Декор в архитектуре бурятских буддийских храмов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Барданова, Туяна Иннокентьевна

  • Барданова, Туяна Иннокентьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2006, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 186
Барданова, Туяна Иннокентьевна. Декор в архитектуре бурятских буддийских храмов: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.09 - Теория и история искусства. Улан-Удэ. 2006. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Барданова, Туяна Иннокентьевна

Введение.

I. Художественно-образная модель буддийского храма.

1.1. Религиозно-философские основания буддийского храма как модели мира.

1.2. Семантика декоративных мотивов в тибето-монгольской культурной традиции.

II. Декоративное убранство буддийских храмов Забайкалья.

2.1. Этапы формообразования дацанского искусства.

2.2. Система декора в архитектуре цокчин-дуганов.

III. Декоративное убранство буддийских храмов Бурятии.

3.1. Декоративно-монументальное решение бурятского буддийского монастыря - Иволгинского дацана.

3.2. Роль декора в архитектуре бурятских буддийских храмов на современном этапе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Декор в архитектуре бурятских буддийских храмов»

Актуальность исследования данной темы обусловлена национально-культурным возрождением, отмеченным в Бурятии в нач. 90-х гг. XX века; в большей степени связанным с «возрождением буддизма». Культовое бурятское искусство испытало гонения в ходе репрессий 30-х гг. XX века, так из сорока семи дацанов - буддийских бурятских монастырей уцелело всего три, в результате была прервана художественная линия дацанского искусства. Реставрационные работы, начавшиеся в последнее десятилетие уходящего столетия, спасли памятники от окончательного разрушения временем, предоставив богатый материал для исследования дореволюционного бурятского храмового декора.

С 90-х гг. XX века на территории республики возводятся дуганы -храмы и целые комплексы - дацаны, появляются новые имена из среды бурятского буддийского духовенства, архитекторов, художников, скульпторов, связанных с художественным наследием бурятского культового искусства. Поэтому актуально исследование дореволюционного и современного, восстановительного этапа, дацанского искусства. В начале XXI века мы можем проанализировать развитие бурятского буддийского искусства прошлого столетия, которое уже стало достоянием истории.

Актуальность исследования состоит в том, что в условиях модернизации возникла острая потребность современного общества в закреплении традиций и передаче их новому поколению. Буддийские храмы можно образно сравнить с мостом, который передает духовные ценности из поколения в поколение.

Степень разработанности темы В связи с деятельностью Российской Академии Наук начинаются научные исследования на территории

Восточной Сибири; одни из первых сведений о бурятских юртовых-храмах и дацанах приводятся академиком П-С. Палласом1.

Благодаря деятельности Русского географического общества (РГО) на рубеже XIX-XX веков были организованы экспедиции и собран материал по дацанам Забайкалья; в результате проведенной работы вышли многотомные издания Восточно-Сибирского отдела и Западно-Приамурского отдела РГО2; а также монографии A.M. Позднеева, В. Птицына, Д. Ухтомского3.

В этнографическом материале Г.-Д. Нацова, Б. Жигмидона, собранном в начале XX века, содержатся описания внешнего облика буддийских храмов, предметов культа, а также проведение обрядов4.

В 1927 г. по решению Бурят-Монгольского ученого комитета была отправлена научно-исследовательская экспедиция в Эгитуйский дацан. Итогом ее работы явились материалы, собранные П.Н. Дамдиновым и P.C. Мэрдыгеевым, в которых был представлен первый опыт стилистического анализа бурятских храмов, проанализированы детали ордерной системы, даны наименования некоторым деталям декора5. В 1939 году вышла книга В.П. Гирченко, содержащая краткие сведения о юртовых храмах и дацанах из заметок иностранных путешественников по Сибири6.

Палласом П-С. Путешествие по рашичным провинциям Российского государства. -СПб., 1773-1778.-Т. 111, кн. 1.

Азиатская Россия. - СПб., 1914; Записки Западно-Приамурского отдела РГО. -Хабаровск, 1896;

3Позднеев А М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монюлии (Записки Императорскою русского географическою общества по отделении этнографии. T.XVI. 1887г.); Птицын В.В. Селеш инская Даурия. Очерки Забайкальского края. - С-П., 1896; Ухтомский Д. Путешествие на Восток

4Нацов Г.Д. Статьи о дацанах. Общий фонд. д. 633. ОПП ИМБиТ СО РАН; Жигмидон Б.

Монография Кижингинског о дацана. Общий фонд д. 228. ОПП ИМБи I СО РАН;

5Дамбинов П.Н. Мэрдыгеев P.C. Об искусстве бурятских дацанов. Общий фонд. д. 375. ИМБиТ СО РАН. - Материалы первой экспедиции БУК - Бурят-монгольский ученый коми1ет.-1929.

6Гирченко В П. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и I пол. XIX вв. о бурят-монголах -Улан-Удэ, 1939.

В 1963 г. Г. Ленхобоевым и K.M. Герасимовой проводится изучение технологии строительства бурятских храмов, рассматривается цветовое решение и состав красок, даются определения в названии мотивов декора, приводятся имена народных бурятских мастеров XIX-XX веков7.

Начиная с 70-х гг. выходят статьи посвященные искусству бурятских храмов: З.Б.Батын проводил сравнительный анализ монгольской и бурятской архитектуры XVIII века; А.Н. Копыловым рассматривался вопрос взаимовлияния элементов бурятского и русского декора, тот же аспект затрагивался Е.А. Ащепковым, Б.И. Оглы; к своеобразию дацанского и искусства обращалась В.М. Рутковская .

В 80-е гг. выходят работы монгольских авторов: М.Туяа, Д. Майдара, Н.-О. Цултэма по буддийскому монументально-декоративному искусству, которые можно считать показательными для исследования бурятского буддийского храмового искусства, так как у двух монголоязычных народов имеются общие черты. И.И. Соктоева рассматривала своеобразие бурятских дацанов в контексте декоративного искусства Бурятии9; ею же поднимались вопросы орнамента и символики в бурятском искусстве. К теме ансамблевого построения и значение храмового декора, на примере Гусиноозерского дацана, обращались: В.Д.

7 Ленхобоев Г. Герасимова К. М. Материалы о народных умельцах Оронгоя // О бурятском изобразительном искусстве. - Улан-Удэ, 1963. - С. 135-147.

8Батын 3 Б. Эволюция строительства дацанов у бурят // Тезисы докладов XVII конференции ЛИСИ. - Л., 1969. - С. 58-69; Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII - нач. XIX вв. - Новосибирск, 1974; Ащепков Е.А., Оглы Б И. Архитектурные памятники Иркутска XVIII-XIX столетия // Вопросы нучно-методической работы над Сводом памятников истории и культуры народов Сибири. -Новосибирск, 1974. - С. 72-88; Оглы Б.И. Особенности архитектуры городов Восточной Сибири во второй половине XVIII - XIX вв. // Сибирские юрода XVII - XX вв. - Новосибирск, 1981. - С. 185-199, Рутковская В.М. Памятники зодчества Бурятии (XVII-XIX вв.) // Вопросы краеведения Бурятии. - Улан-Удэ, 1975. - вып. 8. - С. 119130.

9Соктоева И И. Изобразительное искусство Бурятии. - Новосибирск, 1988. Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. - Новосибирск, 1983.

Колгушкин, Т.С. Проскурякова10. Подробный материал по истории становления и художественному оформлению Гусиноозерского дацана представляет проект реставрации данного памятника, в частности, автором «Исторической записки» И.Г. Васильевой приводятся детальные описания конструктивных и декоративных деталей и их цветовое решение главного храма11.

В эти же годы выходит ряд статей и монография J1.K. Минерта, представляющая фундаментальное исследование бурятских буддийских храмов. Автор проводит подробный стилистический анализ крупнейших дацанов, сравнительный анализ буддийских сооружений соседних стран, применяя аналогичный опыт немецкого ученого 3. Хуммеля, который впервые провел стилистический анализ тибетской, монгольской и

12 бурятской культовой архитектуры . Следующие статьи J1.K. Минерта частично вошли в выше указанную монографию: «О происхождении и развитии ордерных форм» (1980г.), «Отражение космологических идей Индии в буддийском зодчестве Тибета, Монголии, Бурятии и Калмыкии» (1980г.), «Взаимосвязь зодчества Бурятии, Монголии и Тибета в XVIII-XX вв.» (1986г.), «К вопросу о самобытности зодчества Бурятии и Монголии»; «Бурятская архитектура второй пол. XIX в.». (1981г.), «Бурятская Архитектура нач. XX в.», «Цугольский дацан». Одна из его последних статей «Бурятские дацаны при Советской власти» (1991г.).

Исследования и выводы J1.K. Минерта по дацанской архитектуре XV11I—XIX веков объединяют опыт архитектора и исследователя, привлекая точностью и объективностью; до сих пор данная работа остается

10ПроскуряковаТ.С. Пути формообразования бурятских дацанов // Архитектурное наследие. - М.,1985. - вып.ЗЗ. - С. 200-210, Колгушкин В.Д. Дуган Чойра Гусиноозерского дацана // Памятники истории и архитектуры Сибири. Новосибирск, 1986. - С.105-108.

11 Центр охраны памятников истории и культуры. Проект реставрации памятника истории и архитектуры XVIII века, комплекса Гусиноозерского Буддийского монастыря. Историческая записка - Улан-Удэ, 1989.-т.1.

12 Минерг Л.К. Памятники архитектуры Бурятии. - Новосибирск, 1983. Hummel S. Die lamaistische Kunst in der Umwell von Tibet. - L. 1955. единственной основательной работой по истории бурятского культового зодчества.

Вопрос становления дацанского зодчества в XVIII веке и влияние русской архитектуры рассматривался в статьях М.Д. Юмжаповой13.

К истории дацанов обращались ряд авторов в кон. 90-х гг. XX века:

Г.С. Митыпова, Д.С. Жамсуева, Г.Г. Чимитдоржин, в их работах содержатся ценные архивные сведения, исторические фотодокументы14.

Обширные сведения энциклопедического характера по истории буддизма, этнографии, истории дацанского строительства, деятельности религиозных и светских деятелей Забайкалья представлены в «Историкокультурном атласе Бурятии»15. Документы о закрытии дацанов и процесс восстановления культовых буддийских сооружений, а также материалы о состоянии буддизма в 40-90-е гг., постановления по вопросам культового строительства в XX веке, опубликованы в сборнике документов «Из истории религиозных конфессий XX век»16.

Суммируя приведенный выше материал, можно отметить, что с момента своего возникновения, дацаны привлекают исследователей как интересный и своеобразный феномен. Большинство публикаций содержит лишь отдельную информацию по интересующим нас вопросам. До сих пор декоративное убранство бурятских буддийских храмов не являлось предметов развернутого научного искусствоведческого исследования.

Объектом исследования являются буддийские храмы Забайкалья Х1Х-ХХ веков.

13Юмжапова М.Д. Жилища и культовые сооружение у бурят до середины XVIII века // Памятники русской архитектуры и монументального искусства XIII - XIX вв - М ,

2000. - С. 150-164; Влияние русской архитектуры на бурятское буддийское зодчество // Памятники русской архитектуры и монументального искусства XIII - XIX вв. - М.,

2001.-С. 264-275.

14 Митыпова Г.С. Ацагатский дацан (1825 - 1937). История, события и люди. - Улан-Удэ,1995; Жамсуева Д.С. Агинские дацаны как памятники истории и культуры - Улан-Удэ, 2001; Чимитдоржин Г.Г. Иволгинский дацан: история, события, люди. - Улан-Удэ, 2001.

15 Историко-культурный атлас Бурятии. - М., 2001.

16 Из истории религиозных конфессий Бурятии: Сборник документов. - Улан- Удэ, 2001.

Цель работы. Исследование роли и значения декора в художественно-образной структуре бурятского буддийского храма.

Для достижения этой цели в работе ставятся и решаются следующие задачи:

• установить комплекс религиозно-философских понятий, составивших основу объемно-пространственной композиции буддийского храма как модели мира;

• рассмотреть региональную интерпретацию художественно-образной концепции буддийского храма в Тибете и Монголии, с выявлением семантического значения мотивов декора;

• обозначить результаты формообразования дацанского искусства от храма-юрты до архитектурного ансамбля;

• дать стилистическую характеристику декоративному решению главных храмов XIX в. (на примере Гусиноозерского, Цугольского, Агинского цокчин-дуганов);

• описать строение и декоративно-монументальное решение бурятского буддийского комплекса второй половины XX века; дать сравнительно-стилистическую характеристику декоративного решения бурятских буддийских храмов XIX - XX вв.;

Территориальные рамки. Исследование проводилось на территории Республики Бурятия и Агинского национального округа. Рассматривались главные храмы - цокчин-дуганы Гусиноозерского, Цугольского, Агинского дацанов; храмы г.Улан-Удэ и в районах Бурятии: Иволгинском, Кяхтинском, Заиграевском.

Хронологические рамки. Исследование декора бурятских буддийских храмов включает период с XIX по XX века. Необходимо отметить, что расцвет декоративного убранства бурятских храмов в сер. XIX века, был обусловлен XVIII веком, временем становления дацанского искусства. Дацанское искусство XX века сконцентрировано на его второй половине, так как события 30-х гг. XX в. практически прервали двухвековую линию развития. «Буддийская культура в Бурятии в ее официальном виде с кон. 30-х гг. перестала существовать, но не исчезла, здесь более приемлемо выражение «ушла в подполье»17. Строительство Иволгинского дацана в 1946 г. и восстановление Агинского дацана в 1960-е гг. ознаменовало собой новый этап бурятского буддийского храмового искусства. Некоторые трудности для полного анализа представляют события нач. XXI века, поскольку процесс возрождения буддийской религии еще далек от своего завершения.

Материалом исследования являются визуальные источники: главные храмы Гусиноозерского, Агинского, Цугольского, Иволгинского, Ацагатского дацанов - бурятских буддийских монастырей, а также храмы в г.Улан-Удэ. Архивные материалы: Общего фонда ОПП ИМБиТ СО РАН -личные архивы П.Н.Дамбинова, Р.С.Мэрдыгеева, Г.Д.Нацова, Б.Жигмидона; документы по истории дацанов, представленные фондом Р-248-с в НАРБ; «Проект реставрации памятника истории и архитектуры XVIII века, комплекса Гусиноозерского буддийского монастыря» из центра Охраны памятников истории и культуры; разработки проектов буддийских храмов в г.Улан-Удэ и в районах Бурятии из Архитектурно-проектной мастерской - Архпроект; фотодокументы из общедокументального фонда музея Истории Бурятии им.Хангалова; наглядный материал представлен декоративным убранством бурятских буддийских храмов Забайкалья XIX-XX вв. Также материалом исследования послужили результаты интервьюирования: лам, архитекторов, художников, скульпторов.

Теоретической и методологической базой исследования является художественно-стилистический метод описания и анализа памятников. Диссертация опирается на отечественные, монгольские и западноевропейские фундаментальные труды в сфере истории, этнографии,

17

Жуковская Н. Л. Республика Бурятия: Этнорелигиозная ситуация (1991-1993гт.) Москва 1994. - НАРБ, Ф. 1857, оп. 1, д.295, с.6. европейские фундаментальные труды в сфере истории, этнографии, религиоведения (A.M. Позднеев, Г.Ц. Цыбиков, K.M. Герасимова, В.Ц. Найдакова, Г.Р. Галданова, H.JI. Жуковская); буддийского искусства и архитектуры (С.И. Тюляев, A.A. Короцкая, И.Ф. Муриан, Л.И. Ремпель, С. Раппопорт, В.Н. Ткачев, Н. Цултэм, Д. Майдар, И.И. Соктоева, JI.K. Минерт), философии (Н.К. Рерих, Т. Буркхардт, X. Аргулес, K.M. Герасимова, И.С. Урбанаева), культурологии (Ю.М. Лотман, М.С. Каган, А.Е. Чучин-Русин).

В процессе исследования применялся сравнительно-исторический метод, который позволил соотнести художественный облик храмов XIX и XX веков. С помощью типологического метода была проведена систематизация элементов декора. Семиотический метод позволил раскрыть значение и смысл декоративных мотивов в контексте художественного замысла произведения. При сборе полевых материалов использовались методы экспедиционной работы: непосредственное наблюдение, фотофиксация, обмеры, интервьюирование.

Основные положения, выносимые на защиту:

• Становление архитектурного декора в контексте развития дацанского искусства, то есть под влиянием трех факторов: традиционной бурятской культуры, буддийского канона - образцов буддийского искусства соседних стран и русского зодчества.

• Декоративное убранство бурятских буддийских храмов представляет систему расположения элементов декора в композиционной структуре сооружения, включая оформление портика, дверей, окон, северный фасад, окружные галереи, угловые части карниза, завершение кровли. Мотивы декора представляют сплав разнородных мировоззренческих понятий, получивших в Забайкалье художественную интерпретацию; по происхождению их можно разделить на: строительно-конструктивные, символико-буддийские, традиционно бурятские.

• Бурятские дацаны второй половины XX века строятся по канонически установленной планировочной схеме хото-мандала, но при этом уступают им в синтезе декоративного начала, масштабности, отличаются разнохарактерностью построек, заметна тенденция к сооружению небольших дуганов, пришедших на смену архитектурным ансамблям.

• В бурятском буддийском храмовом искусстве второй половины XX века в решении декора можно выделить три подхода: 1) реставрационный, 2) традиционный, 3) новаторский. Первый, представляет восстановление прежнего облика дореволюционных храмов; второй подход опирается на систему декора XIX века, ставшей со временем традиционной; третий -представляет поиск новой художественно-образной концепции, некоторый отход от канона в области цветовой гаммы, освещения, строительных и отделочных материалов,

Научная новизна исследования:

• Видится автору в искусствоведческом исследовании архитектурного декора и семантического значения мотивов в бурятском храмовом искусстве XIX - нач. XXI вв.

• Проанализирована традиционная система декоративного убранства бурятского буддийского храма: расположение в объемно-пространственной композиции сооружения, идейно-содержательная основа мотивов декора на примере дореволюционных цокчин-дуганов: Гусиноозерском, Цугольском, Агинском, восстановленных в ходе реставрации в 80-90-е гг. XX века;

• Дана стилистическая характеристика декоративно-монументального решения бурятского буддийского комплекса второй половины XX века -Иволгинского дацана;

•' В работе впервые исследованы бурятские буддийские храмы 90-х гг. XX века, с последующим сравнительно-стилистическим анализом декоративного убранства в бурятском храмовом искусстве XIX - XX веков.

Апробация работы. Основные положения и выводы исследования отражены в пяти публикациях. Отдельные положения диссертации были изложены в виде докладов на всероссийской научно-практической конференции «Профессионально-педагогическая подготовка студентов классического университета» - Улан-Удэ (2005); на международном научном симпозиуме «Образование, культура и гуманитарные исследования Восточной Сибири и Севера в начале XXI века («Байкальские встречи-У») - Улан-Удэ (2005).

Теоретическая и практическая значимость. Тема исследования затрагивает широкий круг проблем связанных с буддийским искусством в Бурятии. Результаты проделанной работы могут быть использованы в дальнейших искусствоведческих исследованиях в области декоративного искусства монголоязычных народов Центральной Азии. Материалы исследования могут составить основу при разработке спецкурсов по «Изобразительному искусству Бурятии», «Бурятское буддийское искусство». Материалы по анализу архитектурных проектов могут быть полезны в культовом, а также современном гражданском строительстве.

Структура диссертации. Работа состоит, из введения, трех глав, заключения, библиографии, глоссария и приложения (список иллюстраций, чертежи, таблицы).

В первой главе «Художественно-образная концепция буддийского храма» рассматривается комплекс религиозно-философских и эстетических понятий, лежащих в основе художественного образа буддийской модели Вселенной - мандалы. Развитие мировоззренческой картины в странах северного буддизма и ее пластическое решение. В первом параграфе «Религиозно-философские основания буддийского храма как модели Вселенной» анализируется праобраз буддийского храма, связанный с представлением о первочеловеке «Пурушу»; символика и универсальность магической диаграммы - мандалы (санскр. круг), ставшей краеугольным понятием в храмовом искусстве народов индо-буддийского ареала. Представление в индийской космологии центра Вселенной или ее вертикальной оси в виде горы Сумеру, горизонтальной и вертикальной проекции модели мира в образе Будды, как тождество макро-и-микрокосмоса. Во втором параграфе «Семантика декоративных мотивов в тибето-монгольской культурной традиции» рассматриваются художественные традиции стран северного буддизма, через призму которых религия распространилась на территории Забайкалья. Изучается интерпретация художественно-образной концепции модели мира, получившей региональное пластическое решение. Прослеживается установление ряда буддийских символов во внешнем облике храма, а также их дополнение местными мотивами, обусловленными спецификой традиционной культуры.

Во второй главе «Декоративное убранство буддийских храмов Забайкалья» выявляются достижения дацанского искусства от появления юртовых храмов до архитектурных ансамблей. Проводится анализ декоративного убранства трех ведущих дореволюционных главных храмов: Гусиноозерского, Цугольского, Агинского, которые своим появлением ознаменовали расцвет искусства бурятских дацанов. В первом параграфе «Этапы формообразования дацанского искусства» выделяется значение начального этапа дацанского искусства. Установление стационарного подхода к монументальным видам декоративного искусства, специфика стационарного строительства; ассимиляция буддизма и добуддийских верований, сказавшаяся на устройстве юртовых храмов. Подчеркивается роль трех факторов в появлении деревянного цокчина и начальное формирование бурятского буддийского комплекса; качественный скачок в развитии дацанского искусства, деятельность бурятских художественных артелей, заявивших о себе появлением масштабных ансамблей и расцветом декоративного убранства. Во втором параграфе «Система декора в архитектуре цокчин-дуганов» проводится художественно-стилистический анализ Гусиноозерского, Агинского, Цугольского главных храмов бурятских буддийских монастырей; подробно рассматривается весь комплекс художественных средств выразительности, используемых в системе архитектурного декора.

Третья глава «Декоративное убранство буддийских храмов Бурятии». В данной главе проводится художественно-стилистический анализ бурятского буддийского комплекса - Иволгинского дацана, а также храмов города Улан-Удэ и в некоторых районах Бурятии, многие из которых появились в процессе «возрождения буддизма» в 90-х гг. XX века. Затрагивается круг вопросов связанных с современным восстановительным этапом бурятского храмового искусства.

Первый параграф «Декоративно-монументальное решение бурятского буддийского монастыря - Иволгинского дацана». Преимущество Иволгинского дацана в его полной сохранности по сравнению с дореволюционными дацанами, это позволяет проанализировать его местоположение, планировку, систему гороо; относительная современность дает возможность наблюдать процесс возведения дуганов и сумэ от закладки фундамента до решения декоративного убранства, и таким образом, сделать всесторонние выводы о художественном облике бурятского буддийского монастыря.

Во втором параграфе «Роль декора в архитектуре бурятских буддийских храмов на современном этапе» рассматривается состояние бурятского храмового искусства на сегодняшний день. Исследуются храмы 90-х гг. XX века: г. Улан-Удэ, Кижингинского, Заиграевского, Иволгинского районов; акцентируются приемы новаторского художественного решения объемно-пространственных планировок и декора. В Заключении формулируются основные итоги исследования. В

Приложении содержатся глоссарий, список иллюстраций, чертежи, таблицы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Барданова, Туяна Иннокентьевна

Заключение

Буддийское храмовое искусство - одна из интереснейших страниц в истории Бурятии. С распространением религии буддизма на территории Забайкалья, начинают развиваться новые виды искусства: храмовое строительство, различные виды монументально-декоративного искусства, скульптура, танка, оформление книг. В виду того, что буддизм при распространении ассимилировался с местными верованиями и культурными традициями, методы и принципы культового искусства также варьировались или дополнялись приемами и сюжетами из традиционной бурятской культуры. В условиях кочевого образа жизни племен Забайкалья, развивалось преимущественно декоративно-прикладное искусство, а основным художественным средством выразительности оставался орнамент.

Укрепление стационарного подхода^сархитектуре и монументально- ^ декоративному искусству у бурятских племен происходит в период ' юртовых храмов. Само устройство юрты - традиционного жилища бурят, внутреннее убранство, выделение сакральных зон, выбор места, имели непосредственное влияние на формирование стационарных бурятских храмов. Так, от юртовых храмов наблюдается семантическая связь с сакральными зонами будущего бурятского храма, его внутренним устройством. Географическо-климатические условия Забайкалья также сыграли роль в формировании облика бурятских храмов. То есть данный период явился подготовительным этапом к стационарному строительству и развитию храмовой обрядности.

Процесс формирования буддийского канона в отношении архитектурного декора, начавшийся в Индии, был продолжен в странах северного буддизма. Декор бурятских храмов имеет в своей основе - сплав индийских, тибето-монгольских мотивов, испытавших влияние китайской культуры.

Бурятское храмовое искусство дает богатый материал для изучения архитектурного декора, который отражает эстетические и духовные устремления, вековые традиции, доведенные до высшего уровня символико-абстрактного языка искусства. Декоративное начало осуществляется рядом выразительных приемов: резьбой и росписью по дереву, чеканкой, мелкой пластикой, которые образуют своего рода художественный почерк архитектурного декора. В мотивы бурятского храмового декора заложены сакральные значения религиозно-философских понятий буддизма, требующие расшифровки. Истоки символического языка можно усматривать в геометрических фигурах диаграммы Вселенной - мандалы, основополагающего, краеугольного понятия буддийского мировоззрения.

На протяжении почти трехвекового развития бурятскою культового зодчества мандала - горизонтальная проекция Вселенной и гора Сумеру, ее центр - вертикальная ось Вселенной, являлись идейной основой планировки и объемно-пространственной композиции буря гских храмов.

Идея хото-мандала осуществилась в структуре бурятских буддийских архитектурных ансамблях. Дацаны отличались органичным сочетанием с окружающим природным ландшафтом, масштабом, монументальностью, ощущением пространственного размаха. Таким образом, представляя результат огромной организаторской работы, воплощением в архитектурный ансамбль сложнейшего замысла, в основе которого заложена религиозно-философская концепция буддийского учения.

Ансамблевое единство достигалось также, пропорциональными соотношениями сооружений, общим силуэтом загнутых крыш, синтезом архитектуры, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, живописи, театральных мистерий и музыки.

Расцвет дацанского искусства связан с растущим числом бурятских монастырей в середине XIX века, развитием каменного строительства в крае, накоплением опыта и формированием художественной школы бурятских мастеров. В результате вырабатывается тип бурятского храма -трехэтажный каменный цокчин-дуган и система декоративного убранства.

Система декоративного убранства бурятского буддийского храма появилась как результат органичного соединения архитектурных форм и декора, то есть единство архитектурно-композиционного и образно-символического решения являлось одним из важных принципов бурятского культового искусства XIX века. Важно учесть, что расцвет архитектурного декора связан не с простым повторением канонических приемов, а с их творческой переработкой, в этом заключалась индивидуальность каждого сооружения. Выработались правила расположения декора в композиционной структуре храма, то есть сформировались своеобразные поля: вход-портик, двери, окна, углы крыш, окружные галереи, стена северного фасада, завершение кровли, интерпретация ордера. На основе этой системы можно говорить о типологии декоративных мотивов. По происхождению традиционный дацанский декор подразделяется на: строительно-конструктивный, символико-буддийский, традиционно бурятский с присутствием некоторых черт русского зодчесчва

Принцип полихромии декоративного убранства органично связан с традиционной тягой к цветовым контрастам, красочности и яркости. Народная любовь к полихромии создает органичную связь окружающего пейзажа с эстетическими представлениями о красоте и гармонии в цветовом звучании мотивов декора. Цвет влиял на восприятие форм и размеров декорируемой поверхности, выбор же цвета происходил от символического значения декоративного мотива.

Декоративное убранство бурятских буддийских храмов второй пол. XX века - это новый этап в развитии дацанского искусспза, отмеченный иными факторами исторического развития. Анализируя храмовые произведения буддийского искусства можно выделить три подхода в решении декора бурятских храмов: 1) реставрационный, 2) традиционный, 3) новаторский.

Одним из крупных художественных центров бурятского храмового искусства на современном этапе является Иволгинский дацан. По пропорциям и объемно-композиционному строению Иволгинский цокчин-дуган является прямым продолжателем традиций дацанского искусства. Но в сравнении с цокчинами XIX века декоративное убранство отличается несколько схематичным исполнением, хотя в решении экстерьера есть своеобразные новаторские приемы. В целом, объемно-проаранственные композиции и декор храмов Иволгинского дацана являют собой примеры выше перечисленных трех направлений.

Роль декора в экстерьере храмов 90-х гг. XX века заметно снизилась, возросла гладкость, лаконичность объемов, некоторая схематичность в трактовке элементов декоративно-орнаментальных композиций и ордерной системы. На смену масштабным дацанам пришел тип небольшого «тибетского дугана», отличающийся лаконичное шо форм. Полихромию заменил один доминирующий цвет, чаще белый или светло-желтый, реже бордовый.

Бурятское храмовое искусство на данном этапе можно сказать находится в процессе формирования нового стиля. Начиная с 90-х гг. XX века расширились перспективы для развития дацанского искусства в области цвета, освещения, материалов, объемно-проегранственного решения. Здесь надо отметить, что в XX веке искуса но народных умельцев все больше переплетается с мастерством профессиональным, которое проявляется в основном в стилизации существующих форм, в стремлении к проявлению индивидуальности. Возможно, что перепекI ивы развития современного дацанского искусства находятся в поиске новых эстетических взглядов, художественных форм, не основанных на каноне.

Процесс развития национальной художественной культуры - это постоянное становление новых художественных традиций. Новаторские явления опираются на традиции, и наиболее значимые из них в свою очередь становятся традицией для последующею этапа развития искусства»151. По-видимому, этот вопрос связан с художественной интерпретацией религиозно-философских концепций, которые выразятся в новых композиционных решениях.

В работе затронут круг вопросов, требующих дальнейшего исследования: внутренняя организация пространспт и декор интерьера бурятских храмов; генезис декоративных мотивов в храмовом искусстве монголоязычных народов Центральной Азии; буддийское храмовое искусство Тувы и Калмыкии.

151 Серебрякова Ю.А. Философские проблемы национального самосознания С 128

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Барданова, Туяна Иннокентьевна, 2006 год

1. Азиатская Россия. - СПб.: Изд-во ип. АФ Маркс, 1914.-Т.1. - 576 с.

2. Антонов В.И. Символика в познавательном и идеологическом процессе. Улан-Удэ: Изд-во Бурят кн., 1991. - 124 с.

3. Аргулес X. Аргулес М. Мандала. М.: Изд-во Благовест, 1993. - 128с.

4. Бадмажапов Ц.Б. Образ Будды в индийской иконографии II-VI1 вв. (семантические аспекты) // Историческое, культурное и природное наследие. Улан-Удэ, 1996.-вып. 1.-С. 101-109.

5. Базаров В.В. К проблеме социально-культурной и политической Трансформации // Монгольские народы в XX веке. Центральная Азия. История. Социология Улан-Удэ, 2001. - С. 7-9.

6. Баторова Е.А. Композиция и мотив традиционного орнамента на бурятских сундуках // Вестник БГУ. Политология. Культурология. Улан-Удэ, 2004.-С. 129-132.

7. Белозерова В. Методологические особенности изучения искусства стран Восточноазиатского региона // Вопросы Искусствознания. М., 2001. - вып.1. - С.124-128.

8. Белый волосок серебрянный до луны дотяни. (Серебро Бурятии). -Улан- Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. 120 с.

9. Бестужев Н. Гусиное озеро. Улан-Удэ: Изд-во Бур. кн., 1991.- 99 с.

10. Буддизм в Бурятии: истоки, история и современность. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. - 194 с.

11. Буддизм в России. М.: Изд-во Нартанг, 1996. - 88 с.

12. Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада: принципы и методы. М.: Изд-во Алетейа, 1999. - 246 с.

13. Восточная коллекция. М.: Изд-во РГБ, 2004. - № 4 (19).

14. Всеобщая история архитектуры. М.: Изд-во Литературы по строительству, 1971. - т.9. - 698 с.

15. Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука Сиб. отделение, 1987. - 113 с.

16. Галеркина О.И. Искусство Индии в древности и средние века. М.: Акад. Художеств СССР, 1963. - 68 с.

17. П.Герасимова K.M. Подготовка научных публикаций памятников буддийского искусства // Культура Центральной Азии: письменные источники. Вып.З.-Улан-Удэ, 1999.-С. 134-147.

18. Герасимова K.M. Традиционная культура этноса и буддийская цивилизация // Мир Центральной Азии. Культурология. Философия. Источниковедение: Материалы межд. науч. конф. Улан-Удэ, 2002. - T.III. -С. 14-21.

19. Герасимова K.M. О проблемах исследования традиционной культуры бурят // Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии. -Новосибирск: Наука, 1980. -С.176-181.

20. Герасимова K.M. Памятники эстетической мысли Востока. Тибетский канон пропорций. Новосибирск: Изд-во Бур. кн., 1971. - 303 с.

21. Гирченко В. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и I пол.Х1Х вв. о бурят-монголах. Улан-Удэ: Изд-во Бурятское гос., 1939. -91 с.

22. Гомбоин Ч. С благословения Далай-Ламы // Правда Бурятии. 1995. -23 авг. - С. 5-6.

23. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972.- 1984.-350 с.

24. Дашиева Н. Календарь в традиционной культуре бурят: материалы конференции Методологические и теоретические аспекты изучения культуры Востока. ВСГАКИ, Улан-Удэ, 1987. - вып.2. - С. 29-33.

25. Декабристы в Бурятии: По документам Центр. Гос. архива Улан-Удэ, 1992, - 56 с.

26. Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства: на материале обрядового фольклора бурят // АН СССР Сиб. Отд-ние БНЦ Улан-Удэ, 1987.-С. 145-148.

27. Жамсуева Д.С. Агинские дацаны как памятники истории и культуры. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001.- 10 п.л.

28. Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М.: Изд-во Наука, 1988. - 194 с.

29. Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика. М.: Восточная литература, 2002. - 247 с.

30. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М.: Изд-во Наука, 1977.- 199 с.

31. Из истории религиозных конфессий Бурятии: Сборник документов. -Улан- Удэ: Изд-во Республиканская типография, 2001. 261 с.

32. Иконников A.B. Художественный язык архитектуры. М., 1985.

33. Искусство ансамбля. М.: Изд-во Изобразительное искусство, 1988. -462 с.

34. Искусство Бурятии XVIII-XIX веков. Каталог к выставке из фондовых материалов музея им. Хангалова. М.: Изд-во Изобразит, ис-во, 1970.- 4,25 п.л.

35. Историко-культурный атлас Бурятии. М.: Изд-во Дизайн. Информация. Картография, 2001. - 606 с.

36. Искусство стран Востока. М.: Просвещение, 1986. - 303 с.

37. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. С.-П.: Изд-во Петрополис, 2000. - кн.1. - 368 с.

38. Кириллов Н. Дацаны в Забайкалье // Записки Приамурского ИРГО. -Хабаровск: Изд-во Типографская канцелярия, 1896. 1.1. - 319 с.

39. Колгушкин В.Д. Храмовое зодчество Бурятии // Изв.Сиб.отд. АН СССР.-вып. 6.-1981.-С. 105-108.

40. Комарова Н.П. Восток-Запад: диалог культур. матер, межд. научно-практич. конф. (20-26 июня) ВСГАКИ. - 1996. - С. 51 -52.

41. Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII нач. XIX вв.- Новосибирск: Изд-во Наука Сиб. Отд-ние., 1968. 168 с.

42. Король Г.Г.Конькова П.В. Центральная Азия и ее роль в формировании художественных и технологических традиций в раннем средневековье // Мир Центральной Азии: Культурология, философия, источниковедение. Улан-Удэ, 2002. - С.110-115.

43. Короцкая A.A. Архитектура Индии раннего средневековья. М.: Изд-во Литературы по строительсту, 1964. - 243 с.

44. Кычанов Е.И. Савицкий Л.С. Люди и боги страны снегов. М.: Изд-во Наука, 1975.-319 с.

45. Ленхобоев Г. Герасимова К. Материалы о народных умельцах Оронгоя // О бурятском изобразительном искусстве. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, кн.,1963. - С. 135-147.

46. Лепехов С.Ю. Философия школы мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. - 238 с.

47. Летописи Хоринских бурят.- М.-Л., 1940. 76 с

48. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике искусс1ва. СПб.: Изд-во Академический проект, 2002. - 544 с.

49. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. М.: Унив-та дружбы народов, 1989. - 188 с.

50. Майдар Д. От кочевой до мобильной архитектуры М.: Изд-во Стройиздат, 1971.-215 с.

51. Майдар Д. Памятники истории и культуры Монголии. М.: Изд-во Мысль, 1981.- 174 с.

52. Манзанов Г.Е. Религиозная ситуация в Республики Бурятия, Агинском и Усть-Ордынском бурятских автономных округах. // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. Улан-Удэ, 2002. - С. 75-77.

53. Минерт Л.К. Бурятская архитектура второй половины XIX века // Изв. Вузов Строительство и архитектура. 1981. - № 4. С. 55-63.

54. Минерт Л.К. Взаимосвязи зодчества Бурятии, Монголии и Тибета в XVIII нач. XIX вв. // Изв. Вузов. Строительство и архитектура. - 1986. - № 2.-С.58-62.

55. Минерт Л.К. Дацаны при Советской власти // Изв. Сиб. Отд. АН ССР. Сер. Истории, филология, философия. 1991. - вып. 1. - С. 36-48.

56. Минерт Л.К. К вопросу о самобытности зодчества Монголии и Бурятии // Изв.Сибир.отд. АН СССР, Сер. История. Филология. Философия.- 1987.-№ 10.-вып. 2.-С. 17-21.

57. Минерт Л.К. О происхождении и развитии ордерных форм в культовом зодчестве Бурятии // Изв. Вузов. Строительство и архитектура. -1977.-№9.-С. 67-75.

58. Минерт Л.К. Памятники архитектуры Буряши. Новосибирск: Наука Сиб. Отд-ние, 1983. - 17 п.л.

59. Митыпова Г.С. Ацагатский дацан (1825 1937). История, события и люди. - Улан-Удэ: Изд-во Фонд Агвана Жоржиева, 1995. - 55 с.

60. Монгуш М.В. История буддизма в Туве. Новосибирск: Изд-во Наука, 2001.-200 с.

61. Муриан И.Ф. Искусство Непала. Древность и средневековье. М.: Изд-во Восточная литература РАН, 2000. - 119 с.

62. Найдакова В.Ц. Буддийская мистерия Цам в Бурятии. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1997.-40 с.

63. Найдакова В.Ц. Рерихи об учении Калачакры // Ю.Н. Рерих: материалы юбилейной конференции. М., 1994. - С. 52-57.

64. Наследие народов Российской Федерации. Сокровища Бурятии. СП., 2002. - 346 с.

65. Оглы Б.И. Особенности архитектуры городов Восточной Сибири во второй половине XVIII XIX вв. // Сибирские города XVII - XX вв.-Новосибирск: Изд-во Наука Сиб. Отд-ние, 1981. - С. 172-184.

66. Васильева И.Г. К истории Цугольского дацана на Ононе // Orient. -СПб., 1992.-вып. 1.-С. 121-135

67. Очирова Г. Иволгинский дацан: дорога длиной в полвека // Бурятия. 1996.- 19сент.-С.З-4.

68. Позднеев A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии (Записки Императорского русского географического общества по отделении этнофафии. T.XVI. 1887 г.). -Улан-Удэ: Изд-во Репринт, 2000. 492 с.

69. Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. - 375 с.

70. Проблемы художественного наследия в искусстве советского и зарубежного востока // Сборник тезисов семинара искусствоведов -Красноярск, 1990.-121 с.

71. ПроскуряковаТ.С. Пути формообразования бурятских дацанов // Архитектурное наследие. М., 1985. - вып.ЗЗ. - С.200-210.

72. Проскурякова Т.С. Ансамбли бурятских дацанов // Архитектурное наследство. М., - 1976. - вып. 24. - С. 186-194.

73. Птицын В.В. Селенгинская Даурия. Очерки Забайкальского края. -С.-П.: Изд-во Экономическая Типо-Литография. В. Вульфова, 1896. 1 ч.-47 с.

74. Пугаченкова Г.А. Ремпель Л.И. Очерки искусства Средней Азии. -М.: Изд-во Искусство, 1982. 270 с.

75. Рерих Н.К. Сердце Азии. Минск: Университегское, 1991. - 95 с.

76. Пюрвеев Д.Б. Архитектура кочевых монгольских народов // Жилищное строительство. 1971. - № 8. - с.23-27.

77. Раппопорт А. К пониманию архитектурной формы // Вопросы Искусствознания. М., 2000. - вып.1. - С. 170-183.

78. Розин В.М, Возможна ли семиотика как наука // Вопросы философии. 1999. - № 2. - С. 63-75.

79. Румянцев Г.Н. Архив засак-ламы Галсана Гомбоева: (Материалы из истории ламаизма в Забайкалье во второй половине XVII в. и первойполовине XIX вв.) // АН СССР Сиб. отд-ние. Улан-Удэ: Изд-во Бур. кн., 1959. -С.24-39

80. Рутковская В.М. Памятники зодчества Бурятии (XV11-XIX вв.) // Вопросы краеведения Бурятии. Улан-Удэ, 1975. - вып. 8. - С.119-130.

81. Серебрякова Ю.А. Философские проблемы национального самосознания и национальной культуры. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, кн., 1996.- 185 с.

82. Скрынникова Т.Д. Изучение традиционной культуры бурят (новый подход) // Монголоведные исследования. Улан-Удз,1997.- вып.2. - С. 1417.

83. Соктоева И.И. Изобразительное и декоративное искуса во Бурятии. Новосибирск: Изд-во Наука Сиб. Отд-ние, 1988. - 157 с.

84. Сыртыпова С.Д. Балдан-Лхамо сахюсан Гамчинского дацана: формы и ритуал богини // Буддизм в Бурятии: истоки, история и современность. - Улан- Удэ. 2002. - С. 134-142.

85. Тайны Бурятии. Улан-Удэ, 2003. - 36 с.

86. Теоретико-методологические проблемы семиотического подхода к искусству: Серия Изобразительное искусство. М., 1978. - 3 п.л.

87. Тихонова Е.Л. Мотив выбора места для строительства церкви в русских преданиях Забайкалья о заселении края // Байкальские встречи Ш: культуры народов Сибири. ВСГАКИ. Улан-Удэ, 2001. - С.58-59.

88. Ткачев В.Н. История монгольской архитектуры. М.: Изд-во Высш. школы, 1989. - 270 с.

89. Ткачев В.Н. Степные ориентиры в кочевнической архитектуре Центральной Азии // Искусство и культура Монголии и Центральной Азии: доклады и сообщения всесоюзной научной конференции. М., 1983. - ч.2. -С. 28-34.

90. Ткачев В.Н. Цвет и пространство в монгольской архитектуре // Народы Азии и Африки. № 3. - 1984. - С. 102-112.

91. Ткачев В.Н. Эволюция охранной символики в архитектуре кочевников Центральной Азии // Советская этнография. 1985. - № 1. -С.38-49.

92. Традиционная культура бурят. Герасимова K.M., Галданова Г.Р. Очирова Г.Н. Улан-Удэ: Изд-во Бэлиг, 2000. - 144 с.

93. Тюляев С.И. Искусство Индии. М.: Изд-во Искусство, 1988. - 343 с.

94. Урбанаева И.С. Человек у Байкала и мир Центральной Азии: Философия и история. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1994. - 288 с.

95. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Изд-во Языки русской культуры, 1995. - 360 с.

96. Федотова М. Бидиядара // Бурят ия. 1996. - 8 августа. - С.4-5.

97. Художественный образ и декоративность в искусстве Азии и Африки. М.: Изд-во Наука, 1969. - 120 п.л.

98. Цултэм Н. Архитектура Монголии. Улан-Батор: Изд-во Госиздательство, 1986. - 200 с.

99. Цултэм Н. Искусство Монголии с древнейших времен до начала XX века. Улан-Батор: Изд-во Изобразит, искусство, 1982. - 229 с.

100. Ю1.Чимитдоржиев Ш.Б. Антиманьчжурская борьба монгольского народа (XVII -1 пол. XVIII вв.). Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974. - 91 с.

101. Чимитдоржин Г.Г. Иволгинский дацан: история, события, люди. -Улан-Удэ: Изд-во Будд, инст-та «Даша Чойнхорлин», 2001. 89 с.

102. ЮЗ.Чучин-Русин А.Е. Единое поле мировой культуры. М.: Изд-во Прогресс. Традиция, 2002. - 814 с.

103. Ю4.Цыбиков Г.Ц. Избранные труды. Новосибирск: Изд-во Наука, 1991. -Т.2.-232 с.

104. Ю5.Шагдуров Ч.Д. Путеводитель по дацану. Улан-Удэ: Изд-во Будд, ин-та «Даша Чойнхорлин», 2004. - 20 с.

105. Юб.Шагдуров Ю.П. Государство и религиозные конфессии Бурятии в 20-30-е гг. // Исследования по истории Сибири, Центральной и Восточной Азии. Улан-Удэ, 1998.-С.97-101.

106. Шевелев И.Ш. Принцип пропорции. М.: Стройиздат, 1986. - 200 с.

107. Ю8.Юмжапова М.Д. Влияние русской церковной архитектуры на бурятское буддийское зодчество // Архивное наследие. М., 2000. - С. 263275.

108. Ю9.Юмжапова М.Д. Жилища и культовые сооружение у бурят до середины XVIII века // Памятники русской архитектуры и монументального искусства XIII XIX вв. - М., 2000. - С. 150-164.

109. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М.: Изд-во Медиум, 1994. - 254 с.

110. Восьмеричный благородный путь в Пагоде // Voice of Buddism. -published by Buddist Missionen Sosiety, Jalan Berhala, Kuala Lumpur Malaysia. (The L. G. Hewage). September 1971. - p. 19-24.

111. Мой визит в СССР и Монголию // The Maha Bodhi. (Ven. N. Jinaratan Maha Nayaka Thera). International Buddist Monthly Calcutta 1969. -november 11-12.-p. 109-114.

112. НАРБ. Ф.Р-248-c. оп.З д. 158;

113. НАРБ. Ф.Р-248-c., оп.4. д.78,

114. НАРБ ф.1857. оп.1. д. 82; д. 97; д.98; д.289.

115. Общий фонд. д. 124. с.4. ОПП ИМБиТ СО РАН // Гирченко В. Распространение ламаизма в Бурятии и социально-экономическая роль ламства (до революции 1905г.).

116. Общий фонд. д. 154. ОПП ИМБиТ СО РАН // Убугунэ A.M. Бурятия и бурят-монголы до завоевания русским царизмом.

117. Общий фонд д. 228. ОПП ИМБиТ СО РАН // Жигмидон Б. Монография Кижингинского дацана.

118. Общий фонд. д. 375. ИМБиТ СО РАН // Материалы первой экспедиции БУК Бурят-монгольский ученый комитет 1927 г. Дамбинов П.Н. Мэрдыгеев P.C. Об искусстве бурятских дацанов.

119. Общий фонд, д.633. ОПП ИМБиТ СО РАН // Нацов Г.Д. Статьи о дацанах.

120. Общий фонд. д. 664. ОПП ИМБиТ СО РАН // История дацанов в БМАССР.

121. Общий фонд, д.2320. ОПП ИМБиТ СО РАН // Ринчинов Г.Э. Как распространялся буддизм-ламаизм.

122. УланУдэ Архпроект. Пояснительная записка. Проект дугана Дуйнхор. Улан-Удэ, 1996.

123. Улан-Удэ Архпроект. Пояснительная записка. Рабочий проект, архитектурно-строительное решение Женского буддийского центра. Улан-Удэ, 1996.

124. Улан-Удэ Архпроект. Пояснительная записка рабочего проекта комплекса ЦДУб на Верхней Березовке. Улан-Удэ, 1996.

125. Центр охраны памятников истории и культуры. Проект реставрации памятника истории и архитектуры XVIII века, комплекса 1 усиноозерского Буддийского монастыря. Историческая записка. Улан-Удэ, 1989. - т.1. -472 с.1. Глоссарий

126. Авалокитешвара (санскр.), Арьябала (монг.) бодхисаттва в учении махаяны и ваджраяны, олицетворение сострадания;

127. Бадан (тиб.) кусочки материи пяти цветов, подвешенные к потолку храма;

128. Бадма сэсэг (бурят., монг.) цветок лотоса;

129. Багана (монг., бурят.) опорный столб в конструкции юрты, позже часть колонны в храмовом сооружении;1. Багша (бурят.) учитель;

130. Балин (тиб.) подношение буддийским божествам разной формы, из воды и муки, вина;

131. Бариса(н) (бурят.) культовое место для семейных и индивидуальных жертвоприношений; придорожные культы, отправляемые возле перевалов, горных склонов;

132. Бумба (тиб.) ритуальный сосуд;

133. Бантаб (тиб.) узор из стилизованных лепестков лотоса;

134. Бумхан (бурят.) ритуальный домик на культовом месте;

135. Бунхан (бурят.), хэрэм (монг.) второй этаж;

136. Бурхан (бурят.)- Будда или буддийские божества;

137. Ганджир (бурят.), цзут-дань (тиб.), сан тэгулдэр (монг.) «полный сокровищ»; вазоподобный сосуд на крыше храма, наполненный молитвами, обращенными к гению-хранителю храма; может бьпь в виде очира, или ваджры; охранный знак могущества буддийского учения;

138. Гол-дуган (монг.) «центр»; главный храм в мош ольском монастыре;

139. Гонкан (тиб.), гонхон (бурят.) башенка в завершении тибетского храма, посвященная гению-хранителю;

140. Гороо (бур.) круговой обход вокруг священного места: монастыря, храма, ступы;

141. Гуламта/голомто (бур.) центр, очаг;

142. Гурби (бурят.) декоративный ряд в антамблементе в виде кубиков, расположенных в шахматном порядке;

143. Гурнгарбаа (бур.) ящичек для хранения статуэток буддийских божеств, часть семейного алтаря, позже, в храмах обозначение иконостаса;

144. Дакюур (тиб.) выгнутая палочка для ударов по кэнгэргэ;

145. Дацан (тиб.) факультет в буддийском монастыре, позже - бурятский буддийский монастырь;

146. Джуд (тиб.) тантрический факультет;

147. Добжон (тиб.), дабчжа (монг.) портик храма, крыльцо;

148. Дуган (бурят.) бурятский буддийский храм;

149. Дуйсэн (бур.) «великое время», праздничные дни по буддийскому календарю;

150. Дулэ (бур.) бадра (монг.) ешей-ме (тиб.) «пламя», украшение углов кровли культовых зданий;

151. Жалцан (тиб.) тогдам (монг.) «знак победителя», символические знаки цилиндрической формы, наполненные внутри листками с молитвами;

152. Идам (санскр.) божество в практике визуализации маидалы;

153. Кумирня русское название юртовых храмов, молельня;

154. Кэнгэргэ (монг.), бхери (санскр.), хэнгэриг (бурят.) турецкий барабан из деревянных пластин, обтягиваемых козьей кожей, занимает место около чжабданов;

155. Лама (тиб.) «высший»; буддийский монах;

156. Лхакан (тиб.) «дом божества», храм, построенный для одной скульптуры;

157. Манба (тиб.) медицинский факультет;

158. Мандал-хото дворец, местообиталище божества или город небожителей;

159. Мандала (санскр.) «круг»; сакральное явление в буддизме, имеющее несколько значений: диаграмма в практике медитации, философская концепция модели вселенной, ритуальное блюдо для сбора жертвоприношений;

160. Мантра (санскр.) тайные священные слоги, которые в сжатом виде выражают суть Учения Будды;

161. Махасиддха (санскр.) совершенный йогин;1. Наран (бурят.) солнце;

162. Номо (бурят.) часть строительной конструкции, аналогично кронштейну;

163. Обо (тиб.) культовое место для общественных жер1вонриношений «хозяевам» и божествам земли;

164. Олбок (тиб.) подушка квадратной или прямоугольной формы для сидений лам;

165. Онгон (бурят.) изображение родового покровителя;

166. Очир (монг., бурят.), ваджра (санскр.) культовый буддийский предмет;

167. Пандито Хамбо Лама (санскр., монг.) титул шав ламайской церкви Восточной Сибири, ныне титул главы Буддийской фадиционной Сангхи России;

168. Сагаан боо (бурят.) белый шаман;

169. Сахюусан (монг., бурят.), дхармапала (санскр.) защитник Учения, проявляющийся в гневном облике. Осущес1вляет покровительство буддийскому монастырю, окружающей местности и населению;

170. Субурган/шодон (бурят.), чортен (тиб.), сувраг (монг.), чайтья (санскр.) -мемориальное сооружение с прахом Будды; также ставятся в честь важных событий;

171. Сумэ (монг.) специализированные храмы, посвященные буддийским божествам;1. Сэргэ (бурят.) коновязь;

172. Тайлга(н) (бурят.) открытая местность для проведения шаманских обрядов, народных праздников;

173. Тайша (бурят.) родоначальник, позже глава степной думы;

174. Тахилгыин модо (монг.) деревянные шесты перед входом в монастырь с благовониями;

175. Тахилгыин ширэ (монг.) столик для жертвоприношений, подношений;

176. Тенгри (монг., бур.) небо;

177. Тобируу (тиб) декоративный узор в ангамблементе буддийских храмов;

178. Толи (монг.) диск с охранной защитной функцией, «зеркало» для отражение нечистой силы;

179. Тумэн жаргалант (бурят.) крестообразный узор, символизирующий бесконечность, договечность;

180. Угалза (бурят.) узор - завиток, напоминающий рога дикого барана;

181. Улзы (бурят.) узор в виде геометрической плетенки;

182. Улус название бурятского населенного пункта в русских документах;

183. Улэн или ухэр хоншор (бурят.) узор в виде облаков, символизирующих пасть бурханов;

184. Уняа (бурят.) первоначально перектытия в юрте, позже, в строительстве храмов - стропила;

185. Чойра (тиб.) философский факультет;

186. Хадак (бурят.), кадак, кадо (тиб.) дарственный щарф, преподносимый в знак почитания и благопожелания;

187. Хас тамга (бурят.) узор в виде свастики, символизирует твердость, крепость;

188. Хий морин (монг., бурят.) «конь счастья», ритуальный флажок с изображением коня удачи;

189. Хит (монг.) «одинокая обитель», монастырь 01 шельнического типа;

190. Хобто (бурят.) часть строительной конструкции, аналогично капители;

191. Хуварак (бурят.) послушник в буддийском монастыре;

192. Хурал (монг., бурят.)- религиозная служба в буддийских храмах Монголии и Бурятии;

193. Хурдэ (монг.) молитвенные барабаны, внуи наполненные листками с молитвами;

194. Хурэ (монг.) «круг», кольцевая в плане застроика, тип монгольского монастыря

195. Хэжим (бурят.) поперечная балка, образующая фриз;

196. Цогчэн (тиб. цог-собрание, чэн большой), цокчин (монг.), сокшин (бурят.) - соборный храм в буддийских монастырях Тибета, Монголии, Бурятии;

197. Чакра это символ солнца, был одним из атриб> юв бога солнца либо в форме диска, либо в форме колеса, представляющую солнечную колесницу;

198. Чакравартин (санскр.) тот, кто «правит согласно Учению», повелитель мира, Вселенский правитель;

199. Чжабдан (тиб.) скамья для лам в храме;

200. Шастра (санскр., тиб.) священные древнеиндийские тексты;

201. Ширээтэ (бурят.) настоятель бурятского монаст ыря;

202. Шубуун хоног (бурят.) «птичий ночлег/гнездо», геометрический орнамент;

203. Шуньята (санскр.) «пустота», относительность и условность реальности;

204. Эрхи (бурят.) «четки», орнамент в декоре храма, с охранительнной функцией.1. Список иллюстраций

205. Рис Л. Мандала Калачакра, выполненная из цветного песка. Храм Дуйнхор, Улан-Удэ. Фото 2005 г. Рис.2. Иконометрическое изображение человек в позе лотоса. Рис.3. Трехмерная мандала Калачакра. Танка.

206. Рис.9. Агинский цокчин-дуган (1880-е гг.). Фото 2005 г. Рис.10. Южные ворота. Агинский цокчин-дуган. Фото 2005 г. Рис.11. Фрагмент угловой части южного портика. Агинский цокчин-дуган. Фото 2005 г.

207. Рис. 32. Интерьер. Дуган Женского буддийского центра. 1996 г. Улан-Удэ. Фото 2004 г.

208. О реставрационных работах в Цугольском цокчин-дугане

209. В некоторых колоннах главного портика не хватало кирпичей, и Д.Н.Дугаров заказывал специально кирпичи полукруглой формы. Мраморные рельефы на капителях выполнил скульптор Зандан Даши-Нимаевич Дугаров.)

210. Перечень документов о регистрации общества буддистов и открытие дацанов в Бурятии (ф. 1857 НАРБ)1. № 247 17.08.88- 19.04.90

211. Документы о регистрации религиозного общества буддистов с. Хурай-Хобок Тункинского района БССР ,2. № 254 09.04.89 08.02.90

212. Документы о регистрации религиозного общества буддистов с. Санага Закаменского района3. № 259 26.06.90-02.11.90

213. Документы о регистрации общества буддистов с. Ацагат Заиграевского района4. №260 19.02.90-28.06.90

214. Документы о регистрации религиозного общества буддистов с. Гэгэтуй Джидинского района5. №261 13.02.90-01.06.90

215. Документы о регистрации религиозного общества буддиство с. Кижинга Кижингинского района6. №262 05.07.90-20.08.90

216. Документы о регистрации религиозного общества буддистов с. Курумкан Курумканского района7. №263 04.05.90-03.01.91

217. Документы о регистрации религиозного общества буддистов с. Мурочи Кяхтинского района10. №264 05.08.90- 17.12.90

218. Документы о регистрации религиозного общества буддистов с. Харьястка Мухоршибирского района11. №265 12.04.90-24.05.90

219. Документы о регистрации религиозного общества буддистов с. Хоринск Хоринского района12. №266 30.06.90-04.01.91

220. Документы о регистрации религиозного общества буддистов с. Чесан Кижингинского района13. №267 07.08.90-27.09.90

221. Документы о регистрации религиозного общества буддистов с. Тамча Селенгинского района

222. Регистрация буддийских обществ и центров в Традиционной Сангхе России1. Республика Бурятия

223. Улан-Удэнский дацан Хамбын Хурэ Ширээтэ Лама Аюшеев Баир Цыдендамбаевич 670045 Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, дацан Хамбын Хурэ тел. :21-57-17

224. Анинский дацан Гандан Шаддувлинг Ширээтэ лама Цыренжапов Сергей Доржиевич (Бадмажап) 671410, Республика Бурятия, Хоринский район, с.Хоринск, Анинский дацан, ул.Промышленная, 30 (тел.:22-9-64)

225. Хойморский дацан Дэчен Равжалин Ширээтэ лама Хойморского дацана Армаев Баир Дондокович 671023, Республика Бурятия, Тункинский район, с.Аршан, Дацан.

226. Бургалтайский дацан Дондуб Норбулин Ширээтэ лама Доржиев Даши-Нима Цыденович 671941, Республика Бурятия, Закаменский район, с.Бургултай, Бургултайский дацан.

227. Иволгинский дацан Дичойнхорлин Ширээтэ Лама Очиров Дагба Дашибалович 671210 Республика Бурятия, Иволгинский р-н, с.Верхняя Иволга

228. Буддийский институт Дашичойн-хорлин Ректор Очиров Дагба Дашибалович 671210 Республика Бурятия, Иволгинский р-н, с.Верхняя Иволга

229. Санагинский дацан Даша Пунцоглин Ширээтэ лама Цыденов Баир Бимбаевич 671932 Республика Бурятия, Закаменский р-н, с.Санага, Дацан

230. Гэгэтуйский дацан Дамба Брейбулинг Ширээтэ Лама Банзарагцаев Чингиз Норбусамбуевич 671914 Республика Бурятия, Джидинский р-н, с.Гэгэтуй

231. Тамчинский дацан Даши Гандан Даржалинг Ширээтэ лама Аюшеев Баир Лхаможапович 671294 Республика Бурятия, Селенгинский район, п. Гусиное озеро, ул.Железнодорожная, Тамчинский дацан

232. Дацан Балдан-Брэйбун Ширээтэ лама Шареев Бато 671838 Республика Бурятия, Кяхтинский р-н,

233. Дашинимаевич с.Мурочи, Дацан

234. Шибертуйский дацан Даша Лхундублин Ширээтэ лама Бадмаев Батор Бадмаевич 671376 Республика Бурятия, Бичурский р-н, с.Шибертуй

235. Тугнуйский дацан Даши Чойнхорлин Ширээтэ лама Реторов Дашицырен 671365, Республика Бурятия, Мухоршибирский район, с. Харьяск, Тугнуйский дацан

236. Кижингинский дацан Дэчен Даши Лхунболин Ширээтэ лама Зориктуев Аракша (Лубсан) Аюшеевич 671450 Республика Бурятия, Кижингиский р-н, с.Кижинга

237. Чесанский дацан Гандан Чоймпэллинг И.О. Ширээтэ лама Ешижалсанов Жаргал Содномович Республика Бурятия, Кижингинский р-н, с.Чесан

238. Эгитуйский дацан Дамчой Равжелинг Ширээтэ лама Дашацыренов Амгалан Дармабазарович 671432 Республика Бурятия, Еравнинский р-н, с.Эгита

239. Кыренский дацан Гандан Даржалин Ширээтэ лама Дымшеев Владислав Владимирович 671010 Республика Бурятия, Тункинский р-н, с.Кырен

240. Курумканский дацан Гандан Ше Дувлин Ширээтэ лама Намжилов Олег Найданович 671640, Республика Бурятия, Курумканский район, с.Курумкан, Дацан

241. Буддийская община «Замбала» Председатель Жамсоев Батор Дашицыренович 670013 Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Тобольская, 1 а

242. Буддийская община «Дара-Эхэ» Председатель Рыбдылов Доржо Базарович 671450, Республика Бурятия, с.Кижинга

243. Дхарма-центр «Ногоон Дара-Эхэ» Председатель Урбанаева Ирина Сафроновна 670000 Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Банзарова 11. Г. Санкт-Петербург

244. Санкт-Петербургский дацан Гунзэчойнэй Ширээтэ Лама Бадмаев Буда Бальжиевич 197374 г.Санкт-Петербург, Приморский проспект, д.911. Г. Москва

245. Московский Председатель 113162, г. Москва, ул.

246. Буддийский Центр «Ламы Цонкапы» Забродин Юрий Валентинович Мытная, д.23, корп.2.1. Читинская область

247. Буддийская община «Угданский дацан» Ширээтэ Лама Ринчинов Тумэн Адлибишэевич 672000 Читинская обл., Читинский р-н, с.Угдан

248. Агинский бурятский автономный округ

249. Агинский буддийский институт Ректор Чимитдоржиев Баву Лхамаевич 674460 Читинская обл., Агинский бурятский автономный округ, п.Агинск

250. Агинский дацан Цыбиков Бадма Дашигалсанович 674460 Читинская обл., Агинский бурятский автономный округ, п.Агинск

251. Цугольский дацан Ширээтэ Лама Дугаров Абида 674460 Читинская обл., Агинский бурятский автономный округ, Могойтуйский р-н, с.Цугол

252. Узонский дацан Ирдынеев Баир Александрович Читинская обл., АБАО, Дульдургинскй район, с Узон, Узонский дацан

253. Зугалайский дацан Ринчинов Батор Жамбалович Читинская обл., АБАО, Могойтуйский район, с.Зугалай,

254. Гунэйский дацан Бадмаев Билигжаб Читинская обл. АБАО, район, с.Гунэй1. Иркутская область

255. Буддийская община «Ваджра» Председатель Шалбанов Чингис Сындаюшеевич 665831, Иркутская область, г.Ангарск, 8-ой микрорайон, пр-т Ангарский, Д. 8-А,

256. Усть-Ордынский бурятский автономный округ

257. Усть-Ордынский окружной дацан Тубдэн Даржилин Ширээтэ лама Гунтупов Саян Сухеевич 666110 Иркутская обл., п. Усть-Орда

258. Унгинский дацан Будаев Баир Лубсанович Иркутская обл., Нукутский р-н, п.Новонукутский1. Республика Алтай

259. Буддийское объединение «Ак-Бурхан» Хамбы Лама Кожутов Эркетэн Республика Алтай, г. Горно-Алтайск1. Республика Хакасия

260. Абаканская буддийская община «Замбала» 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Ленина, 62.1. Саха-Якутия

261. Буддийская община «Намсал» Председатель Самбуев С-Ж.Ц. 678170, Республика Саха (Якутия), г.Мирный, ул. Тихонова, 15/1, кв.30.

262. Буддийская община Председатель Жалсараев Дмитрий1. Г. Новосибирск

263. Буддийская Председатель община «Майтрея» Хадаханэ М.Э. г. Новосибирск16.500авторы: А?-76. АС. . ' ! эе&а л Ру$ комплекс Ц-АУр на Верхней £ерЕзо&<& ' и

264. ХуЛ . хам^д^чт цырено ьЦяа-4 опащю тгисш ЛШПО!хор, .Д^г^н Р •-ЛяЯКИбБ. с ср^сэд , 6И ^ тапм Улан-УдэархпроЕлсг! банара^ца в&зтг.Е

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.