna. "Etler, Alvin." Grove Music Online. Oxford Music Online. http://www. oxford musiconline.co m/subscriber/article/grove/music/09057.

130. La France Musicale n°23, lo giugno 1851. Р. 39.

131. La France Musicale n°5, 3 febbraio 1850. Р. 39.

132. La France Musicale, 23 June 1844, Р. 199.

133. La France Musicale, 29 October 1843, Р. 355.

134. La France Musicale, 4 June 1843, Р. 188.

135. Lapie, R. «Sigismund Neukomm (1778-1858) and the trombone», Brass Bulletin 75 (1991): p. 32.

136. Lapie, Raymond «A sensational discovery: 12 original French brass quintets dating from 1848-1850! (Part 1)» Brass Bulletin 109 (2000): 43.

137. Lapie, Raymond «The trombone and chamber music in France (1800-1910)», Brass Bulletin 76 (1991): 81.

138. Lapie, Raymond. Jean-François-Victor Bellon (1795 - 1869). - Switzerland: Editions Bim, 2001. - 28 р.

139. Le Ménestrel n°26, 28 maggio 1854, Р. 4.

140. Locke, Ralph P. «David, Felicien», Grove Music Online, Oxford Music Online, http://www.oxfordmusiconline.com.ezproxy.libraries.claremont.edu/subscriber /article/ grove/music/40038 (дата обращения: 08.10.2016).

141. MacDonald, Hugh «Bertin, Louise», Grove Music Online, Oxford Music Online, http://www.oxfordmusiconline.com.ezproxy.libraries.claremont.edu/subscriber/article/ grove/music/02913 (дата обращения: 12.10.2016).

142. Marsenne M. Harmonie Universelle. — Paris. 1637.

143. Metcalf, O. The New York Brass Quintet; Its History and Influence on Brass Literature and Performance: D.M.A. thesis, Indiana University, 1978. 103 p.

144. Michael Fend, «Cherubini, Luigi», Grove Music Online, Oxford Music Online, http://www.oxfordmusiconline.com.ezproxy.libraries.claremont.edu/subscriber /article/ grove/music/53110 (дата обращения: 08.10.2016).

145. Praetorius, Michael. Syntagma Musicum, 11619, vol. 2, De Organographia, as trans by Harold Blumfeld (New York: Barenreiter, 1949), cited by Robert G. Lindahl, Brass Quintet Instrumentation: Tuba versus Bass Trombone, DMA dissertation, Arizona State University, 1988, pp. 8-9.

146. Rasmussen, M. Reviews, Brass Quarterly 4, no.2, 1960. Р. 85

147. Reed D. Victor Ewald and the Russian chamber brass school: D.M.A. dissertation. The University of Rochester, Eastman School of Music, 1979. 314 p.

148. Reese, Gustave. Music In the Renaissance (Mew York: Morton, 1954), Р. 672.

149. Reese, Gustave. Music In the Renaissance (New York: Morton, 1954), Р. 150152.

150. Ryker, R. Brass Chamber Music-What and Why, The Brass World, no. 2, 1966. Р. 103-107.

151. Seay, Albert. Music In the Medieval World (Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, Inc. T 1965) Р. 74.

152. Simpson Stacy L. Music for brass quintet with orchestral accompaniment: commissioned works, The Annapolis brass quintet, and a survey of literature for brass quintet and orchestra. Theses and Dissertations-Music. Lexington, Kentucky, 2016. 96 p.

153. Sluchin, Benny «Trombone quartets», Brass Bulletin 79 (1992): Р. 25.

154. Smith, Andre M. Victor Vladimirovich Ewald (1860-1935). ITG Journal May. 1994. Р. 7-8

155. Swift, Arthur G. Twentieth-Century Brass Ensemble Music A Survey with Analyses of Representative Compositions. Thesis (Ph.D.) - University of Iowa. 1970. 209 р.

156. Tarr E. H. The Trumpet. - Portland, 1988.

157. Tarr, Edward H. «Dauverne, Frangois Georges Auguste», Grove Music Online, Oxford Music Online, http://www.oxfordmusiconline.com.ezproxy.libraries.claremont.edu/ subscriber/article/grove/music/45523 (дата обращения: 12.10.2016).

158. Tarr, Edward H. «Stolzel, Heinrich David", Grove Music Online, Oxford Music Online, http://www.oxfordmusiconline.com.ezproxy.libraries.claremont.edu/sub scriber/article/grove/music/26842 (дата обращения 03.10.2016).

159. The Annapolis Brass Quintet. Guide to Brass Quintet Literature. Annapolis, 1993. 22 p.

160. Tilbury, Jack and Edelbrock, Dennis. "When Five is Company-Ensemble Techniques of the United States Army Brass Quintet." The Instrumentalist 35, no. 6 (1981): 24-27.

161. Wolf, Johannes. Die Tinxe des Mittelalters, Archiv fir Mnsllcwlseenaohaft I (1919). Р. 11-42.

Нотные примеры

Приложение I

Ранний французский балет Ж. Болье и Ж. Сальмона «Комический балет Ройне» [Ballet comique de la Royne, 1581]. Фрагмент партитуры

Superius

Г—£ Г r * г-Г-н ' Г

Sup erii -r~r- js deuxième к k Г-^ — /-- --

^ Cor 1 Ч i [ra 5 -1' 'j

4M Ten Itb ' p- ---p.........................« -1— Р

Bas 4 ш s —F- ►................J..................1

» 4 г - J Г J Г ^^

Приложение II

К. Монтеверди. Опера «Орфей». Фрагмент партитуры

Приложение III Дж. Габриели. Духовная симфония. Фрагмент партитуры

Приложение V

Джованни Габриели. Canzona per sonare «La Spiritata». Фрагмент партитуры

I труба

II труба валторна тромбон туба

Г. Перселл Соната D-dur для трубы и струнных, в обработке для классического брасс-квинтета. Фрагменты партитуры

I часть - Maestoso.

II часть - Adagio.

Г. Перселл Соната D-dur для трубы и струнных, в обработке для классического брасс-квинтета. Фрагменты партитуры

III часть - Allegro.

I труба

II труба валторна тромбон туба

Приложение IX

Ж. Беллон Квинтет № 6. I часть. Фрагмент партитуры

Приложение XII Ж. Беллон Квинтет № 6. II часть. Фрагмент партитуры

Приложение XIII

Ж. Беллон Квинтет № 6. II часть. Средний раздел. Фрагмент партитуры

Корнеты I, II Валторны I, II Тромбон

Приложение XV

Людвиг Маурер. Двенадцать маленьких пьес. Фрагмент партитуры

Корнеты I, II Валторны I, II

Тромбон

Людвиг Маурер. Двенадцать маленьких пьес. Фрагмент партитуры

Тромбон

2.

Тромбон

Приложение XVII

В. Эвальд. Квинтет № 1 b-moll (op. 5) I часть. Фрагмент партитуры

Приложение XIX

В. Эвальд. Квинтет № 1 Ь-то11 (ор. 5) I часть. Фрагмент партитуры

Приложение XXI

В. Эвальд. Квинтет № 1 b-moll (op. 5) III часть. Фрагмент партитуры

Приложение XXIII

В. Эвальд. Квинтет № 1 b-moll (op. 5) III часть. Фрагмент партитуры

Приложение XXIV М. Арнольд. Квинтет. I часть. Фрагмент партитуры

Приложение XXV М. Арнольд. Квинтет. I часть. Фрагмент партитуры

Валторна в Р

Теноровый тромбон

Туба

КР! Г Г' 1 т/ 113> г f-Г— -¿-Г—

?-£-;— т/ р:-^^-^

Приложение XXVII

М. Арнольд. Квинтет. II часть. Фрагмент партитуры

Приложение XXIX

М. Арнольд. Квинтет. II часть. Фрагмент партитуры

Приложение XXXI

А. Арутюнян. Армянские сцены. I часть «Утренняя песня». Фрагмент партитуры

партитуры

ТрубапВЬ

Труба в Bt>

Валторна в F

Теноровый тромбон

Туба

Тамбурин

Щ,

mf

/

mf-

/

-f

p Г P

ip^p

2

/

Ьв:

m

f

ш

t-- (r-

^_2_—

g г РГ lg

/

Приложение XXXIII

А. Арутюнян. Армянские сцены. III часть «Печальная песня». Фрагмент

партитуры

Приложение XXXIV А. Арутюнян. Армянские сцены. IV часть «Свадебная песня». Фрагмент

партитуры

Приложение XXXV В. Персикетти «Притча» для брасс-квинтета. Фрагмент партитуры

Приложение XXXVI Я. Бах. «Скерцо» из сюиты «Хваления» для брасс-квинтета

Иллюстрации

Приложение XXXVII Общество любителей духовой музыки Александра III (фото)

Музыкальный кружок наследника цесаревича Александра Александровича в Красном Селе (фотография из журнала «Исторический вестник». Санкт-Петербург, 1916, № 8). На фотографии присутствуют: цесаревич, принц А.П. Ольденбургский, генерал Половцев, гр. Адам и Александр Олсуфьевы, Берг и Вурм

Приложение XXXVIII Семейство саксгорнов. Иллюстрация из книги Г. Кандлера «Немецкие военные

марши»

Приложение XXXIX Квартет В. Брандта. Фотография из коллекции профессора А. Д. Селянина, переданная в Музей трубы г. Бад-Зекингена (Германия)

Приложение XXXX Санкт-Петербургский музей музыки. Фото автора

Приложение XXXXI Виктор Владимирович Эвальд (1860-1935). Фотография из «Юбилейного сборника сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров». Автор Барановский Г.В.

Приложение XXXXII Флигель Ларинской гимназии, архитектор В. Эвальд, 1894 г. Санкт-Петербург,

6-я линия Васильевского острова, д. 15

Приложение XXXXIII Вильгельм Вильгельмович Вурм (1826-1904). Фотография из электронного Энциклопедического словаря педагогов Санкт-Петербургской государственной

консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова

Приложение XXXXIV

Квинтет медных духовых инструментов. В центре сидит В.В. Эвальд. Фотография из музея Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного

университета

Списки произведений, биографии, таблицы

Приложение XXXXV Список популярных транскрипций и аранжировок для классического брасс-квинтета, составленный Уильямом Джонсом [124, 53]

Colonel Bogey, Kenneth J. Alford / arr. Donald Stratton

Twos the Brass Before Christmas, arr. David Baldwin

Impressions of a Parade, Samuel Baron (When Johnny Comes Marching Home) Alexander's Ragtime Band, Irving Berlin / arr. Arthur Frackenpohl (numerous other arrangements available)

West Side Story Suite, Leonard Bernstein / arr. Jack Gale

Ragtime Classics, arr. Andy Clark

Mood Indigo, Duke Ellington/ arr. Dick Wuopio

Miss Trombone, Henry Fillmore / arr. Shifrin

Selections from Porgy and Bess, arr Jack Gale

Just a Closer Walk, arr. Don Gillis.

3 Scott Joplin Rags, Scott Joplin / arr. Frackenpohl

Christmas Crackers, arr. John Iveson

Variations on Frere Jacques, arr. John Iveson

«This Old Man» - March, Robert Nagel

George M. Cohan Medley, arr. Paul Nagle

A Tribute to M.G.M., arr. Paul Nagle

La Cumparsita, M. Rodriquez / arr. Sonny Kompanek

Stars and Stripes Forever, John Philip Sousa / numerous arrangers

Ain 7 Misbehavin, Fats Waller / arr. by Lee Norris

Приложение XXXXVI Список классических транскрипций для брасс-квинтета, составленный

Уильямом Джонсом [124, 54]

Suite en La, Tomaso Albinoni / arr. Jean Thilde

Air pour les Trompettes, J.S. Bach / arr. Irving Rosenthal

Chorale Prelude for Brass Quintet, J S. Bach / arr. Robert Nagel

Contrapunctus IX, J. S. Bach / John Glasel

Fantasie for Brass Quintet, J.S. Bach / arr. By Irving Rosenthal

Toccata and Fugue, in D minor, J.S. Bach / arr. Frederick Mills

Adagio, Samuel Barber / arr Stephen McNeff

Chorale and Fugue, Johannes Brahms/arr. Harry Lockwood

Three Chorale Preludes, Johannes Brahms / arr. Irving Rosenthal

Sonata Da Chiesa, Archangelo Corelli / arr. Robert Nagel

Girl with the Flaxen Hair, Clause Debussy / numerous arrangers

Golliwogg's Cake Walk, Claude Debussy / arr. William Schmidt

Le Petit Negre, Claude Debussy / arr. Emerson

Vive le Roi, Josquin Des Prez / arr. C. Fischer

Four Songs, Charles Ives / arr. Ken Singleton

Chanson - Revecy Venir du Printemps, Claude Le Jeune / various arrangers

Three Sonatas, Domenico Scarlatti / arr. Stephen Dodgson

Polka from «The Golden Age», Dimitri Shostakovich/arr. R. San Filippo

Satirical Dance, Dimitri Shostakovich / arr. Alan Raph

Renaissance Dances, Tylman Susato / arr. John Iveson

Concerto, Vivaldi-Bach / arr. David Baldwin

Poet and Peasant Overture, Von Suppe/arr. Mills

Приложение XXXXVII Список исторических транскрипций для брасс-квинтета, составленный

Уильямом Джонсом [124, 55]

Two Ayres for Cornetts and Sagbuts, John Adson (Robert King)

Desperavi, Michael East / various publishers

Quintets Nos. 1-4, Victor Ewald (numerous editions)

American Brass Band Journal, G. W. E. Friederich (Schirmer)

Canzona Prima a 5, Giovanni Gabrieli (Arnold Fromme)

Canzonas 1-4. Giovanni Gabrieli (Robert King)

Suite of Elizabethan Dances, Anthony Holborne (Gerard Schwarz)

Morgengrnß 12 kleine Stücke., Ludwig Maurer (Edward Tarr)

Four Monteverdi Madrigals, (Ray Mase, Balquhidder Music)

Three Venetian Canzoni, (Ray Mase, Balquhidder Music)

Fancies on Italian Madrigals, (Ray Mase, Balquhidder Music)

A Suite of 17th Century Dances, (Ray Mase, Balquhidder Music)

Elizabethan Consort Music, (Ray Mase, Medici Music)

Selections from the Social Orchestra, (Ray Mase, Medici Music)

Hosea Ripley Band Book, (Ray Mase, Medici Music)

Five-Part Brass Music, Johann Pezel (Musica Rara)

Hora Decima, Johann Pezel (Musica Rara)

Dance Suite from «Terpsichore», Michael Praetorius (Alan Dean)

Battle Suite / Canzona Bergamasca, Samuel Scheidt (Philip Jones) and other arrangers

Centone 5, Samuel Scheidt (Veme Reynolds)

Quintet, Anton Simon (Walter Sear)

Sonata from Die Bänkelsängerlieder, Daniel Speer (Robert King)

Биография композитора К. Хуза

Карел Хуза родился в Праге (Чехия) 7 августа 1921 года. Когда ему исполнилось восемь лет, отец подарил ему первый музыкальный инструмент - скрипку. В возрасте двенадцати лет К. Хуза, будучи очарован музыкой, начал сочинять свои первые произведения. В тринадцать лет он начал учиться игре на фортепиано вместе со своей сестрой. Преподаватель, под руководством которого юный К. Хуза обучался игре на скрипке, хотел, чтобы его ученик поступил в Пражскую консерваторию. Но юный композитор испытывал сильное желание пойти в школу гражданских инженеров.

Вскоре, в 1939 году Чехословакию заполонили нацисты, что коренным образом отразилось на судьбе юноши. Университет, где К. Хуза проходил обучение был закрыт нацистами из-за студенческого протеста в связи с убийством одного из студентов. Консерватории и художественные школы остались открытыми, таким образом, К. Хуза был принят в Пражскую консерваторию как скрипач. Однако, единственным его увлечением в сфере музыкального искусства оставалась композиция. В 1941 году он поступает в класс композиции Пражской консерватории. С этого момента К. Хуза начинает изучать композицию и дирижирование. Вскоре, преуспевающий студент получает премию, которая позволила ему отправиться во Францию. Там он берет дополнительные уроки у композиторов Артюра Онеггера и Нади Буланже, а также дирижера Андре Клюитенса. В 1948 Чехословакия стала коммунистической страной, и в связи с этим в 1949 К. Хуза был отозван на родину. В результате, оставшись во Франции, К. Хуза продолжил свое совершенствование как композитор и дирижер, и вскоре стал весьма известным в парижских музыкальных кругах.

В 1954 году у молодого композитора появляется возможность, чтобы уехать в США и преподавать в Корнеллском университете, и К. Хуза принимает решение эмигрировать. Таким образом, с 1954 по 1992 год он является преподавателем в Корнеллском университете, а также с 1967 по 1986 год читает лекции в колледже города Итака. С 1959 года К. Хуза принимает американское гражданство. Сегодня

196

композитор является лауреатом Пулитцеровской премии, премии Американской академии искусств и литературы, ЮНЕСКО и многих других [151, 36-38].

Приложение XXXXIX Классификация составов брасс-квинтета

Конические инструменты Классический брасс-квинтет № 1 Классический брасс-квинтет № 2 (с бас-тромбоном вместо тубы) Смешанный состав С дополнительными инструментами Другие составы

Состав: 2 корнета, альт Es, тенор (баритон) В, туба. Состав: 2 трубы, валторна, тромбон, туба. Состав: 2 трубы, валторна, тромбон, бас-тромбон. Состав: 2 трубы, альт Es, тенор (баритон) В, туба. Состав: 2 трубы, валторна, тромбон, туба, тамбурин. Состав: 2 трубы, 3 тромбона.

В. Эвальд Квинтет № 1 ор. 5 Ь-то11 В. Эвальд Квинтет № 2 ор. 6 Es-dur К. Атегнати. Монтана В. Эвальд Квинтет № 3 ор. 7 Des-dur А. Арутюнян. «Армянские сцены» для брасс-квинтета William Brade / Thomas [et al], New Auserlesene Tantz (3 vols.)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.