Деятельность религиозных организаций как фактор становления гражданского общества в России: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Опарин, Алексей Юрьевич

  • Опарин, Алексей Юрьевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 132
Опарин, Алексей Юрьевич. Деятельность религиозных организаций как фактор становления гражданского общества в России: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Ростов-на-Дону. 2007. 132 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Опарин, Алексей Юрьевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Гражданское общество: понятие, концепции и основные институты.

1.1.Гражданское общество и его социальные институты.

1.2.Религиозные организации как социальный институт.

ГЛАВА 2. Гражданское общество и религиозные организации: формы и методы взаимодействия.

2.1. Взаимодействие Церкви и общества в современных условиях.

2.2. Церковь и её взаимоотношения с властью в условиях становления гражданского общества.

ГЛАВА 3. Роль христианских конфессий в современном гражданском обществе.

3.1. Социальное учение и деятельность христианских конфессий.

3.2. Особенности деятельности Русской Православной Церкви в постсоветском обществе.

3.3. Значимость христианства в решении проблем современной цивилизации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Деятельность религиозных организаций как фактор становления гражданского общества в России: социально-философский анализ»

Социальный вопрос в величайшей степени духовный вопрос, и то, что это недостаточно признается, есть величайшее несчастье для человечества.

Православие не может остаться лишь храмовым благочестием, оно должно стать силой, преображающей полноту жизни.

Н.А. Бердяев

Актуальность темы исследования. За последние десятилетия (1988-2006 гг.), характеризующиеся как переломный период в России, произошли существенные социальные перемены в различных сферах жизнедеятельности человека и общества. К основным социальным последствиям российской модернизации можно отнести: движение по пути создания гражданского общества; структурную трансформацию общества; новую социальную мобильность; изменения в духовной организации общества; возникновение новых социогрупповых образований.

Эти социальные преобразования обусловили интерес к идеям гражданского общества как теоретической основе новой российской демократии и его практической сущности, как базису строительства нового общества. Здесь следует отметить, что в 1994 г. в президентском послании Федеральному Собранию имелся специальный раздел 2.3., который именовался следующим образом «Государственная поддержка института гражданского общества». Вполне естественно, возникший «социальный заказ» потребовал тщательного осмысления содержания понятия «гражданское общество» и обобщения истории его становления в современной России с учетом зарубежного опыта.

Следует сказать, однако, что решение проблемы формирования гражданского общества в России остается открытым, по крайней мере, для отечественных ученых исследователей, поскольку требует дальнейших разработок. В российском обществе существуют лишь отдельные его (гражданского общества) элементы, «носящие более или менее маргинальный характер».1 Данная ситуация сложилась ввиду особенностей мобилизационного развития России. В научной литературе неоднократно обращалось внимание на то, что «Россия периодически под влиянием внешних факторов попадала в чрезвычайные обстоятельства, а необходимость выживания вынуждала российское правительство постоянно ставить экстраординарные цели и обращаться к чрезвычайным мерам. Это определило специфику России как мобилизационного общества, в котором государство постоянно брало инициативу на себя.» . Ряд авторов (В.Н. Герасимов, Н.В. Панина и др.) отмечает причины, являющиеся важным тормозом на пути формирования гражданского общества в России: право, занимающее подчиненное положение по отношению к чиновничеству; доминирующая роль коллектива; отсутствие устойчивой политической системы, экономической политики, общепринятой системы ценностей; особенности социокультурной модернизации российского общества.

Актуальность выбранной для исследования темы объясняется и тем, что в последние годы (2000-2007) у проблемы становления гражданского общества в России благодаря активной полемике на сайтах в Интернете, в публицистике, современной научной литературе, можно сказать, открылось «второе дыхание». Причем, данная проблема широко обсуждается в сравнении с западноевропейским опытом. Точки зрения по этому поводу, конечно же, различны. Отдельные исследователи (Е.М. Харитонов), оптимистично настроенные, указывают на предпосылки, способствующие формированию гражданского общества в России. Это связано в первую очередь с происходящим в настоящее время «процессом трансформации власти и кратического поведения»,3 когда господствующим типом личности становится «ориентированный-на-другого», который формирует свою

1 Социальное расслоение и социальная мобильность. Отв. ред. 3.T. Голенкова. - М., 1999. - С. 20-21.

2 Лубский А.В. Россия как мобилизационное общество // Общество и социология: новые реалии и новые идеи / Материалы Первого Всероссийского социологического конгресса (27-30 сентября 2000 года). -Санкт-Петербург-Ростов-на-Дону, 2000. - С. 24.

3 Харитонов Е.М. Изменение кратического поведения в современном мире // Общество и социология: новые реалии и идеи / Материалы Первого Всероссийского социологического конгресса (27-30 сентября 2000 года). - Санкт-Петербург-Ростов-на-Дону, 2000. - С. 94. поведенческую стратегию исходя из содержания отношений с окружающими, руководствуясь собственной воле и подчиняясь существующему закону. В результате поиск общих интересов и необходимость решать общие проблемы приводят к развитию неформального сотрудничества местных и региональных властей с одной стороны, появлению свободных ассоциаций граждан, решающих проблемы, важные для той или иной социальной общности - с другой. Так выглядят институциональные изменения в обществе в начале XXI века. Исследование гражданского общества вплотную подводит к необходимости изучения допустимых и возможных форм взаимодействия государства и религиозных объединений, приведет ли такое сотрудничество к повышению стабильности общества, скажем, в области культуры, межрелигиозного и межнационального взаимопонимания, а также к снижению социальной напряженности в межрелигиозных и межнациональных конфликтах? До сих пор ученые не смогли дать более или менее исчерпывающий ответ на вопрос, где проходит грань «допустимого отделения религиозных объединений от государства, нарушив которые, государство перестает быть светским.».1 Следует отметить и тот факт, что только последнее десятилетие в России начала проводится последовательная государственная политика в отношении религиозных объединений. В связи с этим (пусть незначительная) часть исследований касается изучения функционирования различных социальных институтов в рамках гражданского общества, и в частности - церкви.

Актуальность и важность решения данной проблемы обусловлена процессом так называемой ресакрализации, наблюдаемом в современном российском обществе. Решение смысложизненных проблем, поиск социальной идентичности способствуют активному обращению многих граждан к религиозным ценностям и использованию их в профессиональной и повседневной деятельности. Поэтому определение роли и места церкви в современном обществе, способы ее функционирования и взаимодействия с

1 Понкин И.В. Светскость государства. - М., 2004. - С. 10. другими институциональными структурами, в том числе и политическими, вызывает большой интерес у исследователей.

Степень разработанности проблемы. Анализ литературы по теме диссертации позволяет выделить два направления в ее исследовании: 1) теоретическая проработка содержания понятия «гражданское общество» и формирование гражданского общества в России; 2) социальная природа церкви как религиозной организации и ее деятельность в условиях модернизации российского общества.

Первый круг проблем явился предметом многочисленных исследований, выполняемых философами, социологами, историками, правоведами. В их числе В.Н. Герасимов, В.Н. Коновалов, А.И. Кравченко, С. Перегудов, Ю.М. Резник и др. Они акцентируют свое внимание на определении содержания понятия «гражданское общество», отмечая его многозначность, рассматривают правовые аспекты гражданского общества, соотносят взаимоотношения общества (гражданского) и государства, демократические процессы и гражданское общество. В современной трактовке гражданского общества доминирует евроцентристский подход, обозначающий его как систему самодеятельных организаций членов социума для защиты своих интересов помимо государства, а подчас и вопреки государству. При анализе литературы, рассматривающей проблемы становления гражданского общества в России, были обнаружены спорные вопросы, которые касаются прежде всего способов и особенностей российской модернизации (А.В. Лубский, И.В. Мостовая).

Анализ выявленной из источников информации, определяющей церковь как социальный институт, как социокультурное явление, связан с теоретическими концепциями следующих авторов, как классической, так и современной философии и социологии: Р. Белла, Ю.Ф. Борунковым, С. Булгаковым, М. Вебером, И. Витаньи, В.И. Гараджей, А.А. Ерышевым, Н.П. Лукашевичем, А.В. Карташевым, В.В. Клочковым, Н.В. Туленковым, А.А. Радугиным, С.И. Самыгиным, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонской, П.

Сорокиным, А.Д. Суховым, Д.Н. Угриновичем, Г.В. Щекиным, И.Н. Яблоковым и др. В теоретических концепциях данных исследователей идет речь о функциях религии в обществе, о религиозном и общественном сознании, рассматриваются вопросы взаимоотношения церкви и общества, церкви и власти, церкви и общественных организаций, очерчивается круг проблем, связанных с деятельностью церкви в современных условиях, в модернизационных обществах, с модернизацией социальных доктрин, а также проблемы взаимоотношения светского и сакрального, секуляризационных и сакрализационных процессов в современном мире.

Из русских ученых XIX - начала XX вв., которые занимались исследованием вышеуказанных проблем (в философском плане), необходимо назвать Н.Я. Данилевского, Н.А. Захарова, В.Д. Каткова, М.Н. Каткова, Н.М. Коркунова, С.М. Мелыунова, П.И. Новгородцева, B.C. Соловьева, JI.A. Тихомирова, а также И.А. Ильина, В.В. Зеньковского1 (представителей послереволюционной эмиграции); из советских авторов, отмечавших правовой аспект государственно-церковных отношений, можно выделить В.В. Клочкова, Ю.А. Розенбаума; из зарубежных авторов следует отметить исследования Режиса Дебрэ, Эмиля Пуля, Жаки Симона (Франция), Уильяма Коула Дурэма (США), Йотенна Лео Дитера (Германия), Менахема Элона (Израиль), Пилле Валька (Эстония) и др.

Следует выделить исследования, которые базируются на выявлении реальных функций и возможностей религии и церкви как религиозной организации в современном мире, и в частности в модернизационных обществах типа российского. В них прослеживается оптимистическая перспектива, которая заключается в достижении соглашения и сотрудничества, преодоления религиозной нетерпимости и розни, взаимной

1 Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М.: Известия, 2003.; Захаров Н.А. Система русской государственной власти. М., 2002.; Катков В.Д. Нравственная и религиозная функция русского самодержавия. Харьков, 1907.; Катков М.Н. О самодержавии и Конституции. М., 1905.; Мельгунов С.М. Церковь и государство в России в переходное время. М., 1909.; Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995.; Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М., 1997.; Тихомиров Л.А. Христианство и политика. М., 1999.; Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический проект, Раритет, 2001. моральной поддержке религиозных организаций. Хотя отмечается, что возможна и пессимистическая альтернатива, если религиозные направления не пойдут на диалог. Здесь следует отметить, что последние десятилетия богаты событиями, дающими основания как для оптимистических, так и для пессимистических прогнозов в этой сфере.

Особого внимания заслуживают работы, поднимающие проблемы реальных возможностей функционирования церкви как социального института в гражданском обществе, хотя таких немного (Л.И. Василенко, О.Ю. Васильев, А.В. Карташев, Д.В. Поспеловский). Классификация моделей взаимоотношений между государством и религиозными объединениями в разной мере находила свое отражение в работах И.Н. Андрушкевича, И.А. Куницына, Е.М. Мирошниковой, Глории Моран, С.В. Потаниной, Сильвио Феррари, М.О. Шахова, В. Шпиллера, А.В. Щипкова и др. Вызывают некоторый интерес раскрывающие административно-правовые аспекты обеспечения свободы совести работы А.С. Ловинюкова, Р.А. Подопригоры, Ю.И. Стецовского.

Анализ литературы по теме диссертации позволяет сделать следующие выводы: в научной философской и социологической литературе, публицистике, в религиозно-духовной литературе многие авторы отмечают необходимость формирования нормального правового и в то же время социально ответственного отношения светских институтов (власти, образования, культуры, прессы) к многообразию религиозной жизни, а также создания реальных условий для реальной деятельности религиозных объединений (законодательно закрепленное правовое пространство). Развитие религиозной политики в независимом демократическом государстве должно базироваться на сочетании принципов функционирования светского государства с разумной регламентацией деятельности религиозных структур как юридических лиц, с содействием расширению социальной и правовой базы взаимодействия государства с религиозными организациями и объединениями всех конфессий, что будет соответствовать духу гражданского общества.

Это придает проблемный характер диссертационному исследованию, определяет его стратегию, выбор методологических ориентиров, границы предметного поля, цель и задачи.

Цель и задачи исследования. Основная цель работы -проанализировать место и роль религиозных организаций как религиозной организации в процессе становления гражданского общества. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих конкретных задач:

• Исследовать сущность гражданского общества и его социальных институтов;

• Рассмотреть особенности религиозных организаций как социального института;

• Показать взаимодействие религиозных организаций и общества в современных условиях;

• Выявить условия взаимодействия религиозных организаций 1 с властными структурами и общественными организациями;

• Проанализировать роль христианских конфессий в процессе становлении гражданского общества;

• Выявить значимость христианства и христианских конфессий в решении проблем современной цивилизации.

Объектом данного исследования является гражданское общество и его социальные институты в современных условиях.

Предметом - христианская церковь как социальный институт в современном гражданском обществе.

Научная новизна работы. К результатам исследования, обладающими признаками новизны, можно отнести следующие:

• в методологическом плане при рассмотрении концепций, определяющих социальную природу церкви, обозначены возможности и пределы функционирования церкви в современном гражданском обществе;

• впервые социально-философскому изучению был подвергнут целый пласт духовно-просветительской и религиозно-философской литературы XIX, XX веков, в которой прослеживаются аспекты взаимодействия христианской церкви с гражданскими, общественными организациями и государственной властью;

• на основе анализа социальной концепции Русской православной церкви выявлены и проанализированы роль, тенденции и перспективы функционирования Русской православной церкви в современной России;

• теоретически обоснованы возможности и перспективы взаимодействия различных христианских конфессий с целью решения социальных проблем в современном российском обществе и их влияние на становление гражданского общества в России.

Положения, выносимые на защиту:

1. Гражданское общество является совокупностью неполитических организаций обеспечивающих достижение частных интересов граждан. Оно является фундаментом настоящей демократии: служит ее построению и залогом ее сохранения и укрепления.

Гражданское общество выступает основным противником поползновений государства в сторону тоталитаризма и защищает общество от злоупотребления властей, препятствует ущемлению прав человека, ограничивает коррупцию и т.д. Религиозные организации являются существенным компонентом гражданского общества.

2. В современной России в начале третьего тысячелетия чрезвычайно обострился процесс смены мировоззренческой парадигмы, лежащей в основе всей современной культуры и самого образа жизни. На социальном и социально-философском уровне неизменно возникает вопрос о соотношении прагматичного и духовного, Церкви и общества, Церкви и государства, а в светском аспекте - государства и общества. Исторически развитие человеческого общества пошло преимущественно по пути отделения Церкви от государства (необходимость независимости Церкви следует из самих тенденций исторического развития европейских государств, где происходит усложнение, дифференциация и специализация в сфере общественной жизни и соответственно в общественном сознании). Государство всё более уступает реальную творческую роль работе специально организованных по признаку внутренней компетенции общественных сил. Рост самоуправления в сфере государственности - сущность новейшей государственной эволюции.

3. Опираясь на общественность и самоуправление, религиозные организации являются той силой, которая способна найти точки соприкосновения между верующими и неверующими и стать объединяющим фактором для взаимодействия различных общественных сил, участвовавших в становлении гражданского общества. На сегодняшний день, на наш взгляд, можно прогнозировать возрастание влияния на жизнь различных социальных групп общественных организаций, религиозных организаций и христианской общественности.

4. Осознание современной Русской православной церковью важности решения социального вопроса как приоритетного направления в ее деятельности содействует духу развития толерантности, «всеобщего блага», подготавливает движение христианских религиозных организаций к единству, а различные социальные группы к гражданскому обществу.

5. Русская православная церковь, осуществляя свою деятельность в границах межконфессионального сотрудничества с другими традиционными (исламом, например) и нетрадиционными для России конфессиями может дать стимулы для демократического обновления общества. В условиях формирования гражданского общества важна выработка последовательно осуществляемой единой концепции межконфессионального сотрудничества. Данный процесс осуществляется религиозными организациями наряду с осмыслением и уточнением своего статуса и места религиозных организаций в гражданском обществе, с одной стороны, и развитием партнерства между конфессиональными организациями и государством - с другой. Этот процесс обусловлен следующими факторами: 1) традиционные конфессии прошли большой исторический путь взаимодействия с государством и имеют опыт социального партнерства; 2) межконфессиональные отношения и продуктивное взаимодействие разных конфессий с государством способно оказать влияние на развитие этнокультурной и гражданской идентичности.

6. Русская православная церковь как социальный институт имеет строгую иерархическую организационную структуру, что позволяет ей проводить достигать поставленных задач в социокультурной сфере. Современные тенденции приходской жизни, связывающие Русскую православную церковь с деятельностью различных социальных институтов, позволяет сделать вывод, что именно приходу как первичной ячейки церкви отводится роль связующего звена между церковью и общественностью.

7. Русская православная церковь располагает многовековым опытом воспитания человека, огромным идейным багажом, соответствующими кадрами и навыками, которые могут быть уже направлены на духовное оздоровление общества. Одним из основных путей в этом направлении является внедрение в общественное сознание определенных идей, ценностей, идеалов, базирующихся на концепции трансцендентного. Благодаря этому в обществе может быть создана атмосфера потребности в духовном. Церковь и верующие могут способствовать переориентации общества и личности в плане перестановки приоритетов с материальных потребностей на духовные, показывать несостоятельность идеологии потребительства, стимулировать стремление людей к духовному росту, возвышение духовных потребностей личности.

Методологической основой исследования является классическая рационалистическая парадигма социально-философского исследования, теоретические представления о церкви как социальном институте, а также теоретические концепции, рассматривающие условия и особенности формирования гражданского общества как за рубежом, так и в России.

Необходимость исследования отражения в религиозном теоретическом сознании и в социальном учении православия множества сфер и проблем общественной жизни определило комплексный, междисциплинарный подход к теме и потребовало обращения к различным отраслям обществознания: истории, социологии, религиоведению, политологии и другим гуманитарным дисциплинам.

В данном исследовании автор использует набор разнообразных методов: исторический, структурно-функциональный, сравнительный, герменевтический, историковедческой базой исследования было привлечение уже изданных данных о современной религиозной жизни России (данные о региональных религиозных организациях, позиции местного церковного руководства по основным общественно-значимым проблемам, о взаимоотношениях на межконфессиональном уровне и региональными властями) в светских и конфессиональных справочных изданиях, мониторинг и анализ конфессиональной и светской центральной и региональной прессы. В процессе исследования автор убедился в том, что, ограничиваясь строго научными методами исследования, невозможно достичь полноценного решения поставленных задач. Это объясняется отсутствием достаточного материала по вышеозначенной проблеме в печатных источниках. Среди наиболее ценных светских печатных источников информации о религиозной жизни следует выделить «Благовест-инфо», издания РАГСа, а среди светских периодических изданий - «Независимую газету» и ее приложение «НГ-религии», «Известия», «Общую газету» и др.

В исследовании используются как качественные, так и количественные методы исследования, в частности контент-анализ вышеуказанных изданий.

В качестве источников были использованы также публицистические эссе, критические статьи, духовно-просветительская литература, всего 40 источников, вошедшие в общий список литературы (помечены*).

Следует также отметить, что одним из основных средств сбора информации стали интервью со священнослужителями, а также религиоведами.

Данный круг источников позволяет решить поставленные в работе задачи.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его основные выводы и содержание могут быть использованы в педагогической деятельности в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе, особенно при чтении курсов по социальной философии, а также спецкурсов по «социологии и философии религии».

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в выступлениях на научно-практических конференциях Ростовского государственного университета кафедры философии в 2003-2005 годы. Положения данного исследования изложены также в выступлениях на ежегодных педагогических чтениях, проводимых в Ростовском государственном педагогическом университете (2002-2006 годы).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав по два параграфа в первой и второй, и три параграфа - в третьей, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 229 источников, и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Опарин, Алексей Юрьевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение данного исследования следует отметить, что актуальность выбранной темы исследования вызвана изменением общественных условий, становлением в России гражданского общества и необходимостью определения Русской Православной Церкви (РПЦ) как института гражданского общества. Степень гражданского общества и его функционирования достаточно полно и широко разработана. Его определением занимались лучшие умы европейской науки, такие как: Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант, Ф. Гегель и др.

Гражданское общество во вполне развитом виде существует в странах Европы и США. Однако в нашей стране гражданское общество только начинает складываться, и сама возможность его образования в России вызывает многочисленные дискуссии.

Находятся исследователи, которые уверяют, будто русский народ с его ментальностью просто не способен ни создать гражданское общество, ни жить в нем.

Общественно-политические организации, к которым относятся и религиозные организации, являются в современном гражданском обществе системообразующим структурным компонентом.

В свою очередь христианские конфессии оказали громадное влияние на формирование современного западного общества. Благодаря Церкви в средневековой Европе появились первые больницы и университеты, и принято считать, что само понятие либерального общества обязано своим появлением христианству, в его протестантской форме.

Автором данной работы сделана попытка проанализировать историческое положение Русской православной Церкви, и доказать, что РПЦ, несмотря на сложившееся мнение о ее «неотмирности», всегда стремилась играть активную роль в общественной жизни и давать нравственные ориентиры людям. Однако, находясь под тотальным контролем государства, она была лишена возможности в полной мере реорганизовать заложенный в ней потенциал. В настоящее время сложилась совершенно уникальная ситуация, которой никогда не было в России. Никогда прежде Церковь не имела такой свободы от светских властей. В отличие от «Константиновской эпохи», когда Церковь «нуждалась в мече князя» (А. Зубов), сегодня уже государство нуждается в Церкви как в моральной опоре. Церковь имеет все возможности, для того чтобы сохранять свою свободу от светских властей и дальше.

Нынешнее положение в России, для населения которой характерен глубокий интерес к религии и к христианству в частности, дает Церкви уникальный шанс внести свой вклад в становление гражданского общества. Мы должны признать за истину то положение, что уровень качества гражданского общества определяется степенью духовно-нравственного развития каждой входящей в это общество личности. Формируя духовно-нравственную личность, Церковь создает все необходимые условия для повышения качества общественной структуры, для нравственного, экономического и социального благополучия гражданского общества. Для блага государства и общества необходимо увеличение присутствия Православия во всех областях социальной жизни.

Осознавая себя частью общества, а не государства, Церковь может обрести новых партнеров в гражданском обществе: в независимых профсоюзах, в общественных ассоциациях и движениях, в гражданах. Она должна ясно высказать свою социально-политическую позицию, не пересекаясь с политической конъюнктурой, а выражая нравственную оценку положенных в основание политики принципов и ценностей. Она должна четче напомнить христианам о высоких принципах трудовой и гражданской этики, о началах национальной православной культуры. Она может и уже строит мосты к науке и философии, прекращая бесплодные попытки их «переспорить». Она переходит на принципы диалога со всеми общественными силами, в том числе с другими конфессиями и вероисповеданиями. В Церкви должны найти обоснование новые принципы общежития - диалог, терпимость, ненасилие, солидарность. В православии можно найти основу для утверждения всех необходимых сегодня обществу гуманитарных ценностей - достоинства личности и ее прав, свободы и любви.

Православное мировоззрение должно обладать, по крайней мере, равными правами с секулярным видением мира. Религиозные ценности должны учитываться при осуществлении любых общественных проектов, затрагивающих интересы большого числа людей. Причем работа по строительству институтов гражданского общества должна начинаться на низовом уровне - на уровне приходов как первичной ячейки церковного управления. Идеалы подлинного гражданского общества не противоречат канонам православия и должны претворяться в жизнь.

Православие не может замыкаться стенами храмов, а призвано играть в «обществе высокую духовную роль. Православная Церковь вечна не только в провиденциальном смысле, но и в том смысле, что она согласуется с любым временем, что она всегда современна.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Опарин, Алексей Юрьевич, 2007 год

1. Авакьян С. А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт / Вестник Московского университета. Серия 11 «Право». 1999. №1. С. 11-21.

2. Андреева Л.А. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XX веке / Общественные науки и современность. 2003. №1. С. 90-100.

3. Андрушкевич И.Н. Симфония властей / Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа. Русское государство/Гл. ред. и сост. О.А. Платонов. М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2002. С. 743745.

4. Антоненко Т.А. Религиозные нормы и система социально-правового регулирования общественных отношений: теоретико-методологический аспект: Дис. .канд. юр. наук: 12.00.01. Ростов-на-Дону, 1999.

5. Анциферов А. Христианство и кооперация / Вестник Русского студенческого христианского движения (ВРСХД). Праиж, 1937. № 34.

6. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. УПЦ, Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2002. (*)

7. Архимандрит Рафаил (Карелин). Векторы духовности. М.: Лествица, 2003. (*)

8. Архимандрит Рафаил. Христианство и модернизм. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. (*)

9. Ахмедов P.M. Государство и церковь в российском обществе XX столетия: историко-правовое исследование: Дис. .канд. юрид. наук: 12.00.01. Казань, 2001.

10. Барменков А.И. Свобода совести в СССР. М, 1979.

11. Белла Р. Социология религии // Американская социологи: Перспективы. Проблемы. Методы. М., 1972.

12. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

13. Бердяев Н.А. Об авторитете, свободе и человечности / Путь. 1936. №50.

14. Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999.

15. Библия в духовной жизни, истории и культуре России и Православного славянского мира. К 500-летию Геннадиевской Библии. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004.

16. Болотов В.В. Рецензия на сочинение Кипарисова В. «О свободе совести»/Христианское чтение. СПб., 1886. №7-8. С. 268. (*)

17. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М., 1971.

18. Бурьянов С.А., Мозговой С.А. Нужна ли России концепция отношений государства и религиозных объединений? / НГ Религии.2001. 24 октября.

19. Варьяс М.Ю. Краткий курс церковного права: Учебное пособие. М., 2001.

20. Варьяс М.Ю. Религиозная мораль и политико-правовая действительность: теологический аспект / С предисл. проф. А.Б. Венгерова/Общественные науки и современность. 1993. №5.

21. Васильев JI.C. История религий Востока: Учебное пособие для вузов. 6-е изд. -М.: Книжный дом «Университет», 2001.

22. Васильева О.Ю. О церковном праве в новейший период истории Русской православной Церкви // Религии мира: история и современность / Научн. совет «Роль религий в истории». М.: Наука, 2004.

23. Ваторопин А.С., Ольховиков К.М. Перспективы секуляризма и религии в эпоху постмодерна/Общественные науки и современность.2002. №2. С. 136-145.

24. Введение в общее религиоведение: Учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. -М.: Книжный дом «Университет», 2002.

25. Введенский А.И. Церковь и революция. ПГ., 1922.

26. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Работы М. Вебера по социологии религии и культуре. Вып. 1. -М., 1991.

27. Великие мыслители о великих вопросах: Современная западная философия / Пер. с англ. М.: Фаир-Пресс, 2001.

28. Верховский А. Беспокойное соседство: Русская Православная Церковь и путинское государство / Россия Путина. Пристрастный взгляд. М.: Панорама, 2003.

29. Владислав (Цыпин), прот. История Русской Церкви: 1917-1997. М., 1997 (*).

30. Володин Э.Ф. Русский мир: Очерки по общественной психологии и идеологии русского народа. М.: Воениздат, 2000.

31. Володина Н.В. Взаимоотношения государства и религиозных объединений в современном обществе: отечественный и зарубежный опыт. М.: Академия управления МВД России, 2003.

32. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. М.; Ростов-на-Дону, 1999.

33. Волков Ю.Г. Гуманистическое будущее России //Социально-гуманитарные знания. 2000. №2,3.

34. Выступления за «круглым столом»/Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень.2000. № 2 (23). С. 4-53.

35. Вышеславцев Б.П. Социальный вопрос и ценность демократии / Новый Град. Париж, 1932. №2. С.46. (*)

36. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996.

37. Гегель Ф. Философия права. М., 1990.

38. Гейзау фон Ф. Россия, Европа и свобода религии / Русская мысль. 1997. 23 октября.

39. Гольст Г.Р. Советское законодательство о религиозных культах / Вопросы научного атеизма. М.: Мысль, 1981. Вып. 27. С. 41-56.

40. Государство и религия в России (Интернет-сайт): www/state-religion.ru

41. Дамаскин (Орловский), игумен. История Русской Православной Церкви в документах Архива Президента Российской Федерации // 2000-летию Рождества Христова посвящается. -М., 2001.

42. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. -М.: Известия, 2003.

43. Деяния Священного собора Российской Православной Церкви, 19171918 гг.-М., 1994.-Т. 2. (*)

44. Диакон Андрей Кураев. Что христианство принесло в мир. Размышления на пороге III тысячелетия. Переиздание Спасо-Преображенского Мгарского монастыря, Полтавская епархия, 2001.

45. Диакон Андрей Кураев. О нашем поражении. Христианство на пределе истории. М.: Паломникъ, 2003. (*)

46. Добреньков В.И., Радугин А.А. Методологические вопросы исследования религии. М., 1989.

47. Дозорцев П.Н. Генезис отношений государства и церкви: Историко-библиографический аспект / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Манускрипт, 1998.

48. Дозорцев П.Н. Философско-правовые основы свободы совести в современной России. М., 1998.

49. Дурэм У.К. Перспективы религиозной свободы: сравнительный анализ. М.: Институт религии и права, 1999.

50. Ельчанинов А., Эрн В., Флоренский П., Булгаков С. История религий. М., 1991.

51. Ерышев А.А. Религиоведение. К.: МАУП, 1999.

52. Ерышев А.А., Лукашевич Н.П. Социология религии: Учебное пособие. Киев, 1999. - 120 с.

53. Жбанков В.Н. Мифотворчество против партнерства государства и церкви/Христианская политика. 2002. №2. С. 5.

54. Законодательство о религиозных организациях. М., 1997.

55. Захаров Н.А. Система русской государственной власти. М., 2002.

56. Зеньковкий В.В. История русской философии. М.: Академический проект, Раритет, 2001.

57. Зорин В. Мы стоим на пороге нового качества взаимодействия государства и религиозных организаций // www. religare. ru, 03.10.2002.

58. Зоркальцев В. Религиозные организации один из наиболее важных институтов гражданского общества, хотя еще и не очень заметный в России.// www. religare. ru. 27.01.2003.

59. Зубов А. Церковь может содействовать становлению гражданского общества в России / Мир религий, http: // www. religio. Ru/ news/3073 .html

60. Иеромонах Серафим (Роуз). Православие и «новая духовность». -Рига, 1992. (*)

61. Иеромонах Серафим (Роуз). Как сегодня быть православным. -Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, Полтавская епархия, 2001. (*)

62. Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1991.

63. История религий в России: Учебник / Под ред. Н.А. Трофимчука. -М.: Изд-во РАГС, 2001.

64. Как выстраивать взаимоотношения власти и конфессий в новом веке. Основы политики Российского государства в сфере свободы / Независимая газета НГ Религии. 2001. 27 июня. №12 (83).

65. Калинин Ю.А. Модернизм русского православия. Киев, 1988.

66. Каневский К.Г. Религиозный ренессанс в России. Проблемы государственно-конфессиональных отношений/Российская юстиция. 2002. №11. С. 70-74.

67. Карташев А. В. Церковь, история, Россия. М., 1996.

68. Катков В.Д. Нравственная и религиозная функция русского самодержавия. Харьков, 1907.

69. Катков М.Н. О самодержавии и Конституции. М., 1995.

70. Классики мирового религиоведения. М.: Канон, 1996.

71. Клочков B.B. Религия, государство и право. М., 1973.

72. Ключевский В.О. Содействие Церкви успехам русского гражданского права и порядка/Церковь и Россия.YMCA-PRESS, 1969.

73. Ковальский Н.А. Империализм. Религия. Церковь. М., 1986.

74. Кокс Харви. Мирской град: Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте/Пер. с англ. О. Боровой и К. Гуровской. Под общ. ред. и с примеч. О. Боровой. М.: Изд-во «Восточная литература» РАН, 1995.

75. Конституция Российской Федерации. М., 1997.

76. Костюк К.Н. Русская православная Церковь в гражданском обществе. -М., 1999.

77. Костюк К.Н. Социальное учение христианских церквей. Становление социального учения в православии //Социально-политический журнал. 1997. №6.

78. Краткий социологический словарь / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. -М.: Политиздат, 1983.

79. Краткий философский словарь. М., 1994.83. «Круглый стол»: Национальная церковь: привилегия или ответственность/Отечественные записки. 2001. №1.

80. Крывелев И. История религий. Т. 1,2,- М., 1975.

81. Крылов Ю.Ю. Регулирование национальных и религиозных отношений в России (некоторые социально-правовые аспекты). Дис. в виде науч. докл. к.ю.н./Институт политологии РАН. М., 2000.

82. Кудрина Т.А. Религия и культура / Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. В 2-х ч. Ч. 1 / Кафедра религиоведения Российской академии гос. службы при Президенте РФ. М.: Издательство РАГС, 1995. С. 190-219.

83. Кулиев П.Р. Гражданское общество и право: опыт теоретического исследования: Автореф. дис.докт. юрид. наук: 12.00.01/Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 1997.

84. Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России. М., 2000.

85. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе. М., 1984.

86. Куроедов В.А. Советское государство и церковь. М.: Знание, 1976.

87. Лебедев С.Д. Светско-религиозное взаимодействие в современной России как диалог культур (социально-когнитивный аспект) / http.// socionavtica. boom, ru/ monograf/ monogr.htm.

88. Левада Ю.Н. Социальная природа религии. М., 1965.

89. Лисовой Н.Н. Каноны совести и свобода Церкви // Научно-богословские труды по проблемам православной миссии. Белгород, 1999.-С. 262-265.

90. Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности / БТ. 1975. №14.

91. Лукашевич Н.П., Туленков Н.В. Социология. К.: МАУП, 1998.

92. Малашенко А. Еще один план обустройства России? Кремлю могут предложить как минимум две религиозные модели / Независимая газета. 17 января 2001. №6 (2316).

93. Маркович Д. Общая социология: Пер. с серб.-хорв. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов, ун-та, 1993.

94. Ю1.Медведко С.В. Межконфессиональные отношения как диалог культур: Автореф. дис. .канд. фил. наук/Российская академия гос. службы при Президенте РФ. М., 1997.

95. Ю4.Мельгунов С.М. Церковь и государство в России в переходное время. -М., 1999.

96. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры в 3-х т. М., 1994. Т. 2.

97. Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий. Роль Православной Церкви в формировании гражданского самосознания на современном историческом этапе российской государственности / Русская линия. 2001.15 февраля. (*)

98. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1984.

99. Моран Г.М. Система взаимоотношений между церковью и государством в Испании / Мировой опыт государственно-церковных отношений: Учебное пособие / Под общ. ред. д.ф.н., проф.Н.А. Трофимчука. М.: Изд-во РАГС, 1999. С. 130-142.

100. Морозов А. Пока бизнес не перекрестится. Несмотря на процерковную политику Президента, отношения государства и РПЦ конфликтны/Политический журнал. 2004. №30 (33).

101. Мчедлов М.П. Политика и религия. М., 1987.

102. Мчедлов М.П. Вера России в зеркале статистики. Население нашей страны о XX веке и о своих надеждах на век грядущий/НГ-религии. 17 мая 2000. №9(55).

103. Нарочницкая Н. Религиозно-философские основы культуры. Латинский Запад и Православный Восток: Два пути апостасии один драматический итог на пороге третьего тысячелетия / Извыступления на Y Конгрессе «Культура Европы». Октябрь. 1998. Памплома. Испания.

104. Нерсесянц B.C. Философия права: Учебник для вузов. М.: НОРМА (НОРМА-ИНФРА-М), 2001.

105. Николин А. Церковь и государство. М., 1997.

106. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1983.

107. Новгородцев П.И. Сочинения.-М., 1995.

108. Новиков М.П. Православие и современность. М., 1991.

109. Новиков М.П. Тупики православного модернизма. М., 1979.

110. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. Т.4. М., 2001.

111. Одинцов М.И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М.: ЦИНО, 2002.

112. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990.

113. Оливер П. 101 ключевая идея: Религии мира / Пер. с англ. М.: Фаир-Пресс, 2002.

114. Оливер П. Мировые религиозные верования / Пер. с англ. М.: Фаир-Пресс, 2003.

115. Оливер П. 101 ключевая идея: Философия. Пер. с англ. - М.: Фаир-Пресс, 2001.

116. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М., 1994.

117. Павлов А.С. Курс церковного права / Под ред. И.М. Громогласова. -Троице-Сергиевская лавра, 1902.

118. Панюкова В.В. Церковь и государство в современном политическом процессе России: опыт и проблемы взаимодействия: Автореф. дис. канд. полит, наук/Российская академия гос. службы при Президенте РФ. М., 1996.

119. Поиски единства. Проблемы религиозного диалога в прошлом и настоящем. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004. (*)

120. Полосин В. Российская религия или введение в новую социологию //

121. Общественно-политический и научный журнал «Россия». 1994. № 1-2. С. 54-61.

122. Понкин И.В. Светскость государства. М., 2004.

123. Понкин И.В. Современное светское государство: конституционно-правовое исследование. М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2005.

124. Понкин И.В. Секулярные религии в светском государстве. М., 2003.

125. Понкин И.В. Светскость не тождественна антирелигиозности / Религия и право. 2002. №3 (28). С. 40-41.

126. Понкин И.В. Идеология толерантности и светское государство / Религия и право. 2003. №2. С. 36-37.

127. Понкин И.В. Правовой статус традиционных религий: мировой опыт /Можно ли отделить Церковь от жизни? Сборник статей. М., 2002. С. 54-63.

128. Подопригора Р.А. Государство и религиозные организации (административно-правовые вопросы). Алматы: Аркаим, 2002.

129. Политический словарь / Под ред. проф. Б.Н. Пономарева. М.: Государственное издательство политической литературы, 1956.

130. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995.

131. Потанина С.В. Некоторые аспекты взаимоотношений государства и религии за рубежом / Журнал российского права. 2001. №4. С. 105113.

132. Потоцкий Д.В. Сравнительный анализ проектов концепций отношений между государством и религиозными объединениями в

133. Российской Федерации / О проекте Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации: Сб. документов, 2002. С. 43-76.

134. Права человека и религия: Хрестоматия /Сост. В. Новик. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004.

135. Православие и экуменизм. Документы и материалы. 1902-1998 гг. /Изд. 2-е, переработанное. М.: Отдел внешних церковных сношений Московского патриархата, 1999. (*)

136. Протоиерей Всеволод Чаплин. Партнерство или «буферные зоны»? Отделение Церкви от государства не должно отстранять ее от национального строительства/НГ-религии. 2001. 11 апреля. (*)

137. Пчелинцев А.В. Актуальные проблемы совершенствования государственно-религиозных отношений // Религиозные организации и государство: Перспективы взаимодействия: Материалы конференции (Москва 22-23 февраля 1999 г.) М.: РУДОМИНО, 1999.-С. 62-64.

138. Радугин А.А. Введение в религиоведение: Курс лекций. М., 1996.

139. Религиоведение: Хрестоматия / Под ред. A.M. Красильникова. М.: Книжный дом «Университет», 2002.

140. Религиоведение /Под ред. М.Я. Ленсу, Я.С. Яскевич, В.В. Кудрявцева. Минск: ООО «Новое знание», 2004.

141. Религии мира /Под ред. чл.-корр. РАНЯ.Н. Щапова. М., 1994.

142. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1994. Ч. 1, 2.

143. Религии народов современной России: Словарь. -М., 1999.

144. Религия и церковь в истории России (Советские историки о православной церкви в России). -М., 1975.

145. Религия и секуляризм на Востоке. М.: Наука; Восточная литература, 1993.

146. Религия, свобода совести, государственно-религиозные отношения в России. Справочник. 2-е изд., доп. перераб. М., 1997.

147. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М., 1992.

148. Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь. М.: Наука, 1985.

149. Русская Православная церковь и право: Комментарий / Отв. ред. М.В. Ильичев. -М., 1999.-С. 178-179.

150. Руффини Ф. Религиозная свобода: история идеи. Пер. с итал. М.: Изд-во Института всеобщей истории РАН, 1995.

151. Рыбаков С. Церковь. Семья. Государство. М.: Изд-во Московского Сретенского монастыря, 2002. (*)

152. Салыгин Е.Н. Теократические тенденции современной государственности // Общественные науки и современность. 1996. -№5.-С. 83-86.

153. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, 1996.

154. Свенцицкая С. От общины к церкви. М., 1984.

155. Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа. Русское государство / Гл. ред. и сост. О.А. Платонов. М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2002.

156. Себенцов А.Е. Комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях» / Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. М.: Изд-во РАГС, 1997. С. 4-11.

157. Семенко В.П. Время Церкви. М., 1998.

158. Сенюткина О.Н. История цивилизаций. Нижний Новгород, 1997.

159. С испанской точки зрения: Беседа с профессором Глории Моран // Религия и права человека: На пути к свободе совести. Вып. 3. / Сост. JI.M. Воронцова, А.В. Пчелинцев, С.Б. Филатов. Под общ.ред. С.Б. Филатова. М.: Наука, 1996. - С. 89-97.

160. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. -М.: Феникс, 1994.

161. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.

162. Сорокин П. Социокультурная динамика и религия: Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

163. Социальное расслоение и социальная мобильность. Отв. ред. З.Т. Голенкова. М., 1999.

164. Социология / Г.В. Осипов и др. М.: Наука, 1990.

165. Социология: краткий тематический словарь /Под общей редакцией Ю.Г. Волкова. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2001.

166. Социология: Учебник для вузов /В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

167. Социальная концепция Русской Православной Церкви. М.: Даниловский благовестник, 2001.

168. Сторчак В.М. Гражданская религия в США и американский мессианизм // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. 2004. - №4 (28). - С. 109-128.

169. Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. -Ярославль, 1892.

170. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен: Философия проблемы исследования. М., 1973.

171. Тасалов А.В. Заметки о современной ситуации в Русской Православной Церкви / Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. №1 (29). М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 20-31.

172. Тимченко А.А. Государство и религиозные конфессии (конституционно-правовое регулирование в России): Автореф.дис. .канд. юрид. Наук: 12.00.02/С-Пб. юр. ин-т МВД России. СПб., 1997.

173. Титлинов Б.В. Церковь во время революции. ПГ., 1924.

174. Тихомиров JI.A. Религиозно-философские основы истории. М., 1997.

175. Тихомиров JI.A. Христианство и политика. М., 1995.

176. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1969.

177. Торфе Рик. Церковь и государство в Бельгии // Мировой опыт государственно-церковных отношений: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.А. Трофимчука. 2-е изд. дополн. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 1999.-С. 146-150.

178. Тяхта А. Политическое позиционирование Церкви при Путине / Отечественные записки. 2001. №1.

179. Угринович Д.Н. Философские проблемы критики религии (О специфике религии и ее месте в общественном сознании). М., 1965.

180. Угринович Д.Н. Психология религии. -М., 1969.

181. Угринович Д.Н. Введение в религиоведение. -М., 1985.

182. Угринович Д.Н. Введение в теоретическое религиоведение. М., 1973.

183. Федотов Г.П. Собрание сочинений. М., 1998. Т.2.

184. Ферарри Сильвио. Церковь и государство в Западной Европе: Итальянская модель // Мировой опыт государственно-церковных отношений: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.А. Трофимчука. 2-е изд. дополн. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 1999 - С. 110-130.

185. Форвард М. Религия / Пер. с англ. М.: Фаир-Пресс, 2003.

186. Франк C.JI. Духовные основы общества. М., 1992.

187. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М., 1967.

188. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме / Проблема человека в западной философии. М., 1988.

189. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? Полис. - 1994. - №1. -С. 33-48.

190. Христианство. Словарь / Под ред. JI.H. Митрохина. М., 1994.

191. Цыпин В. Курс церковного права: Учебное пособие. Клин: Христианская жизнь, 2002.

192. Цыпин В. Церковное право: Учебное пособие. 2-е изд. -М.: МФТИ, 1996.

193. Чельцов Михаил, протоирей. Православное пастырство и общественная деятельность/ЖМП. 1994. №3. (*)

194. Черемных Г.Г. Право человека на свободу совести в условиях формирования гражданского общества в Российской Федерации: Автореф. дис. .канд. юрид. наук: 12.00.02/С-Пб. гос. ун-т. СПБ., 1996.

195. Чуев А.В. Законодательная поддержка традиционных религий России // Государство и религиозные объединения (материалы научно-практической конференции 25 января 2002 года). М., 2002. - С. 6269.

196. Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь, верующие, 19411961гг. -М., 1999.

197. Шахов М.О., Шутова О.С. Баланс сил (опыт схемы государственно-конфессиональных отношений) // Религия и право. 2003. - №3. - С. 10-15.

198. Шахов М.О. О принципах государственного содействия деятельности религиозных организаций // Религия и право. 2001. - №4. - С. 2830.

199. Шахов М.О. Конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2005.

200. Шершнева-Цитульская И.А. Юридическая модель церковной организации (по материалам Поместного собора Русской православной церкви 1917-1918 годов) // Религии мира: история и современность / Научн. совет «Роль религий в истории». -М.: Наука, 2004.

201. Шпиллер Всеволод, протоирей. Из доклада министру иностранных дел и вероисповеданий Болгарии по вопросу об отделении церкви от государства (август 1945 г.)/Богословский сб. Православного Свято

202. Тихоновского богословского института. М.: Изд-во ПСТБИ, 1997. С. 79-141. (*)

203. Щёкин Г.В. Религии мира. К.: МАУП, 1995.

204. Щёкин Г.В. Социальная философия истории. К.: МАУП, 1996.

205. Щипков А.В. Церковно-общественные отношения и проблемы государственного регулирования // Исторический вестник (Москва; Воронеж). 2000. - №5-6 (9-10). - С. 81-86.

206. Щипков А.В. Во что верит Россия: Курс лекций. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998.

207. Экземплярский В.И. Евангелие и общественная жизнь. Киев, 1913.О

208. Элиаде Мирча. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999.

209. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.

210. Яблоков И.Н. Социология религии. -М.: Наука, 1979.

211. Яблоков И.Н. Религия: сущность и явление. М., 1982.

212. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1995.

213. Янг Дж. Христианство / Пер. с англ. М.: Фаир-Пресс, 2003.

214. Ясперс К. Истоки истории и её цель / К. Ясперс. Смысл и назначение истории. М., 1994.

215. Сох H.G. The secular city: secularization and urbanization in theologicalthperspective. N.Y.: 25 Anniversary ed., 1990.

216. The Encyclopedia of Religion. N.Y. London, 1987.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.