Детские песни азербайджанских композиторов в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Раджабов, Октай Мамед Ага оглы

  • Раджабов, Октай Мамед Ага оглы
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1985, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 155
Раджабов, Октай Мамед Ага оглы. Детские песни азербайджанских композиторов в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 1985. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Раджабов, Октай Мамед Ага оглы

ВВЕДЕНИЕ - I

ГЛАВА I. Общие проблемы музыкально-эстетического воспитания в азербайджанской общеобразовательной школе.

§ I. Из истории становления и развития детской музыки - 10 азербайджанских композиторов.

§ 2. Основные задачи музыкально-эстетического воспитания младших школьников на современном этапе.

§ 3. Анализ содержания программ музыкального воспитания, учебно-методических пособий и их использования в практике советской

• ' * I. азербайджанской школьг^

ГЛАВА П. Возможности использования детских песен азербайджанских композиторов в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников.

§ I. Особенности музыкального языка детских песен - 57 азербайджанских композиторов и их использование в формировании музыкальных знаний, умений и навыков учащихся Х-Ш классов.

§ 2. Воспитательные возможности детских песен азербайджанских композиторов. ВЫВОДЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Детские песни азербайджанских композиторов в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников»

Актуальность исследования.

В постановлении ЦК КПСС "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы, принятом на апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС, взят курс на коренное улучшение дела художественного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Выступая на Пленуме, Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У.Черненко подчеркнул, что для того, "чтобы советсткое общество уверенно двигалось вперед, кавдое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности"* .

Творчески разрабатывая марксистско-ленинское учение в условиях развитого социализма, коммунистическая партия и Советское правительство ввдят основную цель общеобразовательной школы в том, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего - как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему вдейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения2.

Нынешний процесс совершенствования содержания народного образования в общеобразовательной школе включает в себя и уроки художественного цикла, в том числе и музыки. В связи с этим в каждой республике, исходя из специфики условий, в

1. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Постановление Пленума ЦК КПСС от 10 апреля 1984 г.

2. Материалы Пленума ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1984, с.25-31. настоящее время ведутся поиски эффективных путей приобщения школьников к музыкальному искусству, являющемуся носителем важнейших эстетических и нравственных ценностей социалистического общества. Совершенствование методов музыкально-эстетического воспитания азербайджанских школьников отвечает требованиям, поставленным перед советской школой партией и правительством в деле формирования всесторонне развитой личности.

Уже в первые годы Советской власти выдающиеся деятели партии и советской педагогики - Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, Б.Н.Шацкая, Н.Я.Брюсова, а в Азербайджане крупнейшие музыканты-просветители У.Гаджибеков и М.Магомаев указывали на то большое значение, которое имеет музыка в общественной жизни и в правильном развитии личности школьника. Так, Н.К.Крупская указывала, что базой для понимания переживаний других людей должны быть сильные коллективные переживания - совместные пения близкой, понятной песни, совместные коллективные движения (игра) I коллективная декламация и пр. .

В последующих работах советских музыкантов-педагогов (Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер) эта точка зрения наша свое конкретное воплощение в разработке теории и практики музыкального воспитания в общеобразовательной школе. Большой вклад в разработку этой проблемы внесли сотрудники лаборатории преподавания музыки и танца НИИ художественного воспитания Ю.Б.Алиев, В.К.Белобородова, Г.С.Ригина, Т.Н.Овчинникова, а также представители других организаций Д.Б.Кабалевский (ССК), Н.А.Ветлугина (НИИ дошкольного воспитания), О.А.Апраксина (МГПИ им. В.И.Ленина).

I. Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания.

Пед. соч. в 10 т., т.З, с.317.

- з

Непосредственно в Азербайджанской ССР проблемы музыкально-эстетического воспитания школьников нашли свое отражение в диссертационных исследованиях С.Д.Кулиева, Н.Д.Меликмамедова, В.Д.Халилова. Обобщая богатую практику музыкального воспитания школьников средствами народной музыки, эти исследователи нашли ряд важных закономерностей в развитии их музыкальной культуры. Однако вне поля зрения этих исследователей оказалось ^ такое важное средство музыкального воспитания нынешних школьников, как детская песня азербайджанских композиторов. Богатее эстетическое и нравственное содержание этих песен дает все основания для того, чтобы использовать их в учебно-воспитательном процессе, однако для этого детские песни азербайджанских композиторов должны быть проанализированы с точки зрения их дидактических и воспитательных возможностей, а также пройти соответствующую опытно-экспериментальную проверку перед включением их в репертуар для слушания, разучивания и исполнения детьми.

Для проведения данного исследования был выбран младший школьный возраст, так как именно в этом периоде начинается интенсивное развитие музыкальных способностей ребенка и формирование его как личности под воздействием общения с музыкой. В советской педагогике этот возраст характеризуется как наиболее восприимчивый к воздействиям эмоционального плана и именно этими воздействиями особенно богата сфера музыкального воспитания.

Исходя из сказанного, цель данного исследования заключалась в выяснении возможностей детских песен азербайджанских профессиональных композиторов в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников.

Под музыкально-эстетическим воспитанием понимается оснащение учащихся необходимыми музыкальными умениями, знаниями, навыками и на их основе развитие у них эмоционального отклика на музыку, умения глубоко чувствовать и понимать идейно-нравственное содержание музыкальных произведений, красоту окружающей действительности.

Предметом данного исследования явилось: а) изучение теоретических предпосылок формирования у младших школьников музыкальных умений, знаний и навыков в процессе воспитания, разучивания и исполнения детских песен азербайджанских композиторов; б) изучение возможностей детских песен азербайджанских композиторов в адейно-политическом и нравственном воспитании младших школьников.

Объект исследования - младшие школьники на уроках музыки в общеобразовательных школах Азербайджанской ССР.

Гипотеза исследования. Отбор детских песен азербайджанских композиторов на основе предварительного теоретического анализа, их эстетической и нравственной ценности, а также на основании экспериментальной проверки песен в школе значительно повысит эффективность воспитательной работы учителя музыки. Развитие музыкальных способностей младших школьников протекает более эффективно, если применяемые для этого методы будут учитывать традиции азербайджанской национальной поэзии и народной музыки, ее ритмические и ладовые особенности.

Методологической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма о сущности коммунистического воспитания; о необходимости проведения культурной образовательно-воспитательной политики с учетом местных национальных условий и культуры; положения классиков марксизма-ленинизма о роли искусства в общественной жизни и воспитании подрастающего поколения; программные документы и материалы съездов КПСС, Пленумов ЦК КПСС, постановлений партии и правительства по вопросам народного образования* коммунистического воспитания« развития литературы и искусства.

Исследование основывается также на опорных положениях советской музыкальной педагогики, накопившей к настоящему времени большой опыт в деле музыкального воспитания подрастающего поколения, на опыте истории развития азербайджанской национальной музыкальной культуры в советский период.

Для проверки гипотезы и достижения цели исследования в нем предстояло решить следующие задачи:

- проследить историю развития и становления детских песен азербайджанских композиторов;

- проанализировать детские песни азербайджанских композиторов, вошедшие в программы музыкального воспитания, учебно-методические пособия и репертуарные сборники по музыке для общеобразовательной школы в целях использования их для музыкально-эстетического воспитания младших школьников;

- экспериментальная проверка отобранных песен.

Методы, использованные в данном исследовании, включали в себя:

- изучение и теоретический анализ в рамках исследуемой проблемы литературы по педагогике, эстетике, музыкознанию и музыкальной педагогике;

- Ь

- анализ произведений детской музыки азербайджанских профессиональных композиторов в учебных и внеклассных программах по музыке, репертуарных сборников для общеобразовательных школ;

- изучение и обобщение массового и передового опыта работы по музыкально-эстетическому воспитанию школьников в республике с точки зрения использования в нем детских песен азербайджанских композиторов;

- собственная опытно-экспериментальная работа автора в общеобразовательной школе (школа № 12 г.Баку) с 1978 по 1983 гг.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

1. Впервые обосновывается педагогическая целесообразность широкого включения в практику музыкального и эстетического п воспитания младших школьников произведений детской музыки азербайджанских композиторов.

2. Впервые эти произведения подвергнуты специальному ^ анализу с точки зрения их дидактических возможностей, направленных на развитие у учащихся необходимых умений, знаний и навыков, и воспитательных, направленных на формирование у учащихся Х-Ш классов ценных в социальном плане качеств личности, (таких как преданное отношение к Родине, к Коммунистической партии, к труду на общее благо и др.).

3. Возможность использования народных ладов в детских песнях и роль связи между национально-поэтической ритмикой и текстами песни для детей.

4. В исследовании освещены критерии отбора детских песеи для школьников, ведущими из которых являются доступность детскому возрасту, наличие связи с родной музыкальной культурой, художественная значимость в единстве с педагогической ценностью при решении учебно-воспитательных задач.

Практическая значимость исследования заключается в разработке на его основе программы по музыкальному воспитанию для начальных классов азербайджанской школы, составленной при личном участии и под непосредственным руководством автора. Исследование позволило уточнить содержание хорового репертуара, в котором детские песни азербайджанских композиторов играют важную роль в музыкально-эстетическом воспитании школьников, в развитии их как специальных способностей, так и общих нравственных качеств личности. На основе тщательного анализа автор отобрал песни для школьного репертуара и сам сочинил некоторые недостающие песни. Названная программа утверждена в качестве обязательной для школ Азербайджана решением коллегии Министерства просвещения республики от 18 мая 1982 г.

Апробация и внедрение в практику основных результатов исследования были осуществлены в процессе:

- создания и внедрения программы по музыкальному воспитанию для учащихся начальной школы;

- выступлений на Всесоюзных совещаниях специалистов по музыкальному воспитанию в Баку - в 1976 и 1982 гг., в г.Сумы - ( 1980 г. ), в Ташкенте - (1982 г. );

- демонстрация результатов опытно-экспериментальной работы по республиканскому телевидению в учебно-воспитательных передачах "Музыкальный клуб школьников";

- обсуждение материалов диссертации в НИИ педагогики Азербайджанской ССР, на кафедре теории и методики музыки Азербайджанского пединститута им. В.И.Ленина.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Детские песни азербайджанских композиторов могут явиться эффективным средством музыкально-эстетического воспитания учащихся младших классов при условии соблюдения в этих произведениях единства обучающей и воспитательной функции, доступности их детям, наличия связи с национальной музыкальной культурой.

2. О необходимости учета традиций азербайджанской поэзии и музыки, их ритмических и ладовых особенностей при использовании общепринятых методов музыкального воспитания для развития музыкальных способностей учащихся азербайджанских школ.

3. О необходимости оснащения учащихся специальными музыкальными знаниями, касающимися закономерностей применения средств музыкальной выразительности как в музыке своего народа, так и народов других стран. Наряду с оснащением учащихся умениями, знаниями и навыками для их эстетического развития необходимо, чтобы они глубоко чувствовали идейно-нравственное содержание детских песен азербайджанских композиторов, чтобы при помощи этих песен у них формировались правильное с точки зрения коммунистической морали отношения

- У к своей Родине, к труду, к своим близким людям - учителям, родителям и друзьям.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Раджабов, Октай Мамед Ага оглы

ВЫВ ОДЫ

Результаты данного исследования, основывающиеся на анализе путей исторического развития азербайджанской народной музыки, произведений профессиональной детской музыки азербайджанских композиторов, теоретическом осмыслении построения содержания музыкального образования в программах и учебно-методических пособиях для общеобразовательных школ Азербайджанской ССР, обобщений передового педагогического опыта, опытно-экспериментальной проверки некоторых приемов использования детских песен азербайджанских композиторов в учебно-воспитательном процессе позволили автору придти к следующим выводам:

1, Детские песни азербайджанских композиторов, написанные в лучших традициях народной музыки, обладают большими педагогическими возможностями, которые будучи правильно использованы на уроках музыки в начальной школе, выступают как важное средство музыкально-эстетического воспитания младших школьников*•.

2. В проведенном исследовании выявлены пути, на основании которых должно осуществляться музыкально-эстетическое воспитание младших школьников. Это воспитание должно одновременно протекать по двум направлениям. Первое из них должно быть связано с обогащением младших школьников музыкальными умениями, знаниями и навыками, которые помогают им в восприятии и исполнении различных музыкальных произведений. Другое направление включает в себя воспитание у учащихся способности глубоко чувствовать идейно-нравственное содержание этих произведений, которые должны формировать у учащихся правильные, с точки зрения коммунистической морали, отношения к своей Родине, к другим людям, к труду, к родной природе и ее животному миру; умения видеть красоту в этих отношениях.

Критериями отбора и создания песен для детей должны быть их яркая художественная образность, наличие богатых связей с родной музыкальной культурой, доступность детям младшего возраста в соединении с большой педагогической емкостью репертуара для решения учебных и воспитательных задач.

3. Общепринятые методы развития музыкальных способностей должны быть соответствующим образом учитываться особенности азербайджанской национальной поэзии и музыки. Азербайджанской народной вокальной музыке в отличии от музыки других народов свойственен так называемый "аруз" (особый тип стихосложения), имеющий определенную ритмическую структуру, "везни". Младшие школьники легче усваивают арузные везни, если направлять их внимание на единство стихотворной и мелодической ритмики в детских песнях азербайджанских композиторов. Это оказывает также благотворное влияние на развитие мелодического слуха, ритмического и ладового чувства учащихся.

4. Песни, адресуемые детям, для использования их в общеобразовательной азербайджанской школе должны в первую очередь основываться не на европейской системе мажора-минора, а на имеющихся в народной музыке ладах, на основании которых строятся различные мугамы. Изучив лады своей родной национальной музыки, дети легче осваивают европейские лада, поскольку в системе ладов азербайджанской народной музыки имеются такие, которые имеют сходство с ладами европейской музыки ("раст", "чаргях", "сегях", "баяты-шираз").

5. Младшие школьники могут овладеть навыками двухголосного пения, если в их музыкальном обучении и воспитании использовать пести со знакомыми национальными приемами: контрапунктическим двухголосием и унисонными имитациями. Формирование этих навыков наряду с развитием других музыкальных способностей помогает решению проблемы развития музыкального восприятия младших школьников.

6. Композиторам, работающим в области создания музыки для детей, предстоит еще много сделать для расширения ее педагогических возможностей в целях решения учебных и воспитательных задач.

В песнях, адресованных детям, необходимо шире отражать темы, связанные с практикой коммунистического воспитания, отвечающие принципам советской педагогики связи обучения с жизнью. В частности, необходимо более широкое отражение в детских песнях темы труда на общее благо и различных других нравственных качеств.

Композиторам надо смелее вводить в детские песни формы и метроритмические структуры, которые имеют богатые традиции использования в народной музыке и не ограничиваться наиболее простыми формами и структурами.

Анализ детских песен со стороны их ладовой организации показал, что в начальных классах отсутствуют песни, построенные на ладах "чаргях", "хумаюн". Мало песен с использованием лада "сегях". При создании песен композиторы чаще всего обращаться к ладам "раст", "шур", "баяты-шираз". Поэтому многие детские песни получаются сходными по своим интонациям. Необходимо расширять в музыкальных сочинениях, обращенных к младшим школьникам, круг ладово-интонационных средств, что обогатит представления учащихся о национальной музыкальной культуре.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. "Классификация песен для детей по мелодическому характеру и построению", "Азербайджан мектеби", Баку, 1978, №4 - I п.л.

2. "Классификация детских песен по ритмическому построению и возможности использования в учебном процессе", "Азербайджан мектеби", Баку, 1979, № 3 - I п.л.

3. "Детские песни как средство идейно-политического воспитания младщих школьников", "Азербайджан мектеби", Баку, 1980, № 9 - I п.л.

4. "Возможности использования детских песен для эмоционального восприятия художественных произведений", "Азербайджан мектеби", Баку, 1982, № 2 - I п.л.

5. Программа "Музыка" (1-Ш кл.), Баку, "Маариф", 1982, - 6 п.л.

6. Хрестоматия по музыке для I класса, Баку, "Маариф", 1982 - 14 п.л.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Раджабов, Октай Мамед Ага оглы, 1985 год

1. Маркс К,, Энгельс Ф. О воспитании и образовании (2-е изд.), т.1. - М., Педагогика, 1978, - 544 с.

2. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании (2-е изд.), т.2. М., Педагогика, 1978 - 488 с.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве, т.1, М., 1957.

4. Ленин Б.И. О воспитании и образовании (3-е изд.), М., Просвещение, 1973 704 с.

5. Ленин В.И. Сочинения (на азерб.яз.), т.10. Баку, Азернешр, 1949. - 583 с.

6. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч., изд.5-е, т.41.

7. Основы марксистско-ленинской эстетики. Баку, Маариф, 1979 - 315 с.

8. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., Политиздат, 1976 - 255 с.

9. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, I981 - 223 с.

10. Программа КПСС. Азернешр, 1973 125 с.

11. Амиров Ф.Д. Музыкальные раздумья. Баку, Азернешр. 1971 - 146 с.

12. Амиров Ф.Д. Музыкальные страницы (речи и статьи) -Баку, Ишыг, 1978 150 с.

13. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. М., изд.Просвещение, 1983 - 207 с.

14. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. М.-Л., АПН РСФСР, 1948 148 с.

15. Апраксина O.A. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. М., изд.АПН РСФСР, 1956 - 224 с.

16. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. М., Просвещение, 1978 - 175 с.

17. Алиев Ю.Б. Методика преподавания пения (для 1-1У классов). Баку, Маариф, 1964 90 с.

18. Афрасижев М.Н. Искусство как предмет комплексного исследования. М., Знание, 1963 - 64 с.

19. Ахмедов Э.М. Философия азербайджанского просвещения. -Баку, Азгосиздат, 1963 290 с.

20. Абднкеримова М. Педагогические проблемы художественного воспитания учащихся 1У-УП классов в учебно-воспитательном процесс. Автореферат, Фрунзе, 1979 - 27 с.

21. Азбука нравственного воспитания, под ред.Каирова И.А. и Боэдановой О.С. М., Просвещение, 1975, - 318 с.

22. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании, изд.2, Л. Музыка, 1974 - 144 с.

23. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книга вторая. Интонация. М.-Л., Госмузиздат, 1947 - 163 с.

24. Айхенвальд Ю.А. Учить видеть прекрасное. М., Знание, 1962 - 28 с.

25. Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников. М., Педагогика, 1975 - 160 с,

26. Боганова Т.В. О мелодии. М., Советский композитор. -I960 - 88 с.

27. Баскин М.И. Живая сила музыки. М.-Л., Советский композитор, 1978 - 134 с.

28. Беркман Т.Л., Гриценко К.С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению. М., изд.АПН КИЮР, 1962 -136 с.

29. Беркман Т.Л., Гриценко К.С., Малюткина Г.И., Никитин А.Я. Указания к курсу "Пение и музыка с методикой преподавания в 1-1У классах". М., Учпедгиз. 1963 - 79 с.

30. Богданова O.G., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М., Просвещение, 1975 -206 с.

31. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников. М., Просвещение, 1964

32. Бабаев Т.М., Намазалиев Г.Т. Школьные песни. Баку, Маариф, 1955 - 340 с.

33. Борев Ю.Б. Эстетика Баку, Ганджлик, i960 - 222 с.

34. Бошович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968 464 с.

35. Буров А.И. Эстетика. Проблемы и споры. М., Искусство, 1975

36. Вейс П.Ф. Относительная сольмизация и советская музыкальная педагогика. Л., Музыка, 1967 - 44 с.

37. Вопросы музыкальной педагогики. 3 вып. Ред. сост. Царева Е.М. - М., Музыка, 1981 - 218 с.

38. Вопросы певческого воспитания школьников. Сб.статей под ред.Яковлева A.B. Л., Учпедгиз, 1958 - 95 с.

39. Вопросы музыки в школе. Сб.статей под ред.Глебова И.Л. -изд.Брокгауз-Ефрон, 1926 284 с.

40. Владыкина-Бачинская H.M. Музыкальный стиль русских хороводных песен. М., Музыка, 1976 - 156 с.

41. Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сб.статей. -М., Музыка, 1976 128 с.

42. Вопросы музыкальной педагогики, вып.4,под ред.Усова Ю.А. -М., Просвещение, 1983 128 с.

43. Выготский Л.С. Психология искусства. М., Искусство, 1968 576 с.

44. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки. М., Просвещение, 1967 - 96 с.

45. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М., Просвещение, 1967 - 416 с.

46. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство. М., Просвещение, 1978 - 160 с.

47. Гаджибеков У.Т. Основы азербайджанской народной музыки. -Баку, Музгиз, 1962 109 с.

48. Гаджибеков У.Т. О музыкальном искусстве Азербайджана. -Баку, Азгосиздат, 1966 148 с.

49. Гашимов А.Ш. Эстетическое воспитание детей, Баку, Знание, 1961 - 120 с.

50. Гашимов А.Ш. Некоторыве вопросы азербайджанской народной педагогики. Баку, Маариф, 1970 - 255 с.

51. Гейнрихс И.П. Обучение пению по нотам в начальной и средней школе. М., Музгиз, 1962 - 245 с.

52. Герай A.M. Сборник песен для начальной школы. Баку, Маариф, 1951 150 с.

53. Гладкая С.Н. Исследование формирования певческих навыков у младших школьников. Автореферат. М., 1975 - 20 с.

54. Гродзенская Н.Л. Слушание музыки в начальной школе. -М., изд. АПН РСШСР, 1962 87 с.

55. Демина Н.Д. О системе эстетического воспитания учащихся. -Рига, Звайгзне, 1978 151 с.

56. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., Педагогика, 1972 - 424 с.

57. Ермаш С.А. Творческая природа искусства. М., Искусство, 1971 - 239 с.

58. Искусство и школа. Сб.ст. М., Просвещение, - 288 с.

59. Кабалевский Д.Б. Дорогие мои друзья. М., Молодая•4 •гвардия, 1979 188 с.

60. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М., Педагогика, 1973 - 334 с.

61. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М., Искусство, 1971 - 160 с.

62. Кулиев С.Д. Музыка и методика ее преподавания. Баку, изд. АПИ, 1978 - 124 с.

63. Курбанов Б.О. Путешествие в мир эстетики Баку, Гянджлик, 1977 - 70 с.

64. Кулиев С.Д. Музыка для Ш класса. Баку, Маариф, 1980 - 80 с.

65. Кулиев С.Д. Музыка, Ш класс Баку, Маариф, 1980 - 28 с.

66. Ко л пакова Н.П. Песни и люди. Л., Наука, 1977 - 135 с.

67. Кремлев Ю.А. Вопросы музыкальной эстетики. М., Музгиз, 1953 - 76 с.

68. Касумова С.И. Из истории профессионального образования в Азербайджане. Баку, Учпедгиз. 1969 - 200 с.

69. Калинин М.И. О коммунистическом воспитании. Баку, изд. Детской и юношеской литературы ЦК J3KCM Азербайджана, 1946 - 283 с.

70. Крупская Н.К. О юных пионерах. Баку, Ушаггенджнешр, IS5I - 161 с.

71. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. -Баку, изд.Азербайджан мектеби, 1950 303 с,

72. Крупская Н.К. Избранные педагогические сочинения. -Баку, Маариф, 1966 445 с.

73. Квятковский Е.Б., Факт-Бабушкин Ю.У. Исследование художественных интересов школьников. М., Педагогика, 1974

74. Кулиев С.Д. Формирование интереса к советской и классической музыке у учащихся подростков на занятиях в оркестре. Автореферат. Баку, 1974 - 45 с.

75. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М., Просвещение, 1972 - 270 с.

76. Летопись музыкальной жизни советского Азербайджана (1920-1925 гг.) под ред. А.И.Иса-заде. Баку, изд.АН Азерб.ССР, 1965 - 154 с.

77. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М., Педагогика, 1972 - 158 с.

78. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. -М., Просвещение, 1969 167 с.

79. Луначарский A.B. О музыке и музыкальном театре. М., Музыка, 1981 - 431 с.

80. Магомаев М., Гаджибеков У. Азербайджан тюрк ел негмелери. -Баку. Азернешр, 1927 100 с.

81. Мазель A.A. 0 мелодии. М., Музыка, 1952 - 300 с.

82. Мазель Л,А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М., Музыка, 1967 - 752 с.

83. Макаренко A.C. Избранные педагогические произведения. -Баку, Азернешр, 1964

84. Макаренко A.C. Книга для родителей. Баку, Азерпедгиз, 1964 - 411 с.

85. Макаренко A.C. О коммунистическом воспитании. Баку. Азернешр, 1954 - 621 с.

86. Меликмамедов Н.С. Азербайджанская народная музыка как средство воспитания музыкально-эстетических способностей учащихся. Автореферат, дис. на соиск. уч. ст. канд.пед. наук. Баку, 1981 - 25 с,

87. Михайловская Н. Музыка и дети. М,, Советский композитор, 1977

88. Музыка в начальной школе. Пособие для учителей по музыке. -под ред. Д.Б.Кабалевского. М., изд.Минпроса РСШСР,1979 163 с.

89. Могучее средство воспитания, сб. ст. под ред.Левандо П.П. -М., Музыка, 1978 143 с.

90. Методика музыкального воспитания школьников 1-1У классов. -М.-Л., Просвещение, 1965 265 с. :

91. Музыка и движение. М., Просвещение, (авторы-составители Бекина С.И., Логмова Т.П., Соковнина E.H.). 1981 - 157 с.

92. Музыкальное воспитание и обучение в школе, сб.ст. под ред. М.А.Румова. М., изд, АПН РСфСР, 1955 - 102 с.

93. Музыкальное воспитание в Венгрии, сб.ст. под ред.Л.А.Баре-Н-бой/ча. М., Советский композитор, 1963 - 400 с.

94. Мнацаканова Е.А. Азербайджанская народная музыка. М., Советский композитор, 1963 - 30 с.

95. Музыкальное воспитание в школе, № II М., Музыка, 1976 - 136 с.

96. Музыкальное воспитание в школе, сб. ст. под ред. Апраксиной № 15 М., Музыка, 1982 - 156 с.

97. Музыка и жизнь. Сб.статей под ред. Исазаде А.Б. Баку, Знание, I961 - 56 с.

98. Михеева Л.В. Музыка детям, вып.4. Л., Музыка, 1981 - 134 с.

99. Меликмамедова Н.С. Преподавание музыки в восьмилетней школе (1-У1 классы). Баку, Маариф. 1971 - 109 с.

100. Меликмамедов Н.С. Музыка для детей I класса. Баку, Маариф, 1977 - 78 с.

101. Меликмамедов Н.С. Музыка для детей П класса. Баку, Маариф, 1978 - 79 с.

102. Начальное обучение пению. М., изд. АПН РСФСР. Авторы-составители - Орлова Н.Д., Румер М.А., 1970 - 72 с.

103. Никитин А.Я., Войнова А.Д. Учитель и музыка. М., Просвещение, 1966 - 279 с.

104. Неменский Б.М. Искусство и воспитание подрастающего поколения. Политическое самоображование, 1984, $ I, с.44-51.

105. Они пишут для детей. Вып. 3. Ред.-сост. Карышева Т. М., Советский композитор, I960 - 288 с.

106. Огороднов Д.Е., Огороднова Т.В. Опыт музыкального воспитания в школе-интернате. Л., Учпедгиз, 1962 - 106 с.

107. Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства. Сб.научн.трудов под ред. Д.Б.Кабалевского. -М., изд. Минпросвещения РСФСР, 1978 106 с.

108. Попова Т.В. О музыкальных жанрах. М., Знание, 1981 -126 с.

109. Программы восьмилетней школы. Музыка. Проект. Министерство просвещения СССР. M., 1981 64 с.

110. НО. Программа not музыке для 1-1 классов. Под ред. Д.Б.Кабалевского. М., Просвещение, 1978

111. Поэзия и музыка. Сб.статей и исследований. Сост.Фрумкин В.А. Л., Музыка, 1973 - 301 с.

112. Раджабов О.М., Халилов В. Программа по музыке для I-Ш классов. Баку, Маариф, 1962 - 80 с.

113. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., сер. "Педагогика и психология", 1980, № 7 - 96 с.

114. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Форма. Методы. М., Мысль, 1969 - 192 с.

115. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции (вопросы эстетики). -М., Музыка, 1972

116. Рзянкина Т.А. Войдемте в мир музыки. Л., Музыка, 1968 - 140 с.

117. Рождественский Р.И. Разговор пойдет о песне. М., Советская Россия, 1979 - 124 с.

118. Сафарова З.Ю. Музыкально-эстетические взгляды Узеира Гаджибекова. М., Советский композитор, 1973

119. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Под ред. Баренбойма Л.А., М., Музыка, 1970

120. Скатерщиков В.К, Эстетическая культура советского человека. М., Советская Россия, 1964 70 с.

121. Скатерщиков В.К., Герман Ш.М. Беседы об эстетике. М., Знание, 1966 - 160 с.

122. Соболев A.C. Речевые упражнения на уроках пения. М.-Л., Просвещение, 1965 - 90 с.

123. Сухова Т.И. Содержание и формы эстетического воспитания учащихся в практике современной общеобразовательной школы. Автореферат, дис. на соиск. уч.ст.канд. ист.наук. М.,1962 24 с.

124. Сухомлинский В.А. Воспитание коллективизма у школьников. -М., изд. АПН РСФСР, 1956 271 с.

125. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971 - 334 с.

126. Сухомлинский В.А. 0 воспитании. Политиздат, М., 1973, - 272 с.

127. Теоретические основы содержания общего среднего образования. Под ред. В.В.Краевского и И.Я.Лернера. М., Педагогика,1963

128. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей., М., Учпедгиз, 1947

129. Теплов Б.М, Психологические вопросы художественного воспитания. М., "Известия", АПН РСФСР, 1947, № II.

130. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения, Баку, Азернешр, 1961

131. Халилов В.Д. Изучение образцов азербайджанского народного творчества в начальных классах как средство эстетического воспитания. Автореферат. Баку, 1975 - 30 с.

132. Хижняк Ю.Н. Эстетическое воспитание в семье. Душанбе, Знание, 1979 - 20 с.

133. Хижняк Ю.Н. Воздействие искусства на формирование культуры поведения старших подростков. Автореферат. -M., 1977 20 с.

134. Художественное восприятие. Сб. под ред. Б.С.Мейлаха. -Л., Наука, 1971

135. Художественное воспитание в начальной школе. Под ред. Е.Г.Савченко. М., изд.АПН РСФСР, 1955 - 100 с.

136. Чепуров В.Н. Музыка в школе. М., Просвещение, 1963 -XII с.

137. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., Педагогика, 1975 - 200 с.

138. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения, т.1 М., изд.АПН РСФСР, 1962 - 501 с.

139. Шоюбов З.М. Военно-патриотическое и интернациональное воспитание в школе. Баку, Маариф, 1974 - 120 с.

140. Эстетика. Под ред. М.Ф.Овсянникова. М., Политиздат, 1966

141. Эстетическая культура советского человека. Под ред. Когана М.С. Л., изд.ЛГУ, 1976 - 167 с.

142. Эстетические очерки. Вып. 3. Сост. Скатерщикова В.К. -М., Музыка, 1973 255 с.

143. Эстетическое развитие и воспитание молодежи. Под ред. Лармина О.В. М., изд.МГУ, 1978 - 323 с.

144. Эфендиева И.М. Азербайджанская советская песня. -Баку, Язычы, 1984 149 с.

145. Эфендиева И.М. Новое в азербайджанской песне. Баку, Азгосиздат, 1974 - 54 с.

146. Юзбашян Ю.В., Вейс П.Ф. Развитие музыкального мышления младших школьников. Ереван, Луйс, 1983

147. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. -М., Искусство, 1964

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.