Диалектическая концепция спекулятивного мышления и её рецепция в современной философии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Авсеев, Александр Александрович

  • Авсеев, Александр Александрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 155
Авсеев, Александр Александрович. Диалектическая концепция спекулятивного мышления и её рецепция в современной философии: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Санкт-Петербург. 2009. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Авсеев, Александр Александрович

Введение.2

Глава первая. Логическое в учении Гегеля и диалектическая концепция спекулятивного мышления.8

§1 Предпосылки возникновения спекулятивного мышления.8

§2 Генезис понятий логического и спекулятивного.20

§3 Спекулятивное мышление и понятие.43

Глава вторая. Диалектическая концепция спекулятивного мышления и современная философия.79

§1 Спекулятивное мышление в постгегелевский период как познание абсолютного содержания.79

§2 Современная философия науки и спекулятивное мышление.95

§3 Негативная диалектика и диалектический момент концепции спекулятивного мышления.110

§4 Рецепция диалектической концепции спекулятивного мышления в философии постмодерна и в теории философского модерна

Ю.Хабермаса.116

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Диалектическая концепция спекулятивного мышления и её рецепция в современной философии»

Актуальность исследования. Все многовековое развитие философии, как полагал Гегель, есть история возникновения и утверждения спекулятивного метода мышления, отчего он представляет собой наиболее адекватный способ обоснования и построения философии. Спекулятивное как таковое, не являясь оригинальным порождением научного гения немецкого мыслителя, тем не менее, наиболее всестороннюю и полную разработку получило именно в гегелевской философии.

Основная проблема гносеологического подхода к теме спекулятивного в учении Гегеля - проблема аутентичной гегелевскому замыслу трактовки философии немецкого мыслителя. В последнее время появился целый ряд работ, выражающих точку зрения авторитетных отечественных и зарубежных историков философии, которые полагают, что гегелевское учение и история философия в целом все еще не достаточно осознаны представителями современной философии. Подобной точки зрения, в частности, придерживается известный немецкий исследователь наследия Гегеля П.Райзингер, который полагает, что в связи с идеологическими пристрастиями различного происхождения была утрачена способность гносеологически адекватно воспринимать учение Гегеля.

Утверждения о неадекватности восприятия гегелевской философии не лишены оснований, несмотря на то, что они звучат достаточно парадоксально на фоне огромного числа исследований, посвященных Гегелю. Причиной этой неадекватности является то, что до сих пор не было по достоинству оценено концептуальное ядро гегелевской философии — "спекулятивное". Главный недостаток даже наиболее значимых современных трактовок философии Гегеля состоит в том, что они не всегда в должной степени учитывают глубину спекулятивности гегелевской доктрины. Даже если оставить в стороне содержательный аспект спекулятивного, который пока не нашел достаточной артикуляции в современном гегелеведении, приходится констатировать, что наиболее распространенная в нем дефиниция спекулятивного, согласно которой развитие всего сущего, по Гегелю, якобы подчиняется логике триадического движения, формой которого выступает тезис, антитезис и синтез, не аутентична гегелевскому пониманию спекулятивности. В связи с этим необходимо тщательно исследовать формальную и содержательную специфику гегелевской трактовки спекулятивного мышления, которая адекватно отражала бы разработку этой проблематики в философии Гегеля.

Второй аспект, обусловивший необходимость проведения этого исследования, заключается в том, что, несмотря на спекулятивную гегелевскую реконструкцию генезиса искусства, религии и философии, очевидна необходимость дальнейшей разработки интенций спекулятивного мышления в содержании философии Гегеля в целях формулирования всеобщего принципа, развития этих важнейших направлений культуры, в том числе, и в постгегелевскиюпериод.

Степень разработанности темы; Значительный вклад в . изучение и трактовку гегелевского наследия и неразрывно связанной, с ним проблематики спекулятивного мышления внесли левые и правые гегельянцы XIX в. и неогегельянское направление в философии XX столетия. Британо-американская традиция абсолютного идеализма, выводящая его за рамки собственно неогегельянства, представлена именами Ф.Г.Брэдли, Б.Бозанкета, Дж.Мак-Таггарта, Дж.Ройса и др., историцистская итальянская — Д.Джентиле, Б.Кроче, немецкая -Г.Глокнера, Ф.Кронера, Г.Лассона и др. Французская экзистенциализированная традиция неогегельянства представлена творчеством Ж.Валя, Ж.Ипполита, А.Кожева и др. В том же контексте заслуживает внимания работа Д.Лукача "Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества".

Как анализу философской нововременной проблематики, так и гегелевской философии значительное внимание уделено в работах К.Поппера, Ю.Хабермаса, В.Хёсле.

Специфика изучения наследия немецкого философа состоит в том, что чрезвычайно важными и необходимыми представляются оценки спекулятивной философии Гегеля такими знаковыми фигурами в культуре XIX и XX в.в. как Т.Адорно, Э.Гуссерль, В.Дильтей, К. Маркс, Г.Маркузе, Ж.-П.Сартр, М.Хайдеггер и др. Произведения классиков философской мысли позволяют взглянуть на творчество Гегеля не с позиций их аутентичности, а с позиций всесторонней интерпретации, иного мировоззрения, других типов рациональности и смысловых систем координат.

В' последнее десятилетие гегелеведение пополнилось целым рядом статей, посвященных различным аспектам творчества немецкого мыслителя, неразрывно связанных с основными категориями и понятиями гегелевской спекулятивной философии. В связи с этим нельзя не отметить работы зарубежных авторов М.Баума, Р.Виля, М.Вольфа, К.Дюзинга, И.Зелены, В.Йешке, Г.Киммерли, П.Козловски, Г.Лея, П.-Ж.Лабарьера, О.Пёгелера, Л.Б.Пунтеля, П.Райзингера; Т.Тейлора, Х.Ф.Фулды, Л.Хайде, Д.Хенриха, П. Энгельмана, В.К. Эсслера.

В представленном исследовании рассмотрение собственно спекулятивной проблематики основывалось на философии Г.В.Ф. Гегеля, в меньшей степени Г.В.Лейбница, И. Канта, М. Хайдеггера, И.А. Ильина. Важную роль в исследовании гегелевской философии в целом и ее спекулятивного аспекта сыграли труды отечественных ученых советского периода: В.Ф.Асмуса, Б.Н.Бессонова, А.С.Богомолова, М.А.Булатова, П.ПГайденко, А.В.Гулыги, Э.В.Ильенкова, М.К.Мамардашвили, Н.В.Мотрошиловой, И.С.Нарского, Л.К.Науменко, В.С.Нерсесянца, Т.И.Ойзермана, В.И.Шинкарука. В последние годы эта тема нашла отражение в работах А.А.Александрова и В.Г. Пушкина. К наиболее значимым для диссертации следует отнести статьи М.Ф.Быковой, А.В.Кричевского, А.Н.Муравьёва, В.А.Погосяна, Ю.М.Романенко и Г.Г.Соловьёвой.

Цель исследования заключается в определении сути диалектической концепции спекулятивного мышления и исследовании её роли в современной рационалистической философии. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- проследить генезис логического и спекулятивного в учении Гегеля;

- выявить и концептуально обосновать специфику спекулятивного мышления как диалектического способа познания;

- исследовать логические формы, в которых осуществляется спекулятивное мышление;

- дать анализ современной рационалистической философии.

Методологический подход и источники. Методической основой настоящей работы выступает комплексное применение различных методов: спекулятивный метод служит концептуальным основанием анализа современной философии; для объяснения неоднозначно воспринимаемых мест в работах Гегеля использовался герменевтический метод; для раскрытия конкретики содержательных формообразований абсолютной идеи в современной философии был задействован метод сравнительно-исторического анализа. Источниками материала диссертации послужили произведения Лейбница и Канта, в которых содержатся предпосылки зарождения спекулятивного метода мышления, Гегеля, с изложением основ этого вида мышления, труды представителей современной рационалистической философии и новейшие гегелеведческие исследования и работы историков современной западной философии.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

- доказана тождественность понятий логического и спекулятивного с содержанием гегелевской абсолютной идеи;

- содержание спекулятивной формы абсолютной идеи в учении Гегеля раскрыто как конкретное единство умозаключения качества, умозаключения рефлексии и умозаключения необходимости;

- доказано, что трактовка спекулятивного мышления, сложившаяся в современном гегелеведении, не аутентична его пониманию Гегелем;

- проанализированы диалектические формы конституирования абсолютной идеи в современной философии.

Положения и выводы, выносимые на защиту:

1. Форма спекулятивного мышления в гегелевской философии выражается в виде снятия противоречия субъективного и объективного, моментов трех форм логического, а так же конкретного тождества понятия и действительности.

2. Спекулятивное мышление выступает в единстве умозаключений качества, рефлексии и необходимости, которые образуют конкретную форму моментов диалектического развития абсолютной идеи — идеи жизни, истины и блага.

3. Абсолютная идея генетически развивается в ходе конституирования содержательных моментов спекулятивного и логического: абстрактный момент развития абсолютной идеи понимается как идея жизни, диалектический — как идея, истины познания* а спекулятивный - как идея блага и сама; абсолютная идея.

4. Основные течения современной рационалистической философии есть отражение исторического процесса конституирования моментов, абсолютной идеи.

Теоретическая значимость исследования заключается в выдвижении и формулировке диалектической концепции спекулятивного мышления и в применении её в качестве метода анализа основных направлений современной философии.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в преподавании таких учебных дисциплин, как история философии, онтология и теория познания, социальная философия. Выводы исследования могут быть использованы при разработке методик и программ гуманитарных дисциплин.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры онтологии и теории познания Санкт-Петербургского государственного университета.

Результаты исследования положены в основу авторской программы лекционного курса "Концепция спекулятивного мышления и современная философия" и представлены в научных публикациях и докладах на научных конференциях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (7 параграфов), заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Авсеев, Александр Александрович

Заключение

Обоснование диалектической концепции спекулятивного мышления и её рецепции в современной философии привела к выводу, что проблематика спекулятивного мышления, являющаяся ядром гегелевской спекулятивной философии, не может ограничиваться в трактовке спекулятивного мышления только положениями, изложенными в логическом учении немецкого мыслителя. Этот вывод обусловлен отсутствием в работах Гегеля развернутых определений и специального анализа понятия спекулятивного мышления. Поэтому диалектическая концепция спекулятивного мышления, изложенная в диссертации, включает дальнейшее развитие интенций спекулятивного и логического содержания философии Гегеля.

В исследовании доказано, что интерпретация гегелевского понятия спекулятивного мышления, сложившаяся как в философии XIX, так и XX века, не адекватна пониманию её Гегелем.

В философской традиции теоретическая форма развития, примененная Гегелем для исследования становления сознания в "Феноменологии духа" и охарактеризованная им впоследствии в "Науке логики" как "снятие", стала приниматься в качестве диалектического метода, развертывающего гегелевскую философскую систему. Что касается "Феноменологии духа" и "Философии истории", то действительно, этот общий принцип развития, называемый большинством исследователей диалектическим методом, был положен Гегелем в основу анализа философии истории и являющегося знания. Однако он не может быть методом по причине того, что отражает только абстрактную всеобщность в понятии метода, а не конкретное единство всех его логических моментов. Для остального корпуса гегелевских работ характерно применение спекулятивного метода, который разворачивает всю систему спекулятивной философии Гегеля.

Особенность спекулятивной философии, по Гегелю, состоит в том, что форма спекулятивного мышлении, свойственная ему одному, сводится к форме понятия. При этом понятие в трактовках гегелевской философии имеет широкий контекст — понятие как таковое; адекватное понятие или идея, которая выступает понятием абсолютной идеи; логическая идея как понятие природы и духа; их тождество тоже есть понятие идеи философии.

В "Науке логики" Гегель подробно разворачивает конкретные определения, понятия в форме его субъективности, объективности и идейности. Идея есть, по Гегелю, в себе дифференцированное адекватное понятие, развитие которого обусловлено становлением трех её моментов: абстрактным моментом в идее жизни, диалектическим — в идее истины и, наконец, спекулятивным - в абсолютной идее, возникающей из идеи блага. Что касается метода, то, как полагал Гегель, он есть метод идеи, а, следовательно, в его формальном и содержательном аспектах представляет собой идею. Не адекватность интерпретации спекулятивного метода представителями различных философских течений, трактующего его в качестве диалектического, заключается в том, что в его содержание включается не идея, а различие между единством Абсолюта, и множественностью эмпирической действительности в учениях неогегельянства, борьба классов в марксизме и т.д. Это приводит и к не аутентичной интерпретации всей спекулятивной философии Гегеля,

Исследование рецепции диалектической концепции спекулятивного мышления выявило характер и особенности наличного бытия моментов логической идеи в современной философии. Поскольку предметом философии является абсолютная идея, постольку каждый момент идеи, реализующей себя в истории философии, есть момент становления спекулятивной идеи в её инобытии.

История философии, по мнению Гегеля, выражает понятие в случайной форме, а не в форме необходимости (или самого понятия). Поэтому цель познания спекулятивного смысла исторических явлений философии заключается в выявлении их понятия или идеи. Формулируя задачу истории философии, Гегель полагал, что она заключается в выяснении того, насколько её содержание согласуется или не согласуется с диалектическим развитием чистой логической идеи.170

Вторая глава посвящена применению диалектической концепции для постижения абсолютной идеи в качестве логического основания различных современных, философских учений.

Анализ рецепции абсолютной идеи в философии, дал возможность формулирования методологического принципа, позволяющего целенаправленно определять философские системы, в которые воплотилась идея.

Исследование показало, что теоретико-познавательные возможности классического рационализма не исчерпаны и требуют дальнейшего научного познания, а диссертационная работа внесет несомненный вклад в процесс актуализации изучения гегелевского наследия.

170 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. T.l M., Мысль, 1974. С. 219

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Авсеев, Александр Александрович, 2009 год

1.Абдулин А.Р. Онтологическое мышление Гегеля // Философское исследование. М., 2001, №1.

2. Адорно Т. Негативная диалектика. М., Научный мир, 2003

3. Адорно Т. Проблемы философии морали. М., Республика, 2000

4. Александров А.А. Проблема сознания и мышления в гегелевской философии. Екатеринбург, 2002

5. Александров А.А. Спекулятивное обретение истины в абсолютном знании // Проблема человека в философии Гегеля (период 1807 1831 г.г.). Екатеринбург из-во Ур. ун-та, 2004

6. Антипин Н.А. Диалектика Гегеля в интерпретации Дж. Мак-Таггарта. СПб., 1998

7. Антипин Н.А. Критическое отношение К.Поппера к диалектике Гегеля. СПб., ПТЛ, 2000

8. Антипин Н.А. Марксистское и постпозитивистское понимание диалектики Гегеля: По поводу критических замечаний К. Поппера // Диалог в философии: традиции и современность. СПб., 1995

9. Антипин Н.А. Отношение К.Поппера к использованию закона отрицания отрицания в гегелевской и марксистской философии // Циклические процессы в природе и обществе. Ставрополь, 1993

10. Ю.Апель К.-О. Трансформация философии. М., Логос 2001

11. П.Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии Гегеля // Научные доклады высшей школы. Философские науки. М., 1970 №5

12. Асмус В.Ф. Кант М., Наука 1973

13. Бартон В.И. Учение Гегеля о рассудочном и разумном мышлении // Философия и научный коммунизм. Минск, 1983. Вып. 10

14. Батай Ж. Литература и Зло. М., 1994

15. Баум М. Заметки по вопросу об отношении системы и диалектики у Гегеля // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987

16. Береговой И.И. Проблема "теоретического" синтеза в "Науке логике" и методология науки. Луцк, 1981. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР №8833 от. 12.81

17. Бессонов А.С. Маркузе о Гегеле. Научные доклады высшей школы. Философские науки. М., 1976 №4

18. Бессонов А.С. "Снятие" философии. Гегель, Фейербах, Маркс // Судьбы гегельянства: философия, религия, политика прощаются с модерном. М., Республика, 2000

19. Богомолов А.С. "Наука логики" Гегеля и современные проблемы диалектики: Заметки о международном симпозиуме // Вопросы философии М., 1981 №2

20. Богомолов А.С. Гегель и диалектическая концепция развития // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987

21. Болдыгин Г.В. Кант и Гегель о специфике философского доказательства, // Вопросы теоретического наследия- Иммануила. Канта. Калиниград, 1980. Вып: 5

22. Борзова Е.П. Понятие противоречия в философии Гегеля // Проблемы диалектики. Л., 1988. Вып. 13

23. Борзова Е.П. Проблема всеобщего в философии Гегеля. СПб., Издательство Санкт-Петербургского университета экономики и финансов 1992

24. Боэций. Утешение философией и др. трактаты. М., Наука, 1996

25. Бубер М. Я и Ты. М., Высш. шк. 1993

26. Булатов М.А. Диалектика и культура. Киев, 1984

27. Булатов М.А. Категории диалектики, их развитие и функции. М., 1980

28. Бур М., Иррлиц Г. Притязания разума. М., Прогресс, 1978

29. Бур М. Фихте М., Наука, 1965

30. О.Быкова М.Ф. К рациональной интерпретации гегелевской концепции субъективного духа // Специфика философского знания и проблема человека в истории философии. М., 1988

31. Быкова М.Ф., Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М., 1993

32. Быкова М.Ф. Гегель философия модерна? // Судьбы гегельянства: философия, религия, политика прощаются с модерном. М., Республика, 2000

33. Быкова М.Ф. Гегелевское понимание мышления. М., 1996

34. Быкова М.Ф. Мистерия логики и тайны субъективности: О замысле феноменологии и логики у Гегеля. М., Наука, 1996

35. Быкова М.Ф. Принципы и типы интерпретации логики Гегеля (к истории гегелеведческого анализа) // Историко-философский ежегодник 95. М., 1996

36. Быкова М.Ф. Феноменология духа как набросок новой концепции бытия // Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., Наука, 1997

37. Варич В.Н. Взаимосвязь индивидуального сознания и абсолютного знания в "Феноменологии' духа" Гегеля // Вестник БГУ. Серия '' Философия''. Минск, 1987

38. ЗБ.Варич В.Н. Единичное и всеобщее в "Феноменологии духа" Гегеля. Вестник Белорусского государственного университета им. Ленина Серия "История, философия, история, право". Минск, 1987. Вып. 3

39. Валь Ж. Несчастное сознание в философии Гегеля. СПб., Владимир Даль, 2006

40. Виль Р. Закон как категория гегелевской философии духа // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987

41. Виндельбанд В. Общая теория философии. Т.2. СПб.,1912

42. Виндельбанд В. Избранное. Дух истории. Пер. с нем. М., Юрист,1995

43. Виндельбанд В. От Канта до Ницше / Пер. с нем. под ред. Введенского. М., КАНОНпресс, Кучково поле, 1998

44. Вольф М. К вопросу о гегелевском учении о противоречии // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987

45. Вяккерева С.Д. Гегель в комментарии А.Кожева // Диалог в философии: традиции и современность. СПб., 1995

46. Гадамер Х-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М., Прогресс 1988

47. Гадамер Х-Г. Актуальность прекрасного. М., Искусство, 1991

48. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентальному. Новая онтология 20 в. М., Республика, 1997

49. Гайденко П.П. Является ли гегелевский монизм одним из источников пантеизма и имперсонализма // Судьбы гегельянства: философия, религия, политика прощаются с модерном. М., Республика, 2000

50. Гартман Э. Сущность мирового процесса или философия бессознательного М., 1873

51. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн.З. СПб., Наука,1994

52. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб., Наука, 1993

53. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике в 3 тт. Т.ЗСПб., 1999

54. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: в Зтт. М., 1970

55. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. СПб., Наука, 2002

56. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет в 2тт. М., Мысль, 1970

57. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук в 3 тт. М., Мысль, 1974-1977

58. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа СПб., Наука, 2002

59. Гегель Г.В.Ф. Философия права М., 1990

60. Гегель Г.В.Ф. Философия религии в 2 тт. Мысль, 1976-1977

61. Гильдебранд Д. Что такое философия? СПб., Алетейя, 1997

62. Голосов В.Ф. Рациональное и мистическое в гегелевской теории являющегося духа. Красноярск, 1969

63. Громыко Н.В. Трансцендентальная философия и её размежевание с абсолютным идеализмом Шеллинга и Гегеля // Современные зарубежные исследования немецкой классической философии. Выпуск 4. М., 1991

64. Гулыга А.В. Гегель М., Наука, 1971

65. Гулыга А.В. Разум и история (основные проблемы философии истории Гегеля) // Научные доклады высшей школы. Философские науки. М., 1970 №5

66. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., Наука, Ювента,1998

67. Гутова С.Г. Последний неоплатоник: Между мистикой и рацио. (Синкретизм в философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля). Немецкая философия второй половины 18 конца 19 веков. Екатеринбург-Нижневартовск, 1999

68. Делёз Ж. Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., Алетейя, 1998.

69. Делез Ж. Логика смысла. М., 1995

70. Дильтей В. Описательная психология // Пер. с нем. Е.Д. Зайцевой; Под редакцией Г.Г. Шпета 2-е изд. СПб., Алетейя, 1996

71. Дильтей В. Философия в системном изложении. СПб., 1909

72. Делокаров К.Х. Гегелевская натурфилософия и наука // Социальная теория и современность. М., 1995. Вып. 22

73. Деррида Ж. Письмо и различие. СПб., Академический проект, 2000

74. Джентиле Д. Введение в философию. СПб., 2000

75. Доброхотов А.Л. Антигностические моменты спекулятивного метода Гегеля // Судьбы гегельянства: Философия, религия и политика прощаются с модерном. М., 2000

76. Дологопольский С.В. "Спекуляция и бесконечность: Гегель и Деррида // Современные зарубежные исследования немецкой классической философии. Выпуск 4. М., 1991

77. Дюзинг К. Силлогистика и диалектика в спекулятивной логике Гегеля // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987

78. Зелены И. Рассудок и разум в гегелевской "Науке логики" и в материалистической диалектике // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987

79. Ильенков Э.В. Диалектическя логика. М., 198483 .Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека. СПб., Наука, 1994

80. Ипполит Ж. Спекулятивное мышление и рефлексия // Логика и существование. СПб., Владимир Даль, 2006к*

81. Иешке Вальтер "Самосознание духа". Философия религии Гегеля в историческом контексте // Судьбы гегельянства: философия, религия, политика прощаются с модерном. М., Республика, 2000

82. Кант И. К вечному миру. О вопросе, предложенном на-премию Королевской Берлинской академии наук в 1791 году;- какие действительные успехи сделала метафизика в Германии со времен Лейбница и Вольфа? // Соч. в бтт. Т.6. М., 1964

83. Кант И. Критика чистого разума. М:, Мысль, 1994

84. Кант И. Критика практического разума // Соч. в бтт. Т.4, ч. 1. М.,1964

85. Кант И. Критика способности суждения. М., Искусство, 1994

86. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., Университетская кн., 1997

87. Касымжанов Ж. О диалектике Гегеля. Алма-Ата 1977

88. Киммерли, Г. Разность и противоположность. О соотношении диалектики и мышления дифференций // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987

89. Кисель М.А. Гегель и современный мир. Л., изд-во ЛГУ, 1982

90. Кисель М.А. Метафизика в век науки. СПб., 2002

91. Киреев Д.И. Теория суждения Гегеля. М., МГУ, 1988

92. Кожев А. Введение в чтение Гегеля. СПб., Наука, 2003

93. Козловски П.Философские эпопеи. Об универсальных синтезах метафизики, поэзии и мифологии в гегельянстве, гностицизме и романтизме // Судьбы гегельянства: философия, религия, политика прощаются с модерном. М., Республика, 2000

94. Козловски П. Выводы из гегельянства: стремление к системе и господство системы // Судьбы гегельянства: философия, религия, политика прощаются с модерном. М., Республика, 2000

95. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., Наука, 1980 ЮО.Коротких В.И. О новом понимании структуры философии Гегеля

96. Вопросы философии. М., 2003 № 4

97. Ю1.Кричевский А.В. Понятие абсолютного духа в философии Гегеля // Историко-философский ежегодник, М., 1991

98. Кричевский А.В. Учение Гегеля об абсолютном духе как спекулятивная теология // Вопросы философии. М., 1993 № 5103 .Кроче Б. Антология сочинений по философии: История. Экономика. Право. Этика. Поэзия. СПб., Пневма, 1999

99. Кроче Б. Теория и история историографии. М.,: шк. "Язык рус. культуры", 1998

100. Ю5.Кун Т. Структура научных революций. М., 1977 1 Об.Кэрд Э. Гегель. М., 1898

101. Лабарьер П.-Ж. Гегелевская "Наука логики" "в-себе и вне-себя самой": структура и рефлективное движение // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., Наука, 1987

102. Лакатос И. Структура и развитие науки. М., 1978

103. Ю9.Лакатос И. Ответ на критику // Кун Т. Структура научных революций. М., Издательство ACT, 2002

104. Лей Г. К вопросу о реконструкции гегелевской логики // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., Наука, 1987 11 З.Лейбниц Г.В. Монадология // Соч. в 4тт. T.l М., 1983

105. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии // Соч. в 4тт. Т.2 М., 1983

106. Летов О.В. Гегель и современная философия // Современные зарубежные исследования немецкой классической философии. Выпуск 4. М., 1991

107. Линьков Е.С. Становление логической философии // Гегель Г.В.Ф. Наука логики. СПб., 1997

108. Липский Б.И., Марков Б.В., Солонин Ю.Н. Метафизика. СПб., Издательство С.-Петербургского университета, 2008

109. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта: Екатеринбург, УрГУ., 1993

110. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Синтетическая теория идеального. Екатеринбург Псков, 2000

111. Малахов B.C. Хёсле В. Система Гегеля: идеализм субъективности и проблема интерсубъективности // Современные зарубежные исследования немецкой классической философии. Выпуск 4. М., 1991

112. Малахов B.C. Восприятие Гегеля в современной философской герменевтике // Современные зарубежные исследования немецкой классической философии. Выпуск 4. М., 1991

113. Малинин В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. М., Мысль,1983

114. Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М., Аграф, 1997

115. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., Прогресс,1993

116. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., Прогресс, 1984

117. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления (К критике гегелевского учения о формах познания). М., 1968

118. Мареев С.Н. Метод восхождения от абстрактного к конкретному у Маркса и у Гегеля // Философское наследие Маркса и современность: поиск новых подходов. М., 1992

119. Маритен Ж. Об истине // Работы Ж. Маритена по культурологи иистории мысли. Вып. 2 М., 1992

120. Маркс К. Нищета философии. Ответ на "Философию нищеты" г-на Прудона // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е т.4 М., 1948

121. Маркс К. К критике гегелевской "Философии права". Соч. т.1

122. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследования идеологии развитого индустриального общества. М., Refl-book, 1994

123. Маркузе Г. Разум и революции: Гегель и становление социальной теории. СПб., 2000

124. З.Масленников Д.В. Логическое в немецкой классической философии. СПб., 1998

125. Мелешина С.Н. Всеобщее как категория логики и философии истории Гегеля // Диалектика исторического процесса: противоположность материалистического и идеалистического подходов. Саратов, 1986. С. 8 -11

126. Молчанов В.И. Субъективность и разум: Гуссерль, Гегель, Кант // Феноменологическая концепция сознания: проблемы альтернативы. М., 1998

127. Мотрошилова Н.В. Диалектика системности и системность диалектики в "Науке логики" Гегеля // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987

128. Мотрошилова Н.В. "Витторио Хёсле: наброски к философскому портрету" // Хёсле В. Гении философии нового времени. М., Наука, 1992

129. Мотрошилова Н.В. История философия. Запад Россия - Восток. Кн. 4. М., 2000

130. Муравьев А.Н. История философии как философская наука // Философский век. Альманах 24 Ч.1.СП6., 2003

131. Муравьев А.Н. Об истоках и итогах философствования XX // Credo new №2 (30), 2002

132. Нарский И.С. Диалектическое взаимодействие "рассудка" и "разума" у Гегеля // Вопросы философии. М., 1986 № 5

133. Нарский И.С. "Категория противоречия "Науки логики" Гегеля // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987

134. Наторп П. Философская пропедевтика. М., 1911

135. Науменко JI.K. Монизм как принцип диалектической логики. М.,1968

136. Нерсесянц B.C. Философия права Гегеля: диалектика объективного духа // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987

137. Никоненко С В. Английская философия XX века. СПб., Наука,2003147.0йзерман Т.И. Историко-философское учение Гегеля. М., "Знание", 1982148.0йзерман Т.И. Философия Гегеля как учение о первичности свободы // Вопросы философии. М., 1993 № 11

138. Перов Ю.В., Сергеев К.А., Слинин Я.А. Очерки истории классического немецкого идеализма. СПб., Наука, 2000

139. Пёгелер О. Гегель и немецкий романтизм сегодня // Судьбы гегельянства: философия, религия, политика прощаются с модерном. М., Республика, 2000

140. Погосян В.А. "Феноменология духа" Гегеля как спекулятивная логика в "действии" // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987

141. Поппер К.Р. Предположения и опровержения. Рост научного знания. М., Ермак, 2004

142. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Киев, Ника-Центр2005

143. Поппер К.Р. Что такое диалектика? // Вопросы философии. М., 1995 № 1

144. Пунтель Л.Б. Рассудок и разум в гегелевской "Науке логики" // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987

145. Пушкин В.Г. Абсолютное в человеке. СПб., 2000

146. Пушкин В.Г. Сущность метафизики. СПб., Москва - Краснодар, Лань, 2003

147. Райзингер П. Спекуляция и эмпирия у Гегеля мезальянс? // Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном. М., 2000

148. Рау И.А. Гегель о соотношении теоретического и практического освоения действительности // Вопросы философии. М., 1985 № 2

149. Риккерт Г. Границы естественнонаучного- образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПб., Наука, 1997

150. Риккерт Г. Науки о природе и науки о человеке. М., Республика,1998

151. Риккерт Г. О понятии философии. Кн.1, М., Логос, 1910

152. Родригес С. Проблемы категориальной структуры в "Науке логики" // Философские науки. М., 1983 № 2

153. Рокмор Т. Гегель, немецкий идеализм и антифундаментализм // Историко-философский ежегодник 94. М., 1995

154. Романенко Ю.М. Понятия «рефлексии» и «спекуляции» в античной философии // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. СПб., 2000

155. Сартр Ж. — П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М., Тера Книжный клуб, Республика, 2000

156. Селезнёв А.И. Понятие системы в философии Гегеля // Проблемы диалектики. Л., 1982. Вып. 10

157. Селиванов Ю.Феноменология отчуждённого духа. М., ЭКОН, 1999

158. Семенидо А.Г. "Наука логики" Гегеля и проблема системной организации философского знания // Социальная теория и современность. М.5 1995. Вып. 22

159. Соколов В.В. Европейская философия 15-17 веков. М., Высшая школа, 2003

160. Солина Е.М. Отчуждение' в процессе познания (миф о грехопадении) в учениях Г.В.Ф. Гегеля и JI. Шестова // Отечественная философия: русская, российская, всемирная. Новгород, 1998

161. Соловьёв B.C. Гегель // Сочинения в 2тт. Т.2. М., 1988

162. Соловьёва Г.Г. Три формы логического и диалектика отрицания: (К анализу гегелевской концепции) // Вопросы философии. М., 1980 N8. С. 66-88

163. Соловьёва Г.Г. Негативная диалектика: ( Два образа критической теории Т.В. Адорно ). Алма-Ата Гылым, 1990

164. Тейлор Т. Диалектика сегодня или структура, самоотрицания // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987

165. Тимофеев.А.И. Становление философской антропологии от Канта до Гегеля. СПб., 2001

166. Туровцев Т.А. Логика Гегеля против предела экзистенции // Начало. СПб., 1999 №8

167. Федосеев П.Н. Значение диалектики Гегеля // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М.,1987

168. Фейерабенд П.К. Избранные труды по методологии науки. М.,1986

169. Фейербах Л. Избранные произведения: в 2тт. М., Наука, 1955

170. Фихте И.Г. Соч. в 2тт. Мифил, 1999

171. Фишер К. Гегель его жизнь, сочинения и учение. Первый полутом 8 т. М. Л., Государственное социально — экономическое издательство, 1933

172. Фишер К. История новой философии. Т 1 — 10. СПб., 1903

173. Фулда Х.Ф. Претендует ли гегелевская логика на то, чтобы быть универсальным научным методом // Судьбы гегельянства: философия, религия, политика прощаются с модерном. М., Республика, 2000

174. Чернов С. А. Субъект и субстанция трансцендентализм в философии науки. СПб., 1993

175. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., Весь мир, 2003

176. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., Наука, 2000

177. Хайде Людвиг Нравственность и ирония. Гегелевская критика современности в "Основах философии права" // Судьбы гегельянства: философия, религия, политика прощаются с модерном. М., 2000

178. Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков, Фолио, 2003

179. Хайдеггер М Время и бытие. М., Республика, 1993

180. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., Русское феноменологическое общество, 1997

181. Хайдеггер М. Феноменология- и трансцендентальная философия ценности. Киев, Cartel, 1996

182. Хенрих Д. "Понимание Гегеля" // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М.,1987

183. Хёсле В. Гении философии нового времени. М., Наука, 1992

184. Шеллинг Ф.В.Й. Соч. в 2тт. Т.1. М., Мысль, 1987

185. Шинкарук В.И. Логика, диалектика и теория познания. Киев, 1964

186. Шуман А.Н. Трансцендентальная философия. Минск, Эконом пресс, 2001

187. Шуман А.Н. Философская логика. Минск, Эконом пресс, 2001

188. Энгельман П. Является ли притязание диалектики науниверсальность источником тоталитаризма? // Судьбы гегельянства: философия, религия, политика прощаются с модерном. М., Республика, 2000

189. Эсслер В.К. К типологии видов диалектической логики у Гегеля // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., Наука, 1987

190. Apel K.O. Diskurs und Verantwortung. Frankfurt a. M., 1988

191. Apel K.O. Transformation der Philosophischie. Frankfurt a. M., 1988. Bd. 2.

192. Bosanquet B. The philosophical theory of the state. L., 1899

193. Bredley F.H. Appearance and Reality. London, 1925

194. Bredley F.H. The principles of logic. L., 1922

195. Glockner H. Nach Hundert Jahre // Kant-Student. 1931

196. Griffin D.R. The Reenchantment of Science. N. Y., 1988

197. Green Т.Н. Works. L.: N.Y., 1900

198. Habermas J. Der philosophischie Diskurs des Moderne. Frankfurt a. M., 1988

199. Houlgate S. Hehel, Nietzsche and criticism of metaphysics. Cambridg, 1986211 .Kroner R. Von Kant bis Hegel. Tubingen, 1921

200. Lasson G. Was ist Hegelianismus? В., 1910

201. Mc.Taggart J.E. Stadies in Hegelian cosmology. Cambridge 1918'

202. Mc.Taggart J.E. Stadies in Hegelian Dialectics. Cambridge 1922

203. Metzaux A., Waldenfels B. Leibhaftig Vernuft Spuren von Merleau-Pontes Denkes. Munchen, 1986

204. Popper K.R. The logic of scientific discovery. L., 1959

205. Royce J. The world and the individual. N.Y.,1899

206. Stirling J.H. The secret of Hegel, being the Hegelian system in origin, principal, form and matter. L., 1865

207. Teylor M.C. Descartes, Nietzsche and the Search for the Unsayable // The New York Review of Books. 1987 febr. 1

208. Welsch W. "Postmodern" Genealogie und Bedeutung eines umstrilenen Begriffs // " Postmodern" order der Kampf um die Zukunf/ Hrsg. v. Peter Kemper Frankfurt a. M., 198.8

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.