Декоративное искусство России XX века: К проблеме формообразования и сложения стиля предметно-пространственной среды тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, доктор искусствоведения Крамаренко, Людмила Георгиевна

  • Крамаренко, Людмила Георгиевна
  • доктор искусствоведениядоктор искусствоведения
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 241
Крамаренко, Людмила Георгиевна. Декоративное искусство России XX века: К проблеме формообразования и сложения стиля предметно-пространственной среды: дис. доктор искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2005. 241 с.

Оглавление диссертации доктор искусствоведения Крамаренко, Людмила Георгиевна

Введение

Часть I. Работа художников над декоративной формой и предметными изделиями в первой половине XX века.

Глава 1. От станковой живописи - к керамике и фарфору.

Приобщение декоративного творчества к народным традициям (кон. XIX - нач. XX века).

Глава 2. Новаторское формотворчество художников авангардных направлений (1910-1920-е годы).

Глава 3. Искусство фарфора и стекла и индивидуальные почерки художников (1918 - 1941 гг.).

Часть II. Формирование современных принципов декоративного искусства (конец 1950-х- 1960-е годы).

Глава 1. Обновление форм и образов массовых изделий.

Керамический бум».

Глава 2. Взаимосвязь красоты и пользы.

Часть III. Расцвет отечественного декоративного искусства 135 (1970-1990 годы).

Глава 1. Декоративная керамика как пластическое искусство.

Глава 2. Пластически-пространственные принципы современного художественного стекла.

Глава 3. Массовый и уникальный фарфор.

Глава 4. Традиционный гобелен и «новая таписсерия», их роль 199 в организации пространственной среды.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Декоративное искусство России XX века: К проблеме формообразования и сложения стиля предметно-пространственной среды»

Декоративное искусство - обширнейшая область творческой деятельности человека. Изделия из керамики, дерева, металла, стекла, текстиля являются древнейшими продуктами человеческого труда и творчества, они знаменуют поступательное развитие цивилизации и культуры на всех этапах истории. Однако осмысление этой области творчества с теоретических позиций относится к новейшему времени. Осознание, что декоративное искусство есть особая сфера художественной деятельности, развивающаяся по своим законам, обладающая собственными выразительными средствами и оказывающая большое влияние на общественное самосознание, приходит лишь в XX веке.

Художественный мир всех крупнейших эпох Древнего Востока, Античной Греции и Рима, Средневековья и Ренессанса, Классики и Модерна невозможно охарактеризовать без учета стилистики декоративного искусства (до недавнего времени именовавшегося декоративно-прикладным), тем не менее во всемирной истории искусств оно обычно не вычленяется как особая область эстетической деятельности, а рассматривается как вид художественного ремесла и промышленного производства, часть оформления архитектуры либо убранства интерьера. Керамика - как изделия гончаров, деревянные изделия - как работы резчиков, фарфор - как фабричная продукция, текстиль и светильники - как часть интерьера. В принципе это справедливо: декоративное искусство тесно связано с материальным производством и ремеслом.

Однако трудно согласиться с тем, что культурный уровень эпохи определяют только изобразительные виды искусства и архитектура, а декоративно-прикладные - мебель, посуда, текстиль, костюм лишь обслуживают бытовые потребности людей и светят отраженным светом "высоких искусств". Такая позиция вызывает возражение у художников и искусствоведов, занимающихся изучением декоративного искусства.

Знаменательно, что впервые его высказал русский критик-демократ Владимир Васильевич Стасов. Он писал: «Есть еще пропасть людей, которые воображают, что нужно быть изящным только в музеях, в картинах, в статуях, в громадных соборах, наконец, во всем исключительном, особенном, а что касается остального, то можно расправляться как ни попало, дескать, дело пустое и вздорное. Что может быть несчастнее и ограниченнее таких понятий! Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом себе искусство существует лишь там. где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на все сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь. Народилось настоящее, не призрачное народное искусство лишь там, где и лестница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал и так до последнего предмета: там уже, наверное, будет значительна и интересна по мысли и по форме и архитектура, и вслед за нею и живопись, и скульптура. Где нет потребности в том, чтобы художественными были мелкие общежитейские предметы, там и искусство еще растет на песке, не пустило еще настоящих корней.»1

Тем не менее, до сих пор недооценивается роль и место декоративного искусства в культурном пространстве эпохи. В иерархии визуальных искусств ему, как правило, отводится второстепенное место. Не учитывается его большая роль в формировании стилистических принципов предметно-пространственной среды своего времени, его влияние на эстетические вкусы, идеалы и духовную атмосферу общества.

О значении декоративного искусства писал известный историк искусства нашего времени Александр Борисович Салтыков: «Прикладные искусства преображают саму жизнь, заменяя существовавшие до него нехудожественные вещи художественными; тем самым формируя сознание, духовный облик человека!»2 Преображение материальных предметов в художественные, приобщение их к миру духовных ценностей - важнейшая функция декоративного искусства. Она служит исходной позицией современной теории декоративного искусства.

Задачей данной искусствоведческой работы является исследование роли декоративного искусства в формировании предметного мира и сложении стиля пластически-пространственной среды в России в XX веке, его значения в развитии новаторского формообразования и современного образно-пластического языка, его места в прогрессивном движении общего художественного процесса своего времени.

В диссертации проводится комплексное исследование современного декоративного искусства, устанавливается периодизация его развития в контексте социально-культурной обстановки в России прошедшего столетия.

Внимание автора сосредоточено на нескольких, наиболее характерных областях декоративного творчества, таких как декоративная керамика, фарфор, художественное стекло, гобелен и другие виды текстиля, выделены имена крупнейших художников и проанализированы их индивидуальные почерки; рассмотрена их работа над образцами утилитарных изделий для массового производства и создание самоценных декоративных произведений.

Декоративное искусство рассматривается в его связях, с одной стороны, с традициями национальной народной культуры, с другой - с художественными тенденциями в изобразительном искусстве и архитектуре и интерьерной среде.

Наибольшее внимание уделяется уникальному авторскому творчеству в разных областях декоративного искусства - созданию образно-ассоциативных художественных произведений из стекла и хрусталя, пластических композиций из керамики, новых форм фарфора, классических гобеленов и экспериментов с текстилем, представляющих креативное направление в современном художественном процессе.

Нельзя не учитывать, что изучаемый материал в его основной части относится к советскому периоду, когда российское культурное пространство включало искусство национальных республик, входивших в состав СССР. В связи с этим при рассмотрении проблематики декоративного искусства II половины XX века в диссертации привлекаются отдельные примеры творчества художников Украины, Белоруссии, республик Закавказья, Прибалтики и Средней Азии.

Исследование художественно-образной системы декоративного искусства советского периода имеет особое значение, поскольку этот вид искусства не подвергался идеологическому давлению, не подчинялся канонам соцреализма в той мере, как изобразительное искусство, а представлял, в известной мере, свободное поле творческой деятельности. Оперируя условной формой и ассоциативно-метафорическим языком, декоративное искусство было в своем роде экспериментальной лабораторией для других видов творчества и выражало интеллектуальные искания и мировоззренческие концепции своего поколения. Это позволяет сделать вывод о чрезвычайно значимой роли декоративного искусства в современной отечественной культуре.

В традиционном искусствознании, в истории искусства принят термин декоративно-прикладное искусство для обозначения художественного оформления предметных изделий и среды. Но эпитет «прикладное» не выражает сути творчества художников XX века. В современном искусствоведении и критике используется термин декоративное искусство как расширительное понятие, обнимающее различные виды творческой деятельности, связанные с художественным моделированием и оформлением окружающей человека предметно-пространственной среды. Теория современного декоративного искусства фактически сформировалась в 1950-е - 1960-е годы, когда оно выделилось в особую сферу творчества художников и определилось его профессиональная специфика. Когда стало осознаваться не только утилитарное, но и чисто эстетическое значение декоративного искусства в контексте культуры.

Исторической миссией декоративного искусства является художественное оформление материальной среды. Смысл и задача декоративного искусства - привнесение художественности, эстетических качеств в окружающее человека жизненное пространство: в предметный мир, в жилую среду, в оборудование и технические средства. Цель декоративного искусства - создание комфортных условий жизнедеятельности человека как в физическом, так и в психологическом отношении, поэтому органическое соединение красоты и пользы в едином художественном объекте - его важный принцип. Один из теоретиков искусства В. Аронов назвал его

Кентавром», соединяющим в одно неразрывное целое утилитарное и эстетическое начала, физическую, природную и интеллектуальную творческую сущности.

Декоративное искусство связано с созданием материальных предметов, и в профессиональные обязанности творцов входит владение материалом, техникой исполнения. Материал, его пластические свойства, приемы обработки - основы художественного языка.

Хотя по исторической традиции декоративное искусство входит в систему изобразительных искусств, его многое от них отличает. Декоративное искусство не изображает, а преображает мир - это его принципиальное отличие. Произведения декоративного искусства строятся не по подобию реальных природных явлений, как это присуще традиционной реалистической живописи и скульптуре, а скорее по архитектурному принципу, как формирование «второй природы», т.е. согласно художественным закономерностям построения формы, ее архитектонике, ритму, пропорциональным соотношениям. В этом смысле их можно назвать «малой архитектурой».

Важнейшей задачей декоративного искусства является формирование предметного мира, окружающей человека жилой среды. В этой сфере встает непростая дилемма. Бытовые предметы - мебель, посуда, текстильные изделия, украшения - обладают традиционными архетипами, связанными с устойчивыми функциональными привычками и эстетическими представлениями людей. Их необходимо учитывать. В то же время растет потребность в обновлении стилистики и окраски предметной среды, в ее преображении. Эту проблему должно решать современное художественное формообразование.

Следует отметить еще одно важное различие двух названных видов творчества: изобразительное искусство в его классическом качестве создает на плоскости иллюзию мира, изображает жизненное пространство, в которое мысленно вовлекает зрителя, а декоративное создает и художественно преображает реальное пространство, в котором физически существует человек. Поэтому столь велико влияние декоративного искусства на человека, на его мироощущение, на эстетические вкусы и всю духовную сферу.

Для нашего времени характерно энергичное вторжение техники в повседневную жизнь людей, и это расширяет область применения творческих сил художника. Адаптация человека к новейшим достижениям цивилизации также входит в задачу декоративного искусства.

Кроме технического прогресса, XX век отличается стремительным развитием производства бытовых товаров, расширением предметного ассортимента, ставящим перед потребителем нелегкую проблему выбора. Вместо единого стиля или моды к концу века наблюдается чрезмерно широкая и пестрая, эклектичная картина массовых товаров. Перед художником встала новая задача - дать людям художественные ориентиры, некий компас, чтобы разобраться в хаосе рыночной продукции, чему способствует расширение авторской творческой работы над уникальными произведениями и большая выставочная деятельность. В этой сфере формируются общие эстетические принципы предметного искусства, предлагаются гармоничные сочетания вещей в ансамбле. В подтверждение нашей мысли приведем высказывание Н. Воронова: «Носителем материальной и духовной культуры мыслится именно декоративное искусство, оно дает не только образцы в буквальном смысле, но в первую очередь образцы вкуса, образцы стиля и идейно-художественного качества» . Еще в 60-е годы известный теоретик искусства К. Кантор сформулировал концепцию, что «декоративное искусство посредством уникальных выставочных вещей выражает общественный эстетический идеал быта и образа жизни людей»4.

Такая расширительная программа роли декоративного искусства в современном обществе поднимает его статус. Реальная практика подтверждает, что поле деятельности художников декоративного искусства расширяется и возрастает их роль в становлении современной культуры.

В XX веке, в эпоху бурного технического и социально-культурного прогресса значение и роль декоративного искусства особенно возросли, расширились области его влияния, углубились смысловые и символические значения произведений из стекла, керамики, текстиля, усложнился их пластический и образный язык.

Прежде всего это связано с тем, что чрезвычайно расширилась сфера материальной культуры, поднялся уровень всего комплекса предметно-пространственной среды, переход от ручного изготовления -к промышленному, от единичного образца - к массовому изменил саму сущность вещи. Встала проблема новых принципов формообразования предметных изделий, возникают новые приемы проектирования образцов мебели, посуды, текстиля, с учетом экономических, эргономических, коммерческих факторов. Формируется «современный стиль» предметной формы и художники декоративного искусства принимают активное участие в его утверждении.

О правомерности этого термина до сих пор идут споры теоретиков и критиков, но автор данной работы убежден, что термин «современный стиль» достаточно точно характеризует формальные приемы и образный строй как произведений декоративного искусства, так и всего предметного мира и жилой среды.)

Декоративное искусство в контакте с архитектурой, проектированием интерьерной среды способствует формированию современного предметного мира.

Важнейшую роль в этом процессе сыграли деятельность "Баухауза" в Германии и ВХУТЕМАСа в России. Собравшиеся в этих школах прогрессивные архитекторы и художники провозгласили принципами своего творчество единство искусства и техники, художества и науки, архитектуры и предметного проектирования, освоение новых материалов и создание новых форм вещей. Они определили параметры современного стиля и принципов формообразования материального мира XX века, сыграли основополагающую роль в сложении нового пластического языка.

Следует оценить и вклад в современный стиль предметного искусства художников русского авангарда 1910-1920-х годов. Пропагандируя абстрактный язык искусства, систему супрематизма, К. Малевич и его последователи не стремились к отрыву от реальности, а исповедовали идею жизнестроения, преображения жизни средствами нового искусства. В результате, они обращаются к "деланию вещей" на основе нового формообразования. Созданных ими образцов немного, но они принципиально важны, поскольку предлагают новые пластические идеи и мотивы оформления традиционных утилитарных вещей.

Наиболее значительным для развития современного декоративного искусства является 2-я половина XX века, когда предметное творчество активно выходит на арену культурной жизни. Конец 1950-х - 1960-е годы в нашей стране отмечены большими переменами как в социальной, так и материальной жизни общества.

Принципиальные изменения происходят в советской архитектуре. Она осваивает новые конструкции и материалы, приобретает функциональные формы, отказывается от традиционных ордерных элементов и украшений, язык жилого строительства становится скупым, деловитым, аскетичным. В этих условиях основная роль в создании комфортной среды для обитания человека падает на предметный мир, на бытовые вещи, на убранство интерьера. В поисках контакта с архитектурой мебель, посуда, текстиль, светильники освобождаются от чрезмерных украшений и обильной орнаментации и приобретают простые, конструктивные формы, пластичные силуэты, лаконичные цветовые акценты. Функциональность, соответствие реальным жизненным потребностям становится программой проектирование вещей. Так при активном участии декоративного искусства шло формирование нового стиля предметно-пространственной среды.

Отказ от традиционных оформительских приемов, "борьба с украшательством" расчистили поле для дальнейшей творческой и поисковой работы художников - прикладников. Важным фактором явилось появление большого числа молодых художников разных специальностей - керамистов, стекольщиков, текстильщиков, ювелиров-профессионалов с высшим образованием. Энергично заработали высшие учебные заведения художественно-промышленного направления. В 60-е годы целое поколение молодежи после окончания вузов пришло на заводы и фабрики, выпускающие товары народного потребления, где были организованы художественные лаборатории и конструкторские бюро. Они приступили к обновлению ассортимента и художественного оформления массовых изделий. Фарфоровая и стекольная посуда, мебель и осветительные приборы, ткани и ковры, ювелирные изделия и украшения интерьера приобрели новые формы в духе современного стиля и обновили бытовую среду населения, освежили атмосферу массового жилья. Декоративное искусство в период «хрущевской оттепели» сыграло значительную роль в обновлении социально-культурной обстановки в советской стране.

Однако отечественные предприятия при низкой технической оснащенности не были готовы к исполнению творческих замыслов художников, новые образцы в незначительном количестве выпускались массовым производством. Используя производственную базу стекольных, фарфоровых, текстильных заводов и фабрик художники начинают работать над выставочными декоративными произведениями.

Из общего потока выделяется особая область - создание уникальных авторских произведений внеутилитарного характера. Это объекты свободного самовыражения в разных материалах, так называемое декоративное-станковое искусство, предназначенное для выставок, музейного экспонирования, оформления общее i венных интерьеров. Такие произведения, обычно именуемые керамопластикой, стеклопластикой, новой таписсерией, получили наиболее широкое и интенсивное развитие в 70-80-е годы. Независимые от утилитарной функции, подчиняющиеся только творческой воле художника и мастерству его рук, они открыли простор для экспериментов с материалом и пластикой, для проявления индивидуальных замыслов и почерков авторов. В этих художественных композициях ставятся задачи поиска новых форм выражения, концептуальных решений, знаковых и метафорических образов, лежащих в русле современного направления художественной культуры.

Таким образом, произошло деление искусства на две ветви: уникальное декоративно-станковое и предметно-прикладное, каждая со своей социально-культурной миссией. Их значение удачно сформировал профессор Н.В. Воронов: "Уникальное двигает развитие искусства вперед, прикладное же, опираясь на этот эстетический эталон, развивает искусство и культуру вширь""5.

1970-1980-е годы можно назвать периодом расцвета отечественного декоративного искусства в его авторском уникальном варианте. Энергично и своеобразно развиваются многие его виды: декоративная керамика, художественное стекло, гобелен и расписной текстиль, чеканка, ювелирное дело, уникальный фарфор. Ведутся художественные и технические эксперименты с традиционными материалами: глиной, стеклом, металлом. Развиваются новые пластические формы и композиции в керамике. По-новому трактуются оптические и пространственные возможности стекла. Традиционный гобелен приобретает необычные фактуры, новые приемы ткачества, оригинальные декоративно-пространственные формы. Фарфор отмечен новаторскими приемами формообразования и живописных решений. В декоративных произведениях активно проявляет себя индивидуальный почерк творца.

Декоративное искусство приобщается к основным направлениям и проблематике изобразительного искусства и вступает в контакт с авангардными течениями современной пластической культуры. Так складывается художественный феномен XX века - современное авторское творчество, реализуемое в традиционных материалах: керамике, стекле, фарфоре, текстиле. Уникальные декоративные объекты содержат большой заряд творческой энергии художника. В них идут поиски нового взаимодействия с реальностью, отражаются интеллектуальные размышления и метафизические ощущения автора, его рефлексия на окружающий мир. Это позволяет назвать современное декоративное искусство одним из полноправных видов визуальных искусств XX века.

К истории вопроса

Как уже упоминалось выше, обращение искусствознания к специальным вопросам декоративно-прикладного искусства произошло в XX веке, а формирование его теории и критики, разбор его современного состояния активизировался фактически в 60-70-е годы. Большую роль в этом сыграл журнал "Декоративное искусство СССР" («ДИ СССР»), основанный в 1957 году, в котором стали систематически печататься статьи по теории и практике декоративного искусства, проводиться дискуссии о тенденциях его современного развития, анализироваться творческий процесс, регулярно освещаться выставки декоративного искусства и печататься творческие портреты крупнейших художников и молодых авторов. На страницах "ДИ СССР" фактически было сформировано понятие "феномена" современного декоративного искусства и намечена его основная художественная проблематика. Журнал выходил ежемесячно вплоть до 1993 года и вокруг него сложился круг авторов-искусствоведов, которые стали специалистами по декоративному искусству. Автор данной диссертации, работала в должности заведующего отделом и члена редколлегии журнала "ДИ СССР" в течение 35 лет со дня его основания, организуя материалы и редактируя статьи по проблемам современного декоративного искусства и художественной промышленности. Данное исследование не могло бы состояться без погружения в материал современной художественной практики, которой предоставляла автору работа в этом журнале.

Одним из первых российских ученых, посвятивших свои труды в 1950-1960-е годы проблемам декоративно-прикладного искусства, был Александр Борисович Салтыков. Он поставил вопрос о своеобразии и условности образного языка предметного искусства и его роли в познании окружающего мира. Современному декоративному искусству, анализу основных его направлений и творчества многих художников, так же развитию дизайна посвятил многочисленные книги и статьи, известный знаток искусства, профессор Н.В. Воронов. Глубоким пониманием проблематики современного декоративно-прикладного искусства и широкой эрудицией отмечены работы К.А. Макарова. Интересное освещение вопросов теории и практики декоративного искусства получили в книгах и статьях К.М. Кантора, В.Р. Аронова, М.С. Кагана, В.П. Толстого, Н.С. Степанян, М.А. Некрасовой.

Выделим книгу доктора искусствоведения Н. Степанян "Искусство России XX века" (1999), в которой декоративное искусство рассматривается в контексте и взаимосвязи со всей изобразительной культурой своего времени (что методологически очень близко автору диссертации). Среди изданий 1930-х годов отметим труд Д. Аркина "Искусство бытовой вещи", впервые подвергшему искусствоведческому исследованию предметный мир индустриальной эпохи.

Долгое время в советской науке замалчивалось творчество художников-авангардистов 20-х годов и деятельность ВХУТЕМАСа, и лишь начиная с конца 1960-х годов в статьях, а затем и в книгах оно подверглось исследованию и получило заслуженную оценку. Открытие этого интересного периода художественного проектирования принадлежит прежде всего J1. Жадовой, а также, в дальнейшем, А. Стригалеву, А. Абрамовой, А. Лаврентьеву. Исчерпывающий материал об опыте 20-х годов собран и проанализирован в книге С.О. Хан-Магомедова "Пионеры советского дизайна" (1995).

Искусство фарфора всегда было в поле внимания российского искусствознания. Отметим, например, раритетное издание 20-х годов

Фарфор Государственного завода" (автор текста Э. Голлербах) с рисунками И. Рерберга и С. Чехонина. Авторитетным специалистом и знатоком фарфора является JI. Андреева, автор ряда фундаментальных публикаций и каталогов по советскому и русскому фарфору. О художниках-фарфористах издано ряд монографий и альбомов, среди них с текстами Б. Эмме, А. Лансере, И. Чижовой, М. Тихомировой, Р. Мусиной, В. Черного, Т. Астраханцевой и других.

Аналитиком художественного стекла является доктор искусствоведения JI. Казакова, ей принадлежат многие книги и статьи о российском и зарубежном стекле. Она - специалист, владеющий информацией о современном мировом стекольном движении и его мастерах.

В советский период издано несколько монографий, посвященных художникам стекла, они написаны Н. Вороновым, Н. Николаевой, Н. Степанян, К. Кантором, А. Павлинской, Н. Василевской.

Современный гобелен - тема исследований В. Савицкой, которая систематизировала и проанализировала этот многообразный материал. О текстиле, костюме и гобелене написаны книги Т. Стриженовой. Крупным специалистом по истории костюма была М. Мерцалова. О декоративной керамике было опубликовано множество статей, в том числе М. Изотовой, Д. Немчиновой, Ю. Маркиным, В. Мейландом, а также автором данной работы.

В 80-х годах институтом истории искусств выпущено двухтомное издание "Советское декоративное искусство", содержащее краткие очерки по основным его видам3.

Названные искусствоведческие труды (кроме последнего) касаются отдельных видов декоративного искусства, являются монографическими и заканчиваются практически на 1970-х годах.

Произведения трех последних десятилетий еще подробно не проанализированы и обобщены.

Изучение всей вышеназванной искусствоведческой литературы помогло автору вывести общие принципы декоративного искусства и обосновать выводы о его важной роли в современной художественной культуре.

ЧАСТЬ I

Работа художников над декоративной формой и предметными изделиями в первой половине XX века

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Крамаренко, Людмила Георгиевна

Заключение

Исследование обширного художественного материала -произведений из стекла, керамики, фарфора, текстиля, созданных за столетний период крупнейшими российскими художниками, приводит к выводу, что декоративное искусство сыграло большую эстетически значимую роль как в формировании предметно-пространственной среды, так и общей культурной атмосферы своей эпохи.

Исполняя возложенную на него историческую миссию придания материальным вещам художественности и гармоничности, привнося творческое начало в предметное окружение, организуя пространство жилой среды, декоративное искусство одухотворяет и эстетические обогащает социальный мир. Стоит вспомнить слова известного историка архитектуры А. Иконникова: «Формирование среды есть попытка организовать жизнь».

Предоставив художникам возможность реализовать свои творческие возможности в разнообразии пластических форм, материалов и красочных вариаций, право экспериментировать и обновлять традиционный мир вещей, декоративное искусство раскрепощает творческие силы и фантазию человека, дает простор его созидательным способностям.

Во второй половине XX века происходит взрыв художественной энергии в сфере декоративного искусства - рождается авторское уникальное творчество, независимое от узко практических функций -феномен новейшего времени. Оно раскрывает горизонты для новой интерпретации реальности, новых форм реализации интеллектуальных и эмоциональных сил художника. И входит как равноправный вид в контекст современных визуальных искусств.

В советских условиях, при идеологическом давлении на изобразительное искусство, его роль была особенно велика. Поскольку декоративное искусство оперирует не фигуративным, а пластическим языком, архитектонической конструкцией и выражает смысловой ряд посредством образов-символов, образов-знаков, окруженных ассоциативной аурой, оно сумело избежать канонов соцреализма и идеологических установок.

Условность, отвлеченность пластических форм в декоративном искусстве позволили художникам русского авангарда в 1920-е годы реализовать свои концепции и жизнестроительные идеи в материальных объектах, принципы беспредметной живописи перевести в предметный ряд, формалистические опусы воплотить в формотворческих моделях вещей.

На следующем историческом этапе, в послевоенный период эти идеи были востребованы, воплощены в реальные бытийные предметы и послужили к обновлению жизненной среды населения, а вместе с этим к либерализации социальной обстановки в стране. Раскрылось пространство для свободной творческой работы большой группы художников разных направлений и специализаций.

Быстрое развитие эстетических качеств предметной формы в ущерб утилитарным привело к теоретическим дебатам о назначении прикладных сфер искусства. Развернулась дискуссия «О красоте и пользе». Художественная практика разделилась на две ветви: проектирование изделий утилитарного назначения для массового тиражирования и создание уникальных авторских произведений декоративно-станкового выставочного характера, каждое со своей социально-художественной задачей.

В 1970-1990 годах декоративное искусство утверждается в своей самоценности и становится полноправным видом современной художественной культуры. Оно заполняет особую нишу в проблематике XX века.

Для людей индустриального века важнейшей и интереснейшей задачей стало раскрытие внутренних природных качеств таких материалов, как керамика, стекло, текстиль, скрытых в них витальных сил. Промышленный мир вещей перестал увлекать и художников и зрителей, ручная работа стала цениться превыше всего, тем более в единстве с природными материалами - глиной, песком, кварцем, шерстью, деревом. «Hend made» в электронный век стало маркой высшего качества. Рука мастера передает его душевную энергию создаваемому объекту, оживляет мертвую глину, холодный хрусталь, блестящий металл. Самостийно созданный художником объект приобретает сакральный смысл.

Глиняный горшок и в крестьянском быту служил не только для приготовления пищи, в нем жил дух дома, обитал домовой. И художники XX века обращаются в прошлое, ищут опору в народном творчестве, постигают его символику, углубляются в корневую систему декоративно-прикладного творчества. Это помогает обрести устойчивость и найти самостоятельный путь в искусство, юм более, ч ю многонациональное государство, которое называлось СССР, было богато наследием народных ремесел и художественных промыслов.

Но главными художественными средствами выразительности неизобразительного искусства являются сложные, неожиданные, новаторские отношения между мастером и материалом, формой и пустотой, плоскостью и объемом, пространством видимым, осязаемым и скрытым. Это увлекает авторов и интригует зрителей. Такими средствами раскрываются новые ощущения человека в современной жизни, интеллектуальная игра и метафизические ощущения, благодаря чему декоративное искусство выходит на уровень проблем, которые решает современное прогрессивное искусство всех рангов. Оно связывает прошлое и будущее, материальное и духовное, реальное и ирреальное.

Послевоенная эпоха ознаменована появлением новых видов творческого освоения старых материалов. Древнейшая керамика оказывается в первом ряду новых художественных веяний. От традиционного сосудоваяния она переходит к пластическим решениям, к своеобразным пространственным композициям, включающим фигуративные элементы, аллегорические детали, метафорические образы. Объектом ее художественной интерпретации становится вся материальная среда, большие фрагменты реальности, пространственные ландшафты, метаморфозы состояний живой натуры и аллегории философских концепций.

Стекло раскрывает свою внутреннюю жизнь, таинство внутреннего пространства, магическую силу отражений, игру света и тени, взаимосвязи Космоса и микрокосма. Оно ловит и пленяет солнце и радугу, весь окружающий мир в свою прозрачную субстанцию.

Гобелен придает эпическую значимость жанровым сценам, поднимает современное событие на исторический пьедестал. Художник-ткач строит мягкую подвижную архитектуру, обволакивает зрителя теплом шерстяной пряжи, эстетизируя его тактильные ощущения. Фарфор освещает человека «безлунным» светом белых ночей. Костюм превращает его в бабочку, цветок, райскую птицу, в боярышню, в супрематическую фигуру.

Над всем господствует художник - как личность, мастер, творец. Человек с его правами и волей, индивидуальность видения и свобода волеизъявления поставлены в наше время в центр социальной жизни. В декоративном искусстве этот принцип осуществляется в полной мере, оно представляет широкие возможности для проявления авторского самовыражения. Уникальное декоративное искусство с его специфическим образным языком обращается к индивидуальному человеку. Созидающий художник и воспринимающий зритель нуждаются друг в друге, удача, если их встреча состоится - на выставке, в мастерской, в архитектурном или ландшафтном ансамбле.

Эволюция декоративного искусства от материально-практической деятельности, обновления предметного мира и пространственной среды к духовно-культурной сфере имеет в России ряд принципиальных особенностей, выделяющих ее на мировой арене. Это гуманистическая направленность основного потока произведений и социальная ориентированность тех экспериментов и новаторских опытов с формой и материалом, что ведут авторы. Эмоционально-образная сторона превалирует над формальной, и сквозной идеей художественного творчества постоянно остается нравственное совершенствование человека, воздействие посредством эстетических впечатлений на души людей.

Список литературы диссертационного исследования доктор искусствоведения Крамаренко, Людмила Георгиевна, 2005 год

1. Абрамцево. Художественный кружок. Живопись. Графика. Скульптура. Театр. Мастерские. М., 1988.

2. Агитационное искусство первых лет Октября: Сб. М., 1971.

3. Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств. 1917-1932 / Под. ред. В.Толстого. Авторы-сост. И. Бибикова и Н. Левченко. М., 1984.

4. Абрамова А. Наследие ВХУТЕМАСа // ДИ СССР. 1964. № 4.

5. Аргановская М. Гобелен и скульптура // ДИ СССР. 1986.8.

6. Адлерова А. Характер русского стекла // ДИ СССР. 1972. №

7. Алленов М. Михаил Врубель. М., 2001

8. Андреева Л. Фарфор Дулева // ДИ СССР. 1964. № 1.

9. Андреева Л. Цветущий кобальт // ДИ СССР. 1965. № 1.

10. Андреева Л. Советский фарфор. 1920-1930-х гг. М. 1985.

11. Андреева Л. Советский агитационный фарфор //Агитационно-массовое искусство первых лет Октября: Сб. М., 1971.

12. Андреева Л. Проекты массовой посуды 1920-х годов // ДИ СССР. 1969. № 12.

13. Андреева Л. Керамика-75. Тенденции и принципы // ДИ СССР. 1976. №3.

14. Андреева Л. О последних днях С. Чехонина // Советское декоративное искусство: Сб. 1978.

15. Андреева Л. О русском фарфоре 1960-х годов. // Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры: Сб. М., 1973.

16. Андреева Л. Памяти Владимира Городецкого // ДИ СССР. 1977. № 6.

17. Андреева Л. Павел Кожин // Советское декоративное искусствл-9. М., 1987.

18. Андреева Л. Фарфор на службе революции // Эрмитаж. 2003-2004. № 1.

19. Андреева Л. Агитационный фарфор в коллекции Альберто Сандретти // Пинакотека 2003. № 16-17.

20. Анненков Л. Пути нашей керамики // ДИ СССР. 1983. №12.

21. Арватов Б. Искусство и производство. М., 1926.

22. Арзуманова О., Любартович В., Нащокина М. Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии. М., 2000.

23. АркинД. Искусство бытовой вещи. Изогиз, 1932.

24. Аронов В. Вещь в аспекте искусствознания // ДИ СССР. 1985. № 11.

25. Аронов В. Художник и предметное творчество. М., 1987.

26. Аронов В. ВХУТЕМАС // Пинакотека. 2000. №10-11.

27. Астраханцева Т. Дмитровский фарфоровый завод // ДИ СССР. 1985. № 12.

28. Астраханцева Т. Ленинградский костяной фарфор // Советское декоративное искусство-7: Сб. М., 1984.

29. Астраханцева Т. Русский фарфор и «Мир искусства» // ДИ СССР. 1999. № 1-3.

30. Балиъ^кая Т. Русский авангард 20-х годов и искусство предметного мира: Дис. на сосиск. ст. канд. иск. М., 2003.

31. Балыцкая Т. Татлин живописец и создатель предметной среды: Сб. научн. трудов МГПХУ им. С.Г. Строганова. М., 2001.

32. Базазъянц С. Блеск и нищета декоративной керамики // ДИ СССР. 1972. № 1.

33. Базазъянц С. Художник, пространство, среда. М., 1983.

34. Батанова Е., Воронов Н. Советское художественное стекло. М, 1964.

35. Бахревский В. Савва Мамонтов. М., 2000.

36. Беликова Я. Первородство керамики и реабилитация изобразительности // ДИ СССР. 1981. № 10.

37. Беликова Л. Блеск и нищета ретростиля // ДИ СССР. 1982. №10.

38. Бещева Н. Основные тенденции развития московской и петербургской школы гобелена // Сб. научн. трудов Университета им С.Г. Строганова. Вып. 3. М., 2004.

39. Борисова Е., Стернин Г. Русский модерн. М., 1994.

40. Бубнова Е. Конаковский фаянс. М., 1974.

41. Буткевич О. Красота: Природа, сущность, формы. М., 1979.

42. В круге Малевича. Соратники. Ученики. Последователи в России. 1920-1950. М., 2000.

43. Василевская Н. Адольф Михайлович Остроумов. Д., 1991.

44. Василевская Н. Причастный бытию блажен (об Олевской) // Советское декоративное искусство-6: Сб. М., 1983.

45. Василевская Н. Хрустальная клоунада Остроумова // ДИ СССР. 1983. № 1.

46. Василъковский В. Каталог / Авт. вст. ст. А. Лансере. СПб.,1992.

47. Вещь в искусстве: Материалы научн. конф. Гос. музея изобр. иск. им. А.С. Пушкина. М., 1986.

48. Воронов Н., Рачук Е. Советское художественное стекло. Л.,1983.

49. Воронов К, Дубова М. Невский хрусталь. Л., 1984.

50. ВороиовН. Светлана Бескинская. М., 1974.

51. Воронов Я Фрих-Хар. М., 1974.

52. Воронов Н. Вера Мухина. М., 1989.

53. Воронов Н. Очерки по истории советского дизайна. М., 1997.

54. Воронов Н. История советского дизайна. В 2-х томах. М.,2002.

55. Воронов Н. Советское стекло. Альбом. Л., 1975.

56. Выставка «Керамика СССР» и Международный симпозиум в Вильнюсе // ДИ СССР. 1972. № 1.

57. Габриэль Г. Гобелен и интерьер. Ленинградский опыт // ДИ СССР. 1977. № 8.

58. Габриэль Г. Фарфор Инны Олевской // Наше наследие. 1990. № 50-51.

59. Галина Шуляк. Путешествие в пространстве фарфора. Каталог выставки. С-Пб., 2004.

60. Герчук. Ю. Искусство художника Чехонина. // Творчество. 1978. №2.

61. Герчук Ю. Что такое орнамент? М., 1989.

62. Гилодо А. Прикладное завтра, декоративное - вчера: Вещь и технический прогресс // ДИ. 1999. № 1-3.

63. Голынеъ{ Г., Голынец С. Искусство Щекотихиной-Потоцкой //ДИ СССР. 1977. № 8.

64. Декоративно-прикладное искусство. 4-ая выставка «Советская Россия» / Сост. и авт. вст. ст. JI. Крамаренко. JL, 1972.

65. Жадова Л. ВХУТЕМАС ВХУТЕИН. Страницы истории // ДИСССР. 1970. № 11.

66. Жадова Л. Татлин проектировщик материальной культуры // Советское декоративное искусство. 1977-1978: Сб. ст. М., 1980.

67. Живопись 1920-х 1930-х годов. Гос. Русский музей / Вст. ст. М. Германа. Л., 1989.

68. Изотова М. Концепции ленинградских керамистов // ДИ СССР. 1980. № 11.

69. Изотова М. Итоги «одной композиции» // ДИ СССР. 1986.12.

70. Изотова М. Вещь в пространстве // ДИ СССР. 1985. № 2.

71. Изотова М. Михаил Копылков. Л., 1982.

72. Ильин М. В чем русская традиция? // ДИ СССР. 1972. № 1.

73. Искусство ансамбля. Художественный предмет, интерьер, архитектура, среда: Сб. ст. / Под ред. М. Некрасовой. М., 1998.

74. Искусство керамики: Сб. ст. / Под ред. Н. Степанян. М.,

75. Искусство и быт. 3 выпуска. М., 1963-64.

76. Искусство и промышленность: Сб. ст. / Под ред. В. Толе того и К. Кантора.

77. Кабанова О. Гобелен в интерьере // ДИ. 1987. № 5.

78. Каган М. О прикладном искусстве: Некоторые вопросы теории. Л., 1961.

79. Казакова Л. Гусь-Хрустальный. М., 1973.

80. Казакова Л. B.C. Муратов. М., 1980.

81. Казакова Л. Декоративное стекло в современной архитектуре (1960-1980 гг.) М., 1989.

82. Казакова Л. Пространственные поиски в декоративном стекле // Советское декоративное искусство-6: Сб. ст. М., 1983.

83. Казакова Л. Стекло Бориса Федорова // Советское декоративное искусство-8: Сб. ст. М., 1986.

84. Казакова Л. Звезды мирового стекла // ДИ СССР. 1991. № 4.

85. Казакова Л. Три взгляда на стекло // Сезоны. М., 1995.

86. Казакова Л. Художественное стекло XX века: Дис. в виде научн. докл. на соискание доктора искусствоведения. М., 2000.

87. Казакова Л. Стекло в пространстве, пространство в стекле // Искусство в современном мире: Сб. Вып. 1. М., 2004.

88. Кантор К Красота и польза: Социологические вопросы материальной культуры. М., 1967.

89. Кантор К Людмила и Дмитрий Шушкановы: О художественном образе быта в станково-прикладном искусстве. М., 1981.

90. Качалов Н. Стекло. М., 1959.

91. Каширина О. Ода русскому фарфору // ДИ СССР. 1976. №

92. Ковалев Р. Летатлин // Искусство. 1990. № 6.

93. Коваленко Г. Александра Экстер: Путь художника. М., 1993.

94. Коваль Р. Керамические окна // ДИ СССР. 1978. № 12.

95. Коваль Р. Современная ленинградская шпалера // ДИ СССР. 1971. №2.

96. Кршмаренко Л. Владимир Городецкий. Л., 1976.

97. Крамаренко Л. Анна Ефимова. Л., 1980.

98. Крамаренко Л. Суламифь Заславская. М., 1980.

99. Крамаренко Л. Художественный язык стела // ДИ СССР. 1962. №4.

100. Крамаренко Л. Декоративность современной керамики // ДИ СССР. 1962. № 10.

101. Крамаренко Л. Две школы фарфора // ДИ СССР. 1970. №11.

102. Крамаренко Л. Мир керамики В. Малолеткова // ДИ СССР. 1982. № 10.

103. Крамаренко Л. Предмет, пластика, пространство // Советское декоративное искусство: Сб. ст. М., 1976.

104. Крамаренко Л. От сосуда к декоративной пластике // Советское декоративное искусства-8: Сб. ст. М., 1986.

105. Крамаренко Л. Вторая выставка «Московская керамика»: Ст. в каталоге. М., 1984.

106. Крамаренко Л. О творчестве Шушкановых: Ст в каталоге. М., 1984.

107. Крамаренко Л. Два почерка в стекле // ДИ СССР. 1988. № 2.

108. Крамаренко Л. Людмила Сошинская // ДИ СССР. 1989. № 9.

109. Крамаренко Л. Московский гобелен: эволюция без революции // ДИ СССР. 1990. № 8.

110. Крамаренко Л. Художественный текстиль-90: Ст. в каталоге «Texti 1-Art—90», Осло. М., 1991.

111. Крамаренко Л. Советское декоративное искусство Ст. в каталоге выставки «Configura I» Erfurt'91.

112. Крамаренко Л. Больше творческой энергии: О Московской зональной выставке //Художник. 1991. № 10.

113. Крамаренко Л. О творчестве Владимира Гориславцева: Ст. в каталоге. М., 2003.

114. Крамаренко Л. Декоративная керамика России (60-80-е XX века): Научный доклад на соиск. канд. искусств. М., 1997.

115. Крамаренко Л. Отечественное декоративное искусство XX века: Очерки. М., 2003.

116. Крамаренко Л. О роли декоративного искусства в современном формообразовании: Сб. научн. ст. МГХПУ им. С.Г. Строганова. М., 2004.

117. Кусков С. Деяния в глине и «иное» // ДИ. 2003.

118. Кума X. О национальных школах // ДИ ССС. 1976. № 3.

119. Крюкова И. Национальные школы советской керамики // ДИ СССР. 1972. № 1.

120. Лаврентьев А. Творчество JT. Поповой // Техническая эстетика. 1978. № 11.

121. Лаврентьев А. Творчество В. Степановой // Техническая эстетика. 1980. № 5.

122. Лаврентьев А. Ракурсы Родченко. М., 1992.

123. Ладур М. Искусство для миллионов. Заметки художника / Сост. JT. Крамаренко. М., 1983.

124. Лансере А. Алексей Воробьевский. Л., 1980.

125. Ленинградское художественное стекло. Альбом. Л., 1966.

126. Ломоносовский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге. 1744-1994 / Вст. ст. Г. Агаркина и Н. Петрова. С-Пб., 1999.

127. Луначарский А. Статьи об искусстве. М., 1941.

128. Макаров К. А.Г. Сотников. М., 1986.

129. Макаров К. Две традиции // ДИ СССР. 1972. № 6.

130. Макаров К. Из творческого наследия. М., 1998.

131. Макаров К. Натурстиль-70-х // ДИ СССР. 1979. № 2.

132. Макаров К. Новые формы, новые жанры // ДИ СССР. 1969.1.

133. Макаров К. Советское декоративное искусство. Альбом М.,1974.

134. Малевич К. Черный квадрат. // (Наследие) М., 2003.

135. Малолетков В. Между Востоком и Западом. М., 2003.

136. Малолетков В. Основные тенденции развития декоративной керамики 70-90-х XX века // Сб. научн. трудов Университета им. С.Г. Строганова. Вып. 3. М., 2004.

137. Малолетков В. Три школы в керамике России 70-90-х XX века // Декоративное искусство и предметная среда. Сб. научн. трудов Университета им. С.Г. Строганова. Вып. 3. М., 2004.

138. Маркин Ю. Ленинградская керамика. Время обобщений // Художник, вещь, мода: Сб. ст. М., 1988.

139. Маркин Ю. От горшка к метафоре и иронии // ДИ СССР. 1998. №7.

140. Мейланд В, Керамический оазис // ДИ СССР. 1 989. № 5.

141. Мельникова Н. Гобелен в интерьере общественных зданий. М., 1980.

142. Михайловская К. Цветущий кобальт. М., 1980.

143. Монахова Л. Пластическое пространство и художественное сознание // ДИ СССР. 1981. № 5.

144. Моран Анри. История декоративно-прикладного искусства от древних времен до наших дней. М., 1982.

145. Мусина Р. Формирование стиля дулевского фарфора // Советское декоративное искусство-8: Сб. ст. М., 1986.

146. Немчинова Д. Двенадцать композиций Михаила Копылкова //ДИСССР. 1982. №2.

147. Немчинова Д. Дулевская академия // ДИ СССР. 1979. № 1.

148. Нере Ж. Малевич и супрематизм. М., 2003

149. Николаева Н. Пространственные лики стекла // ДИ СССР. 1982. №2.

150. Николаева Н. Мирона Грабарь. Пластический ансамбль предметов в стекле. М., 1978.

151. Носкович В. Александра Щекотихина-Потоцкая. JI., 1959.

152. О красоте и пользе. Проблемы декоративно-прикладного искусства 1960-х годов / Сост. Л.Крамаренко. 1974.

153. Павлинская А. Борис Александрович Смирнов. Л., 1980.

154. Полякова Н. Скульптура и пространство. М., 1982.

155. Полянская А. След от взмаха крылат (о Л.Савельевой) // ДИ. 1990. № 7.

156. Прокофьев Е. Гусевский хрустальный завод. Л., 1970.

157. Пути развития русского искусства конца XIX начала XX века: Сб. ст. / Под ред. В. Ванслова. М., 1972.

158. Ракитин В. Илья Чашник. М., 2000

159. Ракитин В. Марсиане Экстер // ДИ СССР. 1977. № 4.

160. Рачук Е. Из сульфидного стекла // Стекло и керамика. 1970.

161. Рачук Е. Советское сульфидно-цинковое стекло. М., 1975.

162. Рачук Е. Советское цветное стекло. Альбом. М., 1982.

163. Ривош Я. Время и вещи. Очерки по истории материальной культуры в России начала 20 века. М., 1990.

164. Рожансковский В. Стекло и художник. М., 1971.

165. Русский фарфор. 250 лет истории. 2 тома. JT., 1995.

166. Русский фарфор, Искусство первого в России фарфорового завода. Альбом / Сост. и авт. текста А. Лансере. Л., 1968.

167. Русская художественная культура конца XIX начала XX века. М., 1969.

168. Русский художественный фарфор: Сб. ст. / Под ред. Э. Голлербаха и М. Формаковского. Л., 1924.

169. Русское декоративное искусство. В 3-х т. М., 1963.

170. Рюмина И. Гобелен, архитектура, музыка // ДИ СССР. 1976.12.

171. Савъщкая В. Гобелен и пространство // ДИ СССР. 1975. № 3.

172. Савъщкая В. Гобелен пластика активная // ДИ СССР. 1972.4.

173. Савш^кая В. Превращения шпалеры. М., 1995.

174. Салтыков А. Избранные труды. М., 1962.

175. Самецкая Э. Керамика затишье перед взлетом // ДИ. 1999.1.3.

176. Самецкая Э. Приручение глины // Антиквариат. 2003. № 1-2.

177. Самеъ^кая Э. Советский агитационный фарфор. М., 2004.

178. Сарабъянов Д. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М., 1989.

179. Сарабъянов Д., Шатскш А. Казимир Малевич. М., 1993.

180. Смирнов Б. Художник о природе вещей. JT., 1 970.

181. Современный советский гобелен. Альбом / Вст. ст. В. Савицкой. М., 1979.

182. Современный гобелен и пространство. Круглый стол. // ДИ СССР. 1976. №7.

183. Советские ткани 20-х 30-х годов. Альбом / Автор текста И. Ясинская. Д., 1977.

184. Советский фарфор. Ленинградский фарфоровый завод. Л.,1979.

185. Советский художественный фарфор. 1918-1923 / Каталог выставки в Академии Художеств СССР. 1962.

186. Советское декоративное искусство. Очерки 1917-1945. Т. 1. 1984. 1945-1975. Т. 2. 1989. М.: Искусство.

187. Соловьев Н. Гобелен в интерьере // ДИ СССР. 1985. № 12.

188. Соловьев Н. О структурных основах синтеза пластических искусств и архитектуры // Советское декоративное искусство-76: Сб. ст.

189. Степанян Н. Расширение фронта действий // ДИ СССР. 1976. №3.

190. Степанян Н. Уроки Б.А. Смирнова // Советское декоративное искусство-75: Сб. ст. М., 1976.

191. Степанян Н. Виктор Шевченко. Современная пластика стекла. М., 1978.

192. Степанян Н. Галина Антонова. Л., 1989.

193. Степанян Н. Искусство России XX века. М., 1999.

194. Степанян Н. Флагман и его эскадра. К 100-летию Б. Смирнова: Сб. ст. 2003.

195. Степанян Н. Предметный мир в жизни современного человека // ДИ. 1999. № 1-3.

196. Стернин Г. Русская художественная культура 2 пол. XIX -начала XX века. М., 1984.

197. Стрегалев А. Владимир Татлин // Архитектура СССР. 1985.6.

198. Стриженова Т. Из истории советского костюма. М., 1972.

199. Стриженова Т. Рудольф Хеймрат. Гобелен. М., 1984.

200. Стриженова Т. Эдит Вигнере. Гобелен. М., 1979.

201. Стриженова Т. Проблема творчества в промышленных тканях (1928-1938 гг.) // Советское декоративное искусство-8: Сб. ст. 1986.

202. Татлин. Ретроспектива: Каталог выставки / Сост. А. Стригалев, Ю. Хартен. 1994.

203. Темерин С. Русское прикладное искусство. Советское годы: Очерки. М., 1960.

204. Тройницкий С. Фарофор и быт. JL, 1924.

205. Турчин В. По лабиринтам авангарда. М., 1993.

206. Тихомирова М. Анна Александровна Лепорская. Л., 1979.

207. Фарфор, фаянс, стекло. 1917-1932. Советское декоративное искусство: Материалы и документы / Под ред. В. Толстого. М., 1980.

208. Федоров-Давыдов. Русское искусство промышленного капитализма. М., 1929.

209. Хан-Магомедов С. ВХУТЕМАС. 1920-1930. М., 1995.

210. Хан-Магомедов С. Пионеры советского дизайна. М., 1995.

211. Художник, вещь, мода: Сб. ст. / Сост. М. Бодрова, А. Лаврентьева. М., 1988.

212. Художники вещей: Сб. ст. / Под ред. Н. Воронова. М., 1965.

213. Художественный фарфор. Государственный фарфоровый завод им. Ломоносова. Каталог. Л., 1938.

214. Хакимов А. Бог ветра . и другие // ДИ. 1991. № 4.

215. Чижова И. Стекло Лейды Юрген // ДИ СССР. 1974. № 2.

216. Чижова И. Нина Славина. Л., 1988.

217. Чекалов А. Живые традиции в прикладном искусстве // Искусство. 1961. № 1.

218. Чекалов А. Есть ли художественный образ в прикладном искусстве // Искусство. 1963. № 3.

219. Чекалов А. Искусство простых вещей // Творчество. 1961. №8.

220. Чекалов А. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. М., 1962.

221. Чекалов А. Народные истоки промышленного искусства // ДИСССР. 1965. №3.

222. Чекалов А. Скульптура и вещь // ДИ СССР. 1970. № 8.

223. Человек, предмет, среда: Вопросы развития советского декоративного искусства. 1960-1970 гг. Сб. ст. / Под ред. В. Толстого. 1980.

224. Черный Н. Фарфор Вербилок. М., 1970.

225. Чижова Н. Нина Славина. Л., 1988.

226. Энтелис Ф. Хрустальный фонтан на Международной выставке в Нью-Йорке // Стекольная промышленность. 1939. № 9.

227. ЭфросА. Профили. М., 1930.

228. Эфрос А., Лунин А. Чехонин. М., 1924.

229. Эмме Б. Русский художественный фарфор. М., 1950.

230. Якимович А. Магическая Вселенная. М., 1995.

231. XX век. Эпоха, человек, вещь: Сб. ст. / Автор-составитель О. Соснина. М., 2001

232. Ceramica sovietica. Soviet ceramics fondo Landretti del'900 Russo. The Sandretti collection of 20th century Russian art. A curady/eddited by Lidia Andreeva. MART Pallace edition Eurupe.233. "Configura I". Kunst in Europa. Erfurt-91.

233. Kramarenko L. Simwoligche Bilder der Realism 11 Neue Keramik. 1999. № 12.

234. Kramarenko L. Elena Sacharova. Metaforn der Lebendigen Natur // Neue Keramik. 2000. № 3.

235. Kubalova J. Das grosse Bilderlexicon der Mode. Dresden, 1981.

236. La Rivoluzione in salotto. Porcellane sovetiche. 1917-1930. Milano, 1988.

237. Tatlin B. Ediled by L.A.Shadova. London, 1988.

238. VoronovN. Soviet glass. L., 1981.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.