Диалектика субъекта и объекта в научном познании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Самадов, Хабиб

  • Самадов, Хабиб
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1984, Ташкент
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 171
Самадов, Хабиб. Диалектика субъекта и объекта в научном познании: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Ташкент. 1984. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Самадов, Хабиб

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ДИАЛЕКТИКА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В НАУЧНОМ

ПОЗНАНИИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

§ I. Проблема диалектики субъекта и объекта познания в домарксистской философии

§ 2. Развитие знания о диалектике субъекта и объекта в научном познании в марксистсколенинской философии

§ 3. Проблема субъекта и объекта познания в современной буржуазной философии

ГЛАВА П. ДИАЛЕКТИКА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ И ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

§ I. Субъект и объект как две неразрывно связанные стороны познавательного процесса

§ 2. Диалектика субъекта и объекта в научном познании в условиях современной научно-технической революции

§ 3. Особенности научного познанш и управления природными процессами на современном этапе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Диалектика субъекта и объекта в научном познании»

Актуальность теш. На современном этапе, в условиях развитого социализма и бурных темпов научно-технического прогресса,неуклонно возрастает роль теории познания марксизма-ленинизма в решении теоретических и практических задач науки и производства.

Превращение науки в производительную силу общества, взаимопроникновение, интеграция и дифференциация научного знания порождают все новые и новые отрасли науки. Это требует новых, более глубоких и всесторонних подходов к изучению объектов действительности, следовательно, и углубления, совершенствования всех аспектов теории познания. Именно поэтому марксистско-ленинская философия все более углубляет свой статус методологической основы всех без исключения научных исследований. Поэтому не случайно на ХХУ1 съезде КПСС отмечалось, что "Основа основ научно-технического прогресса - это развитие науки"^. А современная наука и производство не могут развиваться без дальнейшего "творческого развития маркр систско-ленинской теории" . Ибо "Общественные науки в такой же мере, как и естественные, должны стать эффективным помощником з партии и всего народа" , в решении задач, которые стоят перед нашим обществом - обществом развитого социализма.

Марксистско-ленинская философия в обществе развитого социализма направляет свои усилия на методологическое исследование проблем, которые, несмотря на высокий уровень абстракции, способствуют преобразованию и совершенствованию общества, разумному регулированию его взаимоотношений с природой. Теория научного познания постоянно обогащается и должна обогащаться новыми методологи

1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981, с.44.

2 Там же, с.77. ■

3 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983г.' - М.: Политиздат, 1983, с.6. • ■ ческими аспектами, которые послужат основой для выявления и раскрытия новых объективных научных истин, являющихся этапами и средствами развития науки и решения производственных практических задач, стоящих перед обществом развитого социализма на пути к построению коммунистического общества.

К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин, создав и развив качественно новую философию, обосновали ее мировоззренческую и методологическую функции, положение о том, что философская интерпретация достижении науки не только ведет к дальнейшей генерализации науки, обобщению знаний, но и служит ее методологической основой к дальнейшим научным открытиям, к выявлению, конкретизации и обогащению наших знаний о сущности объектов действительности и их научных определений.

Принципы, законы, категории и другие элементы материалистической диалектики, на которых зиждется теория познания, выполняют в процессе научных исследований не только методологическую,но и концептуальную функцию. Иными словами, теория познания марксизма-ленинизма помогает не только открывать новые объективные истины, но и объяснять доселе неизученные процессы и явления материального мира.

Только с позиций марксистско-ленинской философии достигается синтез социального, нравственного идеалов, в рамках этой синтезированной системы реализуется актуальная потребность научной картины природы, общества и человека как биосоциального феномена.

Одним из важнейших аспектов теории познания марксизма-ленинизма является проблема диалектики субъекта и объекта в научном дознании. Ибо в конечном итоге выявление, открытие любой объективной истины, любого нового знания в своей фундаментальной основе осуществляется в результате взаимоотношения, активного взаимодействия субъекта и объекта в процессе практики.

В процессе активного взаимодействия субъекта и объекта в процессе практики "реализм мы не противопоставляем идеалам. Наоборот, мы говорим: реализм необходим именно для успешной борьбы за идеалы. Связывать текущую практику с нашими идеалами, стремиться к тому, чтобы сегодняшняя деятельность способствовала продвижению к коммунистическому будущему"^. Ибо "теоретическое осмысление явлений общественной жизни, ее главных тенденций позволяет партии предвидеть ход общественных процессов, вырабатывать верный политический курс, избегать ошибок и субъективистских решений, уверенно вести наш народ к светлому будущему всего челове2 чества - коммунизму .

Значение теории познания марксизма-ленинизма, в том числе его важного аспекта диалектики субъекта и объекта в цроцессе научного познания неизмеримо велико не только в достижении высоких результатов всех наук на современном этапе, но и в прогнозировании последствий преобразовательной человеческой деятельности,основанной на достижениях наук, для будущего человечества, природы и мирозданья в целом. Этот функциональный аспект проблемы диалектики субъекта и объекта особенно важен как некий методологический ориентир, критерий целесообразности преобразовательной деятельности человека и человечества. Возрастание роли науки в жизни общества налагает на ученых огромную социально-нравственную ответственность за результаты своей деятельности. И эта ответственность может быть реализована учеными всех отраслей науки только в том случае, если они будут руководствоваться марксистско-ленинской теорией познания.

1 Черненко К.У. Избранные речи и статьи. - М.: Политиздат, 1984,

• с.631.

2 Туленов Ш. Диалектика и стиль научного мышления. - Ташкент: Узбекистан, 1983, с.95.

На июньском Пленуме ЦК КПСС отмечалось: "Во всей воспитательной и пропагандистской работе следует постоянно учитывать особенность переживаемого человечеством исторического периода. А он отмечен небывалыми за весь послевоенный период по своей интенсивности и остроте противоборством двух полярно противоположных мировоззрений, двух политических курсов - социализма и империализма. Идет борьба за умы и сердца миллиардов людей на планете. И будущее человечества зависит в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы"^. Всестороннее, монографическое раскрытие всех поставленных проблем в нашей теме внесет определенный вклад также в философский арсенал средств борьбы против буржуазной идеологии, антикоммунизма, ревизионизма всех мастей, которые на современном этапе приобретают все более острые, изощренные формы.

Марксистско-ленинская теория познания ориентирует науку на гуманистическое служение обществу, человеку, социальному прогрес-р су . Избранная нами тема исследования вносит некоторый вклад в этот ориентир, ибо проблема диалектики субъекта и объекта в научном познании предполагает, в числе других задач, ориентировать ученых, науку на те же возвышенные идеалы, на которые направляет их в целом марксистско-ленинская философия. ,

Диалектика субъекта и объекта как философская проблема способствует решению вышеизложенных задач, ибо в этой проблеме рассматривается не только логическая сущность, но и функциональные особенности субъекта, в том числе и прогнозирующая функция. Несмотря на многосторонние исследования и значительную разработанность этой проблемы, до сих пор не исследованы особенности про

1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983г.- - М.: Политиздат, 1983, с.7. - "*

2 Скворцов JI.B. Субъект -истории и социальное самосознание,- М.: Политиздат, 1983, с.15.

3 Энгельгардт В.А,- Век-надки и ответственность ученого, - Вопро-' сы философии, 1984, J3 I, с. 123. цесса диалектики субъекта и объекта, возникшие на современном этапе под влиянием научно-технической революции, бурных темпов научно-технического прогресса и успехов познания.

Все изложенные выше положения обусловливают актуальность темы, избранной нами для исследования.

Степень разработанности проблемы. Основополагающие идеи и положения по проблеме диалектики субъекта и объекта в научном пот ? знании разработаны и даны в произведениях К.Маркса;;, Ф.Энгельса я и В.И.Ленина

Многие аспекты проблемы взаимосвязи и диалектики субъекта и объекта в процессе научного познания получили освещение в трудах советских философов. Например, проблема субъекта и объекта в истории и буржуазной философии освещается в работах В.В.Лекторскол £ го , К.А.Любутина , общим вопросам сущности категорий "субъект" и "объект", их взаимосвязи и роли в научном познании посвящены работы А.И.Шептулина, Ш.Т.Туленова, В.Ф.Кузьмина, В.В.Лекторского, Д.И.Дубровского, В.А.Демичева, В.М.Петрова и Л.А.Микепшной® и др.

Некоторым вопросам взаимосвязи и взаимодействия субъекта и объекта в познании процессов в неживой, живой природы и общества

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23, с.189.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.495, 496.

3 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.18, с.5, 81, ИЗ.

4 Лекторский В.В. Проблемы субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии.-М.: Высшая школа, 1965.

5 Любутин К.А. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической философии. - Свердловск: У1У, 1973.

6 Шептулин А.П. Система категорий диалектики. - М.: Наука, 1967; Туленов Ш.Т. Система законов и категорий диалектики.-Ташкент: Узбекистан,1974; Микешина Л.А. Роль субъекта в социальной детерминации научного познания.-В.кн.: Проблемы диалектики и логики научного познания.-Ташкент: ТГПИ им.Низами,1984,с.234; Лекторский В.В. Субъект, объект, познание.-М.: Наука, i960; »-• Кузьмин В.Ф. Объективное и субъективное.^.: Наука,1976; Дубровский Д.И. Категория идеального в системе марксистского философского знания.-Философские науки,1983, Jfc I; Демичев В.А. Объект и предает науки.-Философские науки,1983, JS 5; Петров В.М. К вопросу о диалектике субъекта и объекта.-Философские науки, 1983, гё 5. и проблемам управления ими имеются работы В.Г.Афанасьева, В.Г.Пушкина, A.M.Сердюка, А.Ю.Зуева, Э.М.Смирнова* и др.

Ряд аспектов исследуемой нами проблемы получил освещение в о ряде докторских и кандидатских разработках*.

Вместе с тем в этой области имеется еще немало спорных, нерешенных вопросов.

Изучение литературных научных источников и диссертационных работ показало, что проблема диалектики субъекта и объекта в научном познании нуздается в дальнейших исследованиях. Во-первых, процесс познания бесконечен. Во-вторых, сами объекты действительности (а субъект и объект познания являются объектами действительности) постоянно развиваются и, следовательно, изменяются под влиянием изменяющихся исторических, социальных, психологических, экономических и т.д. условий.

Например, НТР и научно-технический прогресс во многом влияющих на развитие общества, частных наук и научное познание,обуславливают возникновение новых особенностей диалектики субъекта и объекта научного познания. И эти особенности пока еще не получили достаточного философского осмысления.

1 Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление.-- М.: Политиздат, 1981; Пушкин В.Г. Материалистическая диалектика в физическом и - биологическом познании. - Философские науки, 1983, J£ I; Сердюк A.M. Здоровье человека, научно-технический- прогресс и окружающая среда.-Вопросы философии,1983,

В 6; Смирнов Э.М. Анализ системы "субъект - техническое-средство - объект".-Философские науки,1982, В I; Зуев А.Ю. О диалектике общества и природы.-Общественные науки в Узбекистане, 1984, }Ь I.

2 Наумов ЮЛ(. Проблема активности субъекта в процессе познания.-Автореферат канд.дисс.-М. ,1969; Абульханова К.А. Категория субъекта в диалектико-материалистической методологии.-Автореферат докт.дисс.-М., 1974; Козинцева М.Д. Диалектическое единство объекта и субъекта познания в современном Физическом знании. - Автореферат, канд.дисс. - Иркутск, 1975; Гарусов Э.В. Методологические проблемы теории взаимодействия общества и природы. - Автореферат канд.дисс. - М., 1978.

На наш взгляд, в исследуемой нами проблеме недостаточно раскрытыми остались следующие ее аспекты: с использованием новых источников следует проследить историю становлений знаний о диалектике субъекта и объекта в научном познании, а также более аргументированно дать критику современных представлений буржуазной философии по данной проблеме; с учетом и использованием новейших данных современной науки проанализировать сущность и особенности взаимодействия субъекта и объекта в процессе научного познания и практики на современном этапе; проследить особенности взаимодействия субъекта и объекта на конкретных объектах неживой, живой природы и общества, на этой базе глубже выявить механизмы управления и прогнозирования будущих процессов и явлений.

Цель и задачи исследования. Целью нашего исследования является на основе новейших данных науки более глубже проследить и выявить диалектику взаимосвязи субъекта и объекта в научном познании в процессе практики. Эта общая цель обусловила необходимость решения следующих конкретных задач исследования:

- проследить генезис решения проблемы диалектики субъекта и объекта в домарксистской философии;

- проанализировать существующие концепции категорий "субъект" и "объект" в научном познании, выявить и определить сущность этих понятий;

- на базе диалектико-материалистических понятых категорий "объект" и "субъект" дать обоснованную критику буржуазным концепциям по данной проблеме;

- определить объективную диалектику взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания на основе практики на современном этапе развития общества, раскрыть функции субъекта и объекта в выявлении объективной истины;

- раскрыть особенности взаимоотношений субъекта и объекта в процессе познания природных явлении;

- выявить субъектно-объектные отношения в процессе познания физических, экологических, биологических и общественных явлений;

- определить роль, место и значение взаимодействия и диалектики субъекта и объекта в управлении и прогнозировании природными и общественными процессами.

Методология и источники исследования. Общей теоретической и методологической основой данного диссертационного исследования явились произведения основоположников марксизма-ленинизма, материалы съездов КПСС и КП Узбекистана, а также другие директивные документы Коммунистической партии и Советского государства. В диссертации использованы работы советских философов, социологов, новейшие данные естественных, общественных и технических наук по исследуемой проблеме, статьи в журналах "Вопросы философии", "Философские науки", "Общественные науки в Узбекистане" и др. журналы и сборники. Диссертант берет за основу исследования диалектико-мате-арилистическое решение основного вопроса философии, а также систему принципов, законов и категории материалистической диалектики.

Научная новизна исследования. На основе марксистско- ленинской методологии и системного подхода в научном познании выявляются новые аспекты в становлении диалектики субъекта и объекта б истории философии, а именно - необходимый и закономерный в целом прогрессирующий и углубляющийся характер этих взаимоотношений{раскрывается качественно новый этап в знании о взаимодействии субъекта и объекта в марксистско-ленинской философии, выявляются сущность и особенности субъектно-объектных взаимодействий в современной науке и практике, определяются структурные виды и особенности этих взаимоотношений, обусловленных научно-технической революцией; показываются особенности субъектно-объектных отношений в условиях развитого социализма и с этих позиций дается критика концепций в познания взаимосвязи субъекта и объекта в современной буржуазной философии; выявляются процессы и закономерности развития диалектики субъекта и объекта в онтологическом и гносеологическом аспектах; определяются особенности и специфика взаимодействия субъекта и объекта в познании физических, экологических, биологических и общественных явлений, при этом выявляется активность и творческий характер субъекта, хотя его действия и обусловлены закономерностями объекта; выявлены факторы и закономерности управления и прогнозирования природными процессами и объектами; разработаны рекомендации по дальнейшему совершенствованию взаимоотношений субъекта и объекта, некоторые принципы прогнозирования и управления природными объектами на основе рационального планирования научных исследований.

Теоретическая значимость и практическая ценность исследования. Исследование вносит определенный вклад в дальнейшую разработку теории и практики субъект-объектных отношений, вообще и в условиях развитого социализма и научно-технической революции, в частности.

Основные положения, выводы и рекомендации диссертации могут быть использованы специалистами при исследовании природных и социальных объектов.

Материалы данного исследования могут найти применение в учебном процессе при освещении таких тем вузовского курса марксистско-ленинской философии: "Философия, ее предают и роль в обществе", "Борьба материализма и идеализма в домарксистской философии", "Сознание, его происхождение и сущность", "Основные законы и категории диалектики", "Познание как отражение действительности", "Критика современной буржуазной философии", "Общество и природа", "Общественное сознание и его структура", "Общественный прогресс".

Материалы диссертации можно использовать при чтении лекций в университетах марксизма-ленинизма, в высших партийных школах, а также при чтении лекций по линии общества "Знание".

Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации диссертации получили отражение в шести опубликованных статьях общим объемом 2,5 п.л.

Полученные результаты исследования были отражены в докладах, с которыми автор выступал на республиканских научно-теоретических конференциях Академии наук Таджикской ССР в г.Душанбе (1978, 1980,

1982, 1983, 1984 гг.), на второй Всесоюзной научно-теоретической конференции "Диалектика и современное научное познание" в г.Ташкенте 15 мая 1984 г,, а также на ежегодных традиционных научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов Ленинабадского ордена"Знак Почета"госпединститута игл. С.М.Кирова (1975-1984 гг.).

Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии Ленинабадского госпединститута им,С.М.Кирова (1983 г.), а также на заседании кафедры диалектического и исторического материализма Ташкентского Государственного педагогического института им.Низами (1984 г.).

Материалы диссертации используются в процессе проведения лекционных и семинарских занятий со студентами Ленинабадского ордена "Знак Почета" госпединститута им.С.М.Кирова.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В конце каждого параграфа и в заключении сформированы выводы. Общий объем работы 171 страниц машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Самадов, Хабиб

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диалектика субъекта и объекта, являясь, важнейшим элементом познания, развивается вместе с ним и определяет его успехи. Чем совершеннее субъектно-объектные отношения, тем выше уровень познания и его результаты. Диалектика субъекта и объекта, как и все познание в целом, определяется социально-экономическими условиями общества. Каждая эпоха в развитии общества накладывает свой отпечаток на познание, в частности на диалектику субъекта и объекта.

Современная эпоха характеризуется научно-технической революцией, которая интенсивно влияет на познание и его важнейший элемент - диалектику субъекта и объекта. Научно-техническая революция активизировала развитие субъекта, субъектно-объектных отношений,оказала и оказывает влияние на объекты познания. В связи с этим возникла необходимость исследовать особенности субъекта, объекта и их взаимоотношений, обусловленные научно-технической революцаоей. Субъект познания на современном этапе характеризуется структурной сложностью, усилением познавательных возможностей и гносеологической активности. Все это является результатом успехов НТР, научно-технического и социального прогресса.

Современный субъект познания вооружен богатым арсеналом средств и методов познания, которые усиливают его познавательные возможности. Кроме того, эти возможности обеспечиваются также и тем, что субъект усложнился структурно. Если в предшествующие исторические эпохи субъектом в основном выступал ученый (индивидуальный субъект), то в настоящее время субъект - это индивид или группа индивидов, объединенных объектом познания, социальная группа или общество в целом, участвующие в научном познании и в практическом преобразовании природных и социальных феноменов.

На современном этапе особенности субъекта познания определяются следующими условиями: расширились познавательные возможности, арсенал средств познания и его уровень; методология познания вооружает субъект истинно-научными принципами познания, основанными на законах материалистической марксистско-ленинской диалектики; глобальный характер познания обогащает субъект широкой теоретической базой.

Под влиянием всех перечисленных выше условий на современном этапе сформировался новый тип субъекта с высокой степенью познавательной активности, способный творчески решать задачи высокого уровня познания, проникать в глубинную сущность объектов, открывать новое на теоретическом и идеальном уровнях.

Следовательно, субъект непрерывно развивается, преодолевая противоречия этого процесса, обусловленные развитием общества и познания. Но развитие субъекта, как и общества, идет по восходящей линии, поэтому современный субъект познания, как феномен социальный, имеет наиболее сложную и совершенную качественную определенность, по сравнению с субъектами всех предшествующих этапов развития общества и познания.

Категория субъекта познания разработана в философии гораздо обширнее, конкретнее и глубже, чем категория объекта познания. Об объекте познания упоминается в исследованиях лишь в связи с анализом субъекта и его активности.

Использование материалистической диалектики как метода научного познания повышает активность субъекта. Взаимоотношения субъекта и объекта только тогда могут давать истинные знания и увеличивать их объем, когда активность субъекта будет постоянно усиливаться.

Развитие активности субъекта - одно из условий развития познания. Эта важная закономерность диалектики субъекта и объекта в научном познании. Одним из важнейших условий активности и плодотворности деятельности субъекта является его правильные методологические, мировоззренческие позиции, учет диалектики философских категорий и самой материальной действительности.

Активность субъекта обусловлена также целью, которая побуждает к действию, интересам к познавательной творческой деятельности, потребностью в ней. Эти мотивы являются важнейшими стимулами творческой активности советских ученых, преследующих гуманные цели преобразования природы и общества для блага человека,

В структуру познавательной активности субъекта входят следующие компоненты: цель, средства, и способы познания (эмпирические, практические и теоретические); стиль научного мышления; логическое диалектическое мышление; научная интуиция.

Активность современного субъекта характеризуется также тем, что в процессе познания он не только исследует реальную онтологическую данность субъекта, но и прогнозирует перспективы и условия его будущего развития, а иногда прогноз научно предсказывает возникновение нового объекта,

НТР наложила свой отпечаток и на объект познания. В результате дакономерного диалектического развития, а также в результате преобразовательной деятельности общества вещи материального мира изменились, усложнились. Онтологические изменения, совершившиеся и непрерывно совершающиеся в вещах, отражаются и на объекте познания, ибо в нем появились стороны, процессы, связи, отношения, которые еще не познаны наукой и не вписываются в существующие научные теории и концепции. Следовательно, объект познания усложнился. Однако это не является преградой для его адекватного отражения в познании, так как познавательные возможности субъекта неизмеримо возросли.

В современной науке отсутствует общефилософская классификация, способная отразить все многочисленные виды этой гносеологической категории, имеется много различных определений объекта познания. Рассматривая объект познания, мы дали ему следующее определение: объект познания - это вещь объективной действительности (как материальной, так и идеальной), включенная в сферу познавательной, преобразовательной и созидательной деятельности субъекта.

На наш взгляд объекты можно разделить на материальные и идеализированные. Материальные - это предметные и природные объекты. Идеализированные объекты - это отраженные в сознании процессы, явления, закономерности, свойства, отношения, т.е. теоретические положения науки, понятия, гипотезы, теории, мировоззрение, мораль, право и т.д.

Идеальные объекты объективно существуют как результат материальной, познавательной деятельности субъекта.

Объект познания в эпоху научно-технической революции и интенсивного развития научно-технического прогресса, образно выражаясь, "раскрылся" субъекту с самых глубинных сторон. Это обусловлено тем, что увеличились познавательные возможности и средства субъекта -появились новые методы исследования, экспериментальные установки, повысился и расширился уровень теоретических знаний. Следовательно, НТР, достижения науки и техники оказывают позитивное влияние не только на субъект, но и на объект познания.

Дифференциация и интеграция наук и связанный с этим комплексный подход к исследованию вещи способствует тому, что объект познания раскрывает свои тайны науке.

Однако современный объект познания стал более сложным под влиянием результатов научно-технической революции.

Реальные объекты природы и человек под натиском техники и других сторон НТР утратили некоторые ценные качества, претерпели нежелательные изменения.

Общеизвестно, что неразумное отношение к црироде, некоторые стороны НТР пагубно отражаются на природе и человеке.

В современном познании появились объекты настолько абстрактные, что их можно описать только формальными средствами: подобные объекты познания не имеют конкретных аналогов в действительности, а существуют только в концептуальной системе.

Для современного объекта познания характерна его гносеологическая расчлененность. В современном познании объект раскрывается не только путем дифференцированного, но и интегрированного изучения.

Одной из особенностей объекта современного познания является частичное изменение определенных его сторон в процессе познавательной деятельности субъекта. Это, разумеется, относится не ко всем объектам, и не ко всем ситуациям. Иногда при исследовании объекта субъект использует такие методы, которые не могут не вызвать изменения естественного состояния объекта.

В числе современных природных объектов есть такие объекты, которые искусственно созданы или преобразованы человеком. Например, выведены новые породы животных, новые сорта растений, насекомые, используемые в биологическом методе борьбы с сельскохозяйственными вредителями. Эти и многие другие реальные объекты также составляют часть объекта познания и являются его особенностью на современном этапе.

Активность обычно рассматривается как качество субъекта. Но мы отмечаем, что активность присуща и объекту познания. Активность объекта - это непрерывный диалектический процесс самодвижения и саморазвития его и все связанные с ним закономерности, явления и процессы: возникновение разрешение противоречий, скачки, изменение сторон объекта (как вещи материального мира), его связи внутренняе и внешние. Этот процесс саморазвития определяет онтологическую активность объекта и является субстанциональным по отношению к активности гносеологической. Включенная в процесс познания вещь материальной действительности обретает гносеологическую активность. Она проявляется в активной реакции на действия субъекта и средств познания. В результате гносеологической активности объекта процесс его познания субъектом может облегчаться или затрудняться в зависимости от условий, методов познания, от характера самого объекта.

Материалистическая диалектика обобщает факты, законы, категории, понятия частных наук, воссоздающих фрагмент картины мира в специфической форме.

Марксистско-ленинская философия отражает реальность высшего порядка. В ней сосредоточены фундаментальные законы бытия, развития природы, общества и познания, а также все общие понятия, теории и закономерности онтологического и гносеологического характера, обобщающие данные всех отраслей научного знания.

Проблема диалектики субъекта и объекта является некоторым гносеологическим и методологическим ориентиром для представителей частных наук, облегчает им научные исследования, а также помогает совершенствовать преобразовательную деятельность общества.

В связи с влиянием НТР на все сферы бытия, в процессе познания природы диалектика субъекта и объекта приобрела некоторые особенности. В познании появился новый, сложнейший гносеологический объект - проблемы экологии и взаимодействия человека и природы. Эти проблемы требуют глубокого и всестороннего изучения с целью разумного регулирования взаимоотношений человека и природы, сохранения всеобщей связи мира и его гармонического единства.

Оставаясь объектами естественных наук, эти проблемы получили огромное социальное значение, поэтому их можно считать естественяо-социальными объектами. Главную роль в правильном развитии экологических проблем играет методологическая основа исследования -- марксистско-ленинская методология. При изучении объектов, макромира и мегомира, в связи с их сложностью и труднодоступностью, субъект познания применяет комплексный, всесторонний подход, использует сложнейшую технику и аппаратуру, ведет исследования в небывало экстремальных условиях.

Результатом исследования космоса и Вселенной чаще всего являются знания теоретического уровня с высокой степенью абстракции.

Современный уровень субъектно-объектных отношений позволяет исследовать ненаблюдаемые объекты, недоступные ощущениям. Диалектика субъекта и объекта в современном научном познании имеет три структурных компонента: сущность и развитие субъекта; сущность и развитие объекта; сущность и развитие взаимоотношений между ними. Эти компоненты взаимообусловлены, взаимопроникаемы и составляют целостное гносеологическое единство - диалектику субъекта и объекта.

Диалектическое развитие субъекта и объекта совершается под влиянием НТР, развитие же указанных гносеологических феноменов позитивно влияет на развитие научно-технической революции, в чем и проявляется связь познания и практики, их взаимная обусловленность.

Для современного научного познания характерны процессы дифференциации и интеграции наук, благодаря которым усиливается активность субъекта, повышаются возможности познания. Современный субъект учитывает, что в объекте проявляются все законы диалектики и исследует специфику, формы их проявления, что дает возможность проникнуть в глубинную сущность объекта.

Современное естественно-научное познание, вооруженное марксистско-ленинской материалистической диалектикой, учитывает вечную изменчивость объектов природы, их саморазвитие и связь с другими объектами. Этот учет - одно из важнейших условий постижения объективных истин, развития знания об объекте.

Противоречия (борьба противоположностей), назревающие в объектах природы, следует рассматривать не как негативное явления, а как необходимость, закономерность, результатом которой является скачок, переход на новую ступень развития, совершающийся путем разрешения противоречий. Б связи с этим возникает вопрос: правомерно ли вмешательство в природу вообще, нужно ли управлять природными объектами? На это® вопрос мы отвечаем положительно, но подчеркиваем, что всякое вмешательство в природу; управление некоторыми природными объектами должно осуществляться при условии строгого учета всех законов диалектики.

В естественно-научных исследованиях субъект должен учитывать не только естественную природу объекта и те знания, которые накоплены о нем, но и возможность изменений в нем, совершившихся под влиянием различных сторон человеческой деятельности в условиях научно-технической революции.

Приступая к исследованию, субъект должен гипотетически предполагать эти изменения и в процессе конкретных экспериментально-теоретических методов рассмотрения объекта устанавливать характер этих изменений.

Использование какого-то одного метода, его абсолютизация приводит к односторонности полученных знаний.

В современном естествознании применяется целый комплекс различных частнонаучных методов. Кавдый метод имеет свои, строго определенные возможности, поэтому необходимо сочетание различных методов, что позволит субъекту избежать односторонности и универсализации отдельных представлений, получить истинные знания об объекте.

Большое значение в развитии познания имеет научный стиль мышления, сформировавшийся на основе новых достижений науки. Методологические и мировоззренческие положения материалистической диалектики, марксистско-ленинской онтологии и гносеологии являются основой всех научных стилей мышления частных наук в нашей стране.

Процесс научного мышления, углубление и расширение границ его познавательных возможностей находится в непосредственной зависимости от его связи с диалектико-материалистическим мышлением,являющимся высшей формой философского стиля мышления. Такой гибкий и подвижный стиль мышления, полностью соответствующий живой диалектике вещей, никогда не может устареть. Поэтому не случайно в условиях современной научно-технической революции материалистическая диалектика выступает как всеобщая методология и логика научного познания"'1'.

В основе дальнейшего совершенствования современного естествознания лежат диалектико-материалистические принципы развития и единства мира. Происходит процесс дальнейшего проникновения марксистско-ленинской философии в теоретическое естествознание.

Современный научно-технический прогресс в огромной степени усиливает власть человека над природой. Противоречивый характер развития находит свое выражение в том, что каждый новый успех в процессе возрастания власти человека над природой оборачивается своей негативной стороной, усиливая зависимость человека от природы. Задачи познания - снять эти противоречия или не допускать их.

Современное познание (следовательно, и диалектика субъекта и объекта) обусловлено социальными факторами. Важнейшим фактором истинности научного знания является целеполагание субъекта, которое зависит от его мировоззренческих позиций.

I Туленов Ж. Диалектика и стиль научного мышления. - В кн.: Диалектика и научное познание. - Ташкент: Фан, 1979, с.22.

В социалистическом обществе цели науки и практики гуманны и направлены на благо человечества современного и будущего.

Советские ученые успешно развивают науку. В развитии познания усиливается и расширяется роль материалистической диалектики как гносеологической, онтологической и методологической основы всех частных наук. Происходит глубокое проникновение философского (диа-лектико-материалистического стиля мышления) в частные науки.

Философия должна взять на современном этапе на себя еще одну функцию - координирующую, то есть с позиций философии следует определить целесообразность естественно-научных проблем и последствия результатов их решения для природы и человека.

Субъект и объект познания будут непрерывно развиваться, ибо онтологическое бытие постоянно развивается и ведет к изменению их онтологической сущности. Это закономерный процесс. Диалектика субъекта и объекта, субъектно-объектные отношения также будут развиваться. В связи с этим необходимы дальнейшие преобразования этой проблемы с целью выявления новых особенностей познания, которые будут закономерно возникать по мере развития общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Самадов, Хабиб, 1984 год

1. Маркс К. Философский манифест исторической школы права. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.85-92.

2. Маркс К. К критике Гегелевской философии права. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.219-368.

3. Маркс К. К критике Гегелевской философии права. Введение.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.414-429.

4. Маркс К. Святое семейство, или критика критической критики.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.3-230.

6. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.З, с.1-4.

7. Маркс К. Нищета философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.65-185.

8. Маркс К. Восемнадцатое Брюмера Луи Бонопарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.8, с.115-217.

9. Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд, т.13, с.1-167.

10. Маркс К. Капитал. Маркс К.,-Энгельс" Ф. Соч., 2-е изд., с.23-26.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. -Соч., 2-е изд., т.4, с.419-459.

12. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.З, с.7-544.

13. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.231-517.

14. Энгельс Ф. Развитие социализма об утопии к науке. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.183-230.

15. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.5-338.

16. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т.20, с.342-626.

17. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превразешш. обезьяны в человека. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.486-- 499.

18. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21,с.23-178.

19. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т,21, с.269--317.

20. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч., т.1, с.125-346.

21. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве. Полн.собр.соч., т.1, с.347-534.

22. Ленин В.И. Что делать? Полн.собр.соч., т.8, с.185-414.

23. Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции. Полн.собр.соч., т.II, с.1-131.

24. Ленин В.И. Марксизм и ревизионизм. Полн.собр,соч., т.17, с.15-26.

25. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции. -Полн.собр.соч., т.17, с.206-213,

26. Ленин.В.И. Девять вопросов референту. Полн.собр.соч.,т.18, с.1-6.

27. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч.,т.18, с.7-384.0

28. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма. -Полн.собр.соч., т.23, с.40-48.

29. Ленин В.И. Карл Маркс. Полн.собр.соч., т.26, с.43-93.*

30. Ленин В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т.29, с.3-620.

31. Ленин В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч., т.33, с.1-120.

32. Ленин В.И. Великий почин. Полн.собр.соч,, т.39, с.1-29.

33. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. Полн. собр.соч., т.41, с.1-104.

34. Ленин В;И, Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41, с.298-318.

35. Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт.Троцкого и Бухарина. Полн.собр.соч., т.42, с.264-304.

36. Ленин В.И. 0 значении воинствующего материализма. Полн. собр.соч., т.45, с.23-33.

37. Ленин В.И. Разногласия в европейском рабочем движении. -Полн.собр.соч., т.20, с.62-69.

38. Ленин В.И. Крах П Интернационала. Полн.собр.соч., т.26,' с.209-265.

39. Официально-документальные материалы

40. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

41. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических республик. М.: Политиздат, 1978. - 62 с.23. 0 дальнейшем улучшении идеологической политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979. М.: Политиздат, 1979. - 15 с.

42. Материалы Ш съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 256 с.

43. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.

44. Материалы Пленума ЦК КПСС, 22 ноября 1982 года. М.: Политиздат, 1982. - 30 с.

45. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

46. Материалы Пленума ЦК КПСС, 13 февраля 1984 года. М.: Политиздат, 1984, - 30 с.

47. Тихонов Н.А. Основные направления экономического и социального развития СССР на 198I-I985 годы и на период до 1990 года: Докл. .ШТ съезду КПСС, 27 февраля 1981. М.: Политиздат, 198I. - 46 с.

48. Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. Ташкент: Узбекистан, 1980. - 352 с.

49. Черненко К.У. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1984. - 670 с.

50. Рашидов Ш.Р. Отчетный доклад ЦК КП Узбекистана XX съезду Коммунистической партии Узбекистана. Ташкент: Узбекистан,1981. 84 с.3. Книги, сборники

51. Абдилдин Ж.М., Белгимбаев Л.С. Диалектика активности субъекта в научном познании. Алма-Ата: Наука, 1977. - 303 с.t >

52. Абдуллаева М.Н. Адекватность отражения на эмпирическом уровне. Ташкент: Фан, 1982. - 112 с.3.2*. Агзамов П. Законы общества и научное управление. Ташкент: Узбекистан, 1981. - 123 с.

53. Алексеев П.В., Ильин А.Я. Принцип партийности в естествознании. М.: Высшая школа, 1974. - 294 с.

54. Алексеев П.В. Предмет, структура и функции диалектического материализма. М.: Изд-во МГУ, 1983. - 343 с.

55. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М.: Мысль,1982. 304 с.

56. Антипенко Л.Г. Проблема физической реальности. М.: Наука, 1973. - 262 с.

57. Арефьева Г.С. Социальная активность. М.: Политиздат, 1974.- 230 с.

58. Аристотель. Категории. Соч. в 4-х томах. Т.2. М.: Мысль, 1978, с.51-90.

59. Аристотель. Физика. М.: Соцэкгиз, 1937. - 230 с.1. Г 4 f

60. Аристотель. Метафизика. М.-Л.: Соцэкгиз, 1974. - 348 с.

61. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М.: Наука, 1973. - 534 с.

62. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. - 368 с.

63. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление.-М.: Политиздат, 198I. 432 с.

64. Бабушкин В.У. О природе философского знания. М.: Наука, 1978. - 207 с.

65. Бажан В.В., Дышлевый П.С., Лукьянец B.C. Диалектический материализм и проблема реальности в современной физике. Киев: Наукова думка, 1974. - 352 с.г

66. Баженов Л.Б. Строение и функции естественно научной теории.-в М.: Наука, 1978. 231 с.

67. Батшцев Г.С. Противоречие как категория диалектической логики. М.: Высшая школа, 1963. - 119 с.

68. Библер B.C. Мышление как творчество ^Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

69. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системногоподхода. М.: Наука, 1973. - 270 с., *

70. Богомолов А.С. Английская буржуазная философия XX века. -- М.: Мысль, 1973. 317 с.

71. Бом Д. Причинность и случайность в современной физике. М.: Иностранная литература, 1959. - 248 с.

72. Борн М. Физика в жизни моего поколения. М.: Иностранная литература, 1963. - 335 с.

73. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М.: Высшая школа, 1966. ~ 150 с.

74. Бородкин В.В. Проблемы противоречия в материалистической философии. М.: Наука, 1982. 255 с.

75. Будущее науки. М.: Знание, 1982. - 286 с.

76. Булатов М.А. Деятельность и структура философского знания.- Киев: Наукова думка, 1976. 216 с.

77. Бунге М. Философия физики. М.: Прогресс, 1974. - 347 с.

78. Бурдина А.И. Общественное сознание как цроблема диалектического и исторического материализма. М.: Высшая школа,1979.- 175 с.

79. Бутаков А. А. Основные формы движения материи и их взаимосвязь в свете современной науки. М.: Высшая школа,1974,- 264 с.

80. Вернеле А. Биологизм и идеологическая борьба. М.: Мысль, 1981. - 254 с.

81. В поисках идеологического обновления. Критика современных антимарксистских концепций. М.: Мысль, 1982. - 332 с.

82. Взаимосвязь принципов, законов и категорий диалектики в научном познании. Ташкент: ТГШ им.Низами, 1982. - 119 с.

83. Вопросы теории познания и методологии научного исследова-' ' ния. Л.: йзд-во ЛГУ, 1969. - 122 с.

84. Воронович Е.А. Философские цроблемы взаимодействия общества и природы. М.: Мысль, 1982. - 72 с.

85. Воспринятие и деятельность. М.: Изд-во МГУ, 1976. - 319 с.

86. Гегель. Сочинения, t.I-ХЕГ. -М.-Д., 1929-1959 гг.

87. Гегель. Энциклопедия философских наук, т.1. М.: Мысль, ' ' 1975. - 432 с.

88. Гегель. Энциклопедия философских наук, т.2. М.: Мысль, ' ' 1975. - 695 с.

89. Гегель. Философия религии, т.1. М.: Мысль, 1976. - 532 с.

90. Гиндев П. Философия и социальное познание. М.: Прогресс, 1977. - 366 с.

91. Гносеологические проблемы диалектического материализма.- М.: Высшая школа, 1974. 357 с.

92. Горский Д.П. Проблемы общей методологии наук и диалектической логики. М.: Мысль, 1966. - 374 с.

93. Готт B.C., Тюхтин B.C., Чудинов Э.М. Философские проблемы современного естествознания. -М.: Высшая школа, 1974.- 263 с.

94. Готт B.C., Землянский Ф.М. Диалектика развития понятийной формы мышления. М.: Высшая школа, 1981. - 319 с.

95. Готт B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки. М.: Мысль, 1984. - 268 с.

96. Гуревич П.С. Буржуазная пропаганда в поисках теоретического обновления. М.: Политиздат, 1978. - 159 с.

97. Грязнов Б.С., Никин E.1I. и др. Теория и ее объект. М.: Наука, 1973. - 248 с.

98. Движение глаз и зрительное восприятие. М.: Наука, 1978.- 277 с.

99. Декарт Р. Избранные произведения. М.: Госполитиздат,1950.- 710 с.

100. Демин В.Н. Основной принцип материализма. М.: Политиздат, 1983. - 239 с.

101. Депенчук Н.П. Материалистическая диалектика и методы биологического исследования. Киев: Наукова думка, 1971. - 191 с.

102. Диалектика и анализ научного знания. Ташкент; Фан, 1984.- 125 с.

103. Диалектика и современное научное познание. Ташкент: Фан, ' ' 1983. - 176 с.

104. Диалектика отрицания отрицания. М.: Политиздат, 1983. -' - 342 с. '

105. Диалектика социального познания и революционного движения.- М.: Мысль, 1981. 318 с.

106. Диалектическое противоречие. М.: Политиздат, 1979. - 343 с.

107. Елфимов Г.М. Возникновение нового. М.: Мысль, 1983.

108. Запорожец Л.В., Венгер Л.А. и др. Восприятие и действие.- М.: Просвещение, 1967. 323 с.'

109. Зотов А.Ф. Структура научного мышления. М.: Политиздат, ' ~ 1973. - 182 с.

110. Зотов А.Ф., Воронцова Ю.В. Буржуазная "философия науки".- М.: Изд-во МГУ, 1978. 200 с.

111. Ибн Сино и средневековая философия. Душанбе, 1981. - 168 с.

112. Ибн Сино. Даниш-Намэ. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1957.- 286 с.

113. Единство диалектики, логики и теории познания. М.: Политиздат, 1963. - 295 с.

114. Иванов Б.П. Человеческая деятельность познание - искусство.-Киев, 1977. - 251 с.

115. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. ГЛ. г Политиздат,1974.- 271 с.

116. Иовчук М.Т. Ленинизм философские традиции и современность.- М.: Мысль, 1982. 277 с.

117. История античной диалектики. М.: Мысль, 1972. - 335 с.» •

118. История диалектики ХЕГ-ХУШ вв. М.: Мысль, 1974. - 356 с.

119. История марксистской диалектики. От возникновения марксизма до ленинского этапа. М.: Мысль, 1976. - 536 с.

120. История марксистской диалектики. Ленинский этап. М.: Мысль, 1973. - 606 с.

121. Кант И. Сочинения. М.: Наука, 1964, т.З. - 799 с.

122. Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. М.: Прогресс, 1971. - 389 с.

123. Карпинская Р.С. Биология и мировоззрение. М.: Мысль,1980.-' ' - 208 с.

124. Категории исторического материализма. М.: Мысль, 1980. -' - 351 с.

125. Кедров Б.М. В.И.Ленин и диалектика естествознания XX века. Материя и движение. М.: Наука, 1971. - 399 с.

126. Кедров Б.М. Энгельс и диалектика естествознания. М.: Политиздат, 1970. - 471 с.

127. Кедров Б.М. Ленин и Гегелевская диалектика. М.: Знание,1975. 63 с.

128. Кибернетика и диалектика. М.: Наука, 1978. - 311 с.

129. Копяин П.В. Логические основы науки. Киев: Наукова думка, 1968, - 283 е.

130. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. М.: Наука, 1973. - 324 с.

131. Копнин П.В. Диалектика, логика, наука. М.: Наука, 1973.- 464 с.

132. Кошшн П.В. Проблемы диалектики как логики и теории познания. М.: Наука, 1982. - 368 с.

133. Критические очерки по философии Канта. Киев: Наукова дум' ' ка, 1975. - 367 с.

134. Корнеева А.И. Проблемы познания микромира. М.: Мысль,1978.- 246 с.

135. Коршунов A.M. Познание и деятельность. М.: Политиздат, 1967. - 127 с.

136. Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. М.: Политиздат, 1971. - 255 с.

137. Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1979. - 216 с.

138. Кузьмин В.Ф. Объективное и субъективное. -М.: Наука, 1976.- 216 с.

139. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975.- 288 с.

140. Кураев В.И. Диалектика содержательного и формального в научном познании. М.: Наука, 1977. - 160 с.

141. Кучевский В.Б. Анализ категории "материя". М.: Наука, 1983. - 255 с.

142. Лаптев И.Д. Экологические проблемы: социально-политический и идеологический аспекты. М.: Мысль, 1982. - 247 с.

143. Лекторский В.А. Проблема субъекта и объекта в классической ' ' и современной буржуазной философии. М.: Высшая школа,1965. 121 с.

144. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. - 357 с.

145. Лем Г.П. Скачок и противоречия. Ташкент: Фан, 1982. - 91 с.

146. Ленинизм и философские проблемы современности. М.: Мысль, 1970. - 653 с.

147. Ленин как философ. М.: Политиздат, 1969. - 446 с.

148. Ленинская теория отражения и современность. София: Наука и искусство, 1969. - 725 с.

149. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 о.

150. Атаманчук Г.В. К вопросу о взаимосвязи субъектов и объектов социального управления. Вопросы философии, 1974, 7, с.29-37.

151. Батышев Г.С. Общественно-историческая деятельность и сущность человека. Вопросы философии, 1967, № 3, с.20-29.

152. Бухалов Ю.Ф. О соотношении субъективного и объективного в познавательном образе. Вопросы философии, 1961, № 5,с.124-132.

153. Вергилес Н.Ю., Зинченко В.П. Проблема адекватности образа. -- Вопросы философии, 1967, 4, с.55-65.

154. Готт B.C., Мамзин А.С. Философские основания физических и биологических наук. Вопросы философии, 1984, J6 2, с.22-32.

155. Губанов Н.И. К проблеме активности и социальной обусловленности чувственного отражения. Вопросы философии, 1984, 12, с.60-70.

156. Демичев В.А. Объект и предмет науки. Философские науки, 1983, В 5, с.120-127.

157. Дюгаев О.П. НТР и развитие духовной деятельности человека.- Общественные науки в Узбекистане, 1983, № I, с.36-39.

158. Жданов Г.Б. О развитии принципов научного познания на основе достижения физики XX века. В кн.: Диалектика в наукахо природе и человеке. Труды Ш Всесоюз.совщ. по философ, воп.-рос. совр. естест-я. -М.: Наука, 1983, с.308-313.

159. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии. Вопросы философии, 1977, № 7, с.109-125.

160. Зуев А.Ю. О диалектике взаимодействия общества и природы.- Общественные науки в Узбекистане, 1984, № I, с.22-29.

161. Ильенков Э.В. Проблема идеального. Вопросы философии, 1979, № 6, с.128-140; 16.7, с.145-158.

162. Кедров В.М. О современной классификации наук. В кн.: Диалектика в науках о природе и человеке. Труды Ш Всесоюз. совщ. по философ.вопрос.совр.ест-я. -М.: Наука, 1983,с.5-45.

163. Келле В.Ж. Методологические проблемы комплексного исследования научного труда. Вопросы философии, 1977, 5, с.110.

164. Кушанов Ш.С. Интегративная функция диалектики и взаимодействие наук. Общественные науки в Узбекистане, 1982, № 3,с.32-38.

165. Лекторский В.А. Ленинское понимание диалектики субъекта и объекта. Коммунист, 1967, 6, с.38-48.

166. Лекторский В.А. Принципы воспроизведения объекта в знании.- Вопросы философии, 1967, № 4, с.44-54.

167. Лекторский В.А. Проблема субъекта и объекта в теории познания. Вопросы философии, 1964, № 5, с.24-34.

168. Лекторский В.А. Материалистическая диалектика как методология современного естественнонаучного познания. В кн.: Диалектика в науках о природе и человеке. Труды 111 Всесоюз. совщ.по философ.вопрос.совр.ес-я. - М.: Наука, 1983, с.184--211.

169. Леонтьев А.Н. Чувственный образ и модель в свете ленинской теории отражения. Вопросы философии, 1970, № 2, с.34-45.

170. Любутин К.Н. Уроки философии Л.Фейербаха. Проблемы единствасубъекта и объекта. Философские науки, 1975, 2, с.86-95.

171. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса. Вопросы философии, 1968, $ 6, с.14-25.

172. Мамзин А.С. О методе познания и стиле мышления в биологии.-в кн.: Диалектика в науках о природе и человеке. Труды Ш Всесоюз.совещ.по философ.вопрос.совр.ест-я.- М.: Наука,1983, й.290-295.

173. Мартынович С.Ф. Гносеологическая природа факта современной науки и единство знания. В кн.: Диалектика в науках о природе и человеке. Труды Ш Всесоюз.совещ.по философ.вопрос, совр.ест-я. -М.: Наука, 1983, с.367-371.

174. Овчинников Ю.А. Эра физико-химической биологии и материалистическое мировоззрение. В кн.: Диалектика в науках о природе и человеке. Труды Ш Всесоюз.совещ.по философ.вопрос, совр.ест-я. - М.: Наука, 1983, с.125-140.

175. Озадовская Л.В. Методологические функции философских принципов в физическом познании. В кн.: Диалектика в науках о природе и человеке. Труды Ш Всесоюз.совещ.по философ.вопрос, совр.ест-я. - М.: Наука, 1983, с.273-276.

176. Огурцов А.П. Практика как философская проблема. Вопросы философии, 1967, 7, с.91-105.

177. Омельяновский М.Э. Диалектический материализм методологическая основа современной физики. - Философские науки,1965, J® I, с.3-11.

178. Омельяновский М.Э. Объективное и субъективное в квантовой теории. Вопросы философии, 1974, № 6, с.39-51.

179. Омельяновский М.Э. О физической реальности. Вопросы философии, 1971, & 10, с.99-109.

180. Омельяновский М.Э. Философская борьба в современной физике вокруг проблемы объективного и субъективного. Вопросы философий, 1976, $ 2, с.126-135.

181. Петров В.М. К вопросу о диалектике субъекта и объекта.- Философские науки, 1983, $ 5, с.132-137.' . *

182. Пушкин В.Г. Материалистическая диалектика в физическом и биологическом познании. Философские науки, 1983, I, с.132-137.

183. Роговин М.С. Чувственный образ и мысль. Вопросы философии, " 1969, lb 9, с,44-35.

184. Салосин В.Т. О соотношении метода и стиля научного мышления.- В кн.: Диалектика в науках о природе и человеке. Труды Ш Всесоюз.совещ.по философ.вопрос.совр.ест-я. М.: Наука, 1983, с.286-290.

185. Сердюк A.M. Здоровье человека, научно-технический прогресс и окружающая среда. Вопросы философии, 1983, № 6, с.107--117.

186. Смирнов Э.М. Анализ системы "субъект техническое устройство - объект". - Философские науки, 1983, № I, с.24-32.

187. Степин B.C. Проблема субъекта и объекта.в опытной науке.- Вопросы философии, 1970, № I, с.80-90.

188. Сытник К.М., Дышлевый П.С. Диалектика революций в естествознании. В кн.: Диалектика в науках о природе и человеке. Труды Ш Всесоюз.совещ.по философ.вопрос.совр.ест-я. - М.: Наука, 1983, с.141-183.

189. Тихомиров Ю.А. Диалектика управления и самоуправления.- Вопросы философии, 1983, № 8, с.18-27.

190. Туленов Ж.Т. Диалектика и стиль научного мышления. В.кн.: Диалектика и научное познание. - Ташкент: Фан, 1979, с.3-22.

191. Урсул А.Ф. Методологические проблемы взаимодействия естественных, общественных и технических наук. В кн.: Диалектика в науках о природе и человеке. Труды Ш Всесоюзн.совещ, по философ.вопрос, совр.ест-я. - М.: Наука, 1983, с.149-193.

192. Файзиев А.А. Комплексный подход как метод научного познания. Общественные науки в Узбекистане, 1982, № I, с.32-38.• . ' *

193. Энгельгардт В.А. Век науки и ответственность ученого. Вопросы философии, 1984, JS I, с.96-106.5. Авторефераты

194. Абульханова К.А. Категория субъекта в диалектико-материалис-тической методологии. Автореферат, докт.дисс. М., 1974.- 41 с.

195. Бабаев Б. Д. Диалектика эмпирического и теоретического у ровней научного познания. Автореферат канд.дисс. - Ташкент, 1983. - 18 с.

196. Гасанов Н. Диалектический материализм и проблема реальности в современной физике. Автореферат канд.дисс. Баку, 1972. -- 33 с.

197. Галич Б.В. Философские основы проблемы интерпретации "приборных данных" в познании. Автореферат канд.дисс. М., 1973. - 15 с.

198. Гирусов Э.В. Методологические проблемы теории взаимодействия общества и природы. Автореферат докт.дисс. М., 1978.- 29 с.

199. Горяч М.Д. Философско-социальные аспекты проблемы преобразования природы. Автореферат канд.дисс. Львов, 1973. - 20 с.

200. Дуденко А.В. Проблема объекта в марксистско-ленинской теории познания. Автореферат докт.дисс. Киев, 1970. - 40 с.

201. Жуков Н.И. Философский анализ проблемы информации. Автореферат. дот.дисс. Минск, 1973. - 37 с.

202. Ивлев Н.И. Структурный анализ общественных условий и субъективного фактора социалистического общества. Автореферат канд.дисс. Ростов-на-Дону, 1973. - 19 с.

203. Имамалиева P.M. Прибор и его роль в познании. микромира. Автореферат канд.дисс. Ташкент, 1970, - 17 с.

204. Кемкин В.И. Категория "состояние" в квантовой физике и ее гносеологическая функция. Автореферат канд.дисс. М., 1973.- 22 с.

205. Кириллов В.И. Категориальный анализ познания сущности. Автореферат докт.дисс. М., 1983. - 30 с.

206. Клементьев Е.Д. Проблема активности сознания. Автореферат канд.дисс. М., 1973. - 27 с.

207. Казинцева М.Д. Диалектическое единство объекта и субъекта . познания в современном физическом знании. Автореферат канд. дисс. М., 1972. - 21 с.

208. Козлова Л.И. Основной гносеологический вопрос и проблема объективной реальности в современной физике. Автореферат канд.дисс. М., 1973. - 21 с.

209. Короткий А.А. Соотношение объекта и субъекта в военном исследовании. Автореферат канд.дисс. -М., 1974. 26 с.

210. Кузькин В.Г. Философский анализ "объект" в биологии. Автореферат канд.дисс. М., 1972. - 20 с.

211. Лойфман И.Я. Принципы физики и философские категории. Автореферат докт.дисс. Свердловск, 1975. - 42 с.

212. Лось В.Н. Некоторые методологические аспекты взаимоотношения человека и природы. Автореферат канд.дисс. М., 1972.- 20 с.

213. Любутин К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической философии и марксистско-ленинской философии. Автореферат докт.дисс. Свердловск, 1973. - 47 с.

214. Наумов Ю.К. Проблема активности субъекта в процессе познания. Автореферат канд.дисс, М., 1969, - 26 с.

215. Периодическая печать, журналы

216. Коммунист за 1970-1984 гг.

217. Вопросы философии за 1970-1984 гг.

218. Прлитическое самообразование за 1970-1984 гг.

219. Философские науки за 1970-1984 гг.

220. Общественные науки в Узбекистане за 1970-1984 гг.

221. Коммунист Узбекистана за 1970-1984 гг.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.