Бытие произведения искусства: феноменологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, доктор наук Богатов Михаил Александрович

  • Богатов Михаил Александрович
  • доктор наукдоктор наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 322
Богатов Михаил Александрович. Бытие произведения искусства: феноменологический анализ: дис. доктор наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского». 2019. 322 с.

Оглавление диссертации доктор наук Богатов Михаил Александрович

Оглавление

Введение

Глава 1. Экспликация феномена искусства в качестве сущего

§ 1. Экспозиция метода и задач феноменологического

исследования бытия искусства

§2. Исторические особенности современного положения понятия

искусства

§3. Экспликация онтического понимания искусства как основания для

феноменологического исследования

Глава 2. Редукция понимания искусства как сущего

§ 1. Канон как инстанция определения произведённого сущего в качестве

искусства

§2. Онтологический статус незаинтересованности как основного способа

имения дела с произведением искусства

§3. Зависимость «предметности» произведения искусства от господства

метафизики и экономики

Глава 3. Конструкция феномена произведения искусства

§ 1. Редукция экономического истолкования произведения искусства

как товара

§2. Экспликация особенностей понимания феномена жизни

в господствующем сегодня экономическом мышлении

§3. Конструкция феномена искусства на исходно понятом феномене жизни:

пойесис

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Бытие произведения искусства: феноменологический анализ»

Введение

Актуальность темы исследования. Происходящие сегодня изменения в области искусства вызваны многими причинами, среди которых - чрезвычайно быстрое и повсеместное распространение интернет-технологий и средств связи, позволяющих многим людям не только знакомится с имеющимися произведениями искусства прошлого, но и предоставляющими средства для создания собственных произведений фактически каждому. Никогда ещё не было такой эпохи в истории развития человечества, когда каждый мог бы примерить на себя звание художника, не нуждаясь при этом в специальном обучении и вместе с тем не утруждая себя значительными затратами. И хотя эти явления относятся как раз к наиболее технически зависимым искусствам (фотография, кинематограф, электронная музыка, компьютерная графика и т.д.), а также к искусствам словесного творчества (эссе, поэзия, проза), тем не менее эстетическому мышлению в этом потоке самодеятельности, наводнившем интернет-ресурсы (и, в первую очередь, социальные сети), брошен существенный вызов: чем больше появляется (буквально в геометрической прогрессии) тех или иных «произведений», тем менее современное осмысление искусства способно справиться с происходящим. Для характеристики этих процессов уже не подходят выработанные - начиная с XVIII века - критерии определения искусства и разделения последнего на виды, подвиды и индивиды, к коим относились, например, «изящные искусства» или «искусства пластические». В связи с этим получает повсеместное распространение интерпретационный подход к искусству, который готов признать статус искусства за всем, что рассматривается таковым в глазах сколь угодно условного круга ценителей или даже в глазах одного только его создателя.

В этих условиях становится всё более произвольной и деятельность образовательных учреждений, призванных обучать искусствам современное подрастающее поколение: будучи настроенными на передачу определённых навыков в области искусства, как они сформировались к середине ХХ века, программы обу-

чения требуют переосмысления, исходя из тех стремительных изменений эпохи, которые случились за последние два-три десятилетия. Выходит так, что всё более усугубляется разрыв между передаваемыми навыками владения искусства и потребностью в таковых для современного человека.

Не лучшим образом сказывается процесс такого распространения самодеятельно понятного и нестрого истолкованного искусства и на специальных институтах, призванных показывать обществу самое перспективное и продуктивное в современном искусстве; здесь мы имеем в виду всевозможные премии и конкурсы, которые, существуя наряду с рыночными способами оценки искусства по принципу коммерческой окупаемости, обращали внимание как раз на некоммерческую, но при этом социально значимую составляющую в производимом искусстве своего времени. В таких условиях становится всё менее ясна адресная аудитория потребителей искусства (как коммерческого, так и некоммерческого, при этом последнее распространяется быстрее), теряются критерии оценивания произведений, и в конечном итоге становится всё более очевидной произвольность деятельности тех или иных институтов оценки современного искусства.

К диагностике происходящего в области искусства сегодня нельзя не отнести и распространение акционистского (перформативного) подхода к искусству, которое усматривает составляющую искусства в том или ином, зачастую исключительно политическом, действии, заявлении, манифестации. Теоретики искусства в таких условиях вынуждены, выходя за пределы своей компетенции, оценивать различные политические акции в качестве художественных, усматривая в них задним числом некоторую творческую составляющую, свойственную искусству прошлого.

Теория искусства уже не может в сложившихся условиях выступать полноправным участником происходящих в области искусства процессов. Сама она низводится до объяснения фактичности тех или иных произведений по мере их появления, в то время как управляющую и объяснительную роль на себя всё

больше берут кураторы и организаторы выставок и фестивалей, вытеснив господствующих доныне в этой отрасли журналистов.

Речь идет не о том, чтобы говорить об искусстве с позиции его бытийности, но о том, чтобы говорить о бытии в силу присутствия в нем особого сущего - произведения искусства. В условиях сложившейся ситуации представляется необходимым возобновить вопрос о бытии искусства как таковом, который не возобновлялся - в перспективе автономности бытия искусства - в современном мышлении со времён Хайдеггера и Адорно. Возобновление такого вопроса возможно тем более, что рефлексия относительно происходящих сегодня процессов выработала достаточные ресурсы для фундаментальной переоценки происходящего в искусстве. Требуется совершить попытку осмысления автономности бытия искусства в современных условиях без редукции последнего к господству политической, экономической или какой-либо иной реальности. При этом само исследование бытия искусства возможно лишь на основании выявления тех смутных предпони-маний и предрассудков относительно искусства, которые, получая самое широкое распространение, характеризуют особенности современной ситуации в этой области (т.е. следует прояснить вопрос о бытии искусства не только на онтологическом, но и на онтическом уровне). Путь исследования, идущий от описания существующего порядка в искусстве к вопросу о его бытии, т.е. от сущего к бытию, следует назвать феноменологическим.

Онтологическое исследование позволяет провести анализ господствующих сегодня в отношении искусства взглядов, поскольку именно онтология призвана усматривать начала действующих сегодня мнений и теорий, имея для этого собственные инструменты, допускающие достаточно независимую от получивших ситуативное господство социологических или экономических подходов оценку. В происходящем сегодня следует не столько легитимировать производящиеся под видом искусства предметы и действия, сколько, наоборот, использовать анализ заявивших о себе сегодня настроений для возобновления вопроса о том, что есть искусство в своём бытии. При этом необходимо исследовать те принципы, кото-

рые лежат в основании современных толкований искусства, зачастую даже не заявляя о себе специальным образом. В таком случае следует заняться герменевтикой сложившегося положения в искусстве. Направляющей интенцией исследования могло бы стать воссоздание конструктивного для онтологии сегодня принципа понимания искусства, позволившего бы философии вновь занять позицию автономного и полноправного участника процессов, происходящих в искусстве.

Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования является понимание бытия искусства. Предметом исследования является бытие произведения искусства как особый способ автономизации человеческой жизнедеятельности.

Степень разработанности проблемы. Сначала следует отметить исследователя, который, находясь вне философского знания, сделал доступной возможность мыслить и понимать происходящее в искусстве, образуя своего рода переход между фактическим содержанием искусства и его осмыслением. Первым, кто заговорил об искусстве вне сугубо исторического или персонифицирующегося по авторам и художникам способа, был Генрих Вёльфлин, которому принадлежит понятие «истории искусства без имён»1, предложенное им в 1915 г. Несмотря на то, что подход Вёльфлина во многом предвосхитивший появление «Заката Европы» Освальда Шпенглера (1918), касается разбора единого стиля той или иной эпохи (т.е. остаётся преимущественно историческим), сам способ говорить об искусстве как таковом, о его проблемах и тенденциях, Вёльфлином обоснован в качестве перехода от исторического измерения к онтологическому. Среди диагностики современной ему ситуации он отмечает хорошее исследование фактов нового искусства, к которым, тем не менее применяются устаревшие понятия2.

1 Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств: Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М.: Издательство В.Шевчук, 2013, С. 33.

2 Ср.: «Логический анализ в науке об искусстве не поспевал за исследованием фактов. В то время как, благодаря работе последнего поколения, история искусства в отношении своего фактического содержания стала почти во всех частях радикально новой, понятия, при помощи которых эти новые факты должны быть переработаны для исторического познания, изменились в меньшей степени» (Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств, С.30)

Можно констатировать, что на сегодняшний момент эта тенденция усугубилась, и мы присутствуем при своего рода «разрыве» практики современного искусства и способов его осмысления: перед нами сами по себе явления современного (в том числе и «актуального») искусства и, с другой стороны, отдельно от них философские способы об искусстве говорить.

Вместе с тем вопрос о бытии искусства более не может рассматриваться как метафизический, поскольку за любым онтологическим вопрошанием скрывается особая прагматика постановки вопроса, предполагается свой горизонт вопроша-ния. Поэтому, исходя из диспозиции темы исследования, имеющиеся источники и разработки можно поделить на три группы. К первой следует отнести теории, предлагающие то или иное понимание бытия искусства, фактически выступающие прямыми манифестациями того, что есть искусство. Ко второй следует отнести рефлексию об искусстве, напрямую вопрос о бытии искусства не ставящую, но при этом предполагающую этот вопрос так или иначе решённым; сюда относятся современные теории, редуцирующие искусство к иным предметным областям (политике, экономике, социологии). К третьей группе следует отнести работы, занятые особенностями онтологического мышления, методологические исследования, намечающие способы раскрытия темы бытия произведения искусства.

Что касается теории бытия искусства, которая разрабатывалась как таковая в рамках философии искусства, начиная с XVIII века и до середины ХХ столетия, то здесь следует учитывать изначальную постановку вопроса о бытии искусства у И. Канта, Ф. В. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля, Р. Вагнера, Ф. Ницше, Р. Ингардена, Н. Гартмана, В. Беньямина, Х. Ортеги-и-Гассета, Т. В. Адорно, М. Хайдеггера, Г.-Г. Гадамера, В.Н. Железняка . Все эти мыслители в той или иной мере характеризу-

3 Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т.4: Критика способности суждения. Первое введение в «Критику способности суждения». М.: Наука, 2001.1120 с.; Шеллинг Ф. В. И. Философия искусства. М.: Мысль, 1999. 608 с.; Гегель Г. В.Ф. Лекции по эстетике. Кн.1-3. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1938, 1940, 1958. 472,363,440 с.; Вагнер Р. Произведение искусства будущего. М.: Либроком, 2010. 128 с.; Ницше Ф. Рождение трагедии. М.: Ad Маг^пет, 2001. 735с.; Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Издательство иностранной литературы, 1962. 572 с.; Гартман Н. Эстетика. М.: Издательство иностранной литературы, 1958. 692 с.; Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. Сб.статей. М.: РГГУ, 2012.

ются способом мыслить искусство по принципу максимально возможной автономности его бытия. Сама степень автономности, которой наделяется бытие искусства в том или ином случае, зависит от эпохи создания теории. К примеру, если у Гегеля искусство выступает в образе Абсолютного Духа, то у Беньямина зафиксированное на кинокамеру способно дать истину самоутверждения прогрессивному пролетариату. Но при этом бытие искусства в любом случае имеет самостоятельное существование и может выступить основанием критического осмысления современной эпохи, диагностируя её и тем самым вынося суждения о перспективах развития искусства. Эти работы формируют то предпонимание искусства, которым будет руководствоваться последующее осмысление искусства, а также задают те механизмы понимания бытия искусства, которые впоследствии станут предметом политических, социологических и экономических подходов к искусству.

Рефлексия об искусстве, редуцирующая его бытие к иной предметной области классифицируется по нескольким видам подходов: искусство может быть сведено к политической, экономической и социологической предметной области. Первый подход представляет собой подход к искусству через призму его политической сущности. Здесь можно назвать труды Ф. Лаку-Лабарта, Ж. Рансьера, Б. Гройса, А. Бадью4. Бытие искусства в представлении этих мыслителей находится в прямой зависимости от правил установления политического порядка, оно либо напрямую рассматривается как политическая сила, либо как конкурирующая политической силе инстанция. Этот подход к искусству является наиболее разра-

288 с.; Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. 588 с.; Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. 464 с.; Адорно Т. В. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. 527 с.; Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 367 с.; Железняк В.Н. Метафизика искусства: многообразие подходов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура, история, философия, право. 2017. №2. С.33-40.

4 Лаку-Лабарт Ф. Musica ficta (Фигуры Вагнера). СПб.: Аксиома, Азбука, 1999. 224с.; Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное. СПб., М.: Ма^т, 2004. 128 с.; Рансьер Ж. Разделяя чувственное. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. 264 с.; Гройс Б. Gesamtkunstwerk Сталин. Статьи. М.: Художественный журнал, 2003. 321 с.; Groys B. Art Power. Cambridge, Mass.; London: MIT Press, 2008. 242 p.; Бадью А. Малое руководство по инэстетике. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. 156 с.

батываемым в современной гуманитарной мысли сегодня5, воспроизводясь в различных областях гуманитарного знания6, но как раз при данном подходе вопрос о бытии искусства не может быть поставлен принципиально, поскольку последнее попадает в поле зрения мыслителей всегда уже в виду, в частности, политического и, в целом, расширительного рассмотрения (к примеру, «эстетическое расположение» в работах С.А. Лишаева выступает большим по объему термином, нежели «бытие искусства», которое, таким образом, становится частным проявлением возможностей эстетического расположения; в другой связи С.В. Никоненко говорит об «эйдетическом опыте»7). В данном случае для нашего исследования вызывает интерес не результат подобного подхода, но сама эта редукция искусства к политическому измерению8.

Поскольку усреднённое понимание искусства находится в прямой зависимости от господствующего ныне экономического мышления, отдельного внимания заслуживает второй подход к искусству, который направляется социально -экономическими усмотрениями. На первый взгляд исследования политического рассмотрения искусства объединяет с экономическим подходом тема искусства постмодерна9. Однако мы имеем здесь в виду не стирание различий между предметными областями различных наук (социология, экономика, политология) в их применении к искусству, но, напротив, специальный экономический подход к статусу произведения искусства10. Поскольку предпонимание искусства совре-

5 Лишаев С.А. Эстетика Другого. СПб.: СПбГУ, 2008. 380 с.; Государство как произведение искусства. Приложение к журналу «Сократ» №3. М.: Московско-Петербургский философский клуб, 2011. 296 с.

6 См., напр.: Чухров К. Быть и исполнять: проект театра в философской критике искусства. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. 278 с.

7 Никоненко С. В. Античная практика уподобления как форма эйдетического опыта // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. Т.17. №1-1. 2015. С.201-206.

8 Диалектическое выражение подобной зависимости искусства от политики (и наоборот) являет собой работа Тьерри де Дюв: Де Дюв, Т. Именем искусства. К археологии современности. М.: Ид. дом Высшей школы экономики, 2014. 192 с.

9 См., напр.: Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М.: Республика, 1997. 240 с.; БодрийярЖ. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000. 320 с.; Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб.: Симпозиум, 2005. 502 с.; Никонова С.Б. Эстетическая рациональность и новое мифологическое мышление. М.: Согласие, 2012. 416 с.

10 Тросби Д. Экономика и культура. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. 256 с.; Baumol W.J. Unnatural Value: or Art Investment as Floating Grap Game // American Economic Review. 1986. Vol. 76. No. 2. P. 10-

менностью зачастую измеряет ценность произведения искусства его экономическим успехом (его товарной формой), представляется интересным тот способ, каким сама экономическая мысль справляется с поставленной перед ней задачей. Анализ приведённой литературы показывает, что экономика стремится ограничить собственные притязания на тотальное господство, оставаясь в рамках получения измеряемых результатов. При этом бытие искусства заявляет о себе как предмет, выходящий за пределы экономической компетенции. Также особого упоминания заслуживает подход к произведению искусства со стороны его производства, манифестацией которого является работа Пьера Машре «К теории литературного производства» (1966)11.

Третий подход, наблюдаемый в имеющихся научных исследованиях связан с социологическим подходом к искусству. Заявляя о себе в работах современных

12 13

марксистов (и - значительно реже - «правых» ), этот подход тщательно разрабатывался в концепции «социального поля» Пьером Бурдьё14. Здесь особенности бытия искусства ставятся в зависимость от тех социальных ролей и функций, которые выполняет искусство в отношении существующего порядка власти. Более внимательный к особенностям искусства социологический подход представлен в работах саратовского философа Юрия Давыдова15. Здесь исследуется современная ситуация, её способы мыслить искусство для выявления механизмов редукции

14; Blaug M. (ed.). The Economics of the Arts: Selected Readings. London: Martin Robertson, 1976; Brook T., Luong H. V. (eds). Culture and Economy: The Shaping of Capitalism in Eastern Asia. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1997; Connor S. Aesthetics, Pleasure and Value // The Politics of Pleasure: Aesthetics and Cultural Theory / S. Regan (ed.). Buckingham: Open University Press, 1992. P. 203-220; Frey B.S. Art and Economics. Heidelberg: Springer-Verlag, 2000; Heikkinen M., Koskinen T. (eds). Economics of Artists and Arts Policy: Selection of Papers. Helsinki: Arts Council of Finland, 1998; Klamer A. (ed.). The Value of Culture: On the Relationship between Economics and Arts. Amsterdam: Amsterdam University Press, 1996; Wright S. The Politicization of «Culture» // Anthropology Today, 1998. Vol. 14. P. 715.

11 Macherey P. Pour la théorie de la production littéraire. Lyon: ENS, 2014. 292 p. На русском языке частично в переводе С.Ермакова: Машре П. К теории литературного производства // Транслит. 2014. №15-16. С. 7-26.

12 См., напр.: Иглтон Т. Теория литературы: Введение. М.: Территория Будущего, 2010. 296 с.

13 См., напр.: Моррас Ш. Будущее интеллигенции. М.: Праксис, 2003. 160 с.

14 Bourdieu P. The Field of Cultural Production: Essays on Art and Literature / R. Jonhson (ed.). Cambridge: Polity Press, 1993; Бурдье П. Поле литературы // Новое литературное обозрение. №45. 2000. С. 22-87.

15 Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен // Давыдов Ю.Н. Труд и искусство: избранные сочинения. М.: Астрель, 2008. С. 385-646.

бытия искусства к социальным реалиям с целью постановки искусства в положение зависимости от этих реалий.

Собственно феноменологические исследования по вопросу бытия в целом и бытия искусства в частности составляют третью группу источников исследования. Поскольку основная цель исследования определяется как постановка вопроса о бытии искусства в его автономности, представляют существенный интерес сами способы мыслить бытие как таковое. Избирая основанием исследования феноменологический метод, как он представлен в раннем творчестве М.Хайдеггера, мы обращаемся к тому корпусу работ, которые занимались исследованием методов феноменологической работы этого философа. Сюда в первую очередь следует отнести исследования И. А. Михайлова16 и А. Г. Чернякова17, соответствующие работы В. В. Бибихина18 и Ю.М Романенко19, а также исследования М. В. Думани-20

ской . Особый интерес представляют специальные исследования методов мышления Хайдеггера21. Также следует отметить диссертационное исследование, по-

22

священное прочтению поэзии Хайдеггером А. Ю. Апаевой22.

16 Михайлов И.А. Ранний Хайдеггер: между феноменологией и философией жизни. М.: Прогресс-Традиция; Дом интеллектуальной книги, 1999. 284 с.

17 Черняков А.Г. Стрекало вопроса //ХайдеггерМ. Введение в метафизику. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1997. С.15-84; Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. 460с.; Черняков А.Г. Феномен и его свидетель // Исследования по феноменологии и философской герменевтике. Мн.: ЕГУ, 2001. С.68-85; Черняков А.Г. Самопроживание и самосознание: Аристотель, Дильтей, Хайдеггер // Герменевтика. Психология. История. [Вильгельм Дильтей и современная философия]. Материалы научной конференции РГГУ. М.: Три квадрата, 2002. С.31 -46; Черняков А.Г. Хайдеггер и греки // Мартин Хайдеггер: Сб.статей. СПб.: РХГИ, 2004. С.218-252; Черняков А.Г. Онтология как математика: Гуссерль, Бадью, Плотин // Сущность и слово. Сб. научных статей к юбилею проф. Н.В. Мотрошиловой. - М.: Феноменология - Герменевтика, 2009. С.415-436; Черняков А.Г. Истина и субъект истины у Хайдеггера и Бадью // Философия. Теология. Наука. Материалы Первых чтений, посвящённых А.Г.Чернякову. СПб.: ВРФШ, 2011. С.179-186.

18 Бибихин В.В. Дело Хайдеггера //ХайдеггерМ. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 3-15; Бибихин В.В. Экскурс: Витгенштейн и Хайдеггер // Бибихин В.В. Витгенштейн: смена аспекта. М.: Институт философии, теологии и истории св.Фомы, 2005. С. 315-336; Бибихин В.В. Ранний Хайдеггер: Материалы к семинару. М.: Институт философии, теологии и истории св.Фомы, 2009. 536 с.

19 Романенко Ю. М. Актуальность событийной онтологии // Общество: философия, история, культура. 2015. №6. С.10-12

20 Думинская М.В. Концепты событийности и переходности в контексте онто-антропологической эстетики // Инновационные научные исследования: теория, методка, практика: сборник научных статей XVIII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. - Пенза: Изд-во «Наука и Просвещение», 2017. - Ч.2. - С. 136-138.

21 Борисов Е., Инишев И., Фурс В. Практический поворот в постметафизической философии. — Вильнюс ЕГУ,

2008. 212 с.; Борисов Е.В. Основные черты постметафизической онтологии. - Томск: Изд-во Томского ун-та,

2009. 120 с.; Борисов Е.В. Феноменологический метод М.Хайдеггера // Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск: Водолей, 1998. С. 345-375; Броган У. Слушая тишину: умолчание и зов совести в философии Хайдеггера // Фактичность и событие мысли. Сборник научных трудов. - Вильнюс: ЕГУ, 2009. С. 144-162;

Цель и задачи исследования. Основная цель работы - разработка вопроса о бытии произведения искусства в перспективе исходного обращения к мышлению искусства как самостоятельной деятельности, а не как к результату таковой. Исходя из цели, определяются следующие задачи исследования:

1. Разработка научной концепции бытия произведения искусства, позволяющей мыслить искусство в качестве автономного феномена;

2. Экспликация условий современного положения понятия искусства в основных тенденциях и пределах его использования; определение нететических способов предпонимания искусства в современной ситуации (выявление понимания искусства на онтическом уровне);

3. Экспликация условий, участвующих в функционировании понятия искусства на предмет их онтологической состоятельности (автономности);

4. Определение продуктивных условий понимания искусства для онтологического исследования;

5. Проведение демаркационной линии между претензиями господствующего ныне экономического мышления на постижение искусства и способом мыслить бытие искусства автономно;

6. Определение взаимозависимости понятий бытия и жизни от понятия бытия искусства, а также выявление разных способов эту взаимозависимость мыслить;

Инишев И.Н. Бытие как феномен: к феноменологическим истокам фундаментальной онтологии // Исследования по феноменологии и философской герменевтике. Мн.: ЕГУ, 2001. С. 99-107; Артеменко Н.А. Хайдеггеровская «потерянная рукопись»: на пути к «Бытию и времени». СПб.: Гуманитарная Академия, 2012. 128 с.; Ямпольская А. Феноменология в Германии и Франции: проблемы метода. М.: РГГУ, 2013. 258 с.; Brogan W.A. Heidegger and Aristotle: The Twofoldness of Being. N.-Y.: State University of New York, 2005. 212 p.; Dreyfus H.L, Wrathall M.A. (eds). A companion to Heidegger. Cornwall: Blackwell Publishing, 2005. 532 p.; Durigon A. Heidegger and the Greeks: Hermeneutical-Philosophical sketches of Ignorance, Blindness and Not-Being. Dublin: Trinity College, 2001. 179 p.; Elden S. Speaking Against Number: Heidegger, Language and the Politics of Calculation. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2006. 192 p.; HylandD.A., Manoussakis J.P. (eds). Heidegger and the Greeks: Interpretive Essays. Blooming-ton: Indiana University Press, 2006. 194 p.; Faulconer J.E., Wrathall M.A. (eds). Appropriating Heidegger. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 214 p.: May R. Heidegger's hidden sources: East Asian influences on his work. N.-Y.: Routledge, 2005. 125 p.

22 Апаева, А.Ю. Онтология произведения искусства. Интерпретация поэзии у Мартина Хайдеггера: дис. .. .канд. филос. наук: 09.00.03 / Апаева Алена Юрьевна. - М., 2015. - 211 с.

7. Критический анализ условий, участвующих в функционировании понятия бытия произведения искусства на предмет их онтологической состоятельности (автономности);

8. Анализ исходных условий формирования понятия искусства в онтологическом измерении в античности на предмет интерпретации бытия произведения искусства как автономизации человеческой деятельности.

Научная новизна исследования. В данной работе:

1. Впервые разработана авторская научная концепция, позволяющая мыслить бытие произведения искусства в его автономности как неотчуждающий способ разнообразия практической деятельности человека, способствующий свершению свободного и осмысленного поступка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор наук Богатов Михаил Александрович, 2019 год

Список литературы

1. Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы / С.С.Аверинцев. -М.: Coda, 1997. - 343 с.

2. Аверинцев, С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции / С.С. Аверинцев. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - 448 с.

3. Агамбен, Дж. Костер и рассказ / Дж. Агамбен. - М.: Грюндриссе, 2015. - 192 с.

4. Агамбен, Дж. Царство и Слава. К теологической генеалогии экономики и управления / Дж. Агамбен. - М.; СПб.: Изд-во Института Гайдара; Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2018. - 552 с.

5. Агамбен, Дж. Что современно? / Дж. Агамбен. - Киев: Дух и Литера, 2012. - 78 с.

6. Адорно, Т.В. Жаргон подлинности. О немецкой идеологии / Т.В. Адорно. - М.: Канон+; Реабилитация, 2011. - 191 с.

7. Адорно, Т.В. Эстетическая теория / Т.В. Адорно. - М.: Республика, 2001. - 527 с.

8. Айзерман, Л. Педагогическая непоэма: Есть ли будущее у уроков литературы в школе? / Л. Айзерман. - М.: Время, 2012. - 320 с.

9. Альманах Дада / Т. Тцара [и др.]. - М.: Гилея, 2000. - 208 с.

10.Апаева, А.Ю. Онтология произведения искусства. Интерпретация поэзии у Мартина Хайдеггера: дис. .канд. филос. наук: 09.00.03 / Апаева Алена Юрьевна. - М., 2015. - 211 с.

11.Арендт, X. Vita activa, или О деятельной жизни / Х. Арендт. - СПб.: Алетейя, 2000. - 437 с.

12. Аристотель. Евдемова этика / Аристотель. - М.: ИФ РАН, 2005. - 448 с.

13. Аристотель. Об искусстве поэзии / Аристотель. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. - 184 с.

14. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.1. / Аристотель. - М.: Мысль, 1975.

- 550 с.

15. Аристотель. Сочинения в четырёх томах. Т.4. / Аристотель. - М.: Мысль, 1984.

- 830 с.

16.Аронсон, О., Петровская, Е. По ту сторону воображения. Современная философия и современное искусство. Лекции / О. Аронсон, Е. Петровская. - М.: ИФ РАН; Нижний Новгород: ГЦСИ, 2009. - 230 с.

17. Аронсон, О. Произведение искусства в эпоху тотального потребления [Электронный ресурс] / О. Аронсон // Критическая масса - 2003. - №3. - Режим доступа: www.magazines.russ.rU/km/2003/3/aron.html свободный. - Загл. с экрана.

18.Артеменко, Н.А. Хайдеггеровская «потерянная рукопись»: на пути к «Бытию и времени» / Н.А. Артеменко. - СПб.: Гуманитарная Академия, 2012. - 128 с.

19.Ахутин, А.В. Античные начала философии / А.В. Ахутин. — СПб.: Наука, 2007. - 784 с.

20. Ахутин, А.В. Поворотные времена / А.В. Ахутин. - СПб.: Наука. 2005. - 743 с.

21. Ахутин, А.В. Эксперимент и природа / А.В. Ахутин. - СПб.: Наука, 2012. -660с.

22.Бадью, А. Малое руководство по инэстетике / А. Бадью. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. - 156 с.

23. Балашова, Т.В, Монологическое повествование от Марселя Пруста к «новому роману» / Т.В. Балашова. - М.: ИМЛИ, 2016. - 464 с.

24.Барабтарло, Г. Сочинение Набокова / Г. Барабтарло. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. - 464 с.

25.Барт, Р. Избранные работы: Семиотика; Поэтика / Р. Барт. - М.: Прогресс, 1989. - 616 с.

26.Батай, Ж. О Ницше / Ж. Батай. - М.: Культурная революция, 2010. - 336 с.

27.Батай, Ж. Проклятая часть: Сакральная социология / Ж. Батай. - М.: Ладомир, 2006. - 742.

28.Бахтин, М.М. Собрание сочинений в 7-т. Т.1. Философская эстетика 1920-х годов / М.М. Бахтин. - М.: Языка славянской культуры, 2003. - 958 с.

29.Беньямин, В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. Сб.статей. / В. Беньямин. - М.: РГГУ, 2012. - 288 с.

30.Беккет, С. Никчёмные тексты / С. Беккет. - М.: Наука, 2001. - 340 с.

31.Бенн, Г. Двойная жизнь: Проза. Эссе. Избранные стихи / Г. Бенн. - М.: Летний сад, 2011. - 600 с.

32.Бибихин, В.В. Введение в философию права / В.В. Бибихин. - М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2013. - 584 с.

33.Бибихин, В.В. Витгенштейн: смена аспекта /В.В.Бибихин. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. - 576с.

34.Бибихин, В.В. Дело Хайдеггера / В.В. Бибихин // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. - М.: Республика, 1993. - С.3-15.

35.Бибихин, В.В. Дневники Льва Толстого / В.В. Бибихин. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2012. - 480 с.

36.Бибихин, В.В. Мир / В.В. Бибихин. - СПб.: Наука, 2007. - 431 с.

37.Бибихин, В.В. Новый Ренессанс / В.В. Бибихин. - М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2013. - 424 с.

38. Бибихин, В.В. Ранний Хайдеггер: Материалы к семинару / В.В. Бибихин. - М.: Институт философии, теологии и истории св.Фомы, 2009. - 536 с.

39.Бибихин, В.В. Собственность. Философия своего / В.В. Бибихин. - СПб.: Наука, 2012. - 536 с.

40.Бибихин, В.В. Узнай себя / В.В. Бибихин. - СПб.: Наука, 1998. - 577 с.

41.Бибихин, В.В. Экскурс: Витгенштейн и Хайдеггер / В.В. Бибихин // Бибихин В.В. Витгенштейн: смена аспекта. - М.: Институт философии, теологии и истории св.Фомы, 2005. - С.315-336.

42.Бибихин, В.В. Энергия. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. - 488 с.

43.Бишоп, К. Искусственный ад. Партиципаторное искусство и политика зритель-ства / К. Бишоп. - М.: V-A-C press. 2018. - 528 с.

44.Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000. - 258 с.

45.Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000. - 387 с.

46.Бодрийяр, Ж. Соблазн / Ж. Бодрийяр. - М.: Ad Marginem, 2000. - 320 с.

47.Борисов, Е., Инишев, И., Фурс, В. Практический поворот в постметафизической философии / Е. Борисов, И. Инишев, В. Фурс. - Вильнюс ЕГУ, 2008. - 212 с.

48.Борисов, Е.В. Основные черты постметафизической онтологии / Е.В. Борисов. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2009. - 120 с.

49. Борисов, Е.В. Феноменологический метод М.Хайдеггера / Е.В. Борисов // Хай-деггер М. Пролегомены к истории понятия времени. - Томск: Водолей, 1998. -С.345-375.

50.Боттон, А. де. Как Пруст может изменить нашу жизнь / А. де Боттон. - М.: Эксмо, 2014. - 320 с.

51.Брэдшоу, Д. Аристотель на Востоке и на Западе / Д. Брэдшоу. - М.: Языки славянских культур, 2012. - 384 с.

52.Бурдье, П. Поле литературы / П. Бурдье // Новое литературное обозрение. -2000. - №45. - С.22-87.

53.Бурдье, П. Политическая онтология Мартина Хайдеггера / П. Бурдье. - М.: Праксис, 2003. - 272 с.

54.Бурдье, П. Практический смысл / П. Бурдье. - СПб.: Алетейя, 2001. - 562 с.

55.Буркхардт, Я. Размышления о всемирной истории / Я. Буркхардт. - М., СПб.: Центр гуманитарных исследований, 2013. - 560 с.

56.Вагнер, Р. Произведение искусства будущего / Р. Вагнер. - М.: Либроком, 2010. - 128 с

57.Васильва, Т.В. Комментарии к курсу истории античной философии / Т.В. Васильева. - М.: Савин С.А., 2002. - 452 с.

58.Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. - М.: Прогресс, 1984. - 183 с.

59.Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусств: Проблема эволюции стиля в новом искусстве / Г. Вельфлин. - М.: Издательство В.Шевчук, 2013. - 290 с.

60.Вен, П. Фуко. Его мысль и личность / П. Вен. - СПб.: Владимир Даль, 2013. -195 с.

61.Винкельман, И.И. История искусства древности. Малые сочинения / И. И. Винкельман. - СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000. - 800 с.

62. Виноградов, В. В. Семнадцатитомный академический словарь современного русского литературного языка и его значение для советского языкознания / В.В. Виноградов // Вопросы языкознания. - 1966. - № 6. - С.10-22.

63.Вирно, П. Грамматика множества: к анализу форм современной жизни / П. Вирно. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. - 176 с.

64.Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер. - М.: Искусство, 1991. - 367 с.

65.Гадамер, Г.-Г. Диалектическая этика Платона (феноменологическая интерпретация «Филеба») / Г.=Г. Гадамер. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 256 с.

66.Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

67.Гартман, Н. Эстетика / Н. Гартман. - М.: Издательство иностранной литературы, 1958. - 692 с.

68.Гаспаров, М.Л. Ваш М.Г.: Из писем Михаила Леоновича Гаспарова / М. Л. Гаспа-ров. - М.: Новое издательство, 2008. - 452 с.

69.Гаспаров, М.Л. Древнегреческая хоровая лирика / М.Л. Гаспаров // Пинадар; Вакхилид. Оды. Фрагменты. - М.: Наука, 1980. С.331-360.

70.Гаспаров, М.Л. Записи и выписки / М.Л. Гаспаров. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 388 с.

71.Гаспаров, М.Л. Филология как нравственность / М. Л. Гаспаров. - М.: Фортуна ЭЛ, 2012. - 288 с.

72.Гегель, Г.В.Ф. Лекции по эстетике. Кн.1 / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1938. - 472 с.

73.Гегель, Г.В.Ф. Лекции по эстетике. Кн.2 / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1940. - 363 с.

74.Гегель, Г.В.Ф. Лекции по эстетике. Кн.2 / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1958. - 440 с.

75.Гегель, Г.В.Ф. Работы разных лет. В 2-х тт. Т.2 / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1971. - 630 с.

76.Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель. - СПб.: Наука, 1999. - 444 с.

77.Гельдерлин, Ф. Сочинения / Ф. Гельдерлин. - М.: Художественная литература, 1969. - 544 с.

78.Гройс, Б. Искусство утопии / Б. Гройс. — М.: Художественный журнал, 2003. -324 с.

79.Гройс, Б. Под подозрением (Феноменология медиа) / Б. Гройс. - М.: Художественный журнал, 2006. - 200 с.

80.Гребер, Д. Долг: первые 5000 лет истории / Д. Грэбер. - М.: АдМаргинем Пресс, 2015. - 528 с.

81.Гурко, Е. Деконструкция: тексты и интерпретация; Деррида Ж. Оставь это имя (Постскриптум); Как избежать разговора: денегации / Е. Гурко, Ж. Деррида. -Минск: Экономпресс. 2001. - 320 с.

82.Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга I. Общее введение в общую феноменологию / Э. Гуссерль. - М. Дом интеллектуальной книги, 1999. - 336 с.

83.Гуссерль, Э. Собрание сочинений. Т.3 (I). Логические исследования. Т.11 (I). -М.: Гнозис, Дом интеллектуальной книги, 2001. - 473 с.

84. Государство как произведение искусства. Приложение к журналу «Сократ» №3 / А. А. Гусейнов [и др.]. - М.: Московско-Петербургский философский клуб, 2011. - 296 с.

85.Гройс, Б. Gesamtkunstwerk Сталин. Статьи / Б. Гройс. - М.: Художественный журнал, 2003. - 321 с.

86.Давыдов, Ю.Н. Искусство как социологический феномен / Ю. Н. Давыдов // Давыдов Ю.Н. Труд и искусство: избранные сочинения. - М.: Астрель, 2008. -С.385-646.

87. Де Дюв, Т. Именем искусства. К археологии современности / Т. де Дюв. - М. Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 192 с.

88. Декарт, Р. Сочинения в 2 тт. Т.1. / Декарт. — М.: Мысль, 1989. - 654 с.

89.Декомб, В. Дополнение к субъекту: Исследование феномена действия от собственного лица / В. Декомб. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 576 с

90.Делёз, Ж., Гваттари, Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делёз, Ф. Гваттари. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 672 с.

91. Делёз, Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза / Ж. Делёз — М.: Пер Сэ, 2001. - 480 с.

92. Деррида, Ж. Диссеминация / Ж. Деррида. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. -608 с.

93. Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. - М.: AdMargmem, 2000. - 512 с.

94. Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. - СПб.: Академический проект, 2000. - 365 с.

95. Деррида, Ж. Призраки Маркса. Государство долга, работа скорби и новый интернационал / Ж. Деррида. - М.: Logos-Altera, 2006. - 256 с.

96.Дильтей, В. Герменевтика и теория литературы / В. Дильтей. - М: Дом интеллектуальной книги, 2001. - 536 с.

97.Дронов, А.В. Философия постмодерна: развитие трансцендентального мотива / А.В.Дронов. — Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2007. - 172 с.

98.Дубова, О.В. Мимесис и пойесис: Античная концепция «подражания» и зарождение европейской теории художественного творчества / О.В. Дубова. - М.: Памятники исторической мысли, 2001. - 271 с.

99. Думинская, М.В. Концепты событийности и переходности в контексте онто-антропологической эстетики / М.В. Думинская // Инновационные научные исследования: теория, методка, практика: сборник научных статей XVIII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. - Пенза: Изд-во «Наука и Просвещение», 2017. - Ч.2. - С. 136-138.

100. Зедльмайр, Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства / Г. Зедльмайр. — СПб.: Ахюша, 2000. - 276 с.

101. Жижек, С. Возвышенный объект идеологии / С. Жижек. - М.: Художественный журнал, 1999. - 237 с.

102. Зенкин, С. Работы по французской литературе / С. Зенкин. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. - 320 с.

103. Зенкин, С.В. Теория литературы: проблемы и результаты / С.В. Зенкин. -М.: Новое литературное обозрение, 2018. - 368 с.

104. Иванова, Ю., Соколов, П. Кроме Декарта: размышления о методе в интеллектуальной культуре Европы раннего Нового времени. Гуманитарные дисциплины / Ю. Иванова, П. Соколов. - М.: Квадрига, 2011. - 304 с.

105. Иглтон, Т. Теория литературы: Введение / Т. Иглтон. - М.: Территория Будущего, 2010. - 296 с.

106. Ингарден, Р. Исследования по эстетике / Р. Ингарден. - М.: Издательство иностранной литературы, 1962. - 572 с.

107. Инишев, И.Н. Бытие как феномен: к феноменологическим истокам фундаментальной онтологии / И.Н. Инишев // Исследования по феноменологии и философской герменевтике. - Мн.: ЕГУ, 2001. - С.99-107.

108. Ипполит, Ж. Логика и существование / Ж. Ипполит. - СПб.: Владимир Даль, 2006. - 320 с.

109. Йегер, В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т.1 / В. Йегер. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2001. - 600 с.

110. Кант, И. Критика способности суждения / И. Кант. - СПб: Наука, 2001. -512 с.

111. Кант, И. Сочинения.: В 6 т. Т.6. / И. Кант. — М.: Мысль, 1966. - 743 с.

112. Кант, И. Сочинения на немецком и русском языках. Т.4: Критика способности суждения. Первое введение в «Критику способности суждения» / И. Кант.

- М.: Наука, 2001. - 1120 с.

113. Кассирер, Э. Философия Просвещения / Э. Кассирер. - М.: РОССПЭН, 2004. - 400 с.

114. Козловски, П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития / П. Козловски. - М.: Республика, 1997. - 240 с.

115. Кларк, Б. Р. Создание предпринимательских университетов / Б.Р. Кларк. -М.: ВШЭ, 2011. - 240с.

116. Ксенофонт. Сократические сочинения / Ксенофонт. - М.: Мир книги; Литература, 2007. - 368 с.

117. Кузмин, М.А. Стихи и проза / М.А.Кузмин. - М.: Современник, 1989. - 431 с.

118. Кутырёв, В.А. Бытие или Ничто / В.А. Кутырёв. - СПб.: Алетейя, 2010. -496 с

119. Кутырёв, В.А. Естественное и искусственное: борьба миров / В.А. Кутырёв.

- Нижний Новгород: Нижний Новгород, 1994. - 200 с.

120. Лаку-Лабарт, Ф. Música ficta (Фигуры Вагнера) / Ф. Лаку-Лабарт. - СПб.: Аксиома, Азбука, 1999. - 224 с.

121. Левинас, Э. Избранное. Тотальность и бесконечное / Э. Левинас. - СПб.: Университетская книга, 2000. - 416 с.

122. Леопарди, Дж. Этика и эстетика / Дж. Леопарди. - М.: Искусство, 1978. -470с.

123. Лехциер, В. Феноменология «пере»: введение в экзистенциальную аналитику переходности / В. Лехциер. — Самара: Самарский университет, 2007. - 332 с.

124. Лиотар, Ж.-Фр. Постмодерн в изложении для детей: Письма 1982-1985 / Ж.-Фр. Лиотар. - М.: РГГУ, 2008. - 145 с.

125. Лиссарраг, Фр. Вино в потоке образов. Эстетика древнегреческого пира / Фр. Лиссарраг. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. - 176 с.

126. Литература Факта. Первый сборник материалов работников ЛЕФа / О.М. Брик, Т.С. Гриц, П.В. Незнамов, В.О. Перцов, В.В. Тренин, С.М. Третьяков, Н.Ф. Чужак, В.Б.Шкловский. - М.: Захаров, 2000. - 286с.

127. Лишаев, С.А. Эстетика Другого / С.А. Лишаев. - СПб.: СПбГУ, 2008. - 380 с.

128. Лосев, А.Ф. Художественные каноны как проблема стиля / А.Ф. Лосев // [Без]Умное Искусство: теоретический альманах Res Cogitans #3. — М.: Книжное обозрение, 2007. - С. 11 -62.

129. Лотман, Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Т.1 / Ю.М. Лотман. - Таллин: Александра, 1992. - 478 с.

130. Лукач, Г.фон. Душа и формы / Г. фон Лукач. — М.: Логос-Альтера, Eccehomo, 2006. - 264 с.

131. Маклюэн, Г.М. Понимание Медиа: Внешнее расширение человека / Г.М. Маклюэн. - М.: «Канон-Пресс-Ц», 2003. - 464 с.

132. Ман, П. де. Слепота и прозрение / П. де Ман. - СПб.: Гуманитарная академия, 2002. - 256 с.

133. Манн, Т. Письма / Т. Манн. - М.: Наука, 1975. - 464 с.

134. Маркс, К. Капитал: Критика политической экономии. Т.1. Кн. 1. Процесс производства капитала / К. Маркс. - М.: Издательство политической литературы, 1988. - 891 с.

135. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии. Т.П, Кн.2: Процесс обращения капитала / К. Маркс. - М.: Политиздат, 1984. - 654 с.

136. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2008 - 352 с.

137. Машре, П. К теории литературного производства / П. Машре. // Транслит.

2014. №15-16. - С.7-26.

138. Месяц, В.Г. Поэзия действия: Опыт преодоления литературы / В.Г. Месяц. -М.: Центр современной литературы, 2011. - 368 с.

139. Михайлов, А.В. Языки культуры /А.В. Михайлов. - М.: Языки русской культуры, 1997. - 910 с.

140. Михайлов, И.А. Ранний Хайдеггер: между феноменологией и философией жизни / И.А. Михайлов. - М.: Прогресс-Традиция; Дом интеллектуальной книги, 1999. - 284 с.

141. Моретти, Ф. Буржуа: между историей и литературой / Ф. Моретти. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2014. - 264 с.

142. Моррас, Ш. Будущее интеллигенции / Ш. Моррас. - М.: Праксис, 2003. -160 с.

143. Мосс, М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / М. Мосс. - М.: РАН, 1996. - 360 с.

144. Набоков, В.В. Собрание сочинений в четырёх томах. Т.3 / В.В. Набоков. -М.: Правда, 1990. - 480 с.

145. Никоненко, С.В. Античная практика уподобления как форма эйдетического опыта / С.В. Никоненко // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. -

2015. - Т.17. - №1-1. - С.201-206

146. Никонова, С.Б. Эстетическая рациональность и новое мифологическое мышление / С.Б. Никонова. - М.: Согласие, 2012. - 416 с.

147. Ницше, Ф. Письма / Ф. Ницше. - М.: Культурная революция, 2007. - 400 с.

148. Ницше, Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах. Т.4. - М.: Культурная революция, 2007. - 432 с.

149. Ницше, Ф. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т.6. - М.: Культурная революция, 2009. - 408 с.

150. Ницше, Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах. Т.7: Черновики и наброски 1869 - 1873 гг. / Ф. Ницше. - М.: Ин-т философии; Культурная революция, 2007. - 720 с.

151. Ницше, Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах. Т.13. Черновики и наброски 1887-1889 гг. — М.: Культурная революция, 2006. - 656 с.

152. Ницше, Ф. Рождение трагедии / Ф. Ницше. - М.: Ad Ма^тет, 2001. - 735 с.

153. Ницше, Ф. Сочинения в 2 тт. Т.2. / Ф. Ницше. - СПб.: Кристалл, 1998. -1120 с.

154. Ортега-и-Гассет, Х. Эстетика. Философия культуры / Х. Ортега-и-Гассерт. -М.: Искусство, 1991. - 588 с.

155. Платон. Диалоги / Платон. - М.: Мысль, 1986. - 607 с.

156. Платон. Собрание сочинений. Том 1(1). Апология Сократа / Платон. — М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2000. - 152 с.

157. Платон. Сочинения в четырех томах. Т.1. / Платон. — СПб.: Изд-во СПбГУ; «Изд-во Олега Абышко», 2006. - 632 с.

158. Платон. Сочинения в четырех томах. Т.2. / Платон. - СПб.: Изд-во СПбГУ; Изд-во Олега Абышко, 2007. - 626 с.

159. Платон. Сочинения в четырех томах. Т.3.Ч.1. / Платон. — СПб.: Изд-во СПбГУ; Изд-во Олега Абышко, 2007. - 752 с.

160. Платон. Федр / Платон. — М.: Прогресс, 1989. - 133 с.

161. Плотин. Трактаты 1-11 / Плотин. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2007. - 448 с.

162. Позднее, М. Психология искусства. Учение Аристотеля / М. Позднев. - М., СПб.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2010. - 816с

163. Поллок, Ш. Филология будущего? Судьба мягкой науки в жестком мире / Ш. Поллок // Новое литературное обозрение. - 2011. - №4. - С.92-114.

164. Рансьер, Ж. На краю политического / Ж. Рансьер. - М.: Праксис, 2006. -240с.

165. Рансьер, Ж. Разделяя чувственное / Ж. Рансьер. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. - 264 с.

166. Рансьер, Ж. Эстетическое бессознательное / Ж. Рансьер. - СПб.; М.: МасЫпа, 2004. - 128 с.

167. Ридингс, Б. Университет в руинах / Б. Ридингс. - М.: ГУ-ВШЭ, 2010. - 304 с.

168. Рикардо, Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Избранное /Д. Рикардо. - М.: Эксмо, 2007. - 960 с.

169. Роб-Грийе, А. Романески / А.Роб-Грийе. - М.: Ладомир, 2005. - 622 с.

170. Романенко, Ю.М. Актуальность событийной онтологии / Ю.М. Романенко // Общество: философия, история, культура. - 2015. - №6. - С.10-12

171. Романтизм глазами итальянских писателей / Дж. Берше [и др.] - М.: Радуга, 1984. - 248 с.

172. Руссо, Ж.-Ж. Педагогические сочинения. Т.2. / Ж.-Ж. Руссо. - М.: Педагогика, 1981. - 336 с.

173. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. - М.: Республика, 2000. - 639 с.

174. Седакова, О.А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы / О.А. Седакова. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Ши-чалина, 2008. - 432 с.

175. Слотердайк, П., Хайнрихс, Г.-Ю. Солнце и смерть: Диалогические исследования / П. Слотердайк, Г.-Ю. Хайнрихс. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2015. - 608 с.

176. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Экс-мо, 2007. - 960 с.

177. Суарес, Фр. Метафизические рассуждения / Фр. Суарес. — М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007. - 776 с.

178. Сюриа, М. Деньги: Крушение политики / М. Сюриа. - СПб.: Наука, 2001. -138 с.

179. Тард, Г. Сущность искусства / Г. Тард. - М.: ЛКИ, 2007. - 120 с.

180. Тросби, Д. Экономика и культура. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. - 256 с.

181. Тынянов, Ю.Н. Литературная эволюция: избранные труды / Ю.Н. Тынянов. - М.: Аграф, 2002. - 496 с.

182. Фактичность и событие мысли. Сборник научных трудов / ред. Т.Щитцова, В. Фурс. - Вильнюс: ЕГУ, 2009. - 280 с.

183. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка. В 4.т. Т.3 / М. Фас-мер. - СПб.: Терра - Азбука, 1996. - 832 с.

184. Федье, Ф. Хайдеггер: анатомия скандала. — СПб.: Владимир Даль, 2008. -249 с.

185. Финк, Е. Основные феномены человеческого бытия / Е. Финк. - М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017. - 432 с.

186. Флобер, Г. Вербена и мускус: письма / Г. Флобер. - СПб.: Леонардо, 2012. -512 с.

187. Флобер, Г. О литературе, искусстве, писательском труде. Письма. Статьи. В двух томах. Т.2. / Г. Флобер. - М.: Художественная литература, 1984. - 503 с.

188. Фрагменты ранних стоиков. Т.1. / Зенон, Аристон [и др.] - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1998. - 234 с.

189. Фуко, М. «Нужно защищать общество» / М. Фуко. - СПб.: Наука, 2005. -312 с.

190. Фуко, М. Рождение биополитики / М. Фуко. - СПб.: Наука, 2010. - 448 с.

191. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко. - СПб.: А-еаё, 1994. - 408 с.

192. Фуко, М. Управление собой и другими / М. Фуко. - СПб.: Наука, 2011. - 432 с.

193. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. - М: AdMargmem, 1997. - 452 с.

194. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления / М. Хайдеггер. - М.: Республика, 1993. - 447 с.

195. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики (Мир - Конечность - Одиночество) / М. Хайдеггер. - СПб.: Владимир Даль, 2013. - 592 с.

196. Хайдеггер, М. Основные проблемы феноменологии / М. Хайдеггер. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. - 448 с.

197. Хайдеггер, М. Парменид /М. Хайдеггер. - М.: Владимир Даль, 2009. - 384с.

198. Хайдеггер, М. Положение об основании / М. Хайдеггер. - СПб.: Алетейя, 2000. - 290 с.

199. Хайдеггер, М. Пролегомены к истории понятия времени / М. Хайдеггер. -Томск: Водолей, 1998. - 384 с.

200. Хайдеггер, М. Работы и размышления разных лет / М. Хайдеггер. - М.: Гно-зис, 1993. - 464 с.

201. Хайдеггер, М. Разговор на просёлочной дороге. Избранные статьи позднего периода творчества / М. Хайдеггер. - М.: Высшая школа, 1994. - 192 с.

202. Хайдеггер, М. Феноменологические интерпретации Аристотеля (Экспозиция герменевтической ситуации) / М. Хайдеггер. - СПб.: Гуманитарная академия, 2012. - 224 с.

203. Хайдеггер, М. Цолликоноввские семинары / М. Хайдеггер. - Вильнюс: ЕГУ, 2012. - 406 с.

204. Хайдеггер, М. Что такое метафизика? - М.: Академический Проект, 2007. 303 с.

205. Цицерон. О пределах добра и зла. Парадоксы стоиков. - М.: РГГУ, 2000. -474 с.

206. Черняков, А.Г. Истина и субъект истины у Хайдеггера и Бадью / А.Г.Черняков // Философия. Теология. Наука. Материалы Первых чтений, по-свящённых А.Г.Чернякову. - СПб.: ВРФШ, 2011. - С.179-186

207. Черняков, А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера / А.Г. Черняков. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. - 460 с.

208. Черняков, А.Г. Онтология как математика: Гуссерль, Бадью, Плотин / А. Г. Черняков // Сущность и слово. Сб. научных статей к юбилею проф. Н.В. Мот-рошиловой. - М.: Феноменология - Герменевтика, 2009. - С.415-436.

209. Черняков, А.Г. Самопроживание и самосознание: Аристотель, Дильтей, Хайдеггер / А.Г.Черняков // Герменевтика. Психология. История. [Вильгельм Дильтей и современная философия]. Материалы научной конференции РГГУ. - М.: Три квадрата, 2002. - С.31-46.

210. Черняков, А.Г. Стрекало вопроса / А.Г. Черняков // Хайдеггер М. Введение в метафизику. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1997. - С.15-84.

211. Черняков, А.Г. Феномен и его свидетель / А.Г. Черняков // Исследования по феноменологии и философской герменевтике. - Мн.: ЕГУ, 2001. - С.68-85.

212. Черняков, А.Г. Хайдеггер и греки / А.Г. Черняков // Мартин Хайдеггер: Сб.статей. СПб.: РХГИ, 2004. - С.218-252

213. Чухров, К. Быть и исполнять: проект театра в философской критике искусства / К. Чухров. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. - 278 с.

214. Шеллинг, Ф.В.И. Философия искусства / Ф.В.И. Шеллинг. - М.: Мысль, 1999. - 608 с.

215. Шкловский, В.Б. Гамбургский счет: Статьи - воспоминания - эссе (19141933) / В.Б. Шкловский. - М.: Советский писатель, 1990. - 544 с.

216. Шмеман, А. прот. Дневники 1973-1983 / Протоирей А. Шмеман. - М.: Русский путь, 2013. - 720 с.

217. Штейерль, Х. Искусство как род занятий: претензия на автономное существование / Х. Штейерль // Логос, 2015. Том 25, №5. - С.53-70.

218. Щитцова, Т. Memento nasci: сообщество и генеративный опыт (Штудии по экзистенциальной антропологии) / Т. Щитцова. - Вильнюс: ЕГУ; М.: Вариант, 2006. - 384 с.

219. Эйхенбаум, Б.М. Мой временник. Маршрут в бессмертие / Б.М. Эйхенбаум.

- М.: Аграф, 2001. - 384 с.

220. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. - СПб.: Симпозиум, 2004. - 544с.

221. Эко, У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / У. Эко. - СПб.: Симпозиум, 2005. - 502 с.

222. Эко, У. Сказать почти то же самое. Опыты о переводе / У. Эко. - СПб.: Симпозиум, 2006. - 574с.

223. Эстетика раннего французского романтизма / Балланш П. С. [и др.] - М.: Искусство, 1982. - 480 с.

224. Юнгер, Ф.-Г. Совершенство техники. Машина и собственность / Ф. Г. Юн-гер. — СПб.: Владимир Даль, 2002. - 564 с.

225. Юнгер, Э. Рабочий. Господство и гештальт / Э. Юнгер. - СПб.: Наука, 2000.

- 539 с.

226. Ямпольская, А. Феноменология в Германии и Франции: проблемы метода /А. Ямпольская. - М.: РГГУ, 2013. 258 с.

227. Baumol, W.J. Unnatural Value: or Art Investment as Floating Grap Game / W.J. Baumol // American Economic Review. 1986. - Vol. 76. - No. 2. - P. 10-14.

228. Blaug, M. (ed.). The Economics of the Arts: Selected Readings / M. Blaug (ed.).

- London: Martin Robertson, 1976. - 186 p.

229. Bourdieu, P. The Field of Cultural Production: Essays on Art and Literature / P. Bourdieu. - Cambridge: Polity Press, 1993. - 322 p.

230. Brogan, W.A. Heidegger and Aristotle: The Twofoldness of Being / W.A. Bro-gan. - N.-Y.: State University of New York, 2005. - 212 p.

231. Brook, T., Luong, H.V. Cultural and economy in the postcolonial world / Brook T., Luong H.V (eds) // Culture and Economy: The Shaping of Capitalism in Eastern Asia. - Ann Arbor: University of Michigan Press, 1997. - P. 1-21.

232. Casson, M. Cultural Determinants of Economic Performance / M. Casson // Journal of Comparative Economics, 1993. Vol. 17. - P.416-442.

233. Clark, C.M.A. From Natural Value to Social Value // Instotutional Economics and the Theory of Social Value: Essays on Honor of Marc R. Tool / C.M.A.Clark (ed.). - Boston: Kluwer Academic Publishers, 1995, P.29-42

234. Connor, S. Aesthetics, Pleasure and Value / S. Connor // The Politics of Pleasure: Aesthetics and Cultural Theory / S. Regan (ed.). - Buckingham: Open University Press, 1992. - P.203-220

235. Dreyfus, H.L., Wrathall, M.A. (eds). A companion to Heidegger / H.L. Dreyfus, M.A. Wrathall. - Cornwall: Blackwell Publishing, 2005. - 532 p.

236. Durigon, A. Heidegger and the Greeks: Hermeneutical-Philosophical sketches of Ignorance, Blindness and Not-Being / A. Durigon. - Dublin: Trinity College, 2001. -179 p.

237. Elden, S. Speaking Against Number: Heidegger, Language and the Politics of Calculation / S. Elden. - Edinburgh: Edinburgh University Press, 2006. - 192 p.

238. Faulconer, J.E., Wrathall, M.A. (eds). Appropriating Heidegger / J.E. Faulconer, M.A.Wrathall. - Cambridge: Cambridge University Press, 2000. - 214 p.

239. Frey, B.S. Art and Economics / Frey B.S. - Heidelberg: Springer-Verlag, 2000. -246 p.

240. Groys, B. Art Power / B. Groys. - Cambridge, Mass.; London: MIT Press, 2008. - 242 p.

241. Heikkinen, M., Koskinen, T. (eds). Economics of Artists and Arts Policy: Selection of Papers / M. Heikkinen, T. Koskinen. - Helsinki: Arts Council of Finland, 1998. - 308 p.

242. Heilbroner, R.L. Behind the Veil of Economics: Essays in the Worldly Philosophy / R.L. Heilbroner. - N.Y.: W.W.Norton, 1988. - 246 p.

243. Hyland, D.A., Manoussakis J.P. (eds). Heidegger and the Greeks: Interpretive Essays / D.A. Hyland, J.P.Manoussakis. - Bloomington: Indiana University Press, 2006. - 194 p.

244. Klamer, A. (ed.). The Value of Culture: On the Relationship between Economics and Arts / A. Klamer. - Amsterdam: Amsterdam University Press, 1996. - 128 p.

245. Landes, D.S. The Unbound Prometheus: Technological Change and Industrial Development in Western Europe from 1750 to the Present / D.S. Landes. - L.: Cambridge University Press, 1969. - 688 p.

246. L'Huillier, P. L'économie dans la tradition de l'Eglise orthodoxe / P. L'Huillier // Kanon. Jahrbuch der Gesellschaft für das Recht der Ostkirchen. Vol. VI. Wien, 1983. - 262 p.

247. May, R. Heidegger's hidden sources: East Asian influences on his work / R. May. - N.-Y.: Routledge, 2005. - 125 p.

248. Macherey, P. Pour la théorie de la production littéraire / P. Macherey. - Lyon: ENS, 2014. - 292 p.

249. Mirowsky, P. Learning the Meaning of a Dollar: Conservation Principles and the Social Theory of Value in Economic Theory / P. Mirowsky // Social Research. 1990. Vol. 57. P. 689-717

250. Stroud, B. Analytic Philosophy and Methaphysics // Wo Steht die Analytische Philosophic Heute? / B. Stroud. - Wien, 1986. - 192 p.

251. Wright, S. The Politicization of «Culture» / S. Wright // Anthropology Today, 1998. - Vol.14. - P.7-15.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.