Декоративные росписи итальянских художников в интерьерах Петербурга конца XVIII - первой трети XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Трефилова, Ирина Викторовна

  • Трефилова, Ирина Викторовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2005, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 175
Трефилова, Ирина Викторовна. Декоративные росписи итальянских художников в интерьерах Петербурга конца XVIII - первой трети XIX века: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2005. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Трефилова, Ирина Викторовна

Введение.

Глава I. Теоретические основы становления интерьеров эпохи классицизма в России.

1.1. Предпосылки развития русского классицизма в контексте общеевропейских традиций.

1.2. Влияние классицистических концепций на формирование художественных принципов петербургского интерьера.

Выводы.

Глава 2. Характерные особенности творческой деятельности итальянских художников-декораторов в Петербурге: истоки и эволюция.

2.1. Принципы перспективизма и иллюзорность в монументально-декоративных росписях второй половины XVIII века:

Дж. Валериани и П. ди Готгардо Гонзаго.

2.2. Пейзажные и орнаментально-геометрические циклы периода строгого классицизма Дж. Феррари, А. делла Джакомо.

2.3. Сложение единой системы живописного декора в эпоху высокого и позднего классицизма: художники «круга Д.-Б. Скотш»:

А. Виги, Б. Медичи, Ф. Торичелли. П. де Анжели.

Выводы.

Глава 3. Росписи итальянских декораторов в практике архитеюурпо-художесгвенного убранства петербургских интерьеров конца XVIII - первой трети XIX века: традиции и новаторство

3.1. Декоративная живопись дворцовых интерьеров и особняков

3.2. Монументально-декоративные росписи общественных зданий 104 Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Декоративные росписи итальянских художников в интерьерах Петербурга конца XVIII - первой трети XIX века»

Художественная культура каждой исторической эпохи складывается как результат движения, обмена, развития в обществе эстетических идей. Подобные процессы происходят и в сфере искусств, выполняющих в силу своей специфики различные функции. Декоративная живопись, обладающая многообразием средств художественной выразительности, чутко реагирует как на стилистические движения в области искусства, так и на все изменения жизни, становление ее новых качеств. В этом контексте большой интерес представляет монументально-декоративная живопись Петербурга периода русского классицизма.

В данном исследовании рассматриваются росписи петербургских интерьеров, исполненные итальянскими мастерами в конце XVIII - первой трети XIX века.

Преобладающей особенностью творческой деятельности итальянских художников-декораторов является преемственность и развитие традиций европейской художественной культуры, которые последовательно и ярко отразились в живописном декоре интерьеров Петербурга. На протяжении эпохи классицизма русская декоративная живопись вбирала в себя этот общекультурный материал во всем переплетении различных источников, во всей полифоничной разнородности мотивов, идей, способов их образного воздействия и реализации. Таким образом, процесс монументально-декоративного убранства шггерьеров Петербурга представляется в неразрывном единстве двух факторов: общеевропейской традиции, и той преобразующей синтезирующей творческой работы, которая превращала этот исторический материал в качественно новое целое, обретающее новую образную и смысловую глубину, новые возможности развития.

Следует отметить, что применяя термин «декоративные росписи», мы подразумеваем особый художественный феномен этого вида искусств, роль и функции которого неразделимо связаны с понятием декоративности как фактора синтеза искусств, определяющего его связи с предметно-пространственной средой, среди которых главными становятся подчинение архитектуре, ее конструктивной и образной обусловленности. Так, исследуя процесс дифференциации видов искусства, связанных с проблемой синтеза, Е.Б. Мурина пишет: «. с эпохи Ренессанса. началось вычленение новых видов и жанров стенной живописи, имевшей нередко чисто декоративный характер. Здесь создаются свои высокие образцы и свои критерии живописной или пластической целостности, определяющие ценность конкретного декоративно-монументального ансамбля» [103.-С. 171-172]'.

Терминологические обоснования мы отнесем и к понятию «художник-декоратор», на особенность которого характерную для XVIII и XIX веков впервые обратила внимание В.Ф. Белявская: «художником-декоратором в то время назывался тот, кто расписывал и украшал здание изнутри» [13. - С. III]. Заметим, что из архивных документов явствует, что сами художники или архитекторы, при определении исполняемых ими работ, называли себя «художник-декоратор», либо «декоратор-перспективист».

Круг художников, творчество которых рассматривается в работе, сравнительно узок, поскольку в задачи диссертации не входит дать исчерпывающую информацию о всех декоративистах из Италии, находившихся в это время в России. В работе исследуется творчество тех мастеров, которые, с одной стороны, внесли значительный вклад в развитие искусства русского интерьера периода классицизма, с другой - мало или неполно представлены в научной литературе.

Строго говоря, только один из известных на сегодняшний день итальянских декораторов неоднократно привлекал внимание искусствоведов: это П. Гонзаго, росписям которого посвящена обширная литература [126, 140, 166, 178]. Не менее изученным оказывается творчество современника П. Гонзаго - крупного декоратора второй половины XVIII века - Дж. Валериани [72, 80]. С выходом в свет труда В.Ф. Белявской «Росписи русского классицизма», выявляется художественная деятельность целого ряда итальянских мастеров конца XVHI — первой трети XIX века [13]. Среди последних выделяется известный декоратор Джованни Батиста (или Джамбаттиста) Скотти, чья личность находится в центре внимания автора. Значительное исследование В. В. Антонова вводит в научный оборот творчество представителей многочисленной семьи художников Скотти [4]. Другие мастера декорационной живописи в основном только упоминаются в общих текстах специальной литературы.

Во введении цифры в квадратных скобках обозначают номера соответствующих источников, данных в библиографии.

Д.Б. Скотти действительно был одним из наиболее известных мастеров-декораторов. Творчество остальных художников этого направления на его фоне выглядит значительно скромнее. В ярком созвездии выдающихся имен архитекторов и живописцев рубежа XVIII-XIX века эта плеяда итальянских художников-декораторов будто затерялась. В своих трудах, написанных почти сто лет назад, искусствовед А.П. Мюллер называла их «художественной пылью», не придавая значения их деятельности [106]. Между тем русская художественная культура эпохи классицизма многим обязана этим почти безвестным мастерам, которые не только определили облик интерьеров той поры, но смогли передать свое мастерство русским художникам, одновременно приобщаясь традициям русской живописи.

Завоевание новых эстетических ценностей и преемственность традиций античной культуры - один из принципов творчества итальянца Антонио Виги. Последователь крупнейшего монументалиста Италии Д.Б. Тьеполо, Виги работал в высоких жанрах искусства и один из первых в России начал писать аллегорические фигуры по искусственному мрамору, считаясь непревзойденным мастером в этой технике. Барнаба Медичи и Фридолино Торичелли - представители одного поколения живописцев-декораторов. За свою долгую жизнь Медичи написал много фигурных и орнаментальных композиций. Он был прекрасный рисовальщик и график. Творческое наследие Торичелли не столь обширно, но его по праву можно назвать высоким мастером декоративной живописи. Творчество Антонио делла Джакомо интересно нам с позиции рассмотрения декоративной системы одного из гениальных архитекторов классицизма Джакомо Кваренги, под руководством которого он работал в России. Художественные приемы Джакопо Феррари близки к живописным традициям Пармской школы. П. Анжели, римлянин по месту рождения, профессор Болонии и Венеции, испытывал очевидное влияние художественной среды этих школ.

Понятие определенного «круга» живописцев можно назвать одним из существенных терминологических положений работы, связанным с профессиональной спецификой творческой деятельности итальянских декораторов. Перечисленные художники «круга Скотти» не только знали друг друга и работали в тесном творческом сотрудничестве, но сформировали, в какой-то степени, локальную традицию декоративных росписей, которая дает о себе знать в наиболее значимых постройках своего времени. Г.Г. Гримм называет этих живописцев представителями целой художественной школы. Он пишет: «В эти годы выделяется целая группа живописцев, занимающихся почти исключительно. декоративными росписями. Во главе ее следует поставить наиболее блестящего по дарованию Дж.-Б. Скотти. Наряду с ним можно отметить целый ряд других, как Торичелли, Медичи, Антонелли, Виги. Вокруг них создалась целая школа» [34. - С. 10].

Таким образом, исследование росписей петербургских интерьеров конца

XVIII - первой трети XIX века принципиально не может быть построено на изучении работ отдельных мастеров, не связанных между собой, поскольку эти росписи - плод корпоративного творчества. В центре диссертационного исследования находится деятельность одной из самых значимых профессиональных корпораций итальянских живописцев-декораторов, работавших в России в эпоху классицизма. Основное внимание концентрируется на художниках так называемого «круга Д.Б. Скотти», к которому принадлежали, кроме П. и К. Скотти, Б. Медичи, А. Виги, Ф. Торичелли, Дж. Феррари и некоторые другие.

Изучение декоративных росписей второй половины XVIII - первой трети

XIX века представляет известную трудность, ввиду многочисленных утрат, которые понесла эта область русского искусства за прошедшие столетия. До нас дошли лишь немногие подлинные образцы настенной и плафонной живописи.

О декоративном убранстве интерьеров эпохи классицизма мы можем судить по акварелям Э.П. Гау, JI.O. Премацци, К.А. Ухтомского, Э.К. Липгарта, картинам Е.Ф. Крендовского, находящимся в государственных музейных хранилищах.

Подлинные особенности художественного почерка итальянских мастеров выявляются на основании их проектов и рисунков, которые хранятся в Государственном русском музее, в музее Российской Академии художеств и др.

Развивающиеся с начала XX века реставрационные исследования, а также многочисленные научные реставрации, которые велись на протяжении ушедшего столетия и активно продолжаются сегодня, позволяют расширить границы изучения этой темы, предоставляя возможность анализа восстановленных работ. В связи с этим необходимо отметить имена тех специалистов, среди которых художники-реставраторы, научные музейные работники, в том числе А.В. Трескин,

Н.В. Перцев, A.M. Кучумов, А.И. Зеленова и многие другие, чей творческий труд «вернул к жизни» утраченные шедевры декоративных росписей эпохи классицизма. В работе затронуты лишь некоторые аспекты, связанные с техникой и теоретическими основами реставрации; более же глубокое изучение данной проблемы, бесспорно, требует отдельного исследования.

Несмотря на то что понимание исторической роли итальянских художников-декораторов в общем процессе развития русского монументально-декоративного искусства эпохи классицизма достигнуто в отечественном искусствознании уже в конце XIX века, тема эта до сих пор остается до конца не разработанной.

Изученность проблемы. Осмысление и анализ дореволюционных изданий показывает, что основное внимание авторов отводилось архитектуре, предметам убранства интерьера. Внимание декоративной живописи почти не уделялось. В связи с этим необходимо указать «Словарь художников» Н.П. Собко [136]. В отличие от «Словаря художников» А.И. Успенского [150], издание содержит краткие биографические данные о некоторых декораторах.

Большинство значительных изданий XIX в., посвященных русской архитектуре XVIII-XIX вв., представляют собой очерки-описания, содержащие общую историческую или краеведческую информацию. Среди них можно назвать исторические сочинения П.Н. Петрова. В своей «Истории Санкт-Петербурга» П.Н. Петров пишет не только об основных этапах застройки северной столицы, но подробно описывает различные эпизоды из жизни горожан и царского двора. Очерк «Материалы для истории строительной части в России» посвящен архитектуре и общественным преобразованиям эпохи Петра I. Важно отметить, что в очерке относительно подробно освещена тема въезда в Россию иностранцев, что показывает интерес к этой теме в исследованиях второй половины XIX века [117].

В числе первых трудов, связанных с монументальными росписями, можно назвать статью ВЛ. Курбатова «Перспективисты и декораторы», опубликованную в «Старых годах» и затем переизданную в виде отдельного оттиска [80]. Это краткое, но емкое исследование затрагивает в основном проблемы театрально-декорационного искусства, освещая творчество таких итальянских художников как Дж. Валериани, А. Перезинотги, П. Гонзаго и некоторых других мастеров, более известных как декораторы парадных интерьеров XVIII-XIX столетий.

Работы Н.Н. Врангеля, послужившие, в свою очередь, основой для исследований А.П. Мюллер в области выявления новых имен и биографий художников-иностранцев, можно расценивать как первую попытку систематического описания и осмысления вклада иностранных мастеров в общероссийский культурно-художественный процесс [26,27].

Книга А.П. Мюллер «Иностранные живописцы и скульпторы в России» представляет собой сжатый, но содержательный обзор деятельности иностранных художников в основном при императорских дворах, начиная с петровского времени [107]. Автор уделяет особое внимание художникам декораторам и портретистам, которых он называет поименно, указывает даты их пребывания в России и иногда - произведения. В отдельных случаях А.П. Мюллер останавливается на стилистике живописных работ: чаще именно тогда, когда речь идет о станковой живописи. Несколько позже автор издает небольшое исследование «Быт иностранных художников в России», содержащее много интересных сведений личного и социального порядка, связанных с иностранными и, в частности, с итальянскими художниками в России. В книге рассказывается на основе документальных фактов, как живописцы, скульпторы, графики разных государств адаптировались к российским условиям, показан их уклад жизни в Петербурге на разных этапах строительства города [106].

Первой обобщающей работой в области декоративной живописи стал вышедший в 1939 г. труд Г.Г. Гримма «Архитектура перекрытий русского классицизма». Это издание явилось прекрасным собранием изобразительного материала по теме декорационной живописи. Несмотря на краткость текстовой части, книга отличается высокой научной информативностью и в сжатом виде представляет основные направления искусствоведческого исследования в данной области [34].

Важно отметить, что в конце 30-50-х гг. прошлого века в искусствоведческой литературе возникает устойчивый интерес к декорировке перекрытий. В этой связи необходимо упомянуть капитальный труд А.В. Кузнецова «Своды и их декор» [78]. Книга содержит не только подробный и обширный комментарий по теме лепных и живописных украшений сводчатых перекрытий разных эпох, начиная от античности и заканчивая интерьером XX века, но в какой-то степени может выступать в качестве энциклопедии изображений. При этом в книге воспроизведено и описано достаточное количество памятников итальянского искусства интерьера (большая часть всего материала), что особенно ценно при проведении исследования по русско-итальянским связям в области декорационной живописи. Автореферат кандидатской диссертации Л.Б. Цилли «Декоративная роспись плафона в архитектуре интерьера», в отличие от работы А. В. Кузнецова, ориентирован более узко, так как посвящен именно проблемам декорационной живописи [154]. Автор уделяет особое внимание классицистическим росписям и завершает свое исследование обзором памятников советской живописи 50-х годов, продолжающей эти традиции.

Теоретические и методические положения книги Г.Г. Гримма были восприняты В.Ф. Белявской и в расширенном и углубленном виде представлены в ее монографии «Росписи русского классицизма» [13]. В. Белявская предлагает рассмотреть историю декоративно-монументальной живописи этого периода с точки зрения синтеза искусства. Проработанный огромный материал архивных документов позволил В.Ф. Белявской составить не просто описание росписей в дворцовом интерьере Санкт-Петербурга, но и систематизировать их по периодам, а также выявить характерные особенности настенной живописи. Анализ русских монументально-декоративных росписей дан в сравнении с произведениями западноевропейских мастеров. Особое внимание автор уделяет деятельности ДБ. Скотти, его художественной манере, технике исполнения: ведь большинство дворцовых росписей было выполнено с его участием или под его непосредственным наблюдением. В примечании опубликованы краткие биографии других малоизвестных итальянских художников-декораторов конца XVIII - первой четверти XIX в., в частности Д. Бернаскони, А. Виги, Антонио делла Джакомо, Б. Медичи, Ф. Торичелли, Д. Феррари, которые и послужили основными отправными моментами для данного исследования.

Безусловную ценность для нашего исследования представляет монография М.С. Коноплевой, посвященная творчеству Джузеппе Валериани - итальянскому мастеру барочной перспективной живописи и талантливому монументалисту-декоратору, творчество которого оказало влияние на художников раннего классицизма [72], а также работа М.В. Давыдовой, затрагивающая тему декоративной живописи первой половины XIX века [36].

В конце 1970-1980 гг. появляются сборники, связанные с проблемами русского искусства второй половины XVIII - первой половины XIX века, составители которых крупные исследователи художественной культуры классицизма, среди которых выделяется имя Т.В. Алексеевой. Первой обстоятельной и достаточно обширной публикацией по исследуемой теме после книги В.Ф. Белявской «Росписи русского классицизма» становится в них работа В.В. Антонова «Живописцы-декораторы Скотти в России», сопровожденная значительным корпусом документальных материалов [4]. Семья Скотти играла заметную роль в русском искусстве, не зная себе равных в декоративной живописи. На основе изучения зарубежных архивов автор внес свои уточнения и дополнения к монографии В. Белявской.

В связи с исследуемой темой нельзя не упомянуть капитальный труд (альбомного типа) итальянского искусствоведа Этторе JIo Гатто «Итальянские мастера в России» [176]. В четвертом томе этого издания под названием «Итальянская декоративная живопись в России от барокко до классицизма» автор предлагает сжатый исторический обзор эволюции декорационной живописи в русском интерьере, выполненной итальянскими мастерами. Основное внимание он уделяет творчеству П. Гонзаго, продолжая тем самым традицию нашего отечественного искусствознания. Об остальных мастерах исследователь, практически, ничего не сообщает. Итальянское издание, однако, представляет безусловную ценность, благодаря воспроизведению новых изобразительных материалов, которые ранее не публиковались. Так, к томам прилагаются репродукции с акварелей Дж. Кваренги из собрания в Бергамо (архитектурные проекты, пейзажи). Особый интерес представляет собственно иллюстративный материал IV тома, где, в частности, воспроизводятся эскизные рисунки Ф. Торичелли из музея Старого Петербурга, не встречающиеся в изданиях Г.Г. Гримма и В. Белявской.

Достаточно много сведений о росписях, лепном декоре эпохи классицизма и их мастерах содержится в работах авторских коллективов, занимающихся вопросами реставрации русских архитектурных памятников Нового времени (исследования А.А. Кедринского, И.М. Бибиковой, А.И. Леонова, В.П. Толстого и др.) [15, 16, 63-65, 90]. В издании «Восстановление памятников архитектуры

Ленинграда» авторами АЛ. Кедринским, М.Г. Колотовым, БЛ. Ометовым, А.Г. Раскиным обобщена и дополнена та информация, которая содержалась в их статьях 1960-х годов. Четвертая и пятая главы издания, посвященные реставрации памятников архитектуры соответственно второй половины XVIII и первой трети XIX вв., содержат не только ценные сведения о восстановлении росписей и скульптурного убранства петербургских дворцов, особняков и общественных зданий эпохи классицизма, но также описание живописных композиций, перечни имен художников-декораторов, иногда - краткий стилистический анализ манеры некоторых мастеров. Достаточно убедительно подобран как исторический материал по каждому памятнику, так и иллюстративный ряд с цветными и черно-белыми снимками декоративных росписей русских интерьеров. В связи с исследованием данной темы, нельзя обойти вниманием монографию Б.Ф. Борзина «Росписи Петровского времени» [18], которая вводит в научный оборот ранее не исследованные художественные памятники русского барокко. Всесторонний стилистический анализ этих памятников охватывает наряду со светскими росписями образцы церковной живописи.

При исследовании творчества итальянских декораторов в России важное значение приобретает литература об архитекторах итальянцах эпохи классицизма, в частности Д. Кваренги [17, 24, 75, 171], К. Росси [20, 120, 143, 163], В. Бренне [161], а также об отдельных памятниках архитектуры, в создании которых они принимали участие [54, 76, 88, 110, 134]. На сегодняшний день наиболее полная монография о К.И. Росси принадлежит М.З. Тарановской, которая уделяет внимание не только отдельным зданиям и знаменитым ансамблям Росси, но и отделке их интерьеров. Эволюция творчества К. Росси раскрывается также в трудах В. К. Шуйского, в которых публикуются новые ранее не известные сведения о жизни и деятельности великого зодчего классицизма и его декоративных замыслах.

Среди общих трудов по русскому интерьеру [8-9, 42, 59] можно выделить книгу И Я. Бартенева и В.И. Батажковой (1977 г.), где систематизирован и проанализирован обширный материал по внутреннему архитектурно-художественному и бытовому убранству зданий. Перед читателем проходят наиболее характерные памятники архитектуры этого времени, называются имена создавших их зодчих и художников-декораторов, а также вносятся уточнения в терминологию стиля, определяются его временные границы. Книга Ю.Б. Демиденко «Интерьер в России», охватывающая широкий круг вопросов, связанных не только с художественным убранством интерьеров разного времени, но также с декоративно-прикладным искусством, отличается полнотой иллюстративного материала и прилагающегося к нему научного комментария.

Общие проблемы теории классицистического искусства особенно убедительно разработаны в трудах Т. Алексеевой, Н.Н. Коваленской, М.В. Нащокиной, В. С. Турчина, С.М. Даниэля [69-70, 108, 147, 38]. Валерий Турчин в своей работе «Александр I и неоклассицизм в России» предпринимает попытку культурологического описания быта и искусства в России Александровской поры [147]. Книга высоко информативна: она не только касается вопросов философии, литературы, искусства, но снабжена богатой подборкой иллюстраций и приложением, состоящим из архивных документов и других редких материалов, в частности, не публиковавшихся ранее на русском языке.

Очевидная уникальность и ценность итальянских декоративных росписей в интерьерах Петербурга, неразделимо связанных с процессами развития классицизма в России, неослабевающий интерес к этому периоду русского искусства в отечественном искусствознании и его малоисследованным страницам, необходимость дальнейшего изучения росписей в целях их охраны и последующих4 . реставраций определяют актуальность избранной темы.

В соответствии с темой определены цели и задачи работы, выделены объект и предмет исследования.

Целью исследования явилось комплексное рассмотрение декоративных росписей, выполненных итальянскими художниками в интерьерах Петербурга конца XVIII - первой трети XIX века, во взаимодействии новаторских устремлений русского классицизма и традиций европейской художественной культуры.

Задачи исследования: |

- изучить и обобщить научные материалы по исследованию декоративных / росписей эпохи русского классицизма;

- охарактеризовать общие и индивидуальные проявления художественной деятельности итальянских декораторов в Петербурге, уточнить факты и выявить новые материалы, способствующие более углубленному представлению о художниках;

- проследить эволюцию развития итальянских декоративных росписей в процессе архитектурно-художественного убранства петербургских интерьеров конца XVIII - первой трети XIX века;

- выявить основные приемы взаимодействия декоративных росписей различных по функции парадных помещений частных и общественных зданий Петербурга;

- выполнить сюжетно-тематический, иконографический и стилистический анализ росписей итальянских декораторов, на основе которого определить характерные особенности их творчества;

- определить вклад итальянских художников-декораторов в русскую художественную культуру второй половины XVIII - первой трети XIX века.

Объект исследования - монументально-декоративная живопись петербургских интерьеров конца XVIII - первой трети XIX века.

Предмет исследования - росписи итальянских художников-декораторов.

Методика исследования имеет комплексный характер, в основу которого положена совокупность сравнительно-исторического, историко-культурного и искусствоведческого методов.

В исследовании проводилось изучение литературных источников, результатов научных изысканий, архивных документов и иконографического материала, а также осуществлялся историко-художественный, стилистический и типологический анализ особенностей декоративной живописи и интерьеров зданий эпохи петербургского классицизма. Важным в работе явилось использование метода сравнительного анализа, который дал возможность прибегнуть к обширному полю сравнений и аналогий. Этот аспект стал чрезвычайно важным для исследования художественного процесса творческой переработки итальянскими декораторами общекультурного исторического наследия.

Методологическую базу диссертации составили работы теоретиков и историков архитектуры, посвященные проблемам синтеза пространственных видов искусств, стиля - и формообразования (Е.Б. Мурина, А.В. Иконников), а также труды отечественных и зарубежных специалистов, исследующих русскую и итальянскую декоративную живопись того круга вопросов, которые относятся непосредственно к интересующим нас проблемам (Г.Г. Гримм, В.Ф. Белявская, В.В. Антонов, М.С. Коноплева, И.Е. Данилова, С.Ф. Янченко, Lo Gatto). Существенными в работе стали исследования, посвященные проблемам европейского и русского классицизма (Т.В. Алексеева, С.М. Даниэль, Н.Н. Коваленская, B.C. Турчин).

Диссертация во многом основывалась на материале документов Российского Государственного Архива: сметы по дворцовым ведомствам, личные письма, контракты. Были изучены литературные источники библиотеки Военно-Медицинской Академии и фонды музея Российской Академии художеств. Существенным в работе стало знакомство с историческими справками архива КГИОП, выполненными ведущими специалистами города в области петербургской архитектуры.

Самостоятельное значение имело натурное обследование росписей и их фотофиксация.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- осуществлено комплексное изучение декоративных росписей петербургских интерьеров, выполненных итальянскими художниками-декораторами в конце XVIII - первой трети XIX века, проведенное на основе обобщения, систематизации исторических и современных научных исследований, а также осмысления их художественных особенностей;

- впервые анализ итальянских декоративных росписей интерьеров Петербурга проводился в контексте общей идеи архитектурно-художественного убранства внутренних пространств зданий, во взаимодействии композиционных, стилистических, образно-тематических и функциональных приемов;

- впервые предметом специального изучения стала корпоративная деятельность художников-декораторов круга Д.Б. Скотти, проявившаяся в методах и способах их работы;

- впервые в научный оборот отечественного искусствознания введены новые архивные материалы, связанные с отдельными сторонами творческой жизни итальянских художников-декораторов;

- впервые выявлено доселе неизвестное в отечественном искусствоведении имя итальянского декоратора Пьеро де Анжели и определена его роль в декоративном убранстве одного из крупнейших памятников петербургского классицизма - Военно-Медицинской Академии;

- впервые выполнен всесторонний анализ комплекса росписей его интерьеров.

Практическая значимость

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы:

- в педагогической практике средних и высших художественных учебных заведений: для подготовки курсов лекций, методических разработок, семинаров, а также спецкурсов по Истории русского монументально-декоративного искусства;

- в научной практике искусствоведов;

- в области охраны и реставрации памятников культуры и искусства Петербурга;

- в музейной практике, при составлении экскурсий.

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертации нашли отражение в ряде публикаций по теме, а также в докладах, прочитанных на научно-практических конференциях «Месмахеровские чтения» (Санкт-Петербург, 2000, 2003 гг.) - «История города в архитеюурных памятниках Военно-Медицинской Академии», «Художник-декоратор А. Виги в Санкт-Петербурге (1764-1845)».

Диссертация была заслушана и обсуждена на совместном заседании кафедры «История и теория архитектуры и искусств» и «Живопись и реставрация» Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии.

Структура диссертации определена в соответствии с целью и задачами исследования.

Во введении обоснована актуальность темы, определены объект и предмет исследования, сформулированы его цели и задачи, представлена методика и методология работы, освещена изученность проблемы, изложена научная новизна диссертации.

В главе I «Теоретические основы становления интерьеров эпохи классицизма в России» прослеживаются особенности формирования и развития русского классицизма, которые ложатся в основу декоративного убранства интерьеров Петербурга рассматриваемого периода. Отмечается, что система европейской ориентации русского зодчества на использование в архитектуре античных и ренессансных приемов формообразования включает в себя новые принципы организации внутреннего пространства, новые приемы его образной выразительности; меняется отношение к образу жизни, к среде, окружающей человека, формируется новый эстетический подход к взаимодействию архитектуры и искусства. Анализируются общие принципы декорировки интерьера, складывающиеся в особую художественную традицию, наиболее значительное место во взаимодействующей системе которой принадлежит декоративным росписям. Выделяется в этом процессе роль итальянских художников-декораторов.

В главе II «Характерные особенности творческой деятельности итальянских художников-декораторов в Петербурге; истоки и эволюция» анализируются принципы перспективизма и иллюзорности в росписях Дж. Валериани и П. ди Г. Гонзага, прослеживаются пейзажные и орнаментально-геометрические циклы художников А. делла Джакомо и Дж. Феррари, выявляются общие и индивидуальные черты творчества художников круга Д.Б. Скотти: А. Виги, Б. Медичи, Ф. Торричелли. Исследуется образный и пластический язык росписей декораторов. Подчеркивается, что особенности творческого почерка этих мастеров складываются из многих, различных по своему происхождению и времени появления в русской и европейской культуре источников. Уточняются некоторые факты биографии итальянских декораторов, выявляется новое, ранее не известное в отечественном искусствознании имя крупного мастера декоративной живописи -Пьеро де Анжели, работающего в Петербурге в первой трети XIX века.

В главе III «Росписи итальянских декораторов в практике архитектурно-художественного убранства петербургских интерьеров конца XVIII - первой трети XIX века: традиции и новаторство» исследуются композиционно-пространственные аспекты декоративных росписей, их взаимодействие с архитектурой, выявляется связь сюжетов и мотивов росписей с функциональным назначением помещений, их иерархией. Представлены фигуративная и орнаментальная живопись, исполненная итальянскими декораторами. Исследованы их взаимоотношения. Проводятся типологические и стилистические сравнения и параллели, просматривающиеся в росписях эпохи русского классицизма и декоративной живописи предшествующих эпох. Подчеркнут и изучен феномен итальянских декоративных росписей, который заключается в проявлении разнообразных стилистических приемов, включающих элементы ренессансного, барочного, рокайльного искусства в границах системы классицистической эстетики.

В заключении подводится итог исследования, излагаются основные выводы, намечаются перспективы дальнейшей научной работы, определяется вклад итальянских художников-декораторов в развитие искусства росписей русских интерьеров.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, списка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Трефилова, Ирина Викторовна

Выводы

Анализ взаимодействия росписей итальянских художников-декораторов и архитектуры интерьеров светских зданий Петербурга эпохи классицизма, отражающий поступательный процесс развития русского монументально-декоративного искусства, позволяет сделать следующие выводы:

1. Классицизм стал первым «по настоящему всеобщим стилем» (Ю. Демиденко), в котором декоративная живопись включалась не только в парадные городские и загородные резиденции, а также в общественные здания Петербурга.

2. Строгие и ясные формы классицизма, изменившие объемно-пространственную структуру экстерьера зданий повлияли на сложение принципиально новых основ для организации их внутреннего пространства. В результате рассмотрения интерьеров дворцов, особняков и общественных сооружений были выделены доминантные, расположенные на главных осях зданий, интерьеры, включающие парадные залы (вестибюли) и взаимосвязанные с ними помещения парных гостиных, приемных и танцевальных залов, а также других апартаментов, дополняющих друг друга и представляющих собой единый образно-пространственный блок.

Четкая структура внутреннего пространства, объединяющая в единый узел всю цепь парадных интерьеров зданий диктовала ясное направление движения и предоставляла возможность подчинения декоративных росписей внутренним закономерностям архитектуры.

3. Ясность выражения раннего классицизма с его утверждением красоты гладкой поверхности, с его гармоничными формами ордерной системы -колоннами, пилястрами, горизонтальными тягами - влияет на характер росписей и по-новому определяет их место. Преобладают строгие композиции орнаментально-геометрического характера, дополненные сюжетными и пейзажными изображениями. Наряду с ними росписи стен и перекрытий воспроизводят перспективные эффекты, благодаря чему стирается грань между реальностью и иллюзией, и достигается излюбленный зодчими того периода эффект прорыва внутреннего пространства вовне здания.

4. В архитектуре интерьера рубежа XVIII - начала XIX века, напротив, уже подчеркивается тектоника стены, перекрытия, их плоскости. Как правило, эти поверхности не членятся и не закрываются перспективно-иллюзорной живописью. Перекрытие и стены декорируются орнаментальными композициями, подчеркивая их конструкцию, падуги акцентируются живописными фризами.

5. В целом, образное содержание декоративных росписей первой трети XIX века выражается в достаточно сложных сюжетах, где переплетаются библейские истории и античные мифы, различные символы и аллегории, отражаются поэтические и лирические коллизии между принадлежавшими вечности героями.

Содержание росписей подчеркивает функцию помещений, становясь их образно-пластической доминантой. Так, в декоре интерьеров вестибюлей многих дворцов и аристократических особняков отражается тема дружественного союза как символа гостеприимства, поддержанная фамильной геральдикой, обозначающей родовую преемственность, сюжетная орнаментика таких помещений - часто пронизана аллегориями, которые можно связать с античным пониманием времени и пространства. Для комплексов центральных парадных помещений чаще всего характерна дионисийско-аполлоническая тема.

6. Группы помещений могут формировать единый архитектурно-художественный комплекс, благодаря активному использованию цвета, часто резко противопоставленному (синяя - малиновая гостиные); противопоставляется и стилистика росписей парных помещений («классицизм-рококо», «ренессанс-классицизм»), такие же противопоставления наблюдаются в образном решении декора (иронический орнаментальный гротеск - лирические фигуративные композиции), яркая полихромная живопись соседствует с монохромными гризайлями.

Единство взаимосвязанных комплексов строится и на сходстве как общего декоративного убранства, так и его отдельных деталей. Это прослеживается в повторяемости композиций десюдепортов, варьировании одних и тех же мотивов в скульптуре, живописи, прикладном искусстве, одинаковой кессонированной «сетке» композиционного заполнения плафонов.

7. Орнаментальная роспись становится доминирующей в творчестве итальянских мастеров декоративной живописи круга Д.Б. Скотти: в ней преобладают волюты, кессоны, лавровые венки, листья аканта, развевающиеся гирлянды цветов. Широко применяются гротески и арабесковые композиции. При этом сюжет не уходит из орнамента, напротив, в ритмическое чередование гротесков и арабесок включаются пейзажные вставки, в медальонах и фризах разворачивается действие античных мифов и их героев.

8. Для росписей перекрытий по-прежнему остаются характерными приемы плафонной живописи, сохраняющие в ряде случаев традиции иллюзорности, однако, в отличие от второй половины XVIII века итальянские декораторы первой трети Х1Х-го отходят от «барочного прорыва» и используют прием картины-панно, окруженной живописной рамой.

9. Пейзажные росписи, получившие столь широкое распространение в конце XVIII века, к первым десятилетиям XIX-го постепенно исчезают в декоративном убранстве дворцовых резиденций и особняков. Однако в монументально-декоративном оформлении общественных зданий (в частности, в интерьерах Медико-Хирургической Академии) они вновь становятся доминирующими, обретая высокое героико-аллегорическое звучание.

10. На всем протяжении конца XVIII - первой трети XIX века наблюдается многообразие техники декоративных росписей. Если в эпоху раннего классицизма преобладала масляная живопись, исполненная на холсте (преимущественно -плафонная), то в зрелом классицизме доминирует гризайль, или живопись «под лепку». Помимо монохромной, применяются полихромные росписи, а также темперная живопись, живопись по мрамору или споку.

И. Изящество, мягкость, изысканность росписей итальянских декораторов 1760-1810 годов сменяется торжественностью и парадностью, привнесенными стилем империи. Ему становятся свойственны огромные масштабы декоративного убранства жилых и общественных зданий, активное применение военной атрибутики, возрастание в орнаментальных композициях роли исторических сюжетов, колористическая сдержанность живописи. Все это импонировало настроениям русского общества в период Отечественной войны 1812 года.

125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа, посвященная росписям петербургских интерьеров, которые были исполнены итальянскими художниками-декораторами, исследовала круг вопросов, связанных с одним из ярких периодов русского искусства - эпохой классицизма.

Важно отметить, что для декоративной живописи, рассматриваемой в диссертации, термин «классицизм» не столько определял саму стилистику изображений, сколько художественный метод мастеров живописи и архитектурно-художественный ансамбль в целом. Эта особенность исходит из специфики декоративной живописи, которая проявляется в том, что в ней не обязательно доминируют художественные формы с регламентированными внешними признаками, характерными для определенной эпохи. Как правило, это образно-пластические решения, оттачивающиеся в течение длительного времени.

Образный и пластический язык декоративной живописи конца XVIII -начала XIX века складывался из многих, различных по своему происхождению и по времени своего появления в русской и европейской культуре, источников. Он явился результатом исторического процесса, направленного на создание целостной идейно-содержательной программы, воплощенной в устойчивых художественных принципах, выражающих идеи синтетичности. Скажем, что формирование всех этих пластов художественного языка и культурной памяти в единую систему, в которой они не просто сосуществуют и сополагаются друг с другом, но трансформируются в новое качество, происходит под влиянием новых для русского искусства эстетических установок и художественных критериев классицизма.

Таким образом, изучение декоративной живописи в интерьерах петербургских зданий показало, что воспринятая как целостный ансамбль изображений, она может быть, с точки зрения стиля, определена, безусловно, как классицистическая. Исследование же отдельных художественных образов и приемов потребовал анализа межстилевого характера.

Так, живопись конца XVIII - начала XIX века, с одной стороны, связана с барочными традициями иллюзорности и перспективизма (П. Гонзаго), с другой показывает зависимость от антично-ренессаисных теорий «гармоничной» архитектуры (художники «круга Д. Кваренги»), а работы мастеров первой половины XIX в., живописцев так называемого «круга Скотти», отличаются необыкновенным разнообразием стилистических приемов, включающих элементы ренессансного, рокайльного, барочного искусства. Причем каждое из этих стилевых направлений в рамках системы классицистической эстетики принимает характер особого изобразительного языка, для выражения различных видов и жанров живописного декора: ренессансный гротеск пронизывает художественный строй орнаментальных росписей, рокайльные мотивы повсеместно встречаются в сюжетных и бессюжетных композициях, барочное искусство и искусство маньеризма прослеживается в многофигурных аллегорических росписях и т. д.

В частности, было показано, что для Д.Б. Скотти, несмотря на универсализм его дарования, характерен не просто стилистический полифонизм, который справедливо отмечали такие исследователи как В. Антонов и В. Белявская, но следование, по-преимуществу, линии «маньеризм-барокко» в бессюжетных росписях и линии европейского классицизма в фигуративных изображениях. А. Виги в основном осуществляет в своем творчестве направление «барокко-рококо», создавая в камерном интерьере тонкие лирические композиции рокайльного характера, а в росписях официальных помещений - композиции, напоминающие барочную живопись Италии или ренессансные росписи, формально подчиненные классицистическим законам изображения. Б. Медичи теснее других художников связан с традициями живописи высокого Возрождения в Италии, которые он использует и как «образ мышления» в живописи, и как пример для почти буквального им подражания или имитации.

На основе выполненного нами анализа творчества Пьеро ди Анжели, имя которого не было ранее широко известно в числе итальянских художников, работавших в Петербурге, была сделана попытка доказательства его связи с маньеристической монументальной живописью Италии и представителями Болонской академической школы XVII века, испытавшей, в свою очередь, большое влияние искусства Рафаэля.

Рассмотрение индивидуальных стилистических особенностей итальянских мастеров позволило нам также подчеркнуть общие закономерности их творчества.

Преобладанию классицистических тенденций в спокойных и уравновешенных композициях А. делла Джакомо или в лирических, с пасторальным интонациями пейзажах Дж. Феррари, вписанных в строгие, геометрических очертаний обрамления, противопоставлена своеобразная эклектика декоративных приемов Д.Б. Скотти, А. Виги, Б. Медичи.

Эти мастера используют одновременно мотивы разных стилистических эпох - антикизирующие и орнаментальные, барокко, рококо и, собственно, классицизма. Так, орнаментальным композициям в их творчестве почти всегда сопутствует линия «ренессансный гротеск - рокайль», фигуративным композициям с использованием кариатид, пути (амуров), дев с канделябрами и др. соответствует линия «классицизм (иногда в буквальном подражании античному) - рококо». Изображения граций, зефиров, муз, вакханок, небесных колесниц, мифологических героев чаще всего решаются в стилистике «классицизм-барокко».

О наличии черт, свойственных барокко в росписях Петербургских интерьеров рассматриваемого нами времени следует сказать особо. Не имея исторической, генетической связи с такими европейскими стилями как маньеризм или рококо, русская декоративная живопись, безусловно, что мы неоднократно подчеркивали, восприняла их в творческом процессе движения классицизма. Однако, уже существовавшие барочные традиции росписей первой половины

XVIII века, а именно петровского периода, в сущности и подготовившие естественный процесс ассимиляции тех форм, которые вырабатывались в европейской культуре, оказали безусловное влияние на характер и интонации выражения классицистической живописи. Патетика героики, приподнятость, торжественность, аллегоричность, жизнеутверждающий дух, те черты, которые пронизывают росписи интерьеров дворцов и общественных зданий первой трети

XIX века, несомненно созвучны искусству русского барокко.

В работе отмечено, что монументально-декоративная живопись эпохи классицизма не только как бы «балансирует» на грани разных стилей, но не может существовать в рамках одного вида искусства, поскольку ее «бытие» в интерьере во многом определяется конструктивными особенностями его архитектуры, а также неразрывной связью со скульптурой и декоративно-прикладным искусством.

Это положение повлекло за собой необходимость выявления приемов взаимодействия декоративной живописи и архитектуры интерьеров. Обращаясь к ранним стадиям классицизма, надо отметить, что плафонная и стенная живопись, следуя еще традициям барокко, входит в архитектуру, полностью подчиняя ее иллюзорным приемам «прорыва» и «уничтожения» потолков и стен, освобождая, таким образом, поверхности от своих функций и подчеркивая впечатление безграничности реального архитектурного пространства.

Соотношение живописи архитектуры времени строгого классицизма подчинялось ренессансным, более того, палладианским понятиям гармонии, пластики и пространства, выражающимся в сохранении и выявлении структурных особенностей плоскостей. Эпоха позднего классицизма выдвигает идею создания единой взаимоподчиненной архитектурно-художественной среды, существующей в реальном пространстве здания.

Дальнейший анализ показал также, что интерьеры дворцов и особняков, украшенные декоративным росписями, представляют собой группы взаимосвязанных между собой помещений, объединенных на основе образно-тематического и функционального принципов. Декоративное убранство таких ансамблей строится на «художественной рифме» повторяющихся и варьирующихся мотивов, переходящих из одного интерьера в другой, с сохранением также единства иконографии. Объединение помещений внутри единого архитектурно-художественного комплекса может также осуществляться на уровне общей композиции членения плафонов и стен, рассматриваемой вне ее образно-тематического наполнения. Принцип контрастного сопоставления цветовой гаммы и изобразительных мотивов в парных интерьерах также можно считать особым приемом декоративной живописи, помогающим создать атмосферу взаимосвязанных архитектурных пространств.

В живописном оформлении общественных сооружений эпохи высокого и позднего классицизма важную роль играют не столько комплексы взаимосвязанных помещений, воспринимаемых как единый художественный блок, сколько декоративная разработка одного доминантного наиболее значимого помещения - конференц-зала, зала для научных заседаний и др. Для декоративного убранства этих интерьеров характерны такие ретроспективные принципы как обращение к иллюзионистическим эффектам в живописи, а также увлечение аллегорическими композициями, использование в качестве основного художественного материала пейзажных циклов, напоминающих рисунки из архитектурных увражей XVIII века или театральные декорации.

В диссертации подчеркивается, что итальянские декораторы работали в разных техниках живописи: это и создание росписей клеевыми красками; живопись по стюку с ретушевкой отдельных деталей под золото; сюжетные панно, выполненные на холсте масляными красками. Сочетание монохромной живописи «под лепку» и написанной «в колорите» стало характерной чертой парадных интерьеров этого периода. Несмотря на разнообразие техник и приемов, все росписи выполнялись итальянскими мастерами в едином ключе, представляя собой новую систему декоративной живописи, связанную с эстетическими требованиями классицизма.

В диссертации выявлено также значение пейзажа как особого элемента живописного убранства жилых и общественных интерьеров Петербурга. Характерна эволюция его развития — от ранних архитектурных пейзажей П. Гонзага, с использованием воздушной перспективы, и лирических сельских пасторалей Дж. Феррари, несущих оттенок фабульности, до героико-аллегорических, с выражением предромантических настроений, пейзажных композиций П. ди Анжели. В результате в русле декоративных росписей XVIII - первой трети XIX века и под влиянием, ставшей широко известной в России городской ведуты, сложился новый для русского искусства в целом жанр — пейзаж, выделившийся со временем, как отмечают многие историки русского искусства, в самостоятельную художественную область.

Другая особенность процесса декоративного убранства петербургского интерьера состоит в методах и способах работы итальянских мастеров, которые можно связать с их деятельностью, воплощавшей традиции корпоративно-профессионального содружества художников, присущее Италии еще со времен средневековья и активно развившееся в эпоху кватроченто. Подобная традиция корпоративного сотрудничества ярко проявилась в творчестве художников-декораторов круга Д.Б. Скотти, к которому принадлежали, кроме П. и К. Скотти, Б. Медичи, А. Виги, Ф. Торичелли, Дж. Феррари и некоторые другие. Декораторы почти всегда работали в коллективных подрядах, которые прослеживаются на примерах росписи таких памятников как: Михайловском (Д. Б. Скотти, Б. Медичи, П. Скотти), Елагином (Д.Б. Скотти, Б. Медичи, А. Виги), Екатерининском в Царском селе (Д-Б. Скотти, Б. Медичи, А. Виги), Константиновском в Павловске (Б. Медичи, Дж. Бернаскони), Юсуповском (А. Виги, Б. Медичи, П. Скотти) дворцах и особняках, а также в общественных зданиях, как-то: в Адмиралтействе (Д.Б. Скотти, Ф. Торричелли), в Академии художеств (Б. Медичи, Ф. Торичелли) и др.

Черты средневековой цеховой организации труда подразумевали и разветвленную систему узких специальностей. Так, одни художники писали в основном пейзажи, другие были предпочтительно орнаменталистами, третьи проявляли себя как виртуозные мастера многофигурных композиций. Одновременно, это следует подчеркнуть, каждый из перечисленных мастеров обладал широким диапазоном возможностей живописца-декоратора. Кроме того, наличие своеобразной, отработанной временем «палитры» готовых решений и образцов росписей, их тщательно разработанная иконография отличала работу этих мастеров, сообщая им определенную свободу в действиях и часто индивидуальность декоративных замыслов.

Необходимо отметить тесное содружество иностранных мастеров с русскими художниками. Так, уже во второй половине XVIII века при «Канцелярии от строений» формируются «живописные команды», одну из которых возглавляли итальянцы Дж. Валериани и А. Перезинотти, во главе другой стоял русский мастер Вишняков. Талантливым учеником А. Перезинотти стал выдающийся перспективный живописец Ф. Данилов, Я. и В. Дадоновы работали вместе с В. Виги, С. Бессонов с Б. Медичи, Ф. Щербаков, трудившийся вместе с Дж. Феррари, входил в круг художников Д. Б. Скотти. Итальянские художники-декораторы несомненно оказали сильное воздействие на формирование вкусов и эстетических принципов русских мастеров. Одновременно, анализ результатов работы итальянских живописцев в Петербурге показал их глубокую сопряженность с культурой России.

Подводя итоги, можно отметить, что проблема монументально-декоративной живописи русского классицизма в Петербурге имеет большие перспективы в ее дальнейшей разработке: это исследование и введение в научный обиход нового архивного материала (как документального, так и изобразительного), изучение новых групп памятников, исследование вопросов, связанных с реставрацией и пр.

Не все из приводимых в нашей работе примеров живописного убранства петербургских интерьеров, исполненных итальянскими и русскими декораторами, сохранились в первозданном виде. Одни росписи безвозвратно утрачены, другие подвергались множественным переделкам, третьи, напротив - научным, глубоко обоснованным реставрациям. Но то, что сохранилось или дошло до нашего времени в виде эскизов, рисунков, проектов, позволяет прочувствовать широту замыслов, многогранность приемов, подлинный талант исполнителей.

Итальянские художники-декораторы внесли большой вклад в развитие искусства росписей петербургских интерьеров и содействовали сложению русской школы монументально-декоративной живописи школы - важного звена европейского искусства XVIII - первой трети XIX века.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

История города в архитектурных памятниках Военно-Медицинской академии // Герценовские чтения-2000. Сборник научных трудов. - СПб.: 2000. (0,3 п.л.) Художник-декоратор А. Виги в Санкт-Петербурге // Герценовские чтения-2003. Сборник научных трудов. - СПб.: 2003. (0,3 п.л.).

Роль художников XVIII-XIX веков в оформлении комплекса зданий Военно-Медицинской академии // Месмахеровские чтения-2000. Материалы научно-практической конференции. - СПб.: 2000. (0,3 п.л.)

Ф. Торичелли. Из истории деятельности итальянских художников-декораторов в Петербурге конца XVIII - первой трети XIX века // Художественное наследие и современность. Сборник научных трудов. Вып. 3. - СПб.: 2004. - С. 36-47. (0,5 п.л.)

Пьеро ди Анжели и его роль в монументально-декоративном убранстве Медико-Хирургической академии // Культура и личность. № 1, 2. - СПб.: 2005. (0,7 п.л.) В печати.

133

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Трефилова, Ирина Викторовна, 2005 год

1. Абеляшева Г. В. Фонтенбло. Во-ле-Виконт. Версаль. - М.: Искусство, 1995. -255 с.

2. Александринский театр в Петербурге // Ежегодник императорских театров. Сезон 1892-1893 (год третий). СПб.: Издание Дирекции императорских театров, 1894. - С. 533-536.

3. Александрова Л.Б. Луиджи Руска. Л.: Лениздат, 1990. 160 с.

4. Антонов В.В. Живописцы-декораторы Скотти в России // Русское искусство второй половины XVIII первой половины XIX века / Под ред. Т.В. Алексеевой. -М.: Наука, 1979.-С. 69-180.

5. Архангельская Н.Э. Павловск. Л.: Лениздат, 1936. - 111 с.

6. Архитектурное и декоративное решение русского интерьера XVIII сер. XIX вв. Тезисы докладов научной сессии Г.Э. - Л.: Эрмитаж, 1968. - 16 с.

7. Асварищ М.Б., Кальницкая Е.Я., Пучков В.В. и др. Михайловский замок. -СПб.: Белое и черное, 2001. 313 с.

8. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XVIII-XIX вв. Л.: Стройиздат, 1977.- 128 с.

9. Бартенев И.А., Батажкова В.И. Русский интерьер XIX века. Л.: Художник РСФСР, 1984.-228 с.

10. Бахтиаров А.А. С.-Петербургская военно-фельдшерская школа. Историч. очерк жизни школы за 25-летие ея существования 1869-1894 гг. СПб.: А. Катанский и К0, 1984. - 119 с.

11. И. Башуцкий А.П. Возобновление Зимнего дворца в С.-Петербурге. СПб., 1839. -136 с.

12. Белявская В. Декоративные росписи Тьеполо // Искусство, 1938, №2. С. 122150.

13. Белявская В.Ф. Росписи русского классицизма / Под ред. Г.Г. Гримма. Л.-М.: Искусство, 1940.- 120 с.

14. Бенуа Ф. Искусство Франции эпохи революции и первой империи. М.-Л.: Искусство, 1940. 380 с.

15. Бибикова И.М. Лепной декор // Русское декоративное искусство. Т. 2. XVIII век. М.: Изд. Академии художеств, 1963. - С. 149-182.16

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.