Человек в проблемном поле проекта прагматической культуры Ричарда Рорти тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Семёнов, Михаил Геннадьевич

  • Семёнов, Михаил Геннадьевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 174
Семёнов, Михаил Геннадьевич. Человек в проблемном поле проекта прагматической культуры Ричарда Рорти: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Санкт-Петербург. 2013. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Семёнов, Михаил Геннадьевич

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................3

ГЛАВА I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ В НЕОПРАГМАТИЗМЕ Р. РОРТИ......................................................19

1.1. Проблема «двух культур» в контексте философии неопрагматизма.............................................................................19

1.2. Критика философского фундаментализма и реконструкция культуры «разговора».................................................................................39

ГЛАВА II. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ «ИРОНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» РИЧАРДА РОРТИ......................................................87

2.1. Концепция человека в постметафизическом пространстве иронии и солидарности...............................................................................87

2.2. Децентрализация самости: концепт «ироника» в неопрагматизме Р. Рорти.....................................................................................104

2.3. Поиск свободы и автономии как проблема «другого» в философии Р. Рорти......................................................................................130

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................154

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................159

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Человек в проблемном поле проекта прагматической культуры Ричарда Рорти»

ВВЕДЕНИЕ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования для отечественной философии обусловлена, прежде всего, утратой советской идеологии и распадом единства культуры в постсоветские десятилетия: очевидный в современной России рост интереса к теоретическому изучению культурно-антропологической проблематики вполне закономерен для страны, находящейся в переходном периоде своего исторического развития. Однако, несмотря на новые экзистенциальные условия и открываемые ими эпистемологические возможности, отечественные исследования в области философии культуры и философской антропологии остаются достаточно консервативными, направленными в прошлое и во многом утратившими эвристический потенциал.

Подобный подход не продуктивен, так как современный мир стоит на пороге фундаментальных и необратимых трансформаций, к которым, прежде всего, следует отнести глобализационные процессы, играющие важную роль в мировой культуре в целом и в каждой из ее форм (экономике, политике и пр.), в частности. В связи с этим отечественной философской мысли необходимо обращение к опыту других культур, уже столкнувшихся с острыми проблемами и конфликтами, порожденными интенсивным межкультурным взаимодействием в условиях глобальной коммуникации. Необходимо не только учитывать российскую культурную традицию, но и сопоставлять ее с традициями и опытом иных культур и по возможности перенимать этот опыт. Поскольку наиболее значимая роль в процессах культурной интеграции принадлежит США, предпринятое в данном исследовании обращение к американской культуре и философии представляется более чем актуальным. Кроме того, следует учитывать специфику российско-американских политических отношений, с одной

стороны, и растущее взаимодействие между российской и американской культурами, с другой.

В отечественной традиции американская философия изучена далеко не достаточно. Одна из причин невнимания к ней состоит в признании ценности и приоритета в развитии мировой философии европейской философской традиции, и в первую очередь, немецкой философии как следствия остающейся в России и сегодня влиятельной марксистской и постмарксистской традиции. Другой причиной отсутствия интереса к американской философии выступает заинтересованность многих отечественных философов в дальнейшем развитии заложенных в конце XX -начале XXI века традиций русской религиозной (преимущественно православной) философии. Тем не менее, именно такие течения англоамериканской философии как прагматизм, философия сознания, в целом аналитическая философская традиция, сегодня являются наиболее востребованными мировой философской мыслью. В рамках же самой американской философии весьма интересным и самобытным является движение неопрагматизма, явившее собой попытку синтеза идей аналитической философии и классической философии прагматизма.

К школе неопрагматизма принято относить, прежде всего, философию Ричарда Рорти, так как именно он внес наиболее значительный вклад в ее развитие. Неопрагматизм Рорти опирается на философские концепции, относящиеся не только к аналитической философии и прагматизму, но также и к герменевтике, философии языка и др., в связи с чем, учение Рорти критикуется аналитическими философами, которые, как и он, предпринимают попытки синтезировать прагматизм и аналитическую философию, но при этом не выходят за рамки данных направлений. Однако именно оригинальный синтез авторских идей других философов и провокационный в целом характер работ Рорти обусловили значимость и влияние философа не только на родине, но и далеко за ее пределами.

Изучение наследия Рорти актуально еще и потому, что его философия предлагает наиболее радикальные методы трансформации культуры и человека. Усилиями Рорти в философский лексикон были введены такие концепты и термины как «зеркало природы», «постметафизическая культура», «конечный словарь», «либеральный иронизм», «либеральный ироник» и др. Их осмысление позволит существенно расширить инструментарий отечественной философии.

Будущее человечества Рорти связывает с реализацией проекта прагматической культуры, первым этапом развития которой он полагает становление «постметафизической культуры», благодаря которой возникает принципиально новое сообщество, где межкультурные и межчеловеческие отношения, поиск смысла жизни и значение человека приобретают приоритет перед поиском объективных и фундаментальных научных истин. В рамках этого проекта человек вовлекается в «разговор» между культурами на локальном и мировом уровнях. Поэтому выявление антропологического содержания неопрагматизма Рорти, предпринятое в предлагаемом исследовании, является необходимым для более глубокого понимания человека в культуре современности. Выводы данного исследования позволяют оценить устойчивость самого проекта прагматической культуры Рорти, прогнозировать основные перспективы развития межчеловеческих отношений. В частности, раскрытие сущности человека и выявление особенностей его взаимодействия с человеком как «другим» в данном культурологическом проекте может способствовать выработке стратегии эффективных межкультурных взаимодействий в условиях глобальной коммуникации

Степень разработанности проблемы. Философия неопрагматизма, в том числе и философия Рорти, весьма глубоко изучены на Западе, а имя Рорти вписано в историю западной философской традиции. Существует множество интеллектуальных биографий Рорти, авторы которых - крупные

исследователи его творчества, в частности: Холл Д.Л. «Ричард Рорти: поэт и

1 2 пророк нового прагматизма» , Малаховски А.Р. «Ричард Рорти» , Гросс Н.

о

«Становление американского философа: Ричард Рорти» , Калдер Г. «Великие философы: Рорти»4 и др. - и это свидетельствует о том, что не только философия неопрагматизма, но и сама личность философа вызывает у многих исследователей неподдельный интерес.

В силу разностороннего философского опыта Рорти и его способности быстро эволюционировать его философия с трудом поддается систематизации. Поэтому большинство западных исследований представляют собой посвященные какому-либо одному аспекту или периоду его философии статьи. Как правило, они публикуются в коллективных монографиях, разнообразных сборниках, нередко оценка творчества философа дается в рецензиях на вышедшие книги и в книжных обзорах. Все это затрудняет создание целостной картины творчества Рорти.

Наиболее значимые исследования философии Р. Рорти сосредоточиваются на его постмодернистском этапе и, вполне естественно, носят критический характер, поскольку каждый автор пытается положительно или отрицательно оценить произошедший в 1979 г. «поворот» философа от аналитической философии, явленной в работе «Философия и зеркало природы» (1979) к философии постмодернизма в широком смысле. Впрочем, многие авторы, среди которых есть и академические философы-аналитики, весьма высоко оценивают вклад Рорти в аналитическую американскую философию. Несмотря на то, что наиболее изученным

1 Hall D.L. R. Rorty: Prophet and Poet of New Pragmatism. N-Y.: State University of N-Y, 1994.

2 Malachowski A.R. Richard Rorty (Philosophy Now). Princeton: Princeton UP, 2002.

3 Gross N. Richard Rorty: The Making of an American Philosopher. Chicago: Chicago UP, 2008.

4 Calder G. The Great Philosophers: Rorty. London: Orion Publishing Group (Phoenix), 2011.

является постмодернистский этап философии Рорти, ранний, «аналитический», ее этап также неплохо освоен многими мыслителями, среди которых следует, прежде всего, упомянуть Бернстайна Р. («По ту сторону релятивизма и объективизма»5), Патнэма X. («Вопрос реализма»6), Тарталья Дж. («Ведущие философы: критические заметки»7, «Рорти: зеркало природы»8) и др.

В работах же, посвященных «постмодернистскому» прагматизму Рорти, следует выделить несколько направлений. Во-первых, это исследования, центром которых является анализ и оценка критических основ философии Рорти. Примерами могут служить различные сборники статей: «Рорти и прагматизм: философ отвечает критикам»9, «Рорти и его критики»10, «Ричард Рорти»11, «Прагматический поворот в философии: современные дебаты между аналитической и континентальной мыслью»12 и др. Во-вторых, многие авторы (например, Р. Бернстайн, Л. Фабри, Д. Роберте, Б. Теймс, Дж. Уорнке, К. Вопарил и др.) посвящают свои работы изучению постмодернистской философии истории и герменевтики Рорти; особого внимания заслуживает исследование Л. Фабри «Приручение Деррида: Рорти, прагматизм и деконструкция»13. Третьим исследовательским направлением можно назвать

5 Bernstein R. Beyond Objectivism and Relativism: Science, Hermeneutics, and Praxis. Philadelphia: Pennsylvania UP, 1983.

6 Putnam H. The Question of Realism / Putnam H. Worlds and Life. Cambridge: Harvard University Press, 1995.

7 Tartaglia J. Richard Rorty (Critical Assessments of Leading Philosophers). 4 Vol. N-Y: Routledge, 2010.

8 Tartaglia J. Rorty and the Mirror of Nature. N-Y: Routledge, 2007.

9 Rorty and Pragmatism: Philosopher Responds to his Critics, ed by Saatkamp H.J. Nashville: Vanderbilt University Press, 1995.

10 Rorty and His Critics, ed by R.B. Brandom. Maiden MA: Blackwell, 2000.

11 Richard Rorty. ed. by C. Guignon and D.R. Hiley. Cambridge: Cambridge US, 2003.

12 The Pragmatic Turn in Philosophy: Contemporary Engagement between Analytic and Continental Thought, ed. by W. Egginton and M. Sandbothe. Albany: State University of N-Y Press, 2004.

13 •

Fabbri L. The Domestication of Derrida: Rorty, Pragmatism and Deconstruction. N-Y: Continuum, 2008.

обращение к частным аспектам творчества Рорти, а именно, к его этической концепции (С. Харрис, Дж. Левинсон, Д. Макклин, Дж. Макклуер, Дж. Райхман, Д. Ротледер), к концепции иронии (Б. Фрейзер, Дж. Ривера, Д. Рис), к пониманию Рорти культурной политики (Дж. Коуплэнд, Ш. Муфф, К. Вопарил, К. Уэйн).

В России существует довольно устойчивый интерес к творчеству Рорти. Основные работы философа были переведены на русский язык еще в конце 90-х годов. Это, прежде всего, «Случайность, ирония и солидарность» (1996), «Философия и зеркало природы» (1997). Стоит также упомянуть работу «Обретая нашу страну: политика левых в Америке в XX веке» (1998). И хотя многие труды Рорти доступны только на языке оригинала, переводы, несомненно, способствовали популяризации философии мыслителя в России. Среди отечественных работ, посвященных философии Рорти, можно встретить разные по характеру и содержанию работы, причем нередки упрощенные версии изложения его взглядов и философии неопрагматизма в целом (например, в учебной литературе, разного рода пособиях, компендиумах и т.д.). Большинство отечественных работ опирается на западные исследования и в определенной степени зависит от предложенных в них оценок.

Недостаточная разработанность философии Рорти в отечественной философии, в отличие от западной, объясняется различными причинами. Прежде всего, широтой взглядов самого философа, искусно и достаточно динамично сменяющего одни системные координаты и концептуальные схемы описания на другие. Кроме того, философ зачастую экстраполирует полученные выводы на различные области философии и другие науки гуманитарного цикла. Все это требует от исследователей компетентности в различных философских традициях, с которыми работает Рорти, и широкой осведомленности в тонкостях современных зарубежных философских реалий, что создает определенные препятствия для адекватной оценки

философии Рорти и всего неопрагматизма российскими учеными. В целом значение философии неопрагматизма для российского контекста еще до конца не определено, в силу чего в отечественных исследованиях преобладают историко-философские исследования.

Одним из стимулов, побудивших отечественных философов обратить пристальное внимание на философию неопрагматизма, явилось посещение самим Ричардом Рорти Института философии РАН в 1997 году. Это событие впоследствии получило отражение во многих дискуссиях, интервью и ряде статей, опубликованных в сборнике «Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст»14. К неопрагматизму Рорти в той или иной мере, не ставя задачи исследовать его творчество, обращались

A.A. Сыродеева, Р.З. Хестанов, А.Е. Рыбас, H.JI. Соколова, В.В. Целищев,

B.А. Куренной, В.П. Руднев, А.Ф. Грязнов и др.

Новый этап в российском изучении философии Рорти связан с появлением двух крупных обобщающих работ: «Постмодернистский прагматизм Ричарда Рорти»15 Н.С. Юлиной (1998) и «Неопрагматизм Ричарда Рорти»16 И.Д. Джохадзе (2001), последняя - результат одноименного диссертационного исследования, выполненного авторов в 2000 г. Исследования Юлиной и Джохадзе были продолжены в ряде диссертационных исследований, выполненных в первое десятилетие XXI века. Это работы А.Е. Рыбаса «Элиминативная постфилософия Ричарда Рорти в контексте европейского нигилизма» (2003), П.Ф. Казначеева «Философия неопрагматизма и теория свободы в современном либерализме» (2003), Б. Пазолини «Соотношение эпистемологии и герменевтики в неопрагматизме Р. Рорти» (2005), М.В. Куликова «Неопрагматизм Ричарда

14 Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст: Сборник / Рос. акад. наук, Ин-т философии; составитель А. А. Сыродеева; отв. ред. А. Рубцов. - М.: Традиция, 1997.

15 Юлина Н.С. Постмодернистский прагматизм Р. Рорти. - Долгопрудный: Вестком, 1998.

16 Джохадзе И.Д. Неопрагматизм Ричарда Рорти. - М.: УРСС, 2001.

9

Рорти как продолжение классической американской философии» (2006), Н.В. Малхосьяна «Прагматистская философия Ричарда Рорти как парадигма постнеклассической эпистемологии» (2010). В качестве наиболее близких к теме данного диссертационного исследования можно назвать работу A.B. Хомзе «Идея когерентности культуры и познавательных стратегий: по работам Р.Рорти» (2007), в которой специально анализируется культурологическая концепция Рорти, и диссертацию Д.В. Семенова «Концепции человека в американском прагматизме и неопрагматизме» (2008), в которой исследуются особенности антропологической проблематики прагматизма в целом.

Таким образом, предпринятый анализ показывает, что философское наследие Рорти получило в России определенную известность, причем его философия находит у российских авторов как положительный, так и резко отрицательный отклики. Вместе с тем большинство отечественных исследований носят историко-философский характер, а комплексное изучение взглядов Р. Рорти на культуру и человека через реконструкцию его проекта прагматической культуры до сих пор не предпринималось.

Объект исследования - философия культуры Ричарда Рорти.

Предмет исследования - антропологическое содержание проекта прагматической культуры Ричарда Рорти.

Цель диссертационного исследования - определить место и раскрыть назначение человека в проекте прагматической культуры Р. Рорти для выработки стратегии эффективных межкультурных взаимодействий в условиях глобальной коммуникации.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• на основе анализа проблематики «двух культур» в американской культуре и философии выявить актуальность и оценить эффективность прагматического метода, используемого Р. Рорти для осмысления диалога культур;

• проанализировать критические взгляды Р. Рорти на аналитическую философию и философский фундаментализм с целью выявления оснований для их переосмысления в творчестве Рорти;

• описать содержание проекта прагматической культуры, проанализировать его терминологический аппарат;

• раскрыть механизмы иронии и солидарности в межчеловеческом взаимодействии и показать их диалектическое соотношение в проекте прагматической культуры Р. Рорти;

• рассмотреть взаимосвязь концепций иронии и децентрализации человека как следствие иронического дискурса прагматической культуры Р. Рорти;

• учитывая специфику и механизмы присущих культуре диалектико-динамических процессов, выявить и систематически описать сущность поиска свободы и автономии человека в философии Р. Рорти.

Теоретические источники и методологическая основа исследования.

Синтетический характер философии Рорти и гетерономность первоисточников, составляющих предмет и источниковедческую базу предпринятого исследования, предполагают разделение использованных теоретических и др. источников на следующие группы:

• Труды мыслителей, оказавших влияние на Рорти и определивших основные пути развития философии неопрагматизма. К ним относятся крупнейшие мыслители, принадлежащие к различным философским течениям: Г. Гегель, Ф. Ницше, 3. Фрейд, М. Хайдеггер, Л. Витгенштейн, М. Фуко, Г. Гадамер, Ж. Деррида; классики прагматизма: Ч. Пирс, У. Джеймс, Ф. Шиллер, Дж. Дьюи; аналитические философы: У. Селларс,

У. Куайн, Н. Гудмен, Д. Дэвидсон; философы науки: Т. Кун, П. Фейерабенд; социально-политические философы: Дж. Ролз, Ю. Хабермас. Кроме того, к анализу привлекались тексты некоторых поэтов, писателей и литературных критиков, среди которых: У. Уитмен, В. Набоков, М. Пруст, Дж. Оруэлл, Ф. Ларкин, X. Блум.

• Посвященные анализу неопрагматизма и, в частности, философии Рорти, монографии и статьи зарубежных авторов, таких как: С. Харрис, Р. Шустерман, JI. Фабри, Р. Брендом, Д. МакКлин, Дж. Марголис, Э. Лаклау, С. Микер, Д. Деннет, X. Патнэм, Ч. Тейлор, Д. Дэвидсон, С. Хаак, П. Фостер, и др.

• Сборники статей, монографии и отдельные публикации отечественных авторов таких, как И.Д. Джохадзе, Н.С. Юлина, A.A. Сыродеева, А.Е. Рыбас, М.В. Куликов, Б. Пазолини, Н.С. Соколова, Р.З. Хестанов, В.В. Целищев, А.Ф. Грязнов, И.А. Осиновская, Т.А. Медведева, A.C. Колесников и др.

Представленное исследование носит комплексный характер. Рассмотрение в единстве философско-культурологического и философско-антропологического аспектов философии Рорти определило в качестве ведущего методологического подхода системный подход, базирующийся на следующих принципах и методах:

1. Принцип историзма обеспечивает анализ обширного опыта философа в единстве с фундаментальным философским наследием прошлого. Это позволяет обосновать взаимосвязь, на первый взгляд носящих эклектический характер, разнообразных составляющих проекта прагматической культуры Рорти и представить его в качестве целостной конструкции.

2. Принцип объективизма позволяет не предвзято и всесторонне рассматривать философию Р. Рорти как с позиций аналитической, так и континентальной, в том числе, отечественной философии.

3. Диалектический метод дает возможность проанализировать в

единстве противоречивых тенденций эволюцию идей автора, выработанный

12

Рорти оригинальный терминологический аппарат; раскрыть как автономность его проекта прагматической культуры, так и перспективы развития философско-культурологических идей Рорти не только в американском, но и в российском культурном пространстве.

Кроме того, исследование опирается на герменевтическую методологию, метод «медленного чтения» культурных текстов, структурный анализ и сравнительно-сопоставительный метод.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:

• произведено аналитическое описание философского проекта прагматической культуры и раскрыто его философско-антропологическое содержание;

• проблема «двух культур» раскрыта в контексте философских течений прагматизма и неопрагматизма, указаны перспективы ее разрешения на основе прагматической методологии Рорти;

• критическое осмысление философии как исключительной части культуры, разработка культуры диалога, обоснование концептов иронии и солидарности как условий межкультурного диалога выявлены и проанализированы в качестве базовых установок Рорти, лежащих в основании учения о культуре как о системе, лишенной концептуального центра и иерархии;

• произведена реконструкция культуры «разговора»; эксплицирован терминологический аппарат данного проекта и представлен его критический анализ;

• раскрыта взаимообусловленность культурфилософских и философско-антропологических основ неопрагматизма Р. Рорти; обозначены новые стратегии, приоритеты и перспективы развития человека в доктрине неопрагматизма Рорти;

• рассмотрены основные пути обретения свободы и автономии

человека в проекте прагматической культуры Рорти; установлено, что

проблема жестокости, являющаяся следствием феноменологии «другого»,

13

эксплицирует новые требования, как к этическим, так и эстетическим общекультурным и индивидуальным нормам.

Положения, выносимые на защиту:

1. Согласно прагматической философии Рорти, механизм дистанцирования «двух культур» обусловлен динамикой развития социальных, культурных, социально-политических, образовательных, глобализационных и иных процессов; в известном смысле, взаимная отстраненность «двух культур» служит показателем социокультурного прогресса, поскольку лишь при этом условии каждая из «культур» получает внутренний стимул к продуцированию новых и оригинальных концепций; в стадии плодотворного взаиморавновесия культуры вступают в период (само)оценки фактических данных и практических следствий.

2. Авторитаризм или изоляция какой-либо одной философской позиции ведет к внутренней стагнации культуры, однако, поскольку долговременного соглашения между ними существовать тоже не может, именно прагматический диалог между позициями «двух культур» является условием выявления продуктивности каждой из них. Иначе говоря, неопрагматизм Рорти переключает исследовательскую мысль на обсуждение конкретных культурологических или научных проблем, тем самым позволяя нам оценивать степень их эффективности, актуальности, жизнеспособности и т.д.

3. Своеобразно интерпретируя взгляды философов-неопозитивистов, основные положения философской герменевтики и философии постмодернизма, Рорти приходит к мысли о необходимости развенчания привилегированного статуса философии перед другими культурными формами и основанными на них практиками; экстраполяция этих выводов на область философии культуры подводит его к идее деонтологизации и децентрализации культуры и формулированию формально-функциональных оснований современной культуры, к которым Рорти относит: 1) принцип случайности, требующий от человека ситуативного мышления; 2) механизмы

14

иронии и солидарности, формирующие межкультурный и межчеловеческий диалоги; 3) создание новых «метафор» и «словарей» культуры; 4) пересмотр традиционных ценностей свободы и автономии человека.

4. Межличностный и межкультурный диалоги («культура разговора»), основанные на идеях философского антифундаментализма, приводят к пересмотру представлений о человеке в рамках проекта прагматической культуры: человек, по Рорти, равно как и культура в целом, лишается концептуального центра, что вынуждает индивида вырабатывать новые ситуативные стратегии взаимодействия с миром и с другими индивидами.

5. Согласно неопрагматизму Рорти, философия человека в условиях постмодерна сводится к следующему: 1) с одной стороны, человек находит свое предназначение в самосозидании или «переописывании» своего «я»; 2) с другой, это самосовершенствование индивида всегда зависит от «я» другого человека; т.е., свободу творческого созидания своего «я» и автономии отдельного индивида невозможно рассматривать вне присутствия субъекта-реципиента, в силу чего поиск индивидуальной автономии одного человека может поиску автономии «другого».

6. Однако диалогическое взаимодействие не является единственным инструментом для разрешения проблемы жестокости, возникающей в феноменологии субъект-субъектных отношений: необходимым условием и гарантом успешного диалога является создание инновативного автономного «словаря», который всецело раскрывает потенциал человека и способствует достижению им собственной аутентичности, что, в свою очередь, обеспечивает плодотворный диалог, нацеленный на взаимное образование, культурное развитие и прогресс.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования раскрывают антропологическое содержание проекта прагматической культуры Р. Рорти и могут стать основой дальнейших философско-антропологических исследований в рамках отечественной философии культуры, способствуя выработке стратегии

15

эффективных межкультурных взаимодействий в условиях глобальной коммуникации. Осмысление методологических подходов Рорти, анализ его понятийного аппарата позволяют расширить инструментарий философской антропологии, служат ее тематическому и терминологическому обновлению.

Практическая значимость результатов исследования обусловлена возможностью использования теоретических материалов и выводов диссертации для чтения общих лекционных курсов, спецкурсов и разработки методических материалов по философии культуры, философской антропологии, культурологии, истории философии и др. дисциплинам гуманитарного цикла. Некоторые аспекты работы могут быть учтены при разработке курса по истории и философии науки для аспирантов. Выводы диссертации могут служить основой для дискуссии о специфике гуманитарного знания и месте в нем философско-антропологической составляющей.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертации изложены в восьми научных публикациях, среди которых три статьи опубликованы в рецензируемых научных журналах, включенных в Перечень ВАК РФ. Результаты исследования также были представлены и обсуждены в ходе различных научных и научно-практических конференций, среди которых межвузовская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы социогуманитарных знаний» (СПб.: СПбГАУ, 28-29 января 2010); международная научная конференция «Современные проблемы высшей школы (к 200-тлетию Царскосельского лицея)» (СПб.: СПбГАУ, 23-24 июня 2011); межвузовская научно-практическая конференция «Культура и образование в XXI веке» (СПб.: СПбГАУ, 26-28 января 2012); международная научная конференция XVI Царскосельские чтения «Человек - гражданин - гражданское общество - правовое государство» (СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 24-25 апреля 2012); международная научная конференция XVII Царскосельские чтения «Российская государственность и духовная

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Семёнов, Михаил Геннадьевич, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азарова Ю.О. Рорти и Деррида о философии, этике и политике. // Вопросы философии. Вестник ХНУ им. Каразина. №952. - Харьков, 2011. С.5-23.

2. Алейник P.M. Образ человека во французской постмодернистской литературе. // Спектр антропологических учений. Вып.1. - М.: ИФ РАН, 2006. С.199-214.

3. Ашкеров А.Ю. Практика и прагматизм? (Случайность Ричарда Рорти). [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://traditio-ru.org/ashkerov/pragmatizm.htm (дата обращения: 04.06.12).

4. Блум X. Страх влияния. Карта перечитывания. - Екатеринбург: Изд-во Урал, уни-та, 1998.

5. Богомолов A.C. Прагматизм. Современная буржуазная философия. - М.: ИМУ, 1972.

6. Боррадори Д. Американский философ. Беседы с Куайном, Дэвидсоном, Патнэмом и др. - М.: Дом интеллектуальной книги, Гнозис, 1999.

7. Брокман Дж. Во что мы верим, но не можем доказать: интеллектуалы XXI в. о современной науке. - М.: Альпина нон-фикшн, 2011.

8. Ваттимо Дж. Прозрачное общество. - М.: Логос, 2002.

9. Витгенштейн Л. Философские работы. Т.1. - М.: Гнозис, 1994.

10. Гадамер Г. Истина и метод. - М.: Прогресс, 1988.

11. Гегель Г. Феноменология духа. Философия истории. - М.: Эксмо, 2007.

12. Грей Д. Поминки по просвещению: политика и культура на закате современности. -М.: Праксис, 2003.

13. Грязнов А.Ф. Постмодерн взбодрил аналитическую философию. Интервью к журналу «Логос» // Логос. №8 (18),- М., 1998. С.363-370.

14. Гуссерль Э.Логические исследования. Картезианские размышления. - М.: АСТ, 2000.

15. Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-эдип. - Екатеринбург: У-Фактория, 2008.

16. Деннет Д. Почему нам важно понимать это правильно. Постмодернизм и истина. // Вопросы философии. №8, - М.,2001. С.93-100.

17. Деррида Ж. Поля философии. - М.: Академический проект, 2012.

18. Джохадзе И.Д. Возможна ли объективная история философии: спор об анахронизме в аналитической философии. // История философии: вызовы 21 века. Мат-лы конф. - М.: ИФ РАН, 2012.

19. Джохадзе И.Д. Неопрагматизм Ричарда Рорти. - М.: УРСС, 2001.

20. Джохадзе И.Д. Неопрагматизм Ричарда Рорти и аналитическая философия. // Логос. №6 (16), - М., 1999. С.94-118.

21. Джохадзе И.Д. Обзор книг и статей Ричарда Рорти, изданных на русском языке с 1990 по 1999 годы. // История философии. №5 - М., 2000. С.276-286.

22. Джохадзе И.Д. Философия как метафора, пред. к стат. Р. Рорти Философия Хайдеггера и прагматизм. // Комментарии. №13, 1997. С.88-96.

23. Дробышева Е.Э. Модус иронического в архитектонике современной культуры. // БикНа Сикигае. Альманах кафедры культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. №12, 2011. С.191-207.

24. Дубровский Д.И. Сознание, мозг, искусственный интеллект. - М.: Стратегия-Центр, 2007.

25. Дьюи Д. Реконструкция в философии; Проблемы человека - М.: Республика, 2003.

26. Дэвидсон Д. Истина и интерпретация. - М.: Праксис, 2003

27. Дэвидсон Д. Что означают метафоры // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. С.172-193.

28. Казначеев П.Ф. Философия неопрагматизма и теория свободы в современном либерализме, дисс. канд фил. наук. - М., 2002.

29. Клепп JI.C. Ричард Рорти: философ парадокса. // Диалог - США. №50, 1992.

30. Колесников A.C. М. Хайдеггер глазами Р. Рорти. Современная философия как феномен культуры: Материалы научной конференции. Серия Symposium, №7. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

31. Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. - М.: Республика, 2004.

32. Куликов М.В. Неопрагматизм Ричарда Рорти как продолжение классической американской философии, автор, дисс. канд. фил. наук: Томск, 2006.

33. Куренной В.А. Примечание к статье Р. Хестанова «О русском ответе американскому ткачу». // Логос. №5 (15), - М., 1999. С.22-28.

34. Кьеркегор С. О понятии иронии. // Логос. №4, - М., 1993. С.176-198.

35. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. - М.: Медиум, 1995.

36. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. - М.: Гнозис, 1995.

37. Лаклау Э. Сообщество и его парадоксы: либеральная утопия Ричарда Рорти. // Логос. №6. - М., 2004. С. 100-115.

161

38. Леви-Стросс К. Печальные тропики. - М.: ACT, 2010.

39. Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М.: ЭКСМО, 2001.

40. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М.: Изд. Моск. Университета, 1980.

41.Лотман Ю. Статьи по семиотике и топологии культуры - СПб.: Академический проект, 2002.

42. Луман Н. Введение в системную теорию. - М.: Логос, 2007.

43. Макеева Л.Б. Философия X. Патнэма. - М.: ИФ РАН, 1996.

44. Макинтайр А. После добродетели. -М.: Академический проект, 2000.

45. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга. - Киев: Ника Центр, 2004.

46. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. - М.: Кучково поле, 2007.

47. Медведева Т.А. Ирония как форма критики в культуре, автореф. дис. канд. фил. наук. Томск, 2007.

48. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. // Собрание сочинений. Т.2. - М.: Сирин, 1990.

49. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. // Собрание сочинений. Т.1. - М.: Сирин, 1990.

50. Нозик Р. Анархия, государство и утопия. - М.: ИРИСЭН, 2008.

51. Осиновская И.А. Ироническое странничество. // Ирония и эрос. Поэтика образного поля. - М., 2007. С.84-104.

52. Пазолини Б. Соотношение эпистемологии и герменевтики в неопрагматизме Р. Рорти. дисс. канд. фил. наук: Новосибирск, 2005.

53. Пассмор Д. Современные философы. - М.: Идея-Пресс, 2002.

162

54. Пирс Ч. Избранные философские произведения. Т.1. - М.: Логос, 2000.

55. Ролз Д. Теория справедливости. - М.: ЛКИ, 2010.

56. Рорти Р. Антифундаментализм. Новая философская энциклопедия. Т. 1. -М.: Мысль, 2010.

57. Рорти Р. Обретая нашу страну: политика левых в Америке XX века. - М.: ДИК. 1998.

58. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. - М.: Русское феноменологическое сообщество, 1996.

59. Рорти Р. Троцкий и дикие орхидеи. // Неприкосновенный запас. №3 (17). -М., 2001. С.7-17.

60. Рорти Р. Философия и будущее. // Вопросы философии. №6. - М., 1994. С.29-34.

61. Рорти Р. Философия и зеркало природы. - Новосиб.: Изд. Новое. Унив, 1997.

62. Руднев В. Нравственность как набор языковых практик. Рецензия на книгу Р. Рорти. Случайность, ирония и солидарность. // Логос. №10. - М., 1997.С.148-153.

63. Рыбас А.Е. Культура как разговор и культура: статус анормальности в герменевтике Рорти. // Материальная и духовная культура: специфика взаимодействия. Сборник научных статей. - СПБ, 2000. С. 18-24.

64. Рыбас А.Е. Основной вопрос философии будущего Рорти. // Россия-Запад-Восток: Компаративные проблемы современной философии. - СПб., 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://anthropology.ru/ru/texts/rybas/russia_15.html (дата обращения 04.02.2012.).

65. Рыбас A.E. Элиминативная постфилософия Ричарда Рорти в контексте европейского нигилизма, дисс. канд. филос. наук - СПб., 2003.

66. Сартр Ж-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. - М.: Республика, 2000.

67. Семёнов Д.В. Концепции человека в американском прагматизме и неопрагматизме, автореф. дис. канд. фил. наук. Н.Новгород, 2008.

68. Сноу Ч.П. Портреты и размышления. Художественная публицистика. -М.: Прогресс, 1985.

69. Соколова H.JI. Этическая проблематика в современных концепциях «эстетической жизни». // Этическая мысль. Вып.6. - М.: ИФ РАН, 2005. С.183-197.

70. Сыродеева A.A. Локальность и современники. // Коллаж-2. №2. - М.: ИФ РАН, 1999. С.7-16.

71. Сэндел М. Либерализм и пределы справедливости. // Современный либерализм. - М.: Прогресс-Традиция, 1998. С.208-209.

72. Фейербах Л. История философии. Собрание сочинений в 3 т. Т.2. - М.: Мысль, 1974.

73. Фейербах Л. Собрание сочинений в 2 т. Т. 1. - М.: Наука, 1995.

74. Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст. Сборник. -М.: Традиция, 1997.

75. Фрейд 3. Неудобства культуры. - М.: Азбука-классика, 2010.

76. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «я». - М.: Азбука, 2012.

77. Фромм Э. Искусство любить. - СПб.: Азбука-классика, 2008.

к

78. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - СПб.: Наука, 2000;

79. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. - М.: Весь мир, 2003.

80. Хайдеггер М. Бытие и время. - Харьков: Фолио, 2002.

81. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. - М.: Республика, 1993.

82. Хомзе А.В. Идея когерентности культуры и познавательных стратегий: по работам Р.Рорти. дисс. канд. филос. наук.: Ростов н/Д. 2007.

83. Шопенгауэр А. Собрание сочинений в пяти томах. Том первый. Мир как воля и представление. - М.: Московский клуб, 1992.

84. Шустерман Р. Форма и «фанк»: эстетический вызов популярного искусства // Личность. Культура. Общество: Междисциплинарный научно-практический журнал социальных и гуманитарных наук. Т. IX, вып. 1. № 4647. Т. IX, Вып. 2, № 48-49. - М, 2009. С.230-346.

85. Эпштейн М.Н., Тульчинский Г.Л. Философия тела. Тело свободы. - СПб.: Алетейя, 2006.

86. Юлина Н.С. Головоломки проблемы сознания: концепция Дэниела Деннета. - М.: Канон+, 2004.

87. Юлина Н.С. Дэниел Деннет: концепция сознания или личностного. // История философии (ежегодник). №5. -М., 1999. С.192-198.

88. Юлина Н.С. Постмодернистский прагматизм Р. Рорти. - Долгопрудный: Вестком, 1998.

89. Юлина Н.С. Разговор «через эпохи», «в эпохе», и историография философии. // История философии. Вып.1. - М.: ИФ РАН, 1997. С.136-162.

90. Юдина Н.С. Ричард Рорти. // Философы двадцатого века. Искусство. -XXI век. - М., 2004. С.248-272.

91. Юлина Н.С. Рорти. Новая философская энциклопедия. Т. 3. - М.: Мысль, 2010.

92. Badiou A., Zizek S. Philosophy in the Present. Cambridge:Polity Press, 2009.

93. Bernstein R. What is the Difference that Makes Difference? Gadamer, Habermas and Rorty. // Philosophy of Science. PSA: Proceedings in Biennial Meeting of the Philosophy of Science Association. Vol. 2. Symposia and Invited Papers, Chicago: Chicago UP, 1982. P.331-359.

94. Brockman J. The Third Culture: Beyond the Scientific Revolution. N-Y: Touchstone, 1996.

95. Bruno P. The Artist and the Self. // Thinking Fundamentals, IWM Junior Visiting Fellows Conferences. Vol. 9. Vienna, 2000. P.85-98.

96. Cavell S. The Senses of Walden. Chicago: Chicago UP, 1992.

97. Churchland P.S. Neurophilosophy. Towards a Unified Science of the Mind-Brain. Cambridge: the MIT Press, 1989.

98. Churchland P.S., Churchland P.M. Neural Worlds and Real Worlds. // Nature Reviews Neuroscience. № 3. London: Nature Pub. Group, 2002. P.903-907.

99. Copeland J.S. Richard Rorty and the Cultural Politics of Literary Criticism. Thesis. Beloit College: Beloit WI, 2003.

100. Cornell D. Transformations: Recollective Imagination and Sexual Difference. N-Y: Routledge, 1993.

101. Davidson D. Subjective, Intersubjective, Objective. N-Y: Oxford University Press, 2001.

102. Derrida. J. Psyche: Inventions of the Other. Stanford: Stanford UP, 2007.

166

M

103. Derrida J., Mensa P. Monolingualism of the Other: or, the Prosthesis of Origin (Cultural Memory in the Present). Stanford: Stanford UP, 1998.

104. Dewey and his Critics. Essays from the Journal of Philosophy, ed. by S. Morgenbesser. N-Y: Lancater Press, 1977.

105. Dewey J. Art as Experience. The Later Works of J. Dewey, 1925-1953. Vol. 10. Carbondale: Southern Illinois University Press, 2008.

106. Dewey J. Experience and Nature. N-Y: Dover Publications, 2000.

107. Dewey J. Human Nature and Conduct. The MW of J. Dewey. Vol. 14. Carbondale: Southern Illinois UP, 2008.

108. Dewey J. The Quest for Certainty: a Study for the Relation of Knowledge and Action. N-Y.: Capricorn, 1960.

109. Dews P. The Limits of Disenchantment: Essay on Contemporary European Philosophy. N-Y: Verso, 1995.

110. Fabbri L. The Domestication of Derrida: Rorty, Pragmatism and Deconstruction. N-Y: Continuum, 2008.

111. Foster P.D. What is at Stake between Putnam and Rorty? // Philosophy and Phenomenological Research. Vol. 52. Iss. 3. Maiden MA: International Phenomenological Society , 1992. P.585-603.

112. Frazier B. Rorty and Kierkegaard on Irony and Moral Commitment: Philosophical and Theological Connections. N-Y: Palgrave McMillan, 2006.

113. Geertz C. Available Light: Anthropological Reflections on Philosophical Topics. New Jersey: Princeton University Press, 2001.

114. Gould S.J. The Hedgehog, the Fox, and the Magister's Pox: Mending the Gap between Science and the Humanities N-Y: Harmony Books, 2003.

115. Habermas J. Philosopher, Poet and Friend // Sign and Sight, 2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.signandsight.com/features/1386.html (дата обращения: 04.04.2013)

116. Heidegger М. Poetry, Language, Thought. N-Y: Harper & Row, 1975.

117. Hall D.L. R. Rorty: Prophet and Poet of New Pragmatism. N-Y: State University of N-Y, 1994.

118. Harris S. Antifundamentalism and the Commitment to Reducing Suffering in Rorty and Madhyamaka Buddhism. // Contemporary Pragmatism. Vol. 7. №2. NY: Rodopi, 2010. P.71-89.

119. Hesse M. The Cognitive Claim of Metaphors. // The Journal of Speculative Philosophy. №1. Vol.2. University Park: The Pennsylvania UP, 1988. P.l-16.

120. Hyde L. The Gift: Creativity and the Artist in the modern World. N-Y: Vintage, 2007.

121. James W. Pragmatism: A series of lectures. Arc Manor. Rockville: Maryland, 2008.

122. Knobe J. A Talent for Bricolage. Interview with R.Rorty. // The Dualist, 2, 1995. P.56-71.

123. Kronick J.G. Derrida and the Future of Literature. Albany: State University of N-Y Press, 1999.

124. Kronick J.G. Philosophy as Autobiography: the Confessions of Jacques Derrida. // Modern Language Notes. Vol.115. №5. Comparative Literature Issue. Baltimore: John Hopkins UP, 2000. P.997-1118.

125. Leigland S. Pragmatism, Science and Society: A Review of Richard Rorty's

Objectivity, Relativity and Truth. // Relativism, and Truth: Philosophical Papers,

Vol. 1. Journal of the Experimental Analysis of Behavior, 1999 P. 483-500.

168

126. Lemke S.W. Pluralism and Pain in Richard Rorty's Liberal Utopia [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.nobts.edu/faculty/itor/lemkesw/personal/rortyets.htnil (дата обращения: 12.13.2012).

127. Levisohn J.A. Probing Pragmatism: Rorty, Reforms and Responsibility. // Philosophy of Education, ed. by C. Higgins. N-Y, 2004.

128. Lewis C.I. Mind and the Word Order: an Outline of a Theory of Knowledge. N-Y: Dover Publications, 1991.

129. Lewis-Kraus G. Interview with Richard Rorty. // The Believer. №3. San-Francisco: McSweeney's Pub., 2003.

130. Lovejoy A. The Thirteen Pragmatisms and Other Essays. Baltimore: John Hopkins UP, 1963.

131. Malecki W. Embodying Pragmatism: Richard Shusterman's Philosophy and Literary Theory. Frankfurt am Main: Peter Lang Publishing, 2010.

132. Margolis J. The Art and the Definition of the Human: Toward a Philosophical Anthropology. Palo Alto: Stanford University Press, 2008.

133. Margolis J. What, After All, is a Work of Art? Lectures in the Philosophy of Art. University Park: Pennsylvania State University Press, 1999.

134. McClean D.E. Richard Rorty and Cosmopolitan Hope: A Critical Analysis of Rorty's Ironism and Antifoundationalism and Consideration of Their Uses in Forging Cosmopolitan Sensibilities. Ann Arbor: ProQuest LLC, 2009.

135. McClure J.K. Finite, Contingent and Free: A New Ethics of Acceptance. Lanham, ML.: Rowman & LittleField Publishers, 2003.

136. Mead G.H. The Individual and Social Self: Unpublished Essays. Chicago: Chicago UP, 1982.

137. Meeker S. Utopia Limited: An Anthropological Response to Richard Rorty // Anthropoetics IV. №2, 1998-1999. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.anthropoetics.ucla.edu/ap0402/utopia.htm (дата обращения: 09.11.2012).

138. Minissale G. Framing Consciousness in Art: Transcultural Perspectives. N.Y: Rodopi, 2009.

139. Mouffe C. Rorty's Pragmatist Politics. // Economy and Society. Vol. 29. №3, 2000.

140. Nozick R. Philosophical Explanations. Cambridge: Belknap Press of Harvard UP, 1983.

141. Oakeshott M. Rationalism and Politics and Other Essays. London: Methuen, 1959.

142. Pragmatism, Critique, Judgment: Essays for Richard J. Bernstein, ed by S. Benhabib and N. Fraser. Cambridge MA: the MIT Press, 2004.

143. Putnam H. Reason, Truth and History. Cambridge: Cambridge UP, 1981.

144. Putnam H. Renewing Philosophy. Cambridge MA: Harvard University Press, 1992.

145. Putnam H. Worlds and Life. Cambridge. Harvard University Press, 1995.

146. Quine W.V. From a Logical Point of View. Cambridge: Harvard University Press, 1980.

147. Rajchman J. The Deleuze Connections. Cambridge: the MIT Press, 2000.

146. Rajchman J., West C. Solidarity and Objectivity? // Postanalytic Philosophy ed. J.Rajchman and C.West. N-Y.: Columbia University Press, 1985.

148. Ramachandran V.S. A Brief Tour of Human Consciousness: From Impostor Poodles to Purple Numbers. N-Y.: Pi Press, 2005.

170

149. Ramachandran V.S. The Tell-Tale Brain: a Neuroscientist Quest for What Makes Us Human. N-Y.: W.W. Norton & Co., 2011.

150. Ramachandran V.S., Hubbard E.M. The Phenomenology of Synaesthesia. // Journal of Consciousness Studies. 10. №8, 2003. P.49-57.

151. Reece G.L. Irony and Religious Belief. Tübingen: Mohr Siebeck, 2002.

152. Richard Rorty. ed. by C. Guignon and D.R. Hiley. Cambridge: Cambridge UP, 2003.

153. Richard Rorty: Education, Philosophy and Politics, ed. by M.A. Peters and P.Jr. Ghiraldelli. Lanham MD.: Rowman & Littlefield Publishers, 2001.

154. Rivera J. The Irony of Ironism: A Critique of Rorty's Postmetaphysical Utopia. // Macalester Journal of Philosophy. Vol.20, iss.l, Saint Paul. Minnesota, 2012. P.61-78.

155. Roberts D.D. Nothing but History. Berkeley. University of California Press, 1995.

156. Rorty and His Critics, ed by R.B. Brandom. Maiden MA: Blackwell, 2000.

157. Rorty and Pragmatism: Philosopher Responds to his Critics, ed by H.J. Saatkamp Nashville: Vanderbilt University Press, 1995.

158. Rorty R. Brain as Hardware, Culture as Software. // Inquiry. №47 (3), 2004. P.219-235.

159. Rorty R. Consequences of Pragmatism. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1994.

160. Rorty R. Essays on Heidegger and others. Cambridge MA: Cambridge University Press, 1991.

161. Rorty. R. Habermas and Lyotard on Post-modernity. // Praxis International. Vol. 4, 1984. P.32-44.

162. Rorty R. Objectivity, Relativity and Truth: Philosophical Papers. Vol. 1. Cambridge: Cambridge UP, 1991.

163. Rorty R. Philosophy and Social Hope. N-Y.: Penguin Books, 2000.

164. Rorty R. Philosophy as Cultural Politics. Cambridge: Cambridge University Press, 2007.

165. Rorty R. Posties. // London Review of Books. London, 1987. P.ll-12.

166. Rorty R. Richard Rorty: Toward a Post-Metaphysical Culture, Interview with Michael O'Shea, // The Harvard Review. Cambridge, 1995. P.58-66.

167. Rorty R. The Fire of Life. // Poetry. №191 (2), 2007. P.129-131.

168. Rorty R. Truth and Progress. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.

169. Rorty R. and Vattimo G. The Future of Religion. N-Y.: Columbia UP, 2005.

170. Rorty R., Voparil C.J. The Rorty Reader, ed. by R.J. Bernstein. Oxford UK: Wiley-Blackwell, 2010.

171. Rothleder D. The Work of Friendship: Rorty, His Critics and the Project of Solidarity. Albany N-Y.: State University of N-Y Press. 1999.

172. Self and Society: Central European Pragmatist Forum, Vol. 4. ed. by A. Kremer and J. Ryder. Amsterdam: Rodopi, 2009.

173. Sellars W. Science and Metaphysics: Variations on Kantian Themes. Atascadero, CA: Ridgeview Pub. Co., 1992.

174. Sherwood Y. Sanctified Aggression: Legacies of Biblical and Post-Biblical Vocabularies of Violence, ed. by J. Bekkenkamp. London: T&T Clark, 2003.

175. Shusterman R. Surface and Depth: Dialectics of Criticism and Culture. Ithaka: Cornwell UP, 2002

176. Soames S. Reference and Description. Princeton: Princeton University Press. 2007.

177. Stiegler B. Technics and Time. Vol.1. The Fall of Epimetheus. Stanford: Stanford UP, 1998.

178. Stow S. Republic of Readers? The Literary Turn in Political Studies. Albany: N-Y State UP, 2007.

179. Tannen D. The Argument Culture: Stopping America War's of Words. N-Y.: Ballantine Books, 1999.

180. Tartaglia J. Rorty and the Mirror of Nature. N-Y: Routledge, 2007.

181. Taylor C. Ethics of Authenticity. Cambridge MA.: Harvard UP, 1992.

182. Thames B.J. Being That Can BE Understood is (Not Simply) a Language: How Rorty Misappropriates Gadamer. // Philosophical Arguments. Seminar Paper for G. Gutting, 2005. P.21-29.

183. The Linguistic Turn: Essays in Philosophical Method, ed. by R. Rorty. Chicago: Chicago UP, 1992.

184. The Pragmatic Turn in Philosophy: Contemporary Engagement between Analytic and Continental Thought, ed. by W. Egginton and M. Sandbothe. Albany: State University of N-Y Press, 2004.

185. Vighi F. On Zizek's Dialectics: Surplus, Subtraction, Sublimation. London: CIPG, 2010.

186. Voparil C. Rortyan Cultural Politics and the Problem of Speaking for Others. // Contemporary Pragmatism. Vol. 8. №1, N-Y: Rodopi, 2011. P. 115-131.

187. Wain K. Strong Poets and Utopia: Rorty's Liberalism, Dewey and Democracy. // Political Studies. Vol. 41. Iss. 3. Maiden MA, 1993. P.394-407.

188. Walzer M. Moral Minimalism in «Thick and Thin: Moral Argument at Home and Abroad». Notre Dame.: University of ND Press, 2006.

189. Warnke G. Gadamer: Hermeneutics, Tradition and Reason. Stanford, 1987.

190. Waters L. Dreaming with Tears in My Eyes. // Transition. №74. 1998. P.78-102.

191. Wellman B., Hampton K. The Internet in Everyday Life. Maiden MA: Blackwell Publishers, 2002.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.