Деятельность совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР в первое десятилетие его существования. 1943 - 1953 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Шин Донг Хёк

  • Шин Донг Хёк
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 241
Шин Донг Хёк. Деятельность совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР в первое десятилетие его существования. 1943 - 1953 гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Москва. 2002. 241 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Шин Донг Хёк

Введение

Историография и характеристика источников)

Глава I. Государственно-церковная политика советской власти в предвоенный период и создание в 1943 г. Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР.

1. Государственно-церковная политика в предвоенные десятилетия , и причины её изменения в 1943 г.

2. Встреча в Кремле И.В. Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским), Николаем (Ярушевичем).

3. Создание Совета по делам Русской православной церкви при СНК

СССР в 1943 г.

Глава II. Деятельность Совета по делам Русской православной церкви при СНК (Совмине) СССР в области координации внутрицерковной и международной жизни Русской Православной Церкви в 1943-1953 гг.

1. Координация работы уполномоченных Совета на местах.

2. Возрождение церковной жизни на временно оккупированных территориях СССР и последствия этого процесса в работе Совета по делам Русской православной церкви и Московской Патриархии.

3. Совет по делам Русской православной церкви и международная деятельность Русской Православной Церкви.

Глава III. Деятельность председателя Совета по делам Русской православной церкви при СНК (Совмине) СССР Г.Г. Карпова и её влияние на жизнь Русской Православной Церкви.

1. Г.Г. Карпов и Патриарх Алексий (Симанский).

2. Проблемы взаимоотношений Совета по делам Русской православной церкви и Отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП(б).

3. Г. Г. Карпов и "новый" государственно-церковный курс.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Деятельность совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР в первое десятилетие его существования. 1943 - 1953 гг.»

Перемены в государственно-политическом строе России, произошедшие в начале 90-х годов XX века повлияли на все аспекты духовной жизни общества. Его демократизация даёт различным конфессиям, Православной Церкви в частности, возможность невозбранно заниматься своим исконным делом в духовной сфере жизни страны. И сегодня, в третьем тысячелетии, в условиях духовного нравственного вакуума, связанного с крушением коммунистической идеологии, Русская Православная Церковь может стать существенным фактором возрождения России.

Её тысячелетний опыт духовно-просветительной и благотворительной деятельности в условиях выстраивания новых взаимоотношений с государственными и общественными институтами: школой, политическими партиями, армией, - может сыграть значительную роль в деле формирования гражданского общества в целом.

Следует отметить, что для России всегда был важен вопрос об отношениях власти с религиозными организациями. Надо признать, что Русская Православная Церковь имела, имеет и будет иметь в России традиционные привилегии, основывающиеся на том, что к ней принадлежит подавляющее большинство верующих страны. Сегодня идёт процесс выработки новой модели государственной церковной политики. При этом, безусловно, и Церкви, и властным структурам необходимо учитывать весь опыт, накопленный на этом поприще обеими сторонами.

В этой связи задача настоящего исследования, - анализ и оценка одной из наиболее эффективных, хотя и крайне противоречивых, концепций построения «государственной Церкви» в неконфессиональном (вообще атеистическом) государстве - деятельности Совета по делам Русской православной церкви при СНК (Совмине) СССР и позиции самой Русской Православной Церкви в военные и послевоенные годы, - приобретает особую актуальность.

В настоящее время стал возможен доступ к ранее закрытым документам, что позволяет всесторонне изучить систему работы специального органа советской власти, учрежденного в 1943 г. для контроля над Московской Патриархией - Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР. Создание структуры уполномоченных Совета на местах дало возможность власти осуществлять тотальный контроль за деятельностью Русской Православной Церкви внутри страны. Вся её международная деятельность проходила под прямым руководством Совета, бывшего своего рода посредником между высшим эшелоном власти и Московской Патриархией. При этом не только власть использовала Церковь, но и Церковь сумела использовать улучшения в отношениях с государственной властью для возрождения и сохранения церковной жизни (точнее, церковной структуры), фактически уничтоженной в послереволюционные десятилетия, хотя многие обещания, данные Сталиным 4 сентября 1943 года на встрече в Кремле с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), так и остались невыполненными.

Первые опыты включения Церкви в стратегический инструментарий советской политики были сделаны И.В.Сталиным ещё в 1939-1940 гг. после присоединения к СССР Западных Украины и Белоруссии и стран Прибалтики. В дальнейшем коренной перелом в ходе Великой Отечественной Войны, обозначивший перспективу восстановления советского сторя на освобождённых территориях и формирование нового устройства Европы, заставил руководство страны вновь задуматься о возможностях использования Русской Православной Церкви.

Объективная оценка истории России советского периода настоятельно требует введения в научной оборот всего корпуса данных о фактах и персоналиях исследуемого периода в развитии государственно-церковных отношений.

Научная новизна данной диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые сделана попытка представить целостную картину практического воплощения в жизнь "новой" церковной политики в 1943-1953 гг. Для этого исследуются и анализируются внутренние причины нового государственно-церковного курса, принятого в 1943 г., рассматривается, в частности, практика его осуществления в деятельности Совета по делам Русской православной церкви (Далее - РПЦ) и, прежде всего, его председателя точнее Г.Г. Карпова, как в отношениях с Московской Патриархией, так и на местах. Впервые на основе открытых архивных источников и опубликованных исследований прослежены основные направления сталинской церковной политики, которая во многом зависела от внешнеполитических планов власти, в осуществление которых была включена Русская Православная Церковь, сопоставлены интересы и не всегда совпадавшие точки зрения Совета и Московской Патриархии на проводимые акции. Подробно изучена деятельность председателя

Совета Г.Г.Карпова и Патриарха Алексия, связанная с последствиями церковной политики советского руководства в СССР и дана оценка деятельности Карпова по отношению к восстановлению структуры Русской Православной Церкви.

В процессе работы представилась возможность внести определенную ясность методологического и фактографического характера по таким вопросам, как личное влияние Карпова на жизнь Церкви и возможность личного влияния Патриарха Алексия. Эти личностные аспекты, столь важные с точки зрения современных установок исторического научного познания, ранее в историографии не рассматривались.

На основе новой обширной источниковой базы, включающей, в частности, свыше 330 писем Карпова - Патриарху и Патриарха - Карпову в период с января 1945 г. по 1953 г., а также опубликованных исследований осуществлен комплексный анализ взаимоотношений Карпова и Патриарха Алексия, в которых отразились исторически сложившиеся непростые отношения между государством и Церковью.

Следует отметить, что рассмотрение отдельных вопросов иногда выходит за хронологические рамки 1943-1953 гг. Это вызвано, с одной стороны, необходимостью целостного исследования некоторых ключевых вопросов, связанных с дальнейшим развитием событий, касающихся нашей темпы. С другой сторон, мы сочли нужным дать в начале работы краткий обзор истории взаимоотношений советского государства и Русской Православной Церкви в 1917-1941 гг., так как без представления о предшествовавшем периоде них было бы затруднено понимание многих процессов новой государственно-церковной политики в военные и послевоенные годы.

Практическая значимость исследования определяется тем, что оно посвящено проблемам новейшей истории государственно-церковных отношений советского периода, а также проблемам истории Русской Православной Церкви в XX веке, которые до настоящего времени по известным причинам недостаточно исследованы как в российской, так и в мировой науке, и нуждаются в изучении. Диссертация может иметь практическое значение в следующих аспектах.

Первый аспект - научно-познавательный. Собранный и проанализированный в диссертации материал по истории государства и Церкви в изучаемый период может быть использован при чтении курсов лекций по истории советской России, в частности, для изучения отношений местной власти и Церкви, истории Русской Православной Церкви, религиоведению, политологии в институтах, школах, в исследовательской работе светских и церковных научных центров, в лекционной просветительской работе.

Второй аспект - прикладной. Исследование указанных проблем в определенной степени может способствовать решению задач, стоящих сейчас перед Русской Православной Церковью и перед обществом: поиском её места в духовной сфере жизни народа.

Материалы диссертации могут быть использованы при изучении современного состояния Русской Православной Церкви и перспектив ее влияния на общественную ситуацию в России и СНГ.

Эта работа может быть использована также при изучении современного положения религиозных организаций на местах, где в последнее время нередко сталкиваются религиозные организации (особенно "нетрадиционные" различные конфессии) и местные власти.

Основной целью настоящего исследования является изучение развития государственно-церковной политики в СССР в период Второй мировой войны и в послевоенные годы, а также анализ внутренних и внешних причин драматических коллизий развития "нового" курса в отношениях государства и Церкви.

Прежде всего, речь идет об инструменте осуществления этого курса -деятельности Совета по делам РПЦ. При этом исследуются:

- механизм и основные направления деятельности Совета по делам РПЦ и его уполномоченных;

- формы и методы конкретного воплощения государственной церковной политики на местах, в связи с официальной политикой и пропагандой;

- позиция Русского Православного духовенства, особенно Московской Патриархии (прежде всего, Патриарха Алексия), по отношению к церковной политике советского правительства, деятельность руководства Русской Православной Церкви по укреплению положения Цекрви в стране в исследуемый период;

- рабочие и личные отношения председателя Совета Г.Г. Карпова и Патриарха Алексия (анализ субъективного фактора является важной частью работы);

- личное отношение Карпова к государственно-церковной политике советского руководства (проблема «человек и система»);

- проблемы взаимоотношений Совета и Агитпропа, в которых отразилась внутренне противоречивая суть сталинской церковной политики1.

Хронологические рамки исследования - 1943-1953 гг.- соответствуют периоду осуществления "новой" церковной политики государства, вернее И.В.Сталина, когда вновь созданный административный орган - Совет по делам РПЦ - последовательно проводил все этапы этой политики.

С 1943 г. по 1948 г. Совет под председательством Г.Г Карпова, находясь под непосредственным кураторством Молотова и Ворошилова, вёл активную работу по контролю над возрождением церковной жизни в СССР, особое внимание уделяя регламентации этого процесса на освобожденных от оккупации территориях.

Большую роль сыграл Совет в тактической разработке распространения влияния Русской Православной Церкви на международной арене. Особенно это проявилось в решении вопроса о послевоенном переустройстве Европы, когда создание системы православного единства европейских Автокефальных Церквей под эгидой Московской Патриархии выступило важным фактором в осуществлении политических замыслов и воли И.В. Сталина.

Начало и распространение «холодной войны» постепенно сужали поле деятельности Русской Православной Церкви, а, значит, и Совета. Власть всё менее нуждалась в Церкви как инструменте внешней политики. С 1947 г. Совет все ощутимее теряет покровительство высшей власти и переходит под управление ЦК ВКП(б). Как орган, ведающий идеологическим учреждением - Церковью, Совет "по принадлежности" должен был стать одним из объектов кураторства Отдела пропаганды и агитации (Далее - Агитпропа). Переподчинение Совета происходило в конце 1947-1949 гг. в драматических перипетиях отстаивания Карповым особого положения этого органа, а по сути - Церкви, в системе идеологической жизни советского общества.

Критическим моментом в развитии конфронтации между Советом по делам РПЦ и Агитпропом стало празднование Крещения в январе 1949 г. в городе Саратове, повлекшее за собой публикацию разгромной антирелигиозной статьи в «Правде» под названием «Саратовская купель». После этого произвол местных властей против

Церкви и верующих существенно активизировался. Храмы уже с марта 1948 г. не открывались в РСФСР , а реакция Сталина на атаку, предпринятую Агитпропом на Совет в 1948 - нач. 1949 гг., поставила его деятельность под полный контроль Агитпропа. Исходя из этого, 1949"и год может рассматриваться как дата "официальной" смены куратора Совета, в результате чего Совет лишился всяких признаков "особого положения", что исследуется в работе.

В дальнейшем, до самой смерти Сталина, Совет по делам РПЦ, получал возможность для активной работы лишь в связи с редкими событиями международной жизни, требовавшими участия в них Московской Патриархии. Рутинной же формой деятельности Совета оставалась фиксация всё более ограничиваемой в стране религиозной жизни.

Методологическая основа диссертации - принципы историзма и развития, (изучение действительности как изменяющейся во времени, развивающейся), а также принцип системности (рассмотрения исторических явлений как системы, обладающей своей внутренней структурой, своей типологией). Историзм требует, чтобы каждое положение рассматривалось исторически, в связи с другими и в связи с конкретным опытом истории. Без системного и комплексного анализа явлений невозможно раскрытие сущностных характеристик сталинской церковной политики, её внутриполитических задач и её последствий. При написании диссертации использованы труды советских и зарубежных историков, философов, богословов, посвященные проблемам взаимоотношений государства и Церкви.

Историография

История государственной церковной политики в СССР привлекает российских и зарубежных исследователей малой степенью изученности её многоплановых проблем и возможностью их анализа благодаря обилию документов, ставших доступными для историков в последнее десятилетие. Работы по данной теме, носящие конкретно-исторический характер, можно условно разделить на пять основных групп.

К первой группе относятся труды советских исследователей, по большей части носившие обзорный характер и проникнутые идеологическим духом официального негативного отношения к религии3. Однако при том, что до конца 1980-х гг. в СССР не было условий для объективного изучения государственной церковной политики и отношений власти и Церкви, некоторые историки создавали значимые научные труды по данной теме. Среди них монография А.А.Шишкина по проблеме обновленческого раскола4 и книга З.В. Балевица, посвященная деятельности Русской Православной Церкви на оккупированной территории Прибалтики и Северо-Запада России в годы Великой Отечественной войны5. При этом в последней работе, на наш взгляд, неверно представлена роль «Псковской Православной Миссии», находившейся всю войну в каноническом единении с Московской Патриархией, как профашистской организации. Использование ранее закрытых документов позволило О.Ю.Васильевой в 90-е гг. по-новому оценить религиозную жизнь на оккупированных немцами территориях6. Весьма тенденциозные односторонние работы Р.Ю.Плаксина содержат, тем не менее, ценный материал об обстоятельствах изъятия церковных святынь и ценностей в начале 1920-х гг.7

Многочисленные антирелигиозные издания 1920-1930 -х гг., в основном -брошюры, являются, как правило, агитационно-пропагандистскими сочинениями и потому не предсталвяют для нас интереса.

До середины 70-х годов фактически не изучалась патриотическая деятельность Церкви во время Великой Отчественной Войны, а рост религиозности в те годы трактовался отдельными авторами как следствие использования духовенством человеческих страданий для внедрения в народ религиозных чувств8.

В этот период увидели свет издания Московской Патриархии: книга «Правда о религии в России», вышедшая в 1942 г, сборник документов «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война», изданный годом позже, и «Журнал Московской Патриархии», возобновивший свою деятельность с октября 1943 г. Все они являлись отражением официально декларированных положений "новой" государственной церковной политики.

Ко второй группе следует отнести труды священнослужителей и мирян Московской Патриархии: работы митрополита Мануила (Лемешевского), В.Цыпина, митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна (Снычева), А.Л.Казем-Бека и других9.

АН.

К 3-й группе следует отнести исторические публикации, основные преимущественно на материалах частных архивов, принадлежащие так называемым "церковным диссидентам" 1960-1970 гг. Это прежде всего, мнография А.Э.Левитина и В.М.Шаврова, а так же книга Л.Л. Регельсона, доныне во Многом сохранившие научное и источниковедческое значение. Правда, в связи с книгой Регелсона следует отметить, что её документальный материал во многом перекрывается позднейшим изданием: Акты святейшего Патриарха Тихона Mockobci^o и всея Росссии10.

К 4-й группе, внесшей в 40-90-е гг. наиболее весомый вклад в изучение темы, относится иностранная (в частности, англоязычная) и русская эмигрантская научная литература. Историки Н.С. Тимашеф, Дж.Хейер, Дж.Куртис, У.Флетчер, Д. Поспеловский, В.И. Алексеев и Ф.Ставру, Дж.Андерсон, Дж.Еллис, Н.Дейвис и другие в своих монографиях и статьях, также по-своему идеол(?ически ангажированных, но достаточно объективно обрисовали церковную политику советского государства, жестокость его антирелигиозных акций11. Среди зарубежных исследователей У.С.Флетчеру принадлежит серьезная работа по этой тематике: «Русская Православная Церковь в подполье, 1917-1970». В разрезе нашей темы интересно отметить, что У.Флетчер в еще в одной могографии, - «Религия и

1 7 советская внешняя политика, 1945-1970» - впервые отнес зачатки изменения государственного религиозного курса к предвоенным годам, - 1939-1941 гг. Хронологические рамки, вынесение в заголовок книги - это период, когда Русская Православная Церковь особенно активно участвовала во внешней политике СССР. Видимо, именно таким, внешнеполитическим, преимущественным интересом автора объясняется то, что апрель 1945 г., а не осень 1943 г. он определил как дату начала пути Московской Патриархии как "проводника советского империализма". В работах Д.Андерсона «Совет по делам религий и формирование советской религиозной политики» и «Архивы Совета по делам религий», который первым из зарубежных исследователей полностью посвятил свой труд деятельности государственного органа, осуществлявшего в СССР контроль над религиозными организациями, нас особо интересовал раздел, посвященный Совету по делам РПЦ. Большой резонанс, думается, будет иметь в случае перевода на русский язык монография Н.Дэвис «Длинная дорога к Храму. Современная история Русского Православия», поскольку в ней автор рассматривает состояние Русской Православной Церкви на постсоветском пространстве после распада СССР. Этот исторический экскурс затрагивает и избранную нами тему, но всё же больший интерес вызывает анализ последних лет деятельности Русской Православной Церкви, базирующийся на огромном систематизированном статистическом материале.

Необходимо упомянуть труды Н. Струве, М.Спинки и У.Коларза. Для нас особенно важно заметить, что Н.Струве подчеркнул прямую зависимость уступок государства Русской Православной Церкви от её активности во внешней политике13.

Надо отметить, что среди данной группы исследователей произошло резкое размежевание в оценке деятельности Московской Патриархии. После II Мировой войны одни из них считали её чуть ли не церковным "филиалом" КГБ, а другие идеализировали ситуацию в СССР, безоговорчно доверяя декларациям советского руководства. Большую роль в этом сыграла ограниченность источниковой базы, поскольку материалы российских архивов могли использоваться в ней крайне мало. С этим же, а также с идеологической антисоветской заостренностью большинства работ, связана в трудах западных историков тенденция акцентировать внимание на контроле государства над Русской Православной Церковью, не принимая во внимание фактора обратного процесса: вынужденности власти считаться с интересами миллионов верующих. Несмотря на серьезные субъективные и объективные недостатки, в целом зарубежная историография внесла существенный вклад в дело изучения государственно-церковных отношений Советского периода: их работы явились не только продолжением исследования по этой тематике, но и дали определнный толчок к разработке новых концепций в исследовании отношений государства и Церкви в Советском Союзе.

Появление работ пятой группы в российской историографии определило время начавшейся перестройки, когда возникает новое понимание Церкви и ее места в обществе. В конце 80-х - начале 90-х гг. наблюдается отказ от устоявшихся идеологических догм, обновление концептуальных основ исследований, хотя в ряде спорных моментов в истории Церкви в СССР российские историки занимают промежуточную позицию.

Благодаря открытию доступа к архивам партии, спецслужб и государственных ведомств, стал возможным научный исторический подход к разработке темы. Положению религии и Церкви в военные годы посвятили свои публикации О.Ю.Васильева, В.А.Алексеев и М.И.Одинцов14. Особая заслуга последнего видится нам во введении им в научный оборот значительного числа ранее неизвестных документов советских и партийных органов власти. Для автора диссертации большую ценность представляет книга М.И.Одинцова «Государство и церковь в России. XX век», где автор, анализируя внутренние причины принятия "нового" государственного церковного курса, подчеркивает заслуги председателя Совета по делам РПЦ Г.Г.Карпова в деле возрождения церковной жизни15.

К плодотворным разработкам внешнеполитических причин принятия "нового" государственно-церковного курса следует отнести публикации П.Н.Кнышевского16. Основываясь на ранее закрытых документах ГКО, он доказывает, что уже с 1943 года внешняя разведка страны включила в круг своих интересов Русскую Православную Церковь.

Одной из интереных работ, посвященных всестороннему освещению советского периода истории Русской Православной Церкви является, на наш взгляд, монография М.В. Шкаровского «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах)». Обширнейший источниковый материал, освоенный автором (впервые приведены и проанализированы статистические данные о количестве приходов, монастырей, священнослужителей и духовных школ Московской патриархии), объективный подход к сложным историческим взаимосвязям позволил ему создать научно-обоснованную панораму жизни Русской Православной Церкви в атеистическом тоталитарном государстве17.

Полнокровную картину участия Русской Православной Церкви в политике советского государства в 1943-1948 гг. представила О.Ю. Васильева в книге «Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг.». Справедливо считая избранный ею временной отрезок определяющим в осуществлении нового этапа политики государства в отношении Церкви, автор дает самостоятельную научную концепцию периода, когда Московский Патриархат впервые в истории СССР стал играть важнейшую роль во внешней политике страны. Впервые на основе новых архивных источников ею прослежены все направления советских внешнеполитических планов, в реализации которых была задействована Русская Православная Церковь, сопоставлены противоречивые точки зрения об отношениях Московской Патриархии к экуменизму в тот период и рассмотрены причины вступления Русской Церкви во Всемирный Совет Церквей. Используя новую обширную источниковую базу, О.Ю.Васильева проанализировала взаимоотношения СССР и Ватикана, в области которых власть в полной мере использовала в своих целях исторически сложившиеся сложные отношения между

18

Католической и Православными Церквами .

Обзор и оценка историографических исследований 90-х годов, посвященных государственно-церковной политике в СССР, не будут полны без анализа диссертационных работ по данному кругу проблем.

В кандидатской диссертации О.Ю.Васильевой впервые освещена история патриотической деятельности Церкви в Великой Отечественной войне. Автор аргументированно доказала неизбежность изменения государственно-церковной политики, сделав попытку анализа внутренних и внешних причин нового этапа в отношениях Церкви и государства.

Т.А.Чумаченко в своих диссертации и книге обратилась к детальному изучению деятельности Совета по делам РПЦ, который осуществлял государственно-церковную политику в 1943-1953 гг. Её работа, основанная на богатых архивных материалах, несёт в себе, однако, по нашему мнению, следы идеологических стереотипов советской историографии, что влечёт за собой необоснованность некоторых выводов.

Проведению "новой" государственной религиозной политики в 1943-1945 гг. в Мордовии посвятил свою диссертацию А.И.Белкин. В работе И.Я.Шимона анализируются отношения государства и Церкви в 1941 -1945 гг. в соответствии с принятой в российской истории периодизацией Великой Отечественной войны. А.В.Гущина основное внимание уделила развитию государственно-церковных отношений также в военные годы19. Отдельные место уделено в работе А.В.Гущиной деятельности Совета по делам РПЦ. Однако нам трудно согласиться с ней в самой постановке вопроса в отношении роли Совета, поскольку мы не считаем, что в его задачи входило "укрепление РПЦ" или разрешение "вопроса об обеспечении верующих достаточным количеством церквей и молитвенных домов". Однако в её работе привлекает подробное описание восстановления материальной базы Русской Православной Церкви в связи с системой налогообложения. Кроме того, А.В. Гущина обратилась к вопросу об участии Совета в уничтожении Греко-католической (униатской) Церкви в Западной Украине, придя к верному, на наш взгляд, выводу: "Чисто же административное решение униатского вопроса, благосклонно воспринятое руководством Русской Православной Церкви, не разрешило проблемы и создало впоследствии многочисленные серьёзные трудности"20 . С сожалением приходится признать, что данная тема является одной из самых болезненных в отношениях между Православной и Католической Церквами не только в историческом ракурсе, но и в наши дни.

Нам трудно согласиться с Л.В.Тюриной, которая в своей диссертации, в целом представляющей интересный материал для изучения отношений государства и Церкви в СССР, пишет, что "деятельность Совета по делам религий [Правильнее: Совет по делам Русской православной церкви. - Д.Х.Шин] являлась, по мнению советских историографов, одной из важнейших гарантий обеспечения свободы совести в СССР"21.

На сегодняшний день мало изучен вопрос о сути сталинской церковной политики и её последствиях не только в СССР, но и во всем мире. Думается, ждет своих исследователей и такая острая тема, как анализ реальных возможностей сохранения церковной структуры в тоталитарном атеистическом государстве, вставшая перед руководством Церкви после Октября 1917 г.

Характеристика источников

Первую группу материалов источниковой базы исследования составляют опубликованные источники. Это документы ВКП(б) - КПСС о проведении антирелигиозных кампаний, использовании Русской Православной Церкви в различных международных акциях; акты законодательных и исполнительных органов государства по государственно-правовому регулированию деятельности религиозных организаций; материалы Московской Патриархии, статистические данные, представленные в советской прессе. Периодические издания Патриархии богаты фактами внутренней жизни церкви, отсутствующими в других источниках, однако надо помнить об их подцензурном характере. Большой интерес представляют выходившие во Франции, США русские эмигрантские журналы, хотя их позиции часто отражали принадлежность авторов к различным направлениям церковной эмиграции.

Ко второй группе относятся неопубликованные материалы. Основным источником в исследовании проблем сталинской церковной политики в период 40-х -начала 50-х годов явились архивные документы фонда Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР, поскольку этот орган контролировал и во многом управлял всей деятельностью Московской Патриархии в 1943-1960'е гг. Архив Совета был передан на хранение в ГАРФ в 1987 году. Большая и самая ценная часть материалов фонда (ф.6991) включена в описи № I и № 2.

Комплекс архивных материалов описи № I можно разделить на две части: 1. Руководящие документы: записи "руководящих указаний", полученные членами Совета на приемах в правительстве; докладные записки Совета в адрес Совнаркома (Совета Министров) СССР, ЦК ВКП(б) с информацией о деятельности Совета и положении Русской Православной Церкви; переписка с министерствами и ведомствами по вопросам, касающимся деятельности церкви; стенограммы совещаний членов Совета и сотрудников по конкретным вопросам работы; записи бесед членов Совета с Патриархом, представителями Московской Патриархии и высшим духовенством Православной Церкви во время приемов в Совете.

Особый интерес для раскрытия темы диссертации представляют материалы дел "Записи указаний членов правительства по вопросам, касающимся деятельности Русской Православной Церкви" и "Записи указаний, полученных на приемах в директивных органах". Помеченные грифом "совершенно секретно", эти документы позволяют судить об истинных намерениях и мотивах советского руководства в выборе тех или иных подходов к решению "религиозного вопроса", дают возможность стать свидетелями живого процесса разработки "новой" церковной политики. Для нас особенно примечателен тот факт, что материалы дел с указаниями директивных органов ограничены 1948 годом. Это подтверждает наше предположение о снижении к концу 40-х годов интереса советского правительства к "религиозному фактору", что резко изменило роль Совета в иерархии структуры власти. Механизм разработки законодательных актов, постановлений и распоряжений, относящихся к Русской Православной Церкви, прослеживается в переписке Совета с СНК (Совмином) СССР, ЦК ВКП(б), с различными ведомствами и министерствами. Огромное значение для воссоздания картины практической деятельности Совета и лично Карпова по построению системы работы и, особенно, созданию института уполномоченных на местах имеют стенографические записи рабочих совещаний членов и сотрудников Совета. Не менее важными для автора данного исследования стали "Записи бесед" членов Совета с Патриархом, членами Синода, епископатом Русской Православной Церкви. В них стенографически зафиксированы не только слова, произносимые собеседниками, но и их эмоциональное сопровождение.

Вторая часть материалов фонда Совета описи № I включает комплекс документов по работе Совета с уполномоченными: протоколы заседаний Совета; материалы инспекторского отдела Совета; инструктивные письма руководства Совета уполномоченным на места ; секретная переписка с уполномоченными по духовным учебными заведениям; письменные отчеты уполномоченных, которые до 1953 года включительно были ежеквартальными, а с 1954 по 1958 годы -полугодовыми; стенографические записи кустовых совещаний руководства Совета и уполномоченных.

Изучение этой части источников позволяет воссоздать сложный и противоречивый процесс работы Совета по делам РПЦ по претворению в жизнь поставленной перед ним задачи. В этих документах содержится обширный статистический материал, позволяющий оценить динамику уровня религиозности населения, объективное состояние Русской Православной Церкви в различные периоды.

Опись № 2 фонда Совета является дополнением к секретным материалам описи №1. Из этого комплекса источников при написании диссертации были использованы: отчеты уполномоченных некоторых регионов страны; материалы о деятельности духовных учебных заведений; журналы заседаний Священного Синода при Патриархе Московском и Всея Руси, которые в определенной степени отражают позицию руководства Церкви по отношению к политике государства и характеризуют деятельность епископата Русской Православной Церкви; материалы архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1943 года и Поместного Собора 1945 года; статистические сведения о количестве действующих храмов, молитвенных домов, численности духовенства.

Особое внимание уделено письмам Патриарха Алексия в адрес Совета и лично его председателю Г.Г.Карпову. Эти документы важны тем, что не только дают представление о Патриархе Алексия как о деятеле Церкви, но и как о человеке.

Важным источником для изучения "новой" государственной церковной политики являются материалы и документы Российского Государственного Архива Социальной и Политической Истории (РГАСПИ, раньше РЦХИДНИ). В его фондах находятся секретные циркуляры ЦК, постановления Секретариата и Политбюро ЦК, документы Отдела пропаганды и агитации, рассказывающие об организации контроля за деятельностью религиозных объединений, о роли партийных комитетов в проведении этой работы, сборе секретной информации о религиозной ситуации в стране, различного вида сводки, поступившие в ЦК из НКВД-МГБ, Совета по делам РПЦ и других органов. Значительный интерес представляют материалы военного времени, в том числе немецкие трофейные документы, содержащие данные о религиозной политике фашистской Германии, патриотической позиции Русской Церкви. Особо стоит выделить комплекс дел, посвященных подготовке проектов постановлений 1949 года «О мерах по усилению пропаганды научно-атеистических знаний», по которым можно судить о степени влияния идеологических структур партии на государственную политику в отношении религиозных организаций, в том числе и Русской Православной Церкви.

В Российском Государственном Архиве Новейшей Истории (РГАНИ, раньше ЦХСД) автор диссертации изучал специальный фонд (ф.5), включающий основную часть архивных дел Центрального Комитета КПСС с 1956 г. вплоть до 1966 г., уделяя особое внимание материалам Отдела пропаганды и агитации ЦК, поскольку именно оттуда инициировалась антирелигиозная кампания начала 1949-го - начала 1960-х гг. Материалы указанного фонда также позволяют проследить борьбу, которая в 1950-е гг. шла в высшем руководстве страны по вопросу определения курса религиозной политики.

Работа в различных архивохранилищах потребовала от диссертанта определить методику поиска и отбора документов. С учётом невозможности изучения всех массивов соответствующих материалов был применен комплексный метод, включавший целенаправленное изучение, приводившее в частности при работе с фондами Совета по делам РПЦ. А также выборочное обследование архивных фондов имело место в тех случаях, когда в архивных фондах отложилось большое количество однотипных материалов: наблюдательные дела за церковными общинами, информационные сводки, доклады и обзоры Уполномоченных Совета по делам РПЦ на местах.

1 Шин Донг Хёк. Сталинская внутренняя церковная политика в 1947-1949 гг. // Церковь в истории России. Вып.5 (В печати).

2 ГАРФ, ф.6991, оп.1, д.451, л.302; д.452, л.69.

3 Гордиенко Н.С., Курочкин П.К. Особенности модернизации современного русского православия. М., 1978; Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия (20-е—80-е годы XX столетия). М., 1984; Его же. Современное русское православие. Л., 1988; Русское православие: вехи истории. Сборник статьей. М., 1989.

4 Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка "обновленческого" раскола русской православной церкви. Казань, 1970.

5 Балевиц 3. В. Православная церковь Латвии под сенью свастики (1941-1944). Рига, 1967.

6 Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943 - 1948 гг. М., 1999.

7 Плаксин Р.Ю. Крах церковной контрреволюции. 1917-1923 гг. М., 1968; Его же. Тихоновщина и ее крах. Л., 1987.

8 Михалев И. Церковь в прошлом и теперь. Казань, 1962; Павлов А.В. Война. Религия. Армия. М., 1986.

9 Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи периода с 1863 по 1965 годы. Т. 1-6. Эрланген, 1979-1989; Казем-Бек А.Л. Жизнеописание святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I // Богословские труды. № 34, 1998; Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви, 1917-1990. М., 1994; Иоанн (Снычев), митрополит. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия — григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие. Их особенности и история. Самара, 1997.

10 Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. 3 Vol. In l.Kusnacht, 1978 (Репринт- М., 1996); Регельсон Л.Л. Трагедия Русской Церкви 19171945. Paris, 1977; Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти 1917-1943.Сост. М.Е. Губонин, М., 1994; Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М., 2000.

11 Timasheff N.S. Religion in Soviet Russia 1917-1942. N.Y., 1942. (Reprint - Westport, 1979); Heyer F. Die Orthodoxe Kirche in der Ukraine, 1917 bis 1945. Colonge, 1953; Curtiss, J.S. The Church and the Soviet State, 1917-1950. Boston, 1953; Fletcher W. The Russian Orthodox Church underground, 1917-1970. London, 1971 ;Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995; Алексеев В.И. и Ставру Ф.

Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории // Русское возрождение. 1980,№ 11-14;1981, №15-16; 1982, №17-18, Париж; Anderson J. The Council for Religious Affairs and the Shaping of Soviet Religious Policy // Soviet studies. Vol.43, № 4, 1991; Anderson J. The Archives of the Council for Religious Affairs // Religion, State and Society. Vol.20, № 3&4, 1992; Ellis J. The Russian Orthodox Church -A Contemporary History. Bloomington and Indianapolis, 1986; Davis N. A Long Walk to Church. A Contemporary History of Russian Orthodoxy. Colorado, 1995. 12 Fletcher W. Religion and Soviet Foreign Policy, 1945-1970. London, 1973.

Struve N. Les Chretiens en URSS Editions du seuil. Paris, 1963; SpinKa M. The Church in Soviet Russia. N.Y., 1956; Kolarz W. Religion in the Soviet Union. London. 1961.

14 Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной Войны // Историки мира спорят. М., 1990; Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991; Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. М., 1994; Он же. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1995.

15 Одинцов М.И. Государство и Церковь в России XX века. С. 106.

16 Кнышевский П. Н. Истоки тотального шпионажа // Государственная безопасность и демократия. 1993, № 2, с.45.

17 Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). М., 1999.

18 Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг. М„ 1999.

19 Васильева О.Ю. Советское государство и деятельность Русской православной церкви в период Великой Отечественной войны. М., 1990. Дисс. .к.и.н.; Чумаченко Т.А. Советское государство и Русская православная церковь: история взаимоотношений, 40-е - первая половина 50-х гг. М., 1994. Дисс. к.и.н.;Её же, Государство, православная церковь, верующие. 1941-1961 гг. М., 1999; Белкин А.И. Государственно-церковные отношения в Мордовии в 20-х - начале 60-х годов XX века (на материалах русского православия). Саранск. 1995. Дисс. .к.и.н.; Шимон И.Я. Отношения советского государства и Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945гг. М., 1995. Дисс. . д.и.н.; Гущина А.В.

20

Эволюция отношений государства и Русской Православной церкви в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.). Дисс. .к.и.н. М.,1996. 20 Гущина А.В. Указ.соч. С. 132.

21Тюрина JI.B. Государство и Русская Православная Церковь: Эволюция отношений. 1917-2000 гг. Дис. .к.и.н., Курск, 2000, с.66.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Шин Донг Хёк

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из составляющих эпохальных перемен произошедших в России в 90"е гг. XX в., стало возрождение Русской Православной Церкви. В стране, где на протяжении семидесяти с лишним лет господствовала идеология, перманентно боровшаяся с религией, где были расстреляны, замучены в тюрьмах и лагерях десятки тысяч священнослужителей, где вера в Бога являлась прямым признаком неблагонадежности гражданина, после 1991 г. тысячи людей стали вновь заполнять храмы, в которых служители Церкви проводят уставное и благолепное богослужение. Каким образом это могло произойти? Нам представляется, что феномен жизнестойкости Русской Православной Церкви во многом объясняется конкретным историческим опытом, через который она прошла в советский период своей истории. При этом мы считаем одним из ключевых моментов на этом пути десятилетие 19431953 гг., когда в систему государственной власти был включен орган, непосредственно связанный с Церковью, - Совет по делам РПЦ при СНК СССР.

К этому времени власть уже подвергла Русскую Православную Церковь тотальным репрессиям, начавшимся непосредственно после Октябрьской революции 1917 г. и достигшим апогея в конце 20"х - начале 30"х гг. Практически одновременно с массовым закрытием и уничтожением храмов и физическим истреблением священнослужителей осуществлялся замысел Троцкого и близких ему руководителей государства по расколу Русской Православной Церкви изнутри, - путём поддержки «обновленчества», которое затем также планировалось уничтожить. Высшие иерархи Московской Патриархии стояли перед угрозой полного уничтожения складывавшейся на протяжении тысячи лет структуры Русской Православной Церкви. Нам представляется, что особо тяжким бременем лежала на них ответственность за оставление без духовного руководства миллионов православных христиан России. Предсмертный призыв Патриарха Тихона к своей пастве о лойяльном отношении к новой власти, а затем обращение (так называемая «Декларация» митрополита Сергия в 1927 г., где он предлагал верующим считать себя не только верными христианами, но и верными гражданами Советского Союза, должны были хотя бы внешне снять конфронтацию между Русской Православной Церковью и советским государством. Однако нам представляется, что в постепенном затихании репрессий против Церкви главную роль сыграло зарождение и формирование у

Сталина новой концепции внутренней и внешней политики. В этих условиях его государственный прагматизм не мог не включить в стратегический инструментарий такую единицу мирового масштаба, как Церковь. Уже в 1939-1940 гг. присоединение к СССР Западных Украины и Белоруссии, Молдавии и стран Прибалтики показало, что, чем дальше на запад распространяется советская власть, те сложнее коммунистам управляться с таким мощным и авторитетным идеологическим соперником, как Православная Церковь.

Начало Великой Отечественной Войны дало мощный толчок для действия всех патриотических сил страны, среди которых была, конечно же, и Русская Православная Церковь. В тяжелейшие первые два года войны руководство страны было настолько сконцентрировано на задаче остановить наступление фашистской Германии, что Русская Православная Церковь могла не прятать свою активную работу по духовной поддержке страдающего народа и по материальной помощи армии. Позитивную роль Русской Православной Церкви нельзя было не заметить. Но в те же первые годы войны донесения с временно оккупированных территорий постоянно включали в себя сведения о контрбольшевистской религиозной политике немцев, - они открывали закрытые при советской власти Церкви, поощряли создание новых религиозных структур.

Коренной перелом в ходе войны, наступивший в 1943 г., и начавшееся освобождение захваченных фашистами территорий неминуемо ставили перед властью вопрос о дальнейшей судьбе Церкви на этих землях. Кроме того, - что по мнению некоторых историков еще важнее, - Сталину нужно было иметь перед Тегеранской конференцией 1943 г. все возможные козыри для нейтрализации опасений союзников. Благополучие Церкви в СССР являлось одним из них.

Встреча с тремя митрополитами, которую провёл Сталин 4 сентября 1943 г., по-видимому, как крупнейшая внутриполитическая и международная пропагандистская акция: деловой и дружественный разговор первого коммуниста мира с церковным руководствам, позволение им делать все, о чём они просили (т.е., вероятно, то, о чем им разрешили просить), предложение всяческой помощи со стороны правительства. И как апофеоз - заявление о создании специального органа при Совнаркоме (не при Верховном Совете или ЦК ВКП(б)), осуществляющего связь правительства и Русской Православной Церкви. Практически, Церковь таким образом была интегрирована (через Совет по делам РПЦ) в политическую и административно-хозяйственную жизнь страны.

На наш взгляд, новая церковная политика Сталина, призванная создать новый образ режима как для своего народа, так и для всемировой общественности, представив им "новую" церковную политику государства. Однако эта акция выполнила свою задачу не только как планировалось - во внешней политике СССР с 1943 г. до начала «холодной войны», но и как, может быть, не планировалось, - в восстановлении структуры Русской Православной Церкви, расширении её влияния, подготовке кадров духовенства.

Огромную роль и в первом, и во втором аспектах сыграл председатель Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпов.

Выбранный на данный пост лично Сталиным, Карпов отвечал всем требованиям, предъявляемым к руководителю нового, весьма специфичного, органа власти. Он был образован, умен, обладал необходимым опытом работы в НКВД, был честен и лично предан Вождю. Карпов сумел в трудных военных условиях в крайне сжатые сроки создать практически уникальную систему государственного контроля за

Церковью через сеть уполномоченных Совета при обл(край)исполкомах и

Совнаркомах республик. Совет, укомплектованный им также с большими сложностями, зорко следил за тем, чтобы Церковь не переступала границ выделенной ей сферы деятельности. Но в то же время Карпов должен был обеспечить Церкви те условия жизни, которые декларировал Сталин. Поэтому если работа Совета по курированию международной деятельности Русской Православной

Церкви могла опираться на опыт работы МИДа и Международного отдела ЦК

ВКП(б), то внутри страны Совет по делам РПЦ пытался вспахать целину. Отношение местных властей всех уровней к Церкви, сформировавшееся за четверть века о неустанной борьбы с "поповщиной", не моппг измениться в одночасье. Советские руководители на местах, замученные тягчайшими проблемами военного времени, не могло понять, почему их власть не может распространяться на местных же церковников и почему они вдруг должны начать "уважать чувства верующих". Титанические усилия Карпова и всего руководимого им органа по выстраиванию сети цивилизованного контроля, параллельного восстанавливавшейся структуре Русской Православной Церкви, начали приносить плоды лишь к 1947 г.

Однако почётное место в советской административно-командной системе Совет во главе с Карповым занимал, главным образом, благодаря успехам Русской Православной Церкви на международном поприще. В вопросе послевоенного устройства мира руководство страны старалось в полную силу использовать возможности Русской Православной Церкви.

Но к 1948 г. расстановка сил на международной арене завершилась, -разгоралась «холодная война». В пределах СССР вновь активно заявили о себе главные идеологические руководители страны. Веротерпимость отнюдь не входила в жёсткие нормы чистоты коммунистических догматов, подкрепляемые новой волной репрессий.

Карпов же продолжал вести Совет по пути, указанному им в 1943 г. Сталиным и лично им не отменённом: не позволять Церкви расширять своё влияние, но не третировать её. Положение Карпова в системе советских властных структур было уникально-абсурдным: он не воспитывал в сотрудниках Совета и в уполномоченных уважения к Церкви, но, сам того не подозревая, воспитывал в них политиков, способных уважать инакомыслие, что было исключено в тоталитарном государстве. Естественно, исход его противоборства с Отдел'а^ пропаганды и агитации был предрешен.

В 1948-1953 гг. Совет по делам РПЦ, ставший, фактически, подразделением в системе идеологического управления страной, заявлял о своём существовании лишь в связи с какой-либо международной акцией, к осуществлению которой привлекалась Русская Православная Церковь.

Анализируя деятельность Совета по делам РПЦ в 1943-1953 гг., нельзя пройти мимо фактора личных отношений между членами и сотрудниками Совета и штатом Московской Патриархии, особенно - между Г.Г.Карповым и Патриархом Алексием. Нетрудно представить, какой разительный контраст ощущал Карпов, общаясь попеременно то с Патриархом, то с Ворошиловым или главой Отдела пропаганды и агитации Александровым. Высочайший интеллект Патриарха Алексия, его образованность, совершенное владение искусством общения, глубокая и истинная вера в правоту избранного им пути не могли не влиять на Карпова. Причём, как следует из документов, искреннее уважение Карпов испытывал лишь к единичным представителям духовенства, будучи прекрасно осведомлённым об образе жизни, мотивации поступков почти всех служителей Церкви.

На наш взгляд, Патриарх Алексий никак не влиял на Карпова в принятии им тех или иных решений, но он постоянно воздействовал на его личностное развитие. Видимо, поэтому переписка Карпова и Патриарха Алексия оставляет впечатление обсуждения общего дела, - при том, что каждый имел свой угол зрения на его предысторию и результаты. Примечательно, что Патриарх Алексий никогда не пытался дезинформировать Карпова, - он его искренно уважал. Но ключевые проблемы внутрицерковной политики (в первую очередь - кадры и их подготовка), Патриарх Алексий умел решать так, что Карпов не всегда видел стратегическую цель Патриарха.

Выходя за хронологические рамки данной работы, позволим себе процитировать письмо Г.Г.Карпова на имя Секретаря ЦК КПСС Е.А. Фурцевой от 6 марта 1959 г. незадолго до того, как он вынужден был покинуть свой пост (в 1960 г.). Письмо написано и наполнено обидой на недооценённость его труда на благо Родины:

Почти 16 лет надо было общаться с малоприятной средой, в которой развиты все человеческие пороки, но партия поставила для установления необходимых отношений между государством и церковью, для использования церкви в наших государственных интересах, и доверие надо было оправдать.

Могу смело заявить, что совесть моя чиста, что политических ошибок в работе не допускал, а недостатки в работе были и есть, и, если их понимаешь, всегда быстро исправишь. Что я прошу? Я хотел бы, чтобы Вы лично или т. Суслов или другой Секретарь ЦК КПСС приняли меня. Личных вопросов в беседе касаться не буду.

Я беспокоюсь за дело, которому отдал четвертую часть своей жизни, и после долгих и тяжелых размышлений, когда я подошел почти к грани потери управления собою, я решил обратиться к Вам, т.к. если я не выговорюсь, я никогда не поправлюсь, а главное, считаю своим долгом сказать Вам и Центральному Комитету свои соображения, так как вижу очень серьезные недоразумения, которые, если не поправить, могут привести к неправильным и нежелательным последствиям, а это не в интересах государства"1.

Это послание осталось безответным. Только через 5 месяцев, в августе 1959 г., по указанию Е.А.Фурцевой Карпов был принят зав.Отделом пропаганды и агитации В.И. Снастиным2.

Отношения между Карповым и Патриархом Алексием не прерывались до ухода в 1960 г., первого на пенсию.

В 1965 г. Совет по делам Русской православной церкви был объединён с Советом по делам культов (образован в 1944 г.) и функционировал под именем Совета по делам религий при Совете министров СССР до 1991 г., когда в результате распада СССР прекратил свое существование.

Наблюдая сегодняшнее возрождение жизни Русской Православной Церкви и анализируя его истоки, можно сделать на наш взгляд, вывод о парадоксальности побед власти над инакомыслием в тоталитарном обществе. Русская Православная Церковь, находившаяся в 1943-1953 гг. под полным контролем власти и бывшая её прикрытием на международной арене, сумела именно в те годы заявить о себе международному сообществу и воссоздать с помощью Совета по делам РПЦ централизованную церковную структуру и духовные учебные заведения.

В последнее время в Российском обществе обсуждается вопрос о том, нужен ли государственный орган, регулирующий отношения между властью и разными конфессиями. На наш взгляд, при любом исходе этой- дискуссии необходимо учитывать исторический опыт России - как многонациональной и многоконфессиональной страны.

1 РГАНИ, ф.5, оп.ЗЗ, д. 126, л.35. Р.48.00

2 Там же.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Шин Донг Хёк, 2002 год

1. Опубликованные источники

2. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти 1917-1943.Сост. М.Е. Губонин, М., 1994.

3. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева по ведомству Православного исповедания за 1901 год. СПб., 1905.

4. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 5. М., 1984.

5. Письма патриарха Алексия своему духовнику. М., 2000.

6. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. Ответ, ред. Я.Н. Шапов, ответ, составитель О.Ю.Васильева. М., 1996.

7. Священный Собор Православной Российской Церкви: Собрание определений и постановлений. Книга Т.4, Вып. 3, дополн. 2. М.: Изд-е Соборного Совета, 1918 (Репринт-М., 1994).

8. Священный Собор Православной Российской Церкви: Собрание определений и Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Кн. VI. Вып.1. М., 1918 (Репринт-М., 1996).

9. Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М., 2000.

10. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства РСФСР, 1918, № 17, № 62; 1929, № 35.2. Архивные материалы

11. Государственный Архив Российской Федерации (ГАРФ), фонд Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК (СМ) СССР (ф.6991), описи 1 и 2.

12. Российский Государственный Архив Социальной и Политической Истории (РГАСПИ, раньше РЦХИДНИ), фонд Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС (ф.17), опись 125, 132.

13. Российский Государственный Архив Новейшей Истории (РГАНИ, раньше ЦХСД), фонд Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС (ф.5).3. Периодические издания

14. Белкин А.И. Государственно-церковные отношения в Мордовии в 20-х начале 60-х годов XX века (на материалах русского православия). Дисс. . .к.и.н., Саранск. 1995.

15. Васильева О.Ю. Советское государство и деятельность Русской православной церкви в период Великой Отечественной войны. Дисс. .к.и.н., М., 1990.

16. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг. Дисс. .д-ра ист. наук. М., 1998.

17. Гущина А.В. Эволюция отношений государства и Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.). Дисс. .к.и.н. М.,1996.

18. Тюрина Л.В. Государство и Русская Православная Церковь: Эволюция отношений. 1917-2000 гг. Дис. .к.и.н., Курск, 2000.

19. Чумаченко Т.А. Советское государство и Русская православная церковь: история взаимоотношений, 40-е первая половина 50-х гг. Дисс. к.и.н., М., 1994.

20. Шимон И.Я. Отношения советского государства и Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Дисс. д.и.н., М., 1995.5. Монографические работы

21. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991.

22. Алексеев В. А. "Штурм небес" отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М., 1992.

23. Алексеев В.И. и Ставру Ф. Руская Православная Церковь на оккупированной немцами территории // Русское возрождение. 1980, №11-14;1981, № 15-16; 1982, №17-18, Париж.

24. Балевиц 3. В. Православная церковь Латвии под сенью свастики (1941-1944). Рига, 1967.

25. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

26. Боголепов А. А. Церковь под властью коммунизма. Мюнхен, 1958.

27. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943 1948 гг. М., 1999.

28. ВертН. История Советского государства: I900-I99I. М., 1995.

29. Винтер Э. Политика Ватикана в отношении СССР. 1917-1968. М., 1977.

30. Вострышев М.И. Божий избранник: крестный путь Святителя Тихона, патриарха Московского и всея России. М.: Соратник, 1990.

31. Гордиенко Н. С., Курочкин П. К. Особенности модернизации современного русского православия. М., 1978

32. Гордиенко Н. С. Эволюция русского православия (20-е—80-е годы XX столетия). М., 1984.

33. Гордиенко Н. С. Современное русское православие. Л., 1988; Русское православие: вехи истории. Сборник статьей. М., 1989.

34. Дашичев В.И. Банкротство стратегии германского фашизма. Исторические очерки. Документы и материалы. Т. 1. Подготовка и развертывание нацистской агрессии в Европе 1933-1941 гг. М, 1973.

35. Зубкова Е. Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 19451953. М., 1999.

36. Иоанн (Снычев), митрополит. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие. Их особенности и история. Самара, 1997.

37. История Русской православной церкви от Восстановления Патриаршества до наших дней. Том.1, 1917-1970, СПб, 1997.

38. Казем-Бек А.Л. Жизнеописание святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I // Богословские труды. № 34, 1998.

39. Левитин А, Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. 3 Vol. In l.Kusnacht, 1978 (Репринт- М, 1996).

40. Лисавцев Э.И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР. М, 1975.

41. Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи периода с 1863 по 1965 годы. Т. 1-6. Эрланген, 1979-1989.

42. Маркс К., Энгельс Ф. Об атеизме, религии и церкви. М., 1986. Михалев И. Церковь в прошлом и теперь. Казань, 1962.

43. Одинцов М. И. Государство и церковь в России. (История взаимоотношений. 19171938 гг.). М., 1991.

44. Одинцов М.И. Государство и церковь в России: XX век. М., 1994.

45. Одинцов М.И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1995.

46. Павлов А.В. Война. Религия. Армия. М., 1986.

47. Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. с илл.

48. Пихоя Р.Г. Советский Союз:История валсти. 1945-1991. М., 1998.

49. Плаксин Р.Ю. Крах церковной контрреволюции. 1917-1923 гг. М., 1968.

50. Плаксин Р.Ю. Тихоновщина и ее крах. Л., 1987.

51. Польский М. Каноническое положение высшей церковной власти в СССР и за границей. Джорданвилль, 1948.

52. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995. Правда о религии в России: М., 1942. с илл.

53. Рар Г. (Ветров А.) Плененная церковь. Очерк развития взаимоотношений между церковью и властью в СССР. Франкфурт-на-Майне, 1954.

54. Регельсон JI.JI. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. Па{шж, 1977 (М., 1996).

55. Русская православная церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. М., 1943.

56. Русское православие: вехи истории. М.,1989.

57. Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь, верующие. 1941-1961 гг. М., 1999.

58. Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка «Обновленческого» раскола Русской православной церкви. Казань. 1970.

59. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). М., 1999.

60. Шкаровский М.В. Русская православная церковь и Советское государство в 19431964 годах. От "перемирия" к новой войне. Спб.,1995.

61. Яковлев А. Н. По мощам и елей. М., 1995.

62. Alexeev W., Stavrou Т. The Great Revival. The Russian Church under German Occupation. Minneapolis, 1976.

63. Armstrong J., Ukrainian Nationalism, 1939-45. N.Y., 1955.

64. Curtiss, J.S. The Church and the Soviet State, 1917-1950. Boston, 1953.

65. Davis N. A Long Walk to Church. A Contemporary History of Russian Orthodoxy. Colorado, 1995.

66. Ellis J. The Russian Orthodox Church A Contemporary History. Bloomington and Indianapolis, 1986.

67. Fletcher W. A Study in Survival. N.Y., 1965.

68. Metropolit Manuil(Lemesevskij) Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965. Erlangen, 1979.

69. Pospielovsky D. The Russian Church under the Soviet Regime. 1917-1982. Vol.I-II, N.Y., 1984.

70. Riasanovsky N.V. A History of RUSSIA. 5-ed. N.Y. 1993. SpinKa M. The Church in Soviet Russia. N.Y., 1956. Struve N. Les Chretiens en URSS Editions du seuil. Paris, 1963.

71. Timasheff N.S. Religion in Soviet Russia 1917-1942. N.Y., 1942. (Reprint Westport, 1979)

72. Научные статьи и сборники статьей

73. Августин (Никитин), архим. Русская Православная Миссия в Корее // Православие на Дальнем Востоке. Вып. 1, СПб., 1993.

74. Алексеев В. А. Неожиданный диалог о встрече Сталина с руководством православной церкви // Агитатор. № 6, 1989.

75. Алексеев В.И. и Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории // Русское возрождение.1980,№11-14;1981, №15-16; 1982, №1718, Париж.

76. Анисимов JL, Православная Миссия в Корее (к 90-летию основания) // Журнал Московской Патриархии (Далее ЖМП). 1991, № 5.

77. Антоний (Марценко), архиеп. "Мои впечатления по возвышению на Родину // ЖМП. 1946, №9.

78. Буевский А.С. Православная Церковь за границей // ЖМП. 1950, № 10.

79. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной Войны // Историки мира спорят. М., 1990.

80. Васильева О. Ю. Кремль против Ватикана // Новое время. 1993, № 30 (2508).

81. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь и Советская власть в 1917-1927 годах // Вопросы истории. 1993, № 8.

82. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в 1927-1943 гг. // Вопросы истории. 1994, №4.

83. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война // Россия в XX веке. М., 1994.

84. Васильева О.Ю. Ватикан в горниле войны // Наука и религия. 1995, № 6.

85. Волкогонов Д. А. Сталин и религия // Наука и религия. 1989, № 2.

86. Гор дун С. Русская Православная Церковь при святейших патриархах Сергии и Алексии//Вестник русского христианского движения. 1990, №158.

87. Дионисий (Поздняев), священник, К истории Российской Духовной Миссии в Корее //Российское корееведение. Вып. 1, М., 1999.

88. Емельянов А. Репрессии духовенства и мирян Русской Православной Церкви в 19171941 гг.: Конференция в Российском государственном историческом архиве. СПб., 1995.

89. Зима В.Ф. Голод в России (1946-1947 гг.) // Отечественная история. М., 1993. "К народам всего мира"// ЖМП. 1945, № 2.

90. К пастырям и пастве в местных, освобожденных от вражеской оккупации и фашистского гнета"//ЖМП. 1944, № 4.

91. Кнышевский П. Н. Истоки тотального шпионажа // Государственная безопасность и демократия. 1993, № 2.

92. Макаровиц А. Ф. Новый взгляд на документы Национального архива Республики Беларусь в борьбе с фашистской агрессией // Отечественные архивы. 1994, № 3.

93. О деятельности Православной Церкви за два года отечественной войны" // ЖМП. № 1, 1943.

94. Одинцов М.И. Хождение по мукам // Наука и религия. 1990, № 5-8; 1991, № 7.

95. Одинцов М.И. И.Сталин: "Церковь может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства" // Диспут. № 3, 1992.

96. Одинцов В.М. Русская православная церковь стала на правильный путь // Исторический архив. 1994, № 3, 4.

97. Одинцов М.И. Религиозные организации в СССР: накануне и в первые годы Великой Отечественной войны (1938-1943 гг.) // Отечественные архивы. М., 1995, № 2.

98. Одинцов М.И. Религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественнойвойны (1943-1945 гг.) // Отечественные архивы. М.,1995, №.3.

99. Симбирцева Т.М. К 100-летию Православия в Корее // Этнографическое обозрение. М., 2000, №5.

100. Судоплатов П. А. "Остаюсь единственным свидетелем. " // Молодая гвардия. 1995, №5.

101. Шин Донг Хёк. Сталинская внутренняя церковная политика в 1947-1949 гг. // Церковь в истории России. Вып.5 (В печати).

102. Шин. Донг Хёк. Русская Православная Церковь в атеистическом государстве в 1940-50"е годы. Международная конференция «Роль Православной Церкви в создании и развитии Российского государства». Москва, 10-11 декабря 2001 г.

103. Шкаровский М.В. Германская церковная политика и "религиозное возрождение" на оккупированной территории Белоруссии, Прибалтики и Северо-Запада России // Материалы ежегодной богословской конференции ПСТБИ. М, 1997.

104. Яковлева Н.С. Третий рейх и православная церковь // Наука и религия. 1995, № 5.

105. Anderson J. The Archives of the Council for Religious Affairs // Religion, State and Society. Vol.20, № 3&4, 1992.

106. Anderson J. The Council for Religious Affairs and the Shaping of Soviet Religious Policy // Soviet studies. Vol.43, № 4, 1991.7. Справочные материалы

107. Большая советская энциклопедия. М., 1970-1978, т. 1-30.

108. Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923-1991 гг. Историко-биографический справочник / Сост. В.И. Ивкин, М, «Российская политическая энциклопедия», 1999.

109. История Отчества: Энциклопедический словарь / Сост. Б.Ю. Иванов, В.М. Карев, Е.И. Куксина и др., М, 1999.

110. Мокиенко В.М, Никитина Т.Г. Толковый словарь языка Совдепии. СПб, 1998.

111. Православная Энциклопедия: Русская Православная Церковь / Под общей редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия И. М, 2000.

112. Российский энциклопедический словарь. В 2 кн. / Гл. ред. A.M. Прохорова. М, 2000. Словарь исторических терминов. Под общей ред. д.и.н. А.П.Крюковских. СПб, 1998. Советская историческая энциклопедия, т. 1-16, М, 1961-76.

113. Советский энциклопедический словарь. Под ред. A.M. Прохорова. Изд. 4-е, испр. и доп. М, 1990.

114. Христианство: Энцикл.словарь: В 3 т, М, 1996.

115. Хронология российской истории: Энциклопедический справочник / под рук. Ф.Конта; Пер. с фр. Я. Богданова, 1994 (Paris, 1992).

116. The Encyclopedia of Religion. Vol. 1-16, N.Y.& London, 1987.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.