Детская фортепианная музыка Дмитрия Толстого: особенности стиля и семантики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Толстая, Екатерина Анатольевна

  • Толстая, Екатерина Анатольевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2013, Санкт-ПетербургСанкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 156
Толстая, Екатерина Анатольевна. Детская фортепианная музыка Дмитрия Толстого: особенности стиля и семантики: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2013. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Толстая, Екатерина Анатольевна

Содержание

Введение

Глава I. Общая характеристика фортепианной музыки Д. А. Толстого

1.1. Эстетические и мировоззренческие взгляды Д. А. Толстого

1.2. Место и роль фортепианных произведений в творческом наследии композитора

1.3. Историко-культурный контекст возникновения детских фортепианных пьес Д. А. Толстого

Глава II. Особенности стиля детской фортепианной музыки

Д. А. Толстого

2.1. Образно-выразительные константы детских фортепианных циклов

Д. А. Толстого

2.2. Принципы циклизации детских фортепианных пьес Д. А. Толстого

Глава ПІ. Семантическая организация детских пьес

Д. А. Толстого

3.1.Общие особенности семантики детских пьес

3.2.Классификация семантики в детских фортепианных пьесах

Д. А. Толстого

3.3. Семантические истоки литературных образов в фортепианных пьесах для детей Д. А. Толстого

Заключение

Список литературы

Приложение. Список фортепианных пьес для детей Д. А. Толстого

с. 130 с. 135 с

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Детская фортепианная музыка Дмитрия Толстого: особенности стиля и семантики»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Дмитрий Алексеевич Толстой (1923-2003) -сын выдающегося писателя А. Н. Толстого и поэтессы Н. В. Крандиевской-Толстой - принадлежит к уходящему ныне замечательному поколению российских композиторов второй половины XX века. Разносторонне одаренный человек, получивший образование в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, он являлся типичным представителем потомственного русского интеллигента и оставил заметный след во многих сферах духовной жизни России: как талантливый композитор - автор более ста тридцати пяти опусов, замечательный пианист - исполнитель прежде всего своих произведений, как яркий музыкальный писатель, критик, музыковед-исследователь и как блистательный педагог - любимец студентов Петербургской консерватории.

Окруженный с детских лет высокоинтеллектуальной, творческой средой, Д. А. Толстой был знаком со многими интереснейшими людьми своей эпохи, о чем увлекательно повествуется в книге воспоминаний «Для чего все это было» [143], которую критики оценили как яркое явление мемуарной литературы конца прошлого столетия. Но главным делом его жизни было композиторское творчество.

Время уходит, все больше отдаляя нас от кончины Д. А. Толстого, а его наследие еще не изучается во всех аспектах, хотя до конца своих дней он продолжал работать с титанической творческой отдачей. Толстой охватил практически все жанры. Им написаны оперы, симфония, инструментальные концерты, струнные квартеты, трио для разных составов, секстет, скрипичные и виолончельные сонаты, кантаты, оратория, камерно-вокальные циклы, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам и т. д. Однако особую область творчества составляют фортепианные произведения. Только сонат композитором было создано тридцать (1945-2001), из которых первые двадцать четыре написаны во всех тональностях и представляют собой не

имеющий аналогов макроцикл. Фортепианное наследие включает также Двадцать четыре прелюдии (1961), Шесть прелюдий-бурлесок (1975), Тридцать инвенций (1981-83), пятьдесят две программные пьесы для детей, объединенные в циклы: «Пестрые листки: Альбом фортепианных пьес для юношества» (1964), «Сказки Андерсена» (1962) и «Зеленую тетрадь: Альбом маленьких фортепианных пьес для детей и юношества» (1987) и другие отдельные развернутые или миниатюрные композиции. И дело не только в количестве, а в том, что в фортепианных сочинениях исключительно полно отражены эстетические взгляды автора - продолжателя классических традиций, чуждого авангардным открытиям XX века, его понимание музыкально-выразительного языка. Встает вопрос: как в эпоху постмодерна развиваются классические фортепианные жанры и формы? В этом процессе особая роль принадлежит фортепианной музыке для детей. Большая литература, как известно, начинается с малых жанров, воспитывающих высокообразованного читателя, и музыка не является исключением. В необходимости изучать музыку для детей сопрягаются не только художественно-эстетические, но и нравственно-педагогические позиции. Детский репертуар, в том числе и фортепианный, отличается специфическими чертами, связанными с детской психологией и теми педагогическими задачами, которые он содержит. Этот вопрос тоже определяет востребованность исследований подобного типа.

Все отмеченное позволяет определить актуальность выдвинутой темы исследования.

Степень изученности темы. В искусствоведческой науке должного внимание произведениям и личности Толстого не уделено. Среди работ, обращенных к художнику, можно отметить лишь небольшую книгу «Дмитрий Толстой» И. В. Белецкого, изданную еще в 1959 году, и монографию Г. П. Овсянкиной «Фортепианный цикл в отечественной музыке второй половины XX века: школа Д. Д. Шостаковича», вышедшую в 2003 году [25, 119], где отдельные разделы посвящены фортепианной музыке Д. А. Толстого в контексте ее связи с традициями Мастера. Что касается дет-

ских фортепианных пьес композитора, то они объектом научного исследования практически не были. Исключение составляет небольшой фрагмент из названной монографии Овсянкиной [119, с. 256-257, 267-268].

Ценным исследованием творчества Толстого является авторский анализ, отраженный в отмеченном выше автобиографическом труде «Для чего все это было». Воспоминания Д. А. Толстого содержат важнейший фактологический и аналитический материал, который во многом, наряду с монографией Г. П. Овсянкиной и «Беседами о музыке» Э. Ансерме [9], стал отправной точкой для разработки избранной темы.

Объектом данного исследования является творчество Д. А. Толстого как тот фундамент, на котором выстроено высоко художественное здание фортепианных пьес для детей.

Предмет исследования охватывает стилевые черты произведений для фортепиано Д. А. Толстого, мировоззренческие и эстетические позиции автора.

Материал исследования включает, в первую очередь, циклы «Пестрые листки: Альбом для детей и юношества» ор. 22 ,«Сказки Андерсена» ор. 34, «Зеленая тетрадь: Альбом маленьких фортепианных пьес для детей и юношества», а также фортепианные сонаты, прелюдии Д. А. Толстого. Помимо этого, материалом исследования стали автографы неизданных сочинений для фортепиано: Шести прелюдий-бурлесок, Тридцати инвенций и миниатюры «Снежная королева», текстологическое исследование рукописи которой вводится в научное обращение впервые. В качестве материала задействованы также документы о жизни композитора: составленные автором списки его сочинений, отдельные письма. К материалам исследования следует отнести результаты бесед соискателя с композитором с 1995-го по 2003-й годы.

Цель исследования заключается в стремлении выявить художественную значимость детских фортепианных сочинений Д. А. Толстого и определить их достойное место в отечественной музыкальной культуре.

В задачи исследования входит:

• выявить мировоззренческие и эстетические позиции Д. А. Толстого;

• определить типологические черты стиля его фортепианных произведений (прежде всего сонат и прелюдий) и их корреляцию с сочинениями для детей;

• изучить историю создания детских циклов Д. А. Толстого в контексте исторических традиций (прежде всего Р. Шумана и П. И. Чайковского) и современной ему эпохи - 1950 - 80-х годов;

• провести структурно-стилистический и образно-семантический анализ циклов «Сказки Андерсена», «Пестрые листки», «Зеленая тетрадь», выявить в них доминанты циклизации;

• сделать текстологический анализ автографов Шести прелюдий-бурлесок, Тридцати инвенций и пьесы «Снежная королева»;

• определить значимость детских фортепианных циклов Д. А. Толстого в российской культуре.

Методология исследования базируется на признании роли Д. А. Толстого как последовательного продолжателя русских и западноевропейских художественных традиций во второй половине XX столетия. В качестве исходных теоретических постулатов берутся положения о необходимости следовать в развитии искусства накопленным традициям. Также методология основывается на понимании образной и структурной специфичности музыки для детей.

Методы исследования включают комплексный и системный подходы в оценке художественно-исторических явлений, принципы целостного, семантического, интертекстуального видов музыковедческого анализа. Немаловажную роль сыграли текстологический анализ, метод активной иллюстрации (термин Е. В. Вязковой) и сравнительно-аналитический подход.

Теоретическая база диссертации, помимо уже упомянутых основополагающих трудов Д. А. Толстого, Г. П. Овсянкиной и Э. Ансерме, опирается на значительный пласт работ о фортепианной музыке, особенно XX века.

Здесь задействованы как классические издания А. Д. Алексеева, В. Ю. Дель-сона, С. М. Хентовой, Л. Е. Гаккеля, А. А. Николаева, так и исследования последних десятилетий: С. В. Грохотова, К. В. Зенкина, М. В. Смирновой, Н. П. Корыхаловой, А. С. Розанова, Е. Н. Пирязевой и других (здесь и далее см. список литературы)

В силу аналитической направленности диссертационного исследования, оно базируется на большом корпусе работ, посвященных разным аспектам музыковедческого анализа. По вопросам музыкального языка, текста, интертекстуальных связей, музыкальной семантики - М. Ш. Бонфельда, М. Г. Арановского, А. В. Денисова, Л. Н. Шаймухаметовой, И. С. Стогний и других. В поле зрения находились также исследования по синергии музыкального текста, причем в контексте детской педагогики. Здесь особо следует отметить работы Н. П. Коляденко, В. Ф. Третьяченко, а также общеметодологические труды по изучению синергетического феномена Е. Н. Князевой, С. П. Курдюмова, В. И. Аршинова, В. Г. Буданова. В. П. Рыжова, А. С. Клюева.

Целостный, интонационный анализ, анализ жанровых классификаций опирается на классические и новейшие отечественные научные труды и учебные пособия в этой области: Б. В. Асафьева, Л. А. Мазеля, В. А. Цуккер-мана, Ю. Н. Тюлина, Е. А. Ручьевской, Е. В. Назайкинского. М. Ш. Бонфельда, Н. Ю. Афониной, Г. В. Григорьевой, В. Н. Холоповой, Г. Р. Консона и других.

Одной из центральных задач является изучение содержательной стороны детских фортепианных пьес Д. А. Толстого, что обусловило обращение к изданиям по теории музыкального содержания В. Н. Холоповой А. Ю. Куд-ряшова, Л. П. Казанцевой, С. А. Давыдовой и т. д.

Исходя из того, что в диссертации даются описание и атрибуция автографов, она опирается на ряд работ, посвященных классификации рукописного материала, текстологическому анализу - Д. С. Лихачёва, Э. ван Дом-бург, Г. П. Овсянкиной.

Важный теоретический пласт связан с философией Серебряного века и новейшими исследованиями в плане влияния этого учения на духовный мир музыкантов. Это труды Л. О. Акопяна, Н. В. Бекетовой, 3. В. Фоминой, Г. У. Аминовой, Т. В. Сафоновой и других. Положения, выносимые на защиту:

• мировоззренческие, эстетические идеалы Д. А. Толстого, особенности его авторского стиля полностью воплотились в его фортепианных циклах для детей;

• фортепианная детская музыка Д. А. Толстого основывается на широкой системе интертекстуальных связей;

• сочинения для детей Д. А. Толстого являются концентрацией объемного спектра музыкальной семантики как одной из знаковых черт детской музыки;

• в детских фортепианных циклах Д. А. Толстого в новых общественно-исторических условиях развиваются традиции классической музыки.

Новизна исследования заключается в том, что впервые;

• раскрыта мировоззренческая и эстетическая концепция Д. А. Толстого как последователя художественной идеологии Серебряного века и Э. Ансерме;

• всесторонне проанализированы фортепианные циклы «Сказки Андерсена», «Пестрые листки» и «Зеленая тетрадь» в структурном, содержательном и интертекстуальном аспектах;

• доказана семантическая антологичность данных фортепианных циклов;

• проведен текстологический анализ автографов «Снежной королевы», Шести прелюдий-бурлесок и Тридцати инвенций;

• раскрыта и теоретически обоснована преемственная связь детских фортепианных циклов Д. А. Толстого с аналогичными произведениями

Р. Шумана и П. И. Чайковского.

Теоретическая значимость исследования. Положения диссертации, полученные выводы и классификационные подходы могут быть востребова-

ны в дальнейших разработках по теории стиля и жанра инструментальной музыки для детей, а также при характеристике других авторских стилей в данном жанровом контексте. Результаты исследования актуальны для изучения детского музыкального восприятия, становления и развития общего и музыкального мышления ребенка. Аналитические наработки диссертации могут пополнить материал для дальнейших исследований в области музыкальной семантики, интертекстуальных связей и музыкального содержания.

Практическая значимость исследования. Задействованные в диссертации исследовательские подходы расширяют аналитический инструментарий как в научной, так и в педагогической практиках.

Материалы диссертации могут пополнить вузовские курсы «История отечественной музыки», «Анализ музыкальных произведений», «Современные музыкальные стили и направления», «История и теория фортепианного искусства», «История музыки для детей», «Фортепианная музыка XX века». На основе этих материалов может быть разработана новая историко-теоретическая дисциплина «Музыкальный репертуар для детей как основа воспитания музыкальной культуры ребенка», составлены хрестоматии и другие учебно-методические пособия. Аналитические характеристики, несомненно, станут полезны на занятиях по фортепиано и при организации педагогической практики.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы из 170 наименований и приложения в виде списка фортепианных пьес для детей Д. А. Толстого.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Толстая, Екатерина Анатольевна

Заключение

Духовный мир и эстетическое кредо Д. А. Толстого сформировано под воздействием мировоззрения и культуры Серебряного века, русской классической литературы и традиций западноевропейской и отечественной музыкальной классики. Эти составляющие определили авторский стиль композитора как ревностного продолжателя развития классических художественных традиций во второй половине XX века, они обусловили высокий гуманистический пафос произведений Толстого.

Философией Серебряного века предопределен светлый тон музыкальных образов, следование классическим идеалам красоты и гармонии. Благодаря влиянию культуры Серебряного века, философии Н. А. Бердяева, Вяч. Вас. Иванова, И. А. Ильина^ Вл. С. Соловьева и других в творчестве Д. А. Толстого (причем не только в музыкальном) развивались христианские традиции русской культуры (хотя композитор не писал культовой музыки). Его искусство предназначалось для вечности, а творческое служение мыслилось как долг.

Все это обусловило возникновение и стиль его детских фортепианных циклов.

В силу масштабности художественных концепций конструктивное мышление Толстого основывалось на циклизации. Причем уровень циклизации был столь высок, что результатом творческого процесса стало создание макроциклов и обусловленных ими макротекстов. Данное концептуальное и конструктивное свойство характерно и для детской фортепианной музыки композитора.

Макротекстовость присутствует во всем жанровом наследии Толстого. Именно ею предопределена связь между жанрами. Фортепианные Сонаты, Двадцать четыре прелюдии, Шесть прелюдий-бурлесок и Тридцать инвенций - это единый текст. Три детских цикла тоже образуют макротекст. Глобальная идея выражена в их заголовках, имеющих глубокие подтекстовые и кон-

текстуальные смыслы. «Сказки Андерсена» - проекция жизненных коллизий через сказочный сюжет, «Пестрые листки» - мозаичная, но объемная картина событийного, «Зеленая тетрадь» - многочисленные мгновения-зарисовки, из которых складываются глубокие размышления о судьбе современного ребенка. Так возникает два уровня циклизации: на уровне каждого цикла и всех трех циклов. Не исключено, что они являются воплощением единого замысла. В раскрытии и доказательстве этого феномена видится одна из аналитических перспектив темы диссертационного исследования.

Через все творчество Толстого проходит идея взаимодействия литературы и музыки. В этом взаимодействии, как в фокусе соединились, во-первых, художественные тенденции времени, во-вторых, традиции семьи, в-третьих, природа дарования Толстого. Классическая литература, особенно русская, стала, своего рода, метатемой всего творчества композитора.

Направленность к добру, красоте, нравственным и эстетическим ценностям, как наиболее значимая черта русской литературы, убедительно проходит через все детские пьесы. Особо ярким примером является цикл «Зеленая тетрадь», где, по словам композитора, во всех тридцати двух пьесах он воплотил в той или иной форме образы природы. При этом человек, а вместе с ним и музыкальное искусство, не противопоставляется природе, а мыслится как часть единой космологической системы.

Обращение к стилистическим моделям разных национальных музыкальных культур способствует знакомству ребенка с музыкальным языком других народов. И в этом тоже продолжаются традиции классики - «Детского альбома» Чайковского («Немецкая песенка», «Итальянская песенка» и т. д.). Но доминирующей остается русская музыкальная культура, ее своеобразный музыкальный язык.

Благодаря классическим традициям в пьесах Толстого ясно выражена их жанровая основа, так как жанр обладает исключительно высокой коммуникативностью и живо осваивается детьми. Эта идея метафорически определена в названии педагогической концепции Д. Б. Кабалевского - «Три кита»:

песня - танец - марш, в эпоху становления и развития которой создавались детские фортепианные циклы композитора. У Толстого в большинстве случаев жанровая основа апеллирует именно к «трем китам»: «Стойкий оловянный солдатик» - марш, «Старый дом» - гавот, «Дюймовочка» - танец, «В городском саду» - вальс, «Ласточка» - танец, «Разрушенная церковь» - хорал и др. Часто жанр выносится в заголовок - Романс и др.

Во всех пьесах используется ярко выраженная классическая система средств музыкальной выразительности. Иерархичность этих средств тоже соответствует классическому музыкальному мышлению, то есть приоритету мелодии и гармонии. Интонации включают многообразие информационных знаков, веками складывающихся в музыке: грамматических - знаков направления, школы, эпохи, семантических - закрепленных социальной памятью и интрастилевых - знаков авторского стиля (по классификации В. В. Задерац-кого [69, с. 9]) .

Широко представлен классический семантический спектр в его интра-стилевом и в экстрастилевом видах, поэтому пересемантизация, практически, не отмечается. Однако в пьесах концентрируется немало проявлений частной музыкальной семантики. Во многом обусловлено это тем, что в детских пьесах Толстого почти каждая стилевая константа, композиционная реализация семантична.

Если классифицировать виды классической музыкальной семантики, на основе которых воплощается музыкальное содержание детских пьес Толстого, то складывается следующая цепочка: жанровая семантика, регистровая, музицирования, речевая, двигательная, диалогическая, семантика прощания, богатырской мощи, воздушного движения, птичьего щебета.

Пьесы Толстого созданы с учетом «золотого правила» классической музыки - благотворного воздействия на психику, особенно детскую. Они не травмируют нервную систему ребенка, излишне ее возбуждая. В них нет терзающих слух обильных диссонансов, мощной динамики, тем более гипер-

звучности. Но они заставляют слушать, размышлять и сопереживать. Это ин-тровертный тип музыкального мышления.

Апелляцию к классике усиливают и нередко встречающиеся литературные образы из классической литературы, именами которых названы пьесы. «Сказки Андерсена» - едва ли не первый в композиторской практике полностью сказочный фортепианный детский цикл, в котором дети знакомятся с музыкальными портретами известных героев и полюбившимися сказочными образами. В «Пестрых листках» встречаются «Утро Аэлиты», «Хрустальные пещеры», «Про Илью Муромца», а в «Зеленой тетради» друг за другом следуют «Слон и Моська» и «Ворона и Лисица» или «Кораблик из пушкинской сказки» и «У лукоморья дуб зеленый». В этом обращении к классической литературе тоже проявляется своего рода охранительная тенденция литературных текстов во взаимодействии с музыкальными. С воплощением литературный персонажей и ситуаций связано формирование частной музыкальной семантики. Так формируется семантика Слона и Моськи, инопланетного существа (Аэлита), Пушкинского кораблика, испуга («Пастушка и трубочист»), Дюймовочки, ласточки и крота и т. д.

Проведенный текстологический анализ Тридцати инвенций, Шести прелюдий-бурлесок и пьесы «Снежная королева» свидетельствует, что это чистовые автографы, и данные произведения должны внедряться в концертную и педагогическую практику. Пьеса «Снежная королева» по своим стилевым чертам и образному строю (а не только по авторской пометке № 4) действительно является частью всего цикла «Сказки Андерсена», и в будущем они должен издаваться с включением этой пьесы.

В детской фортепианной музыке Толстого через неоромантические, неоклассицистские стилевые константы происходит приобщение детей к достижениям европейской музыкальной классики как к первооснове музыкального воспитания, базису эстетического освоения действительности.

В заключение нельзя не напомнить, что сохранение культуры, особенно ее художественных текстов, обычно являлось прерогативой либо испол-

нителей - музыкантов и актеров, либо искусствоведческих и филологических книжных изданий, либо специальных организаций и объединений. Среди последних наиболее популярны библиотеки, музеи, архивы, галереи классических экспозиций. В данном случае мы сталкиваемся с феноменом, когда сам творческий акт художника служит сохранению культурной информации, ее специфических образно-смысловых кодов.

Этот феномен мог возникнуть (выскажем такое предположение) только в конце XX столетия в силу социально-исторических, культурологических и экологических причин. Особая его значимость заключается в музыкальном творчестве для детей. Данное предположение требует еще дальнейших исследований и во многом определяет аналитическую перспективность исследуемой темы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Толстая, Екатерина Анатольевна, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аврамкова, И. С. Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано (на материале современного учебно-методического пособия). Автореф. дис. ... канд. пед. н. [Текст] / И. С. Аврамкова. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 26 с.

2. Айзенштадт, С. А. «Детский альбом» П. И. Чайковского [Текст] / С. А. Айзенштадт. - М.: Классик-ХХ1,.2009. - 75 с.

3. Акопян, Л. О. Дмитрий Шостакович. Опыт феноменологии творчества [Текст] / Л. О. Акопян. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. - 474 с.

4. Аршинов, В. И. Когнитивные основания синергетики [Текст] / В. И. Аршинов, В. П. Буданов // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. - М.: Прогресс-Традиция, 2007. - С. 69-96.

5. Аршинов, В. И. Синергетическое знание: между сетью и принципами [Текст] / В. И. Аршинов, В. Э. Войцехович // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - С. 107-120.

6. Алексеев, А. Д. Советская фортепианная музыка. 1917 - 1945 [Текст] / А. Д. Алексеев. - М.: Музыка, 1974. - 245 с.

7. Аминова, Г. У. Онтология русской музыки: пути осмысления [Текст] / Г. У. Аминова. - Рукопись. 2012. - 5 с.

8. Андерсен, Г. X. Сказки и истории [Текст] / Г. X. Андерсен. - М.: Квадрат, 1992.-350 с.

9. Ансерме,Э. Беседы о музыке [Текст] / Э. Ансерме. - Л.: Музыка, 1976. - 102 с.

Ю.Арановский, М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства [Текст] / М. Г. Арановский. - М.: Композитор, 1998. - 344 с.

П.Арановский, M. Г. Мышление, язык, семантика [Текст] / М. Г. Ара-новский // Проблемы музыкального мышления: Сб. статей / Сост. и ред. М. Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974. - С. 90-128.

12.Арановский ,М. Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке [Текст] / М. Г. Арановский // Муз. современник. Вып. 6. - М.: Музыка, 1987. - С. 5-44.

13.Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б. В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1971.-376 с.

14. Асафьев, Б. В. О музыке Чайковского [Текст] / Б. В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1972.-380 с.

15.Асафьев, Б. В. (Игорь Глебов) Русская музыка. От начала XIX столетия [Текст] / Б. В. Асафьев. - М.; Л.: ACADEMIA, 1930. - 318 с.

16.Афанасьева, А. Б. Фортепианные «детские альбомы» XX века в воспитании школьников [Текст] / А. Б. Афанасьева, А. Б. Нехорошкова // Герценовские чтения. Начальное образование. Т. 3, № 3. 2012. - С. 203 - 208.

17. Афонина, Н. Ю. Пособие по анализу музыкальных произведений: Краткое изложение основных тем курса анализа для иностранных студентов вокального факультета [Текст] / Н. Ю. Афонина. СПб.: Канон, 1997. 48 с.

18.Байкиева, Р. М. Герой как категория музыкальной поэтики в пьесах детского фортепианного репертуара. Автореф. дис. ... канд. иск. [Текст] / Р. М. Байкиева. - Ростов-н/Д.: Рост. гос. консервтория им. C.B. Рахманинова, 2010 - 21 с.

19.Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство [Текст] / Л. А. Баренбойм. - Л.: Музыка, 1974. - 335 с.

20. Барсова, И. А. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира [Текст] / И. А. Барсова // Художественное творчество. -Л.: Музыка, 1988. - С. 99-116.

21.Бахтин, М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных наук: Опыт философского анализа [Текст] / М. М. Бахтин // Русская словесность: Антология. - М.: Academia, 1997. - С. 227-244.

22. Башарова, И. Р. Герои и персонажи фортепианных пьес Софии Гу-байдулиной для детей [Текст] / И. Р. Башарова // Проблемы музыкальной науки /Music scholarship. 2008. № 2. - С. 111-117.

23.Баязитова, Д. И. О семантической связи заголовка и смысловых структур музыкального текста (на примерах пьес детского фортепианного репертуара) [Текст] / Д. И. Баязитова // Проблемы музыкальной науки / Music scholarship. 2008. № 1. - С. 210-213.

24.Бекетова, Н. В. Рахманинов-Шостакович: этапы национального самосознания [Текст] / Н. В. Бекетова // Шостаковичу посвящается: Сб. статей к 90-летию композитора (1906 - 1996) / Сост. Е. Б. Долинская. - М.: Композитор, 2007. - С. 126- 132.

25.Белецкий, И. В. Дмитрий Толстой [Текст] / И. В. Белецкий. - Л.: Сов. композитор, 1959.-45 с.

26.Беляева, Л. А. Проблема понимания в педагогической деятельности [Текст] / Л. А. Беляева. - Екатеринбург, 1995. - 73 с.

27.Белянин, В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста [Текст] / В. П. Белянин. - М.: МГУ, 1998. - 120 с.

28.Бердяев, Н. А. Смысл истории [Текст] / Н. А. Бердяев. - М.: Мысль, 1990.- 175 с.

29.Библер, В. С. Школа диалога культур: Целостная концепция школы диалога культур: Теоретические основы программы [Текст] / В. С. Библер // Психологическая наука и образование. 1996. № 4. - С. 6673.

30.Бидермейер // Новый БЭС [Текст] / Ред. коллегия. - СПб.: РИПОЛ, Классик, 2010. - С. 203.

31.Бобровский, В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки: в 2-х вып. Вып. 1. [Текст] / В. П. Бобровский. - М.: Музыка, 1989.-266 с.

32.Богин, Г. И. Типология понимания текста[Текст] / Г. И. Богин. - Калинин: КГУ, 1986. - 86 с.

33. Боголепова, В. Н. Изобразительный компонент в детской фортепианной музыке российских композиторов второй половины XX века [Текст] / ВН. Боголепова // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тезисы IV междунар. научно-практической конференции, 25 января 2008 г. / Тамб. гос. Муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова. 4.1 - Тамбов, 2008. С. 54 - 57.

34.Бонфельд, М. Ш. Введение в музыкознание. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / М. Ш. Бонфельд. -М.: Владос, 2001.-224 с.

35.Бонфельд, М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление [Текст] / М. Ш. Бонфельд. - СПб.: Композитор, 2006. - 648 с.

36.Брудный, А. А. Понимание как философско-психологическая проблема [Текст] / А. А. Брудный // Вопросы философии. 1975. № 10. -С.110-117.

37.Бушен, А. Д. Из воспоминаний о далеком прошлом [Текст] / А. Д. Бушен //Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Изд. второе, доп., в двух кн. Кн. 2. - Л.: Музыка, 1988. - С. 59 - 68.

38.Бычков, Ю. Н. Музыкальное содержание [Текст] / Ю. Н. Бычков // Материалы конференции «Музыкальное содержание: наука и педагогика». Московская консерватория, 4- 5 дек. 2000. - М.: Московская гос. консерватория, 2000. - С. 38-43.

39.Бычков, Ю. Н. Проблема смысла в музыке [Текст] / Ю. Н. Бычков // Музыкальная конструкция и смысл: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных / Отв. ред. и сост. Ю. Н. Бычков. Вып. 151. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1999.-С. 8-21.

40.Волкова, П. С. Музыка в контексте диалога: риторический аспект [Текст] / П. С. Волкова // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 3-5 декабря 2002. - Астрахань, 2002. - С. 54-61.

41.Волнянский, К. С. Структурная комбинаторика как принцип композиционного мышления в музыке XX века: Автореф. дис. ... канд. иск. [Текст] / К. С. Волнянский. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. -24 с.

42.Вопросы музыкального содержания. Сб. трудов. Вып. 136. [Текст] / РАМ им. Гнесиных. - М., 1996. - 164 с.

43.Вопросы поэтики и семантики музыкального произведения. Сб. трудов. Вып. 144 [Текст] / РАМ им. Гнесиных, УГИИ. Отв. ред. Л. Н. Шаймухаметова. -М., 1998.. - 132 с.

44.Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. -М.: Искусство, 1986. - 572 с.

45.Вюнш, В. Формирование человека посредством музыки [Текст] / В. Вюнш. Перевод с нем. Н. Т. Григорьевой. - М.: Парсифаль, 2007. -160 с.

46.Гаврилов, И. Б. Между христианством и Дионисом: философия символизма Вячеслава Иванова в русской культуре Серебряного века [Текст] / И. Б. Гаврилов // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Гуманитарные науки. 2011. - С. 64 - 72.

47.Гаккель, Л. Е. Фортепианная музыка XX века. Очерки. Изд. 2-е [Текст] / Л. Е. Гаккель. - Л.: Музыка, 1990. - 286 с.

48.Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. [Текст] /М.: Наука, 1981. □ 138 с.

49.Ганина, С. А. Феномен детства в музыкальной культуре XIX в. [Текст] / С. А. Ганина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. Т. 29. № 1. 2012. - С. 128—132.

50.Готсдинер, А. Л. О стадиях формирования музыкального восприятия [Текст] / А. Л. Готсдинер // Проблемы музыкального мышления. - М.: Музыка, 1974. - С. 230-252.

51.Григорьева, Г. В. К вопросу о романтических тенденциях в советской музыке 80-х годов [Текст] / Г. В. Григорьева // Музыкальная критика. Методы анализа и оценки. Сб. научных трудов / ЛОЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова. - Л.: ЛОЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова, 1989.-С. 38-53.

52.Грохотов, С. В. Шуман и окрестности: Романтические прогулки по «Альбому для юношества» [Текст] / С. В. Грохотов. - М.: Классика XXI, 2005.-240 с.

53.Гуренко, Е. Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ) [Текст] / Е. Г. Гуренко. - Новосибирск: Наука, 1982. -256 с.

54.Давыдова, С. А. Два подхода к анализу музыкального произведения в контексте детской музыкальной педагогики (уровень ДМШ, ДШИ) на материале детских пьес Б. А. Чайковского и Г. Г. Окунева [Текст] / С. А. Давыдова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - СПб. 2010. № 124. - С. 264 -267.

55.Давыдова, С. А. Предмет «Музыкальное содержание» в аспекте герменевтики (начальная педагогика): Автореф. дис. ... канд. пед. н. [Текст] /.С.А.Давыдова - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - 24 с.

56.Дельсон, В. Ю. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева [Текст] / В. Ю. Дельсон. - М.: Музыка, 1973. - 234 е..

57.Дельсон, В. Ю. Фортепианное творчество Шостаковича [Текст] / В. Ю. Дельсон. - М.: Музыка, 1971. - 246 с.

58.Демченко, А. И. Семиотика и семантика в музыкальной науке [Текст] / А. И. Демченко, Г. Ю. Демченко // Музыкальная семиотика: пер-

спективы и пути развития: Сб. статей по материалам Международной научной конференции. Ч. I. - Астрахань, 2006. - С. 12-19.

59.Демченко, Г. Ю. Искусство бидермайера и «Песни без слов» Мендельсона [Текст] / Г. Ю. Демченко // Мендельсон и традиции музыкального профессионализма. Сб. научных трудов. / Сост. Г. И. Ганц-бург. «Харьковские ассамблеи», Институт искусствознания. - Харьков, 1995.-С. 44-48.

60. Денисов, А. В. Музыкальный язык: Структура и функции [Текст] / А. В. Денисов. СПб.: Наука, 2003. 204 с.

61.Денисов, А. В. Семантика музыкального языка - лингвистический аспект проблемы [Текст] / А. В. Денисов // Семантика музыкального языка: Материалы научной международной конференции 27-28 февраля 2002 года. - М.: РАМ им. Гнесиных. 2004. - С. 46-51.

62.Дмитриев, Н. И. Философия искусства и любви - Владимир Соловьев в эпоху Серебряного века [Текст] / Н. И. Дмитриев // Соловьевские исследования. 2010. № 2. - С. 18 - 22.

63.Доблаев, JI. П. Анализ и понимание текстов [Текст] / JI. П. Доблаев. -Саратов: СГУ, 1987. - 152 с.

64.Домбург, Э. ван Текстология в отечественном музыкознании: история, теория, практика. Учебное пособие [Текст] / Э. ван Домбург, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. -СПб.: Астерион, 2011. - 96с.

65.Драч, Н. Г. Семиотическое направление в исследованиях фортепиан-но-исполнительского творчества [Текст] / Н. Г. Драч // Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития: Сб. статей по материалам Второй международной научной конференции «Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития» 13-14 ноября 2008 / Гл. ред. J1. В. Саввина. - Астрахань, 2008. - С. 112-114.

66.Друскин, Я. С. О риторических приемах в музыке И. С. Баха [Текст] / Я. С. Друскин. - СПб.: Северный олень, 1999. - 128 с.

67. Дубровицкий, Д. И. Понимание как расшифровка кода [Текст] / Д. И. Дубровицкий // Философские основания науки: Материалы VIII Всесоюзной конференции «Логика и методология науки». - Вильнюс, 1982. -С. 128-133.

68.Житомирский, Д. В. Шуман. Очерк жизни и творчества [Текст] / Д. И. Житомирский. - М.: МГК, 2000. - 300 с.

69.3адерацкий, В. В. Музыкальная форма. Учебник для специализированных факультетов высших учебных заведений. Вып. 1. [Текст] / В. В. Задерацкий. - М.: Музыка, 1995. -540 с.

70.Захаров, Ю. Истолкование музыки: Семиотический и герменевтический аспекты: Автореферат дис. ... канд. иск. [Текст] / Ю. Захаров. -М., 1999.-27 с.

71.Захарова, О. И. Риторика и западноевропейская музыка XVII - I половины XVIII веков. Вып. I [Текст] / О. И. Захарова. - М.: Музыка, 1983.-77 с.

72.3енкин, К. В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма [Текст] / К. В. Зенкин. - М.: МГК, 1997. -

73.Иванченко, Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы [Текст] / Г. В. Иванченко. - М.: Смысл, 2001. - 252с.

74.Ильин, И. А. О России и русской душе; Гении России; Лекции [Текст] /И. А. Ильин. М., 1997.

75.Кабалевский, Д. Б. Воспитания ума и сердца: Книга для учителей [Текст] / Д. Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

76.Казанцева, Л. П. Музыкальное содержание в контексте культуры: Учебное пособие [Текст] / Л. П. Казанцева. - Астрахань: Волга, 2009. -360 с.

77.Казанцева, Л. П. Основы теории музыкального содержания. Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. [Текст] / Л. П. Казанцева. - Астрахань, 2009. -368 с.

78.Карпычев, М. Г. Теоретические проблемы содержания музыки [Текст] / М. Г. Карпычев. - Новосибирск, 1997. - 68 с.

79.Клюев, А. С. Музыка. Философия. Синергетика. Сб. статей [Текст] / А. С. Клюев. - СПб.: Астерион, 2012. - 200- с.

80.Князева, Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. [Текст] / М.: Наука, 1994. 236 с.

81.Коляденко, Н. П. Изучение музыкальной литературы в начальном и среднем звене музыкального образования. Синергетический аспект [Текст] / Н. П. Коляденко. - Новосибирск, 2009. -104 с.

82.Козлова, А. Л. Образ ребенка в творчестве символистов: истоки современного мифа [Текст] / А. Л. Козлова // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2010. № 13. - С. 96 -102.

83.Консон, Г. Р. [Текст] / Г. Р. Консон / Метод целостного анализа художественных текстов. - М.: Нобель-Пресс, 2012. - 516 с.

84.Корноухов, М. Д. Нотный текст как основа обучения учащихся искусству интерпретации музыки [Текст] / М. Д. Корноухов // Методология педагогики музыкального образования научная школа. Э. Б. Абдуллина: Сб. научных статей / под науч. ред. Э. Б. Абдуллина. М.:МПГУ, 2007. С. 265-276.

85.Корыхалова, Н. П. Музыкально-исполнительские термины: Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях [Текст] / Н. П. Корыхалова. - СПб.: Композитор, 2007. - 268 с.

86.Кошелев, О. Ю. Методико-педагогические инновации петербургских авторов для ДМШ и Д1ІІИ [Текст] / О. Ю. Кошелев // Фортепианное искусство на рубеже XX-XXI веков: Проблемы современного творчества, исполнительства, педагогики. Межвуз. сб. науч. трудов / РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - С. 169187.

87.Кристева, Ю. Слово, диалог. Роман [Текст] /Ю. Кристева // Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение романа. - М., 2004. - 300 с.

88.Кудряшов, А. Ю. К уточнению научно-категориального аппарата теории музыкального содержания [Текст] / А. Ю. Кудряшов // Семантика музыкального языка. Материалы научной международной конференции 27-28 февраля 2002 года / РАМ им. Гнесиных. - М., 2004. -С. 112-117.

89.Кудряшов, А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII-XX вв. Учебное пособие для музыкальных вузов и вузов искусств [Текст] / А. Ю. Кудряшов. - СПб.; М.: Лань, 2006. - 432 с.

90.Кустов, М. Ю. Искусство бидермайера и виолончельная соната первой половины XIX века [Текст] / М. Ю. Кустов // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы Международной научно-практической конференции. 25-29 августа 1997 г. / Ред. Л. П. Казанцева; сост. П. С. Волкова. - Астрахань, 1997. -С. 145-151.

91.Лебедева, В.В. Детский программный фортепианный цикл в русской музыке [Текст] / В. В. Лебедева // Музыкальная академия. 2008. № 1. -С. 181-190.

92.Левченко, М. Б. Современный педагогический репертуар ДМШ: альбом «Фея Грез» Алексея Мыльникова [Текст] / М. Б. Левченко // Фортепианное искусство на рубеже XX-XXI веков: Проблемы современного творчества, исполнительства, педагогики. Межвуз. сб. науч. трудов / РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004 -С. 187-192.

93.Лихачёв, Д. С. Текстология (на материале русской литературы X -XVII вв.) [Текст] / Д. С. Лихачёв. - СПб.: Алетейя, 2001. - 759 с.

94.Ломакина, Н. Формирование слушательской музыкальной культуры школьников - подростков (результаты исследовательской работы) [Текст] / Н. Ломакина// Музыка и время. 2006. № 10. С. 28-31.

95.Лосев, А. Ф. Форма - Стиль - Выражения [Текст] / А. Ф. Лосев / Сост. А. А. Тахо-Годи; общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. - М.: Мысль, 1995. - 944 с.

96.Лотман, Ю. М. Замечания о структуре повествовательного текста [Текст] / Ю. М. Лотман // Ученые записки Тартусского университета. Труды по знаковым системам. Вып. 308. - Тарту, 1973. - С. 382-386.

97.Мазель, Л. А. Анализ музыкальных произведений [Текст] / Л. А. Ма-зель, В. А. Цуккерман. - М.: Музыка, 1967. - 751 с.

98.Мальцев, С. М. Семантика музыкального знака. Автореф. дис. ... канд. иск. [Текст] / С. М. Мальцев. - Вильнюс, 1981. - 24 с.

99.Малинина, И. В. «Детский альбом» и «Времена года» П. И. Чайковского. Метод, разработка для преподавателей детских музыкальных школ и училищ [Текст] / И. В. Малинина. - М.: Престо, 2003. - 63.

100. Махлина, С. Т. Словарь по семиотике культуры [Текст] / С. Т. Махлина. - СПб: Искусство, 2009. - 752 с.

101. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки: Исследование [Текст] / В. В. Медушевский. - М.: Композитор, 1993. - 268 с.

102. Михайлов, М. К. Стиль в музыке. Исследование [Текст] / М. К. Михайлов - Л.: Музыка, 1981. - 264 с.

103. Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. статей по материалам Международной научной конференции 16-17 ноября 2006 года в двух частях. Ч. 1 [Текст] / Ред. коллегия. - Астрахань, 2006. - 440 с.

104. Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития: Сб. статей по материалам Второй международной научной конференции «Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития» 13-14 ноября 2008 года [Текст] / Ред. Л. В. Саввина. - Астрахань, 2008. - 332 с.

105. Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 3-5 декабря 2002 года [Текст] / Отв. Ред.-сост. JI. П. Казанцева. - Астрахань: Волга, 2002. -392 с.

106. Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов научных чтений [Текст] / Ред.-сост. JI. П. Казанцева. - Краснодар: ХОРС, 2009.- 156 с.

107. Музыкальный текст и исполнитель: Сб. статей [Текст] / Отв. ред.-сост. JI. Н. Шаймухаметова. - Уфа: УТАИ: Лаборатория музыкальной семантики, 2004. - 132 с.

108. Назайкинский, Е. В. Музыкознание как искусство интерпретации. (Интервью А. Амраховой) [Текст] / Е. В. Назайкинский // «Musiqi dunyasi». 2003. № 1. - С. 27-136.

109. Назайкинский, Е. В. Настройка и настроение в музыке [Текст] / Е. В. Назайкинский // Воспитание музыкального слуха. Вып. 2-М.: Музыка, 1985.-С. 6-40.

110. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия [Текст] / Е. В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972. - 383 с.

111. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке. Учебное пособие [Текст] / Е. В. Назайкинский. - М.: Владос, 2003. - 248 с.

112. Налимов, В. В. Самоорганизация как творческий процесс [Текст] / В. В. Налимов // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - С. 144-149.

113. Немировская, И. А. Микрокосм детства в творчестве П. И. Чайковского: «Детский альбом» [Текст] / И. А. Немировская // Музыка и время. 20Ю.№ 10. - С. 21-25.

114. Николаев, А. А. Фортепианные произведения П. И. Чайковского. [Текст] / А. А. Николаев. - М.: Музгиз, 1957. - 72 с.

115. Овсянкина, Г. Вместе с Борисом Чайковским... [Текст] / Г. П. Ов-сянкина // Музыкальная академия. 1996. № 1. - С. 3-8.

116. Овсянкина, Г. П. Музыкальная психология. Учебник для факультетов музыки педагогических университетов, консерваторий и гуманитарных вузов [Текст] / Г. П. Овсянкина. - СПб.: Союз художников, 2007. - 240 с.

117. Овсянкина, Г. П. Размышления о фортепианном романтизме в контексте исполнительского стиля Владимира Софроницкого [Текст] / Г. П. Овсянкина // Музыкальное образование в XXI веке: история, традиции, перспективы. - Астрахань, 2008. - С. 55-59.

118. Овсянкина, Г.П. Творчество Д. Шостаковича в мировом контексте [Текст] / Г. П. Овсянкина // Русия в музика. Международна научна конференция. Велико Тырново. Октомври '2009 / Великотырновский университет Св. св. Кирилл и Методий. - Пловдив: Астарта, 2010. -С. 22-33.

119. Овсянкина, Г. П. Фортепианный цикл в отечественной музыке второй половины XX века: школа Д.Д. Шостаковича. Монография. В двух книгах [Текст] / Г. П. Овсянкина. - СПб: Композитор, 2003. -Кн. 1-320 с. кн. 2- 130 с.

120. Орлов, Г. А. Древо музыки [Текст] / Г. А. Орлов. - СПб.: Композитор, 2005, Изд. 2-е. - 440 с.

121. Пак Ги Хван П. И. Чайковский как мастер фортепианной миниатюры (к проблеме исполнительской интерпретации). Автореф. дис. ...канд. иск. [Текст] / Пак Ги Хван. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. - 20 с.

122. Паустовский, К. А. Великий сказочник [Текст] / К. А. Паустовский // Ганс Христиан Андерсен. Сказки и истории. - М.: Квадрат, 1992. - С. 3-16.

123. Пирязева, Е. Н. Стиль Алексея Муравлёва [Текст] / Е. Н. Пирязе-ва. - М.: Композитор, 2011. - 214 с.

124. Петров, А. П. Детская музыка и некоторые аспекты профессиональной подготовки студентов по специальности «Музыкальное об-

разование» [Текст] / А. П. Петров // Музыкальная педагогика и исполнительство: традиции, проблемы, перспективы: материалы научно-практической конференции, 4-5 марта 2003 г. / Московский гос. ун-т культуры и искусств. - М., 2003. - С. 56-62.

125. Розанов, А. С. Фортепианное творчество Алексея Муравлёва (истоки, стиль, традиции). 2-е испр. и доп. Изд. [Текст] / А. С. Розанов. М.: Дека-ВС, 2012,- 110 с.

126. Романова, Л. В. Динамика художественного мира в жанре детского альбома [Текст] / Л. В. Романова // Музыка в системе культуры. Сб. статей. В 2-х вып. Вып.1. / Уральская гос. консерватория им. М. П. Мусоргского. - Екатеринбург, 2005. - С. 220 - 244.

127. Рыжов, В. П. информационные аспекты самоорганизации в искусстве [Текст] / В. П. Рыжов // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. - М.: Прогресс-Традиция, 2007. - С. 156- 182.

128. Ручьевская, Е. А. Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу [Текст] / Е. А. Ручьевская. - СПб.: Композитор, 2004. - 300 с.

129. Ручьевская, Е. А. Об анализе содержания музыкального произведения [Текст] / Е. А. Ручьевская // Критика и музыкознание: Сб. статей. Вып. 3. - Л.: Музыка, 1987. - С. 69-96.

130. Савкина, Н. Христианская наука в жизни С. Прокофьева [Текст] / Н. Савкина // Научные чтения памяти А. И. Кандинского. - М.: Московская гос. Консерватория им. П. И. Чайковского, 2007. - С. 244 -253.

131. Сафонова, Т. В. Творчество С. Прокофьева: анализ метафизической составляющей: Автореф. дис. ... канд. иск [Текст] / Т. В. Сафонова. - Саратов: Саратовская гос. консерватория им. Л. В. Собинова, 2009. - 24 с.

132. Семантика музыкального языка: Материалы научной международной конференции 27-28 февраля 2002 года. РАМ им. Гнесиных [Текст] / Ред. коллегия. - М., 2004. - 282 с.

133. Семиотика культуры и искусства: Материалы V Международной научно-практической конференции: В 2 т. Т.1. [Текст] / Ред. коллегия. - Краснодар: КГУКИ, 2007. - 178 с.

134. Смирнова, М. В. Сопоставляя интерпретации. Размышления педагога-пианиста над страницами классической музыки [Текст] / М. В. Смирнова. - СПб.: Сударыня, 2003. - 226 с.

135. Смысловые структуры в музыкальном тексте: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных, УГИИ. Вып. 150. [Текст] / Отв. ред. JI. Н. Шаймухаме-това. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. - 135 с.

136. Сохор, А. Н. Эстетическая природа жанра в музыке [Текст] / А. Н. Сохор // Вопросы социологии и эстетики музыки: В 3-х т. Т. 2. -Л.: Сов. композитор, 1981. . - С. 231-295.

137. Стогний, И. С. Музыкальная семантика и проблемы анализа музыкального содержания [Текст] / И. С. Стогний // Музыкальное содержание: современная научная интерпретация. Сб. науч. статей. . -Ростов-н/Д, 2006. . - С. 136-161.

138. Стогний, И. С. О семантической многомерности музыкального произведения [Текст] / И. С. Стогний // Музыкальная конструкция и смысл: Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. Вып. 151. / Отв. ред. и сост. Ю. Н. Бычков. - М., 1999. . - С. 40-52.

139. Тарновская, Т. К. Фортепианная музыка для детей от Гречанинова к Слонимскому [Текст] / Т. К. Тарновская // Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и художественного образования. Сб. научных трудов. Вып.6. - Оренбург. Гос. ин-т искусств, 2009. — С. 254 - 261.

140. Титова, С. С. Фортепианный цикл для детей второй половины XX века (на примере художественной композиции «Музыкальных игру-

шек» С. А. Губайдулиной) [Текст] / С. С. Титова // Молодой ученый. 2012. № 7. - С.353 - 355.

141. Ткаченко, Ю. О. Музыкально-синтетические тенденции эстетики символизма Серебряного века в искусстве постромантической эпохи // Проблемы музыкальной науки [Текст] / Music scholarship. 2011. № l.-C. 186 -189.

142. Толстая, Е. А. Семантические истоки литературных образов в фортепианных пьесах для детей Дмитрия Толстого [Текст] / Е. А. Толстая // Музыкальная культура глазами молодых ученых. Сб. статей. Вып. 7. . - СПб.: Астерион, 2012. . - С. 101 - 107.

143. Толстой, Д.А. Для чего все это было. Воспоминания [Текст] / Д. А. Толстой. - СПб. СПб.: Библиополис, Композитор, 1997. - 622 с.

144. Третьяченко, В.Ф. Музыкальный текст и его роль в формировании основ скрипичного исполнительства. Автореф. дис. ... док. иск. [Текст] / В. Ф. Третьяченко. - Новосибирск, 2010. - 48 с.

145. Третьяченко, В.Ф. Музыкальный текст и его роль в формировании основ скрипичного исполнительства . [Текст] / В.Ф. Третья- чен-ко. - Новосибирск, 2011.-336с.

146. Тюлин, Ю. Н. и др. Музыкальная форма: Учебник для муз. училищ [Текст] / Ю. Н. Тюлин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Музыка, 1974.-359 с.

147. Умнова, И. Г. К проблеме осмысления сочинений С. М. Слонимского сквозь призму музыкально-литературного творчества [Текст] / И. Г. Умнова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствознание. Вопросы теории и практики - Тамбов: Грамота. 2011. № 4 (10). Ч. 1. - С. 178 - 181.

148. Финагин, А. Музыкально-научные воззрения В. Г. Каратыгина и его значение в истории русского музыковедения [Текст] / А. Финагин // В. Г. Каратыгин. Жизнь. Деятельность. Статьи. Материалы. - Л., 1927.- 127 с.

149. Фомина, 3. В.. Возвращение к целостности: эвристические возможности русской философии // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 3. [Текст] / НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000.-С. 105-106.

150. Хайновская, Т. А. Цикл Дьердя Куртага «Игры» в контексте венгерской детской фортепианной музыки второй половины XX столетия: Аавтореф дис. ... канд. иск. [Текст] / Т.А Хайновская. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 24 с.

151. Хентова, С. М. Шостакович-пианист [Текст] / С. М. Хентова. - J1: Сов. Композитор, 1964. - 60 с.

152. Холопов, Ю. Н. К проблеме музыкального анализа [Текст] / Ю. Н. Холопов // Проблемы музыкальной науки Вып. 6.. - М.: Сов. композитор, 1985. - С. 130-151.

153. Холопова, В. Н. Икон. Индекс. Символ [Текст] / В. Н. Холопова // Муз. академия. 1997. № 4. - С. 159-162.

154. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства. Учебное пособие [Текст] / В. Н. Холопова. - СПб.: Лань, 2000. - 320 с.

155. Холопова, В. Н. Область бессознательного в восприятии музы -кального содержания [Текст] / В. Н. Холопова. - М.: Преет, 2002. - 24 с.

156. Холопова, В. Н. Три стороны музыкального содержания [Текст] / В. Н. Холопова // Музыкальное содержание: наука и педагогика. -Москва-Уфа, 2002. - С. 55-76.

157. Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений. Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. [Текст] / В. Н. Холопова. - СПб.: Лань, 2001. -496 с.

158. Хронотоп [Текст] / Ред коллегия // Новейший БЭС. - М.: РИПОЛ Классик, 2010.-С. 1975.

159. Цуккерман, В. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды [Текст] / В. А. Цуккерман. - М.: Музыка, 1970. - 89 с.

160. Чернов, С. В. Наследие Серебряного века в возрождении духовной культуры [Текст] / С. В. Чернов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствознание. Вопросы теории и практики - Тамбов: Грамота. 2011. № 1. - С. 189-192.

161. Чигарева, Е. И. О «невербальной семантике» в музыке Моцарта [Текст] / Е. И. Чигарева // Семантика музыкального языка. Материалы научной международной конференции 27-28 февраля 2002 года. РАМ им. Гнесиных. - М., 2004. - С. 223-226.

162. Шаймухаметва, Л. Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы [Текст] / Л. Н. Шайму-хаметова. -М.: Гос. Инт искусствознания, 1999. - 300 с.

163. Шаймухаметова, Л. Н. Музыкальная семиотика и практическая семантика: пути адаптации к музыковедческой науке [Текст] / Л. Н. Шаймухаметова // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. статей по материалам Международной научной конференции 16-17 ноября 2006 г: В 2-х частях. Ч. 1. - Астрахань, 2006. - С. 78-86.

164. Шаймухаметова, Л. Н. Практическая семантика как проблема музыкальной науки и педагогики [Текст] / Л. Н. Шаймухаметова, Н. П. Кириченко // Семантика музыкального языка: Материалы научной международной конференции 27-28 февраля 2002 года. РАМ им. Гнесиных. - М., 2004. - С. 51-54.

165. Шаймухаметова, Л. Н. Семантический анализ музыкальной темы. Учебное пособие [Текст] / Л. Н. Шаймухаметова. РАМ. им. Гнесиных - М.: изд.-во РАМ им. Гнесиных, 1998. - 264 с.

166. Шекалов, В. А. Возрождение клавесина (Европа и Америка). Монография [Текст] / В. А. Шекалов. - СПб.: Наука, Сига, 2008. - 254 с.

167. Шостакович, Д. Д. Открытое письмо накануне дня музыки [Текст] /Д. Д. Шостакович // Сов. музыка. 1975, № 8. - С. 4-9.

168. Яворский, Б. J1. Статьи, воспоминания, переписка [Текст] / Б. J1. Яворский // Яворский Б. Сб. в 2-х т. / Ред.-сост. И. С. Рабинович. Общ. ред. Д. Д. Шостаковича. Изд. 2-е, испр. и доп. Т. I. - М.: Сов. Композитор, 1972. - 670 с.

169. Яворский, Б. J1. Текст и музыка [Текст] / Б. JI. Яворский // Музыка. 1914. №№ 163, 166, 169.

Интернет-источники

170. Шаймухаметова, JI. Н. Семантический анализ музыкального текста [Текст] Л.Н.Шаймухаметова // http://www.rostcons.ru/festivals_r/muscont2006_mclass...

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.