Деятельность Н.К. Рериха по сохранению культурного наследия: принципы, методы, формы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Дьяченко, Ирина Юрьевна

  • Дьяченко, Ирина Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 209
Дьяченко, Ирина Юрьевна. Деятельность Н.К. Рериха по сохранению культурного наследия: принципы, методы, формы: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2012. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Дьяченко, Ирина Юрьевна

СОДЕРЖАНИЕ

Н.К.РЕРИХ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Исследования памятников истории и культуры в экспедициях по русским городам и историческим местам (1894-1914 гг.). Постановка проблемы сохранения культурных ценностей Исследования памятников истории и культуры Центральной Азии (1923-1928 гг.). Систематизация и анализ полученных результатов ПРОГРАММА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Очерки Н.К.Рериха как источники исследования и реконструкции программы сохранения культурного наследия (программы Пакта Рериха) Культурно-исторические аспекты «Знамени Мира» ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ ЗА ПАКТ РЕРИХА Характеристика международного движения и этапы его развития в 1930-1940-е гг. Некоторые аспекты послевоенной деятельности мировой общественности, связанной с развитием идей Пакта Рериха

4

25

26

47

68

69

90

113

135

156

164

165

ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЯ 1.

2.

3.

4.

5.

6.

Культурные и научные учреждения в России и за 186 рубежом, созданные Н.К.Рерихом или им реорганизованные (1906-1942 гг.)

Участие Н.К.Рериха в работе культурных,

художественных и научных обществ, комитетов и объединений (1896-1947 гг.)

Карта Центрально-Азиатской экспедиции

Н.К.Рериха (1923-1928 гг.)

Договор об охране художественных и научных

учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)

Символ «триединства» в мировой культуре,

послуживший для создания знака «Знамени Мира» Образец «Знамени Мира», предложенный

Н.К.Рерихом для защиты всемирного культурного наследия

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Деятельность Н.К. Рериха по сохранению культурного наследия: принципы, методы, формы»

ВВЕДЕНИЕ

Истоки творчества и разносторонней общественной деятельности Николая Константиновича Рериха (1874-1947) начинаются в той культурно-исторической эпохе в России, для которой были характерны глобальные социальные перемены, революционные преобразования, предчувствия надвигающихся мировых катастроф и в то же время «культурный ренессанс» [183, с. 190], проявившийся в художественной, философской и научной мысли. В философии утверждались идеи всеединства, в литературе были подняты вопросы нравственного и духовного совершенствования, в искусстве складывались тенденции символизма, отразившего новые пути в познании мира и человеческого бытия. Противоречивые тенденции в общественной и духовной жизни страны создали особый климат эпохи, для которого был характерен поиск устойчивых форм жизни и творчества, обращение к прошлому России для понимания ее настоящего и будущего. Это обращение к прошлому своего отечества, обеспокоенность за судьбу национального достояния вызвали у многих представителей интеллигенции острое понимание необходимости сохранения культурного наследия, использование его нравственного потенциала в воспитании молодежи.

На рубеже веков рождалось и новое мироощущение: в сферу искусства, литературу, философию, научное знание входили понятия «высшего», «духовного», «космоса», «преображения», осмысление которых заставляло каждую творческую личность по-новому представлять мир, воплощая свои эстетические и этические идеалы в разнообразных стилях и формах. Это мироощущение каждый по-своему выразили В.С.Соловьев, В.Я.Брюсов, А.Н.Белый, А.А.Блок, Л.Н.Андреев, Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский и многие другие современники Н.К.Рериха, в многогранной деятельности которого претворились практически все духовные и нравственные поиски той эпохи.

Известность Н.К.Рериха в большей степени как художника порою не дает ученым увидеть и по достоинству оценить другие грани его творчества и деятельности. Она охватывала живопись, литературу, поэзию, театр, педагогику. Рерих профессионально занимался археологией, этнографией, историей. Он был ученым-исследователем, путешественником, организатором крупных культурных учреждений не только в России, но и в других странах. В географической науке нет аналогов его научно-исследовательской экспедиции в Центральную Азию ни по масштабности охвата территорий, ни по задачам исследований, ни по результатам. Н.К.Рерих - организатор науки, создавший после экспедиции и на ее основе международный научный институт, в деятельности которого прослеживаются новые пути развития научного познания. Н.К.Рерих был практиком, умевшим претворять свои культурные идеи в жизнь и объединять людей подвижнической творческой работой. Созданные им организации (общественного типа) служили искусству и науке, утверждали гуманистические идеалы мира, дав народам разных стран опыт сотрудничества в сфере культуры еще до начала Второй мировой войны.

В последние годы все больше возрастает внимание ученых к наследию Н.К.Рериха: художественному, литературному, философскому, научному. В совокупности в нем освещаются вопросы глобального значения: единство мироздания и человека, роль нравственных идеалов в познании мира, возможности человеческой природы, общечеловеческие ценности, феномен культуры как основы человеческой эволюции. В центре внимания Н.К.Рериха всегда стоял, прежде всего, человек. Он считал, что все мировые проблемы и кризисы, непонимание и вражда между народами происходят от утраты человеком его представления о месте и роли в мироздании. Н.К.Рерих стремился вернуть человеку это представление и наполнил новым смыслом понимание культуры.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность темы обусловлена современной ситуацией в мировом сообществе, которая характеризуется всесторонним кризисом, имеющим тенденцию к углублению. Происходят национальные конфликты и локальные военные действия (Сербия, Ирак, Грузия, Ливия и др.), наблюдается нестабильная социально-политическая обстановка в ряде стран Ближнего Востока (Египет, Сирия, Палестина, Израиль), в Азии (Южная и Северная Корея), в Европе (студенческие волнения во Франции, Греции, погромные действия профсоюзов в Англии, движение антиглобалистов и пр.), происходят техногенные катастрофы планетарного масштаба, последствия которых непредсказуемы (нефтяная катастрофа в Мексиканском заливе, землетрясение в Японии), существуют неразрешенные мировым сообществом проблемы терроризма, распространившегося в планетарном масштабе, и многие другие.

Кризисные явления, свойственные техногенной цивилизации и проявляющиеся в мировой экономике и экологии, образовании и воспитании, науке, искусстве, находят свое непосредственное отражение и в сфере человеческой культуры. Повсеместно наблюдаются вражда, агрессия, невежество, нетерпимость, падение нравственности, деградация личности, отторжение ею лучших достижений прошлого, что вызывает дезориентацию человека и, прежде всего, в духовно-нравственной сфере. В результате такого мирового «беспокойства» оказываются под угрозой исчезновения национальные и мировые культурные ценности, мировое культурное наследие в целом. Все это не может не тревожить лучшие умы международного сообщества еще и потому, что человек подходит к той грани, за которой он начинает утрачивать свою самоидентификацию, человеческий облик, представление о человеке. XX век, а за ним и XXI ставят вопрос о существовании как человечества, так и планеты в целом. Обеспокоенность социокультурной ситуацией выражают многие деятели культуры, как у нас в

стране, так и за рубежом, предлагая разные пути решения мировых проблем, однако это не останавливает развитие кризисной ситуации. Тем не менее, она не может продолжаться постоянно и требует адекватных подходов к своему разрешению, выбору тех равновесных сил с опорой на фундаментальные основания человеческого бытия, которые могут противостоять разрушительным тенденциям, происходящим в человеке, обществе и государстве.

Актуальность данной работы определяется значимостью идей Н.К.Рериха для анализа принципов существования современного мирового сообщества, гармоничного взаимодействия западных и восточных ориентаций миропонимания, формирования системы нравственных ценностей для самоидентификации человека в условиях глобализации. Н.К.Рерих был тем мыслителем, который глубоко осознавал причины кризисных явлений и обосновал пути выхода из них, которые были связаны с культурой и сохранением культурного наследия. Кульминационным моментом его общественной деятельности стал Пакт за сохранение культурного наследия. Пакт вошел в историю как первый международный договор, посвященный вопросам культуры, был подписан двумя десятками стран в 1935 г. и уже в послевоенные годы основные его положения нашли отражение в правовых документах ЮНЕСКО. Необходимость исследования данного круга вопросов связана с тем, что Пакт Рериха в своем историко-культурном контексте более широк и не ограничивается только юридическими обязательствами народов друг перед другом. В 1930-е гг. он послужил основой международного движения за сохранение культурного наследия. С ним также связаны действия мировой общественности. Анализ литературных очерков Н.К.Рериха позволяет говорить об их программном характере. Своей идейной направленностью они глубже раскрывают то, что стоит за строками параграфов Пакта. Исходя из этого, содержащиеся в очерках Н.К.Рериха

положения, связанные с проблемами сохранения культурного наследия, а также проблемами инкультурации человека могут быть реконструированы в цельную программу сохранения культурного наследия.

В очерках 1930-х гг. Н.К.Рерих использовал термин «культурное наследие», определив его как «высшие достижения человечества» [92, с.221], т.е. материальные и нематериальные культурные ценности, созданные человеком на протяжении веков. Законодательное определение «культурному наследию» было дано в 1972 г. в «Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия» ЮНЕСКО. Термином «культурное наследие» в документе обозначались памятники, ансамбли и достопримечательные места, которые имеют «выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки» [223, с. 72], а также эстетики, этнологии и антропологии [там же]. Законодательное определение «культурных ценностей» было дано в «Конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», принятой ЮНЕСКО в 1954 г. Этим термином определялись ценности движимые или недвижимые, которые «имеют большое значение для культурного наследия каждого народа» [там же, с.6], а также здания, главным назначением которых является сохранение или экспонирование культурных ценностей, и центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей. В определениях культурного наследия послевоенных лет едва прослеживается преемственность мыслей Н.К.Рериха, который не только утверждал его безусловное значение для всех народов, но видел его главное предназначение в том, чтобы «облагораживать дух человеческий» [92, с.221].

Процесс осознания заложенных в Пакте идей у исследователей творческого наследия Н.К.Рериха проходит на разных основаниях и имеет столь же разные смысловые акценты в зависимости от аксиологических приоритетов и поставленных задач. В связи с этим представляется

необходимым сосредоточить внимание на расширении сферы понимания гуманистических идей Н.К.Рериха, актуализации к ним научного интереса, что диктуется и практическими задачами в области сохранения и защиты историко-культурного наследия.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ТЕМЫ.

Исследования и анализ гуманистических идей Н.К.Рериха начались еще при его жизни. В первых монографиях отмечался изначальный глубокий интерес Н.К.Рериха к культуре и культурным традициям разных народов, этапы формирования цельного мировоззрения, выразившегося в особенностях художественной, научной и общественной деятельности. Публикации, появившиеся в 1930-е гг. (Р.Я.Рудзитис, Вс.Н.Иванов, В.А.Шибаев, F.R.Grant, R.C.Tandan, K.P.P.Tampy, S.Jagadiswarananda, A.E.Mahon, N.C.Mehta, M.M.Meru, B.M.Varma, A.Lemaries, J.Jervais, P.Tarabilda, N.Serafmiene и др.), были посвящены сущностному осмыслению и обсуждению проекта Пакта Рериха, раскрывали его содержание, воссоздавали образ Н.К.Рериха как культурного деятеля мирового масштаба, передавали реакцию мировой общественности на Пакт. Также авторы развивали мысль Н.К.Рериха о возможности достижения мира между народами через культуру.

Особого внимания заслуживает исследование эпистолярного наследия Н.К.Рериха, его переписка с активными деятелями международного движения за утверждение Пакта Рериха (М.А.Таубе, К.Тюльпинком, мадам де Во Фалипо, Г.Г.Шклявером, Ф.де Бертело, З.Г.Фосдик, К.Кэмпбелл-Стиббе, М.Лихтманом и др.). Переписка дает представление об огромных усилиях Н.К.Рериха и представителей мировой общественности по продвижению Пакта и начале той всесторонней культурной работы, которую задумывал Н.К.Рерих по сплочению культурных сил в мире, развитию сотрудничества. Исторические факты дают представление о расстановке сил мировой

общественности в Европе и Америке накануне Второй мировой войны [201, 213].

В публикациях послевоенного времени (с конца 1940-х гг.) гуманистические идеи Н.К.Рериха оценивались в контексте их глубокого мировоззренческого влияния на жизнь мирового сообщества. Это статьи Т.Хелина, З.Г.Фосдик, Ю.Н.Рериха, С.Н.Рериха, Беликова П.Ф., О.С.Оап§о1у, БТозсНск, У.МаЬепс1гапаШ и др. Новый импульс к исследованиям творческого наследия Н.К.Рериха и его культурно-общественной деятельности был дан в конце 1950-х гг., когда в СССР из Индии Ю.Н.Рерихом была привезена часть художественного, литературного и философского наследия Н.К.Рериха. По его инициативе начались издания литературных произведений и выставки художественных произведений Н.К.Рериха на родине, что получило широкий общественный резонанс и отклики в прессе. Последующие за этим публикации статей и монографий В.П.Князевой, П.Ф.Беликова, Н.А.Тихонова, А.Д.Алехина, Е.И.Поляковой, О.РаеНап, К.Р.Б.Мепоп, 1.Р1е1сЬег и других были посвящены как биографическим исследованиям и особенностям художественного наследия Н.К.Рериха, так и его вкладу в сохранение культурного наследия в мировом масштабе. В то же время публикации свидетельствовали о еще недостаточной разработанности наследия Н.К.Рериха как ученого, мыслителя и крупного общественного деятеля, что объяснялось отсутствием у отечественных исследователей полноты объективных сведений о культурных достижениях Н.К.Рериха, прожившего более тридцати лет за рубежом.

Определенный «прорыв» в этом отношении был сделан в 1970-е гг. учеными СО АН СССР, организовавшими «Рериховские чтения» в Новосибирске. Анализ научных изысканий Н.К.Рериха, связанных с исследованием культурного и природного наследия в ходе его экспедиций в Центральную Азию (1923-1928 гг.) и Монголию (1934-1935 гг.), отразился в

и

выступлениях и публикациях А.П.Окладникова, В.Е.Ларичева, П.Ф.Беликова, Н.Н.Покровского, М.И.Качальской, В.Д.Кубарева, Л.В.Шапошниковой, А.В.Куминовой, В.С.Ревякина, Л.А.Андросовой, А.Я.Кряжева, Ю.Г.Марченко, A.B.Московского, М.А.Мокульского, А.А.Шпунта, К.А.Соболевской, В.П.Гранкина и других, оценивших огромный вклад Н.К.Рериха в изучение древних культур, его усилия в деле сохранения достижений человеческого гения. Пакту Рериха как международному правовому документу, впервые в истории человечества утверждающему защиту культурного наследия в законодательном порядке, были посвящены выступления П.Ф.Беликова, М.М.Богуславского и др., где авторы анализировали возможность Пакта обеспечить не только правовую защиту культуры, но и мира, что также представляется актуальным в современную эпоху [180, 184, 204]. «Чтения» стали существенным вкладом российских ученых в дальнейшую разработку идей, принципов и методов сохранения культурного наследия, которые предложил Н.К.Рерих мировой общественности.

Оценка Пакта Рериха как правового документа, соотнесение его основных положений с параграфами Гаагской конвенции 1954 г. «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», принятой на основе Пакта, была начата в публикациях М.М.Богуславского и Е.А.Александрова в 1970-х гг. и послужила базой для дальнейших исследований в этой области. В частности, у В.Б.Моргачева, М.П.Куцаровой и других прослежена правовая преемственность с Пактом современных конвенций ЮНЕСКО [175,209,220].

Особое значение приобрели исследования 1980-1990-х гг., где взгляды Н.К.Рериха на культуру стали рассматриваться в аспекте философского и культурологического знания. Это работы В.В.Мантатова, С.Н.Иконниковой, Е.А.Трофимовой, С.Ю.Ключникова, В.В.Волкова. В условиях современного

состояния научного познания, тенденций его дальнейшего развития представляет интерес влияние гуманистических идей Н.К.Рериха на стиль научного мышления, развитие его гуманистического и этического аспектов. В публикациях авторы по-своему развили мысль А.П.Окладникова, отметившего, что Н.К.Рерих заложил принцип гуманизации в научную проблематику [224].

В процессе глобализации мира вопросы сохранения культурного наследия все более тесно связываются с культурными идеями Н.К.Рериха, всесторонне выявляя их ценностный аспект, препятствующий цивилизационному и культурному кризису. Анализ публикаций Т.Г.Григорьева, А.А.Бондаренко, М.Н.Чирятьева, И.П.Магазинщиковой, А.А.Бондаренко показывает, что в условиях глобализации Пакт Рериха приобретает все более актуальное значение, поскольку способен решать насущные проблемы человечества не только во внутригосударственном (построение гражданского общества), но и всемирном масштабе (сохранение экологии планеты).

Накоплению опыта Н.К.Рериха в деле сохранения культурного наследия способствовали его архитектурные работы, созданные в лучших традициях отечественного храмостроительства, а также церковные росписи. В публикациях К.А.Смирнова, Н.А.Фроловой и других широко отражено участие Н.К.Рериха в деятельности многочисленных научных и художественных учреждений и обществ, комиссий по реставрации, его усилия по созданию музеев, мастерских, учебных классов в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств, а также привлечению общественности к культурному строительству. Эти факты дают возможность оценить сделанное Н.К.Рерихом для российской культуры в сфере сохранения многих отечественных древностей, памятников прошлого.

Изучению научной деятельности Н.К.Рериха, в частности, его работ в области археологии, истории, этнографии посвящены статьи

A.П.Окладникова, В.Е.Ларичева, В.И.Молодина, Е.А.Рябинина, В.В.Седова,

B.Д.Кубарева, а также А.М.Решетова, О.В.Лазаревич, которые позволили всесторонне оценить методологическую базу исследований Н.К.Рериха, его научные подходы к изучению культурного наследия, глубже раскрыть его взгляды на эту проблему. Авторы публикаций представляют многолетние усилия Н.К.Рериха по исследованию им разнообразного археологического наследия страны, по регламентации археологических раскопок и каталогизации археологических объектов на территории России. В этом был сделан шаг вперед в изучении творческого наследия Н.К.Рериха, поскольку результаты его научной деятельности создали фундаментальную основу для сохранения культурных ценностей [214, 215, 242, 258].

Концептуальное осмысление Пакта Рериха было осуществлено в публикациях Л.В.Шапошниковой. Она утвердила перспективное направление в изучении данного вопроса, так как исследовала источник взглядов Н.К.Рериха на культуру в целом. Этим источником являются мировоззренческие идеи учения «Живая Этика», тесно связанные с научной, художественной и гуманистической деятельностью Н.К.Рериха как в России, так и в мире. Развивая их, автор обратила особое внимание на «Знамя Мира» как отличительный знак Пакта, выражающий его глубинный смысл в утверждении приоритета духовно-нравственных ценностей в жизни человеческого сообщества. Пакт Рериха рассматривается как важное эволюционное действие [252, 254, 256, 258], понимание которого способно изменить отношение к культуре в мировом сообществе.

Потенциал рериховского наследия, особенно с 1990-х гг., привлекает к себе все больше исследователей. Проводятся научно-общественные конференции, семинары, «круглые столы», на которых обсуждается и

анализируется художественное, научное, философское, литературное, педагогическое наследие Н.К.Рериха, его культурно-общественная деятельность. Общая библиография работ, посвященных рериховскому наследию, насчитывает более трех тысяч публикаций. Огромное значение для всестороннего осмысления концептуальных положений Пакта Рериха имели международные конференции «60 лет Пакту Рериха», «70 лет Пакту Рериха», «75 лет Пакту Рериха», прошедшие в Москве в 1995, 2005 и 2010 гг. и организованные Международным Центром Рерихов при поддержке государственных и общественных организаций. В исследованиях Л.В.Шапошниковой, В.В.Фролова, Т.П.Сергеевой, В.А.Козара, А.В.Иванова, А.А.Лебеденко, М.Н.Чирятьева, П.Д.Баренбойма, Е.Б.Овсянниковой, К.А.Молчановой, Э.А.Томши, Г.Г.Пантелеевой, О.А.Уроженко, Т.А.Шутовой и других были подняты вопросы защиты национального и мирового культурного достояния, проблемы сохранения культурной преемственности, особенности механизмов преемственности, трансляции социокультурного опыта, что позволило составить общую картину состояния историко-культурного наследия, отношения к нему мировой общественности, понимания ею первостепенной роли культуры в социуме, что представляется особенно важным.

Новые архивные материалы, связанные с развитием международного движения за Пакт Рериха, нашли освещение у Т.О.Книжник и О.А.Лавреновой. Вопросам сохранения культурного наследия, а также новым аспектам изучения Н.К.Рерихом проблем взаимодействия западной и восточной культур посвящались работы зарубежных исследователей Чандра Локеша, А.Федотова, М.Куцаровой, Ш.Бира, Л.Штробль, К.фон Габсбург-Лотрингена, Ф.Шиппера, М.Т.Дутли и других.

В последние годы изучению древней символики «Знамени Мира» как символа Пакта Рериха были посвящены публикации Л.В.Шеенко,

Е.П.Маточкина, А.П.Соболева, М.П.Куцаровой, А.Л.Барковой и других. Одновременно с историографическими обзорами по Пакту Рериха (Е.Г.Петренко, В.Л.Мельников, А.А.Бондаренко), исследованиями соотнесения идей Н.К.Рериха с положениями документов ЮНЕСКО (В.Б.Моргачев, А.И.Акуленко, Л.Н.Галенская, А.И.Чудинов, А.А.Герасимов) проявилась тенденция внести в текст Пакта, подписанный в 1935 г., коррективы, т.е. ряд положений из первоначального проекта, не вошедшие в основной текст, что представляется необоснованным (М.Д.Скачкова).

Следует отметить диссертационные исследования 1990-2000-х гг., в которых затрагиваются аспекты, близкие теме данной диссертации. Так, разработка концептуальной модели культуры Н.К.Рериха и исследование им культурных традиций разных народов были освещены И.А.Жерносенко («Алтай в историко-культурологической концепции Н.К.Рериха», автореф. дисс. на соиск. ученой степ. канд. культурологии: 24.00.02 // Рос. педагогический ун-т, СПб., 1997); Е.А.Трофимовой («Этическое учение Н.К.Рериха», дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук: 09.00.03 // ЛГУ, Л-д, 1990); В.В.Волкова («Философия культуры Н.К.Рериха», дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук: 09.00.03 // Тверской гос.ун-т, Тверь, 1998); Букина А.О. («Творчество Н.К.Рериха в культурном взаимодействии России и Индии», дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос.наук: 24.00.01 // Мордовский гос.ун-т им. И.И.Огарева, Саранск, 1999); В.Г.Соколова («Парадигма культуры в философском наследии Е.И.Рерих и Н.К.Рериха», автореф. дисс. на соиск. ученой степ, канд филос. наук: 26.00.01 // Харьк.гос.академия культуры, Харьков, 2008); проблематика сохранения культурного наследия получила свое освещение у Т.К.Алябьевой («Формирование общественной защиты культурно-исторического наследия в России как элемента зарождения и деятельности институтов гражданского общества», дисс.на соиск.уч.ст.канд.полит.наук: 23.00.02 // Моск.гос.обл.ун-т, М., 2002),

Фроловой Н.А. («Общественная и культурно-просветительская деятельность Н.К.Рериха в период 1893-1918 гг.», автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук: 07.00.02 // Ленинградский гос.ун-т имени А.С.Пушкина, СПб., 2006).

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является творчество и деятельность Н.К.Рериха, связанные с сохранением культурного наследия.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются принципы, методы и формы сохранения культурного наследия, выявленные в научных работах, статьях, воззваниях, очерках Н.К.Рериха, его культурно-общественной деятельности.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в следующем: устойчивое и гармоничное развитие современной цивилизации тесно связано с решением вопросов культуры и сохранением культурного наследия. Исследование культурного наследия дает возможность близко подойти к всестороннему пониманию человека (выступающему как его созидателем, так и его разрушителем), понять принципы развития человека как такового, и вместе с тем понять особенности культуры, необходимость ее охраны.

У Н.К.Рериха проблема сохранения культурного наследия находит свое разрешение в предложенном им Пакте Рериха, являющемся документом международного гуманитарного права, регламентирующем отношения между народами в вопросах сохранения культурного наследия как в военное, так и в мирное время. В то же время, Пакт Рериха не ограничивается формальными положениями договора: заложенная в нем идея сохранения культурного наследия может быть развернута в целую программу деятельности международной общественности. Гуманистическая составляющая программы (программы Пакта Рериха), состоит в том, что основное внимание в ней обращено на феномен человека. Без учета постоянного развития и совершенствования человека как носителя высшей формы сознания, без развития его культуры, способной противодействовать кризисным явлениям, программа сохранения культурного наследия выполнена быть не может. Это

влечет за собой проблему интерпретации и восприятия самой культуры как феномена (ее генезиса, смысла, целей), в постижении которого раскрываются смыслообразующие аспекты культурного наследия. Проблема его сохранения в современном мире остается, несмотря на то, что основные положения Пакта Рериха отразились в параграфах Гаагской конвенции 1954 г. и нашли свое развитие в последующих документах ЮНЕСКО, и это указывает на преимущественное значение в решении данной проблемы, прежде всего, человеческого фактора.

Развитие и формирование идеи Пакта Рериха связано с развитием, прежде всего, русской истории, а также мировой истории. Подобная тесная связь идеи Н.К.Рериха с историческим материалом предполагает рассмотрение Пакта как сложного комплекса понятий, проблем и толкований, имеющих свой онтологический, ментальный, социокультурный, аксиологический, духовный аспекты. С ним связана культурно-историческая рефлексия, позволяющая адекватно понимать его перспективное значение для дальнейшего бескризисного развития мирового сообщества на основе «непреходящих» культурных ценностей.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: на основе всестороннего анализа идей и деятельности Н.К.Рериха в сфере сохранения культурного наследия провести смысловую реконструкцию основных положений предложенной им программы сохранения культурного наследия как «программы Пакта Рериха» и показать ее отражение в деятельности международной общественности и ряде международных конвенций, действующих в сфере культурного наследия в современную эпоху. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дьяченко, Ирина Юрьевна, 2012 год

Литература:

175. Александров Е. Пакт Рериха и международная охрана памятников истории и культуры. - София: 1978. - 34 с.

176. Альбедиль М.Ф. Зеркало традиций. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2003. - 288 с.

177. Андреев J1.H. Держава Рериха / Держава Рериха. - М.: Из. иск-во, 1994.-448 с.

178. Бабенчиков М.В. Мысли о Рерихе / Держава Рериха. - М.: Из.иск-во, 1994.-448 с.

179. Баландин А.Н., Чирятьев М.Н., Беляк Н.В., Лебедев Г.С. Знамя Мира в космосе / Защитим культуру. Материалы международной общественно-научной конференции. 1995. - М.: МЦР, 1996. - 208 с.

180. Беликов П.Ф. Пакт Рериха по охране культурных ценностей / Беликов П.Ф. Непрерывное восхождение. T.I. - М.: МЦР, 2003. - 504 с.

181. Беликов П.Ф., Князева В.П. Николай Константинович Рерих. -Самара: Агни, 1996. - 200 с.

182. Беликов П.Ф., Шапошникова Л.В. Институт «Урусвати». Вместо предисловия / Рерих Н.К. Урусвати. - М.: МЦР, 1993. - 104 с.

183. Бердяев H.A. Русская идея. Судьба России. - М.: ООО «Издательство В.Шевчук», 2000. - 542 с.

184. Богуславский М.М. Н.К.Рерих и международная охрана культурных ценностей / Рериховские чтения. 1979 г.: К 50-летию Института «Урусвати». Материалы конференции. - Новосибирск: 1980. - 348 с.

185. Бондаренко A.A., Мельников В.Л. Н.К.Рерих и Университет. Санкт-Петербург - Вышний Волочок: 2002. - 104 с.

186. Всемирный доклад по культуре. Культурное многообразие, конфликт и плюрализм. - М.: ЮНЕСКО: Магистр-Пресс, 2002. - 413 с.

187. Вторая конференция в Брюгге для Пакта Рериха о сохранении художественных и научных ценностей / Знамя Мира: сб. - М.: МЦР, 2005. - 644 с.

188. Выступление г-на Георгия Шклявера. 7 августа 1932 г. Брюгге / Знамя Мира: сб. - М.: МЦР, 2005. - 644 с.

189. Выступление Камилла Тюльпинка. 07.08.32. Брюгге / Знамя Мира: сб. -М.: МЦР, 2005.-644 с.

190. Грант Ф.Р. Межамериканский договор за Пакт Рериха / Знамя Мира: сб. - М.: МЦР, 2005. - 644 с.

191. Декларация прав культуры. Эскизы. К 100-летию со дня рождения академика РАН Д.С.Лихачева. - СПб: Олимп, 2006. - 48 с.

192. Дзанти Д. «Пакт Рериха»: Вашингтонская Конференция 17 ноября 1933 года// Осетия. Июль-Август-Сентябрь 1933 г. Специальный номер Знамени Мира Рериха. - №7-8-9. - Париж: 1933.

193. Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха) / Знамя Мира: сб. - М.: МЦР, 2005. - 644 с.

194. Дьяченко И.Ю. Пакт Рериха: историко-культурные аспекты // Культура и время. - №3(17). - М.: МЦР, 2005. - 260 с.

195. Дьяченко И.Ю. Пакт Рериха и программа сохранения культурного наследия // Философия и культура. - М.: РАН, Ин-т философии. -№8(44), 2011.- 181 с.

196. Дьяченко И.Ю. Пакт Рериха как путь достижения мира // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. - М.: РУДН. - №3, 2007. - 96 с.

197. Женевская и Гаагская конвенции. - Пг.: 1914.

198. Иванов A.B. Значение святынь в жизни народа и необходимость их защиты // Культура и время. - №3(17). - М.: МЦР, 2005. - 260 с.

199. Ильницкий C.B. Сюжет о Варлааме и Иосафе в исследованиях Н.К. и Ю.Н.Рерихов и И.Я.Франко (Проблема взаимодействия и взаимопроникновения христианской и индо-буддийской традиций) / 100

лет со дня рождения Ю.Н.Рериха. Материалы международной научно-общественной конференции. 2002. - М.: МЦР, 2003. - 373 с.

200. Информационный бюллетень ИКОМ. №2. - 2004.

201. Книжник Т.О. Личный вклад Е.И.Рерих в движение Знамени Мира / 70 лет Пакту Рериха. Материалы международной научно-общественной конференции. 2005. - М.: МЦР, 2006. - 424 с.

202. Конвенции и декларации, подписанные на конференции мира в Гааге. 17/29 июля 1899.-СПб: 1901.

203. Коссова И.М. Культурное наследие и современный музей / Музей и нематериальное культурное наследие. Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. Вып.6. -М.: АПРИКТ, 2005. - 196 с.

204. Кряжев А .Я. Н.К.Рерих - великий гуманист, активный борец за мир и дружбу между народами / Рериховские чтения. К 50-летию исследований Н.К.Рериха на Алтае. Тезисы конференции. -Новосибирск: 1976. - 132 с.

205. Кубарев В.Д. Н.К.Рерих и современная археология Горного Алтая / Рериховские чтения. К 50-летию исследований Н.К.Рериха на Алтае. Тезисы конференции. - Новосибирск: 1976. - 132 с.

206. Культурные, политические, общественные деятели о значении Пакта Рериха и Знамени Мира // Культура и время. - №3(17). - М.: МЦР, 2005. -260 с.

207. Культурный ландшафт как объект наследия / Под ред. Ю.А.Веденина, М.Е.Кулешовой. - М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин. -2004. - 620 с.

208. Куминова A.B. Н.К.Рерих и растительный мир / Рериховские чтения. К 50-летию исследований Н.К.Рериха на Алтае. Тезисы конференции. -Новосибирск: 1976. - 132 с.

209. Куцарова М.П. Пакт Рериха - основа международной правовой системы защиты ценностей культуры и ее будущее // Культура и время. - №4(18). - М.: МЦР, 2005. - 296 с.

210. Куцарова М.П. Сотворчество Рерихов в утверждении Пакта и Знамени Мира // Культура и время. - №3(37). - М.: МЦР, 2010. - 313 с.

211. Куцарова М.П. Вклад Елены Ивановны Рерих в утверждение Пакта Рериха и Знамени Мира /130 лет со дня рождения Е.И.Рерих. Мат-лы международной научно-общественной конференции. 2009. - М.: МЦР, 2010.-656 с.

212. Лавренова O.A. «В поисках новой страны» / Защитим имя и наследие Рерихов. Документы. Публикации в прессе. Очерки. Т.1. - М.: МЦР, 2001.-720 с.

213. Лавренова O.A. Конференции Пакта Рериха в Брюгге и Вашингтоне 1931-1933 гг. (По материалам отдела рукописей МЦР) / 70 лет Пакту Рериха. Материалы международной научно-общественной конференции. 2005. - М.: МЦР, 2006. - 424 с.

214. Лазаревич О.В., Молодин В.И., Лабецкий П.П. Н.К.Рерих-археолог. -Новосибирск: Ин-т археологии и этнографии СО РАН, 2002. - 116 с.

215. Лихтман М.М. Н.К.Рерих и наука / Петербургский Рериховский сборник. I. - СПб.: Изд-во Буковского, 1998. - 484 с.

216. Лукин Ю.А. Культурология: вчера, сегодня, завтра (очерки теории и методологии. Библиография. Маргиналии). - М.: АПРИКТ, 2001. - 202 с.

217. Маланичева Г.И. И не прервется связь времен. О Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры // Культура и время. -№3(17). - М.: МЦР, 2005. - 260 с.

218. Марголис A.A. Д.С.Лихачев и сохранение Всемирного культурного наследия // Культура и время. - №4(22). - М.: МЦР, 2006. - 328 с.

219. Материалы Третьей Международной конвенции Пакта Рериха и Знамени Мира в Вашингтоне. 17-18 ноября 1933 г. / Знамя Мира: сб. -М.: МЦР, 2005. - 644 с.

220. Моргачев В.Б. Пакт Рериха и современная международно-правовая охрана культурного наследия / Защитим культуру. 1995. - М.: МЦР, 1996. - 208 с.

221. Навстречу XXI веку. Знамя Мира на Южном полюсе // Новая эпоха. Проблемы. Поиски. Исследования. -№1/24. - М.: Рига: 2000. - 144 с.

222. Н.К.Рерих в публикациях Императорской археологической комиссии (1896-1918) / Петербургский рериховский сборник. II-III. - Самара: Издательский дом «Агни», 1999. - 800 с.

223. Нормативные акты ЮНЕСКО по охране культурного наследия. Конвенции. Протоколы. Резолюции. Рекомендации. - М.: ЮниПринт, 2002. - 224 с.

224. Окладников А.П. Институту «Урусвати» - 50 лет / Рериховские чтения. 1979. К 50-летию Института «Урусвати». Материалы конференции. - Новосибирск: 1980. - 348 с.

225. Окладников А.П. Н.К.Рерих и археология / Рериховские чтения. К 50-летию исследований Н.К.Рериха на Алтае. Тезисы конференции. -Новосибирск: 1976. - 132 с.

226. Окладников А.П. Н.К.Рерих и его экспедиция / Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. - М.: Сфера, 1999. - 528 с.

227. Окладников А.П., Беликов П.Ф., Маточкин Е.П. Рерих - исследователь Азии / Беликов П.Ф. Непрерывное восхождение. T.I. - М.: МЦР, 2003. -504 с.

228. Пакт Рериха и Знамя Мира. The Roerich Pact and the Banner of Peace. -Одесса: Астропринт, 2005. - 96 с.

229. Письмо Уоллеса Г.Э. - Рузвельту Ф.Д. [1933] / Знамя Мира: сб. - М.: МЦР, 2005. - 644 с.

230. Письма в поддержку Пакта Рериха и Знамени Мира / Знамя Мира: сб. -М.: МЦР, 2005.-644 с.

231. Покровский Н.Н. Социально-утопическая легенда о Беловодье и Алтайская экспедиция Н.К.Рериха / Рериховские чтения. К 50-летию исследований Н.К.Рериха на Алтае. Тезисы конференции. -Новосибирск: 1976. - 132 с.

232. Раевский Д.С. Мир скифской культуры. - М.: Языки славянских культур, 2006. - 600 с.

233. Резолюция Международной общественно-научной конференции «70 лет Пакту Рериха». 1-9 октября 2005 г. / 70 лет Пакту Рериха. Материалы международной научно-общественной конференции. 2005. -М.: МЦР, 2006.-424 с.

234. Резолюция Международной общественно-научной конференции «75 лет Пакту Рериха». 8-10 октября 2010 г. / 75 лет Пакту Рериха. Материалы международной научно-общественной конференции. 2010. -М.: МЦР, 2011.-488 с.

235. Решетов А.М. Н.К.Рерих как этнограф / Рериховское наследие. Материалы конференции. Т.1. - СПб: СПбГУ, 2002. - 578 с.

236. Рудзите Г.Р. Пакт и Знамя Мира Рериха в материалах архивов Латвии / Пути восхождения. Материалы международной общественно-научной конференции (1993-1994). -М.: 1995. - 384 с.

237. Рудзите Г.Р. Н.К.Рерих и Прибалтика / Н.К.Рерих. Жизнь и творчество. Сб. ст. - М.: Йз.иск-во, 1978. - 372 с.

238. Рудзитис Р.Я. Братство Грааля. Рига: Угунс, 1994. - 320 с.

239. Рудзитис Р.Я. Культура / Держава Рериха. - М.: Из. иск-во, 1994. - 448 с.

240. Рудзитис Р.Я. Музей Рериха / Держава Рериха. - М.: Из. иск-во, 1994. - 448 с.

241. Рудзитис Р.Я. Объединение через культуру / Знамя Мира: сб. - М.: МЦР, 2005.-644 с.

242. Рябинин ЕЛ. Н.К.Рерих и Императорская археологическая комиссия / Петербургский Рериховский сборник. II-III. - Самара: Издательский дом «Агни», 1999.-800 с.

243. Соколова Е. Государственная Дума России отмечает юбилей Пакта Рериха // Культура и время. - №2 (16). - М.: МЦР, 2005. - 272 с.

244. Степин B.C. Стратегии цивилизационного развития и диалог культур / Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: философские аспекты осмысления. Сб.науч.тр. - Минск: Технопринт, 2005. - 720 с.

245. Таубе М.А. Письмо Рериху Н.К.от 23.09.1931 г. / Знамя Мира: сб. -М.: МЦР, 2005.-644 с.

246. Таубе М.А. Письмо Рериху Н.К. от 10.08.1932 г. / Знамя Мира: сб. -М.: МЦР, 2005.-644 с.

247. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. - М.: РОССПЭН, 2004. - 960 с.

248. Фосдик З.Г. День моей встречи с учителем / Держава Рериха. - М.: Из. Иск-во, 1994.-448 с.

249. Фосдик З.Г. Музей имени Н.К.Рериха в Нью-Йорке / Н.К.Рерих. Жизнь и творчество. Сб. ст. - М.: Из.иск-во, 1978. - 372 с.

250. Фролова H.A. К вопросу охраны памятников в дореволюционной России (на примере общественной деятельности Н.К.Рериха) / Интеграция и междисциплинарные связи в преподавании дисциплин гуманитарного цикла. Мат-лы межрегион.науч.-метод.конф-ии 1-2 марта 2006 г. - СПб.: 2007.

251. Церемония подписания Пакта Рериха в Вашингтоне 15 апреля 1935 г. / Знамя Мира: сб. - М.: МЦР, 2005. - 644 с.

252. Шапошникова Jl.В. Актуальность Пакта Рериха в современном мире // Культура и время. - №4(18). - М: МЦР, 2005. - 296 с.

253. Шапошникова Л.В. От Алтая до Гималаев. - М: Мастер-Банк, 1998. -337 с.

254. Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение культуры / Защитим культуру. Материалы общественно-научной конференции. 1995. - М.: МЦР, 1996. - 208 с.

255. Шапошникова Л.В. Свет Утренней Звезды / Объединенный научный центр проблем космического мышления. - М.: МЦР, 2005. - 128 с.

256. Шапошникова Л.В. Трилогия «Великое Путешествие». Книга 1. Мастер. - М.: МЦР, 1998. - 624 с.

257. Шапошникова Л.В. Трилогия «Великое Путешествие». Книга 3. Вселенная Мастера. - М.: МЦР, 2005. - 1088 с.

258. Шапошникова. Л.В. Ученый, мыслитель, художник. - М.: МЦР, 2006. -192 с.

259. Шапошникова Л.В. Чаша Грааля космической эволюции / Н.К.Рерих. Культура и цивилизация. - М.: МЦР, 1994. - 148 с.

260. Шклявер Г.Г. Пакт Рериха / Знамя Мира: сб. - М.: МЦР, 2005. - 644 с.

261. Шмидт М.М. Комитет Знамени Мира Николая Рериха в Харбине / Знамя Мира: сб. - М.: МЦР, 2005. - 644 с.

262. Эрнст С.Р. Н.К.Рерих / Держава Рериха. - М.: Из. иск-во, 1994. - 448 с.

263. Яремич С.П. У истоков творчества / Держава Рериха. - М.: Из. иск-во, 1994.-448 с.

264. American Russian Cultural Association. Annual Report. - New-York: 1946.-20 p.

265. Boas Fr. Race, Language, and Culture. Chicago: University of Chicago Press, 1982.-647 p.

266. Kroeber A.L. Configurations of culture growth. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1963. - 882 p.

267. Roerich, the Apostle of World Culture. Reprinted from the Educational Rewiew. - September. - Madras: 1935. - 5p.

268. Roerich, the Peace Maker // Maha Bodhi. - Calcutta: [1933].

269. Tampy K.P.P. Gurudev Nicholas Roerich. - Trivandrum: The Booklover's Resort, 1943.-38 p.

270. Tampy K.P.P. Roerich - the Leader of world culture // The Cochin argus. -23rd Sept. -1939.

271. Tandan R.C. Nicholas Roerich. Painter and Pacifist. - Allahabad: The Roerich Center of Art and Culture, 1934.

272. The Roerich Pact and The Banner of Peace. Proceeding Third International Convention for The Roerich Pact and The Banner of Peace. November 17th and 18th, 1933. Washington, D.C. Volume II. - New York: 1934. - 189 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.