Диалектико- материалистическая концепция смысла жизни тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Малыгин, Георгий Степанович

  • Малыгин, Георгий Степанович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1984, Иркутск
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 171
Малыгин, Георгий Степанович. Диалектико- материалистическая концепция смысла жизни: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Иркутск. 1984. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Малыгин, Георгий Степанович

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ПОНЯТИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ. 17

1.1 Методологическая основа исследования смысла жизни

1.2 Категория смысла жизни как отражение общественно-исторической практики

Глава П. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ И СОВРЕМЕННАЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА . 99

2.1 Противоположность воззрений на смысл жизни в коммунистической и буржуазной идеологии

2.2 Научный взгляд на смысл жизни и формирование личности в условиях развитого социализма

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Диалектико- материалистическая концепция смысла жизни»

В способности к осмыслению жизни человеческий интеллект обнаруживает одно из своих высших проявлений. Всякое философское учение так или иначе резюмируется в определенной концепции смысла жизни человека. Вместе с тем, философско-мировоз-зренческое понимание смысла жизни при всей своей обобщенности и глубине всегда выражается в индивидуально-личностной форме, и только в таком интериоризованном виде оно приобретает реальное практическое содержание. К смысложизненным представлениям в наибольшей мере приложима характеристика общественного сознания, данная Ф.Энгельсом: человеческое мышление "существует только как индивидуальное мышление многих миллиардов прошедших, настоящих и будущих людей" Этой особенностью объясняется непреходящая новизна того "вечного", "последнего", но исторически конкретного вопроса о смысле жизни, каким задается всякий мыслящий человек. Проблема жизни человека предстает как предмет самосознания индивидуального субъекта, что и обусловливает ее специфическую сложность: по В.И.Ленину,

Богатейшее есть поэтому самое конкретное и самое с у б ъ 2 е к т и в н о е .

Многоплановость проблемы смысла жизни вызывает как психологическую напряженность поисков ее решения, так и трудности в выработке понятийного аппарата ее исследования. Поэтому разработка научной концепции смысла жизни имеет важное мировоззренческое и практическое значение.

Актуальность темы. Содержание современной эпохи состав

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 87. р

Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 212. ляет революционный переход человечества от капитализма к социализму. В этом процессе происходит беспримерная активизация Я трудящихся масс, возрастает их творческая роль в истории . Эффективность революционно-преобразующей деятельности зависит от сознательности творцов истории - от того, насколько полно и глубоко они овладели знанием объективных законов общественного развития. По мысли Ф.Энгельсе, когда объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей, люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю4. Понятие свободы как познанной и реализуемой необходимости включает и самостоятельное участие личности в революционном преобразовании мира; в этой практике человек развивается и совершенствуется во всех отношениях. Неотъемлемой частью становления свободного человека высшего, коммунистического типа является объективно-истинное понимание им своего места и роли в социально-историческом процессе, овладение научной концепцией смысла человеческой жизни.

Знаменательное возрастание интереса советских людей к философско-мировоззренческим вопросам о смысле жизни. "Диа-лектико-материалистическая философия должна овладевать умами и сердцами миллионов людей, давать ответы на волнующие их проблемы смысла жизни и предназначения человека, его места и роли в общественном и природном универсуме, его ответственности перед другими людьми, обществом, перед собственным будущим и будущим всего человечества. Сегодня значение этих

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 90; Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 2, с. 539-540.

4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 295. 5 ц вопросов усилилось во сто крат".

Исходя из материалистического понимания истории и принципа пролетарской, коммунистической партийности, марксистско-ленинская философия находит и обосновывает смысл жизнедеятельности в революционном преобразовании мира в соответствии со всем многообразием конкретного исторического момента. Определяя сущность человека как "совокупность всех общественных с отношений , научная философия указывает пути и принципы создания оптимальных общественных условий для всестороннего развития личности, для реализации подлинной свободы и творческой активности человека.

В условиях развитого социализма все большую актуальность приобретает задача практической реализации марксистской концепции смысла жизни. Следовательно, чем успешнее социально-экономическое развитие и выше уровень духовной культуры нашего общества, тем значительнее возможности более полного практического осуществления подлинного смысла жизни человека.

Разработка марксистско-ленинской концепции смысла жизни актуальна в условиях беспрецедентного обострения идеологической борьбы на фоне агрессивной политики мирового империализма. Наша философия социального оптимизма решительно противопоставляет революционно-гуманистическое понимание смысла человеческой жизни всевозможным буржуазным антропологическим идеям, пронизанным духом пессимизма.

Исследование проблемы смысла жизни и его практической реализации приобретает особую значимость и в связи с решением

О состоянии и направлениях философских исследований. -Коммунист, 1979, № 15, с. 67-68. с

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 3. ем современных задач коммунистического воспитания советского народа, особенно молодежи. Коммунистические идеалы смысла жизни, реализуемые в повседневной практике, служат важными теоретическими и практическими средствами преодоления антиобщественных явлений, особенно рецидивов мещанского эгоизма.

Разработанность темы. В нашей партийной печати подчеркивается возрастающая актуальность, практическая значимость научной концепции смысла жизни, отмечается необходимость ее дальнейшего развития . В марксистской литературе проблема смысла жизни исследуется в ее неразрывной связи с современными задачами коммунистического воспитания и идеологической борьбы. Подчеркивается определяющая роль научного мировоззрения в исследовании проблемы смысла жизни; выявляется диалектическая взаимосвязь смысла жизни с деятельностью, Поведением ем, общественной позицией, убеждениями личности . Отмечается

7 Коммунист, 1968, № 14, с. II9-I26; 1979, № 15, с.66-79. о

Берман С.Л. О смысле жизни человека (некоторые теоретические аспекты). - В кн.: Вопросы социального развития личности. Казань, 1974, с. 89-113. Александров А.Д. Научная установка нравственности. - В кн.: Наука и нравственность. М., 1971, с. 26-73. Ханипова И.С. Мотив смысла жизни и роль мировоззрения в его формировании. - В кн.: Проблемы формирования коммунистического мировоззрения будущего специалиста. Новосибирск, 1979, с. 26-32. Коваль И.И., Никулыпин В.А. Зависимость активной жизненной позиции от смысла жизни. - В кн.: ХХУ1 съезд КПСС и задачи нравственного воспитания по формированию активной жизненной позиции личности: Тез. докл. науч.-практ. конф. Тюмень, 1978, с. 76-77. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976, с. 253-381. Сухомлинский В.М. Рождение важная роль научной концепции смысла жизни в коммунистическом воспитании молодежи^. В этой связи серьезное значение приобретает взгляд на смысл жизни с точки зрения марксистской теории гуманизма-^. Ряд работ посвящен исследованию развития представлений о смысле жизни в истории философской и этической мысли . Авторы дают критический анализ современных буржуазтр ных концепций смысла жизни . С позиций теории научного атеизма исследователи критикуют религиозные концепции смысла то жизни . Представляется плодотворным опыт определения взаимогражданина. М., 1979, с. 1-337. Ефимов В.Т. Этика и моралеве-дение. - Вопросы философии, 1982, № 2, с. 67-75. Данильченко Р. Смысл жизни: два подхода - два решения.-Молодой коммунист, 1975, № 8, с. 86-98.

Шинкарук В.И. Марксистский гуманизм и проблема смысла человеческого бытия. - Вопросы философии, 1969, № 6, с. 59-67. ТТ

Зеленкова И.Л. Проблема смысла жизни в русской ирра-иионалистической философии конца XIX - начала XX вв.: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Л., 1978, с. 1-24. Стечкин О.Я. Развитие представлений о пели и смысле жизни в домарксистской этике. Тула, 1971, с. I—141- Струве В.В. Диалог господина и раба "о смысле жизни". - В кн.: Религия и общество. Л., 1926, с. 41-59. Дробниикий О.Г. Кант - этик и моралист. - Вопросы философии, 1974, № 4, с. I4I-I53. то

Дробниикий О.Г., Кузьмина Т.А. Критика современных буржуазных этических концепций. М., 1967, с. 1-383. Каримский A.M. Философия американского натурализма. М., 1972, с. 1-175. Москвина P.P. "Метод абсурда" А.Камю как феномен неклассического философствования. - Вопросы философии, 1974, № 10, с. 137-143. то

Анисимов С.Ф. Наука и религия о смысле жизни. М., связи этической и научно-атеистической сторон исследования проблемы смысла жизни-^.

Авторы выделяют ряд других аспектов проблемы смысла жизни. В частности, исследуется соотношение биологического и СО

ТС шального в смысле жизни . Вопрос рассматривается в культуротс логическом плане . Возрастает интерес к изучению трактовок

Т7 смысла жизни в художественной культуре . Имеется определенный опыт конкретно-социологического исследования смысла жиз

1964, с. 1-40. Ершов Г.Г. Смысл жизни и социальное бессмертие человека. Л., 1981, с. 1-56. Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. Л., 1975, с. I-I50. Косенко Г.Ф. Критика религиозных концепций смысла жизни (на материалах русского православия). - Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1971, с. 1-20. Криштота С.И. Формирование научно-материалистических взглядов на смысл жизни в процессе атеистического воспитания: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Киев, 1978, с. 1-23. Прокофьев В.И. Коммунистическая и религиозная этика о смысле жизни. М., 1973, с. 1-32. Рогов И.М. 0 труде, долге и смысле жизни. Л., 1963, с. 1-67.

Костенко Н.А. Атеизм и нравственность. М., 1982, с. I-I75.

TfT

Фролов И.Т. 0 жизни, смерти и бессмертии (этюды нового (реального) гуманизма). - Вопросы философии, 1983, № I, с. 83-98; № 2, с. 52-64. тс

Долгов К.М. Проблемы культуры в социально-историческом аспекте. - Вопросы философии, 1978, № II, с. 86-99. Т7

Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976, с. 1-367. Протанская Е.С. Нравственный смысл жизни в русской литературе конца XIX - начала XX вв.: (А.П. ни18.

В литературе по смыслу жизни обсуждались дискуссионные вопросы: о предмете исследования, о содержании проблемы, об ее отношении к основному вопросу философии*^.

Принципиальное значение для исследования проблемы имеет выделение взаимосвязанных аспектов: труд - смысл труда смысл жизни; труд и творчество в смысле жизни. При этом труд 0 понимается как способ становления личности .

Представляется ценным рассмотрение категорий смысла жиз

Чехов, А.И.Куприн, Л.Н.Андреев, И.А.Бунин, А.М.Горький). Ав-тореф. дис. . канд. филос. наук. Л., 1980, с. 2-17. то

Муздыблер К. Удовлетворенность жизнью, ощущение счастья, переживание смысла собственного бытия. - В кн.: Рабочий класс СССР на рубеже 80-х годов (социальные проблемы развития рабочего класса в условиях социализма). М., 1981, ч. 2, с. I81-196. то

Колбановский В., Ефисов В. Путаница под видом разработки теории. - Коммунист, 1968, № 14, с. II9-I26. Ангелов С. Марксистская этика как наука. М., 1973, с. 84, 85, 93. Бежин Л.Е. Самореализация личности в средневековом Китае. - Народы Азии и Африки, 1980, № 4, с. 60.

Наряду с названной выше статьей В.И.Шинкарука эти аспекты освещены в следующих работах: Мирзоян В.А. Проблема смысла труда в современной буржуазной социологии: иллюзии и действительность. - Научный коммунизм, 1982, № 2, с. 97-105. Махиня В.П. Труд и творчество в проблеме смысла жизни. - В кн.: Исторический материализм и современное общественное развитие. М., 1979, с. II0-II5. Смирнов И.П. Познай себя в творчестве: социологические проблемы труда молодежи. М., 1982, от ни и образа жизни в их взаимосвязи . Такой подход позволяет яснее понять природу вопроса о смысле жизни, глубже проникнуть в его объективное социальное содержание, положительно решить еще имеющую место в марксистской философской литературе проблему определения категории смысла бытия человека. В литературе исследуется потребность смысла жизни . Такой подход в значительной мере обеспечивает конкретность и обоснованность изучения проблематики в целом.

Изучается (методом научной реконструкции) зарождение смысложизненных представлений на ранних этапах общественно-исторического процесса .

24

Исследователи обращаются к определению смысла жизни . с. I-I75. РТ

Струмилин С.Г., Писаренко Э.Е. Социалистический образ жизни: методология исследования. - Вопросы философии, 1974, 2, с. 30.

22

Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972, с. I8I-2I4. Струмилин С.Г., Писаренко Э.Е. Социалистический образ жизни: методология исследования. - Вопросы философии,

1974, № 2, с. 26-38. Вичев В. Мораль и социальная психика.

М., 1978, с. 189-203. 2Я

Анисимов А.Ф. Исторические особенности первобытного мышления. Л., 1971, с. I-I37. Батенин С.С. Человек в его истории. Л., 1976, с. 1-295. Поршнев Б.Ф. 0 начале человеческой истории. М., 1974. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Предыстория философии. Л., 1971, с. 1-487. Шахнович

М.И. Происхождение философии и атеизм. Л., 1973, с. 1-250.

24

Любутин К.Н. Ленинские принципы решения проблемы человека и критика "философской антропологии". М., 1969, с. 12.

В литературе поставлен вопрос о статусе и функциях этой катера гории , о ее взаимосвязи с другими, близкими по значению,каос тегориями: "цель жизни", "идеал", "счастье" и т.п.

Понятие смысла жизни исследуется в его диалектическом

Р7 многообразии •

Подчеркивается важное место категории смысла жизни в ее научно-материалистическом определении в системе духовных центаш ,29

CD ностей социалистического общества . Акцентируется внимание на философско-мировоззренческом содержании смысла жизни

Итак, проблема смысла жизни получила достаточно глубокое

Петросян М.И. Гуманизм. Опыт философско-этического и социологического исследования проблемы. М., 1964, с. I50-I8I. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984, с. 226 (и др.).

OR

Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. Л., 1975, с. 5JApxam^bcKHM Л.М. Моральные ценности и современность. - Вопросы философии, 1983, № II, с. 90.

ОС Попов Б.Н. Соотношение смысла жизни и счастья. Автореф. дис. . канд. филос. наук. Свердловск, 1971, с. 6-14.

27

Макиня В.П. Сопиальное и индивидуальное в понимании смысла жизни. - В кн.: Мораль и общество. М., 1976, с. 12-19. оо

Махиня В.П. Ценностный аспект в проблеме смысла жизни. - В кн.: Философско-методологические проблемы общественного развития. М., 1979, с. 86-91. Осипов А. Ценность жизни. Наука и религия, 1965, № 2, с. 69-72. Тугаринов В.П. Ценности жизни и культуры. Л., I960, с. I-I56. Мысливченко А.Г. 0 внутренней свободе человека. - В кн.: Проблема человека в современной философии. М., 1969, с. 248-265. Панцхава И.Д. Человек, его жизнь и бессмертие. М., 1967, с. I—191. pq

Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности и полное освещение в философии марксизма. Эта философия исследует смысл бытия личности в многообразии его диалектических взаимосвязей с материально-практической и духовной сферами жизни общества.

Вместе с тем, требует дальнейшего решения одна из центральных задач - определение смысла жизни. К такому выводу мы приходим в результате проведенного в диссертации анализа определений данной категории, содержащихся в целом ряде исследований. Этим важным обстоятельством обусловлен выбор цели работы, формулируемой далее.

Цель исследования. Исходя из диалектико-материалистиче-ской методологии, посредством исторического и логического анализа, исследовать философско-мировоззренческое содержание категории смысла жизни и на этой основе сформулировать ее научное определение; обосновать возрастание роли марксистско-ленинской концепции смысла жизни в связи с актуальными задачами идеологической борьбы и коммунистического воспитания.

Методология исследования. Методологической основой исследования являются произведения классиков марксизма-ленинизма, документы и материалы съездов КПСС, пленумов ЦК партии, идеи и выводы современной марксистско-ленинской философии, марксистско-ленинской этики, научного атеизма, данные исторической науки, этнографии, психологии.

Научная новизна исследования. В диссертации делается акцент на философско-мировоззренческом аспекте смысла жизни. По человека. Л., 1975, с. 5. Пивоваров Д.В. О проблеме смысла жизни и социального прогресса человека. - В кн.: Человек и социальный прогресс. Ижевск, 1982, с. 42-44. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984, с. 218. нашему мнению, широко распространенная трактовка смысла жизни в сугубо этическом плане представляется односторонней.

Понятие смысла жизни отличается от этических категорий большей степенью философского обобщения. В данном понятии в конпентрированном виде содержится интегральная характеристика всех (а не только нравственных) сторон определенного образа жизни людей; вместе с тем, понятие смысла жизни диалектически взаимодействует с категориями этики. "Смысл жизни" отражает положение человека не только в совокупности взаимоотношений с другими людьми, но и в природном универсуме.

Рассматривается вопрос о взаимосвязи между научно-теоретической концепцией смысла жизни и поисками его (смысла бытия) на эмпирическом уровне и конкретной личностью.

Смысл жизни исследуется в единстве его логического и исторического аспектов. Проводится логический анализ категории "смысл жизни"; особое внимание обращается на генезис смысло-жизненных воззрений; освещаются основные его предпосылки: труд, формирование способностей иелеполагания и предвидения результатов деятельности, становление личности и самосознания, развитие пространственно-временных представлений и первых навыков логических операций. Пространственно-временной аспект генезиса исследуется впервые. Обосновывается зависимость: представления о смысле жизни суть отражения образа жизни.

С учетом указанной зависимости диссертант формулирует определение: Смысл жизни есть реализация идеалов назначения личности в образе жизни. Такое определение дается в литературе впервые. Далее показывается, что данное определение выражает классово-историческое содержание смысла жизни; подчеркиваются диалектические характеристики определения; обосновывается его социально-практическая значимость.

В контексте данного определения смысла жизни подчеркивается, что в понятие "назначение человека" каждый класс вкладывает свои воззрения на определенный тип личности, - воззрения, отражающие данный классовый идеал общественного устройства и социального положения человека .

Положения, выносимые на защиту:

I. Социальная история в философии марксизма трактуется как целеполагающая деятельность людей. Смысложизненные представления выступают в качестве обобщенного отражения этой деятельности в общественнбм сознании, и в то же время как одна из высших форм иелеполагания на индивидуально-личностном уровне.

П. Историческое и логическое исследование проблемы смысла жизни в аспекте диалектического единства деятельности и сознания приводит к следующим определениям:

1) представления о смысле жизни суть интегральные отражения определенного образа жизни личности, группы, класса;

2) эти представления выражаются в форме идеалов назначения личности;

3) реализация данных идеалов в образе жизни индивидов (как представителей групп, классов) есть воплощенный смысл жизни.

Ш. По своему содержанию понятие смысла жизни является философско-мировоззренческой категорией.

1У. Философско-мировоззренческий статус научной концепции смысла жизни определяет ее возрастающую роль в коммунистическом воспитании личности. гзо

В справочной философской литературе понятие "назначение человека" вообще не определяется.

Практическая значимость исследования. Практические выводы и рекомендации, предлагаемые диссертантом, заключаются в следующем.

Б условиях развитого социализма вопрос о смысле жизни актуализируется, ибо он является как результатом, так и фактором возрастания исторической активности трудящихся в строительстве коммунизма. Создание оптимальных условий для развертывания творческой активности трудящихся, всемерное развитие ее новых форм есть реальный практический способ осуществления смысла жизни человека нового типа.

Взгляды людей на смысл жизни формируются прежде всего в труде. Совершенствование социалистического производства имеет не только экономические, но и нравственно-мировоззренческие результаты. В свою очередь, коммунистический взгляд на смысл жизни в огромной мере способствует повышению социально-трудовой активности личности. Следовательно, практическое формирование такого взгляда вместе с активным, квалифицированным использованием марксистско-ленинской теоретической концепции смысла жизни в идейно-воспитательной работе в трудовых коллективах дает высокий экономический и моральный эффект.

Первостепенное условие осуществления смысла жизни - плодотворная борьба за предотвращение ядерной войны, требующая максимальной самоотдачи каждого в деле всестороннего укрепления социализма. В этой связи особую практическую важность приобретает преодоление некоторых рецидивов религиозности и пессимизма в социалистическом обществе, обусловленных реальной ядерной опасностью. Мировоззренческой основой атеистического и нравственного воспитания выступает марксистская концепция человека и смысла его жизни.

Диале'ктико-материалистическая концепция смысла жизни призвана формировать целостного, всесторонне и гармонически развитого человека. Тем самым она теоретически обосновывает практическую необходимость комплексного воспитательного воздействия на личность, предполагая, в частности, единство научного и художественно-образного познания смысла жизни, интеграцию вдейно-мировоззренческих возможностей общественных, естественных и технических наук в педагогической деятельности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Малыгин, Георгий Степанович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное в диссертации исследование позволяет подчеркнуть следующее.

Понятие смысла жизни относится к уровню философско-миро-воззренческих категорий. Б свете современных задач коммунистического строительства и обостряющейся борьбы с буржуазной идеологией философско-мировоззренческий аспект смысла жизни все более актулизируется.

Смысл жизни" отличается от категории этики большей степенью философского обобщения, ибо он отражает место и роль человека как в обществе, так и в природе. Вместе с тем, "смысл жизни" диалектически взаимосвязан с этическими категориями, поскольку речь идет о неразрывном единстве и активном взаимовлиянии мировоззрения и нравственности.

Акцент на философско-мировоззренческом содержании смысла жизни имеет принципиальное значение, ибо "он указывает на то, что для философии диалектического и исторического материализма проблема смысла жизни человека является важнейшей. Отсюда -вывод о несостоятельности попыток "синтезировать" марксизм с буржуазными абстрактно-гуманистическими учениями.

В этой связи важно подчеркнуть необходимость более глубокого исследования и реализации взаимосвязи между научно-теоретической концепцией смысла жизни и поисками смысла бытия на эмпирическом уровне и конкретной личностью. Изучение и осуществление этой взаимосвязи имеет большое значение для теории и практики коммунистического воспитания, для развития реального гуманизма.

Адекватное понимание общественно-исторического содержания смысложизненных воззрений достигается на основе диалектико-материалистического принципа единства деятельности и сознания. Этот принцип дает основание для вывода о том, что воззрения на смысл жизни суть отражения образа жизни.

Из этого принципа также необходимо вытекает, что проблема смысла жизни может быть верно понята лишь при условии исследования ее исторического и логического аспектов в их взаимосвязи.

Такое исследование включает в себя логический анализ категории "смысл жизни", изучение генезиса воззрений на смысл жизни, его (генезиса) предпосылок. Основными предпосылками зарождения смысложизненных воззрений являются: труд, формирование способностей целеполагания и предвидения результатов деятельности, процесс социализации (возникновение личности, ее самосознания в этом процессе), развитие пространственно-временных представлений (пространственно-временной аспект проблемы смысла жизни исследуется впервые) и первых навыков логических операций.

Взгляд на смысл жизни в аспекте диалектического единства деятельности и сознания, характеристика смысложизненных воззрений на отражающих образ жизни, историческое и логическое исследование этих воззрений - все это является предпосылкой и основанием для следующего определения: смысл жизни есть реализация идеалов назначения личности в образе жизни. (Такое определение дается впервые). Содержание данного определения включает классово-исторический, диалектический, социально-практический аспекты.

В контексте приведенного определения важно подчеркнуть, что понятие "назначение человека" выражает данный классовый идеал общественного устройства и типа личности. Как уже отмечалось, в философской срравочно-энциклопедической литературе I назначение человека" не определяется.

Осуществление марксистско-ленинской концепции смысла жизни требует революционно-практического преобразования мира, совершенствования способа производства и идеологической надстройки социализма на основе научного познания и практического применения законов общества.

Реальным практическим способом осуществления смысла жизни в условиях социализма является развитие исторической активности трудящихся.

В современных условиях активность масс должна быть направлена на решение глобальной задачи - сохранение мира. Предотвращение ядерной войны есть первостепенное условие осуществления смысла жизни. Для этого требуется максимальная самоотдача каждого в деле укрепления социализма.

В этой связи практическую значимость приобретает борьба с определенными рецидивами религиозности и пессимизма, обусловленными ядерной опасностью. Путь преодоления этих рецидивов - повышение уровня атеистического и нравственного воспитания в аспекте коммунистического взгляда на современные проблемы войны и мира.

Целенаправленное, научно обоснованное формирование коммунистического взгляда на смысл жизни есть практическая необходимость, ибо ныне все более возрастает активная роль этого взгляда в системе марксистско-ленинского мировоззрения и в мотивации деятельности, поведения личности.

Марксистко-ленинская концепция смысла жизни предполагает всестороннее, гармоничное развитие личности, формирование высокой культуры материального и духовного освоения мира. Совершенствование внутреннего мира личности, обогащение ее взаимоотношений с действительностью возможно, в частности, при условии единства научного и художественного видения смысла жизни, а также интеграции мировоззренческого потенциала общественных, естественных и технических наук в педагогической практике.

Завершая изложение вопроса, подчеркнем, что проведенным в диссертации исследованием еще раз подтверждается справедр ливость принципиально важного вывода: только марксизм-ленинизм является методологической основой подлинно научного объяснения смысла жизни. Только революционная борьба рабочего класса, трудящихся против эксплуатации и коммунистическое созидание служат практической основой этой концепции. Столь прочное научно-теоретическое и социально-практическое обоснование марксистско-ленинского воззрения на смысл жизни обусловливает его возрастающую роль в решении современных задач коммунистического воспитания и идеологической борьбы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Малыгин, Георгий Степанович, 1984 год

1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 7-544.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство,-.или критика критической критики. Соч., 2-е изд., т. 2, с. 3-228.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Устав союза коммунистов. -Соч., 2-е изд., т. 4.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах: Противоположность материалистического и идеалистического мировоззрения. (Нов. публ. первой гл. "Немецкой идеологии"). М.: Политиздат, 1966.

5. Маркс К. Введение: (Из экономических рукописей 1857-1858 годов). Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 12, с. 709-738.

6. Маркс К. Восемнадпатое Брюмера Луи Бонопарта. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 8, с. II5-2I7.

7. Маркс К. Капитал. T-I-4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 23-26.8. {Марко, К. К критике гегелевской философии права. -Маркс К.» Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. I, с. 219-368.

8. Маркс К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 19, с. 9-32.

9. Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 13, с. 5-9.

10. Маркс К. Наемный труд и капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 6, с. 428-440.

11. Маркс К. Нищета философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 4, с. 65-185.

12. Маркс К. Письмо к З.Мейеру от 30 апр. 1867 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 31, с. 453-455.

13. Маркс К. Размышления юноши при выборе профессии. -В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 1-5.

14. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 1-4.

15. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 517-642.

16. Энгельс Ф. Анти-Дюринг.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 5-326.

17. Энгельс Ф. Внешняя политика русского царизма. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 22, с. 11-52.

18. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 343-626.

19. Энгельс Ф. Крестьянский вопрос во Франции и Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 22, с. 501-525.

20. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.,т. 21, с. 269-317.

21. Энгельс Ф. Письмо Конраду Шмвдту, 27 окт. 1890 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 37, с. 414-422.

22. Энгельс Ф. Положение Англии. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т. I, с. 572-597.

23. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.,т. 21, с. 23-178.

24. Энгельс Ф. Революция и контрреволюция в Германии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 8, с. 3-II3.

25. Ленин В.И. Доклад о революции 1905 года. Поли, собр. соч., т. 30.

26. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи: (речь на Ш съезде РКСМ, 2 окт. 1920 г.). Полн. собр. соч., т. 41, с.298-319.

27. Ленин В.И. Карл Маркс. Полн. собр. соч., т. 26, с. 43-93.

28. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм: Полн. собр. соч., т. 18, с. 7-384.

29. Ленин В.И. 0 значении воинствующего материализма. -Полн. собр. соч., т. 45, с. 23-33.

30. Ленин В.И. Очередные задачи советской власти. -Полн. собр. соч., т. 36, с. 165-208.

31. Ленин В.И. Памяти Герцена. Полн. собр. соч., т. 21, с. 255-262.

32. Ленин В.И. Памяти графа Гейдена. Полн. собр. соч., т. 16, с. 37-45.

33. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. Полн. собр. соч., т. 12, с. 99-105.

34. Ленин В.И. Письмо А.М.Горькому, нояб. 1913 г. -Полн. собр. соч., т. 48, с. 230-233.

35. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Полн. собр. соч., т. 3, с. 1-609.

36. Ленин В.И. Рец. на кн.: Н.А.Рубакин. Среди книг. Т. 2. Полн. собр. соч., т. 25, с. III-II4.

37. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма. Полн. собр. соч., т. 23, с. 40-48.

38. Ленин В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч., т. 29, с. 3-360.

39. Ленин В.И. Ч^о такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн. собр. соч., т. I, с.125-346.

40. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве. Полн. собр. соч., т. I, с. 347-534.

41. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.; Политиздат, 1976. - 144 с.

42. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. -256 с.

43. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.

44. Материалы Пленума ЦК КПСС, 22 нояб. 1982 г. М.: Политиздат, 1982.

45. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 81 с.

46. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1977. - 62 с.

47. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М.: Политиздат, 1983. - 32 с.

48. Арисменди Р. К вопросу о толкованиях философии Маркса. Пробл. мира и социализма, 1983, № 4, с. II—18.

49. Черненко К.У. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1984. - 670 с.

50. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 19^. - 334 с.

51. Актуальные вопросы методики преподавания марксистско-ленинской этики. Минск: Изд-во Белорус, ун-та, 1980. -240 с.

52. Актуальные проблемы марксистской этики. Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1967. - 495 с.

53. Александров А.Д. Научная установка нравственности.

54. В кн.: Наука и нравственность. М., 1971, с. 26-73.

55. Алексеев В.П. Возникновение человека и общества. -В кн.: Первобытное общество: Основ, пробл. развития. М.,1975, с. 5-48.

56. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 339 с.

57. Ангелов С. Марксистская этика как наука. Пер. с болгар. М.: Прогресс, 1973. - 264 с.

58. Анисимов А.Ф. Исторические особенности первобытного мышления. Л.: Наука, 1971. - 137 с.

59. Анисимов С.Ф. Наука и религия о смысле жизни: (Ответы на вопр.). М.: Знание, 1964. - 40 с.

60. Антология мщювой философии. Т. 2-3. М.: Мысль, 1970-1971. Т. 2. - 776 с. Т. 3. - 760 с.61.^Архангельский Л.М. Роль и место нравственного воспитания в системе формирования нового человека. Вопр. философии, 1977, № 2, с. 13-23.

61. Архангельский Л.М. Этика или моралеведение? Вопр. философии, 1982, № 2, с. 76-79.

62. Архангельский Л.М. Моральные ценности и современность. Вопр. философии, 1983, № II, с. 88-93.

63. Архипцев Ф.Т. Творческая природа человеческого сознания. Вопр. философии, 1974, № 5, с. 55-64.

64. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа,1976. 543 с.

65. Афоризмы Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1972. - 462 с.

66. Афоризмы. 2-е изд. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1975. - 627 с.

67. Ахутин А.В. У истоков теоретического мышления. -Вопр. философии, 1973, № I, с. 123-134.

68. Бадылкин JI.E. Жизненные ценности в "Фэн Лю". В кн.: Общество и государство в Китае: Тез. и докл. М., 1979, ч. I, с. 90-94.

69. Баталов Э.Я., Никитин Л.А., Фогелер Я.Г. Поход Мар-кузе против марксизма. М.: Мысль, 1970. - 140 с.

70. Батенин С.С. Человек в его истории. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. - 295 с.

71. Бежин Л.Е. "Ветер и Поток": Путь самореализации личности в средневековом Китае. (3-6 вв.). Народы Азии и Африки, 1980, № 4, с. 50-69.

72. Бежин Л.Е. Под знаком "Ветра и Потока": Образ жизни художника в Китае Ш-У1 веков. М.: Наука, 1982. - 221 с.

73. Бергнер Д., Моцек Р. Идеологическая борьба и современная буржуазная философия: (К нов. тенденциям философии в ФРГ). Вопр. философии, 1974, * 3, с. 82-92.

74. Берман С.И. О смысле жизни человека (некоторые теоретические аспекты). В кн.: Вопросы социального развития личности. Казань, 1974, с. 89-113.

75. Бокарев П.И. О смысле и цели жизни. М.: Знание, 1969. - 25 с.

76. Борев 0. Спор идет о смысле жизни. Иностр. лит., I960, № 5, с. 186-195.

77. Борисюк В.И., Бунин И.М. Ценностные ориентации современной буржуазии: преемственность или разрыв. Вопр. философии, 1982, № 9, с. 94-106.

78. Бутенко А.П. Противоречия развитого социализма как общественного строя. Вопр. философии, 1982, № 10, с. 16-29.

79. Бутенко А.П. Еще раз о противоречиях социализма. -Вопр. философии, 1984, № 2, с. 124-129.

80. Вавилонская теодицея. В кн.: Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1980, т. I, с. 185-190.

81. Великая Отечественная в письмах. М.: Политиздат,1982. 351 с.

82. Беликовский С.И. Проза Камю. В кн.: Камю А. Избранное. М., 1969, с. 5-46.

83. Беликовский С.И. В поисках утраченного смысла: (очерки лит. траг. гуманизма во Франции). М.: Худ.лит.,1979. -295 с.

84. Ветров В.М. Усть-Каренгский комплекс стоянок на Витиме. В кн.: Новое в археологии Забайкалья. Новосибирск, 1981, с. 19-26.

85. Вичев Мораль и социальная психика. Пер. с болг. -М.: Прогресс, 1978. 360 с.

86. Волков Г. Гете и современная наука. Коммунист, 1974, № 17, с. 72-83.

87. Воронцов В.В. Симфония разума. М.: Мол. гвардия, 1977. - 623 с.

88. Гегель Г.В.Ф. Науки логики. Соч., 1970, т. I.- 501 с.

89. Герцен А.И. Письма об изучении природы. Избр. философ. произведения. М., 1946, т. I.

90. Голованов Я.К. Этюды об ученых. 2-е изд. М.: Мол. гвардия, 1970. - 288 с.

91. Грибакин А.В. Проблемы исследования жизненного пути человека. В кн.: Наука и общество: Тез. докл. и выступлений к Всесоюз. науч.-теорет. конф. 4-6 октября 1983 г. Иркутск,1983, вып. I, с. 38-41.

92. Григорьян Б.Т. Для чего живет человек? Наука и религия, 1964, № 7, с. 63-69.

93. Григорьян Б.Т. Человек, бог и природа. Наука и религия, 1964, № 9, с. 17-21.

94. Григорьян Б.Т. Смысл истории. Наука и религия, 1965, II, с. 16-18.

95. Григорьян Б.Т. На путях философского познания человека. В кн.: Проблема человека и современная философия. М., 1969, с. 5-70.

96. Григорьян Б.Т. Закономерность и открытость истории в свете проблемы войны и мира. Вопр. философии, 1982, № 9, с. 36-49.

97. Гришанов Л.К. Атеизм как утверждение бытия человека. Кишинев, 1973. - 224 с.

98. Гумницкий Г.К. Смысл жизни, счастье, мораль. -Вопр. философии, 1967, № 5, с. 102-105.

99. Гумницкий Г.К. Смысл жизни,счастье, мораль. М.: Знание, 1981. - 64 с.

100. Гусев Г.А. 0 смысле жизни.-М.:Знание,1958.- 39 с.

101. Гусейнов О.М. Рост материального благосостояния и повышение идейно-нравственного воспитания в условиях развитого социализма. НДВШ. Науч. коммунизм, 1982, № 4, с. 62-69.

102. Данильченко Р. Смысл жизни: два подхода два решения. - Мол. коммунист, 1975, № 8, с. 86-91.

103. Джиоев О.И. 0 некоторых типических постановках вопроса о смысле жизни в истории философии. Вопр. философии, 1981, № 6, с. 153-163.

104. Дмитриев А.П. Знание о войне и мире как элемент мировоззрения. Вопр. философии, 1978, № 5, с. 107-108.

105. Добрынина В.И., Смоленцев D.M. Счастье и смысл жизни. В кн.: Добрынина В.И., Смоленцев Ю.М. Беседы по марксистско-ленинской этике. М., 1980, с. I03-III.

106. Долгов К.М. Проблемы культуры в социально-историческом аспекте. Вопр. философии, 1978, № II, с. 86-99.

107. Домбровский А.И. Рассказы о философах. М.: Мол. гвардия, 1975. - 222 с.

108. Донини А. У истоков христианства: (от зарождения до Юстиниана). Пер. с итал. М.: Политиздат, 1979. - 341 с.

109. Дробнипкий О.Г., Кузьмина Т.А. Критика современных буржуазных этических концепций. М.: Высш. шк., 1967. - 383 с.

110. Дробницкий О.Г. Природа и границы сферы общественного бытия человека. В кн.: Проблема человека в современной философии. М., 1969, с. 189-230.

111. Дробницкий О.Г. Кант- этик и моралист. Вопр. философии, 1974, № 4, с. I41-153.

112. Дробницкий О.Г. Понятие морали: Ист.-крит. очерк. -М.: Наука, 1974. 388 с.

113. Духовное производство: Соц.-философ, аспект пробл. духов, деятельности. М.: Наука, 1981. - 352 с.

114. Евстафьев В.А. Смысл жизни и представление о счастье в нравственном убеждении личности. В кн.: Социальное познание и управление. Калинин, 1975, с. 74-85.

115. Егоров В.Н. Социальный пр'огресс и борьба против гонки вооружений. Вопр. философии, 1982, № 3, с. 17-31.

116. Ершов Г.Г. Смысл жизни и социальное бессмертие человека. -Л.: Лениздат, 1981. 56 с.

117. Ефимов В.Т. Этика и моралеведение. Вопр. философии, 1982, № 2, с. 67-75.

118. Жаров A.M. Проблема потенциального бессмертия и неопределенность. В кн.: Наука и общество: Тез. докл. и выступлений к Всесоюз. науч.-теорет. конф. 4-6 окт. 1983 г. Иркутск, 1983, вып. 3, с. 165-167.

119. Жизнь. В кн.: БСЭ, 3-е изд., т. 9, с. 601-604.

120. Жизнь. В кн.: Философская энциклопедия. М., 1962,т. 2, с. 130-137.

121. Жизнь. В кн.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 186-187.

122. Задонский Н.А. Жизнь Муравьева. М.: Современник, 1974. - 461 с.

123. Зандкюлер Г. Проблема мира и задачи философии. -Вопр. философии, 1982, № 5, с. 94-107.

124. Звиревич В.Т. Натурфилософский тип античных концепций человека. НДВШ, Философ, науки, 1982, № 2, с. 122-129.

125. Иванов В.Г. История этики древнего мира. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 222 с.

126. Иорданский В.Б. Архаичное сознание и пространство.-Азия и Африка сегодня, 1978, № I, с. 33-35.

127. Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М.: Наука, 1982. - 343 с.

128. Их простота и человечность: Письма и документы К. Маркса и Ф.Энгельса и воспоминания о них. 5-е изд. М.: Политиздат, 1980. - 367 с.

129. Каганов Л.С. "Гуманистическая психология". Вопр. философии, 1974, № 5, с. 147-154.

130. Камю А. Избранное. М.: Прогресс, 1969. - 543 с.

131. Кант И. Критика чистого разума. Соч. в 6-ти Т., М., 1964, т. 3, с. 69-774.

132. Кант И. Критика практического разума. Соч. в 6-ти Т. (часть (I. М., 1965, т. 4, часть I, с. 3II-50I.

133. Кант И. Пролегомены. Кант И. Соч. в 6-ти Т. (часть I). М., 1965, т. 4, часть I, с. 67-210.

134. Капранов В.А. О смысле жизни подлинном и мнимом. -Пермь: Кн. изд-во, 1965. 47 с.

135. Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. - 150 с.

136. Каримский A.M. Философия американского натурализма. М.: Изд-во МГУ, 1972. - 175 с.

137. Карпушин Б.А. Философская антропология Габриэля : Марселя. Б кн.: Проблема человека в современной философии. М., 1969, с. 315-330.

138. Кемеров Б.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977. - 256 с.

139. Кессиди Ф.Х. Сократ. М.: Мысль, 1976. - 197 с.

140. Кляус Е.М. Альберт Эйнштейн. В кн.: Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965, с. 339-348.

141. Ковалев A.M. Диалектика способа производства общественной жизни. М.: Мысль, 1982. - 255 с.

142. Коваль И.И., Никулыпин В.А. Зависимость активной жизненной позиции от смысла жизни. В кн.: ХХУ съезд КПСС и задачи нравственного воспитания по формированию активной жизненной позиции личности: Тез. докл. науч.-практ. конф. Тюмень, 1978, с. 76-77.

143. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. - 252 с.

144. Колбановский В., Ефимов В. Путаница под видом разработки теории. Коммунист, 1968, № 14, с. II9-I26.

145. Комсомолия Прибайкалья. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1969. - 204 с.

146. Кон И.С. Открытие "Я". М.: Политиздат, 1978. -367 с.

147. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 383 с.

148. Кон Ф.Я. Предварительный отчет по экспедиции в Урянхайскую землю. Иркутск, 1903. - 50 с.

149. Коновалова Л.В. Счастье как классическая проблема философии. Вопр. философии, 1982, № 8, с. 142-146.

150. Кормер В.Ф., Кравченко Й.И., Садов Р.В. и др. Генезис и противоречия гуманистического сознания. Вопр. философии, 1973, № 3, с. 16-29.

151. Корнева М.Н. Счастье и смысл жизни. Агитатор, 1969, № I, с. 44-47.

152. Корнева М.Н., Стремякова И.Р. О смысле жизни и счастье советского человека. М.: Знание, 1974. 64 с.

153. Косенко Г.Ф. Коммунизм и религия о смысле жизни. -Иваново: Знание, 1971. 30 с.

154. Костенко Н.А. Атеизм и нравственность. М.: Мысль, 1982. - 175 с.

155. Красовский Ю. В плену перевернутого мировоззрения.-Наука и религия, 1975, № I, с. 17-18.

156. Кузьмина Т.А. Человеческое бытие и личность у Фрейда и Сартра. В кн.: Проблема человека в современной философии. М., 1969, с. 269-314.

157. Лавренев Б.А. Письмо. В кн.: Лавренев Б.А. Повести и рассказы. М., 1979, с. 529-540.

158. Ламетри. Человек-машина. В кн.: Ламетри. Соч. М., 1983, с. 204-205.

159. Ландесман П. Счастье моего современника. М.: Политиздат, 1965. - 7Э с.

160. Ландесман П., Согомонов D. Спор с пессимизмом. -М.: Политиздат, 1971. 199 с.

161. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.

162. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. - 572 с.

163. Лимонов Н.И. Память сердца. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1980. - 208 с.

164. Толстой Л.Н. в воспоминаниях современников. М.: Худож. лит., 1955, т. I. - 519 е.; т. 2. - 504 с.

165. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. - 367 с.

166. Любутин К.Н. Ленинские принципы решения проблемы человека и критика "философской антропологии". М.; Изд-во МГУ, 1969. - 18 с.

167. Материалисты Древней Греции. М.: Госполитиздат, 1955. - 239 с.

168. Махиня В.П. Социальное и индивидуальное в понимании смысла жизни.-В кн.: Мораль и общество.М., 1976, с. 12-19.

169. Махиня В.П. Труд и творчество в проблеме смысла жизни. В кн.: Исторический материализм и современное общественное развитие. М., 1979, с. II0-II5.

170. Махиня В.П. Ценностный аспект в проблеме смысла жизни. В кн.: Философско-методологические проблемы общественного развития. М., 1979, с. 86-91.

171. Методологические аспекты социального прогнозирования. Красноярск: Краснояр. рабочий, 1981. - 128 с.

172. Мижо М. Сент-Экзгопери. Пер. с франц. М.: Мол. гвардия, 1963. - 463 с.

173. Миллер П. Сопиалистическая личность и этика. -Вопр. философии, 1974, № 3, с. 134-146.

174. Мирзоян В.А. Проблема смысла труда в современной буржуазной социологии: иллюзии и действительность. НДВШ. Научн. коммунизм, 1982, № 2, с. 97-105.

175. Митрохин Л.Н. Проблема человека в марксистском ос-• вещении. Вопр. философии, 1963, № 8, с. 13-24.

176. Митрохин JI.H. Баптизм о смысле жизни. Наука и религия, 1967, № 4, с. 24-28.

177. Москвина P.P. "Метод абсурда" А.Камю как феномен неклассического философствования. Вопр. философии, 1974, № 10, с. 137-143.

178. Мотылева Т. Ромен Роллан. М.: Мол. гвардия,1969. 380 с.

179. Муздыблер К. Удовлетворенность жизнью, ощущение счастья, переживание смысла собственного бытия. В кн.: Рабочий класс СССР на рубеже 80-х годов (соц. пробл. развития раб. кл. в условиях социализма). М., 1984, ч. 2, с. I8I-I98.

180. Мысливченко А.Г. 0 внутренней свободе человека. -В кн.: Проблема человека в современной философии. М., 1969, с. 248-265.

181. Мысливченко А.Г. Суть бытия. Наука и религия, 1975, № I, с. 9-16.

182. Мысливченко А.Г. Философские проблемы человека. -В кн.: Ленинизм и философские проблемы современности. М.,1970, с. 410-434.

183. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. М.: Мысль, 1972. - 190 с.

184. Наркирьер Ф. Книга о титане. В кн.: Моруа А. Прометей, или жизнь Бальзака. М., 1967, с. 5-22.

185. Нарский И.С. Европейская домарксистская философия конца ХШ в. первых двух третей XIX в. и начало кризиса буржуазной философии. - В кн.: Антология мировой философии, М., 1971, т. 3, с. 7-44.

186. Наука, этика, гуманизм. Вопр. философии, 1973, № 6, с. 39-58.

187. Нуреев P.M. К.Маркс об основных формах производстственных отношений и развития личности. Вопр. философии, № б, с. I—14.

188. Обуховский К. Психология влечений человека. Пер. с пол. М.: Прогресс, 1972. - 247 с.

189. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. -М.: Мысль, 1974. 572 с.

190. Осипов А. Ценность жизни. Наука и религия, 1965, № 2, с. 30-31.

191. Осипов А. Иерархия ценностей. Наука и религия, 1967, № 5, с. 69-72.

192. Основные категории морального сознания и этики. -В кн.: Методика преподавания этики в высшей школе. М., 1980, с. 68-79.

193. О состоянии и направлениях философских исследований. Коммунист, 1979, № 15, с. 66-79.

194. Павлов И.П. Письмо к молодежи. Полн. собр. соч. М.-Л., 1951, т. I, с. 22-23.

195. Панцхава И.Д. Человек, его жизнь и бессмертие. -М.: 1967. 191 с.

196. Паустовский К.Г. Собр. соч. в 6-ти т. М.: Гослитиздат, 1958, т. 6. - 663 с.

197. Первобытное искусство. Новосибирск: Наука, 1971. - 203 с.

198. Петров И.И. Социальный прогресс и выживание: новые тенденции в буржуазной идеологии. Вопр. философии, 1983, №2, с. I25-131.

199. Петросян М.И. О марксистском понимании сущности человека. НДВШ. Философ, науки, 1963, № 4, с. 19-27.

200. Петросян М.И. Гуманизм: Опыт, философ.-этич. и со-циол. исслед. пробл. М.: Мысль, 1964. - 335 с.

201. Пивоваров Д.В. 0 проблеме смысла жизни и социального прогресса человека. В кн.: Человек и социальный прогресс, йкевск, 1982, с. 42-44.

202. Плеханов Г.В. Литературное наследие. Сб. 7. М., 1939. - 376 с.

203. Попелова И. Этика: Пер. с чеш. М.: Прогресс, 1965. - 672 с.

204. Поршнев Б.Ф. 0 начале человеческой истории. М.: Мысль, 1974. - 487 с.

205. Прокофьев В.И. Коммунистическая и христианская этика о смысле жизни. М.: Знание, 1973. - 32 с.

206. Прокофьев В.И. Смысл жизни в счастье человека. -Средн. спец. образование, 1975, № 7, с. 42-44.

207. Психологические механизмы целеобразования. М.: Наука, 1977. - 259 с.

208. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. - 365 с.

209. Ребрин В. Смысл жизни и счастье советского человека. Полит.самообразование, 1971, № 7, с. 78-84.

210. Рогов И.М. 0 труде, долге и смысле жизни. Л.: Лениздат, 1963. - 67 с.

211. Романов А. Смысл и счастье жизни. Мол. коммунист,' 1969, № I, с. 100-103.

212. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. В кн. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976, с. 253-381.

213. Селье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1979. - 125 с.

214. Семенов B.C. К теоретическому углублению и конкретизации анализа проблемы противоречий в условиях развитого социализма. Вопр. философии, 1984, № 2, с. 130-140.

215. Сенин В.Т. Суть бытия.-М. Политиздат, 1982. 192 с.

216. Сент-Экзюпери А. Соч.-М.:Худож.лит., 1964. 695 с.

217. Сиренко К. Смысл жизни и счастье советского человека. Омск, 1973. - 32 с.

218. Сирин А.Д. Специфика законов общества и их роль в регулировании общественных процессов. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1979. - 208 с.

219. Словарь по этике. 3-е изд. - М.: Политиздат, 1975. - 392 с.

220. Словарь по этике. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - 431 с.

221. Смирнов Г.Л. За решительный поворот философских исследований к социальной практике. Вопр. философии, 1983,9, с. I-I9.

222. Смирнов И.П. Познай себя в творчестве: социол. пробл. труда молодежи. М.: Мол. гвардия, 1982. - 175 с.

223. Смысл. В кн.: Б.С.Э. 3-е изд. Т. 23, с. 628.

224. Смысл. В кн.: Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975, с. 553.

225. Смысл.-В кн.:Философская энц., М., 1970, т. 5,с.38.

226. Смысл. В кн.: Философский энциклопедический словарь. - М., 1983, с. 618.

227. Социалистический образ жизни и современная идеологическая борьба. Вопр. философии, 1975, № 3, с. 143-162.

228. Средин Г.В. Проблемы войны и мира в современную эпоху. Вопр. философии, 1982, № 10, с. I-I5.

229. Стечкин О.Я. Развитие представлений о цели и смысле жизни в домарксистской этике. Тула, 1971. - 141 с.

230. Стечкин О.Я. Цель и целеустремленность. М.: Политиздат, 1981. - 98 с.

231. Струве В.А. Диалог господина и раба "О смысле жизни". В кн.: Религия и общество. Л., 1926, с. 41-59.

232. Струмилин С.Г., Писаренко Э.Е. Социалистический образ жизни: методология исследования. Вопр. философии, 1974, № 2, с. 26-38.

233. Струмилин С.Г., Писаренко Э.Е. Социалистический образ жизни: пути совершенствования его материальной основы. Вопр. философии, 1974, № 4, с. 98-104.

234. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Мол. гвардия, 1979. - 337 с.

235. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.: Просвещение, 1979. - 95 с.

236. С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1983. - 360 с.

237. Тавризян Г.М. Проблема преемственности гуманистического идеала человека в условиях современной культуры. -Вопр. философии, 1983, № I, с. 73-82.

238. Танчер В. Становление мировоззрения: Мировоззрение первобытного общества. Наука и религия, 1982, № I, с.23-25.

239. Танчер В. Становление мировоззрения: Мировоззрение религиоз. Наука и религия, 1982, № 2, с. 23-25.

240. Танчер В. Становление мировоззрения: Науч.-материалист, мировоззрение. Наука и религия, 1982, № 3, с. 21-23.

241. Татаркевич В. 0 счастье и совершенстве человека. -М.: Прогресс, 1981. 367 с.

242. Тельнов А.А. Социализация: Понятие и реальность. -В кн.: Наука и общество. Тез.докл. и выступлений к Всесоюз. науч.-теоретич. конф. 4-6 октября 1983 г. Иркутск, 1983, вып. I, с. 17-18.

243. Толстых В.И. Сократ и мы. Вопр. философии, 1976,12, с. I06-121.

244. Тугаринов В.П. 0 смысле жизни. Л.: Лениздат, 1961. - 47 с.

245. Тугаринов В.П. Ценности жизни и культуры. Л.: Изд-во ЛГУ, I960. - 156 с.

246. Тыщенко В.П. Единство практической цели и смысла жизни. В кн.: Социальные функции философ. - Свердловск, 1981, с. 80-90.

247. Тэнасе А. Культура и религия: Пер. с рум. М.: Политиздат, 1975. - 128 с.

248. Фаркаш Э. Мораль и революционность: Размышления об этич. наследии К.Маркса и Ф.Энгельса. Пер. с венгер. М.: Политиздат, 1979. - 166 с.

249. Фейербах Л. Сущность христианства. М.: Мысль, 1965. - 414 с.

250. Фейербах Л. Фрагменты к характеристике моей философской биографии. В кн.: Фейербах Л. Избранные философские произведения, М., 1955.

251. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 839 с.

252. Фролов И.Т. 0 жизни, смерти и бессмертии (Этюды нового (реального) гуманизма). Вопр. философии, 1983, № I, с. 83-90; № 2, с. 52-64.

253. Фролов И.Т. Перспективы человека. М.: Политиздат, 1983. - 350 с.

254. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: Пер. с анг. М.: Политиздат, 1980. - 831 с.

255. Хаан Э. 0 характере закономерностей духовной жизни общества. Вопр. философии, 1974, № 3, с. 23-31.

256. Хенипова И.С. Мотив смысла жизни и роль мировоззрения в его формировании. В кн.: Проблемы формирования коммунистического мировоззрения будущего специалиста. - Новосибирск, 1979, с. 26-32.

257. Харламов А.П. В тупике буржуазного техницизма. -М.: Мысль, 1967. 78 с.

258. Харчев А.Г., Яковлев Б.Д. Очерки истории марксистско-ленинской этики в СССР. Л.: Наука, 1972. - 218 с.

259. Ципко А. Социализм: жизнь, общество, человек. -М.: Мол. гвардия, 1980. 287 с.

260. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. -М.: Высшая школа, 1981. 374 с.

261. Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии. М.: Госполитиздат, 1948. - 112 с.

262. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. -М.: Наука, 1971. 240 с.

263. Шахнович М.И. Происхождение философии и атеизм. -Л.: Наука, 1973. 250 с.

264. Швейцер А. Культура и этика. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1973. - 343 с.

265. Шинкарук В.И. Марксистский гуманизм и проблема смысла человеческого бытия.-Вопр.философии, 1969, № 6, с. 59-67.

266. Шихарев П.Н. Исследования социальной установки в США. Вопр. философии, 1973, № 2, с. 159-166.

267. Шишкин А.Ф., Шварцман К.А. XX век и моральные ценности человечества. М.: Мысль, 1968. - 271 с.

268. Шишкин А.Ф. О нравственных ценностях в современном мире. Вопр. философии, 1977, № II, с. 60-75.

269. Шкловский В. Лев Толстой. М.: Мол. гвардия, 1983. - 864 с.

270. Шукшин В.М. Дядя Ермолай. В кн.: Шукшин В.М. Соч.в 2 т. М., 1975, т. I, с. 216.

271. Щемелева JI.M. О русской философской лирике XIX в. Вопр. философии, 1974, № 5, с. 90-100.

272. Яницкий О.Н. Научно-техническая революция и образ жизни. Вопр. философии, 1974, № II, с. 67-71.

273. Дрокова A.M. Марксистское понимание смысла жизни и его роль в формировании научного мировоззрения: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. Ростов н/Д., 1980. 21 с.

274. Зеленкова И.Л. Проблема смысла жизни в русском этическом иррационализме конца XIX начала XX века (крит. анализ). Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Л., 1978.- 24 с.

275. Косенко Г.Ф. Критика религиозных концепций смысла жизни. (На материалах рус. православия). Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1971. - 20 с.

276. Криштота С.И. Формирование научно-материалистических взглядов на смысл жизни в процессе атеистического воспитания: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Киев, 1978. -23 с. - Ин-т философии АН Укр. ССР.

277. Лялюк Т.Е. Проблема смысла жизни в марксистско-ленинской этике: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1978. - 18 с. - Академ, обществ, наук при ЦК КПСС.

278. Попов Б.Н. Соотношение смысла жизни и счастья: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Свердловск, 1971. - 20 с.

279. Протанская Е.С. Нравственный смысл жизни в русской литературе конца XIX начала XX вв. (А.П.Чехов, А.И.Куприн, Л.Н.Андреев, И.А.Бунин, А.М.Горький): Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Л., 1980. - 17 с.

280. Русия Г.И. Свобода смысл жизни: Автореф. дис. . док. филос. наук. - Тбилиси, 1981.- 38 с. - Тбилисский гос. ун-т.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.