Дидактические условия использования компьютерных технологий в начальной школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Варченко, Виктор Иванович

  • Варченко, Виктор Иванович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Калининград
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 164
Варченко, Виктор Иванович. Дидактические условия использования компьютерных технологий в начальной школе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Калининград. 1998. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Варченко, Виктор Иванович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОБЪЕКТ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1. Сущность компьютерных технологий и условия их применения в образовании.

1.2. Теория и практика применения компьютерных технологий в начальной школе.31 ^

1.3. Дидактические компьютерные игры как основа построения компьютерной технологии обучения и развития младшего школьника. Выводы по первой главе.

Глава II. ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОГО ПРАКТИКУМА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

2.1. Компьютерный практикум как средство реализации обучающих и развивающих функций дидактической игры.

2.2. Технология применения практикума в учебном процессе.

2.3. Принципы обучения, реализуемые при использовании практикума.

2.4. Экспериментальная проверка применимости компьютерного практикума в начальной школе.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дидактические условия использования компьютерных технологий в начальной школе»

Актуальность исследования. Происходящий в мировом обществе переход от индустриального века в век информационный сопровождается бурным развитием информационных технологий, которые проникают буквально во все сферы деятельности человека и становятся естественной средой его обитания. Технологическая и последовавшая за ней информационная революции значительно повлияли на развитие различных стран и распределение их влияний в деятельности мирового сообщества. Происходит и переориентация жизненных целей отдельных слоев общества. В современных условиях к молодому поколению, вступающему в жизнь, предъявляется значительно больше требований, чем десять лет назад. Современный специалист должен обладать не только навыками использования современных технических средств в быту и производстве, но и уметь планировать свою деятельность в соответствии со все возрастающими информационными потоками, оперативно реагировать и принимать решения в сложной информационной среде, иметь развитое теоретическое мышление.

Так как каждому типу общества должна соответствовать определенная система образования, то переход к информационному обществу должен сопровождаться соответствующими изменениями и в системе, и в содержании образования, и в формах, методах и средствах обучения. Ключевым положением новой философии образования становится его гуманизация, предполагающая поворот школы к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, вопросов и интересов, начиная с самого раннего возраста. Гуманизация образования требует переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их ориентации на человека, поэтому основной задачей общеобразовательных учебных заведений становится создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, выработки научного мировоззрения, освоения учащимися систЩы знаний о природе, обществе, человеке и его труде и приемов самостоятельной деятельности, позволяющих им самоопределиться и самореализоваться в социально-экономических формах в сфере, отличающейся высокой степенью неопределенности, сложности и динамики.

Применяемая в школах классическая классно-урочная система, по-прежнему оставаясь наиболее популярной формой обучения, мало считается с различиями в способностях детей, необходимостью их поддержки и развития. Поэтому в ее рамках, в частности, для начальной школы, усилиями педагогов и психологов (Ш.А. Амонашвили, JI.B. Занков, В.В. Давыдов, В.В. Репкин, Н.В. Репкина, Д.Б. Эльконин) были разработаны различные методы и формы обучения, позволяющие более детально подойти к проблемам формирования учебной деятельности, воспитания личности и развития индивидуальности ребенка в современных условиях. Создание новых условий, отвечающих современной концепции гуманизации отечественного образования, связано с переводом школы в режим развития на основе введений инноваций во все сферы ее деятельности. Одним из способов создания подобных условий является использование персональных компьютеров.

Сочетая в себе возможности книги, тетради, калькулятора, телевизора, видеомагнитофона, средств связи и других важнейших изобретений, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер, вместе с тем, является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого так ему порой не хватает. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочных миров и персонажей, вершина интеллектуальных достижений человечества, компьютер играет все большую роль в досуговой деятельности детей и формировании их личностных и индивидуальных качеств. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности отвечает запросам ребенка и является одним из эффективных способов повышения его мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей, создания благоприятного эмоционального фона. Применение новрых технических средств в образовании соответствует требованиям современного общества; об этом свидетельствует и тот факт, что введение в учебный план средней школы в середине 80-х годов нового предмета "Основы информатики и вычислительной техники" совпало по времени с началом изменения всего политического, социального и экономического уклада в нашей стране.

Согласно современной концепции информатизации отечественной школы, изложенной в "Проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область информатика" (82), для развития мышления и формирования научного мировоззрения учащихся начало базового этапа изучения информатики в школе перенесено из десятого класса в седьмой. Для изучения информационных технологий в более раннем возрасте рекомендуется пропедевтический этап (1-6 классы). Его основными задачами являются первоначальное знакомство школьников с компьютером, формирование первых элементов информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров. Решение этих задач, по замыслам авторов проекта, позволяет создавать необходимые предпосылки для последующего достижения глубокого уровня использования компьютеров учащимися старших классов и подготавливает их к жизни в новом информационном обществе.

Таким образом, факт переноса начала базового этапа изучения информатики в школе из десятого класса в седьмой и введения пропедевтического этапа в учебный процесс начальной школы является признанием необходимости дополнения существующей системы образования, ее адаптации в соответствии с требованием времени. Непрерывное совершенствование средств обработки информации и изменение условий интеллектуальной деятельности людей придают особую актуальность проблемам применения имеющихся компьютерных технологий обучения и выдвигают задачи по созданию новых, соответствующих сложившимся условиям и возможностям отечественных школ.

Формирование современного подхода к пониманию целей обучения информатике в школе связано с разделением основных общеобразовательных функций курса на теоретический и практический компоненты, а также выделением его потенциальных возможностей в решении задач обучения, воспитания и развития.

Теоретический компонент обучения информатике заключается в изучении информатики как науки об информационных процессах в природе, технике и обществе. Его основная задача - развитие мировоззрения учащихся, связанного с усвоением знаний о роли информационных процессов в обществе и природе.

Практический компонент имеет две составляющие: профессиональную и прикладную. Профессиональная функция связана с решением задач подготовки учащихся к предстоящей деятельности в новом информационном обществе, освоением компьютерной грамотности, формированием профессиональной ориентации. Прикладная функция направлена на использование компьютерных технологий в изучении школьных предметов, а также воспитании личностных и развитии индивидуальных качеств учащихся.

Необходимо отметить, что по мере развития общества, с постепенным повышением приоритета практических знаний над теоретическими в отечественном образовании наблюдается усиление роли практического компонента курса информатики, базирующегося на активных межпредметных связях информатики с другими предметами. "В условиях массового внедрения вычислительной техники в школу и применения компьютеров в обучении всем школьным дисциплинам, начиная с младших классов, умения, составляющие "компьютерную грамотность" школьников, приобретают характер общенаучных и формируются во всех школьных учебных предметах, а не только в курсе информатики" (82, с. 4). Таким образом, актуальной задачей применения компьютерных технологий в школе становится их использование в изучении школьных дисциплин.

Используемые в настоящее время популярные компьютерные технологии для начальной школы, такие, как "Информационная культура" предлагаемый Управлением образования администрации Самарской области), "Информатика в играх и задачах" (авторский коллектив под руководством А.В. Горячева), "Роботландия" (коллектив разработчиков МП "Роботландия", г. Переславль-Залесский), "Основы информатики и вычислительной техники" (A.JI. Семенов, Н.Д. Угринович) и другие, уделяют основное внимание изучению теоретического компонента курса информатики и освоению практической функции, связанной с профессиональной деятельностью. Прикладная функция, направленная на формирование учебной деятельности по другим школьным предметам, развитие индивидуальных качеств, выражена, на наш взгляд, недостаточно. Такой подход к изучению информатики больше соответствует возрастным особенностям развития учащихся старшего или, в крайнем случае, среднего школьного возраста. При изучения информатики для младших школьников гораздо целесообразнее, на наш взгляд, учитывать особенности их психофизического развития, заключающиеся в формировании учебной деятельности в этом возрасте и существовании оптимальных сроков становления и развития отдельных видов психической деятельности, получивших название сензитивных (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий). Кроме того, изучение теоретических основ информатики требует наличие учителя, обладающего не только компьютерной грамотностью и знанием этого предмета, но и подготовленного для работы с младшими школьниками, что в нынешних условиях является пока еще редкостью. Таким образом, основное внимание при изучении информатики в начальной школе должно быть уделено, по нашему мнению, использованию технических возможностей компьютерных технологий для формирования учебной деятельности и развития индивидуальных качеств учащихся.

Обобщая сказанное, отметим, что процесс совершенствования образования, связанный с внедрением компьютерных технологий в учебный процесс начальной школы, испытывает серьезные трудности, связанные не только с известными финансовыми проблемами, слабой материальной базой школ, нехваткой квалифицированных кадров, но и с проблемами недостаточного количества педагогических компьютерных технологий, позволяющих эффективно влиять на обучение, формирование личности и развитие индивидуальности в сложившихся условиях. Основное противоречие заключается в том, что современные дети проявляют большой интерес к компьютерным технологиям, позволяющим реализовывать их познавательные и игровые потребности, и многие из них уже освоили некоторые из них (игровые приставки типа "Денди", домашние компьютеры, карманные электронные игровые автоматы), в то время как школа пока не готова удовлетворять их запросы и потребности в этой сфере, даже в том случае, когда она имеет компьютерный класс. В связи с этим требует решения ряд вопросов: Каковы цели применения компьютеров в начальной школе? При каких условиях здесь возможно использовать компьютерные технологии? Каковы особенности применения компьютеров в учебном процессе? В этом суть решаемой автором данного исследования проблемы: выявление дидактических условий использования компьютерных технологий в начальной школе.

Цель исследования - решить данную проблему: теоретически и практически обосновать возможности использования компьютеров в формировании учебной деятельности младшего школьника и развитии его индивидуальности.

Объект исследования - процесс обучения в начальной школе с использованием персональных компьютеров.

Предмет исследования - педагогические компьютерные технологии как средство формирования учебной деятельности и развития индивидуальных способностей учащихся начальной школы.

В основу исследования была положена гипотеза: если использовать компьютерные технологии в учебной и игровой деятельности младшего школьника, то следует ожидать более высокого качества формирования предметных знаний и развития индивидуальных способностей учащихся, так как применение педагогических компьютерных технологий способствует: 1) формированию учебной деятельности учащихся; 2) созданию условий для сензитивных периодов их развития.

В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой определены основные задачи исследования:

1. Обобщить опыт по применению компьютерных технологий в образовании в нашей стране и за рубежом.

2. Разработать и обосновать дидактические компьютерные программы для технической поддержки процесса обучения в начальной школе в форме компьютерного практикума.

3. Разработать методические рекомендации по проведению практикума для специалистов начальной школы.

4. Провести экспериментальные работы по использованию практикума в учебном процессе начальной школы.

Методологической основой исследования являются теория познания, философские, психологические, педагогические положения о закономерностях развития индивидуальных способностей в обучении; системный, деятельностный и личностный подходы, способствующие решению проблемы исследования.

Исследование базируется также на работах отечественных и зарубежных исследователей, изучающих влияние использования компьютеров на процесс обучения и развития индивидуальности школьника (Е. Белавина, А.Г. Гейн, Ю.М. Горвиц, А.П. Ершов, Д.В. Зарецкий, З.А. За-рецкая, Е.В. Зворыгина, В.А. Каймин, Е.Д. Маргулис, Т.Д. Марцинковская, Е.И. Машбиц, Ю.А. Первин, С.А. Христочевский, С. Пейперт, Б. Хантер).

Для решения поставленных в исследовании задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы методы теоретического анализа проблемы и предмета исследования, моделирование, наблюдение, педагогический эксперимент, экспертные оценки, систематическое отслеживание экспериментального процесса в течение пяти лет, опрос учащихся, родителей, учителей и представителей администрации школ, а также обобщение отечественного и зарубежного педагогического опыта.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1990-1992) изучался отечественный и зарубежный ф опыт использования компьютерных технологий в образовании, а также технология создания компьютерных обучающих и развивающих программ.

На втором этапе (январь 1993 г. - август 1993 г.) совместно со специалистами средней школы N47 было разработано несколько опытных образцов игровых компьютерных программ, проведено их испытание в учебном процессе, обобщен полученный опыт и мнения специалистов и принято решение о целесообразности дальнейших разработок и внедрении в учебный процесс.

На третьем этапе (сентябрь 1993 г. - декабрь 1997 г.) продолжался процесс разработки компьютерных программ и методических основ их использования, проводились анализ полученных данных, корректировка ^ программно-методического обеспечения, внедрение компьютерных технологий в учебный процесс, формирующий эксперимент, обобщение полученного опыта и распространение его в другие регионы Российской Федерации.

Основной базой экспериментальной работы явились средняя школа N 47 и школа-лицей N 23 города Калининграда. Обучение в школах осуществлялось по авторским программам, с привлечением классных руководителей и специалистов начальной школы.

Достоверность результатов исследования обеспечена использованием ф современных научных концепций и обоснованностью теоретических позиций, всесторонним анализом полученных данных, в том числе и от специалистов из других регионов и экспертов министерства образования РФ, достаточно длительным периодом экспериментальной работы автора в шести школах г. Калининграда.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в разработке подхода к применению компьютерных технологий в начальной школе: использовании дидактических компьютерных игр в виде практикума, способствующего:

1) формированию практической учебной деятельности учащихся в Ф игровых условиях;

2) развитию индивидуальных качеств школьников согласно срокам становления и развития отдельных видов их психической деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенный метод позволяет проводить использование познавательных и игровых потребностей учащихся младших классов для формирования их учебной деятельности и развития индивидуальных качеств в доступной форме как для самих учащихся, так и для учителей, не обладающих навыками использования компьютеров. Результаты исследования применяются при обучении дошкольников и младших школьников в ряде образовательных учреждений.

Положения, выносимые на защиту:

- компьютерные технологии являются педагогическим средством для развития интеллектуальных и других индивидуальных способностей младшего школьника и формирования его учебной деятельности;

- наиболее эффективной формой использования компьютеров при обучении в начальной школе является дидактическая компьютерная игра;

- средством реализации обучающих и развивающих функций дидактической компьютерной игры является компьютерный практикум, представляющий собой набор компьютерных игр, комплекты учебно-методических пособий и дидактических материалов, а также компьютерные программы подготовки занятия и записи его результатов. Использование практикума позволяет проводить занятия для учителей, не имеющих специальной подготовки;

- принципы обучения, реализуемые при использовании практикума, позволяют учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников, проводить актуализацию опорных знаний и их применение в практической деятельности - компьютерной игре.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на XXVI-XXVIII научных конференциях профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, аспирантов и студентов Калининградского государственного университета (г. Калининград - 1995-1997 гг), 2-ой городской научно-практической конференции "Проблемы активизации научно-технической деятельности в анклавном регионе России" (г. Ка-щ лининград - 1996), а также российских конференциях (г. Ярославль - 1995, г. Екатеринбург - 1996), VII Международной конференции (г. Троицк, 1996), II Международном конгрессе ЮНЕСКО (г. Москва, 1996), публикацией в журнале "Информатика и образование" (N5, 1994). Разработанный автором компьютерный практикум используется для обучения информатике дошкольников и младших школьников в УВК-лаборатории 1679 г. Москвы, при подготовке студентов Уральского государственного педагогического университета, в учебном процессе более, чем 50 школ России, в том числе и 6 калининградских.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Варченко, Виктор Иванович

Выводы по второй главе

Таким образом, анализ предложенного компьютерного практикума как средства реализации обучающих и развивающих функций дидактической игры в учебном процессе начальной школы позволяет сделать следующие выводы.

1. Содержание компьютерного практикума представляет собой педагогическую технологию обучения и развития младшего школьника. Его составные элементы направлены на реализацию познавательных и игровых мотивов учащихся в форме использования дидактических компьютерных игр в учебном процессе.

2. Анализ дидактических категорий (цели, содержание, формы, методы и средства обучения) практикума показывает, что его использование позволяет осуществлять концепцию проблемно-развивающего обучения. Его технология применения в учебном процессе преследует следующие цели:

- развитие интеллектуальной сферы учащихся;

- развитие мотивационной сферы;

- развитие волевых качеств;

- развивитие эмоциональной сферы;

- формирование учебной деятельности.

Эффективность использования практикума в большой степени зависит от участия классного руководителя на этапах подготовки и проведения компьютерного занятия.

3. Основными принципами использования практикума являются:

- принцип самостоятельной деятельности;

- принцип личной направленности;

- принцип моделирования;

- принцип наглядности;

- принцип связи теории с практикой;

- принцип мотивации;

- принцип проблемности;

- принцип универсальности;

- принцип доступности.

Их использование позволяет осуществлять указанные выше цели реализации практикума в простой доступной форме как для учащихся, так и для учителей.

4. Экспериментальная проверка применимости компьютерного практикума в начальной школе подтвердила эффективность его использования при формировании предметных знаний и умений, а также для развития индивидуальности учащихся. Для дальнейшего обобщения применимости практикума для изучения других учебных предметов и развития индивидуальности требуются дополнительные исследования с привлечением квалифицированных специалистов.

Заключение

В данной работе предпринята попытка решить одну из актуальных задач информатизации образования, поставленных в "Проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область информатика" для развития мышления и формирования научного мировоззрения учащихся начальной школы. Исследование направлено на разработку педагогической технологии, позволяющей использовать компьютерные технологии в учебном процессе начальной школы.

Решение задач данного исследования позволяет сделать следующие выводы.

1. Обобщение накопленного опыта по применению компьютерных технологий в образовании в нашей стране и за рубежом применительно к начальной школе являлось первой задачей исследования. Как показано в исследовании, в современном мире, особенно в ведущих индустриально развитых зарубежных странах, использованию компьютерных технологий в проведении учебного процесса в школе уделяется особое внимание. Для формирования специалистов нового информационного общества выделяются внушительные финансовые средства, производится подготовка и переподготовка учителей, поставляется самое современное оборудование. ^ Знание компьютерной техники становится четвертым из основных навыков, который так же необходим грамотному человеку, как и умение читать, писать и считать.

В настоящее время наблюдается тенденция постепенного смещения начала периода использования компьютеров в учебном процессе в более младшие классы. Этот процесс позволяет эффективно влиять не только на формирование учебной деятельности учащихся, но и на их синзетивное развитие индивидуальных качеств. Воспитание информационной культуры становится социальным заказом современного общества.

С точки зрения содержания сложившегося обучения с исполь-^ зованием компьютеров в начальной школе, можно выделить два ведущих компонента. Первый из них - это изучение информатики как науки, целью которого является формирование общих подходов к структурированию мыслительной деятельности учащихся, понимания значимости информационных процессов в жизни общества и человека, развитие практических навыков использования информационных технологий. Вторым компонентом обучения является использование новых технологий в учебной деятельности учащихся при изучении ими школьных дисциплин: математики, грамоты, русского языка, естествознания и т.д. В последнее время в отечественной и зарубежной школе второму компоненту придается более важное значение. Это и определило основные акценты в разрабатываемой педагогической технологии в виде компьютерного практикума: формирование учебной деятельности и развитие индивидуальных качеств учащихся.

2. Для использования компьютерных технологий в учебном процессе начальной школы в виде практикума был выбран метод использования дидактических компьютерных игр. Как известно, игровая деятельность является ведущей в жизни младших школьников, поэтому использование их игровых и познавательных мотивов в организации учебного процесса с использованием компьютерных игр способствует усвоению предметных понятий и умений, а также оказывает влияние на развитие качеств индивидуальности.

Оригинальность компьютерных игр практикума по сравнению с распространенными заключается в возможности их дополнительной настройки в соответствии с особенностями учебного процесса и развитием учащихся. Это качество позволяет значительно актуализировать их опорные знания, поддерживать положительное мотивационное состояние и высокий эмоциональный настрой на протяжении всего занятия. При этом очень важная роль в использовании практикума принадлежит учителю - классному руководителю. Чем тщательнее будет настроена игра, чем своевременнее она будет использована - тем эффективнее будет и ее действие.

3. Для применения практикума были разработаны рекомендации по его организации, а также учебно-методические пособия по основным предметам начальной школы: русскому языку и обучению грамоте и математике. При этом были учтены особенности сложившейся обстановки в отечественной школе: слабая материальная база, наличие устаревшей техники, низкий уровень подготовки учителей в использовании компьютеров.

4. Для экспериментальной проверки применимости практикума для обучения и развития младших школьников в период 1993-1997 гг. были проведены экспериментальные работы. В них проверялось соответствие практикума психофизическому развитию детей, способы его использования и влияние в проведении учебного процесса в школе, эффективность при изучении учебных предметов, а также влияние на психофизическое развитие учащихся. Результаты экспериментов показали, что применение разработанных средств действительно способствует как формированию учебной деятельности, так и развитию индивидуальных качеств учащихся.

Практикум получил высокую оценку специалистов и экспертов. Он был включен каталог российский фонда компьютерных учебных программ, проект "Пилотные школы", а также получил рекомендацию министерства образования РФ к использованию в школе.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что выявление дидактических условий использования компьютерных технологий в начальной школе проводилось в рамках современных концепций, появившихся в науке совсем недавно (информатизация образования, проблемно-компьютерное обучение, педагогика индивидуальности). Кроме того, решение проблемы использования компьютерных технологий предлагается применительно к сложившимся условиям обучения в начальной школе.

Исследование охватывает конкретный круг проблем и имеет перспективы для дальнейшей экспериментальной деятельности. К ним можно отнести:

- расширение используемой номенклатуры учебных предметов (изучение естествознания, истории, иностранного языка и др.);

- разработку учебных пособий для учащихся (тетради ученика) для выполнения домашних заданий;

- расширение и углубление направлений исследований при развитии индивидуальности (интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая и другие сферы индивидуальности);

- более тщательное исследование последствий использования практикума при формировании предметных знаний и умений, а также развитии индивидуальности учащихся (создание компьютерных диагностических программ, тщательная регистрация и обработка экспериментальных данных на всем протяжении обучения в начальной школе, проведение исследований с большими группами, в разных школах, с привлечением психологов);

- организация обмена опытом использования практикума с другими регионами России (публикации в прессе, обмен мнениями, участие в научно-практических конференциях).

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Варченко, Виктор Иванович, 1998 год

1. Абрамова И.Г. Игротехнические приемы. СПб.; 1992. - 43 с.

2. Англо-русский словарь по вычислительной технике. М.: Русский язык, 1990. - 800 с.

3. Аникеева Н.П. Специфика игровой ситуации //Педагогика и психология игры. Новосибирск, 1985. С. 28-49.

4. Анисимов О.С. Развивающие игры и игротехника. Новгород, 1989. -178 с.

5. Белавина И. Психологические последствия компьютеризации детской игры //Информатика и образование. 1991. №№3-4.

6. Бублик С. Просто, как азбука //Компьютерра. 1996. №20.

7. Варченко В.И. "Радуга в компьютере" //Информатика и образование. 1994. №5.

8. Варченко В.И. ПМК "Радуга в компьютере". Руководство по эксплуатации. Методическое пособие. М.: КУДИЦ, 1995. - 112 с.

9. Варченко В.И. ПМК "Радуга в компьютере 2". Методическое пособие. - М.: КУДИЦ, 1996. - 68 с.

10. Варченко В.И. ПМК для начальной школы "Радуга в компьютере". Руководство по эксплуатации. Калининград: КГУ, 1995. - 36 с.

11. Варченко В.И. ПМК для начальной школы "Радуга в компью-'•I тере". Обучение грамоте и русский язык. Калининград: КГУ, 1995. - 44 с.

12. Варченко В.И. ПМК для начальной школы "Радуга в компьютере". Математика. Калининград: КГУ, 1995. - 32 с.

13. Варченко В.И. ПМК для начальной школы "Радуга в компьютере". Развивающие игры. Калининград: КГУ, 1995. - 32 с.

14. Васильев В.Н. Региональные аспекты информатизации непрерывного образования //Информатика и образование. 1996. №2.

15. Венгер JI.A., Марцинковская Т.Д., Венгер A.JI. Готов ли ваш ребенок к школе ? М.: Знание, 1994. - 192 с.

16. Временные санитарно-гигиенические нормы и правила (№5146-89) //Информатика и образование. 1990. №2.

17. Выготский JI.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -# М.; 1991.

18. Выготский J1.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966. N 6. С. 62-76.

19. Газман О.С. О понятии детской игры //Игра в педагогическом процессе. Новосибирск, 1989. - С. 3-10.

20. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычичлительным машинам и организация работы. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.2.542-96 //Информатика и образование. 1997. №4.

21. Гольцман М., Дуванов А., Зейдельман Я., Первин Ю. Арифметические исполнители //Информатика и образование. 1990. №6.

22. Горвиц Ю.М., Зворыгина Е.В. Психолого-педагогические основы использования ПМС "КИД/Малыш" //Информатика и образование. 1996. №№2-5.

23. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. //Информатика и образование. 1995. №6.

24. Гребенюк О.С. Общая педагогика. Калининград, 1996. - 106 с.

25. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград, 1995.-94 с.

26. Дворак Дж. 350 игр для IBM PC. Санкт-Петербург: Пергамент, 1994.-320 с.

27. Дворчик Ш. Василенки Ш. Мышка-Программышка в стране Информатике. М.: Радио и связь, 1990.

28. Джапаридзе М.А. О психологическом механизме дидактической игры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Тбилиси, 1982. - 24 с.

29. Дитрих А.К. и др. Почемучка. М.: Педагогика, 1990.

30. Егошина В.Е. Методика исследования мотивов учения (анализ проведенных экспериментов) //Начальная школа. 1995. №6.

31. Ершов А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре //Информатика и компьютерная грамотность. - М.: Наука, 1988.

32. Ершов А.П. Человек и машина. М.: Знание, 1985.

33. Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. М.: Просвещение, 1988. - 144 с.

34. Заварыкин В.М., Житомирский В.Г., Лапчик М.П. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1989.

35. Занько С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение. -М.; 1992.-270 с.

36. Зарецкий А.В., Труханов А.В. А я был в компьютерном городе. -М.: Просвещение, 1990. 102 с.

37. Зарецкий Д.В., Зарецкая З.А. Роль компьютера в управлении познавательной деятельностью младших школьников //Информатика и образование. 1997. №7.

38. Зарецкий Д.В., Зарецкая З.А. Компьютер твой друг: Книга для школьника 1 класса по курсу "Информационная культура" /Под ред. Ю.А.Первина. - М.: Дрофа. 1995.

39. Зарецкий Д.В., Зарецкая З.А., Горвиц Ю.М., Первин Ю.А. Модуль 1: Пособие для учителя. М.: Дрофа. 1995

40. Зарецкий Д.В., Зарецкая З.А., Первин Ю.А. Модуль 1 в курсе "Информационная культура" //Информатика и образование. 1996. №4.

41. Зворыгина Е.В. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольникам //Информатика и образование. 1990. №6.

42. Зениц Д. IBM или Macintosh?//"КомпьютерМэн". 1995. №12.

43. Зубченко А.А. IBM или Macintosh: есть ли выбор? //Информатика и образование. 1994. №1.

44. Ииеси Т. Япония. Строгие направляющие //Мир ПК. 1992. №9.

45. Калуа Р. Что такое игра ? //Курьер ЮНЕСКО. 1980, № 2. С. 6-7.

46. Каптелинин В.Н. Компьютеры в обучении: шведский путь //Информатика и образование. 1994. №5

47. Каракозов С.Д., Уваров А.Ю. Формирование навыка работы с клавиатурой //Информатика и образование. №2.1994.

48. Каталог программного обеспечения для школ. М.: КУДИЦ, 1995.30 с.

49. Кинелев В.Г. Политика в области образования и новые информационные технологии. Национальный доклад Российской федерации: II Международный когресс ЮНЕСКО //Информатика и образование. 1996. №5.

50. Коган Е.А., Первин Ю.А. Курс "Информационная культура" -региональный компонент школьного образования //Информатика и образование. 1995. №1.

51. Колдаева И.А., Пучков В.Г. ПМК "Буква потерялась". М.: КУДИЦ, 1991.-92 с.

52. Коменский Я.А. Великая дидактика //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. -М.: Просвещение, 1981. С. 80-162.

53. Компьютеризация образования (средства, методы, передовой опыт). Тематическая выставка. М/.ВДНХ, 1988. - 110 с.

54. Компьютерные учебные программы. Каталог. №2(7)/95. М.: ИНИНФО, 1995.- 108 с.

55. Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. Псков: ПОИПКРО, 1996.-240 с.

56. Кондрэк М. США. Проблемы школьной реформы //Мир ПК, 1992.9.

57. Концепция информатизации образования /Под редакцией А.П. Ершова. М.: КГНО СССР НИИ ВШ, 1988.

58. Концепция развития системы образования Калининградской области //Калининградская правда. 25 августа 1992 г. № 171.

59. Корнеев В.Д. Ассоциация "Информатизация образования Сибири" //Информатика и образование. 1997. №2.

60. Коряк Н.М., Гинзбург Я.С. Социально-психологические проблемы деловой игры //Педагогика и психология игры. -Новосибирск, 1985. -С. 50-62.

61. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т. 6. М.; 1959.

62. Крылова Е.С., Горячев А.В. Проект программы по информатике //Информатика и образование. 1996. №1.

63. Леонова Л.А., Изотова Т.А., Макарова Л.В. Персональный компьютер и здоровье детей. Результаты научного исследования //Информатика и образование. 1997. №3.

64. Ломко Е.Б. Развивающие игры фирмы "Никита" //Информатика и образование. 1993. №6.

65. Мамигонов В.Г., Мамигонова Т.А. Педагогические игры: содержание и возможности //Советская педагогика. 1981. N2. С. 96-104.

66. Маргулис Е.Д. Компьютерная игра в учебном процессе //Советская педагогика. 1989. N4. С. 15-20.

67. Марусева И.В., Патрушева М.В. Компьютерная игра: учим или играем? //Информатика и образование. 1997. №4.

68. Маслов А.Н. Для современной школы есть выбор //Информатика и образование. 1994. №4.

69. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. -М.; 1986.

70. Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И. Педагогические технологии развития мышления. Казань, 1993.

71. Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта //Социальная психология личности. М.; 1979.

72. Пармантье К. Информатика во французской школе //Информатика и образование. 1991. №2.

73. Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989. - 224 с.

74. Первин Ю.А. и др. Роботландия: Учебное пособие для учителя. -М.: НЦПСО, 1990.

75. Пиаже Ж. Избранные педагогические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 680 с.

76. Подласый И.П. Педагогика М.: Просвещение, 1996. - 632 с.

77. Полат Е., Литвинова А. Информационные технологии в зарубежной школе //Информатика и образование. 1991. №3.

78. Полилова Т.А., Колдаева И.А., Микаева З.Т. ПМК "Емеля". «М.: АО КУДИЦ, 1992.-60 с.

79. Просвиркин В.Н., Костылевская В.М., Данюшевская Т.И. Мето-^ дические рекомендации к экспериментальной программе по "Азбуке информатики" для младших классов //Информатика и образование, 1997. №7.

80. Просвиркин В.Н., Костылевская В.М., Данюшевская Т.И. Экспериментальная программа по "Азбуке информатики" для младших классов //Информатика и образование. 1997. №6.

81. Применение новых технологий в образовании: Материалы VII Международной конференции. Троицк: Фонд новых технологий в образовании "Байтик", 1996. - 232 с.

82. Проект Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область информатика //Информатика и образование. 1997. №1.

83. Проект "Пилотные школы" //Информатика и образование. 1990.5.

84. Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития. М.: Минобразования РФ, 1991. -78 с.

85. Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг, обучение, здоровье. М.: Просвещение, 1989. - 139 с.

86. Рыжов В.А., Трофимов С.В., Корниенко А.В. Методы динамической адаптации обучающих и тестовых систем. М.: РОСЦИО, 1992. - 24 с.

87. Система компьютерных программ для детей "КИД/Малыш". Каталог. М.: КИД, 1995. - 28 с.

88. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М.: Просвещение, 1993. - 96 с.

89. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. -М.;1979.

90. Тимофеев Е. Игровая энциклопедия ваша первая школа //Домашний компьютер. 1997. №2.

91. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.

92. Тихомирова Л.Ф. Басов А.В. Развитие логического мышления Ф детей. Ярославль: Гринго, 1996. - 240 с.

93. Ткаченко И.А. Сережа, Вовка, Зина и вычислительная машина. -Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1987.

94. Тюнникова С.М. Педагогические возможности дидактической игры и требования к ее организации. М.: АПНСССР, 1987. - 60 с.

95. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.451 с.

96. Фадеев С. Компьютерные игры и орфография //Информатика и образование. 1990. №1.

97. Философский энциклопедический словарь. М: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

98. Фролов М.И. Математика, физика и бейсик для детей. М.: ПК1. Алтай, 1993. -56 с.

99. Фролов М.И. Сказки дядюшки компьютера. М.: ПК Алтай, 1993.- 64 с.

100. Хантер Б. Мои ученики работает на компьютере. М.: Просвещение, 1989. - 224 с.

101. Христочевский С.А. Информатизация образования //Информатика и образование. 1994. №1.

102. Христочевский С.А. Информатизация школьного образования: почему так медленно? //Информатика и образование. 1997. №3.

103. Частиков А.П. От калькулятора до СУПЕР-ЭВМ. М.: Знание, 1988.-96 с.

104. Шепилов А. Три источника и три составные части безопасного компьютера //Компьютерра. 1996. №42.

105. Шляго А.Н. Содержание и педагогические функции курса информатики. (К разработке образовательных стандартов Санкт-Петербургской школы) //Информатика и образование. 1996. №2.

106. Шульман К. "Пилотные школы": год спустя //Информатика и образование. 1993. №1.304 с.

107. Cowler М., Hedley М., Robinson М.С. An Analysis of Young Children Learning Keyboarding Skills. BirminghamiUniversity of Alabama. Birmingham, School of Education, 1983.

108. Jackson Т.Н., Berg D. Elementary Keyboarding Is It Impotant? //The Computing Teacher. 1986.

109. Kisner E. Keyboarding Mustitin Tomorrow's World IIThe Computing Teacher. 1984.

110. Knapp L.P. Finding the Best Typing Tutorials //Classroom Computer Learning. 1984.

111. Lernsoftware. Katalog 1996. Cornelsen Software Gmbh Vertrieb.

112. Oksendahl W.J. Keyboard Literacy for Hawaii's Primari Children //Educational Horizont. 1972.

113. Отработка навыков нахождения соответствия между парами наборов символов (букв, цифр) по определенным признакам.1. Описание игры

114. На экране на фоне космического пейзажа выводятся две группы наборов символов. Каждому очередному набору из левой группы нужно указать соответствующий ему набор из правой группы.

115. Рис. 3. Экранная копия игры "Стыковка"

116. При неверном ответе указанный набор символов окрашивается в красный цвет и остается на своем месте до тех пор, пока не будет выбран требуемый набор.

117. В качестве наборов символов можно использовать отдельные буквы, цифры, слоги, слова, словосочетания.

118. Возможности изменения игры

119. Длительность игры (мин) количество минут, отводимое на завершение игры.

120. Установка разделителя(02) если "О", то при правильном ответе левое и правое слова (словосочетания) сливаются, если "1" - то между ними будет выведен пробел, если "2м - то тире.

121. Использование звука(01) если "1", то звуковые эффекты используются, если "О" - то нет.

122. Учет статистики(01) если "1", то статистические результаты игры будут записаны, если "О" - то нет.1. Дидактический материал

123. Максимальная длина названия игры 62 символа !

124. Максимальная длина одного набора символов в любой группе 30 символов !

125. Количество перекрестных ссылок (строк первой группы, соответствующих строке второй группы) -10 !

126. Количество наборов в одной группе не больше 10 !

127. При изучении тем "Слово", "Словосочетание", "Предложение", "Синонимы", "Антонимы" и т.п., для практического усвоения грамматической связи слов, начиная с первого класса.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.